Милана федорова пермь экскурсии
2 июня начался фестиваль "Живая Пермь", и в городе появились стенды с весёлыми разноцветными ленточками.
Если вы видите такой стенд, значит, где-то поблизости фестивальная площадка "Живой Перми".
Одна из площадок - Театральный сквер.
Здесь проходят бесплатные литературные экскурсии, которые организует Турбюро "Краевед".
Экскурсии начинаются в 12.00, 13.00, 14.00, 15.00, 16.00 и 17.00 у памятника В.И. Ленину.
Автор и экскурсовод Фёдорова Милана.
Подробное расписание под катом
Информация об этом журнале
- Цена размещения 100 жетонов
- Социальный капитал 790
- В друзьях у 1 087
- Длительность 24 часа
- Минимальная ставка 100 жетонов
На экскурсии за кулисами Пермского академического театра оперы и балета я была уже раз десять. В пятницу идти не планировала, хотела просто встретить очередную группу, передать в руки экскурсоводу и бежать дальше, но. Галина Николаевна Силина начала рассказ, и я снова не смогла оторваться. Есть экскурсоводы, которых можно слушать бесконечно. Так, с Миланой Фёдоровой я раз по пять гуляла в "Дебрях Разгуляя" и по "Театральному скверу", ради "Пастернаковских" экскурсий Анастасии Фирсовой готова отложить поездку на дачу, а с Галиной Николаевной по театру могу бродить часами.
Ещё несколько картинок
( Под катомСвернуть )
А неподалёку, в сквере на Сибирской, обнаружились вот такие интересные урны
( Фото под катомСвернуть )
О памятнике светофору на улице Кирова (теперь Пермской) я уже писала. Но недавно наш любимый экскурсовод Милана рассказала мне, что специально для экскурсантов "Краеведа" светофор включают. Пришлось съездить на экскурсию с одной из групп. Действительно, включают.
( Фото под катомСвернуть )
А это наши экскурсанты поднимаются на мост, чтобы посмотреть на вокзал, пути, семафор, шлагбаум, вагоны и тупик (экскурсия была посвящена дорогам, в том числе и железным)
( Фото под катомСвернуть )
А по этой ссылке - график литературных экскурсий на фестивале "Живая Пермь": http://kraeved-perm.ru/index.php?id=zp (экскурсии традиционно, то есть не первый год, проводят экскурсоводы Туристического бюро "Краевед").
Ой. Оказывается, "Краеведу" 2 июня исполнилось 2 года. А я и забыла.
Во-первых, хочу сказать, что с командой "Репейника" очень приятно сотрудничать. Работа над книгой была интересной и полезной, надеюсь, для обеих сторон.
Во-вторых, мне очень понравился результат: удобный формат, классная деталь - закладка, хорошая навигация, есть памятки для туристов, таблица расстояний между городами, таблица расстояний до объектов, описанных в путеводителе, карта-схема Пермского края с достопримечательностями, алфавитный указатель и ещё много всего.
В книге шесть разделов, в каждом выделены "группы" достопримечательностей:
1. "Пермь" - архитектура, храмы, памятники, музеи, театры, парки, рестораны и кафе.
2. "Природа" - парки, горы, скалы, пещеры, водопады, озёра.
3. "Сплавы".
4. "Культура" - города, сёла, музеи, религия, индустрия.
5. "События"
6. "Активный отдых" - горнолыжные центры, базы отдыха, санатории.
Интересные статьи (спасибо авторам), написанные нормальным человеческим языком (спасибо редактору), сопровождаются качественными, на мой взгляд, фотографиями, даётся описание дороги до объекта и, если необходимо, его координаты. Указаны адреса, телефоны и время работы музеев, кафе, гостиниц.
Начала читать путеводитель (собственные статьи пропускаю, начиталась), уже узнала много нового, дополнила личный список "Посетить", перекраиваю планы на лето.
В целом, получилась добротная такая энциклопедия для путешественника и увлекательное чтиво для домоседа. Да и подарить эту книгу не стыдно. Но я свои книжечки дарить не буду, нет, тут "на почитать" уже очередь, не до подарков
В-третьих, минутка тщеславия всё-таки приятно видеть рекламу "Краеведа" на первых страницах, рядом читать благодарности в свой адрес, а в списке авторов найти свою фамилию. Там же, кстати, замечен pagemakeroff , а в списке фотографов - kasimys . Хорошая компания.
Ну и ещё о работе. Только вчера мы (Туристическое бюро "Краевед") открыли сезон летних экскурсий из "Коллекции прогулок по Перми", а уже сегодня побили очередной рекорд по количеству экскурсантов - на прогулке "Пермский лексикон" побывали 50 человек. И ещё примерно столько же было случайно охвачено по пути )))
Наш любимый технически подкованный экскурсовод Милана Фёдорова в таких случаях использует специальную гарнитуру, поэтому, надеюсь, всем всё хорошо было слышно.
В общем, я и так всю жизнь занималась только тем, что нравится, а последние несколько лет все свои работы (в смысле, виды деятельности) просто обожаю. Чего и вам желаю ))
Эпизод 4. Администрация Перми и Пермская городская дума (Ленина, 23)
Следующий наш пункт — здание по адресу Ленина, 23. В XIX веке здесь располагалась губернская казенная палата, сегодня — городская администрация и дума.
— Для 1990-х годов это вариант был ничего. Сегодня, конечно же, уже нет. Объект выглядит архаичным, — так комментирует возможность переезда сюда галереи Владимир Береснев.
Краевед Владимир Гладышев, в свою очередь, обращает внимание на стилевое разнообразие здания.
— Оно построено в разных стилях в разное время. И это разностилие не удалось спрятать. Даже когда мы поднимаемся по главной лестнице на третий этаж, то вынуждены пригибать голову. Два этажа к зданию были достроены в 1930-е годы, то есть архитекторам не удалось нормально продолжить дело, начатое Турчевичем.
Коллекция прогулок по Перми
Экскурсии для сборных групп проходят с середины мая до середины сентября (следите за графиком на нашем сайте).
Продолжительность экскурсии 1,5-2 часа. Стоимость — 200 руб. с человека
Запись по телефону: + 7 912 882 60 50
Автор проекта «Коллекция прогулок по Перми» и экскурсовод: Фёдорова Милана
Коллекция прогулок по Перми
«Пермь советская». Место встречи: у ДК им. Солдатова (Комсомольский проспект, 79).
«Античный след в Перми». Место встречи: у ротонды в парке им. Горького.
«Пермский художественный авангард». Место встречи: пересечение Комсомольского проспекта и улицы Ленина со стороны академии живописи, ваяния и зодчества.
«История банков в Перми». Место встречи: у памятника Б. Пастернаку в Театральном сквере.
«Неизвестный Турчевич». Прошлое и настоящее особняков, построенных по проектам выдающегося зодчего Александра Бонавентуровича Турчевича. Место встречи: в Театральном сквере у Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского.
«Секреты Петропавловской». Место встречи: у Петропавловского собора (ул. Советская, 1/1).
«В поисках идеала» (Наследие архитектора И.И. Свиязева). Место встречи: у "Дома Крылова"(ул. Куйбышева, 46).
«Мотовилиха. Кружилиха. Развилье». (по старой Мотовилихе). Место встречи: у входа в Райский сад.
«В поисках Чехова». Место встречи: Парк им. Горького, у ротонды.
«История города в истории улицы», часть 1. Прогулка по улице Сибирской. Место встречи: створ ул. Сибирской (угол Сибирской и Монастырской).
«История города в истории улицы», часть 2. Прогулка по улице Сибирской. Место встречи: "Дом губернатора" (ул. Сибирская, 27).
Прогулявшись с нами по улице Сибирской, вы узнаете, кого называли пермской Вассой Железновой, и чем понравились Маяковскому «Королёвские номера», о том, где были «Пермские Афины» и где произошел «безобразный поступок «Века», о первых пермских «байкерах», и за что пермяки не любили велосипедистов…
«Тайны и легенды Театрального сквера». История оперного театра, сквера и зданий вокруг него: дом с кикиморой и причуды князя Долгорукого, первая семиэтажка и вторая любовь Вяземского, что объединяло Пастернака и Ленина, контора братьев Нобелей и «Юрятинская читальня»…
«Дебри Разгуляя». Старый мостик через Егошиху и деревянные кружева Разгуляя, Петропавловский собор и памятник В.Н. Татищеву… Место встречи: троллейбусная остановка у магазина "Речник".
«Вдоль «главной улицы» города». Наша прогулка пройдет по ул. Орджоникидзе вдоль Камы - «главной улицы» города. Вы познакомитесь с историей основания нашего города и увидите первое каменное здание Перми, узнаете, какой пермский вокзал занесен в книгу рекордов Гиннеса и какую повесть написал в Перми В.Г. Короленко… Место встречи: у Речного вокзала.
«Пермская губерния, город Пермь, улица Пермская». Теремок Токаревой, дом и школа художника Туранского, особняк купца Жирнова, церковно-приходская школа, клуб инженерного собрания, женская частная гимназия Барбатенко, мемориальная доска Алексею Решетову и т.д.
«Пермский лексикон». «ПЕРМЯК – соленые уши» и « Легенда о ПЕРМСКОМ медведе», ПЕРМСКИЕ боги и Стефан ПЕРМСКИЙ, ПЕРМЬ великая и ПЕРМСКИЙ звериный стиль, ПЕРМСКИЙ балет и ПЕРМСКАЯ книга…
«По «Орловской», «Владимирской», «Покровской»». История одной из главных улиц Перми в разные периоды времени по-разному отражалась в ее названии: Верхняя, Орловская, Нагорная, 4-я линия (Всеволожского), 5-я линия (Тунцельманова), Владимирская, Рождественская, Богородская, Покровская, Ленина… Место встречи: ул. Ленина, у памятника В.Н. Татищеву.
«Прогулка по Соборной площади». Вы полюбуетесь величественной Камой и ажурным «кружевом» каслинского литья, увидите, где «живут» Пермские боги и узнаете, что общего между Александром Поповым и Александром Покрышкиным …
«Литературные тайны Театрального сквера». Место встречи: у входа в Пермский академический театр оперы и балета им. П.И. Чайковского (ул. Петропавловская, 25а).
Эпизод 6. Кондитерская фабрика «Пермская» (пересечение Попова и Петропавловской)
Едем дальше. На этот раз к пересечению улиц Попова и Петропавловской — на земельный участок бывшей кондитерской фабрики «Пермская». В 2014 году, когда обсуждались возможные варианты для размещения галереи, наиболее резонансными площадками были кварталы №48 и №49. Здесь, на месте фабрики, предлагали построить музейный комплекс «Пермь Великая», включающий в себя три музея. Но сейчас мы видим только обломки и горы песка, а вместо музейного комплекса — одноименный арт-объект. «Мимо остатков стены бывшей кондитерской фабрики «Пермская» уличные художник просто не смогли пройти», — говорит Владимир Береснев.
— Новый арт-объект «Пермь Великая» включает в себя три культурных символа из пермских музеев. Из каждого по одному. Из галереи — это пермские деревяные боги, из краеведческого музея — пермский звериный стиль, из музея современного искусства — красные человечки.
Автор объекта Алексей Щигалев так описывает художественный замысел.
— Арматурины, пронизывающие обломки и вырывающиеся из них — это как вены данного объекта. Перми Великой — точки, которая могла бы здесь быть. Я решил разорвать изображение и показать, что объект разрушен и восстановлению не подлежит.
«Море возможностей». Какие здания могли приютить Пермскую художественную галерею?
«Море возможностей» — это проект Пермской художественной галереи, цель которого — рассказать обо всех несостоявшихся переездах музея и об истории этих мест. Специально в рамках этого проекта был разработан экскурсионный маршрут, включающий в себя несколько точек, которые в прошлом могли стать «домом» для музея.
Побывать с экскурсией по этому маршруту вы сможете и вживую. Уже сегодня, 9 июля в 15.00, от Соборной площади стартует велоэкскурсия, а 10 июля в это же время — пешеходная. Экскурсии бесплатные, но записаться на них нужно заранее в Пермской художественной галерее. Для всех тех, кто не сможет сходить или поехать — наш фоторепортаж.
Наша экскурсия начинается на Соборной площади. От галереи, которая сейчас располагается в Спасо-Преображенском кафедральном соборе, мы по улице Монастырской движемся в сторону Речного вокзала.
В Перми запустили бесплатные авторские экскурсии по городу. Рассказываем, как на них попасть
На инициативу откликнулись восемь экскурсоводов — как профессионалы, так и любители. Первое путешествие по городу провели . Милана Федорова посвятила его феноменам со словом «пермский». На втором рассказали об истории железной дороги в Перми, на третьем — об известных людях города. Их провела Светлана Михайлова. Ближайшие маршруты посвятят Красным казармам, Мотовилихе и улице Сибирской.
— Кроме профессионалов у нас есть и те, для кого экскурсии являются хобби, — продолжает Юлия. — Например, Сергей Зеленкин — медик, но увлечен историей и окончил институт повышения квалификации, чтобы стать гидом. Им самим интересно делиться знаниями. Мы приглашаем в проект и других пермяков, которые хотят провести свой авторский тур и им есть чем поделиться.
Экскурсии бесплатные, но вознаграждения для гидов приветствуются в виде даже небольшой суммы.
Туры проводят каждый вечер в 19:00. Чтобы попасть на них, достаточно заглянуть в расписание на сайте. Узнавать об изменениях и обновлениях можно в Instagram проекта, а общаться — в вайбер-сообществе «Прогулки по Перми».
На экскурсиях необходимо соблюдать дистанцию и находиться в маске. Проект планируют реализовывать до 2023 года.
Весной в Прикамье запустили экскурсии по промышленным предприятиям. Мы рассказывали, по каким именно.
Эпизод 7. Дворец культуры телефонного завода «Телта» (Окулова, 14)
Предпоследняя точка нашей экскурсии — Дворец культуры телефонного завода «Телта».
План переезда галереи сюда возник после того, как встал вопрос о передаче Спасо-Преображенского кафедрального собора Пермской епархии. В 2008 году был объявлен конкурс на лучший проект для строительства нового здания галереи.
— Было внушительное вознаграждение — 100 тыс., 70 тыс., и 50 тыс. долларов за первые три места. Для участия в первом туре поступило больше 350 заявок, 25 — прошли во второй тур. Девять из них были отмечены призами. Победителями стали российский архитектор Борис Бернаскони и швейцарец Валерио Олджиати, — рассказывает куратор проекта «Море возможностей». — Да, говорили, что на эти деньги можно было построить галерею, что они пропали даром. В каком-то смысле да, поскольку ни один из этих проектов не был и даже не мог быть реализован. Потому что никто не ставил рамок для архитекторов. Они творили от души, ничем не ограничивая свои фантазии и амбиции. Проекты были крайне любопытными. Если бы проект Бернаскони и Олджиати был реализован — это была бы бомба. Но этого не произошло.
Эпизод 3. Управление ФСБ по Пермскому краю (25 Октября, 12)
На этом же перекрестке, но через дорогу, находится здание по адресу 25 Октября, 12, известное как Особняк Тупицыных.
— Оно было построено по проекту архитектора Александра Турчевича в 1888 году. Здесь нет лепных украшений как на Доме Грибушина или декора как на Доме Мешкова. Особняк достаточно строг, лаконичен, но изящен. Сомнение вызывают три башенки, которые не согласуются друг с другом. Но всё становится понятно, когда узнаешь, что родными для здания являются только две, а третья (в правом углу фотографии — прим. ред.) — была достроена позднее, в 1930 годы, — рассказывает об истории здания Милана.
Сейчас в этом здании находится краевое управление ФСБ, а в распоряжение органов безопасности оно было передано еще в 1930-е годы.
Из любопытного. Если будете проходить мимо этого здания, обратите внимание на окна на первом этаже, где можно увидеть триптих. «И ФСБ тяга к искусству не чужда», — заключает краевед.
Эпизод 8. Здание ВКИУ (Окулова, 4)
Финал нашей экскурсии — бывшее здание ВКИУ на Окулова, 4. Планируется, что Пермская художественная галерея начнет сюда переезжать в 2018 году.
По словам Владимира Береснева, не все знают, что галерея переезжает, не знают, когда и куда, и главное, не все знают, что она всё еще работает, так как ее внешний вид в лесах выглядит не очень приветливо.
— Задают разные вопросы. Например, почему не стали строить новое здание? Наверно, потому что не хватило денег, хотя многие утверждали, что построить новое здание дешевле, чем отремонтировать старое. Будет реконструкция, проект подготовлен, проходит экспертиза. У здания должен появиться шестой этаж. С его обратной стороны видны карманы, ниши. Их планируется застроить и именно здесь будут построены помещения с высотой потолков 7–7,5 метров, где смогут разместиться наши самые крупные экспонаты.
— В здании собора инфраструктуры сегодня просто нет. Случается музейная ночь, и это катастрофа для галереи. Для посетителей это здание будет намного лучше, чем есть сейчас. Для сотрудников, могло быть лучше. Наверно, будут невидимые посетителям слезы. Но пермякам много было обещано — зоопарк, вокзал, аэропорт, театр оперы и балета. Пермская художественная галерея волею судьбы оказалась ближе всех к финишу. Нам повезло и за везение надо держаться, иначе история может еще затянуться. Это неидеальный вариант, но всё равно будет лучше, чем сейчас. Смотрите на это с оптмизмом.
Гвоздь коллекции
Тема путешествий — актуальность нынешнего лета. Только что завершился фестиваль книг, путешествий и городской культуры «Гений места», где в программе двух чрезвычайно насыщенных дней нашлось место для авторских экскурсий по историческому центру Перми. Одну из таких экскурсий провела Милана Фёдорова — экскурсовод, краевед, энтузиаст пермистики.
Милана Фёдорова и её совы
Вероника Балакина
Это было истинное откровение. Заходя во двор, мимо которого каждый пермяк проходит практически ежедневно, экскурсовод показывает на небольшое строение, сараюшку этакую кирпичную, а в ней — металлическая дверца. «Это дверь XVIII века», — спокойно говорит Милана, и тут перед экскурсантами открывается истина: а дверь-то кованая, клёпаная да ещё и украшена солярными символами!
Милана Фёдорова — знаток подобных вещей: подъездов, где скрываются кованые лестницы, краснокирпичных изнаночных фасадов, не испорченных побелкой и штукатуркой, и других тайн, которые скрывают пермские дома, дворы и переулки. Вот, например, клуб им. Дзержинского, в дореволюционном прошлом — Благородное собрание. Из чего, как вы думаете, он построен? Вы не поверите, но — из дерева. Колонны — и те деревянные!
Милана Фёдорова в курсе подобных секретов по всей территории Пермского края. Она знает, где под землёй лежат кости мамонта, где — русская керамика, а где — коми-пермяцкая. «Идёшь по берегу Камы, — рассказывает она, — в один мешок собираешь черепки, в другой — гвозди, в третий — мамонта…»
Как человек ответственный и законопослушный Милана идёт всегда по следам профессионалов: сначала археологи забирают всё имеющее музейную ценность, а затем приходит она. И пусть каждый в отдельности из собранных ею образцов старинной ковки и керамики на «музейность» не тянет, но в совокупности коллекция производит внушительное впечатление и буквально заражает жаждой исследовать подворотни, подземелья и закоулки Пермского края.
В этом могут убедиться посетители Галереи туфельки, где в рамках проекта «Коллекционер» открылась выставка «Сундук путешественника», посвящённая трофеям, которые Милана Фёдорова привозит из своих путешествий.
Тот самый сундук
Вероника Балакина
Гламурная Галерея туфельки в эти дни превратилась в подобие краеведческого музея. Здесь и древняя керамика, и целая витрина изразцов из старинных пермских домов, и увесистые старинные кирпичи, и домотканые половики, а также другие предметы деревенского быта, и знаменитый суксунский «хайтековский» самовар «Спутник», дизайн которого принадлежит художнику Константину Собакину.
Больше всего здесь черепков. Есть керамика из Пермского края, а есть и античная — из эллинистических государств на территории нынешней Турции, из старинных сёл Армении… Самый древний экспонат, которым Милана особенно гордится, — тёмные черепки с точечным орнаментом из Аркаима — им около 4000 лет!
Центр зала украшает тот самый сундук, который дал выставке название. Под его полуоткрытой крышкой виднеются кости мамонта, слишком массивные для стеклянных витрин. Это не единственный палеонтологический экспонат в коллекции краеведа: в витринах есть немало окаменелостей пермского периода.
Особый раздел выставки составляют… гвозди. Милана Фёдорова ищет их в каждом историческом здании. Эти кованые гвозди, оказывается, бывают самых разных размеров и форм! Чтобы важность коллекции гвоздей была видна посетителям без специальных пояснений, рядом с каждым гвоздём размещена фотография дома, откуда он взят. Например, здание Спасо-Преображенского кафедрального собора. Гвозди торчали из маковки, сброшенной с купола во время реставрации. Милана признаётся, что очень пожалела о том, что сама маковка слишком велика для её квартиры.
Бывает, и дома уж нет, а гвоздь сохранился. Есть даже гвоздь из Пыскорского монастыря, которого давным-давно уж нет — Милана нашла его в осыпающемся камском берегу в Пыскоре. «Ну, я не стану утверждать, что его вбил лично Аника Строганов», — скромно шутит краевед.
Предваряя вопросы и опасения гостей, специальная табличка поясняет: «Ни одно здание в процессе сбора экспонатов не пострадало».
Гости вернисажа в Галерее туфельки, который прошёл по традиции очень весело — с танцами детской студии «Нью-Йорк», с пирогами от «Пирогова», с викторинами и нешуточными призами, — убедились, что не только Милана Фёдорова испытывает особые чувства к старым гвоздям. Гостем вернисажа стал кузнец Вадим Базаров, который делает из гвоздей человеческие фигурки. Увесистые железные костыли, которыми на железной дороге скрепляют шпалы, он превращает то в «кузнечного «Оскара», то в танцующего кавказца в кепке-аэродроме. Статуэтки из гвоздей весьма элегантны, остроумны… Произведения искусства, в общем!
Пожалуй, выставка «Сундук путешественника» была бы чересчур серьёзной, даже скучноватой для Галереи туфельки, если бы не совы. Да, кроме всего прочего, Милана Фёдорова коллекционирует изображения сов. Первая сувенирная фигурка — ангидритовая сова на селенитовом постаменте — была ей вручена ещё в школе в качестве приза за победу в олимпиаде по биологии. Но тогда Милана ещё не знала, что это знак судьбы! Знак был позже, когда, будучи студенткой-биологом, она проходила практику на острове Туринец. Там она нашла гнездо ушастой совы и сфотографировала жизненный путь совят от яйца до первого самостоятельного полёта.
Сейчас и школьная статуэтка-приз, и студенческие фото совиного гнезда выставлены в Галерее туфельки вместе со множеством других сов — каменных, стеклянных, деревянных, керамических. Кроме всяких прочих сов — больше десятка картин писательницы и художницы-наивистки Нины Горлановой, одним из любимых сюжетов которой является букет в виде совы.
Выставка «Сундук путешественника» работает в Галерее туфельки до 15 июля.
Эпизод 5. Торговый центр «Галерея» (Сибирская 37/Краснова, 14)
— Эта часть города связана с именем уже другого архитектора — Ивана Свиязева, — говорит краевед Милана Федорова, пока мы движемся в сторону бывшего здания конвойной команды, ныне — торгового центра «Галерея». — Появление здания конвойной команды на выезде из города было обусловлено тем, что через Пермь отправляли каторжников в Сибирь. Они на баржах прибывали в город и, гремя кандалами, шли по улице Сибирской. Тогда это была граница, а Парк Горького назывался Загородным садом.
Длительное время здание было заброшено.
— И это радостный для Перми случай, когда новый владелец здания, понимая его художественную и архитектурную ценность, не просто проводит ремонт, а делает полноценную реставрацию, восстанавливает исторический облик. Название «Галерея», кстати, себя оправдывает — здесь проводят выставки современных художников.
По словам Владимира Береснева, с музейной точки зрения объект был перспективен.
— С этим пространством можно было поработать, особенно со двором. Что помешало? Во-первых, планы собственника. Он не был настроен продавать здание. Во-вторых, здесь в подвалах скапливается вода, видимо из-за русла ручья Стикс. Для галереи это неприемлемо.
Эпизод 1. Речной вокзал (Монастырская, 2)
Владимир Гладышев рассказывает, что возведение Речного вокзала в 1940 году стало событием не только для Молотова (бывшее название Перми — прим. ред.), но и для всего Советского Союза. О вводе красивого и просторного здания репортаж разместили даже в «Огоньке». Проект был выполнен одним из ведущих советских зодчих — Александром Гринбергом.
— Переезд Пермской художественной галереи в Речной вокзал — одна из последних идей. Ее предложил пермский архитектор Сергей Шамарин. Но она сразу вызвала возмущение, — говорит Милана Федорова. — Во-первых, близость к реке и своеобразный микроклимат, обусловленной водой, оказали бы неблагоприяное воздействие на музейные экспонаты. Во-вторых и самое главное, сама по себе ситуация — нонсенс. Один музей (Permm — прим. ред.) выселяется из Речного вокзала, потому что здание аварийное, а другой хотят заселить. Почему для одного музея оно аварийное, а для другого — хороший вариант? Так что огромное спасибо Каме за то, что в 2014 году она показала всю свою мощь и вода поднялась по самое «Счастье не за горами».
По шпалам — в прошлое
Едва «Завод Шпагина» открылся для посещений, он сразу стал популярным местом прогулок. Одна из причин — открывшаяся здесь экстерьерная выставка «Приращение Перми. Век XX», подготовленная большой командой музейщиков, архивистов и специалистов по охране памятников. Цель амбициозная — показать, как менялась Пермь на протяжении ХХ века, причём во всех аспектах: производство, архитектура, транспорт, быт, досуг.
Историческое фото обладает непреодолимым обаянием. Ностальгия — страшная вещь, а в сочетании с наглядностью, когда включается узнавание и удивление по поводу того, какими незнакомыми кажутся с расстояния в десятки лет привычные места, обеспечивает сильнейшие переживания.
В экспозиции — более 100 фотографий. Расположены они вдоль рельсов, ведущих от Красной площади в сторону здания «Литера А». Принцип построения экспозиции — тематическо-хронологический: все снимки сгруппированы по темам, но в то же время следуют ходу времени. Ну, понятно же, что, например, тема «Микрорайоны» не могла появиться раньше 1960-х годов.
Среди фотографий есть очень известные, а есть редкие, ранее не публиковавшиеся. Все они интересны, но многие всё же требуют объяснений, поэтому особенно повезёт тем посетителям, которым удастся побывать на выставке в сопровождении экскурсовода Миланы Фёдоровой, которая в Перми знает всё и про всё. Записаться на экскурсию можно на сайте «Завода Шпагина».
Экскурсовод обращает внимание на темы, которые проходят через всю выставку, так сказать, в подтексте. Одна из них — тема малых рек. Первый снимок в экспозиции — старинный план Перми, на котором видно, что историческое ядро города находится как бы на полуострове, ограниченном с трёх сторон водой: это Кама, Данилиха и Егошиха. Вскоре на стендах, посвящённых развитию железной дороги в Перми, видим фото паровоза, идущего по мосту над рекой… Что за река, что за мост? Понятно, что не камский: перильца низкие, да и вообще конструкция не настолько могучая. Оказывается, это весьма известный мост: он проходит над улицей Дзержинского рядом с пятым корпусом ПГНИУ, а река — это Данилиха. Нынче она забрана в коллектор. Публика разглядывает это фото долго, серьёзно: словно окно в иную реальность открывается.
Фотографии повествуют, что к началу ХХ века в Перми было всё, что необходимо уважающему себя городу: электростанция, телеграф, железная дорога, театр и 904 предприятия — торговых, промышленных и кустарных. Заводу имени Шпагина в этой истории отведено особое место и отдельный стенд, где показана жизнь старинного предприятия в разные годы. Оказывается, к 1930-м годам здесь были тёплые туалеты, индивидуальные шкафчики для хранения вещей и фонтанчики с питьевой водой. НЭП пошёл заводу на пользу.
Несколько стендов посвящены симбиозу города и реки. Множество ностальгических фото показывают славное прошлое речного флота с его «Ракетами» и «Метеорами», бесконечными баржами и сцепками плотов. Среди «героев» снимков — пермская набережная в разные годы и её путь от грузовой пристани до парадного променада, а также знаменитый «Метеор», в котором размещался музей Камского речного флота, позже — ресторан на набережной. Среди снимков, на которых запечатлена река, много очень тёплых — это не хроника, а документы из «человеческого измерения»: вот детишки, навалившись на парапет, смотрят на отплывающие теплоходы, большие и белые… Чувствуется, что корабли на Каме были символом счастья, лета и прекрасного будущего.
Множество парадоксов вспоминает Милана Фёдорова, когда рассказывает о фотографиях, посвящённых Мотовилихе. Вот трамвай, идущий по знаменитому Трамвайному мостику через Егошиху. Мотовилиха в 1929 году, когда открылась эта линия, была ещё отдельным населённым пунктом, так что пермский трамвай был междугородным транспортом. Ту Мотовилиху переименовали в Молотово, но не в честь советского государственного деятеля Вячеслава Молотова, а в честь парового молота, установленного на Вышке. В 1940 году Пермь была переименована в Молотов (уже в честь деятеля), Мотовилиха стала Молотовским районом, Мотовилихинские заводы — заводом имени Молотова, а улица Уральская — улицей Молотова. Причуды советской топонимики.
Стенды, посвящённые соцгородкам, можно назвать воспоминанием о будущем. Архивисты предоставили для выставки не только фотографии Рабочего посёлка и Тихого Компроса в их лучшие годы, но и проекты, которым не суждено было воплотиться в жизнь из-за Великой Отечественной войны. «Город будущего» в Перми планировался на нынешнем бульваре Гагарина рядом с Северной дамбой, там, где находится Речное училище. Могучие лестницы и террасы, украшенные скульптурами и фонтанами, должны были спускаться оттуда к Егошихе.
Замечательный снимок нынешнего Тихого Компроса из 1955 года: уже виден парадный фасад проспекта, но ещё сохранились домишки Курочкиной деревни, существовавшей здесь ранее. На выставке, посвящённой изменениям Перми, это ключевое фото.
Фото центра города в разные годы особенно выразительны. Вот улица Кунгурская, снятая с колокольни Спасо-Преображенского собора. Можно полчаса стоять, узнавать сохранившиеся здания, разглядывать утраченные… Жаль, что на выставке нет знаменитого фото Валерия Заровнянных, сделанного с этой же точки в наши дни, но многие его видели, сравнивают по памяти.
Выставка на «Заводе Шпагина» — ещё и мощный дизайнерский артефакт, созданный по проектам Ирэны Ярутис в стилистике, общей для всего пространства «Завода Шпагина»: состаренное железо, супрематические формы. Заканчивается экскурсия тремя могучими панорамами: эспланада, снятая с новенького Дома Советов, — ещё стоят деревянные домики, но уже вбиваются сваи для будущего драматического театра; фото Мотовилихинских заводов, которое когда-то стояло на профессорском столе Дмитрия Менделеева; и самый, наверное, важный вид Перми — панорама города с Камы.
Бесплатные экскурсии в долинах малых рек Перми
7-8 сентября 2019 г. – экскурсии по долинам малых рек Перми.
Именно на экскурсии люди становятся ближе к реке в прямом и переносном смысле: видят бегущую воду и сверяются с ритмами собственного течения, слышат журчание и плеск в созвучии с голосами птиц, задевают ветви прибрежных растений, чувствуют запахи наполненных влагой трав. Экскурсии бесплатны, доступны и детям, и взрослым, они подходят для семей и организованных коллективов.
А мы хотели бы немного рассказать о том, что вас ждет)
Сейчас сложно представить, но когда-то в нашем городе не было водопровода. Пермяки жили у малых рек и носили воду с родников и ключей. Но потребности города росли и история одного из первых пермских водопроводов началась с ключей Данилихи. В память о нем на реке совсем недавно появился информационный стенд. А вот о том, как работала система водопровода и какие районы она снабжала, вы узнаете на экскурсии. Мы также познакомим вас с загадочной историей парка у Данилихи, исчезнувшего с карт и из памяти пермяков.Расскажем, как выглядели берега много лет назад и поясним, откуда в пермской топонимике появились названия микрорайонов Громовский и Плоский, подступающих к реке.
Будем рады видеть вас на реках!
Если у вас остались вопросы, можно обратиться к Юлии Хохловой,
т. 89194762081
Эпизод 2. Пермская сельскохозяйственная академия (25 октября, 10)
Вторая точка нашего маршрута — это пересечение улиц 25 Октября и Петропавловской. Нас интересуют два здания — корпус Пермской сельскохозяйственной академии и здание краевого Управления ФСБ.
— Это был бы единый архитектурный ансамбль, — уточняет Владимир Береснев. — Но состояние здания Мариинской женской гимназии не позволяло перенести сюда галерею с ее большими нагрузками на перекрытия.
Здание по адресу 25 Октября, 10 было построено в 1896 году для Мариинской женской гимназии.
— Его архитектор — Юлий Дютель. Видимо его нерусское происхождение отразилось и на облике здания. Согласитесь, оно нехарактерное для пермской архитектуры, — обращается к нам Милана.
Пермский краевед обращает внимание на то, что раньше при каждом учебном, медицинском или пенитенциарном заведении была церковь или часовня. Мариинская женская гимназия — не исключение.
Если вы мысленно достроите купола к левой части здания, то сразу увидите церковь.
— Корпус Мариинской женской гимназии был построен с замечательным актовым залом. Репетиции первой постановки Теодора Курентзиса в Перми проходили здесь и ему настолько понравилась акустика, что возникла идея открыть здесь консерваторию, а сельхозакадемию куда-нибудь перевезти. То есть 100 с лишним лет назад было построено настолько замечательное здание, что желающие на него есть и в XXI веке, — говорит Милана Федорова.
Читайте также: