Место социально нравственной проблематики в философии древнего китая
Философия Древнего Китая – самое главное кратко. Конфуцианство кратко и Даосизм. Это очередная тема из цикла статей по философии. В предыдущей публикации мы вместе рассмотрели основы философии Древней Индии. Теперь обратимся к древнекитайской философии.
Даосизм
Даосизм считается одним из самых важных философских течений в Китае. Его основатель Лао-Цзы. Согласно философии даосизма, дао – это закон природы, который управляет всем и всеми, от одного человека до всего сущего. Человеку, если он хочет быть счастливым, нужно обязательно следовать этому пути и соответствовать гармонии со всей Вселенной. Если каждый будет соблюдать принцип дао, это приведет к свободе и процветанию.
Основная идея даосизма (основная категория) – это не-деяние. Если человек соблюдает дао, тогда он может полностью следовать не-деянию. Лао отрицал усилие одного человека и социума по отношению к природе, так как это приводит только к хаосу и нарастанию напряжения в мире.
Если кто-то хочет управлять миром, тогда он неизбежно проиграет и обречет себя на поражение и забвение. Именно поэтому не-деяние должно служить самым главным принципом жизни, так, как только он способен дать свободу и счастье человеку.
4 понятия философского мышления Китая
- Холизм – выражается в гармонии человека с миром.
- Интуитивность – земная сущность может быть познана только благодаря интуитивному прозрению.
- Символизм – применение образов в качестве инструментов для мышления.
- Тиянь – всю полноту макрокосма можно постичь только эмоциональным переживанием, нравственным осознанием, волевыми импульсами.
Философия Древнего Китая
Философия в Китае стала развиваться в пятом веке до нашей эры, когда общество стало расслаиваться по экономическим признакам и возник класс богатых жителей городов и крайне бедный класс жителей деревень. А также класс чиновников, владеющих не только деньгами, но и землей.
Философия Древнего Китая основана на принципе триединства Вселенной в лице Земли, Неба и Человека. Вселенная представляет собой энергию («Цы»), разделяющуюся на женское начало и мужское – инь и янь.
Философии Древнего Китая имеет мифологически-религиозное происхождение так же, как и философия Древней Индии. Ее главными действующими лицами были духи и боги. Мир понимался, как взаимодействие 2-х начал – мужского и женского.
Считалось, что в момент сотворения Вселенная представляла собой хаос и разделения на Землю и Небо не было. Упорядочили же хаос и разделили на Землю и Небо два рожденных духа – инь (покровитель Земли) и янь (покровитель Неба).
Место социально нравственной проблематики в философии древнего китая
Философия Древнего Китая
Философия Древнего Китая восходит к началу I тысячелетия до н.э. Формирование философских представлений в Китае проходило в сложных социальных условиях. Уже в середине II тысячелетия до н. э. возникает рабовладельческий уклад хозяйства, начинается зарождение экономики Древнего Китая .
Труд рабов, в которых обращали захваченных пленных, использовался в скотоводстве, в земледелии. В XII веке до н. э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое основало свою династию, просуществовавшую до III в. до н. э.
В эпоху Шан-Инь и в начальный период существование династии Джоу господствующим было религиозно — мифологическое мировоззрение. Одно из отличительных черт китайских мифов – это зооморфный характер действующих в них богов и духов.
Верховным божеством являлся Шан-ди — первопредок и покровитель китайского государства. Ему подчинялись и боги, и духи. Часто в образе Шан-ди выступала персонифицированная сила Неба. По представлениям древних китайцев, безличное, но всевидящее Небо управляло всем ходом событий во Вселенной, а его первосвященником и единственным представителем на земле являлся император, носивший титул Сына Неба.
Особенности философии Древнего Китая
1) Культ предков - строился на признании влияния духов умерших на жизнь и судьбу потомков . В обязанность предков, ставших духами, входила постоянная забота о потомках, живущих на земле.
2) Представление о мире как взаимодействии противоположных начал: женского инь и мужского — ян . В глубокой древности, когда еще не было ни неба, ни земли, Вселенная представляла собой мрачный бесформенный хаос. В нем родились два духа — инь и ян, которые занялись упорядочением мира. Дух ян стал управлять небом, а дух инь — землей. В мифах о происхождении Вселенной налицо очень смутные, робкие зачатки натурфилософии.
3) Холизм — мир и каждый индивид рассматриваются как «единая целостность», более важная, чем составляющие ее части . Идея о гармоническом единстве человека и мира является центральной в этом мышлении. Человек и природа рассматриваются не как противостоящие друг другу субъект и объект, а как «целостная структура», в которой тело и дух, соматическое и психическое находятся в гармоническом единстве.
4) Интуитивность — в китайском традиционном философском мышлении имеют большое значение методы познания, сходные с интуицией. Основа этого — холизм. «Единое» не может быть проанализировано с помощью понятий и отражено при помощи языка. Чтобы понять «единую целостность» — необходимо полагаться лишь на интуитивное прозрение.
5) Символизм — познание соединялось с эстетическим ощущением и волей к реализации на практике моральных норм. Ведущую роль в этом комплексе выполняло нравственное сознание.
6) Коллективизм – приоритет общественного начала над личностным.
7) Традиционализм – широкая опора на обычаи и традиции данного общества.
8) Конформизм – боязнь перемен.
9) Иерархичность – построение общества от высшего к низшему
Философские школы Древнего Китая
1) Конфуцианство
Конфуцианство (школа ученых, школа книжников)— религиозно-философская система, сформировавшая в Китае в 6 веке до н.э., основоположником которой был Конфуций (Кун-Фу-Цзы).
Более двух тысячелетий это философское, религиозное и этическое учение регламентировало все стороны жизни китайцев, начиная от семейных отношений и заканчивая государственно-административным устройством. В отличие от большинства других мировых религиозных доктрин для конфуцианства характерны не мистицизм и метафизические абстракции, а строгий рационализм, ставящий превыше всего государственную пользу и приоритет общих интересов над частными. Здесь нет духовенства, как например, в христианстве, его место заняли чиновники, выполняющие административные функции, в число которых входили и религиозные отправления.
Конфуцианство часто интерпретируется как образ жизни, который на протяжении двух тысяч лет поддерживал религиозное единство китайского народа и способствовал этнической консолидации.
Эта школа основано Кун-Фу- Цзы ( Конфуцием ) (551-479 гг. до н. э.). Относительно малоизвестный при жизни, Конфуций стал широко известен после смерти. Согласно этому учению, мудрость исходит из прошлого, а отвергающего традиции постигают неудачи.
Главный принцип общественной организации — «хэ» (гармония, единение), к которому приходят путем взаимопреодоления полярных интересов и мнений. Слияние противоположностей лежит в основе всех вещей.
Конфуцианство формулирует концепции «жэнь» (гуманность, человеколюбие) и «ли» (правила, этика).
В конфуцианстве общество делилось на две категории — благородных и простолюдинов. Благородный муж стремится к человеколюбию и справедливости, «маленький» человек стремится к богатству и выгоде.
Благородный человек заботится о соблюдении морали, «маленький» помышляет о земле.
Благородный заботится о соблюдении закона, а «маленький» — о получении благодеяния. Необходимо быть честным сановником и почитать правителя.
В конфуцианстве разработана система государственного управления: наверху находится высший правитель — «сын Неба».
Проповедуются любовь и уважение к «вышестоящим», любовь к матери и уважение к отцу. Выдвигается принцип справедливости как основа решения дел. Непреклонная верность учению, способность овладевать им и хранить его — важное требование конфуцианства.Личное желание человека должно сводиться к заботе о других, а не о собственном благополучии. Любовь — лучшее средство проверки величия человека.
Культивируется уважение к предкам и старшим. Сыновние обязанности бывают двух видов:
забота о пропитании и здоровье родителей и поддержание родительского авторитета, забота о родителях после их смерти путем выполнения церемоний;
поддержание авторитета семьи.
Конфуцианство провозгласило доктрину следования «срединному пути», во избежание крайностей. Для достижения совершенства необходим баланс в деятельности:
приспособление к условиям жизни и подчинение авторитету власти. Справедливость и законы являются следствием длительного развития мышления и практики. Только немногие способны к самопожертвованию, большинство же людей надо держать в рамках закона, утверждая его силой.
Люди делятся на три группы:
1) хорошие от природы, качества которых улучшаются путем образования;
2) плохие от природы, которых удерживает только страх наказания;
3) смешивающие добро и зло в своем поведении, которые могут двигаться в различных направлениях.
Каноны конфуцианства, создавались на протяжении тысячелетий многими авторами и играли огромную роль в духовной жизни китайского общества вплоть до XX в. На основе канона строились системы воспитания и образования, каждый чиновник, чтобы занять определенное место в государственном аппарате Китая, был обязан сдать экзамен на знание текстов Ши-саньцзин и т.д. Влияние конфуцианства на китайскую культуру и сегодня остается значительным. По приблизительным оценкам, в настоящее время численность последователей конфуцианства составляет св. 300 млн. человек.
2. Даосизм — древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос.
Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI — начале V вв. до н. э.
2. Основными понятиями даосизма являются "Дао" и "Дэ". "Дао" имеет два значения:
• путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира;
• субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту. "Дэ" — благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало "Дао" преобразовалось в окружающий мир.
3. Философия даосизма несет в себе ряд основных идей:
• все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями;
• материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе ("все происходит из земли и уходит в землю"), то есть сегодняшний человек вчера был воплощен в виде иных форм, существующих во вселенной — камня, дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек, станет "строительным материалом" иных форм жизни или явлений природы;
• мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека — покой и недеяние ("у-вэй");
• особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит "Дэ" — животворящая сила и благодать; чем ближе человек к императору, тем больше "Дэ" перейдет от императора к нему;
• познать "Дао" и получить "Дэ" можно лишь при полном соблюдении законов даосизма, слиянии с "Дао" — первоначалом, послушании императору и близости к нему;
• путь к счастью, познанию истины — освобождение от желаний и страстей;
• необходимо во всем уступать друг другу.
Леги́зм (фр. Légisme) — философская школа Китая, сформировавшаяся в IV—III вв. до н. э., известная также как «Школа законников» (фацзя).
Основоположниками т еории и практики легизма считаются Гуань Чжун (кон. 8–7 в. до н.э.), Цзы Чань (6 в. до н.э.), а также Ли Куй, Ли Кэ (возможно, это одно лицо), У Ци (4 в. до н.э.). Крупнейшими теоретиками легизма признаны Шан Ян, Шэнь Дао, Шэнь Бухай (4 в. до н.э.) и Хань Фэй (3 в. до н.э.; см. «Хань Фэй-цзы»).
Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам. Согласно идеям легизма любой простолюдин имел право дослужиться до любого чина, вплоть до первого министра.
Легисты печально прославились тем, что когда они приходили к власти, то устанавливали крайне жестокие законы и наказания.
Основные идеи школы:
Провозглашалось равенство всех перед Законом и Сыном Неба и, как следствие, появление идеи раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра. Шан Ян рекомендовал выдвигать в первую очередь тех, кто доказал свою преданность государю на службе в войске.
Успеха в политике достигает только тот, кто знает обстановку в стране и использует точные расчёты.
Следует усваивать опыт предшествующих правителей. И в то же время «для того, чтобы принести пользу государству, не обязательно подражать древности».
Для политики очень важна экономическая ситуация в стране.
В области управления предлагалось сосредоточить всю полноту власти в руках верховного правителя, лишить наместников властных полномочий и превратить их в обыкновенных чиновников. Умный правитель, говорится в трактате «Шан цзюнь шу», «не потворствует смуте, а берёт власть в свои руки, устанавливает закон и с помощью законов наводит порядок».
Чтобы обеспечить представительство зажиточных слоёв в государственном аппарате, предусматривалась продажа чиновничьих должностей.
Шан Ян предъявлял к чиновникам лишь одно требование — слепо повиноваться государю.
Предполагалось ограничить общинное самоуправление, подчинить семейные кланы и патронимии местной администрации.
Предлагалось также установить единые для всего государства законы. Под законом понималась репрессивная политика (уголовный закон) и административные распоряжения правительства.
Отношения между властью и народом Шан Ян рассматривал как противоборство враждующих сторон. «Когда народ сильнее своих властей — государство слабое; когда власти сильнее своего народа — армия могущественна». В образцовом государстве власть правителя опирается на силу и никаким законом не связана.
За малейший проступок следует карать смертной казнью. Эту карательную практику должна была дополнить политика, направленная на искоренение инакомыслия и оглупление народа.
Высшая цель деятельности государя — создание могущественной державы, способной объединить Китай путём захватнических войн.
Основателем моизма считается философ Мо Ди, который жил в 5-4 вв. до н.э.
Главные теории моизма изложены в трактате Мо-цзы, который является главным теоретическим памятником этой школы. Мо Ди считал, что у каждого человека есть равные политические возможности, все зависит от его врожденных способностей. Он выступал против выдвижения чиновников по родству.
Этическая система моизма выражена принципом взаимного уважения и взаимопомощи всех жителей страны. Правители, считали моисты, должны трудиться наравне со всеми, показывать хороший пример своими действиями и поступками. Они также выступали за аскетический образ жизни, т.е. отказ от роскоши, за экономию при захоронениях, против музыки.
Моисты считали небо образцом воплощения этических принципов. Они говорили, что оно одинаково относится ко всем, кто находится на земле.
Расцвет моизма приходится на 4 век до н.э., а уже в третьем веке школа моистов распалась на три течения, а затем и вовсе стала утрачивать свои позиции и популярность. Более того, распавшись на течения, он стал ассоциироваться с народными движениями и заговорщиками. Несмотря на то, что некоторые идеи моизма оказывали влияние на людей вплоть до 20 века, все же свою первоначальную роль он потерял еще в древности, так и не смог ее восстановить, что вскоре привело к его исчезновению.
Легализм
Его основателем считается Сюнь-Цзы. Согласно его идеям, этика нужна для того, чтобы держать под контролем все плохое, что есть в человеческой сущности. Его последователь Хань-Фэй пошел дальше и утверждал, что основой всего должна быть тоталитарная политическая философия, которая базируется на главном принципе – человек злое существо и стремится получить выгоду везде и избежать наказания перед законом. В легизме самым важным была идея порядка, которая и должна определять общественный строй. Выше ее нет ничего.
Резюме
Думаю, статья «Философия Древнего Китая – самое главное. Конфуцианство и Даосизм кратко» стала для Вас полезной. Вы узнали:
- о главных школах древнекитайской философии;
- о 4-х главных понятиях философии Древнего Китая;
- о главных идеях и принципах Конфуцианства и Даосизма.
Желаю всем всегда позитивного настроя для всех Ваших проектов и планов!
Социально-нравственная проблематика философии Древнего Китая.
В Китае цивилизация складывалась иным образом, если сравнивать с другими восточными государствами, допустим с Индией. Если в Индии философов в первую очередь интересовали переживания и поведение человека, то в Китае, в конечном счёте, основные усилия затрачивались на сплочение государства. Выдвижение на первый план культуры и нравственных норм вовсе не означало пренебрежения уже устоявшимися традиционными идеалами предков. Напротив, признание влияния духов умерших на жизнь потомков, авторитет великих мудрецов непосредственным образом сказались на морально-политических канонах поведения люде в обществе.
Древнекитайский философ Лао Цзы в 5 веке до н.э. разработал принцип «дао» как всеобщий закон и источник происхождения мира. «Дао» стало основой названия учения Лао Цзы, котрое называлось – «Даосизм». Слово «дао» переводится как путь. В даосизме Дао - это всеобщий Закон Природы, Начало и Конец Творения. Дао - это все и ничто. Никто не создал Дао, но все возвращается к нему и все происходит от него.
«Дао» распадается на «дао» безымянное, которое является непостоянным, и «дао», имеющее имя. Первое из них является вечным и невидимым, бесконечным и неощутимым. Второе «дао» является «матерью всех вещей», оно повсюду и непобедимо. Механизм действия «дао» воплощён в отношениях неба и земли («Янь» и «Инь» - небесное (мужское) и земное (женское)).
Также, Лао Цзы разделял «дао» на «человеческое», которое отнимает у тех, кто нуждается и отдаёт тем, кто имеет излишки, и на «небесное», которое действует совершенно противоположно (отнимает у тех, у кого излишки и отдаёт тем, кто нуждается).
Наряду с даосизмом огромное влияние получило учение под названием конфуцианство, которое, как известно, не утратило своего влияния и н сегодняшний день. Его основателем является Конфуций, который на протяжении всей своей жизни успел побывать и учителем, и чиновником, и мудрецом. Он жил в сложный период политической борьбы между различными китайскими царствами, в общем, во время огромных беспорядков в китайском государстве. Поэтому, в его философии самыми актуальными проблемами стали проблемы государства, такие как: нестабильность, методы управления государством и другие.
В центре учения Конфуция была проблема взаимоотношений человека и общества. Идеалом в его философии выступает так называемый «благородный муж», который ориентировался на постижение небесных ценностей и норм.
Конфуций почитал небо и считал, что оно подобно грозному повелителю, который предопределяет место в иерархии каждому человеку. Также, Конфуция интересовала проблема морального блага. Он полагал, что знание является личным достоянием. По его мнению, знать означает знать людей, так как его теория познания была подчинена нравственно-социальным целям. Тот, кто обладает врождёнными знаниями стоит выше всех. Ниже находятся те, кто их приобрели, ещё ниже находятся те, кто учится, а на самом низу те, кто не учится.
Конфуций считал, и я с ним полностью согласна, что: «Учиться и не размышлять- напрасная трата времени, размышлять и не учиться - губительно».
Как же Конфуций пытался решить сложную политическую задачу в своей стране: он настаивал на том, чтобы правитель различных китайских царств укрепляли своё господство и строго соблюдали свои обряды. Лишь так их решения могли выглядеть законными для народа. Нужно руководить народом с помощью добродетели и вносить в народ порядок с помощью правил поведения, законов. Сила добродетели заключена в человеколюбии. Идеалом управления государством для Конфуция является не принуждение и насилие, а сила нравственного примера. Управляя, нужно проявлять чувство долга, быть справедливым. Управлять значит не делать того, что не желаешь самому себе.
Философия Древнего Китая – самое главное кратко. ВИДЕО
Место социально-нравственной проблематики в философии Древнего Китая.
Осознание человеком Востока себя и мира начинается, как и везде, с мифологии, которая выступает как предфи-лософский этап развития культуры. В Китае формирование предфилософско-мифологических представлений прослеживается вплоть до XVIII в. до н.э. и проходит несколько этапов до возникновения философских систем Конфуция, Лас-цзы и других мыслителей. Центральной, системообразующей идеей учения Конфуция выступает «жэнь», или гуманность, человеколюбие. «Жэнь» нельзя трактовать как романтическое чувство или как любовь к Богу. Для Конфуция «жэнь» — это показатель истинно человеческого в человеке, естественное, инстинктивное чувство, обогащенное купьтурой. «Жэнь» раскрывается через категории «сяо» — цивилизованное, почтительное отношение к своим родителям, «ди» — распространение такого отношения на ровесников и других окружающих, «чжун» (преданность) — цивилизованное отношение к вышестоящим — правителям, императору, собственной стране. Конфуций придавал большое значение поведенческим нормам, через которые должны быть реализованы эти отношения. Они тоже входили в смысл категории «жэнь». Согласно концепции другого выдающегося китайского философа Лао-цзы, основополагающей категорией выступает дао. Эта концепция лежит в основе философии даосизма. Дао, согласно Лао-цэы, «пусто, но в применении неисчерпаемо». Дао выступает праотцом всех вещей. Вопрос о причинах появления Дао не ставится. Оно невыразимо словами. В нем начало неба и земли. Тайна дао доступна только тем, кто лишен страсти.
Космоцентризм античной философии.
Космоцентризм античной философии – это первый этап развития мировой философской мысли. Космоцентризм античной философии рассматривает космос как центр мироздания, в основе которого лежит природная естественная гармония. Космоцентризм античной философии видел единство в многообразии: мир – это единое, которое стало многим. Все предметы и явления взаимосвязаны, при этом ничто не является самодостаточным. Характерные черты античной философии можно выразить в таких понятиях: - Чтобы быть естественным, быть самим собой, человек должен стремиться к природе, потому что она мудра. - Идеально развитая личность – уравновешенная, гармоничная, природная. - Душа и тело человека прекрасны, потому что их такими создала природа. - Наслаждение красотой вызывает катарсис – очищение души, в результате чего человек стремится стать лучше, хочет жить. Самыми знаменитыми представителями космоцентризма являются Гераклит, Сократ, Конфуций, Платон, Демокрит, Пифагор.
Методы философии.
Методы философии – это специальные средства, помогающие проводить разнообразные философские исследования.
Основными методами философии являются:
Диалектический метод в философии – это мыслительный процесс, рассматривающий тесную взаимосвязь явлений и событий друг с другом, изучающий закономерности и даже противоположности.Особенное внимание разработке такой методике уделял в собственный трудах Гегель. Благодаря диалектике:
· Расширяются возможности для прогнозирования;
· Обнаруживаются причины и причинные связи явлений и событий;
· Вскрываются внутренние закономерности, которые присущи явлениям и событиям.
Научный метод философии – это возможности, связанные с получением новых знаний, а также с решением важных задач в рамках философии.Философско-мировоззренческий блок научной методики является крайне важным для развития любого философского направления и выполнения основных задач этой дисциплины. Только философия, рассматриваемая, как наука, имеет все шансы на дальнейшее развитие и непосредственное применение в практическом смысле.
Герменевтический метод в философии – это толкование или интерпретация текстов (а также некоторых явлений и событий) через призму философского анализа.Благодаря герменевтике философия может истолковывать предельные культурные значения, наблюдая окружающую реальность через культуру. Сама культура может рассматриваться в качестве совокупности главных текстов.
Догматический метод философии – это философские и логические средства, позволяющие делать умозаключения, начиная от неочевидного и заканчивая очевидным.Он основан на равенстве:
· Мыслительных процессов и окружающего бытия;
· Любого явления и его смысла;
· Мыслительной самодостаточности и самостоятельности.
Основой такого метода является вера в то, что абсолютное знания может быть достигнуто. Интересно, что Гегель определял догматизмом собственное философствование, поскольку считал мышление высшим методом, связанные с познанием истины.
Аксиоматический метод в философии – это средства, помогающие выстраивать философские теории за счет дедукции.Такая методика предполагает выбор какой-нибудь теории, которая принимается без доказательной базы (собственно, такие теории называются аксиомами) и последующую фиксацию стандартов по определению и выводу этой теории, благодаря чему появляется новая терминология.
Прагматический метод философии – это средства, помогающие синтезировать познание вместе с преобразованиями. Разница между противоположностями должна быть практической и доказанной.
Философские выводы должны быть проверены посредством методов экстраполяции на человека.
Исследования, предполагаемые этим методом, заключаются в структурализме, системном подходе, функциональном анализе и так далее.
Формально-логический метод философии – это средства, помогающие строить логические умозаключения и обоснования разных суждений при проведении какого-нибудь исследования.
Такие умозаключения могут быть:
Гегель вообще называл формально-логический метод средствами рассудка, противопоставляя его диалектическим методам, то есть точкам зрения разума.
Метафизический метод философии – это средства изучения разнообразных природных, социальных и сознательных явлений в качестве неизменных и таких, которые не связаны между собой.Эту методику противопоставляют диалектике. Однако даже диалектические методы начинаются с констатации какого-нибудь явления и его вычленения из основной массы, что уже само по себе предполагает метафизический подход. Лишь после этого возможно дальнейшее исследование связей и поиск закономерностей.
Материалистический метод философии – это определенные концепции, предполагающие материю первичным философским вопросом, требующим исследования и решения.Бытие практически идентично материи, поскольку материя является непосредственной действительностью бытия.
Метод моделирования в философии – это построение модели, которая будет отображать ту или иную грань исследуемого явления для более полного и глубокого его изучения.Считается одним из основных познавательных приемов.Сама модель получается намного проще, чем реальное явление и это позволяет изучить ее основные характеристики и специфику
Метод эмпирического познания в философии – это определенные средства и нормы освоения окружающей действительности за счет наблюдения, измерения, дескрипции и эксперимента.
К примеру, то же наблюдение считается целенаправленным восприятием внешних характеристик тех или иных изучаемых предметов или явлений.
Измерение представляет собой то же наблюдение, при котором уже применяются специальные приборы, позволяющие глубже анализировать изучаемые процессы, а также явления. Определяется отношение единицы изучаемого объекта к любой другой величине.
Метод дедукции в философии – это средства для получения частных итогов на базе знания определенных общих положений.
Моизм
Ее основатель Мози (470-390 гг. до нашей эры). Он считал, то самой основной должна быть идея любви и равенства всех живущих. Согласно его убеждениям, люди нуждаются в том, чтобы им указали о том, какие именно традиции самые лучшие. Нужно стремиться к благу для каждого, и власть является инструментом для этого, и должна поощрять поведение, которое приносит пользу как можно большему количеству людей.
Даосизм. Основные идеи и принципы за 1 минуту. ВИДЕО.
Мир науки
Конфуцианство
Конфуцианство – основные идеи кратко. Данная философская школа создана Конфуцием, который жил в VI-V веке до н.э. В этот период Китай раздирала смута и борьба за власть между высшими чиновниками и императором. Страна была погружена в хаос и междоусобицу.
В этом философском направлении отразилась идея о том, чтобы изменить хаос и обеспечить в обществе порядок и процветание. Конфуций считал, что основным занятием человека в жизни должно быть стремление к гармонии и соблюдение моральных правил.
Основной частью философии конфуцианства считается человеческая жизнь. Необходимо воспитать человека и только потом уже делать все остальное. Необходимо очень много времени уделять душе людей и в результате такого воспитания все общество и политическая жизнь будут находиться в гармоничном взаимодействии друг с другом и не будет ни хаоса, ни войн.
Занятие 2. Философия Древнего Китая
1. Зарождение и основные проблемы Древнекитайской философии.
2. Конфуцианство и Даосизм – основные направления философии Древнего Китая.
3. Философия Мо-цзы как оппозиция Конфуцианству.
4. Китайская медицина как аспект философии.
Цель семинарского занятия: рассмотреть основные проблемы древнекитайской философии, познакомиться со взглядами древнекитайских философов, рассмотреть взаимосвязь философского знания и медицины.
Работая над первым вопросом, необходимо рассмотреть зарождение и развитие философии Древнего Китая, определить основную проблематику.
Основанием китайской философии явился корпус древней предфилософской литературы – «Пятикнижие». К нему относились: «Книга песен», «Книга истории», «Книга перемен», «Книга обрядов», летопись. К «Пятикнижию» примыкали: комментарий к «Книге перемен», исторические рукописи и др.
Основные вопросы:
1) вопрос о происхождении зла. Авторы «Пятикнижия» считали, что источником зла является человек.
2) проблема первоначала мира. В «Книге истории» говорится о пяти первоначалах (вода, огонь, дерево, металл, земля) и о пяти явлениях природы (дождь, солнечное сияние, жара, холод, ветер). Важная роль в объяснении мироздания отводится двум полярным и вместе с тем взаимозависимым силам (началам) – Ян и Инь. Ян – это мужское, светлое и активное начало (дух). Оно управляет небом. Инь – женское, тёмное и пассивное начало. Оно управляет землёй. Инь и Янь существуют не сами по себе, а во взаимодействии друг с другом, в соединении своих сил. Чередование Инь и Янь называется путём (Дао), который проходят все вещи.
3) значительное внимание уделяется обоснованию ритуала (ли), который для китайской культуры выступает в качестве определяющего принципа жизнеустройства. Он имеет как религиозный, так и светский характер. С ритуалом связана социальная нравственность, почитание Неба (высшей божественной силы), властей, родителей, старшего брата и умерших.
4) В китайских мифах происхождение мира связывается со сверхъестественным человеком по имени Паньгу, из вздоха которого появились ветер и облака, из головы – гром, из левого глаза – солнце, из правого – луна, из туловища с руками и ногами – четыре стороны света, из крови – реки, из пота – дождь и роса, из блеска глаз – молнии и т. д. А люди появились из паразитов, водившихся на теле Паньгу. Приниженное, подчинённое положение человека характерно для всей китайской философии. Образно говоря, человек – это садовник; его обязанность ухаживать за садом, но ничего не менять. Любые изменения – зло.
Второй задача состоит в раскрытии сущности основных философско-религиозных учений Древнего Китая, рассмотрение значимых понятий для древнекитайского миропонимания.
Одним из господствующих направлений в китайской философии является даосизм, возникший во второй половине 1-го тыс. до н. э., основателем которого считается Лао-Цзы. Центральное понятие даосизма – Дао – невидимый, вездесущий, естественный закон природы, человеческого общества, поведения и мышления отдельного индивида, неотделимый от материального мира и управляющий им. Познание Дао тождественно познанию всеобщего, внутреннего закона саморазвития природы и её самоорганизации. Помимо этого познание Дао предполагает и умение соответствовать этому закону.
Человеку в даосизме приписывается двойственная природа. Первое его начало происходит от Дао. Поэтому оно истинное и естественное. Второе начало порождается собственным эго человека со всеми его дурными наклонностями, страстями и заблуждениями. Поэтому оно ложное и искусственное. У настоящего человека истинная натура должна победить ложную.
Таким образом, этический идеал в даосизме – человек, обладающий Дао и высшим дэ, его отношение к миру определяется принципом недеяния - у вэй. Он следует естественному закону Дао и совершенствует его внутри себя – в своей душе.
Основателем– конфуцианства – был Конфуций (551 – 479 до н. э.). Его мало интересовали проблемы материального мира и космогонии. Дао для Конфуция – это моральный закон, этический принцип, путь поведения, долга. В центре учения Конфуция – проблемы сосуществования человека и общества. Поскольку сам человек рассматривался Конфуцием как функциональный элемент общества, постольку следовало разработать надлежащие правила поведения (ритуал) и следовать этим правилам. Каждый человек должен находиться на своём месте (исполнять свои функции). Конфуций не только отождествлял общество и государство, но и настаивал на том, что государство – это большая семья, в которой интересы коллектива выше интересов личности.
Конфуций разработал модель совершенного человека («благородного мужа»), который для простых смертных, «низших людей» должен выступать этическим идеалом. «Благородный муж» обладает пятью достоинствами (совершенными качествами): гуманностью (жэнь), справедливостью и долгом (и), знанием правильного ритуала (ли), мудростью (чжи), почтительностью (сяо). Общая формула нравственного поведения: «Чего не желаешь себе, то не делай и другим»).
«Благородный муж» – не только этический, но и политический идеал. Совершенный правитель, представитель политической элиты, должен владеть пятью качествами. В этом, по мнению Конфуция, секрет управления государством. Государь своим примером учит подданных должному поведению. «Зачем, управляя государством, – спрашивает китайский мудрец,– убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым».
Дао(букв, «путь») — одно из важнейших многозначных понятий китайской философии. Означает: а) всеобщий космический закон; б) естественный, природный ход вещей; в) Абсолют как высшее состояние бытия — начало и конец всех вещей; г) символ высшей космической гармонии.
Дэ— понятие, во многом близкое понятию «дао». В сущности, дэ — это трансформированное дао, проявленное и доступное восприятию. В онтологическом смысле дэ иногда означает нечто вроде материальной субстанции.
Жэнь— основное понятие конфуцианства. Означает «гуманность», «милосердие», «человечность». Жэнь — одно из «пяти постоянств», которым должен обладать совершенный человек.
И — «чувство долга», «долг-справедливость». В широком смысле и — моральные принципы, которых должен придерживаться совершенный человек по собственной воле, в силу своей добродетели.
Инь— ян — парные понятия, в широком значении выражающие идею двойственности начал бытия. Инь — ян — диалектическая пара, в которой одно начало неизбежно предполагает второе. Существует бесчисленное множество конкретизации этой абстрактной двойственности: тьма — свет, движение — покой, земное — небесное, холод — тепло, женское — мужское начала, смерть — жизнь и т.д.
Ли — «ритуал», «церемония», «этикет». Ли — это всевозможные нормы поведения — религиозного, светского, семейного.
Чжи — мудрость, знание, ум, интеллект.
Сяо — один из этических принципов конфуцианства — «сыновья почтительность и почитание старшего брата». Исполнять сяо — значит служить родителям по правилам ли.
Тянъ— Небо, которое воспринималось как некая высшая божественная сила.
У син — пять первоэлементов мироздания: дерево, огонь, земля, металл, вода.
Увэй(«недеяние») — в даосизме означает следование естественным
законам и ненарушение их своей волей.
Ци — букв, «дыхание», «эфир», «жизненная энергия», «сила». Ци — духовно-материальная энергия, жизненная сила. Она имеет различные состояния в зависимости от уровня проявления — космологического, антропологического и психологического.
Цзюнь-цзы— «совершенный», «достойный», «благородный человек» («муж»), благодаря которому поддерживается равновесие в мире. Цзюнь-цзы — конфуцианский идеал человека, обладающего пятью постоянствами (совершенными качествами) — жэнь, и, ли, сяо, чжи.
Третья задача состоит в сопостовлении философских взглядов Конфуция и Мо-цзы.
Третьей крупной философской школой Древнего Китая считается моизм, основанный Мо Ди (Мо-цзы) 479-400 гг. до н.э.
Центральное место в этическом учении Мо-цзы занимает идея «всеобщей любви» цзяньай, противостоящая конфуцианскому принципу жэнь. Он считал, что смуты и распри в стране произошли оттого, что люди перестали любить друг друга. По его мнению, образцом правителя является небо, благодаря своему человеколюбию.
Отрицая концепцию судьбы, моисты полагали, что ее принятие обессмысливает все человеческие дела. Люди должны собственными усилиями добиваться благополучия, умножать материальные блага. Рассматривая народ как высшую ценность, они отождествляли волю неба и волю народа. Подражая небу, следуя его воле, правители должны любить народ. Правители должны почитать мудрость, подбирать служилых людей не по их знатности и умению льстить им, а по деловым качествам, почтительно слушать, когда им говорят правду. Моисты советовали критически относится к традиции, выбирая из нее только хорошее. Отвергая конфуцианское пристрастие к традиции, ритуалу, они не фетишизировали и закон. Закон - это подсобное средство управления, поэтому законы должны сообразовываться с волей неба, служить всеобщей любви.
Теория познания Мо-цзы, как и все его учение, противоположна взглядам Конфуция. Во-первых, объектом познания для него является жизнь гражданского общества, деятельность людей, занимающихся земледелием, ремеслом и торговлей, а для Конфуция - зафиксированные в литературных памятниках традиции прошлого. Во-вторых, он считал, что в связи с изменением объективных условий новым социальным явлениям нужно давать новые «имена» (понятия), чтобы новому содержанию соответствовала новая форма. Позиция Конфуция напротив - изменившаяся действительность должна быть приведена в соответствие со старой формой, с прежними «именами». В-третьих, Мо-цзы критически относился к традициям, используя их лишь для объяснения новых явлений. Он утверждал, что из древних традиций нужно использовать все, что полезно в настоящее время и отбрасывать то, что устарело. Рациональным элементом в теории познания Мо-цзы является идея о решающем значении объективного содержания «имен», о возможности познания вещей, о практическом значении знания.
Тема 3.Основные проблемы философии Древней Греции (4 часа)
Идеи Конфуцианства кратко. ВИДЕО
Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!
Социально-этический характер философской мысли Древнего Китая
: конфуцианство и даосизм. Философская мысль в Китае основана на мифологии "Пятикнижие" ("Уцзы"): "Книга песен", "Книга истории", "Книга перемен", "Книга обрядов" и летопись "Чунь-цю". В "Пьятикнижжи" продолжается развитие древних представлений о две противоположные и вместе с тем близких силы - ян и инь. Постепенно зарождается важнейшее для древнекитайского мировоззрения представление о "дао" ("путь") как мировое закон, которому пидкоряються и природа и люди. Древнекитайские философия включала в себя и зачатки наук: математики, астрономии, медицины.
Однако в Древнем Китае науки были развиты слабо и это оставило след на уровне китайской философии. Философия в Китае существовала и развивалась в следующих основных философских школах, как: Конфуцианство; Моизм; Школа закона; Даосизм; Школа "инь-ян" (натурфилософы) Школа имен. В большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. В Китае влиятельным было учение Кун Фудзи (Конфуция) - конфуцианство. Основной труд "Луньюй"). Философские концепции учения Конфуция следующие: Концепция жень ("гуманность", "человеколюбие") и ли ("правилах", "этикет").
Эти компоненты отражали воззрения Конфуция на государственное устройство и социальную организацию общества. Суть второй концепции - "быть преданным, (честным) сановником, почитать правителей". Она охватывала целый комплекс проблем, связанных с системой управления и прежде всего с нормами взаимоотношений главы государства и чиновников. Третья концепция известна как "учение о середине", которым Конфуций предостерегает от увлечения крайностями. Конфуций считал, что все дела должны решаться на основе принципа справедливости, т.е. соединил воедино такие отдаленные понятия, как "власть" и "справедливость". Пятая концепция касается отношения человека к той вере, которую он исповедует.
Конфуций не видит государство в отдельности от общества и единичного человека. Схемы государственного управления государством и обществом базировалось на ли ("правилах"). Наряду с конфуцианством одиниею с осн. течений кит. философии является даосизм (представители Д. Лаоцзы, Чжуанцзы, Лецзы, Ян Чжу). Д представлял филос. учение материалистического. характера, с зачатками примитивной диалектики. Исходной идеей фылос. Д. является учение о дао - пути, исконный и общий закон спонтанного возникновения, развития и исчезновения всей Вселенной. Любое действие, противоречащее Дао, означает бесполезную потерю сил и приведет к неудаче и гибели. Поэтому мудрый правитель следуя дао, не делает ничего, чтобы управлять страной, и тогда она процветает, пребывая в покое и гармонии. Все вещи равны между собой, а мудрец свободен от пристрастия и предвзятости, одинаково смотрит на знатного и раба, соединяется с вечностью и Вселенной, не расстраивается ни о жизни, ни о смерти, понимая их естественность и неизбежность. Идеи Д. имели важное влияние на развитие кит. культуры и философии.
Читайте также: