Место вознесения господня в иерусалиме
Часовня Вознесения на горе Елеон (русское наименование— «Стопочка») и русский монастырь Вознесения Господня (Спасо-Вознесенский женский монастырь или Елеонский женский монастырь) принадлежащий РПЦЗ, стали центром празднования Вознесения Господня в Иерусалиме.
В соборе Вознесения Господня русского Вознесенского монастыря состоялось праздничное богослужение, которое возглавили архиепископ Берлинский и Германский Марк и архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий. Им сослужили начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Тихон и 18 священнослужителей, прибывших с паломническими группами из разных приходов Московского Патриархата и РПЦЗ, находящихся как в России, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Мысли владыки Варсонофия продолжил владыка Марк: «Праздник Вознесения Господня всегда напоминает нам о том, что мы все должны возноситься молитвенно ко Господу, и не только сегодня, в этот великий праздник, но и каждый день нашей жизни. Насколько мы ленивы, столько и должны трудиться на этом пути. Я всегда в этот праздничный день с радостью пребываю среди сестер нашего монастыря, в своеобразном центре нашей зарубежной жизни в Иерусалиме. Сегодня здесь много паломников. Думаю, все они всегда будут вспоминать это большой праздник на том самом месте, где произошло Вознесение Господне».
Часовня Вознесения («Стопочка») на горе Елеон (793 метра над уровнем моря) отмечает место, на котором Иисус Христос вознесся на Небо (Лк. 24:50-51). Главная ее святыня – камень, на котором отобразился отпечаток стопы Вознесшегося Иисуса Христа. Часовня известна с 370 года по РХ, перестроена в VI веке. Принадлежит она ныне мусульманам арабской деревни Аттур, расположенной на центральной вершине Елеона. Здесь, начиная с послеполуденных часов, 4 июня и 5 июня состоялись богослужения греков, армян, коптов и православных христиан Сирии.
Праздничное Богослужение прошло и на расположенном рядом с часовней Вознесения греческом участке — в недостроенной нижней церкви Вознесения Господня.
После праздничной трапезы матушка Моисея, игумения женского Спасо-Вознесенского монастыря на Елеоне, пригласила гостей в праздничные палаты, где состоялось чаепитие, концерт хора монастыря и беседа архиепископа Марка, архиепископа Варсонофия и присутствовавших священнослужителей о состоявшемся празднике.
Исполнить заветы своего сына
Как говорит история, царица Елена жертвовала много средств для восстановления христианских святынь. Она, как простая паломница, отправилась в Палестину. Опустошенные места евангельских событий она велела расчищать и устанавливать на их месте храмы. Так был построен Храм Вознесения Господня в Иерусалиме (Гефсимании). Мать исполнила замыслы своего венценосного сына, императора Константина. Он считал недостойным воина, на руках которого кровь убитых людей, самолично восстанавливать поруганные язычниками символы христианства.
До наших дней сохранилась только Часовня Вознесения, которая являлась частью большого комплекса – Имвомона. Отстроенный в 330-378 гг. Храм Вознесения Господня на Елеонской горе через три столетия постигла печальная участь. В 614 году его разрушили персы.
Святая Земля. Часть 27. Елеонская гора - место Вознесения Господня
Гора Елеонская - самая высокая из холмистых вершин, окружающих Иерусалим. На этой горе Господь молился ночами; здесь, напротив Иерусалимского храма, беседовал с учениками о конце мира; с этой горы Он вознесся на небо, чтобы воссесть одесную Отца.
Вид на Елеонскую гору от Сионских ворот Иерусалима. На вершине горы - колокольня "Русская свеча"
На месте Вознесения равноапостольная царица Елена поставила круглый храм без купола – молящиеся могли созерцать небо, как бы духовно присутствуя при Вознесении Господнем. Храм был разрушен персами в 614 году. Теперь это место огорожено двухметровой каменной стеной, возведенной из развалин древнего храма. Посреди двора стоит восьмиугольное здание часовни Вознесения.
Внутри нет ни икон, ни лампад; лишь камень, на котором отпечаталась стопа Господа, окруженный мраморной рамкой, помещается в центре молельни. След другой стопы перенесен и хранится в мечети аль-Акса в Иерусалиме. Часовня принадлежит мусульманам, которые берут плату за вход и позволяют православным совершать здесь богослужения на переносных алтарях в праздник Вознесения Господня.
Часовня Вознесения на Елеонской горе; дальше - мечеть "Купол Скалы" на месте Иерусалимского храма
Неподалеку от вершины Вознесения показывают то место, где Ангел возвестил Богородице, что Она через три дня будет призвана от здешнего мира в Небесные обители.
Под сводами зданий, примыкающих к Елеонской мечети с южной стороны, существует пещера, в которую спускаются по лестнице . В этой пещере, у южной стены ее, лежит древний большой саркофаг. В восточной стене пещеры — вход в другую, меньшую пещеру. Это место подвижничества и вечного упокоения преподобной Пелагии Антиохийской.
От часовни Вознесения к востоку находится русский монастырь во славу этого священного события. Участок был приобретен в 1870 году стараниями архимандрита Антонина (Капустина), великого труженика Русской Духовной Миссии на Святой Земле. Сразу был построен приют для паломников, храм византийского стиля в форме креста, и стройная колокольня высотой 60 м — самое высокое сооружение в Иерусалиме, называемое "Русская свеча". Колокол для нее был отлит в России.
В 1906 г. здесь образовался женский Вознесенский монастырь. В храме Вознесения похоронен его строитель — архимандрит Антонин.
У стены храма огорожен для поклонения камень, на котором стояла Божия Матерь во время Вознесения Господа.
Позади храма, в саду, часовня во имя пророка Иоанна Крестителя на месте первого и второго обретения его честной главы. В часовне иконы русской работы. Часовня была построена на том месте, где были найдены древние армянские мозаики, которыми было выложено место обретения честной главы святого Иоанна Предтечи.
Место обретения честной главы Иоанна Предтечи
Северная вершина горы Елеон называется Малой Галилеей, потому что здесь во времена Спасителя была гостиница для прибывавших в Иерусалим из Галилеи; здесь часто собирались апостолы.
Тут находится греческая церковь мужей Галилейских, потому что здесь при Вознесении Спасителя на небо апостолам явились два Ангела в белых одеждах и обратились у ним: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». (Деян.1:11)
Праздник Вознесения Господня
Недалеко от Часовни Вознесения, к востоку, расположен русский монастырь, приют для паломников, храм в форме креста и колокольня под названием «Русская свеча». Здесь впоследствии образовался женский Вознесенский монастырь. Все эти сооружения стоят на земле, приобретенной в 1870 году, благодаря архимандриту Антонину (Капустину). В храме Вознесения он и был похоронен.
На Елеонскую возвышенность к Стопе Спасителя переносятся празднества в честь Вознесения Господня. Сюда стекаются многочисленные русские паломники, а также мусульмане. Армяне, абиссианцы, копты празднуют праздник в один день вместе с православными.
Здесь устраивают палатки для богослужений. А армяне с левой стороны в мечети ставят столик, чтобы продавать свечи. Церковное Празднество у мусульман начинается вечером и длится до заката солнца, а православные прибывают на место раньше – к полудню.
Праздник Вознесения Господня отмечают 5 июня. Обычно в Иерусалиме в это время стоит жаркая погода, но она нисколько не мешает съезжаться к святыне паломникам и туристам с разных уголков мира. Литургия на месте Вознесения Господня совершается одновременно греческим, латинским, армянским и сирийским представителями духовенства.
Святая Земля. Часть 29. Успение Божией Матери. Гефсиманская пещера
При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
(Иоан.19:25-27)
Дом апостола и евангелиста Иоанна Богослова находился на Сионской горе недалеко от Сионской горницы (места Тайной Вечери). Теперь на этом месте стоит величественный католический собор Успения. В этом доме Пресвятая Дева жила после Воскресения Христова, проводя время в тишине и молитвенном уединении. Находясь в обществе первых христиан, благоговейно уважаемая всеми за свою святость, глубину веры и знание Евангельских истин, Пресвятая Дева никогда, однако, не выступала с проповедями, предоставляя это апостолам Петру, Иакову и другим братиям. Все время после вознесения Господа Она кротко служила немощным, заботилась о сиротах, вдовах и нищих. Каждый день Богородица бывала у гроба Господня и молилась обо всем человечестве. Такое смирение Она сохранила до самой кончины. Это несмотря на то, что слава о Матери Божией распространилась во все концы тогдашнего мира, и многие христиане приходили в Иерусалим из дальних стран, чтобы увидеть Ее и насладиться беседой с Ней.
Католический собор Успения Божией Матери на Сионской горе
Через некоторое время Богородица при приглашению Лазаря Четверодневного, ставшего к тому времени епископом Кипрским, отплыла на Кипр. Но случившаяся по дороге буря пронесла корабль мимо острова, и он причалил к берегу лишь возле Афонской горы. Так по Божией воле Она оказалась на Афоне, где обратила ко Христу сердца многих язычников – греков, поклонявшихся олимпийским богам. С тех пор Афон считается земным уделом Божией Матери, Ее апостольским жребием, данным Ей от Господа.
Затем, пожив некоторое время у Лазаря на Кипре, Матерь Божия возвратилась в Иерусалим. Обрадованные верующие стали во множестве стекаться к Ней, и Она всех принимала, ободряла и благословляла. Немощным возвращала здоровье, скорбящих утешала, грешников наставляла на путь истинный и всех утверждала в вере и надежде, наполняя сердца радостью божественной любви.
Но, прославляемая всеми, сама Пресвятая Дева горела желанием лицезреть Сына Своего и Бога. Она часто посещала гору Елеонскую, с вершины которой вознесся на небо Иисус Христос, и молилась, чтобы Господь благословил взять Ее из земной юдоли в Свои горние селения. Однажды во время такой молитвы перед Ней предстал архангел Гавриил и возвестил волю Божию о Ее успении, которое должно совершиться через три дня. В знак же торжества над телесной смертью, от которой Она должна воспрянуть к бессмертной жизни, архангел вручил райскую ветвь от финикового дерева, сияющую небесным светом, и сказал, чтобы ее несли перед гробом в день погребения Ее тела. Пресвятая Дева несказанно обрадовалась этой вести и от всего сердца возблагодарила за нее Господа.
Возвратясь с горы Елеонской, Матерь Божия рассказала апостолу Иоанну о случившемся и показала ветвь, принесенную архангелом. Она пожелала видеть всех апостолов, чтобы проститься с ними, а также завещала, чтобы Ее тело было погребено в Гефсиманской пещере, где покоились Ее святые родители и праведный обручник Иосиф.
В назначенный архангелом день Пресвятая Дева лежала на украшенном одре и молилась в ожидании кончины. Ее окружали все апостолы, кроме Фомы, друзья и близкие. И вот настало три часа дня. Внезапно все залил ослепительный свет, перед которым померкли ярко пылавшие свечи, верх дома как бы исчез, и все увидели Христа, которому, как бы сладко засыпая, Матерь Божия отдала Свою душу.
Сейчас в том месте, где было Успение Богоматери, находится скульптура, изображающая Матерь Божию на ложе, как мы привыкли видеть на православной иконе Успения.
Подземный храм на месте Успения Божией Матери
Через три дня в Иерусалим прибыл апостол Фома, который был чрезвычайно огорчен тем, что не застал Пресвятую Деву в живых и не смог проститься с Ней. Апостол Фома направился ко гробу, где получил величайшее утешение в своей скорби: он сподобился лицезреть Богородицу, уносимую ангелами на небо. Пресвятая Дева сняла с себя пояс и бросила к ногам апостола Фомы. След от упавшего пояса отпечатался на камне, этот камень показывают на территории русского монастыря святой Марии Магдалины в Гефсимании.
След на камне от пояса Богородицы
Когда Фома рассказал апостолам о том, что он видел, они пошли и отвалили камень, закрывавший вход, и увидели что тела Богородицы во гробе не было. Вечером, когда, собравшись вместе, апостолы преломляли хлеб, послышалось пение ангелов, и они увидели на воздухе Пресвятую Деву, которая сказала им: «Радуйтесь! Я с вами во все дни».
Кончину Божией Матери церковь называет Успением, а не смертью, потому что она как бы уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечной и через три дня с нетленным телом перенестись в небесное жилище.
К 170-летию основания Русской духовной миссии в Иерусалиме. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Русская Палестина – удивительное духовное и историческое явление, во главе которого – основанная в 1847 году Русская духовная миссия в Иерусалиме. Ее попечением и старанием, энергией и трудом деятелей Русской Православной Церкви и Российского государства во второй половине XIX – начале XX веков для русских паломников был приобретен целый ряд святых мест, связанных со значительными событиями Священной истории, было возведено множество храмов, паломнических гостиниц, подворий, основано несколько монастырей.
Русская Палестина – это большая просветительская, научно-исследовательская и благотворительная деятельность. Золотым ее веком можно считать годы, когда без малого 30 лет (1865–1894) начальником Русской духовной миссии, четвертым по счету, был архимандрит Антонин (Капустин). Несмотря на частое безденежье, множество трудностей и препятствий, ему удалось приобрести большое количество земельных участков, ценность которых невозможно измерить в материальном выражении: участок в Хевроне с растущим на нем дубом Мамврийским, под сенью которого патриарх Авраам принял трех таинственных Странников; участок на горе Елеон – недалеко от места Вознесения Христова; землю в селении Эйн-Карем – место встречи Пресвятой Богородицы и праведной Елисаветы; участки в библейском Иерихоне и в Яффе – с гробницей праведной Тавифы, воскрешенной святым апостолом Петром, и другие. Благодаря научным занятиям архимандрита Антонина церковной археологией, близ храма Гроба Господня был обнаружен порог Судных врат, через который проходил Крестный путь Спасителя, и древний некрополь в Яффе.
Всем миром создавалась и поддерживалась Русская Палестина, но послереволюционный период обернулся для нее большими потерями, забвением, опустошением и разорением. И то, что в наши дни монастыри, подворья, паломнические гостиницы Русской духовной миссии в Святой Земле снова могут принимать множество паломников, – результат огромного труда, большой веры, надежды и жертвенной любви.
Святая Земля. Часть 22. Крестный путь Спасителя
Карта Старого города Иерусалима с показом Крестного Пути Христа
Путь Скорби или Крестный Путь, по-латыни называемый Виа Долороза, определен католической церковью в XVI веке. Изначально это было не название улицы, а ритуал шествия пилигримов по улицам Иерусалима. Крестный Путь разбит на 14 остановок (станций), хотя были варианты разбиения его на 7, 12 и даже 27 остановок. Современная традиция остановок Крестного Пути сложилась в XVII веке под влиянием францисканцев.
Остановки Крестного пути
Городская застройка Иерусалима, многократно разрушаемая и возводимая вновь, сохранила лишь общее направление Крестного Пути. На улицах течет повседневная жизнь крупного туристического центра: толпятся люди, приехавшие сюда со всех концов света, суетливые торговцы назойливо предлагают свой товар. Все это мешает молитвенной сосредоточенности и грубо вторгается в глубинные переживания верующего; но и во времена Христа эти места выглядели почти так же. Так же суетились занятые будничным трудом люди, так же шумела вокруг толпа, в то время как Он нес Крест, восходя на Голгофу.
Виа Долороза
Паломники, посещающие Иерусалим, в благоговейном молчании следуют по Крестному Пути, неся в руках кресты из оливкового дерева, с частицами Святой Земли. Эти кресты, приложенные ко всем святыням Иерусалима, хранят потом всю жизнь с особым благоговением.
Первая остановка у католиков – это место бичевания Христа, которому посвящен францисканский монастырь Бичевания, состоящий из двух капелл: капеллы Креста, где, по преданию, на Иисуса возложили крест, и капеллы Бичевания, в куполе которой помещен терновый венец.
Францисканский монастырь Бичевания. Капелла Креста
Капелла Бичевания
Капелла Бичевания с терновым венцом в куполе
Православные начинают Крестный путь чуть дальше – с Претории, где находилась Темница Христа. Здесь же на нижних уровнях обнаружены еще несколько темничных помещений, где, по-видимому, содержался под стражей Варавва и другие разбойники.
Претория. Темница Христа
Темница Христа – небольшая пещера с каменной скамьей, в которой проделаны отверстия для ног; в них продевали ноги узника. При темнице – греческая православная церковь.
Темница Христа с отверстиями для ног узника
Подземелья крепости Антония, в которой находился Преториум
От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы [можно было] есть пасху.
(Иоан.18:28)
Претория была резиденцией римского наместника Понтия Пилата, она располагалась в выстроенной Иродом Великим крепости Антония к северу от Храмовой Горы. Несколько крытых переходов-арок были переброшены от крепости Антония к Иерусалимскому Храму; одна из них сохранилась, хотя и в перестроенном виде, и носит название «Esse Homo» - «Се Человек».
Арка «Esse Homo» - «Се Человек»
Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им [Пилат]: се, Человек!
(Иоан.19:5)
Значительная часть крепости Антония сохранилась под францисканским монастырем Сестер Сиона. Здесь можно видеть цистерны для сбора воды, построенные в период Второго Храма и носящие название бассейны Струтиона; но главное, что влечет сюда паломников – огромные каменные плиты, бывшие частью Лифостротона – каменного помоста, где состоялся последний суд над Христом.
С этого [времени] Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю.
Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа.
Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал [Пилат] Иудеям: се, Царь ваш!
Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.
Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.
(Иоан.19:12-16)
Страшно представить, что по этим самым камням ступала нога приговоренного к казни Спасителя.
Плиты Лифостротона несут подлинную летопись жизни, протекавшей на них два тысячелетия назад. Сохранились желобки для отвода воды; насечка против скольжения конских копыт; нацарапанные римскими солдатами поля для игры в кости. Благоговейное молчание и молитва царят в этих подземельях.
Дальнейшие остановки Крестного пути посвящены как событиям, отраженным в Евангелиях, так и сохраняемым в преданиях.
Армянская католическая капелла построена на месте где, согласно преданию, Иисус в первый раз упал под тяжестью креста (третья остановка). Другая армянская капелла посвящена месту, где стояла Пресвятая Дева Мария, со скорбью наблюдая за жестокой процессией (четвертая остановка).
Место встречи с Пресвятой Богородицей
Францисканская капелла (пятая остановка) отмечает место, где был остановлен Симон Киринеянин, шедший с поля, которого заставили помочь Иисусу нести крест. (Матф.27:32, Мар.15:21, Лк.23:26)
Рядом с капеллой один из камней в стене отполирован руками и губами паломников: по францисканской традиции в этом месте Иисус оперся рукой о стену. На самом деле здание принадлежит к значительно более позднему времени и камень нельзя признать подлинным.
Место, где был остановлен Симон Киринеянин
Виа Долороза. Обозначение пятой остановки и эмблема ордена францисканцев
Шестая остановка посвящена святой Веронике, которая отерла грязь и кровь со лба Иисуса, при этом на платке осталось изображение Его Лица. На месте дома святой Вероники уже в VI веке существовал монастырь, сейчас здесь греческая православная церковь.
Дом святой Вероники
На месте, где согласно преданию Иисус упал во второй раз, находится маленькая коптская церковь (седьмая остановка).
Восьмая остановка отмечена круглым камнем с надписью «NIKA» и посвящена обращению к дочерям иерусалимским: «И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» (Лук.23:27-31)
Место обращения к дочерям иерусалимским
Часовня Вознесения
Это место огородили каменной стеной, которую построили из развалин того самого храма. В образовавшемся дворике стоит восьмиугольная округлая часовня. По словам паломника Бернарда, внутри ее был устроен алтарь, на котором совершалась литургия. До сих пор сохранились коринфские колонны в нишах, византийские кентавры в капителях.
Двор часовни по площади составляет почти половину Имвомона. О нем сделала запись Сильвия Аквитанская - знаменитая паломница IV века. А паломник Аркульф видел Имвомон (это произошло в 670 году) и описал его приблизительно, как большую круглую церковь без крыши и свода, в восточной части которого расположен алтарь под узкой крышей.
Во время археологических раскопок, которые организовал профессор археологии Виргилио Корбо в 1959 году, по остаткам фундамента удалось определить диаметр древней церкви. Он составлял примерно 25 метров. Описания Аркульфа подтвердились. Остатки Имвомона сохранились около внутренней ограды часовни.
Позже здесь была построена мусульманская мечеть – Купол Вознесения. Мечеть по архитектурным элементам напоминает формы христианской часовни. Ключи от нее хранятся у муэдзина – служителя мечети.
Монастырь Вознесения Господня (Иерусалим)
<"format":"leaflet","minzoom":false,"maxzoom":false,"limit":50,"offset":0,"link":"all","sort":[""],"order":[],"headers":"show","mainlabel":"","intro":"","outro":"","searchlabel":"\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b","default":"","import-annotation":false,"width":"auto","height":"350px","centre":<"text":"","title":"","link":"","lat":31.779122999999998455677996389567852020263671875,"lon":35.24773499999999870624378672800958156585693359375,"icon":"">,"title":"","label":"","icon":"","lines":[],"polygons":[],"circles":[],"rectangles":[],"copycoords":false,"static":false,"zoom":8,"defzoom":14,"layers":["OpenStreetMap"],"image layers":[],"overlays":[],"resizable":false,"fullscreen":true,"scrollwheelzoom":true,"cluster":false,"clustermaxzoom":9,"clusterzoomonclick":true,"clustermaxradius":80,"clusterspiderfy":true,"geojson":"","clicktarget":"","showtitle":true,"hidenamespace":false,"template":"","userparam":"","activeicon":"","pagelabel":false,"ajaxcoordproperty":"","ajaxquery":"","locations":[],"imageLayers":[]>
Гробница Божией Матери
Гробница, где три дня пребывало пречистое тело Божией Матери, располагается в непосредственной близости от Гефсиманского сада.
50 широких мраморных ступеней ведут глубоко под землю; в нишах слева и справа от лестницы находятся гробницы святых праведных Иоакима и Анны, святого Иосифа Обручника.
Гроб Божией Матери - небольшая купольная часовня с очень низким и узким входом. Внутри под стеклом помещается каменное ложе. У входа висят иконы Успения Божией Матери и Ее вознесения на небо.
Подземный храм Успения Божией Матери украшает великое множество лампад.
Позади гроба Божией Матери, в каменном киоте – чудотворная икона Божией Матери Иерусалимская.
«Стопочка»
Внутри октагона находится знаменитый камень, сохранивший отпечаток стопы Иисуса Христа. Камень лежит у западного входа и обрамлен мраморной рамкой, которая врезана в естественную скалу. В камне имеется выемка, по форме в точности повторяющая контур левой человеческой стопы.
Больше в Часовне ничего нет – только камень, который невозможно сдвинуть, который не стирается от времени и прикосновений. Часовня принадлежит мусульманам из деревни Аттур, которая расположена на Елеонской вершине. Мусульмане за плату разрешают православным совершать богослужения в праздник Вознесения Господня.
По письменным свидетельствам паломника Даниила, который жил в XII веке, на скале существовали еще выемки в форме стопы. Однако одну из них мусульмане отсекли от скалы и перенесли в свою святыню – мечеть Аль-Акс в Иерусалиме.
Архимандрит Антонин (Капустин) отметал любые попытки считать каменные выемки природным сходством с отпечатком ноги. А поскольку Стопа Спасителя была обращена на север – к России, то считают, что Иисус возносился на небо и благословлял ее.
Русские богомольцы называли Стопу Спасителя ласково - «стопочка». Арабы использовали «стопочку» в своих интересах, торгуя полотнами, соответствующими размерам Стопы. Известно даже, что один одессит растиражировал «стопочку» в бумажном варианте и полученными изображениями русских благославляли монахини из Елеонского Монастыря Вознесения.
"Суровая рука" истории
За годы своего существования Капелла Вознесения претерпела изменения: разрушение от рук персов в 614 году, затем была вновь отстроена и снова разрушена. Восстановили часовню в виде октагона (восьмиугольника) крестоносцы. В таком виде она и сохранилась сегодня.
По историческим источникам известно, что египетский султан Саладин, захвативший Иерусалим в 1187 году, не тронул Часовню Вознесения. По его приказу в 1198 году землю, на которой она стоит, была куплена. Для Часовни сделали купол, арки и вокруг нее построили каменную стену. Мудрый султан, видя великое множество христиан, приходящих в Часовню, решил выстроить рядом мечеть для тех мусульман, которые почитали Иисуса, как пророка.
В 1834 году произошло сильное землетрясение. Часовню пришлось ремонтировать, причем в этих работах принимала участие не только православная Церковь, то и католическая и армянская.
Место Вознесения Господня
Внимание всякого, кто смотрит со стороны Иерусалима на гору Елеон, не может не привлечь высокая колокольня. Это колокольня православного Спасо-Вознесенского монастыря, построенного близ места Вознесения Христова.
Икона Божией Матери Иерусалимская
Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, была написана в 15-й год по Вознесении Господнем, в Гефсимании, и была первой из всех образов Богородицы, созданных святым Евангелистом Лукой. Предназначалась икона для иерусалимской общины. По некоторым свидетельствам, именно этот образ, находившийся некогда в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, явился той чудотворной иконой Богородицы, от которой изшел глас к преподобной Марии Египетской, обративший ее от греховного пути.
При византийском императоре Льве Великом (457—474) Иерусалимская икона была перенесена в Константинополь и помещена в храме Богоматери, именуемом «Пигий», то есть «Источник». При императоре Ираклии (575—641) город осадили скифы, он не был взят лишь благодаря всенародной молитве перед этой иконой. В память о таком чуде образ перенесли в один из главных храмов Византии — Влахернскую церковь, где он и оставался в течение почти трех столетий.
В начале Х века Иерусалимская икона попала в крымский город Херсонес, откуда князь Владимир Святой взял икону в Киев. Когда же вслед за киевлянами святое крещение и обращение в христианство приняли новгородцы, князь послал сей образ им в напутствие. Ведь «Одигитрия» и означает «Путеводительница».
Более четырехсот лет образ Богородицы пребывал в Софийском соборе Великого Новгорода. Его почитанием здесь обусловлена особая любовь к Иерусалимской иконе во многих градах и весях Русского Севера.
В середине XVI века, в правление царя Иоанна Грозного, Иерусалимская икона была взята в московский Успенский собор и помещена среди других святынь, покровительствовавших прежним удельным княжествам. Окруженная всеобщим почитанием, икона пребывала в Кремле до 1812 года, когда была захвачена французами и увезена во Францию. В Париже, в соборе Парижской Богоматери, икона хранится и по сей день.
В Успенском соборе Московского Кремля, за патриаршим местом хранится точный список с Иерусалимской иконы, принесенный сюда из церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что на Сенях. На полях этого списка помещены изображения святых апостолов Петра и Павла, Луки, Симона, Филиппа, Матфея, Марка, Иакова, Фомы и Варфоломея и святых мучеников Прокопия, Георгия и Меркурия.
Место вознесения господня в иерусалиме
Монастырь Двенадцати Апостолов около Тверии
Аллея от храма к берегу Галилейского моря
Греческий монастырь в честь 12 апостолов, расположенный на берегу Тивериадского озера, является одним из мест на Святой Земле, которые особенно любят посещать паломники. Некогда именно здесь стоял город Капернаум – тот самый, которому, как свидетельствует Евангелие, Господь произнёс суровый приговор: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься» (Мф. 11: 23). От древнего города остались только руины. Окрестный пейзаж – невысокие холмы и редкие пальмовые рощицы – оживляет лишь белый монастырский храм с розовыми куполами. Территория монастыря напоминает райский сад: много зелени и цветов, среди которых резвятся кошки и гуляют почти два десятка павлинов. Гигантская шелковица, растущая за алтарём (говорят, что ей больше 40 лет), покрывает длинный каменный стол и скамьи живой тенью, под которой можно укрыться от палящего зноя.
Храм в честь 12 апостолов был построен Иерусалимской Патриархией в 1925 году при Патриархе Дамиане Первом в восточной части руин города Капернаума. В этом городе, как вы помните, Христос провёл два с половиной года Своей жизни и совершил множество чудес. С 1925 по 1948 год здесь постоянно совершались богослужения, а в 1948 – 1969 годах храм оказался заброшенным. С появлением государства Израиль между ним и Сирией появилась граница. Рубеж, который разделял два государства, проходил по берегу реки Иордан примерно в четырёх километрах отсюда. Эта долина оказалась приграничной территорией – и ни монахи не могли здесь жить и охранять монастырь, ни паломники сюда приезжать.
В этом районе живут друзы, которые поддерживают Израиль. Заняв пустующий храм, они использовали его как коровник. В таком состоянии он находился 21 год. После Шестидневной войны 1967 года, когда граница переместилась на Голанские высоты, Патриархия получила обратно этот храм вместе с друзами и коровами. По словам очевидцев, в нём стоял слой навоза высотой в 70 сантиметров. Икон не осталось, сверху от сырости осыпалась штукатурка, потому что оконные стёкла были выбиты и, когда шли дожди, вода затекала внутрь.
То, что мы увидели сейчас внутри и вокруг храма, сделано после 1969 года, кроме каменного иконостаса, сооружённого также при Патриархе Дамиане в 1931 году.
Трапезная под сенью гигантской смоковницы
Паломница Елена пытается повернуть жернов. Таким базальтовым устройством Дева Мария молола зёрна пшеницы для выпечки хлеба
Гора, сохранившая след Господа
Место земной жизни и служения Господа Иисуса Христа – Святая земля или Палестина – имеет много важных для христианина святынь. Одной из них является Елеонская (Масленичная) гора, с которой Спаситель вознесся в Царство Отца Своего Небесного.
Елеон – одна из самых высоких гор, окружающих Иерусалим. Она расположена на востоке от города и отделена от него Иосафатовой долиной. Высота ее – 1200 метров над уровнем моря. Гора служит также своего рода преградой отделяющей Иерусалим от засушливой Иудейской пустыни.
У горы три вершины: южная – гора Соблазна, северная – Малая Галилея и средняя (самая высокая) – гора Вознесения. Именно со средней вершины и вознесся на небеса Иисус Христос. Если подняться несколько выше места вознесения Спасителя, то взору предстанет впечатляющий вид. Так, на запад открывается весь Иерусалим со множеством холмов и бесчисленными городскими постройками. На юго-западе видны долина Рафаим, монастырь святого пророка Илии, Вифлеемские холмы, гора Сион и прочие исторические места. На востоке – Иерихонская равнина, река Иордан и Моавитские горы.
Центральным местом вершины Вознесения является точка, откуда Христос взошел на небо. Сегодня это большой двор с восьмиугольным зданием часовни Вознесения, направо от входа в которую виден след на скале от левой стопы Господа. Огражденная территория двора с часовней принадлежит мусульманам, однако они разрешают проводить христианские богослужения на переносных алтарях в праздник Вознесения.
На восток от часовни Вознесения располагается Русское место – это участок земли, который еще в XIX веке был приобретен Русской духовной миссией. На нем был возведен двухэтажный дом и храм Вознесения, а также высокая колокольня (60 метров) известная как русская свеча. Она является самым высоким сооружением в Иерусалиме.
В 1906 году здесь был основан женский Вознесенский монастырь. Помимо этого позади храма Вознесения построена часовня во имя святого пророка Иоанна Предтечи – на том месте, где произошло первое и второе обретение его честной главы.
Северная вершина Елеонской горы – Малая Галилея – также связана со многими событиями из Священной истории. Так, например, некогда здесь располагалась гостиница, в которой останавливались путники, шедшие из Галилеи в Иерусалим. В этой гостинице часто собирались и апостолы Христа, так как многие из них были родом из Галилеи.
Недалеко от вершины Вознесения находится место, где, по Преданию Церкви, ангел Божий возвестил Богородице, что через три дня Она будет восхищена из этого мира в мир горний, небесный.
На горе Елеон есть и место, где Спаситель дал Своим ученикам молитву Господню – «Отче наш». Сегодня здесь располагается большой женский католический монастырь. Интересно, что на внутренних мраморных стенах монастырской галереи молитва «Отче наш» вырезана на 42-х языках мира.
Рядом с монастырем находится место, которое католики называют «Credo» («Верую»). По Преданию Церкви, апостолы, собравшись вместе после Вознесении Спасителя, составили здесь апостольский Символ веры.
В 200 метрах на юг от «Отче наш» и «Верую» расположены гробницы пророков. Это большая пещера, высеченная в скале, которая вмещает 36 гробниц. Считается, что это гробницы ветхозаветных пророков, в свое время погибших от рук единоверцев, которые часто избивали Божиих вестников, так как последние обличали народ избранный в отпадении от Бога и уклонении в идолопоклонство.
«Аще забуду тебе, Иерусалиме…»
Храм Вознесения Господня в Иерусалиме
По преданию на Елеонской горе Иисус Христос проводил много времени: молился, вел беседу со своими учениками. С самой высокой вершины близ Иерусалима – 793 метра над уровнем моря - Спаситель вознесся на небеса к своему Отцу. В память об этом знаменательном событии равноапостольская царица Елена решила построить здесь изумительной красоты храм.
Читайте также: