Место где обитают музы в древней греции
Искусствоведческий канал Парнас решил, что будет полезно разобраться, кто же они собственно такие и как их между собой различить. Итак, все что вы хотели узнать о греческих музах, но стеснялись спросить.
Если составлять генеалогическое древо греческих богов, то можно сойти с ума, дела там обстоят похлеще любой санта-барбары. Во многом из-за похотливого и гулящего Зевса, наделавшего детей тут и там.
Однажды встретив умопомрачительно красивую, да еще и умную титаниду Мнемосину, Зевс, в своем репертуаре, сделал ей девять дочерей. В этот раз у него получилось нечто полезное и прекрасное. Девять муз – покровительниц наук и искусств Древней Греции.
Примечательно, что в живописи очень много картин и скульптур посвящены музам, но у живописи как таковой Музы нет. Греки вообще не увлекались этим искусством, от слова совсем. Только вазочки иногда расписывали, или стены в домах. А вот для поэзии у них было целых несколько покровительниц.
1. Эрато — муза песен о любви.
В самом имени этой музы уже проскальзывает любовный подтекст. Видимо с музыкальными навыками, она наделяла еще и способностями как надо соблазнять.
Атрибуты Эрато, чаще всего, музыкальные инструменты, дудочки, лиры. На картине Франсуа Буше Эрато возлежит на облачке, пока купидон зачитывает ей стихи. Такая вот совместная работа.
2. Эвтерпа, или Евтерпа.
Еще одна покровительница поэзии, лирической на этот раз.
Атрибуты у этой музы схожие с Эрато – музыкальные инструменты. Как же их отличить? У Эвтерпы, как правила при себе две дудочки одновременно (сиринга и авлос) в руках. На это и будем опираться.
На картине Якоба Хандмана Эвтерпа как раз с двумя такими инструментами. Чаще всего на картинах она дует сразу в обе.
3. Каллио́па .
Еще одна муза поэтов, но эта дама посерьезнее других, так как в ее власти помимо прочего еще и философия. И вообще стихи у нее не такие, как у слащавых сестриц. Каллиопа поощряет толки о чести и доблести, ратных подвигах, отваге и самоотверженности. Это муза эпических текстов.
Главным атрибутом Каллиопы является свиток, книги или деревянная дощечка с надписями. Музыкальные инструменты попадаются реже. Зато порой на голове возникает золотая корона, это отличает ее главенство над прочими музами.
Кстати, и вид у нее посерьезнее. Лицо изображается более напряженным, не таким смазливым как у других муз. Сразу видно, ей приходится много думать и размышлять.
Эта муза наверняка знакома многим, с нее начинается изучение истории в школе, ибо она есть покровительница той славной науки.
Клио – серьезная и глубокомысленная муза, лицо ее одухотворённое, в руках или рядом присутствуют главные атрибуты – исторические трактаты, длиннющая труба, чтобы оповещать о победах, иногда лавровый венок, как символ доблести.
5. Мельпоме́на - муза трагедии.
О наконец, муза которую всё-таки можно отличить от других! Только она изображается с трагической театральной маской в руках и это ее главный признак. Рассмотрим прочие атрибуты.
На Мельпомене красивая многослойная тога, на голове повязка, сдерживающая буйные кудри, иногда театральная мантия, в руке трагическая маска.
6. Полиги́мния – еще одна дева, тесно связанная с поэзией.
Ну честное слово, они что больше ничем не занимаются? Но Полигимния на самом деле покровительница гимнов, ну то есть всяческих поздравлений.
Да-да, греки вот настолько любили гульнуть, что даже божество тостов придумали. Но была у нее еще одна важная роль – она хранила народное творчество для следующих поколений: песни, ритуальные танцы, гимны и все такое прочее.
Так же она муза ораторского искусства, поэтому часто ее изображают разглагольствующей о чем-то (при этом она яростно машет руками). Поговаривают, что это она изобрела лиру. Поэтому, внимание.
Музы в литературе
Им посвящены XXV гимн Гомера и LXXVI орфический гимн. Им посвящена пьеса Софокла «Музы» (не дошло ни одной строки). Гимн «Музе» написал Месомед Критский (сохранились его ноты).
Списки муз по другим вариантам
Согласно Цецу
Цец называет девять муз: Терпсихора и Эвтерпа совпадают с Гесиодом, а еще семь носили имена Гелика, Дия, Евника, Каллихора, Фелксиноя, Энкелада, Энопа [23] . Именем Фелксинои назван XLII спутник Юпитера.
Согласно Эпихарму
Согласно Эпихарму, их было семь, и звали их Нейло (Нило), Тритона, Асопо, Гептапора, Ахелоида, Типопло и Родия. Это дочери Пиера [24] .
Девять Пиерид
От этого слова происходит название рода красивоцветущих кустарников Пиерис ( Pieris ) из семейства Вересковые.
Другие имена муз
- Гимно. По надписям на вазах [25] .
- Каллихора. По надписям на вазах [25] .
- Полиматия. Так сикионцы называют одну из трех муз [26] .
- Стесихора. По надписям на вазах [25] .
- Хоро (или Хороника). По надписям на вазах [25] .
Девять муз Древней Греции: чем вдохновляли творцов и какими дарами обладали?
Творчество практически каждого великого художника немыслимо без присутствия вдохновляющей его женщины – музы.
Бессмертные произведения Рафаэля были написаны с использованием образов, которые помогала создавать его возлюбленная, натурщица Форнарина, Микеланджело наслаждался платонической связью с известной итальянской поэтессой Витторией Колонной.
Красоту Симонетты Веспуччи увековечил Сандро Боттичелли, а знаменитая Гала вдохновляла великого Сальвадора Дали.
Примечания
См. также
- Евфема. Кормилица Муз. .
Музы Древней Греции
Ссылки
- Древнегреческие богини
- Музы
- Боги по алфавиту
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Музы" в других словарях:
Музы — Камены Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
Место где обитают музы в древней греции
Саркофаг муз (II в. н. э. Лувр, Париж). Слева направо: Каллиопа (со свитком), Талия (с маской в руке), Эрато, Эвтерпа (с духовым музыкальным инструментом), Полигимния, Клио, Терпсихора (с кифарой), Урания (с жезлом и глобусом), Мельпомена (с театральной маской на голове)
Му́зы (др.-греч. μοῦσα , мн.ч. μοῦσαι — «мыслящие») — богини в древнегреческой мифологии [1] , дочери бога Зевса и титаниды Мнемосины [2] , либо дочери богини Гармонии [3] , живущие на Парнасе — покровительницы искусств и наук. Кроме того, обителью муз считалась гора Геликон в Беотии, где били священные ключи, источники вдохновения — Аганиппа и Гиппокрена. От муз происходит слово «музыка» (греч. прилагательное μουσική , подразумевается τέχνη или ἐπιστήμη ), первоначально обозначавшее не только музыку в нынешнем смысле, но любое искусство или науку, связанные с деятельностью муз. Музам посвящались храмы, которые назывались мусейонами (от этого слова и произошёл «музей»).
Одно из первых упоминаний муз в большой литературе находится в «Илиаде» и «Одиссее» (XXIV: 60).
Храм Мельпомены
Запах кулис манит.
Вновь режиссёр творит.
В роли героя актёр,
Радует зрителя взор.
Что такое театр?
Это Храм Мельпомены,
Где актёры дарят
Нам искусство со сцены.
То Шекспир, то Толстой,
То Ромео, то Гамлет.
Их Великий Талант
Почитаем веками.
Каждый вечер аншлаг.
И кричит зритель: "БИС! "
Пусть всегда будет так!
Вечен шорох кулис!
Нахим Шифрин
Уникальные способности муз
Клио, «дарующая славу» муза истории, чей постоянный атрибут — пергаментный свиток или доска с письменами, где она записывала все события, чтобы сохранить их в памяти потомков.
Как сказал о ней древнегреческий историк Диодор: «Величайшая из муз внушает любовь к минувшему».
Согласно мифологии Клио дружила с Каллиопой. Сохранившиеся скульптурные и живописные изображения этих муз очень похожи, часто их выполнял один и тот же мастер.
Существует миф о ссоре, возникшей между Афродитой и Клио.
Обладая строгими нравами, богиня истории не знала любви и осуждала Афродиту, которая была женой бога Гефеста, за нежные чувства к молодому богу Дионису.
Афродита повелела своему сыну Эроту выпустить две стрелы, разжигающая любовь попала в Клио, а убивающая её, досталась Пиерону.
Страдания от неразделённой любви убедили строгую музу никого больше не осуждать за возникающие чувства.
Мельпомена, муза трагедий
Две её дочери обладали волшебными голосами и решили бросить вызов музам, но проиграли и чтобы наказать их за гордыню.
Зевс или Посейдон, тут мнения мифосоздателей расходятся, превратил их в сирен.
Тех самых, что едва не погубили аргонавтов.
Мельпомена поклялась вечно сожалеть об их судьбе и всех тех, кто бросает вызов воле небес.
Она всегда закутана в театральную мантию, а её символ – скорбная маска, которую она держит в правой руке.
В её левой руке – меч, символизирующий кару за дерзость.
Талия, муза комедии, сестра Мельпомены, но никогда не принимала безоговорочной веры сестры в то, что наказание неизбежно, это часто становилось причиной их ссор.
Она всегда изображается с комедийной маской в руках, её голову украшает венок из плюща, отличается весёлым нравом и оптимизмом.
Обе сестры символизируют жизненный опыт и отражают образ мыслей, свойственный жителям древней Греции о том, что весь мир – это театр богов, а люди в нём лишь исполняют предписанные им роли.
Полигимния, муза священных гимнов, веры, нашедшей своё выражение в музыке
Покровительница ораторов, от её благосклонности зависела пламенность их речей и заинтересованность слушателей.
Накануне выступления следовало просить музу о помощи, тогда она снисходила к просящему и внушала ему дар красноречия, способность проникнуть в каждую душу.
Постоянный атрибут Полигимнии – лира.
Выделялась среди остальных муз особенным, чувственным восприятием поэзии.
Под тихий аккомпанемент арфы Орфея её стихи услаждали слух богов на олимпийском холме.
Считаясь самой прекрасной и женственной из муз, она стала для него, потерявшего Эвридику, спасительницей души.
Атрибутом Эвтерпы служит двойная флейта и венок из живых цветов.
Как правило, изображалась в окружении лесных нимф.
Терпсихора, муза танца, который исполняется в едином ритме с ударами сердца.
Совершенное искусство танца Терпсихоры выражало полную гармонию природного начала, движений человеческого тела и душевных эмоций.
Изображалась муза в простой тунике, с венком из плюща на голове и с лирой в руках.
Эрато, муза любовной и свадебной поэзии
Её песнь о том, что нет силы, способной разлучить любящие сердца.
Поэты-песенники призывали музу вдохновить их на создание новых прекрасных произведений.
Атрибутом Эрато служит лира или тамбурин, её голову украшают чудесные розы как символ вечной любви.
Каллиопа, что на греческом значит «прекрасноголосая» — муза эпической поэзии
Старшая из детей Зевса и Мнемозины и, кроме того, мать Орфея, от неё сын унаследовал тонкое понимание музыки.
Всегда изображалась в позе прекрасной мечтательницы, которая держала в руках восковую дощечку и деревянную палочку – стилос, поэтому появилось известное выражение «писать высоким стилем».
Античный поэт Дионисий Медный назвал поэзию «криком Каллиопы».
Девятая муза астрономии, мудрейшая из дочерей Зевса, Урания держит в своих руках символ небесной сферы – глобус и циркуль, который помогает определять расстояния между небесными телами.
Имя было дано музе в честь бога небес Урана, который существовал ещё до Зевса.
Интересно, что Урания, богиня науки, находится среди муз связанных с разными видами искусств. Почему?
Согласно учению Пифагора о «гармонии небесных сфер», размерные соотношения музыкальных звуков сравнимы с расстояниями между небесными светилами. Не зная одного, невозможно достичь гармонии в другом.
Как богиню наук, Уранию почитают и сегодня. В России даже есть музей Урании.
Музы символизировали собой скрытые достоинства человеческой натуры и способствовали их проявлению.
Согласно представлениям древних греков, музы обладали удивительным даром приобщать души людей к великим тайнам Вселенной, воспоминания о которых они затем воплощали в стихах, музыке, научных открытиях.
Покровительствуя всем творческим людям, музы не терпели тщеславия и обмана и жестоко за них наказывали.
У македонского царя Пиэра было 9 дочерей, обладавших прекрасными голосами, которые решили вызвать муз на состязание.
Каллиопа выиграла и была признана победительницей, но пиэриды отказались признавать своё поражение, и пытались устроить потасовку. За это их настигла кара, и они были превращены в сорок.
Вместо чудесного пения, они резкими гортанными криками оглашают весь мир о своей судьбе.
Поэтому рассчитывать на помощь муз и божественного провидения можно только в том случае, если ваши помыслы чисты, а устремления бескорыстны.
Стихи о Мельпомене
К Мельпомене (III, 30)
Квинт Гораций Флакк (65 — 8 гг. до н. э.)
Я памятник вознес себе навеки
Превыше Нила царских пирамид,
Что не разрушат ни земные реки,
Ни Аквилона грозный ве'тров вид,
Ни бег времен, ни даже вереница
Бесчисленных годов, для них – мой верный щит.
И весь я не умру, хотя б одна страница,
Но тленья Либитины избежит.
И славен буду я в моем потомстве,
Доколь с весталками не канет понтифи'к
Из Капитолия во вражьем вероломстве
В последний молчаливой девы крик.
И всяк плебей меня уже прославит
И разнесет повсюду Ауфид,
Что с местности, где Давн злобный правит
И где народ меня благословит,
Я первый в Рим, как Цезарь Клеопатру,
Напевы эолийские увел.
О, Мельпомена, к твоему амфитеатру
Дельфийским лавром захватил престол.
Перевод с латинского: Валентин Валевский
Примечание: Державин и Пушкин написали свои «Памятники» по мотивам этого произведения Горация.
Чуть мерцает призрачная сцена.
Чуть мерцает призрачная сцена,
Хоры слабые теней,
Захлестнула шёлком Мельпомена
Окна храмины своей.
Чёрным табором стоят кареты,
На дворе мороз трещит,
Всё космато -- люди и предметы,
И горячий снег хрустит.
Понемногу челядь разбирает
Шуб медвежьих вороха.
В суматохе бабочка летает.
Розу кутают в меха.
Модной пестряди кружки и мошки,
Театральный лёгкий жар,
А на улице мигают плошки
И тяжёлый валит пар.
Кучера измаялись от крика,
И храпит и дышит тьма.
Ничего, голубка Эвридика,
Что у нас студёная зима.
Слаще пенья итальянской речи
Для меня родной язык,
Ибо в нём таинственно лепечет
Чужеземных арф родник.
Пахнет дымом бедная овчина,
От сугроба улица черна.
Из блаженного, певучего притина
К нам летит бессмертная весна.
Чтобы вечно ария звучала:
"Ты вернёшься на зеленые луга", -
И живая ласточка упала
На горячие снега.
Осип Эмильевич Мандельштам
Ноябрь 1920
Муза Мельпомена
Трагичных песен мрачная геенна.
Страданье, скорбный плач и муки.
Так болью сердца, муза Мельпомена
Врачует души от ленивой скуки.
Рыдаем над судьбою юной пары.
Презренный Яго вызывает гнев.
И Макбеты заслуживают кары.
И гибнет Лир, в бессилье поумнев.
А в шторме пережитого конфликта
Постигнем мы гармонию и суть.
Катарсисом разряжена — омыта,
Душа захочет в светлый мир взглянуть.
Автор: Елена Косцынич
Мельпомена
Ты думаешь, что мне найдёшь замену?
В реальной жизни – да, возможно – да.
Но в творческих владеньях Мельпомены
С тобой не разойдёмся никогда.
Вздыхаешь на другом конце планеты,
А волны грусти дарят строки мне…
Мои мечты тихи и неприметны,
Но только ты услышишь их во сне.
Поутру будешь жить моим восходом,
И сложишь стих к восторгу местных дам.
Не веришь? Измени настрой штрих-кода,
Но только знай – тебя им не отдам.
Автор: Ирина Фетисова
Мусейоны
В честь муз строились особенные храмы – мусейоны, которые были средоточием культурной и художественной жизни Эллады.
Наибольшую известность получил Александрийский мусейон. Это название и легло в основу всем известного слова музей.
Александр Македонский основал Александрию как центр эллинистической культуры в завоёванном им Египте. После смерти, его тело было доставлено сюда, в специально построенную для него гробницу. Но, к сожалению, затем останки великого царя исчезли, и до сих пор не найдены.
Под его сводами творили Архимед, Евклид, Эратосфен, Герофил, Плотин и другие великие умы Эллады.
Для успешной работы были созданы самые благоприятные условия, ученые могли встречаться друг с другом, вести долгие беседы, в результате были сделаны величайшие открытия, которые и сейчас не утратили своего значения.
Музы всегда изображались в образе молодых прелестных женщин, они обладали способностью видеть прошлое и предугадывать будущее.
Наибольшей благосклонностью этих прекрасных созданий пользовались певцы, поэты, художники, музы поощряли их в творчестве и служили источником вдохновения.
Кто такие музы?
Древние греки верили в то, что каждая сфера их жизни, которую они считали наиболее важной, имеет свою покровительницу, музу.
В соответствии с их представлениями, список муз древней Греции выглядел следующим образом:
- Каллиопа – муза эпической поэзии;
- Клио – муза истории;
- Мельпомена – муза трагедии;
- Талия – муза комедии;
- Полигимния – муза священных гимнов;
- Терпсихора – муза танца;
- Эвтерпа – муза поэзии и лирики;
- Эрато – муза любовной и свадебной поэзии;
- Урания – муза науки.
Согласно классической греческой мифологии у верховного бога Зевса и Мнемозины, дочери титанов Урана и Геи, родились девять дочерей. Так как Мнемозина была богиней памяти, неудивительно, что её дочери стали назваться музами, в переводе с греческого это означает «мыслящие».
Предполагалось, что излюбленным местом обитания муз служили горы Парнас и Геликон, где в тенистых рощах, под звук прозрачных источников, они составляли свиту Аполлона.
Под звук его лиры они пели и танцевали. Этот сюжет был любим многими художниками Возрождения. Рафаэль использовал его в своих знаменитых росписях залов Ватикана.
Произведение Андреа Монтеньи «Парнас», на котором изображён Аполлон в окружении муз, танцующих для богов верховных Олимпа, можно увидеть в Лувре.
Там же находится знаменитый саркофаг Муз. Он был найден в XVIII веке на римских раскопках, его нижний барельеф украшен превосходным изображением всех 9 муз.
Музы в древнегреческих мифах
«Парнаса жительницы, девы несравненны. »
Ян Кохановский
Музы (др.-греч. «мыслящие», также му́сы, аони́ды, парнаси́ды, кастали́ды, ипокрени́ды, пиери́ды) —в древнегреческой мифологии богини — покровительницы поэзии, наук и искусств, дочери Зевса и богини памяти титаниды Мнемосины.
Предполагалось, что излюбленным местом обитания муз служили горы Парнас и Геликон (на этой горе били священные ключи, источники вдохновения — Аганиппа и Иппокрена), где в тенистых рощах, под звук прозрачных источников, они составляли свиту Аполлона. Поэтому Апполона часто называют Мусагетом, то есть Музоводителем. Римляне отождествляли муз с каменами .
От муз происходит слово «музыка», первоначально обозначавшее не только музыку в нынешнем смысле, но любое искусство или науку, связанные с деятельностью муз. Древние греки верили в то, что каждая сфера их жизни, которую они считали наиболее важной, имеет свою покровительницу, музу.
В честь муз строились особенные храмы – мусейоны, которые были средоточием культурной и художественной жизни Эллады. Наибольшую известность получил Александрийский мусейон. Это название и легло в основу слова музей.
Одно из первых упоминаний муз в большой литературе находится в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера.
Музы покровительствовали наукам и всей творческой деятельности, у каждой из них свои функции: Каллиопа со свитком и палочкой для письма – муза эпической поэзии и знания, Клио с теми же атрибутами – муза истории, Мельпомена с трагической маской и венком из плюща – муза трагедии, Полигимния со свитком в руках в задумчивой позе – муза серьезной гимнической поэзии, Талия с комической маской – муза комедии, Терпсихора с лирой и плектром – муза танца, Урания с небесным сводом и циркулем – муза астрономии, Эвтерпа с флейтой – муза лирической песни, Эрато с лирой в руках – муза лирической поэзии и эротических стихов.
Выступали музы обычно под водительством бога искусств Аполлона. Во время устраиваемых богами на Олимпе праздников музы водили хороводы с харитами и орами и пели под волшебную музыку игравшего на лире Аполлона. Присутствовали они также на свадьбах Кадма с Гармонией и Пелея с Фетидой.
Однажды отличавшийся необыкновенной красотой и искусством игры на кифаре фракийский певец Фамирид вызвал муз на состязание – музы победили его, а затем в наказание за дерзость ослепили и лишили голоса и умения играть на божественном инструменте. В другом случае девять дочерей Пиера, носивших те же имена, что и музы, вызвали муз на соревнование в пении – одержав победу, музы превратили их в сорок. За подобную дерзость музы выщипали перья у сирен и стали носить их на голове в качестве украшения.
Сыновьями Каллиопы и Эагра (по другой версии – Аполлона) были знаменитые певцы Лин и Орфей (по одной из версий, отцом Лина был музыкант Амфимар, по другим – матерью Лина была либо Терпсихора, либо Урания).
От союза Каллиопы с Аполлоном родились Иалем и Гименей, детьми Каллиопы и Зевса (по другой версии – Талии и Аполлона) были корибанты. Сыном Каллиопы (по другой версии – Эвтерпы) считают также фракийского царя Реса, пришедшего на помощь троянцам и погибшего, так и не успев присоединиться к ним. Клио родила Гиакинфа, отцом которого был македонский царь Пиер. Дочерьми Мельпомены (по другой версии – Терпсихоры) и речного бога Ахелоя были пожиравшие людей сладкоголосые сирены.
Музы всегда изображались в образе молодых прелестных женщин, они обладали способностью видеть прошлое и предугадывать будущее. Наибольшей благосклонностью этих прекрасных созданий пользовались певцы, поэты, художники, музы поощряли их в творчестве и служили источником вдохновения. Древние греки, провожая друзей в дальнюю дорогу или благословляя их на какое-то великое дело или новый шаг, часто говорили: «Иди, и да пребудут с тобой музы!»?
Древнегреческий историк Геродот называл свои труды именами муз (Клио, Эвтерпа, Каллиопа, Талия) и посвящал им свои документальные записи.
Музы, молю - из толпы многогрешного града людского
Вечно влеките к священному свету скиталицу-душу!
Пусть тяжелит ее мед ваших сот, укрепляющий разум,
Душу, чья слава в одном - в чарующем ум благоречье.
-Прокл-
Примечания
- ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.662
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 7, 4
- ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 3, 1; 3, 3
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Муза истории" в других словарях:
МУЗА — Каждая из 9 ти сестер богинь, по др. греч. мифологии, покровительствовавших наукам и искусствам. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МУЗА Растение; то же, что банан. Словарь иностранных слов, вошедших в … Словарь иностранных слов русского языка
муза — ы, ж. 1) В греческой мифологии: каждая из девяти богинь, покровительниц поэзии, искусств и наук. 2) перен., только ед., книжн. Символ поэтического вдохновения, а также само вдохновение, творчество. И пусть не узнаю я, где ты, о Муза, его не зови … Популярный словарь русского языка
МУЗА — в др. греч. мифологии богиня искусств. Первоначально упоминается как единое божество. Позднее число М. возросло до девяти. Их имена впервые встречаются в «Теогонии» Гесиода (7 в. до н. э.). Они почитались как покровительницы различных искусств, а … Атеистический словарь
Место где обитают музы в древней греции
Одно из первых упоминаний муз в литературе находится в «Илиаде» и «Одиссее» (XXIV 60).
Эпитеты муз
- Аониды[5] .
- Илисиады. По жертвеннику на берегу Илиса [6] .
- Пермесские сестры[7] . См. Вергилий. Буколики VI 64 (река Пермес)
- Пиериды[8] .
- Пимплеиды[9] .
Девять муз
Изображение | Имя | Чему покровительствует | ||
---|---|---|---|---|
рус. | др.-греч. | лат. | ||
Каллиопа | Καλλιόπη | Calliopē, Calliopēa | эпическая поэзия | |
Эвтерпа | Εὐτέρπη | Euterpē | лирическая поэзия | |
Мельпомена | Μελπομένη | Melpomenē | трагедия | |
Талия | Θάλεια, Θαλία | Thalīa | комедия | |
Эрато | Ἐρᾰτώ | Eratō | любовная поэзия | |
Полигимния | Πολυύμνια, Πολύμνια | Polyhymnia, Polymnia | пантомима и гимны | |
Терпсихора | Τερψιχόρᾱ | Terpsichorē | танцы | |
Клио | Κλειώ | Clīō | история | |
Урания | Οὐρανία | Ūrania, Ūraniē | астрономия |
9 муз Древней Греции
Как считали греки, каждая из самых важных сфер жизни имеет свою покровительницу. А поскольку их матерью являлась Мнемосина, олицетворявшая память, «муза» переводится как «мыслящая». А местом обитания девяти муз непременно были горы (Геликон или Парнас) с прозрачными источниками и тенистыми лесами. Здесь они танцевали под звуки лиры бога Аполлона. Именно такой сюжет можно часто рассмотреть и на античных фресках, и на полотнах европейских художников, которых вдохновляла греческая мифология.
Каллиопа (Καλλιόπη) покровительствовала эпической поэзии и риторике и считалась самой благородной из муз. Её довольно часто изображали в мечтательной позе со стилосом (палочкой для письма) и табличками или же со свитком.
Каллиопа нередко воспринималась греками как главная из всех муз — не зря её голову украшал лавровый или золотой венок. Эта муза символизировала любовь к своей земле, поэтому воины, уходившие в бой, брали с собой её изображения. Умеющая говорить пламенные речи и отличающаяся своим красноречием, Каллиопа мгновенно пробуждала в человеке героизм и чувство жертвенности.
Эвтерпа (Ευτέρπη) считалась музой лирической поэзии и музыки, которая часто изображалась в компании лесных нимф. Её называли Дарящей Удовольствие.
Среди прочих муз она выделялась утончённостью и женственностью, а её стихами боги могли наслаждаться бесконечно. Атрибутами Эвтерпы были музыкальные инструменты сиринга и авлос (прародители флейты и гобоя), а также цветочный венок.
Одной из самых известных муз, имя которой знакомо каждому, является Мельпомена (Μελπομένη). Она была не только покровительницей трагедии, но и матерью обладательниц чарующих голосов, которые бросили музам вызов и вполне ожидаемо проиграли — боги обратили их в сирен.
Тогда Мельпомена, сожалеющая о судьбе дочерей, навечно обрела свои атрибуты: трагическую маску, театральную мантию и меч как напоминание о неотвратимости наказания для тех, кто нарушает волю богов.
Как противоположность Мельпомене — Талия (Θάλεια). Эту музу комедии изображали с комической маской. В отличие от сестры, ей был присущ оптимизм и лёгкий нрав, что и служило причиной ссор с Мельпоменой, а наиболее близка она была к Терпсихоре.
Распространена трактовка, по которой маска в руке Талии символизировала смех. Но всё чаще звучат версии о том, что маски этой музы и Мельпомены означали лицедейство человека в театре богов. Талию считали божеством хорошего настроения и веселья.
Что касается музы Эрато (Ερατώ), она покровительствовала лирической или любовной поэзии, а также была защитницей любви и брака.
Эрато вдохновляла поэтов на создание романтических произведений, а её неизменными атрибутами были тамбурин и лира. Часто её изображали совершенно обнаженной.
В качестве символа вечной любви — розы, украшающие голову. Вдохновлённые Эрато поэты и музыканты создавали такие произведения, что любая влюблённая пара, услышавшая их, тотчас чувствовала желание быть вместе навсегда.
А вот Полигимния (Πολύμνια) в мифологии считалась музой пантомимы и гимнов. Она покровительствовала в изучении ораторского искусства и при написании гимнов. Отсюда и самая древняя трактовка её имени: πολύ + ύμνος. Именно ей античный мир был благодарен за ритуальные танцы и песни, прославлявшие олимпийских богов, и именно по её воле речь оратора становилась пламенной.
Эту музу представляли всегда серьезной, погруженной в размышления, иногда с пальцем, прижатым к губам в призыве молчания. Более поздняя версия её имени πολύ + μνεία означало помощь в учении, в запоминании, то есть тут она приближается к Мнемосине.
С верой в силы Полигимнии греки шли на важные выступления — надо было только заранее позвать её, чтобы муза успела одарить человека необходимыми ораторскими качествами. Иногда Полигимнию считали также музой геометрии, медитации и земледелия.
Муза Терпсихора (Τερψιχόρη), в свою очередь, «отвечала» за хоровое пение и танцы. Она нередко изображалась играющей на лире или в позе танцовщицы.
Считается, что искусство Терпсихоры символизировало единство душевных порывов, природного начала и движений тела. Именно выражение полного единения человека и природы было главной целью танцев. Если танцор хотел научиться движениям в ритме своего сердца, он тут же звал на помощь Терпсихору.
В мифологии покровительницей истории была Клио (Κλειώ), которую изображали с одухотворённым и задумчивым лицом. В руках она держала то свиток папируса, то шкатулку для свитков. Голову Клио украшал лавровый венок — символ благородства. Часто её изображали с песочными часами или с горном, в который она трубила, чтобы сообщить о каком-то славном событии.
Муза внушала любовь к прошлому и истории, которая всегда была ценной для греков. В свои свитки Клио вносила даже мельчайшие события — ничто не ускользало из её внимания и не забывалось. Она отвечала за точность описания событий как в устном, так и письменном виде.
Ещё одна, девятая, муза — Урания (Ουρανία). Эта муза покровительствовала астрономии и астрологии и являлась одной из мудрейших дочерей Зевса. В руках у неё всегда были циркуль для определения расстояний между звёздами и глобус.
Причём греки считали Уранию покровительницей других наук в том числе. Интересно, что эта муза в ряду остальных покровительствовала не искусству, а значит символизировала полную гармонию музыки, поэзии и небесных сфер — одно без другого невозможно. Часто Урании приписывали качества прорицательницы.
Почитание муз в культуре
Музы Древней Греции хоть и были плодом воображения, но внесли вполне реальный вклад в мировую культуру. Достаточно вспомнить, сколько поэм и стихотворений было посвящено им, не говоря уже о самом имени «муза», ставшем нарицательным. Среди поэтов, воспевавших их, были Байрон, Есенин, Фет, Пушкин и, конечно, Гомер. В честь них строили музейоны — храмы, которые сосредотачивали в себе художественную и культурную жизнь Греции. Самым известным стал Александрийский музейон, а позднее это слово породило название «музей».
Музы вдохновляли известных художников, которые изображали их так, как представляли. Например, Гюстав Моро перенёс образы муз на полотно «Аполлон и 9 муз», на котором девушки беззаботно парят позади сидящего Аполлона. Также к образам муз обращался Жан-Марк Натье в картине «Талия» и Эсташ Лёсюёр в картине «Музы». Андреа Аппиани изобразил муз на Парнасе, танцующих под лиру Аполлона. В скульптуре также воплощено немало образов муз. Помимо самой Греции, их статуи можно увидеть в Эрмитаже, а в Лувре выставлен ценнейший саркофаг с барельефами муз.
Место где обитают музы в древней греции
(Musae, Μου̃σαι). Дочери Зевса и Мнемозины. Их считалось девять, и каждая из них имела влияние на определенную отрасль искусств и наук. Они были следующие: Каллиопа — муза эпоса, Клио — истории, Эрато — любовной поэзии и мимики, Эвтерпа — лирической поэзии, Мельпомена — трагедии, Полигимния — гимнов, Терпсихора — танцев, Фалия — комедии и Урания — астрономии. Их любимым местопребыванием считалась гора Геликон в Беотии, где находились священные источники Аганиппа и Гиппокрена. Гора Парнас также считалась священной горой муз, и они любили источник Касталию у ее подошвы. Как богини пения, музы находятся в тесной связи с Аполлоном, который и назывался предводителем муз, или Музагетом. Римские Камены (Camenae) — то же, что греческие музы, которые первоначально были нимфами источников.
(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)
Лит.; Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки Московского городского педагогического института им. Ленина», 1953. т. 72, в. 3, с. 37- 40; его же. Античная мифология в ее историческом развитии, М., 1957, с. 306-13; Воуаnсе Р., Le culte des muses chez les philosophes grecs, P.. 1937; Curtiue Е. R., Die Musen, в его кн.: Europäischen Literatur und lateinisches Mittelalter, 2 Aufl., Bonn, [I954], s. 235-52; Otto W. В.. Die Musen und der göttliche Ursprung des Sin-gens und Sagens, [Düsseldorf - Köln, 1955].
А. Ф. Лосев.
(Источник: «Мифы народов мира».)
— дочери бога Зевса и титаниды Мнемосины, живущие на Парнасе богини — покровительницы наук, поэзии и искусств: Евтерпа — лирической поэзии, Клио — истории, Талия — комедии, Мельпомена — трагедии, Терпсихора — танцев, Эрато — любовной поэзии, Полигимния — пантомимы и гимнов, Урания — астрономии, Каллиопа — эпической поэзии. Музы имели свои храмы, которые назывались мусейонами (от этого слова и произошел "музей").
// А.С. ПУШКИН: Муза // Н.А. Кун: АПОЛЛОН И МУЗЫ
(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)
в греческой мифологии дочери Зевса и богини памяти Мнемосины, богини искусств и наук.
(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)
Музы в изобразительном искусстве
Муза истории
Клио — муза истории в древнегреческой мифологии [1] . Изображалась со свитком папируса или футляром для свитков. Дочь Зевса и Мнемозины — богини памяти. Согласно Диодору, получила имя от того, что воспевание в поэзии даёт восхваляемым великую славу (клеос) [2] .
Афродита внушила ей любовь к Пиеру, когда та стыдила богиню за любовь к Адонису. Клио родила от Пиера сына Гиакинфа [3] .
В астрономии
Музы Древней Греции: миф, ставший реальным вдохновением
Эллада подарила миру не только увлекательные мифы о богах и героях. Музы Древней Греции, эти образы дочерей Зевса, издавна ассоциировались с искусством, вдохновением, озарением, мечтой и светлыми моментами. Каждую из них наделяли особыми чертами и атрибутами, к ним обращались за благословением и открывали в честь муз храмы. Какими были эти девять муз и какой след они оставили в мировой культуре?
Содержание
Старшие музы
Иногда говорят, что муз было три [10] (таково мнение Эфора [11] ). Алкман называет муз дочерьми Урана и Геи [12] . Согласно Мимнерму, дочери Урана [13] и Геи [14] . Мнасей из Патр также указывал, что музы были дочерьми Урана и Геи, и их было четыре [11] .
Музы Алоадов
Согласно Павсанию, старшие музы: Мелета, Мнема и Аэда, поклонение которым установили Алоады [15] . У Аполлодора нет старших муз.
- англ.) («Песнь»). Одна из старших муз [16] .
- англ.) («Опытность»). Старшая муза [17] .
- англ.) («Память») Старшая муза [15] . Упомянута у Орфея [18] .
Дельфийская версия
По изложению у Плутарха представлений жителей Дельф [19] , три музы связаны с тремя частями космоса, которые находятся в гармоничном соотношении между собой. Назывались именами (струнами) Полной системы (полного звукоряда) греков:
- англ.) («Верхняя», то есть верхняя струна, чей звук был самый низкий), покровительствует сфере неподвижных звёзд (звёздного неба).
- англ.) («Средняя»), покровительствует сфере планет.
- англ.) («Крайняя», самый высокий звук), покровительствует подлунному миру.
Дочери Аполлона
По Евмелу Коринфскому, дочери Аполлона: Кефисо, Аполлонида и Борисфенида [20] .
Читайте также: