Место хранения лекарств в кабинете врача в древней греции
История медицины Древней Греции
Источники по истории и медицине Древней Греции
Литературные памятники
В настоящее время наука не располагает письменными источниками сведений о медицине древнейшего в истории Греции и весьма развитого крито-микенского периода. Возможно, в будущем расшифровка крито-микенского линейного письма “Б”, произведенная в 1953 г. , позволит восполнить этот пробел в истории медицины Древней Греции.
Первые Греческие литературные памятники – эпические поэмы Гомера “Илиада” и “Одиссея” – являются практически единственными источниками сведений о древнегреческой медицине XII – VI вв. до н. э., т. е. Конца крито-микенского, предполисного и архаичного периодов.
О медицине классического периода истории Греции рассказывает выдающийся памятник медицинской литературы “Гиппократов сборник”, составленный около III в. до н. э. из сочинений древнегреческих врачей и названный именем великого врача античного мира Гиппократа. Некоторые сведения о медицине архаичного и классического периодов истории Греции содержатся также в выдающемся произведении Геродота “История в девяти книгах”.
О медицине эпохи эллинизма повествуют труды александрийских ученых в изложении Галена и Авла Корнелия Цельса, так как подлинники медицинских трактатов не сохранились.
Систематические археологические исследования на территории Греции начали производить немногим более ста дет тому назад – после 1870 г., когда немецкий исследователь Г. Шлиман нашел легендарную Трою. В своих поисках он опирался только на поэмы Гомера. Вот почему успех Г. Шлимана был одновременно и триумфом Гомера – все, что до этих пор считалось мифом и приписывалось фантазии великого сказителя Древней Греции, оказалось действительной историей ее народа. Результаты дальнейших раскопок в Микенах, на о. Крит и т. д. По своему значению и ценности не уступают открытию гробницы Тутанхамона, ставшей сенсацией XX в.
В 1900 г. англичанин А. Эванс открыл развалины великолепного Кносского дворца на о. Крит. В этом дворце уже в конце III тысячелетия до н. э. имелись санитарно-технические сооружения: система труб из обожженной глины лоя стока загрязненных вод, водоотводящие каналы, сточные ямы, великолепные банные помещения и даже вентиляция. По времени своего создания санитарно-технические сооружения Кносского дворца близки к древнейшим санитарно-техническим сооружениям в г. Мохенджо-Даро на территории современного Пакистана.
В 1930 г. в шести километрах от г. Керчь (Пантикапей) в кургане Куль-Оба было открыто одно из самых богатых скифских захоронений, относящееся к IV в. до н. э. В классический период истории Греции Пантикапей был столицей Боспорского царства, которое возникло в V в. до н. э. после объединения греческих городов-колоний, располагавшихся по обе стороны Керченского пролива. В результате взаимного проникновения культур здесь сформировалась оригинальная греко-скифо-меотская культура. Золотые сокровища из Куль-Обского погребения хранятся ныне в Особой кладовой Эрмитажа. Среди них – знаменитый золотой сосуд, предназначенный для культового обряда. По периметру сосуда изображены три сцены из жизни скифов: скифский вождь беседует с воинами, скиф-воин делает перевязку раненому товарищу, скиф лечит больной зуб.
При археологических раскопках на территории Древней Греции были обнаружены также многочисленные храмы, и среди них святилища бога врачевания Асклепия. В 1876 – 1877 гг. на склоне Акрополябыл освобожден от земли Афинский храм, ав 1881- 1887 гг. было открыто еще одно святилище в г. Эпидавре. Археологические исследования в Эпидавре дали в руки историков медицины богатый материал о культуре бога врачевания в Древней Греции.
Девятнадцатый век явился периодом великих археологических открытий в Греции. Они продолжаются и по сей день.
Два направления в медицине
В медицине Древней Греции имелось два направления: народная и храмовая.
Начала греческой медицины теряются в глубокой древности и, несомненно, связаны с медициной древних культур Востока: египетской, вавилонской, индийской.
Медицина в Греции издавна носила светский характер: “Она основывалась на эмпирии и в своей основе была свободна от теургии, т. е. Призывания богов, заклинаний, магических приемов и т. п.”
Согласно Гомеру в греческом войске времен Троянской войны были искусные народные врачи, которые успешно лечили раны и знали свойства целебных трав. Они пользовались глубоким уважением:
Стоит многих людей один врачеватель искусный:
Вырежет он и стрелу, и рану присыплет лекарством.
Когда Махаон был ранен Парисом, все войско пришло в смятение от одной мысли, что врач мог быть убит.
Гомеровский эпос дает некоторые представления об анатомических познаниях того времени и лечении ран. Вскрытия трупов в Древней Греции не производилось, тем не менее медицинская номенклатура “Иллиады” и “Одиссеи” составила основу терминологии врачей всей Греции и входит в состав современного анатомического языка.
Согласно Дарамберу в поэмах Гомера описано 141 повреждение туловища и конечностей. Их лечение состояло в извлечении стрел и других ранящих предметов, выдавливании крови и применении болеутоляющих и кровоостанавливающих растительных присыпок с последующим наложением повязок.
Лечением и перевязыванием ран в древнегреческом войске занимались не только врачи, но и сами воины. Так, Патрокл перевязывал раненого врача Махона, а раны самого Патрокла, как рассказывает рисунок на античной вазе, перевязывал Ахилл – один из главных героев “Иллиады”
В произведениях Геродота также есть упоминания о врачевании болезней в Древней Греции и о влиянии климата на здоровье человека. Говоря о заразных болезнях, он объясняет их возникновение вполне естественными причинами, а никак не божественными По его мнению, чума и дизентерия в войске Ксеркса возникли от употребления в пищу травы, листьев и древесной коры вместо хлеба, им же истребленного, от скопления войск и от гниения тысяч непогребенных трупов.
Писал Геродот и о высоком положении врача в обществе и о глубоком уважении к врачебной профессии: по свидетельству Геродота, города Греции оспаривали друг у друга лучших врачей, что говорит также и об элементах общественной медицины в Древней Греции.
В период от Гомера до Гиппократа многие выдающиеся поэты и историки Древней Греции упоминали в своих произведениях об отдельных болезнях и их врачевании. Из сказанного ясно, что греческая медицина вышла не из храмов. В творениях Гомера, Гесиода, Пиндара и многих других, мы находим многочисленные и веские доказательства несомненного существования с незапамятных времен светской, естественной медицины, которую ее могущественная соперница, медицина храмов, не в состоянии была ни затмить, ни уничтожить.
Развитие рабовладельческого строяв Древней Греции и укрепление его к VI в. до н. э. обусловило усиление позиций религии, что явилось ярким выражением классового расслоения общества. Именно к этому периоду истории Греции относится становление храмов, а вместе с ними и храмовой медицины.
Как уже отмечалось, культ Асклепия как бога-целителя сложился в Греции в VII в. до н. э. Несколько позже в Трикке, Эпидавре и на о. Кос были воздвигнуты первые храмы, посвященные этому богу. По меткому замечанию В. П. Карпова, они носили “лечебно санаторный характер”.
В Древней Греции культ Асклепия был очень популярен. Античные авторы сообщают более чем о 300 храмах. Самым величественным из них считалось святилище Асклепия в Эпидавре, при раскопках которого обнаружены многочисленные архитектурные и письменные памятники, несущие обширную информацию о храмовой медицине Древней Греции.
На территории Храма в Эпидавре, кроме самого храма, были также баня, библиотека, стадион и даже театр, построенный около 450 г. до н. э. Повсюду возвышались многочисленные статуи, изображавшие богов, памятники воздвигнутые в честь знаменитых врачей, и стелы, на которых высекались тексты о случаях удачного исцеления, которые широко афишировались.
Жрецы строго следили за чистотой святилища и его посетителей. Безнадежно больным и роженицам входить на его территорию не разрешалось: религиозные правила не допускали в святилища все нечистое (связанное с рождением или смертью). Каждый вошедший мылся в водах священного источника и приносил жертву богам.
После вечерней службы все больные, пришедшие в храм, ложились спать в крытых галереях вдоль стен храма. Под действием одурманивающих окуриваний, внушения и гипноза больные погружались в “священный” сон. Толкование этих снов составляло существенный фрагмент храмовой медицины. Тем не менее главными средствами врачевания в храмах были: различные формы водолечения, холодные омовения, массаж и гимнастика. Об употреблении лекарств в большинстве случаев не упоминается. Есть только отдельные указания на некоторые хорошо проверенные средства народной медицины , у которой жрецы заимствовали свои приемы. Более того, в трудных случаях, как свидетельствуют источники, жрецы часто приглашали на помощь светских врачей.
В уплату за услуги больные приносили в храм изображения исцеленных частей своего тела, сделанные из мрамора, серебра, золота. При раскопках они найдены в Эпидавре в большем количестве. Это мраморные ноги и руки, серебряные сердца, золотые глаза и уши.
“Священные” сны оставались популярными долгое время. В Вавилоне во время последней болезни Александра Македонского его военачальники долгое время спали у алтаря бога Сераписа, надеясь, что он спасет царя.
Медицина Древней Греции
В Древней Греции медицина была семейной профессией и передавалась от отца к сыну, - секреты этого искусства сохранялись внутри рода ли семьи. Такая система подготовки врачей получила название семейной медицинской школы. Позднее рамки семейных школ расширились: в них за определенную плату стали принимать учеников – не членов рода.
Врачи в Древней Греции практиковали в городах, войсках, служили при правителях или ж странствовали в качестве врачей-периодевтов из одного города в другой.
По свидетельству историков, в городах на общественных началах устраивались гражданские больницы с официально назначенным врачом, оплачиваемым государством. Общественные врачи избирались на народном собрании после соответственного экзамена. За особые заслуги перед народом они иногда награждались золотым венком и правом гражданства. Эти великие почести были возданы жителями Афин Гиппократу и его сыну Фессалу. Таким образом, в некоторых полисах Древней Греции уже прослеживаются элементы организации медицинского дела, которые позже получили широкое развитие в Древнем Риме.
В Древней Греции было несколько медицинских школ, и каждая из них, была индивидуальна по своей философии.
Кротонская медицинская школа достигла своего расцвета в VI в. до н. э. Ее основные достижения формулируются в следующих тезисах: 1. организм есть единство противоположностей, 2. здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил, 3. противоположное излечивается противоположным. Выдающимся представителем кротонской школы был философ и врач Алкмеон из Кротона. Он открыл перекрест зрительных нервов и слуховой канал, писал о головном мозге как органе познании и причине некоторых болезней.
Книдская медицинская школа 1. заложила основы гуморального учения, согласно которому здоровье есть благоприятное смешение четырех жидкостей организма, а неблагоприятное их смешение – есть причине большинства болезней. 2. Продолжая традиции вавилонских и египетских врачей, развивала учение о признаках болезней и диагностике. Выдающимся представителем этой школы был Эврифон и Книда – современник Гиппократа, автор многих сочинений.
Косская медицинская школа – главная медицинская школа Древней Греции. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н. э., когда жрецы Дельфийского Оракула попросили Неброса с о. Кос и его сына Хрисоса прекратить моровую язву, свирепствовавшую в войске, осаждавшем г. Киррос. Оба врача без промедления откликнулись на эту просьбу и, как говорит предание, исполнили ее наилучшим образом: эпидемия была прекращена. Расцвет косcкой школы неразрывно связан с именем Гиппократа II Великого, который вошел в историю как Гиппократ. Косская медицинская школа 1. рассматривала организм в тесной связи с окружающей природой, 2. разрабатывала принцип наблюдения и лечения у постели больного, 3. развивала основы врачебной этики.
Самые первые биографии Гиппократа были написаны не ранее, чем через несколько столетий спустя после его смерти. Их авторы не были современниками Гиппократа, и поэтому их повествования носят отпечаток легендарности, которой было окружено имя великого врача. Одни приписывают ему совершение чудесных исцелений и считали само его имя талисманом и синонимом врачебного искусства. Другие, напротив, пытались оклеветать его. Тем не менее легенда о Гиппократе прошла через века, передаваясь из поколения в поколения.
Гиппократ жил в период величайшего внутреннего расцвета Греции, когда каждая отрасль человеческой деятельности имела своих выдающихся представителей. В политике это был Перикл, в истории – век Геродота и Фукида, в философии – век Сократа, Платона, Левиппа, Демокрита, Эмпедола, Анаксагора, в поэзии – век Пиндара, Эсхила, Софокла, Эврипида и Аристофана, в области ваяния и зодчества – век Поликлета, Праксителя и Фидия, в области медицины – век Гиппократа.
Гиппократ родился на о. Кос. По отцу, которого звали Гераклит, он принадлежал к знатному роду врачей. Будучи врачем-периодевтом, он посетил многие города Греции, земли Малой Азии, Скифии, восточное побережье Черного моря, Ливию и Египет. Слава о его врачебном искусстве распространилась во многих государствах. Их правители приглашали его на службу.
Последние годы жизни Гиппократ провел в Лариссе, где и умер в один год с Демокритом.
Гиппократ имел реальные представления о медицине того времени, ее возможностях, трудностях и целях. Это был врач-философ, сочетавший в себе большой врачебный опыт с большим пониманием людей и окружавшей природы. Он неустанно заботился о достоинстве врача. Питал глубокое отвращение к шарлатанам, порочащим высокое искусство.
Наследие Гиппократа и других врачей Древней Греции обобщено в “Гиппократовом сборнике”, который является энциклопедией классического периода истории древнегреческой медицины. Он составлен в III в. до н. э. в знаменитой Александрийской библиотеке, основанной приемниками Александра Македонского – Птолемеями, правителями эллинистического Египта.
Литература:
Сорокина Т. С. "Атлас истории медицины:
Первобытное общество. Древний мир". - 2-е издание., перераб и допол. - М.: Изд-во УДН, 187. - 1168 с., ил.
латинский.pptx
Лекарствоведение в Древнем Риме и Древней Греции.
Студентка 127 группы
Лекарствоведение в Древнем Риме
Развитие лекарствоведения в Древнем Риме преемственно связано с древнегреческой фармацией. Древний Рим дал ряд ученых, много сделавших для становления медицины и фармации.
Во время археологических раскопок были обнаружены примитивные инструменты, лекарственная посуда, банки для хранения лекарств. Лечились в то время дома народными средствами: травами, кореньями и плодами, настоями т отварами. Широко применялись дикорастущие, а затем специально культивируемые лекарственные растения.
В I веке н.э. древнеримский врач Диоскорид Педаний впервые выделил лекарственные вещества в отдельную отрасль медицинских сведений. В обширном сочинении «De material medica» («Лекарственные средства») он дал полное описание всех известных в то время медикаментов. В своем труде Диоскорид описал 600 видов лекарственных растений, сгруппированных по морфологическому признаку, а также лекарственные средства животного и минерального происхождения. Среди растений описаны донник, незабудка, смоковница, аир, тимьян, щавель, петрушка, капуста, свекла, клещевина. Впервые автор приводит описание опия как лекарственного средства, рекомендуемого при кашле и заболеваниях кишечника.
Диоскоридом описаны способы получения ртути, окиси свинца, белил, препаратов меди и приготовления лекарственных форм этих препаратов (мазей, пилюль, пластырей и др.). Из средств животного происхождения упоминается о крови и испражнениях животных, о клопах, пауках, ящерицах.
До нашего времени дошло сокращение «Естественной истории» Плиния старшего, известного под названием «Медицина Плиния». Это сочинение – интересный памятник поздней античности, дающий представление о применявшихся лекарственных средствах в Древнем Риме на протяжении нескольких веков.
В то время применяли при головной голи – сок лука, цикория с розовым маслом и уксусомедом, укропное масло, вареный чеснок, миндальное масло; при зубной боли – девясил, уксус, тысячелистник, корень белены; при кожных заболеваниях – окись цинка, буру, квасцы, селитру; против глистов – мужской папоротник; в качестве слабительных средств использовали алоэ, галлосомель (смесь меда и морской воды); в виде втираний – масла (оливковое, миндальное, лавровое, миртовое, беленое, касторовое); среди лекарств животного происхождения – электрический скат, печень осла, желчь собаки.
Уже тогда были известны целебные источники (сернистые, квасцовые, смолистые, железистые), минеральные грязи, песочные ванны. Морская вода восхвалялась как средство для укрепления нервов.
Самый большой вклад в развитие медицины и фармации внес крупнейший врач и философ Клавдий Гален (131 – 201 гг. н.э.). В вопросах о сущности болезней и их лечении Гален исходил из учения Гиппократа и его последователей, внося в него поправки и дополнения. Гален имел свою аптеку в Риме, где сам готовил лекарства.
Гален называл лекарством все то, что может изменить естественное состояние человека. Его номенклатура лекарственных средств была многочисленной и заимствованной у разных школ. Классификация лекарств имеет сходство с современной – это слабительные, вяжущие, смягчающие, мочегонные, болеутоляющие, кроветворные средства, противоядия и другие.
Гален выдвинул утверждение, что в лекарствах есть полезные вещества, которыми нужно пользоваться и вредные, которые нужно отбрасывать. Гален стремился освободить лекарственные вещества от балласта, дать более очищенные препараты, то есть впервые ввел понятие о действующих веществах. Такие извлечения из лекарственных растений стали популярны после него и были названы галеновыми препаратами.
В связи с этим он ввел в практику извлечения из природных веществ и значительно усложнил технологию получения лекарственных препаратов. Лекарственные прописи, применяемые Галеном, были довольно сложны по составу, так некоторые пластыри состояли из 23–60 веществ.
Он разработал и описал много лекарственных форм: порошков, пилюль, лепешек, микстур, экстрактов, мазей, отваров, растворов, соков растений, эфирных м жирных масел, примочек, припарок, сборов, пластырей, горчичников, настоек, уксусомедов, а также косметических средств – зубных порошков, помад для волос и многое другое – всего более 20 разнообразных форм.
Галеном были введены в фармацевтическую практику винтовой пресс, различные приспособления для измельчения растительного сырья. Он установил весо-объемные соотношения при приготовлении экстрактов, настоек и отваров.
Лекарствоведение в Древней Греции
В V–IV вв. до н.э. наступил расцвет древнегреческого рабовладельческого общества, полисного строя, греческой культуры. Развитие медицины и фармации в Древней Греции было тесно связано с другими науками, которые объединялись общим понятием «философия».
Для древнегреческой философии была характерна стихийная диалектика, основой которой служила атомистическая система Демокрита. Одновременно со школой Демокрита греческая философская мысль развивалась еще в трех школах: ионической во главе с Фалесом, Анаксименом и Анаксимандром; пифагорейской, названной по имени математика Пифагора, и элейской во главе с Ксенофонтом и Пармени-дом.
Мыслители Древней Греции являлись одновременно естествоиспытателями и врачами, которые занимались приготовлением лекарств. Одним из них был Демокрит (470–357 до н.э.). Часть своей жизни он провел в путешествиях, бывал в Египте. Демокрит был не только философом, но и математиком. Значительное внимание он уделял медицине: «Здоровья просят у богов в своих молитвах люди, а того не знают, что они имеют сами в своем распоряжении средства к этому», — писал он. В «Диакосмосе», самом значительном его сочинении, изложена материалистическая система философа. Для него все атомы подобны, неделимы, несжигаемы, не имеют начала и конца. Его идеи пользовались большим успехом в алхимический период развития, так как основное внимание он уделял метафизической стороне проблемы атомизма.
Учение было Демокрита было развито Эпикуром (341–270 до н.э.). Он положил за основу бесконечность вселенной и непрерывность материи. Эпикур принял существование пустоты и движения атомов, обладающих некоторыми свойствами материи, такими как величина, форма и невесомость. Учение Эпикура изложено в его «Письме к Геродоту» и в поэме «De rerum natura* («О природе вещей») Тита Лукреция Кара. Поэма «О природе вещей» свидетельство того, что учение Демокрита и Эпикура оказывало огромное влияние впоследствии и на римлян.
Материалистическим школам в Древней Греции противостояла идеалистическая школа Пифагора (VI в. до н.э.), а впоследствии философия Платона (IV в. до н.э.). Будучи представителями аристократии, они отрицали возможность изучения конкретной природы и объясняли все, что совершается в мире, влиянием либо мистического числа (Пифагор), либо извечных «идей» (Платон). Общее влияние древнегреческой культуры на последующее развитие мировой культуры было чрезвычайно велико. «Греки навсегда останутся нашими учителями», — писал К. Маркс.
Термин «асклепейон» произошел от имени Асклепия (в латинской мифологии Эскулап). По преданию, Асклепий жил в Фессалии, в Северной Греции. Он имел много учеников. В «Илиаде» Гомер называет его великим и беспорочным» врачом. Впоследствии Асклепий был обожествлен и вошел в греческую и мировую литературу в качестве бога врачебного искусства — сына Аполлона Исцеляющего. Многие врачи Древней Греции считались его потомками. Покровительницы отдельных отраслей медицины — Гигейя (отсюда термин «гигиена») и лекарственной терапии — Панацея считались его дочерьми. Гигейя прославилась разумными профилактическими советами и почиталась как богиня здоровья. Она изображалась юной девой, держащей в левой руке чашу, из которой пьет змея. Изображение змеи и чаши впоследствии стало эмблемой медицины. Смысл эмблемы состоит в том, что врач должен быть мудр, как змея, а мудрость черпать из чаши познания природы. Панацея умела лечить «от всех болезней». Впоследствии «панацеей» стали называть средство, которому приписывалось аналогичное лечебное действие.
Греческая медицина и фармация сложились под влиянием передовых философских учений древних греков — стихийного материализма и наивной диалектики. Врачи Древней Греции дали новые решения многих вопросов медицины и особенно фармации. Они выявляли материальные причины болезней, их связь с внешней средой; создали представление о болезни как изменяющемся явлении, которое проходит в своем течении определенные стадии, и о необходимости наблюдения за ними. Такой подход к заболеванию и его лечению способствовал расширению и углублению медицинских знаний, он давал ключ к пониманию физиологии и патологии человека, к терапии и применению лекарств на основе нового учения. На практике данные принципы первым применил Гиппократ (460–377 до н.э.), которого с достаточным основанием называют «отцом медицины».
Гиппократ принадлежал к семейной династии врачей — весь род знаменитого врача на протяжении 18 поколений занимался медициной. Одно поколение передавало свой опыт другому, создавая таким образом стойкую семейную школу. Знания он получил от отца, которого звали Гераклид. Учился Гиппократ в медицинской школе на острове Кос. Он много путешествовал — посетил Египет, Ливию, Малую Азию, северное побережье Черного моря и восточное вплоть до реки Риони. После этого он занялся врачебной практикой в самой Греции. В результате путешествий Гиппократ ознакомился с достижениями медицины Египта, Малой Азии, разных стран. Гиппократу были известны медицинские знания скифов, обитавших на северных берегах Черного моря. Об обычаях скифов, состоянии у них врачебного искусства он упоминает в своем произведении «О воздухах, водах и местностях». В этом трактате он изложил основы своего учения о некоторых основных типах телосложения и темперамента людей.
Из мягких лекарственных форм в Древней Греции для наружного применения готовили мази, пластыри, суппозитории, припарки, для внутреннего — пилюли, лепешки, кашки. Припарки для лечения опухолей и воспалений состояли из сырых или вареных растений, измельченных с вином или маслом, иногда с добавлением высушенного и тонко измельченного льняного семени. В некоторые прописи включали сок чилибухи, синильника, уксус, квасцы.
При плешивости применяли припарки из тмина, редьки, голубиного помета, смеси порея, свеклы и крапивы.
В форме мазей применялись средства растительного (морской лук, чемерица черная, кора дуба, мирра, ладан), животного (желчь и печень быка, шпанские мушки и др.) и минерального (цвет меди, сандарак, белила, горчичная глина) происхождения. В качестве основ использовались мед, масла, свиное сало, сгущенные соки и сгущенные отвары растений в воде или вине. Приготовление состояло из измельчения твердых компонентов, плавления основы, перемешивания составных частей и нагревания смеси до загустевания.
В своей практике Гиппократ особое внимание уделял лечению травами. Он старался наиболее полно сохранить природу лекарственных средств, разработал способ их хранения и упаковки, что подтверждается раскопками античных аптек. В письме Кратевасу, представителю знаменитого семейства ризотомов (собирателей трав), он просит прислать травы и растительные соки для лечения Демокрита: «Все соки, выжатые и вытекающие из растений, следует доставить в стеклянных сосудах, все листья, цветы и корни — в новых глиняных банках хорошо закрытых, чтобы под влиянием проветривания не выдохлась сила лекарств, как бы впавших в обморочное состояние». Растения Гиппократ рекомендовал применять в измельченном виде. Среди них мы встречаем белену, бузину, горчичник, гранат, зверобой, дыню, золототысячник, ирис, клещевину, крапиву, крушину, лук, мак, мандрагору, миндаль, медвежье ушко, омелу, пастушью сумку, полынь, сосну, тыкву, чилибуху, чемерицу белую и черную, чеснок, шалфей — всего около 250 растений. Из животных лекарственных средств применялся жир барана, быка, гуся, утки, а также жир рыб (около 50 наименований): камбалы, кефали, окуня речного. Гиппократ назначал банки и кровопускание. Он рекомендовал соблюдать осторожность, учитывать реакцию организма, не торопиться, не заменять быстро одно лекарство другим.
Ученик Платона Аристотель (384–322 до н.э.) был самым видным ученым древности. Энциклопедист, он охватывал и разрабатывал самые различные области знания. Сын врача, Аристотель получил и медицинское образование. Это был первый по времени натуралист, поставивший научно-экспериментальную работу на небывалую до него высоту. Он вскрывал трупы различных животных, делая при этом выводы об анато мическом строении человека. Аристотель может быть по справедливости назван основателем сравнительной анатомии. Он также изучал физиологические процессы. Будучи идеалистом, Аристотель критиковал идеалистическое учение Платона и в некоторых вопросах приближался к материализму. Наиболее характерным для Аристотеля было учение о целенаправленности (телеология): «Природа ничего не делает лишнего, природа производит все ради чего-нибудь». Церковная философия эпохи феодализма впоследствии использовала это учение Аристотеля и сделала его вместе с учением Платона о предшествующих идеях одной из основ средневековой идеологии — схоластической философии, господствовавшей и в средневековой медицине.
Архимед Сиракузский (287–212 до н.э.) сделал ряд крупных открытий в математике и механике. С его именем связана разработка одного из первых физико-химических анализов, который после усовершенствования его арабскими учеными применяется и в настоящее время.
Архимед измерил плотность системы золото-серебро, решая задачу, заданную ему в 240 г. до н.э. сиракузским царем Гиероном Младшим. Он определил количество золота в царской короне, сравнив плотность золота и серебра с плотностью короны (сплав золота и серебра). В основу решения этой задачи Архимед положил допущение, что численное значение плотности золота должно измениться, если к нему примешать другое вещество, в данном случае более легкое — серебро. Медицина в Александрии была представлена врачом по имени Эрасистрат (ок. 300 — ок. 240 до н.э.), который проводил анатомические исследования трупов преступников по разрешению Птолемея Филадельфа.
Место хранения лекарств в кабинете врача в древней греции
Июль 24th, 2013 adminНа Пелопоннесе, в 150 км от Афин, в городе Эпидавр, находилось в 5 в . до н.э. величайшие святилище бога Асклепия, Асклепион (др.-греч. Ἀσκληπιεῖον лат. Aesculapium).
Древние эллины считали, что на здоровье человека влияют юмор, окружающая среда, климат, социальный класс, диета, травмы, убеждения и мышление самого человека.
В подземелье Асклепиона в Эпидавре располагались три больших бассейна, наполненных водой из минеральных источников. Вода источника использовалась в качестве основного лечебного средства, и потому источник считался священным. Асклепион и Храм Асклепия строили в окружении кипарисной рощи, источающей целебный воздух. Рядом с древнегреческим Асклепейоном всегда находилась река, озеро, море, где больные, пришедшие на лечение,могли принять омовение.
В Асклепионе в Эпидавре находилась громадная скульптура бога-врачевателя Асклепия, сделанная из золота и слоновой кости скульптором Фрасимедом Паросским. Бог врачевания Асклепий был изображён сидящим на троне в окружении священных животных — золотой змеи, поднимающейся к левой руке Асклепия, и собаки, лежащей справа у его ног. На территории святилища стоял большой жертвенник для приношений и круглый храм Фолос с источником целебной воды, воздвигнутый в IV веке до н. э., выдающимся древнегреческим зодчим Поликлетом Младшим. Путь к храму и источнику шёл по длинным коридорам, наполненным змеями, где больного лечили стрессом.
В рачи использовали довольно большой набор медицинских инструментов и приспособлений. Среди них — ножницы, зубные щетки, губки, бинты, банки для мазей, скальпели, ложки, кисти, ушные ложечки и зонды, клистиры.
«У врача будет больше авторитет, если он хорошо выглядит и упитан соответственно своей природе, ибо те, кто сами не могут позаботиться о своём теле, считаются не способными проявлять надлежащую заботу о других», — читаем мы в одном из древних медицинских трактатов.
Агнодика (греч. Ἀγνοδίκη) в 4 веке до н.э. была известна, как первая акушерка (doula) и женщина-врач в древних Афинах. Она была вынуждена помогать роженицам, переодевшись мужчиной, потому что в этот период женщинам не разрешалось быть врачами. Когда же раскрылась правда, её вызвали в суд, но о на была оправдана, и впоследствии закон против женщин-врачей в Афинах был отменён.
Прогревающие процедуры в древней Греции.
В древнем Пафосе и на острове Кипр во время раскопок найдены глиняные грелки I века до н.э. в форме частей человеческого тела.
Глиняные сосуды с очень тонкими стенками, форма которых соответствует разным частям человеческого тела. Исследователи предполагают, что это своего рода грелка, действовавшая как разогревающее средство, плотно прилегающее к больному месту, как пластырь (emplastra) или грелка древних.
Предполагается, что в них заливали тёплую жидкость, вероятно, горячую воду или горячее оливковое масло и прикладывали к больной части тела, чтобы вызвать гиперемию и облегчить боль.
Лекарствоведение в Древнем Риме и Древней Греции
Во время археологических раскопок были обнаружены примитивные инструменты, лекарственная посуда, банки для хранения лекарств. Лечились в то время дома народными средствами: травами, кореньями и плодами, настоями т отварами. Широко применялись дикорастущие, а затем специально культивируемые лекарственные растения.
Вложенные файлы: 1 файл
История фармации Древней Греции
Сведения о древнегреческой фармации мы черпаем из произведений Гомера Илиады и Одиссеи. Главным представителем и богом древней мифологической медицины является Эскулап. Его дочь Гигиена была главной богиней здоровья; она сопровождала отца и питала на своей руке его змею.
Храмы - асклепии были расположены большей частью вне городов в священных рощах, близ садов, в здоровых живописных местностях, на горах, вблизи рек и целебных минеральных источников. Окрестности этих храмов считались священными. Главным средством лечения служила инкубация или священный сон у ног божества; во время сна жрецы в облачении божества, с дочерью и другими девами в одежде дочерей Эскулапа, молча ожидали того момента, когда божество откроется больному в сновидениях. Последние были естественным следствием предшествовавшего возбужденного состояния.
Жрецы занимались толкованием сновидений больных и по ним определяли средства против болезней. Культ Эскулапа существовал еще около 420 г. н. э. В древней Греции был известен целый ряд героинь и жриц, отличавшихся большими знаниями по фармации. Имена некоторых по сие время остались у нас в обиходе. Так, например, Inula Helenium называется по имени Елены, мифической виновницы троянского похода. Артемисия, царица Карийская, открыла и ввела в медицинскую практику разные растения; некоторые из них до сих пор носят ее имя.
Одним из выдающихся врачей древней Греции является Гиппократ (460—377 до н. э.). V и IV века до нашей эры в истории Древней Греции представляют собой эпоху высшего развития афинской демократии (рабовладельческой) - эпоху величайшего внутреннего и внешнего расцвета Греции. Гиппократ первый попытался собрать воедино всевозможные медицинские наблюдения, привести их в систему и дать им философское обоснование. Для всестороннего изучения медицины Гиппократ много путешествовал по Малой Азии, по Черноморскому побережью, по Египту. Он первый освобождает медицину от преобладавшего влияния теургических представлений: отбрасывает заговоры, молитвы и весь мистический ритуал и кладет в основу своей работы опыт и наблюдение у постели больного.
"О том, что находится над землей и под землей, возможны только догадки, медицина же путем опыта давным -давно привела к прочным приобретениям, к верному методу; и нем одном залог ее процветания в будущем"- говорит Гиппократ.
Медицина в это время имела по преимуществу светский характер. Были общественные городские врачи, военные, приторные. У некоторых врачей были свои небольшие лечебницы (иатреи). Врачи - периодевты переезжали с места на место.
Вся физиология, патология и фармация Гиппократа находится, разумеется, в полном соответствии с доминировавшими тогда воззрениями на жизнь и на ее процессы.
Согласно господствовавшему учению того времени, которого придерживался и Гиппократ, все тела состоят из четырех основных начал, каковы: огонь, вода, воздух и земля, которым соответствует четыре качества: сухое, влажное, теплое и холодное. В человеческом теле находятся четыре кардинальных жидкости: кровь, слизь, желтая и черная желчь. Согласно этому учению, составные части во всех телах однородны, и различие между ними зависит лишь от взаимных отношений этих частей друг к другу.
Так как все болезни приписывались изменению одного из вышепоименованных соков, то полагали, что каждое лекарственное вещество должно обнаруживать свое действие преимущественно на одну из влаг.
"Если давать кому-либо лекарство, действующее на слизь, то произойдет рвота слизью, если действующее на желчь — то рвота желчью. При чрезмерных очищениях лекарство прежде всего выводит сродную ему влагу, а затем уже а ней последуют остальные". Сообразно с этим лекарственные вещества определялись, согласно их действию на кардинальные жидкости: "Если конституция слизистого свойства, необходимо очищать книдскими семенами или корнем гапсии, если желчного свойства — то соком скаммония и диких колоквинтов".
В связи с учением о четырех качествах тел находится деление лекарственных веществ на холодные, влажные, теплые и сухие - деление, подробнее разработанное и развитое впоследствии Галеном.
Какое значение Гиппократ придавал лекарствоведению, видно из следующего.„Лекарства и их простые свойства, если таковые описаны, ты должен тщательно удержать в памяти. Из них ты должен усвоить себе все, что относится к лечению болезней вообще, наконец, сколько и каким образом они действуют в определенных болезнях. Ибо в этом начало, середина и конец познавания лекарств".
О стремлении Гиппократа наилучшим образом сохранить природу лекарственных материалов мы узнаем из его письма к собирателю трав перед отъездом к философу Демокриту для лечения последнего: „Все соки, выжатые и вытекающие из растений, следует доставить в стеклянных сосудах, все листья, цветы или корни - в новых глиняных банках, хорошо закрытых, чтобы под влиянием проветривания не выдохлась сила лекарства, как бы впавши в обморочное состояние" (такой способ хранения подтверждается раскопками античных аптек).
Вообще последователи Гиппократа, сами занимались приготовлением лекарств, так как в то время не было обычая смешивать многие вещества и дозировка была еще довольно примитивна.
Экономика фармации Организация Деятельности Аптеки
Многочисленные изображения растений и записи о них были найдены на стенах храмов и гробниц. Но особенно ценные сведения были обнаружены в древних памятниках письменности - египетских папирусах. Самый большой папирус - 20,23 метра - относится к 1570 года до новой эры и был Найден в 1872 году. Он получил название "папируса Эберса" по имени немецкого ученого Эберса, который изучал этот папирус.
На 110 страницах папируса написан огромный трактат по медицине. В нем приведены рецепты для лечения заболеваний дыхательных путей, уха, горла, носа, ожогов, глазных и кожных болезней. Рецепты, как правило, содержат большое число ингредиентов (до 37).
Часть текста древнеегипетского папируса главным образом растительного происхождения. Наряду с этим встречаются минеральные вещества — сера, сурьма, сажа, глина, селитра, а также вещества животного происхождения. Пчелиный мед считался эффективным средством при заболевании глаз.
Л екарственные средства классифицировались по фармакологическому признаку (слабительные, рвотные и т.д.). Древнеегипетские врачи считали, что многие болезни возникают от избытка пищи, и рекомендовали регулярно в третий день каждого месяца принимать слабительные средства.
В числе лекарственных форм в Древнем Египте были известны отвары, пилюли, мази, примочки и т. д. При изготовлении лекарств пользовались настаиванием, процеживанием, отвариванием, измельчением, просеиванием. В папирусах трактовались вопросы о строении человеческого тела, симптомах болезней, приводились другие медицинские сведения.
При исследовании больных применялись осмотр, ощупывание и выслушивание. Жрецы, в руках которых находилась медицина в Древнем Египте, Тщательно скрывали от народа происхождение и истинные названия применяемых ими лекарственных средств присваивая им условные названия во многих случаях по имени различных богов.
Врачебное искусство древних египтян было заимствовано у вавилонян. Многие рецепты папируса Эберса были известны врачам Вавилона задолго до написания этого папируса. Вавилонские рецепты состояли из трех частей: в первой указывался перечень лекарственных растений, во второй - болезни, при которых они применяются, в третьей - способ применения растений.
Медицина и фармация Древней Греции многое заимствовали из египетской медицины и фармации и в свою очередь оказали большое влияние на развитие медицины и фармации на Западе. Медицина Древней Греции была тесно связана с религией. С VII века до н.э. в Греции начинает развиваться храмовая медицина, возникшая на почве культа Асклепия (Эскулапа).
Началом культа послужил миф, в котором обожествлялась личность давно умершего царя Фессалии Асклепия, славившегося своим врачебным искусстном. В VII веке до н.э. в греческих городах стали возникать храмы в честь Асклепия - асклепийны. Жрецы асклепийонов не только возносили молитвы в честь Асклепия, но и лечили стекавшихся отовсюду больных.
Храмовая медицина была основана на системе внушения. Больной постом и молитвами подготавливался к вещей ночи, которую он должен был провести в помещении храма. Сон, увиденный больным в эту ночь, считался внушением свыше и толковался жрецами с целью выяснения воли богов и назначения способа лечения.
Наряду с асклепийонами в Древней Греции - существовали общинные больницы, в которых врачи принимали пациентов и оказывали им необходимую медицинскую помощь.
Одно из помещений такой больницы отводилось для хранения лекарственных средств и называлось apotheke (от греческого аро - от и theke - ящик). Так в Древней Греции называли хронилища редких или ценных вещей. Из древней Греции термин "аптека" распространился впоследствии во многие страны мира и стал означать специализированные предприятия по изготовлению и продаже лекарственных средств.
Асклепий изображался с большим посохом, вокруг которого обвилась змея. Впоследствии змея стала эмблемой здоровья и медицины. Считалось, что Асклепий имел двух дочерей, которые занимались врачеванием. Гигиея прославилась профилактическими советами и считалась богиней здоровья (отсюда произошел термин "гигиена"). Другая дочь Панацея была покровительницей лекарственной терапии. Она якобы могла излечивать от всех болезней. Ее имя стало нарицательным. Панацеями стали называть лекарственные средства, которым приписывались целебные свойства при всех болезнях.
Читайте также: