Место проведения соревнований колесниц в древней греции
Самым богатым спортсменом в современном мире считается Майкл Джордан, американский баскетболист: сумма, которую он заработал за свои 55 лет, составляет примерно $1,85 млрд. Сюда входят и зарплаты, и премии, и рекламные контракты — словом, всё, что приносит Джордану доход. Но баскетболист не может претендовать на звание самого высокооплачиваемого спортсмена всех времен, и сумма, которую он заработал, покажется смехотворной по сравнению с состоянием античного колесничего — в переводе на современные деньги это более $15 млрд по курсу 2010 года! Древнеримского спортсмена звали Гай Аппулей Диокл.
История колесничных бегов
Сложно сказать, когда именно гонки на колесницах превратились в один из множества видов спорта: скорее всего, состязание — ровесник самого снаряда, то бишь колесниц. Наиболее популярным оно стало в Древней Греции, Римской империи и Византии: письменное упоминание о гонках встречается в гомеровской “Илиаде”, когда автор рассказывает о соревновании в честь павшего Патрокла.
Там проводилось довольно скромное состязание — всего один круг, а призом была рабыня и медный котелок на сдачу. Еще более раннее упоминание встречается в сюжетах, изображенных на керамических изделиях, найденных в Микенах. Легенды уносят нас еще дальше, рассказывая о царе Эномае, который устроил гонку, пообещав отдать победителю свою дочь в жены: считается, что с этого состязания начались первые Олимпиады.
По словам современников, это соревнование являлось столь же опасным, сколь зрелищным — до такой степени, что было единственным, для наблюдения за которым допускались женщины. Участники — как сами возничие, так и лошади — очень часто получали травмы, а то и погибали. Не обходилось и без ставок: колоссальное количество зрителей, и столько же мнений, вели к неизбежным спорам, и целые состояния ставились на кон.
В Олимпиадах существовало два вида гонок, отличие между которыми было лишь в количестве лошадей — две (“синорис”) или четыре (“тетрилон”): участие могли принимать до 60 колесниц одновременно, но такое количество набиралось довольно редко. Десять тысяч зрителей наблюдали за бешеной скачкой: она действительно была такой, потому что гоночная колесница должна быть легкой, и с нее убирали все “лишнее”, в частности, рессоры, так что тряска колесничему была обеспечена. Благо, для собственной безопасности он все равно стоял на ногах. Кстати, атлеты, представлявшие этот вид спорта, были единственными античными спортсменами, на которых имелась одежда. Тоже для безопасности: частые аварии и пыль из-под колес могли сделать смертельной любую гонку, и соревноваться обнаженным — значит, уменьшить свои шансы не то что на победу, но и на саму жизнь.
Для возничего опасной была вся гонка, от старта до финиша, а вот зрители ждали главного — прохождения поворотного столба в конце ипподрома. Разворот получался очень резким, и именно на этот участок приходилась львиная доля аварий — при условии, что колесница вообще сюда дошла, и не была сбита более наглым и беспринципным соперником. Такие вещи были под запретом, но поди разберись — кто там в клубах пыли на кого наехал, и кто кого столкнул на землю. Может показаться, что состязание несет в себе больше вреда, чем может выдержать один человек, но ведь победителей не судят? Тому, кто первым добрался до финиша, на Всеафинских играх полагалось 140 амфор оливкового масла — больше, чем колесничему могло понадобиться за всю его жизнь. Это был очень дорогой приз.
Что касается римлян, то здесь у истоков гонок стоят этруски (которые, видимо, сами “потянули” их у греков). Основным ипподромом был Большой цирк (600 метров в длину и 225 в ширину), рассчитанный на 150 тысяч зрителей.
В ходе гонки соперники обгоняли и “подрезали” друг друга, пытаясь столкнуть соседей в разделительный барьер, на котором располагались бронзовые фигурки, — их сбрасывали в ров с водой, когда участники преодолевали очередной круг. Постепенно тяга к прекрасному победила спортивный азарт: на барьере появилось такое количество украшений, что зрителям было попросту не рассмотреть происходящее по ту сторону барьера. Правда, официально считалось, что невозможность наблюдать за гонкой в течение короткого времени только подогревает интерес. Римляне сократили число кругов: в отличие от греческих соревнований, здесь колесница должна была пройти пять кругов, а не двенадцать, — это было сделано для увеличения ежедневного количества заездов.
Предпочтительнее прочих были “квадриги” — четверки лошадей, но желание возницы покрасоваться могло увеличить количество животных и до десяти.
Правда, толку от этого было мало. Кроме того, от греческих колесничих римляне отличались большим вниманием к собственной безопасности: тут вам не просто одежда, а вполне серьезные шлемы и защитные щитки. С собой — обязательный нож: это объясняла привычка римских гонщиков наматывать поводья на запястья, а не держать их в руках, как греческие “коллеги”. Если колесница переворачивалась, то лошади тащили за собой и транспортное средство, и незадачливого “водителя” — от неминуемой смерти его могло спасти только своевременное избавление от пут. Еще одно отличие — победитель.
В Греции колесница могла принадлежать одному человеку, а в гонке участвовал другой, однако в случае победы все награды доставались владельцу. Выигравший гонку возница в Риме, даже будь он последним рабом, получал заслуженные почести в виде небольшого денежного вознаграждения и лаврового венца. Это объясняет стремление многих рабов принять участие в гонках: череда выигрышей сулила долгожданную свободу, которую можно было выкупить за накопленные средства.
Конечно, при условии, что гонщик до нее доживет: редкий колесничий отмечал 35-40-летний день рождения. Один из самых знаменитых возничих, Скорп, провел более 2000 заездов — и прославился на всю Империю уже тем, что пережил их все. Он погиб на очередной гонке у поворотного столба, в возрасте 27 лет.
Частым посетителем Цирка был император, чей дворец располагался неподалеку. Но, если Цезарь обычно углублялся в чтение вследствие своего равнодушия к происходящему на ипподроме, то Нерон был ярым поклонником гонок. При нем начали формироваться гоночные клубы — объединения болельщиков. Изначально было две команды, “Белые” и “Красные” (“зима” и “лето” соответственно), позднее к ним добавились “Синие” и “Зеленые”, “Пурпурные” и “Золотые”, но время пощадило только вторую пару. На заре становления их можно сравнить с нынешними футбольными фанатами, но впоследствии клубы набрали серьезную силу, и начали принимать участие в политической жизни страны. Нерон лично поддерживал их финансами: это позволило командам заиметь собственные конюшни, где располагались лошади и колесницы, а также племенные фермы и плацы для тренировок. Гонщики команд не были “привязаны”, и могли свободно переходить из одной фракции в другую.
В Византии гонки почти полностью повторяли римские соревнования, разве что письменный учет всего и вся велся не так строго. “Синие” и “Зеленые” из фанатов превратились в натуральную мафию, устраивая бунт за бунтом. В итоге терпение властей лопнуло: в 532 году, при императоре Юстиниане, был подавлен крупнейший мятеж (восстание “Ника”), что стало переломным моментом не только в жизни команд, но и в самом существовании гонок на колесницах. Восстание “Ника” стало последней каплей: потасовка болельщиков на ипподроме переросла в бунт, более 35 тысяч мятежников были убиты, и после этого происшествия популярность гонок резко упала, а потом и вовсе сошла на “нет”.
Лучший из лучших
Несмотря на популярность этого вида спорта и на заработок возничих, который серьезно превышал доход во многих других профессиях, колесничие в глазах римлян были не самой достойной категорией населения, а потому и выборах не участвовали, и прилюдно с ними никто не стремился разговаривать. Основной контингент — плебеи, рабы, или вольноотпущенники.
Гай Аппулей Диокл родился в римской Лузитании в 104 году. Конюх из провинции, смел ли он мечтать о славе великолепного колесничего, соперника богов в скорости и ловкости? Уже в 18 лет он выступил на знаменитом ипподроме “Большой цирк”, поочередно защищая “белых” и “зеленых”, и определившись с собственной фракцией к 27 годам — с этого возраста он выступает за “красных”, до самого завершения карьеры — последнюю гонку Диокл провел в 42 года, немыслимый возраст для людей с такой “специализацией”!
Количество гонок впечатляет: 4257 заездов, на которые пришлось 1462 первых места. Кроме того, была 861 награда за второе место, 576 за третье и 1 за четвертое. Из общего количества заездов Диокл остался без награды 1357 раз. Это говорит о недюжинном таланте колесничего, и высоком уровне владения мастерством. В совокупности они позволили дожить Диоклу до “преклонного возраста” (для сравнения — Полиник погиб в 29 лет, Скорп — в 27, Крецент в 22, на их фоне Диокл выглядит настоящим стариком).
В общей сложности гонки принесли Диоклу почти 36 млн сестерциев: этой суммы хватило бы, чтобы два месяца платить жалованье всей римской армии. Или целый год кормить Рим хлебом. Удачливый возничий легко наживал состояние, с которым не могли сравниться остальные: так, например, гонка оплачивалась суммой от 20 до 60 тысяч сестерциев, в зависимости от ее значимости, а простой легионер получал еженедельное жалованье всего 20 сестерциев, как и большинство римлян. Даже несмотря на солидные отчисления, которые колесничий делал своей фракции, он все равно оставался чрезвычайно богатым человеком. О капитале самого Диокла, как и о части его биографии, можно узнать с памятника, воздвигнутого ему друзьями и поклонниками.
Место для проведения конных состязаний В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Гипподром — у древних греков и римлян — место, специально предназначенное для проведения конных состязаний, гонок колесниц.
спасибо Вам
Новые вопросы в Физкультура и спорт
Опишите представленные упражнения на координацию движений
помогите прошу.
Кто играет в рб напишите свой н к
Система составления программы соревнований по легкой атлетике и факторы, влияющие на эту систему.
Ововолалатвичоовосоалососллсллчлчлчлсллалслсшсллалсдмлмлдмдмььмьалв
1. Перечислите основные виды легкой атлетики и разновидности бега, прыжков, метаний, ходьбы и многоборий.2. Какова роль и значение легкой атлетики в с … истеме физического воспитания. 3. В чем состоит оздоровительное, воспитательное, образовательное и прикладное значение занятий легкой атлетикой. 4. Как составляется календарь соревнований по легкой атлетике.5. Раскройте содержание положения о соревнованиях по легкой атлетике. 6. Характер, типы и разновидности соревнований по легкой атлетике. 7. Каковы обязанности судей по бегу, прыжкам и метаниям. 8. Система составления программы соревнований по легкой атлетике и факторы, влияющие на эту систему. 9. Дать определение спортивной технике, как оценивается ее качество. 10. В какой последовательности следует проводить анализ техники легкоатлетического упражнения. пжжж с порядком
Задача No Определить площадь сечения арматуры железобетонной балки таврового сечения по следующим данным: M=210 кН:м, бетон класса В-25, арматура b(=8 … 0см, толщина верхней полки Sсм, толщина защитного слоя а=4см класса А-III, высота балки h=45см, ширина ребра bp-25см, ширина верхней полки
1. Перечислите основные виды легкой атлетики и разновидности бега, прыжков, метаний, ходьбы и многоборий. 2. Какова роль и значение легкой атлетики в … системе физического воспитания. 3. В чем состоит оздоровительное, воспитательное, образовательное и прикладное значение занятий легкой атлетикой. 4. Как составляется календарь соревнований по легкой атлетике. 5. Раскройте содержание положения о соревнованиях по легкой атлетике. 6. Характер, типы и разновидности соревнований по легкой атлетике. 7. Каковы обязанности судей по бегу, прыжкам и метаниям. 8. Система составления программы соревнований по легкой атлетике и факторы, влияющие на эту систему. 9. Дать определение спортивной технике, как оценивается ее качество. 10. В какой последовательности следует проводить анализ техники легкоатлетического упражнения.
Якщо я буду дивитися аниме джоджо ( всі сезони , а їх 5 ) то скільки часов і днів ,я буду його дивитися ( можеш подивитися зі мною його ,якщо хочеш ? … ) ( і можеш подивитися скільки серія бо я не помню , і бо по времені аниме іде 24 мінути )
1. Античные Олимпийские игры получили своё название потому, что соревнования проводились a. уподножия горы Олимп в. в честь олимпийских богов б. в мес … тности, называемой Олимпией г. после зажжения олимпийского огня 2. В древних Олимпийских играх самым популярным было пятиборье - - пентатлон, включающий a. бег, прыжки в высоту с разбега, толкание ядра, кросс по пересечённой местности, кулачный бой б. кулачный бой, верховую езду, панкратион, гонки на колесницах, марафонский бег в. бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьбу г. плавание, бег, верховую езду, фехтование, борьбу 3. На античных Олимпийских играх запрещалось нарушать правила и применять нечестные приёмы и судили соревнования атлетов a. олимпионики б. элланодики в. тренеры спортсменов г. спартанцы 4. Олимпийский огонь, зажжённый от солнечных лучей в Олимпии (Греция), в храме языческого греческого бога Аполлона прибывает к месту проведения Олимпийских игр a. за 3 дня до открытия б. за 2 дня до открытия в. за 1 день до открытия г. в день церемонии открытия 5. К малоэффективным упражнениям для развития силы относят a. подтягивание на перекладине прямым хватом б. упражнения с гантелями b. отжимания г. кувырки. 6. Очевидно благотворное влияние физических упражнений на основные системы организма человека, на его рост и развитие Выберите выражение, по Вашему мнению наиболее полно отражающее положительный эффект данного воздействия. a. Занятия физическими упражнениями обеспечивают рост тела человека ю, б. Занятия физическими упражнениями позволяют человеку ходить и быстро бегать в. Занятия физическими упражнениями доставляют человеку удовольствие г. Занятия физическими упражнениями повышают мышечную силу и выносливость 7. В какой из спортивных игр её начало сопровождается спорным броском мяча в центре круга? a. баскетбол б. ручной мяч B. волейбол г. регби 8. При спуске с горы на лыжах для соблюдения техники безопасности следует соблюдать дистанцию: a. не менее 10 метров в. не менее 20 метров б. не менее 30 метров г. не менее 40 метров 9. 9. Одним из самых распространённых росто - весовых несоответствий создающих дополнительную нагрузку на сердечно - сосудистую и дыхательную системы, является a. избыточный вес тела б. высокий рост в. низкий рост г. неправильная осанка 10. В каком виде лёгкой атлетики Елена Исинбаева стала олимпийской чемпионкой a. прыжки в длину б. прыжки в высоту в. прыжки в высоту с шестом г. тройной прыжок 11. Наиболее быстрым стилем плавания по скорости передвижения в воде является а. кроль на спине б. брасс в. баттерфляй г. кроль на груди 12. Положение тела на снаряде при котором плечи находятся ниже точки хвата, называется a. упором б. висом в. обратным хватом г. оборотом 13. Лучшие условия для развития быстроты реакции создаются во время… a. …подвижных игр. б. …прыжков вверх с места. b. …прыжков в глубину. г. …скоростно-силовых упражнений. 14. Какое из приведенных утверждений сформулировано некорректно? a. Спорт - это соревновательная деятельность. б. Спорт - неотъемлемая часть физической культуры. b. Спорт - это соревновательная деятельность и подготовка к ней. г. Спорт - соблюдение определенных правил поведения. 15. Процесс выполнения физических упражнений с целью повышения качества соревновательной деятельности принято называть… a. …тренировкой. б. …подготовкой. в. …гипердинамией. г. …стимуляцией.
Особенности проведения Олимпийских игр в древней Греции
Первоначально программа Олимпийских игр ограничивалась стадиодромом – бегом на один стадий. Затем программа стала расширяться: были введены состязания в беге на два стадия, бег на 24 стадия, бег с вооружением, затем появились пятиборье – пентатлон (бег, прыжки, метание диска и копья, борьба), борьба и кулачный бой, скачки на колесницах. С 632 г. до н.э. в Игры стали включаться соревнования для детей.
Как бы не расширялась программа Олимпийских игр, самым почитаемым оставался бег на один стадий. Победителю в стадиодроме предоставлялось право зажечь огонь на алтаре Зевса, он становился главным героем Игр.
Главной наградой победителю Олимпийский игр – олимпионику служила оливковая ветвь. Ее срезали золотым ритуальным ножом со старого дерева, которое, как считалось, посадил Геракл. Имя атлета высекалось на мраморной плите, а особо выдающимся воздвигались памятники. Но это было, так сказать, моральное поощрение. Жители города, который представлял победитель, одаривали его дорогими подарками, освобождали от налогов, предоставляли бесплатное место в театре.
Древние игры: состязание на колесницах
Считается, что матерью спорта является Древняя Греция. Именно в этой стране начались знаменитые Олимпийские игры, которые являются до сих пор главным соревнованием мировых спортсменов. Именно здесь были созданы очень интересные и увлекательные гонки на колесницах.
Этот вид состязания - один из самых популярных не только в Греции, но и у других народов, например, римлян. Это были самые главные и важные соревнования среди всех остальных, а особенно конных. Именно гонки на колесницах все с нетерпением ждали на играх в Олимпе. Правда, были и другие, более популярные состязания, связанные с легкой атлетикой.
В чем же заключались эти гонки на колесницах, и какие существовали правила? В этих соревнованиях участвовали колесницы, упряженные двумя лошадьми, иногда четырьмя. В них могли состязаться не только взрослые особи коней, но и маленькие жеребцы, только для них были отдельные соревнования. Также существовали и такие гонки, где участвовали не лошади, а мулы, а вместо колесницы использовали телеги. Как все понимают, был бюджетный вариант для простого народа.
Соревнования проходили в несколько заездов. В Греции один заезд, или забег, состоял из двенадцати кругов, это примерно девять миль. А в Риме количество кругов было сокращено до семи, чтобы была возможность проводить больше заездов. Естественно, управляли упряжками рабы, но выигрыш получал владелец колесницы. Так происходило в Древней Греции, а в Древнем Риме все было по-честному, победителем считался именно тот, кто управлял лошадьми.
Вообще Древний Рим в этом плане, в этом виде спорта, больше преуспел. Вскоре именно там стали применять всякие механические устройства, например, механизмы для отсчета кругов, или стартовые ворота. Это все было создано для того, чтобы гонщик не считал сам круги, а сосредотачивался именно на победе, поэтому это явно облегчало саму гонку.
Нужно сказать, что участвовать в состязаниях этого вида могли далеко не все, а только очень состоятельные люди. В те времена, в Древней Греции и в Древнем Риме, иметь колесницу с лошадьми было дорогим удовольствием. Да еще и лошади должны быть крепкими, здоровыми и породистыми. Но дело даже не в лошадях, а в самой повозке. Участники не просто покупали или делали обычную колесницу, а они обязательно украшали ее, красили в золотые цвета. Стоит заметить, что главенствующей задачей было не то, кто быстрее доедет, а у кого красивее и богаче колесница.
Как проходили Олимпийские игры в Древней Греции
Задолго до начала игр гонцы объезжали всю Элладу, возвещая о грядущих состязаниях. И со всех концов в Олимпию начинали стекаться люди. Для того чтобы избавить их от лишних опасностей, объявлялось всеобщее перемирие. Оно действовало некоторое время до начала игр, на период их проведения и еще какой-то срок спустя – чтобы дать возможность атлетам и зрителям беспрепятственно добраться из Олимпии до родных мест. Нарушение этого перемирия считалось страшным святотатством, которое повлечет жестокую кару со стороны богов.
Теоретически принять участие в состязаниях мог каждый свободный и полноправный гражданин. На практике же, чтобы достичь высоких результатов, претендовать на победу, надо было постоянно и подолгу тренироваться. Следовательно, люди, живущие собственным трудом – небогатые торговцы, ремесленники, крестьяне, рыбаки – просто не могли выступать на Олимпиадах. Они присутствовали там только как зрители. Ну, а чужеземцы или рабы не могли сделать и этого. Женщины же вообще не допускались на состязания под угрозой смерти. Наиболее правдоподобная версия столь сурового запрета – чтобы не смущать атлетов, которые долгое время состязались обнаженными.
Началом игр служила церемония зажжения огня в храме Зевса Олимпийского. Греки тем самым чтили память титана Прометея, который, согласно легенде, похитил огонь у богов и подарил его людям. Зажженный факел доставляли к месту состязаний, где оно должен был как бы освящать грядущие игры.
Долгое время атлеты состязались только в беге на дистанцию в 1 стадий (около 192 метров). Именно от этого термина и произошло слово «стадион». Потом в программу вошли и другие виды состязаний – бега на разные дистанции, кулачный бой, борьба, гонки колесниц. Победителя чествовали как героя, прославившего родной город.
Олимпийские игры проходили больше тысячи лет и были запрещены в 394-м году. Возродились они только в конце 19-го века.
Скачки в античной Греции и Риме
В глубь веков уходит история скачек, как состязания наездников в скорости, ловкости и выносливости. Известно, что скачки на лошадях были одним из самых популярных зрелищ ещё в древней Греции и были посвящены богам.
Романтические легенды приписывают учреждение древнегреческих Олимпийских игр самому богу громовержцу Зевсу, который вступил в смертельный бой с жестоким отцом Кроносом в Олимпии, и победил его.
В древнегреческой мифологии верховный бог неба Зевс (др.греч. Ζεύς, род. п. Διός, микен. di-we — «Дий») был обладателем быстрокрылого белого небесного коня Пегаса.
Самые ранние упоминания о скачках, посвящённых богу Зевсу Олимпийскому относятся к 776 г. до н.э., когда Корэб из Элиды опередил всех соперников в беге на один стадий, этот год официально считается годом начала проведения Олимпийских игр.
Древние греки считали, что во время Олимпийского состязания происходит общение простых смертных с богами, и могучему Зевсу приятно смотреть на состязания колесничных скачек, людскую силу и ловкость.
Согласно другому мифу, сын Зевса Геракл привёз в Олимпию священную оливковую ветвь и учредил игры атлетов в ознаменование победы Зевса над его свирепым отцом Кроном.
Древние греки считали, что именно боги даруют победу достойнейшим победителям конных состязаний. Победители соревнований становились любимыми героями народа, получали громкую славу и признание в обществе, а поэты слагали о них стихи и песни.
Не касаем бичом,
Причастил победе своего господина —
Царя Сиракуз,
Любителя конеборств.
(Гиерону Сиракузскому царю, и коню его Ференику на победу в скачке. Год — 476 до н.э.)
Самых резвых скакунов оберегали и заботились о них, а победивших скачках украшали лентами и цветами.
С 680 года до нашей эры в программу Олимпийских игр входили состязания колесниц. Забеги на колесницах проводились на специальных ипподромах, длина беговой дистанции равнялась 300 метрам.
Ещё в античные времена было замечено, что некоторые лошади более выносливы и больше подходят для скачек, нежели для обычных сельскохозяйственных работ.
В древние времена и в Греции, и в Этрурии, и в Риме скачки имели большой успех и занимали особое место в жизни общества.
В древнем Риме скачки стали ещё более популярными, благодаря участию в них римскх императоров – Нерона, Калигулы и Домициана.
Единственным сохранившимся образцом многофигурной конной античной скульптуры является квадрига скульптора Лисиппу, созданная им в IV веке до н. э. из позолоченной бронзы. Несомненно, квадрига была великолепным украшением ипподрома в Константинополе, столице восточно-римской Византийской империи. В ходе Четвёртого крестового похода дож Энрико Дандоло вывез знаменитую квадригу в Венецию.
Квадрига поражала современников мастерством своего исполнения. В 1364 году Петрарка писал о ней:
…красуются четыре позолоченных коня из бронзы, которым древний художник придал такое сходство с живыми, что, кажется, ты слышишь их топот и ржание. »
В период правления дожа Реньеро Зено (1252—1268 годы) квадрига была установлена в базилике Сан-Марко.
Первым документальным свидетельством о её появлении в Венеции является её изображение на мозаике круглой ниши портала Сант Алипио, датируемое 1265 годом.
Спортивные единоборства в античные времена.
Древнегреческое гончарное искусство оставило нам в наследство великолепные амфоры, на их поверхности запечатлён эллинский мир, с сюжетами из мифологии Древней Греции, из обыденной жизни эллинов, частью которой было спортивные единоборства. На амфорах, возраст которых более 2500 лет, часто изображали греческих богов и богинь, покровительствующих героям греческих легенд, ставших народными героями, спортсменов, принимавших участие в Олимпийских и Панафинейских играх, во время которых прекращались все войны. В пятиборье в античные времена входили соревнования по бегу, прыжкам в длину, метанию копья и диска, и борьбе.
Самые крупные религиозно-политические празднества в античных Афинах Панафинейские игры (др.-греч. Παναθήναια) проводились в честь дня рождения богини Афины, покровительницы города. Победителям первых больших Панафинейских игр в 566/565 гг. до н. э. вручались призовые панафинейские амфоры особой формы и размеров (60-70 см.), наполненные оливковым маслом, около 3 литров.
По древним афинским преданиям празднество, посвящённое богине Афине — Афинеи учредил один из первых афинских царей мифологический царь Аттики Эрехтей 5 веке до н. э., почитающий богиню Афину Промахос (др.-греч. Ἀθηνᾶ Πρόμαχος — Афина Праматерь, или Великая мать богов). На лицевой стороне первых Панафинийских амфор 565 — 530 г.г. до н.э. была изображена воинственная Афина Промахос со щитом и поднятым копьём. Рядом с Афиной стали изображать две дорические колонны, увенчанные петухами, символизирующими боевой дух победителей панафенейских состязаний. На амфоре памятная надпись на древнегреческом языке: «τών ‘Αθήνεθην Αθλων» — «приз из Афин» . На каждых Панафенийских играх победителям состязаний вручали около 1500 чернофигурных амфор, до наших дней сохранилось около 1000 панафинейских амфор.
Один из самых известных персонажей Древнегреческой мифологии, легендарный герой древнегреческих поэм «Илиада» (I 265) и «Одиссея» (XI 323, 631) Тесей (др.-греч. Θησεύς), сын бога Посейдона или афинского царя Эгея и Эфры, 11-й царь Афин объединил все поселения Аттики в единый полис-государство Афины. В честь покровительницы города афиняне устраивали летом большой праздник ПанАфинеи (Великие Афинеи).
При афинском государственном деятеле VI века до н. э. архонте Гиппоклиде (др.-греч. Ἱπποκλείδης) из рода Филаидов, в ПанАфинеях уже участвовали жители соседних государств. С 500 г. до н. э. чернофигурную вазопись сменила краснофигурная роспись на панафенейских вазах. В IV веке до н. э. на панафинейских амфорах наблюдаются изменения, в 312—311 гг. до н. э. на амфорах стали указывать имена судей состязаний, казначеев и архонтов, отвечавших за изготовление амфор и их содержимое. Стали известными имена многих афинских вазописцев — Эксекий, Евхарид и Клеофрад.
На оборотной стороне панафинейской амфоры изображали один из видов спортивных состязаний, за который вручался приз. С середины V века до н. э. изображали сцены чествования победителя соревнований, а с IV века до н. э. на обратной стороне амфор изображали Нику — крылатую богиню победы с лавровым венком.
Большие Панафинеи проводились в Афинах один раз в четыре года с 21 по 29 гекатомбеона. В течении девяти летних дней в Афинах проходили театральные представления, шествия, спортивные состязания атлетов. С 566 года до н. э. добавились соревнования поэтов сочиняющих гимны, а со времён Перикла (ок. 495–429 до н.э.), знаменитого афинского оратора, полководца и государственного деятеля, Панафинейские празднества украсили поэтическими и музыкальными состязаниями (агонами), и специально для этих состязаний построили театральное сооружение – Одеон (греч. ώδείον).
Начиная с седьмого дня Панафинейских празднеств, начинались «Малые агоны» или Малые Панафинейские игры, на которых проводились спортивные состязания, факельные шествия и корабельные гонки гребцов на парусных галерах.
Малые Панафинейские игры проводились ежегодно с 25 по 28 число гекатомбеона (др.-греч. Ἑκατομβαιών — «месяц жертвоприношения») — первого месяца аттического года, который длился с 15 июля по 15 августа. В течении четырёх дней месяца гекатомбеона афиняне приносили жертвоприношения богине Афине и устраивали большие празднества, музыкальные и спортивные соревнования в её честь.
Начиналось празднество «Большие Панафинеи» с ночного факельного шествия и музыкальных представлений музыкантов, играющих на двойных флейтах и арфах, и танцоров. «Процессия начинается у Дипилонских ворот, пересекает Керамейкос и Агору, достигает через пропилеи Акрополя и движется вдоль Парфенона, чтобы достичь восточного фасада храма перед большим алтарем Афины. Этот путь касается важнейших точек города, места политической жизни (Агора) и кладбища (Керамейкос)».
Особое праздничное настроение создавали состязания по хоровому и сольному пению в Одеоне, а также состязания поэтов, декламирующих свои стихи под аккомпанемент лиры.
На следующий день совершалось торжественное шествие афинян с Агоры на Акрополь. Во главе процессии шли самые заслуженные и авторитетные афинские граждане, самые благонравные афинские девушки полиса, несли сотканную и сшитую ими новую роскошную одежду (пеплос, греч. πέπλος ), этими одеждами наряжали статую Афины в храме Эрехтейон. Участниками торжественного шествия были все жители Афин священники, чиновники, демархи, всадники, гоплиты, а также спортсмены, музыканты, вокалисты, танцоры и поэты.
По завершении религиозной церемонии начинались конные состязания всадников, скачки на квадригах — колесницах, запряжённых четвёркой лошадей.
В местах поворота на беговых дорожках устанавливались каменные гермы — знаки, посвященные богу Гермесу (др.-греч. Ἑρμῆς, микен. e-ma-a), сыну Зевса и Геры, богу торговли, дающий богатство и доход в торговле, богу атлетов, вестник богов, покровитель путников.
На стадионах гермы отмечали место поворота бегунов и колесниц. Победитель конных состязаний в гонках на колесницах получал в качестве приза 140 панафинейских амфор, наполненных оливковым маслом.
В ходе Великих панафиней несколько дней, проходили многочисленные атлетические состязания пятиборья: бег, прыжки в длину, прыгун держал в руках две небольшие гири, которые помогали ему дальше прыгнуть во время толчка от земли.
В греческое пятиборье входило метание боевого копья и диска. спортсмены метали боевое копьё, используя кожаный ремешок, который помогал увеличить дальность полёта снаряда и заставлял копьё во время полёта вращаться в воздухе.
В греческое пятиборье входил панкратион (греч. παγκράτιον) — рукопашный бой с элементами борьбы и бокса, спортивное единоборство, в котором соединялись техника греческой борьбы с боксёрскими ударами не только руками, но и ногами.
Спортсмены Древней Греции состязались нагими во всех дисциплинах пятиборья. В отличии от Минойской цивилизации Крита, где женщины занимали особое, привилегированное положение в обществе и участвовали во всех спортивных соревнованиях, женщины античной Греции не допускались на Олимпийские и Панафинейские игры, ни как зрительницы, ни как участницы соревнований.
Кульминацией Панафинейских игр была весёлая праздничная процессия всех жителей Афин, шествовавших по улицам города. Во главе шествия двигался панафинейский корабль, специальная повозка на которой стояла статуя богини Афины в новом великолепном одеянии шафранового цвета, которое специально ткали и шили женщины Аттики для ежегодного празднества Панафиней.
Торжественное факельное шествие слуги вели жертвенных быков от 12 до 100 голов для заклания перед статуей богини Афины. Большие (или Великие) Панафинеи заканчивались ритуалом жертвоприношения — «гекатомбой»- (греч. ἑκατόμβη, букв. «сто быков») и совместным застольем.
В поэме Гомера «Илиада» говорится о гекатомбе:
«Мы, окружая родник, на святых алтарях приносили
Вечным богам гекатомбы отборные возле платана,
Из-под которого светлой струею вода вытекала».
Со временем словом «гекатомба» обозначалось любое количество жертвенных животных, даже если оно не доходило до ста, позднее так стали называть любое большое торжественное жертвоприношение богине Афине, а месяц жертвоприношений во время Панафенийских соревнований стали называть гекатомбеон (др.-греч. Ἑκατομβαιών — «месяц жертвоприношения»).
Олимпийские спортивные состязания были посвящены греческим богам, и победителей Олимпиад чествовали, как избранников богов, им ставили памятники, победители становились национальными героями и служили образцом красоты и совершенства в греческом обществе. Внешний вид и физическое совершенство древнегреческого спортсмена считалось, отражением его внутренней нравственности, добродетели и был образцом для подражания. Победоносное выступление атлета на Олимпийских играх приветствовалось триумфальной одой, посвящённой победителю.
Сегодня в Греции найдено множество античных мраморных статуй, посвящённых древнегреческим спортсменам-победителям Олимпийского пятиборья, ставшие стандартом красоты человеческого тела и образцом для всех будущих поколений спортсменов. Статуи древнегреческих спортсменов устанавливались под открытым небом в святилищах божества, которому посвящались спортивные соревнования.
Разновидности спортивного бокса впервые возникли у этрусков. В древней Этрурии во время погребального ритуала были обязательными пышные пиршества и спортивные соревнования. На стенах в этрусских курганах сохранились множество фресок, на которых изображены поминальные пиршества, танцев и сцены спортивных единоборств.
В Древнем Риме был популярны гладиаторские бои, участниками поединков были в основном рабы, гладиаторы из числа пленных, которые надеялись завоевать свободу, победив в бою. Иногда в гладиаторских боях Рима бились свободные римляне, и даже аристократы и римлянки, изображающие воинственных амазонок.
Популярность кулачных боёв в древнем Риме привела к тому, что даже императоры, например Цезарь Нерон, принимал участие в кулачных боях, посвящённых богу Квирину (сабинск. Quirinus — копьеносный) — один из древнейших италийских и римских богов. Квирин был первоначально божеством сабинского племени, занимавшего почти половину Апеннинского полуострова. После Сабинской войны, известной в истории под названием «похищение сабинянок», сабиняне фактически сроднились с римлянам, подчинились им и заселились на Квиринальском холме. Поединок между кулачным бойцом Даресом и Энтеллом описан в эпическом произведении «Энеида».
Эллинистическая бронзовая статуя Kулачного бойца I века до н. э. была случайно обнаружена в 1885 г. при выполнении ремонтно-строительных работ на склоне Квиринальского холма в Риме в 1885 году. Другие названия известной античной скульптуры: Квиринальский боксёр, Кулачный боец из Терм.
На лице Квиринальского кулачного бойца весьма реалистично видны множественные травмы и шрамы, полученные в бойцовских поединках. Тело и лицо кулачного бойца покрыто глубокими рубцами, его нос и ухо, разбито от жестоких ударов.
У боксёра рассечена бровь и губа, сломан нос, что ещё раз наглядно показывает насколько жестокими были бойцовские соревнования в античном Риме.
Римские гладиаторы кулачного боя обвязывали руки кожаными ремнями с металлическими цестами (кастетами), а для защиты тела от ударов они обвязывали предплечье кожаными ремнями.
В 393 году римский император Феодосий по настоянию духовенства запретил проводить Олимпийские Игры, потому что они считались языческим празднеством богине Афине. В 500 году король остготов, из рода Амалов, Теодорих Великий, вторгшийся в 489 году в пределы Италии и к 493 году завоевавший весь Апеннинский полуостров и Сицилию, запретил в Риме кулачные бои, как спорт, оскорбляющий Бога, ведь символ Бога — лицо, подвергалось ударам.
Однако указ Теодориха Великого не сильно повлиял на спортивную жизнь римских городов, находящихся за пределами Рима и в Восточно-римской империи.
Спортивная борьба, фехтование и гонки колесниц никогда не запрещались в Древней Греции и Риме, так как эти виды спорта не причиняли спортсменам физических увечий.
Читайте также: