Место для бесед и отдыха греков представляющее собой несколько рядов колонн поддерживающих крышу
Берсо́ (фр. berceau) — крытая галерея из перекладин, установленных на опоры, вдоль аллеи или садовой дорожки. По её сторонам высаживают растения, ветви которых прикрепляют к каркасу из решётчатых стенок. Разрастаясь, они образуют сплошной зелёный тоннель.
Шезло́нг, также лонгше́з (фр. chaise longue — длинный стул) — лёгкое кресло для отдыха полулёжа, трансформируемое на время использования.
Трикли́ний (лат. triclinium ← др.-греч. τρί-κλῑνον — столовая с тремя застольными ложами от др.-греч. τρεῖς, τρία — три + др.-греч. κλίνη — ложе, кровать) — пиршественный зал, столовая, выделенная в отдельную комнату под влиянием греческой традиции. Римляне ели, возлежа на ложах-клиниях (лектус триклиниарис). В доме могло быть несколько триклиниев. В триклиниях как правило располагалось три ложа буквой П; если их было два, это называлось биклиний.
Ларарий (лат. lararium, от лат. «lares») — в римском доме культовое помещение или место поклонения домашним богам — ларам, пенатам.
Эксе́дра (греч. έξέδρα, сиденье за дверями) — полукруглая глубокая ниша, обычно завершаемая полукуполом. Экседра может быть открытой или украшенной колоннами. Экседры являлись обязательной частью античных терм и дворцов.
Пе́ргола (итал. pergola от лат. pergula — навес, пристройка, от лат. per- + regere — направлять) в садоводстве — навес первоначально из вьющихся растений для защиты прохода или террасы от палящего солнца. Опора перголы состоит из повторяющихся секций арок, соединённых между собой поперечными брусьями. Пергола может быть как отдельно стоящим сооружением, так и частью здания, закрывающим открытые террасы.
Тинтиннабулум (лат. tintinnabulum) — литургический колокольчик, бубенчик, который прикреплён к позолоченной раме на палку. Вместе с умбракулумом, жёлто-красным шёлковым зонтиком, символизирует базилику (Basilica minor).
Дастарха́н (перс. دسترخوان, тадж. дастархон, урду دسترخوان, азерб. dəstərxan, каз. дастарқан, кирг. дасторкон, узб. dasturxon) — в Средней Азии, а также у некоторых других народов Востока.
Рундук — в русском деревянном зодчестве площадка крыльца, пристроенного к дому; мощёное возвышение, а также сень, навес над таким крыльцом.
Жертвенник воскурения (ивр. מזבח הקטורת, мизбах а-кторет) — жертвенник (алтарь), на котором воскурялся фимиам. Один из центральных предметов службы в Скинии, а затем и в Храме. Назывался также «золотой жертвенник» (ивр. מזבח הזהב), в отличие от медного «жертвенника всесожжения».
Лупана́рий (также лупана́р, лат. lupānar или lupānārium) — публичный дом в Древнем Риме, размещённый в отдельном здании. Название происходит от латинского слова «волчица» (лат. lupa) — так в Риме называли проституток.
А́триум или а́трий (лат. atrium от ater «закопчённый; чёрный: помещение, почерневшее от копоти»), каведиум (лат. cavedium «углубление» от cavus «пустой») — первоначально центральная часть древнеримского и древнеиталийского жилища (домуса), представлявшая собой внутренний световой двор, откуда имелись выходы во все остальные помещения. В раннехристианских базиликах атриумом также называют прямоугольный дворик перед входом в храм, окруженный крытой галереей.
Сень (старослав. сѣнь) — элемент архитектуры шатрообразной формы или в виде балдахина или навеса. Также шатёр, навес на столбах или колоннах, возводившийся над алтарём, троном, колодцем или завершавший башню.
Львиный дворик (исп. Patio de los Leones) — знаменитый двор посредине Львиного дворца династии Насридов в составе резиденции Альгамбра. Открылся для посещения публики после 10 лет реставрации в июле 2012 года.
Палиса́дник (фр. palissade — изгородь, частокол) — участок между домом и дорогой (тротуаром), огороженный забором (палисадом).
Вазон — тип малой архитектурной формы, декоративная ваза, обычно каменная, металлическая или гипсовая, установленная на открытом воздухе. Также может быть в бетонном варианте с фактурой камня. Как правило, вазон не имеет никакого утилитарного назначения, но в некоторых случаях может служить клумбой. Вазоны широко использовались в европейской и русской архитектуре 18—19 веков, при декорировании парков, общественных построек и богатых домов. Широко использовали также в 1930—1950-е годы в СССР, в архитектуре.
Фо́рум (лат. forum — арх. преддверие гробницы; площадка в давильне для подлежащего обработке винограда; рыночная площадь, городской рынок; торжище, центральная площадь).
Имплювий (также имплювиум, лат. impluvium от in — «в» + pluvia — «дождь», букв. «водосбор») — бассейн в средиземноморском доме. Впервые возник в древнеиталийском и древнеримском жилище домусе, затем стал необычайно популярен в древнеримской и древнегреческой архитектуре античности, когда в условиях засушливого климата в целях экономии воды древний очаг на дне атриума был убран, и на его месте появился четырёхугольный неглубокий бассейн-имплювий. Дождевая вода стекала в него по четырёхскатному черепичному.
Боске́т (фр. bosquet, от итал. boschetto — лесок, рощица) — элемент ландшафтного дизайна, участок регулярного парка или посаженная в декоративных целях густая группа деревьев или кустов, которые благодаря декоративной стрижке образуют сплошные зелёные стены в виде ровных стенок (шпалер), геометрические объёмы, иногда имитирующие архитектуру с арками и башенками и т. п.
Портик (лат. porticus) — крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной — или глухой, или имеющей двери и окна.
Солея́ (из греч. σόλιον = лат. solea, от solum — ровное место, основание; пол) — возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом в христианском храме. Кроме того, сам алтарь находится на возвышении, и таким образом солея является как бы продолжением алтаря наружу. Со стороны средней части храма солея обычно ограждена невысокой решёткой. Перед Царскими вратами она полукругом выдается вперед. В Русской и Украинской Православной Церкви эта часть солеи называется амвоном. На концах солеи располагаются.
Адитон (др.-греч. ἄδυτον — «святыня» от a-ditos, «недоступный, священный») или ади́тум (лат. adytum) — особая священная комната в древнегреческих и римских храмах, расположенная позади основного помещения (наоса у греков, целлы у римлян), где находилась статуя божества. В адитон могли входить только жрецы или известные лица, и лишь в строго определённое время. Там находились алтарь (жертвенник) и сокровищница.
Зава́линка (синоним призба — при избе, укр. призьба, белор. прызба) — сооружение-насыпь вдоль наружных стен в основании по периметру деревянного дома (бани), служит для предохранения постройки от промерзания зимой. Завалинка может быть просто земляной насыпью вдоль стен. В более продвинутом варианте устраивается из досок, тёса (которые для красоты иногда даже белятся известью) или жердей, установленных на расстоянии 30—50 см от стен дома; в образованное пространство засыпают (заваливают) опилки.
Скамья́ (также скаме́йка, в Лаврентьевской летописи — скамиа, от др.-греч. σκάμνον и лат. scamnum) — мебельное изделие с узким, обыкновенно длинным сиденьем для нескольких человек, разновидностью скамьи является лавка. В современной терминологии это мебель с высотой сиденья, равной или большей его глубины. Использоваться может как в помещении, так и на улице, быть со спинкой и без. Скамьёй или скамейкой называется также невысокая подставка под ноги.
Гинекей или гинекейон (др.-греч. γυναικείον или γυναικον) — в Древней Греции — женские покои в доме, занимавшие его заднюю часть или второй этаж. Гинекей сообщался с мужской залой посредством особой двери и состоял обычно из спальни для супругов (θάλαμος), комнаты, где помещались дочери, и комнат, где работала женская прислуга. Позади гинекея нередко был расположен небольшой сад.
Щипе́ц — в архитектуре верхняя часть, в основном торцевой стены здания, ограниченная двумя скатами крыши и не отделённая снизу карнизом (в отличие от фронтона). Название обычно применяется к постройкам с крутой двускатной крышей, образующей остроугольный щипец, который иногда завершает главный фасад здания. В готической архитектуре остроконечный щипец называют также вимперг.
Бесе́дка — лёгкое архитектурное сооружение, расположенное, как правило, в саду или парке, со скамейками и столом, предназначенное для защиты от дождя и прямых солнечных лучей и служащее для отдыха и бесед, что и дало ему название.
Штрудльхофские лестницы — лестницы, расположенные в венском округе Альзергрунд, на пересечении улиц Штрудльгофгассе, Верингерштрассе и Лихтенштайштрассе. Считаются памятником архитектуры стиля модерн.
Стасидия (стасидий, греч. στασίδια — скамья, также церковная скамья) — в греческой православной традиции кресло в храме с откидным сиденьем и образующимся после откидывания небольшим местом для стояния. Распространены в храмах Греции, Кипра, Египта, Сирии, Палестины, Турции, Болгарии, Румынии, Грузии.
Канделя́бр (лат. candēlābrum — «подсвечник») — декоративная подставка с разветвлениями («рожками») для нескольких свечей или ламп. Kанделябр с многочисленными рожками, расположенными по окружности, украшенный хрустальным убором, называется «жирандоль», напольный канделябр называется торшером. Если подставка рассчитана на одну свечу, используется слово подсвечник (слово применяется и как синоним канделябра). Тяжёлый подсвечник также называется шандалом.
Тахта́ (от тур. Tahta: древесина), оттома́нка — широкий диван без спинки или с подушками вместо спинки, реже с двумя подлокотниками. Часто покрывается ковром или материей. Оттоманы завезли в Европу в XVIII веке (самое раннее упоминание относится к Франции 1729 года), они быстро получили широкое распространение, с течением времени их первоначально очень большой размер уменьшился до современного.
Сады в Древнем Египте происходят, предположительно, от орошаемых Нилом огородов, с ростом благосостояния Египта они выросли в роскошные комплексы с прудами, цветами, статуями, тенистыми аллеями из фруктовых деревьев. Сады разбивались вокруг храмов, дворцов и особняков богатых египтян. Помимо этого вокруг гробниц разбивали так называемые могильные сады.
Патио (исп. patio на основе лат. pat через прованс. «pàtu») — открытый внутренний двор(ик) жилого помещения, с разных сторон окруженный стенами, галереями, воротами, решёткой и т. д. или же зелёной изгородью из деревьев и/или кустарников. Архитектура патио восходит к классическому перистилю, получившему широкое распространение во времена Античности и Средние века в средиземноморских странах (больше всего выделяется Испания), а затем и в Латинской Америке, а также в исламском мире. Патио впервые стал.
Сад Джусти (итал. Palazzo e Giardino Giusti) — дворцово-парковый комплекс, построенный в конце XVI века на склоне холма у восточной окраины Вероны (Италия).
Перисти́ль (перистилиум) — открытое пространство, как правило, двор, сад или площадь, окружённое с четырёх сторон крытой колоннадой. Термин происходит от др.-греч. περίστῡλος («окружённый колоннами» от др.-греч. περί- «вокруг» и др.-греч. στῡλος «столб») и изначально обозначал такой архитектурный приём в древнегреческой или древнеримской архитектуре. Постепенно понятие распространилось на более ранние сооружения подобного плана, использовавшиеся в Древнем Египте, Персии и т. п.
«Цино́вка Ягуа́ра» — каменный трон в виде фигуры ягуара, символ власти и трон верховного правителя древнего города майя Чичен-Ица, в древности располагавшийся в святилище на вершине Пирамиды Кукулькана и впоследствии обнаруженный археологами в одном из потайных помещений внутри пирамиды. Считается, что первоначальным владельцем трона был Топильцин Кецалькоатль.
Клуа́тр (фр. cloître, от лат. claustrum, закрытое место; итал. chiostro, англ. cloister, нем. Kreuzgang) — типичная для романской, византийской и готической архитектуры крытая обходная галерея, обрамляющая закрытый прямоугольный двор-колодец или внутренний сад монастыря или крупной церкви. Обычно клуатр располагается вдоль стены здания, при этом одна из его стен является глухой, а вторая представляет собой аркаду или колоннаду. Часто клуатром называют и сам открытый двор, окружённый галереей.
Фиал — декоративное завершение бельведера, фронтона, контрфорса, щипца или шпиля.
Шале́ (фр. chalet), в Альпах — небольшой сельский домик в швейцарском стиле. Небольшая дача.
Пирами́да Кукулька́на (исп. Pirámide de Kukulkán, Templo de Kukulkán, «El Castillo») — храмовое сооружение, уцелевшее среди руин древнего города майя Чичен-Ица на полуострове Юкатан в Мексике. Кукулькан у майя являлся аналогом бога Кетцалькоатля.
Раба́тка (от нем. Rabatte — грядка) — прямоугольный цветник в виде узкой (ширина до 2—3 метров) полосы вдоль садовой дорожки, забора или ограды; с одним или несколькими видами растений. Обычно рабатка имеет параллельные стороны.
Стоа или стоя (более распространенный вариант русскоязычного произношения) (греч. Στοά — «портик») — в античной архитектуре, длинная галерея-портик, обычно с одним-двумя рядами колонн и со стеной по одной из длинных сторон; крытая колоннада.
Теокалли (аст. teōcalli — дом бога, от аст. teotl — божество и аст. calli — дом) — тип культового сооружения, характерного для Центральной Америки доколумбовой эпохи. Представляет собой четырехугольную каменную пирамиду, стороны которой, как правило, были строго ориентированы по сторонам света. Пирамида состояла из нескольких уступов, образовывавших террасы, а также имела крутую лестницу на всю высоту. На самом верхнем уступе располагался храм для жертвоприношений. Теокалли характерны для архитектуры.
Дормиторий (лат. dormitorium) — спальное помещение монахов в католическом монастыре.
Эди́кула (уменьшит. от лат. aedis дом, храм, часовня), буквально означает небольшой дом или храм. В Древнем Риме слово имело два значения. Эдикулами назывались домашние священные уголки, в которых помещали небольшие алтари или статуи лар и пенатов, покровительствующих семье или домашнему очагу. Название эдикула использовалось также для обозначения небольшой ниши в бо́льших по размеру храмах, опирающейся на пьедестал, увенчанной фронтоном и окружённой колоннами. Именно в последнем значении слово используется.
Сад камней (яп. 枯山水 карэсансуй, букв. «сухие горы и воды»), также «сэкитэй» (яп. 石庭, букв. «каменный сад») — культурно-эстетическое сооружение Японии, разновидность японского сада, появившаяся в период Муромати (1336—1573).
Венера на корточках, Венера присевшая или купающаяся Афродита (Venus accroupie) — популярный тип скульптуры эпохи эллинизма. Богиня любви изображена присевшей на раковину или черепаху, как будто её застали во время купания. Правой ногой она касается земли, а правой рукой — тянется к левому плечу, тем самым прикрывая наготу. Голова повёрнута вправо.
Мавританская архитектура — архитектурный стиль, сформировавшийся под влиянием берберского и испанского стилей в Северной Африке и Аль-Андалусе.
Краом (Пном Кром) (кхмер. ភ្នំក្រោម) — гора высотой 140 метров в окрестностях Сиемреапа, Камбоджа.
Предварительный просмотр:
Предмет: Всеобщая история. История Древнего мира 5 класс
Тема урока: «Путешествие по Древней Греции»
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
Форма урока: игра-викторина
Оснащение урока: компьютер, проектор, экран, презентация
Цель урока: обобщение и систематизация знаний об истории древнегреческой цивилизации, особенностях античной культуры как составной части мировых культур.
- проконтролировать знания учащихся по разделу «Древняя Греция»;
- продолжать формировать умение логически мыслить, обобщать, высказывать свою точку зрения;
- на примере истории Древней Греции, ее культуры продолжать воспитывать в детях чувство прекрасного, в ходе игры – чувство товарищества, долга, уважения к своим друзьям.
- определять цель и задачи учебной деятельности;
- систематизировать информацию;
- планировать деятельность в учебной ситуации.
- Анализировать (выделять главное).
- Определять понятия.
- Обобщать, делать выводы.
- Умение работать в группе.
- Излагать своё мнение, аргументируя его.
- Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
- Развивать сотрудничество.
- Развивать интерес к истории как науке.
- Развивать умение самооценки и взаимооценки.
- Систематизировать информацию об исторических событиях и процессах;
- Уметь работать с историческими понятиями.
Каждая команда должна придумать себе название, приготовить девиз и эмблему, выбрать капитана.
Предварительно выбирается жюри – ареопаг, члены которого – архонты наблюдают за ходом игры, оценивают каждый конкурс по установленной системе и оглашает результаты (архонтами могут стать самые подготовленные учащиеся класса, старшеклассники, председателем жюри – учитель истории из ШМО)
К уроку учителем готовится презентация.
Учитель. На протяжении многих уроков мы с вами изучали историю Древней Греции – Элладу, как называли ее древние греки. Узнали много нового и интересного, многому научились. Подводя итоги изучения истории Древней Греции, проведем урок в форме игры, которая будет носить состязательный характер.
Как вы думаете, какие цели мы с вами должны перед собой поставить?
Обобщая все выше сказанное, я обозначу цели нашего урока:
- систематизировать знания о Древней Греции;
- выявить пробелы в знаниях;
- воспитывать уважительное и бережное отношение к историческому наследию древних греков;
- продолжать учиться работать в группах;
- воспитывать уважение к своим товарищам (слайд №2).
- Проведение игры
Учитель. Итак, проходить урок будет в форме игры-викторины по командам. Вас тут две команды.
Капитаны команд следите за активностью игроков, руководите обсуждением вопросов, делайте выбор – кому отвечать от имени команды. В каждом конкурсе команда зарабатывает очки, в конце урока мы подведем итог и наградим достойнейших. Все участники команды-победительницы получат оценку «5», так же оценку «5» получат те ребята проигравшей команды, которые покажут наилучшие знания и заработают для своей команды больше всего очков.
Члены жюри – архонты будут вести подсчет баллов за каждый конкурс, подведут итоги в конце игры и назовут победителя. Во время игры судьи будут записывать активных участников, проверять правильность выполнения заданий, оценят оригинальность, эрудицию. Все задания объединены одной целью – дать правильный, аргументированный и быстрый ответ. Не забывайте, что от слаженности всех участников команды зависит результат каждого конкурса и всей игры в целом. Помните о поддержке, взаимопомощи.
Объявляю программу состязания:
- Приветствие
- Разминка
- Вставь пропущенное слово
- Исторический портрет
- Поэмы Гомера
- Священный Олимп
- Гонка за лидером (слайд №3).
Учитель. Начнем нашу встречу с приветствия команд. Из истории Олимпийских игр, вы уже знаете, выйдя на стадион, каждый участник вынимал из серебряной урны жетон, на котором стояла буква греческого алфавита. Жетон и определял порядок выступления. В игре мы воспользуемся этим способом для определения порядка выступления команд. (жеребьевка)
Учитель. Итак, каждая команда должна представить название, девиз и эмблему.
Учитель. Уважаемое жюри, давайте оценим приветствие команд по пятибалльной системе.
Вопросы для первой команды (слайд №6,7).
- Бог земли и неба, царь богов и людей? (Зевс)
- Название Южной Греции? (Пелопоннес)
- Человек, умеющий говорить красноречиво и убедительно? (оратор)
- Место для состязания колесниц? (ипподром)
- Бог виноделия, веселья? (Дионис)
- Пролив, через который Ксеркс пытался построить мост? (Геллеспонт)
- Одноглазый великан? (Циклоп)
- Рабы в Спарте? (илоты)
- Поселение греков за морем? (колония)
- Сосуд с двумя ручками, выпуклыми боками овальной формы и узким горлом для вина и масла? (амфора)
Вопросы для второй команды (слайд №8,9).
- Боевой порядок пехоты – плотно сомкнутый ряд в несколько шеренг? (фаланга)
- Старшая из богинь, жена Зевса? (Гера)
- Место для бесед и отдыха греков, представляющее собой, несколько рядов колонн, поддерживающих крышу? (портик)
- Название греческого судна? (триера)
- Царь, совершивший завоевательный поход в Азию? (Александр Македонский)
- Школа в Афинах, где занимались гимнастикой? (палестра)
- Площадка, на которой выступали актеры? (орхестра)
- Богиня любви и красоты? (Афродита)
- Так греки называли свою страну? (Эллада)
- Большое здание со множеством запутанных ходов и помещений? (лабиринт)
Учитель. « Ареопаг» подсчитал правильные ответы обеих команд и назовет результат.
Учитель. Переходим к следующему конкурсу «Вставь пропущенное слово» Каждой команде будет представлен текст с пропусками. Их нужно заполнить, используя предложенные ниже слова. На выполнение работы 3 минуты. Максимальное количество баллов за конкурс – 5.
Задание для первой команды (слайд №11).
Центром греческого города был холм, на котором находился (1…). В Афинах на этом холме располагался храм богини (2…), который назывался (3…). К храму вела (4…) – колоннада. Храм украшала 12-метровая (5…) богини Афины.
(Афины, Парфенон, акрополь, статуя, Пропилеи)
Задание для второй команды (слайд №12).
Один раз в 4 года в Греции проходила (1…), посвященная богу-громовержцу (2…). В городок (3…) собирались лучшие спортсмены. Победитель соревнований получал (4…) венок и (5…) ветвь.
(Зевсу, Олимпия, пальмовую, Олимпиада, оливковый)
Учитель предоставляет слово членам ареопага после выступления каждой команды. Они комментируют работу команд, выставляют оценки.
Учитель. Следующий конкурс «Исторический портрет». От команды капитаном назначаются два участника: один задаёт вопросы, другой отвечает от имени героя. Помогать отвечать может вся команда. Максимальное количество баллов, которое можно заработать в этом конкурсе – 8.
Общие вопросы для двух команд:
- Определите, кто изображён на скульптуре?
- Ответьте на вопросы от первого лица?
Вопросы (ответ) для 1 команды (слайд №14,15).
Кто изображён на бюсте? (Мельтиад)
Какую должность Вы занимали в Афинах? (стратега)
Почему Вас избрали на эту должность? (я опытный воин, знаю привычки персов)
В каком сражении Вы принимали участие и против кого? (Марафонской битве, в 490г. до н. э.)
Кто возглавлял войско персов? (Дарий I)
Чем в военном отношении вас превосходили персы? (у них была конница и лучники)
Почему Вы решились на сражение? (персы отплыли на кораблях в беззащитные Афины)
Какую тактику Вы использовали, чем закончилась битва? (сражение фалангой, греки победили).
Вопросы (ответ) для 2 команды (слайд №16,17).
Кто изображён на скульптуре? (Леонид)
Откуда Вы и почему Вас поставили во главе войска? ( Я царь Спарты, а цари в Спарте командуют войском)
В каком сражении Вы и ваше войско завоевало славу? (у Фермопил)
Кто возглавлял войско персов? (царь Ксеркс)
Какое количество воинов было у греков возле Фермопил? (7 тыс.)
Почему вы потерпели поражение? (нашелся предатель)
Почему 300 спартанцев осталось сражаться, зная, что потерпят поражение? (в Спарте, воин покинувший своё боевое место становился предметом насмешек и лишался всех прав)
Чем закончилось сражение? (спартанцы все погибли)
После выступления каждой команды учитель дает слово жюри, которые комментируют работу и выставляют оценки.
Учитель. Бессмертные поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» являются первыми памятниками литературы во всей Европе, а значит – первыми известными нам произведениями древнегреческой литературы. Они оказали величайшее, ни с чем несравнимое влияние, как и на культуру античного мира, так и на культуру нового времени. Эпохальность и величие поэм, а так же искусное мастерство Гомера привлекает внимание к этим произведениям до сих пор. Следующий конкурс будет посвящен именно им.
Каждая команда должна будет ответить на вопросы – правильно и быстро. На решение каждого вопроса - 10 секунд. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Вопросы первой команды (слайд №19).
- С какого события начинается поэма «Илиада»? (обиды Ахилла на Агамемнона)
- Кто разрешил спор богинь из-за золотого яблока с надписью «Прекраснейшей»? (царевич Парис)
- Как называется родной остров Одиссея? (Итака)
- Имя спартанского царя, у которого царевич Парис похитил жену? (Менелай)
- Сладкоголосые хищные полуженщины-полуптицы? (сирены)
Вопросы второй команды (слайд №20).
- Каким событием заканчивается поэма Гомера «Илиада»? (похоронами Гектора)
- Кто из богинь помогал троянцам в войне с греками? (Афродита)
- Сколько лет после Троянской войны скитался по морям Одиссей? (10 лет)
- Имя военного вождя троянцев? (Гектор)
- Морские чудовища, охранявшие узкий морской пролив? (Сцилла и Харибда)
Ареопаг подводит итог этого конкурса.
Учитель. Самой высокой горой в Элладе была гора Олимп. Древние греки верили, что там живут всесильные боги, которые иногда спускаются к людям и общаются с ними. Следующий наш конкурс так и называется « Священный Олимп». Сейчас по опознавательным признакам вы должны не только вспомнить бога, ног и назвать покровителем чего он являлся. За каждый правильно данный ответ вы получите по 1 балла. Если будет дана только одна характеристика, например, назовёте только бога, но не вспомните, олицетворением чего он был, то команда получит только 0,5 балла.
Вопросы для первой команды (слайд № 22-27).
- Колесница, орёл, молния. (Зевс – бог грома и молнии)
- Меч, шлем, копьё. (Арес – бог войны)
- Трезубец, дельфин. (Посейдон – бог моря)
- Зеркальце, золотое яблоко. (Афродита – богиня любви и красоты)
- Олень, стрела, колчан со стрелами. (Артемида – богиня охоты)
- Волшебные сандалии (Гермес – вестник богов)
- Семейный очаг, корона, узы брака. (Гера – покровительница семейного очага)
- Трёхглавый пёс, колесница. (Аид – бог подземного царства)
- Кифара, лавровый венок. (Аполлон – бог покровитель искусства)
- Виноградная гроздь. (Дионис – бог виноделия)
- Колосья пшеницы. (Деметра – богиня плодородия)
- Шлем, щит, сова, весы, ветка оливкового дерева. (Афина – богиня мудрости и справедливости)
Ареопаг подводит итог этого конкурса.
Учитель. Последний конкурс нашего состязания «Гонка за лидером». Древняя Греция дала миру много крылатых выражений, которые мы употребляем в нашей речи до сих пор. На уроках истории мы знакомились со значением таких выражений . Этот конкурс начинает команда, которая набрала большее количество баллов . Команды по очереди называют крылатые выражения , выигрывает та команда, которая последней ответила. Команда-победительница получает -5 баллов.
- Подведение итогов
Учитель. Вот и закончилось наше состязание. Давайте подведем итоги игры и назовем победителя. Слово предоставляется уважаемому ареопагу.
Ареопаг называет команду-победительницу. Вручает медали. Все участники команды-победительницы получают оценку «5». Так же оценку «5» получают те ребята проигравшей команды, которые показали наилучшие знания и заработали для своей команды больше всего очков.
Учитель. На этом уроке мы повторили историю Древней Греции: древнегреческих богов, военачальников, известных людей и события, произошедшие в те далекие времена, надеюсь, это останется в вашей памяти.
Конспект урока «Путешествие по Древней Греции»
план-конспект урока по истории (5 класс)
Как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, как дать любому ребёнку возможность почувствовать себя в ситуации успеха? Необходимо создать такие условия, при которых стало бы возможным использование возможностей каждого ребёнка в условиях классно-урочной системы обучения. Один из способов решение этого вопроса - использование игровых технологий.
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 38.77 КБ |
Акрополь — главная достопримечательность Афин, которую стоит увидеть
Чем бы было посещение Афин без посещения Акрополя и Парфенона? Некоторые считают его самым важным местом в западном мире.
Акрополь — это историческое место, которое нельзя пропустить. Сам Акрополь представляет собой скалу, из известняка, с плоской вершиной, которая возвышается более чем на 150 м. и поэтому он был сильно укреплен и стал местом для всех самых священных святынь и святилищ Афин. Наряду с Парфеноном на вершине скалы сохранились нетронутыми еще три сооружения: Эрехтейон, Храм Ники Аптерос и Пропилеи.
Описание презентации АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ по слайдам
АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Греческий храм стоял на высоком фундаменте. Его окружали портики. В одних храмах колонны были мощные, с простой отделкой, в других -более стройные, с изящными украшениями. Стены храмов украшались рельефами. В центре здания находилось помещение со статуей того бога, которому был посвящен храм. Вокруг статуи обычно находились ценные и редкие вещи, подаренные храму городами и отдельными богатыми гражданами.
Фронтон Парфенона Афинский акрополь, реконстру кция 1846 года
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
История Акрополя
Акрополь в Афинах был крепостью и военной базой в период неолита из-за своего положения, откуда открывается прекрасный вид на сушу и море. В микенские времена он стал религиозным центром, посвященным поклонению богине Афине.
Говорят, что это место было объявлено оракулом провинцией только для богов и поэтому перестало быть заселенным людьми.
Три важных храма, Парфенон, Храм Ники и Эрехтейон, были возведены в классический период (450–330 гг. до н. э.) на останках более ранних храмов. Все они посвящены разным аспектам богини Афины. Персы разрушили Акрополь во время битвы при Саламине в 480 г. до н. э.
Основатель афинской демократии Перикл был тем, кто восстановил его в той форме, в которой он дошёл до наших дней. Он превратил его в город храмов и, как и все остальное, созданное в тот период, превратил его в высшее достижение с точки зрения классической греческой архитектуры и скульптуры. Акрополь в Афинах с тех пор многое пережил, и его остатки отражают каждый период существования города.
Парфенон был превращен христианами Византии в храм Святой Софии, а господство франков в 1205 г. превратило холм в крепость и резиденцию знатных франков. В то время Парфенон был католической церковью Афинской Богоматери. Османская оккупация XV в. превратила здание в мечеть. Когда Греция, наконец, стала независимой от турецкой оккупации, сохранение памятников стало задачей первостепенной важности, и она остается таковой до сегодняшнего дня.
Древняя Греция. Ансамбль Афинского Акрополя
Древними греками было создано немало прекрасных строений. Они разработали точные правила и принципы храмового зодчества (об этом я писала в предыдущих статьях - здесь и здесь ). Однако главным шедевром греческой архитектуры, воплотившим представление греков о красоте, гармонии и мере, стал ансамбль Афинского Акро́поля .
(от гр. «akra polis» – «верхний город») – городская крепость стран Древнего мира. В Древней Греции – находящаяся на возвышенном месте укрепленная часть города, которая служила защитой во время опасности. На акрополе возводили храмы богам, покровителям города, хранили казну, продовольственные запасы и вооружение города.Афинский Акрополь. Реконструкция. Афинский Акрополь. Реконструкция.
Он был возведен после триумфального окончания греко-персидских войн во время правления Пери́кла (490 – 429 гг. до н.э.). Это было время наивысшего культурного расцвета греческой столицы. Перикл собрал вокруг себя лучшие интеллектуальные и художественные силы Эллады. Общее художественное руководство строительными работами на акрополе осуществлял друг Перикла - скульптор Фи́дий .
Филипп фон Фольц. "Эра Перикла". Филипп фон Фольц. "Эра Перикла".Акрополь, выстроенный на естественной скале, высоко и гордо возносился над городом. Раз в четыре года в честь покровительницы полиса – богини Афины - устраивался праздник – Великие Панафине́и , когда граждане города в торжественном шествии восходили на акрополь для проведения ритуалов в главном его храме.
Панафинейское шествие на Афинский Акрополь. Панафинейское шествие на Афинский Акрополь.Приближаясь к холму, идущие, издалека видели небольшой и весьма изящный храм Нике Апте́рос , работы архитектора Калликтра́та . Он был посвящен богине Победы, которую греки для этого храма, изобразили бескрылой, чтобы она не могла покинуть их страну. Эта статуя находилась внутри здания храма – наосе .
Афинский Акрополь. Храм Нике Аптерос. Афинский Акрополь. Храм Нике Аптерос.Снаружи его украшали изящные ионические колонны, и рельеф, с изображениями эпизодов греко-персидских войн и фигурами богов.
Афинский Акрополь. Храм Нике Аптерос. Афинский Акрополь. Храм Нике Аптерос.Среди этих изображений была и удивительная по мастерству выполнения фигура Ники, развязывающей сандалии. Её тело приобретало свои очертания сквозь, словно намокшую ткань, формирующуюся удивительно реалистичными складками.
Ника, развязывающая сандалию. Барельеф храма Ники Аптерос. Ника, развязывающая сандалию. Барельеф храма Ники Аптерос.Рельефы и внешние детали храма были ярко раскрашены и вызывали неподдельное восхищение жителей и гостей Афин.
Афинский Акрополь. Храм Нике Аптерос. Реконструкция. Афинский Акрополь. Храм Нике Аптерос. Реконструкция.Дальше путь пролегал через мощные и торжественные – Пропиле́и , спроектированные Мнеси́клом . Это была весьма оригинальная идея – сделать ворота, в виде храма .
Афинский Акрополь. Пропилеи. Афинский Акрополь. Пропилеи.Оттого, что лестница, идущая через Пропилеи к холму поднималась вверх, и из-за обилия колонн этого сооружения, участники процессии не могли заранее разглядеть главную площадь Акрополя. И это заставляло их напряжённо ожидать и предвкушать зрелище, которое должно было открыться их взору.
Афинский Акрополь. Пропилеи. Реконструкция. Афинский Акрополь. Пропилеи. Реконструкция.И вот, миновав Пропилеи, шествие оказывалось в святая святых Афин. На главной площади акрополя, пришедших встречала статуя Афины-Прома́хос (воительницы) созданная Фидием. Её высота, согласно некоторым источникам составляла 9 метров. Шлем и наконечник копья этой бронзовой скульптуры, были покрыты золотом. И, как говорят, древние свидетельства, отражавшийся на них солнечный свет был виден из далека, служа своеобразным маяком, проплывающим судам.
Реконструкция площади Афинского Акрополя. Реконструкция площади Афинского Акрополя. Афинский Акрополь. Эрехтейон. Афинский Акрополь. Эрехтейон.Храм этот, согласно легенде, был построен на месте спора богов Посейдона и Афины, за покровительство над городом, у которого ещё не было собственного имени. Спор взялся рассудить правивший тогда царь Эрехтей . Он предложил богам одарить эту местность, тем, что, по мнению горожан, станет залогом дальнейшего процветания. Посейдон выбил своим трезубцем источник воды, а по воле Афины здесь выросло оливковое дерево. Победа в споре была присуждена Эрехтеем Афине, и город был назван в честь неё. (О верованиях древних греков читайте в этой статье ).
Спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой.Храм Эрехтейон стал важнейшим святилищем акрополя. В нём хранилсь важнейшие реликвии. Здесь же находилась могила почившего царя Эрехтея. В храме можно было увидеть источник солёной воды, выбитой во время судьбоносного спора из скалы Поседоном. И, разумеется, у храма росло оливковое дерево, выращенное Афиной. И хотя оно гибло во время катаклизмов и войн, оно каждый раз возрождается на своём месте, в чём может убедится каждый, кто приходит к Эрехтейону. :)
Священное оливковое дерево у Эрехтейона Священное оливковое дерево у ЭрехтейонаЭто храм удивляет своей асимметрией - все его стороны имеют отличное друг от друга оформление.
Афинский Акрополь. Эрехтейон. Реконструкция. Афинский Акрополь. Эрехтейон. Реконструкция.Два входа – с восточной и западной сторон вели в разные части храма – одна из которых посвящалась Афине-Полиаде (Градохранительнице), а другая Посейдону и Эрехтею.
Афинский Акрополь. Эрехтейон. Афинский Акрополь. Эрехтейон.Самым интересным был фасад, обращенный к Парфенону, и находящийся как раз в поле зрения идущих мимо участников шествия. Его портик (выступающий вперед вход) украшали кариати́ды - женские статуи, которые поддерживали крышу, заменяя собой колонны.
Афинский Акрополь. Эрехтейон. Портик Кариатид. Афинский Акрополь. Эрехтейон. Портик Кариатид.Когда то они были раскрашены, и были похожи на живых девушек.
Афинский Акрополь. Эрехтейон. Портик Кариатид. Реконструкция. Афинский Акрополь. Эрехтейон. Портик Кариатид. Реконструкция.Оставив позади Эрехтейон, процессия теперь попадала под очарование са́мого выдающегося строения Греции – Парфено́на . Его архитекторы Икти́н и Калликра́т создали непревзойденный шедевр.
Афинский Акрополь. Парфенон. Реконструкция. Афинский Акрополь. Парфенон. Реконструкция.Это был величественный храм-периптер , с соотношением дорических колонн на его сторонах равном 8/17. Он был обильно украшен рельефами и скульптурой, выполненными Фи́дием и его учениками и ярко раскрашен.
Афинский Акрополь. Парфенон. Реконструкция. Афинский Акрополь. Парфенон. Реконструкция.Интересно, что для того, чтобы этот грандиозный храм казался идеально-симметричным и совершенным, архитекторы, учитывая особенности нашего оптического восприятия … несколько исказили его пропорции (это называется курватурами - от лат. curvatura - кривизна).
Иктин и Калликрат чуть повысили к центру ступени подножья храма, чуть наклонили внутрь внешние колонны фасадов, а также сделали диаметр угловых опор, видимых на фоне неба, слегка больше, чем центральных. Таким образом, Парфенон, кажется смотрящим на него, удивительно «живым», и приятным глазу.
Курватуры Парфенона Курватуры ПарфенонаНа его стенах, по всему периметру (фриз длинной 160 метров и высотой 1 метр) Фидий разместил рельефы, с сюжетами, участниками которых были боги и мифические герои.
Реконструкция скульптурных групп фронтонов Парфенона. Реконструкция скульптурных групп фронтонов Парфенона. Фидий и его школа. Скульптура фронтона Парфенона. Британский музей. Фидий и его школа. Скульптура фронтона Парфенона. Британский музей.Кроме того, он изобразил панафине́йское шествие (пеших и всадников), причём с такой фантазией, что пластика поз и движений ни одного из изображенных 365 человек и 227 фигур животных не повторялась.
Фидий и его школа. Фриз Парфенона с изображением панафинейского шествия. Фидий и его школа. Фриз Парфенона с изображением панафинейского шествия. Л. Альма-Тадема. «Фидий, показывающий фриз Парфенона друзьям» Л. Альма-Тадема. «Фидий, показывающий фриз Парфенона друзьям»В святилище Парфенона хранились городской архив и казна Афинского морского союза.
Внутри храма находилась ещё одна статуя Афины, выполненная Фидием – 12ти-метровая Афина-Парфёнос («Афина-Дева»), выполненная в хрисоэлефантинной технике . Руки и лицо богини, были покрыты пластинами слоновой кости, и выглядели, словно живыми. В глазах Афины сверкали драгоценные камни. Одежда же и оружие были инкрустированы золотом. В правой руке Афины была фигура богини Ники, в другой руке она сжимала копье. Шлем, щит и эгида Афины были украшены рельефами, работы Фидия.
Афина-Парфёнос. Реконструкция в новом Парфеноне (Нашвилл, штат Теннесси, США) Афина-Парфёнос. Реконструкция в новом Парфеноне (Нашвилл, штат Теннесси, США)Согласно преданию, на её создание понадобилось около 40 талантов (греческая мера веса) золота, что составляет примерно тонну.
Одна из исторических легенд гласит, что именно эта статуя послужила причиной недовольства афинян деятельностью Перикла и Фидия. По одной из версий, свой жизненный путь великий мастер закончил в тюрьме. Однако есть предположение, что он покинул город и умер на чужбине.
Афинский Акрополь. Парфенон. Реконструкция. Афинский Акрополь. Парфенон. Реконструкция.Судьба Афинского Акрополя оказалась непростой.
В 5 веке Парфенон стал использоваться в качестве христианской церкви – Премудрости Богоматери.
Когда в 15 веке Византию завоевали турки, Парфенон превратили в мечеть, пристроив к ней минарет. А вот в Эрехтеоне разместился гарем турецкого коменданта.
Афинский Акрополь во времена Османской империи. Афинский Акрополь во времена Османской империи.В 17 веке во время войн, Парфенон стал использоваться как арсенал, в котором хранили боеприпасы. В 1687 году венецианцы, обстреливая с моря цитадель турок, попали прямиком в Парфенон. От взрыва его центральная часть была почти полностью разрушена. Взрывом была уничтожена и часть Пропилей. В том же году храм Ники Аптерос был разобран турками, на блоки для укрепления бастиона.
Старинная гравюра с изображением разрушения Парфенона. Старинная гравюра с изображением разрушения Парфенона.В начале 19 века, во время наполеоновских войн, британский посол в Константинополе Лорд Джеймс Брюс Элгин по соглашению с турецким правительством начал демонтаж и вывоз уцелевших рельефов и скульптур с храмов акрополя. Свои действия он мотивировал желанием спасти древнегреческие ценности в период не стабильной политической обстановки в стране.
По сути это была крупнейшая кража произведений античного искусства. Под давлением общественности, Элгин был вынужден продать свою коллекцию Национальному Британскому музею. Сейчас это крупнейшее собрание древнегреческой скульптуры афинского акрополя называется Мраморы Элгина. (Спор о праве владения Британией этой коллекцией всё ещё не закончен).
Как добраться до Акрополя
Ближайшая станция метро — собственная станция Acropoli на красной ветке [линия 2] (Схема ниже). Станция расположена прямо под Новым музеем Акрополя, посещение которого обязательно должно сопровождать любую поездку в Акрополь. Пешком можно добраться до самого Акрополя с улицы Дионисия Ареопагита, которая проходит прямо напротив главного входа в музей. Из района Тисио к входу в Акрополь можно пройти по красивой пешеходной улице Апостола Павла, пока она не пересечется с улицей Дионисия Ареопагита.
АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Читайте также: