Место для зрителей в афинах
Давайте погрузимся в историю и вспомним, с чего все начиналось.
Рассмотрим эволюцию сцены, вспомним, какой она была в Древнем мире, какой в Средних веках и какой стала сейчас.
Что использовали в качестве декораций в античное время и как был устроен первый театральный занавес в Древнем Риме.
Как повлияло развитие христианства на театр в Средние века и когда возник прототип современной коробки сцены. С делением на арьерсцену и авансцену.
А под конец обсудим возможности современных сцен и посмотрим видео, в котором продемонстрирована мощь современной механики сцены.
СодержаниеОрганизация торжеств
У древних греков, а значит, и у афинян, не существовало жреческой касты. По этой причине организацией праздников в театре Диониса занималась государственная власть. Проведение соревнований и торжеств находилось в компетенции афинских должностных лиц. Они пользовались официальными полномочиями и государственными средствами.
За Акрополь, театр Диониса и другие общественно важные места Афин отвечали архонты (высшие должностные лица полиса). Они же назначали хорегов. В обязанности этих людей входил отбор драматургов, поэтов, хора и пьес, которые принимал и ставил театр Диониса. Греция от мала до велика всегда внимательно следила за новыми спектаклями, и сделать неправильный выбор в отношении репертуара ответственные лица не имели права. Хорегами назначались самые состоятельные жители Афин. Они также тратили свои средства на организацию общественных мероприятий в театре Диониса.
Дальнейшая судьба
Вторая серьезная перестройка театра произошла в I веке, когда Греция уже оказалась под римским владычеством. С наступлением новых времен центр культурной жизни Афин стал обслуживать новые праздники. Теперь древнегреческий театр Диониса предназначался для гладиаторских и цирковых представлений. Из-за этого перед зрительскими местами был построен высокий борт. При императоре Нероне также появился фриз с изображением сатиров, сохранившийся до наших дней.
Рядом с театром находились и другие уникальные образцы античной архитектуры. К ним можно отнести храм Диониса и Периклов Одеон – здание, в котором проводились музыкальные и певческие состязания. Эти постройки не сохранились – от них остались лишь развалины.
Театр Диониса в Афинах пришел в запустение после принятия Римской империей христианства. В византийскую эпоху он постепенно разрушался – время не щадило древнюю постройку. Сегодня театр является объектом особой культурной значимости. На уход за ним власти Греции тратят немалые средства.
Возрождение театра и развитие механики сцены
Примерно в начале XV века все начало меняться.
В это время возобновился интерес к античной культуре, к её спектаклям и произведениям.
Снова начали рассуждать об устройстве театральной сцены. Архитекторы обращались к трудам Витрувия – римского архитектора.
Именно он, еще в I веке до н.э. сформулировал основы архитектуры, где целый раздел своего труда посвятил устройству сцены.
Активно начала развиваться механика сцены. Если в Древнем Риме занавес, поднимающийся вверх из щели внизу сцены, был достижением, то в эпоху Возрождения декорации начали сменяться с помощью технических приспособлений.
Были созданы теларии – треугольные поворотные призмы, вращающиеся на валу.
Сегодняшняя сцена обрела свой вид именно тогда – в эпоху Возрождения. Такие понятия, как «планшет сцены», «арьерсцена», «авансцена» возникли примерно в XV веке..
Появились левые и правые карманы для быстрой смены декораций. Были разработаны поворотные круги.
Все это позволило вывести театральное искусство на новый уровень.
Греческий театр: описание, история и интересные факты
Театральное искусство зародилось еще в древности. Процветания и наибольшего развития оно достигло тогда в Греции. Функцией его было распространять социально-этические, религиозные понятия, тем самым объединяя различные слои населения. Трагедии и комедии, образы и характеры, создававшиеся в то время поэтами, сегодня являются шедеврами литературной классики. С историей греческого театра, его особенностями познакомимся в данной статье.
Актеры
Со временем традиции в театре Диониса менялись. Например, все больше функций брали на себя актеры-протагонисты. Они становились антрепренерами и даже приглашали остальную часть труппы. К актерам предъявлялись определенные требования. Они должны были обладать безупречным, сильным и звучным голосом, одинаково пригодным как для вокальных выступлений, так и для декламации стихов. Афиняне всегда считались придирчивыми зрителями. Чуткие к голосу актера, они могли освистать протагониста за любую оплошность (к примеру, известен случай освистания за неправильное ударение в слове). Греки считали, что раз Дионис - бог театра, то выходившие на сцену - его глашатаи, и они были обязаны не посрамить этот статус.
Подведем итог
Мы рассмотрели историю возникновения сцены с античных времен по сегодняшний день.
Приятно осознавать, что современные технологии сцены – далеко не предел. И впереди нас ждут еще более интересные открытия и достижения в сфере искусства и культуры.
Римский театр
Переняв греческие традиции и мастерство, римский театр вносит своё видение в конструкцию театральной сцены.
Поначалу римские театры были похожи на современные сборно-разборные сцены. Только возводились они не из алюминиевых ферм, само собой, а из дерева.
Но позже римляне построили и каменные театры.
Вот 3 знаменитых римских театра:
- Марцелла – построен в 13—11 гг. до н. э., вмещал 15 тысяч зрителей
- Помпея – построен в 3—2 гг.до н. э., вмещал 40 тысяч зрителей
- Бальба – построен в 13 гг. до н. э., вмещал 11 тысяч зрителей
* данные о вместительности в разных источниках отличаются.
Римляне, в отличие от греков, строили театры на плоских площадках, не используя искусственные неровности в виде холмов.
Но римская публика, как мы с вами знаем, требовала хлеба и зрелищ. И не просто зрелищ, а чего-то необычного, изощренного.
Поэтому появились представления с дикими зверями, гладиаторские бои и т. д.
Представления были масштабными. В них могли участвовать более 10.000 человек, представляете, каким вместительным должен быть театрон (места для зрителей)?
Именно поэтому Колизей такой большой и вмещал в себя 50.000 зрителей. А построили его в 1 веке нашей эры.
Возникновение сцены в Древние века
Колыбелью сцены принято считать Древнюю Грецию. Процитируем викидедию: «театр был одним из факторов общественного развития, распространяя в народе религиозные и социально-этические понятия и объединяя тем самым разнообразные слои населения городов и деревень».
Но мало кто знает, что и фараоны в Древнем Египте были не прочь посмотреть представления.
Но почему тогда начало театральной деятельности приписывают именно Афинам, а точнее – театру Диониса?
Потому что там сцена появилась именно как специально подготовленная площадка, с местами для зрителей и актеров.
Что касается даты возникновения, то здесь мнения разнятся. Где-то сказано, что это V век до н.э., а где-то – VI век до н.э.
Так или иначе, было это очень давно.
На фестивали, посвященные богу Дионису, приходило более 15 тысяч зрителей.
Всего лишь за 100 лет театральное искусство получило серьезное развитие.
Оно развивалось так быстро, что спустя всего лишь 1 век, в Древней Греции насчитывалось уже 55 театров.
По началу представления устраивали на холмах.
Вверху были зрители, а внизу – выступающие: актеры, спортсмены, поэты и т. д. Но вскоре греки научились строить трибуны из дерева, а позже – из камня (примерно IV век до н.э.)
Афины стали центром развития культурной жизни. Вслед за культурой развивалась и наука.
Архитектурные особенности
История греческого театра в архитектурном плане включает два основных периода: классический и эллинистический.
Образцом (т.е. классикой) служил театр Диониса. Он включал три части: орхестру – круглую площадку для выступлений актеров. В ходе археологических раскопок в 1895 году было установлено, что диаметр ее составлял примерно 27 метров. Сначала публика свободно размещалась вокруг площадки, затем появился театрон, или зрительный зал. Он стал второй обязательной частью театрального здания. Сиденья располагались на склонах холмов. Ряды строились один за другим и уходили вверх. Театрон был разделен вертикальными и горизонтальными проходами, образуя клинья. Первые ряды занимали влиятельные персоны. Сцену и зрительный зал отделял ров с водой. К третьей части относилось здание скены. Это помещение строили из дерева. Там хранился реквизит, декорации, переодевались и готовились к выходу актеры. Скена находилась на противоположной стороне сцены от зрительного зала.
Эллинистический период датируется 4 веком до н.э., когда был сооружен первый мраморный театр. Сиденья для зрителей были выполнены из камня, а места для влиятельных персон представляли собой художественные кресла. Переднюю стену орхестры украшали колоннами.
При Нероне орхестру и сцену перестроили по римскому примеру, применительно к гладиаторским боям. Теперь актеры играли на помосте, соединяющем колоннаду с передней стеной сцены. Высота его составляла около 3,5 метров над орхестрой.
Театры эллинистического периода вмещали до 17 тысяч зрителей в Афинах, а в мегаполисах – до 44 тысяч.
Театр Диониса в Афинах: история, описание и интересные факты
Античный театр, посвященный богу Дионису, был главной сценой как Афин, так и всей Эллады. Он функционировал на протяжении нескольких столетий. Здесь родилась трагедия и сформировались ключевые традиции драматургии той эпохи.
Конструкция сцены в Древней Греции
А теперь вспомним, из каких элементов состояла сцена в Древней Греции.
Было 4 основных элемента:
Рассмотрим каждый из них подробнее.
Орхестра.
Это площадка для выступления хора, актеров и музыкантов.
Изначально она было круглой, позже стала полукруглой. В ее центре стоял жертвенник в честь бога Диониса, и перед каждым представлением на нём в жертву приносили свинью (как правило).
Именно орхестра дала название коллективу музыкантов – «Оркестр», и месту, в котором они находятся – оркестровой яме.
Скена.
Знаете что такое гримерка? Так вот скена – это то же самое. Сначала скены были в виде палаток, а уже потом стали капитальными постройками.
Из скены актеры выходили на проскений.
Проскений.
Это площадка, на которой выступали актеры. Здесь же были первые несложные декорации, в качестве которых были плоские расписные щиты – пинаки.
Театрон.
Или трибуны. Так когда-то называли места для зрителей.
Влияние
Греческий театр античного периода признан основополагающим для европейского театра. До настоящего времени соблюдаются его принципы в архитектуре (наличие партера, амфитеатра, ярусов). Античная драма не раз ставилась на сцене нового театра. Медея и Антигона, Агамемнон и Прометей, Электра и Федра – эти герои получили вторую жизнь в современных трагедиях, операх и балетах. Греческому театру принадлежит то, что сейчас называют сущностью этого вида искусства, - драматический диалог и участие живого актера.
Особенности постановок
Рождение греческого театра ознаменовало новый этап развития искусства, не только литературного и ораторского, но и сценического. В его основе лежали символические игры, культовые обряды. Еще в конце 6 века популярностью пользовались три театральных жанра: комедии, трагедии и сатировские драмы. Постановки проходили не только в Афинах, но и в других греческих полисах. Они были связаны с празднествами Дионисий и важными государственными событиями. Через хитросплетение характеров и действий персонажей можно было доносить до народа важные политические идеи и смеяться над злободневными проблемами.
В конце 4 века театр в Древней Греции потерял свою связь с религией. Теперь только важные государственные события отмечались драматическими представлениями. При этом авторы пьес и актеры старались так увлечь зрителей, что вся сценическая игра превращалась в единое переживание. И публика будто становилась действующим лицом.
ТЕАТРАЛЬНОЕ СООРУЖЕНИЕ, в древней Греции
Здание театра, основными элементами которого были театрон, скена и орхестра.
Все греческие театры были вписаны в окружавший их ландшафт, учитывали и использовали его особенности. Так, в качестве основы для зрительских мест чаще всего выбирался естественный склон какой-либо возвышенности, а поскольку греческая трагедия представлялась под открытым небом во время светового дня, своеобразной театральной декорацией для такого представления выступало само городское пространство. Театральное сооружение не только оказывалось частью природной среды, но было также тесно связано и с городом, с его архитектурным и социальным пространством, включено в «гражданский космос».
Театры принадлежали к наиболее распространенным типам сооружений в античности: они были неотъемлемой частью античного города, входили в число обязательных общественных построек. Ученый путешественник эпохи Римской империи Павсаний (II в.) указывает, что наличие театра (наряду с правительственными зданиями, гимнасием, городской площадью, водоемом) является признаком, который делает поселение городом (X, 4, 1). Несомненно, эту характеристику можно приложить к античному городу и в более ранние времена, что подтверждается археологическим изучением городов периода греческой классики и эллинизма.
Первоначально театральные представления могли устраиваться в любом подходящем месте и не требовали специальной стационарной постройки. Нам известно о существовании своеобразной передвижной сценической площадки, создание которой древние связывали с основателем драматических постановок Феспидом, жившим в VI в. до н. э. По выражению Горация, актеров и театральный реквизит он «возил на телегах» (Ars poet., 276).
С возникновением стационарного театра его основными элементами были:
театрон (др.-греч. θέατρον) – места для зрителей, название этой части театра дало название и всему сооружению;
орхестра (ὀρχήστρα) – ровная площадка, на которой размещался хор и, возможно, актеры;
скена (σκηνή)– сначала просто палатка для переодевания актеров, а затем все усложняющаяся конструкция, которая со временем дополняется проскением (προσκήνιον), на котором крепились декорации и выступали актеры.
Все эти четыре элемента римский архитектор Витрувий Поллион (вторая половина I в. до н. э.) в своем знаменитом сочинении «Об архитектуре» называет в качестве основных для театрального сооружения.
Так как театр вмещал достаточно большое количество зрителей (например, театр Диониса в Афинах вмешал, по разным подсчетам, от 14 до 17 тыс. человек), то он мог выступать и местом народного собрания, являясь, как кажется, для этого даже более удобным, чем открытая площадка. Кроме того, публика в театре собиралась и для других зрелищ: публичных чтений философов, представлений фокусников, ученых зверей, а в римское время – гладиаторские игр.
Место народных собраний
Древние Афины жили согласно законам демократии. У города было свое народное собрание – экклесия. Первоначально оно созывалось на Пниксе – каменистом холме к западу от Акрополя. После открытия театра Диониса Пникс признали непригодным, а собрания иногда стали организовываться в театре.
Принимать участие в экклесии имели право все афинские граждане-мужчины старше 20 лет. При входе каждому выдавалась разрешительная дощечка. В положенные дни собраний в театр не допускались люди из черных списков. За соблюдением этого правила следили лексиархи (в их ведении находились списки совершеннолетних афинян). Традиционно перед каждым собранием жители полиса совершали жертвоприношение и молились богам-олимпийцам.
Интересные факты
Когда заканчивались показные спектакли-состязания, судьи, отобранные архонтами, определяли победителей и награждали их призами.
В театр разрешалось ходить всем. Только посещение комедий запрещалось замужним женщинам.
В греческом театре не было занавеса.
До Эсхила основой трагедий всегда служил миф. Древнегреческий драматург ввел второго актера, углубил конфликт пьес и расширил действие. Появление развернутых диалогов и декорационной живописи связано с творчеством Софокла.
Орхестра, скены, декорации
Архитектурной основой театра являлась орхестра – круглая площадка, на которой выступали актеры, музыканты и хор. В переводе с древнегреческого это название означало буквально «место для танца». Первоначально на орхестре пели дифирамбы Дионису. Позже этот жанр эволюционировал в трагедию, с которой ассоциируется уже классический античный театр. В середине орхестры располагался жертвенник для жертвоприношений (обычно афиняне закалывали свинью).
Специально для актеров строились палатки для переодевания – скены. Они примыкали к орхестре. К ним также пристраивались специальные башни, необходимые для улучшений акустики и усилений резонанса в театре. Передний фасад скены (проскений) использовали для крепления красочных декораций. Впервые их в V веке до н. э. изобрел знаменитый трагик и драматург Софокл. Декорации для спектаклей рисовались на полотнах и досках. Все это нам подарила Древняя Греция. Театр Диониса стал площадкой, откуда нововведения в области сценического искусства распространились по всему миру и стали достоянием целого человечества.
Сиракузы
Одним из древнейших является греческий театр в Сиракузах – эллинской колонии на о. Сицилии. Он был сооружен в 5 веке до н.э. Его особенностью были трибуны, вырубленные в скале и обращенные к морю. На фоне живописного пейзажа стояла сцена. На ней словами и жестами "сражались" лицедеи. В амфитеатре также проводились народные собрания. Вместительность его составляла примерно 15 тысяч зрителей. Отголоском чествований Диониса стал длинный постамент, идущий к западу от театра. По заключению археологов, он был жертвенным алтарем, на который в свое время каждую весну приносилась в дар богам не одна сотня быков.
После того как Сиракузы захватили римляне, конструкцию театра изменили для проведения гладиаторских боев. В 18 веке извержение вулкана Этны разрушило Сиракузы, а вместе с ними и древнегреческое наследие. То, что уцелело, растащили местные жители.
Современным реставраторам удалось восстановить большую часть амфитеатра. И сегодня там по вечерам идут спектакли и концерты при свете факелов и специальных осветительных приборов.
Общие черты
Афинский театр Диониса был открыт в V столетии до н. э. Деревянное здание построили на юго-востоке Акрополя. Его назвали и построили в честь бога Диониса (его же именем назывались ежегодные праздники - Малые и Великие Дионисии). Театральные выступления проводились именно во время этих торжеств. Поэтому большую часть года здание было закрыто и никак не использовалось. Дионис – младший из олимпийцев, покровительствовавший виноградарству и виноделию. Его праздный образ жизни отлично подходил для ежегодного праздника.
Театр Диониса был местом не просто выступлений, а выступлений-состязаний. Во время них устраивались соревнования между тремя авторами трагедий. Каждый из участников ставил несколько произведений. Кроме собственно трагедии, это могла быть сатировская драма с мифологическим сюжетом. Отдельное соревнование устраивалось для авторов комедий. Результаты состязаний фиксировались в специальных бланках. Это были дидаскалии, которые отправлялись в городской архив. Важность дионисий подчеркивал тот факт, что дни этого праздника объявлялись выходными, а в мероприятиях принимало участие все население города.
Театр Диониса
Отдельно упомянем про один из первых театров в Афинах. Про театр Диониса. Он получил свое название в честь храма, напротив которого был построен. Он основан в VI веке до н. э., после чего не раз перестраивался.
В нем менялось буквально все:
- Сценическая площадка: ее местоположение и размеры
- Конструкция амфитеатра
- Материал сцены и трибун был заменен с деревянного на мраморный
Вначале выступления в театре проходили дважды в год — во время Малых и Великих Дионисий.
И это были не просто выступления. Это были театральные состязания. А в Римскую эпоху (I век до н. э.) там проводились цирковые представления и гладиаторские бои.
В это время были заложены основные принципы театральной архитектуры.
Что посмотреть в Афинах за один день
Афины — отправная точка в путешествиях по Греции. Здесь дешево и мало туристов.
Екатерина Качалина была в АфинахПо моим наблюдениям, в последние годы Афины становятся все популярнее. Здесь особая атмосфера. На каждом шагу — руины древних храмов и театров, которые включены в список всемирного наследия Юнеско. Неподалеку от них расположены развеселые таверны и бары, где пируют местные. Они с радостью принимают путешественников в свою компанию.
Из аэропорта в центр Афин можно добраться двумя способами: на метро до станции Akropoli или на автобусе до площади Синтагма и оттуда пешком. Первый способ быстрее и проще, второй — дешевле.
До станции «Акрополи» ехать около часа. Станция расположена прямо у подножия холма — остается только подняться до входа на территорию Акрополя.
Акрополь. В Древней Греции акрополем называли укрепленную часть города на возвышенности. Такие были во всех крупных поселениях страны. На территории акрополей возводили святилища и храмы, молились, приносили дары богам и хранили ценности. В военное время акрополь становился неприступной крепостью, откуда открывался обзор на войска противника.
Афинский Акрополь — самый масштабный из когда-либо построенных в Греции. Его видно из любой точки центра города. Руины храмов и театров объединены в музейный комплекс, который открыт ежедневно с 8:00 до 20:00.
Главное здание на холме и символ города — классический храм Парфенон, который построили в честь богини Афины, покровительницы Греции. Внутри располагалась 13-метровая статуя Афины из золота и слоновой кости, которую предположительно уничтожил пожар в 5 веке. Зато сохранились барельефы с изображением сцен из мифологии и истории, в том числе Троянской войны.
В 15 веке турки захватили Афины и превратили Парфенон в мечеть Святилище Эрехтейон — еще одно значимое сооружение Акрополя. Оно нравится мне больше всех из-за колонн в виде античных девСреди построек на холме выделяются два античных театра. Первый из них, театр Диониса, — старейший в мире. Он построен в 5 веке до нашей эры и рассчитан на 17 тысяч зрителей. На его сцене показывали пьесы Эсхила, Аристофана, Софокла и Еврипида. Сегодня там тоже иногда дают представления, вход свободный. В остальное время театр просто осматривают туристы. Если повезет — можно застать репетицию.
Вторую концертную площадку в Акрополе, Одеон Герода Аттика, можно посетить только во время Афинского фестиваля. Он проходит каждый год с июня по август. В это время на площадке показывают спектакли и проводят концерты.
Особенности спектаклей
По традиции в каждом спектакле в театре Диониса участвовало не больше трех актеров. Из-за этого одному человеку иногда приходилось играть сразу множество ролей. Еще одна особенность – мужчины исполняли даже женские роли. Каждый автор трагедии, участвовавший в состязании, получал команду хореографов и актеров.
Именно в театре Диониса появился обычай делить актеров на протагонистов (главных героев) и остальных персонажей. Исполнители ролей распределялись между драматургами с помощью случайного жребия. Во время праздника в театре работали судьи. Они определяли победителя состязания.
Каждый трагик выступал со своей тетралогией или трилогией (группой пьес). Любопытно, что на раннем этапе развития театра некоторые драматурги были не только собственно авторами, но и актерами в своих произведениях (как, например, Софокл). К спектаклям предъявлялось обязательно требование – новизна. За всю историю театра исключение было сделано только однажды – для трагедий Эсхила, основоположника данного жанра. Но даже эта оговорка имела место уже после смерти античного автора.
Как оформлялись античные спектакли
Для оформления использовались простейшие декорации – плоские щиты, обозначающие место действия.
А вот с механикой сцены и костюмами для актеров все гораздо интереснее.
Например, в античных спектаклях предавали большое значение инструментам для перемещения действующих лиц и их превращений.
А стоимость костюмов была просто огромной.
Не будем забывать и о таких предметах оформления, как колесница, на которой появлялся Агамемнон в трагедии Эсхила «Агамемнон». Все это тоже стоило внушительных средств.
Средневековье и влияние Церкви на культуру
Со временем театр пришел в упадок. Вместо драмы и комедии зрители смотрели на жонглеров, танцовщиков и гимнастов. А на смену поэтам и музыкантам пришел цирк.
В то же самое время активно развивалось христианство, а вместе с ним и Церковь, которая взяла под контроль все сферы жизнедеятельности.
Запретили гладиаторские бои, а комедии и трагедии, пользующиеся популярностью в античные времена, были вытеснены цирковыми и светскими представлениями.
Выступления были перенесены в храмы и соборы, но потом актеры все же начали проводить выступления на улицах и площадях.
История
Само слово «театр» греческого происхождения. В буквальном смысле оно переводится как «место для зрелищ». Эпоху рождения греческого театра (5-4 вв. до н.э.) принято считать образцом эталоном. Характерной чертой ее является гармония пропорций, элементов. Это касается архитектуры, пластики и самого сценического искусства.
Изначально греческий театр был связан с чествованием божества Диониса. Демократическое устройство, утвердившееся к 5 веку до н.э., способствовало быстрому росту популярности театра в Афинах, привлечению к нему мастеров поэтического слова. Нередко здания и площадки для представлений использовались для народных собраний, так как изначально при построении были рассчитаны на большое количество публики и вмещали от 10 тысяч человек. Священным атрибутом греческого театра того периода был алтарь Диониса. Он находился в центральной части здания – орхестре - и был своего рода напоминанием о религиозном начале искусства.
Самый первый театр располагался в Афинах, на юго-восточном склоне Акрополя. Он был назван в честь божества-покровителя, а общество актеров носило название «дионисовских мастеров». Театр находился под открытым небом, места для зрителей были деревянными. В конце 5 века сиденья обрушились. Поэтому жители Афин совместными усилиями соорудили театрон – особые места для публики.
Древнегреческая трагедия
(устройство театра и строение трагедии)
Театральные представления в эпоху расцвета греческого общества были тесно связаны с культом Диониса и составляли часть сельских празднеств, посвященных этому богу, о чем напоминал алтарь Диониса, находившийся в орхестре. Орхестрой называлась центральная часть древнего театра, расположенная между местами для зрителей и скеной. Скена («сцена», то есть палатка) — это строение, первоначально служившее для переодевания и выхода актеров. Затем она стала изображать фасад здания, храма или дворца, перед которым развертывалось действие, и служить декоративным фоном. Воздвигнутая перед скеной колоннада называлась проскений. Места для зрителей (в V веке до нашей эры деревянные скамьи, которые позже были заменены каменными сиденьями) располагались уступами, окаймляя подковой орхестру.
В Афинах театр был построен на юго-восточном склоне Акрополя, где находились два храма, посвященные Дионису. Он вмещал более пятнадцати тысяч зрителей. Этот театр, представления в котором устраивались под открытым небом при естественном освещении, послужил образцом для других греческих театров.
Греческая трагедия возникла из импровизации и вела свое начало от дифирамба — хвалебной песни в честь Диониса. Большое место в ней отводилось хору, выступавшему как одно из ее действующих лиц. Из хора, состоящего из двух полухорий, выделялось трое: предводитель всего хора — корифей и два предводителя каждого полухория.
Почти все трагедии начинались с пролога, в котором обычно содержалась завязка действия. В прологе выступал один актер, произносивший монолог, а иногда два и даже три. Затем на орхестру через боковой открытый проход (то есть парод) выходил хор и исполнял свою первую песню, называемую парод. За пародом следовали эписодии — диалогические части трагедии, в которых главная роль отводилась актерам, а от хора выступали корифей или отдельные хоревты. Эписодии отделялись друг от друга стасимами — песнями, которые исполнял хор, находясь на орхестре. Каждый стасим состоял из отдельных частей: строфы и антистрофы, написанных в одном и том же размере. За ними шел эпод, отличный от них по структуре. Лирическая партия актера и хора носила название коммос. Пение хора сопровождалось музыкой и танцами. Заключительная часть трагедии, когда хор с песней удалялся с орхестры, называлась эксод.
Эсхил (525—456 годы до нашей эры) родился в Элевсине, неподалеку от Афин, умер в Геле, на острове Сицилия. Из нескольких десятков трагедий Эсхила целиком сохранилось семь: «Просительницы», «Персы», «Прометей Прикованный» «Семеро против Фив» и три трагедии («Агамемнон», «Жертва у гроба» и «Эвмениды»), образующие трилогию «Орестея».
Эсхил происходил из аристократического рода. Он участвовал в войне, с персами, сражался при Марафоне, Саламине, Платеях и тринадцать раз получал первый приз на состязаниях поэтов-трагиков. Сведения об эмиграции Эсхила в Сицилию, как, впрочем, и все биографические сведения о нем, скудны и противоречивы.
Софокл (496—406 годы до нашей эры) родился в Колоне, афинском предместье, в семье богатого владельца оружейной мастерской. Получил хорошее музыкальное образование и на семнадцатом году жизни участвовал в исполнении благодарственного гимна на торжествах по поводу победы при Саламине. Был близок к Периклу и занимал ряд государственных должностей.
Софоклом написаны не менее восьмидесяти трагедий, из которых до нас дошло семь: «Эдип-царь», «Эдип в Колоне», «Антигона», «Трахинянки», «Аянт», «Филоктет», «Электра».
Еврипид (480—406 годы до нашей эры) родился, по преданию, на Саламине в день знаменитого морского сражения у этого острова. Согласно античным свидетельствам, отец и мать Еврипида промышляли мелкой торговлей. Жизнь поэта прошла в Афинах, где он, как утверждают, помимо поэзии, занимался живописью и философией, не принимая, в отличие от Эсхила и Софокла, прямого участия в политической жизни. Незадолго до смерти Еврипид переехал в Македонию, куда его пригласил царь Архелай, который высоко ценил его творчество и будто бы сделал поэта своим близким советником. В Афинах поэт при жизни не был, по-видимому, так популярен, как оба его старших собрата, зато в эллинистическую эпоху слава его возросла, благодаря чему число дошедших до нас драм Еврипида (восемнадцать из девяноста двух) больше, чем эсхиловских и софокловских вместе взятых.
Публикуется по материалам: Древнегреческая трагедия.– Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1993.– 600 с., илл.
Сверил с печатным изданием Корней.
Стоимость посещения
Первоначально вход в афинский театр был бесплатным. Его двери открывались для всякого желающего: мужчин, женщин, граждан и метеков – переселенцев и неполноправных жителей Аттики. Однако позже была введена плата. Она составляла 2 обола. При Перикле появилась традиция давать жителям Афин кредиты на посещение театра (теорикон).
Наше время
Нашим временем будем считать последние 200 лет, когда появилось электричество. Именно оно сыграло огромную роль в механике сцены.
Если до его появления все механизмы приводились в действие с помощью ручной силы, то с электричеством все изменилось.
О том, какая механика сцены существует сегодня, мы подробно писали в нашей статье «Выбираем и покупаем механику сцены».
Не будем забывать и про освещение. До появления электричества, сцены освещались с помощью свечей. А так как свечи из воска были очень дорогие, использовали другие – сальные. Они жутко коптили и капали вниз на публику и актеров раскаленным салом. В связи с этим профессия новая возникла – люстровщик. Это человек, который ловил растаявшее сало с помощью специальных приспособлений. Мы писали об этом в этой статье.
Ну а для понимания возможностей современной механики сцены прикрепляем небольшое видео:
(длительность 6 минут, смотреть с 3-й минуты)
Актеры и хор
В греческих театральных постановках музыкальное сопровождение осуществлял хор. Количество актеров по правилам не превышало трех. А персонажей по сценарию часто было больше. Поэтому одному актеру приходилось исполнять несколько ролей. Для этого он менял костюмы и надевал разные маски. Женщины в спектаклях не участвовали. Женские образы изображали мужчины.
Актеры греческого театра по уровню мастерства и важности ролей делились на три группы: протагонистов, девтерагонистов и тритагонистов. Следили за сценическими играми высшие должностные лица – архонты. По жребию они выбирали актеров для авторов. В обязанность архонтов входил также отбор поэтов для театральных состязаний. Вознаграждение актеров и содержание хоров осуществлялись из государственной казны.
Спектакли проходили как состязания. В них участвовали три поэта. Каждый выступал с группой пьес. Она включала три трагедии и сатировскую драму. Постановки давались под открытым небом в течение трех-четырех дней.
Стоимость билетов
Сначала драматические спектакли в греческом театре имели свободный вход для мужчин и женщин, граждан и метэков (неполноправных жителей). Позднее была введена плата за зрительское место. По современным меркам она составляла примерно 500 рублей. Для того чтобы в театр мог прийти каждый, из государственной казны выдавались деньги. По этому поводу в 4 веке до н. э. даже была организована зрелищная касса. Ее пополняли остатки расходов на нужды государства.
Таормина
Еще одним памятником античного искусства считается греческий театр в Таормине (восточное побережье о. Сицилии). Его сооружение из известнякового камня относится к 3 веку до н. э. Зрительские места были также обращены к морю и рассчитаны на 10 тысяч человек. В 1 веке римляне перестроили здание театра. Великолепная акустика, которая должна была придавать голосам актеров волшебное звучание, теперь усиливала крики побежденных гладиаторов и взволнованной публики.
В 19 веке были проведены восстановительные работы. Участие в них приняли и русские архитекторы В. А. Косов и М. Е. Месмахер. Им достались реставрационные планы, фасады. Сегодня греческий театр в Таормине является гордостью города. Здесь проводятся культурные мероприятия. Одним из значительных является Международный фестиваль искусств, который проходит ежегодно весной.
Что посмотреть в Афинах, потратив 100 €
Автобус. Остановка находится между четвертым и пятым выходами из аэропорта. Вам нужен маршрут Х95, на нем вы доберетесь до конечной — площади Синтагма (Πλατεία Συντάγματος).
Автобус курсирует круглосуточно, интервал движения — от 10 до 30 минут. Дорога займет час-полтора в зависимости от пробок.
Билет стоит 6 €, его можно купить в специальных автоматах в аэропорту или прямо у водителя за наличные, цена будет одинаковая. При входе в автобус не забудьте прокомпостировать билет.
Метрополитен работает с 06:35 до 23:30.
Время в пути — 45 минут.
Билет обойдется в 10 €, его можно купить в автомате в вестибюле метро.
Площадь Синтагма (название переводится как площадь Конституции) — центр Афин. Здесь, например, расположен знаменитый отель «Великая Британия». В разное время в нем останавливались Уинстон Черчилль, Мария Каллас, Софи Лорен и другие знаменитости. До сих пор это самый шикарный отель в Греции.
На площади Синтагма интересно: часто выступают уличные музыканты, проходят выставки и фестивали.
Как добраться. Выйдите на конечной автобусного маршрута Х95 или на станции Синтагма (Σύνταγμα), если добираетесь из аэропорта на метро.
Сколько стоит. Бесплатно.
Дворец, в котором заседает греческий парламент, построен в 1836 году. Около 80 лет здание служило резиденцией королевской семьи Греции, а после упразднения монархии в 1922 году отошло законодательному собранию. У подножия вы увидите Могилу неизвестного солдата и гвардейцев, охраняющих парламент. Их называют эвзоны — «подпоясанные».
В конце каждого часа происходит смена караула, поглазеть на нее приходят толпы туристов. На первый взгляд, действо забавное: двухметровые солдаты, наряженные в юбки и странные тапочки с помпонами, вышагивают церемониальным шагом, напоминающим ритуальные танцы спартанцев.
Но в этом есть смысл: одеты эвзоны так, как одевались греческие партизаны времен борьбы за независимость от Турции. В те времена греков, пойманных с оружием в руках, сразу убивали. Партизаны приделывали к турецким туфлям меховые помпоны и прятали в них лезвие ножа. В случае чего эвзон резким ударом ноги мог ранить противника. Именно такой удар в качестве строевых па и показывают гвардейцы при смене караула.
Как добраться. Парламент находится через дорогу от площади Синтагма.
Сколько стоит. Бесплатно.
Вообще, у греков много акрополей, их строили как культовые сооружения. Считалось, что боги живут на горах, поэтому на укрепленных возвышенностях возводили театры, святилища и храмы, где молились и хранили дары богам.
Афинский акрополь — самый известный и масштабный в Греции. На холме, который видно из любой точки Афин, возвышаются беломраморные колонны античных зданий. Поднявшись по ступеням на 156 метров над уровнем моря, вы найдете сразу несколько памятников, знакомых по учебникам истории: главные ворота Пропилеи, Парфенон, театры Диониса и Одеон Герода Аттика, храм Ники Аптерос и Эрехтеон. Больше всего туристов у Парфенона — главного храма, возведенного в честь богини Афины.
Его строили по принципу золотого сечения: отношение длины к ширине и высоте таково, что здание выглядит грандиозно с любого ракурса, но при этом не давит на зрителя.
Как добраться. От площади Синтагмы до Акрополя — 1,3 км, дойдете за 20 минут неспешным шагом. Чтобы сберечь время, можно воспользоваться метро. От площади Синтагма (Σύνταγμα) до станции Акрополи (Ακρόπολη) — одна остановка.
Сколько стоит. С 1 апреля по 31 октября билет в музеи Акрополя стоит 20 €, в остальное время года — 10 €. На кассах Акрополя обычно большие очереди: ежедневно его посещают от 15 000-18 000 туристов. Чтобы сэкономить время, купите билет онлайн.
Зрительские места
В 326 году до н. э. театр Диониса был серьезно реконструирован. Греки отказались от деревянной сцены и заменили ее мраморной. Появились и новые сиденья из камня (всего было сделано 67 рядов). Ближе всего к сцене находились почетные гости – политики, военные, богачи и т. д. У каждого из них было свое персональное кресло – на нем высекались должность и имя владельца. В римскую эпоху император Адриан выбрал себе место во втором ряду (он был поклонником греческой культуры). Из других цезарей к театру Диониса имел отношение Нерон – он выступал прямо на легендарной афинской сцене.
Места для зрителей достигали основания верхнего города – Акрополя. После реконструкции театр Диониса вмещал в себя 17 тысяч посетителей. По меркам тогдашних Афин, в нем могла уместиться половина населения полиса. Древний театр Диониса обходился без кровли и перекрытий. Хор, актеры, зрители – все пребывали на свежем воздухе. По этой причине спектакли в основном проходили в светлое время суток.
Читайте также: