Место пленения жанны дарк
Официальная история жизни Орлеанской Девственницы существует со времен Великой французской революции и подробно изложена в школьных учебниках. Жанна д’Арк родилась в деревушке Домреми, в Лотарингии, в семье землепашца Жака д’Арка (Jacques или Jacquot d’Arc, около 1375–1431) и его супруги Изабеллы (Isabelle d’Arc, урожденная Isabelle Romee de Vouthon, 1377–1458) около 1412 года.
Это было тяжелое для Франции время. Уже более семидесяти лет шла Столетняя война (1337–1453), и французы за это время успели потерять большую часть территории королевства. В 1413 году в Париже вспыхнуло восстание. В 1415 году англичане высадились в Нормандии с войском под командованием талантливого полководца — молодого короля Генриха V (Henry V, 1387–1422). Осенью 1415 состоялась знаменитая битва при Азенкуре, в результате которой весь цвет французской аристократии попал в плен. В стране началась гражданская война между бургундцами и арманьяками, а англичане тем временем захватывали одну территорию за другой. В 1420 даже был заключен мирный договор в Труа, согласно которому французский трон наследовал английский король Генрих V. Но в 1422 году он скоропостижно умер, и в Столетней войне начался новый виток.
В возрасте 13 лет у Жанны начинались «видения» — она слышала «голоса», разговаривала со святыми, которые призывали ее идти спасать Францию. Девушка всем сердцем уверовала в свое необычное предназначение. Святые, что ей являлись, намекали на известное пророчество, согласно которому одна женщина погубила Францию, и другая женщина, причем девственница, спасет страну.
Бедная дочь пахаря в 17 лет уходит из отчего дома, добирается до Шинона, где в то время находился молодой король Карл VII (Charles VII, 1403–1461), рассказывает ему о своем предназначении. Тот, поверив ей, дает ей в подчинение отряд рыцарей. Вот так начинается карьера Жанны. В ней будут сражения, победы, освобождение Орлеана, после чего она получит прозвище Орлеанская Дева. Затем — плен, обвинения, допросы и смерть на костре в 1431 году. Вроде бы все просто и ясно.
Однако на протяжении уже нескольких десятилетий официальную версию систематически оспаривают некоторые историки, преимущественно французские, указывая на определенные непонятные моменты в биографии Жанны. Почему хронисты колеблются в названии даты казни девы? Президент Эно, суперинтендант в штате королевы Марии Лещинской (1685–1770), имевший доступ к французским хроникам, называет датой казни 14 июня 1431 года. Английские летописцы Уильям Кэкстон (William Caxton, 1422–1491) и Полидор Вергилий (Polydore Vergil, 1470–1555) уверяют, что казнь состоялась в феврале 1432 года.
Сомневающиеся в правдивости официальной биографии Жанны д’Арк историки разделились на два направления: бастардизм и сюрвенизм.
Таким образом, скорее всего Жанна д’Арк действительно была особой королевской крови, а не безродной крестьянкой, и приходилась сестрой Карлу VII и английской королеве Екатерине. Генрих VI Ланкастер, соответственно, её племянник.
В такой ситуации встаёт вопрос: могли ли столь близкие родственники упорно настаивать в ходе суда над Орлеанской девой на её сожжении, как это следует из официальной биографии Жанны’
Вот тут-то эстафету у бастардистов принимают сюрвенисты, которые открыто говорят: героиня Франции не была сожжена. При этом они указывают на явные нестыковки в официальной версии.
Во-первых, Жанну казнили без приговора светского суда, что было совершенно недопустимо в то время.
Мало того, официальная дата казни Жанны, оказывается, более чем условна. В разных документах указываются четыре разные даты: 30 мая, 14 июня, 6 июля 1431 года, а также февраль 1432-го.
Много сомнений вызывает и сама странная и головокружительная карьера Жанны. Средневековое общество было строго сословным и иерархичным. Для каждого в нем было определено свое место среди Oratores — тех, кто молится; Bellatores — тех, кто воюет, или Aratores — тех, кто пашет. Дворянские мальчики с семи лет готовились к тому, чтобы стать рыцарями, а к крестьянам относились, как к животным. Как же могло такое случиться, что простолюдинке дали под начало отряд рыцарей? Как могли согласиться рыцари, от рождения воспитанные воинами, чтобы ими командовала крестьянка? Что должны были ответить бедной крестьянской девушке, которая стоит у ворот королевской резиденции и требует свидания с королем, чтобы рассказать ему о своих «голосах»?
Жанну же в Шиноне принимали теща короля Иоланда Анжуйская (Yolande d’Aragon, duchess d’Anjou, 1379–1442), супруга Карла VII Мария Анжуйская (Marie d’Anjou, 1404–1463) и сам король. Ко двору ее доставили за счет казны, в сопровождении вооруженного эскорта, который составляли рыцари, оруженосцы, королевский гонец. Многим дворянам приходилось не по одному дню ждать аудиенции у короля, а «крестьянку» пустили к нему практически сразу.
«Бюллетень общества археологии и Лотарингского музея истории» сообщает, что «в январе 1429 года на площади замка в Нанси Жанна верхом на лошади приняла участие в турнире с копьем в присутствии знати и народа Лотарингии». Если учесть, что сражение в турнирах было возможно только для дворянства, что вокруг ристалища выставлялись щиты с гербами сражающихся, то появление на нем крестьянки не укладывается ни в какие рамки того общества. К тому же длина копья достигала нескольких метров, и владеть им могли только специально обученные этому дворяне. На том же турнире она поразила всех своим умением ездить верхом, а также знанием игр, принятых среди знати — кентен, игра в кольцо. Поразила настолько, что герцог Лотарингский подарил ей великолепного скакуна.
Художник Жан Огюст Доминик Энгр
Во время коронации Карла в Реймсе только штандарт Жанны (белый, усыпанный золотыми лилиями) был развернут на хорах собора. У Жанны был свой придворный штат, включающий фрейлину, дворецкого, пажа, капеллана, секретарей, и конюшня из двенадцати лошадей.
Рассказы о почестях, оказываемых ей при разных оказиях, кажутся противоречащими предположению о ее плебейском происхождении. Наверное, Робер Амбелен (Robert Ambelain, 1907–1997) — известный французский писатель, прославившийся своими связями с современными тайными обществами масонского и мартинистического толка, — был первым, кто решил связать ее прозвище «Орлеанская», под которым она фигурирует, например, в поэме Вольтера «Орлеанская девственница» (La Pucelle d’Orleans), с еще одним известным «Орлеанцем» — Орлеанским Бастардом (Le Batard d’Orleans, 1403–1468).
Тогда объяснима та легкость, с которой Жанна была принята при дворе, и те почести, что ей оказывались, и то, что она принимала участие в рыцарских турнирах и командовала рыцарями.
Карл VI по прозвищу Безумный (Charles VI le Fou, 1368–1422) не выносил и вида своей супруги. Она жила отдельно, во дворце Барбет, где Луи был частым гостем. Его называли отцом, по крайней мере, двоих детей Изабеллы — Жана (род. в 1398) и Карла (род. в 1402). Рождение Жанны произошло в этом самом дворце, и сразу ее отправили к кормилице Изабелле де Вутон. Понятно и то обстоятельство, почему пришлось спрятать ребенка. Необходимо было защитить девочку, поскольку ее отец, Луи Орлеанский, был убит наемными убийцами всего через несколько дней после рождения Жанны.
Здесь опять же можно выделить факт, опровергающий бытующее мнение, что Жанна была просто крестьянкой. Дочь мужчины по имени Жак д’Арк и женщины по имени Изабелла де Вутон просто обязана быть дворянкой — приставка «де» в фамилии выдает дворянское происхождение. Представители семейства д’Арк находились на королевской службе еще до появления Жанны на свет. Именно поэтому эта семья была выбрана для воспитания Жанны.
Как еще можно обосновать утверждение о ее дворянском происхождении? Герб, которым наделил ее Карл VII. В королевской грамоте говорится: «Во второй день июня 1429 года … господин король, прознав про подвиги Жанны Девственницы и победы, одержанные во славу Господа, наделил … гербом названную Жанну …». По описанию Жана Жакоби (Jean Jacoby) в книге «Знатность и герб Жанны д’Арк» («La noblesse et les armes de Jeanne d’Arc». Paris, 1937), герб представлял собой «щит с лазурным полем, в котором две золотые лилии и серебряный меч с золотым эфесом острием вверх, увенчанный золотой короной». Золотые лилии считались цветком Франции, иначе говоря, символом «принцев и принцесс крови», что также подтверждает открытая золотая корона на гербе Жанны. Король даже не заикается о присвоении Жанне дворянского звания, значит, оно у нее уже есть. Своим гербом он ясно дает понять, что считает Жанну принцессой королевских кровей.
Если считать все сказанное верным, то Жанну придется признать сводной сестрой короля Франции Карла VII, сводной сестрой герцогов Орлеанской династии — Карла и Жана Дюнуа, сводной сестрой королевы Англии Екатерины де Валуа (Catherine de Valois, 1401–1437), сестры Карла VII, теткой короля Англии Генриха VI (Henry VI, 1421–1471). В этих обстоятельствах кажется немыслимой казнь Жанны на костре в Руане в 1431 году.
Нельзя было сжечь по обвинению в колдовстве девушку такого высокого происхождения. Вопрос о том, зачем понадобился этот спектакль, слишком сложен, и является темой отдельной статьи.
Сейчас речь о другом, о жизни Жанны после… ее официальной казни. Чтобы понять, как Жанна смогла избежать казни, стоит обратиться к описанию этого печального действа: «На площади Старого рынка (в Руане) 800 английских солдат заставили народ потесниться…наконец, появился отряд из 120 человек… Они окружали женщину, прикрытую… капюшоном до самого подбородка…». По сведениям историографов, рост Жанны составлял около 160 см. Учитывая двойное кольцо солдат вокруг нее, колпак на лице, сказать с уверенностью, что это была за женщина, не представляется возможным.
Сомнения в том, что д’Арк была сожжена, становятся практически доказанными, если учесть: она не упоминается в учётных книгах казнённых инквизицией. Иными словами, получается: светские власти к сожжению Жанны не имеют отношения, поскольку не выносили ей приговора, а инквизиция тоже ни при чём, поскольку, согласно документам, она её не казнила. Таким образом сожжения Орлеанской девы попросту не было!
Реальная история Жанны д’Арк вызывает немало вопросов, и главный из них: зачем ближайшие родственники отдали её под суд, добились казни, а затем, по-видимому, спасли, инсценировав казнь?
Оказывается, ответ на этот вопрос нужно искать в событиях, произошедших задолго до появления на свет самой Орлеанской девы.
Спустя несколько месяцев после казни де Моле при загадочных обстоятельствах умерли обидчики тамплиеров Филипп Красивый и папа Климент V. Потом отправились на тот свет все потомки Филиппа мужского пола. В итоге во Франции началась борьба за власть между династией Валуа и английскими королями, желавшими прибрать к рукам и французский трон. В конце концов, верх одержали Валуа. Но науськиваемый тамплиерами английский король Эдуард III, давший было согласие на восшествие на престол династии Валуа, отказался от своих слов. Это и стало поводом к Столетней войне. По сути дела, её развязали ушедшие в подполье тамплиеры. Они же, горя местью к Франции, финансировали из вывезенной ими орденской казны английскую армию.
Очевидно, что сионцы прекрасно знали подоплёку Столетней войны и пытались противодействовать тамплиерскому подполью.
Боевые действия шли с переменным успехом, но Франция целое столетие подвергалась разорению со стороны англичан и примкнувших к ним бургундцев, чьи герцоги были в родстве с последним магистром ордена тамплиеров.
Чтобы обойти все эти препоны, Екатерины затеяла бутафорский судебный процесс и бутафорскую же казнь Жанны д’Арк. На самом деле Орлеанская дева была отпущена на свободу. Афера английской королевы раскрылась только через несколько лет, и тамплиеры в 1449 году добрались до Жанны; об этом во всяком случае говорят загадочные обстоятельства её кончины. На открытый конфликт с Екатериной тамплиеры тогда не пошли, так как Англия ещё четыре года продолжала на их деньги исправно терзать ненавистную им Францию. Рассчитаться с закулисными кукловодами пришлось сыну Екатерины, Генриху VI. Не исключено, что именно с подачи тамплиеров в Британском королевстве разразилась война Белой и Алой роз, в ходе которой сын Екатерины в 1461 году был низложен, а через полгода после кратковременной реставрации, в апреле 1471, вновь лишился власти, был заключён под стражу и умерщвлён при загадочных обстоятельствах в лондонском Тауэре.
Мнение, что вместо Жанны была сожжена другая женщина, разделяло множество хроникеров и известных лиц, как современников Жанны, так и живших позже. В одной из хроник, хранящихся в Британском музее, сказано буквально следующее: «В конце концов, велели сжечь ее при всем народе. Или какую-нибудь другую женщину, похожую на нее». А настоятель Собора св. Тибо в Меце пишет спустя пять лет после казни: «В городе Руане … она была возведена на костер и сожжена. Так говорят, но с тех пор было доказано обратное».
Еще больше убеждают в том, что Орлеанская дева не была сожжена, материалы судебного процесса. Генеральный адвокат Шарль дю Ли еще в XVI веке обратил внимание на то, что в документах и протоколах допросов девы отсутствуют смертный приговор и официальный акт, удостоверяющий исполнение приговора.
Но если Орлеанскую деву не сожгли на костре, то какова ее дальнейшая судьба?
В 1436 году, через пять лет после костра в Руане, в документах знатного семейства дез Армуаз появляется запись: «Благородный Робер дез Армуаз (Robert des Armoises) сочетался браком с Жанной дю Лис, девственницей Франции… 7 ноября 1436 года». Фамилию дю Лис носили сыновья официального отца Жанны.
А летом 1439 года Орлеанская дева сама пожаловала в освобожденный ею город. Носила она теперь фамилию своего мужа — дез Армуаз. Ее встретила восторженная толпа горожан, в которой было немало людей, видевших ее ранее. В счетной книге города появилась еще одна примечательная запись о выплате Жанне дез Армуаз крупной суммы денег — 210 ливров «за добрую службу, оказанную городу во время осады». Героиню признали те, кто хорошо знал ее четыре года назад — ее сестра и братья, маршал Франции Жиль де Рэ (Gilles de Rais, 1404–1440), Жан Дюнуа и многие другие.
Умерла Жанна в конце лета — начале осени 1449 года — именно этим периодом датируются документы, свидетельствующие о ее смерти. Только после этого ее «братьев» (имеются в виду сыновья Жака д’Арка) и официальную мать (Изабеллу де Вутон) стали называть «братьями покойной Жанны Девственницы» и «Изабеллой, матерью покойной Девственницы».
Вот так выглядит одна из самых распространенных на сегодня альтернативных версий происхождения героини Столетней войны.
Другая версия гласит, что Жанна д’Арк — это Маргарита де Шандивер, внебрачная дочь короля Карла VI и его последней любовницы Одетты де Шандивер (Odette (Odinette) de Champdivers, 1385/89–1424/25). Король воспитал свою дочь как воина для самозащиты, так как два его сына в борьбе за трон были уничтожены сторонниками герцога Луи Орлеанского. А поскольку Карл VII был незаконным сыном и не мог претендовать на престол, понадобился спектакль о «вмешательстве Божьих сил».
Так рождается миф о непорочной деве, которая спасет страну. Эту роль сыграла Маргарита де Шандивер. Позже образ Жанны д’Арк и Маргарите, и Карлу VII начал мешать — постоянное верховенство женщины над войском было ненужным. Поэтому был разработан план исчезновения Жанны. Вместо Маргариты де Шандивер была сожжена на костре совсем другая женщина. А Маргарита — Жанна прожила долгую жизнь и была похоронена в базилике храма Нотр-Дам-де-Клери вблизи Орлеана.
Но обе упомянутые нами версии схожи в одном: жизнь Жанны гораздо сложнее и интереснее, чем нам пытаются внушить со школьной скамьи.
Официальная наука не признает доводов сторонников альтернативных версий. Но так или иначе, вопрос о происхождении Жанны д’Арк остается открытым: от фактов, говорящих о ее благородном происхождении, отмахнуться совсем непросто.
Опущенные ворота
Вместо полноценной армии у Жанны остался только отряд, с которым в мае 1430 года она отправилась на помощь Компьеню, осажденному союзными англичанам бургундцами.
23 мая Жанна д ’ Арк решила нанести внезапный удар по позициям бургундцев в Марньи, что к северо-западу от Компьеня. Однако бургундцы вовремя заметили приготовления противника и были готовы к обороне. Отряд Жанны оказался в численном меньшинстве и начал отходить, причем сама Орлеанская Дева возглавила прикрывающий отступление арьергард.
В тот момент, когда Жанна и ее люди, отбиваясь от наседающего противника, приблизились к городским воротам, те были закрыты. Комендант Компьеня Гильом де Флави и пальцем не пошевелил, чтобы спасти Орлеанскую Деву.
В плен Жанну взял Лионель, бастард Вандомский, который был на службе у графа Линьи. Орлеанская Дева оказалась в руках Жана Люксембургского, вассала герцога Бургундского. Ничего личного к Жанне Жан не испытывал. Он остро нуждался в деньгах и готов был продать пленницу в соответствии с тогдашними законами войны — тому, кто больше заплатит.
Французский король Карл VII, фактически посаженный на трон Жанной, проблем с деньгами не испытывал. Однако монарх даже не попытался выкупить спасительницу Франции.
Во всем виноват епископ?
План англичан провалился — к Жанне во Франции после ее гибели стали относиться не только как к героине, но и как к мученице, принявшей страшную смерть за любовь к Родине.
Что до Пьера Кошона, то архиепископом он так и не стал. Епископ Бове скоропостижно скончался в 1442 году и в истории гибели Жанны д ’ Арк был превращен в главного «козла отпущения».
В начале 1450-х, когда король Карл VII, возведенный Жанной на престол, восстановил контроль над большей частью страны, проблема Орлеанской Девы снова вышла на первый план. Получалось, что монарх получил свою корону от закоренелой еретички. Прочности власти это не способствовало, и Карл отдал приказ собирать документы для повторного процесса.
Разбирательство, проведенное по приказу Карла, пришло к выводу, что процесс прошел с грубейшими нарушениями закона. В 1455 году новое рассмотрение дела назначил папа римский Каликст III, отправив наблюдать за процессом трех своих представителей. Разбирательство было масштабным: суд заседал в Париже, Руане и Орлеане, были допрошены более 100 свидетелей.
7 июля 1456 года был оглашен вердикт, который гласил, что каждый пункт обвинения против Жанны опровергается показаниями свидетелей. Орлеанская Дева была полностью оправдана, в знак чего публично разорвали один экземпляр обвинительного заключения. На реабилитационном процессе потомки Пьера Кошона отреклись от него. Папа римский Каликст III поставил финальную точку, посмертно отлучив епископа от церкви.
Спустя почти 500 лет церковь посчитала, что национальная героиня Франции достойна большего. В 1909 году папа Пий X провозгласил Жанну блаженной, а 16 мая 1920 года папа Бенедикт XV канонизировал её. Король Карл VII и его окружение, погубившие Орлеанскую Деву, остались как бы ни при чем. Предали, а затем посмертно реабилитировали — кажется, это сюжет вечен и кочует из страны в страну.
Большой торг
Тем временем повышенную активность проявлял Пьер Кошон, епископ Бове, советник малолетнего английского короля Генриха VI. 14 июля 1430 года Кошон прибыл в Марньи-де-Компьень, где вручил герцогу Бургундскому послание от английского короля и себя лично «как епископа бовеского» с требованием передачи Жанны д’Арк, предложив за неё выкуп, и далее побывал в замке Боревуар, резиденции Жана Люксембургского.
Замысел англичан и самого Кошона был таков: Жанну следует осудить как колдунью, еретичку, заставив французов отвернуться от нее, а заодно и провозгласив коронацию Карла VII незаконной. В случае успеха англичане пообещали ему пост архиепископа Руанского.
Кошон слал письма Жану Люксембургскому, требуя выдать Жанну «во имя торжества веры», но тот над подобными призывами только насмехался. Он уже понял, что заполучил в руки настоящий клад, и собирался продать его максимально дорого.
Сначала епископ Бове давал за «колдунью» 6000 турских ливров, что было очень крупной суммой по тем временам. Жан, однако, дал понять, что «товар» слишком ценен, и с интересом ждал, чем ответит французский король. Карл VII хранил молчание, а Пьер Кошон, проклиная жадность Жана Люксембургского, продолжал переговоры.
Сама Жанна в это время предприняла попытку побега, спрыгнув с вершины башни Боревуар. Некоторые, впрочем, полагают, что Орлеанская Дева, поняв, что помощи не дождется, попыталась уйти из жизни. Как бы то ни было, но Жан Люксембургский понял, что еще немного, и торговать ему будет некем.
В итоге соглашение заключили — Жанну передавали англичанам за 10 000 ливров. 23 декабря 1430 года Жанну привезли в Руан. Грамота английского короля Генриха VI от 3 января 1431 года передавала её под юрисдикцию епископа Бове, который должен был провести процесс над ней.
Процесс века: Жанна д’Арк перед костром
Ближе к вечеру 26 мая 1430 года близ города Компьен, осаждённого бургундцами, произошло событие, в масштабах Столетней войны совершенно вроде бы незаметное. В плен к неприятелю попали трое французов, все дворяне – по большому счёту, дело совершенно житейское, сиди себе в плену, дожидайся выкупа; пленниками бывали и принцы крови наподобие герцога Алансонского, и простые вояки вроде отчаянного и дурно воспитанного капитана Этьена Виньоля по прозвищу Ла Гир.
Но в данном конкретном случае имелись весьма существенные нюансы: в руках бургундцев оказались некие Пьер д’Арк, Жан д’Олон, а главное – Жанна, которую обычно называли Девой. Относительно благородного статуса пленников – нет никакой ошибки, Жанне и её родственникам потомственное дворянство было даровано ещё в прошлом году, после коронации дофина Карла де Валуа, коего после триумфального снятия осады с Орлеана и победоносной Луарской кампании Жанна д’Арк привела в Реймс для миропомазания…
Что именно произошло под стенами Компьена тем майским вечером, нам известно лишь в общих чертах. Жанна прибыла в город всего три дня назад; обороной и гарнизоном командовал капитан Гийом де Флави, имевший репутацию хорошего солдата, преданного королю Франции. О взаимоотношениях Жанны и де Флави ничего не известно, но вряд ли Жанна изменилась со времён Орлеана, когда она действовала вопреки мнению более осторожных и опытных военачальников – судя по всему, Дева продолжала придерживаться своей обычной концепции «атаковать не рассуждая»; в свою очередь, капитан де Флави этому сопротивлялся. Гарнизон под её командованием совершает вылазку за стены, бургундцы были оттеснены, однако произошло непредвиденное – к неприятелю подошло подкрепление, путь к городским воротам оказался перерезан, де Флави предсказуемо распорядился поднять мост, Жанну сдёрнули с седла и схватили вместе с братом и оруженосцем…
Доселе продолжаются бурные споры, являлись ли действия Гийома де Флави спланированным предательством, или они были оправданы обстановкой – в конце концов, капитан отвечал за оборону Компьена и нёс за город ответственность перед Францией и королём: бургундцы вполне могли ворваться на мост, смести охрану и захватить важный пункт на дороге к Парижу.
Пленение Жанны д’Арк (гравюра XIX века)Советский исследователь В. Райцес склоняется к первой версии, основываясь на многочисленных слухах о связях де Флави с недоброжелателем Жанны при королевском дворе – великим камергером Жоржем де Ла Тремуйлем. Француз Ж. Фавье более осторожен, упоминая, что Жанна сковывала действия капитана и ставила под удар его репутацию как командира. Оба автора сходятся в одном – де Флави после пленения Девы бездействовал, а намеренно или под гнётом обстоятельств, неизвестно.
Жанна как пленница была переуступлена Жану Люксембургскому, графу де Линьи и де Гиз – при всех громких титулах и знатном происхождении, человеку не слишком богатому. Чисто теоретически, он мог получить выкуп за Жанну с кого угодно, хоть с короля Карла, хоть с Филиппа Бургундского или регента Бедфорда. Однако в игру вступила третья сила – церковь и Парижский университет в лице епископа Бовезского Пьера Кошона: уже через три дня после известий о пленении Девы герцог Бургундский получает из Парижа письмо, в котором было ясно отмечено, что Жанна должна предстать перед церковным судом как «сильно подозреваемая во многих отдающих ересью преступлениях».
Как ни странно это прозвучит, но пленение Жанны для всех сторон, участвующих в Столетней войне – англичан, бургундцев и французов, – давало существенные плюсы.
- Англо-бургундцы через запланированный судебный процесс могли убедить общественное мнение, что миссия Жанны Девы не является «божественной». Если Бог не на стороне Жанны (что уже автоматически доказано взятием в плен), то и дело Бедфорда и герцога Филиппа не является противодействием Богу. Для религиозно-мистического менталитета людей того времени это оказалось бы сильнейшим пропагандистским ходом, способным перетянуть мнение прихожан на сторону альянса англичан и бургундцев.
- Парижский университет и церковники-коллаборационисты могли оправдать подрыв своего авторитета, изрядно пошатнувшегося после массовых слухов о том, что простая крестьянка якобы «послана Господом».
- Король Карл де Валуа и его склонное к соглашательству и компромиссам окружение окончательно избавлялись от радикальной партии, стоявшей за «тотальную войну» – то есть от ярых приверженцев Жанны наподобие Жиля де Ре, ла Гира, Дюнуа и ещё нескольких влиятельных капитанов, для которых Дева являлась символом и знаменем. Теперь появилась возможность для переговоров с противником, а с ними и необходимая королевству передышка в виде перемирия, а то и долгосрочного мира, достигнутого путём взаимных уступок. Жанна, с её нежеланием идти на любые соглашения, лишь мешала политикам.
- Аналогичными соображениями руководствовался и Филипп Бургундский: ещё летом 1429 года герцог начал прощупывать пути сближения с Францией, поскольку стало ясно, что срок английского владычества заканчивается, регент не имеет поддержки в народе и дворянстве, а Карл де Валуа мало того что отныне законный король, так ещё и популярность его значительно выросла, а армия усилилась. «Экстремисты» же мешали найти точки соприкосновения, способные привести к миру.
Итог: Жан Люксембургский передаёт Жанну англичанам Бедфорда за 10 тысяч турских ливров (огромная, но вовсе на самая умопомрачительная сумма), а английский регент принимает решение отдать пленницу под юрисдикцию церковного суда, по изложенным выше соображениям: требуется любой ценой опровергнуть «божественное» происхождение действий Девы. Для роли судьи как нельзя лучше подходил епископ Кошон – во-первых, он был изгнан из своей епархии в Бовэ и жил в Руане, во-вторых, был убеждённым бургионьоном и ненавидел арманьяков и, в-третьих, Кошон получил блестящее образование в области церковного права. Генеральный капитул Руана был вправе собрать инквизиционный процесс – другое дело, что политическая ангажированность такового не вызывала ни у кого сомнений.
Что такое инквизиция?
Столь важный институт средневекового общества как инквизиция окружён титаническим числом мифов, предрассудков и заблуждений. Среднестатистический обыватель в ответ на вопрос: «Чем занималась инквизиция?» даёт вроде бы общеизвестный ответ: «Сжигала ведьм!». Да и в целом, представления об этом органе церковного правосудия сводятся к киношно-беллетристическим ужасам, имеющим косвенное отношение к реальности.
Inquisitio Haereticae Pravitatis Sanctum Officium, или, в переводе, Святой отдел расследований еретической греховности, как специализированное учреждение появился в 1215 году, и тому были веские причины. Мы не раз упоминали, что в ту эпоху религиозная идентичность человека стояла гораздо выше идентичности национальной – можно быть французом, баварцем, испанцем или фламандцем, но всех их объединяет одно: христианство и Святая Мать Римская Церковь, возглавляемая и руководимая папой и его епископами. Идентификация по принципу «свой-чужой» до XV века включительно проводилась исключительно по принципу вероисповедания – «своими» были католики и отчасти «схизматики»-православные, чужими – любые иноверцы, а также еретики: те, кто отходил от официальных догматов церкви и пытался извратить католическое вероучение, создавая секты и еретические движения. Такие действия вполне естественно расценивались как покушение на основу существования общества – религию и церковь, а следовательно, должны были осуждаться и строго наказываться. В наши времена посягательства на системообразующие ценности (государство, право, законодательство и т.д.) преследуются с не меньшим рвением.
К началу XIII века единая католическая общность столкнулась с одним из наиболее серьёзных вызовов за всю историю своего существования – распространившимся на юге Франции, в Лангедоке и Провансе, альбигойским, или же катарским вероучением, имевшим крайне мало отношения к «классическому» христианству. Скажем больше, катары создали нехристианский феномен под христианским камуфляжем – их учение куда ближе к зороастризму и манихейству с дуалистической концепцией двух равных сил добра и зла. Дело закончилось тем, что против еретиков (точнее, практически иноверцев и «чужаков») был объявлен Крестовый поход, а следствием по делу виднейших ересиархов должна была заниматься инквизиция, которой следовало доказать и осудить заблуждения катаров.
Но и после разгрома альбигойцев служба «государственной безопасности» католического мира не осталась без дела – секты и ереси плодились с удручающей частотой, причём далеко не все из них являлись злостными и намеренными заблуждениями. Функцией инквизиции было не только и не столько наказание, сколько убеждение и возвращение заблудших в лоно церкви. Более того, судя по сохранившимся документам, примерно 80% приговоров Sanctum Officium являлись оправдательными, а из оставшихся 20% на смерть осуждались лишь 2% обвиняемых – прочие подвергались куда более лёгким наказаниям: начиная от публичного покаяния и отправки в покаянное паломничество по святым местам до тюремного заключения.
Тут следует вспомнить небезызвестный афоризм «Цель оправдывает средства», который никогда не приводится полностью. Читать эту фразу следует так: «Если цель – спасение души, то все средства для её достижения оправданы. (Точная цитата из «Духовных упражнений» И. Лойолы: «…каждый благочестивый христианин <…> должен использовать все соответствующие средства, чтобы повлиять на ближнего и привести его к познанию истины и спасению».
Впрочем, не будем забегать вперёд, лишь учтём, что у Жанны были серьёзные шансы избежать смерти, невзирая даже на тот факт, что судили её предвзятые враги. Инквизиция не могла нарушить церковные законы, в противном случае процесс был бы признан недействительным. Формально всё делалось по строгим правилам, отход от которых был чреват последствиями для самих членов трибунала. С другой стороны, регента Бедфорда устраивала только смерть «этой ведьмы», причём смерть после осуждения церковью…
Перед судом
Как мы выяснили выше, король Карл де Валуа отказался спасать Жанну по вполне очевидным политическим причинам – ему требовалось ослабление радикальной партии, стоявшей за продолжение войны любой ценой. Он не был злым или чёрствым, король – прежде всего политик, государственный деятель, а кроме того, после грандиозного успеха под Орлеаном и в долине Луары Дева Жанна фактически ничем более себя не проявила – попытка взять Париж оказалась провальной, а в Компьене она так и вообще попала в плен. Карл о Деве забыл, или сделал вид, что забыл.
Единственную попытку освободить Жанну предпринял её «странный» соратник – Жиль де Монморанси-Лаваль, барон де Ре, тот самый маршал Франции, которого десять лет спустя обвинят в совершенно жутких преступлениях и после суда казнят. Мы уже писали о том, что Жиль де Ре был человеком невероятно богатым, владел землями, превосходившими владения его непосредственного сеньора, герцога Бретонского, да и личной храбрости ему было не занимать. Имеются сведения о том, что барон де Ре собрал профессиональных наёмников и отправился к Руану, но опоздал – Жанна уже была сожжена. Якобы смерть Госпожи Надежды и стала тем переломом в его сознании, который привёл блестящего рыцаря к общеизвестному финалу – не сумев спасти Посланницу и отомстить англичанам мечом, он, разуверившись в силе добра, начал «ментальную» месть, умножая зло. Впрочем, это отдельная история, которую мы здесь рассматривать не станем.
Место пленения жанны дарк
В Минске при проведении спецоперации погиб сотрудник КГБ Белоруссии
Вулкан Кумбре-Вьеха: лава приближается к воде
Пьяный водитель повредил два автомобиля и получил тумаков от их владельцев
33 мрачных факта, о которых вы не сможете забыть
Мигрант выманил у пенсионерки полмиллиона рублей и разрыдался после задержания
Народного творчества пост
Зажигательная свадьба чуть не закончилась трагедией
Что стало с родными Павлика Морозова, убившими пионера-героя
Рация в пачке сигарет из фильма "Бриллиантовая рука"
Виды и рода войск в России
Два грузовика в одной машине: история безумного "Сиама" из Голландии
Такие милые деревенские пейзажи
10 продуктов с самым высоким содержанием питательных веществ
5 любопытных фактов о всяком разном
В Москве мужчина нёсся на моноколесе по дороге со скоростью около 60 км/ч
Водитель автобуса пожалел о том, что подъехал близко к слону
Герой дня: водитель подставил свой автомобиль и не позволил уехать пьяному дальнобойщику
"Какая солидарность? С мерзавцами?": Гарик Мартиросян - о комиках после ситуации с Мирзализаде
Какие профессии попадают под вредные условия труда
Iso Rivolta GTZ — современная классика
Как вернуть деньги за билет на самолет из-за коронавируса или если просто передумали лететь (с.
Трейлер мультфильма "Семейка Аддамс: Горящий тур" (2021)
Катер завис в воздухе, налетев на камни у Нормандских островов
Безотказный способ нарваться на неприятности
Популярные профессии, которые исчезли благодаря появлению машин
Появились подробности нападения киллера-неудачника на бизнесмена из Приморья
Мужчина в инвалидной коляске защитил своего мопса от стаи бродячих собак
Причины липкости листьев комнатных растений и профилактические меры для ее предупреждения
Nobe 500 — крошечный электрический пикап с симпатичным внешним видом 1950-х годов
10 книг о космосе, которые стоит прочесть
Какие территории принадлежат России, но находятся за ее пределами?
Костюм для митингов: впечатляющая презентанция бронеткани
Глава МВД вручил награды полицейским, обезвредившим массового убийцу в Перми
Пока Джо Байден получал третью вакцину, в США шли митинги против обязательной вакцинации
"После общения с чеченцами наши кажутся просто вафлями": экс-журналистку затравили за пост в Сети
Семантически верный вандализм
Впечатляющая трасса для игрушечных машинок
Тайная жизнь амишей
Дэйв Батиста приютил щенка, над которым жестоко издевались
Пиф-паф, ой-ой-ой, или История о том, как призер Олимпиады поохотился на зайца с пистолетом
НАСА отправило в космос спутник размером с коробку хлопьев
В Петрозаводске водитель сбил женщину, а потом заботливо помог ей подняться на ноги
Перевернувшая историю
Князя Пожарского, освободившего страну от польских оккупантов, постарались как можно дальше отодвинуть от рычагов власти. Джузеппе Гарибальди, сражавшегося за объединение и независимость Италии, едва не убили сторонники более умеренного курса.
Но особенно цинично обошлись с Жанной д ’ Aрк. Орлеанскую Деву продали в самом прямом смысле этого слова.
И тут в резиденцию дофина является девушка, объявившая ему, что «послана Небом для освобождения страны от английского господства», и попросившая войска для снятия осады Орлеана. На стороне 17-летней Жанны д ’ Арк были лишь безупречная репутация и безоговорочная уверенность в своей миссии. А также бродившая по Франции легенда, что страну может спасти появление непорочной девушки, посланной Богом.
Карл дал ей войско — наверное, больше от отчаяния, нежели из-за веры в успех. Но 8 мая 1429 года ведомые Жанной войска сняли осаду Орлеана. Затем после серии побед она провела Карла в Реймс, где традиционно короновались французские монархи, и Франция обрела законного короля. Но очень скоро Жанна стала помехой для знати, желавшей достигать результатов при помощи сделок и договоренностей. Орлеанская Дева жаждала идти вперед, сокрушать врагов, и этот ее порыв все сильнее раздражал влиятельных людей.
«Я вызываю вас на Божий суд!»
Дальнейшее известно — в ходе постановочного процесса, в рамках которого обвинения, выдвинутые в адрес Жанны, рассыпались на глазах, Орлеанская Дева все-таки согласилась отречься от ересей. Это было сделано прямым обманом — Пьер Кошон продемонстрировал ей уже подготовленный костер, после чего пообещал не только не казнить ее, но и перевести в тюрьму с лучшими условиями. За это Жанна должна была подписать бумагу, в которой она обещала подчиниться церкви и не носить более мужское платье. Девушка не умела читать, поэтому текст зачитывал священник. В результате Орлеанская Дева услышала одно, а подписала (вернее, поставила крестик) на бумаге, в которой говорилось о «полном отречении от ереси».
Нюанс заключается в том, что отречение Жанны позволяло ей избежать смертного приговора. Официально было объявлено, что она приговаривается к покаянию в вечном заточении «на хлебе страдания и воде скорби». Жанна переоделась в женское платье, и ее вернули в тюрьму.
Оставлять ее в живых никто не собирался. 28 мая 1431 года священники, пришедшие к ней в камеру, зафиксировали «повторную ересь» — она снова была одета в мужскую одежду. Это автоматически означало смертный приговор.
Проданная Жанна. Орлеанскую Деву выдали врагам за 10 000 ливров
Судьба героя, как правило, полна страданий и лишений. Причем зачастую храбрец страдает не только от козней врагов, но и от интриг тех, на чьей стороне сражается.
Читайте также: