Место мифологии в искусстве древней греции
Античная мифология напрямую отразилась в искусстве древней греции во всех видах творчества. Древние мастера по вазописи часто использовалис древнегреческие мифологические сюжеты, чтобы украсить амфоры и кратеры. Например, часто использовали мифы о Геракле и сюжеты Троянской войны. В скульптуре мифология также занимала важное место. Многие древнегре. Читать далее
Комментировать ответ… Комментировать…
Люблю путешествовать, постоянно открывать для себя что-то новое. Занимаюсь.
В Древней Греции сделали очень много скульптур с изображением мифических персонажей. Также очень много кувшинов и ваз со сценами из мифологии.
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ МИФЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИСКУССТВА
Фонтан в Королевской резиденции в Казерте, он повествует о судьбе Актеона.
Однажды охотник Актеон, по воле злого рока, подошел к этому месту именно в то время, когда Артемида (Диана) и ее нимфы весело резвились и плескались в воде. Увидав, что на них смотрит смертный, нимфы, испуская крики ужаса, поспешили к богине, стараясь скрыть Артемиду от нескромных взоров, но напрасно: Артемида была целою головою выше своих спутниц.
Акеон. Пармиджанино, фреска, начало 1520-х гг. Акеон. Пармиджанино, фреска, начало 1520-х гг.Разгневанная богиня брызнула водою на голову несчастного охотника и сказала: «Иди теперь и, если можешь, похвались тем, что видел купающуюся Диану». Тотчас же на голове Актеона выросли ветвистые рога, уши и шея удлинились, а руки превратились в тонкие ноги, все тело покрылось волосами. Объятый ужасом, бежит Актеон и падает в изнеможении на берегу реки. Актеон видит в ней отражение оленя, в которого он превратился, хочет бежать дальше, но его собственные собаки кидаются на него и разрывают его на клочки.
Кто еще вдохновлялся мифами древней Греции в своих работах? Конечно же великий Рафаэль Санти и его Галатея!
Счастливая жизнь Рафаэля, интересные факты его биографии, история его успеха и личность великого художника Возрождения!
История развития мифологического жанра
Мифологический жанр в искусстве зародился в эпоху Античности. В Древней Греции и Риме художники часто создавали изображения богов и героев в скульптурных работах, мозаиках, на предметах декоративно-прикладного искусства. Произведения античных мастеров и сегодня служат источником вдохновения для художников.
Затем, в Средние века, в европейском искусстве безраздельно доминировала религиозная тематика. Ситуация изменилась только с началом эпохи Возрождения. В тот период формировались новые человеческие идеалы, художники начали создавать более реалистичные изображения персонажей. Первые из сохранившихся до наших дней картин с мифологическим сюжетом принадлежат кисти флорентийца Антонио дель Поллайоло (Antonio del Pollaiolo).
Чуть позже интерес к вымышленным событиям дохристианской эры проявил один из величайших гениев итальянского Ренессанса Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli). Он создал несколько знаковых картин на основе древнегреческого эпоса, среди которых особое место занимает несравненное «Рождение Венеры».
К античным преданиям в своем творчестве обращались многие мастера Высокого и Позднего Возрождения, среди которых:
-
(Andrea Mantegna); (Giorgione); (Raffaello) (Tiziano); (Paolo Veronese).
В XVII веке жанр стремительно набирал популярность в изобразительном искусстве. Лучшие представители стилей барокко и раннего классицизма в своих картинах отдавали дань уважения античным героям и богам. В том числе:
-
(Pieter Paul Rubens); (Rembrandt); (Diego Velázquez).
XVIII век явил миру новое фундаментальное направление в живописи — рококо. Картины, выполненные в этом стиле, изобилуют идиллическими изображениями персонажей, в том числе античных героев. Особого внимания заслуживают яркие произведения Франсуа Буше (François Boucher) и Джованни Баттиста Тьеполо (Giovanni Battista Tiepolo).
В XIX веке мифология занимала достойное место в творчестве многих выдающихся живописцев разных стилей (ампира, романтизма, сентиментализма, символизма):
-
(Jacques-Louis David); (Jean Auguste Dominique Ingres); (Eugène Delacroix); (Gustave Moreau).
В русском изобразительном искусстве вершиной этого жанра по праву считаются произведения Виктора Васнецова на былинную и сказочную тематики.
В ХХ веке с появлением модерна и авангардного искусства интерес к старинным преданиям изменился. Античные герои постепенно уступили место другим вымышленным персонажам. Художники начали чаще использовать образы мифологии восточных, африканских, индейских, полинезийских и азиатских народов. Источниками вдохновения для живописцев стали известные узкому кругу людей герои национальных эпосов, сказок и преданий. Эта тенденция продолжается и в наступившем XXI веке.
Древняя Греция. Во что верили древние греки?
Не исключено, что поразительных результатов в науке и искусстве, древние греки достигли благодаря тому, что здесь сформировался и утвердился тип религии, значительно отличающийся от религиозных воззрений других древних цивилизаций Востока (таких как Древний Египет или Месопотамия). Боги этих государств были недоступны, непознаваемы, бесконечно далеки от человека и земной жизни. И хотя в Древней Греции также исповедовался политеизм (многобожие) , сами боги и отношение к ним были иными.
Джулио Романо. Плафон с изображением олимпийских богов. Джулио Романо. Плафон с изображением олимпийских богов.Это обусловливалось, прежде всего, представлениями греков о рождении и функционировании Вселенной (Мира). Согласно греческой мифологии, прежде чем появились боги, в мировом Ха́осе (беспорядке) образовался Космос - Порядок. Он управлялся и поддерживался Ло́госом – Законом (Разумом), единым для всего мироздания.
Такое представление о возникновении и устройстве мира послужило основой для формирования особого понятия, закреплённого в мировоззрении и сознании греков - космологи́чность – перенесение идеи о разумном, упорядоченном устройстве вселенной на появившихся позже богов и на человека.
Другими словами, и люди, и боги должны были подчиняться одним и тем же требованиям, предусмотренным самой природой. Это значило, что человек становился подобен богам, а боги в свою очередь наделялись всеми человеческими чертами и качествами характера (то есть были антропомо́рфны ). Единственное, что отличало небожителей от людей – это их бессмертие и возможность творить чудеса.
Олимпийские боги Олимпийские богиТаким образом, в отличие от непостижимых, бездушных и недоступных восточных богов – «правителей», греческие боги, обладающие вполне человеческими качествами (страстями, желаниями, мечтами), становились для человека понятными и близкими «соседями». Которые, кстати, не чурались являться к людям «запросто» по разным поводам, общаться и вступать с ними в какие-либо отношения (в том числе – деловые и любовные).
В таком понимании божеств отражалась формула, провозглашенная греками - «Человек – мера всех вещей» .
Но в Космосе существовала некая сила, согласно греческой мифологии, которой вынуждены были подчиняться все - и люди, и боги. Это - Судьба . Вера в её предопределённость и неизбежность, называется фатали́змом .
Джон Страдвик. Золотая нить. Джон Страдвик. Золотая нить.Воплощением судьбы в древнегреческих мифах были Мо́йры (это слово переводится как «участь», «доля»). Они несколько «отстояли» от всех других богов, были словно «выше» их самих, их отношений и бытовой (суетной) стороны их жизни. Обычно Мойр представляли в виде слепых старух, занимающихся рукоделием. Имена соответствовали их функциям. Кло́то («Пряха») – изготовляла нить человеческой жизни, Лахе́зис («Судьба») – определяла при помощи жребия перипетии жизненного пути, Атропа или Атро́пос («Неотвратимая») – отмеряла длину жизни и, перерезая нить судьбы, прерывала её.
Таким образом, Мойры представляли одновременно и незыблемый порядок - непреложный суровый закон жизни и смерти, и являлись воплощением случайности, непредсказуемости жизненных событий.
Пантеон греческих богов был достаточно велик. Он включал три поколения небожителей. Первые боги были воплощением природных стихий, например прародители всего живого Ура́н (Небо) и Ге́я (Земля) . Затем власть над миром захватили титаны , среди которых назовём Океана, Атласа (Атланта) , отделившего Небо от Земли, Прометея – героя, давшего людям священный божественный огонь (символ разума, духовности и цивилизации), Хро́носа (Крона) – воплощение неумолимого всепоглощающего времени.
Оскопление Урана Кроносом. Джорджо Вазари и Жерарди Христофано Оскопление Урана Кроносом. Джорджо Вазари и Жерарди ХристофаноВ свою очередь титаны были свергнуты великими богами-олимпийцами . После этого, согласно мифологическим представлениям древних греков, весь мир был поделен на «сферы влияния» между тремя богами-братьями. Так Зевсу – верховному божеству, достались в управление Небо и Земля, его брат Посейдо́н правил морской стихией, последний же из братьев – Аи́д стал Царём Загробного Мира.
Спор Посейдона и Афины - Рене-Антуан Уасс Спор Посейдона и Афины - Рене-Антуан УассДвенадцать самых почитаемых и популярных в Древней Греции богов, получили постоянную «прописку» на горе Олимп , и из богов-олимпийцев был сформирован пантеон. Приведем таблицу с их именами, степенями родства и функциями.
По мнению греков, боги не только управляли миром, но и сам Мир – Природа, являлись воплощением божественного начала. Так всё в природе, согласно древнегреческим религиозным представлениям, было одухотворено (имело своего духа) - духи растительности назывались ни́мфами , в небольших водоёмах – обитали наяды , леса населяли дриады , а горы были обиталищем ореад .
Вильям Бугро. Нимфы и сатир Вильям Бугро. Нимфы и сатирКроме того, греки искренне верили, что повсюду можно встретить бессмертных фантастических гибридных существ, наделённых одновременно чертами человека и животного. Они являлись олицетворением природных, необузданных (непокорённых), стихийных сил и воплощали некую переходную ступень от дикости (образ животного) к цивилизации (человеческие черты). Таковы кента́вры – кони, с человеческим торсом, сати́ры ( спутники Диониса) - козлорогие и козлоногие лесные жители, сирены – птицы, с женскими головами, сфинксы – львы с женским торсом и крыльями орла и др.
Этторе Форти. Праздник кентавров Этторе Форти. Праздник кентавровВажное место в греческой мифологии занимали не только истории из жизни богов. Большой популярностью также пользовались легенды, повествующие о великих героях , которые были достойны подражания, являлись воплощением идеала, образцом для простых смертных людей. Их происхождение часто имело двойственную природу: один из родителей такого героя был богом (богиней), а второй – человеком, поэтому они обладали сверхчеловеческими способностями, присущими богам, но при этом были смертными.
Геракл и немейский лев Геракл и немейский левРезультаты их деятельности, как правило, влияли на формирование культуры какого-либо народа (на чьей земле совершался подвиг) или на последующую жизнь человечества в целом (вспомните историю про Прометея ).
Прометей несёт людям огонь. Фюгер Прометей несёт людям огонь. ФюгерПоэтому такие мифологические герои, принесшие пользу человечеству, сделавшие какой-то значительный вклад в его дальнейшее развитие, называются «культурными» .
Персей и Финей. Картина Аннибале Карраччи Персей и Финей. Картина Аннибале КарраччиНаверняка вы слышали о подвигах Геракла, Тезея, Персея , знаете истории о Дедале и Икаре, Орфее и Эвридике и можете назвать ещё многих других мифологических персонажей.
П.И.Соколов. Дедал привязывает крылья Икару П.И.Соколов. Дедал привязывает крылья ИкаруМифы Древней Греции – это не только легенды, объясняющие те или иные природные явления или истории, рассказываемые просто для развлечения. Они являются сокровищницей человеческой мысли, бесценным учебником по воспитанию лучших человеческих качеств, приобщают к истинным ценностям человеческого бытия, а также являются поистине неисчерпаемым источником сюжетов и образов, воплощаемых в произведениях мирового искусства.
Разумеется это самые общие и краткие сведения о религиозно-мифологической картине мира, рождённой в Древней Греции. Если вам интересна эта тема, и вы хотели бы подробнее узнать о греческих богах, мифологических существах или героях Эллады - пишите об этом в комментариях, и по вашим просьбам, я буду рассказывать о них в своих статьях).
Что ещё почитать о древнегреческой культуре? Ссылки на мои статьи по этой теме смотрите ниже:
Если вы интересуетесь историей религий, то краткие сведения о различных религиях и верованиях, вы можете найти в моих публикациях:
10 важнейших памятников Древней Греции
Даже если вам не нравятся экскурсии, типичные туристические маршруты, вы готовы исследовать неизведанные места и достопримечательности, известные в основном местным жителям, отправляясь в Грецию, обязательно включите в свой план поездки 10 самых важных древних памятников, места, которые вы было бы просто жаль не видеть.
Парфенон
Одно из важнейших построек афинского Акрополя, символа современной Греции. Он был основан в 432 году до нашей эры как храм Афины. Это прекрасный образец дорического стиля в архитектуре, и, несмотря на многочисленные повреждения, он по-прежнему впечатляет своими размерами и красотой. Скульптуры, которые служат не только для украшения, но и представляют историю города, являются уникальным элементом.
Статуи тимпанов изображают богов, в том числе покровителя храма Афину, а также мифологическую сцену спора между Афиной и Посейдоном. Хотя Парфенон производит впечатление идеально ровной конструкции, в его планах мало прямых линий - большая часть слегка изогнута. Дело в том, что здесь присутствует оптический обман зрения. Так, например на декорациях кажутся выпуклыми выступы колонны, выносы мутулов и фигуры статуй, хотя самая картина, без сомнения, совершенно плоская.
Одеон Герода Аттика в Афинах
Это относительно молодой памятник, датируемый 161 годом, который считается самым красивым древним одеоном, то есть зданием, где проходили художественные представления. К сожалению, увидеть его можно только во время организованных там концертов, потому что он закрыт для туристов ежедневно.
Тем не менее, действительно стоит проверить, не проходит ли поблизости музыкальное мероприятие, так как место проведения действительно впечатляет. Сегодня он больше похож на амфитеатр (у одеонов была крыша), он тоже был частично реконструирован, но не утратил своего характера.
Сокровищница Атрея или Гробница Агамемнона
Неизвестно, кто покоился в одной из самых известных гробниц в мире, но это, безусловно, был кто-то богатый и высокопоставленный, поэтому вскоре после её открытия место было названо в честь легендарного правителя Микен, города, где находится гробница.
Кносский дворец
Другое название его - лабиринт минотавров , потому что именно здесь должно было содержаться это мифическое существо. Это один из важнейших памятников минойской культуры, датируемый примерно 2000 годом до нашей эры. Он был построен из гипсового камня и сланца, а также на деревянных опорах из кедра.
До конца ученым не удалось согласовать окончательную версию того, как оно выглядело в прошлом, но нет сомнений в том, что это было впечатляющее сооружение - одни руины занимают площадь более 17000 м2. Все было оборудовано канализацией. Нижний уровень дворца составляли склады и подсобные помещения, представлявшие собой сеть небольших комнат - именно благодаря им возникают ассоциации с лабиринтом.
Львиные ворота
Главные ворота цитадели в Микенах - единственная такая большая микенская скульптура, сохранившаяся до наших дней. Своим названием он обязан барельефу, помещенному в рельефный треугольник. На нем изображены животные, стоящие по разные стороны колонны. Фигуры без головы, которые могли быть сделаны из другого материала, обычно считаются львами, но некоторые считают, что они представляют грифонов или сфинксов. Скорее всего, символы, изображенные на барельефе, не случайны - этот столбик может символизировать божество.
Театр Эпидавра
Объект был построен около 330 г. до н.э. Впечатляюще большой, самый большой из существующих древних театров, он по сей день имеет зрительный зал, вмещающий 14 000 человек на 55 рядах сидений. Он сохранился на удивление хорошо, потому что был покрыт землей в течение многих лет и не был обнаружен до конца 19 века. Характерной особенностью этого места является акустика, благодаря которой можно услышать каждый звук сцены и оркестра даже с самых дальних рядов.
Храм Гефеста в Афинах
Храм Гефеста и Афины V века до нашей эры был построен в дорическом стиле. До сегодняшнего дня он в идеальном состоянии и окружен великолепной колоннадой; 13 колонн с длинной стороны и 6 колонн с короткой стороны. Объект менее известен и поэтому менее многолюден, чем Парфенон , хотя не отличается от него внешним видом и мастерством.
Мармария в Дельфах
Всемирно известный древнегреческий памятник Дельфы находится в естественном каменном амфитеатре на южных склонах Парнасских гор, достигающих 2457 м. в своей самой высокой точке. Здесь находятся руины древних храмов 7-го и 4-го веков до нашей эры и знаменитый храм Толоса - характерное круглое здание, которое сегодня является одним из самых узнаваемых мест в Греции. Его остатки представляют собой три дорических колонны и фрагмент балки. Вокруг разместили остатки остальных колонн.
Евпалинов туннель
Подземный акведук с острова Самос был построен в 6 веке. Это очень интересное место, и в то же время необычное, потому что это один из немногих памятников среди многочисленных храмовых и дворцовых руин. Его длина чуть более километра, высота 1,7 м, есть траншея для прокладки труб. Только его часть доступна для осмотра достопримечательностей.
Туннель был проложен в 529-524 гг. до н. э. для снабжения водой в те времена столицы тирана Поликрата. Построил его, согласно Геродоту, инженер Евпалиний из Мегары. Туннель действовал до 20 века.
Башня Ветров в Афинах
Артефакт, помимо эстетического удовольствия, вызывает неподдельное восхищение человеческим гением древней цивилизации. Сооружение представляет собой настоящую метеостанцию, которую греки эффективно использовали несколько веков, с научно-исследовательской целью. Точные науки в сочетание с абсолютным язычеством создают непередаваемую атмосферу альтернативной реальности.
Жми большой палец вверх, если интересно, делись с друзьями, если полезно и подписывайся на наш канал FACT FINDER , а также присоединяйся в наши сообщества: В ТЕЛЕГРАМ КАНАЛ,
Знаменитые художники мифологического жанра
К наиболее известным художникам мифологического жанра можно причислить несколько десятков выдающихся мастеров разных эпох. И все же, наиболее достойны отдельного упоминания такие живописцы:
Мифологический жанр в искусстве благополучно пережил многочисленные революционные изменения вкусов общества. Он и сегодня востребован среди художников и обычных зрителей.
На портале Very Important Lot каждый посетитель имеет отличную возможность принять участие в арт-аукционах и приобрести шедевры антиквариата. Здесь же можно напрямую купить картины, скульптуры, иконы и многое другое у современных художников.
Презентация по искусству на тему: "Религия и мифология Древней Греции"
РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ У древних греков, как и других народов, религия возникла из страха перед грозными и непонятными для них явлениями природы. Возникновение новых занятий и появление неравенства отразилось в религии древних греков. Религия античной Греции имеет две главные характеристики: Политеизм (многобожие). Антропоморфизм (человекоподобие богов).
РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Греки, как и другие древние народы не понимали и боялись многих явлений природы. Они верили, что боги и богини населяют всю природу и управляют ею. У древних греков существовал многочисленный, но строго очерченный пантеон человекоподобных богов (Зевс, Аполлон, Афродита и т. д.) и полубогов (героев), и внутри этого пантеона существовала жёсткая иерархия. Богов они представляли себе в виде людей, но бессмертных и могущественных. 1
РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ В первоначальных представлениях главенствующее место занимала богиня-владычица - божество плодородия. Впоследствии она преобразовалась в жену высшего Бога
РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Затем выделяется мужское божество – Зевс. Его положение равно положению царя среди аристократии и простых подданных. Греки считали, что по его воле проливается на землю дождь или наступает засуха. Разгневавших его людей и богов могучий Зевс поражает золотыми стрелами-молниями; день наступает оттого, что бог солнца выезжает на небо на золотой колеснице, запряженной белоснежными конями. 2
Одного с ними поколения - боги Посейдон, Деметра и Аид. Младшее поколение Богов - это сыновья Зевса - Апполон, Гермес, Гефест и Арес; дочери - Афина, Артемида, Афродита. Они являются исполнителями воли Зевса и получают во власть свою часть мироустройства 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Зевс становится высшим богом в борьбе с предшествующими поколениями богов: Ураном, Кроносом, титанами. Эти боги повержены, но не уничтожены. Они являются олицетворением стихийных сил природы. Помимо указанных богов, в греческий пантеон входили местные божества, таким образом, пантеон богов был очень велик. Боги носили антропоморфный характер, что было сказано выше. Они обладали такими же чертами характера, как и люди, но отличались тем, что могли перевоплощаться в животных и были бессмертны. Титаномахия. П.Рубенс
У древних греков существовало так же представление о демонах - низших сверхъестественных силах. К демонам относились нимфы (богини источников в виде девушек-невест), сатиры (лесные боги в виде людей, обросших шерстью и с козлиными ногами), селены. В честь демонов совершались ритуалы, обряды, которые были направлены на то, чтобы демоны не нанесли людям вреда. Древние греки различали суеверие и веру (Слайд 8). Слишком старательное поклонение демонам (суеверие) осуждалось в обществе.
Считалось, что у каждого отрасли хозяйства - земледелия, скотоводства, охоты, ткацкого и других ремесел – есть свой бог-покровитель. Бога виноделия называли Дионисом; он научил людей разводить виноград и делать вино. В честь бога Диониса устраивали праздники весной, перед началом работ на виноградниках, и в декабре, когда поспевало молодое вино.
ОТРАЖЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА СРЕДИ ГРЕКОВ Греки верили, что Зевс, Аполлон и другие боги живут на самой высокой горе Греции - Олимпе. Их называли олимпийскими богами. Жизнь богов представляли себе похожей на жизнь знатных людей. Боги живут во дворцах, носят нарядные одежды, часто пируют. Как знатные люди управляют племенами, людьми и природой. Богов греки считали такими же жестокими, властолюбивыми и мстительными, какими были многие знатные люди. Боги будто бы установили весь порядок жизни людей: одних сделали богатыми и знатными, других - бедными, третьих - рабами. Жили боги в красивых дворцах. Афинский акрополь. Монета
Большое значение имело исполнение ритуалов, существовали государственные культы. Эти культы осуществлялись периодически, а также в ознаменование особенно значительных событий (бедствия, победы и т.д.). В 6 веке до н.э. были учреждены государственные праздники: «Великие Панафинеи» в честь богини Афины и «Великие Дионисии» в честь бога Диониса. Государственный праздник «Великие Панафинеи» в честь богини Афины
Религиозные представления и религиозный быт древних греков находились в тесной связи со всей их исторической жизнью. У древних греков большое место занимал культ предков, культ мертвых и культ героев. РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Одним из источников наших знаний об истории греческого народа являются созданные им мифы. Греки устно передавали из поколения в поколение. Позднее мифы были записаны. Многие герои мифов и их приключения вымышлены. Складывались мифы для объяснения, осмысления того, что происходило в мире. Фантазия древних греков и породила древнегреческую мифологию, населила окружающий мир добрыми и злыми сказочными существами: в рощах и на деревьях поселились дриады, в реках – нимфы, в горах – ореады, в океанах и морях – океаниды. Облик природы, дикий и непокорный, олицетворяли кентавры и сатиры. Древнегреческие мифы содержат повествования о деяниях бессмертных божеств, добрых и мудрых, обитавших на вершине громадной горы Олимп и представлялись как прекрасными и совершенными существами, подобными по внешнему облику на людей. МИФОЛОГИЯ ГРЕКОВ Кронос пожирает своих детей.
Так же мифы частично посвящены описанию подвигов и приключению героев - людей, одаренных сверхъестественной силой, мощью, ловкостью и смелостью. Миф «Геракл и гидрия» МИФОЛОГИЯ ГРЕКОВ
Миф «Начало всех начал». Изначально существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Хаос породил самое древнее, что было в нашей зачинающейся Вселенной - Время. Эллины звали его Хронос. Хронос породил три стихии - Огонь, Воздух и Воду. Но это уже после того, как появилась Земля. Следом за Хроносом возникли одновременно, как братья-близнецы, Эрос и Антерос, Эрос - Любовь, и Антерос - отрицание Любви. Хаос же породил нечто подобное себе - Эреба, как воплощение Мрака. За ним - Нюкту - темную беззвездную Ночь. А также Непостижимую Бездну - Тартар. Тартар был сама пустота, черная дыра. вечный, безграничный, темный Хаос МИФОЛОГИЯ ГРЕКОВ
Миф о Прометеи. Боги скрывали от людей огонь, чтобы люди остались беспомощными перед природой и погибли. Благородный герой Прометей похитил у Гефеста огонь и принес людям. Разгневанный бог Зевс приказал Гефесту приковать Прометея цепями к горе на Кавказе. Каждый день Зевс присылал орла, который выклевывал Прометея печень. За ночь печень отрастал вновь. Несмотря на страшные муки, гордый и мужественный Прометей не примирился с Зевсом. В этом мифе показана мужественность, гордость главного героя, в образе Прометея греки чтили борца с несправедливыми и злыми богами за счастье людей. Миф о Прометеи МИФОЛОГИЯ ГРЕКОВ
Миф о Персефоне и Деметре. Прекрасная Персефона, дочь богини плодородия Деметры, гуляла по лугу. Внезапно раскрылась земля, и на колеснице, запряженной черными конями появился мрачный бог подземного царства Аид. Он похитил Персефону и увез её в свое подземное царство, где жили души умерших людей. Деметра тосковала по дочери, и тогда завяли цветы ,облетели на деревьях листья, не росли ни ячмень, ни виноград. На земле начался голод. Тогда Зев приказал Аиду каждый год отпускать Персефону на несколько месяцев к матери. Когда она приходит на землю, Деметра радуется и вновь наступает весна. Когда же Персефона уходит в подземное царство, ее мать грустит и начинается осень. Таким образом, этим мифом древние греки объясняли природные явления, такое как смена времен года. МИФОЛОГИЯ ГРЕКОВ Возвращение Персефоны к Деметре
В заключение хотелось бы сказать, что значение мифов для истории Греции как исторических источников особенно велико потому, что в Греции посоле вторжения дорийцев долгое время не было письменности. Греческая мифология представляет из себя первобытную попытку осмыслить действительность, придать всей природной картине целесообразность и стройность, расширить жизненный опыт. Фрагмент краснофигурной вазописи «Геркулес и Афина» ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Так же и религия древней Греции оказала огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положила начало бесчисленному множеству религиозных представлений о человеке, героях и богах. Тематикой для современных деятелей искусства служили религиозные представления и древнегреческая мифология, сцены из современной жизни древних греков и поэмы Гомера. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Бог Аид на троне
Мифологический жанр — увлекательный мир древних преданий и легенд
Мифологический жанр — раздел изобразительного искусства, в котором основой для сюжета произведений служат древние сказания, легенды, предания или сказки разных народов. Картины мифологического жанра часто наполнены аллегорическим и символическим смыслами. В них вымышленные герои служат образцами поведения и объектами высмеивания, чтобы помочь зрителю решить важные морально-этические проблемы.
Мифологический жанр традиционно олицетворяет высокие духовно-нравственные идеалы в искусстве. Он является разновидностью исторического жанра в живописи, но характеризуется более свободной трактовкой исходных сюжетов и преобладанием художественного вымысла в композиции.
Презентация по искусству на тему: "Религия и мифология Древней Греции"
РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ У древних греков, как и других народов, религия возникла из страха перед грозными и непонятными для них явлениями природы. Возникновение новых занятий и появление неравенства отразилось в религии древних греков. Религия античной Греции имеет две главные характеристики: Политеизм (многобожие). Антропоморфизм (человекоподобие богов).
РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Греки, как и другие древние народы не понимали и боялись многих явлений природы. Они верили, что боги и богини населяют всю природу и управляют ею. У древних греков существовал многочисленный, но строго очерченный пантеон человекоподобных богов (Зевс, Аполлон, Афродита и т. д.) и полубогов (героев), и внутри этого пантеона существовала жёсткая иерархия. Богов они представляли себе в виде людей, но бессмертных и могущественных. 1
РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ В первоначальных представлениях главенствующее место занимала богиня-владычица - божество плодородия. Впоследствии она преобразовалась в жену высшего Бога
РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Затем выделяется мужское божество – Зевс. Его положение равно положению царя среди аристократии и простых подданных. Греки считали, что по его воле проливается на землю дождь или наступает засуха. Разгневавших его людей и богов могучий Зевс поражает золотыми стрелами-молниями; день наступает оттого, что бог солнца выезжает на небо на золотой колеснице, запряженной белоснежными конями. 2
Одного с ними поколения - боги Посейдон, Деметра и Аид. Младшее поколение Богов - это сыновья Зевса - Апполон, Гермес, Гефест и Арес; дочери - Афина, Артемида, Афродита. Они являются исполнителями воли Зевса и получают во власть свою часть мироустройства 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Зевс становится высшим богом в борьбе с предшествующими поколениями богов: Ураном, Кроносом, титанами. Эти боги повержены, но не уничтожены. Они являются олицетворением стихийных сил природы. Помимо указанных богов, в греческий пантеон входили местные божества, таким образом, пантеон богов был очень велик. Боги носили антропоморфный характер, что было сказано выше. Они обладали такими же чертами характера, как и люди, но отличались тем, что могли перевоплощаться в животных и были бессмертны. Титаномахия. П.Рубенс
У древних греков существовало так же представление о демонах - низших сверхъестественных силах. К демонам относились нимфы (богини источников в виде девушек-невест), сатиры (лесные боги в виде людей, обросших шерстью и с козлиными ногами), селены. В честь демонов совершались ритуалы, обряды, которые были направлены на то, чтобы демоны не нанесли людям вреда. Древние греки различали суеверие и веру (Слайд 8). Слишком старательное поклонение демонам (суеверие) осуждалось в обществе.
Считалось, что у каждого отрасли хозяйства - земледелия, скотоводства, охоты, ткацкого и других ремесел – есть свой бог-покровитель. Бога виноделия называли Дионисом; он научил людей разводить виноград и делать вино. В честь бога Диониса устраивали праздники весной, перед началом работ на виноградниках, и в декабре, когда поспевало молодое вино.
ОТРАЖЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА СРЕДИ ГРЕКОВ Греки верили, что Зевс, Аполлон и другие боги живут на самой высокой горе Греции - Олимпе. Их называли олимпийскими богами. Жизнь богов представляли себе похожей на жизнь знатных людей. Боги живут во дворцах, носят нарядные одежды, часто пируют. Как знатные люди управляют племенами, людьми и природой. Богов греки считали такими же жестокими, властолюбивыми и мстительными, какими были многие знатные люди. Боги будто бы установили весь порядок жизни людей: одних сделали богатыми и знатными, других - бедными, третьих - рабами. Жили боги в красивых дворцах. Афинский акрополь. Монета
Большое значение имело исполнение ритуалов, существовали государственные культы. Эти культы осуществлялись периодически, а также в ознаменование особенно значительных событий (бедствия, победы и т.д.). В 6 веке до н.э. были учреждены государственные праздники: «Великие Панафинеи» в честь богини Афины и «Великие Дионисии» в честь бога Диониса. Государственный праздник «Великие Панафинеи» в честь богини Афины
Религиозные представления и религиозный быт древних греков находились в тесной связи со всей их исторической жизнью. У древних греков большое место занимал культ предков, культ мертвых и культ героев. РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Одним из источников наших знаний об истории греческого народа являются созданные им мифы. Греки устно передавали из поколения в поколение. Позднее мифы были записаны. Многие герои мифов и их приключения вымышлены. Складывались мифы для объяснения, осмысления того, что происходило в мире. Фантазия древних греков и породила древнегреческую мифологию, населила окружающий мир добрыми и злыми сказочными существами: в рощах и на деревьях поселились дриады, в реках – нимфы, в горах – ореады, в океанах и морях – океаниды. Облик природы, дикий и непокорный, олицетворяли кентавры и сатиры. Древнегреческие мифы содержат повествования о деяниях бессмертных божеств, добрых и мудрых, обитавших на вершине громадной горы Олимп и представлялись как прекрасными и совершенными существами, подобными по внешнему облику на людей. МИФОЛОГИЯ ГРЕКОВ Кронос пожирает своих детей.
Так же мифы частично посвящены описанию подвигов и приключению героев - людей, одаренных сверхъестественной силой, мощью, ловкостью и смелостью. Миф «Геракл и гидрия» МИФОЛОГИЯ ГРЕКОВ
Миф «Начало всех начал». Изначально существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Хаос породил самое древнее, что было в нашей зачинающейся Вселенной - Время. Эллины звали его Хронос. Хронос породил три стихии - Огонь, Воздух и Воду. Но это уже после того, как появилась Земля. Следом за Хроносом возникли одновременно, как братья-близнецы, Эрос и Антерос, Эрос - Любовь, и Антерос - отрицание Любви. Хаос же породил нечто подобное себе - Эреба, как воплощение Мрака. За ним - Нюкту - темную беззвездную Ночь. А также Непостижимую Бездну - Тартар. Тартар был сама пустота, черная дыра. вечный, безграничный, темный Хаос МИФОЛОГИЯ ГРЕКОВ
Миф о Прометеи. Боги скрывали от людей огонь, чтобы люди остались беспомощными перед природой и погибли. Благородный герой Прометей похитил у Гефеста огонь и принес людям. Разгневанный бог Зевс приказал Гефесту приковать Прометея цепями к горе на Кавказе. Каждый день Зевс присылал орла, который выклевывал Прометея печень. За ночь печень отрастал вновь. Несмотря на страшные муки, гордый и мужественный Прометей не примирился с Зевсом. В этом мифе показана мужественность, гордость главного героя, в образе Прометея греки чтили борца с несправедливыми и злыми богами за счастье людей. Миф о Прометеи МИФОЛОГИЯ ГРЕКОВ
Миф о Персефоне и Деметре. Прекрасная Персефона, дочь богини плодородия Деметры, гуляла по лугу. Внезапно раскрылась земля, и на колеснице, запряженной черными конями появился мрачный бог подземного царства Аид. Он похитил Персефону и увез её в свое подземное царство, где жили души умерших людей. Деметра тосковала по дочери, и тогда завяли цветы ,облетели на деревьях листья, не росли ни ячмень, ни виноград. На земле начался голод. Тогда Зев приказал Аиду каждый год отпускать Персефону на несколько месяцев к матери. Когда она приходит на землю, Деметра радуется и вновь наступает весна. Когда же Персефона уходит в подземное царство, ее мать грустит и начинается осень. Таким образом, этим мифом древние греки объясняли природные явления, такое как смена времен года. МИФОЛОГИЯ ГРЕКОВ Возвращение Персефоны к Деметре
В заключение хотелось бы сказать, что значение мифов для истории Греции как исторических источников особенно велико потому, что в Греции посоле вторжения дорийцев долгое время не было письменности. Греческая мифология представляет из себя первобытную попытку осмыслить действительность, придать всей природной картине целесообразность и стройность, расширить жизненный опыт. Фрагмент краснофигурной вазописи «Геркулес и Афина» ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Так же и религия древней Греции оказала огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положила начало бесчисленному множеству религиозных представлений о человеке, героях и богах. Тематикой для современных деятелей искусства служили религиозные представления и древнегреческая мифология, сцены из современной жизни древних греков и поэмы Гомера. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Бог Аид на троне
Читайте также: