Месте и закон индия
Фильм считается самым лучшим хитом в истории Болливуда, индийской киноиндустрии. В 1999 году индийское Би-Би-Си объявило его "Фильмом Тысячелетия". Фильм показывался в Мумбайском (Бомбейском) кинотеатре "Минерва" непрерывно более 286 недель (более 5 лет).
Показать полностью. Кассовые сборы составили 768 810 000 000 индийских рупий (160 млн долларов США)
Сюжет: Полицейскому управлению удалось напасть на след банды и схватить самого главаря — Габбар Синха. Но ни в одной камере нет таких стен, которые могли бы удержать его. Преступник бежит из тюрьмы и жестоко расправляется с семьей инспектора полиции.
Чтобы отомстить кровавому насильнику и защитить мирную деревню от банды разбойников, инспектор Тхакур нанимает двоих смельчаков. У него свой счет к главарю банды, но месть смирится перед законом
1975 год, режиссёр Рамеш Сиппи
сценарий Джавед Ахтар, Салим Хан
оператор Дварка Дивеча (19.03.1918 - 05.01.1978)
композитор Рахул Дев Бурман (27.06.1939 - 04.01.1994)
в ролях: Дхармендра, Амитабх Баччан, Санджив Кумар, Хема Малини, Джая Бхадури, Амджад Кхан, А.К. Хангал, Сатиендра Капур, Ифтекхар, Лила Мишра и другие актёры
Карри-вестерн "Месть и закон". Любимый индийский фильм детства.
В СССР для фильмов из Индии было одно определение - "индийское кино". Наивные сюжеты, песни-пляски, "прошло двадцать лет" и тому подобное. "Месть и закон" - мощное исключение из правил. Кто рос в 70-80-е - не можете не помнить эту легенду. На самом деле сегодня "Месть и закон" (в оригинале Sholay - "Искры") - очень сильный фильм, крутейший карри вестерн по-индийски (по аналогии с итальянским "спагетти-вестерном").
Кадр из фильма "Месть и закон" (1975) Кадр из фильма "Месть и закон" (1975)Начнем с того, что фильм Рамеша Сиппи очень крепко снят. От классического нападения бандитов на поезд в стиле лучших голливудских вестернов до финальной схватки "Месть и закон" - это совсем не то "индийское кино", к которому мы привыкли. Даже неизбежные песни-пляски органично вплетены в сюжет. А action снят на уровне тогдашнего Голливуда.
Кадр из фильма "Месть и закон" (1975) Кадр из фильма "Месть и закон" (1975)И - удивительно! - индийский вестерн 1975-го года - абсолютный пост-модернистский шедевр, антология вестерна в индийском антураже. Две супер-звезды Болливуда, Дармендра и Амитабх Баччан, - это Бутч Кэссиди и Сэнданс Кид! Защита деревни от беспредела бандитов - "Великолепная семерка". Убийство семьи полицейского - римейк легендарной сцены из шедевра Серджио Леоне "Однажды на Диком Западе".
Кадр из фильма "Месть и закон" (1975) Кадр из фильма "Месть и закон" (1975)Титры в стиле Голливуда (этот прием повторит Тарантино в "Джанго"), крупные планы в духе Серджио Леоне, отсутсвие традиционного happy end, крепкий action и убедительная атмосфера вестерна - "Месть и закон" является выдающимся стилистическом шедевром индийского кино.
Дармендра в фильме "Месть и закон" (1975) Дармендра в фильме "Месть и закон" (1975)Кстати, два момента о шедевре. Первый. Советские прокатчики очень мудро вырезали долгую и глупую сцену пребывания двух друзей в тюрьме. Второй. У фильма есть два окончания. В первом, главного злодея все-таки передают в руки закона (отсюда и советское название фильма). Во втором (и мне этот вариант нравится больше), его брутально убивает герой Дармендры.
«Месть и закон»: жизнь и судьба актеров спустя 45 лет после выхода фильма. Как они выглядят и живут сейчас
Один из крупнейших хитов Болливуда, в 1975 году в прокат вышел индийский фильм «Месть и закон». В 1999 году его назвали индийским «Фильмом тысячелетия». Только в родной стране Индии он транслировался непрерывно в кинотеатрах на протяжении 5 лет.
Жизнь и судьба актеров «Месть и закон» спустя 45 лет после выхода фильма. Как они выглядят и живут сейчас.
Кадр из фильма "Месть и закон" Кадр из фильма "Месть и закон"«Месть и закон» был невероятно популярен не только в собственной стране, но и по всему миру. Главная кино награда Болливуда наградила его, как лучший фильм за 50 лет существования премии.
В 1979 году фильм выпустили в прокат в СССР, осуществив полный дубляж на киностудии Александра Довженко. Сюжет «Месть и закон» рассказывает об аресте полицейским Тхакуром двух преступников – Виру и Джая. Волей судьбы они становятся друзьями, помогая друг другу в дальнейшем.
Дхармендра – Виру
Листайте галерею Дхармеднра сейчас Листайте галереюРоль одного из преступников – Виру, сыграл один из самых знаменитых актеров Болливуда – Дхармендра. Мальчик из бедной семьи сикхов, родившийся в небольшой деревне, он мог только мечтать о кино и роскошной жизни. Однако благодаря упорству и стараниям добился высочайшего признания своей деятельности.
В 19 лет он впервые женился, невеста была выбрана родителями. Работал на тяжелой работе, и лишь позже решил принять участие в конкурсе для одного из иностранных журналов, искавшего новые лица для съемки в кино. Благодаря этому поступку началась актерская карьера Дхармендры. Успех пришел ему после сьемок в фильме «Цветок и камень» в 1966 году.
Дхармендра не раз неоднократно снимался в фильмах с одними и теми же партнергами. Среди них Мина Кумари, с ней Дхармендра сыграл в 7 кинолентах. Не менее успешен союз Дхармендры с Хемой Малини – играя на экране влюбленных, они и в жизни много лет женаты.
От брака с первой супругой Пракаш Каур у актера есть двое сыновей – Санни и Бобби. Они также выбрали для себя актерскую карьеру и вполне успешны в Болливуде. На сьемках «Месть и закон» Дхармендра полюбил вторую супругу – Хему Малини. У пары двое дочерей – Эша и Ахана. Эша также стала актрисой. Сейчас Дхармендре 84 года.
«Месть и закон»: вестерн по-индийски – не только развлечение
Если говорить об индийском вестерне (карри-вестерне, по аналогии с итальянским спагетти-вестерном), то это понятие, разумеется, во многом условное. Японские «Семь самураев» вовсе не вестерн, хотя и породили «Великолепную семерку» — вестерн уже классический. Дикие пространства и нравы, обнаглевшие бандиты и бесправные и запуганные простые люди, на защиту которых встают отважные одиночки — это в сумме может породить вестерн, а может — нечто совсем другое, самобытное. Если, конечно, авторы не слишком прилежно учатся у певцов Дикого Запада.
Фото: ИА Regnum ИА RegnumБолливуд, к сожалению, не назывался бы Болливудом, если бы не шел по пути подражаний по крайней мере одной ногой. Результат зависит от того, которая нога сильнее развита у каждого конкретного режиссера, насколько ему все же дороги оригинальность, самобытность, насколько он хочет что-то сказать сердцу и уму зрителя, а не только развлечь его старыми проверенными методами.
Фильм «Месть и закон» Рамшеша Сиппи в оригинальной версии куда меньше похож на вестерн, чем в советской прокатной, сокращенной на целых 40 минут. Советские прокатчики попытались не только сделать фильм более удобным для просмотра, но и привести его к привычному для европейских, в том числе и отечественных, зрителей жанровому единообразию. Боевик так боевик, а потому откровенно фарсовые плутовские сцены отправились под нож. Тем более, что придурковатый комендант тюрьмы, косящий под Гитлера и одновременно ностальгирующий по временам британского владычества — это слишком местная, индийская шутка, в которой, при всей видимой дурашливости, скрыт вполне определенный смысл (известно, что некоторые круги в Индии связывали одно время с Гитлером как раз надежды на избавление от британских колонизаторов, а потому комендант выглядит законченным шизофреником). Жаль, что вместе с тюремными эпизодом из советской копии выпала и искрометная поездка на краденом мотоцикле под залихватскую песню, которая очень многое говорит о характере главных героев и их неразлучной дружбе.
Актерское трио Дхармендра (воришка Виру) — Хема Малини (возчица Басанти) — Санджив Кумар (бывший полицейский Тхакур Балдев Сингх) очаровало советского зрителя в «Зите и Гите». Амитабх Баччан, сыгравший Джая, второго плута, друга-побратима Виру, был еще незнаком отечественной публике, так как фильм 1973 года «Затянувшаяся расплата», где он также сыграл главную роль и сразу стал знаменит, был показан в нашей стране только в 1980 году.
Амитабх Баччан родился в Аллахабаде в семье известного индийского поэта и переводчика Хариванша Рая Шривастава по прозвищу Баччан (Сердитый), а его мать Тейджи Сури была помощницей Индиры Ганди. Происхождение сыграло свою роль в судьбе будущей звезды — он получил отличное образование, а начало его актерской карьере положило рекомендательное письмо к продюсерам от Индиры Ганди, впрочем, в дальнейшем актер полагался только на свой незаурядный талант и прекрасные внешние данные. Любовь к Амитабху Баччану в Индии до сих пор не знает границ. Его называют Big B (Большой Би) и пристально следят за его жизнью, что доставляет актеру немало беспокойства. Ярким свидетельством этой любви стало то, что, когда Амитабх, играя в фильме «Носильщик» героя, который по сценарию должен был погибнуть, едва на самом деле не погиб на съемках и месяц пробыл в коме, сценарий фильма переписали, оставив его героя в живых. Слава Баччана не ограничивается одной лишь Индией, восковая фигура актера при жизни выставлена в лондонском Музее мадам Тюссо. Амитабх Баччан женат на актрисе Джайе Бхадури (в фильме «Месть и закон» она играет молодую вдову Радху, возлюбленную Джая, с которой тому было не суждено соединиться), их сын Абхишек пошел по стопам отца.
Сюжет фильма, если не считать комических и лирических отступлений, строен и правдоподобен, хотя и не оригинален и вполне укладывается в рамки вестерна. Родную деревню бывшего полицейского инспектора Тхакура терроризирует укрывающаяся в ближних горах банда Габбара Сингха, жестокого и харизматичного разбойника (Амджад Кхан). Бандит ничего и никого не боится, а своими людьми правит при помощи абсолютного авторитета и террора, карая смертью за малейшую слабость и трусость. У него ярко выраженные наклонности садиста, но при этом Габбар вовсе не выглядит опереточным «Бармалеем», Амджад Кхан создал убедительный и живой образ злодея, который стал во многом культовым для индийского кинематографа. Тхакур не может защитить односельчан от грабителей — когда-то Габбар захватил его в плен и жестокой забавы ради отрубил ему обе руки. Также злодей перебил почти всю семью инспектора, так что тот страстно мечтает о мести. Однажды он вспоминает о двух храбрых воришках, которые когда-то помогли спасти поезд от нападения разбойников и не бросили в беде своего раненого конвоира. Дождавшись, когда они в очередной раз выйдут из тюрьмы, Тхакур поручает им защиту деревни и уничтожение бандитов, заставив поклясться, что самого Габбара они оставят ему для возмездия.
Это далеко не первый случай для индийского кино, когда в качестве положительных героев выступают не только служители закона, но и благородные преступники. Формальная законопослушность вовсе не является в Индии одной из главных добродетелей, недаром чрезвычайно высоко чтимый индуистами бог Шива считается среди прочего покровителем воров и даже убийц, что может шокировать европейца. Куда важнее для героя доброта, благородство, отвага и приверженность справедливости. Виру и Джай вполне отвечают этим требованиям, даже их имена говорящие — Герой и Победитель.
Эти персонажи составляют чрезвычайно гармоничный дуэт. Виру несерьезный, увлекающийся и влюбчивый, потому ему по сердцу веселая болтушка Басанти («Весенняя»). Джай — спокоен, рационален и хитроумен, хотя отнюдь не чужд сильных чувств и готов даже пойти против незыблемых обычаев, женившись на вдове. Его белый костюм — намек на его трагическую судьбу, ведь белый на Востоке — цвет не только духовной чистоты и святости, но и смерти. Джай гибнет, пожертвовав собой, чтобы спасти друга.
Фильм по всем законам «масалы» сочетает в себе очень разные жанры, от фарса до трагедии. Впрочем, разве реальность не отличается тем же самым? Например, советский фильм «В бой идут одни старики» тоже можно было бы обвинить в смешении жанров, но в нем просто показаны разные стороны фронтовой жизни. В финале «Мести и закона» Виру и Басанти находят свое счастье, а вот Радха остается дважды вдовой. Жест, которым она закрывает ставни в своем доме — один из самых сильных и трагичных в картине.
Боевые и авантюрные сцены в фильме достаточно правдоподобны, пусть и не без натяжек — долгая погоня бандитов на сильных конях за повозкой Васанти вряд ли могла состояться в реальности, хотя ее исход все же оказался закономерен. Кстати, именно в этом фильме впервые в индийском кино в качестве дублерши Хемы Малини появляется знаменитая женщина-каскадер Решма Патхан, о жизни которой впоследствии сняли документальный фильм The Sholay Girl («Sholay», «Тлеющие угли» — оригинальное название фильма «Месть и закон»).
Если фильм Рамшеша Сиппи отличается внутренней логикой и живыми характерами, то картина того же жанра «Как три мушкетера» («Jagir», «Достояние»), снятая Прамодом Чакраворти девять лет спустя, представляет собой куда более причудливое зрелище. Здесь тоже одну из главных ролей играет Дхармендра, однако о глубине проработки характеров речи не идет, не говоря уж о сюжете. Сюжетная рамка откровенно сказочная — убитый разбойником (на сей раз вполне «бармалееподобным») махараджа, несметные сокровища, сыновья махараджи и его верного слуги, потерянные в детстве, но встретившиеся и ставшие закадычными друзьями, подземная база преступников на католическом кладбище, оснащенная по последнему слову вряд ли даже земной техники (летающие по воздуху и самозащелкивающиеся оковы воистину прекрасны), громила, похожий на ракшаса, волшебный разумный ястреб и так далее, и так далее Здесь не столько смешение жанров, сколько немотивированные перескоки от одних реалий к другим, герои оказываются то в мире волшебной сказки, то вестерна, то детектива, то боевика, причем, исполненного по канонам отнюдь не 80-х годов XX века, а его начала. Хорошие актеры — прежде всего, Дхармендра и Митхун Чакраборти, уже блеснувший в «Танцоре диско» — не смогли вытянуть изобилующий дырами и нелепицами сюжет. Этот фильм стал одним из симптомов болезни как для индийского кинематографа, в котором незатейливые развлекательные фильмы просто погребли под собой более серьезные работы, так и для отечественного кинопроката времен позднего СССР, отошедшего от вдумчивого отбора зарубежных картин. Шел 1986 год Впрочем, начало 80-х еще успело порадовать советского зрителя как минимум двумя яркими и интересными фильмами, схожими по тематике — «Танцор диско» и «Танцуй, танцуй».
Месть и закон
Рейтинг 8.1 7.7 8.2 Название Sholay Год 1975 Жанры триллер , комедия , мюзикл , боевик , вестерн , приключения , драма Страна Индия Режиссёр Рамеш Сиппи Сценарий Джавед Ахтар , Салим Хан Актёры Санджив Кумар , Дхармендра , Амитабх Баччан , Амджад Кхан , Хема Малини , Джая Бхадури , А.К. Хангал , Сатиендра Капур , Ифтекхар , Лила Мишра Время 2 часа 20 минут Премьера 15 августа 1975 в мире
Полицейскому управлению удалось напасть на след банды и схватить самого главаря - Габбар Синха. Но ни в одной камере нет таких стен, которые могли бы удержать его. Преступник бежит из тюрьмы и жестоко расправляется с семьей инспектора полиции. Чтобы отомстить кровавому насильнику и защитить мирную деревню от банды разбойников, инспектор Тхакур нанимает двоих смельчаков. У него свой счет к главарю банды, но месть смирится перед законом.
Месть и закон
Смотреть Трейлер
Полицейскому управлению удалось напасть на след банды и схватить самого главаря - Габбар Синха. Но ни в одной камере нет таких стен, которые могли бы удержать его. Преступник бежит из тюрьмы и жестоко расправляется с семьей инспектора полиции.
Чтобы отомстить кровавому насильнику и защитить мирную деревню от банды разбойников, инспектор Тхакур нанимает двоих смельчаков. У него свой счет к главарю банды, но месть смирится перед законом.
Честь и закон
Смотреть Трейлер
Джеки — эксперт по спецэффектам в кино. Вроде бы все в его жизни складывается наилучшим образом: интересная работа, верные друзья, красавица-помощница Ниша. Но не тут-то было
Коварный министр пытается использовать профессиональные навыки Джеки для своих грязных делишек. Удастся ли герою вырваться из паутины лжи, опутавшей его со всех сторон? Убийца он или ловко подставленная наживка? Пришло время узнать правду.
Культовый классический фильм Рамеша Сиппи «Месть и закон», выпущенный в День независимости, 15 августа 1975 года, сейчас так же любим, как и 45 лет назад. Несмотря на то, что его продолжительность составила более трех часов, он продолжает находить отклик у зрителей и поклонников. Почему этот фильм остается культовой классикой? Почему его так любят люди разного поколения? Давайте выясним.
История успеха этого проекта также похожа на сказку. Перед выпуском на команду оказывалось огромное давление, поскольку это был самый дорогой фильм, сделанный в Индии на тот момент, с производственной стоимостью 3 крора (30 миллионов рупий). К счастью, при первом релизе фильм собрал около 25 крор (250 миллионов рупий), что более чем в восемь раз превышает себестоимость производства. Фильм не сходил с экранов кинотеатров пять лет и был повторно выпущен в 3D в 2014 году.
Впервые в Болливуде имена писателей представили наравне с именами звезд фильма.
Вечнозеленая музыка Р. Д. Бурмана и слова Ананда Бакши
Если сценарий был сердцем фильма, то музыка была его душой. Альбом, составленный Рахулом Дев Бурманом, был назван самым важным саундтреком десятилетия. Пять оригинальных песен, включая фантастическую инструментальную композицию в качестве фоновой темы фильма, являются неотъемлемой частью. Для своих мелодий музыкальный руководитель использовал такие инструменты, как губная гармошка, гитара и мандолина. Бурман сам исполнил знаменитую песню «Mehbooba Mehbooba» и позволил спеть для альбома только трем исполнителям: Лате Мангешкар, Манна Дею и Кишору Кумару.
Диалоги, вошедшие в лексикон всех индийцев
Когда популярность фильма начала расти, к большому удовольствию зрителей, был выпущен еще один альбом, состоящий только из диалогов, продолжительностью 58 минут. Лейбл Polydor продал более 500 000 пластинок и кассет.
Колоритные персонажи и замечательные артисты, сыгравшие их
Есть и другие памятные персонажи, такие как тюремщик (Асрани), хвастливый Сурма Бхопали (Джагдип) и жители Рамгарха, дядя Рахим (А.К. Хангал) и Рамлал (Сатьен Каппу).
Техническое великолепие команды создателей и дань уважения кино
Это был третий фильм Рамеша Сиппи в качестве режиссера. В нем он соединил популярный жанр вестерн с местным колоритом и создал фильм, который до сих пор помнят и любят зрители. Художественному директору Раму Йедекару понадобился год, чтобы создать вымышленный город Рамгарх в Раманагаре, недалеко от Бангалора, штат Карнатака.
Автор: Сонал Пандья
Перевод Милы специально для Bollywoodtime
Месте и закон индия
Сюжет: отставной полицейский Тхакур Балдев Сингх (Санджив Кумар) нанимает двух мошенников Джая и Виру (Амитабх Баччан и Дхармендра), чтобы те захватили опасного бандита Габбара (дебют в кино Амджада Кхана). Джай и Виру отважны, отличные стрелки и готовы взяться за опасную работу.
Работа действительно опасная - Габбар безжалостно расправился с семьей Тхакура из-за того, что тот когда-то посмел его арестовать.
Сцена резни вошла в летопись как самое страшное кровопролитие в индийском кино в то время. Спаслась только молодая невестка, Радха, которая была в то время в храме. Узнав страшное известие, Тхакур в сильном гневе помчался к Габбару безоружным. За что и поплатился - Габбар отрубает ему руки.
Романтическая линия представлена Виру, влюбившемся в болтушку-извозчицу Басанти (Хема Малини), в то время как более серьезный Джай тянется к молодой и одинокой Радхе. Когда Габбар похищает Басанти, Виру бросается на помощь. Смертельно раненный Джай притворяется, что раны несерьезны, и посылает Виру назад в деревню с Басанти. Он героически взрывает мост, убивает много бандитов и погибает сам. А Тхакур расправляется с помощью Виру с Габбаром.
Sholay использовал несколько интересных новшеств. Захватывающие панорамные съемки погонь среди скалистых гор и бесплодных пейзажей, часто под угрожающей тенью облаков.
Он также был первым фильмом, снятым на 70-миллиметровый формат со стереофоническим звуком. Sholay стал революционным фильмом, который вдохновил многих кинематографистов, чтобы продолжить его тенденцию образного кино.
Сегодня Sholay остается культовым фильмом по любому стандарту. Многие пытались повторить сюжетные находки, но оригинал будет всегда оставаться свежим в умах всех любителей кино.
Сомнительно, будет ли какой-либо фильм когда-нибудь превосходить величину Sholay? Возможно в количестве потраченных или заработанных денег. Но в законченности? В сценарии? В совершенстве единства сценария и его кинематографического воплощения?
Конечно, никто не мог представить степень успеха Sholay. Фильм изменяет жизни, преобразовывает карьеры даже спустя двадцать пять лет после выпуска. Это не просто фильм, это окончательная классика; это миф. Это часть наследия индусов.
Его привлекательность преодолевает географические, языковые, идеологические и классовые различия. Рекламный агент в Бомбее будет говорить с таким же энтузиазмом и красноречием про Sholay, как и рикша в Хайдарабаде. И преданность фильму часто фанатическая. Sholay-знатоки говорят небрежно про просмотр фильма пятьдесят, шестьдесят, даже семьдесят раз. Цитируют диалоги с любого места. Они могут назвать даже имя поставщика оружия Габбара (Хира), который появляется на экране всего на 30 секунд. Знатоки назовут вам и имя отца Габбара, который всего лишь упомянут на суде.
Болливуд знает истории, как домохозяйка в Джайпуре убедила своего мужа переменить имя на Виру, чтобы тот носил имя ее любимого героя.
Как спекулянт билетами Пракаш Бхаи продавал билеты на этот фильм по 150 рупий полгода и в конечном итоге купил на заработанные деньги маленький дом, который он украсил Sholay-эмблемами.
Как представитель иммиграционных властей в Нью-Йорке радостно приветствовал актера Макмохана только потому, что он видел Sholay и узнал Самбу - "человека на скале с оружием". В Патне есть рикша по имени Дханно (пони Басанти в фильме), а в барах продаются крепкие спиртные напитки с названием "Габбар".
Диалоги из Sholay теперь стали разговорным языком, которым нация говорит с собой. Единственные фразы, даже вырванные из контекста, могут сообщать целый диапазон значений и эмоций. Ничто в индийской поп-культуре не сравнится с этим волшебством.
Нравится Показать список оценившихSholay - фактически учебник индийского кинопроизводства. Фильм поначалу был основан на рассказе, скажем прямо, не первого сорта, плюс большой бюджет. И показал кинопромышленности, как такая формула может рождать классику.
Sholay преобразовал обычный экшн в высокое искусство. К тому же Sholay установил стандарты технического производства. Другие фильмы семидесятых кажутся затертыми и неяркими, но Sholay - шедевр ремесла.
Так в чем же все-таки его привлекательность для обычного зрителя? Опаляющий скалистый пейзаж, погоня на лошадях; четкая структура и ритм истории, изумительная химия между актерами; превосходный сценарий; незабываемые диалоги и прекрасный экшн. Фильм умело смешивает традиционные и современные элементы. Паровые двигатели, лошади, оружие и джинсовая ткань дают фильму нестареющее качество, чувство нескольких столетий, существующих рядом друг с другом.
Продюсер Г.П Сиппи и режиссер Рамеш Сиппи мечтали о многом, и у них была храбрость следовать своим инстинктам. Деньги, рынок - все эти коммерческие соображения стали, в конце концов, вторичными. Главный повод - они должны сделать мега-кинофильм, подобного которому никогда не снимался в Индии.
Раманагарм находится в часе езды от Бангалора и имеет различную топографию. Черная дуга валунов размером с многоэтажные дома. Маленькие холмы в травянистом ландшафте. Это строгое, но текстурное полотно. Рамеш Сиппи любил такие фоны. Раманагарм был обширная пустота, незаполненный холст, ожидающий, чтобы быть вылепленным в фантазию.
Команда почти в сотню людей работала много часов, чтобы построить макет деревни. Режиссер прилетел с оператором Дварк Дивечой. Дивеча окинул пейзаж взглядом орла и подтвердил решение Рамеша.
А угодить Дивече было нелегко. Он был раздражительный старый скряга. Он мог быть чрезвычайно труден в общении, но если вам нужны были лучшие люди для вашего фильма, вы должны были смириться.
Sholay постепенно превращался из замысла на бумаге в настоящее производство. Сиппи требовал делать его самым большим и лучшим приключенческим фильмом, и не пошел бы ни на какие компромиссы. Он чувствовал, что традиционный 35-миллиметровый формат не сможет вместить все его видение. Он стремился к эпическому великолепию.
Так что было решено: Sholay должен стать первым в Индии 70mm фильмом со стереофоническим звуком. 70mm формат передал бы большую панораму. Но тут возникли трудности: нужна была огромная камера, которая позволила бы снимать требуемый формат. Купить камеру за границей было слишком дорогим удовольствием.
Выход был только один: снимать на 35mm и затем сделать 70mm на специальной студии в Лондоне. Но 70mm-фильм также требовал больших экранов, и большинство театров в Индии не были ими оборудованы. Сиппи решил снимать на два комплекта негативов, один - для 70mm печати, и другой - на обычные 35mm. Практически же это означало, что каждая сцена должна быть снята дважды.
..Амджад Кхан заполнил дверной проем. Он не был особенно большим человеком, но его громыхающая походка, грубоватое лицо и вьющиеся волосы создавали образ грозной силы.
"У него было интересное лицо, - говорит Рамеш. - Я чувствовал, что он может подойти".
После того, как предполагаемый сначала Денни Денгзонпа на роль Габбара был вынужден внезапно уехать, в съемочной группе началась легкая паника. Ведь Габбар Сингх не был обычным характером. Это была основная роль.
Актер должен был иметь и талант, и обаяние, чтобы противостоять целой галактике звезд. Плохо подобранный актер мог уничтожить фильм.
Амджад был сыном артиста Джейанта (он тоже играл в фильме). Рекомендации от кинодеятелей не были внушительны. Но в театре Амджад имел сильную репутацию. Амджад хорошо показал себя на пробах и был утвержден.
В день, когда он получил эту работу - 20 сентября 1973 - у Амджада родился сын. Актер выехал в аэропорт. Самолет не смог сесть в Бангалоре из-за поломки.
После вынужденной посадки обратно в Бомбее через несколько часов технические неполадки были исправлены и самолет был готов к взлету. Не многие пассажиры рискнули опять лететь этим рейсом - всего четыре или пять человек. Среди них был и Амджад. Он не думал о своей жене и новорожденном сыне. Его единственной мыслью было: если произойдет авиакатастрофа, Дэнни получит роль Габбара.
Сначала получалось не очень хорошо - неверные интонации, Амджад никак не мог войти в образ. К тому же, он был единственным новичком в море суперзвезд. И потихоньку пошли разговоры, что, возможно, Рамеш сделал ошибку. Дело дошло до открытых конфликтов между сценаристами и режиссером. Но Рамеш упорно настаивал на кандидатуре Амджада. По распоряжению режиссера на съемках Амджад стал жить в облике своего героя, и оставался в сценическом гриме даже когда не участвовал в сценах.
По графику Sholay должен был сниматься по 15 дней в месяц с октября 1973 по май 1974. Работа двигалась, но крайне медленно. 70-миллиметровый формат требовал съемок каждой сцены дважды, и после семи месяцев работы снята была едва ли треть фильма.
Sholay был запланирован как шестимесячный проект. Никто не мог вообразить, что в конечном счете потребуется настолько много времени, что Макмохан, играя Самбу, одну из самых маленьких ролей в фильме, путешествовал двадцать семь раз из Бомбея в Бангалор.
Иногда за 10 дней удавалось снять всего одну сцену. А иногда - и вовсе ничего. Рамеш не переживал из-за этого. У него было великое видение Sholay и он не собирался позволять задержкам вынуждать его делать компромиссы.
Съемки резни, когда Габбар убивает всю семью Тхакура - снималась целых двадцать три дня вместо трех по графику. Это была сложная сцена с несколькими частями: сначала рассказывалось немного о семье, затем появление Габбара, перестрелка, и затем прибытие Тхакура. Половина сцены была уже снята, как вдруг изменилась погода и стало пасмурно. Два дня съемочная группа ждала солнца.
И тогда Рамеш понял, что тучи были сигналом: пасмурная погода была совершенна для этой сцены.
Это подчеркнуло трагедию и усилило ее смысл. Это также логически вело к сцене, где ветер гонит сухие листья по саванам убитых. Рамеш посоветовался с Дивечей. "Это будет не хорошо, - сказал Дивеча, - Это будет очень хорошо. Но что мы будем делать, если завтра появится солнце?" Рамеш хотел использовать этот шанс. "Будем снимать, - ответил он.
Они снимали неистово в течение следующих двух дней. И затем вышло солнце. После недели работы у группы было две версии одной сцены: одна при ярком солнце и другая - при пасмурном освещении. Но Рамеш уже сделал свой выбор - только облака. Им оставалось только молить богов, чтобы погода изменилась. Были дни, когда они снимали всего один эпизод, а были такие дни, когда они просто смотрели на небеса.
Съемка остановилась. Чтобы ускорить процесс, Дивеча потребовал сделать тент, чтобы закрыть свет. Тент должен был быть больше чем двухэтажный дом. Помощники скупили всю белую ткань в округе и сделали огромный тент. Съемка была возобновлена, но в некоторых эпизодах эффект, созданный экраном, не был достаточно хорош. Боги были должны вмешаться и возвращать облака.
Очень много времени отняла съемка эпизодов, когда Радха гасит лампы на ночь, в то время как Джай играет на губной гармошке и наблюдает за ней. Эти сцены устанавливают постепенный, бессловесный контакт между вдовой и вором - симпатия и восхищение, медленно превращающееся в любовь.
Завоевание правильного настроения было критическим. Это были две сцены, около минуты каждая в заключительном варианте фильма, а потребовалось целых двадцать дней, чтобы снять их.
Читайте также: