Место рождения зевса крит
Я очень люблю подобные места и посещаю во всех странах. Это достаточно маленькая пещера, ее не сравнить ни с Афонской в Абхазии ни с Липской в Черногории.
НО имея хорошую фантазию, любопытство и любовь к пещерам, вы останетесь довольны:)
Если вы путешествуете на арендованной машине или экскурсия включает это место, то обязательно посетите. Если же вы хотите взять экскурсию только сюда, то подумайте ещё раз ( выматывающий серпантин на 30 минут и 5-10 минут посещения)))
Метопы
По всей длине верхняя часть античного храма над колоннами украшена фризом, состоящим из чередующихся каменных плит и триглифов (трёх параллельных линий).
Такие каменные плиты называются метопами, они часто украшались рельефами.
Большая часть сохранившихся изображений из святилища Зевса хранится в Лувре, и лишь некоторые находятся в музее Олимпии.
Двенадцать метоп храма изображают подвиги Геракла.
[direct2]Выбор сюжета связан с тем, что в представлении эллинов образ этого героя олицетворял борьбу с окружающими их тёмными силами хаоса и символизировал победу рационального человеческого разума над мифическими силами зла, которым у древних греков ещё не было объяснения.
Эта тема служила продолжением героического пафоса, заданного скульптурными композициями на фронтонах и подготавливала к созерцанию статуи верховного божества.
Метопы располагались в соответствии с движением паломников вокруг храма.
Первый подвиг: сражение с Немейским львом, был изображён на метопе левого западного угла, а последнему подвигу, очистке Авгиевых конюшен, была посвящена метопа в правом углу восточной стороны.
Высота метоп составляет 1.6 м, ширина 1.5 м.
Некоторая их вытянутость в высоту согласуется с общим замыслом архитектора, который стремился придать храму максимальную величавость.
В относительно небольшом пространстве метопы, художнику удалось наполнить скульптуры динамикой подлинной жизни, сохранив при этом их гармонию с чёткой архитектурной формой.
Храм Зевса в Олимпии – один из самых значительных древнегреческих памятников архитектуры.
Здесь впервые наиболее полно был воплощён принцип синтеза архитектуры и скульптуры, который позднее стал классическим и до сих пор считается непревзойдённым.
Хотя от самого храма остались лишь руины, посещение музея, благодаря представленным там реконструкциям, позволит понять былое великолепие этого сооружения, а возможность прикоснуться к фрагментам колонн, возраст которых превышает две с половиной тысячи лет, вызовет прилив эмоций, трудно поддающихся описанию.
Руины города организация Юнеско внесла в списки всемирного наследия.
Поездка в древнюю Олимпию стоит того, чтобы оказаться перед лицом вечности.
Божественный Крит: по зевсовым местам. Где родился громовержец и причем тут Стас Михайлов
Крит - остров, любимый людьми, полубогами и богами! Ещё бы, сам Зевс тут родился, наш громовержец.
В том месте, где он родился и рос, сохранился дом-музей (зачеркнуто) пещера-музей. И все желающие могут прикоснуться к божественному за 6 евро. А дети вообще бесплатно.
В каком живописном месте родился Зевс! Это плато Лассити (фото автора) В каком живописном месте родился Зевс! Это плато Лассити (фото автора)Смотрите, в каком живописном месте он родился. Пещера, где рос - вообще чудо. Чудесно и то, как стал великим вопреки. Хотя. Многие становятся великими именно вопреки.
Пещера Зевса (фото автора) Пещера Зевса (фото автора) Немного пещерного волшебства. Восхищаюсь, как вода камень точит! Для меня это символ силы. Силы маленьких шагов (фото автора) Немного пещерного волшебства. Восхищаюсь, как вода камень точит! Для меня это символ силы. Силы маленьких шагов (фото автора)В пещере никто вам мифы, конечно, не расскажет, читайте сами. Зато покажут сталактиты, сталагмиты и прочие чудеса взаимодействия воды и камня! Потрясающе, что творит природа!
Но чтобы это все увидеть своими глазами, надо преодолеть подъем в гору длиной примерно в километр. Туристам предлагают древнегреческий сервис: прокатиться наверх на ослике. Но мне так их жалко, что я лучше прогуляюсь.
Туристам предлагают подняться на ослике. Мне их так жалко (фото автора) Туристам предлагают подняться на ослике. Мне их так жалко (фото автора)В начале подъёма и у самой пещеры расположены очень рашн-френдли "буфеты". В нижнем играет только русская музыка, в том числе Стас Михайлов. Ой, девочки, держитесь! А в верхнем бармен за годы работы уже выучил русский и даже глаголы правильно спрягает.
В пещере нужны маски. Хотя она хорошо оборудована, спуск отдельно, подъем отдельно, так что люди не толпятся и не пересекаются В пещере нужны маски. Хотя она хорошо оборудована, спуск отдельно, подъем отдельно, так что люди не толпятся и не пересекаютсяТам надо попробовать свежевыжатый гранатовый сок, можно вместе с апельсиновым. И йогуртовое мороженое!
Обувайтесь не в тапочки, а ещё не забудьте маски. Несмотря на то, что на улице пока можно без, в пещере они нужны, потому что видимо она помещение. Хотя особо вокруг нас никто внутри не ходил. Пещера грамотно оборудована, спуск отдельно, подъем отдельно.
Мария Петрова
Делитесь интересной статьей, ставьте лайк. Подписывайтесь на мой канал "Крит с оливковым маслом", а также на Инстаграм , где ещё больше интересного о жизни в Греции
Аптера
Аптера – самый могущественный город-рабовладелец из существовавших на территории Крита в XI-X веках до нашей эры.
Он был независимым и располагался на высоком холме над южным берегом Суданского залива. Название города происходит от легенды о том, что когда-то давно в бывшем Храме Муз (сейчас – церковь Пресвятого Иоанна Богослова) состоялась творческая дуэль между лучшими певицами Греции – сиренами и музами. Сирены проиграли музыкальную битву и с горя потеряли крылья, а затем бросились в море, где перья с их осыпавшихся крыльев образовали острова. Отсюда и название города – «Бескрылый». Стоит заметить, что имени судьи легенда не сохранила, однако он или она проявили огромную стойкость, не обольстившись на пение сирен.
Другая версия происхождения названия города связана с царем Птером, который правил им примерно во время Троянской войны. От царя остались только немногочисленные свидетельства, трактующиеся двояко, но эта версия поддерживается некоторыми именитыми учеными.
В наши дни руины Аптеры являются одним из наиболее популярных туристических маршрутов Крита, причём раскопки там проводятся до сих пор.
Большая часть города стоит в законсервированном состоянии – археологов не так уж много, особенно в последние годы, когда археология, как и другие не особо прибыльные науки, пострадала от кризиса.
Для туристов, при условии соблюдения определённых правил, открыта вся уже изученная часть Аптеры, чего вполне достаточно чтобы застрять там на несколько часов – территория этого старого города по-настоящему огромна.
Читаем также о других достопримечательностях острова Крит.
О богине любви в Древней Греции Афродите, мифах и местах, которые с нею связаны вы узнаете из этой статьи.
Подробно о погоде на острове Крит вы можете прочитать здесь.
Cave Of Zeus
Отличная вещь для тренировки вестибулярного аппарата. Полтора часа по кругу, высоко в горы с заложенными ушами.
Первый раз я была с гидом и, в идеале, оно так и должно быть. Рассказы интересные тебе рассказывают. В этот раз посетили пещеру самостоятельно.
Когда доехал до места назначения, машину оставляешь на парковке и пешком еще минут 30. Приехали рано утром и температура в горах была +13 градусов, что удивительно, так как возле моря +35 в тени. Но, так как ползти в гору, то чем прохладнее, тем лучше.
Опустим мифологию о том, как в этой пещере Рея прятала новорожденного Зевса, чтобы родной отец его не съел
Пещера глубокая, холодная и здесь можно увидеть гигантские сталактиты, сталагмиты и сталагнаты. В наших краях такого не увидишь. Красиво и необычно.
Кносский дворец
Кносский дворец – наиболее великая тайна острова Крит. Это величественное сооружение, которое то ли и впрямь было легендарным лабиринтом, где по коридорам бродил несчастный, но слишком уж кровожадный монстр Минотавр, то ли очень сильно повлияло на легенду о нём. Архитектура дворца просто поражает своим великолепием, а тот факт, что подобная красота существовала в XV веке до н. э. (а по мнению многих археологов, ещё и раньше), заставляет задуматься о легендарной Атлантиде и её отождествлении с Критом.
Дворец был покинут своими обитателями после извержения вулкана Санторин, а огромное цунами, последовавшее за этим, разрушило его практически до основания.
История самого Минотавра весьма символична, однако, чтобы понять её, нужно вернуться на некоторое время назад.
Когда Зевс влюбился в прекрасную, но отвергавшую его ухаживания Европу, он принес ее на Крит, чтобы показать насколько красива подданная ему земля. Девушка была очарована и вскоре уступила грозному богу, который похитил ее, обратившись в быка.
С годами разногласия между братьями стали все более заметными и вскоре Радамант, как более разумный из двоих, отправился в экспедицию на континент на нескольких кораблях, где и основал поселение, мудро правил там и просвещал окрестных варваров. С годами он всё больше уставал и в конце концов ушел на покой в Беотию, где и провел свои последние годы вместе с вдовой Амфитриона и матерью Геракла – Алкменой.
Оставшийся царствовать на Крите Минос, был великим правителем, но очень плохим семьянином. Его брак с Пасифаей не удался и это вылилось в рождение маленького монстра, человека с головой быка. Мальчика назвали Минотавром (в переводе «Бык Миноса») и когда мальчик вырос, он стал кровожаднее любого чудовища и сильнее любого героя.
Тогда царь Минос запер монстра в огромном лабиринте, построенном другом правителя – архитектором Дедалом – и приказал обложить все окрестные земли данью в виде их молодежи, которых и скармливали Минотавру.
Когда много лет спустя, Тезей – один из таких жертвенных даров – при помощи дочери Миноса отрубил Минотавру голову и вышел из лабиринта, царь приказал перестроить лабиринт во дворец, в котором и жил вместе со своими потомками. Тезей же вернулся домой с наградой (и дочерью Миноса, которую он бросил на одном из островов по пути), а вот о строителе лабиринта и дворца – Дедале – мы еще поговорим.
В XIX и XX веках дворец был частично восстановлен археологом Артуром Эвансом, превратившим месторасположение дворца в странную феерию развалин и восстановленных (по рисункам самого Эванса) построек, которая, впрочем, даёт возможность понять, как выглядело это место в эпоху своего расцвета.
Конечно, об исторической достоверности реставраций можно спорить до хрипоты…
А можно просто пройтись по старым, замшелым руинам, посмотреть восстановленные Эвансом фрески в уникальном «кносском» стиле и проникнуться величием людей, создавших это великолепие.
Место рождения зевса крит
Пещера Зевса (Диктейская пещера, Пещера Психро) - пожалуй, одна из самых известных пещер на Крите. Все мы еще со школьной скамьи помним мифы Древней Греции и знаем об отце всех Богов и людей, повелителе небес, величайшем из Богов - Зевсе. Так вот, согласно мифам, Зевс родился именно в этой пещере, расположившейся на северном склоне горного хребта Дикти, на высоте около 1025 метров над уровнем моря, в месте, откуда открываются фантастические виды на плоскогорье Лассити.
Краткое содержание:
Мифы вокруг пещеры Зевса
Если совсем вкратце, то миф гласит, что Кронос, опасаясь быть свергнутым собственным ребенком, велел Рее приносить всех новорожденных ему, чтобы каждый раз проглатывать их. Но однажды Рея, чтобы спасти хотя бы одного ребёнка, решилась пойти на обман и на время скрылась от Кроноса в труднодоступной пещере высоко в горах восточного Крита, где позже и родился Зевс. Из-за этой хитрости отец не имел возможности увидеть новорожденного, а Рея вместо младенца решается подсунуть Кроносу булыжник, обёрнутый пелёнками, который тот и проглотил, даже не подозревая, что это был обычный камень.
Согласно мифу, именно Диктейская пещера и была тем самым местом, где когда-то родился Зевс. Очевидно, это стало причиной того, что со временем прижилось более популярное и чаще употребляемое название - пещера Зевса. К слову, когда мы здесь были на экскурсии, узнали, что у пещеры есть и ещё одно название - пещера Психро.
Археологические раскопки
Безусловно, этот миф, точнее, теории принадлежности пещеры к данному мифу, и в наши дни вызывают немало споров, рождая только массу предположений. Кто-то подвергает сомнению теорию, что именно Диктейская пещера могла быть тем местом, где спряталась Рея и был рождён Зевс, кто-то, напротив, пытается развеять сомнения, опираясь на уникальные находки, сделанные в результате археологических раскопок, начатых здесь Британской Археологической Школой в 1900 году. Тогда были обнаружены двойные секиры, различные украшения, вазы, выполненные в стиле "Камарес", статуэтки. Анализ сделанных находок позволяет предположить, что культовый характер пещера Зевса приобрела явно раньше, чем Идейская пещера, спрятавшаяся на склоне горного массива Псилорит, в которой, согласно мифам, Зевс рос. Более того, пещера Зевса, судя по всему, на протяжении многих веков (как минимум, начиная со Среднеминойского периода) была особо значимым, по-настоящему культовым местом.
Пещера Зевса в наши дни
Забавно осознавать и то, что все эти археологические находки, естественно, перемещённые в музеи, никак не поменялись со временем, они являются немыми свидетелями уникальной, богатейшей истории Крита, они способны поведать нам важнейшую информацию о том, каким был остров тысячи лет назад. Да даже, спускаясь в пещеру и подняв голову вверх (как на фото выше), понимаешь, мало что изменилось с тех времён.
Но ведь сама пещера, эти гиганты сталактиты, сталагмиты и сталагнаты постоянно меняются и как-то странно понимать то, что когда-то здесь всё было иначе. Ну, как минимум, раньше в пещере не было такой подсветки, которую мы имеем возможность наблюдать сейчас:
Да, она придаёт этому месту особую атмосферу и это тоже, несомненно, определённая страница истории пещеры Зевса. Но представьте, когда-то здесь было темно, эти исполины были совсем маленькими, а может каких-то натёчных образований и вовсе ещё не было. Тогда как можно понять, где была колыбель Зевса, где ванна. Вот отсюда, вероятно, и все эти сомнения, предположения, теории, загадки, но поверьте, всё это безумно интересно изучать, очутившись в этой огромной пещере.
Часто встречаем отзывы, дескать пещера совсем небольшая, кто-то и вовсе осмеливается заявить, что ради 10 минут, проведённых здесь, не стоит преодолевать довольно сложный подъём по склону горы. А мы бы поспорили, ведь спускаясь в очередной раз в эту пещеру, понимаешь, что это особенное место и, уж совершенно точно, неспроста именно к нему в наши дни приковано столько внимания. Это история, и история настолько глубокая, что иной раз приходится буквально заставлять себя осознавать, что речь идёт о нескольких тысячах лет. И да, мы были здесь, изучая эти края самостоятельно, приезжали и с экскурсией, тем не менее, даже сейчас пещера Зевса для нас так и осталась совсем неразгаданной загадкой.
К слову, об экскурсиях.
Экскурсия в пещеру Зевса и по окрестностям
Плато Лассити, пещера Зевса и удивительные достопримечательности, словно кем-то специально рассыпанные по окрестностям дороги, ведущей на плоскогорье, на наш взгляд, достойны того, чтобы познакомиться с ними именно в составе экскурсии, с гидом, который сможет погрузить в историю этих мест, рассказать больше интересных фактов, секреты, о которых мы не узнаем из путеводителей. Многие знают, что большинство знаковых мест острова Крит мы посещаем самостоятельно, информацию узнаём из уст местных жителей, с информационных стендов и т.д. Но именно эти места, мы убеждены - одни из тех, которые хоть раз стоит посетить именно с экскурсией:
Справочная информация:
- Где находится пещера Зевса? Пещера расположена в 57 км юго-восточнее г. Ираклион, в 53 км к западу от г. Агиос Николаос и примерно в 27 км к югу от курортов Сталида и Малия.
- Координаты пещеры: 35.162612, 25.445246.
- Как добраться до пещеры Зевса? К сожалению, ввиду того, что автобусы в эти края ходят крайне редко, а такси до плато Лассити, скорее всего, обойдётся в весьма нескромную сумму, то самыми удобными способами посетить эту пещеру остаются: экскурсия или самостоятельная поездка на арендованном автомобиле.
- Тропа от автомобильной парковки до пещеры. Как уже писали выше, пещера Зевса известна также, как Диктейская пещера и Пещера Психро (по имени одноимённой деревни Психро, расположившейся в юго-западной части плато Лассити). К слову, от деревни Психро в западном направлении уходит извилистая дорога, ведущая на автомобильную стоянку, от которой берёт своё начало пешеходная тропа до пещеры Зевса. И идти, казалось бы, всего около 800 метров, но это будет постоянный и довольно сложный подъём в гору. В первую нашу поездку сюда убедились в том, что отведённые некоторыми путеводителями 10-15 минут на "прогулку до пещеры" обернулись для нас получасовым подъёмом с многочисленными остановками на отдых. К счастью, на тропе в тенистых участках установлены скамейки, на которых можно перевести дух, а тем, кто не хочет идти пешком, на помощь могут прийти ослики, готовые довезти прямо до самой пещеры, правда, не безвозмездно.
Могила Зевса
Довольно символичным кажется тот факт, что эра богов закончилась там же, где началась. И могила величайшего из них находится не так уж далеко от места его рождения.
На самом деле, изначально могила эта принадлежала критянину Олимпу, воспитавшему Зевса и обучившему верховного бога воинскому искусству.
Но Олимп предал своего приемного сына и заключил союз с титанами, которые должны были убить Зевса.
Покушение провалилось и бог уничтожил своего приемного отца за несколько лет до начала Титаномахии, но не захотел отрицать влияние этого человека на свою жизнь и в итоге дал своё имя могиле, похоронив Олимпа лично.
Более поздние источники утверждают, что в тот день внутри Зевса умерла его человеческая сущность (хотя, откуда ей взяться?), поэтому место и называют «Могилой Зевса», но в ранних источниках просто указано, что на этом месте Зевсом была выкопана могила.
Могила находится на горе Юхтас и открыта для туристов, причем вокруг постоянно крутятся местные экскурсоводы, которые с удовольствием расскажут об Олимпе, Зевсе и титанах на всех известных им языках.
Уже давно отгремела Титаномахия и древние Боги, даже если они существовали, покинули этот мир, оставив нам только красивые легенды о героях прошлого – их величайших потомках.
Дети Зевса привели Грецию в ее золотой век, дали стране культуру, покорившую впоследствии весь мир, и навсегда впечатали свои имена в историю.
Ничто не уходит бесследно. Греческая культура по-прежнему жива! Особенно ярко это видно на Крите, счастливо избежавшем безумия, творившегося на материке. Если вы хотите почувствовать себя частью той удивительной истории, наследником былых веков – приезжайте на Крит и вы увидите, что несмотря на прошедшие тысячелетия, остров свято хранит следы живших здесь людей, богов и титанов. И будет хранить, пока живет память о тех, кто правил этим миром до нас.
Остров Икария
Этот маленький островок, на котором живет не более десяти тысяч человек, является настоящей Меккой для спелеологов и любителей старинных легенд.
Спелеологи прибывают сюда для того, чтобы исследовать многоуровневые пещеры острова, которые даже после более полусотни лет работы ученых, хранят свои секреты, а вот вторая часть визитеров прибывает взглянуть на последнее пристанище первого воздухоплавателя.
Дедал был непросто великим архитектором, он был также известным скульптором и изобретателем, придумавшим такие вещи как сверло и ватерпас.
Конечно, его талант скульптора – вещь спорная, так как, с одной стороны, созданные им статуи чудовищ были настолько реальны, что даже герой Геракл принял их за врагов и начал кидать в них камни (правда, победитель Лернейской гидры в то время был мертвецки пьян).
С другой стороны, по прошествии нескольких веков они начали вызывать у греков только смех, причем смешны они были настолько, что практически все статуи были спрятаны или уничтожены.
В любом случае Дедал был признанным ученым и именно поэтому его пригласил к себе царь Минос, которому Дедал и представлял свои изобретения.
Прошли годы и Дедал, который успел на Крите жениться, стать отцом и овдоветь, попросил Миноса отпустить его обратно, так как он скучал по дому. Минос просьбе удивился – Дедал был его доверенным лицом и знал слишком много секретов, однако он был еще и его другом, которого царь не мог убить. В конце концов, Минос запретил великому греку покидать остров и закрыл гавани.
Тогда Дедал осуществил свой самый великий и самый трагичный план – скрепив воском перья могучих альбатросов и орлов, он получил огромные крылья, способные держать человека в воздухе. Вместе со своим сыном Икаром, архитектор спрыгнул со скалы, обращенной к Сицилии, но перед этим предупредил Икара, что крылья распадутся от жара, если он будет лететь высоко, и размокнут от морской воды, если он будет лететь слишком низко.
Но Икар, очарованный красотой Солнца, поднялся высоко в небо и как подкошенный рухнул вниз, на небольшой остров у берегов Крита. Опечаленный отец спустился за ним, но всё что он мог сделать, это похоронить сына на острове, который позже назовут Икарией, а окружающее море – Икарским (в русскоязычных странах – Эгейским). Сам Дедал успешно достиг Сицилии и даже стал причиной войны между двумя государствами, но так никогда и не вернулся на Крит.
Добраться до Икария можно самолетом – на острове есть маленький аэропорт для частных аэропланов – или кораблем, что займет примерно 20 часов, если отплывать от Крита. Стоимость билетов меняется в зависимости от сезона.Что из себя представляет Пещера Зевса
Каждая легенда основывается на каком-либо реальном событии. Пусть мифы о древнегреческих богах для наших современников – всего лишь собрание сказок, но в эти сказки люди верили тысячелетиями.
Когда в 1886 году Джозеф Хадзидакис проводил раскопки в Диктийских горах, он сначала даже не понял, что найденное им святилище и есть та самая Пещера Зевса.
В пещере были обнаружены алтарь, множество глиняных фигурок и другие культовые предметы, свидетельствовавшие о том, что жертвы Зевсу Громовержцу здесь приносились ещё во втором тысячелетии до нашей эры.
Статуя Зевса и его храм в Олимпии
Городок Олимпия расположен на полуострове Пелопоннес, в 150 км на запад от Афин, ном Элида.
Знаменитый археологический комплекс у подножья горы Кронос круглый год принимает туристов, приезжающих посмотреть на место первых олимпийских игр и его главную достопримечательность – Храм Зевса, где когда-то, много веков назад, поражая взоры, стояла невероятная статуя громовержца.
Храм Зевса в Олимпии, построенный в 471–456 годах до н. э. архитектором Либоном, является превосходным образцом раннеклассического, строгого в своей архитектуре, дорического храма.
Первые культовые сооружения появились в этом районе ещё в третьем тысячелетии до нашей эры, с 884 г. до н. э. здесь стали проводиться олимпиады в честь верховного божества.
Своего расцвета Олимпия достигла к V веку до н. э. К этому времени победой греков закончились персидские войны и необычайно возрос интерес к проведению Олимпийских игр. Благодаря строительству нового храма в честь Зевса, эта область древней Греции стала общеэллинским религиозным центром, который привлекал к себе множество паломников.
Несмотря на то что впоследствии храм Зевса был полностью разрушен, осталось описание древнегреческого историка Павсания и достаточно большое количество фрагментов. Работы археологов и учёных-историков по их изучению, позволили реконструировать внешний вид строения с большой степенью точности.
Храм представлял собой дорический периптер: 6 колонн по ширине и 13 по длине основания, построенный из твёрдого ракушечника. В отделке стен и крыши был использован мрамор.
Фронтоны украшали многофигурные скульптурные композиции, а вход во внутреннее святилище – целлу, скрытый за внешними колоннами фасадов, украшал фриз с метопами, посвящёнными подвигам Геракла.
В самой целле находилась грандиозная фигура Зевса, спрятанная от любопытных глаз занавесом, она открывалась восторженным зрителям только в особые моменты празднеств.
Скульптура сидевшего на троне божества имела не меньше 15 метров в высоту и вызывала у каждого, кто её видел, чувство благоговения перед его могуществом.
Это великолепное произведение древнегреческого искусства входило в знаменитый список 7 чудес света.
В Археологическом музее на территории парка сегодня можно увидеть основные сохранившиеся ценности и скульптурные произведения храма.
Всего до наших дней дошло 21 более-менее хорошо сохранившиеся частей, в том числе 3 метровые фигуры с фронтонов храма, части святилищ других божеств.
В музее также можно увидеть картину, на которой художник попытался воссоздать статую Зевса, некоторые работы великого Фидия, чудом дошедшие до наших дней и другие находки археологов.
Фигура Зевса Олимпийского служила центром всей архитектурной композиции храма. Выполненная великим скульптором античности, Фидием, в сложной технике сочетания слоновой кости и золота, она была выдающимся произведением классического искусства древней Греции.
Остатки храма обнаружили в 1875 году, а в 1950 была найдена мастерская Фидия, построенная по образу самого храма, где великий мастер и создавал свой шедевр.
Основа статуи Зевса Олимпийского была выполнена из дерева и покрыта пластинами из полированной слоновой кости, одежда из золота, а драгоценные камни служили глазами.
Зевс восседал на роскошном золотом троне, украшенном драгоценными камнями и многочисленными скульптурными изображениями.
В правой руке он держал изваяние Ники, высотой в человеческий рост, а в левой – золотой скипетр с сидящим на нём орлом.
Считается, что на создание этого великого творения потребовалось 200 кг золота.
По данным реконструкции подлокотники трона и правая ладонь Зевса находилась на уровне капителей первого яруса колонн.
Если бы Зевсу пришлось встать в полный рост, то он головой пробил бы потолок храма.
За пластинами из слоновой кости требовался особый уход: для защиты от влажного воздуха, жрецы храма смазывали её оливковым маслом, стекавшим в углубление, имевшееся в чёрном мраморе, которым было выстлано пространство пола перед статуей.
Согласно описаниям античных авторов, Зевс был изображён Фидием понимающим, способным ободрить в трудную минуту, богом, что противоречило существовавшей традиции изображать Зевса в образе громовержца.
[direct]Считалось, что каждый эллин обязан один раз в жизни увидеть эту скульптуру, чтобы не считать свою жизнь прожитой зря.
О судьбе великого изваяния известно не так много. Одни источники считают, что согласно эдикту Теодориха, повелевавшего разрушить все свидетельства языческой веры, статуя Фидия Зевс Олимпийский в 394 г. н. э. была уничтожена вместе с храмом.
Другие сообщают, что до 475 г. н. э. скульптура была выставлена в одном из дворцов Константинополя и утрачена во время пожара.
Так, или иначе, это величайшее произведение человеческого гения, как и многие другие, к сожалению, исчезло безвозвратно.
Сегодня, приезжающие на экскурсию к храму Зевса туристы, вначале посещают археологический музей комплекса.
Небольшая дорога от музея до Древней Олимпии проходит в тени кипарисов, оливковых, яблочных и сливовых деревьев, а также мимо покрытых яркими цветами клумб.
Ворота входа в комплекс открыты с 8.00 до 19.00 – в летний сезон (май–октябрь) и с 8.00 до 17.00 – в зимний (ноябрь–апрель).
В выходные – с 8.30 до 15.00.
После экскурсии можно отдохнуть и перекусить в кафе.
В жаркие часы желательно иметь средства защиты от солнца и воду. Вам понадобится часа 3–4, чтобы осмотр древнего сооружения не был беглым и поверхностным.
На входе есть фонтанчик с питьевой водой.
Это один из самых посещаемых исторических памятников в Греции.
Узнайте о легендарных местах острова Крит, связанных с именем грозного бога Древней Греции Зевса.
Прочитать рассказ о достопримечательностях, хранящих следы богинь Древней Греции, и посмотреть их фото, вы можете на этой странице.
Что представляет из себя пещера?
Пещера Зевса расположена на высоте более 1000 метров над уровнем моря. Подняться к ней из долины можно по достаточно крутой горной тропе.
Внизу туристов поджидают местные погонщики осликов, договорившись с которыми, можно проделать этот путь относительно комфортно. Исключительно подъём стоит 15 евро, подъём и спуск – 20 евро.
[direct]Пещера Зевса состоит из нескольких помещений, соединённых друг с другом. В одном из них до сих пор сохранился жертвенный алтарь.
За тысячелетия в этих пещерах наросло множество сталактитов и сталагмитов, образующих причудливые фигуры. В одном из залов находится подземное озеро.
В пещеры можно спуститься по железной лестнице из 50 крутых ступенек. Под землёй очень прохладно (около 14 0 С) и сыро.
Храмовые помещения красиво подсвечены. Туристам запрещается фотографировать. Вся экскурсия длится около двадцати минут.
Как добраться?
Пещера Зевса, (в Греции её еще называют пещерой Дикти или пещерой Психро), находится в Диктийских горах, над плато Лассити, неподалёку от деревни Психро. Расстояние от Психро до Ираклиона – около пятидесяти километров.
Удобнее всего добираться на арендованной машине. Если автомобиля нет, то можно взять такси, однако в этом случае каждый километр обойдётся туристу около двух евро.
Из Ираклиона в Психро исключительно по будним дням ходит рейсовый автобус: в 5 45 и в 13 45 . Стоимость проезда в одну сторону – 6 евро.
От Психро до подножия горы, где находится Пещера Зевса – около двух километров (полчаса ходьбы).
К сожалению, режим работы Пещеры Зевса таков, что, приехав первым рейсом, турист вынужден будет в течение часа – двух ожидать открытия, а, приехав вторым рейсом, можно в Пещеру и вовсе не попасть.
Где рождались и жили боги Греции: читаем мифы Древней Греции и гуляем по Криту
Очень давно, когда боги еще ходили среди людей, а могучие герои сражались с не менее могучими чудовищами, в море, которое позже назовут Средиземным, был остров Крит, священный как для богов, так и для людей.
Чтили его по одной причине – именно этот маленький участок суши, омываемый четырьмя морями, подарил миру первых греческих божеств, и стал местом их первых великих подвигов.
Давайте окунемся в глубокое прошлое, в период, когда еще только рождалась сама история, вместе с богами, занявшими намного позже свои места в греческом Пантеоне и на горе Олимп.
Перелистнем знакомые с детства мифы и пройдемся по древнему Криту, чтобы понять – не всегда после мифов остаются только лишь слова.
Устраивайтесь поудобнее и попробуйте представить себе время, когда на далекой континентальной Греции, на вершине горы Олимп, стояли золотые троны великих богов, когда храбрые и немного безумные герои сражались с порождениями людских пороков и божественного гнева, время, когда Солнце было богом, а гроза – свидетельством ярости величайшего сына Крита. С него и начнем.
Легенда о Пещере Зевса на Крите
Титану Кроносу было предсказано, что погубит его собственное дитя.
Поэтому всех детей, рождённых его супругой, богиней Реей, Кронос попросту съедал.
Ожидая рождения очередного ребёнка, Рея спряталась в Диктийских горах Крита, где и родила Зевса. Разгневанному супругу она бросила камень, завёрнутый в пелёнку, который Кронос, не распознавший обмана, и проглотил.
Лишённый материнской заботы, Зевс вырос, питаясь молоком дикой козы и пчелиным мёдом. Когда малыш начинал плакать, его охранники принимались бить мечами о щиты, чтобы Кронос не узнал о существовании своего сына.
Согласно легенде, выросший Зевс победил своего отца и возглавил пантеон богов. Впоследствии Громовержец прославился не только силой, но и любвеобильностью. Кроме жены, богини Геры, было немало смертных девушек, привлёкших благосклонное внимание грозного божества. Похитив прекрасную финикийскую царевну Европу, Зевс спрятал её в родной пещере Дикти.
[direct3]
Отзывы о Пещере Зевса
Елизавета, Воронеж
Мне очень понравилось, только я никому не советую идти туда в босоножках. Даже вверх подниматься было трудно, а уж спускаться по железной лестнице – просто скользко. Когда вышли, у меня уже просто сил не было, пришлось сесть на ослика.
Виктория, Ханты-Мансийск
На Крите вообще всё красивое, но Пещера Зевса – просто чудо! Там буквально чувствуешь историю. Вот только с собой обязательно нужно брать тёплый свитер. Под землёй настолько холодно, что зуб на зуб не попадает, а на поверхности жарко. Из-за контраста температур можно заработать простуду.
Елена, Нижний Новгород
Вот всегда знала: всё нужно спрашивать самой. Муж мне всю экскурсию говорил, что фотографировать нельзя, а я так хотела привезти домой красивые снимки! Правда, как только я достала фотоаппарат, ко мне сразу подбежал сотрудник музея. Всего два евро – и оказалось, что служитель прекрасно понимает по-русски, а фотографировать нельзя только со вспышкой.
Марина, Самара
Дочке очень понравилось кататься на ослике, даже больше, чем сама пещера. А мужу пришлось идти пешком – он у меня очень высокий и широкий в кости. Погонщик сказал, что людей тяжелее 100 килограммов они не возят.
Татьяна, Саратов
Хорошо, что мы приехали первым автобусом: нас предупредили, что в тот день Пещера Зевса закрывалась в два часа дня. У греков просто в это время сиеста. Правда, нам два часа пришлось ждать открытия, зато вволю погуляли по окрестностям, полюбовались природой, купили горячие булочки в таверне.
Фронтоны храма
Верхняя часть храма Зевса, по его более узкой стороне оканчивается вверху треугольным фронтоном, ограниченным с двух сторон скатами крыши.
Западный фронтон посвящён кентавромахии: сцене битвы лапифов и кентавров.
Мифическое племя латифов, жителей Фессалии, пригласило соседнее племя кентавров, чтобы отпраздновать бракосочетание своего царя Пирифоя с Гипподамией.
Выпив лишнего, один из кентавров решился на похищение невесты, что привело к началу жестокой битвы.
Лапифы, не без помощи Тесея – друга Пирифоя, одержали победу.
В понимании древних жителей Эллады этот миф символизировал победу развитой культуры цивилизованных племён человека над диким природным началом кентавров.
Скульптурные изображения западного фронтона воспринимаются как реально существующие, вся сцена полна бурного движения, в котором, однако, отсутствует хаотичность.
Художник уравновесил обе части композиции центральной фигурой молодого прекрасного Аполлона, с лёгкой улыбкой на устах наблюдающего за происходящим.
Его властная, исполненная спокойного превосходства фигура не оставляет зрителям сомнения в исходе боя.
Восточный фронтон посвящён визуализации мифа о Пелопсе и царе Эномае, которому дельфийский оракул предсказал смерть от руки зятя.
Отец Эномая, бог войны Арес, оставил ему в наследство сказочно быстроногих коней и всем претендентам на руку своей дочери Гипподамии, Эномай предлагал соревнование на колесницах.
Никто не мог сравниться в быстроте с конями Ареса, и всех неудачников настигала смерть от руки царя.
Пелопс (от его имени произошло название полуострова Пелопоннес) оказался самым хитрым, он подговорил возницу и тот заменил одну из осей колесницы на восковую. Во время гонки она расплавилась и Эномай погиб.
Пелопс получил девушку и царство.
Скульптурная композиция восточного фронтона лишена бурного движения, все изображения статичны и более изолированы друг от друга.
Две группы мужественных фигур, прекрасно гармонирующих с ритмом мощных дорических колонн, симметрично расположены относительно центрального изображения верховного бога Зевса.
Такая заметная разница в динамическом решении композиций двух фронтонов привела историков к мысли, что они были выполнены разными мастерами.
Авторство восточного фронтона приписывают Пеонию, а западного – Алкамену старшему. Однако вопрос о количестве авторов до сих пор остаётся открытым.
Скульптурные композиции обоих фронтонов демонстрируют нам два разных подхода художников V века до н. э. к попытке создать универсальный монументальный образ.
Стоит добавить, что эти великолепные произведения искусства, как и многие древнегреческие скульптуры, были полихромными.
Сохранившиеся фрагменты находятся в археологическом музее Олимпии.
Они закреплены таким образом, чтобы максимально точно воссоздать их реальное положение, каким оно было на фронтоне античного храма.
Диктейская пещера
Это лишь первая легенда из многих, связанных с Критом, однако она на удивление хороша.
По преданию, богиня Рея не могла родить своего ребёнка на Олимпе, ведь её муж, титан Кронос (он же Сатурн) пожирал своих детей – ему было предсказано, что один из его сыновей свергнет его и заточит навеки. Богиня бежала в поисках укрытия, которое она нашла в Диктийских горах на Крите.
В паутине глубоких пещер она родила маленького Зевса, но, так как Рея знала, что муж её найдёт везде, то она вернулась на Олимп, оставив малыша и козу-кормилицу в пещере.
Рея обманула мужа, подсунув ему завёрнутый в пелёнки камень, а сам Зевс вырос на Крите и позже пришёл на Олимп, чтобы начать величайшую войну в мире – Титаномахию, войну титанов и первых Богов, закончившуюся воцарением Богов на Олимпе.
Конечно, рождение Зевса – всего лишь легенда, однако в этой истории есть доля правды. Сеть пещер в Диктийских горах действительно обширна – именно там прятались греческие повстанцы в период оккупации Греции фашистской Италией.
И пещера Зевса там тоже есть, правда назвали её так только в XVIII веке, когда заметили, что пещера, расположенная неподалёку от деревни Псиро очень похожа на описанную в первых легендах.
Предприимчивые греки тут же организовали к ней туристические экскурсии и это стало одной из причин последовавшего за этим расцвета Крита как туристической Мекки. Пещера расположена на высоте 1024 метров над уровнем моря и в неё можно спуститься по удобной металлической лестнице с вершины горы. Благодаря уникальным природным условиям и очень красивой форме каменных образований, она оставляет непередаваемые впечатления, вне зависимости от того, как вы относитесь к греческим богам, героям и легендам вообще.
Цены на посещение меняются в зависимости от сезона, мировой экономической обстановки и предприимчивости/или профессионализма выбранного вами экскурсовода (все помнят поговорку «где прошёл грек, евреям делать нечего»?), так что предсказать стоимость экскурсии довольно трудно, но в основном она довольно демократична – 5-6 евро.Читайте также: