Место где в афинах проходили религиозные празднества
Развлечения упорядочены согласно данным Tripadvisor, включая отзывы, оценки, фотографии и популярность.
Рейтинг путешественников
Достопримечательности с самой высокой оценкой на Tripadvisor согласно отзывам путешественников
Достопримечательности
Активный отдых на открытом воздухе
Концерты и представления
Еда и напитки
Мероприятия
Ресурсы для путешественников
Типы достопримечательностей
Достопримечательности и культурные объекты
Достопримечательности и культурные объекты
Священные места и религиозные достопримечательности
Образовательные объекты
Арены и стадионы
Правительственные здания
Показать все
Оценка путешественников
Ликавит (Холм Ликавитос)
Неос-Космос
Монастираки
Тисио/Макриянни
Район Колонаки (гора Ликавит)
Показать больше
Подходит для
Бесплатный вход
Чем заняться в дождливый день
Подходит для детей
Подходит для любителей адреналина
Скрытые жемчужины
Место для медового месяца
Приключения
Подходит для пар
Подходит для больших групп
Показать больше
20 мест (сортировка по популярности среди путешественников)
Развлечения упорядочены согласно данным Tripadvisor, включая отзывы, оценки, фотографии и популярность.
1. Храм Гефеста
Древние руины • Религиозные достопримечательности
Монастираки
2. The Monastery of Daphni
Исторические достопримечательности • Религиозные достопримечательности
3. Chapel of St. George
Религиозные достопримечательности
Ликавит (Холм Ликавитос)
4. Agios Dionysios Areopagitis Catholic Cathedral
Религиозные достопримечательности
5. Little Metropolis
Религиозные достопримечательности
6. Church of Saint Isidore
Религиозные достопримечательности • Церкви и соборы
Ликавит (Холм Ликавитос)
Религиозные достопримечательности
8. Tzisdarakis Mosque (o Moschea della Fontana di sotto)
Религиозные достопримечательности
Монастираки
9. Church of the Holy Apostles
Религиозные достопримечательности
10. St. Sophia’s Church of Acropolis
Исторические достопримечательности • Культурные объекты и достопримечательности
Тисио/Макриянни
11. Agios Dionysios Areopagitis Church
Религиозные достопримечательности
Район Колонаки (гора Ликавит)
12. Greek Evangelical Church
Религиозные достопримечательности
13. Agia Paraskevi Church
Исторические достопримечательности • Культурные объекты и достопримечательности
14. Fethiye Mosque
Религиозные достопримечательности
15. Church of Agios Nikolaos
Религиозные достопримечательности • Церкви и соборы
16. Metroon
Библиотеки • Религиозные достопримечательности
17. Masjid Al-Salam Mosque
Религиозные достопримечательности
Неос-Космос
18. Agios Ioannis tis Kolonas
Религиозные достопримечательности
19. The Temple of Asclepios
Исторические достопримечательности • Древние руины
20. Agia Kyriaki
Религиозные достопримечательности
Афины: часто задаваемые вопросы
священные места и религиозные достопримечательности: какие места в г. Афины являются лучшими?
священные места и религиозные достопримечательности: какие места в г. Афины являются лучшими для отдыха с семьей и детьми?
священные места и религиозные достопримечательности: какие места в г. Афины являются лучшими для путешественников с ограниченным бюджетом?
© TripAdvisor LLC, 2021 г. Все права защищены.
Условия использования Заявление о конфиденциальности и файлах cookie Согласие на использование файлов cookie Карта сайта Как работает сайт
Эта версия нашего веб-сайта предназначена для пользователей из страны Россия , для которых основным языком является Русский . Если Вы живете в другой стране или регионе, выберите соответствующую версию Tripadvisor для своей страны или региона в выпадающем меню. подробнее
Как отмечали праздник в древности
Праздник начинался ночью с большого факельного шествия, танцев и представлений музыкантов, играющих на арфах и флейтах. На другой день, утром совершалось шествие граждан Афин на Акрополь с Агоры. Первыми шли самые почитаемые граждане полиса и несли нарядно-расшитое платье (пеплос) в храм Эрехтейон, где облачали в него статую богини, а за ними вели на заклание жертвенных животных, быков.
После религиозных обрядов начинались разные состязания, это были спортивные соревнования, конные бега, корабельные гонки на галерах, а так же музыкальные и поэтические соревнования. Победителям игр вручали особые красиво-расписанные амфоры, которые наполняли оливковым маслом, оно считалось священным.
Мне встречались в музеях такие амфоры, их до сих пор сохранилось достаточно много, что лишний раз свидетельствует о масштабах и популярности праздника.
За девять дней празднования Великих Панафиней проходило множество соревнований - атлеты брали маленькие гири в руки, чтобы лучше оттолкнуться от земли и прыгали в длину, соревновались в беге, метании копья, рукопашном бое и так далее. В Одеоне соревновались в сольном и хоровом пении, собирались поэты и читали свои произведения, а музыканты играли на лире.
Для того чтобы определить победителя в каждом состязании методом голосования выбирали судей, которые и решали судьбу участников агона. Тому, кто был признан лучшим в своем деле вручали венок из священной оливковой рощи и огромную амфору с маслом.
Замыкали эту торжественную процессию слуги, они вели за собой быков, жертвенных животных (до 100 голов) на заклание. Большие Панафинеи завершались жертвоприношением в честь богини — гекатомбой (переводится с греческого как "сто быков") и большим застольем. С течением времени этим словом стали обозначать любое большое жертвоприношение в честь богини Афины, а месяц проведения Панафенийских игр переименовали в гекатомбеон (месяц жертвоприношения). Сейчас такое даже сложно себе представить, однако когда-то такие ритуалы были в порядке вещей.
Мне очень симпатична греческая культура – открытая, яркая, солнечная. Праздники в ней всегда были связаны с богами и поклонением им, при этом отмечали их с размахом, песнями, музыкой и танцами. Всегда очень интересно наблюдать как менялось мировоззрение людей сквозь время, а особенно ярко это всегда выражается в традициях, обычаях и праздниках.
Древняя Греция. Ансамбль Афинского Акрополя
Древними греками было создано немало прекрасных строений. Они разработали точные правила и принципы храмового зодчества (об этом я писала в предыдущих статьях - здесь и здесь ). Однако главным шедевром греческой архитектуры, воплотившим представление греков о красоте, гармонии и мере, стал ансамбль Афинского Акро́поля .
(от гр. «akra polis» – «верхний город») – городская крепость стран Древнего мира. В Древней Греции – находящаяся на возвышенном месте укрепленная часть города, которая служила защитой во время опасности. На акрополе возводили храмы богам, покровителям города, хранили казну, продовольственные запасы и вооружение города.Афинский Акрополь. Реконструкция. Афинский Акрополь. Реконструкция.
Он был возведен после триумфального окончания греко-персидских войн во время правления Пери́кла (490 – 429 гг. до н.э.). Это было время наивысшего культурного расцвета греческой столицы. Перикл собрал вокруг себя лучшие интеллектуальные и художественные силы Эллады. Общее художественное руководство строительными работами на акрополе осуществлял друг Перикла - скульптор Фи́дий .
Филипп фон Фольц. "Эра Перикла". Филипп фон Фольц. "Эра Перикла".Акрополь, выстроенный на естественной скале, высоко и гордо возносился над городом. Раз в четыре года в честь покровительницы полиса – богини Афины - устраивался праздник – Великие Панафине́и , когда граждане города в торжественном шествии восходили на акрополь для проведения ритуалов в главном его храме.
Панафинейское шествие на Афинский Акрополь. Панафинейское шествие на Афинский Акрополь.Приближаясь к холму, идущие, издалека видели небольшой и весьма изящный храм Нике Апте́рос , работы архитектора Калликтра́та . Он был посвящен богине Победы, которую греки для этого храма, изобразили бескрылой, чтобы она не могла покинуть их страну. Эта статуя находилась внутри здания храма – наосе .
Афинский Акрополь. Храм Нике Аптерос. Афинский Акрополь. Храм Нике Аптерос.Снаружи его украшали изящные ионические колонны, и рельеф, с изображениями эпизодов греко-персидских войн и фигурами богов.
Афинский Акрополь. Храм Нике Аптерос. Афинский Акрополь. Храм Нике Аптерос.Среди этих изображений была и удивительная по мастерству выполнения фигура Ники, развязывающей сандалии. Её тело приобретало свои очертания сквозь, словно намокшую ткань, формирующуюся удивительно реалистичными складками.
Ника, развязывающая сандалию. Барельеф храма Ники Аптерос. Ника, развязывающая сандалию. Барельеф храма Ники Аптерос.Рельефы и внешние детали храма были ярко раскрашены и вызывали неподдельное восхищение жителей и гостей Афин.
Афинский Акрополь. Храм Нике Аптерос. Реконструкция. Афинский Акрополь. Храм Нике Аптерос. Реконструкция.Дальше путь пролегал через мощные и торжественные – Пропиле́и , спроектированные Мнеси́клом . Это была весьма оригинальная идея – сделать ворота, в виде храма .
Афинский Акрополь. Пропилеи. Афинский Акрополь. Пропилеи.Оттого, что лестница, идущая через Пропилеи к холму поднималась вверх, и из-за обилия колонн этого сооружения, участники процессии не могли заранее разглядеть главную площадь Акрополя. И это заставляло их напряжённо ожидать и предвкушать зрелище, которое должно было открыться их взору.
Афинский Акрополь. Пропилеи. Реконструкция. Афинский Акрополь. Пропилеи. Реконструкция.И вот, миновав Пропилеи, шествие оказывалось в святая святых Афин. На главной площади акрополя, пришедших встречала статуя Афины-Прома́хос (воительницы) созданная Фидием. Её высота, согласно некоторым источникам составляла 9 метров. Шлем и наконечник копья этой бронзовой скульптуры, были покрыты золотом. И, как говорят, древние свидетельства, отражавшийся на них солнечный свет был виден из далека, служа своеобразным маяком, проплывающим судам.
Реконструкция площади Афинского Акрополя. Реконструкция площади Афинского Акрополя. Афинский Акрополь. Эрехтейон. Афинский Акрополь. Эрехтейон.Храм этот, согласно легенде, был построен на месте спора богов Посейдона и Афины, за покровительство над городом, у которого ещё не было собственного имени. Спор взялся рассудить правивший тогда царь Эрехтей . Он предложил богам одарить эту местность, тем, что, по мнению горожан, станет залогом дальнейшего процветания. Посейдон выбил своим трезубцем источник воды, а по воле Афины здесь выросло оливковое дерево. Победа в споре была присуждена Эрехтеем Афине, и город был назван в честь неё. (О верованиях древних греков читайте в этой статье ).
Спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой.Храм Эрехтейон стал важнейшим святилищем акрополя. В нём хранилсь важнейшие реликвии. Здесь же находилась могила почившего царя Эрехтея. В храме можно было увидеть источник солёной воды, выбитой во время судьбоносного спора из скалы Поседоном. И, разумеется, у храма росло оливковое дерево, выращенное Афиной. И хотя оно гибло во время катаклизмов и войн, оно каждый раз возрождается на своём месте, в чём может убедится каждый, кто приходит к Эрехтейону. :)
Священное оливковое дерево у Эрехтейона Священное оливковое дерево у ЭрехтейонаЭто храм удивляет своей асимметрией - все его стороны имеют отличное друг от друга оформление.
Афинский Акрополь. Эрехтейон. Реконструкция. Афинский Акрополь. Эрехтейон. Реконструкция.Два входа – с восточной и западной сторон вели в разные части храма – одна из которых посвящалась Афине-Полиаде (Градохранительнице), а другая Посейдону и Эрехтею.
Афинский Акрополь. Эрехтейон. Афинский Акрополь. Эрехтейон.Самым интересным был фасад, обращенный к Парфенону, и находящийся как раз в поле зрения идущих мимо участников шествия. Его портик (выступающий вперед вход) украшали кариати́ды - женские статуи, которые поддерживали крышу, заменяя собой колонны.
Афинский Акрополь. Эрехтейон. Портик Кариатид. Афинский Акрополь. Эрехтейон. Портик Кариатид.Когда то они были раскрашены, и были похожи на живых девушек.
Афинский Акрополь. Эрехтейон. Портик Кариатид. Реконструкция. Афинский Акрополь. Эрехтейон. Портик Кариатид. Реконструкция.Оставив позади Эрехтейон, процессия теперь попадала под очарование са́мого выдающегося строения Греции – Парфено́на . Его архитекторы Икти́н и Калликра́т создали непревзойденный шедевр.
Афинский Акрополь. Парфенон. Реконструкция. Афинский Акрополь. Парфенон. Реконструкция.Это был величественный храм-периптер , с соотношением дорических колонн на его сторонах равном 8/17. Он был обильно украшен рельефами и скульптурой, выполненными Фи́дием и его учениками и ярко раскрашен.
Афинский Акрополь. Парфенон. Реконструкция. Афинский Акрополь. Парфенон. Реконструкция.Интересно, что для того, чтобы этот грандиозный храм казался идеально-симметричным и совершенным, архитекторы, учитывая особенности нашего оптического восприятия … несколько исказили его пропорции (это называется курватурами - от лат. curvatura - кривизна).
Иктин и Калликрат чуть повысили к центру ступени подножья храма, чуть наклонили внутрь внешние колонны фасадов, а также сделали диаметр угловых опор, видимых на фоне неба, слегка больше, чем центральных. Таким образом, Парфенон, кажется смотрящим на него, удивительно «живым», и приятным глазу.
Курватуры Парфенона Курватуры ПарфенонаНа его стенах, по всему периметру (фриз длинной 160 метров и высотой 1 метр) Фидий разместил рельефы, с сюжетами, участниками которых были боги и мифические герои.
Реконструкция скульптурных групп фронтонов Парфенона. Реконструкция скульптурных групп фронтонов Парфенона. Фидий и его школа. Скульптура фронтона Парфенона. Британский музей. Фидий и его школа. Скульптура фронтона Парфенона. Британский музей.Кроме того, он изобразил панафине́йское шествие (пеших и всадников), причём с такой фантазией, что пластика поз и движений ни одного из изображенных 365 человек и 227 фигур животных не повторялась.
Фидий и его школа. Фриз Парфенона с изображением панафинейского шествия. Фидий и его школа. Фриз Парфенона с изображением панафинейского шествия. Л. Альма-Тадема. «Фидий, показывающий фриз Парфенона друзьям» Л. Альма-Тадема. «Фидий, показывающий фриз Парфенона друзьям»В святилище Парфенона хранились городской архив и казна Афинского морского союза.
Внутри храма находилась ещё одна статуя Афины, выполненная Фидием – 12ти-метровая Афина-Парфёнос («Афина-Дева»), выполненная в хрисоэлефантинной технике . Руки и лицо богини, были покрыты пластинами слоновой кости, и выглядели, словно живыми. В глазах Афины сверкали драгоценные камни. Одежда же и оружие были инкрустированы золотом. В правой руке Афины была фигура богини Ники, в другой руке она сжимала копье. Шлем, щит и эгида Афины были украшены рельефами, работы Фидия.
Афина-Парфёнос. Реконструкция в новом Парфеноне (Нашвилл, штат Теннесси, США) Афина-Парфёнос. Реконструкция в новом Парфеноне (Нашвилл, штат Теннесси, США)Согласно преданию, на её создание понадобилось около 40 талантов (греческая мера веса) золота, что составляет примерно тонну.
Одна из исторических легенд гласит, что именно эта статуя послужила причиной недовольства афинян деятельностью Перикла и Фидия. По одной из версий, свой жизненный путь великий мастер закончил в тюрьме. Однако есть предположение, что он покинул город и умер на чужбине.
Афинский Акрополь. Парфенон. Реконструкция. Афинский Акрополь. Парфенон. Реконструкция.Судьба Афинского Акрополя оказалась непростой.
В 5 веке Парфенон стал использоваться в качестве христианской церкви – Премудрости Богоматери.
Когда в 15 веке Византию завоевали турки, Парфенон превратили в мечеть, пристроив к ней минарет. А вот в Эрехтеоне разместился гарем турецкого коменданта.
Афинский Акрополь во времена Османской империи. Афинский Акрополь во времена Османской империи.В 17 веке во время войн, Парфенон стал использоваться как арсенал, в котором хранили боеприпасы. В 1687 году венецианцы, обстреливая с моря цитадель турок, попали прямиком в Парфенон. От взрыва его центральная часть была почти полностью разрушена. Взрывом была уничтожена и часть Пропилей. В том же году храм Ники Аптерос был разобран турками, на блоки для укрепления бастиона.
Старинная гравюра с изображением разрушения Парфенона. Старинная гравюра с изображением разрушения Парфенона.В начале 19 века, во время наполеоновских войн, британский посол в Константинополе Лорд Джеймс Брюс Элгин по соглашению с турецким правительством начал демонтаж и вывоз уцелевших рельефов и скульптур с храмов акрополя. Свои действия он мотивировал желанием спасти древнегреческие ценности в период не стабильной политической обстановки в стране.
По сути это была крупнейшая кража произведений античного искусства. Под давлением общественности, Элгин был вынужден продать свою коллекцию Национальному Британскому музею. Сейчас это крупнейшее собрание древнегреческой скульптуры афинского акрополя называется Мраморы Элгина. (Спор о праве владения Британией этой коллекцией всё ещё не закончен).
День почести покровительнице города
Афина Паллада считалась покровительницей полиса, в честь дня ее рождения каждый год проводились Панафинейские игры, которые включали в себя соревнования, торжественные шествия, жертвоприношения и многое другое. В Панафинеях (расшифровывается как «всеафинское празднество») участвовали все жители города.
Я читала у Аристотеля, что этот праздник впервые учредил известный герой Тесей, воспетый Гомером в известных всем с детства поэмах «Илиада» и «Одиссея», а около V века до новой эры праздник в честь богини-покровительницы полисов достиг своего апогея по масштабу и пышности.
Малые Панафинеи проводились каждый год, тогда как Великие Панафинеи только один раз в 4 года посреди лета (с 21 по 29 месяца гекатомбеона). В это время в Афинах можно было увидеть яркие торжественные шествия, театрально-музыкальные представления и различные состязания атлетов. Со временем этот праздник еще дополнился поэтическими и музыкальными агонами (состязаниями), и специально для них даже построили Одеон.
Великие Панафинеи — один из самых ярких античных праздников
Культура древней Греции считается прародительницей всей западной культуры, по крайней мере, как мне кажется, сложно переоценить ее влияние на ход мировой истории. Политика, законы, философия, основы логики и физики, театральные представления в виде трагедий и комедий и многое другое достались нам в наследство именно от древних греков.
Святилище Афины
Верхняя часть храм, восточная часть – святилище Афины, вход в которое украшал легкий шестиколонный портик Кариатид, или крыльцо Дев. На цоколе высотой 2,6 м – статуи 6 статных девушек в ниспадающих одеждах, которые поддерживают перекрытие портика.
Левые и правые кариатиды – зеркальное отражение друг друга. Статуи богинь выглядят естественно: девушки, грациозные и нежные, пленяют юностью и обаянием. Левой рукой касаются края одежды, а правой держат фиал – сосуд для возлияний при жертвоприношении.
Здесь хранился деревянный идол богини, покрытый золотыми пластинами. Жители города верили, что статую, сотворенную богами, им послало небо и почитали святыню. Покровительнице города ежегодно устраивали торжественную церемонию – преподносили новую одежду (пепнос), вытканную юными жрицами, которые служили в храме.
Перед статуей Афины днем и ночью горит огонь в золотой лампе, которую устроил скульптор Каллимах так, что она никогда не гаснет, хотя масло в сосуд подливают только раз в год.
Из святилища Афины дверь ведет в маленький дворик, где растет одна-единственная во всем Акрополе олива. На этом месте Афина совершила чудо, явив афинянам священную оливу.
Западная часть храма
Нижняя, западная часть храма, посвящена богу Посейдону и царю Эрехтею. Фасад, обрамленный четырьмя полуколоннами, украсили фресками и мраморной резьбой.
Здесь сооружен алтарь бога-кузнеца Гефеста, отца Эрехтея, и его статуя. Алтарь Зевса и могилу Эрехтея, первого царя Аттики, также хранит западная часть храма.
Во внутреннем дворе – колодец с соленой водой, выбитый трезубцем Посейдон. Ученые до сих пор не могут понять, как в этом месте образовался соленый источник, ведь, по подсчетам, соленой воды здесь никак не должно быть.
С гордостью Греция хранит все, что удается найти и восстановить из своей легендарной истории.
Древнегреческие праздники
Между тем, в древней Греции их было огромное количество, помимо всем известных Олимпийских Игр, греки с размахом праздновали Великие Дионисии, посвященные богу Дионису и Великие Панафинеи, во славу мудрой богини Афины.
В связи с этим, я хочу рассказать немного подробнее об одном из этих пышных праздников, который назывался древними греками Великими Панафинеями. Впервые я прочитала о нем у Аристотеля в его «Афинской политии», где он повествует не только о государственном устройстве Афин, но и о главных греческих праздниках. Кроме того, я находила красочные описания празднования Панафиней у Геродота в его «Истории».
Панафинейская процессия. Панафинейская процессия.Место где в афинах проходили религиозные празднества
Каменистая скала Акрополя, которая доминирует в центре Афин, является самой большой и самой величественной древнегреческой святыней, посвященная, главным образом, покровительнице города, Афине.
С этим священным местом связаны самые главные события древних эллинов: мифы древних Афин, самые большие религиозные праздники, главные культовые мероприятия.
Храмы Афинского Акрополя гармонично сочетаются с природным окружением и являются уникальными шедеврами древнегреческой архитектуры, выражающие инновационные стили и направления корреляции классического искусства. Они оказали неизгладимое влияние на интеллектуальное и художественное творчество людей на протяжении многих веков.
Акрополь V-го века до нашей эры, является наиболее точным отражением великолепия, могущества и богатства Афин, в его наивысшем пике - «золотом веке». В том виде, в котором Акрополь предстаёт сейчас перед нами, он был воздвигнут после разрушения его персами в 480 г. до н. э. Тогда персы были окончательно разгромлены и афиняне поклялись восстановить свои святыни. Начинается реконструкция Акрополя в 448 г. до н.э. после битвы при Платеях, по инициативе Перикла.
Перикл в V век до н.э. выходит на арену как молодой политик авангардист демократического блока, полководец и оратор. В последствии время его правления будут называть "золотым веком Афин", а самого Перикла - основателем афинской демократии.
Холм, на котором разместился Акрополь, находится на высоте 156 метра над уровнем моря, объем пирамидальной породы оценивается в 1,617,2 куб. метра, холм известняковой породы.
Храмы Акрополя
Все здания Акрополя выполнены из пентелийского мрамора с уникальной кристаллической структурой. Генеральным руководителем проекта, был выбран Фидий, величайший скульптор и архитектор периода высокой классики, а также великие архитекторы Калликрат, Иктин, Мнесикл и Каллимах.
- Пропилеи - священный вход в Акрополь
Монументальный вход на Акрополь был построен в 436 г. до н.э. после завершения Парфенона, по проекту архитектора Мнесикла (Mnesicles). Главное его здание это нечто уникальное в древнегреческой архитектуре. Шесть дорических колонн украшают фасад, колонны сужаются к верху, внутренняя поперечная стена делила здание на 2 неравных портика.
Главный зал был разделен на три нефа двумя рядами ионических колонн (по три с каждой стороны). Северное крыло 8,5 метра в длину состояло из галереи и комнаты, в галерее проходили выставки. Южная сторона пропилей не была завершена. В 431 году до н.э. началась Пелопоннесская война и работа остановилась. В 429 году до н.э. умер Перикл (во время чумы в Афинах) и его преемники не проявили никакого интереса в продолжении проекта.
- Храм Парфенон
Храм посвящён Афине Деве, он является шедевром строительства и самым торжественным сооружением Акрополя, несравненной красоты и гармонии. Строительство началось в 447 году до н.э. под руководством архитектора Калликратоса и главного руководителя Фидия, и было закончено в 438 году до н.э.
Парфенон представляет собой периптер с восемью дорическими колоннами вдоль коротких стен и семнадцатью - по длинным сторонам стен. Колонны имеют высоту 10,5 м, над ними покоится антаблемент (архитрав), метопы, триглифы, карнизы и фронтоны. Неф был построен из мраморных камней в горизонтальных рядах и в каждой узкой стороне было шесть дорических колонн, разделенных на две части. Неф внутри разделялся на три части, это было сделано двумя вертикальными дорическими колоннадами. В середине неф был шире, здесь стояла на пьедестале, сделанная из золота и слоновой кости, статуя Афины Парфенос - знаменитая работа Фидия, которая была завершена и помещена в Парфенон в 338 г. до н.э.
Метопы были внутренними 92 рельефа с изображением различных мифологических сцен: с восточной стороны - изображения гигантов, с северной стороны - сюжеты троянской войны, с западной - амазонки, с южной - битва с кентаврами.
На двух фронтонах изображались мифические сцены, которые были с связаны богиней Афиной, рождение её из головы Зевса (восточный фронтон), на западном фронтоне - спор между Афиной и Посейдоном.
Парфенон является проектом сложных расчетов, что доказывает насколько передовой была математическая наука и как высоки были требования общественности в то время. Все эти тонкости были искусно скрыты от глаз, они обеспечивали храму необыкновенную красоту и гармонию:
♦ сужение колонн вверх по толщине, уменьшение не является равномерным
♦ расстояние между колоннами не является одинаковым
♦ расстояния от угловых колонн к прилегающим к ним больше, чем между промежуточными колоннами, а сами колонны чуть толще
Раз в четыре года проводились большие Панафинейские торжества (Παναθήναια), посвящённые богине Афине. Это был большой праздник для всех жителей Афин, кульминацией его были праздничные подношения к Богине Афины на Акрополе.
- Храм Ники Аптерос
Это небольшой мраморный храм, который был построен между 427 и 424 гг. до н.э. архитектором Калликратом (Kallikratis). Он выполнен в амфипростиле с ионическими колоннами по четыре в каждом портике.
Внутри находилась статуя Ники Аптерос (бескрылая Ника), которая держала в левой руке шлем, а в правой гранат, являющийся символом жизни. Смысл бескрылой Ники - победа не должна улететь из города. Фриз и фронтоны храма украшали скульптурные сюжеты на тему греко-персидских войн.
- Храм Эрехтейон
Миф об Эрехтее: Эрехтей был любимым и почитаемым афинским царём. Афины враждовали с городом Элевсин. Во время боя Эрехтей убил Эвмолла, предводителя элевсинского войска, который был сыном самого бога моря Посейдона. За это громовержец Зевс убил Эрехтея своей молнией. Афиняне похоронили своего любимого царя и назвали его именем созвездие - Возничий. На этом же месте был воздвигнут храм (архитектор Мнесикл), названный именем Эрихтея.
Этот храм был построен между 421 и 407 годами до н.э., в нём хранился золотой светильник Каллимаха (Kallimachou). Строительство Эрехтейона не прекращалось даже во время продолжительной Пелопоннесской войны.
Эрехтейон являлся самым священным местом поклонения в Афинах. Древние жители Афин в этом храме поклонялись Афине, Гефесту, Посейдону, Кекропосу (первому афинскому царю).
Вся история города концентрировалась в этой точке и поэтому в этом месте началось строительство храма Эрехтеон:
♦ в этом месте разгорелся спор между Афиной и Посейдоном за право властвования Афинами
♦ в северном крыльце храма Эрехтейон расположено отверстие, где по преданию жил священной змей ерехтоний
♦ здесь находилась могила Кекропса
Восточное крыльцо имеет шесть ионических колонн, к северу расположен монументальный вход с украшенными воротами, с южной стороны крыльцо с шестью девушками, известными как кариатиды, которые поддерживают свод Эрехтейона, в данный момент они заменены на гипсовые копии. Пять из кариатид (оригиналы) находятся в новом музее Акрополя, одна находится в Британском музее.
Архитектурные особенности
При строительстве храма эллины брали белоснежный пентелейский мрамор и темный камень для отделки. По традиции греков, храм украшен колоннами, с трех сторон его окружали красивейшие портики.
Среди других храмов древней Греции Эрехтейон выделялся скульптурным убранством. Дверные порталы обрамляет мраморное кружево, которое непрерывной лентой проходит по верху стен и портиков храма.
Когда-то фасад Эрехтейона завершался рельефным фризом (горизонтальной полосой), тянувшимся по периметру здания, где отражены эпизоды из мифов.
Синевато-черный известняк фриза оттенял фигуры из белого мрамора, прикрепленные к нему и в совершенстве отточенные. Эффект изящности и совершенства скульптур усиливало золотое покрытие. Капители колонн, покрытые росписью и позолотой, выглядели торжественно и монументально.
Храм площадью 300 кв.м разделен надвое, обе части, посвященные каждая своему божеству, расположены на разных уровнях.
Эрехтейон – необычный жреченский храм в Афинском Акрополе
Афинский Акрополь – всемирно известный памятник античности. Жемчужина Акрополя – знаменитый Парфенон, но в тени его славы притаилось еще одно священное место – храм Эрехтейон.
Эрехтейон – таинственная святыня Акрополя
К северу от Парфенона – монументальное здание храма, возведенное в V веке до нашей эры. Святилище породило множество легенд, которые указывают на то, что Эрехтейон играл важную роль в жизни Эллады.
Мифы и легенды Эрехтейона
Древнегреческие мифы рассказывают, что Кекропс – основатель и первый царь Афин, решил выбрать для процветающего города божественного покровителя с Олимпа.
За право обладания Аттикой поспорили между собой Афина Паллада и Посейдон. Посейдон – один из 12 олимпийских богов, повелитель морей и землетрясений, бурь и лошадей не хотел уступать первенство любимой дочери Зевса – Афине – богине мудрости, ремесел и войн.
Кекропс, решая спор, предложил выбрать покровителем того, кто преподнесет жителям Афин ценный подарок. Посейдон ударил по скале трезубцем, и появился источник соленой воды – путь к торговле.
Свой подарок показала Афина. На том месте, где воительница ударила копьем, сквозь толщу камней пробилось оливковое дерево, сплошь усыпанное плодами. Первенство в споре горожане отдали воинственной богине мудрости, ведь оливковое дерево приносило дрова, масло и пищу.
Посейдон в ярости послал потоп на равнину, чтобы наказать афинян. Кекропс построил на Акрополе величественный храм в честь Афины и назвал именем богини основанный город, а дочери царя стали первыми жрицами святилища.
Афина Паллада покровительствовала жителям города. Она подобрала и воспитала младенца, брошенного на произвол судьбы богиней Земли Геей. Мальчик, названный Эрехтеем, вырос и стал царем Афин. Под властной рукой молодого царя Афины процветали, а культ богини приобрел небывалое влияние. После смерти Эрехтея похоронили в храме Афины, позднее создали в честь царя святилище, именем которого назвали весь храм.
Город окружало море, и жители Афин почитали владыку морей – Посейдона. В храме богу отвели святилище, в центре которого – колодец-источник с соленой водой, подаренный жителям Посейдоном. Считается, что Афины сохранят покровительство грозного повелителя до тех пор, пока не иссякнет вода в колодце.
Из истории храма
Храм построили в 421-406 годах до нашей эры архитекторы Мнесиклом и Фидий. Когда строительство закончили, через два дня в храме вспыхнул пожар и уничтожил часть стен, которые восстанавливали 10 лет.
Во времена крестоносцев в святилище размещался дворец епископа. Османские правители превратили древний храм в гарем. Пришедшие в 1687 году в Афины венецианцы взорвали крышу и разрушили боковые стены северного портика. Упадок эллинской цивилизации окончательно уничтожил святилище.
Во время реставраций Эрехтейон бережно разобрали по камням и собрали заново. Несохранившиеся части заменили мраморными блоками, которые теперь выделяются белым цветом.
Жреческий храм
Храм Эрехтейон не предназначен для посещения обычными людьми. В центральном святилище, посвященном богине Афине, проводились главные религиозные таинства, связанные с поклонением Афине. Правом входить туда обладали только жрецы.
Внешний вид Эрехтейона необычен, не соответствует классическим афинским храмам. Сооружение объединяет несколько святилищ и, спускаясь на скалы, расположено на нескольких уровнях.
Сложность конструкции сделала святилище больше похожим на жилой дом с балконами, чем на религиозное сооружение. Ассиметричная планировка храма вызвана перепадом высоты почвы под ним.
Читайте также: