Как поехать послушницей в монастырь
Путь к монашеству — один из сложных и ответственных решений для человека. К нему приходят не от безысходности, не от разочарования в жизни, не убегают от личных проблем. К монашеству идут для тесной связи с Богом, тихой радости при общении с Ним и за ощущением блаженства.
Что должна сделать женщина, которая хочет уйти в монастырь
В жизни многих людей бывают периоды, когда хочется буквально сбежать от груза навалившихся проблем, от суеты, переживаний, и обрести тихое пристанище где-нибудь подальше от шумного города и офисных будней. Некоторые даже начинают в этом случае подумывать о монастыре, надеясь, что именно там они обретут долгожданную гармонию и душевный мир. Довольно часто к таким эмоциональным решениям склонны женщины, однако, подобные шаги ни в коем случае не стоит делать на основе эмоционального порыва.
Куда поехать трудником
<"format":"leaflet","minzoom":false,"maxzoom":false,"limit":50,"offset":0,"link":"all","sort":[""],"order":[],"headers":"show","mainlabel":"","intro":"","outro":"","searchlabel":"\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b","default":"","import-annotation":false,"width":"auto","height":"350px","centre":<"text":"","title":"","link":"","lat":49.48719679999999954134182189591228961944580078125,"lon":31.271832100000001020134732243604958057403564453125,"icon":"">,"title":"","label":"","icon":"","lines":[],"polygons":[],"circles":[],"rectangles":[],"copycoords":false,"static":false,"zoom":3,"defzoom":14,"layers":["OpenStreetMap"],"image layers":[],"overlays":[],"resizable":false,"fullscreen":true,"scrollwheelzoom":true,"cluster":false,"clustermaxzoom":9,"clusterzoomonclick":true,"clustermaxradius":80,"clusterspiderfy":true,"geojson":"","clicktarget":"","showtitle":true,"hidenamespace":false,"template":"","userparam":"","activeicon":"","pagelabel":false,"ajaxcoordproperty":"","ajaxquery":"","locations":[,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,],"imageLayers":[]>
Священник рассказал, когда нужно молиться Александру Невскому
Работа
— У каждого, если берем мужской монастырь, брата есть пара послушаний точно. Иногда бывают общие послушания. Например, отправляют собирать картошку или пропалывать что-нибудь, — сказал Фотий.
Что касается финансового вопроса, то в обители даже выплачивают зарплату. Правда, она не такая большая, как в миру. Прожить на нее вряд ли получится, но и платить в монастыре ни за что не нужно. Рассматривать зарплату послушников приходится лишь как карманные расходы.
По словам Фотия, время на отдых у монахов и монахинь есть. Каждый организовывает его самостоятельно. Кто-то читает, кто-то за компьютером что-то делает. Кроме того, в некоторых монастырях разрешен выход за пределы учреждения, но по согласованию.
Фотий также добавил, что, если подвижник пренебрег правилами обители, например, нарушено послушание в наглой форме, могут сделать предупреждение. А за грубое нарушение — даже попросить покинуть монастырь.
Уйти?
Если человек остался в обители, его постригли, то среди прочих обетов он дает клятву жить в выбранном монастыре до смерти, отметил Феофилакт.
— Дальше уже переходить самому нельзя никуда. Это как в браке. Например, у парня может быть несколько знакомых девушек. Но он потом делает вывод, что все-таки женится на этой. И когда он уже вступил в брак, то потом все уже: крепка любовь как смерть. Они должны быть вместе в этой жизни, и в будущей жизни, в царстве небесном, тоже будут вместе, — сказал собеседник «ВМ».
В монастыре живут до смерти. По словам Феофилакта, есть даже такой принцип: «зашел в монастырь — зашел как в могилу, кто из могилы вышел раньше всеобщего воскресения, тот погиб».
— То есть если в монастырь пришел, ты умер в миру. Ты должен там находиться, подвязаться, а после смерти смешать свой прах с костями предшествующих подвижников. Поэтому всякий монастырь — это сплошной некрополь, — заключил Феофилакт.
Процедура
Если решение принято и благословение духовника получено, женщина может начинать процедуру подготовки к монашеству. Прежде всего, нужно решить имущественные, юридические и семейные дела (кому передать недвижимость, документы, питомцев), уладить все вопросы с родственниками и всеми, кто зависит от вас и привязан к вам. Важно – женатых и замужних в монашество не принимают. Любой опытный и разумный священник скажет вам, что, если человек состоит в благополучных семейных отношениях и желает при этом принять монашество, вполне вероятно, он идёт по неверному пути и ему не стоит этого делать. Если же женщина одна и имеет несовершеннолетних детей, то вопрос о монашестве тоже лучше отложить на потом. Многие делают ошибку, уводя детей за собой в монастырь из благочестивых соображений, однако стоит помнить, что монашество – дело исключительно добровольное и не стоит делать ребёнка заложником своих решений. Это может принести далеко не благочестивые плоды.
После того, как благословение получено и улажены дела, следует поехать в обитель для разговора с настоятельницей. Обычные документы, которые необходимы для монастыря – паспорт, автобиография, справку о смерти мужа, если женщина вдова, прошение о принятии в обитель. Обычно, постриг разрешается тем, кто уже достиг тридцатилетнего возраста. Если женщина оставляет в миру несовершеннолетних детей (что нежелательно), нужно будет свидетельство об опеке.
Сразу по прибытии в монастырь принять постриг нельзя – как правило, положен испытательный период сроком от трёх до пяти лет. В этот период женщина проходит определённые этапы жизни в обители. Сначала она становится трудницей. На этом этапе нужно будет выполнять всякую поручаемую ей работу (стирка, уборка, сельскохозяйственные работы, готовка и другие). Плюс – посещение богослужений. Обычно этот этап длится три года и именно в это время человек решает – оставаться ли ему в монастыре или нет. Если женщина решает остаться, она становится послушницей – то есть тем, кто готовится принять постриг. Для этого пишется прошение на имя игуменьи монастыря. Послушницы носят чёрный подрясник, как символ предстоящего монашества. Помимо физического труда и молитв, послушницы ещё и морально готовятся к более серьёзному аскетическому подвигу. Длительность этого этапа определяется индивидуально и в этот период ещё можно принять решение об уходе из монастыря. Если же настоятельница и послушница понимают, что женщина готова к постригу, и желание монашества у неё укрепилось, игуменья пишет прошение на имя архиерея и женщина принимает постриг. Вместе с постригом женщина принимает новое имя и даёт несколько обетов: обет послушания (отказ от своеволия), обет безбрачия (отказ от половой жизни), обет нестяжания (отказ от собственности) . Помимо этого, монахиня обязуется принять на себя непрестанный молитвенный подвиг.
КАК ПОПАСТЬ В ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ НА ПРОЖИВАНИЕ
Меня неоднократно посещали мысли о проживании в монастыре. Иной мир я примеряла на себя и осознавала, что не готова к кардинальному шагу в своей жизни. Однажды мне пришлось пожить в обители во время поездки по святыням Ярославской области. Я была гостем в одном из монастырей. Со стороны наблюдала жизнь послушников и монахинь. Своими наблюдениями делюсь с вами в этой статье. Стать монахиней непросто. Для этого нужно пройти испытательный срок. Мало иметь желание. Проверка временем в достаточно суровых условиях отфильтровывает людей. Кто-то остаётся в монастыре навсегда, а некоторые возвращаются в цивилизацию к мирской жизни.
ПЕРВЫЙ ЭТАП – ПОСЛУШАНИЕ
Попробовать пожить в монастыре и соблюдать правила может любой желающий. Важное условие – соответствующая одежда. У мужчин – это рубашка и брюки.
У женщин – это юбка до пят, платок на голове, закрытые полностью руки и отсутствие косметики на лице. Послушники бесплатно выполняют работу. Причём выбора нет. Могут поручить полоть грядки, убирать в уборной, трудиться на кухне и в трапезной. Никакая грязная работа не должна смущать. Таким образом, человек отсекает свои желания. Мы были в Толгском монастыре с мужем в паломнической поездке. Я тоже хотела потрудиться, но не получилось. В Серафимо-Дивеевском монастыре видела, как послушницы работали на кухне: чистили на улице картошку.
Посещение богослужений в церкви обязательно. Прогуливать службы не рекомендуется. Косо будут смотреть другие послушницы и настоятельница с монахинями. Если уж пришли в обитель, соблюдайте весь устав. Будет плюсом, если часто причащаться и исповедоваться.
Проживание в обители будет трудным из-за присутствия чувства голода. Здесь не получится перекусить и попить чашечку чая с печеньем, когда захочется. Обед и ужин состоят из простой, но питательной пищи. В ином мире скудное пропитание.
Для принятия монашества условия проживания строже. С собой нужно взять минимум вещей, паспорт, автобиографию, справку о семейном положении. К документам приложить заявление на имя настоятельницы обители.
Перед поворотным решением уйти в монастырь должен предшествовать духовный путь. Следует обсудить этот шаг со священнослужителем, чтобы батюшка предостерёг от ошибки и дал советы. Поможет самоанализ психологического портрета себя. Следует ответить на вопрос: зачем нужен новый опыт, перемены в жизни. Кому-то не хватает новых эмоций.
Некоторые бегут от проблем.
Лишь единицы ощущают безграничную любовь к Всевышнему, готовы пожертвовать всем, чтобы посвятить Спасителю жизнь. Перед проживанием стоит утрясти юридические вопросы с недвижимостью и остальным имуществом, погасить долги, предупредить родных и знакомых.
В самом монастыре готовиться к собеседованию. Настоятельница монастыря задаст вопросы, которые могут быть заковыристыми. Они не должны смущать или заставлять сомневаться в выборе. Если же есть колебания, уход в иной мир лучше отложить либо попробовать себя в виде насельницы.
Испытательный срок длится от одного до трёх лет. Человек полностью отсекает волю, отрекается от близких и связей с внешним миром. Свои привычки, увлечения придётся оставить в миру.
Послушание даёт настоятель. Когда мы жили в Толгском монастыре, женщина мыла санузел. Просила нас следить за чистотой туалета после посещения. Помню, говорила паломникам, что она за нами венцы собирает – призывала к совести и чистоплотности.
Жизнь подчинена строгому распорядку. Молитва играет в жизни инока главную роль. В монастыре много молятся. Если дома можно пропустить утреннее правило, то в обители такое не позволительно. Здесь нет выходных. Подъём в 5-6 утра, чтобы успеть прочитать утреннее молитвенное правило и идти на богослужение в храм или нести послушание.
Затем обед и снова за труды.
После ужина вечернее богослужение, молитвенное правило и отбой.
Обычно в 22 часа жизнь в монастыре затихает. Уйти из монастыря по собственной воле нельзя. Пользоваться смартфоном и интернетом запрещается. В келье скромная обстановка. Постель будет не такой мягкой, как дома, да и постельные принадлежности простыми. Вся роскошь остаётся за пределами обители.
Обеты, которые даются в монастыре, на всю жизнь. Это как любить родителей. Нормальный человек никогда не откажет им в помощи. Так и в монастырских стенах придётся хранить верность и преданность Спасителю.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ Послушание в монастыре и иночество приравниваются к духовному подвигу, испытанию, к которому нужно быть готовыми.
Придётся много молиться, трудиться, но мало отдыхать.
Скудные жилищные условия, питание, отсутствие ванны усиливают оторванность от мира – готовы ли к сильнейшему испытанию в своей жизни.
Перед принятием решения о проживании в монастыре человеком должна быть сделана оценка причин, побудивших его к этому шагу.
Верные и неверные
В начале пути в монастырь можно выбирать обитель: пожить в одной, потом в другой, в третьей просто помолиться. Точнее, до того момента, пока пришедший в монастырь не дал обет и стал послушником или послушницей. Обычно этот период длится от года до трех лет. За это время можно осознать, насколько человек вообще готов провести всю жизнь в монастыре, или он все же хочет создать свою семью и жить светской жизнью.
— Если они поняли, что это не для них, то, слава богу, молодец, герой. В таких вещах мы шутим: дадим деньги на такси, на букет цветов для невесты, на то, чтобы он довез ее на такси до ЗАГСа и они подали заявление. Если он понял, что его путь — мирская семейная жизнь, что он, например, не может без жены, ну ладно, слава богу, что он разобрался в себе и понял, что его путь — мирская семейная жизнь. Молодец, очень честный и порядочный человек: он не врет другим и, самое главное, себе. То же касается девушки, которая так поступила. И пока идет период искуса, послушничества, они имеют право принять соответствующее решение, — сказал Феофилакт.
Как рассказал в беседе с «ВМ» насельник Пафнутьево-Боровского монастыря иеромонах Фотий, перед тем как решиться остаться в обители, «человеку нужно 300 раз подумать об этом, потому что это не романтика, о которой пишут в книгах».
— Тебе надо будет проходить искус, проходить все этапы перед поступлением в братию. Сначала ты становишься трудником, потом кандидатом в братию, потом послушником, надеваешь подрясник, но ты еще не монах. В этот период подготовки нужно иметь максимальное терпение, потому что тебя будут испытывать на смирение. Оно пригодится в течение всей жизни в монастыре, потому что одна из главных добродетелей в монастыре — послушание, — сказал Фотий.
Послушание — одна из основных трудностей, с которыми сталкиваются новички в монастыре. Особенно это касается людей, которые приходят в обитель уже в зрелом возрасте, со сложившимся характером и привычками. Фотий также отметил, что в женском монастыре дисциплина строже. Поэтому молодым девушкам, которые решили провести свою жизнь в стенах обители, особенно нужно подумать над выбором.
— Как правило, женские монастыри более наполненные. Дисциплина намного строже, чем в мужских. Есть, конечно, очень строгие мужские монастыри, но все-таки. Надо понимать, когда уходят молодые девушки, что в женском коллективе им придется несладко, — сказал собеседник «ВМ».
Если монахиня идет на исповедь, по его словам, она должна говорить и об известном ей грехе своей сестры. Если не расскажет, грех будет на каждой из сестер.
О трудничестве
Согласно словарю Даля, тру́дник — человек, работающий на монастырь по обету, бесплатно. Соответственно, тру́дничество — направление деятельности людей, работающих при православном монастыре или храме на добровольной и бескорыстной основе (во славу Божию), а при длительном периоде работы ещё и проживающих там же. В таких случаях трудник со стороны монастыря/храма обеспечивается питанием и проживанием.
На вопрос об истинном смысле этого явления, кто, как и для чего становится трудником и каково значение трудничества в современной церковной (и не только!) жизни, мы и попытаемся ответить в данной статье.
На первый взгляд всё просто: человек берёт отпуск и вместо покупки путёвки на Багамы или поездки на дачу берёт благословение у батюшки/настоятеля монастыря и приступает к работе в соответствии с этим благословением. Чем же отличается этот труд от аналогичного «в миру»? Для того, чтобы разобраться в этом, обратимся к истории и святоотеческому преданию, связанному с традиционно-ортодоксальным отношением к труду «во славу Божию».
Само слово «трудник», как легко догадаться, происходит от слова «труд», чаще всего отождествляемого с физической, либо умственной работой. Однако с самых древних времён понимание этих двух слов было различным. Если слово «труд» означало духовно ориентированные дела, направленные на укрепление душевного и физического здоровья (себя и окружающих), то слово «работа» издана несло на себе совсем иную нагрузку. Работа – это, прежде всего, тяжкое бремя, которое человек вынужден нести ради собственного (и только!) выживания, в соответствии с библейским: «В поте лица твоего будешь есть хлеб…»( Быт.3:19 ). Таким образом, РАБота поРАБощает человека и душевно и телесно, ибо направлена она исключительно на эгоистический интерес (от элементарного выживания до «делания карьеры» и стремления стать «успешным человеком»). «Успех» в современном обществе подразумевает наличие у человека хотя бы одной из трёх его составляющих (а лучше всех вместе): власти, денег и секса.
Труд же предполагает направленное деяние по духовному, душевному и физическому совершенствованию себя, а через это и окружающего Божьего мира. Только человек, сотрудящийся с Богом по улучшению мира как творения Господа может и соРАБотничать Ему, так как в покорности Высшей Воле находит он свою подлинную свободу. Ни в одном договоре о приёме на работу не встретишь слова «трудник». Тебя принимают именно на работу (зачастую весьма далёкую даже от общественно полезного труда), самоцелью которой являются прежде всего деньги. Для того, чтобы проиллюстрировать отличие «работника» от «трудника», приведём наиболее распространённый «круг обязанностей» последнего.
Монастырский трудник должен:
Беспрекословно соблюдать внутренний распорядок, устав, обычаи и правила монастыря, сообразуясь с нормами христианской этики.
Обязательно посещать монастырские богослужения.
Быть в послушании настоятелю и начальствующей братии, оказывать им должное уважение и почитание.
Соблюдать порядок и чистоту в месте проживания, бережно относиться к имуществу монастыря.
Обязанности и послушания выполнять неукоснительно, добросовестно и в срок.
Не отлучаться из монастыря без благословения игумена.
По первому распоряжению игумена безоговорочно покинуть монастырь в назначенный срок.
Для человека, «трудящегося» в радостном соработничестве Господу, все эти требования не могут представлять больших сложностей. Ведь «работник» не скажет, что на своей «мирской работе» ему безумно трудно быть в подчинении у своего руководства и оказывать ему «должное уважение и почитание». То же самое относится и ко всем остальным обязанностям трудника – все они приложимы и к работнику на любом «мирском» производстве (если богослужение заменить на обязательное посещение, например, корпоратива — правда, с диаметрально противоположным результатом). Отчего же иной раз случается так, что работа представляется желанной и даже труднодостижимой целью, а трудничество – невыносимой сверхтяжёлой ношей? Не оттого ли, что бессознательно в нас присутствует такое «уравнение»: трудничество+деньги(секс, карьера)=работа (можно и в обратном виде: работа-успех=трудничество)? Что говорят нам на этот счёт святые отцы и учителя Церкви Христовой?
Свт.Василий Великий: «Между делом совершай молитву, благодаря Того, Кто дал силу рук на дела, мудрость ума на приобретение знания, Кто дал вещество, из которого сделаны орудия и которое обделывается тем искусством, каким случилось нам заниматься. …при всяком действии будем просить у Бога успеха в делании…как иначе может быть совмещено сказанное у апостола: «Непрестанно молитеся ( 1 Сол. 5:17 ) и «…ночь и день делающе…( 2 Сол.3:8 )1. А «Труды молитвы…и прочих дел нужно переносить с великим удовольствием…, плоды трудов признавать действиями Духа… Кто станет вменять их себе…, то…произрастут в нём высокомерие и какое-то мудрование. А эти страсти, подобно какой-то гнилости, зарождаясь в душах легкомысленных, растлевают и губят труды. Что же надлежит делать живущему для Бога и в уповании на Него? – С удовольствием пребывать в подвигах добродетели, а…надежду…возлагать на Бога и вверяться его человеколюбию»2.
Итак, согласно вышеприведённым изречениям, не всякие, даже внешне благопристойные дела, являются трудом в высшем смысле этого слова. Трудник должен уповать на Господа и Его милость, а для этого он, выполняя послушание (нередко такое же, как и послушники, готовящиеся в дальнейшем стать монахами), должен постоянно возносить просительные и благодарственные молитвы молитвы к Богу; в противном случае его труд неизбежно превратится в тягостную, непонятно зачем совершаемую РАБоту.
Может возникнуть вопрос: а почему, собственно, такой труд возможен только при храме или в монастыре? Как будто на своей «мирской работе» я не могу трудиться с молитвой? Безусловно, это возможно, с той только разницей, что, в отличие от монастыря или храма, не будешь окружён доброжелательно и понимающе настроенными паломниками, трудниками и монахами. Не будет окружать и благодатная тишина, способствующая уединённой молитве, да ещё могут и обругать просто по причине собственного плохого настроения. Не до молитвенных воздыханий станет в такой обстановке! Сразу вспомнишь, что из монастыря «в последний день не хотелось уезжать, была какая-то лёгкость и умиротворённость»3. Так что: соРАБотничество Господу+молитва=трудничество.
Однако и тут возникают свои «нюансы»: многие трудники и трудницы говорят, что самое ТРУДное – это как раз молитва. И неудивительно: современному городскому (да уже и деревенскому тоже) человеку, с его секулризированным4 сознанием бывает тяжело исполнять главное в трудничестве – одухотворение собственной души, стремящейся увидеть в Божией воле свою собственную волю и максимально приблизить последнюю к Первой как по своим целям, так и по средствам их осуществления. «…полнота (такого –А.Т.) духовного единения предполагает участие ВСЕХ (выд.мной‑А.Т.) сил души5». В этом действительно заключается «истинная стихия Духа Божия», когда «социальное целое…и в единичных образованиях живёт её ритмом и содержанием, слагая зрелое осуществление добра6». Иными словами, трудник (как и монах, и послушник), осуществляет свой собственный труд «во славу Божию», духовно совершенствуясь и имея перед собой примеры трудничества церковных отцов и учителей, святых князей и преподобных, длинного ряда поколений своих предков, веками трудившихся на нашей земле.
Труд в России всегда высоко ценился как богоугодное дело, предполагающее радость и приносящее удовлетворение. Само понятие труда имело не столько физический, материальный, сколько духовный смысл и подтекст. Сказать «трудиться» и сказать «работать» не значило сказать одно и то же. Труд всегда имел свой, особый, смысл. Так, духовный писатель, священник и монах Ермолай – Еразм в своём произведении «Благохотящим царем правительница и землемерие» пишет: «В начале же всего потребни суть ратаеве. От их бо трудов есть хлеб, от сего же всех благих главизна: Богови в службу безкровная жертва хлеб приносится и в тело Христово претворяется7». Как видим, хлеб здесь – не только плод труда крестьянина(ратая), но бескровная жертва Христова. Не сам по себе труд как таковой, а созерцание прежде всего его нематериальных результатов(хотя и материальных, безусловно, тоже) является источником большой духовной радости, возможно равной той, которую даёт лицезрение красоты Божиего творения: «Аще хочеши прохладитися, изыди на преддверие храмины твоея,и виждь небо, солнце, луну, звёзды…и прослави тех творца Христа Бога. Се бо есть истинное любомудрие8». И неужели же это не есть также трудничество, отнюдь не лёгкое (учитывая расписание дня, см. ниже), но зато какое благодатное! Наш избалованный городским комфортом современник, посмотрев на режим дня трудников, может прийти в ужас и решить отложить свой труд на весьма неопределённое время:
5–30 – начало богослужения.
9–00 – 16–00 – трудовые послушания (12–00-14–00 – обед)
17–00 – 20–00 – вечернее богослужение.
21–30 – вечернее правило.
Когда уж тут «прохладитися», не упасть на землю и не уснуть! И тем не менее, «лёгкость и умиротворённость»! Ну так что же, «Так как сокровище велико, то велики должны быть и труды для приобретения его…Для любящих же Бога труд исполнения заповедей удобен и приятен, поскольку любовь к Нему делает для нас подвиг нетрудным и любезным10».
В Социальной концепции Русской Православной Церкви говорится, что «Труд – это творческое раскрытие человека, которому в силу изначального богоподобия дано быть сотвворцом и соработником Господа11». Однако после грехопадения «Творческая составляющая труда ослабла; он стал для падшего человека преимущественно способом добывания средств к жизни12». Сделать труд радостным возможно лишь после осознания глубокого смысла своего трудничества, заключающегося, прежде всего, в максимально возможном отождествлении своих желаний и целей с заповедями Божиими. Поэтому все те послушания, которые несёт трудник (как и послушник, и монах), несутся только по благословению эконома (монаха, отвечающего за управление монастырским хозяйством), либо самого настоятеля монастыря. Воскресные и праздничные дни посвящены исключительно молитве. В обычные дни молитвенному предстоянию отводится около 8 часов в сутки. Но именно это и есть труд, трудничество, имеющие глубокие корни в народной психологии, образе жизни и взглядах наших предков. Многие этнографы, занимавшиеся духовной и материальной культурой русского народа, отмечают как характерную черту его трудолюбие и веру:
«Рассматривая традиционный нравственный идеал в связи с православной верой, следует помнить, что религиозность крестьян была очень цельной, слитной с их образом жизни. Для большинства крестьян вера служила основой, способом самого их существования. Искренне верующий человек просто не мог плохо хозяйствовать на земле, которую считал творением Божиим13.» Тем более это относится к монастырю, как особо посвящённому Богу месту на земле, месту накладывающему свой отпечаток и свою ответственность за труднический подвиг».
Хотелось бы сделать небольшое отступление и отдельно сказать несколько слов о так называемом «трудничестве в миру» и начать с истории этого явления в России.
В литературном памятнике ХVI века «Домострой» повседневная жизнь мирян в идеале рассматривается как трудничество, главной целью которого является не столько материальное благополучие, сколько достижение христианской добродетели. Например, труд женщины в доме имеет прежде всего религиозно-нравственный характер и только потом имеет значение труда, направленного на материальное преуспеяние дома в целом.
В другом источнике, носящем название «Тропник», употребляется слово «работа» в смысле наказания за первородный грех, в отличие от «праведных трудов» — средства приобретения Божественной милости и благополучия. Так, автор «Поучения ленивым» (произведения, входящего в состав «Измарагда» — древнерусского литературного сборника на темы христианской морали, предназначенного для домашнего и келейного чтения) «труждающимися» называет всех, кто «делающа своими руками». Сюда же он относит и священников, «упражняйся на проповедь». А святитель Василий Великий в одной из своих бесед («К обогащающимся14») называет всех «трудолюбивым» внимательного слушателя его проповеди. Труд (трудничество), таким образом, приобретает характер универсального закона, это «Богом указанная основа и условие бытия»(А.И.Клибанов15).
Вернёмся к трудничеству как явлению нашей жизни в его более традиционном понимании. Трудники при храме или в монастыре могут выполнять самые различные обязанности: печь хлеб, колоть дрова, работать на благоустройстве территории или наводить чистоту и порядок в храме. Вне церковной ограды любая из этих обязанностей не является сама по себе радостной или престижной. Так с какой же целью едут люди в святые обители потрудиться там, нередко получая только еду и рабочую одежду?
Безусловно, главной их целью является соработничество Господу и через это – труд по исцелению собственной души, избавлению её от тех грехов и тягот, которые упали на неё. Отсюда возникают и требования уже «внутреннего порядка», предъявляемые трудником или трудницей самим себе в соответствии со Священными Писанием и Преданием.
«Ощущения мы обязываем к воздержанию, страстную часть души – к любви, разумную же улучшаем, устраняя с её пути всё, что препятствует мысли в её восхождении к Богу…Когда человек очистит тело воздержанием, укротит гнев и похоть…с помощью молитвы,16 тогда и увидит, по слову святителя Григория Паламы «в самом себе благодать, обещанную всем, кто чист сердцем.17 Работая на послушании, дабы не впасть в уныние, тоску и необоснованную печаль(навеянные, например, однообразием выполняемых функций), необходимо постоянно пытаться осуществить «Единство ума с Богом», которое «есть состояние, но в тоже время и движение, поскольку совершенству нет предела18». Тот, кто творит по слову апостола Павла: «Аще ясте, аще пиете, или иное что творите, вся во славу Божию творится» ( 1Кор. 10:31 ), тот поймёт и слова самого Господа: …иго мое благо, и бремя Мое легко» ( Мф.11:30 ). Аминь.
Время для раздумий: трудник и послушник
Чтобы выбрать монастырь, в котором останется будущий инок, совершают не одну поездку по святым местам. При посещении одного монастыря трудно определить, что здесь останется сердце человека для служения Богу.
Оставшись в обители на несколько недель, мужчине или женщине отводится роль трудника.
В этот период человек:
- много молится, исповедуется;
- трудится на благо монастыря;
- понемногу постигает азы монашеской жизни.
Живет трудник при монастыре и питается здесь же. На этом этапе к нему присматриваются в обители, и если человек остается верен своему призванию монашества, предлагают остаться в монастыре послушником — человеком, готовящимся к постригу в монахи и проходящему духовное испытание в обители.
Важно: послушание — христианская добродетель, монашеский обет, испытание, весь смысл которого сводится к освобождению души, а не к рабству. Суть и важность послушания необходимо понять и прочувствовать. Понять, что всё делается для добра, а не для мучения. Исполняя послушание, понимают, что старец, который несёт ответственность за будущего монаха, заботится о спасении его души.
При непосильных испытаниях, когда ослабевает дух, всегда можно обратиться к своему старцу и поведать о трудностях. И непрестанная молитва к Богу — первый помощник в укреплении духа.
Послушником можно быть много лет. Готов ли человек к принятию монашества, решает духовник. На этапе послушания есть еще время подумать о будущей жизни.
Епископом или настоятелем обители совершается чин монашеского пострижения. После пострига назад дороги нет: удаление от страстей, печалей и смущений приводит к неразрывной связи с Богом.
Важно: не спешить, не торопиться принимать монашество. Импульсивные порывы, неопытность, горячность ложно принимаются за истинное призвание быть монахом. И потом у человека начинаются тревоги, уныние, тоска, побеги из монастыря. Обеты даны и никто их не может снять. И жизнь превращается в муку.
Поэтому главное наставление у святых отцов — тщательное послушание и испытание в течение определенного периода времени, которое и покажет истинное намерение быть призванным к монашеству.
Подготовка
Уход в монастырь – это шаг довольно серьёзный и любой хоть немного понимающий в монастырской жизни человек вам скажет, что мира и покоя вы там точно не обретёте – это тяжёлый труд и постоянное преодоление себя. Потому многие священники рекомендуют, прежде чем окончательно бежать от мира за монастырские стены, потратить время и поездить по разным обителям в качества трудника – добровольного работника, живущего и питающегося в монастыре, чтобы посмотреть и почувствовать монашеский быт изнутри и понять, подходит ли это вам. К слову, всякий человек, желающий стать монахом, сначала проходит путь трудника, так что, в любом случае, этот опыт будет полезен. Ну и, конечно, придётся изменить привычный ритм жизни – ведь практически вся жизнь в монастыре завязана на богослужении, которое необходимо будет посещать регулярно, и привыкнуть к довольно тяжёлой физической работе. Если после таких «проб» намерение уйти в монастырь не ушло, а лишь окрепло, необходимо посоветоваться со священником – желательно, конечно, с тем, который вас знает или мнению которого вы более всего доверяете. Вполне вероятно, что опытный пастырь не благословит вас на этот подвиг, а напротив – начнёт отговаривать, и к этому тоже надо быть готовым и прислушаться: ведь не всегда мы понимаем какие мотивы на самом деле руководят нами, а потому опытный взгляд со стороны иногда бывает полезен в таких серьёзных делах.
«Сплошной некрополь»: как уйти в монастырь и что там ждет
На сегодняшний день в российских монастырях живут тысячи монахов и монахинь. Кто-то из них пришел в обитель из-за страха расплаты за грехи, кто-то — из-за желания обменять служение на рай, а кто-то — просто из-за любви к Богу. При этом прожить жизнь в монастыре — непростое решение и большое испытание. «Вечерняя Москва» узнала, кто может уйти в монастырь, какие трудности встретятся ему на пути к Богу, а также почему обители называют некрополями.
Почему уходят
У каждого человека свои причины, чтобы уйти в монастырь, рассказал наместник ставропигиального Новоиерусалимского монастыря архимандрит Феофилакт. Но всех людей, по его словам, объединяет любовь к Богу, а их на сегодняшний день тысячи человек.
— Сколько людей, столько и путей в царство небесное. Самые разные люди. У нас тысячи монастырей, тысячи монашествующих, — сказал Феофилакт.
Обычно в монастырь уходят по трем причинам. Первая — страх. Например, человек жил и грешил, а потом понял, что ему, грешнику, нужно спастись, и он идет в монастырь каяться и плакать.
— Вторая причина — это купец. То есть ты — мне, я — тебе. Такое тоже бывает, и над таким нельзя смеяться. Например, господи, я пойду в монастырь, а ты мне потом даруешь рай. Вторая ступенька — ее тоже надо пройти — ступенька страха, ступенька купца, — сказал собеседник «ВМ».
Третья причина, по которой уходят в монастырь, проста. Ее можно назвать ступенькой сыновства: как безоговорочно дети любят родителей, не ради чего-то, так и люди любят Бога, называя его Отцом и Творцом, который любит человека. Эта ступенька — самая главная у большинства ушедших в монастырь.
Как уйти
Феофилакт рассказал, что, для того чтобы уйти в обитель, нужно только желание. При этом принять община может только совершеннолетних граждан. Сначала нужно определиться, в каком монастыре хотелось бы прожить жизнь. Для этого следует посетить пять–семь учреждений. Конечно, мужчины могут рассматривать только мужские монастыри, а женщины — женские.
— Вот, скажем, встречаются юноша и девушка. И очень важно, чтобы обе стороны полюбили друг друга и решили вступить в брак. Тогда брак будет. А если любит только одна сторона или хочет, а вторая не хочет, то брака не будет. Так и тут. Каждый монастырь — своя монашеская семья, братство или сестричество. И там важно, чтобы тот, кто приходит, захотел там остаться, а вторая сторона — те, кто там есть, — захотела бы его принять в свое братство или сестричество, — рассказал Феофилакт.
Жизнь в монастыре
В наш 21 век приблизиться и увидеть жизнь иноков стало возможным и для простых мирян.
Сейчас организовываются паломнические поездки в женские и мужские монастыри. Паломничество рассчитано на несколько дней. Живут миряне при монастыре, в специально отведенных помещениях для гостей. Иногда проживание может быть платным, но это символическая цена и средства от неё идут на содержание обители. Питание бесплатное, согласно монастырскому уставу, то есть еда постная.
Но миряне живут в обители не как туристы, а приобщаются к жизни иноков. Проходят послушание, трудятся на благо монастыря, молятся и всем своим естеством ощущают благодать Божью. Устают сильно, но усталость приятная, благодатная, которая несёт душе умиротворение и ощущение близости Бога.
После таких поездок многие мифы о жизни иноков развеиваются:
- В обители строгая дисциплина, но она не угнетает монахинь и монахов, а приносит радость. В посте, работе и молитве видят они смысл жизни.
- Никто не запрещает монаху иметь книги, слушать музыку, смотреть фильмы, общаться с друзьями, путешествовать, но всё должно быть во благо душе.
- Кельи не унылые, как показывают в художественных фильмах, есть шкаф, кровать, стол, множество икон — всё очень уютно.
После пострига принимаются три обета: целомудрия, нестяжания, послушания:
- Монашеское целомудрие — это безбрачие, как составляющий элемент устремленности к Богу; понятие целомудрия как воздержание от удовлетворения похотей плоти существует и в миру, поэтому смысл этого обета в контексте монашества есть нечто другое — обретение Самого Бога;
- Монашеское послушание — отсечение своей воли перед всеми — старшими, перед всяким человеком, перед Христом. Довериться безгранично Богу и быть покорным Ему во всём. Принимать с благодарностью всё таким, как оно есть. Такая жизнь приобретает особый внутренний мир, непосредственно соприкасаемый с Богом и его не омрачают никакие внешние обстоятельства;
- Нестяжание означает отказ от всего земного. Иноческая жизнь отказывается от земных благ: монах не должен ни к чему иметь пристрастие. Отказываясь от земных богатств, он обретает легкость духа.
И только с Господом, когда общение с Ним становится превыше всего — остальное, в принципе, не обязательно и не важно.
Для чего уходят в монастырь
Монашество вправе причисляют к таинствам православной церкви, объединяющее в себе Крещение, Миропомазание, Венчание, Причастие, Священство, так как несёт в себе отречение от грешной жизни, печать избранничества, соединение навеки с Христом и посвящение на служение Богу.
Монашество — удел сильных духом и телом. Если человек несчастен в жизни мирской — побег в монастырь только усугубит его несчастья.
В монастырь возможно уйти только разорвав связи с внешним миром, полностью отречься от всего земного и посвятить жизнь служению Господу. Одного желания для этого мало: зов и веление сердца делают человека ближе к монашеству. Для этого надо потрудиться и подготовиться.
Начинается путь в монастырь с познания глубины духовной жизни.
Уход в монастырь женщин
Как уйти в монастырь женщине? Это решение, которое принимает сама женщина, но не без помощи духовного наставника и Божьего благословения.
Не стоит забывать, что приходят в монастырь не для исцеления душевных ран, полученных в миру от несчастной любви, смерти близких, а для воссоединения с Господом, с очищением души от грехов, с пониманием того, что вся жизнь теперь принадлежит служению Христу.
В обители рады видеть всех, но пока остаются проблемы в мирской жизни, стены монастыря не смогут спасти, а могут только ухудшить положение. При уходе в монастырь не должно остаться никаких привязанностей, задерживающих в обыденной жизни. Если готовность отдаться служению Господу сильна, тогда и монашеская жизнь пойдет на пользу монахине, обретется покой, умиротворение в ежедневных трудах, молитвах и ощущения того, что Господь всегда рядом.
Если безответственно ведут себя люди в миру — хотят уйти от жены, оставляют детей, то нет уверенности, что монашеская жизнь пойдёт на пользу такой заблудшей душе.
Как быть с родителями
Многими родителями в древности на Руси и в других православных странах приветствовалось желание детей пойти в монахи. Отроков готовили с детства для принятия иночества. Такие дети считались молитвенниками обо всей семье.
Но были и глубоко верующие, которые категорически выступали против служения своих детей на монашеском поприще. Хотели видеть своих чад успешными и преуспевающими в мирской жизни.
Дети, которые самостоятельно приняли решение жить в монастыре, готовят близких к такому серьезному выбору. Следует подобрать верные слова и доводы, которые будут восприниматься родителями правильно и не введут их в грех осуждения.
В свою очередь, благоразумные родители изучат досконально выбор своего ребенка, вникнут в суть и понимание всего вопроса, помогут и поддержат близкого человека в таком важном начинании.
Просто большинство от незнания сути иночества воспринимают желание детей служить Господу как нечто чужеродное, противоестественное. Начинают впадать в отчаяние и тоску.
Родители грустят от того, что не будет внуков, что у сына или дочки не будет всех привычных мирских радостей, которые принято считать наивысшими достижениями для человека.
Совет! Монашество — достойное решение ребенка, и поддержка родителей — важная составляющая в окончательном утверждении правильности выбора дальнейшего пути в жизни.
О воспитании детей в вере:
Читайте также: