Место человека в древнем риме
Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.
Содержание работы
Введение___________________________________________________________стр.3
1. Образ человека в культуре Древней Греции____________________________стр.5
2. Образ человека в культуре Древнего Рима_____________________________стр.12
Заключение________________________________________________________стр.17
Список использованных источников___________________________________стр.18
Файлы: 1 файл
ДЗ Культурология.doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Снежинский физико-технический институт -
Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Кафедра Экономики и управления
по курсу: Культурологии
по теме: Образ человека в древнегреческой и древнеримской культурах
Выполнил: Потапов Р. А.________
Проверил: к.ф.н., доцент кафедры ЭУ, Черемицина Т.Б.
Введение______________________ ______________________________ _______стр.3
1. Образ человека в культуре Древней Греции_______ _____________________стр.5
2. Образ человека в культуре Древнего Рима________ _____________________стр.12
Заключение____________________ ______________________________ ______стр.17
Список использованных источников____________________ _______________стр.18
Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.
Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко- культурным комплексом. Это не отрицает, конечно, наличия в жизни античных обществ бесспорных особенностей и различий. Главными, стержневыми в античной культуре были религия и мифология. Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества. Затем - античное рабовладение. Оно было не только основой экономики и общественной жизни, оно было и основой мировоззрения людей того времени. Далее следует выделить в качестве стержневых явления в античной культуре науку и художественную культуру. При изучении культуры древних Греции и Рима необходимо прежде всего сконцентрироваться на этих доминантах античной культуры.
Античность всегда воспринималась как идеал и золотая пора человечества не только потому, что в искусстве и культуре были созданы множества шедевров, но также и потому, что взгляд человека на мир, его положение в нем, моральные и нравственные нормы, которыми человек руководствовался все последующее тысячелетие, обрели свое начало. Почти всегда умы философов искали в той эпохе философский камень. Поэты, художники других эпох с восхищением обращались в это время, чтобы черпать там образы величия человека, его красоту и гармонию мира. Античность всегда представляется как чудо, в котором внутренняя красота человека сочеталась с его внешней красотой. «Быстро облетающая роза», по словам Гегеля, античность, как высочайший пьедестал человеческих возможностей, предстает перед нами скорее как миф, как несбыточная мечта романтика, чем как реальное время и реальная действительность.
Очень часто жизнь в эпоху античности виделась потомкам как вечный праздник красоты и искусства, изящества и утонченности, к идеалам которой человек стремился. Представления о ней идеализировались и люди других эпох старались подражать во всем своему воображаемому образцу: в манерах, в образе жизни, в представлениях о Боге, мире и человеке. Манеры, как правила хорошего тона, говорящие о внутренней утонченности и гармоничной красоте, многие столетия считались единственной манерой поведения в обществе, с которой век нынешний беспощадно распрощался. Это произошло от того, что утратилось понимание и восприятие этого как искреннего и внутреннего мироощущения. Непосредственная грубость - это то, чему сегодня отдается предпочтение, как проявлению природных инстинктов, которые представляются истинной природой человека.
Однако, несмотря на все это, античность - это почва, в которую уходит глубокими корнями вся европейская культура. И до сих пор мы сами и наша жизнь пропитана традициями этой культуры. Представление об этой культуре как сегодня, так и несколько столетий тому назад, по большей части, однобоко. Она воспринимается как некое райское состояние человека, наполненное гармонией и геройством.
1. Образ человека в культуре Древней Греции
Яркой чертой греческой культуры является антропоцентризм. Именно в Афинах философ Протагор провозгласил знаменитый тезис: "человек есть мера все вещей". И хотя Протагор был софистом и имел в виду, прежде всего право каждого гражданина на отстаивание своей точки зрения, но девиз этот можно рассматривать и более широко, применительно к оценке роли человека в мироздании как таковом.
Для греков человек был олицетворением всего сущего, прообразом всего созданного и создаваемого. Вот почему человеческий облик, представленный самым прекрасным образом, стал эстетической нормой для Древней Греции, был не только преобладающей, но почти единственной темой классического искусства.
Назначение культуры у древних греков - содействие гармоническому развитию, духовному и физическому, умственному и профессионально-трудовому (искусство, мастерство) человека, политическому и нравственно-духовному - гражданина.
Именно такой человек был главным объектом и смыслом культуры. Если герой египетской, месопотамской или индийской культуры сильный своей загадочностью, сверхъестественностью, связью с небом и его стихийными силами, то герой культуры Древней Греции - реальный человек.
В Древней Греции большое значение придавалось формам человеческого тела, существовал культ тела. Об этом свидетельствуют сохранившиеся произведения искусства - скульптура, вазопись, керамика, на которой изображено много разнообразных, часто стилизованных человеческих типов. Представление о красоте человека, прежде всего, ассоциировалось с его положительными нравственными качествами. Прекрасный мужчина был олицетворением мужества, разумной силы и сосредоточенности; прекрасный юноша - символом ловкости, очарования и различных других добродетелей, свойственных его возрасту. Внешний облик человека как бы символизировал определенный уровень его внутреннего мира. В мире, где гармоничность тела понималась как выражение гармонии духа, безобразное означало недостаток разума, благородства, силы, характера, выступало как отрицание позитивных ценностей.
Древние греки пытались через тело человека и благодаря ему, воспитывать в себе соответственно гармонические духовные качества, усматривая в нем наличие чувства и ума в их взаимном единстве и противоречии.
В античной Греции процветали различные виды искусства, включая пространственные: архитектура, скульптура, вазопись. Основные характеристики искусства Древней Греции: гармония, уравновешенность, упорядоченность, успокоенность, красота форм, пропорциональность. Оно глубоко гуманистично, ибо рассматривает человека как "центр Вселенной и меру всех вещей". Искусство носит идеалистический характер, так как представляет человека в его физическом и моральном совершенстве. Образ человека в искусстве Древней Греции - это кристально ясная, очищенная от случайностей концентрация прекрасных духовных и физических качеств реального человека.
История античного искусства включает в себя несколько этапов.
Крито-микенский, или эгейский, период в искусстве (III-II тысячелетие до н. э). Искусство этого периода характеризует высокое мастерство художников и зодчих Крита.
Своеобразие крито-микенского искусства - в особом понимании жизни природы и места в ней человека, а также в свободе обращения со старинными традициями и предписаниями религиозных ритуалов. Изображение человека мы видим в сохранившихся фресках, маленьких фигурках, расписной керамике той поры. Обожествление природы и красоты, радость бытия, ликующее восприятие мира отражены в искусстве Крита, считающемся самым изящным и абсолютно законченным в своем мастерстве из всех, до и после него возникших. Образы критян вполне соответствуют их представлениям о мире. Фигуры на изображениях всегда хрупкие, с осиными талиями, словно готовые переломиться.
Фрески сохранившиеся в уникальном памятнике художественной культуры Крита Кнооском Дворце свидетельствуют о том, что главный герой критского искусства - человек, его впечатления от окружающей жизни, которые были положены в основу изображения пейзажа и животных. Великолепны изображения придворных дам в ниспадающих платьях, открывающих грудь. Их прически украшены диадемами, а руки и шеи - драгоценностями. Условность в изображении фигур - грудь и плечи даны анфас, а ноги и лицо в профиль, изобилие зооморфных мотивов и цветовое решение - яркие локальные синие, красные, зеленые тона - вызывают ассоциации с искусством Древнего Египта. Но здесь, в Кносском дворце, принципы изображения более свободные, не подчиняющиеся жестким канонам, характерным для египетского искусства.
Одним из шедевров критских мастеров является так называемый "портрет парижанки" - изящной девушки, изображенной на фреске в одном из помещений второго этажа Кносского дворца. Это профильный портрет женщины с огромными глазами, пухлыми изящными ярко-красными губами и весьма радостным выражением лица. Сохранился лишь фрагмент головы и большого ритуального узла на одежде сзади. Хрупкость, изящество, тонкий изыск сочетаются в образе с асимметрией, разного рода преувеличениями, "стихийностью" кисти. Почерк беглый, живой, моментальный. Некрасивое личико с длинным, неправильным по форме носиком и полными красными губами лучится жизнью. Копна черных кудрявых волос придает "Парижанке" элегантность, а тонкая, будто акварельная живопись с просвечивающим фоном наделяет ее воздушностью и грацией.
Изменчивость и движение как основы художественного образа, быстрая смена видений, стремление запечатлеть мгновенность - вот то новое, что дало миру искусство Крита.
Период истории эллинов с XI до VIII в. до н.э. называется гомеровским, поскольку мы знаем о нем в основном из двух поэм, написанных в конце IX - начале VIII в. до н.э. и приписываемых Гомеру.
В Гомеровский период почти все искусство эллинов обращено к мифам и их героям. В этот период складываются греческая мифология и эпос. В гомеровский период благодаря преемственности традиций на высоком уровне остается гончарное ремесло. В IX-VIII вв. до н.э. складывается так называемый геометрический стиль в вазописи. Среди геометрических рисунков появляются изображения зверей и людей. Их фигурки сведены к условной схеме, к плоскому, четкому силуэту, подчиненному общему ритму геометрического орнамента. Изображение предельно плоскостное, условное, с головами и ногами в профиль, а верхней частью торса - в фас, как в египетском искусстве.
Период архаики VII-VI века до н.э. - время сложения и укрепления античных рабовладельческих городов-государств, греческих полисов. В этот период развитие скульптуры определялось эстетическими запросами общества. Частые вооруженные столкновения народов друг с другом требовали от воинов большой физической силы. С юных лет греки занимались гимнастическими упражнениями, которые развивали крепость тела и стойкость духа. Древние эллины были уверены, что физическая красота свидетельствует о не менее красивом духе. Становлению такого мировоззрения во многом способствовали Олимпийские игры, победителей которых считали равными богам. Победители олимпийских игр всенародно прославлялись, в их честь воздвигались статуи.
Искусство периода архаики характеризуется поисками формы, выражающей эстетический идеал прекрасного телом и духом гражданина полиса. В это время появляются два основных типа одиночной скульптуры - обнаженного юноши (курос) и задрапированной женщины (кора) с характерной, так называемой архаической улыбкой. Кроме того, появляются скульптурные многофигурные композиции и рельефы. Образ человека, сложившийся в архаическом искусстве, обладает некоторыми чертами, близкими искусству Древнего Востока: некоторая условность изображения, статичность, торжественность.
Таким предстает перед нами образ прекрасного человека, нашедший свое воплощение в статуях (куросах). Почти все подобные скульптуры однотипны: как правило, это фигура в полный рост, имеющая упрощенный геометризированный силуэт. Статичность позы передается особой постановкой ног - выдвинутая вперед левая нога и отставленная назад правая. Подчеркивая атлетичность сложения тела: широкие плечи, узкие бедра, скульптор схематично намечает грудные мышцы, диафрагму и мышцы живота. Углы губ чуть приподняты, что позволило исследователям ввести термин "архаическая улыбка", глаза широко открыты. Четкая фронтальность, подчеркнутые плоскости фаса и профиля, статика позы, разработка волос напоминают древнеегипетские статуи. Но улыбка, устремленный вдаль взгляд создают впечатление жизнерадостности, открытости человека перед миром, счастья познания его, что составляет глубокую гуманистическую идею греческого искусства.
Если в скульптурном изображении мужской фигуры решалась проблема обнаженного тела, то в женской - проблема задрапированного.
Коры - это были изображения юных жриц Афины, которые обычно помещали на Акрополе. Девушек изображали неподвижно стоящими в длинных пеплосах, перехваченных поясом. Голову коры с длинными волнистыми волосами мог украшать венок, в ушах были серьги, а в левой руке она держала венок или ветку. Скульптор удивительно передает лицо юной жрицы с миндалевидными глазами, тонкими дугами бровей, неуловимой улыбкой. Уже в ранних архаических корах видно, как скульптор стремился под их одеждой - хитонами и пеплосом - как можно точнее промоделировать тело. Глаза удлиненные, широко раскрытые, "архаическая улыбка" еле намечена. Как правило, коры раскрашивались: при розовато-красных волосах брови и ресницы могли быть черными, одежда яркая, очень нарядная.
Как жили люди в Древнем Риме: что ели, как отдыхали и многое другое
Одним из самых могущественных государств древней истории был Рим. На его примере мы видим трансформацию государства от республики к империи, борьбу патрициев и плебеев, а его история полна ярких личностей, от Юлия Цезаря до писателя Сенеки.
Но часто за политической историей или историческими портретами великих людей мы забываем о повседневной жизни самого народа. Что ели и как отдыхали римляне, как строили свои дома, какую одежду носили?
Древний Рим
Официальной датой создания Рима считается 753 год до нашей эры. Несколько столетий это был всего лишь небольшой городок племени латинов, расположенный на семи холмах. С расширением территории государства Рим становился все более важным политическим и экономическим центром. Тут было сосредоточено главное богатство Римской республики, а затем и империи. Кроме римлян тут проживали евреи, сирийцы, финикийцы и другие народы.
Центром общественной жизни Рима был форум – главная площадь. В период республики тут проходили народные сборы, находились общественные здания, храмы и памятники. Вокруг форума было два важных холма: Капитолий и Палатин. На первом располагались храмы римских богов, а на втором – императорские дворцы.
Древний Рим. Особенности культуры и истории
Культура Древнего Рима , вкупе с древнегреческой представляет собой тот фундамент европейской цивилизации, тот идеал в искусстве, на который оглядывается человечество сегодня, и который принято называть словом Античность (от лат. antiquitas «древность»). Что же объединяет две эти культуры, и в чём особенность и достижения Римской? Вкратце попытаюсь рассказать в этой статье.
В то время, когда Древняя Греция входила в пору своего расцвета, на Аппенинском полуострове стремительно развивалось государство, которому вскоре будет суждено стать лидером всего Древнего мира. Этим государством был Древний Рим .
История возникновения древнеримского государства теряется в глубоком прошлом. В древности на этих землях жили племена этру́сков , культура которых во многом питалась заимствованиями от Эллинов, но в большой степени была самостоятельной и самобытной.
Роспись этрусской гробницы. Роспись этрусской гробницы.Сегодня мы немногое знаем о ней. Известно, что у этрусков была письменность, но расшифровать её пока не удалось.
Табличка из Кортоны, Tabula Cortonensis — бронзовая табличка из 32 строк на языке этрусков, созданная на рубеже III—II вв. до н. э. Табличка из Кортоны, Tabula Cortonensis — бронзовая табличка из 32 строк на языке этрусков, созданная на рубеже III—II вв. до н. э.О религии можно сказать только то, что этруски были политеистами, и большую роль в их культуре играл заупокойный культ. В связи с этим бо́́льшая часть дошедших до нас произведений искусства этого народа имеют погребальное значение. Это - гробницы (туму́́лосы), надгробные скульптурные портреты и предметы декоративно-прикладного искусства ритуального назначения.
Сцена пира. Гробница Леопардов в Тарквиниях. V век до н. э. Сцена пира. Гробница Леопардов в Тарквиниях. V век до н. э.Несмотря на то, что этот народ исчез практически бесследно, многие достижения этрусков, такие как культ предков, сводчато-арочные конструкции и скульптурный портрет, были восприняты Древними Римлянами и составили основу их искусства.
Этрусский саркофаг супругов из некрополя Бандитачча. Этрусский саркофаг супругов из некрополя Бандитачча.Культура Древнего Рима практически всегда испытывала многочисленные влияния различных стран и народов, вследствие активной завоевательной политики, проводимой этим государством. Самым же значительным вкладом в развитие римской культуры, науки и искусства стало покорение и присоединение территории Древней Эллады. Недаром великий поэт Рима Гораций написал такие строки: «Греция, взятая в плен, победителей диких пленила, в Лаций суровый внеся искусства» . (Ла́ций – небольшая область Италии, где проживало племя лати́нов - основателей римского государства).
С этого времени римляне с усердием копируют греческие скульптуры, учатся строить храмы, где используется ордерная система, созданная греками, развивают ораторское искусство, зародившееся в среде эллинских философов, осваивают театральные жанры и стихотворные размеры.
В среде римской знати считается дурным тоном не говорить и не читать на древнегреческом языке. Для обучения детей богатые римляне нанимают греческих учителей и воспитателей. Однако, несмотря на всё это, римская культура не стала эллинской, в силу того что сами римляне, их мышление, духовный мир и образ жизни были иными. Рим был страной воинов, в менталитете которых мысли о красоте и гармонии не могли занимать такого же места, как в умах древних греков.
Римские легионеры. Римские легионеры.Иным был и идеал человека и гражданина. Римляне верили в божественную избранность своего государства и высшей доблестью считали патриотизм и преданное, безраздельное служение Родине. Достойные граждане своей страны должны были обладать такими качествами как стойкость, отвага, верность, мужество, военная дисциплина и житейская умеренность. Это отражалось и в требованиях, предъявляемых вещам, которые заполняли их быт. Римляне ценили прочность и пользу. Приоритетным для них оказывалось то, что являлось утилита́рным , то есть имело «прикладное» значение. Поэтому особенное развитие в римской культуре получили техника, механика, право, политика, военное дело и т.п.
Факты о Древнем Риме, о которых вам ни за что не рассказали бы в школе
О Древнем Риме снимаются бесчисленные телепередачи, фильмы и документальные картины — нас впечатляют громадные размеры империи и её устрашающая армия.
Но не будем забывать и об интеллектуалах и философах Древнего Рима, заложивших основы многих современных наук, в том числе математики, философии и астрономии.
1. Гладиаторские бои давно ассоциируются у нас с Римом, но этот жестокий вид «спорта» вовсе не был самым популярным. Некоторые историки настаивают, что самые большие толпы зрителей собирали гонки колесниц. Колизей вмещал в себя около 50 000 человек, а Большой цирк, специально построенный для этих гонок, — до четверти миллиона!
2. По оценкам историков, средняя продолжительность жизни в Древнем Риме составляла примерно 20–30 лет. Однако эти показатели, скорее всего, искажены высоким уровнем младенческой смертности и частой смертью женщин при родах. Судя по всему, римлянин, доживший до зрелого возраста, жил примерно столько же, сколько современный житель западного мира.
4. Крупнейшим конфликтом в истории человечества была война римлян с персами, которая тянулась аж 721 год. Считается, что причиной войны было желание персов захватить новые земли, а заодно отомстить грекам, которые поддержали мятеж ионийцев против персидских правителей.
5. Древние римляне отмечали государственный праздник под названием «сатурналии». В этот день рабы и рабовладельцы менялись местами. Рабам накрывали роскошный стол, в обычные дни доступный только элите. Вот бы в наше время начальство так заботилось о своих подчинённых!
6. В VII веке до нашей эры римские весталки (девушки, посвятившие себя богине Весте и давшие обет безбрачия) должны были хранить девственность до 30 лет. В качестве доказательства они должны были продемонстрировать целую девственную плеву. Нарушивших обет заживо закапывали в землю.
7. По некоторым свидетельствам, плотность населения Древнего Рима была в шесть раз выше, чем в сегодняшнем Нью-Йорке. По оценкам историков, население Римской империи, покрывавшей в период максимального расцвета около 4,4 миллионов квадратных километров, составляло чуть меньше 57 миллионов человек. Крупнейшими городами были Рим, Константинополь и Сиракузы.
8. Жители Древнего Рима поклонялись и молились разным богам. В частности, у них была богиня канализации, бог туалета и бог экскрементов. Римляне верили, что эти боги часто посещают отхожие места, а фекалии считались пищей мёртвых.
9. С не меньшей нежностью относились римляне и к моче. В Древнем Риме моча использовалась для стирки. Одежду замачивали в моче, чтобы она стала «чистой». А ещё мочу применяли как косметическое средство — для отбеливания зубов!
10. Римляне считали ранних христиан атеистами, потому что те не отдавали дань римским языческим богам. Также христиан обвиняли в каннибализме за то, что они «едят» тело Христа и «пьют» его кровь. Христиане были вынуждены продемонстрировать римским властям свои обряды, чтобы доказать, что они не едят человечину.
11. Как ни странно, имущественное расслоение в Древнем Риме было меньшим, чем в сегодняшних Соединённых Штатах. Видимо, недоплачивать солдатам, воинам и интеллектуалам считалось зазорным. Похоже, неравенство доходов — изобретение наших дней.
12. Одним из римских императоров был Гай Калигула, скандально известный тем, что сделал своего коня сенатором и якобы совершал инцест со своими многочисленными сёстрами (что, впрочем, было не такой уж и редкостью в те времена). А ещё он отдавал заключённых на растерзание диким зверям и разговаривал с луной.
13. Как и моча, соль в то время ценилась очень высоко. Её применяли не только как приправу, но и для консервации продуктов (в отсутствие холодильников и морозилок). А ещё соль — хороший антисептик: неслучайно римскую богиню здоровья звали Салюс.
14. Помимо мочи и соли, большой ценностью считался пот гладиаторов. Римлянки верили, что, если им намазаться, можно обеспечить себе красоту и здоровый цвет лица. Считалось также, что на женщин он действует как афродизиак. А ещё римляне пили кровь гладиаторов, чтобы излечиться от эпилепсии!
15. У римлян были общественные туалеты, представлявшие собой длинные мраморные лавки с дырками. Туалетной бумаги не было, поэтому её роль исполняла палка с губкой на конце — так называемый «терсорий». Хуже того, эти «палки-подтиралки» были общими!
16. Хотя рабство было в то время обычным явлением, римляне относились к своим рабам довольно учтиво (или по крайней мере без лишней жестокости). За прилежный труд невольникам полагались премии или послабления. Наверное, всё дело в празднике, где рабы и господа менялись местами!
17. Диктатор Римской республики по имени Цинциннат уберёг Рим от кризиса, но затем отказался от власти и занялся земледелием. Говорят, город Цинциннати назван в его честь. Наверное, быть правителем утомительно.
18. В Испании есть две древнеримские плотины, которые эксплуатируются по сей день. Спустя 1900 лет после постройки они всё ещё поражают воображение своей невероятной высотой, недостижимой для строителей вплоть до позднего Средневековья. А вы говорите «современные технологии»!
19. В I веке нашей эры римляне устраивали бои белых медведей с тюленями в затопленных амфитеатрах. На глазах у зрителей медведи забивали и пожирали тюленей. Вообще римляне часто отлавливали крупных животных и везли их через огромные расстояния для цирковых представлений.
20. Говорят, прообразом статуи Свободы была римская богиня Либертас. Либертас — это богиня свободы, символизирующая свободу действий, свободу от ограничений, независимость, права личности и прочие личные и общественные свободы.
21. Ещё одно свидетельство долговечности римской архитектуры — постройки из бетона. После падения Римской империи технология изготовления бетона была утеряна почти на 1000 лет. Возведённые римлянами бетонные постройки настолько прочны, что стоят уже почти 2000 лет без видимых повреждений, что вряд ли светит современным домам.
22. В то время люди тоже ходили на шопинг. Для этого был построен рынок Траяна. Это был настоящий торговый центр, вмещавший в себя более 150 магазинов и контор. То-то туристы дивились!
23. Подсчитано, что если бы римский Колизей строили сегодня, это обошлось бы примерно в $380 миллионов. Самый большой амфитеатр в истории построен из смеси песка и цемента. Поразительно, но его строительство длилось всего 6–8 лет!
24. В Древнем Риме за убийство отца полагалась смертная казнь. Убийцу зашивали в мешок с обезьяной, собакой, петухом и гадюкой. Смерть была мучительной, особенно если учесть, что перед зашиванием в мешок виновника избивали палками.
25. Древние римляне пили скипидар, чтобы придать своей моче аромат роз. Это стремление вполне понятно, если вспомнить, что мочой чистили зубы, стирали одежду и выводили пятна.
26. Употребление в пищу рыбы под названием сарпа заменяло римлянам наркотики, так как вызывало галлюцинации. В 2006 году два человека попали в больницу после отравления сарпой. У обоих были слуховые галлюцинации и кошмарные видения, которые длились несколько дней.
27. В римских сутках тоже было 24 часа, но они делились на 12 светлых и 12 тёмных часов. То есть летом светлый час длился дольше, чем зимой.
28. Осторожно, не запутайтесь: между сооружением египетских пирамид и Древним Римом прошло больше времени, чем между Древним Римом и сегодняшним днём. Иными словами, по времени мы ближе к римлянам, чем римляне были к пирамидам, хотя многим кажется, что наоборот.
29. Язычки фламинго считались в Древнем Риме деликатесом и были доступны только самым богатым. Впрочем, основу рациона большинства римлян составляли злаки — пшеница, ячмень, овёс, полба и рожь.
30. В 2012 году команда ныряльщиков обнаружила останки римского судна 2000-летней давности. В нём было обнаружено множество хорошо сохранившихся предметов и даже запасы провизии в сосудах для хранения.
31. Имя Юлия Цезаря на латыни звучит как «Юлиус Кесар». То, что он родился в результате кесарева сечения, — миф, потому что эта процедура обычно заканчивалась смертью матери, а согласно источникам, мать Юлия прожила не меньше 50 лет.
32. Древний Рим был одним из первых мест с водопроводом и канализацией. Трубы с холодной водой были пропущены через жилые помещения, чтобы охлаждать воздух в жару. Через акведуки вода подавалась в общественные бани, уборные и фонтаны. Сточные воды тоже попадали в трубы, после чего сливались в ближайшие водоёмы.
33. Римский император Нерон прославился жестокостью и взбалмошными выходками. Он сочетался браком с вольноотпущенным, сыгравшим роль невесты, которого приказал кастрировать. За время своего царствования он убил родную мать и двух первых жён.
34. В Древнем Риме нос с горбинкой считался признаком сильного и властного человека. Причина, по мнению историков, в том, что многие воины, вернувшиеся с победой из кровопролитных сражений, имели сломанные носы.
35. Изначально римляне считали самоубийство вполне допустимым и не порицали его, но позднее приравняли к преступлению, потому что это наносило экономический ущерб государству. Ведь каждая смерть лишала страну одного работника или потенциального солдата!
36. В 86 году нашей эры Колизей заполнили водой, чтобы разыграть морское сражение. По свидетельству римского историка Диона Кассия, для выступления в воду запустили дрессированных быков, коней и прочих домашних животных.
37. Римские колесничие были настоящими суперзвёздами спорта. По подсчётам одного учёного, колесничий по имени Гай Аппулей Диокл, который считается самым высокооплачиваемым спортсменом в истории, заработал $15 миллиардов в пересчёте на современные деньги!
38. В Китае есть местечко Лицянь, жители которого имеют светлые волосы и белую кожу. Некоторые историки предполагают, что это потомки «потерянных» римских поселенцев из легенды о полководце Марке Крассе. Она гласит, что войска Красса потерпели поражение и уцелевшие солдаты обосновались где-то в Китае.
39. В 117 году нашей эры император Адриан ввёл смертную казнь за попытку самоубийства. Он заявил, что самоубийство солдата равноценно дезертирству. Поэтому неудавшихся самоубийц казнили.
40. О гладиаторах ходит много мифов. Гладиаторы вовсе не всегда сражались с соперниками или дикими зверями насмерть, хотя многие, разумеется, получали серьёзные ранения (а некоторые таки умирали). Большинство гладиаторов были рабами и содержались в таких ужасных условиях, что многие из них пытались бунтовать.
41. Римляне подкупили знаменитого правителя гуннов Аттилу, чтобы он не нападал на них. Аттила пообещал не атаковать Рим в обмен на большое количество золота, но, получив взятку, передумал и атаковал.
42. Почти во всех фильмах на вёслах в римских боевых кораблях трудятся рабы, но в действительности только вольным гражданам Рима разрешалось нести военную службу. Рабов при поступлении на службу либо освобождали, либо обещали освободить за доблесть в бою.
43. Говорят, что после брачной ночи римлянке запрещалось представать перед мужем обнажённой. Поэтому философы, отстаивающие моногамные отношения, были непопулярны. Мысль о том, чтобы заниматься сексом только с женой, казалась большинству мужчин странной.
44. Римские императоры специально травили себя на регулярной основе. Они в малых дозах принимали все известные яды, чтобы выработать к ним иммунитет. И хотя с некоторыми ядами такой метод «вакцинации» работал, случаи смертельных отравлений были нередки.
Жилье
Древний Рим был городом контрастов. Столица, центр аристократии был городом, переполненным бедняками. Из-за этого в городе можно было встретить как богатейшие виллы патрициев, так и дома городской бедноты.
Дома патрициев (богатых горожан) - это большие, просторные жилища, с садом, водоемом и бассейнами, иногда с фонтаном или водопадом, а также внутренним двориком. Такой дом состоял из двух секций: гостевой и частной. В первой принимали и селили гостей, иногда проживала прислуга, во второй – жил владелец и его семья.
Украшением центральной части дома был атрий. В центре атрия располагался бассейн, вокруг которого располагались колонны, часто оформленные специальной резьбой. Над бассейном была крыша, с одним или несколькими специальными отверстиями для солнечных лучей. На полу богатых горожан укладывали мозаики, а на стенах – рисовали картины. В таких домах было отопление, а еще они были подключены к системе городской канализации.
Бедняки жили либо в деревянных избах, либо в специальных инсулах – многоэтажных домах, разделенных на отдельные комнаты. Такой себе панельный многоквартирный дом, римская «хрущевка». Чуть богаче были ремесленники, которые могли себе позволить небольшой дом, в котором и располагалось производство.
Каким был идеал женской красоты в древнем Риме?
Древнеримский писатель Апулей как-то раз сказал, что если бы Венера не была златокудрой, в неё бы не влюблялись боги. Римское представление о женской красоте очень светлое. В том смысле, что настоящая красавица должна иметь светлые волосы (белые или золотые), светлую кожу, накидку из прозрачного шёлка, золотые и серебряные украшения, большой светлый дом с такими же белокурыми детишками, светловолосыми рабынями (из их волос раб-парикмахер сможет делать парики и шиньоны своей госпоже). И мужа-патриция в белой тоге, который сможет всё это оплатить. Если же серьёзно, то в отличие от античного греческого или древнеегипетского, римское представление о женской красоте предполагало семейную жизнь, или хотя бы перспективу удачного замужества.
Именно по этой причине ценилась светлая кожа — она означала, что девушка с детства проводит время в тенистых апартаментах, а не вынуждена работать под палящим средиземноморским солнцем. А на случай, если кожа знатной девушки от природы смуглая, римлянки придумали множество средств для её отбеливания, начиная от мазей на основе ослиного молока и масок для лица и заканчивая не слишком гуманным способом придать лицу интересную бледность, выпив раствор древесного спирта (аналог современного скипидара). То же самое касается и цвета волос: в Древнем Риме знали немало способов их осветления. Например, можно было смочить их разведённой в козьем молоке золой букового дерева и после этого выставить на солнце на несколько часов. Разумеется, лицо римской красавицы при этом прикрывалось тканью, чтобы не испортить его загаром.
Слово «косметика» происходит от греческого «космос», то есть гармония. Это понятие в греческом языке противостоит «хаосу», под которым понимался любой беспорядок и уродство. Косметика и была искусством создания красивой, гармоничной внешности. Римляне придумали собственный термин: «ars ornatrix» — искусство украшения. Но перед наложением косметики, кожу, лицо и всё тело надо было подготовить. Для этого к услугам римлянок были термы. В самых больших и роскошных из них были не только залы для омовений и бассейны. В термах к услугам посетительниц был целый комплекс древнеримской индустрии красоты. Помещения для занятий фитнесом и даже целые стадионы. Массажисты и продавцы всех необходимых средств и аксессуаров. Умелые рабыни, которые ловко срезали с тела римской дамы все волоски и умащали её ароматическими маслами.
Самые богатые римлянки в общественные бани не ходили, предпочитая проходить все подобные процедуры в собственном особняке. И к услугам наёмных косметологов, парикмахеров и т.д. не прибегали, покупая рабов, владеющих соответствующей профессией. Цены на таких рабов-специалистов на порядок, а то и больше, превосходили цену даже на самого здорового и крепкого раба без профессии, но патрицианки в таких случаях не скупились. Этим специалистам помогал целый штат простых рабынь-прислужниц. У Поппеи Сабины, жены императора Нерона, таких рабынь, задействованных исключительно в косметических процедурах своей хозяйки, было не менее сотни.
«Медовый месяц». Лоуренс Альма-Тадема, 1868 г.
Спортивные игры римлянок. Мозаика на полу виллы в Сицилии, IV в. н.э.
Октавия, сестра императора Октавиана Августа. Кадр из сериала «Рим».
Если желаемой белизны лица не удавалось достичь масками, или же на их регулярное использование не было средств (а в рецептуру иногда входили редкие и дорогие компоненты, привозимые из других стран), приходилось использовать для той же цели белила. Они делались на основе свинца и при частом употреблении не только портили кожу, но и плохо влияли на здоровье в целом. Римлянки об этом знали, но считали, что красота требует жертв.
Римская девушка ухаживает за волосами. Картина Джона Уильяма Годварда, 1900 г.
Древние греки предпочитали женщин спортивного телосложения, древние египтяне ценили худеньких с огромными глазами, подчёркнутыми чёрной тушью. А какой тип женской внешности ценился древними римлянами? Подтянутая фигура, но при этом не настолько стройная, как у гречанок. Римляне считали, что любая женщина в первую очередь будущая мать, значит у неё должны быть достаточно широкие бёдра. Спортивное сложение ценилось, но при этом женская походка должны была быть плавной и величавой. Ценились правильные черты лица, высокая переносица, а форма губ, по выражению римских поэтов, должна была «напоминать охотничий лук».
Скульптура римской женщины, I в. н.э.
Римские матроны порой активно участвовали в общественной и религиозной жизни. В некоторых культах богам вообще служили исключительно женщины. Например, весталки — жрицы богини Весты, хранительницы семейного очага и Рима в целом. Римлянки занимались не только божественными делами, но и вполне земными.
Современная реконструкция древнеримского женского костюма
Вдовы, а в период активных войн их в Риме было немало, имели право владеть и распоряжаться семейным имуществом, так что в римском бизнесе женщины тоже играли важную роль. Но чаще римских женщин больше интересовала светская жизнь и собственная внешность. При императоре Марке Аврелии даже был учреждён специальный «сенат женщин» для обсуждения вопросов моды и косметики. К сожалению, протоколы заседания этого сената не велись, и какие конкретно вопросы там обсуждались, нам неизвестно.
Читайте также: