Место на котором проходят театральные постановки
ТЕАТР — Если двое разговаривают, а третий слушает их разговор, это уже театр. Густав Холоубек Театр это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра. Николай Гоголь Не будем смешивать театр с церковию, ибо труднее балаган сделать церковию, чем … Сводная энциклопедия афоризмов
Театр 19 — Театр 19 … Википедия
театр — ТЕАТР, а, муж. 1. Искусство представления драматических произведений на сцене; само такое представление. Музыка и т. Увлекаться театром. 2. Зрелищное предприятие, помещение, где представляются на сцене такие произведения. Драматический, оперный т … Толковый словарь Ожегова
Театр… — Театр Студийный альбом Ирины Аллегровой Дата выпуска 25 ноября 1999 года … Википедия
ТЕАТР 3 — ТЕАТР 3, а, м.: анатомический театр (устар.) Ч помещение для анатомирования трупов. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Кроссворд «Театр»
3 - Пространство сцены между занавесом и зрительным залом. 6 - Верхний ярус зрительного зала с самыми дешевыми билетами. 8 - Нижний этаж зрительного зала в театре. 9 - Место, где зрители ожидают начала спектакля. 10 - Набор пьес для постановки в театре о определенный промежуток времени. 11 - Персонаж пьесы, не играющий никакой роли в развитии сюжета, служащий нравственным голосом автора. 12 - Комедия легкого содержания с внешними комическими приемами. 16 - Актерское амплуа наивной девушки. 17 - Комедийная пьеса с песенками и танцами. 19 - Краткое содержание спектакля.
По вертикали:
1 - Театральная постановка, устраиваемая в честь одного из работников театра. 2 - Совокупность средств сценической интерпретации. 3 - Короткий перерыв между действиями спектакля. 4 - Нижний ярус балконов в театре. 5 - Ложи, находящиеся по обоим сторонам партера а уровне сцены. 7 - Работник театра, проверяющий билеты и следящий за порядком в зале. 13 - Место, на котором проходят театральные постановки. 14 - Пространство позади основной сцены, использующееся для создания глубины пространства. 15 - Роль актера, которая соответствует его возрасту, внешности и стилю игры. 18 - Вертикальная полоса, обрамляющая сцену.
Театральный словарик для обучающихся театральных коллективов
АВАНЛОЖА — места в зрительном зале, помещение перед входом в ложу.
АВАНСЦЕНА — передняя часть сцены (между занавесом и рампой).
АКТ — законченная часть драматического произведения или театрального представления; то же, что и действие.
АКТЕР, актриса — исполнитель (исполнительница) ролей.
АМПЛУА — сходные по характеру роли, соответствующие дарованию и внешним данным определенного актера.
АМФИТЕАТР — 1)античное сооружение для зрелищ: овальная арена, вокруг которой уступами располагались места для зрителей; 2) места в зрительном зале, расположенные за партером.
АНГАЖЕМЕНТ — приглашение актера на определенный срок для участия в спектаклях или концертах.
АНОНС — объявление о предстоящих гастролях, спектаклях, концертах.
АНТИГЕРОЙ — нарочито сниженный, дегероизированный персонаж в спектакле, занимающий одно из главных мест.
АНТРАКТ — перерыв между действиями (актами) спектакля, между отделениями концерта.
АНТРЕПРЕНЕР — владелец, содержатель, арендатор частного театра.
АНТРЕПРИЗА — частный театр.
АНШЛАГ — объявление о том, что все билеты (на спектакль, представление) проданы.
АПОФЕОЗ — торжественная завершающая массовая сцена спектакля или праздничной концертной программы.
АРЬЕРСЦЕНА — наиболее удаленная от зрительного зала часть сцены.
БАЛАГАН — театральное представление комического характера, показываемое на ярмарках и народных гуляньях (в России с XVIII в.).
БАЛКОН — места в зрительном зале, расположенные амфитеатром в различных ярусах.
БЕЛЬЭТАЖ — первый ярус балконов над партером и амфитеатром в зрительном или концертном зале.
БЕНЕФИС — 1) театральное представление в честь одного актера; 2) спектакль, сбор от которого поступал я пользу одного или нескольких актеров, а также других работников театра.
БЕНУАР — театральные ложи на уровне сиены или несколько ниже по обеим сторонам партера.
БЕРИКАОБА — грузинский импровизационный народный театр масок. Существовал с древнейших времен до начала XX в.
БУРЛЕСК — преувеличенно комическое изображение на сцене.
БУТАФОР — театральный работник, ведающий бутафорией. Изготовляет ее художник-бутафор.
БУТАФОРИЯ — предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках.
БУФФОН — амплуа актера, использующего для исполнения роли шутовские приемы.
БУФФОНАДА — 1) представление с применением клоунских приемов; 2) подчеркнутое внешне комическое преувеличение, иногда окарикатуривание персонажей.
ВЕРТЕП — народный украинский кукольный театр, получивший распространение в XVII—XIX вв. Куклы, укрепленные на проволоке внутри двухъярусного ящика — вертепа, приводились в движение вертепщиком. Сцены на библейские сюжеты. Сатирические интермедии сопровождались музыкой.
ГАЛЕРКА — верхний ярус зрительного зала.
ГАСТРОЛИ — выступление актеров на выезде в других театра.
ГЕРОЙ — главное действующее лицо в спектакле.
ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ — последняя перед спектаклем, концертом.
ГРИМ — 1) искусство изменения внешности актера (преимущественно лица) с помощью специальных красок, наклеек, парика, прически и др. ; 2) краски и другие принадлежности для гримирования.
ГРИМЕР — специалист, занимающийся гримировкой актеров.
ДЕЙСТВИЕ — законченная часть спектакля. То же, что и акт.
ДЕКЛАМАЦИЯ — четкое выразительное чтение вслух.
ДЕКОРАЦИЯ — художественное оформление места действия на театральной сцене, создающее зрительный образ спектакля.
ДЗЁРУРИ — вид театра кукол в Японии. Пьесы дзёрури ставятся на сцене театра кабуки.
ДИВЕРТИСМЕНТ — музыкальное или драматическое представление из ряда отдельных номеров, обычно даваемое в дополнение к спектаклю.
ДРАМАТУРГ — автор драматических произведений.
ДРАМАТУРГИЯ — 1) драматическое искусство, теория построения драматических произведений; 2) совокупность таких произведений; 3) сюжетно-композиционная основа отдельного театрального произведения.
ЗЛОДЕЙ — амплуа актера, играющего отрицательных героев.
ИНЖЕНЮ — амплуа актрисы, играющей роль наивной девушки.
ИНТЕРМЕДИЯ — небольшая пьеса, исполняемая между актами драматического или оперного спектакля; вставная сцена.
КАБУКИ — один из видов классического театра в Японии. Включает музыку, танцы, драму, сложился в XVII в. С 1652 г. в таких труппах выступают только мужчины.
КАРТИНА — часть акта в драме.
КЛАКА — специальная группа людей, нанимаемых для создания искусственного успеха или провала спектакля, актера.
КОКЕТ — амплуа актрисы, выступающей в роли красивой девушки.
КОЛОСНИКИ — верхняя (невидимая зрителю) часть сцены для установки блоков, сценических механизмов и подвески элементов декораций.
КОМИК — амплуа актера, исполняющего комедийные роли.
КОНФИДАНТ — актер, играющий роль приближенного главного героя.
КОТУРНЫ — род сандалий на очень толстой подошве у древнегреческих и римских актеров для увеличения роста.
КУЛИСЫ — плоские части декорации (мягкие, натянутые на рамы, располагаемые по бокам сцены.
ЛИРИК — амплуа актера, играющего лирические персонажи.
ЛИЦЕДЕЙ — название актера в Древней Руси.
ЛОЖА — группа мест в зрительном зале (вокруг партера и на ярусах, отделенная перегородками или барьерами.
МАРИОНЕТКА — театральная кукла, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей.
МИЗАНСЦЕНА — расположение актеров на сцене в тот или иной момент спектакля. Искусство мизансцены — один из важнейших элементов режиссуры.
МИМ — актер пантомимы.
МИМИКА — один из важных элементов искусства актера, выразительное движение мышц лица.
МОНОЛОГ — речь актера, обращенная к слушателям или самому себе.
МЮЗИК-ХОЛЛ — вид эстрадного театра, соединяющий эстрадные, цирковые, танцевальные и музыкальные жанры. Первые мюзик-холлы возникли в Великобритании в середине ХIХ в.
НАРОДНЫЙ ТЕАТР — 1) театр, бытующий в народе, органически связанный с устным народным творчеством; 2) профессиональный театр второй половины XIX в., деятельность которого была адресована широкому зрителю; 3) непрофессиональный любительский театр (в России появился в середине XIX в.).
НОО — один из видов традиционного японского театра. Включает музыку, танец, драму.Характерные черты: условность декораций, главные персонажи — в масках, костюм лишен бытовой конкретности.
ПАДУГА — полоса занавеса по верху сценической площадки.
ПАНТОМИМА — вид сценического искусства, в котором художественный образ создается без помощи слов, средствами выразительного движения, жеста, мимики.
ПАРТЕР — плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей, обычно ниже уровня сцены.
ПЕЛЖЕНТ — передвижная сцена в виде большой повозки в средневековом театре. Применялась при постановке мистерий, мираклей, процессий.
ПЕТИМЕТР — образ щеголя в сатирической комедии.
ПЕТРУШКА — главный персонаж русских народных кукольных представлений; известен с первой половины XVII в.
ПОДМОСТКИ — синоним слова «сцена».
ПОСТАНОВКА — творческий процесс создания спектакля; то же, что и спектакль.
ПРЕМЬЕР (ПРЕМЬЕРША) — актер, актриса, занимающие ведущее положение в труппе, играющие главные роли.
ПРЕМЬЕРА — первый (или один из первых) публичный платный показ нового спектакля.
ПРИМАДОННА — актриса, исполняющая главные роли.
ПРОСТАК — амплуа актера, исполняющего простодушного человека.
РАМПА — осветительная аппаратура на полу сцены по ее переднему краю, скрытая от публики бортом.
РЕВЮ — эстрадное или театральное представление, состоящее из нескольких номеров, объединенных одной темой.
РЕЖИССЕР — постановщик спектаклей, на основе собственного замысла создает новую сценическую реальность, объединяя работу актеров, художника, композитора.
РЕЗОНЕР — амплуа актера, высказывающего нравоучительные суждения.
РЕКВИЗИТ — предметы, используемые в театральных постановках.
РЕПЕТИЦИЯ — основная форма подготовки театрального представления.
РЕПЕРТУАР — совокупность произведений, исполняемых в театре.
РЕПЛИКА — краткое высказывание, произносимое одним актером в ответ на слова другого.
СКЕНА — помещение для переодевания и выхода актеров театра в Древней Греции.
СОЛИСТ — ведущий актер в спектакле.
СОФИТ — часть осветительной аппаратуры в театре, светильники рассеянного света, освещающие сцену спереди и сверху.
СПЕКТАКЛЬ — театральное представление. Создается на основе драматического или музыкально-сценического произведения в соответствии с замыслом режиссера совместными усилиями актеров, художника и др.
СТАТИСТ — актер массовки, исполняющий роль без слов.
СУБРЕТКА — роль находчивой служанки.
СУФЛЕР — работник театра, следящий за ходом репетиций и спектакля по тексту пьесы и в случае необходимости подсказывающий актерам слова роли.
ТЕАТР — род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.
ТЕАТР КУКОЛ — вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актерами-кукловодами.
ТЕАТР МИНИАТЮР — вид театра, в котором ставятся произведения так называемых малых форм (одноактные пьесы, пародии, сценки, скетчи).
ТЕАТР ТЕНЕЙ — вид театрального зрелища, основанный на использовании плоских кукол, которые находятся между источником света и экраном или накладываются на него.
ТЕЛАРИИ — приспособления для смены декораций в старинных театрах Западной Европы.
ТРАВЕСТИ — амплуа актрисы, исполняющей роли подростков.
амплуа актера, исполняющего трагедийные роли.
ТРУППА — актерский состав театра.
ТРЮМ — помещение под сценой.
ФАТ — амплуа актера, играющего эффектных, самовлюбленных и ограниченных людей (преимущественно молодых).
ФИГУРАНТ — актер, играющий роль без слов; то же, что и статист.
ФИНАЛ — завершающая часть спектакля.
ФУРКИ — приспособления для перемещения на сцене декораций.
ЭТУАЛЬ — актриса развлекательного жанра.
ЭТЮД — в современной театральной педагогике упражнение для развития и совершенствования актерской техники.
ЯРУС — один из средних или верхних этажей в зрительном зале.
Публикации по теме:Фотоотчет об участии в XI открытом фестивале любительских театральных коллективов «Внуки Станиславского» XI открытый фестиваль любительских театральных коллективов «Внуки СТАниславского», посвященный году театра в России, состоялся в нашем городе.
Конкурс-фестиваль танцевальных коллективов Приложение 1 к Приказу по УО от 05.02.2019 г. №35 Положение О проведении муниципального конкурса-фестиваля танцевальных коллективов «Танцевальная.
Фотоотчет об участии в городском фестивале творческих коллективов дошкольных учреждений В целях выявления,привлечения и поддержки способных,творчески одаренных детей,обновления содержания работы по художественно-эстетическому.
Конспект беседы для обучающихся 2 класса коррекционной школы-интерната для глухих обучающихся «Моя будущая профессия» ГБОУ Уфимская КШИ для глухих обучающихся Конспект беседы для обучающихся 2 класса «Моя будущая профессия». Задачи: Образовательные: познакомить.
Фотоотчет о фестивале-конкурсе творческих коллективов «Звучи и пой, любимый город!» 20 апреля 2019г. стартовал Межрегиональный фестиваль-конкурс творческих коллективов «Звучи и пой, любимый город!», посвящённый 550-летию.
Отчетный концерт танцевальных коллективов «Смайлик» «Малинка ««Каблучок» хореограф Летучева Е. Е Танец – это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд.
Сценарий проведения фестиваля хоровых коллективов «Золотой колокольчик — 2019» Сценарий проведения фестиваля хоровых коллективов «Золотой колокольчик 2019» Тема: Год туризма. МБДОУ детский сад №14 г. Нытва Музыкальный.
Конспект занятия «Словарик эмоций» Цели: - Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. - Обучение распознаванию и выражению эмоций: радость, грусть, гнев, удивление,.
Отчетный концерт творческих коллективов ДОУ «В гостях у Маши и медведя» Отчетный концерт творческих коллективов ДОУ №23 «Брусничка» «В гостях у Маши и медведя» Действующие лица: Маша и медведь Ход праздника:.
Знакомство с устройством театра, сценой, культурой поведения в театре
Цель: познакомить с историей театра.
Задачи.
Образовательные.
-Систематизировать знания детей о внешнем виде театра, о его помещениях: фойе, зрительный зал, сцена.
-Познакомить с символикой театра - две маски: весёлая и грустная.
-Рассказать детям об устройстве сцены: занавес, кулисы, декорации, задник.
-Рассказать о правилах поведения в театре.
Развивающие.
-Развивать у детей познавательную активность через ознакомление с театром.
-Развивать у детей умение выражать разное эмоциональное состояние через мимику, пантомимику, жесты.
Воспитательные.
- Воспитывать театральную культуру.
-Воспитывать у детей умение работать в коллективе: слушать собеседника, не перебивая его.
Словарная работа:
Обогащение словаря: бродячие актёры, скоморохи, комедианты, колонны, афиша, комедия, трагедия, символ, фойе, гардероб, зрительный зал, кулисы, декорации, задник.
Активизация словаря: сцена, занавес, зрительный зал, маски, представление.
Предварительная работа: драматизация Р. Н. С, разыгрывание этюдов, посещение музыкальной школы,театр «Пиккалино»
Оборудование и материалы: колокольчик, билеты (геометрические фигуры разного цвета.) И. К. Т., песни из к/ф «Приключение Буратино»
Индивидуальная работа:
Методы и приёмы: упражнение, объяснение, показ….
Вступительная часть.
Звенит звонок (колокольчик) как элемент загадочности для привлечения внимания детей.
Ребята, где можно услышать такой звонок?
(Воспитатель показывает детям колокольчик и звенит им.)
-А знаете ли вы, когда появился театр?
-Это было так давно, что никто и не помнит когда. Первыми актёрами были бродячие актёры, скоморохи. Их ёще по- другому называли комедиантами.
Тогда даже не было самого здания театра.
Комедианты выступали прямо на улице под открытым небом. И только через много – много лет стали строиться здания для театров.
Основная часть.
Кто из вас был в театре?
Что запомнилось вам при посещении театра?
В нашем детском саду есть свой театр «Золотой ключик», где, под руководством взрослых, детьми были показаны интересные спектакли. Это «Аленький цветочек», «Золушка», «Волк и семеро козлят», «Стрекоза и муравей»
Посещение тетра – большое удовольствие. Ведь театр – волшебник. Он может многое: перенести нас в прошлое, будущее, в сказку, в самую загадочную страну. Недаром говорят «Волшебный мир театра»!
Даже само здание театра необычно. Его можно сразу узнать. Посмотрите на эти фотографии, попробуйте определить: на какой из этих фотографий
изображено здание театра
Почему вы думаете, что это театр?
Да, вы правильно заметили: здание театра отличается от других зданий красивым убранством (колоннами, окнами). Что оно Вам напоминает?
Ребята, а что ещё отличает здание тетра от других зданий?
Что такое афиша?
Афиша - это театральный плакат, на котором написано названия спектаклей. Вот перед вами афиша спектакля нашего детского театра Театральная студия «Золотой ключик «приглашает детей на спектакль.
Афиши могут быть размещены не только на здании тетра, но и в других местах. Именно афиша останавливает нас на улице своими яркими красочными буквами и приглашает нас в театр. Театр начинается с афиши.
Условным обозначением театра служат театральные маски – вот такие
Что вы можете сказать про эти маски?
Как вы думаете, почему театральные маски изображают разное настроение?
Смешное – это комедия.
Грустное – это трагедия.
Итак, узнав из афиши об интересном спектакле, мы покупаем билет в театр и с нетерпением ждём этого дня.
Давайте, подумаем, что возьмём с собой в театр?
В театр лучше прийти пораньше, чтобы не спеша снять в гардеробе верхнюю одежду, переобуться, привести себя в порядок, купить программку и неторопливо пройти в фойе, где все зрители ожидают начало спектакля.
На стенах фойе размещаются фотографии актёров, работающих в этом театре. Во многих театрах в фойе имеются стеклянные витрины, в которых выставлены макеты декораций, костюмы героев спектаклей, куклы, награды театра.
Но вот звенит долгожданный звонок и вся публика отправляется в зрительный зал, чтобы занять свои места.
Давайте и мы с вами представим, что мы входим в зрительный зал. Посмотрите, наши стулья расставлены рядами как в зрительном зале. В театре места для зрителей расположены в партере перед сценой, или в ложах на разной высоте, а ещё на балконах.
В билетах указано ваше место. Мы сейчас займём свои места на стульях, как бы мы сделали это в театре.
Напомню Вам правило: проходить на своё место надо лицом к сидящим.
Во время спектакля не следует разговаривать, шуметь, не следует жевать конфеты, печенье, шелестеть обёртками.
Как вы думаете, почему?
Представьте, что мы в огромном зале, он весь в огнях, и только на сцене тишина и полумрак. Слышны звуки настраиваемого оркестра. Актёры заканчивают свой грим. Опытный мастер может изменить лицо актёра до неузнаваемости.
А в это время театр постепенно заполняется зрителями. Звенит последний звонок и в зале гаснет свет.
В каждой сказке есть заветная дверца, за которой находится удивительный, волшебный мир.
В театре этой дверцей является занавес, он отделяет сидящих в зале от сцены.
. В наше время в театрах занавес открывается автоматически, а раньше были специальные люди, которые открывали занавес. Открывается занавес и перед нами сцена.
Это не простая площадка, на которой происходит театральное представление, Она находится на возвышении. Как вы думаете почему?
Современная сцена – очень сложное устройство, оснащенное подъёмниками и разными ручными, механическими и электрическими приспособлениями.
Ребята, обратите внимание, на сцене, кроме большого занавеса, по бокам есть ещё не большие занавесы, это перегородки, из – за которых выходят артисты и где стоят декорации. Это кулисы.
Ребята, а что находится на сцене во время спектакля.
Декорации – это оформление сцены, общий вид места, где происходит действие.
Ребята, на сцене есть «задник».
Задник - это большой кусок ткани или другого материала, который вешается на самую удаленную от зрителей часть сцены и обычно изображает общий фон для декораций.
Вот мы и познакомились с устройством настоящей театральной сцены.
Но вот звучит театральный звонок.
Это значит закончилась первое действие спектакля и можно на время покинуть зрительный зал.
В театре этот перерыв называется – антракт.
Чем занимаются зрители во время антракта?
Чем занимаются актёры во время антракта?
Давайте и мы с Вами на короткое время превратимся в артистов.
Быстро бегут стрелки часов, приближая начало представления.
Покажите как они двигаются. Согните руки в локтях перед собой. Руки – «стрелки» движутся то в одну сторону, то в другую.
«Тик- так, тик – так». Руки напряжены, стрелки сделаны из металла.
«Бом – бом» - забили часы.
Давайте все вместе сосчитаем до трёх.
Занавес открывается, представление начинается.
Чтобы узнать каких героев изобразить вам на сцене, нужно отгадать загадки и эти герои появятся перед нами.
У отца есть мальчик странный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос суёт свой длинный.
А это дружила с самим Буратино,
Зовут её просто, ребята….
На сцене любимые герои сказки «Приключение Буратино».
Очень дружен я с Мальвиной
И с весёлым Буратино.
И грущу порой бывает
. На сцене любимые герои сказки «Приключение Буратино».
Буратино весёлый деревянный человечек.
Представьте, что вы Буратино. На лице – улыбка.
Как двигается Буратино? Покажите.
А вот появляется на сцене Пьеро.
Покажите, какая эмоция на лице у Пьеро.
Изобразите Пьеро, как вы его представляете?
«Пропала Мальвина – невестка моя
Она убежала в чужие края»
Послушайте музыку самой красивой куклы – Мальвины.
Покажите, как танцует Мальвина.
Заключительная часть
Ну, вот звучит весёлая песенка Буратино. Дети изображают улыбку Буратино.
Публикации по теме:Настольный театр для детей 27 марта - международный день театра. Мы с детьми очень любим театрализованные постановки. Но из-за недостатка разновидностей театра в нашем.
Сюжетно-ролевая игра в старшей группе «Мы артисты театра» Цель: создание положительного (благоприятного) эмоционального микроклимата в группе; вовлечение в игру малоактивных детей. Задачи: - закреплять.
Театральная шпаргалка
Дорогие друзья! Вы, конечно же, знаете, что для продуктивной работы надо уметь отдыхать. Одним из приятных и культурных способов отдыха давно считается посещение театра. Но за первыми же дверями, в вестибюле, мы попадаем в мир полный тайн и загадок. В прямом смысле слова. Нас захватывает поток незнакомых, а часто и непонятных слов: фойе, администратор, партер, бельэтаж… Что же делать? Где найти администратора? Куда лучше взять билет: в партер или бельэтаж? Где найти фойе? Давайте попробуем разобраться.
Начнем с начала. Что такое театр?
Театр (греч. Θέατρον – основное значение – место для зрелищ, затем – зрелище, от θεάομαι – смотрю, вижу) – форма исполнительского искусства.
Театр – это синтез всех искусств, он включает в себя музыку, архитектуру, живопись, кинематограф, фотографию и т.д. Основным средством выразительности является актер, который через действие, используя разные театральные приемы и формы существования, доносит до зрителя суть происходящего на сцене.
При этом актером не обязательно должен быть живой человек. Это может быть кукла или какой-либо предмет, управляемый человеком. Театр считается самым сильным средством влияния на людей, поскольку, видя происходящее на сцене, зритель ассоциирует себя с тем или иным персонажем. Через катарсис (очищение через страдание) внутри него происходят изменения. Основные работники театра: режиссеры, актеры, гримеры, гардеробщики, осветители, билетеры, балетмейстеры, художники, рабочие сцены. Но о них чуть позже.
Открыв первые входные двери, мы попадаем в вестибюль.
Вестибюль, -я, м. Большое помещение, отделяющее вход от внутренних частей здания, преимущ. общественного. Во многих театрах именно в вестибюле располагаются кассы и окошко администратора.
В кассах можно приобрести билет на нынешний спектакль или на будущие представления театра. В случае отмены спектакля здесь же можно будет сдать билет или узнать, когда будет дан отмененный спектакль.Там же располагается и окно администратора.
Администратор – член коллектива театра, отвечающий за организационную сторону и ежедневную работу кассиров, билетеров и др. персонала театра, часто также за предоставление бесплатных или льготных билетов на и во время конкретного спектакля; отвечающий за соблюдение правил и техники безопасности во время нахождения зрителей в театре. Пройдя во вторые двери, вы попадаете в театральное фойе.
Фойе, нескл., ср. Помещение в театре (кинотеатре, цирке) для пребывания зрителей перед началом спектакля, сеанса, представления, а также для отдыха публики во время антракта. Из фойе первого этажа вы сможете попасть в гардероб.
Гардероб – комната или специально отведенное пространство во входном вестибюле, где зрители могут оставить верхнюю одежду, головные уборы, зонты (и пр.) на хранение во время спектакля. Если здание театра содержит несколько этажей, то фойе будет присутствовать на каждом из них.
И вот вы входите в зал. Перед вами сцена и ряды кресел, которые «расходятся» от нее рядами и ярусами. Как же разобраться, куда идти? С одной стороны, вам всегда помогут администраторы по залу. С другой стороны вот наши подсказки: ряды кресел, которые расположены ближе всего к сцене, называются партер, следом за ним идет амфитеатр, вокруг них и слегка выше располагаются ложи и бельэтаж, над ними ярусами идет балкон.
Партер (фр. рarterre– на земле) – нижний этаж зрительного зала в театре с местами для публики в пространстве от сцены или от оркестра до противоположной стены или до амфитеатра. Родоначальником партера была скамья для сенаторов в театрах Древнего Рима. В XVII веке, после появления ярусного театрального здания, видоизменился и партер, приняв более современный вид. Партер предназначался для низшего сословия, поэтому долгое время не имел сидячих мест – зрителям партера приходилось смотреть спектакль стоя. Места для сидения в партере появились в начале XVII века в частных закрытых театрах Англии. Тогда сидячие места расставлялись по мере надобности. В настоящее время места чаще всего располагаются рядами, которые повышаются от сцены к амфитеатру и параллельны краю сцены. Места разделены проходами для выхода из партера.
Амфитеатр – это места для зрителей за партером, расположенные возвышающимся полукругом.
Ложа – это обособленное, в виде небольшого внутреннего балкона, помещение в зрительном зале, предназначенное для нескольких зрителей. Ложи, как правило, расположены по сторонам и сзади партера, на ярусах, а также по боковым сторонам просцениума или примыкают к оркестровой яме (такие ложи носят название «бенуар»). Характеризуется недостаточным обзором сцены; иногда используется для осветительной аппаратуры.
Бельэтаж – места в зрительном зале, как правило, расположенные полукругом или по кривой линии, сзади и выше партера и амфитеатра. Иногда рассматриваются как балкон первого яруса театра.
Балкон – это места для зрителей, расположенные выше партера, в различных ярусах зрительного зала. Примечание: часто в англоязычной литературе под словом «balcony» подразумевается балкон первого яруса. Вы заняли свое место и замерли в ожидании спектакля…
Ложи и галерка
Но самое почетное место в театральном зрительном зале, бесспорно, принадлежит ложам. В отличии от балкона, это уже отгороженное помещение на каком-либо ярусе.
Особое место среди них занимает генеральная (царская) ложа. Располагается она обычно напротив сцены с самым удобным обзором для зрителей. Кроме того, она служит своего рода пиаром для ее особых посетителей и повышению уровня их безопасности.
Находящиеся в генеральной ложе важные персоны прекрасно видны из любой точки зала. А в целях безопасности она имеет отдельный вход.
Бенуар – располагается в одном из ярусов по бокам партера. Этот ряд лож обычно находится на уровне сцены или чуть ниже ее. Бельэтаж же расположен выше бенуара и амфитеатра.
По своим размерам и форме театральные ложи подразделяются на два типа – итальянский и французский. Итальянский тип лож более углублен внутрь. Тем самым он позволяет находящимся в такой ложе не быть слишком заметными остальной публике. Французские же ложи, напротив, позволяют их обитателям максимально себя продемонстрировать.
И, наконец, есть в зрительном зале галерка, или раек. Излюбленное место для непритязательной к театральному комфорту публики. Места здесь расположены в самом верхнем ярусе. Они максимально удалены от сцены, но зато самые дешевые.
Театральная шпаргалка. Часть 2
Продолжая путешествие по театральному миру, мы с вами сегодня попадем в мир закулисья и узнаем значение таких слов, как рампа, авансцена, декорации, а также познакомимся с их ролью в спектакле.
Итак, войдя в зал, каждый зритель сразу обращает свой взор на сцену.
Сцена – это: 1) место, где происходит театральное представление; 2) синоним слово «явление» – отдельная часть действия, акта театральной пьесы, когда состав действующих лиц на сцене остается неизменным.
Сцена – от греч. skene – балаган, подмостки. В эпоху зарождения греческого театра skene была клеткой или палаткой, пристроенной позади orchestra.
Skene, orchectra, theatron составляют три основополагающих сценографических элемента древнегреческого спектакля. Оркестр или игровая площадка связывали сцену и публику. Skene развивалась в высоту, включая theologeon или игровую площадку богов и героев, и на поверхности вместе с просцениумом, архитектурным фасадом, предшественником стенного декорума, который позднее создаст пространство авансцены. На протяжении истории смысл термина «сцена» постоянно расширялся: декорация, игровая площадка, место действия, временной отрезок в течение акта и, наконец, в метафорическом смысле – внезапное и яркое зрелищное событие («устроить кому-либо сцену»). Но не все из нас знают, что сцена делится на несколько частей. Принято различать: авансцену, арьерсцену, верхнюю и нижнюю сцену. Давайте попробуем разобраться с этими понятиями.
Авансцена – пространство сцены между занавесом и зрительным залом.
В качестве игровой площадки авансцена широко используется в оперных и балетных спектаклях. В драматических театрах авансцена служит основным местом действия для небольших сцен перед закрытым занавесом, которые связывают картины спектакля. Некоторые режиссеры выносят на авансцену основное действие, расширяя сценическую площадку.
Невысокий барьер, отделяющий авансцену от зрительного зала, называется рампа. Кроме того, рампа прикрывает со стороны зрительного зала приборы для освещения сцены. Часто этим словом называют и саму систему театральной осветительной аппаратуры, помещаемой за этим барьером и служащей для освещения пространства сцены спереди и снизу. Для освещения сцены спереди и сверху используют софиты – ряд ламп, расположенных по бокам от сцены.
Арьерсцена – пространство позади основной сценической площадки. Арьерсцена является продолжением основной сцены, используется для создания иллюзии большой глубины пространства, служит резервным помещением для установки декораций. На арьерсцене размещаются фурки или вращающийся накатный круг с заранее установленными декорациями. Верх арьерсцены оборудуется колосниками с декорационными подъемами и световой аппаратурой. Под полом арьерсцены размещают склады навесных декораций.
Верхняя сцена – часть сценической коробки, находящаяся выше зеркала сцены и ограниченная сверху колосниковой решеткой. Она оборудована рабочими галереями и переходными мостиками, служит для размещения навесных декораций, приборов верхнего освещения, различных сценических механизмов.
Нижняя сцена – часть сценической коробки ниже планшета, где расположены сценические механизмы, суфлерская и светорегуляторная будки, подъемно-опускные устройства, приспособления для сценических эффектов.
А еще у сцены, оказывается, есть карман! Боковой карман сцены – помещение для динамичной смены декораций с помощью специальных накатных площадок. Боковые карманы располагаются с двух сторон сцены. Их размеры позволяют полностью уместить на фурке декорацию, занимающую всю игровую площадку сцены. Обычно к боковым карманам примыкают декорационные склады.
Названная в предыдущем определении «фурка», наряду с «колосниками» и «штанкетами», входит в техническое оборудование сцены. Фурка – часть сценического оборудования; передвижная площадка на роликах, служащая для перемещения на сцене частей декорационного оформления. Передвижение фурки осуществляется электромотором, вручную или при помощи троса, один конец которого находится за кулисами, а другой крепится к боковой стенке фурке.
Колосники – решетчатый (деревянный) настил, расположенный над сценической площадкой. Он служит для установки блоков сценических механизмов, используется для работ, связанных с подвеской элементов оформления спектакля. Колосники сообщаются с рабочими галереями и сценой стационарными лестницами.
Штанкет – металлическая труба на тросах, в которой крепятся кулисы, детали декораций.
В академических театрах все технические элементы сцены скрыты от зрителей декоративным обрамлением, в которое входят занавес, кулисы, задник и падуга.
Антрактно-раздвижной (антрактный) занавес является постоянным оборудованием сцены, закрывающим ее зеркало. Раздвигается перед началом спектакля, закрывается и открывается между актами.
Занавесы шьются из плотной окрашенной ткани на плотной подкладке, украшаются эмблемой театра или широкой бахромой, подшитой к низу занавеса. Занавес позволяет сделать невидимым процесс перемены обстановки, создать ощущение промежутка во времени между действиями. Антрактно-раздвижной занавес может быть нескольких типов. Наиболее часто применяются вагнеровский и итальянский.
Вагнеровский занавес состоит из двух половин, закрепленных наверху с наложениями. Оба крыла данного занавеса открываются при помощи механизма, который тянет нижние внутренние углы к краям сцены, зачастую оставляя нижнюю часть занавеса видимой для зрителей.
Обе части итальянского занавеса раздвигаются синхронно с помощью тросов, прикрепленных к ним на высоте 2-3 метров и тянущих занавес к верхним углам просцениума. Сверху, над сценой, располагается падуга – горизонтальная полоса ткани (иногда выступающая в роли декораций), подвешенная на штанге и ограничивающая высоту сцены, скрывая верхние механизмы сцены, световые приборы, колосники и верхние пролеты над декорациями.
Когда занавес открывается, зритель видит боковое обрамление сцены, выполненное из полос ткани, расположенных вертикально – это кулисы.
Арьерсцену от зрителей закрывает задник – расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены.
На сцене располагаются декорации спектакля.
Декорация (лат. «украшение») – художественное оформление действия на театральной сцене. Создает зрительный образ действия средствами живописи и архитектуры.
Декорация должна быть полезной, эффективной, функциональной. Среди основных функций декорации – иллюстрация и изображение элементов, предположительно существующих в драматическом универсуме, свободное конструирование и изменение сцены, рассматриваемой как игровой механизм.
Создание декораций и декоративное оформление спектакля – целое искусство, которое называется сценография. В разные времена значения этого слова менялись.
Сценография у древних греков – искусство оформления театра и живописная декорация, проистекающая из этой техники. В эпоху Возрождения сценографией называлась техника разрисовки холста задника. В современном театральном искусстве это слово представляет науку и искусство организации сцены и театрального пространства. Собственно декорация – результат работы сценографа.
Этим термином все чаще заменяется слово «декорация», если существует необходимость выйти за рамки понятия оформления. Сценография знаменует собой стремление быть письмом в трехплоскостном пространстве (к которому следует добавить еще и временное измерение), а не просто искусством разукрашивания холста, чем довольствовался театр вплоть до натурализма.
В моменты расцвета современной сценографии художники-декораторы сумели вдохнуть жизнь в пространство, оживить время и игру актера в совокупном творческом акте, когда трудно вычленить режиссера, осветителя, актера или музыканта.
В сценографию (декорационное оснащение спектакля) входят реквизит – предметы сценической обстановки, которыми актеры пользуются или манипулируют по ходу действия пьесы, и бутафория – специально изготовленные предметы (скульптуры, мебель, посуда, украшения, оружие и др.), употребляемые в театральных спектаклях вместо настоящих вещей. Предметы бутафории отличаются дешевизной, прочностью, подчеркнутой выразительностью внешней формы. При этом бутафоры обычно отказываются от воспроизведения не видимых зрителю деталей.
Изготовление бутафории представляет собой большую отрасль театральной технологии, включающую работы с бумажными массами, картоном, металлом, синтетическими материалами и полимерами, тканями, лаками, красками, мастиками и пр. Не менее разнообразна и номенклатура бутафорских изделий, требующих специальных знаний в области лепных, картонажных, отделочных и слесарных работ, росписи тканей, чеканки по металлу.
В следующий раз узнаем подробнее о некоторых театральных профессиях, представители которых не только создают непосредственно спектакль, но и обеспечивают его техническое сопровождение, работают со зрителями.
Как называются места в зрительном зале театра
Несмотря на то что, по утверждению классика, театр начинается с вешалки, главным в нем является зрительный зал. А в самом зале – соответственно сцена и зрительские места.
Со времен античности театр претерпел колоссальные изменения. Но суть его оставалась прежней, ибо любой театр – это прежде всего зрелище. А всякое зрелище предполагает зрителя, который, в свою очередь, желает зрелища максимально комфортного. Зрителю во все времена было не безразлично, какое место он будет занимать перед сценой.
Партер и балкон
Прообраз расположения, а следовательно и наименований зрительских мест, появился в средневековых уличных театрах, имевших подмостки балаганного типа.
Из-за гонений театры тогда не имели своих собственных помещений.
Большинство зрителей стояли перед сценой и так, стоя, наблюдали за игрой актеров. Это место и называлось партер. Однако жители окрестных домов могли наблюдать представление со своих балконов. Так появился балкон.
С появлением театральных залов эти уличные названия благополучно перекочевали под крышу. Правда, места в партере по-прежнему долгое время оставались стоячими и предназначались для лиц низших сословий. Лишь под влиянием идей французской революции в партере появились зрительские кресла.
Балконы же расположились в различных ярусах напротив сцены или по бокам партера. Одной из их разновидностей стал амфитеатр. Он также находился лицом к сцене, уходя вверх плавными уступами.
Читайте также: