Можно ли мужчине посетить женский монастырь
Это смотря кому. Женщине, конечно, будет приятней находиться в мужском монастыре. Там она будет центром внимания. А мужчине лучше находиться в женском монастыре. Там он как сыр в масле кататься будет. Но это, насколько я знаю, запрещено и монастрыри строго разделены по половому признаку. Если Вы спрашиваете с точки зрения обывателя, то скорей всего тут тоже самое. Женщине приятней посетить мужской монастырь и во время службы посмотреть на красивых монахов. А мужчине гораздо интереснее, когда его даже в богоугодных делах окружают монашки.
система выбрала этот ответ лучшим комментировать в избранное ссылка отблагодарить Ксюше нька [417K] 3 года назадМужчине приятней находится в женском монастыре, женщине в мужском, ибо и в том и ином варианте пред человеком рисуется прекраснейший непорочный, даже святой образ, либо женщины, если мы говорим о женском монастыре, либо мужчины, если речь идет о мужском монастыре.
Это по своему опыту.
Добавлю, что женские монастыри строже, в том числе и по послушницам, и прихожанам, про сестер - вообще не говорю. Эта строгость дает некую благодать. Точнее даже не строгость, а благочестивость.
Ещё один пункт. Женские монастыри - сама территория - словно, райский сад. Она очень прибрана, аккуратно, всё чисто, некоторые творческие сестры создают красивейший дизайн с искусственными водопадами, с обилием клумб.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Церковные правила и традиции, запрещающие пребывание в обителях лиц другого пола и детей
Церковь имеет свои основные законы, которыми должны руководствоваться и епископы, и клирики, и миряне; иначе будут разрушаться основы духовной жизни, упадет дисциплина и воцарится хаос. И епископы и клирики перед хиротонией дают клятвенное обещание свято соблюдать священные каноны. К сожалению, с конца XVII века в Русской Церкви в силу политических обстоятельств чувства соборности и верности канонам стали постепенно изгоняться из сознания народа и заменяться слепой покорностью начальству 1 . В результате Московский Патриархат постепенно превратился в Ведомство православного исповедания, подчиненное министру Двойного министерства 2 . Это имело печальные последствия в истории и дает о себе знать и в наше время. Многие забыли об обязательности и необходимости соблюдения канонов и, вместо них, стали руководствоваться различными мирскими соображениями, как будто не было совсем церковных Соборов и святоотеческих творений. Что удобно в той или иной ситуации, что более соответствует интересам правительства, то и полагается в основу церковной жизни.
Монастырские уставы в одинаковой степени распространяются и на мужские и на женские обители, независимо от содержания канонического определения. Для непреткновенного стяжания евангельского совершенства (что является целью монашеского жития) вместе с подвижничеством необходимо всеми возможными способами уклоняться от соблазнов. Уже самые первые монастыри (преподобного Пахомия Великого) ограждались стеной, чтобы как можно меньше сталкиваться с миром. Как в мужских, так и в женских обителях очень рано появляются правила, ограничивающие вход или пребывание внутри монастырской ограды посторонних лиц, поскольку сакраментальное, таинственное духовное делание возможно только в уединении. Внутри монастыря выделяется особая территория, предназначенная только для братии, а гостиницы для паломников строятся обязательно вне стен обители.
В мужском монастыре запрещается вход или пребывание любой женщины (замужней или незамужней, мирянки или монахини), независимо от возраста. Нарушающим этот запрет грозит отлучение, а игумену и вместе с ним начальствующим полагается епитимия 5 . Такое запрещение является общим, начиная от простого случая входа для посещения родственников монахов, или молитвы в храме в праздничный день, или совершение панихиды о почивших сродниках мужчинах, погребенных внутри монастыря. Не позволяется даже погребать женщин на территории мужского монастыря. В некоторых монастырях иногда делаются исключения, например всем разрешается присутствовать на богослужении в воскресный или другой праздничный день.
На Святую Гору Афон издревле запрещалось приезжать женщинам, а впоследствии и рабочий скот стали завозить туда только мужского пола.
Монастырские правила строго запрещают вход в обитель юного отрока, не имеющего бороды, даже если он является сыном, братом или другим родственником кому-либо из монахов. Строгие канонические прещения и наказания предписываются приведшему его, а также начальствующим в монастыре, если они знали о приходе отрока и не поспешили предотвратить его приход. Это запрещение общее, распространяющееся на любой случай введения за монастырскую ограду безбородого отрока, с целью обучения или исполнения каких-либо работ. Для отроков, желающих монашествовать, устанавливаются особые условия пребывания в монастыре. Еще со времени преподобного Пахомия Великого (с начала IV века) при монастырях устраивались школы для детей, но учащихся держали отдельно от монастырской братии, в особом корпусе-школе за оградой монастыря, под строгим наблюдением опытнейшего в духовной жизни старца.
Подобные правила имеются и для женских обителей. Запрещается входить и оставаться на ночлег внутри монастыря любому мужчине (женатому или неженатому, мирянину или монаху), независимо от его возраста, а также погребать мужчин в ограде монастыря. Исключения делаются в следующих случаях: 1) посещение один или два раза в год близкими родственниками; 2) посещение врачом столько времени, сколько необходимо для лечения; 3) пребывание священника для совершения литургии и других Таинств. Обычно иерей, старец преклонного возраста, останавливается в домике вблизи монастырских ворот; 4) посещение местным епископом для выполнения канонических пастырских обязанностей; 5) посещение мужчин для производства некоторых работ, которые не под силу монахиням по естественным причинам, например строительные и связанные с ними работы, погребение и тому подобное; 6) посещение мужчинами богослужения в праздничные дни.
Ниже приводятся некоторые цитаты на данную тему из авторитетных источников.
Безпреткновени бывайте и внешним, глаголет божественный апостол (1 Кор. 10, 32). Но пребывание жен в епископиях, или в монастырях, есть вина всякого соблазна. Сего ради, аще усмотрено будет, что кто-либо имеет рабу, или свободную в епископии, или в монастыре, поручая ей какое-либо служение, да подлежит таковый епитимии: закосневающий же в том, да будет извержен. Аще и случится женам быти в загородных домах, и восхощет епископ, или игумен путь творити тамо: то в присутствии епископа или игумена отнюдь никакого служения да не исправляет в то время жена: но да пребудет особо на ином месте, доколе последует отшествие епископа, или игумена, да не будет нарекания 6 .
Толкование Зонары: И третье правило Перваго Собора и пятое Шестаго ведут речь о сожительствующих женщинах. И это правило запрещает в епископии, или в мужском монастыре жить женщине, и повелевает подвергать епитимии того, кто держит для какого либо дела женщин в епископии, или в монастыре; а если не изгонит их, то посвященных лиц подвергает и извержению. Но правило хочет, чтобы и в загородные домы, где есть в услужении женщины, епископ или игумен приходили не иначе, как если оне удалятся в другое место, пока не возвратятся оттуда епископ, или игумен. Должно прочитать еще 19-е правило Анкирского Собора.
Толкование Аристина: Женщинам не должно пребывать в епископиях, или в монастырях. Итак, если кто дерзнет на это, да подвергнется епитимии, а если упорствует, да будет извержен. Но и там, где проходит мимо епископ, или игумен, ни одна женщина не должна служить и являться, но должна удаляться в особое место до отбытия.
Правило 20-е VII Вселенского Собора
Определяем не быти отныне монастырям двойным, потому что сие бывает соблазном и преткновением для многих. Аще же восхотят некие со сродниками отрещися от мира, и монашескому житию последовати, то мужам отходити в мужеский монастырь, а женам входити в женский монастырь: ибо сим благоугождается Бог. А обретающиеся доныне двойные монастыри, да будут управляемы по правилу святаго отца нашего Василия, и по заповеди его, законополагающей тако: да не живут во едином монастыре монахи и монахини: потому что соводворение дает посредство к прелюбодеянию. Да не имеет дерзновения монах с монахинею, или монахиня с монахом беседовати наедине. Да не спит монах в женском монастыре, и да не яст монахиня вместе с монахом наедине. И когда вещи потребныя для жизни, со стороны мужеской приносятся к монахиням: за вратами оныя да приемлет женскаго монастыря игумениа с некоею старою монахинею. Аще же случится, что монах пожелает видети некую родственницу: то в присутствии игумении с нею да беседует, не многими и краткими словами, и вскоре от нея да отходит 9 .
Правило 47-е VI Вселенского Собора
Ни жена в мужеском монастыре, ни муж в женском да не спит. Ибо верные должны быти чужды всякаго преткновения и соблазна, и благоучреждати жизнь свою сообразно с благоприличием и благоприступанием ко Господу (1 Кор. 7, 35). Аще же кто сие учинит, клирик ли, или мирянин: да будет отлучен 11 .
Глава 49. О святых честных монастырех о том соборный ответ по священным правилом:
А по келиам бы архимандриты и игумены, и строители, и соборные старци, и вся братиа молодых робят голоусых однолично не держали. А которому старцу невозможно будет без служащего быти немощи ради или старости, и архимандриты, и игумены бы посылали к тем старцом братию на службу, единаго или дву, или человека мирскаго в совершенном возрасту, имущаго браду, а голоусых бы робят отнудь в манастырех по келиам не держали и в келии бы приходити к собе не велели 12 .
А жонкам и девкам по келиам не ходити и в келии их не пускати. А у которых попов или у диаконов, или у чернецов увидят или вымут жонку или девку в келие, и тем попом и диаконом изверженым быти от священства по священным правилом, а простым чернецом отлученным быти от всякиа святыни по тем же священным правилом.
А робятом молодым по келиам не жити и по селом с архимандриты и с игумены, и з старцы не ездити 13 .
Глава 82. Ответ о том, что впредь чернецом и черницам в одном манастыре не жити:
Да на том же соборе прежде нас отцы по священным правилом уложили, что в одном манастыре черньцом и черницам не жити. И мы ныне по тем же священным правилом и по прежеуложенном соборе, что в монастырех жили в одном месте черньцы и черницы, а служили у них игумены, и вперед черньцом и черницам в одном манастыре не жити. А в котором манастыре учнут жити черньци, ино туто служити игумену, а черницам в том манастыре не жити. А в котором манастыре учнут жити черницы, ино у них служити попом белцом, а черньцом в том манастыре не жити 15 .
Из решений Первого Всероссийского съезда
монашествующих 1909 года
Вопрос 13-й. По вопросу о женской прислуге в мужских монастырях и мужчин в женских (сторожа, дворники и др.) постановлено, чтобы при монастырях не было в виде прислуги лиц другого пола, как то: прачек, коровниц и т. п.; в случае, где это невозможно избежать, в крайней необходимости, разрешить иметь коровниц самых благоговейных старушек, но ни под каким видом, молодых, и при условии, если скотский двор вдали от монастыря; прачек же не разрешается держать ни в каком случае, ибо неприлично иноческую одежду мыть женщинам. В монастыре же или около монастыря, в гостиницах монастырских жить и прислуживать женщинам воспретить безусловно под строгой ответственностью настоятеля со старшей братиею 16 .
Правило 11-е святого Никифора Исповедника,
патриарха Константинопольского
Не подобает инокиням входити во святый олтарь, ни вжигати свещю и кадило, и украшати и пометати 17 .
Правило 17-е святого Никифора Исповедника,
патриарха Константинопольского
Монаху дозволено оставить монастырь по трем причинам: 1) если игумен еретик, 2) если женщины (свободно) приходят в монастырь и 3) если дети мирян учатся в монастыре 18 .
Правило 23-е святого Никифора Исповедника,
Монахини не должны причащаться у молодого монаха-пресвитера, когда таковый служит и причащает 19 .
Из правил преподобного Антония Великого
4. С отроком и юношей остерегайся начинать беседы, или устанавливать знакомство.
10. Женщине к себе подходить не позволяй, и не допускай, чтобы она вступала в твое жилище.
11. Родственников твоих не посещай, и не позволяй, чтобы они взирали на тебя, и не приходи к ним.
16. С отроком не говори никогда, поскольку он будет тебе в преткновение.
28. Церковь, в которую приходит множество людей, не посещай 20 .
Из устава святителя Василия Великого
Посему надобно всего больше избегать бесед и свиданий с женщинами, если не принуждает к свиданию неминуемая какая нибудь необходимость. Да и при встретившейся необходимости надобно как можно скорее поспешить расходиться с ними.
А если кто говорит, что от свидания и долгаго сожительства с женщинами не терпит вреда; то он или не имеет в себе мужской природы. или если имеет, то будучи погружен в страсти, не чувствует сего по подобию упившихся, или сумашедших, которые в самых тяжких страданиях почитают себя нестраждущими. Но уступим слову, чуждому всякого разума, а именно, будто иный не уязвляется мужскою страстью. Если сам он и не подлежит уязвлению, то не легко ему уверить других, что точно неуязвим. А соблазнять многих, не имея при сем в виду никакого добраго дела, почитаю небезопасным для поступающаго так. При том должно принять во внимание и другое нечто, а именно: хотя мужчина и не терпит вреда от помыслов, но не будет уже спорить с ними в разсуждении женщины, что она также изъята от телесных страстей. Напротив того, будучи слаба разсудком и склоннее к страсти, она нередко терпит уже некоторый вред от того, кто неосторожно имел с нею свидание. И кто сам не уязвляется, тот часто уязвляет, хотя и не знает того. Женщина, часто приходя к подвижнику под видом духовной любви, начинает впивать в себя грех посредством очей, похотливыми глазами пожирать наружность ближняго и нечистыми помыслами растлевать внутреннюю деву. 21
Из жития преподобного Саввы Освященного
Из завещания преподобного Феодора Студита
Отрекись совершенно женскаго пола, не имей скота женскаго рода для необходимых работ, ни в обители, ни на полях; ибо и из преподобных и Святых Отцев наших, никто сего не делал, и по самой природе это противно (монашескому образу жизни) 23 .
Не отворяй ворот обители для входа женщин, кроме великой нужды. Не имей по пристрастию в келлии твоей учеником юношу, но принимай услужение от лица, не подающего повода к соблазну 24 .
Из устава преподобного Ефросина Псковского, чудотворца
Из устава преподобного Иосифа Волоцкого
Подскажите, можно ли мужчинам посещать женский монастырь?
Лучше этого не делать, как и женщинам мужских монастырей (Афонские, например).
Остальные ответы
Только священник может, чтобы совершить там церковную службу.
да вы сами в гости приходите, выходить из него можно по любому
Только по ночам подкупив сторожиху.
только в качестве сторожа винного погреба :)
Ходить на службы - можно.
Можно, но только в платье, рясе тоесть.
Разумеется! Только это специальные женские монастыри, называются борделями.
Да, конечно.
На экскурсию можно.
Только скопцам.
это вы так себя предлогаете?
понимаете ли, милая леди, я ни коим образом не хочу никого обидеть, но монашествующие ныне -это женщины пенсионного и предпенсионного возраста, а учитывая кобелимость некоторых особей мужицкого пола, поверьте, эти женщины не возбудят, а наставят на путь истинный. так что вторые пусть без стеснений ходят
Я вот никогда не наблюдал наличие запрещающих знаков (специальных, для мужчин) над входом в женский монастырь. Ну там человек с ярко выраженными мужскими признаками в перечёркнутом красном круге или "кирпич" с пояснением - ДЛЯ МУЖЧИН.
Вообще, согласно конституционным нормам, можно. Но не рекомендуется, ибо психические аберрации заразны.
Можно ли мужчинам посещать женский монастырь? Жить там какое-то время, чтобы молиться?
Посещать можно. А вот жить -
47. Ни жена в мужском монастыре, ни муж в женском да не спит. Ибо верные должны быть чужды всякого преткновения и соблазна, и благоучреждать жизнь свою сообразно с благоприличием и благоприступанием ко Господу (1 Кор. 7:35). Если же кто сие учинит, клирик ли, или мирянин: да будет отлучен.
Источник: Правила Шестого Вселенского Собора.
Остальные ответы
Поверьте, там нет красивых и дающих монашек такое только в фильмах бывает.
Да ))) Молиться ))) Целыми ночами )))
Конечно можно, но кто детей нянчить будет и кому онй, папа, станут говорить
Живите и молитесь. Только на естественное продолжение рода наложено Табу.
Можно ли мужчине уйти в женский монастырь?
Юморист что ли? Тут какая тема-то. Ты, видимо недопонял чего спросил. :))
Во-первых, реально не везде тебя вообще пустят. Тут переодетым шпионом в монашку надо будет проходить, как в кино :)) Но все это ерунда. Самое страшное, это если ТЕБЯ ПУСТЯТ. специально пустят, под предлогом благотворительности. ну, умираешь ты от холода и годода. потом приживешься там. набожным окажешься. мужская помощь.. чего-то починить, тяжесть поднять. и так далее. И . тебя оставят как бы официально. Тогда все. тебе конец, дорогой. :)))
Кроме шуток. Тебя там просто затрахают чисто физически в самом что ни на есть сексуальном плане. Официально все будет пристойно. Но неофициально там будет очередь на тебя. и чем больше монашек, тем короче твоя жизнь. Это не ха-ха, а реальность, если, оно, конечно, ты не владеешь всякими даосскими техниками. ну, там воздержание от эякуляции и прочим. Тогда еще поживешь. Но если ты простой обычнейший парень, который только думает, что умеет трахать женщин. то тебе там настанет конец. От 2 недель до 2 месяцев. :))) Хочешь умереть таким образом? :))))))))))))
Можно ли мужчине жить в женском монастыре на послушании?
Мир вам. По статусу РПЦ- можно всё, есть смешные- т. е. смешанные мужские и женские и чего там я не насмотрелся- смех и срам. Это не для того что-бы оговорить или хулить,моностырь это тюрьма для души, посмотрите в ранние времена куда людей заточали? В моностырь подальше от света и глаз, а монах был надзирателем и денежку получали за эту услугу главы и смотрители сего учреждения, а то земельку или деревеньку с холопами. Вот так они и жировали превращая свои амбиции в богатство, так БОГ велел. После вертикали власти и богатству государственности, это вторая власть по богатству и оболваниванию людей. Да в жизни людей должен быть БОГ, но не тот которого даёт тёмные силы и дьявол. Ибо от света человек не должен закрываться и искать в темноте свет, а жить под небом БОЖЬИМ и жить в СВЕТЕ учиться жизни не замыкаясь а открыто и честно, служить БОГУ , а не человекам и ихним планам. Амэн.
Можно ли попасть мужчине в женский монастырь?
Думаю, это зависит от религии, строгости устоев в монастыре, а также от дальности его расположения от мирской жизни.
Это раньше в старину монахини сами сухостой на дрова в лесу собирали, чтобы печь топить.
А сегодня цивилизация - электрики, механики и прочие профессионалы нужны, чтобы в монастыре вся техника и оборудование исправно работало. А трудятся в этих профессиях в основном мужчины.
насчёт переодеваний - в кино показывали подобные картины комедийного плана.
А в реальной жизни, думаю, адекватные мужчины вряд ли будут устраивать клоунаду с переодеванием.
Если только зек какой-нибудь или тот, кто в розыске, сбежал. Да и то недолго он в женской рясе походит. А если некую крамолу интимную предположить, да простят мои буквы верующие люди. Думаю, в мирской жизни женщин, желающих интима, гораздо больше. На кой ляд мужику к монахиням лезть? Монашка после такого без крыши над головой останется. Вряд ли подобный ловелас возьмет к себе на постоянное проживание изгнанницу из монастыря за 5 секунд удовольствия.
Правила поведения в монастыре
Известна любовь православного народа к монастырям. В каждом из них, кроме насельников, есть трудники, паломники, приезжающие для того, чтобы укрепиться в вере, благочестии, поработать во славу Божию над восстановлением или благоустройством обители. В монастыре более строгая дисциплина, чем на приходе. И хотя промахи новопришедших обычно прощаются, покрываются любовью, желательно ехать в монастырь, уже зная начатки монастырских правил.
Духовно-административное устройство монастыря
Возглавляет монастырь священноархимандрит – правящий архиерей или (если монастырь ставропигиальный) сам Патриарх. Однако непосредственно управляет монастырем наместник (это может быть архимандрит, игумен, иеромонах). В древности он назывался строителем, или игуменом. Женский монастырь управляется игуменией.
Ввиду необходимости четкой отлаженности монастырской жизни (а монашество – это духовный путь, выверенный и отшлифованный вековой практикой) в монастыре каждый несет определенное послушание. Первый помощник и заместитель наместника – благочинный. В его ведении все богослужение, выполнение уставных требований. Именно к нему обычно направляют по вопросу размещения приезжающих в монастырь паломников.
Важное место в монастыре принадлежит духовнику, который духовно окормляет братию. Причем это не обязательно должен быть старец (как в смысле возраста, так и в смысле духовных дарований).
Из опытных братий выбираются: казначей (отвечает за хранение и распределение с благословения наместника пожертвований), ризничий (отвечает за благолепие храма, облачений, утвари, хранение богослужебных книг), эконом (отвечает за хозяйственную жизнь монастыря, ведает послушаниями приехавших в монастырь трудников), келарь (отвечает за хранение и заготовку продуктов), гостиничный (отвечает за размещение и проживание гостей монастыря) и другие.
В женских монастырях эти послушания несут насельницы монастыря, за исключением духовника, который назначается архиереем из числа опытных и обычно пожилых монахов.
Обращение к монахам
Для того чтобы верно обратиться к насельнику (насельнице) монастыря, необходимо знать, что в обителях есть послушники (послушницы), рясофорные монахи (монахини), мантийные монахи (монахини), схимонахи (схимонахини). В мужском монастыре часть монахов имеет священный сан (служат диаконами, священниками).
Обращение в монастырях выглядит следующим образом.
В мужском монастыре. К наместнику можно обратиться с указанием его должности («отец наместник, благословите») или с употреблением имени («отец Никон, благословите»), возможно и просто «батюшка» (употребляется редко). В официальной обстановке: «Ваше Высокопреподобие» (если наместник – архимандрит или игумен) или «Ваше Преподобие» (если иеромонах). В третьем лице говорят: «отец наместник», «отец Гавриил».
К благочинному обращаются: с указанием должности («отец благочинный»), с добавлением имени («отец Павел»), «батюшка». В третьем лице: «отец благочинный» («обратитесь к отцу благочинному») или «отец… (имя)».
К духовнику обращаются: с употреблением имени («отец Иоанн») или просто «батюшка». В третьем лице: «что посоветует духовник», «что скажет отец Иоанн».
Если эконом, ризничий, казначей, келарь имеют священнический сан, к ним можно обратиться «батюшка» и спросить благословения. Если они не рукоположены, но имеют постриг, говорят: «отец эконом», «отец казначей».
Иеромонаху, игумену, архимандриту можно сказать: «отец… (имя)», «батюшка».
К монаху, имеющему постриг, обращаются: «отец», к послушнику – «брат» (если послушник в преклонном возрасте – «отец»). В обращении к схимникам, если употребляется сан, добавляется приставка «схи» – например: «Прошу ваших молитв, отец схиархимандрит».
В женском монастыре. Игумения, в отличие от монахинь, носит золотой наперсный крест и имеет право благословлять. У нее поэтому просят благословения, обращаясь таким образом: «мать игумения»; или с употреблением имени: «мать Варвара», «матушка Николая» или просто «матушка». (В женском монастыре слово «матушка» относится только к игумении. Поэтому, если говорят: «Так считает матушка», подразумевают игумению.)
В обращении к монахиням говорят: «мать Евлампия», «мать Серафима», но в конкретной ситуации можно просто «матушка». К послушницам обращаются: «сестра» (в случае преклонного возраста послушницы возможно обращение «матушка»).
О монастырских правилах
Монастырь – это особый мир. И нужно время, чтобы усвоить правила монашеского общежития. Для мирян укажем лишь на самое необходимое, что нужно соблюдать в монастыре при паломничестве. Придя в монастырь паломником или трудником, помните, что в монастыре на все испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют.
Из монастыря без благословения выходить нельзя.
Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т.п.).
Разговоры ведут только о духовном, не вспоминают про мирскую жизнь, не поучают друг друга, но знают только два слова: «прости» и «благослови».
Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна, употребляют пищу только на общей трапезе.
Не ходят в чужие кельи, кроме случаев, когда бывают посланы настоятелем. При входе в келью творят вслух молитву: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас» (в женском монастыре: «Молитвами святых матерей наших…»). Не входят в келью, покуда не услышат из-за двери: «Аминь».
Избегают вольного обращения, смеха, шуток.
При работе на послушаниях стараются щадить немощного, который работает рядом, любовью покрывая погрешности в его работе.
При взаимной встрече приветствуют друг друга поклонами и словами: «Спасайся, брат (сестра)»; а другой отвечает на это: «Спаси Господи». В отличие от мира, за руку друг друга не берут.
Садясь за стол в трапезной, соблюдают порядок старшинства. На молитву, которую творит подающий пищу, отвечают: «Аминь», за столом молчат и внимают чтению.
К богослужению не опаздывают, разве только при занятости на послушании.
Оскорбления, встречающиеся на общих послушаниях, переносят смиренно, приобретая тем опытность в духовной жизни и любовь к братии.
Если человек приехал в монастырь, он уже проявил интерес к Церкви
Паломническое послушание – неотъемлемая часть монастырской жизни большинства известных обителей Русской Православной Церкви. Не является исключением и Оптина пустынь. Как в прошлые столетия, так и теперь, духовная жизнь для многих людей начинается именно с поездки в монастырь. Думается, что и сегодня среди тех, кто приезжает в монастыри в качестве паломников, есть и будущие монахи. Что включает в себя паломническое послушание в Оптиной? О чем рассказывают монахи-экскурсоводы приезжающим в монастырь гостям? Есть ли старцы в современных обителях и у кого можно получить духовный совет? На эти и другие вопросы порталу «Монастырский вестник» ответил ответственный за паломническую службу, игумен Лаврентий (Балаев).
Отец Лаврентий, до начала пандемии коронавирусной инфекции много ли бывало в монастыре паломников и насколько их число сократилось сейчас?
Мы постоянно ощущаем повышенный интерес к своему монастырю. Сравнивая показатели летних месяцев 2019 и 2020 годов, я могу сказать, что число паломников не только не сократилось, но мы даже наблюдали его небольшой прирост. Правда, стало меньше экскурсионных групп. Паломники сейчас приезжают в нашу обитель в основном частным образом. Но работы у экскурсионной службы не уменьшилось, чему мы очень рады. Люди, которые приезжают в монастырь первый раз, хотят узнать побольше об Оптиной пустыни, ее старцах, святынях, истории, заказывают экскурсии, и наша задача – помочь им в этом.
Из каких краев теперь приезжают паломники в Оптину пустынь?
Раньше люди приезжали из самых разных уголков земного шара. Сейчас, в основном из Москвы и Московской области, поскольку не во всех регионах нашей страны спокойная эпидемиологическая обстановка. До пандемии приезжали группы со всей России, из Сербии, Германии, Франции и даже Австралии, ну, и, конечно, из Белоруссии и с Украины. Причем с Украины паломники приезжали даже в самые трудные времена. Украинцы – вообще народ благочестивый. Они очень трепетно относятся к богослужениям, посещению храмов и молитве… А еще недавно к нам приезжали студенты из Индонезии. От них я узнал, например, что в нашем экзархате там действуют около 60 православных церквей.
Достаточно ли гостиниц и трапезных в монастыре, чтобы принимать большой поток паломников?
Положа руку на сердце, не могу сказать, что в самом монастыре ресурсов достаточно. С размещением и питанием нам помогают близлежащие гостиницы. В нашей обители, конечно, есть места для проживания и трапезные, но, чтобы принять весь поток паломников, жилья и мест общественного питания должно быть гораздо больше. Однако монастырь не ставит перед собой цель удовлетворять любые потребности приезжающих к нам людей. Главное, что Оптина открыта для общения. Паломники в большом количестве приходят на исповедь. У многих знакомство с монастырем происходит после беседы с батюшками, которые тоже являются носителями оптинского духа. Самое важное, что люди посещают богослужения, где уже Сам Господь беседует со всеми нами.
Для общения с паломниками нужны любовь и желание разговаривать с людьми на духовные темы
Нашу жизнь можно условно разделить на периоды «до пандемии» и «после». Скажите, а до пандемии не жаловались ли братия на дискомфорт, который причиняют паломники насельникам монастыря, отвлекая монахов от молитвенного делания?
В Оптиной пустыни наша жизнь организована таким образом, чтобы паломники не мешали братии. Братская территория отделена от тех мест, которые доступны мирянам. Братия, которые несут послушания, связанные с приемом гостей, обычно дежурят в храме или трудятся за свечным ящиком. На богослужении насельники монастыря тоже молятся в «своем пространстве», отдельно от мирян. Болезненного напряжения или ропота за собой или братией по этому поводу я не замечал. Более того, монахи с интересом воспринимают работу в экскурсионной службе. Они сами хотят лучше узнавать историю монастыря и знакомить с нею других людей. Тех, кто не хочет этим заниматься, священноначалие и не принуждает к такому послушанию. С кислым выражением лица можно заниматься, наверное, почти всем, кроме общения с людьми. Для проведения экскурсий нужны любовь и желание разговаривать с народом на духовные темы. Ведь это не только работа со словом, но и с душами. В глазах людей экскурсовод видит отношение паломников к тому, о чем он говорит, и к тому, как он сам живет. Некоторые наши экскурсоводы даже замечали, что усталость после общения с паломниками кажется незначительной по сравнению с той радостью, которая наполняет душу.
Для многих людей духовная жизнь началась с паломничества в Оптину пустынь. В связи с этим хочется спросить, каким образом Вы подбираете экскурсоводов?
Здесь опять же, отправной точкой служит любовь к Богу и людям. Меня впервые попросили провести экскурсию, когда я был послушником в монастырской трапезной. И уже тогда я понял, что самый главный секрет – это благословение наместника. Все наши экскурсоводы в этом абсолютно уверены, потому что в святом послушании помогает Сам Господь. Я всегда говорю тому, кто проводит экскурсию, что, если вдруг ему будет уж слишком трудно разговориться, то наши паломники обязательно придут на помощь – зададут интересный вопрос, сами подскажут какую-то тему. Ведь нет никакой нужды в том, чтобы донести до слушателя сухую информацию, исторические сведения и даты. Паломники должны увидеть в глазах насельника монастыря веру и жизнь по вере. Только тогда они могут захотеть жить духовной жизнью, когда увидят достойный пример для подражания. Из этого принципа мы и исходим. А у нас практически все братья стремятся к чистоте жизни, и не заметить этого стремления невозможно.
Какие вопросы чаще всего задают Вам паломники во время экскурсий?
Сейчас спектр вопросов сильно изменился. Возможно, это связано с тем, что я и сам поменялся. Я – священник, с крестом, в рясе, и наиболее часто задаваемые вопросы так или иначе связаны с тем, как человеку построить свою духовную жизнь. Другими словами, как сделать, чтобы Господь Бог вошел в жизнь человека? Обычно после подобных вопросов наш разговор превращается в беседу духовно-нравственного содержания. Я всегда стараюсь подкреплять свои ответы примерами из жизни Оптинских старцев.
В одной из книжек, изданной в 1990-е годы, я прочитал такую притчу. Язычник принял на работу верующего человека с условием, что тот ни слова не будет говорить ему о религии. Через год сам работодатель пришел со слезами на глазах к этому сотруднику, умоляя помочь ему стать христианином. На этом примере можно убедиться в том, что задача православных людей – собственной жизнью свидетельствовать всему миру о том, что с нами Бог, чтобы люди захотели жить, как мы. Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам писал: Всем бых вся, да всяко некия спасу (1 Кор. 9: 22).
И еще наши экскурсоводы знают, что в беседах с паломниками очень важен индивидуальный подход, поскольку у разных людей разные потребности. На исповеди часто люди удивляются, когда я задаю вопрос, кто человек по специальности. Но ведь совершенно разные акценты приходится расставлять, в зависимости от того, кто к тебе пришел: инженер, космонавт, военный или домохозяйка. Работа – это отражение жизни человека.
Как братия монастыря реагирует, когда в монастырь приходят паломники вызывающего вида – в открытой одежде, с татуировками на теле или излишне экстравагантными прическами.
В таких ситуациях, конечно же, надо проявлять терпение, снисхождение и любовь. Невозможно без любви воспитать человека. По моему мнению, если люди пришли в монастырь, это означает, что у них есть желание услышать истину. Если они зайдут в монастырь в неподходящей одежде и им никто ничего не скажет, то они могут это неправильно истолковать. На моей памяти было немало случаев, когда человек приходил на исповедь в неподобающем виде, но после разговора со священником осознавал, что это неправильно. Но, опять же, замечания надо делать терпеливо и в мягкой форме.
Что касается открытой одежды, то раньше на вахте у нас стояли монахи, и не было необходимости предлагать паломникам какую-то дополнительную одежду – люди сами понимали, в каком виде следует приходить в монастырь. Сейчас на Святых вратах человеку в открытой одежде выдают специальные накидочки, которые мы стараемся содержать в надлежащем состоянии.
О чем экскурсоводы рассказывают гостям Оптиной?
В первую очередь, мы стараемся познакомить экскурсантов с историей монастыря: рассказываем о зарождении и развитии Оптиной. Ведь сначала это был заштатный монастырек, но после своего визита в Оптину, митрополит Платон (Левшин) (†11 (23) ноября 1812) пригласил сюда монахов, и именно с этого момента начинается расцвет обители. Наибольший подъем монастырь пережил в периоды настоятельства игумена Авраамия († 14 (27) января 1817) и преподобного Моисея Оптинского († 16 (29) июня 1862).
Центральная часть рассказа – это жизнеописание преподобных Оптинских старцев и их поучения. Чтобы люди почувствовали дух каждого из них, мы зачитываем выдержки из писем прпп. Амвросия, Макария, Льва Оптинских, посвященные разным проблемам. Далее мы рассказываем о периоде закрытия Оптиной пустыни после Октябрьской революции 1917 года. Мы внимательно изучали вопрос, связанный с дальнейшей жизнью насельников монастыря, подробно интересовались, где и как они закончили свои дни. Затем переходим к теме возрождения обители и современной жизни монастыря. Практически всегда наш рассказ перемежается вопросами духовно-нравственного характера. Почти не бывает экскурсий, содержащих лишь сухую информацию. Паломники обязательно задают вопросы, которые превращают познавательный рассказ монаха-экскурсовода в духовную беседу.
Духовная жизнь человека часто начинается с паломничества в монастырь
Надо ли, на Ваш взгляд, как-то готовиться к паломнической поездке в монастырь? Что бы Вы посоветовали почитать или сделать человеку, который собирается посетить Оптину, в качестве подготовки к паломничеству?
Из Москвы приехать в Оптину пустынь можно с паломническим автобусом, который отправляется каждую субботу от монастырского подворья. Поездки также организуют многие паломнические службы. Но есть люди, которым больше нравится путешествовать самостоятельно. Какой способ Вы назвали бы наиболее правильным для оптинского паломника?
Мы принимаем всех, кто приезжает вне зависимости от того, каким способом люди к нам добираются. Одинаково радушно и добросовестно мы проводим как групповые, так и индивидуальные экскурсии. Наиболее простой способ попасть в обитель – приехать с группой от своего храма. Вообще в духовной жизни, помимо молитвенного делания, очень важно вымолить у Бога храм или монастырь, приход которого стал бы для верующего человека своим. Быть постоянным прихожанином какого-то конкретного храма очень важно для христианина. Ведь в паломничество не получится ездить каждую неделю, а на приходе батюшка обязательно даст человеку какое-нибудь поручение. Например, привлечет к совместной подготовке праздников, уборке храма, поездкам. Человек начинает участвовать в делах прихода, и постепенно становится полноценным членом Церкви. Лично мне в свое время это очень нравилось – ведь это и есть духовное развитие.
На Оптинском сайте в разделе «Паломничество» подробно описаны все возможные способы паломнических поездок: на общественном транспорте – с какого вокзала по какому расписанию ходит автобус или поезд, по какой трассе надо ехать на личном транспорте. Указаны номера телефонов гостиниц для предварительного бронирования номеров, телефон паломнической службы для заказа экскурсий. Мы рады всем.
Есть ли в числе братии те, кто начал свой монашеский путь с паломничества в Оптину пустынь?
Не могу сказать, что таких монахов много, но они есть. Многие из оптинской братии познакомились с духовной жизнью, посетив тот или иной монастырь. Именно так порой и зарождается желание быть церковным человеком. Люди начинают читать святых отцов, чаще приезжать в обитель. Затем периоды пребывания в монастыре увеличиваются. Так что польза от паломничества, безусловно, есть. Это одно из обязательных направлений деятельности Церкви, которое надо развивать.
Я всегда стараюсь советовать людям посещать святые места, даже в случае, если они едут в отпуск на курорт. Помню, как-то я попросил одного человека, который ехал в Грецию, привезти мне что-нибудь на память из кафедрального собора Димитрия Солунского в Салониках, поскольку этот человек, как я думал, должен был находиться где-то неподалеку. Когда же он вернулся, рассказал, что его путь туда от места, где он отдыхал, составил более 300 километров. Но, пообещав привезти мне сувенир, мой знакомый считал важным выполнить обещание. Для паломничества он выбрал пасмурный день, в дороге очень устал, но был весьма впечатлен и о поездке не пожалел.
Так что, если человек, находясь на отдыхе, посетит святое место, это добавит ему приятных воспоминаний о проведенном времени.
Мы придаем очень большое значение паломническому движению. Ведь порой человек заходит в храм только для того, чтобы поставить свечку или написать записки. Но если мы предложим ему наш буклетик о паломничестве в Оптину, то есть надежда, что в следующий раз его знакомство с монастырем, а значит, и с Церковью, будет более глубоким. Еще раз повторю: если человек к нам приехал – это означает, что он уже проявил интерес к церковной жизни, и не ответить ему было бы неправильно.
Фото: Владимир Ходаков
В материале также использованы снимки из архива Оптиной пустыни
Читайте также: