Место для сооружения храмов в древней греции
В истории развития всей европейской культуры важнейшее место занимает искусство и культура древней Греции. На ее основе и сформировались классические каноны античности.
В целом, ее культурные традиции были полны противоречий, потому что создавались они в обществе рабовладельческой демократии. Однако произведения античных мастеров стали эталоном для творцов многих последующих поколений.
Первые археологические раскопки в начале XVIII века были проведены в городах Помпеи и Геркуланум, погребенных под вулканической лавой Везувия. В результате исследований были обнаружены многие уникальные образцы различных произведений мастеров той эпохи.
Это скульптуры и рельефные изображение, посуда и предметы домашней утвари, оружие и древние инструменты. Среди всех найденных ценных экземпляров особое внимание привлекают сохранившиеся фрагменты зданий. Они представляют огромный интерес для ученых в процессе изучения архитектурного облика городов древней Греции.
Периоды развития древнегреческой архитектуры
Всю историю развития архитектуры в древней Греции можно разделить на несколько периодов:
В бронзовом веке храмы еще не строились. И только в начале VIII века появляется храм, особенности конструкции которого напоминают мегарон, возникший ранее в архитектуре Крита и Микен . Основным строительным материалом для храма стал необожженный кирпич, а двускатная крыша была сделана из дерева.
Большую часть сведений об облике сооружений того периода ученые почерпнули из произведений Гомера. В те времена строились дома из древесины, которые для большей прочности скрепляли металлической обшивкой.
Данный период примечателен формированием особенной планировочной системы, важное место в которой занимает колоннада, окружающая здание со всех сторон. Одним из самых ранних сооружений того периода считается храм богини Геры на острове Самосе.
Развалины храма богини Геры на острове Самосе
В начале архаического периода была также распространена техника строительства из дерева и сырцового кирпича. Отличие заключалось лишь в применении терракотовых облицовок для отделки храмов. В дальнейшем наиболее важные и масштабные сооружения начинают строить из мягкого и легкого в обработке известняка. В конце периода самым распространенным материалом становится мрамор .
В течение VII века до нашей эры древнегреческое строительное искусство развивается сразу в нескольких направлениях, которые имели существенные различия.
В архаический период появляются первые образцы монументальных сооружений, а также формируются различные типы храмов и других зданий общественного назначения.
Происходит зарождение и развитие ордеров, которые впоследствии становятся базовыми и наиболее узнаваемыми элементами древнегреческой архитектуры.
Афины становятся главным городом, имеющим правильную планировку улиц. В других городах также проводится постройка новых жилых кварталов по единому плану.
В этот период формируется архитектурный облик типового греческого дома, который состоит из окруженного портиками внутреннего дворика, прообразом которого стал мегарон.
Экстерьер зданий приобретает большую утонченность и изящество благодаря использованию ионического и коринфского ордеров.
Дли эпохи эллинизма характерно смешение различных стилей и ордеров с чисто декоративной целью. Но при этом теряется былая лаконичность, монументальность и узнаваемость ордерной системы.
Ордерная система
В архитектуре древней Греции использовались три основные ордера:
Основное различие архитектурных ордеров заключалось прежде всего в формах колонн и антаблемента, а также в различных декоративных деталях и соотношении пропорций.о
При этом планировка пространства зданий была одинаковой для всех ордерных систем. И дорический, и ионический ордера использовались в процессе строительства не только культовых, но и светских сооружений, а также мест общественного посещения.
Каждая постройка представляет собой единое целое, созданное из отдельных архитектурных элементов, среди которых можно назвать следующие:
Дорический ордер
Храм Геры в Олимпии
Размеры отдельных частей сооружения и их пропорциональное соотношение связаны с длиной радиуса колонны в ее основании. Этот радиус называется модулем, и на его основе проводятся расчеты всех последующих пропорций.
В дальнейшем, с развитием техники строительства, колонны становились более тонкими, изящными и высокими. Соответственно, между ними увеличивалось расстояние, а высота антаблемента уменьшалась.
Храм дорического ордера обычно строили на трехступенчатом высоком основании. Ступени крепиды не были предназначены для восхождения людей. Это был один из характерных элементов древнегреческой архитектуры. Высота ступеней основания определялась из расчета общих пропорций сооружения.
Дорический храм Сегеста в Греции
Антаблемент дорического ордера тоже являлся трехчастным. На колоннах размещался архитрав с фризом, который состоял из триглифов и метоп. Он также поддерживал слегка выступающий карниз. Крыша была двускатной с небольшим уклоном. Фронтон треугольной формы, как правило, был украшен скульптурами.
Дорический ордер храма Гефеста ( V век до нашей эры).
Для композиционной завершенности дорического храма огромное значение имел цвет сооружения, который дополнительно подчеркивал его конструкционные особенности.
Наиболее известным из сохранившихся образцов дорических построек является храм Посейдона в Пестуме на юге Италии и храм Гефеста в Афинах.
Храм Посейдона в Пестуме
По своим архитектурным достоинствам самым значительным сооружением считается Парфенон на Афинском Акрополе.
Храм Парфенон в Афинах
Ионический ордер
Постройки ионического ордера характеризуются большей легкостью и изяществом. Особенно это заметно по сравнению с массивными элементами дорического ордера.
Ионические храмы раннего периода имели большие размеры и более роскошное убранство , чем тяжеловесные и строгие дорические храмы.
Но главной отличительной особенностью можно считать внешний облик колонн: они гораздо стройнее и тоньше. К тому же, имеют базу, ствол и капитель. Наиболее роскошной формой характеризуется капитель с волютами.
При этом колонны не связаны ритмическими элементами, как в дорическом ордере. Вместо фриза ионический антаблемент был отделан поясом, декорированным барельефом. Все детали ионического ордера имели сложную профилировку.
Наибольшего расцвета ионический ордер достигает в Малой Азии, где образцы сооружений имеют значительные размеры. Ярким примером может служить храм Артемиды в Эфесе, который достигал в длину 126 метров, и имел колонны высотой 18 метров.
Храм Артемиды в Эфесе
В самой Греции сооружения ионического ордера представлены небольшими изящными постройками. Из сохранившихся образцов можно назвать храм Ники- Аптерос и Эрехтейон в ансамбле Акрополя в Афинах.
Коринфский ордер
Коринфский ордер получил свое развитие на основе ионического и окончательно сформировался только в римской архитектуре. Главное отличие коринфского ордера от ионического заключалось в наличие капители с четырьмя сторонами, украшенными скульптурным изображением листьев аканта.
Среди наиболее значительных образцов коринфского ордера в Греции можно назвать капитель памятника Лисикрата в Афинах. Еще одним примером использования коринфского ордера является незаконченный афинский Олимпейон.
Памятник Лисикрата ( Афины)
Строительная техника
В архитектуре древней Греции основным строительным материалом был природный камень различных сортов. Так, в ранний период применялся мягкий известняк, который легко поддавался обработке. При строительстве Афинского Акрополя в VI веке до нашей эры был использован известняк. Но в ансамбле Нового Акрополя, построенного Периклом, уже встречаются сооружения из пентелийского мрамора.
В процессе кладки стен общественных зданий тоже иногда использовался кирпич , но позже наружную сторону облицовывали каменными плитами.
Для сооружения кровли и перекрытий обычно использовали древесину. В ранний период из дерева были сделаны и колонны храмов. Это можно было наблюдать на примере храма Геры в Олимпии, где деревянные колонны впоследствии были заменены каменными.
Каменная кладка производилась сухим способом без применения раствора. При этом для усиления конструкции использовались шипы или деревянные шпонки. Сооружение должно было выдерживать подземные толчки в случае землетрясений, поэтому каменные блоки скреплялись друг с другом с помощью множества металлических скоб.
№11 Святилище Асклепия и Театр в Эпидавре
Эпидавр расположен на полуострове Пелопоннес и именно там по легенде родился Асклепий — бог медицины, врачевания телесных и душевных недугов. В этом месте греки построили очень много построек, туда стекались люди с различными заболеваниями. Там же проходили особые мероприятия. Из сохранившихся построек самым ярким и впечатляющим является театр. Он вмещает 14 тыс. человек и гордо носит название самого лучшего театра в Древней Греции. Сохранность и местоположение театра просто шикарные. А какие акустические свойства у него! Шепот слышен даже на самых верхних рядах.
№1 Ордерная система
Архитектура Древней Греции вся строилась на ордерной системе. Греки строили по типу стоечно-балочных конструкций, и вот в период архаики начали формировать определенное художественное оформление этих конструкций. Первым появился дорический ордер, затем ионический и коринфский. На протяжении веков они формировались и расцвет пришелся на период V века до нашей эры, когда греки достигли идеальных пропорций и форм. Этот период обозначился в истории как Классический. Ордерная система легла в основу архитектуры Римской империи, затем к ней вернулись в эпоху Возрождения и применяют до сих пор. Греческая архитектура лежит в основе современного классического стиля.
№9 Регулярная планировка города или Гипподамова система
Начало градостроительной науки берёт в теоретических и практических концепциях регулярного города. Это когда город разбивается на кварталы, и через него проходит сетка улиц. Улицы расположены по отношению к друг другу под прямым углом, т.е. они параллельны и перпендикулярны друг другу. В городе выделялся композиционный центр и само формирование структуры города отвечало требованиям удобного проживания в нём. Регулярную планировку города связывают с именем архитектора Гипподама, выходцем из города Милет (современная территория Турции). Поэтому в честь него и называют Гипподамова система, которую применяют в градостроительстве до сих пор.
№3 Кносский дворец
Одна из древнейших цивилизаций в Греции возникла на острове Крит (2700—1400 гг. до н.э.). Называется она Минойской по имени царя Миноса. Знаменито это место благодаря своей легенде. На острове жил Минотавр — человек с головой быка, который жил в лабиринте и требовал себе на съедение 7 юношей и 7 девушек каждые 9 лет. И вот Тесей из Афин смог победить Минотавра и выйти из лабиринта живым, конечно же вышел он при помощи клубка, который дала ему Ариадна, дочь царя Миноса. Эта история основана на реальных событиях, которые я описываю в статье про Минойскую цивилизацию. Но здесь скажу, что лабиринтом называли сам дворец Миноса.
Сегодня на Крите находятся руины огромного для того времени дворца с очень запутанной структурой. Дворец состоял из 5 этажей, имел очень много комнат, ходов, подсобных помещений. Все, кто посещал дворец, говорили, что без проводника там невозможно передвигаться, отсюда и стали называть его лабиринтом.
Как строились храмы Древней Греции
Как я уже писала в предыдущей статье , еще в эпоху архаики сложились главные принципы архитектуры Древней Греции, которая дошла до нас в виде храмовых построек. На всякий случай повторю их:
1. все здания состояли из вертикальных опор – колонн и, поддерживаемых ими, прямых горизонтальных перекрытий ;
2. основные типы колонн и соотношение несущих и несомых частей здания оформились в систему, называемую о́рдерной (от греч «о́рдер» - «норма, порядок»);
3. пропорции зданий , рассчитывались исходя из пропорций человека ;
4. архитекторы бо́́́́льшее внимание уделяли экстерье́рам ( внешнему виду зданий) , чем интерье́рам;
5. эстетические принципы древнегреческой архитектуры основывались на сочетании соразмерности и простоты.Храм Зевса в Олимпии. Реконструкция. Храм Зевса в Олимпии. Реконструкция.
Главным достижением же греческого зодчества стало создание ордерной системы , которая позволила привести строения к строгой упорядоченности всех конструктивных и декоративных деталей.
Ордерная система прежде всего была представлена колоннами (дорической, ионической и коринфской) , которые являлись главным элементом построек. Чередование колонн рождали ритм, который, как в музыкальном произведении, приводил к ощущению порядка, гармонии, а значит к красоте.
Напомню, что для греков, склонных всё вокруг себя наделять антропоморфными свойствами (это ярко выразилось в высказывании "Человек - мера всех вещей" ), каждый из трёх ордеров сопоставлялся с качествами и внешностью человека. Дорический - с мужскими образами, ионический - с женскими, а коринфский - с нарядными юными девами. Таким образом выбор ордера греческими архитекторами, при строительстве храмов, зависел от того, какому божеству этот храм посвящался.
Святилища богов-мужчин (Зевса, Посейдона, Гефеста и т. д.) строились, как правило, в дорическом ордере.
Храм Посейдона в Пестуме. Храм Посейдона в Пестуме.Храмы, посвященные богиням, были украшены ионическими колоннами.
Храм Ники Аптерос Храм Ники АптеросБыли и такие богини, которые отстаивали своё право на безбрачие (например, Афина, Артемида, Гестия и др.), они удостаивались храмов, выполненных в коринфском стиле.
Храм Артемиды в Корфу. Храм Артемиды в Корфу.Также в коринфском стиле могли быть встроены храмы, с особым статусом - например, посвящённые верховному божеству - Зевсу. В таком случае коринфский ордер должен был способствовать созданию впечатления большей репрезентативности строения.
Храм Зевса в Афинах (Олимпейон) Храм Зевса в Афинах (Олимпейон)Однако встречались исключения из данного общего правила. Так, например, в период архаики, большинство храмов было выполнено в дорическом стиле (исторически ионический и коринфский ордер возникли позже дорики).
Храм Геры в Пестуме. 6 в. до н.э. Храм Геры в Пестуме. 6 в. до н.э.А знаменитый Парфенон Афинского Акрополя , выполнен в дорическом ордере, но посвящён богине Афине. Однако, нужно вспомнить, что "совоокая дева Афина-Паллада" покровительствовала отнюдь не женскому делу - она была богиней войны. Так что закономерность в выборе типа ордера всё же здесь есть. И так далее.
Парфенон. Афинский акрополь. Парфенон. Афинский акрополь.Важно отметить, что антропоморфность греческой архитектуры выражалась ещё и в том, что единицей всех измерений конструктивных деталей зданий, и их соотношений, выступали пропорции и части человеческого тела . Так в основе системы измерения при строительстве, лежали длины разных частей тела - пальца, ступни, ладони, локтя и т.д. Об этом говорил и целый ряд названий различных архитектурных элементов.
Типы конструкций греческих храмов различались не только ордером, применяемым в их оформлении. Их особенности также определялись количеством и расположением колонн, украшающих снаружи их стены.
Витрувий - древнеримский архитектор и теоретик искусства, выделял среди греческих храмовых конструкций мегарон , простиль , амфипростиль , периптер, диптер и пр.
Самое большое распространение получили храмы – периптеры ( от perí — вокруг и pterón — крыло), то есть, по мысли греков - «оперённые» , окружённые колоннадой со всех сторон.
Храм Гефеста в Афинах Храм Гефеста в АфинахКолонны устанавливались на платформу - стилобат , которая состояла из нескольких ступеней - стереобат.
Крыша храма обычно была двускатной. На фасадах здания скаты крыши образовывали треугольники, которые принято называть фронтоны.
Красным цветом выделен фронтон здания. Красным цветом выделен фронтон здания.Пространство внутри фронтона - тимпан , служило площадкой для творческой активности скульпторов и живописцев - он обильно украшался цветными скульптурными рельефами.
Красным цветом отмечен тимпан здания. Красным цветом отмечен тимпан здания. Фронтон, со скульптурной композицией в тимпане. Фронтон, со скульптурной композицией в тимпане.Святилище – внутреннее помещение храма, в котором находилась скульптура бога-покровителя и, зачастую, казна полиса, называлось или на́ос (лат. - це́лла ) .
Внимание привлекал прежде всего внешний облик храма – многие его детали ярко раскрашивались , и украшались рельефами и скульптурами, рассказывающими определенные истории из мифологии. В этом сказывался греческий эстетический принцип калокагатии - когда внешняя сторона вещей оказывалась приоритетной, т.к. подразумевала соответствующее содержание (вспомните поговорку - "в здоровом теле - здоровый дух" ).
Греческий храм. Реконструкция. Греческий храм. Реконструкция.Греками были рассчитаны и точные пропорции храма-периптера , соотношение его длины и ширины, измеряемое количеством окружающих наос (целлу) колонн. На фасаде святилища, количество колонн всегда было чётным. Число опор, необходимое для украшения его боковой – длинной стороны, рассчитывалось согласно следующей формуле: количество колонн фасада, умножалось на 2, и к полученному числу прибавлялась ещё одна опора.
Эту пропорцию можно представить в виде уравнения: Х = 2Y + 1 (где: X – количество колонн боковой части, Y - количество колонн фасада). Она даёт в результате сочетание сторон, называемое "золотым сечением" или "золотой пропорцией" .
Например, если на фасаде (короткой стороне) здания 4 колонны, то, чтобы рассчитать количество колонн сбоку, необходимо 4 умножить на 2 , и прибавить ещё 1 .
То есть на боковых сторонах такого храма должно было бы быть по 9 колонн.
Принципы архитектуры, созданные в Древней Греции, до сих пор считаются эталоном, и являются образцом для построек в классическом стиле.
№6 Древнейшая метеорологическая станция в Афинах «Башня ветров»
Задержимся ещё немного в Афинах и познакомимся с архитектурным и инженерным сооружением. Её называют и Башней ветров, и Часами Андроника. Это было сооружение, которое служило для определения времени в любое время суток. Там были солнечные часы снаружи и гидравлические внутри. Также башня была ориентирована по сторонам света, на её сторонах были изображены ветра и сверху башни был установлен флюгер. Древние греки с помощью этой башни могли определить который час и в какую сторону дует ветер. Афины были торговым центром и купцы по Башне определяли, когда придёт товар или будет доставлен куда-либо, ориентируясь по часам и направлению ветра.
№12 Храмы Геры и Афины в Пестуме (Посейдонии)
Пестум или Посейдония находится на юге Италии, там когда-то была греческая колония. В этом месте сохранились сразу 3 храма дорического ордера. Два из них посвящены Гере, а третий храм посвящен Афине. Интерес, конечно, вызывает тот факт, что в одном месте построили сразу 2 храма одной богине, что не характерно для греческой культуры, и не одного храма Посейдону. Хотя город назвали в честь бога морской стихии. Название Пестум уже латинское. Все три храма сохранились очень хорошо, учитывая, что построены они были в VI-V вв. до н.э. и являются образцами архаической дорики.
№8 Святилище в Дельфах
Святилище в Дельфах считалось одним из древних и одним из самых важных у греков. Там находилось святилище Аполлона, где восседала и проповедовала знаменитая Пифия. К ней приезжали со всех греческих городов, чтоб получить предсказание от богов или совет. Пифия также известна как Дельфийский Оракул, провидица. В Дельфах был установлен Омфал — пуп Земли. Он представлял из себя камень конической формы, и для греков это был центр земли, откуда они рассчитывали все расстояния. Например, на каком расстоянии находился тот или иной город считали именно от Омфала, он был как нулевая точка отсчета. Помимо этого в Дельфах было много сокровищниц, т.е. мест, где хранилась казна многих греческих городов-союзников.
Архитектура Древней Греции
Cамыми распространенными объектами строительства древнегреческих зодчих были храмовые постройки. Они обладают изящностью и тектоникой масс. Это не случайно: греческая религия прославляла в божестве человеческое начало. Поэтому, пребывание в греческом храме рождало чувство гармонии, собственного достоинства. Давление на личность отсутствовало.
Удивительно, что слова «греки» и «Греция» вошли в употребление уже во время правления римской империи. На самом деле, греки называли себя эллинами, а свою страну — Элладой.
В древнегреческой архитектуре происходит распад на 3 главных школы: ионическую, дорическую и аттическую (коринфскую).
Ионическая школа развивается в греческих колониях малоазийского побережья. Из-за близкой границы с Востоком, здесь в VII-VI вв. до н. э., складывается особое художественное и изящное направление в искусстве и архитектуре. К примеру, величественные формы древнего храма Артемиды Эфесской. Грация ионических колонн, стала первым шагом к выражению женственности, человечности.
Дорическая школа полностью противоположна ионийской. Зародилась она в Аргосе, в Спарте, и на других островах, где сохраняются устои далёких предков — завоевателей этих земель. Дорический стиль отличается строгостью, простотой форм, отсутствием украшений. В ней нет очарования ионийской школы.
Коринфская (аттическая) школа сыграла огромную роль в формировании греческого искусства. Она соединила в себе дорическую суровость и ионийскую просветленную одухотворенность. Это был настоящий творческий синтез.
Типы храмов Типы храмовЭПОХА ЗАРОЖДЕНИЯ ЭЛЛИНСКОГО ЗОДЧЕСТВА (XI—IX ВВ. ДО Н. Э.)
Сооружения строятся из дерева и сырцового кирпича, а кровлю покрывают обожженной черепицей. Помимо обычного жилья возводятся первые древнегреческие храмы.
В этот период начинают сооружать мегароны ( греч. «megaron» — «большой зал») — прямоугольные, в плане, сооружения с очагом посередине. Таким образом появляется простой тип древнегреческого «Храма в антах».
Анты (лат. «ante» — «впереди») — выступающие продольные стены прямоугольной постройки, которые ограждают вход по обе стороны. Колонны, находящиеся между выступами стен, находятся в антах. Сначала, анты использовались, как несущий элемент, для поддержания крыши, но, в связи, с развитием технологий производств материалов, они приобрели декоративный характер. С течением времени, от «храма в антах» постепенно переходят к простильному храму: добавились промежуточные колонны, поддерживающие портик.
Храм в антах. Сокровищница афинян возведено 490-489 до н.э. Дельфы. Греция Храм в антах. Сокровищница афинян возведено 490-489 до н.э. Дельфы. ГрецияВ этот период появились первые зачатки эллинской архитектуры — птерон (или перестасис). Некая колоннада, которая окружает целлу со всех сторон.
Периптеральный тип храма (IX-VIII вв. до н. э.) получил широкое распространение на много веков вперед. В отличие от мегарона, периптеральный греческий храм воспринимается со всех сторон, а не только с главного фасада. Благодаря этому, он выглядит еще массивнее и значительнее.
Периптеральный тип храма Гефеста. Сооружён в период 449—415 годов до н. э. Афины. Греция Периптеральный тип храма Гефеста. Сооружён в период 449—415 годов до н. э. Афины. ГрецияАРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (VIII—VI ВВ. ДО Н. Э.)
Греческий храм нередко увенчивает холм, особо не выделяясь, будто он часть холма. Особенность мышления греков состояла в том, что они представляли себе даже реки и горы в виде живых существ, — прекрасных девушек и сердобольных старцев. Храм гордо высился над домами простых смертных, рассеянными у подножия холма. Ведь он должен был производить впечатление торжественного величия, спокойной уверенности, веры человека в свою правоту, чувства его достоинства.
Дорические колоны сравнивали с мужской фигурой, ионийские — с женской, коринфские — с девичьей. Эта особенная черта, в уподоблении колонн человеческим фигурам, принадлежала исконно греческим зодчим.
Типы греческих ордеров Типы греческих ордеровГреческий храм не имеет замкнутого пространства. Возможно, что некоторые храмы не имели покрытия. Колонны образовывали вокруг ядра храма ажурную оболочку, своеобразное оперение (на что намекает само название храма: периптер — окрыленный со всех сторон)
Дорический периптер достигает зрелости в начале V века. К числу храмов V века принадлежал храм Афайи на о. Эгина, храм Посейдона в Пестуме, храм Зевса в Олимпии и храм в Акраганте, задуманный в таком крупном масштабе, что его выполнение было неосуществимо.
Дорический храм Посейдона в Пестуме Дорический храм Посейдона в Пестуме Дорический храм Зевса в Олимпии Дорический храм Зевса в ОлимпииВ построении древнейших греческих храмов учитывалась разумное начало и целесообразность, так как расстояние между колоннами определялось величиной каменных балок, составляющих антаблемент.
КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (V—IV ВВ. ДО Н. Э.)
Самый продуктивный период в искусстве Древней Греции. Характеризуется сближением ионического и дорического стилей.
В этот период строится Афинский Акрополь (греч. — «верхний город»). При входе в храмовый комплекс стоят пропилеи из суровых дорических колонн и изящных ионических колонн. Смелый прием сочетания разных типов ордеров сочетал в себе разнообразие и единство. Справа от пропилей, на естественном основании скалы, высился храмик бескрылой Победы, который производил впечатление особого изящества.
Схема афинского Акрополя Схема афинского АкрополяПрямо за пропилеями высилась огромная статуя Афины-воительницы. Справа вырисовывался массив самого главного величественного здания Акрополя — Парфенона . Он сохраняет форму традиционного дорического периптера: три ступени основания, колонны с желобками, антаблемент с метопами, двускатная кровля. Но колонны хоть и были дорические, но истолкованы в стиле ионических: значительно стройнее и расставлены шире, чем в дорических храмах; в них меньше выражен объем и чувствуется порывистый взлет; над ними не так сильно выступает карниз.
Основные типы греческих храмов и их элементы
По представлениям эллинов, боги не только прибывали в различных стихиях, но и выбирали места на земле. Знаменитый Олимп, самая высокая вершина Греции была именно таким пристанищем. Боги также выбирали возвышенности, ущелья, гроты, долины, леса, рощи и даже отдельные деревья. В таких местах и возникали святилища для почитания богов.
Святилища
Для совершения жертвоприношений греки строили алтари, святилища и ставили статуи. В некоторых местах возводили только алтарь. Примером этому служит грот Аполлона. Он наполовину природный, наполовину рукотворный. Располагался у склона горы Кинт на острове Дилосе. Это расщелина между скал, которую перекрыли двумя рядами наклоненных каменных плит. Эти плиты образовали что-то похожее на свод.
Основы строительства первых греческих храмов
При проектировании первых храмов, греки опирались на архитектуру и интерьер богатых жилых домов. В эпоху микенской и минойской цивилизации жилые помещения богатых домов назывались мегаронами. Концепция мегарона — это домашний очаг.
Бывало, что и жилище вождя преобразовывалось в храм, и предназначалось для жертвоприношений. В жилых домах в мегаронах над очагом делали отверстия в крыше, то же самое делали и в ранних храмах.
Помещение храма стали называть наосом, туда же устанавливали и статую божества.
Храмы были обращены на восток, к восходу солнца. Первые лучи солнца попадали на статую божества. Храмы, которые посвящали не богам, а героям, строили в обратную сторону и вход смотрел на запад. Отклонялись от этих расположений только, если так не позволяла сделать местность.
Чуть позже алтарь перенесли из храма, и стали устанавливать перед входом в храм. Там же собирались и люди для молитв и жертвоприношений. С тех пор людям было запрещено заходить внутрь храмов.
Развитие греческих храмов
Храм стал рассматриваться как жилище божества. Вокруг святилища появилась ограда. Так возник теменос — священный участок, вход на который в архаическую эпоху стали выделять пропилеями — парадными воротами.
Пропилеи Афинского акрополя
В крито-микенскую эпоху самым значимым и величественным сооружением был дворец. Но с VIII в. до н.э. главное место стал занимать храм. Именно в этих архитектурных сооружениях воплощались все достижения общества. При строительстве храмов использовались самые прогрессивные, доступные эпохе методы строительства. Для украшения храмов применяли самые дорогие материалы.
Большое значение имело также и расположение храма. Часто выбирали возвышенное и открытое место. В конце VIII в. до н.э. появляются первые подпорные стены, их складывали из камней неправильной формы. С их помощью выравнивали площади для первых дерево-сырцовых храмов. Благодаря этому придавалась значительность в размерах храма.
Функции храма. Жрецы и пожертвования
Строительство храма заказывалось полисом (городом) и к его постройке привлекалась вся община. Специалистами по «толкованию богов» и «выполнению обрядов» выступали жрецы.
Жрец выбирался из числа граждан. Но, иногда жрецом определенного храма, мог стать только человек из аристократического рода. Также выбирались люди для работы в храме, нужно было всё организовывать, вести хозяйство и прочее.
Община совершала пожертвования храму, и спустя десятки, сотни лет, некоторые храмы становились очень богатыми. Также казну полиса сдавали в храм, иногда от целого сообщества полисов.
Поэтому храм выполнял очень много функций. Был самым значимым сооружением, не только в религиозном смысле, но и в фактическом управлении полиса. Храмы также осуществляли организацию праздников, содержали музыкантов, флейтисток и владели рабами.
Важные греческие святилища
Возникали такие святилища, которые почитались не только полисом или регионом, но и всем греческим населением. Их называли всеэллинскими. Такими святилищами являлись Дельфы, Олимпия, Дилос, и они были очень влиятельными. Эти святилища поддерживали единство греческого народа, их общего происхождения, культуры, обычаев и религии.
Греки приезжали в эти святилища со всех уголков. В Олимпию на Олимпийские игры, а в Дельфы за советом оракула. В Дельфах, Коринфе и Немее также проводились соревнования, но не такие масштабные как в Олимпии.
Всеэллинские святилища даже предотвращали военные столкновения между полисами. А ещё к ним стекались неисчислимые богатства, и благодаря этому их украшали всем самым дорогим и лучшим.
Структура и типы греческих храмов
Итак, из каких элементов складывался древний греческий храм.
Следующим по сложности храмом был простиль. У него на фасаде впереди антов находился ряд колонн. Иногда эти колонны были с обеих сторон по торцам фасада, это называется амфипростиль.
Храм, который со всех сторон окружен колоннадой, называется периптером. В периптере главное закрытое помещение храма называется наос (целла). Этот тип храма сложился к началу VII в. до н.э. и оставался основным типом в течении всего архаического и классического периодов.
Следующим по сложности типом является диптер. Это когда наос окружен не одним, а двумя рядами колонн.
Псевдопериптер — это когда у диптера второй (внутренний) ряд колонн отсутствует. Все или большая часть интерколумниев (расстояние между колоннами) наружной колоннады полностью закрыты стеной, из которой колонны выступают обычно лишь на половину своего диаметра, превращались в полуколонны.
Круглые храмы и постройки общественного назначения называются моноптер. Они состоят из колоннады с перекрытиями. Если позади колоннады имеется наос, тогда это называется фолос.
Портик
Пространство, которое образуется между колоннами и входом в храм, или вокруг наоса (целлы) — называют портиком. Слово портик часто применяют не только к пространству за колоннадой, но и сами колоннады. Термин портик применяют и к нехрамовым постройкам с одним или более рядами колонн, открытым со всех сторон или, по крайней мере, со стороны главного фасада. Такие портики, если они представляют собой самостоятельное сооружение, называют стоями. Они могут быть двухъярусными.
Портики применялись и в жилых постройках, где они возводились иногда перед помещениями, открывавшимися во двор. Если двор окружен портиками со всех сторон, то тогда их называют также перистилем. Такие четырёхсторонние портики вокруг двора, или перистили, появились в классическую эпоху, но получили широкое развитие позднее, в IV в. до н.э. и в эпоху эллинизма.
В глубине наоса (целлы), или позади, было помещение — адитон, что означает «священный». И позади был опистодом, что означает «задняя часть храма» и он отделялся от целлы глухой стеной,.
Опистодом обычно служил местом хранения храмовой утвари и различных приношений.
Колоннада, которая окружает храм называется птерон, или перистасис.
Всеобщая история архитектуры, Том II
Теперь у меня появилась страница на Facebook. Если вам интересна эта тема, можете присоединиться и следить за выходом новых статей. Буду рада вас видеть 🙂
№13 Алтарь Зевса в Пергаме
Двигаемся дальше по греческим городам, которые сегодня расположены за пределами современной Греции. Эллинистический город Пергам (территория современной Турции) знаменит не только своей древней библиотекой, но и сохранившимся алтарём Зевса. Это была огромная площадка для жертвенника, которая сегодня находится в музее. Алтарь Зевса редкий экземпляр, когда в архитектурной постройке внимание обращено не к ордерной системе и колоннам, а к скульптурному фризу. Потому что в эпоху классической Греции, фриз со скульптурами был дополнением к архитектуре, а вот в Алтаре Зевса он забирает на себя всё внимание. Там изображена эпичная битва гигантомахия, когда боги Олимпа сражались с гигантами.
Далее будут сооружения, которые не сохранились до наших дней, а лежат в руинах, а кое-какие находятся сегодня под водой. О них мы узнаем по фрагментам и по описаниям древних авторов. Эти объекты включены в список 7 чудес света Древнего мира.
№15 Александрийский мусейон и маяк
Александрия расположена в Египте и сегодня является одним из крупнейших городов страны. Древняя Александрия находится под руинами римского и средневекового городов, а поверх них стоят современные постройки.
Древняя Александрия была основана Александром Македонским. После распада империи Египет отошел к его соратнику Птолемею, который и начал строительство великолепных зданий. В этом пункте я сразу указала два известных сооружения, которые находились в Александрии.
Александрийский маяк стоял на острове Фаросс (отсюда название Фаросский маяк) и служил не только своим прямым функциям, но и отмечал вход в гавань. Согласно описаниям античных и средневековых авторов, маяк был самым высоким сооружением Античной Греции и достигал 130—140 м. Огонь на его вершине был виден на расстоянии около 100 миль. Маяк включен в Список 7 чудес света, а его развалины сегодня находятся под водой.
Александрийский мусейон — это центр наук и искусств, который включал в себя знаменитую библиотеку. Это был целый комплекс, который просуществовал 800 лет. Там хранились тысячи трудов древних авторов, был музей, помещения для ученых, писателей и поэтов. В 391 году император Феодоссий закрыл мусейон, как центр языческой науки. С этим местом также связана печальная гибель философа, математика и астронома Гепатии, которую жестоко убили в 415 году сторонники епископа Кирилла.
Вот такие интересные сооружения создали эллины в период античности.
Теперь у меня появилась страница на Facebook. Если вам интересна эта тема, можете присоединиться и следить за выходом новых статей. Буду рада вас видеть 🙂
№2 Святилище в Олимпии
Сегодня многие из нас смотрят и восхищаются Олимпийскими играми, ради проведения которых строятся новые стадионы и инфраструктура. Есть любимые виды спорта или спортсмены, а многие люди просто являются болельщиками своих стран и радуются, когда спортсмены забирают медали. Олимпийские игры также являются достижением древних греков. Одно из древнейших святилищ в Греции находилось на полуострове Пелопоннес, там построили великолепные храмы Зевсу и Гере. В 776 г. до н.э. состоялись официальные игры, которые назвали Олимпийскими, по названию святилища. Там атлеты соревновались в беге, борьбе и езде на колеснице. Данные соревнования стали распространятся и стали всеэллинскими, на них съезжались со всех греческих городов. Когда появилось христианство, то Олимпийские игры были запрещены как языческие в 394 году. Возродили их только в 1896 году. Сегодня всем известный олимпийский огонь по старому обычаю зажигают в Олимпии в Греции и доставляют в ту страну, которая выбрана для проведения очередных соревнований.
ТОП-15 шедевров и достижений в архитектуре Античной Греции
Античная Греция очень сильно повлияла на развитие науки и искусства последующих эпох. Эллины оставили немало потрясающих произведений архитектуры и скульптуры, они обладали великолепными инженерными знаниями, которые помогали воплощать самые смелые идеи архитекторов.
Я составила список из 15 сооружений периода античности, которые не смогут оставить равнодушными ценителей прекрасного. Я согласна с тем, что потрясающих экземпляров слишком много, чтоб уместить в одну статью, но в данную категорию попали сооружения, которые чем-то выделяются на фоне остальных.
По каждому сооружению у меня написана отдельная статья, поэтому если вам захочется узнать подробнее, то вы можете переходить по ссылкам в каждом пункте. А в целом по Античной Греции у меня написано пару десятков статей.
№4 Афинский Акрополь
№10 Храм Аполлона Эпикурия в Бассах
Храм Аполлона находится в очень труднодоступном месте, в пустынной и дикой местности в горах. Он уникален тем, что в нём сочетаются все три греческих ордера и он является старейшим дорическим храмом. Внешние колонны дорические, внутренние ионические и возле статуи Аполлона находилась одна коринфская колонна, которая считается самой древней из тех, что дошли до нашего времени. Но её, представляете, разбили, после того как откопали! Из-за тяжелых природных условий, во избежание дальнейшего разрушения храма, его спрятали под навес.
№7 Водопровод на острове Самос
Перейдём к следующему инженерному чуду эллинов. Это водопровод, который проложили через гору на острове Самос. Автором этого творения стал Эвпалин. Водопровод длиной 1034 метра проходит внутри горы с небольшим уклоном, по которому сама текла вода. Эвпалин для ускорения процесса начал строить водопровод одновременно с двух сторон и рабочие должны были встретится по середине горного массива. Непосильная задача для того времени, но гениальный инженер всё рассчитал. Акведук функционировал более 1000 лет, с 520 г. до н.э. и примерно до 700 г. н.э. Эвпалин на практике применял такие принципы геометрии, которые спустя несколько столетий сформулировал Евклид.
№5 Храм Зевса Олимпийского
Рядом с Акрополем в Афинах, по другую сторону от Агоры, находится храм Зевса Олимпийского. Он находится в месте древнего святилища Афин, но был построен в эпоху эллинизма. Храм Зевса считается одним из крупнейших храмов греческой культуры, при этом он выполнен в коринфском ордере. Почти все храмы были либо дорические, либо ионические. Коринфские капители было принято использовать внутри помещения, а не снаружи. С храмом связана интересная история и целое расследование. Но об этом вы можете почитать в моей отдельной статье об этом храме.
№14 Храм Артемиды в Эфесе
От храма Артемиды осталась стоять одна колонна, вокруг которой разбросаны фрагменты и уцелевший фундамент, который демонстрирует нам свои колоссальные размеры. Эфес находится на территории современной Турции. Храм Артемиды был самым большим храмом по размерам (109 х 55 м.), который был выполнен в сформировавшемся окончательно ионическом ордере. Храм известен тем, что его целенаправленно поджег Герострат в 356 г. до н.э. просто потому что хотел, чтоб его имя осталось в истории. В этом он признался во время пыток. Жители Эфеса казнили его и запретили упоминать его имя. Однако древнегреческий историк Феопомп оставил его имя в описании этой истории, тем самым сохранив на века.
Читайте также: