Место основания удинского острога
14 августа 1666 г. селенгинские казаки из отряда пятидесятника Г. Ловцова поставили Удинское ясачное зимовье.
В 1689 г. началось строительство Удинского города. Он представлял из себя в плане четырехугольник площадью около 0,55 га, периметр стен равнялся около 300 м. Со стороны р. Уды стояла острожная стена, с остальных трех — городни. Высота стен достигала около 4 м, острожной стены со стороны р. Уды — 3 м. По углам стояли четырехугольные башни, проезжая восьмиугольная башня возвышалась в острожной стене со стороны р. Уды. Отсюда шли также тайники к воде. К западной стене, выходящей на р. Селенгу, был пристроен полукругом острог. Периметр его был около 1900 м. Здесь находился посад площадью около 54 га. На посаде размещалась часовня Спаса. Город и острог сообщались между собой воротами. На посаде находилось около 100 домов. В городе — двор приказчика и приказная изба. Угловые башни были высотой около 7 м, высота проезжей башни — около 10 м. Именно такой Верхнеудинский город изображен на чертеже С. У. Ремезова.
В первой половине XVIII в. на горе еще сохранился город с угловыми глухими башнями; проезжая башня была перестроена тогда под церковь. Вокруг посада сохранился также острог.
Вначале в зимовье посылалось по 15—20 казаков. В 1690 г. Верхнеудинский острог стал административным центром западного Забайкалья. В конце XVII в. сюда были сосланы московские стрельцы, «бунтовавшие» против Петра I; участники восстаний 1682 и 1698 гг.
В 1701 г. в Верхнеудинске проживало уже около 300 человек мужского пола. В 1732 г. на посаде было около 128 частных домов. В 1783 г. Верхнеудинский острог стал уездным городом Иркутского наместничества. К 1790 г. город занимал территорию длиной около 480, а шириной около 400 саженей. Вся частная застройка в основном располагалась на территории бывшего посада-острога. В городе было 3 церкви, одна из них каменная, построенная в 1775 г., 110 дворов. Проживало в нем 4706 человек. Ежегодно здесь проходили две ярмарки, на которые съезжалось около 780 торговцев. В 1790 г. город получил герб: в рамке губернского герба в нижней половине щита на золотом фоне были изображены жезл Меркурия и рог изобилия «в знак того, что в сем городе производится знатный торг и условия о торге».
Верхнеудинск занимал выгодное стратегическое и торгово-промышленное положение. Его называли воротами, ключами к Даурии: именно здесь расходились дороги, идущие в Селенгинск, а затем в Монголию, в Нерчинск, к китайской границе. Поэтому удинские служилые люди получали большие выгоды от торговли с Монголией и Китаем, от сопровождения и охраны купеческих караванов в эти страны. Развивалось также хлебопашество, домашнее скотоводство, огородничество, рыболовство, пушной промысел. В конце XVII — начале XVIII вв. стало развиваться ремесло. Между реками Удой и Хилком было найдено железо, которое плавили в Удинске. Железо и товары из него шли не только на местный рынок, но и вывозились в Иркутск и др.
Крупнейшим событием в Забайкалье явился «бунт забайкальских казаков» 1696 г., во время которого восставшие устранили царскую администрацию, выбрали свои органы казачьего самоуправления и даже предприняли поход и осаду Иркутска. Руководителями этого «бунта» и инициаторами были именно верхне-удинские казаки, а их пятидесятник Максим Березовский стал главным атаманом восставших. Верхнеудинские казаки участвовали и в другом событии XVII в.: они были связаны с нерчинскими казаками, составившими в 1699 г. «заговор» для физического устранения нерчинского воеводы и служилой верхушки: дворян и сынов боярских — и бегства в Даурию «за землей и волей».
Ныне Улан-Удэ — город, столица Бурятской АССР. Расположен на р. Селенге при впадении в нее р. Уды. Крупный экономический, транспортный и культурный центр Забайкалья. Население — 300 370 человек (1979 г.). Один из красивых городов РСФСР.
Место основания удинского острога
Удинский острог.
Удинский острог (ныне г. Улан-Удэ республики Бурятия) был основан в октябре г. возле устья впадающей в р. Селенгу р. Уда. Долгое время датой его основания считали 1666 г. Однако сравнительно недавно известный исследователь градостроительства в Забайкалье Л.К. Минерт убедительно доказал ошибочность такой датировки. Как известно, единственным источником, сообщающим о том, что "ясачное зимовье на усть Уды реки" поставлено, является отписка казачьего десятника Осипа Васильева енисейскому воеводе В.Е. Голохвастову из Селенгинского острога. В ней фигурируют две даты: 30 сентября 1665 г. и 27 апреля 1665 г. Ввиду этого Л.К. Минерт совершенно справедливо полагает, что к устью р. Уды, которую отделяют от Селенгинского острога 109 км, казаки отправились по р. Селенге до наступления ледостава. Обычно Селенга замерзала возле Верхнеудинска, как он назывался до переименования, около 26 октября, поэтому наиболее вероятным временем сооружения зимовья является середина октября.
16 ноября 1675 г. мимо устья р. Уды проследовал направляющийся в Китай русский посол Н.Г. Спафарий, отметивший наличие там казачьего зимовья и то, что "подле реки Уды мочно и острог ставить и суды делать и места хлебородного сыскать мочно".
В 80-х годах XVII в. Удинское зимовье называется в официальной переписке уже острогом, что свидетельствует о несомненном расширении и усилении его укреплений. В это время он подчинялся селенгинскому приказчику и в него на годовую службу присылались из Селенгинского острога по 20 казаков. Однако его роль как перевалочного пункта на пути из Восточного Забайкалья и Приамурья к Байкалу настолько возрастает, что в 1684 г. енисейский воевода, князь К.О. Щербатов получил из Сибирского приказа указание выяснить, не следует ли перевести основную массу служилых людей и приказчика из Селенгинского острога в Удинский и переподчинить первый из них второму. При расспросе служилые люди сказали, что "мимо Удинской острог в Даурские и из Даурских острогов с казнами великих государей и со всякими делы, и служилым и торговым и промышленным и всяким людем проезд бывает болшой, и в казну великих государей в том Удинском остроге пошлины сбираются; и за тем де Удинским острогом жить служилым и ясашным людем и пашенным крестьяном от приходу воинских людей впредь будет безстрашно и сберегательно, потому что де тот Удинской острог стоит в болшой крепости, меж Селенгой и Удой реками, в боровом лесном месте, и степи де подле Селенгу реку к Удинскому острогу подошли узкие, и пашенные крестьяне поселены и ясашные иноземцы живут от Удинского острогу в ближных местех". Иначе охарактеризовали они Селенгинский острог, где, по их мнению, "служилым людем жить для того, что тот де Селенгинской острог стоит на степи по край Мугальской земли, и тем де служилым людем быть в том Селенгинском остроге для страсти Мугальским людем, и для всяких вестей и степных караулов, и простронения вдаль государских людей". Тем не менее, все опрошенные справедливо опасались, как бы "от того бы де в Мугальских людех какой шатости и Селенгинскому острогу от тех Мугальских людей какого дурна и разоренья не учинилось. Боязнь ослабить пограничный Селенгинск взяла верх, и все тогда осталось по-прежнему. Тем не менее, Удинский острог становится центром, куда поступает из-за Байкала хлеб для выплаты жалованья служилым людям Нерчинского и Албазинского воеводств, за которым каждую осень из Нерчинска посылался специальный караван.
Особое значение острог приобрел в ходе событий, предшествовавших заключению 29 августа 1689 г. русско-китайского мирного договора в Нерчинске. Глава русского посольства Ф.А. Головин прибыл в Удинский острог 10 сентября 1687 г. Двум из трех сопровождавших его полков московских стрельцов во главе с полковниками Павлом Грабовым и Антоном фон Шмаленбергом, он приказал строить избы и готовиться к зимовке, а полк под командованием Федора Скрипицина отправил в Ильинскую слободу, поскольку "в Удинском остроге дворов и зимовей было малое число и стоять всем полком для тесноты было негде". Хлебные запасы в Удинск в это время доставлялись торговым гостем Ф. Ушаковым, который обязался по заключенному в Москве в конце 1685 г. подряду поставить из Иркутска в Удинск по 3000 пудов хлеба ежегодно в течение трех лет по цене 6 алтын за пуд. Для доставки 1200 пудов хлеба дальше за волок на Читинское плотбище Ф.А. Головин подрядил торговых людей Удинского острога, которым платили по 25 коп. за каждый перевезенный пуд.
12 июня 1688 г. посланник монгольского геген-кутухты Болдан Удзин сообщил Ф.А. Головину о том, что к Селенгинску с большим войском направляются китайские послы. Ввиду этого посол приказал срочно укрепить Удинский острог. Силами московских стрельцов был возведен деревянный город, квадратный в плане, размерами 49x49 м. Городни или срубы, из которых состояли стены, имели высоту 6,4 м и ширину на уровне облама (верхняя выступающая часть стены) - 2,5 м. Кроме того, был сооружен деревянный шестиугольный раскат для стрельбы из пушек в любом направлении. Он имел ширину 12,8 м и высоту - 8,5. Внутри города был построен также пороховой погреб, а над ним - амбар. Вокруг города и слобод был возведен также тройной ряд надолб (острог в виде тына из невысоких бревен. - А.А.) периметром 660 м. По-видимому, внешний облик именно этих укреплений изобразил в своей "Чертежной книге Сибири. " 1701 г. С.У. Ремезов. Отписка Ф.А. Головина в Сибирский приказ о произведенных строительных работах была доставлена в Москву 9 декабря 1688 г. 12 декабря на ней была сделана помета: "По указу великих государей боярин, князь Иван Борисович Репин приказал послать великих государей грамоту к окольничему и воеводе к Федору Алексеевичу Головину за то городовое строение с похвалою". Для снабжения города водой была сделана попытка провести из города потайной ход к р. Уде, следы которого были обнаружены в 1896 г., но из-за твердости материковой скалы холма она не удалась.
В феврале 1690 г. Ф.А. Головин, покидая Забайкалье, оставил в Удинске 835 служилых людей. Указ об увеличении гарнизона Удинска до 1000 человек он получил еще в начале августа 1689 г., но исполнить его "за малолюдством в даурских и байкаловских острогах" смог лишь частично.
19 марта 1693 г. в Удинск прибыло русское посольство в Китай во главе с Избрантом Идесом. Согласно его описанию, острог стоял на высокой горе, но большая часть его населения жила у подножия горы. В городе находился большой гарнизон казаков, поскольку "город Удинск считается воротами в Даурию, летом сюда очень часто являются монголы и уводят с пастбищ возле города лошадей. Для земледелия эта область малопригодна, так как она очень гориста. Но здесь много огородов, где выращивают капусту, репу, морковь и т.д.".
В 1696 г. в Удинске была возведена церковь Всемилостливого Спаса.
В 1696 - 1699 гг. Удинск вместе с Селенгинском, а также Ильинским и Кабанским острожками стал ареной социальных столкновений служилых людей с притеснявшей их администрацией. В ходе этих событий приказчик острога, сын героя обороны Албазина Андрей Афанасьевич Бейтон был арестован восставшими. Претензии к нему, так же как и к иркутскому воеводе А.Т. Савелову, были вызваны ростом цен на хлеб, который они скупали для винокурения, что больно ударяло прежде всего по служилому сословию, наименее связанному с земледелием.
В 1697 г. Удинск фигурирует в "Книге именуемой окладная" по-видимому, приказная администрация не оставила планов перевода его в разряд городов, поскольку это единственный острог, описанный в ней наряду с 19 официальными городами Сибири. Согласно "Окладной книге", он был "ведом в ыркутцкой". Единственное, что выделяло его из числа многочисленных подобных ему острогов и уравнивало с городами, так это наличие в нем 340 служилых людей, оставшихся там со времен пребывания посольства во главе с Ф.А. Головиным. Об этом косвенно свидетельствует и текст "Окладной книги": "А тот Удинской острог поставлен во 7174 (1666. - А.А.) году от приходу воинских калмыцких и мунгальских людей как ходил с ратными людми околничий Федор Алексеевич Головин".
В "Ведомости сибирских городов" 1701 г. Удинский острог перечислен среди присудных острогов Иркутского уезда. Однако, согласно исследованию Г.А. Леонтьевой, денежные и хлебные сметы присудных острогов в составе иркутской сметы 1699 г. зафиксировали приход и расход за 1694 г. Согласно "Ведомости", с посадских людей оброк тогда собрать не удалось. Наибольший же доход - 732 руб. - принесла продажа вина, в то время как общая сумма сборов составила 737 руб. 3 алтына 2 деньги.
В январе 1700 г. селенгинский приказчик А. Москвитинов доложил иркутскому воеводе И.Ф. Николеву о том, что удинские служилые люди ездят с русскими товарами в степь к китайским подданным и в монгольские улусы, где покупают китайские товары и рогатый скот. Обратно они возвращаются окольными путями, минуя Селенгинск, и не уплачивают соответствующей пошлины. Ввиду этого А. Москвитинов просил соответствующих указаний. Между тем, еще в ноябре 1699 г. в Селенгинский, Удинский и Нерчинский остроги было послано распоряжение зачесть служилым людям статьи Нерчинского договора 1689 г. и учинить "крепкий и жестокий заказ, чтобы они впредь в сторону китайского богдыхана на соболиные и на иные никакие промыслы отнюдь не ходили и ссор и задоров не чинили, чтоб посольским договорным статьям нарушения не было". В Удинске и Нерчинске статьи договора были зачтены, а в Селенгинской приказной избе их не оказалось. Только этим можно объяснить, что селенгинского приказчика волновала неуплата пошлины, а не сам факт несанкционированных властями поездок за рубеж и торговли там.
12 августа 1716 г. в Удинске останавливался на пути в Китай Л. Ланг. В своем дневнике он написал, что "крепость расположена на высокой горе и построена из дерева в виде треугольника". Именно такой - треугольной -изображена она на плане острога, снятом в 1727 г. М. Зиновьевым, одним из геодезистов, командированных в распоряжение русского посла, графа С.Л. Владиславича-Рагузинского в Забайкалье, который сдал его 9 декабря 1729 г. в Коллегию иностранных дел. На этом плане Удинска помимо пятибашенного острога, возведенного в 1688 г. Ф.А. Головиным, изображен примыкающий к нему с запада, расположенный на низменной террасе новый острог. Он был окружен палисадной стеной с рогатками. Восточная стена нового острога включала западную стену старого города и имела общую длину около 420 м. Северная стена имела протяженность около 870 м и западная - около 800 м. Территория нового острога имела плотную квартальную застройку. В западной части города находилась Спасская церковь, а в восточной - Одигитриевский собор.
По ведомости 1724 г. в Удинском остроге находилось на службе 9 детей боярских и 186 сотников, пятидесятников и рядовых казаков, а в местной канцелярии -надсмотрщик, писарь и один фискал.
В 1775 г. после учреждения в Сибири второй губернии - Иркутской - Удинск становится центром Удинской провинции, в которую входили Удинский, Селенгинский, Баргузинский и Нерчинский уезды. В это время в нем проживало 205 разночинцев и дворян, шесть цеховых ремесленников и 60 посадских.
В 1780 г. в Удинске были учреждены две ежегодные ярмарки: одна с 15 февраля по 15 марта, и с 15 июня по 15 июля другая, на которые, как сообщалось в "Описании Иркутского наместничества" 1792 г., "приезжают разных российских городов купцы и мещане и торгуются разными российскими, немецкими и китайскими товарами".
В 1790 г. в Удинске, в числе первых российских городов, было открыто народное училище.
Согласно описанию Удинска 1792 г., которое дополняет план 1798 г. город имел форму прямоугольного треугольника с малыми сторонами 480 и 400 саженей (1022x852 м) и гипотенузой в качестве р. Уды. Он делился на две части: городовую и слободскую. Первую часть составляла деревянная крепость с башнями, в которой находились пороховой погреб, артиллерийский склад и гауптвахта. Во второй части находились пять провиантских магазинов, канцелярия, казармы, винный подвал, питейные дома, торговые лавки, богадельня, четыре дома для администрации и 110 обывательских, а также две деревянные и одна каменная церкви. Население города, за исключением служащих, состояло из 2455 купцов и мещан мужского пола и 2251 женщин. Основным занятием жителей была торговля, ремесленников было очень мало. Съестные припасы горожане покупали у крестьян окрестных деревень и только овощи выращивали сами.
В 1811г. стены Удинска настолько обветшали, что их вынуждены были снести.
Вспроизводится с сокращениями по книге:
А.Р. Артемьев Города и остроги Забайкалья и Приамурья во второй половине XVII - XVIII вв. Владивосток. 1999.
Место основания удинского острога
1 До 1700 г. летоисчисление на Руси шло от сотворения мира, а новый год начинался 1 сентября (с 1492 г.). В 1699 г. по решению Петра I перешли на юлианский календарь, с 1700 г. новый год начинался 1 января. Разница при переводе с одного летоисчисления на другое составила 5 508 лет. Когда же упоминаются месяцы сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, необходимо отнимать 5 509 лет. Разница по юлианскому и григорианскому календарям (на григорианский Россия перешла в 1918 г.) с 1582 по 1700 г. составляла 10 дней (сейчас 13 дней). В дальнейшем при переводе дат с одного летоисчисления на другое стала возникать путаница. В основном авторы более поздних работ, не утруждая себя изучением архивных документов, ссылаются на уже опубликованные труды и повторяют ошибки предшественников.
2 Эти документы опубликованы также в следующих изданиях: Дополнения к актам историческим. СПб., 1853. Т. 5. С. 50 – 55; Высочайше учрежденная под председательством статс-секретаря Куломзина комиссия для исследования землевладения и землепользования в Забайкальской области. Материалы. Вып. 5: Исторические сведения. СПб., 1898. Приложение № 7; Сборник документов по истории Бурятии. XVII век. Улан-Удэ, 1960. Вып. 1. С. 226 – 233.
3 СПбф АРАН. Ф. 21. Оп. 4. Д. 23. № 102. Л. 145 об.
4 Там же.
5 Там же. № 107. Л. 150 об.
6 СПбф АРАН. Ф. 21. Оп. 4. Д. 23. № 102. Л. 14 6.
7 Там же. Л. 145 об.
8 Там же. Л. 14 6.
9 Там же.
10 Там же. № 101. Л. 143.
11 Там же. № 101. 143 об.
12 Там же.
13 Там же. № 107. Л. 150 – 151 об.
14 СПбф АРАН. Ф. 21. Оп. 4. Д. 23. № 101. Л. 143 об.
15 РГАДА. Ф. 1121. Оп. 2. Д. 91. Л. 1.
16 СПбф АРАН. Ф. 21, Оп 4. Д. 24. № 28. Л. 63.
17 Там же.
18 СПбф АРАН. Ф. 21. Оп. 4. Д. 24. Л. 281 – 281 об., 283 об. – 288.
Александров В.А. Россия на дальневосточных рубежах (вторая половина XVII в.). Хабаровск, 1984. 271 с.
Артемьев А.Р. Города и остроги Забайкалья и Приамурья во второй половине XVII – XVIII вв. Владивосток, 1999. 336 с.
Высочайше учрежденная под председательством статс-секретаря Куломзина комиссия для исследования землевладения и землепользования в Забайкальской области. Материалы. СПб., 1898. Вып. 5: Исторические сведения. С. 4 (Приложение № 7).
Гирченко В. Основание и начальная история г. Верхнеудинска // Жизнь Бурятии. 1925. № 9 – 12. С. 110 – 117.
История Бурят-Монгольской АССР. 2-е изд., испр., доп. Улан-Удэ, 1954. 496 с.
Кудрявцев Ф.А. История бурят-монгольского народа. М.; Л., 1940. 242 с.
Минерт Л.К. Памятники начального этапа градостроительства в Бурятии // Памятники истории, археологии и архитектуры Сибири. Новосибирск, 1989. С. 80 – 107.
Резун Д.Я., Васильевский Р.С. Летопись сибирских городов. Новосибирск: Кн. изд-во, 1989. 304 с.
Спафарий Н. Путешествие чрез Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китая русского посланника Николая Спафария в 1675 г. // Зап. РГО по отд. этнографии. СПб., 1882. Т. 10, вып. 1. 214 с.
Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири / Сост. И. Щеглов. Иркутск , 1883. 779 с .
Воспроизводится по:
Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2013. Том 12, выпуск 1: История, с.27 – 30.
Раскопки расскажут, как оборонялись основатели Удинского острога
Захоронения людей, обнаруженные этим летом на месте острога в основании Улан-Удэ.
Результаты археологических раскопок на горе Батарейная должны пролить свет в вопросе основания столицы Бурятии.
Раскопки на горе Батарейной в Улан-Удэ длились с июля по начало сентября, за это время обнаружены оборонительные стены, остатки угловой башни, могильные захоронения, предметы быта, монеты. Найденные во время археологических раскопок на месте основания 350-летнего Улан-Удэ сооружения и утварь прольют свет на образ жизни первых поселенцев Удинского острога. Об этом ТАСС сообщил научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН Денис Миягашев."Раскопки на горе Батарейной длились с июля по начало сентября. За это время мы обнаружили там оборонительные стены, остатки угловой башни, могильные захоронения, предметы быта, монеты", - пояснил он.
По словам эксперта, в результате проведенных работ ученым удалось четко зафиксировать и задокументировать, каким именно было оборонительное сооружение Удинского острога. Это важно с учетом того, что в архивных данных есть разночтения.
В частности, установлено, что оборонительные стены представляли собой тарасы: сооружения, возводившиеся из бревен и камней, с прорезями, они могли использоваться для ведения нижнего боя. "В целом площадь раскопок составила 210 - 214 кв метров, глубина - около метра", - отметил собеседник.
Он также сообщил, что помимо оборонительных сооружений были обнаружены три захоронения: "В первом погребены четверо человек - члены одной семьи: мужчина, женщина, девушка и ребенок. Во втором были останки мужчины с ярко выраженными европеоидными чертами и женщины монголоидной расы, в третьей могиле обнаружены только лишь останки нижних конечностей", - уточнил Миягашев, отметив, что все погребения совершены по православному обряду.
"Определить их датировку вот так сразу сложно, так как в них не было обнаружено сопроводительного инвентаря", - добавил ученый.
Все найденное на месте раскопок будет исследоваться сотрудниками Бурятского научного центра СО РАН, в результате появится больше подробностей об образе жизни первых поселенцев будущей столицы Бурятии. Эксперт уверен, что находки имеют большое историческое значение.
В следующем году раскопки на горе Батарейной планируется продолжить. После их завершения здесь будет заложен памятник основанию города, для жителей и гостей города обустроят сквер, смотровые площадки.
Считается, что будущая столица Бурятии была заложена в 1666 году, когда казачий отряд под руководством Гаврилы Ловцова поставил на высоком берегу в устье реки Уда избу для сбора подати (ясака) с местного населения. Через четыре года по решению правительства в Москве Удинское казачье зимовье было преобразовано в острог – административный и военный центр Забайкалья. Сейчас в Улан-Удэ живут около 420 тыс. человек.
Краткая история вопроса
Прежде немного о более чем двухвековой истории обозначения историками в печатных изданиях разных дат основания и основателей Селенгинска и Удинска, в общей начальной истории неразрывно связанных.
Возможно, самые первые конкретные сведения о датах основания и основателях забайкальских Селенгинска и Удинска опубликует в 1838 году известный сибирский историк П.А. Словцов (1767-1843) в первом издании «Исторического обозрения Сибири»: «Почти достоверно, что Селенгинск, с 1666 г. существующий, застроен командою ос. Иргенского, спустившеюся по Хилку; что этот новый замок (. ) поставил в 1668 г. ос. Удинской, опирающийся на Селенгинске». И в сноске: «Нигде, к сожалению, не замечено, в чем состояло енисейскаго начальства содействие возведению Удинскаго и Селенгинскаго острогов? Поэтому желал я взглянуть в Енисейскую летопись». Знаменитый историк, как видно, не обладал документальными подтверждениями, но называя даты по Селенгинску и Удинску, верно судил об основании второго от первого.
В 1883 году сибирский историк И.В. Щеглов в своём «Хронологическом перечне важнейших данных из истории Сибири» назовёт даты: «1649. Основание Верхнеудинского острога» (. ). 1666. Основан Селенгинск - острогом». Щеглов называет в принципе противоречащие друг другу даты по Удинску и Селенгинску, хронологически и организационно неразрывно связанные.
Очень показательны для критического отношения к сведениям прежних авторов, как и своим собственным, оказавшимся неточными, исторические труды ещё одного известного в прошлом историка Сибири В.К. Андриевича. В своих ранних работах - «Пособии для написания истории Забайкалья» (1885 г.) и «Кратком очерке истории Забайкалья» (1887 г.) - он пишет: «Толбузин (. ) распорядился постройкой Селенгинского острога в 1666 году; построен в 1668 году острог Удинский (Верхнеудинский)». В этих же работах Андриевич убедительно доказывает несостоятельность названной Щегловым даты основания «Удинского острога» в 1649 году. Но в главном своём труде «История Сибири» (1889 г.) он уже не пишет, что именно нерчинский воевода Ларион Толбузин распорядился постройкой Селенгинского острога, вместо этого читаем: «Селенгинский острог выстроен в 1666 году (. ). По документу, хранящемуся в московском архиве государственной коллегии иностранных дел, в книге под №9» на стр. 3 записано: «Про Селенгинский острог тамошние казаки, в 7181 году (1673) в Москву с мунгальскими посланцами приезжавшие, сказали: ставили-де они тот острог, отобрався из Енисейска 80 человек собою, без воеводского ведома, тому ныне 9-й год». Стало быть, казаки ставили острог в 1665 году». Здесь весьма важно обратить внимание на то, что приведенные Андриевичем архивные данные об основании Селенгинского острога именно в 1665 году стали первой публикацией этой даты.
В монографии 1916 года историка А.П. Васильева «Забайкальские казаки» уточненные и дополненные именами непосредственных деятелей сведения об основании Селенгинска начинаются прямо с подзаголовка «Основание Селенгинска десятниками казачьими Осипом Васильевым и Гавриилом Ловцовым в 1665 г.». Затем следуют строки этого раздела: «В 1665 году в бытность в Баргузинском остроге приказчиком стрелецкаго головы Перваго Самойлова десятники казачьи Осип Васильев и Гавриил Ловцов (. ) подали Самойлову челобитную, прося разрешения привести под государеву руку изменников бурят, отъехавших из Балаганска, живших теперь на Чикое, и поставить среди их кочевьев острог на реке Селенге, при устье Чикоя. (. ). Здесь 27 сентября 1665 года, выбрав угоже место в монгольской земле, новый острог поставили и назвали его Селенгинским». В отношении основания Удинска автор ограничился только одним упоминанием об «Удинском зимовье (при устье Уды)». Не отмеченной ещё большой заслугой забайкальского историка Васильева является самая первая публикация им, со ссылкой на документальные архивные источники, имен отцов-основателей Селенгинского острога (следовательно, и Удинска), до того не называвшихся в печатных изданиях.
Зачинателями-энтузиастами современного составления истории Прибайкалья, в том числе и «биографии» Верхнеудинска, были видные научные и общественные деятели Восточной Сибири: историк и этнограф Н.Н. Козьмин; историк, краевед, знаток местных архивов В.П. Гирченко и известный бурятский историк и этнограф М.Н. Богданов.
По дате основания Верхнеудинска первым из них выскажется Гирченко, который в 1922 году в историческом очерке «Прибайкалье» без ссылки на источники напишет: «В 1665 году был основан вблизи впадения р. Чикоя в Селенгу острог Селенгинский. Через год [т.е. в 1666 г. - Э.Д.] при впадении в Селенгу реки Уды для сбора ясака с окрестных тунгусов было поставлено Удинское зимовье, превратившееся впоследствии в гор. Верхнеудинск».
Козьмину же принадлежит, очевидно, самая первая в современном местном краеведении специальная работа по истории Верхнеудинска, опубликованная в 1925 году под названием «Очерки гор. Верхнеудинска». В ней Козьмин, поместив дату по Щеглову, тут же дезавуирует её бесспорным историческим фактом: «Основание Удинского острога относят к 1649 году, но интересно то обстоятельство, что Спафарий, дважды проехавший в 1675 году то место, где должно быть Удинскому острогу, не упоминает о нём совершенно. (. ). Едва ли Спафарий мог пропустить Удинский острог, если бы он существовал».
Большой исторический очерк Гирченко «Основание и начальная история города Верхнеудинска» тоже вышел в 1925 году. В нём Гирченко, ссылаясь на печатные источники, отмечает: «В «отписке», составленной 30 сентября 1665 года, казачий десятник Васильев донёс енисейскому воеводе о том, что служилые люди . выбрав угоже место в мунгальской земле, на Селенге реке. острог новый поставили»; «а иноземцев к новому Селенгинскому острогу», - сообщал тот же Васильев в другой отписке, датированной 14 августа 1666 года, - «было призвано: в ясашный платеж коленкурского рода иноземцев тунгусских людей 25 человек. а для тех новых призывных иноземцев поставлено ясачное зимовье на устье Уды реки». Гирченко, подтверждая обоснованность сомнений Козьмина, закроет вопрос о 1649-м, заключив свой хронологический анализ словами: «Датирование основания Удинска 1649 годом также противоречит вышеприведенным данным». Но, как укажет потом исследователь градостроения и памятников Забайкалья, автор книги «Архитектура Улан-Удэ» Л.К. Минерт (1983г.), он сам ошибётся, датируя цитируемые им строки отписки Васильева 14 августа 1666 года, вместо указанного в документе 27 апреля 1666 года.
В 1926 году в «Очерках истории бурят-монгольского народа» историка и этнографа М.Н. Богданова (введение Н.Н. Козьмина), на той же документальной основе, будет обозначена дата основания Селенгинского острога - 1665 год и назван один из его основателей - «казачей десятник Осип Васильев».
В последующие советские годы историк Е.М. Залкинд (в 1949 г.) напишет: «В 60-е годы (. ) строятся несколько острогов, крупнейшими из которых были основанные в 1666 г. Селенгинский и Удинский». В отношении Селенгинского острога Залкинд позже, в монографии 1958 г. «Присоединение Бурятии к России», уточнит: «Постоянные сношения с Кукан-ханом завязались после постройки в 1665 году в устье Чикоя Селенгинского острога». Автор обозначит и «строителя острога Гр. Ловцова», неверно называя его Григорием, по документам же он Гаврила.
В «Хронологии», приложенной к «Истории Бурят-Монгольской АССР», изданной в 1951 году, основание Селенгинска и Удинска отнесено к 1666 году.
Видимо, следуя этой хронологии, в отношении Удинска эту же дату повторят в своих книгах об Улан-Удэ историки Ф.М. Шулунов - в 1955 -м, Ц.Ц. Дондуков - в 1961 -м, оба не называя его основателей.
В 1966 году историк Н.В. Ким в «Очерках истории Улан-Удэ» напишет: «В 1666 году казаки Селенгинского острога, спустившись вниз по Селенге, дошли до устья Уды и заложили здесь небольшое казачье зимовье (Удинское). (. ). В августе 1666 года в одном из своих донесений в Сибирский приказ служилые люди писали по этому поводу: «А для тех. призовых иноземцев поставлено. зимовье на устье Уды реки». А в очерке же 1976 года «Удинский острог» Ким конкретизирует дату и назовёт одного из основателей: «Улан-Удэ ведёт начало от небольшого казачьего зимовья, построенного в 1666 году служилым человеком Осипом Васильевым «сотоварищи», которые годом раньше основали Селенгинский острог». Как видим, Ким тоже ошибается относительно даты отписки (не в августе 1666 г., а 27 апреля).
Самый серьёзный хронологический анализ проведёт уже упомянутый исследователь Л.К. Минерт, который в уникальной монографии 1983 года - «Памятнике архитектуры Бурятии» - по дате напишет: «Г. Улан-Удэ (б. Верхнеудинск) основан на рубеже 1665-1666 гг.». В названной выше книге он рассмотрит этот вопрос подробно: «Хотя время строительства зимовья в документах не указано, но оно довольно точно определяется временем между двумя донесениями (отписками) Осипа Васильева, т. е. 30 сентября 1665 г. и 27 апреля 1666 г. Принято считать годом основания г. Верхнеудинска (Улан-Удэ) 1666 г. Как видно из сказанного, строительство зимовья осуществлялось или в последних месяцах 1665 г., или в самом начале (январь, февраль) 1666 г. При этом более вероятным представляется октябрь 1665 г., до ледостава Селенги».
Позже поддержит мнение Минерта дальневосточный историк А.А. Артемьев в монографии 1999 года «Города и остроги Забайкалья и Приамурья во второй половине ХУ11-ХУ111 вв.».
В статье 1991 года «И зимовье казачье построили» и в книге 1995 года «Удинский острог» краевед Алексей Тиваненко пишет: «Хотя Осип Васильев пишет, что приступил к строительству нового острога [Селенгинского - авт.] 27 сентября 1665 г., - это маловероятно». Уже одни эти строки не могут вызвать доверия к автору по причине, что в соответствующих отписках Васильева отсутствует слово «приступил», а однозначно обозначено - «острог новый поставили», также писал царю, по отпискам Васильева, и енисейский воевода. И ещё: вполне нормальным, весьма здравым, к тому же грамотным человеком, казачьим десятником, бесстрашным первопроходцем, совмещавшим здесь обязанности приказного и толмача, был один из них - основателей Селенгинска и Удинска - Осип Васильев. И не подлежит сомнению, что он в полной мере отвечал за свои действия и отписки перед «товарыщи», воеводой и царем.
В весьма информативной книге 1993 года историка С.В. Евдокимовой «Очерки истории городов Забайкалья ХУ11-ХУ111 вв.» в отношении основания Селенгинского острога названы ставшие уже документально бесспорными сведения: дата - «27 сентября 1665 г.», основатели - «пятидесятник Григорий [Гаврила - Э.Д.] Ловцов и десятник Осип Васильев». Но о времени возникновения Верхнеудинска историк пишет, что служилые люди «под руководством Гаврилы Ловцова, «приискивая» новые земли, дошли до устья реки Уды (. ) 14 августа 1666 года [в источнике, как уточнил Л.К. Минерт, 27 апреля - Э.Д.] поставили зимовье». Правда, далее, время основания зимовья определено автором более осторожно: «Будет правильно считать, что к осени 1666 года зимовье уже существовало».
Подводя некоторый итог по этому выборочному перечню, можно сказать, что датой основания Селенгинска в прошлом назывались 1668 и 1666 годы, а Удинска - 1649, 1666 и 1668 -й. Первым, кто в 1889 году назовет 1665 -й годом основания Селенгинского острога, был историк В.К. Андриевич, а первым, кто, указав на ошибку В.П. Гирченко (повторявшуюся потом) при датировании одной из отписок (не август 1666 г., а 27 апреля), в 1983 году документально усомнился в общепринятом сегодня 1666 годе основания Удинска-Верхнеудинска (Улан-Удэ) был исследователь Л.К. Минерт. Ну, а первым, кто в 1916 году, со ссылкой на документальные архивные источники, обозначит имена отцов-основателей Селенгинского острога (следовательно и Удинска), до того не называвшихся в печатных изданиях, был историк забайкальский А.П. Васильев.
Теперь уже можно перейти к недавно обнаруженному мною древнему акту, который однозначно подводит черту под столь длительной разноголосицей мнений относительно даты основания современной столицы Бурятии - города Улан-Удэ (Удинска-Верхнеудинска).
Документ этот, не введённая ещё в наш местный историко-краеведческий оборот «Отписка енисейских казаков О. Васильева с товарищами в Сибирский приказ о постройке Селенгинского острога, о монгольских послах и Китайском государстве», датируемая «1666 г. не ранее марта 26», - «временем написания списка с договорной челобитной (ЦГАДА, ф. Монгольские дела, оп.1, 1666 г., д. №2, л.14)». Она приведена в сборнике документов «Русско-монгольские отношения. 1654-1685», опубликованном в 1996 году.
Улан-Удэ основан раньше официальной даты, считает краевед Эдуард Дёмин
Накануне предстоящего 350-летия столицы Бурятии - города Улан-Удэ (Удинска-Верхнеудинска) появилась документальная возможность усомниться в правильности общепризнанной сегодня даты его основания - 1666 год. Дате принятой, так сказать, по умолчанию, но документально точно так и не подтверждённой, пишет известный бурятский краеведе Эдуард Дёмин, в своей статье в газете «Бурятия».
Место основания города
Место основания города – Удинского зимовья - Верхнеудинского острога, г. Удинска, г.Верхнеудинска – ныне г. Улан-Удэ, столицы Республики Бурятия - расположено на высоком берегу реки Уды, вблизи ее впадения в р. Селенгу, у начала проспекта Победы. Именно здесь в 1666 году был основано Удинское зимовье, вокруг которого и вырос город Верхнеудинск. Об этих событиях свидетельствует мемориальный камень и два православных креста.
14 августа 1666 г. селенгинские казаки из отряда пятидесятника Гаврилы Ловцова поставили Удинское зимовье.
В 1689 г. началось строительство Удинского города. Он представлял из себя в плане четырехугольник, площадью около 0,55 га, периметр стен около 300 м. Со стороны р. Уды стояла острожная стена, с остальных трех – городни. Высота стен около 4 м, острожной стены – 3 м, по углам стояли четырехугольные башни, проезжая восьмиугольная башня возвышалась в острожной стене со стороны р. Уды. Отсюда шли также тайники к воде. К западной стене, выходившей на р. Селенгу, был пристроен полукругом острог. Периметр около 1900 м. Здесь находился посад, площадью около 54 га. На посаде размещалась часовня Спаса. Город и острог сообщались между собой воротами. На посаде находилось около 100 домов. В городе – двор приказчика и приказная изба. Угловые башни – 7 м высотой, высота проезжей башни 10 м. Именно таким изображался Верхнеудинский город на чертеже Ремезова.
Верхнеудинские казаки явились руководителями и инициаторами крупнейшего в Забайкалье бунта «забайкальских казаков» 1696 г. Их атаман Максим Березовский стал главным атаманом восставших. Они также были связаны с Нерчинским заговором казаков 1699 г. против нерчинского воеводы, его убийством и бегством в Даурию за «землей и волей».
В начале в зимовье посылалось по 15-20 казаков. В 1690 г. Верхнеудинский острог стал административным центром Западного Забайкалья. В конце 17 в. сюда были сосланы московские стрельцы, бунтовавшие против Петра I, участники восстаний 1682 и 1698 гг.
В 1701 г. в Верхнеудинске проживало около 300 человек мужского пола.
В 1732 г. на посаде было коло 128 частных домов.
В первой половине 18 в. на горе еще сохранялся город с угловыми глухими башнями, а проезжая башня была перестроена в церковь, сохранялся и острог.
В 1783 г. Верхнеудинский острог становится уездным городом Иркутского наместничества. К 1790 г. город занимал территорию площадью 480х400 саженей. Вся частная застройка располагалась в основном на территории бывшего посада-острога. В городе было три церкви, одна из них каменная, построенная в 1775 г., 110 дворов, в которых проживало 4706 человек. Ежегодно проходили две ярмарки, на которые съезжалось около 780 торговцев.
В 1790 г. город получил свой герб. В нижней половине щита на золотом фоне были изображены жезл Меркурия и рог изобилия «в знак того, что в этом городе ведется знатный торг и условия о торге».
Верхнеудинск занимал выгодное стратегическое и торгово-промышленное положение, его называли воротами, ключами к Даурии.
Уникальный древний акт
Вот соответствующие извлечения из этого документа, адресованного всеми первостроителями Селенгинского острога непосредственно русскому царю:
«Государю царю и великому князю Алексею Михайловичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, и государю благоверному царевичу и великому князю Алексею Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии, и государю благоверному царевичу и великому князю Феодору Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии, бьют челом холопы ваши Енисейского острогу десятник Оська Васильев с служилыми людьми. (. ).
И в нынешнем, великие государи, во 174 году, сентября в 27 день [1665 г. - Э.Д.], выбрав угожее место, на Селенге-реке в Мунгальской земле за помочью божиею, вам, великим государем, новый Селенгинской острог поставили, а по окладу мерою острог поставлен 60 сажен печатных, а по углам 4 башни с розвалы и с вышки крыты. А вышина острогу полтретьи сажени печатных, а круг острогу крепь-ров, чеснок и надолбы». (. ).
И в нынешнем, великие государи, во 174 году, сентября в 30 день [1665 г. - Э.Д.], я, Осипко Васильев [с] служилыми людьми с товарыщи из нового Селенгинского острогу тех мунгальских послов к вам, великим государем, к Москве послал, а с ними, послами, отпущены Енисейского острогу пятидесятник казачей Гаврилко Ловцов да служилые люди Пятунка Фофанов да Федька Иванов Вятченин, до охочих казаков десятник // казачей Тимошка Григорьев, да с ними ж отпущен томачем служилой человек Тараско Афанасьев. (. ).
Да в нынешнем же, великие государи, во 174 году сентября в 27 день [1665 г. - Э.Д.] призваны были вам, великим государем, царьского величества под высокую руку в вечное неотступное холопство и в ясачной платеж иноземцы - тунгуские люди Люлеленкурсково роду 25 человек к Селенге на усть Уды-реки к ясачному зимовью, и тех призовных и приезжих иноземцев тунгусских людей баргузинские ясачные тунгусы на усть Итанцы-реки побили, а тех убойных людей погромной живот у баргузинских ясачных тунгусов стрелецкой и казачей голова Первой Самойлов за всякою угрозою взял себе скот и живот и ясырь».
Уникальность этого древнего акта для начальной истории Селенгинска и Удинска видится ещё и в приводимом в нём перечне имён и фамилий почти половины их первостроителей, которых, как сегодня известно, было 85 человек. Публикуя этот перечень, очень надеюсь, что кто-то из современных жителей Бурятии признает в них своих забайкальских первопредков. Вот эти имена-фамилии первостроителей и первопоселенцев, подписавших обращение к царю:
«Да в нынешнем же, великие государи, во 174 году взят из Иркуцково острогу енисейской служилый человек Афонько [Фе]доров Байдон в новой Селенгинской острог для ваших великих государевых дел для толмачества тунгусково и брацково языку и мунгальсково переводу. Пожалуйте, великие государи, тому толмачю в Енисейском остроге ис своей царьской казны ево казачьи оклады, денежное и хлебное и соляное жалованье выдать.
Да пот сею же отпискою к вам, великим государем, послана договорная челобитная за нашими руками, список слово в слово, как я, холоп ваш Оська Васильев, служилых людей и новоприборных казаков прибирал и призывал на ту вашу великих государей селенгинскую службу.
Как можно убедиться из называемых в этом акте дат, дата «во 174 году сентября в 27 день [1665 г. - Э.Д.]» относится и к постановке Селенгинского острога и к существующему уже «на усть Уды-реки к ясачному зимовью».
Таким образом, надёжно документально подтверждённой датой основания Удинского зимовья, следовательно, и города Удинска-Верхнеудинска (Улан-Удэ) следует теперь считать не 1666-й, а 1665-й год. Зимовье в устье Уды ставилось, очевидно, практически одновременно с самим Селенгинским острогом, в те же месяцы 1665 года и теми же первостроителями.
Читайте также: