Куда сходить в карпогорах
С огромным интересом мы читаем книги о дальних странах, заучиваем таинственные названия, узнаем о высоких горах и жарких пустынях, бурных морях и пещерах, сказочных животных и растениях, о землетрясениях и извержении вулканов. А наш родной край кажется таким малоприметным, серым и скучным, что о нём и говорить, кажется, нечего. Лишь с возрастом человек начинает понимать и чувствовать скромную красоту родных лесов и полей, волнующую тихую голубизну наших рек и озер, видеть поэзию в названиях сел и деревень. Хотелось бы, чтобы открытие каждым человеком своего края состоялось как можно раньше, и интерес этот сохранялся как можно дольше!
Я считаю, что наш район обладает привлекательными природными и историко-культурными ресурсами для туризма – северным фольклором, сакральными святыми местами, родниковыми водами, геологическими и археологическими памятниками, музеями, народными самодеятельными коллективами, народными промыслами и ремеслами, знаменитыми людьми. Хотелось бы, чтобы о моей малой родине узнали как можно больше людей на Земле.
Ожидаемые результаты проекта
Я считаю, что мой проект посодействует в развитии туризма в районе, создаст информационный ресурс для реальных и виртуальных экскурсионных маршрутов, сделает доступным для широкого круга людей краеведческий, историко-культурный материал, накопленный краеведами, учителями, и просто людьми, увлеченными историей своего края. Поможет в проведении пешеходных, автомобильных и виртуальных экскурсий по родному краю.
Разработать путеводитель с описанием экскурсионных маршрутов по Пинежскому району (Карпогорскому кусту) Архангельской области.
- Собрать историческую справку о Пинежском районе.
- Систематизировать и проанализировать полученные сведения.
- Выявить достопримечательности нашей местности.
- Оформить презентацию.
Глава 1. Историческая справка
15 июля 1929 года при образовании Северного края РСФСР на территории Сурской, Карпогорской и Пинежской волостей бывшего Пинежского уезда Архангельской губернии были выделены два района: Карпогорский и Пинежский. А через тридцать лет, в 1959 г., они вновь были объединены в единый Пинежский район, но уже с центром в Карпогорах.
А потом пришли новгородцы. И уже в Уставе новгородского князя Святослава Ольговича от 1137 года в Заволочье (с XIV века Двинская земля) на реке Пинега названы его погосты – Вихтуй, Кегрела (Кеврола), Пинега.
Глава 2. Путеводитель по населенным пунктам
2.1.Карпогоры – районный центр Пинежского района
Путешествие по Пинежью необходимо начать с районного центра Пинежского района – села Карпогоры, которое является и административным, и культурным центром района. Датой основания села можно считать найденные сведения в Писцовой книге Кеврольского уезда 1623 г., где упоминается «погост на Карповой горе».
Постепенно дома и хозяйственные постройки переместились дальше от берега: жители убедились, что там преобладают неплодородные почвы.
Название села старожилы связывают с именем первопоселенца Карпа . Есть и другие версии происхождения. Например, в южно-европейских языках слово «карп» означает камень, скала. Таким образом, Карпова гора – скалистая, каменная гора. (Так оно и есть на самом деле)
В начале ХХ века Карпогоры были центром Никитинской волости Пинежского уезда. На одной улице протяженностью около двух километров стояли 96 домов. В селе было две церкви: каменная и деревянная. Действовали церковно-приходская школа и больница.
Дом купца Щепоткина — здание детского сада «Тополек». Дом принадлежал купцу Григорию Степановичу Щепоткину и его жене Наталье Ивановне. Дом имеет несколько входов. Здесь раньше размещалась жилая часть, а хозяйственные помещения находились в постройках неподалеку, так называемых людских корпусах, находившихся на заднем плане. В 1930-х в этом здании размещалась семилетняя Карпогорская школа крестьянской молодёжи. Здесь учился будущий писатель Фёдор Александрович Абрамов. Рядом с «Топольком» находится известный магазин — «Универмаг». До революции это был магазин того же Щепоткина. Само здание —своеобразный образец так называемой «городской» культуры. Многие элементы и детали здания представляют определенный интерес. Например, добротные металлические двери и ставни. На водосточных трубах прорисовывается резьба по жести .
Семейный музей Галины и Виктора Мёрзлых начался со сбора семейных реликвий для своих детей и начал функционировать с 2012 года.
В 2013 году во дворе своего дома Виктор Васильевич открыл скульптурную композицию, посвященную крестьянам Пинежья: подкова, борона, плуг и другие бесхитростные инструменты, полностью воссоздав ступенчатую историю от IX до XX века. Но постепенно уличная сельскохозяйственная композиция пополнялась экспонатами, и пришлось отвести «под старину» целую комнату. В музее отражена традиционная самобытная культура Пинежья, история района, жизнь семьи, рода, где ДОМ — не только сруб, строение и жилище со всеми его компонентами, а нечто большее — хранитель истории рода человеческого.
Ежегодно 12 июля в престольный праздник Петров день Петровская ярмарка встречает гостей со всех волостей.
Туристы и гости могут разместиться в гостевых домах и гостиницах, вкусно пообедать в уютных кафе и попутешествовать по Сказочному Пинежскому краю.
За рекой напротив Карпогор чуть выше по течению Пинеги раскинулось городище древней столицы Пинежья –Кевроль-города. Кевролу впервые упомянули в грамоте новгородского князя Святослава в 1137 году. Здесь находился центр распространения христианства во всем Заволочье: в XIV веке основан Воскресенско-Кеврольский монастырь (сгоревший в XVII). М.И.Мильчик пишет: «В начале 17 века вместе с образованием воеводства городок превращается в большой город. Он вытянулся с востока на запад по ровному и высокому месту почти на километр. С одной стороны границы – узкий и глубокий овраг, с другой – вырытый ров, как бы врезающийся в берег и соединяющийся в прошлом с рекой. С севера – лес и болото. От самой воды, от бревенчатой пристани по лугу поднималась в гору насыпная дорога. У самого обрыва, там, поднимается дорога, стоял воеводский двор – целый комплекс жилых и хозяйственных построек, среди которых возвышались хоромы». Всякий проплывающий с верховья и низовья реки не мог незамеченным миновать город-крепость, форпост Москвы в здешних краях. С купцов, торговавших мехами и рыбой, кеврольский воевода собирал дань и отправлял её московскому царю. В крепости были таможенная и приказная избы, торговые лавки и две церкви – Вознесенская и Благовещенская. К сожалению, до наших дней храмы не сохранились в первозданном виде: Вознесенская была разобрана при советской власти, а Благовещенская перестроена. О том, как они выглядели, можно судить только по старым фотографиям. Старожилы вспоминают: « Построены церкви были из лиственницы, без пилы, без гвоздей, одним только топором. Внутри лавки большие, в окнах – слюда, а между слюдою – проволочки. Перед церковью – чугунная ограда. Колокольня деревянная рядом высокая. Её потом тоже разрушили». Есть предположения, что в Кеврольском воеводстве существовала своя иконописная мастерская. XIV веком датируется Кеврольский Воскресенский монастырь, на месте сгоревших храмов которого были воздвигнуты обе церкви.
В лесу, в полутора километрах от Кевролы, в стороне от бетонной дороги, ведущей к деревне Немнюга, располагается сакральный комплекс, именуемый местными жителями Золотым ручьём: в него входит святой источник и обетные кресты. Ручей прямо из горы бежит и зимой в морозы не замерзает.
До сегодняшнего времени жители Кевролы сохранили пространственное деление деревни на околки (жилые микрорайоны): Грибово, Заозерье, Мурино, Харитоново, Старая Горка, Пестенниково, Трубкино, Новая Горка, Простоквашино, Зуево, Обросово, Василёвка, Поликарпово, Иванцево, Полой, Шубино.
В 1616 году образован Кеврольский уезд, который охватывал территорию бассейна реки Пинеги с притоками. По одной из версий название «Кеврола» (Кегрола) происходит от слова «каргу» и переводится как « медведь».
Акулина Владимировна Поликарпова – пинежская сказительница, уроженка деревни Кеврола (околок Поликарпово). Она была неграмотной, но рассказала собирателям устного народного творчества 26 сказок и побывальщин. От этой сказительницы записано много рассказов о прежней жизни: о первой керосиновой лампе, появившейся в их деревне, о первом
самоваре, о том, как учились заваривать чай, и т.п. Сказки и рассказы бабушки Акулины о прошлом записаны на магнитофонную плёнку в 1970 году и хранятся в кабинете русского языка Калининградского университета.
Многие жители деревеньки Юрос перебрались на жительство в Кевролу, когда эта отдалённая деревенька закрылась, не стала исключением и семья Тепловых. Поэтому Кеврольская школа носит имя М.Ф.Теплова, и во дворе школы установлен памятнику герою.
2.3 Ваймуша – ровесница Кевролы
Деревня Ваймуша находится в 7 километрах на юго-восток от села Карпогоры, расположена на живописном берегу реки Пинеги
ниже впадения реки Варда.
Первые упоминания о Кевроле в Уставной грамоте новгородского князя Святослава произошло в 1137 году, а деревня Ваймуша входила в Кеврольский стан, именно с этого можно вести счёт истории деревни Ваймуши. А на Ваймушском городище до 1471 года был административный центр города Кегроля (по мнению археологов).
Из писцовой книги 1623 года на Ваймуше стояло 12 дворов, в которых проживало 25 лиц мужского пола, взрослых и детей.
Также сохранилось предание, объясняющее название деревни:
2.4 Церкова Гора – центр гончарного ремесла
Жителей этого села называют в народе «черепанами». Откуда такое прозвище? Для объяснения этого нужно узнать, чем занимались жители раньше. А несколько семей делали глиняную посуду. Одна старушка (её все Дарочкой звали) хорошие крынки лепила, горшки, латки. Потом продавала их: на санках таскала. А как появилась техника, она свинец собирала, обжигала посуду, чтоб светлая была, блестела. И вот «накладёт и волокёт» своими силами. Люди покупали. Скорее всего, было такое, что и разбивалась эта глиняная посуда на черепки. Вот отсюда и прозвище – «черепана».
2.5 Шардонемь – «родина великого коммунара»
История названия деревни уходит корнями вглубь веков. Существуют разные версии объяснения названия.
Одна из них – легенда, рассказанная уроженцем Шардонеми
Борисом Алексеевичем Кузнецовым: « В далёкие времена ехал по левому берегу Пинеги по дороге, называемой «государевкой», воевода Кегрольский за чистой водицей к маленькой лесной речке Рамба. И увидел он на противоположном берегу реки, на заливном лугу, молодые парни играют в рюхи. Он заинтересовался их игрой и крикнул на всю округу: «Катись, шар, до меня!». «Шар до меня» постепенно превратилось в «Шардонемь».
Другая версия имеет научное объяснение. Деревня Шардонемь располагается в низине у устья реки Шарды, а «немь» в переводе с финно–угорского языка – равнина, расположенная в низком месте.
В книге «Краткое историческое описание приходов и церквей» читаем: «1843 год. В 142–х верстах от Пинеги и в 344-х верстах от Архангельска находится Чухченемский приход. Никитинская волость объединяет д. Частниковскую, селение Ерконемское, селение Кушкопальское, выселки Ура, деревня Юрас и селение Шардонемское, в котором 151 хозяйство, 811 человек, из них 428 мужчин. Образование Шардонемского прихода достоверно неизвестно».
Деревня Шардонемь гордится тем, что её жители стали героями рассказов Фёора Александровича Абрамова, северного писателя.
Ольга Андреевна Ряхина – прототип главной героини Филиппьевны из рассказа «В Питер за сарафаном». «…а в Питер-то я пешком хаживала.
–Пешком? – Пешком. – Отсюда, из Ваймуши? – Это деревня километрах в четырёх от Пинежского райцентра. – Подальше маленько. Вёрст десять ещё прибавь. Из Шардомени».
Анатолий Сергеевич Чугаев родился в деревне Шардонемь, окончил 7 классов Шардонемской школы. На фронтах Великой Отечественной войны с 1941 года. Командир роты 470-го стрелкового полка, капитан А.С. Чугаев отличился при форсировании Днепра. В ночь на 24 июня 1944 года с ротой переправился на правый берег реки в районе села Задрутье (Гомельская область). Его рота первая овладела шоссейной дорогой Жлобин – Рогачёв. За этот подвиг ему присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
Дом культуры расположен в бывшей Христорождественской церкви. Это памятник архитектуры 1832 года. Церковь с двумя престолами, тёплая, одноглавая, крестообразная. В 1891 году обшитая тёсом и окрашенная на средства святого Иоанна Кронштадтского. Само здание храма и иконостасы устроены на средства Веркольского монастыря. Колокола церкви до 1855 года висели на шести столбах. Но в 1855 году построена была первая восьмиугольная колокольня на средства прихожан. От слабого грунта и непрочного деревянного фундамента она покривилась, поэтому в 1892 году она была перенесена на новое место на запад от церкви (на этом месте сейчас здание старой начальной школы). Произведён ремонт на деньги, пожертвованные крестьянином Тюлевым и протоиереем Иоанном Кронштадтским.
В настоящее время в здании Дома культуры располагается музей крестьянского быта, руководит которым Вдовина Елена Петровна. В рамках проекта «Пинежье сказочное» Елена Петровна совместно с художественным коллективом «Сударушки» проводит интересные экскурсионные маршруты «В гости к амбарнику Прошке» и «Баня по-чёрному».
2.6 Шотова – зажиточное и богатое село
На высоком правом берегу Пинеги напротив места впадения в неё реки Покшеньги расположено одно из крупнейших и красивейших пинежских селений – Шотова Гора. Плывущему с реки она открывается величавым каменным Покровским собором, построенным в начале 20 века.
В писцовых книгах первое упоминание о деревне записано в 1623 году. Первоначально возник околок Подгорье (под горой расположен), затем Заручей (за ручьём). Потом Мезенцево (мез – между двух других околков). Далее по ручью Волге возникали другие деревни. Деревня Игошинская – теперь околок Вехорянка, деревня Боровская – теперь Боровая, деревня Носовская – Носовка, деревня Черлена Гора – Чернельница, деревня Залесская (расположена за леском) – Морозница. Первоначально деревня называлась Шетова Гора. «Шет» в переводе с кетского – ручей. Гора и ручей. Есть гора, на которой растёт реликтовая Богородская трава. Есть ручей Студенник с холодной родниковой водой, подмывающий гору снизу.
В прежние времена среди пинежан Шотова славилась как богатая деревня. Посреди деревни стоял просторный амбар-магазея, в котором на случай неурожая хранился неприкосновенный запас зерна, предусмотрительно отложенный деревенской общиной на посев будущего года. Имела Шотова собственные смолокуренный и кирпичный заводы, мельницы на ручье, торговые лавки, кузню. Выйти замуж за шотогора считалось большой удачей, о чём свидетельствует местная поговорка: «Хоть за подпору, да на Шотову Гору». Зажиточность шотогор проистекала из двух природно-экономических факторов. Именно в этом месте Пинеги полоса пойменных лугов особенно широка. Изобилие трав и близкое их расположение к усадьбам не только облегчало сенокосную страду (в других деревнях на сенокос ездили за десятки километров от дома), но и позволяло держать большое поголовье скота. Зимой и весной местные жители хорошо подрабатывали на лесном промысле, организованном уроженцами Шотовой братьями Кыркаловыми (здесь находилась их основная контора, регулировавшая заготовку и сплав леса по всей Пинеге и Кулою). Старожилы вспоминают их добрым словом, считая, что именно им были обязаны своим благополучием многие семьи. Ни в одной другой деревне не встретишь такого числа амбаров и двухэтажных домов-шестистенков.
О капиталах Кыркаловых (а в 1911 году они исчислялись 9 миллионами рублей) ходит немало легенд. Рассказывают, что один из братьев, Северьян, желая открыть своё торговое дело, убил и ограбил едущего из Архангельска в Мезень торговца пушниной и дичью. А другой из братьев, Артемий, обманным путём присвоил в архангельской компании «Сурков и Шергольд» несколько плотов леса (с этой целью он обрубил концы брёвен, где обычно ставилось клеймо владельца). Когда подлог был вскрыт, Артемий во избежании суда покончил с собой. Кыркаловы были крупными владельцами недвижимости и действовали с размахом: в Архангельске им принадлежало несколько лесопильных заводов, домов и бараков, выстроенных для рабочих, трудившихся на них; по Пинеге ходили винтовые пароходы – «Кевролец», «Храбрый Урал», «Смелый», перевозившие пассажиров и грузы.
Шотовогорский собор Покрова Пресвятой Богородицы каменный, темно-красным цветком распускается на просторном лугу, уходящем к реке Пинеге. Рядом с Покровским храмом сияет бревенчатая церковь Николая Чудотворца.
Лежат у обрыва на Шотовой горе односельчане. Крестьянские дети. Красные, ходившие в храмы. Те, чьи выжившие ровесники будут храмы разрушать, попадут под репрессии, сгинут в первой мобилизации 1941 года. Над ними багряным цветком распустился Покровский собор — построенный их отцами, восстановленный правнуками. Без него было бы совсем одиноко. И мертвым, и живым.
Знаменита Шотова и своими фольклорными традициями. Здесь родилась и жила одна из замечательных пинежских сказительниц – Ангелина Евдокимовна Суховерхова (её дом сохранился). Родилась в 1897 году в деревне Шотова Гора (Чернильнице). Всего сказительницей создано около 50 сказов. Темы её сказов разнообразны: о прежнем житье, о крае Северном, о войне, о Родине, космосе. Выступала в Государственном Северном русском народном хоре. Последние годы жизни жила на малой родине, там же и похоронена.
Организуя туристические маршруты в таких местах, как наш Пинежский район, мы можем много чего показать туристам: свежий воздух, натуральные продукты питания, родниковая вода, пешие прогулки, лыжные, велосипедные и автомобильные маршруты.
Считаю, что наш Карпогорский куст деревень достоин того, чтобы стать центром сельского туризма на Пинежье. Поэтому нужно создавать маршруты, привлекать людей для организации сельского туризма. Также в деревнях и районном центре много людей самых разных профессий и увлечений, много творческих людей, способных организовать различные развлечения на самом высоком уровне.
Таким образом, создав путеводитель, можно привлечь больше туристов в наш район, организовать экотуризм, сельский туризм, рассказать местным жителям о достопримечательностях родного поселка. Для местного населения это ещё и дополнительные рабочие места. Хочется видеть Карпогоры и близлежащие деревни центром туризма Пинежского района.
Карпогоры
Дом постройки 1903г. принадлежал купцу Щепоткину Г. С. и его жене. Внутренне устройство нетрадиционно для села: внутри на каждом этаже по большому коридору с дверьми в просторные комнаты. Дом имеет несколько входов. Здесь раньше размещалась жилая часть, а хозяйственные помещения находились в соседних постройках, так называемых людских корпусах, расположенных на заднем плане.В тридцатых годах в этом здании размещалась семилетняя карпогорская школа крестьянской молодежи. В этой школе учился писатель Фёдор Александрович Абрамов. Рядом с «Топольком» находится известный магазин – «Универмаг». До революции здесь размещался магазин того же Щепоткина. Само здание – представитель так называемой «городской» культуры. Это типичная архитектура провинции второй половины XIX века. Многие элементы и детали здания представляют определенный интерес. Например, добротные металлические двери и ставни. На водосточных трубах прорисовывается резьба по жести.
Координаты: N064 0.264, E044 26.218
Здесь остались немногочисленные отголоски прошлого, – старинные дома – которые в настоящее время достойны положения музейного экспоната. На улице Ф. Абрамова, Ленина есть уголки старинной застройки - самые красивые места районного центра. Гребень крыши домов венчает охлупень в виде коня (конек), который придает дому особую величавость и устремленность ввысь.
Координаты: N063 59.801, E044 26.884
Один из самых первых в Архангельской области. Здесь все желающие могут овладеть навыками ткачества, плетения поясов, лоскутного шитья, резьбы и росписи по дереву. Работы мастериц представлены во многих музеях России и зарубежья. Важная часть деятельности Дома – популяризация традиционных пинежских промыслов: с этой целью регулярно проводятся стационарные и передвижные выставки как внутри района, так и за его пределами. В доме народного творчества собирают, сохраняют и распространяют традиционные ремесла, бытовавшие на Пинежье.
Режим работы: с 9.00 до 17.15. Обед с 13.00 до 14.00. Выходной - суббота, воскресенье.
Адрес: Карпогоры. ул. Абрамова дом 45 "А". Телефон: 2-11-38.Координаты: N063 59.938, E044 26.534
Деревянная домовая церковь, действующая. Построена в 1997 году.
Координаты: N063 59.919, E044 27.064
Подворье Свято-Артемиево Веркольского мужского монастыря в с.Карпогоры открыто в 2000 году. Регулярно по воскресным и праздничным дням совершается Божественная Литургия. Совершаются таинства крещения, исповеди, венчания, соборования и освящения учреждений, жилых домов и помещений.
Координаты: N063 59.923, E044 27.084
Действующая деревянная церковь. Построена межу 2004- 2007 годами.
Координаты: N063 59.756, E044 26.681
Деревянная церковь с Никольским приделом, построенная в 1910-1912. Вытянутый вдоль поперечной оси четверик с алтарем и небольшой трапезной, с отдельно стоящей колокольней XIX в. Отличалась оригинальным завершением основного объема - четыре малые главки по углам и небольшой малый четверик, увенчанный тремя поставленными в ряд бочками с шатриками - по центру. Боковые приделы Артемия Веркольского и Никольский. Закрыта в кон. 1930-х, венчания сломаны. Использовалась как школа, в настоящее время занята под клуб.
Нравится Показать список оценивших
Нравится Показать список оценивших
Лидия Тараканова
TEMP_TRIM_1632398117028.mp4
1 182 просмотра
Нравится Показать список оценивших
Лидия Тараканова
Золотая осеньНравится Показать список оценивших
21 сентября 2021 года, коллектив Центра Досуга села Карпогоры приняли участие в подготовке и проведении VII профессионального форума "Калейдоскоп профессий"
Нравится Показать список оценивших
Нравится Показать список оценивших
Сначала интересные
Нравится Показать список оценивших
Откройте для себя направление Карпогоры
Места, которые необходимо увидеть, маршруты, которыми стоит пройти, и фирменные развлечения.
Литературно-Мемориальный Музей Федора Абрамова
Исторические музеи
Свято-Артемиево Веркольский мужской монастырь
Религиозные достопримечательности, Церкви и соборы
Иоанно-Богословский Сурский монастырь
Религиозные достопримечательности, Церкви и соборы
© TripAdvisor LLC, 2021 г. Все права защищены.
Условия использования Заявление о конфиденциальности и файлах cookie Согласие на использование файлов cookie Карта сайта Как работает сайт
Эта версия нашего веб-сайта предназначена для пользователей из страны Россия , для которых основным языком является Русский . Если Вы живете в другой стране или регионе, выберите соответствующую версию Tripadvisor для своей страны или региона в выпадающем меню. подробнее
Очаровательный Крайний Север: древнее северное село Карпогоры в Архангельской области со старинной улицей «деревянных коней»
В конце августа 2019 года мы более двух недель колесили по Архангельской области. Это была одна из самых интересных и насыщенных поездок за последнее время. Она прошла в рамках пятого выезда проекта «Открывая Серебряное ожерелье» . Множество удивительных мест стали для меня настоящим открытием: потрясающие северные деревни Кимжа , Кильца , Веркола , Погорелец . Специально выделяю их ссылками, прочтите и вы. Не меньшее впечатление оставило северное Пинежье.
Очаровательный Крайний Север: древнее северное село Карпогоры в Архангельской области со старинной улицей «деревянных коней»Пинежский район относится к районам крайнего Севера. На его территории множество заповедных земель, красивых рек и озёр.
Очаровательный Крайний Север: древнее северное село Карпогоры в Архангельской области со старинной улицей «деревянных коней» Очаровательный Крайний Север: древнее северное село Карпогоры в Архангельской области со старинной улицей «деревянных коней»Село было основано в XIV—XV веках , сейчас в нём проживает около пяти тысяч жителей.
Очаровательный Крайний Север: древнее северное село Карпогоры в Архангельской области со старинной улицей «деревянных коней»Дорога от Архангельска до Карпогор действует круглый год, но в период дождей или по весне пройти по ней смогут лишь машины повышенной проходимости. Размывает.
Очаровательный Крайний Север: древнее северное село Карпогоры в Архангельской области со старинной улицей «деревянных коней»Мы, кстати, пару раз за этот выезд попадали в дожди и приходилось преодолевать немало километров по расквашенным грунтовкам, но то уже совсем другая история. Нам вроде как приключение с примесью лайтового экстрима, а ведь для тех, кто там живёт — обыденность, весьма суровая порой.
Очаровательный Крайний Север: древнее северное село Карпогоры в Архангельской области со старинной улицей «деревянных коней»Но ни один из тех жителей Севера, с которым мы встречались и общались, не пожаловался на судьбу или тяготы жизни.
Очаровательный Крайний Север: древнее северное село Карпогоры в Архангельской области со старинной улицей «деревянных коней»Я вообще после той экспедиции была под большим и очень сильным впечатлением от северных мужественных людей. Надо бы сделать пару публикаций на эту тему.
Рестораны Карпогор Karpogory
Обновление карты приостановлено. Увеличьте масштаб, чтобы увидеть обновленную информацию.
Изменить масштаб
Обновление карты…
Вернуться в режим карты
Тип заведения
Вкусно и недорого
Сортировать по:
Самые высокие оценки
Вы уменьшили масштаб настолько, что не можете увидеть флажки. Увеличьте масштаб.
Хотите искать за пределами г. Карпогоры? Там есть хорошие предложения.
Расширьте область поиска.
Хотите искать за пределами г. Карпогоры? Там есть хорошие предложения.
Расширьте область поиска.
© TripAdvisor LLC, 2021 г. Все права защищены.
Условия использования Заявление о конфиденциальности и файлах cookie Согласие на использование файлов cookie Карта сайта Как работает сайт
Эта версия нашего веб-сайта предназначена для пользователей из страны Россия , для которых основным языком является Русский . Если Вы живете в другой стране или регионе, выберите соответствующую версию Tripadvisor для своей страны или региона в выпадающем меню. подробнее
По улицам Карпогор
Проезжая по улицам с.Карпогоры, вы познакомитесь с историей села, которое начиналось с избушки охотника Карпа, деревни Карпова Гора, а затем селения Карпогоры. Услышите рассказ об удивительных людях, именами которых названы улицы села, познакомитесь с достопримечательностями с.Карпогоры, его памятниками, увидите главное украшение села – деревянный храм Петра и Павла. Пройдя по улице «деревянных коней», насладитесь старинной крестьянской архитектурой пинежских домов-великанов.
Адрес
Архангельская область, Пинежский район,
село Карпогоры, ул. Ф.Абрамова, 45а
МБУК «Карпогорский культурный центр»
МО «Пинежский район»
Куда сходить в карпогорах
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Нет аккаунта? ЗарегистрироватьсяЕздил на Среднюю Пинегу, в Карпогоры. Почти всю Архангельскую область объездил, а на Пинеге ранее ни разу не довелось побывать. Пока Москва и Киев задыхались в снежных сугробах, на Пинеге ночью морозило до минус двадцати пяти, днем теплело до минус десяти, и с утра до вечера светило яркое солнце. Хорошо на Севере в марте!
Добираться до Карпогор просто, из Архангельска туда каждый день ходит поезд. Ехать надо пять с половиной часов.
Архангельск – Карпогоры – 16:30 – 22:10
Карпогоры – Архангельск – 23:35 – 05:10
Плацкарт без белья стоит 413 рублей, плацкарт с бельем – 524 рубля.
Пинежский район почти полностью дотационный, но в райцентре особого уныния не заметно. Тут и милиция, и прокуратура, и налоговая, и лесозаготовители, т.е люди с деньгами. Есть деньги – есть торговля, есть магазины. В окрестных селах хуже. После того, как в девяностые «загнулись» бывшие совхозы, работы там не стало. Люди или ездят на работу из сел в райцентр, или строят здесь дома, и перебираются из сел в райцентр. У кого есть деньги на строительство, конечно.
Памятник Ленину в Карпогорах на удивление скромен, даже не во весь рост. Сразу вспомнилось: «Искристым снегом серебрится его бобровый воротник».
Главная улица Карпогор – улица Федора Абрамова. Дома на ней стоят – о-го-го!
Но возраст зачастую берет свое, и другие дома смотрятся похуже. Одна половинка начинает отъезжать от другой, и чтобы в комнатах не дуло, образовавшуюся щель закрывают досками и рубероидом.
Параллельно улице Федора Абрамова идет улица Ленина. Сайдингом старинные дома в Карпогорах пока не обшивают, но хозяева одной из квартир дома №4 пластиковые окна себе поставили.
Очень интересное место в Карпогорах там, где улица Ленина смыкается с улицей Федора Абрамова. Правда, картину портят бетонные столбы и довольно уродливые светильники.
Это место на фотографии второй половины восьмидесятых годов.
Фотоальбом «Заповедный Север» (Москва, 1987 г.).
Есть в Карпогорах и такие наивно-простодушные заведения (сама парикмахерская не здесь, в доме, а это пристройка к дому). Главное ведь что и для мужчин, и для женщин? Постричься, и по возможности не очень дорого, а если заведение простое, не пафосно-гламурное, так там и арендная плата поменьше, и с посетителей три шкуры не дерут.
Бревенчатую стену одного из домов облюбовали воробьи, греющиеся на мартовском солнце.
Этот индивидуалист устроился отдельно от всех («Чёрт, когда же придет весна?»).
Рейсов из Архангельска и по соседним деревням нет уже лет двадцать, но аэродром остается рабочим. Есть даже ООО «Карпогорское авиационное предприятие». У авиапредприятия есть своя заправка. Видимо, выживают за счет продажи бензина и дизеля, может быть, машины и тракторы сдают в аренду.
Аэродром рабочий, может принимать маленькие самолеты. Больного в Архангельск вывезти можно, если будет такая необходимость.
Бедняга АН-2… Отлетался!
Ближе к самолету подходить не стал, не хотелось пробиваться к нему по колено в снегу.
Рыночный «пятачок». Торгующих было мало. Одна женщина продавала воронежский мед, в двух местах продавали рыбу и свинину.
Почитаем, что написано на картонках (цена за один килограмм). Орфография сохранена.
Форель (Онега) - 350 руб.
Семга (Онега) – 340 руб.
Палтус тушка потрашенный – 290 руб.
Сиг (Нарьян-Мар) – 230 руб.
Корюшка (Мезень) – 200 руб.
Окунь – 190 руб.
Камбала – 140 руб.
Треска мелкая свежая вылов февраль 2013 г. – 120 руб.
Головы палтуса – 120 руб.
Пикша – 120 руб.
Горбуша (Мезень) – 110 руб.
Навага (Мезень) – 100 руб.
Зубатка синяя – 80 руб.
Беломорская селедка – 60 руб.
Свинина (Вологда) лопаточная часть – 230 руб.
Чуть в стороне местный мужик продавал свою свинину. Куски он рубил на небольшом чурбачке, а собаки, не обращая внимания на лежавшее на столике мясо, терпеливо ждали, когда он кончит махать топором. После этого они подходили поближе, и аккуратно подбирали то, что упало на снег.
Собаки в Карпогорах спокойные, я ни разу не заметил у них даже намека на агрессию, но из районной газеты «Пинежье» узнал, что собаки кусаются и на Пинеге. И не только собаки.
Возле домов тот тут, то там, лежат кучи дров. Какие-то уже расколоты, какие-то еще нет. В деревне еще в детстве узнал, что в морозную погоду дрова колоть лучше всего, потому что древесина мерзлая, и сама себя рвет. Тюкнул – и чурка сразу надвое!
Обычный карпогорский дворик.
Днем снег медленно сползал с крыш, но не успевал упасть, потому что ночью подмораживало до минус двадцати пяти, и он приобретал причудливые формы.
Памятник погибшим в Великой Отечественной войне установлен не совсем обычно, в самом конце улицы Октябрьской, на окраине, и давно требует ремонта.
Заметка из газеты «Пинежье». Да, народ в маленьких деревнях выкручивается как может, но в больших селах, в которых я побывал, все дороги вычищены почти идеально.
Поездка в Карпогоры
Поездка в Карпогоры.
Одно из моих туристических пожеланий – побывать на родине Фёдора Абрамова, писателя, сумевшего в своих произведениях передать чистую душу, своеобразие и особенность северян.
Я люблю свой дом… Нет краше места, чем угор, на котором стоит он.
В туристическом агентстве Архангельска огорчили, сказав, что экскурсии по данному маршруту не проводятся: «Хотите – езжайте самостоятельно». Вот-те раз! А как же информация в интернете? Не соответствует действительности?
Я помчалась на железнодорожный вокзал, поезд отходил через час, за билетами – сумасшедшая очередь.
В вагоне – невыносимая духота. Девчонка-соседка беспрерывно болтала по телефону, не слышать ее было невозможно: она подробно описывала жизнь последнего дня: шаг за шагом, очень подробно и обстоятельно, с большим вдохновением обговаривался каждый бытовой штрих.
Поговорили бы о книге, фильме, о тенденциях современной моды, или хотя бы о проблемах юриспруденции (девушка, как выяснилось, была студенткой юридического факультета). В общем, в течение пяти часов пути о духовном не было сказано ни слова.
Однако, не все так запущено в нашем царстве-государстве. В вагоне один ряд сиденьев смотрит в одну сторону, второй в другую, то есть пассажиры сидят лицом к лицу. В руках напротив сидящей девушки увидела книгу Эрика Берна «Игры, в которые играют люди», которая много лет назад на многое открыла мне глаза. Юная пассажирка с увлечением ее читала.
А за окном запоздало цвела сирень. Какое же чудо сотворила природа, одарив нас необыкновенными фиолетовыми гроздьями. Глаз радовала и незапыленная буйная зелень, которая в начале июля все еще оставалась молодой яркой, не уставшей от северного ветра.
Карпогоры
Поезд встречали таксисты, и с одним из них я отправилась в недолгое путешествие. Как выяснилось, шофер Сергей – бывший военный, вернее тюремный надзиратель, обаятельный, все-знающий, гостеприимный житель Карпогор. Товарищ еще тот, что называется, себе на уме. Все нюансы и тайны села первому встречному, то есть мне, не расскажет, а на каверзные вопросы глубокомысленно промолчит. Покажет все лучшее, что есть в Карпогорах: улицу деревянных коней, небольшой сквер, облюбованный во все времена года художниками. Они подолгу сидят за мольбертами и любовно вырисовывают величаво устремленных ввысь коньков. Продемонстрирует огромный медицинский комплекс, детский городок, купеческий дом XVII века, но промолчит водитель о музыкальной школе, которая ютится в худющем, покосившемся домишке.
С уважением и преклонением поведал Сергей о священнике, который упокоился возле новой церкви, возведенной им с нуля. – Светлая память, – повторил несколько раз мой собеседник, заставляя и меня проникнуться величием и святостью этого человека.
А как же быть карпогорцам? Им куда деться? Конечно же, туризм: рядом Веркола – родина Фёдора Абрамова (впрочем, нынче литература мало кого волнует, к сожалению).
А что, если сельский туризм? Наверняка найдутся желающие испытать себя в условиях «троеборья» – вода, дрова, помои. Впрочем, не мне искать пути возрождения Карпогор, частенько, по словам таксиста, наведываются в село областные депутаты. – Помогают? – спрашиваю.
– Доброе слово да внимание – тоже приятно, – отвечает таксист-дипломат.
Дом на угоре
«Я люблю свой дом… Нет краше места, чем угор, на котором стоит он».
«В этом доме – моя душа, мое сердце», – признавался писатель.
Таксист за одну тысячу четыреста рублей согласился домчать меня до Верколы и сразу обратно, чтобы успеть на уходящий в Архангельск поезд. В общем-то мне хотелось вдохнуть абрамовский воздух, взглянуть на знаменитый угор, увидеть Верколу. Все остальное в книгах Фёдора Абрамова, в его дневниках, письмах, размышлениях, которые глубоко тронули меня.
За облепленным комарами окном машины – странные фиолетовые облака, скромные, щемящие душу пейзажи. Давно в моей жизни не было такой необычной, запоминающейся белой ночи с фиолетовым оттенком. Мы стремительно неслись по местам, которые явили миру Фёдора Абрамова, приближаясь к Верколе, где родился, жил и похоронен самобытный писатель земли северной (1920–1983).
Открытый в 1985 году в здании бывшей школы литературно-мемориальный музей Фёдора Александровича по ночам, естественно, не работал. Дай Бог, побываю в нем, а сейчас – экспромт, разведка, осуществление давней мечты. Где он, Абрамовский угор? Где тот знаменитый дом в Верколе, о котором так мечтал писатель, купив в 1974 году старую, нежилую избу и переделав ее в дом, доставлявший и радость (стоит на самом красивом месте), и огорчение («дом не срублен из новых бревен, а собран из старья»).
Бросается в глаза постоянно звучащая в записках и дневнике мысль Фёдора Абрамова: «…дом-то мой едва ли не самый бедный в деревне». Комплексовал, похоже, певец земли пинежской. Зачем? Зря.
«Пинега – это моя почва», – признавался писатель и приезжал в родные края, на свой угор почти каждое лето. Много работал, встречался с земляками, думал о смысле жизни, о судьбе России, о вечных вопросах человечества.
Это она, Люся, донесла до нас размышления, сомнения, пред-остережения писателя, звучащие чрезвычайно актуально и сегодня.
«Россия еще не выстрадала себя?» «Немца на войне не боялись, а своих чиновников боимся» (3.10.1978).
«Как избежать участия во всеобщем спектакле холуйства» (23.04.1979).
«Воруют, грабят, растаскивают страну» (28.12.1981).
«Литература на Руси все: и философия, и политическая трибуна».
Немногие деревни в нашей стране могут похвастаться тем, что жил среди них известный писатель. «Сердце мое в сердце с моими земляками, душа в душу». «У меня нет сына. Мое дерево бесплодно. От него не пойдут молодые побеги. Но появится же однажды мальчик в Верколе, который с изумлением скажет: вот здесь он жил, вот здесь он ходил, вот здесь он купался… И для этого мальчика я больше, чем породивший его отец» (6.12.1974).
Поездка на Печору
Мечта Фёдора Абрамова – побывать на Печоре, в Пустозерске. Думаю, интерес писателя к неистовому Аввакуму понятен и естественен. Поэтому путешествие на Печору в августе 1981 года, да еще в компании известного критика, нашего земляка Александра Михайлова, была ярким событием в жизни Фёдора Александровича.
«И вот Печора, к которой я столько лет рвался. Могучая река. И дикая. Луга, заросшие ивняком, песчаные пологие берега».
«Невероятные просторы, суровость и дикость первозданная и необыкновенное человеческое тепло – вот что такое Север», писал Фёдор Абрамов.
Но знакомство и беседы с людьми сгладили мрачные впечатления от поездки в округ.
А еще Фёдор Абрамов из далекого уже 1981 года, выступая перед журналистами и членами литературного объединения «Заполярье», обращается непосредственно к нам с вами: «Вы работаете и живете в трудных условиях. У вас действительно богатый край, богатая своеобразная и яркая история, и вы можете гордиться своей землей. Так дорожите же тем, что у вас есть! К общей вашей пользе и к пользе всей русской культуры».
«К пользе всей русской культуры», вот так-то: не больше не меньше.
Мне кажется, завет знаменитого русского писателя выполняется, и мы действительно бережем свою землю и гордимся ею.
Но возвратимся на пинежскую землю. Не знала я, что деревня Сура Пинежского уезда Архангельской губернии родина Иоанна Кронштадтского «великого молитвенника, чудотворца и прозорливца» (о нем в очерке «Кронштадт – коронный город»).
С Абрамовского угора виден Артемиево – Веркольский мужской монастырь. И у него богатая, интересная история. Стоя на угоре, я впервые услышала, как перешептываются березы, шелестя листьями то нежно и ласково, то ворчливо и укоризненно. Это герои Абрамова таинственно и беспокойно разговаривали со мной.
Читайте также: