Как поехать трудником на соловки
<"format":"leaflet","minzoom":false,"maxzoom":false,"limit":50,"offset":0,"link":"all","sort":[""],"order":[],"headers":"show","mainlabel":"","intro":"","outro":"","searchlabel":"\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b","default":"","import-annotation":false,"width":"auto","height":"350px","centre":<"text":"","title":"","link":"","lat":49.48719679999999954134182189591228961944580078125,"lon":31.271832100000001020134732243604958057403564453125,"icon":"">,"title":"","label":"","icon":"","lines":[],"polygons":[],"circles":[],"rectangles":[],"copycoords":false,"static":false,"zoom":3,"defzoom":14,"layers":["OpenStreetMap"],"image layers":[],"overlays":[],"resizable":false,"fullscreen":true,"scrollwheelzoom":true,"cluster":false,"clustermaxzoom":9,"clusterzoomonclick":true,"clustermaxradius":80,"clusterspiderfy":true,"geojson":"","clicktarget":"","showtitle":true,"hidenamespace":false,"template":"","userparam":"","activeicon":"","pagelabel":false,"ajaxcoordproperty":"","ajaxquery":"","locations":[,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,],"imageLayers":[]>
О зимовке
Когда есть учёба и работа, когда что-то ведёт по жизни, не задумываешься о многом. Я закончил МГУ, отслужил после этого в армии, начал жить отдельно от родителей и в какой-то момент поймал себя на мысли, что не знаю, куда двигаться дальше. Становиться переводчиком мне не хотелось, а чувство неопределённости и невозможности реализоваться всё росло. В какой-то момент мне стало так гадко внутри, что я собрал вещи и поехал в Соловецкий монастырь. Думал, что еду на лето, а в итоге остался зимовать.
Лето — это лайт-версия. Я бы даже сказал — каникулы с определённым интересным опытом. Но зимой Соловецкий остров погружается совсем в другую жизнь. Добраться сюда можно только на самолёте, поэтому большого потока людей нет. Остаются только 600–700 местных жителей и монахи. Да и искушений меньше.
Когда я приехал, меня назначили помощником дояра и поручили убирать навоз. Если честно, сначала у меня не очень получалось, глаза сильно резало от этого запаха. Но потом как-то привык, втянулся. Именно тогда я впервые почувствовал себя действительно нужным. В Москве работаешь в большой компании и иногда даже не понимаешь, что и зачем делаешь. Из-за этого внутри какая-то нереализованность, ненужность. Такое ощущение, что ты не на своём месте. Думаю, у многих так. А в монастыре вроде делаешь простую работу — убираешь навоз или моешь посуду — но чувствуешь, что нужен. Это даёт невероятное ощущение гармонии.
В эту же поездку я неделю прожил в скиту вместе с одним монахом. Наш скит был похож на заброшенный дом и находился на отдельном острове. Мне очень хотелось посмотреть на Белое море зимой, и я отправился на лыжах на гору Фавор, с которой открывается красивый вид. До этого я ни разу на лыжах не катался, но как-то добрёл. Чтобы достичь горы, нужно было пройти по замёрзшему морю — честно скажу, было страшновато. Снег валил хлопьями, вокруг всё белое-белое, и вдалеке как будто ничего, кроме этой белизны, нет. Я помню это странное ощущение — вокруг, в огромном пространстве, кроме меня и ещё одного человека, никого нет. В ушах звенело от тишины.
Именно зимой на Соловках ко мне пришли мысли о том, что делать дальше. Мне кажется, там каждому даётся возможность взглянуть на себя и на жизнь по-новому. Но только возможность, условие. Это не значит, что ты приедешь в монастырь и сразу всё переосмыслишь.
Когда я приехал, меня назначили помощником дояра и поручили убирать навоз. Если честно, сначала у меня не очень получалось, глаза сильно резало от этого запаха
Как поехать трудником на соловки
- Географическое расположение
- Град монастырский
- Из истории обители
- XV век
- XVI век
- XVII век
- XVIII век
- XIX век
- начало XX века
- Соловецкий лагерь и тюрьма
- Школа юнг
- Восстановительные работы
- Просветительская деятельность
- Выставки
- Кресторезная мастерская
- Воспоминания соловецких узников
- Собор Соловецких святых
- Подвижники благочестия
- Новомученики и исповедники Церкви Русской
- Духовенство на Соловках в годы гонений
- Мощи
- Прп. Зосимы, Савватия и Германа
- Свт. Филиппа
- Свт. Маркелла
- Свмч. Петра
- Древние образы
- В годы лихолетья
- В Московском Кремле
- Священноархимандрит
- Наместник и игумен
- Интервью насельников
- Проповеди
- Беседы о проблемах личности
- Исповедь
- Соловецкий листок
- Ответы пастыря
- Ответы пастыря (аудио)
- Общие сведения
- Паломническим группам
- Индивидуальным паломникам и трудникам
- Паломнические экскурсии
- Проживание и питание на Соловках
- «Паломничество на Острова спасения»
- Записки паломников
- Соловецкие сказы
- События
- Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Расписание богослужений
- Паломническая служба
- Фотографии и отзывы
- Пошивочная мастерская
- Публикации
Памятка для индивидуальных паломников и трудников, собирающихся посетить Соловецкий монастырь во время паломнического сезона с 1 июня по 30 сентября
Для всех желающих совершить паломничество в Соловецкий монастырь есть общее благословение священноначалия монастыря. Индивидуальное благословение на паломничество испрашивать не нужно. Паломники имеют возможность участвовать в монастырских богослужениях и посещать святые места Соловецкого архипелага с помощью паломнической службы Соловецкого монастыря. Размещение и питание индивидуальные паломники организуют самостоятельно (полезные советы содержатся в разделе «Проживание и питание на Соловках»).
Священнослужитель при желании может разместиться бесплатно в самом монастыре. Священнослужителю необходимо при себе иметь документы от правящего Архиерея о том, что он не находится под запрещением. Просим также священнослужителей быть облаченным в соответствующую их сану одежду.
В связи с ограниченным количеством мест, в монастырских гостиницах проживают только организованные паломнические группы от приходов и трудники обители. Места в монастырских гостиницах для индивидуальных паломников заранее не бронируются, но при наличии свободных мест предоставляются на срок до 4-х дней. Условия проживания: комнаты на 6–10 человек, удобства в коридоре.
Судоводители, механики, матросы для работы на монастырских судах, водители автобуса, повара, экскурсоводы могут быть приняты на работу в паломническую службу Соловецкого монастыря на весь летний сезон за оплату после собеседования и успешной работы в течение испытательного срока при наличии документов, подтверждающих их квалификацию.
Воцерковленные православные христианине (регулярно причащающиеся Святых Христовых Таин), не имеющие вредных привычек (курение, алкоголь) и желающие в летний период (с 1 июня по 30 сентября) от 1 недели до 3 месяцев потрудиться в Соловецком монастыре во Славу Божию, живя по монастырскому уставу, ежедневно посещая все церковные службы, могут приехать в монастырь и обратиться к Благочинному монастыря или его помощникам.
Женщина-трудница может потрудиться в Соловецком монастыре в период с 1 июня по 20 сентября, если она православная христианка, может посвятить трудам не менее 10 дней и готова следовать правилам монастырского общежития. Женщины-трудницы посещают богослужения по желанию.
Проживание в комнатах по 8–10 и более человек, питание 3 раза в день. Проживание и питание бесплатное. Постельное бельё выдаётся, но можно и свое взять, пригодится на подворье в Кеми.
В выходные и праздничные дни можно поучаствовать в паломнических экскурсиях по святым местам Соловецкого архипелага.
Документов трудникам, кроме паспорта, полиса медицинского страхования и водительского удостоверения (если есть), не требуется. Напоминаем, что пребывание паломников и трудников в Соловецкой обители несовместимо с курением, употреблением алкоголя и другими вредными привычками.
Структур для реабилитации алкогольно- и наркозависимых обитель не имеет.
Ввиду островного положения монастырь также не имеет возможности принимать в качестве трудников людей, нуждающихся в психиатрической помощи или требующих психиатрического наблюдения.
Проезд до Соловков:
Железнодорожным транспортом – до станции Кемь, Мурманского направления. От ж/д вокзала до конечной остановки в поселке Рабочеостровск (10 км) – автобусом №1 (или маршруткой, или, если найдутся попутчики, частной машиной). Здесь находятся подворье Соловецкого монастыря и морская пристань, от которой отходят катера на Соловки. Монастырский катер обычно отправляется в 7:00 часов утра, кроме воскресных дней. Рейсовый катер отходит ежедневно в 8:00 и 12:30. Могут быть и другие, надо сразу узнать на пристани как только окажетесь в Рабочеостровске.
На Соловках мужчины-трудники подходят к дежурному в монастыре, женщины-трудницы обращаются лично или по телефону к представителю паломнической службы.
Обратите внимание, что на острове из мобильных операторов работают только «МТС» и «Мегафон».
Соловецкий монастырь приглашает сотрудников на должности
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь приглашает сотрудников на должности:
– повара;
– помощника повара;
– работника зала (трапезария);
– работника мойки;
– работника по уходу за огородом и теплицами;Монастырские пожелания к соискателям:
1. Воцерковлённость или желание воцерковиться;
2. Отсутствие вредных привычек;
3. Послушание ответственному лицу
4. Желание трудиться, ответственность, добросовестность, честность в работе, бережное отношение к монастырского имуществу;
5. Доброжелательность, умение работать в команде;
6. Для поваров опыт работы и знание своего дела обязательны.Условия работы и проживания:
• Проживание и питание бесплатно;
• Оплата проезда после трех месяцев работы или в случае трудоустройства;
• Посещение богослужений по договоренности;
• Экскурсии по монастырю, скитам и пр., достопримечательностям бесплатно.Данная работа будет прекрасной возможностью потрудиться на живописном северном острове в Соловецком монастыре, который входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, приобщиться к святыне, приобрести много новых друзей и познакомиться с историей этого удивительного места, и при этом получить достойную заработную плату.
После испытательного срока возможно трудоустройство на постоянной основе.
О жизни в Москве
Мне 27 лет. Всю свою жизнь я прожил в Москве: родился на Арбате в доме со львами, там же неподалёку ходил в школу, где когда-то училась и моя мама. Не могу сказать, что я рос в очень религиозной атмосфере. Мой отец — военный, который преподавал курсы дарвинизма в училище и был заядлым атеистом. А в 36 лет в силу неизвестных мне обстоятельств он внезапно пришёл к вере и покрестил меня. Мне тогда было восемь.
Я закончил французское отделение Высшей школы перевода МГУ. К Франции у меня любовь с детства: сначала ездил туда в языковые лагеря, а потом и самостоятельно довольно много путешествовал. Не могу сказать, что вёл необычный образ жизни. Как и многие, работал в довольно крупных компаниях, банках, но в то время не знал, чем хочу заниматься, поэтому нередко чувствовал себя не на своём месте. Честно говоря, именно это чувство потом сыграло немалую роль в моём решении уехать на Соловки.
Уезжать в монастырь я, конечно, не планировал. Если бы мне кто-то сказал, что это случится, я бы, наверное, не поверил. Но произошло так, что на последнем курсе вуза отец привёл меня на Соловецкое подворье в Москве. Я начал ходить туда регулярно, потом привёл своего друга. В один прекрасный день он мне сказал: «Жень, а почему бы нам не съездить на Соловки? Недели на две, потрудничать?» Мы решили поехать, и начиная с 2008 года я был на Соловках несколько раз.
Многие думают, что религиозные люди не развлекаются, но это не так. Я, например, очень люблю футбол: в университете даже собрал свою команду и стал лучшим бомбардиром дивизиона. В свободное время могу и в пабе с друзьями посидеть.
Я очень люблю Москву: Арбат, район Университета, парк Горького и, конечно же, столовую в Библиотеке имени Ленина, где просто замечательная запеканка. Но при этом Москва для меня довольно тяжёлый город, где всё находится в непрерывном движении. И как бы я ни любил столицу, иногда мне хочется уехать в более умиротворённую обстановку. В этом плане лучше Соловков я ничего не встречал.
Московский клерк — о своей жизни в Соловецком монастыре Трудник монастыря — о жизни на Соловках, поисках себя и о том, почему люди добровольно едут туда, куда раньше отправляли умирать
Москва воспринимается многими как некомфортный для жизни город, где люди ежедневно борются со стрессом, без остановки спешат, страдают от давки в транспорте, маются в пробках и много работают. В таком режиме очень просто потеряться и запутаться в самом себе. Одних утрата жизненных ориентиров ведёт к беспробудному веселью, подкрепляемому алкоголем и наркотиками, другие с головой уходят в работу, чтобы не оставалось времени задуматься о чём-то ещё, кроме бесконечных дедлайнов и недовольных клиентов, третьи подсаживаются на антидепрессанты.
The Village познакомился с московским офисным работником Евгением Оямой, который нашёл для себя другой выход. Когда становится невмоготу, он собирает вещи и уезжает в Соловецкий монастырь, где трудничает, то есть выполняет простую бытовую работу — убирает навоз, моет посуду, косит сено и грузит опилки. Его рассказ — о том, почему поездка на Соловки, где при советской власти располагался крупнейший исправительно-трудовой лагерь, может стать альтернативой отпуску в Турции, как живут монахи и трудники, а также о том, почему мужской монастырь стал вторым домом для людей, которых в обычной жизни нельзя представить вместе.
О людях монастыря
На Соловки приезжают разные люди с разными представлениями о вере: подмосковные рестораторы, украинцы, казаки, клерки, простые мужики-работяги, хипстеры, раскаявшиеся преступники, нераскаявшиеся преступники, люди с зависимостями различной степени тяжести. Словом, в каждой келье можно окунуться в настоящий коммуникационный экстрим.
В общей массе все православные и по-своему стремятся к богу. Но бывают и те, кто находится в поиске. Я знаю одного человека, который был в Тибете, потом где-то в Индии, пробовал разные религии, а в Соловецком монастыре оказался, потому что ему было интересно узнать о православии.
Есть люди, которые ездят на Соловки каждый год на протяжении долгого времени. Для кого-то в Крым ездить — традиция, а для кого-то — в монастырь. Встречаются и довольно странные кадры, которые начинают в келье читать проповеди и всех нравоучать.
Иногда приезжают целыми семьями: отец с сыном живут в монастыре, а жена — в гостинице, ведь монастырь мужской. Очень много молодых ребят. У кого-то проблемы, а кому-то просто интересно получить необычный опыт.
Практически каждый год приезжают иностранцы. В прошлом году был американец. Ему стало интересно, что из себя представляет Россия, поэтому он приехал к нам, вообще не говоря по-русски. Его Ваней или Васей прозвали, уже не помню. А в этом году я познакомился с англичанином. Он был похож на Егора Летова и очень плохо говорил по-русски. Сейчас живёт в Москве и преподаёт английский, а в монастырь немного потрудиться ездил. К слову, трудился и ел больше всех.
Люди — особое достояние монастыря. Появление в келье каждого нового человека — это безумно интересно. Помню, как зашёл очень приличный человек: чемодан с наклейками из разных стран, очки в оправе Marc Jacobs, кроссовки Stone Island. А когда сказали, что нужно всем идти и грузить опилки, он надел куртку Belstaff и джинсы Levi's 501 CT. Таких новичков видно сразу, но они скорее редкость.
Есть стереотип, что монахи особенные, а они такие же люди, как и мы, просто выбрали иной путь. Один раньше преподавал в Штатах точные науки. Другой был моряком-кругосветником. Есть бывшие военные, которые прошли горячие точки. Часто это люди с невероятным жизненным опытом.
В Соловецком монастыре не так много монахов, но у них очень органичный коллектив, что для монастыря важнее, чем стены. Эти монахи приехали сюда ещё в девяностые и жили в руинах. Тогда практически не было государственный дотаций, поэтому отец Зосима, отец Герман и другие восстанавливали всё своими силами.
Вопреки заблуждениям, монахи никого не «лечат» своими правилами жизни. Но смотришь на них, на то, как они относятся к людям, как взаимодействуют друг с другом, и невольно впитываешь всё. Одна из главных причин, по которой мне хочется возвращаться на Соловки, — люди, я скучаю по ним и по их отношению друг к другу.
Что предстоит делать
В 2019 году волонтеры работали на посевной и сенокосе, высаживали овощи, ухаживали за монастырскими огородами, собирали урожай, заготавливали дрова, занимались другими хозяйственными и строительными работами. В 2021 году, скорее всего, будут делать то же самое. Еще предстоит готовить храмы и скиты к праздникам, следить за цветниками и газонами, ухаживать за бездомными животными.
В гостинице при монастыре волонтеры убирают в номерах, коридорах, подсобных помещениях и кладовых. На ферме — чистят, режут, упаковывают сыр и молочные продукты. Еще их просят помогать в огороде, на клумбах фермы и в трапезной.
Работы в монастыре называют послушаниями и отмечают, что выбирать занятие по вкусу нельзя. Распределять задачи каждое утро будет руководитель волонтерской программы.
В обители работают полный день с понедельника по пятницу, в субботу — до обеда. Отдыхают по воскресеньям и в некоторые православные праздники.
Как поехать трудником на соловки
Чужой компьютер
Просмотр темы 12
Послушников в монастырь
Нравится Показать список оценивших
кажется, нужно отца Ианнуария спрашивать.
Нравится Показать список оценивших
Нравится Показать список оценивших
Добрый день, меня зовут Ольга, не раз была в Соловецком монастыре в качестве паломницы, очень хочеться приехать трудницей, подскажите как это можно сделать?
О жизни монастыря
В монастыре действует строгий свод правил, который важно соблюдать, иначе могут благословить на дорогу, то есть выгнать. Обычный день трудника выглядит следующим образом. Подъём в 05:30, с 06:00 до 09:00 — утреннее богослужение (но многие появляются только на первой его части, которая длится около 50 минут, а потом идут досыпать), затем завтрак. Все вместе приходят, молятся и садятся есть, причём едят в монастыре только ложками. Кормят очень душевно. Еду готовят согласно православному календарю, мясо не едят вообще. За всё время я ни разу не почувствовал нехватку каких-либо продуктов. В постные дни обычно дают каши (геркулес, рисовую или пшённую), белый и серый хлеб, повидло. Из напитков — чай в больших чайниках уже с сахаром, кофе, иногда цикорий. Но самое вкусное выпадает на непостные дни: каши на молоке, творог, сыр, сливочное масло, молоко, и всё собственного приготовления. В конце приёма пищи кто-то стучит ложкой по кружке, все встают, молятся, убирают тарелки и уходят готовиться к работе.
В 09:30 утра начинаются работы. Каждый трудник получает своё послушание — задание, которое необходимо выполнить. Послушания бывают общие и персональные. Чтобы выполнять общие, не нужны специальные навыки: это погрузочные работы, сенокос, разбор картошки, колка дров. Обычно такие задания выполняют только что прибывшие. Персональные послушания даются по разным причинам. Например, кто-то высказал желание остаться в монастыре насовсем, тогда ему дают сложное послушание — к примеру, мыть посуду летом. Объём работы здесь очень большой, к тому же всё приходится делать в маленьком и жарком помещении. Бывает и так, что персональные послушания назначаются провинившимся ради смирения. Если человек физически слабый, то ему дают послушание по мере его сил. Люди со специальными навыками, например, повара или столяры, занимаются тем, что умеют.
После трёх часов работ даётся время на перерыв перед обедом. Потом обед. Здесь на столах обязательно горячее (борщ, разные супы), гарниры (рис, гречка, макароны), несколько видов салатов, в непостные дни — рыба, компот. Затем все возвращаются к работам, которые длятся до 17:30. На ужин всегда подают большую кастрюлю с супом и оставшееся с обеда или завтрака. Если очень голоден, можно прийти на кухню и попросить что-нибудь, всегда накормят. Кроме того, главный по келье часто приносит ништяки: печенье, халву или рыбные консервы. После ужина богослужение. В 22:00 все ложатся спать.
Монахи и трудники живут на территории монастыря в разных корпусах. В нашей келье 28 коек. Келья представляет собой большую комнату с видом на Белое море. Я всегда старался занять кровать у окна, чтобы смотреть на почти 600-летнюю башню и воду.
В одежде есть определённые правила. Не рекомендуется слишком оголять тело, то есть никаких шорт и маек. Можно прийти в рухольную (место, где хранятся пожертвованные вещи) и найти очень интересные вещи. Я однажды нашёл джинсы Levi's и пуховик Benetton. В общем, одеться там можно стильно.
В монастыре действует строгий свод правил, который важно соблюдать, иначе могут благословить на дорогу, то есть выгнать
О решении вернуться в мир
Я поехал в монастырь, чтобы понять, чего хочу от жизни. Не буду скрывать, монах из меня никакой, я это понимаю. Чтобы стать монахом, нужно быть готовым нести тяжёлый крест всю жизнь. Я точно к этому не готов. Да и стать монахом не так просто. Некоторые приезжают и сразу: «Так, покажите мне всё, я здесь монахом буду». К ним присматриваются, ничего не говорят. А потом такие люди как-то быстро уезжают. Бывает и такое, что человек приезжает на несколько дней, а остаётся на шесть лет, на одиннадцать лет, на всю жизнь. Никогда не предугадаешь. Я ни разу не покупал заранее обратный билет. Мне кажется, это самое важное правило, если хочешь стать трудником.
Иногда возвращаюсь в монастырь, чтобы зарядиться новыми силами. Не исключаю, что снова окажусь там. Но пока что я вижу себя здесь, в городе. Соловки мне очень помогли. После возвращения я понял, с чем хочу связать свою жизнь: поступил на второе высшее на юрфак МГУ, работаю младшим юристом. Сейчас почти всё свободное время провожу в библиотеке. Для меня самого это удивительно, раньше ничем так сильно не увлекался. Кажется, я нашёл то, что искал.
Корреспондент «Речи» рассказывает о своем опыте трудничества в Соловецком монастыре
Почти два летних месяца провел в Соловецком монастыре в качестве трудника корреспондент «Речи» Сергей Рычков. Трудничество — не только бескорыстная работа, но и форма духовного развития, приближения к Богу. Сегодня наш коллега рассказывает об этом.
Новая встреча
Соловки… Сколько раз мне доводилось бывать в этих святых местах? Восемь, а может, девять. За эти годы я познакомился со многими из тех, кто населяет обитель. Иногда мне казалось, что я всегда знал этих людей. Матушку Никону, которая принимает и провожает паломников, проводит для них увлекательные экскурсии по архипелагу, в том числе на свой любимый остров Зай-чики. Матушку Апполинарию, которая, несмотря на солидный возраст, всегда в хлопотах и трудах, вместе с помощницами заготовляет огромное количество консервированных овощей. Отца Лазаря, открывающего и закрывающего Никольские ворота… Можно бесконечно вспоминать — и радоваться новой встрече с теми, кто поет на клиросе, следит за порядком в храме, накрывает столы в трапезной.
Соловки… Сюда всегда едешь с трепетом и переживанием: что тебя ждет на сей раз? какие перемены произошли? И порой видишь перемены, которые заметны только тебе.
Насельники монастыря
Сойдя на монастырский причал с катера «Святитель Николай» вместе с очередной группой паломников, я увидел монастырского келаря отца Александра и его помощника Сергея, которые загружали в машину привезенные продукты. Продуктовый вопрос для меня не праздный — ведь я приехал в монастырь не на экскурсию, а работать поваром в трапезной. Келаря я знаю давно, он и сам может хорошо готовить, особенно печь хлеб. Кстати, теперь монастырь будет производить и собственный сыр, для чего закуплены элитные коровы и уже смонтировано оборудование.
С Александром порой непросто работать из-за его вспыльчивости: он всегда старается настоять на своем, доказать, что прав. Хотя я старался не обращать внимания на его взрывной характер, потому что он не только хорошо разбирается в приготовлении пищи, но и трудяга. Это очень важно, когда человек ответственно относится к своему делу. Ведь от келаря зависит сохранность и качество всех поступающих продуктов (келарь — от латинского cellarius, что переводится как «кладовщик»; это заведующий монастырским столом, кладовой со съестными припасами и их отпуском на монастырскую кухню).
Перед тем как приступить к работе, я имел недолгую беседу с благочинным монастыря отцом Ианнуарием, который распределяет, кому где жить, уточняет цель приезда и срок, на который приехал трудник. Отец Ианнуарий — кладезь ума, воплощение спокойствия и порядочности. Он проводит множество встреч с людьми, приезжающими в монастырь. Написал несколько книг, занимается большой научной работой. И как истинный монах, очень скромен в быту. Несмотря на свой высокий сан, поет в хоре, имея редкий по красоте и чистоте голос.
Еще об одном насельнике монастыря всегда с любовью вспоминаю я и радуюсь встрече с ним — это отец Иов. Небольшого роста, слегка сгорбленный, он все время куда-то спешит. А должность у него самая ответственная — казначей монастыря. В обители есть и бухгалтерия, но отец Иов выполняет другие функции, подсчитывает все денежные средства, которые идут из небольших приходов, распложенных в удалении от монастыря. И мне рассказали, что к каждой копеечке батюшка относится очень серьезно. Когда попадаются слегка ржавые монетки, он берет тряпочку и оттирает их до блеска. Это очень добрый и милый человек, всех любящий и старающийся делать только хорошее.
Быт соловецкого трудника
Поселили меня на этот раз в большую келью, где разместились более двадцати человек. Конечно, внутренне я бунтовал, ведь мне приходилось рано вставать на работу в трапезную, а в келье было шумно. По утрам же по старым монастырским правилам в пять часов в келью приходил послушник и будил звоном колокольчика на утреннюю службу. К счастью, позже мне все же удалось переехать жить за стены монастыря, тоже в монастырский дом, но более комфортабельный, где были условия чуть ли не четырехзвездочной гостиницы, с балкона открывался прелестный вид на небольшую церковь у аэропорта и лес.
Моя работа заключалась в том, что я должен был кормить тех, кто приехал трудиться, группы паломников и туристов. Еда в монастыре в основном постная. Но и постные блюда можно приготовить так, что они будут просто таять во рту. Вообще, пища была у нас очень разнообразной, обилие салатов и других блюд просто зашкаливало, а в воскресный день я готовил рыбную солянку. Особенно сытно все питались в не постные дни, тут столы просто ломились от кушаний. Да и в постный день накрывали так, что многие трудники фотографировали сервировку на телефон и посылали снимки своим родным и близким. Каша, вареные креветки, печенье или сухари, орехи, джем и мед, чай… Я уже не говорю о воскресных обедах, напоминающих пиршество. Мне потом от многих людей доводилось слышать, что так вкусно и разнообразно, как на Соловках, ни в одном монастыре не кормят.
Помощники
Конечно, в трапезной всегда были помощники — чистили овощи, мыли посуду. Все они люди разные. Запомнилась баба Маша из Краснодарского края. Ей, наверное, больше семидесяти, у нее всегда было желание командовать, схватить что плохо лежит, будь то яблоко или конфета. Спорить с ней было тяжело, да и не хотелось. Конечно, работу она свою выполняла, но женщина была властная и самолюбивая.
И другой пример женщины-трудницы — ее одногодка раба божья Людмила из Петербурга. На Соловки эта бабушка прибыла автостопом. Когда же ей определили в качестве послушания работу в трапезной, тут же организовала дело наилучшим образом. Место, где обрабатывались овощи, наполнилось мешками с картошкой, морковью, луком, свеклой, и требуемое количество овощей доставлялось на мой рабочий стол в минимальное время. Когда она уезжала, я попытался дать ей хоть немного денег, зная по собственному опыту, как тяжело путешествовать автостопом, — она отказалась.
Среди трудников, с которыми я подружился, были молодые ученые из Москвы, занимающиеся прикладной математикой; подростки Миша из Костромы и москвич Коля, мечтающий покорить зрителей на шоу «Голос дети» (он и во время мытья посуды развивал свои вокальные данные). Остался в памяти Иван Кедров, который приехал на Соловки из Питера, хотя постоянно проживает во Франции (занимается информационными технологиями). Ваня — молодой человек, потомок эмигрантов первой волны: его дедушка и бабушка познакомились, когда на ��еплоходе покидали революционную Россию. А его родители познакомились в Париже. Иван на неделю приехал на Соловки, чтобы почтить память дальнего родственника, который сгинул тут в лагерях. И его вовсе не тяготила необходимость выносить мусор или убирать сено, а наоборот, все очень радовало.
Особая земля
Но конечно, главное в монастыре — не пища, а осознание того, что ты находишься на святой земле. Это заставляет мыслить иначе. Я совершено забыл обо всем, что делается на материке, какие происходят там события. На Соловках погружаешься в особый мир духовности, свободы и понимания, что Господь тут, рядом с тобой. И хотя иногда было тяжело, наваливалась усталость, но шел в храм на вечернее богослужение, а потом, возвращаясь в келью после небольшой прогулки у Святого озера, понимал, что усталости нет, ощущение такое, словно тебя на крыльях носят ангелы.
В те дни, что я провел на Соловках, шла подготовка к визиту святейшего патриарха Кирилла. По традиции этот визит проходит в конце августа, в дни памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Соловки — особое место для патриарха, тут когда-то отбывал срок его дед Василий Гундяев, который всю жизнь посвятил служению Господу, пройдя много тюрем и ссылок. Эти святые места патриарх посещал, будучи еще молодым человеком, со своей матерью и, вспоминая прежнюю разруху, не перестает удивляться и радоваться произошедшим переменам. Кстати, замечено: когда патриарх Кирилл прибывает на Соловки, устанавливается солнечная и тихая погода. Хотя в этом году лето больше напоминало осень со штормами и шквалистым ветром.
С надеждой на возвращение
Уже в последние дни своего трудничества в монастыре я заболел. Вирус, который буквально косил всех, добрался и до меня, но надо было находить силы, чтобы выйти на работу и приготовить воскресный обед. Узнав о моем недомогании, в келью ко мне пришел отец Дамиан, помолился, расспросил о планах и попросил, чтобы я по возможности на следующий сезон вновь приехал.
Наступил день отъезда. И опять монастырский причал, полно людей. Кто садится на катер, кто плачет, кто фотографируется… И все надеются вернуться в эти святые места. Может быть, на будущий год удастся добраться до ботанического сада на Большом Соловецком острове, до Секирной горы (где в лагерные времена находился штрафной изолятор) или побывать на острове Анзерском. В этом году, как, впрочем, и в предыдущие годы, кроме работы в трапезной, вечерних служб и прогулок вдоль озера, я ничего не успел…
О природе
До соседних островов можно добраться на велосипеде. Мне очень понравилась дорога на остров Муксалма: с одной стороны Белое море, а с другой — озёра. Стоишь на клочке земли, где никого нет, окружённый водным пространством.
Но самое крутое место — остров Анзер. Человек, который побывал на Соловках, но не посетил Анзер, многое потерял. Соловки — глубинка, но Анзер — глубинка в квадрате, там люди до сих пор на лошадях ездят. Вот где настоящий русский Север. Там же находится знаменитая берёза в виде креста, выросшая во время ГУЛАГа.
Соловецкое небо просто нереальное. Зимой смотришь в одну сторону — темно как ночью. Но поворачиваешься на 180 градусов, а там только вечереет и совершенно другая жизнь. Я такого ещё нигде не видел.
В труде спасаемся
— Есть такая притча. Один человек захотел испытать старца-пророка. Поймал бабочку, спрятал между ладонями. Пришел и говорит: "Отче, ты все знаешь. Вот скажи, мертвая она или живая?". А сам подумал так: если скажет, что мертвая, отпущу; скажет, что живая, прихлопну и убью ее. Но старец отвечает: "Все в твоих руках, брат". Вот так: все в наших руках, братцы! — констатирует отец Георгий, привычным движением подбирает подрясник и заводит мотоцикл. Кроссовый! По острову Анзер, да еще и после дождя, только на таком и ездить.
— Завтра утром жду вас. Будем колоть дрова, — батюшка "шлифует", разворачиваясь почти на месте, и "топит" в сторону храма. Полы подрясника надуваются, как паруса. Мы застываем в восторге. Кто-то уважительно выдыхает: "Кру-у-у-то!".Я пытаюсь понять притчу. И не получается. А как же смирение, которому учит Библия, как же "все в руках Господа".
Да тут вообще все с ног на голову! У "неграмотного монаха" (с самоиронией у отца Георгия все в порядке) в кармане смартфон. "Скинь фото на имейл", говорит! Священник-байкер летом гоняет на мотоцикле, зимой — на снегоходе. Признается: "люблю скорость". Солнечные батареи возле храма, ветрогенератор.
Биография у отца Георгия — вообще неожиданная, как история современной России.Петр Васильевич Курдогло приехал в Москву в 90-е на заработки. В родной Гагаузии — это такое крошечное автономное образование на юге Молдавии — многие так делали. Да и сейчас продолжают.
Строил гостиницу "Балчуг". Начал ходить в храм. И однажды на стройку не вернулся.— Я очень быстро понял, что мое призвание — быть монахом, — вспоминает отец Георгий. — Вообще ни дня не сомневался.
Вскоре оказался в Спасо-Преображенском Соловецком ставропигиальном (это значит, что обитель подчиняется напрямую патриарху) монастыре. Это на Большом Соловецком — главном из шести островов архипелага.
Подвизался послушником. Через три года постригли в монахи. Еще через три стал иеромонахом, то есть священником, который может крестить, исповедовать, причащать, отпевать… Карьера стремительная. Многие ходят в послушниках по десять лет. А некоторые так и вообще всю жизнь!— А кто и как решает, что послушник готов стать монахом? Он должен досконально изучить церковные тексты? Или как-то особо усердно поститься и молиться?
— Нет критериев, — говорит отец Георгий. — Настоятель видит тех, кто готов. Кто не поддается на искушения, не пытается вернуться в мир.
— А вы сами искушения испытываете?
— Еще какие! У монахов искушений в десятки раз больше, чем у мирских.Я видел, как исповедуются монахи: по десять минут перед распятием и Евангелием на коленях, на ухо строгому настоятелю. Это после многочасового стояния во время службы. И тягучего, совершенно неземного пения, от которого заходится сердце. Монахи, как тени, изможденные, с прозрачно-белой кожей на фоне черных ряс, чуть не падают, выходя на рассвете из храма.
Для чего так истязать себя? Говорят, чтобы умертвить плоть. Она немощна. Но дух силен. Когда постоянно молишься и постишься, не до мирских забот и соблазнов… Это какой-то другой уровень восприятия мира. Нам, грешным, до него далеко.
Отец Георгий изможденным не выглядит. Правда, у него, помимо дел духовных, полно мирских хозяйственных забот. Недавно по ветхости строения колокольня рухнула. Слава Богу, никого не зашибло.
Скоро батюшка едет по делам в Архангельск (час на катере до Большого Соловецкого, потом два часа теплоходом до Кеми, потом еще полдня на поезде). Затем в Москву.— По столице соскучились?
— Нет. Пару дней там в суете выдерживаю и потом на остров обратно тянет.
— А если предложат солидную должность в столице?
— Мне здесь хорошо.Сюда, восстанавливать Свято-Троицкий Анзерский скит, отца Георгия назначил семь лет назад сам патриарх Кирилл. Приметил молодого энергичного иеромонаха во время своего визита на Анзер. Будущему скитоначальнику было всего-то чуть больше тридцати.
Как же меня, циничного журналиста, занесло в эти святые места? Фонд Андрея Первозванного ежегодно возит на Анзер трудников, которые помогают восстанавливать скит. Меня пригласили. Я давно мечтал побывать на Соловках.
Правда, к понятию "трудник" относился настороженно. Мое профессионально-обостренное воображение рисовало мне что-то типа православных хоругвеносцев, но только с лопатами. "Православнутых", которые мечтают запеленать всех женщин с ног до головы в павлопосадские платки, заставить без остановки рожать детей и варить щи, а самим тем временем патрулировать с плетками улицы в поисках всяких там басурман и прочих "либералов-содомитов".— Привет, братья! — жал всем руки парень с очень открытым лицом. — Я Дима, будем знакомы!
Менеджер в строительной фирме. Есть ребенок. Недавно развелся, о чем очень переживает. Теперь ищет жену, желательно, воцерковленную. "Чтобы быть честными по отношению друг к другу".
Еще один парень — Стас. Молчаливый, спокойный. Двое детей. Занимается поставками запчастей. "Жена узнала в интернете, что можно поехать".
Подходит Владимир. Его жена даже провожает на поезд. Так трогательно… Работает режиссером монтажа на канале RT. Ездит на Соловки регулярно.
Саша, эколог из Одесской области. Уже через пару минут после знакомства, естественно, всплывает украинская тема. Во "вражескую" Россию Саша ездить не боится. Год назад тоже был на Анзере. "Те, кто во власти, скоро уйдут, они уже надоели украинцам. Лет через десять даже самые одержимые перестанут считать Россию врагом", — устало, как дежурный врач в конце смены, ставит диагноз Александр.
Есть еще Володя, улыбчивый звукорежиссер в детском театре; общительный переводчик и маркетолог Антон; мечтательный писатель Александр; неугомонный и громкий массажист Сергей; упертый и энергичный менеджер Александр; еще один Саша, застенчивый инженер из Сарова; глубоко воцерковленный (но без нездорового фанатизма) менеджер Евгений из Белоруссии… Всего нас в группе двенадцать человек. Молодые, 25-40 лет, приветливые ребята.
Сутки в плацкарте пьем только чай и воду — о том, чтобы "взять пивка" на станции, никто даже не думает. Нам и так весело. Кто-то травит анекдоты, кто-то подшучивает над соседом. Все по-доброму, никакой злобы. Уныние — грех! В этой компании мне как-то очень спокойно. Я не жду никакого подвоха. Мне не нужно быть готовым отразить очередное хамство, как это бывает там, в Москве. В миру, как говорят монахи. Мне кажется, я знаю всех их очень давно. Им так просто сказать даже по самому малейшему пустяку: "Прости, брат".
Мы так и будем делать каждый день после чтения вечернего правила (это такой набор молитв). Монастырский обычай — просить прощения за все, что мы сделали или помыслили по отношению друг к другу за прожитый день. Это очень сильная вещь! Из храма мы выходим с улыбками на лицах. И с улыбками мы засыпаем. Нам не нужен психиатр, как большинству человечества. Нам хорошо и мы верим: завтра будет день, и будет работа, и светлые мысли о всепрощении перед сном.Как поехать волонтером на Валаам
Валаамский монастырь ищет добровольцев для работы в сельском хозяйстве, на ферме и в гостинице.
С мая по октябрь 2021 года на острове организуют 11 волонтерских заездов. Сроки разные: от 14 до 22 дней. За время волонтерской программы можно побывать в разных уголках Валаамского архипелага: у монастыря много хозяйственных объектов, где требуется работа добровольцев.
Волонтерам предоставляют жилье на острове, питание и трансфер на теплоходе из Приозерска и обратно. Они смогут бесплатно посещать экскурсии по монастырю и в свободное время гулять по острову.
О первой поездке
Соловецкий монастырь находится на Соловецких островах Белого моря. Попасть туда можно двумя способами: по морю от города Кеми или на самолёте от Архангельска. Я обычно еду на поезде до Кеми, а оттуда добираюсь до посёлка Рабочеостровского, который находится в 10–12 километрах от города. Там есть подворье Соловецкого монастыря с деревянным храмом и несколькими постройками, где можно переночевать, а также гостиничный комплекс «Причал» — думаю, у него где-то ползвезды, внутри номера и что-то типа ресторана. К слову, это самая лучшая гостиница в окрестностях. От станции до острова регулярно ходят суда, как монастырские, так и частные. Случаются перебои из-за погоды: шторм может держаться несколько дней, но меня задерживал максимум на восемь часов.
В первый раз я поехал в монастырь в 2009 году в качестве трудника. Трудники — это люди, которые приезжают в монастырь, живут там и, соответственно, трудятся. Чтобы стать трудником, надо пройти что-то вроде собеседования с благочинным (человек, который, помимо прочего, занимается административной работой в монастыре). Он спрашивает, кто ты и для чего приехал, а потом решает, можешь ли ты остаться.
Честно говоря, поначалу было непривычно, особенно из-за монастырского графика. Но я точно помню непередаваемое ощущение умиротворения от Соловков. Нигде такого не испытывал. Я ведь разные виды отдыха пробовал. Обычно приезжаешь, например, из Турции — и нет ни сил, ни радости, одно опустошение. А из Соловков, несмотря на тяжести и лишения, возвращаешься в одухотворённом состоянии.
Помню, когда в первый раз пришло время уезжать, я специально медленно шёл к кораблю, надеясь опоздать и остаться ещё. Но успел. А в следующий раз вернулся на Соловки только через четыре года, и вот тогда всё уже было по-настоящему.
Обычно приезжаешь, например, из Турции — и нет ни сил, ни радости, одно опустошение. А из Соловков, несмотря на тяжести и лишения, возвращаешься в одухотворённом состоянии
Читайте также: