Место для хранения праха умерших в китае
Погребальные обычаи некоторых народов могут привести в ужас неподготовленного человека. А между тем необычные ритуалы, предполагающие эксгумацию тел умерших, были не только распространены в древности, но практикуются и сегодня. Для одних изъятие трупа из могилы – возможность почтить память усопшего, для других же – способ сэкономить.
Фото: Русская Семерка Русская СемеркаЦеремония очищения трупов в Индонезии
Жители провинции Южный Сулавеси придерживаются традиций, возникших в 1905 году. Представители племени торайя погребают умерших высоко в горах. Хоронят родственников или в выдолбленных в скале пещерах, или в закрепленных на горе деревянных гробах, реже - в земляной яме, накрываемой бревнами. Конечно, по прошествии времени крепления деревянных гробов, висящих над пропастью, сгнивают и содержимое вываливается к подножью горы. Но это никого не беспокоит. Для совсем маленьких детей предусмотрен особый способ погребения – грудничков хоронят в дуплах вековых деревьев. Простые жители иногда кладут покойника в гроб к другим умершим предкам.
В ходе первичного погребения строго соблюдается ряд ритуалов. Первым делом жители приносят в жертву барана или свинью. Это приношение должно помочь покойному попасть в Пуйа – загробное царство. Чтобы сохранить тело до начала проведения обрядов, его мумифицируют формалином или столовым уксусом. Ведь первичные похороны могут состояться через неделю или даже спустя несколько лет. В то же время к умершим родственникам относятся, словно к захворавшему человеку. Недалеко от места захоронения или же прямо в доме помещают куклы «тау-тау», деревянные фигуры умерших в натуральную величину. Если случилось так, что человек умер не в своем городе, то его непременно приносят домой. По этой причине местные стараются не покидать родные земли.
Торайя считают, что ухаживать за близкими людьми необходимо даже после их смерти. Это подтверждает церемония MaiNene, которая обычно проводится в августе или сентябре и в ходе которой усопших можно увидеть среди живых. Эксгумации подвергаются как тела взрослых, так и детей. Торайя извлекают из мест захоронений своих предков для того, чтобы очистить их и поменять им одежду. Пустые гробы чинят или делают новые. Некоторые доставляют трупы родственников на место их кончины, а затем торжественно проносят по деревне.
Двойные похороны во Вьетнаме
Вьетнамские кладбища располагаются прямо вдоль дорог среди рисовых полей. Обычное желание для крестьянина – погребение на том участке, где он работал при жизни. Вьетнамцы уверены, что умершие продолжают существовать с ними в одном мире.
Чтобы тела покойников сохранялись дольше, их обрабатывают химическими и природными растворами. Вещества вводят в паховые и другие крупные артерии. А бальзамировать трупы могут не только медицинские работники, но и родственники.
При первом обряде погребения тело вместе с вещами первой необходимости кладут в гроб и предают земле. В росписи надмогильных сооружений часто применяют элементы свастики – буддийские символы вечности.
Эксгумация, которая особенно широко распространена в северной части страны, проводится спустя три года после похорон, как правило, в декабре. Родственники вскрывают могилу для того, чтобы обработать кости усопшего самогоном. Для сохранения белизны останков процедуру осуществляют вечером. После завершения обряда кости помещают в керамическую раку, которую устанавливают на кладбище или дома.
Оставшуюся после трупа могилу закапывают до тех пор, пока в ней снова не появится необходимость. Поскольку дерево во Вьетнаме стоит дороже кирпича, использованный гроб идет на строительный материал.
Китайский погребальный ритуал «минхунь»
На протяжении двух тысяч лет в Китае применяется практика женитьбы мертвецов. Погребальный обычай «минхунь» восходит к периоду правления династии Хань. Местные жители уверены, что посмертный брак необходим в том случае, если мужчина умирает неженатым или же вдова повторно вступает в брак. Семья покойного старается сделать все возможное, чтобы найти ему мертвую подругу.
Традиция обрела широкую популярность из-за двух ключевых принципов китайской философии – даосизма и культа предков. Считается, что души усопших уходят в мир теней, откуда могут посылать свою помощь потомкам. А для того чтобы это происходило, должна быть соблюдена гармония дао – единство инь и ян (женщины и мужчины).
Несмотря на то что китайские власти осуждают этот погребальный ритуал, он продолжает существовать и по сей день, так как родители хотят исполнить свой долг перед умершими детьми. Если нет «свежего» трупа, то брак заключается со скелетом постарше.
Иногда тело женщины, отличавшейся привлекательностью при жизни, становится предметом торга. Цена приобретения может достигать десятков тысяч юаней. Эти деньги считаются выкупом, который бы получили родственники при жизни дочери. На черном рынке останки могут перепродаваться несколько раз, что, естественно, преследуется законом.
Эксгумация в Греции
До 2006 года кремация была запрещена греческими властями, как неправославный способ похорон. Платить же за постоянное место на кладбище могут позволить себе далеко не все жители.
Поскольку похороны являются в стране святым обрядом, греки нашли оптимальный выход – хоронить почившего на три года с возможностью продления контракта. После чего выкапывать останки из могилы, очищать кислотой и передавать родственникам в металлической коробке, которую можно хранить или дома, или на кладбище, на специальном складе-остофилакионе, приблизительно за 40 евро в год. При выборе второго варианта потомки могут навещать усопшего в склепе. Некоторые греки даже просят служителей церкви святить кости.
В том случае если родственники не присутствовали на эксгумации тела и не уплатили деньги за место в склепе, останки помещают в массовое подземное захоронение, где уже находятся десятки тысяч покойников. Из-за дороговизны ритуальных услуг в Греции каждую неделю «бесхозным» остается один труп.
Кремация: церковь vs прогресс
Церковь никогда не одобряла трупосожжение (католическая церковь официально разрешила кремацию только в 1960-х годах), поэтому первые сторонники «огненного погребения» стали появляться уже в Новое время. Современная история кремации начинается в 1815 году, когда власти Бельгии сожгли 4000 тел солдат, павших при Ватерлоо.
В 1873-м профессор Людовико Брунетти представил на выставке в Вене первую модель крематория — огромную угольную печь. Доклад Брунетти так впечатлил личного врача королевы Виктории Генри Томпсона, что он основал в Англии кружок любителей кремации. Это дало толчок к практическому применению кремации в Туманном Альбионе: в 1879 году в городе Уокинг был построен первый в стране крематорий (к тому времени крематории уже появились в Италии и Германии). Правда, общество еще не было готово к такой похоронной практике: большинство кремацию осуждало, отваживались на это единицы (тем более, что тогда кремация стоила гораздо дороже обычного захоронения в землю). Но Томпсон и его товарищи вели активную пропаганду, и уже к концу 1904-го в Англии открылись еще восемь крематориев. Кремацию начали рекламировать как коммерческую услугу, а при кладбищах стали появляться колумбарии для хранения праха.
В США первый крематорий был построен в 1876 году, но новая практика захоронения тоже встретила огромное общественное сопротивление.
Причем, помимо того, что кремация была вне христианской традиции, критиков возмущало, что в крематориях печи не разделены по расовому признаку, и в результате пепел белого господина может — о ужас! — запросто смешаться с пеплом чернокожего человека.
Коммерческие крематории старались имитировать традиционное погребение в землю: комнаты прощания располагались наверху, а комнаты кремации — в подвале, так что скорбящие не видели ни печи, ни огня. Гроб опускался вниз со специального постамента, засыпанного землей и украшенного травой, как обычный могильный холм.
В России внедрение кремации тоже обсуждалось (и даже создавались «общества любителей», аналогичные английскому), но это ни к чему не привело. До 1917 года в стране не было ни одного крематория, если не считать небольшого военного крематория во Владивостоке для подданных Японии, погибших во время Русско-японской войны. А после революции вопрос о кремации был поднят уже в первых декретах: «огненное погребение» позиционировалось как абсолютно новый, прогрессивный, коммунистически правильный способ утилизации тела. В 1920-м начинается строительство крематория в Москве (что примечательно, в недостроенном здании церкви). Но, несмотря на активную пропаганду, кремация в СССР так и не стала популярной: к моменту распада Советского Союза на его территории работало всего пять крематориев.
Похоронная индустрия постоянно меняется, подстраиваясь под перемены в обществе. Отличительные черты этой сферы в наше время — персонализация похоронных услуг и сегментирование рынка: сегодня крупные похоронные корпорации продвигают отдельные бренды для разных целевых аудиторий (например, бренд для испаноязычного населения США или «женские похоронные бюро» в Австралии). Ритуальный бизнес активно осваивает интернет: и речь не только о диджитал-агентствах, продвигающих исключительно похоронные бюро, но и, например, о видеостриминге с похорон и многочисленных сайтах, предлагающих возможности мемориализации.
Но как бы ни менялась похоронная индустрия, она остается многомиллиардным бизнесом. По оценкам экспертов, только в США ее оборот составляет 20 млрд долларов в год, в Великобритании — 2 млрд фунтов, в Германии и Франции — около 6–7 млрд евро (в каждой стране). И в ближайшие годы эти показатели будут только расти.
Земли мало, мертвых много
Цены на кладбищенскую землю растут в Китае быстрее, чем на жилплощадь для живых. Недвижимость уже подорожала до непосильных для большинства 6,5 тысяч долларов за метр в крупных городах и 11 тысяч долларов в столице (средняя зарплата по стране эквивалентна 750 долларам), поэтому власти сдерживают дальнейший рост. На мертвецов госрегулирование не распространяется.
Еще два года назад самая маленькая площадка под погребение трупа на кладбище недалеко от Пекина стоила 9 тысяч долларов, и уже это далеко не по карману обычному китайцу. Теперь не редкость прайсы в 30 тысяч долларов и выше.
Если члены семьи хотят упокоиться рядом, за групповой участок на 6 персон им придется отдать 75 тысяч долларов.
Неудивительно, что с такими ценами власти начали разрешать подзахоронения нескольких людей в одной могиле. Альтернатива — небольшая ниша для урны с прахом — в Пекине стоит те же 9 тысяч долларов. В Шанхае, еще более густонаселенном, чем столица, с 2015 года цены на ниши в колумбарии выросли на 40 % и достигли 15 тысяч.
Но даже заплатив такую сумму, нельзя купить землю навсегда. Вы берете ее в аренду на 20 лет. Если через 20 лет будет заметно, что за могилой не ухаживают, она может перейти к другому владельцу. Причина введения такого правила указана в официальных документах: в стране, где более 30 лет в ходу был принцип «одна семья — один ребенок» (его отменили лишь три года назад), за умершими представителями нескольких поколений просто некому присматривать.
Число китайцев старше 65 лет на 2010 год составляло почти 120 миллионов. В 2050 году эта цифра удвоится. Каждый год в стране умирает более 9 миллионов человек (7 из каждой тысячи). В одном Пекине — это 80–90 тысяч мертвецов в год.
При этом Китай проводит довольно странную «кладбищенскую политику».
В Пекине и окрестностях есть около 30 официальных кладбищ, но из-за дороговизны земли власти не планируют существенно их расширять, предпочитая отдавать площадь под более выгодные проекты.
Эксперты уже давно предупреждают: через несколько лет Китай столкнется с проблемой нехватки земли для погребений. Статистика за 2016 год свидетельствовала, что в Китае всего насчитывается 64,7 миллиона мест погребений, из них 42,7 уже заняты. Власти заявляют, что ежегодно они отводят земли под 3 миллиона новых участков. Но и этого явно недостаточно. По данным китайской аналитической компании Ouzi, в Китае не останется участков для погребений уже к середине 2022 года. Официальные власти признают, что кризис действительно может наступить, но чуть позже — после 2024 года. В Шанхае уже к 2015-му закончились места на 80 % кладбищ, и купить место сейчас можно только на некоторых.
Профессор Цяо Куанюань из Шанхайского университета науки и технологий считает, что это очень важная социальная проблема, и власти обязаны обеспечить каждому умершему место «вечного покоя». Ключевой момент здесь — как использовать землю так, чтобы обеспечить достойное отношение к праху усопшего, — говорит Цяо.
В сентябре прошлого года Министерство гражданских дел КНР обнародовало проект новых правил для похоронной службы, где указано, что площадка для захоронения урны с прахом должна быть ограничена площадкой 50 на 50 сантиметров. На данный момент такой участок может быть от 0,5 до 1 квадратного метра.
Очевидно, что власти не пойдут на расширение площадей под кладбища, но попытаются решить эту проблему нетрадиционным способом.
Подарите мне гроб
В Старом Китае к церемонии проводов на тот свет готовились еще при жизни потенциального покойника — ему шили одежды, готовили всё необходимое для проведения ритуала.
Особым проявлением заботы и уважения в Старом Китае считалось, если дети дарили своим престарелым предкам гроб. Эта традиция, впрочем, до сих пор сохранилась в ряде китайских провинций.
В прошлом году власти одного из городов в провинции Цзянси решили запретить похороны в гробах с 1 сентября и потребовали, чтобы старики сдали приготовленные к похоронам гробы за денежную компенсацию в 2000 юаней (300 долларов). Однако жители многих деревень отказались это сделать, поскольку за свои гробы они платили в среднем 4000–5000 юаней и копили на них несколько лет. Когда же власти начали изымать их силой, то многие старики лежали в этих гробах и плакали. Часть гробов все-таки уничтожили, несмотря на протест.
Почему же традиции столь сильны? Просто у них глубокие исторические и культурные корни, которые невозможно вырвать за несколько лет или даже десятилетий.
В 732 году, когда нищие крестьяне страны собирались приступать к весенним работам, а богачи окончательно достали императора Сюань-цзуна роскошью своих траурных церемоний, властитель постановил, чтобы лишь в один особый день, но все китайцы посещали могилы своих предков и отдавали им дань почтения. Этот день совпал с Цинмин — праздником Ясного света, и позже он стал выходным по всей стране. Праздник выпадает на 15-й день после весеннего равноденствия и, согласно древним языческим верованиям, означает также окончательный приход тепла, когда природа пробуждается от зимней спячки. Обычно это 4 или 5 апреля.
В День подметания могил, как его еще называют, у китайцев принято собираться в семейном кругу, посещать кладбища, украшать мемориалы свежими цветами. Некоторые устраивают пикники на природе, также делая подношения предкам и духам Земли. Это может быть как особая пища, так и благовония, которые возжигают у могил. Вот почему так важно иметь место захоронения, куда можно прийти.
Также существует поверье, что в этот день связь живущих с умершими родственниками особенно сильна. Чтобы продемонстрировать им свою любовь и почтение, китайцы могут передать им гостинцы на тот свет.
В этот день в ритуальных магазинах можно купить пачки специальных монет и банкнот из золотой фольги, которые можно сжечь на костре, совершив таким образом «денежный перевод» в загробный мир, чтобы предки там ни в чем не нуждались.
Видимо, в ином мире быть обеспеченным, по представлениям китайцев, также очень важно. Суммы переводов на тот свет, судя по надписям на «деньгах для мертвых», исчисляются миллиардами. И не так уж важно, откуда отправлен такой перевод — из пышной гробницы или холмика со скромной табличкой на одной из тысяч дорог бескрайней родины.
Мертвецам здесь не место. Китай борется с двумя кризисами — конфуцианских обычаев и нехватки земли для похорон
Мы едем из Пекина на север. По этой трассе ежегодно проезжают миллионы туристов — их отвозят в автобусах к обзорной площадке с самым красивым видом на Великую китайскую стену. Наша машина сворачивает на проселочную дорогу, и тут я начинаю замечать вдоль обочины странные небольшие холмики. Их сотни. Это нелегальные человеческие могилы.
На некоторых из холмиков лежат дешевые пластиковые венки, кое-где уже стоят каменные надгробия в виде небольших стел. Водитель отказывается общаться со мной на эту тему, но наша переводчица-китаянка более разговорчива: да, местные жители хоронят так своих умерших. И да, это незаконно. Но похороны на кладбище стоят огромных денег: за квадратный метр земли в некрополях придется отдать не меньше сотни тысяч юаней (100 тысяч юаней — это примерно 15 тысяч долларов, или миллион рублей).
У простых китайцев не остается другого выбора, кроме как тайком зарывать прах близких на ничьей земле, в паре метров от кювета. А поскольку ничейная земля — это земля государственная, никто из скорбящих не знает, будет ли могила здесь завтра. Власти борются с нелегальными захоронениями, выламывая оградки и выравнивая ландшафт памяти до состояния обычной земли за придорожной канавой.
Вернуть человека природе
С 1994 года власти Китая официально стали поощрять кремацию, причем одним из первых подавших нации пример был умерший 19 февраля 1997 года отец китайских экономических реформ Дэн Сяопин. Его прах развеяли над морем.
В 2015 году китайские СМИ широко освещали необычное соперничество.
50 лучших работников крематориев по всей стране соревновались в умении провести ритуал сожжения тела и передать прах родственникам «с надлежащим почтением, в спокойствии и целости». Один из победителей соревнования рассказывал, что ежедневно ему приходится сжигать 250 тел, работая по 10–12 часов в сутки.
Небольшой шанхайский крематорий, в котором работают лишь десять сотрудников, за год довел «пропускную способность» до 10 тысяч тел.
В 2016 году власти издали специальное распоряжение о полном переходе на кремацию к 2020 году. Членам Коммунистической партии Китая предписывалось показать в этом деле пример остальным. Это решение было принято после того, как популярность огненного погребения у народа снизилась с 53 % в 2005 году до 49,5 % в 2012-м.
Впрочем, кампания по пропаганде кремации оказалась не слишком успешной.
Вскрылись факты злоупотреблений на местах — например, чиновники из южной провинции Гуандун купили у грабителей могил 20 полуистлевших тел, чтобы отчитаться перед руководством о выполнении плана.
Когда похороны в земле запретили власти провинции Аньхой, несколько местных стариков совершили самоубийства до даты вступления запрета в силу, чтобы быть похороненными по старой традиции.
Китайцы в большинстве своем исповедуют консервативный подход к смерти и памяти. Конфуцианская традиция, в которой культу предков отводится особое место, требует от родственников иметь определенное место, которое можно было бы посещать — только так будет выражаться сыновье почтение к предкам.
Пытаясь соблюсти традиции и не разориться, некоторые практиковали даже захоронение гроба в вертикальном положении на квадратном участке.
Но даже с введением политики кремирования тел китайцы всё равно стремятся закапывать урну с прахом в землю. Если же урна ставится в нишу в колумбарии, то она, дополненная фотографией и надписями, превращается в небольшой семейный алтарь, куда приходят родственники. В любом случае даже для таких похорон нужно особое место, нужна дополнительная земля.
Новая мода, которую власти пытаются ввести сегодня: развеивать прах умершего в красивом месте, над морем или в парке. В прошлом году в Пекине 44 % завещателей избрали экологичный вариант, не включающий гробы, из них 3 % согласились на развеивание праха над морем. Министерство гражданских дел страны пять лет назад поставило себе цель: к 2020 году вплотную приблизиться к показателю в 100 %, но время показало, что это нереально.
Несколько лет назад в Китае появилась инновационная идея — превращать прах умершего родственника в дерево.
Прах засыпался в специальную корзину с семенами растения, ее можно было закопать в любом месте и приходить к дереву, которое выросло бы из останков. Впрочем, способ не стал популярным, поскольку за самим таким деревцем первые несколько лет нужно было ухаживать, чтобы оно не умерло.
С Запада в Китай пробивалась модная идея делать из останков родственников украшения, которые можно было бы носить с собой, но она также не прижилась. По словам генерального секретаря Китайской похоронной ассоциации Сунь Шуженя, традиционные представления китайцев о похоронах всё еще очень сильны. Власти в некоторых провинциях даже выдают денежную премию (около 2000 юаней) тем, кто соглашается на нетрадиционный вариант, такой как развеивание над морем. Однако и это не всегда работает.
Дело в том, что организация традиционных похорон подразумевают церемонию, на которую собираются все родственники и дарят семье умершего деньги. Как правило, эти средства компенсируют большую часть затрат на гроб и землю — то есть имеет смысл тратиться на участок в некрополе, если у вас есть одновременно свободные деньги или возможность взять ссуду — и много не самых бедных родственников.
А где есть деньги — там есть и криминал.
Пользуясь горем родственников, черные ритуальные конторы предлагают организовать традиционные похороны подешевле — и как раз они заканчиваются нелегальной могилой в овраге у дороги.
Впрочем, для молодых китайцев традиция играет меньшую роль. Они признаются, что посещение кладбищ оставляет у них скорее тяжелые эмоции, чем чувство выполненного долга. Поэтому многие выбирают вариант, когда урна с прахом просто сдается на хранение в похоронное агентство, где за умеренную арендную плату хранится в специально отведенном помещении, в ящиках или стеллажах с множеством подобных урн. Всё это позволяет сэкономить на покупке земли.
Средние века: смерть в руках церкви и конкуренция монастырей
В Средние века погребение усопших полностью находилось в ведении церковных приходов. Кладбища для них были солидным источником дохода: семьи вносили значительные пожертвования на деятельность храма, при котором похоронены их родственники. Поэтому в приходах разворачивалась серьезная борьба за «клиентов». Например, чтобы привлечь богатые семьи, храмы и монастыри изо всех сил стремились завладеть мощами святых — это повышало их престиж и, как следствие, доходы.
Иногда конкуренция принимала особенно драматичные формы. Так, в 1392 году монахи Абингтонского монастыря в Англии разогнали похоронный кортеж, направлявшийся на кладбище местной церкви, чтобы заставить родственников отвезти тело в свой монастырь. Позже они пошли еще дальше: выкопали несколько десятков тел представителей наиболее знатных фамилий и перезахоронили их на своей территории.
А в 1152 году, когда в одной из деревушек умер знаменитый отшельник, его тело попытались выкрасть монахи окрестного монастыря — правда, безуспешно, потому что тело «отбил» священник местной церкви с нанятой им бандой головорезов.
При этом вопросами благоустройства кладбищ тогда не слишком занимались. Важен был не внешний вид захоронений, а «правильная» локация (поближе к святыням): родственники богатых покойников готовы были платить за погребение их останков поближе к алтарю, рядом с мощами почитаемого святого или в «престижном» приходе. С менее обеспеченными усопшими обходились без церемоний: их захоронения были неглубокими, тела клали в несколько слоев, а зачастую для новой могилы разрывали совсем «свежие» захоронения, обнажая останки недавно умерших. Ни о каких гробах речи не шло: они занимали слишком много места и к тому же долго разлагались. Не ставили и памятных знаков — это было просто невозможно при огромной скорости перезахоронений и подзахоронений (так, на старинном кладбище Невинноубиенных младенцев вифлеемских в Париже слой захоронений к XV веку уходил на 10 метров в глубину, а в одной могиле могли находиться останки до полутора тысяч покойников). Бедняков, неопознанные тела и жертв эпидемий вообще хоронили в братских могилах. Периодически, когда кладбища переполнялись, старые останки извлекали из могил и переносили в реликварии или костницы — специальные места для хранения костей.
Формально похороны в Средние века еще не были бизнесом, но за них всё же приходилось платить: за место погребения, копку могилы, услуги пономаря и певчих.
Все эти услуги предоставляла церковь или монашеский орден. Плата за погребение теоретически считалась добровольным пожертвованием, но на практике даже бедняки старались скопить хоть какую-то сумму на похороны, чтобы не быть бесплатно погребенными голышом в общей яме.
Похоронное дело в Российской империи: «похоронные генералы» и битвы за клиентов
Вплоть до XVIII века погребением в России занимались церковные приходы. Церковные служащие сами копали могилы и хоронили прихожан на небольших погостах. Большинство усопших хоронили в течение суток после смерти, кроме тех, кто умер в холодное время года: так как в промерзшей земле тяжело было копать могилы, их погребение обычно откладывалось до весны.
«Тела отсылаются в большое подземелье со сводами, которое называется Божьим домом, — писал врач Сэмюэл Коллинз, служивший при дворе царя Алексея Михайловича, — там складывают от ста до двухсот трупов и оставляют до весны, а весною приходят попы, погребают их и засыпают землей».
«Божьи дома», как правило, были просто сараями с глыбами льда внутри; иногда тела хранили и в церковных колокольнях.
В целом в XVIII веке погосты находились в крайне запущенном состоянии. При Елизавете Петровне даже пришлось засыпать Калининское и Вознесенское кладбища в Санкт-Петербурге, чтобы от них «не исходил смрад мертвых тел»: оба кладбища были переполнены, во многих ямах лежали сотни и даже тысячи трупов. Порядок начала наводить Екатерина II. Из-за нехватки земли и угрозы заражения она предписала открывать новые кладбища только за городской чертой. Однако и эти новые кладбища не были так хорошо благоустроены, как появившиеся в это же время в западных странах огромные некрополи-парки. Даже в XIX веке российские кладбища оставались крайне запущенными, а могилы располагались хаотично, без какого-либо планирования. Полноценное законодательство, регламентирующее устройство кладбищ, было принято в России только в 1889 году. Этот документ устанавливал минимальное расстояние от кладбища до жилья и нормативную глубину могил, а также запрещал использовать старые погребения под пашни.
Тогда как в Европе уже в первой трети XIX века начинают появляться первые частные кладбища, в России вплоть до Октябрьской революции погосты находятся в ведении церкви или местных религиозных общин. Но возможности вести похоронный бизнес всё же существовали, хотя и в этом мы сильно отставали от Европы. В XIX веке во всех более-менее крупных городах открываются бюро похоронных процессий: только в Петербурге в 1895 году их работало более 80. В моде были помпезность и элементы театральности.
«Предусматривались всевозможные роскошества похоронной индустрии, — пишет театральный художник Михаил Григорьев. — Угодно вам пригласить архиерея — будет архиерей. Желательно, чтобы за гробом шли генералы, сенаторы и графы — будут и таковые. Можно было заказать ораторов для произнесения речей, артистов императорских театров, солирующих во время отпевания, заметки в газету или целый некролог с портретом».
Похоронные бюро организовывали похороны, что называется, «под ключ», обеспечивая и гроб, и катафалк, и аксессуары, и рабочую силу. Наем работников (например, факельщиков) происходил на «бирже» недалеко от кладбища: там собирались люди, желающие устроиться на похоронную работу. Были официально установлены несколько «разрядов» погребения, по которым умершим воздавались почести согласно их финансовому и социальному положению. Цены на похороны по разным разрядам различались весьма значительно. Так, в 1890-х погребение по первому разряду стоило 950 руб., а по последнему, пятому — 40 (для сравнения: квалифицированный рабочий зарабатывал 30–40 руб. в месяц).
«Одни и те же похороны они устраивают в 45 рублей, в 400 рублей, смотря по тому, с кого сколько можно сорвать и запросить, — утверждал журналист Животов, который специально устроился факельщиком, чтобы изнутри изучить все нюансы похоронного дела и написать об этом. — Что касается первого разряда, то там тоже многие торгуются, в „бюро“ охотно берут вместо 1200 рублей 700, 600 и даже 500 рублей. Но кто не торгуется — платят полностью, и дают 700% чистой пользы. Какие же ростовщики могут похвастаться подобными процентами, взимаемыми за 2–3 дня „операции“. »
Такая высокая маржинальность в сочетании с огромным количеством похоронных бюро приводила к жесткой конкуренции между ними. «Умер зажиточный купец, — писал Животов. — Гробовщик, получив согласие вдовы, поспешил немедленно принести гроб, свечи и катафалк.
Покойника уложили, гробовщик ушел. Через час является другой гробовщик, присланный прислугой. Вдова почти без чувств. Гробовщик, не задумываясь, перекладывает покойника в свой гроб, ставит свои атрибуты и выносит все вещи конкурента.
Часа через два является первый гробовщик и проделывает то же самое, но он не успел закончить операцию, как явился противник. Произошла драка с кровоизлиянием. И всё это над неостывшим еще трупом, в присутствии полубесчувственной от горя вдовы!»
Смерть на продажу: как похоронное дело превратилось в многомиллиардную индустрию
Сегодня похоронная индустрия — многомиллиардный бизнес: только в США ее оборот составляет 20 млрд долларов в год. Как зарождалась и развивалась эта индустрия в России и западных странах? Что такое «Божьи дома» и почему в петровскую эпоху покойников начали хоронить на третий день? Как боролись за «клиентов» гробовщики и кто мог себе позволить «похоронного генерала»? Ответы на эти и многие другие вопросы можно найти в книге «Рождение и смерть похоронной индустрии. От средневековых погостов до цифрового бессмертия» социального антрополога Сергея Мохова. Мы прочли этот замечательный труд и рассказываем самое интересное.
6 грустных фактов о похоронах в Китае: место за миллион, аренда могил и мода на кремацию
Страна, в которой проживают больше 1,5 млрд человек, рано или поздно должна была столкнуться с проблемой захоронения, ведь места на кладбищах имеют свойство заканчиваться, а люди — умирать.
И в Китае это произошло еще несколько лет назад, поэтому местные жители придумали весьма изощренные способы разрешения этой ситуации. Ниже приведены 6 немного грустных, но правдивых фактов о местных похоронах, которые вы точно не ожидали услышать.
Место за 1 млн рублей
Здешние кладбища настолько заполнены могилами, что владельцы похоронных бюро умело этим пользуются, продавая места за баснословные суммы. К примеру, обычные похороны могут обойтись здесь примерно в 1 млн рублей. Притом что средняя зарплата по стране составляет всего 48 тысяч в пересчете на российскую валюту.
Аренда могил
На этом сюрпризы не заканчиваются. Заплатив 1 млн, вы получаете могилу не навсегда, а только на 20 лет. Если смотрители кладбища видят, что за участком долгое время никто не ухаживает, они передают его другим людям.
И так как в Китае долгое время действовало ограничение на количество детей в семье («одна семья — один ребенок»), за большинством могил присматривать попросту некому. Поэтому они переходят к следующим владельцам. Это немного грустно, но другого выхода нет, уверяет местное правительство.
Мода на кремацию
Если вы думаете, что место под урну здесь стоит гораздо дешевле обычного, вы сильно заблуждаетесь. Однако власти страны, начиная с 1994 года, поощряют именно этот способ захоронения. Причем акцентируется внимание именно на кремации с дальнейшим развеиванием праха.
Конечно же, в целях экономии места на кладбище.
Самоубийство ради погребения
Однажды в одной из китайских провинций настолько накалилась ситуация с нехваткой мест под могилы, что ее власти просто запретили местным жителям предавать своих покойных родственников земле: «Только кремация!». Тогда несколько стариков, до вступления этого запрета в силу, совершили самоубийства, чтобы успеть быть похороненными по старой традиции.
Все дело в том, что согласно конфуцианству, у усопших обязательно должно быть место погребения, куда могли бы приходить их родные. Только там они могут выразить почтение к своим предкам.
Могилы в кустах
По всем вышеперечисленным причинам многие китайцы хоронят своих близких в кустах, полях или оврагах у дорог. Когда власти замечают такие могилы, просто уничтожают их, сравнивая с землей.
Гроб — лучший подарок
И «на десерт» — один из самых странных фактов о традициях в этой удивительной стране. Во многих провинциях Китая лучших подарком для своих родных и близких считается гроб. Причем дарят их не только пожилым людям, но даже молодежи.
Считается, что гроб в доме приносит успех и долголетие. Кроме того, гробы здесь стоят довольно дорого (40-50 тысяч рублей), поэтому такой подарок помогает получателю сэкономить приличную сумму.
Однако в прошлом году в провинции Цзянси по этому поводу разразился крупный скандал. Местные власти в целях сохранения земельных ресурсов запретили жителям хоронить своих родственников в земле. А всем тем, кто уже успел приобрести или получить в подарок гробы, предложили сдать их на уничтожение за компенсацию в размере 20 тысяч рублей. У тех, кто отказывался сдавать гробы, их отнимали силой. Многие старики в знак протеста ложились в гробы и плакали.
Смерть как бизнес: «достойные похороны» для каждого
Полноценная коммерциализация похорон начинается в середине XVII века, тогда же возникают и специальные «похоронные» профессии. В Лондоне, Париже и других крупных городах появляется всё больше гробовщиков, которые, судя по дошедшим до нас визитным карточкам, предлагали не только гробы, но и «готовые плащи, и все прочие удобства, связанные с похоронами». Гробовщики также предоставляли услуги по подготовке тела к захоронению: омывание, одевание, украшение гроба цветами.
Гробы начинают вытеснять средневековые саваны, хотя еще в XVIII веке в ходу были и те и другие (так, в 1678 году некая мисс Портер разместила рекламу: «У нас вы можете заказать модную шерстяную одежду для ваших покойных» — согласно декрету 1666-го, саваны для захоронения должны были изготавливаться из шерсти). Намеренно усложняется форма гробов и их оформление, ведь это позволяет гробовщикам больше зарабатывать. Например, фирма Tuesby & Cooper в 1783 году выпускает целый каталог, в котором представлены различные варианты обивки для гроба, вензеля и фурнитура.
В сознание клиентов внедряется выгодная для представителей «похоронных» профессий идея о том, что каждый умерший нуждается в роскошных проводах: только так можно выразить ему свое почтение. Активно транслируется образ «достойных похорон», для которых требуется всё больше новых товаров — от гробов и украшений до катафалков и траурной одежды. Как следствие, резко растет маржинальность похоронного дела.
На протяжении XIX века «индустрия смерти» постоянно расширяется, захватывая уже не только всё, что непосредственно связано с похоронами, но и другие области, например фотодело.
В викторианской Англии большую популярность приобретают посмертные фотографии родственников умершего рядом с его телом. При этом умерший не лежит в гробу, а располагается рядом с живыми людьми в максимально естественной позе: например, сидит в кресле или даже стоит.
Для придания еще большей витальности фотограф мог прямо на закрытых веках изобразить открытые глаза или нанести глянцевую пудру на синеющие щеки. Стоимость каждого такого снимка достигала 200 фунтов в пересчете на современный курс. Ювелиры тоже не желали оставаться в стороне от прибыльного бизнеса: поэтому в моду входят особые ювелирные украшения, которые служат для публичной демонстрации траура. Среди них, например, броши с волосами и ногтями усопшего, семейные поминальные кольца, которые дарили близким в день похорон, кулоны-миниатюры с изображением самого покойного или его могилы и даже «ловцы слез» — пузырьки, в которые собирали слезы оплакивающие мужей вдовы (заполнился пузырек — закончилось и время плача по усопшему). Ну и, конечно, в выигрыше были производители одежды: они предлагали огромный ассортимент траурных нарядов для близких, ношение которых регламентировалось особым этикетом.
Отдельная статья доходов — бальзамирование. Если в начале XIX века им занимались в основном в медицинских и научных целях, то во второй половине века оно становится одной из основ похоронного рынка — сначала в США, а позже (и в меньших масштабах) в Европе. В 1850-х в моду входит практика выставления тел дома в открытом гробу, и похоронные бюро предлагают самые разные способы, замедляющие разложение (например, стол с емкостями для льда, но в основном именно услуги бальзамирования).
Распространению бальзамирования способствовали войны: гробовщики стали «гастролировать» по местам сражений Гражданской войны в США, стараясь заключить контракты с бальзамировщиками и горюющими родственниками.
Некоторые подходили к солдатам еще до начала сражения, чтобы составить нечто вроде договора о будущем бальзамировании: так солдат мог быть уверен, что в случае его гибели его тело доставят родным в целости и сохранности. Правда, подобную практику вскоре запретило армейское руководство: она, мягко говоря, не поднимала боевой дух солдат.
Но и в мирное время бальзамировщики использовали агрессивный маркетинг: они утверждали, что бальзамирование не только помогает сохранить тело, но и способно предотвратить попадание в почву и воду опасных трупных ядов. Так что уже к концу XIX века типичные американские похороны обязательно включали в себя открытый гроб с кукольным полупластмассовым телом.
Такая эстетизация смерти никак не вязалась со старыми переполненными и запущенными погостами, поэтому и кладбища кардинально меняются. Во-первых, их всё чаще переносят за городскую черту, в том числе и по санитарным соображениям (в то время доминировало учение о миазмах — пахучих веществах, которые переносятся по воздуху и становятся источниками заражения). Во-вторых, они благоустраиваются и украшаются. Новые кладбища походят на парки: четкая планировка, аллеи, декоративные зеленые насаждения и скульптуры.
Монополия церкви на захоронения в XIX веке заканчивается. Теперь некрополи находятся в государственных и даже частных руках — открываются первые частные кладбища.
Некоторые новаторы идут еще дальше: так, англичанин Томас Уилсон в 1829 году представил проект лондонского «Дома для мертвых», гигантской пирамиды, которая могла стать местом упокоения 5 млн англичан.
У этой усыпальницы должно было быть 94 этажа, а в основании она заняла бы 10 гектаров; в проекте предусматривались помещения для обслуживающего персонала, висячие сады, фонтаны и часовня. Уилсон уже начал собирать на всё это деньги (в том числе продавать места в еще не возведенном здании), но после того как «Дом для мертвых» был осмеян на Всемирной архитектурной выставке, проект был забыт.
Настоящий расцвет западная индустрия ритуальных услуг переживает в XX веке. Похороны всё больше эстетизируются, что повышает капитализацию рынка. Бизнесмены в погребальной сфере стремятся разрушить стереотипы и добиваются того, чтобы их деятельность больше не ассоциировалась со страхом. Даже «язык смерти» меняется: из реклам убираются любые слова с негативной коннотацией. Например, слово «гроб» (coffin) заменяется красивым словом «шкатулка» (casket), слово «тело» (body) — словом «ушедший» (deceased), а сами похоронные агентства теперь называются «похоронными домами» (funeral home) — это звучит гораздо уютнее. Рекламные кампании строятся вокруг понятий престижа и роскоши; «достойные похороны», согласно им, — это и есть проявление любви к покойному. Родственникам навязывают шикарные гробы, катафалки, букеты, аксессуары, памятники: чем дороже похороны, тем больше уважения к усопшему. В каком-то смысле похоронная индустрия приобретает черты индустрии развлечений.
Читайте также: