Места только для белых в сша
Расовая сегрегация в США — отделение белого населения США от иных этнических групп (главным образом чернокожих и индейцев). Осуществлялась через различные социальные преграды: раздельное обучение и воспитание, разграничение посадочных зон (белые — сидят впереди) в общественном транспорте и так далее.
Различается сегрегация де-юре и де-факто. Законодательно расовая сегрегация отменена, однако существует мнение, что некоторые её проявления встречаются и сегодня
«Девятка из Литл-Рока» — девять чернокожих учащихся из города Литл-Рок штата Арканзас, ставших известными в связи с событиями 1957 года, когда белые расисты пытались воспрепятствовать их совместному обучению в школе
Официально расовая сегрегация существовала с принятия в 1865 году 13-й поправки к американской конституции, которая запрещает рабство. Её первые признаки — раздельные школы (для белых и темнокожих), отдельный общественный транспорт (существовал до 1970-х гг.), запреты на совместное размещение в отелях и мотелях, разделение на кафе и рестораны только для белых и для «цветных» и чёрных, в области услуг, афроамериканские воинские подразделения и тому подобное.
Когда Соединённые Штаты Америки вышли из Второй мировой войны, страна сохраняла широкий набор старых проблем. Одной из них была расовая дискриминация. Её существование было закреплено решением Верховного суда США 1896 года, утвердившим принцип «Раздельное, но равное» по отношению к сосуществованию чёрного и белого населения страны. К концу войны афроамериканцы оставались гражданами второго сорта, ущемлёнными во всех правах — политических, социальных, экономических. Худшее образование, жизнь в гетто, заработная плата, вдвое меньшая, чем у белых работников, зачастую невозможность участия в выборах. Дискриминация сохранялась и в вооружённых силах США в годы войны: была ликвидирована сегрегация в период боевой подготовки, афроамериканцы были допущены в боевые части, но в абсолютном большинстве они служили в отдельных подразделениях, жили в отдельных казармах и даже в случае необходимости переливания крови получали её из отдельных запасов.
Сегрегация в отношении японцев
В 1905 году через калифорнийский закон «о запрете смешанных браков» были запрещены браки между белыми и «монголами» (общий термин; в 1905 году так называли японцев, но не всех восточно-азиатов).
В октябре 1906 года комитет Сан-Франциско по вопросам образования проголосовал за сегрегацию школ по расовому признаку. Например, 93 ученикам этого округа приказали перейти в специальную школу «для своих» в Чайнатауне. Из них 25 школьников — американские граждане.
Эти антияпонские настроения витали и позже, о чём свидетельствует «Закон об исключении азиатов» от 1924 года. По этому закону американское гражданство американским японцам было практически невозможно получить. В годы Второй мировой войны примерно 120 тысяч этнических японцев интернировали в концентрационные лагеря, где они жили всю войну.
Сегрегация в общественном транспорте
По законам города Монтгомери в Алабаме чернокожие граждане не должны были занимать в автобусах первые четыре ряда, поскольку они предназначались «только для белых» — об этом свидетельствовала надпись при входе. Если все места «только для белых» были заняты, то сидящие чернокожие должны были уступить белым пассажирам свои «чёрные» места. Равнозначным этому можно считать туалеты в придорожных заведениях (в том числе на автобусных станциях), в которых была жёсткая сегрегация по цвету кожи.
В 1955 году представители движения за гражданские права начинают бойкот автобусных линий в Монтгомери. Они требуют отменить дискриминационные законы. Мартин Лютер Кинг так описывает проявления сегрегации в общественном транспорте южных штатов в 1955 году:
Среди водителей автобусов не было негров и, хотя некоторые белые водители были вежливы, слишком многие из них позволяли себе оскорбления и ругательства по отношению к неграм. Совершенно естественно было услышать в автобусе, как они кричали неграм: «Чёрные коровы», «ниггеры», «чёрные обезьяны». Нередко негры платили за проезд у входа, а затем были вынуждены сойти, чтобы снова сесть в автобус с задней площадки, и часто автобус уходил до того, как негр подходил к задней двери, увозя его плату за проезд. Негра заставляли стоять, хотя в автобусе были свободные места «только для белых». Даже если в автобусе не было белых пассажиров, а негров набивалось много, им не разрешалось садиться на первые четыре места. Если все места, предназначенные для белых, уже были ими заняты, а в автобус вошли новые белые пассажиры, негры, сидящие на нерезервированных местах, находящихся позади мест, предназначенных для белых, должны были встать и уступить им место. Если негр отказывался это сделать, его арестовывали. В большинстве случаев негры подчинялись этому правилу без возражения, хотя время от времени встречались такие, которые отказывались подчиниться этому унижению.
1 декабря 1955 года 42-летняя чернокожая швея из Алабамы Роза Паркс не уступила место белому мужчине в Монтгомери. Её арестовали и приговорили к штрафу. В том же году, в городе Монтгомери, в автобусах арестовали ещё пятерых женщин, двоих детей, и множество чёрных мужчин. Одного чернокожего водитель застрелил на месте. Тогда, по инициативе Мартина Лютера Кинга, чернокожие жители города объявили всеобщий бойкот общественному транспорту. Чернокожие владельцы машин перевозили «братьев по коже» своими силами, без какой-либо платы. Афроамериканцы поддерживали бойкот 381 день, который был назван «Ходьбой во имя свободы».
В это время автобусные компании понесли значительные убытки — 70 % от всех пассажиров автобусов в то время составляли чернокожие. Первоначально городские власти пытались расколоть движение (путём дезинформации в СМИ и дискредитации лидеров), но, когда это не помогло, полиция вступила в дело и начала преследовать активистов и давить на них всеми возможными методами. Чернокожих водителей останавливали, подвергали арестам под надуманными предлогами, — а их домашним угрожал Ку-Клукс-Клан. Так, в январе 1956 года в дом Мартина Лютера Кинга бросили бомбу, что породило новый всплеск движения среди чернокожих. После этого власти запустили «антибойкотный» закон от 1956 года, арестовав ещё сотню активистов. Суды против активистов были известны и за рубежом, в том числе, в Европе.
После подачи иска от активистов Федеральный окружной суд констатировал незаконность автобусной сегрегации. Прокуратура Монтгомери апеллировала в Верховный суд США, который оставил решение окружного суда в силе. В ту же ночь члены Ку-Клукс-Клана, прибывшие на 40 грузовиках, провели показательное шествие с целью запугивания местных жителей. 20 декабря 1956 года сегрегацию городских автобусов в Монтгомери отменили законодательно. Но фактически такое положение сохранялось в отдельных городах юга США до 1970-х годов. На это решение расисты ответили террором: расстрелом автобусов, взрывом самодельной бомбы в кварталах с чернокожими жителями и избиением чернокожих.
55 лет назад в США отменили расовую сегрегацию
Официальным концом сегрегации в США стало введение закона о гражданских правах, принятого при президенте Линдоне Джонсоне под влиянием массовых протестов борца за права чернокожих Мартина Лютера Кинга.
Благодаря законопроекту федеральное правительство получило полномочия по контролю за обеспечением гражданских прав американского населения.
Закон запрещал установку табличек «Только для белых» в транспорте, ресторанах, кафе и гостиницах, которые были распространены в США в то время, а высшие учебные заведения стали открыты для представителей всех рас.
Сегодня подобные таблички можно увидеть разве что в музее, а в 2008 году президентом США был избран первый чернокожий президент Барак Обама.
Однако, несмотря на огромный прогресс, многие проблемы чернокожего населения США по-прежнему не теряют актуальности, а число расовых инцидентов — как по отношению к чернокожим, так и другим слоям населения — растут.
Как отмечал в своем обзоре в 2018 году телеканал CNN, хотя избрание президентом Обамы дало надежду многим афроамериканцам, «его избрание усилило разногласия, существовавшие с момента рождения страны». «Расисты рассматривали чернокожего во власти как сигнал о потемнении Америки. Это было зрелище, которого они боялись больше всего. Они были в ужасе и взбешены», — отмечал телеканал.
Среди них — резонансный инцидент в Шарлотсвилле, штат Вирджиния, когда во время массовой акции протеста левых активистов в толпу на полной скорости врезалась машина, которой управлял 20-летний неонацист Алекс Филдс. В результате наезда погибла одна женщина, 19 человек были ранены. Президент США Дональд Трамп в своем выступлении о произошедшем сказал, что вину несут обе стороны, за что его подвергли резкой критике.
Противники Трампа заявляют, что президент США — расист, так как у него немало поклонников в кругах ультраправых активистов. О том, что президент США якобы негативно относится к чернокожим, говорил бывший адвокат Трампа Майкл Коэн.
По словам Коэна, Трамп оскорблял афроамериканцев.
«Однажды он спросил меня, могу ли я назвать страну, управляемую чернокожим человеком, которая не является «гадюшником». Это было, когда Барак Обама был президентом США», — рассказывал Коэн.
Он также утверждал, что в какой-то момент Трамп якобы сказал, что «чернокожие люди слишком глупы», чтобы голосовать за него.
Представители афроамериканского населения США, действительно, не жалуют Трампа. В 2016 году за него проголосовали только 8% афроамериканцев. Представители этой категории населения традиционно поддерживают Демократическую партию США.
Выборы 2020 года ознаменуются снижением доли белого населения Америки
— согласно расчетам Pew Research Center, оно составит 66,7%, по сравнению с 76% в начале XXI века. В то же время, исследование ученых показало, что на выборах смогут проголосовать 32 млн латиноамериканцев и 30 млн афроамериканцев. Если среди них будет высокая явка, Трамп может не досчитаться больше 10% голосов, как это произошло с республиканцами на промежуточных выборах 2018 года.
Обозреватели американских СМИ отмечают что вопросы, связанные с положением меньшинств афроамериканского населения будут в актуальной повестке кампании 2020 года.
Недавно претендент на номинацию в кандидаты в президенты США от Демократической партии Джулиан Кастро не исключил в случае своей победы на выборах 2020 года прямых выплат афроамериканцам за существовавшее в стране рабство, сообщает Associated Press.
«Если в соответствии с конституцией мы платим людям, потому что забираем их собственность, почему бы не дать компенсацию людям, которые фактически были собственностью», — заявил Кастро.
Тот факт, что подобные вопросы обсуждаются на политических дебатах, говорит о том, что США вновь обращают внимание на болезненное прошлое страны.
Я памятник себе разбил
Тема рабства, а также связанные с ней вопросы гражданской войны в США стали частью американской повестки при Трампе. Однако, как ранее писал американист Арег Галстян, это — реакция на политкорректность, которую навязывали обществу демократы во времена правления администрации Билла Клинтона.
«Подобные сигналы со стороны неолиберальной элиты привели к ряду негативных последствий, включая столкновения между защитниками памятников тех же генералов-южан и сторонниками их демонтажа»,
Речь идет о так называемой «войне памятников», вспыхнувшей в США в начале правления Трампа.
Сегодня «война памятников» постепенно сошла на нет, но США могут оказаться на пороге гражданской войны, причем речь идет не об отдаленной перспективе, а о вполне осязаемых сроках.
Профессор Гарвардского университета, видный историк Нил Фергюсон заявил в октябре 2018 года, что после выборов 2020 года американское общество может столкнуться с серьезным расколом, который может поставить США на грань гражданского конфликта.
Историк указывает, что в последнее время США переживают внутренние противоречия, а в американском обществе обостряется «культурный конфликт», в том числе между представителями различных этнических групп. Профессор также отметил, что в настоящее время в американском сегменте интернета идет своеобразная «гражданская война».
Эксперт предрек США гражданскую войну из-за снижения численности белого населения
Бюро переписи США зафиксировало рекордное снижение числа американцев, которые считают себя представителями белой расы — впервые с 1790 года этот показатель упал в абсолютных цифрах. По информации The Washington Post, численность белого населения сократилась с 223,6 до 204,3 млн человек в период с 2010 по 2020 год. Доля белых в США упала на 8,6% и составила 57,8% от всего населения США, впервые в истории страны опустившись ниже 60%.
Согласно анализу вашингтонского Института Брукингса, сокращение белого населения США можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, снижением рождаемости: за последние 10 лет прирост населения составил всего 7,4%, это второй самый низкий показатель за всю историю страны — ниже он был только во время Великой депрессии 30-40 годов прошлого века.
Во-вторых, уменьшение количества белых связывают с опиоидным кризисом, который стартовал в США в начале 1990-х годов и продолжается до сих пор, поскольку единой стратегии по борьбе с наркотиками в Вашингтоне все еще не выработали. В прошлом году медицинский журнал STAT отмечал, что без срочных мер в следующие 10 лет около 500 тыс. американцев могут умереть от передозировки опиоидов.
Белые в меньшинстве
Еще в 2018 году институт Брукингса опубликовал исследование, согласно которому белые вполне стать меньшинством в США к 2045 году, если в ближайшее время демографическая ситуация не изменится. Однако до 2060 года рост белого населения ожидается минимальным, в то время как прирост численности объединенных групп расовых меньшинств составит примерно 74%.
По мнению главного научного сотрудника Института США и Канады РАН Владимира Васильева, этот прогноз стоит пересмотреть, что подтверждают данные Бюро переписи США за 2020 год.
«Сокращение фактически идет по проценту в год, принципиально важно, что белое население не увеличивается, а именно убывает во всех штатах. Более того, по переписи 2010 года, только в четырех штатах — Гавайи, Калифорния, Нью-Мексико и Техас, — большая часть населения была небелой. Теперь к числу этих штатов добавились Невада и Мериленд. А штат Мэн стал единственным регионом, где доля белого населения превышает 90% Самое важное, что растет численность испаноязычного, африканского и азиатского населения США. К примеру, выходцы из Азии увеличили свою долю вдвое с 3 до 6%», — продолжил Васильев.
Важный момент заключается в том, что сокращается не только численность белого населения, но и количество людей, идентифицирующих себя с ним. Статистически число белых снизилось на 6%, тогда как в опросе фигурирует цифра в 8,6%.
«Фактически идеология отхода от титульной расы начинает пронизывать американское общество, то есть белые не то чтобы не считают себя белыми, а отказываются причислять себя к коренной, стержневой расе страны. Времени у тех людей, которые хотели бы сохранить белое большинство в США, на сегодняшний день практически нет. По существу, предстоящие 10 лет станут решающими и будут определять, по какому вектору пойдет Америка — сохранится ли она страной белого большинства или впервые в своей истории станет страной белого меньшинства», — добавил эксперт.
Угроза войны
На первый взгляд снижение доли белого населения больше всего угрожает Республиканской партии, которая традиционно считается пристанищем белого электората. Так, на выборах 2020 года за кандидата-республиканца Дональда Трампа свой голос отдали 57% представителей белого населения США. Среди меньшинств голосов было гораздо меньше — 11% афроамериканцев, 31% латиноамериканцев и 30% американцев азиатского происхождения.
Его оппоненту-демократу Джо Байдену же удалось получить более 40% голосов белых, 87% голосов афроамериканцев, 66% латиноамериканцев и 63% американцев азиатского происхождения.
«Бедные белые в среднем не доживают до своего медианного возраста. То есть сокращение численности белых есть, в особенности в депрессивных бедных регионах. Поэтому постепенно будет расти доля цветного населения, в том числе латиноамериканского. Однако, к примеру, в штате Флорида на прошлогодних выборах республиканцев достаточно успешно поддержали консервативные латиноамериканцы — людей толкает к Республиканской партии ориентация на консервативные ценности», — отметил эксперт.
«Тут необходимо понимать, что в латиноамериканской среде отношение к ЛГБТ-повестке достаточно критическое. То есть анализируя стереотип (об опоре Республиканской партии на белых), стоит учитывать, что Демпартия в последнее время левеет, что отталкивает от нее более умеренный электорат. Если раньше демократы были больше ориентированы на социальное государство, то сейчас вопрос о ценностях во многом ключевой, поэтому республиканцы еще поборются — простор для новых политических пертурбаций тут присутствует», — уверен Наумов.
Впрочем, с точки зрения Владимира Васильева из Института США и Канады РАН, сам процесс сокращения численности белого населения может оказаться губительным для США в целом. По его словам, следствием демографических процессов становится деамериканизация страны, поскольку этнические меньшинства не собираются сохранять нынешнюю систему ценностей.
«Вместе с белым населением Америка теряет свою имперскую философию и идеологию, представление о своей роли в мире, которое шло после Второй мировой войны, а самое главное — свое предназначение быть глобальным лидером. Меньшинства не имеют подобного рода идеологии, они ориентированы на внутренние американские дела и их не очень волнует внешний мир», — пояснил эксперт.
«Мы наблюдаем усиление борьбы между республиканцами и демократами, которая может быть обострена вплоть до гражданской войны», — считает Васильев.
Демократическая партия пытается изменить иммиграционные реформы, вбросить в страну не белых мигрантов, что еще больше усилит дисбаланс и резко обострит весь спектр социальной борьбы, добавил он.
«А тот факт, что белое население уменьшается во всех штатах, говорит о том, что сегодня этот кризис и политическая борьба будут захватывать все американское общество. Проблемными штатами станут те регионы, где этнические меньшинства будут составлять большую часть населения и будут навязывать свою собственную систему ценностей, отличную от американской. Это будет способствовать не то чтобы распаду США, но ослаблению межфедеративных связей внутри страны», — резюмировал эксперт.
Верховный суд США обязал Байдена вернуть законы Трампа по мигрантам
Верховный суд (ВС) США обязал американского президента Джо Байдена восстановить действие иммиграционной программы под неофициальны названием «Оставайтесь в Мексике» его предшественника Дональда Трампа, которая вынудила тысячи просителей убежища в США ждать слушаний по их делу в Мексике.
Возродить эту часть иммиграционной политики прошлой администрации от Белого дома изначально потребовали республиканцы в штатах Техас и Миссури. Их просьбу счел законной окружной судья Техаса Мэтью Каксмарик, он обязал администрацию президента вернуть программу до 18 августа.
Администрация Байдена попыталась оспорить это решение в Верховном суде, но потерпела поражение.
Из решения ВС следует, что Белый дом не выполнил юридические требования по рассмотрению всех соответствующих факторов при отмене программы прошлой администрации. Свои выводы судьи подкрепили тем, что в июне 2020 года ВС вынес схожее решение по обращению Трампа, который попытался добиться отмены иммиграционной программы экс-президента США Барака Обамы под названием «мечтатели» (DREAMers) — она защищает от депортации нелегалов, попавших в США без документов в детстве.
Протокол о защите мигрантов (MPP) или программа «Оставайтесь в Мексике» вступила в силу еще в январе 2019 года. Согласно инициативе, просителям убежища в пограничных пунктах выдавали уведомление, в котором говорилось, когда именно они должны явиться в суд в США для получения ответа по их запросу на убежище. До этой даты им нельзя было находиться на территории США, а в случае пересечения границы их отправляли обратно в Мексику. Читать дальше
Протокол о защите мигрантов (MPP) или программа «Оставайтесь в Мексике» вступила в силу еще в январе 2019 года. Согласно инициативе, просителям убежища в пограничных пунктах выдавали уведомление, в котором говорилось, когда именно они должны явиться в суд в США для получения ответа по их запросу на убежище. До этой даты им нельзя было находиться на территории США, а в случае пересечения границы их отправляли обратно в Мексику.
С января 2019 года около 70 тыс. просителей убежища отправили обратно в Мексику. По информации правозащитных организаций, вернувшиеся на родину соискатели убежища нередко подвергаются нападениям. Действие программы было приостановлено с начала президентства Байдена в конце января 2021 года. А меморандум министра внутренней безопасности США Алехандро Майоркаса полностью отменил эту норму 2 июня.
Верховный суд против Байдена
Как пишет Politico, восстановление политики Трампа в отношении искателей убежища в США поддержала консервативная часть судей Верховного суда, а либеральные члены ВС выступили на стороне Байдена. Шансов на победу у сторонников действующего президента США тут было немного, поскольку на данный момент баланс консерваторов и либералов в суде стоит на отметке шесть против трех.
Подобная разбалансировка Верховного суда — во многом заслуга Трампа, за время своего президентства ему удалось назначить сразу трех консерваторов в ВС, в том числе вместо двух либеральных судей.
«Консерваторы — сторонники республиканцев и консервативной политики, в том числе жесткой иммиграционной политики. Формирование такого укрепления, расширения консервативного большинства в Верховном суде было одним из главных внутриполитических достижений и побед Трампа. Он рассчитывал, что ВС будет поддерживать его политику, особенно на втором президентском сроке. Но вышло немножко иначе, и сейчас Верховный суд де-факто противодействует определенным элементам политики администрации Байдена», — добавил эксперт.
По мнению Суслова, в подобных условиях нельзя исключать, что Верховный суд и по каким-то другим вопросам внутренней политики, в том числе в сфере экономики, может противодействовать либеральным инициативам действующей администрации — такая ситуация будет сохранятся до тех пор, пока у консерваторов будет перевес в составе Верховного суда.
В то же время, эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Алексей Наумов уверен, что финальное решение по возвращению программы Трампа еще будет, а пока Верховный суд просто отказал администрации Байдена в принятии обеспечительных мер.
«Вряд ли это можно назвать противодействием ВС администрации Байдена. Это во многом вопросы законодательства и вопросы соблюдения права. Власти Техаса заявляли, что отмена программы «Оставайтесь в Мексике» создает излишние расходы и проблемы для местного бюджета. И вопрос тут в том, что, отменив эту политику, администрация Байдена нарушила закон и поступила не правомочно», — пояснил эксперт.
С точки зрения Наумова, у Верховного суда, действительно, есть некий консервативный крен, но судебная власть, особенно на уровне ВС, в США независима. Поэтому, по мнению эксперта, решение суда связано только с соблюдением законодательства — «не стоит здесь видеть какой-то значительный раскол».
Что ответит Белый дом
Решение Верховного суда уже вызвало негативную реакцию среди американских правозащитников, которые изначально критиковали инициативу Трампа «Оставайтесь в Мексике». К примеру, Омар Джадват из Американского союза гражданских свобод призвал администрацию Байдена принять все меры, чтобы помешать восстановлению этой программы.
«Власти могут предоставить более подробное объяснение для прекращения действия этой незаконной программы. Чего им делать не стоит, так это использовать решение Верховного суда, чтобы отказаться от своих обязательств по восстановлению справедливой системы предоставления убежища в США», — отметил правозащитник.
Заставить Верховный суд поменять свое решение — задача достаточно сложная по своей сути. По словам Дмитрия Суслова из НИУ ВШЭ, у администрации Байдена есть всего несколько способов для изменения решения.
«Верховный суд может отменить собственное решение, если администрация Байдена под давлением общественности сможет убедить ВС в том, что принятое им решение неправильное. Все-таки в ВС работают вменяемые люди, они далеко не всегда принимают решения исходя из своей идеологической убежденности. К примеру, тот же самый консервативный состав ВС отказался поддерживать Трампа по вопросу о пересмотре итогов президентских выборов», — указал эксперт.
Однако если администрация Байдена не сможет убедить суд, то фактически останется одна возможность заставить ВС думать и поступать иначе, продолжил Суслов, а именно — внесение поправок в конституцию США.
«По сути, это единственный способ не переубедить, а именно — заставить Верховный суд изменить свою позицию, поскольку суд обязан действовать в соответствии с конституцией. Но для того, чтобы внести поправки, Байдену необходима поддержка трех четвертей штатов. Очевидно республиканские регионы такого делать не будут, и де-факто этот путь для администрации исключен», — добавил эксперт.
Тут можно назвать и третий вариант, о котором достаточно часто говорят в Демпартии с приходом Байдена к власти. Демократов крайне беспокоит большинство консерваторов в ВС, поэтому они предлагают провести реформу суда, в частности, увеличить количество судей до 13 и поставить на новые места либералов — в таком случае баланс суда измениться на семь либералов против шести консерваторов.
По мнению Суслова, эта инициатива, скорее всего, обречена на провал, да и реформировать Верховный суд пытались практически все демократические президенты США начиная с Франклина Рузвельта, но их попытки оказались безуспешными.
«Каждый раз принцип верховенства и необходимости обеспечения независимости Верховного суда оказывается важнее, чем обеспечение колебаний ВС в соответствии с политической конъюнктурой. Поэтому даже если Байден и предложит реформу, вероятно, это приведет лишь к усилению раскола и поляризации американской политической системы. Республиканцы будут насмерть стоять, чтобы не допустить расширения Верховного суда», — резюмировал эксперт.
Сегрегация в США
Начнём с самого понятия. Сегрегация- политика принудительного отделения какой-либо группы населения. Обычно упоминается как одна из форм религиозной и расовой дискриминации.
Расовая сегрегация в США — отделение белого населения США от иных этнических групп (главным образом чернокожих и индейцев). Осуществлялась через различные социальные преграды: раздельное обучение и воспитание, разграничение посадочных зон (белые — сидят впереди) в общественном транспорте и так далее.
Различается сегрегация де-юре и де-факто. Законодательно расовая сегрегация отменена, однако существует мнение, что некоторые её проявления встречаются и сегодня.
Теперь я продемонстрирую проявление этой политики в конце 50-начале 60-х годов в США.
Допустим вот этот снимок, на котором показано, как в Магазине мороженного были две кассы — одна для белых, другая для «цветных» — в магазине мороженого. Город Shady Grove, в штате Алабама, 1956 год.
Отдельные рукомойники для «Белых и Чёрных»
Сегрегация в транспорте:
По законам города Монтгомери в Алабаме, чернокожие граждане не должны были занимать в автобусах первые четыре ряда, поскольку они предназначались «только для белых» — об этом свидетельствовала надпись при входе. Если все места «только для белых» были заняты, то сидящие чернокожие должны были уступить белым пассажирам свои «чёрные» места. Равнозначным этому можно считать туалеты в придорожных заведениях (в том числе на автобусных станциях), в которых была жёсткая сегрегация по цвету кожи.
Из-за нарушений этих правил чернокожих арестовывали, как произошло в Алабаме 1 декабря 1955 года с 42-летней чернокожей девушкой из Алабамы Розой Паркс, которая не уступила место белому мужчине в Монтгомери. Её арестовали и приговорили к штрафу. Ещё в тот же год в автобусах были арестованы множество чёрных мужчин и двое женщин.
После чего был протест организованный Мартином Лютером Кингом
под названием «Ходьба во имя свободы"Чернокожие владельцы машин перевозили «братьев по коже» своими силами, без какой-либо платы. Афроамериканцы поддерживали бойкот 381 день. В это время автобусные компании понесли значительные убытки — 70% от всех пассажиров автобусов в то время составляли чернокожие.
Первоначально городские власти пытались расколоть движение (путём дезинформации в СМИ и дискредитации лидеров), но, когда это не помогло, полиция вступила в дело и начала преследовать активистов и давить на них всеми возможными методами. Чернокожих водителей останавливали, подвергали арестам под надуманными предлогами, — а их домашним угрожал Ку-Клукс-Клан. Так, в январе 1956 года в дом Мартина Лютера Кинга бросили бомбу, что породило новый всплеск движения среди чернокожих. После этого власти запустили «антибойкотный» закон от 1956 года, арестовав ещё сотню активистов. Суды против активистов были известны и за рубежом, в том числе, в Европе.
После подачи иска от активистов, Федеральный окружной суд констатировал незаконность автобусной сегрегации. Прокуратура Монтгомери апеллировала в Верховный суд США, который оставил решение окружного суда в силе. В ту же ночь члены Ку-Клукс-Клана, прибывшие на 40 грузовиках, провели показательное шествие с целью запугивания местных жителей. 20 декабря 1956 года сегрегацию городских автобусов в Монтгомери отменили законодательно.
Сегрегация в Школах:
В 1951 году чернокожий житель штата Канзас Оливер Браун подал иск против городского школьного совета от имени восьмилетней дочери (дело «Браун против Совета по образованию»). В иске Браун указал, что его дочь должна посещать школу для белых, которая была через 5 кварталов от дома, в отличие от «чёрной школы», которая располагалась через 21 квартал (фактически, на противоположной окраине города). Когда суд отклонил требование Брауна, другие чернокожие подали аналогичные иски как в Канзасе, так и в других штатах (Южная Каролина, Виргиния и Делавэр). После серии разбирательств дело было принято Верховным судом США, который в 1954 году признал, что сегрегация в школах лишает чернокожих детей «равной защиты законами», что противоречит Четырнадцатой поправке к Конституции США. Решением суда был установлен юридический запрет на расовую сегрегацию в школах в указанных штатах.
Тут показано, как чернокожие дети смотрят через сетку, как белые дети играют в футбол.
Сегрегация в барах:
На плакате написано «Пиво не продаётся индейцам»
Чёрным приходилось тоже создавать такие же места, только для «цветных»
Вот допустим:
«Отель только для цветного населения»
«Театр только для цветных».
«Места только для цветного населения»
В 50е годы отделение полиции Лос-Анджелеса возглавлял шеф William Parker.
Он начал создавать военизированное подразделение, которое боролось с чернокожими, которые пересекали границы (Полиция думала, что нужно отгородить чернокожих от белых, ведь чёрные-это «поголовно бандиты» и разделили границу по бульвару Аламида, отгородив районы «Watts».
Никто из негров не смог выходить за границу
Lynwood и South Gate была территория белых
Тех людей, которые пересекали границу Полиция ловила и «депортировала» обратно, а некоторых даже арестовывало
Полиция зверско обращалась с гражданами:
Вот случай:
В 1965 году Полицейские остановили Marcelo Pry из района «Watts».Они подозревали, что он перевозит наркотики. В машине сидела его мама. Тут же начала собираться толпа людей и когда они увидели жестокое избиение полиции, то принялись закидывать полицию камнями. Мать Фрая и брат Рональд, были отправлены в участок.
Закончим на том, что белые тоже ненавидели чёрных:
kroser8
kroser8
Сегрегация в школах
Джордж Уоллес (губернатор штата Алабама) блокирует вход в университет Алабамы, чтобы не допустить туда чёрных студентов
В 1951 году чернокожий житель штата Канзас Оливер Браун подал иск против городского школьного совета от имени восьмилетней дочери (дело «Браун против Совета по образованию»). В иске Браун указал, что его дочь должна посещать школу для белых, которая была через 5 кварталов от дома, в отличие от «чёрной школы», которая располагалась через 21 квартал (фактически на противоположной окраине города). Когда суд отклонил требование Брауна, другие чернокожие подали аналогичные иски как в Канзасе, так и в других штатах (Южная Каролина, Виргиния и Делавэр). После серии разбирательств дело было принято Верховным судом США, который в 1954 году признал, что сегрегация в школах лишает чернокожих детей «равной защиты законами», что противоречит Четырнадцатой поправке к Конституции США. Решением суда был установлен юридический запрет на расовую сегрегацию в школах в указанных штатах.
Ряд южных штатов протестовал против данного решения. Суд штата Алабама, в частности, постановил безосновательность юридического запрета Верховного суда по причине противоречия с законодательством штатов.
В 1957 году в город Литл-Рок штата Арканзас ввели федеральные войска из-за отказа губернатора штата выполнять решение суда.
В начале сентября в Первый день занятий девять чернокожих детей (позднее известны как «девятка из Литл-Рока») пытаются пройти в школу, но их со штыками встречают вооружённые солдаты Национальной гвардии штата, находящиеся в подчинении губернатора. Толпа белых запугивает детей, — угрозы, оскорбления. Одна из школьниц, Элизабет Экфорд, делится воспоминаниями своего первого школьного дня:
Я подошла к школе и наткнулась на охранника, который пропускал белых учеников… Когда я попробовала протиснуться мимо него, он поднял свой штык, потом это же самое сделали и другие охранники… Они так враждебно смотрели на меня, что я очень испугалась и не знала, что делать. Я обернулась и увидела, что сзади на меня наступает толпа… Кто-то выкрикнул «Линчевать её! Линчевать её!» Я попыталась найти глазами хоть одно дружелюбное лицо в толпе, хоть кого-нибудь, кто мог бы мне помочь. Я посмотрела на одну пожилую женщину, и её лицо показалось мне добрым, но когда наши глаза встретились вновь, она на меня плюнула… Кто-то крикнул «Тащите её к дереву! Надо заняться ниггером!»
В 1958 году Верховный суд вновь подтвердил своё решение.
Джордж Уоллес блокирует вход в университет Алабамы, чтобы не допустить туда чёрных студентов
В 2012 году дело «Фишер против Техаса» затронуло проблему позитивной дискриминации в университетах США, заключающуюся в том, что при поступлении в вуз предпочтение отдавалось абитуриентам из числа национальных меньшинств. Аргументы сторонников практики позитивной дискриминации заключаются в том, что тесное общение со студентами других национальностей способствует лучшей подготовке студентов.
Аргументы в защиту позитивной дискриминации содержались, в частности, в статье президента Колумбийского университета Ли Боллингера (англ.)русск. и декана Стэнфордского университета Клода Стила (англ.)русск. в Los Angeles Times:
Мы знаем это по итогам избирательной инициативы 1996 г. в Калифорнии, поставившей барьер рассмотрению расовой принадлежности в политике приёма студентов в системе государственного высшего образования штата; двумя годами позже количество новичков из числа афроамериканцев, латиноамериканцев и индейцев, пришедших в UCLA и UC Berkeley снизилось более, чем на 50 %, и количество претендентов из недопредставленных меньшинств, принятых и записанных в каждом кампусе Университета Калифорнии резко снизилось. Причины различны, но они отражают пробелы при выполнении стандартизованных тестов, остаточные эффекты расовой дискриминации и резкое неравенство возможностей получения образования во все более ре-сегрегированных государственных школах нашей страны.
В 1919 году в Чикаго был убит чёрный подросток. По тем временам — проступок для чернокожего серьёзный: он заплыл в озере на сторону «для белых». Последовали массовые беспорядки в Чикаго с серьёзными жертвами.
В 1961 году в Олбани (штат Джорджия) местные чёрные провели кампанию за десегрегацию общественных мест. На помощь им прибыл сам Мартин Лютер Кинг. Последовали мирные демонстрации протеста. В ответ власти города провели массовые аресты, были закрыты парки и библиотеки. Масштабы борьбы были таковы, что около 5 % городских чёрных было арестовано. Чёрная кампания в Олбани оказалась проиграна.
Расовая дискриминация и борьба за гражданские права в США в конце 1950-х - начале 1960-х годов
Середина 1950-х годов была связана для США с вынужденной отменой целого ряда дискриминационных законов, которые касались американских негров. Например таких, как запрет на совместного обучения белых и черных детей, посещение неграми различных заведений для белых и позволения ездить им только на задних сиденьях пассажирских автобусов. Но так как значительная часть белого населения США (особенно в южных штатах) на протяжении целого ряда поколений воспитывалась в расистских традициях, то в данной связи в его среде стали возникать недовольства и осуществляться попытки срыва практического осуществления столь неприятных им законов в местах свого обитания, которые во многих случаях получали поддержку со стороны местной полиции и представителей власти отдельных штатов. Разъяреннаяая толпа белых граждан США пытается преградить путь и раскачать машину чернокожих, которые пытаются отъехать от первого учебного заведения для интегрированного обучения представителей разных рас в Клинтоне, штат Теннеси (1956 год)
Собравшаяся толпа белых американцев преследует чернокожую студентку и выкрикивает в ее адрес различные оскорбления в Литл-Роке, штат Арканзас (1957 год)
Белые учащиеся третируют черных, взирая на них с презрением и насмешками прямо посреди улицы в Литл-Роке, штат Арканзас (1957 год)
Белый американец с битой набрасывается на чернокожую девушку, которая посмела предпринять попытку войти в кафе, ранее предназначавшееся только для белых (1958 год)
Организационное мероприятие американской нацистской партии в Литл-Роке, штат Арканзас (1959 год)
Негритянская пара под недружелюбные взгляды белой публики выходит из автобуса с пассажирами из числа участников общественного движения "всадников свободы", в которых черные могли безбоязненно ездить на равных правах с белыми (1961 год)
Так называемый "автобус ненависти" с членами американской нацистской партии, которые пытаются всячески запугивать непокорных черных (1961 год)
Группа враждебно настроенных расистов выкрикивает оскорбления в адрес пассажиров автобуса, в числе которых находятся участников общественного движения "всадников свободы" в Монтгомери, штат Алабама (1961 год)
Горящий автобус "наездников свободы" после взрыва бомбы, которая была брошена американскими нацистами в окно в окрестностях Аннистона, штат Алабама (1961 год)
Jim Zwerg - белый активист общественной организации "всадников свободы", который был жестоко избит местными нацистами после выхода из автобуса в Монтгомери, штат Алабама (1961 год)
Большая группа расистски настроенных жителей Литл-Рока, штат Арканзас с лозунгами "Остановить смешивание белой и черной рас" и "Расовое смешивание - это есть коммунизм" (1961 год)
Группа расистски настроенных жителей Литл-Рока, штат Арканзас занимается избиением и изгнанием из своего города чернокожего журналиста Алекса Уилсона (1961 год)
Местные полицейские в Монтгомери, штат Алабама под надуманным предлогом обыскивают чернокожих пассажиров с автобусных рейсов "всадников свободы" в зале ожидания автовокзала, который до недавнего времени предназначался только для белых . (1961 год)
. и утаскиваю за ноги чем-то им особенно не понравившегося негра (1961 год)
Устрашающий дорожный знак с изображением символики Ку-клукс-клана в окрестностях Монтгомери, штат Алабама (1961 год)
Черные дети, горделиво проходящие мимо белых детей (1962 год)
Белая женщина, молчаливо выражающая свое недовольство тем фактом, что рядом с ней за стойкой кафе устроилась черная девушка (1962 год)
Группа темнокожих устраивает уличный пикет против расовой сегрегации прямо посреди собравшейся вокруг нее толпы белых американцев (1963 год)
Белые посетители кафе издевательски обсыпают мукой и обливают напитками чернокожую девушку и двух ее сторонников, которые вопреки старым расистским традициям посмели усесться за стойкой (1963 год)
Белые посетители у входа в кафе бросают яйца и обливают напитками пикетчиков, мирно протестующих против открытых проявлений расовой дискриминации (1963 год)
Группа американских расистов в автомобиле с чучелом негра и надписью "Сохраним школы Бирмингема за белыми гражданами" (1963 год)
Горящий крест, подожженный представителями Ку-клукс-клана посреди площади в целях устрашения негров и сочувствующих им белых людей (1963 год)
Полицейские производят задержание активистки протестного движения чернокожих (1963 год)
Арест известного лидера американских негров Мартина Лютера Кинга во время уличной демонстрации (1963 год)
Цепь белых и черных демонстрантов, усевшихся прямо перед зданием мэрии Нью-Йорка (1963 год)
Американские пожарные поливают из брандспойта группу протестующих лиц в Бирмингеме, штат Алабама (1963 год)
Полицейский, избиевающий протестующего чернокожего в Гарлеме (1964 год)
Национальная гвардия занимается растаскиванием участников сидячей демонстрации в Кембридже, штат Мэриленд (1964 год)
"Автобус свободы" и сторонники создания чернокожим реальных возможностей для участия в выборах, выступают в их защиту и поддержку (1964 год)
Группа членов американской нацистской партии проводит пикет возле Белого Дома под лозунгами "Кому нужны эти негры" и против движения Мартина Лютера Кинга (1965 год)
Также смотри по данной теме другие материалы с тегами " США" и "Фото"
Сегрегация сейчас
Волнения и массовые вооружённые выступления чернокожих на юге США происходили и в 1970—80-е гг. Так, в Майами для подавления выступлений чернокожих неоднократно привлекалась национальная гвардия. Существует мнение, что расовая сегрегация не уходит из учебных заведений и сейчас. В докладе Проекта по гражданским правам Гарвардского университета 2006 года профессор Гэри Орфилд говорит: «Уровень сегрегации в стране поднялся до уровня конца 1960-х годов. Мы растеряли почти весь прогресс, достигнутый в ходе отмены сегрегации в городских сообществах».
Читайте также: