Как поехать бекет ата
Мангистау - как будто заблудившийся регион в Казахстане. «Заблудившийся», конечно, в хорошем смысле этого слова. Как будто взяли кусочек Средиземноморья и разместили в Центральной Азии.
Автор и ведущий: Яков Фёдоров.
Режиссёр: Дулат Жумагазин.
Операторы: Алишер Гумаров, Мейірхат Толкунов.
Монтаж: Айбек Нигмет.
Фильм снят при поддержке АО «Международное информационное агентство «Казинформ».
Главная достопримечательность: Мечеть бекет-ата в огланды
Мангистауский край очень богат историческими памятниками — в этом крае есть 362 святых, почитаемых местным населением. Одним из самых выдающихся исторических и духовных памятников области, безусловно, является подземная мечеть Бекет-Ата в местности Огланды.
Она расположена в труднодоступной горной местности и после прибытия на автотранспорте из Актау нужно проделать ещё пеший путь – 1,5-2 километра по петляющим лестницам. Но этот путь стоит того! Местность в окрестности Бекет-Ата изрезана причудливыми орографическими узорами, похожими на берег древнего моря, миллионы веков назад отступившего с этих мест, проиграв войну пустыне.
Хорошим признаком считается встретить по пути к мечети горную косулю. Некоторые считают, что их присутствие в Огланды это миф, но мы смогли убедиться своими глазами в их существовании, так как во время съёмок увидели целое семейство этих грациозных животных.
Бекет-Ата жил во второй половине XVIII века вблизи поселка Кульсары Атырауской области. По легенде, в 14 лет он пришёл поклониться праху почитаемого им мудреца Шопан-Ата, получил его благословение и завет учиться. Науки он постигал в медресе Хивы. В возрасте 40 лет он стал суфием, учил детей грамоте, исцелял людей, наставлял верующих быть справедливыми и творить добро. Известен он и как воин, совершавший подвиги в битвах с калмыками.
Бекет-ата Мырзагул улы считается одним из самых почитаемых в Западном Казахстане святых. Выбрав для себя путь отшельника в забытой людьми пустынной местности, он построил четыре мечети в скалах: в Кульсарах (ее называют Ак-мечеть), в меловых скалах в 20 километрах от поселка Бейнеу, в местности Тобыкты и четвертую подземную мечеть вырубил в массиве мелового скального мыса в урочище Огланды.
Дорога к Бекет ата, или Кто светел, тот и свят…
В ПОЕЗДЕ
Надо отметить, наша группа состояла из 6 человек разных национальностей и вероисповеданий. Говорят, что Бекет ата принимает всех, главное – открытое сердце. Так как это была паломническая поездка, мы решили не шиковать и приобрели плацкартные билеты на поезд Атырау – Мангышлак до станции Шетпе. Туда и обратно – 5 000 тенге. Ближе к полудню, незадолго до отправления поезда, мы заняли свои места. Поезд тронулся, и под размеренный стук колес мы всё дальше и дальше удалялись от Атырау…
Единственный неприятный инцидент произошёл по прибытии на станцию Бейнеу. В конце вагона из-за чего-то повздорили, а потом и подрались двое парней. Прибывшие медики оказали пострадавшему первую помощь, ещё через несколько минут на перрон подъехала полицейская машина…
Ночь прошла тихо. А проснувшись ранним утром, мы увидели занимательную картину – почти все верхние багажные полки были заняты безбилетниками. Впрочем, говорят, что это привычная картина для плацкартных вагонов.
В ШЕТПЕ И ЖАНАОЗЕНЕ
В седьмом часу утра мы прибыли на станцию Шетпе. Покинув душный вагон, глотнув свежего воздуха, мы оказались в плотном круге таксистов. «Актау! Жанаозен! Баутино! Бекет ата!» – раздавалось с разных сторон. Вокзальная суета на этой станции напомнила восточный рынок. Обсудив цены (туда и обратно – 8 000 тенге с человека) и нюансы нашей поездки, мы оказались в видавшей виды «Мазде». Таксист, пятидесятилетний Айтуар (на снимке), с ходу начал знакомство:
– А я раньше железнодорожником работал, потом ушёл. Семью кормить надо, у меня жена и четыре сына. Двое старших сейчас тоже извозом занимаются. Один на пассажирской «Газели» работает, второй, как и я, туристов и вахтовиков возит. Сейчас ко мне домой заедем, шубат попьём – и в путь!
Предложив нам угоститься свежим шубатом, Айтуар участливо спросил, есть ли у нас фотоаппарат, а то он может нам одолжить свой. Что очень тронуло.
За беседами о жизни, отсутствии работы в Шетпе, стоимости ракушеблока, из которого здесь отстроены все дома и даже заборы вокруг них, мы и не заметили, как доехали до Жанаозена. Остановившись возле небольшой придорожной чайханы, Айтуар предложил нам подкрепиться:
–Путь будет долгим и непростым. Покушайте. Здесь девушки из Мукура работают, очень вкусно готовят. Самса у них просто отменная!
Все оказалось действительно вкусным и по низким ценам – по 200-300 тенге с носа. Плотно позавтракав, мы отправились дальше.
КОМУ-ТО И ЕХАТЬ НЕ СТОИТ
Дорога до Бекет ата от Шетпе – 300 км, больше половины пути – разбитый асфальт, больше ста километров – щебень. Водители знают здесь каждую кочку и яму, которые чудом не мешают летать машинам на высокой скорости.
За Жанаозеном на степных просторах раскинулись нефтепромыслы. Скучные пейзажи с нефтяными качалками плавно сменяются живописными ландшафтами. Удивительные бело-розовые скалы, фантастической красоты каньоны… Наблюдая из окна мчащегося авто пейзажи, с трудом верится, что всё это когда-то было дном бескрайнего моря.
– Каждый день в Шетпе приезжают сотни людей, ещё столько же едут из Актау. В среднем в день святые места посещает до тысячи человек. Люди едут в любое время года и отовсюду – Атырау, Актобе, Астана. Приезжают из России, да и иностранцы – частые гости. Я вот недавно возил группу японцев, и англичане как-то приезжали. Все люди едут с разным – у кого-то проблемы со здоровьем, кто-то просит благополучия, решения непростых жизненных ситуаций, приезжают пары, которые вымаливают детишек. Вот на днях пара одна приезжала. Они здесь были год назад, ездили к Бекет ата, молились о рождении ребёнка. В этом году приехали уже поблагодарить, всё у них получилось, – рассказывает Айтуар. – Но не все могут преодолеть этот путь. Кому-то не время, кого-то Бекет ата не принимает. Был случай, повёз я двух женщин – свекровь со снохой, обе друг друга терпеть не могут. Всю дорогу ехали и ругались между собой. И на полпути машина сломалась. Они были вынуждены пересесть на другую, которая ехала в обратную сторону. С хорошими людьми, с их светлыми мыслями дорога складная, без заминок и неприятностей.
СТРЕЛЫ СУФИСТОВ
Черепаха, которую мы увидели у входа в подземную мечеть Шопан ата Вообще на Мангышлаке располагаются пять наиболее значимых подземных мечетей – Шопан ата, Бекет ата, Шакпак ата, Султан-епе и Караман ата. У нас был всего один день, и потому мы решили посетить лишь две первые. Остановка по пути – священный мазар Кую Там XIII века. Пожилой мужчина, встретивший нас и других паломников у входа в мазар, предложил нам зайти внутрь. Когда все расселись по периметру ветхих стен, он прочитал молитву. Люди оставляют здесь пожертвования – платочки, деньги.
Проехав совсем немного, мы оказались на асфальтированной парковке перед входом в некрополь Шопан ата. Некрополь расположен на старой караванной дороге из Мангышлака в Хорезм. Это один из крупнейших в Казахстане памятников архитектуры IХ-ХIII веков. Кстати, женщинам и девушкам стоит позаботиться о своём внешнем виде: обязательно длинная юбка, закрытый верх и платок. Перед входом в некрополь – традиционное омовение. Для этого здесь построены специальные помещения, имеются кумганы и чистая вода. Сразу за белой аркой – кладбище. Культовый центр – мечеть, состоящая из нескольких служебных помещений, вырубленных в приовражной скале. Здесь, по преданию, похоронены сам святой и его дочь. По легенде Шопан ата был учеником Ходжи Ахмеда Яссауи. Однажды Ахмед Яссауи собрал своих последователей-учеников в юрте и велел им выпустить свои стрелы через открытый шанырак. Там, куда прилетят стрелы, им предстояло проповедовать идеи суфизма. Стрела Шопан ата долетела и упала на небольшую гору близ аула богатого скотовода Баяна. Через несколько месяцев Шопан ата прибыл в эти края, нашёл свою стрелу и нанялся чабаном к Баяну. Бай скоро догадался, что его новый пастух не простой человек, отдал ему в жены свою дочь и покровительствовал им. У подножия горы, на которую упала стрела, Шопан ата и построил эту мечеть.
БЛАГОСЛОВИТЕ ЖЕНЩИНУ
Перед входом в мечеть стоит «священное дерево» – большой тутовник, под пышной кроной которого можно спрятаться от палящего солнца. Здесь же мы увидели большую черепаху, а по словам других паломников, недалеко в кустах отдыхает целое черепашье семейство. Разглядывать черепашек нам было некогда, поэтому вместе с остальными мы зашли в мечеть. Центральная комната – небольшое помещение с деревянным шестом, уходящим в небо через отверстие в потолке. Место, где располагается шест, священно. Служитель мечети прочитал молитву, дал бата (благословение). Спросил у нас, всё ли нам понятно, и вкратце рассказал о мечети и самом некрополе на русском языке.
Паломники оставляют пожертвования – в основном платочки, отрезы ткани. Многие завязывают в платочки монетки, некоторые оставляют на белом полотне рядом с шестом суммы крупнее. После молитвы и бата мы трижды обошли шест и получили от служителей мечети по платочку – считается, что они обладают целительной силой. Потом мы побывали в других комнатах, где каждый мог помолиться о своём, сокровенном.
Сохранившиеся могильные камни - кулпытас на древнем кладбище вблизи мазара Огланды ата После посещения мечети можно по тропинке подняться на вершину горы, в которой располагается мечеть, здесь похоронен тесть Шопан ата. Это место особо рекомендуется посещать женщинам, молящимся о наступлении беременности или страдающим женскими болезнями. Рядом с могилой располагается большой камень в форме мужского детородного органа, и нужно просто посидеть на нём. Спускаясь вниз, я заметила, что среди древних каменных могильных памятников выстроены пирамидки из камешков. Как объяснили мне другие паломники, можно собирать камешки, встречающиеся на пути, а потом складывать их в пирамидки и загадать при этом свое заветное желание.
После посещения мечети паломники могут отдохнуть в гостевых домиках. На верандах – дастарханы, за которыми можно попить чай и пообщаться с другими паломниками. Кстати, отправляясь в эти места, стоит позаботиться о еде. Каждый привозит с собой угощение – как правило, это чай, молоко, конфеты, печенье, лепешки, бауырсаки. Отдыхать мы не стали, а отправились дальше в путь.
НАРОДНАЯ ПАМЯТЬ
Гостевой дом на территории комплекса Бекет ата Наш путь по укатанному грейдеру лежал к Бекет ата.
– Когда вы туда приедете, вас будут приветствовать и животные, и птицы, змейки могут крутиться под ногами. Ничего не пугайтесь, ничему не удивляйтесь – это вам через животных будет приветствие от Бекета ата. Большая удача увидеть диких горных козликов. Это очень хороший знак. И показываются они, кстати, не всем. Так что смотрите в оба! – предупредил нас Айтуар.
От Шопан ата до Бекет ата чуть больше 70 км. Примерно в два часа дня мы уже были на месте. Перед тем, как прикоснуться к святыням, здесь также нужно пройти омовение. На территории комплекса имеется большой гостевой дом. В центральной комнате – два длинных дастархана, на которых чего только нет. Особенно впечатляют стопки лепешек – шельпеков, которые не уменьшались, а становились все выше и выше. Каждый приезжающий привозит сюда что-то на дастархан. А также каждый по мере возможности должен выполнить какую-нибудь работу. Налить чай паломникам, помыть посуду, принести воду. Во дворе множество беседок, в которых можно укрыться от солнца. Радуют глаз и молодые деревца, которые лет через пять образуют здесь хороший скверик. Попив чаю, который нам показался самым вкусным в жизни, мы начали непростой спуск к самой главной святыне на Мангышлаке. Как известно, Бекет ата родился в 1750 году близ нынешнего райцентра Кульсары Атырауской области. Учился в медресе в Хиве. После обучения поселился на плато Устюрт в одном из чинков (чинки – труднодоступные обрывистые уступы).Титаническим, невероятно упорным трудом он построил подземную мечеть, которая сейчас называется его именем. Это было его служением Богу, его познанием Бога. Бекет ата умер в 1813 году. Он остался в народной памяти как воин, совершивший подвиги в битвах с врагами, как предсказатель, которому открыта книга бытия. Как миротворец – при решении спорных вопросов с соседями-туркменами он проявлял мудрость, которая позволяла приводить стороны к согласию. Как целитель – к нему приходили немощные и страдающие, и он даровал им здоровье и жизненные силы. Как учитель и наставник – тысячные толпы верующих внимали его наставлениям жить по правде, быть справедливым и творить добро. Похоронен Бекет ата в одноимённой мечети, куда ежедневно устремляются сотни паломников.
ГУЛЯЮТ ТАМ ЖИВОТНЫЕ НЕВИДАННОЙ КРАСЫ…
Вид на подземную мечеть Бекет ата. Перепад высот – 150 м, спуск длиной в 1,5 км занимает более 20 минут Чтобы попасть в мечеть, нам нужно было спускаться вниз с чинка по дорожке, вымощенной ракушечными плитами. Спуск протяженностью около 1,5 км занял более получаса. Перепад высот здесь составляет почти 150 метров.
По дороге дивимся природе, которая здесь поистине уникальна. Внизу в ущелье, окружённом обрывистыми скалами, раскинулся настоящий оазис. И, конечно, мы не раз вспомнили слова нашего доброго водителя о здешних животных. На нашем пути не раз встречались ящерки, выбегающие на дорожку, пение птиц разливалось по округе. Ну и легендарные горные козлики! Это небольшое грациозное животное – устюртский муфлон, с гордой посадкой головы на тонкой и длинной шее. В дикой природе наблюдать этих животных совсем непросто. Здесь же, если повезёт, они позволяют подойти к себе на расстояние до пяти метров. Мы видели и одиночных муфлонов, и мамаш с детёнышами. И все они позволили нам подойти поближе и сфотографировать их.
Преодолев непростой спуск, мы оказались в самой мечети. Здесь её служитель рассказал о Бекет ата, прочитал молитву. У нас была возможность побывать и в других помещениях мечети.
Слева от мечети есть тропинка к подножию скалы – там святой источник, водой из которого непременно нужно промыть глаза, чтобы не болели. Вода в этом источнике оказалась довольно мутной, но мы ею умылись. Потом наша группа в ходе философских рассуждений пришла к выводу: наверное, умывание этой водой имеет два смысла. Физическая польза для глаз – это одно, но кому-то через эту воду приходит и духовное прозрение. Уже на обратном пути мы задержались возле второго источника. Здесь из специальных краников паломники набирают воду. Она, в отличие от воды из первого источника, кристально чиста и имеет легкий солоноватый вкус.
В ДРУГОМ ИЗМЕРЕНИИ
Подъём на чинк оказался намного сложнее, чем спуск, и занял вдвое больше времени. На тропинке примерно через равные расстояния располагаются беседки, в которых можно передохнуть, чтобы продолжить непростой путь. Среди встречных паломников, которые только спускались к мечети, были и пожилые, и больные. Всем им потом предстояло подниматься наверх, но сложный подъём их, видимо, не пугал. Стоит отметить, что здесь можно встретить представителей самых разных национальностей и вероисповеданий.
Поднявшись на чинк, мы присели передохнуть и поделились впечатлениями. Оказалось, что внутреннее ощущение у всех было разное. У кого-то необычайная радость, а у кого-то в душе воцарились покой и умиротворение. Мне же показалось, что всё пространство – и здесь, и у других святынь, где мы побывали ранее – наполнено любовью и бесконечной нежностью. Но все мы, оказывается, одинаково ощутили, будто находимся в какой-то другой реальности. Здесь не чувствуется бег времени, а все переживания, сомнения, мысли о насущном куда-то испаряются. Здесь как будто другое измерение.
ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ
Дастархан в гостевом доме Бекет ата никогда не оскудевает Поделившись эмоциями, мы вернулись в гостевой дом, выпили чаю и поехали обратно в Шетпе. В идеале приезжающие сюда паломники остаются здесь ночевать. Вечером забивается жертвенный баран, общими усилиями готовится бешбармак. Для сна в гостевом доме имеются две просторные комнаты, одна для мужчин, другая – для женщин. Мы, не располагая временем, ограничились пожертвованием в виде платочков и денег. Нам здесь также выдали по платочку, рекомендовав прикладывать их к больному месту, а также прикасаться к ним в минуты душевного отчаяния, вспоминая о благодати, которую мы испытали здесь.
Обратная дорога до Шетпе показалась уже не такой сложной и вроде как короче. Практически весь путь мы провели в молчании, каждый наслаждался тёплыми чувствами и умиротворением в душе. Говорят, что, побывав у Бекет ата в первый раз, стоит вернуться сюда ещё как минимум дважды. Потерпеть какие-то неудобства в пути, преодолеть весь этот непростой маршрут того стоит…
Дорога к Бекет ата, или Кто светел, тот и свят…
В ПОЕЗДЕ
Надо отметить, наша группа состояла из 6 человек разных национальностей и вероисповеданий. Говорят, что Бекет ата принимает всех, главное – открытое сердце. Так как это была паломническая поездка, мы решили не шиковать и приобрели плацкартные билеты на поезд Атырау – Мангышлак до станции Шетпе. Туда и обратно – 5 000 тенге. Ближе к полудню, незадолго до отправления поезда, мы заняли свои места. Поезд тронулся, и под размеренный стук колес мы всё дальше и дальше удалялись от Атырау…
Единственный неприятный инцидент произошёл по прибытии на станцию Бейнеу. В конце вагона из-за чего-то повздорили, а потом и подрались двое парней. Прибывшие медики оказали пострадавшему первую помощь, ещё через несколько минут на перрон подъехала полицейская машина…
Ночь прошла тихо. А проснувшись ранним утром, мы увидели занимательную картину – почти все верхние багажные полки были заняты безбилетниками. Впрочем, говорят, что это привычная картина для плацкартных вагонов.
В ШЕТПЕ И ЖАНАОЗЕНЕ
В седьмом часу утра мы прибыли на станцию Шетпе. Покинув душный вагон, глотнув свежего воздуха, мы оказались в плотном круге таксистов. «Актау! Жанаозен! Баутино! Бекет ата!» – раздавалось с разных сторон. Вокзальная суета на этой станции напомнила восточный рынок. Обсудив цены (туда и обратно – 8 000 тенге с человека) и нюансы нашей поездки, мы оказались в видавшей виды «Мазде». Таксист, пятидесятилетний Айтуар (на снимке), с ходу начал знакомство:
– А я раньше железнодорожником работал, потом ушёл. Семью кормить надо, у меня жена и четыре сына. Двое старших сейчас тоже извозом занимаются. Один на пассажирской «Газели» работает, второй, как и я, туристов и вахтовиков возит. Сейчас ко мне домой заедем, шубат попьём – и в путь!
Предложив нам угоститься свежим шубатом, Айтуар участливо спросил, есть ли у нас фотоаппарат, а то он может нам одолжить свой. Что очень тронуло.
За беседами о жизни, отсутствии работы в Шетпе, стоимости ракушеблока, из которого здесь отстроены все дома и даже заборы вокруг них, мы и не заметили, как доехали до Жанаозена. Остановившись возле небольшой придорожной чайханы, Айтуар предложил нам подкрепиться:
–Путь будет долгим и непростым. Покушайте. Здесь девушки из Мукура работают, очень вкусно готовят. Самса у них просто отменная!
Все оказалось действительно вкусным и по низким ценам – по 200-300 тенге с носа. Плотно позавтракав, мы отправились дальше.
КОМУ-ТО И ЕХАТЬ НЕ СТОИТ
Дорога до Бекет ата от Шетпе – 300 км, больше половины пути – разбитый асфальт, больше ста километров – щебень. Водители знают здесь каждую кочку и яму, которые чудом не мешают летать машинам на высокой скорости.
За Жанаозеном на степных просторах раскинулись нефтепромыслы. Скучные пейзажи с нефтяными качалками плавно сменяются живописными ландшафтами. Удивительные бело-розовые скалы, фантастической красоты каньоны… Наблюдая из окна мчащегося авто пейзажи, с трудом верится, что всё это когда-то было дном бескрайнего моря.
– Каждый день в Шетпе приезжают сотни людей, ещё столько же едут из Актау. В среднем в день святые места посещает до тысячи человек. Люди едут в любое время года и отовсюду – Атырау, Актобе, Астана. Приезжают из России, да и иностранцы – частые гости. Я вот недавно возил группу японцев, и англичане как-то приезжали. Все люди едут с разным – у кого-то проблемы со здоровьем, кто-то просит благополучия, решения непростых жизненных ситуаций, приезжают пары, которые вымаливают детишек. Вот на днях пара одна приезжала. Они здесь были год назад, ездили к Бекет ата, молились о рождении ребёнка. В этом году приехали уже поблагодарить, всё у них получилось, – рассказывает Айтуар. – Но не все могут преодолеть этот путь. Кому-то не время, кого-то Бекет ата не принимает. Был случай, повёз я двух женщин – свекровь со снохой, обе друг друга терпеть не могут. Всю дорогу ехали и ругались между собой. И на полпути машина сломалась. Они были вынуждены пересесть на другую, которая ехала в обратную сторону. С хорошими людьми, с их светлыми мыслями дорога складная, без заминок и неприятностей.
СТРЕЛЫ СУФИСТОВ
Черепаха, которую мы увидели у входа в подземную мечеть Шопан ата Вообще на Мангышлаке располагаются пять наиболее значимых подземных мечетей – Шопан ата, Бекет ата, Шакпак ата, Султан-епе и Караман ата. У нас был всего один день, и потому мы решили посетить лишь две первые. Остановка по пути – священный мазар Кую Там XIII века. Пожилой мужчина, встретивший нас и других паломников у входа в мазар, предложил нам зайти внутрь. Когда все расселись по периметру ветхих стен, он прочитал молитву. Люди оставляют здесь пожертвования – платочки, деньги.
Проехав совсем немного, мы оказались на асфальтированной парковке перед входом в некрополь Шопан ата. Некрополь расположен на старой караванной дороге из Мангышлака в Хорезм. Это один из крупнейших в Казахстане памятников архитектуры IХ-ХIII веков. Кстати, женщинам и девушкам стоит позаботиться о своём внешнем виде: обязательно длинная юбка, закрытый верх и платок. Перед входом в некрополь – традиционное омовение. Для этого здесь построены специальные помещения, имеются кумганы и чистая вода. Сразу за белой аркой – кладбище. Культовый центр – мечеть, состоящая из нескольких служебных помещений, вырубленных в приовражной скале. Здесь, по преданию, похоронены сам святой и его дочь. По легенде Шопан ата был учеником Ходжи Ахмеда Яссауи. Однажды Ахмед Яссауи собрал своих последователей-учеников в юрте и велел им выпустить свои стрелы через открытый шанырак. Там, куда прилетят стрелы, им предстояло проповедовать идеи суфизма. Стрела Шопан ата долетела и упала на небольшую гору близ аула богатого скотовода Баяна. Через несколько месяцев Шопан ата прибыл в эти края, нашёл свою стрелу и нанялся чабаном к Баяну. Бай скоро догадался, что его новый пастух не простой человек, отдал ему в жены свою дочь и покровительствовал им. У подножия горы, на которую упала стрела, Шопан ата и построил эту мечеть.
БЛАГОСЛОВИТЕ ЖЕНЩИНУ
Перед входом в мечеть стоит «священное дерево» – большой тутовник, под пышной кроной которого можно спрятаться от палящего солнца. Здесь же мы увидели большую черепаху, а по словам других паломников, недалеко в кустах отдыхает целое черепашье семейство. Разглядывать черепашек нам было некогда, поэтому вместе с остальными мы зашли в мечеть. Центральная комната – небольшое помещение с деревянным шестом, уходящим в небо через отверстие в потолке. Место, где располагается шест, священно. Служитель мечети прочитал молитву, дал бата (благословение). Спросил у нас, всё ли нам понятно, и вкратце рассказал о мечети и самом некрополе на русском языке.
Паломники оставляют пожертвования – в основном платочки, отрезы ткани. Многие завязывают в платочки монетки, некоторые оставляют на белом полотне рядом с шестом суммы крупнее. После молитвы и бата мы трижды обошли шест и получили от служителей мечети по платочку – считается, что они обладают целительной силой. Потом мы побывали в других комнатах, где каждый мог помолиться о своём, сокровенном.
Сохранившиеся могильные камни - кулпытас на древнем кладбище вблизи мазара Огланды ата После посещения мечети можно по тропинке подняться на вершину горы, в которой располагается мечеть, здесь похоронен тесть Шопан ата. Это место особо рекомендуется посещать женщинам, молящимся о наступлении беременности или страдающим женскими болезнями. Рядом с могилой располагается большой камень в форме мужского детородного органа, и нужно просто посидеть на нём. Спускаясь вниз, я заметила, что среди древних каменных могильных памятников выстроены пирамидки из камешков. Как объяснили мне другие паломники, можно собирать камешки, встречающиеся на пути, а потом складывать их в пирамидки и загадать при этом свое заветное желание.
После посещения мечети паломники могут отдохнуть в гостевых домиках. На верандах – дастарханы, за которыми можно попить чай и пообщаться с другими паломниками. Кстати, отправляясь в эти места, стоит позаботиться о еде. Каждый привозит с собой угощение – как правило, это чай, молоко, конфеты, печенье, лепешки, бауырсаки. Отдыхать мы не стали, а отправились дальше в путь.
НАРОДНАЯ ПАМЯТЬ
Гостевой дом на территории комплекса Бекет ата Наш путь по укатанному грейдеру лежал к Бекет ата.
– Когда вы туда приедете, вас будут приветствовать и животные, и птицы, змейки могут крутиться под ногами. Ничего не пугайтесь, ничему не удивляйтесь – это вам через животных будет приветствие от Бекета ата. Большая удача увидеть диких горных козликов. Это очень хороший знак. И показываются они, кстати, не всем. Так что смотрите в оба! – предупредил нас Айтуар.
От Шопан ата до Бекет ата чуть больше 70 км. Примерно в два часа дня мы уже были на месте. Перед тем, как прикоснуться к святыням, здесь также нужно пройти омовение. На территории комплекса имеется большой гостевой дом. В центральной комнате – два длинных дастархана, на которых чего только нет. Особенно впечатляют стопки лепешек – шельпеков, которые не уменьшались, а становились все выше и выше. Каждый приезжающий привозит сюда что-то на дастархан. А также каждый по мере возможности должен выполнить какую-нибудь работу. Налить чай паломникам, помыть посуду, принести воду. Во дворе множество беседок, в которых можно укрыться от солнца. Радуют глаз и молодые деревца, которые лет через пять образуют здесь хороший скверик. Попив чаю, который нам показался самым вкусным в жизни, мы начали непростой спуск к самой главной святыне на Мангышлаке. Как известно, Бекет ата родился в 1750 году близ нынешнего райцентра Кульсары Атырауской области. Учился в медресе в Хиве. После обучения поселился на плато Устюрт в одном из чинков (чинки – труднодоступные обрывистые уступы).Титаническим, невероятно упорным трудом он построил подземную мечеть, которая сейчас называется его именем. Это было его служением Богу, его познанием Бога. Бекет ата умер в 1813 году. Он остался в народной памяти как воин, совершивший подвиги в битвах с врагами, как предсказатель, которому открыта книга бытия. Как миротворец – при решении спорных вопросов с соседями-туркменами он проявлял мудрость, которая позволяла приводить стороны к согласию. Как целитель – к нему приходили немощные и страдающие, и он даровал им здоровье и жизненные силы. Как учитель и наставник – тысячные толпы верующих внимали его наставлениям жить по правде, быть справедливым и творить добро. Похоронен Бекет ата в одноимённой мечети, куда ежедневно устремляются сотни паломников.
ГУЛЯЮТ ТАМ ЖИВОТНЫЕ НЕВИДАННОЙ КРАСЫ…
Вид на подземную мечеть Бекет ата. Перепад высот – 150 м, спуск длиной в 1,5 км занимает более 20 минут Чтобы попасть в мечеть, нам нужно было спускаться вниз с чинка по дорожке, вымощенной ракушечными плитами. Спуск протяженностью около 1,5 км занял более получаса. Перепад высот здесь составляет почти 150 метров.
По дороге дивимся природе, которая здесь поистине уникальна. Внизу в ущелье, окружённом обрывистыми скалами, раскинулся настоящий оазис. И, конечно, мы не раз вспомнили слова нашего доброго водителя о здешних животных. На нашем пути не раз встречались ящерки, выбегающие на дорожку, пение птиц разливалось по округе. Ну и легендарные горные козлики! Это небольшое грациозное животное – устюртский муфлон, с гордой посадкой головы на тонкой и длинной шее. В дикой природе наблюдать этих животных совсем непросто. Здесь же, если повезёт, они позволяют подойти к себе на расстояние до пяти метров. Мы видели и одиночных муфлонов, и мамаш с детёнышами. И все они позволили нам подойти поближе и сфотографировать их.
Преодолев непростой спуск, мы оказались в самой мечети. Здесь её служитель рассказал о Бекет ата, прочитал молитву. У нас была возможность побывать и в других помещениях мечети.
Слева от мечети есть тропинка к подножию скалы – там святой источник, водой из которого непременно нужно промыть глаза, чтобы не болели. Вода в этом источнике оказалась довольно мутной, но мы ею умылись. Потом наша группа в ходе философских рассуждений пришла к выводу: наверное, умывание этой водой имеет два смысла. Физическая польза для глаз – это одно, но кому-то через эту воду приходит и духовное прозрение. Уже на обратном пути мы задержались возле второго источника. Здесь из специальных краников паломники набирают воду. Она, в отличие от воды из первого источника, кристально чиста и имеет легкий солоноватый вкус.
В ДРУГОМ ИЗМЕРЕНИИ
Подъём на чинк оказался намного сложнее, чем спуск, и занял вдвое больше времени. На тропинке примерно через равные расстояния располагаются беседки, в которых можно передохнуть, чтобы продолжить непростой путь. Среди встречных паломников, которые только спускались к мечети, были и пожилые, и больные. Всем им потом предстояло подниматься наверх, но сложный подъём их, видимо, не пугал. Стоит отметить, что здесь можно встретить представителей самых разных национальностей и вероисповеданий.
Поднявшись на чинк, мы присели передохнуть и поделились впечатлениями. Оказалось, что внутреннее ощущение у всех было разное. У кого-то необычайная радость, а у кого-то в душе воцарились покой и умиротворение. Мне же показалось, что всё пространство – и здесь, и у других святынь, где мы побывали ранее – наполнено любовью и бесконечной нежностью. Но все мы, оказывается, одинаково ощутили, будто находимся в какой-то другой реальности. Здесь не чувствуется бег времени, а все переживания, сомнения, мысли о насущном куда-то испаряются. Здесь как будто другое измерение.
ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ
Дастархан в гостевом доме Бекет ата никогда не оскудевает Поделившись эмоциями, мы вернулись в гостевой дом, выпили чаю и поехали обратно в Шетпе. В идеале приезжающие сюда паломники остаются здесь ночевать. Вечером забивается жертвенный баран, общими усилиями готовится бешбармак. Для сна в гостевом доме имеются две просторные комнаты, одна для мужчин, другая – для женщин. Мы, не располагая временем, ограничились пожертвованием в виде платочков и денег. Нам здесь также выдали по платочку, рекомендовав прикладывать их к больному месту, а также прикасаться к ним в минуты душевного отчаяния, вспоминая о благодати, которую мы испытали здесь.
Обратная дорога до Шетпе показалась уже не такой сложной и вроде как короче. Практически весь путь мы провели в молчании, каждый наслаждался тёплыми чувствами и умиротворением в душе. Говорят, что, побывав у Бекет ата в первый раз, стоит вернуться сюда ещё как минимум дважды. Потерпеть какие-то неудобства в пути, преодолеть весь этот непростой маршрут того стоит…
Место, куда не все могут доехать. Подземная мечеть Бекет-ата
Подземная мечеть Бекет-Ата спрятана от людей и непогоды в предгорьях плато Устюрт. Дорога туда дальняя, не одну сотню километров преодолевают путники по бескрайним пустынным пейзажам, а затем еще несколько километров идут пешком, чтобы прикоснуться к святыне. Tengritravel.kz совместно с Aviata.kz расскажет, чем уникально это место, которое манит паломников и туристов со всех уголков страны.
Мечеть Бекет-ата называют жемчужиной архитектурно-строительного искусства Мангистау. Еще в конце прошлого века люди преодолевали весь этот путь пешком, шли под палящими лучами солнца. Сегодня мало кто решится на подобное испытание. Недавно к мечети проложили трассу, и теперь сюда можно попасть на автобусе в составе группы или на машине.
Фото с сайта muzey.kz
Перед визитом паломники стремятся посетить мечеть Шопан-ата, еще один важный памятник культуры, который находится по пути к некрополю Бекет-ата. Это более раннее строение, оно относится к XII – XIII векам. Эти два мавзолея между собой крепко связаны, так как Шопан-ата сыграл в жизни Бекет-ата ключевую роль, несмотря на то, что их разделяли многие века.
Бекет-ата, который родился в 1750 году рядом с поселком Кульсары (Атырауская область), в возрасте 14 лет отправился поклониться праху мудреца Шопан-ата, его он очень почитал и хотел получить благословение святого. С ранних лет Бекет-ата обладал живым умом и тянулся к знаниям, не удивительно, что Шопан-ата благословил юношу учиться и постигать науки: во время ночевки юноши в мечети, по легенде, ему во сне явился мудрец и дал наказ учиться. Так он отправился в Хиву, где и окончил медресе - мусульманскую школу религиозно-просветительского уклона. Бекет-ата начал практиковать врачевание и брал даже самых безнадежных больных. В возрасте 40 лет, став суфием, он стал учить детей грамоте.
Вернувшись на родную землю, он выстроил четыре мечети: первая находится в Кульсары, ее еще называют Ак-мечеть, вторая расположилась на окраине поселка Бейнеу в меловых скалах, третью можно найти на плато Устюрт, четвертая, подземная мечеть (которая считается самым масштабным его творением), была вырублена в скалах урочища Огланды.
Фото©Shutterstock
Бекет-ата умел проявить мудрость, разрешая споры между людьми и приводя стороны к согласию. В своих проповедях наставлял людей жить праведно, творить добро и оставаться справедливыми.
Умер суфий в возрасте 63 лет, погребен он был в подземной мечети в местности Огланды (Мангистау). Позднее последнее пристанище Бекет-ата в Огланды стало местом паломничества несмотря на труднодоступность.
Но не всем дано преодолеть дорогу к святыне. Говорят, одних Бекет-ата не принимает, а для других еще не пришло время. Рассказывают, что однажды две женщины, свекровь со снохой, отправились в мечеть старца. Женщины терпеть друг друга не могли, всю дорогу ругались между собой. Их машина сломалась на полдороге, и пришлось им пересесть в другой автомобиль, который ехал в обратном направлении: другого транспорта не было. Так, дорога до святыни у родственниц не сложилась, а у людей с добрыми намерениями путь складывается легко и без препятствий.
Дорога к святыне проходит по живописному плато Устюрт, фото©Shutterstock
Некрополь Бекет-ата - это исторический и архитектурный памятник. Удивляет необычная акустика мечети, сохраняется поразительная слышимость читаемых молитв во всех помещениях. К тому же в отдушинах нет сквозняка даже при открытых дверях. Ученые выдвинули интересную гипотезу о том, что мечеть Бекет-ата могла быть обсерваторией, в которой суфий наблюдал движение небесных тел. Эти наблюдения помогали ему предсказывать погоду, определить, насколько суровой будет зима и будет ли сухим лето.
Мечеть состоит всего из четырех комнат, в одной из них погребен сам святой. В другой комнате помещен прах Аккуаш, его сестры, сюда пускают только женщин, которые могут рассказать о своих трудностях и попросить помощи. Третья комната хранит посох Бекет-ата. В четвертом помещении располагаются паломники для молитвы.
Ступени, ведущие к мечети, @b.aselya13
Особенностью мечети является ее расположение: чтобы попасть внутрь, посетители спускаются под землю примерно на 1 500 метров. Российская версия National Geographic включила мечеть в список пяти чудес Казахстана. Также в список вошли природные красоты, памятники архитектуры Мангистау, которые рекомендуют туристам для посещения.
В список также вошли: озеро Каинды в Алматинской области, мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи, урочище Бектау-ата, оно расположено в 70 километрах от города Балхаша, монумент "Байтерек" (в Нур-Султане), который символизирует новый виток в истории республики.
Дорога к подземной мечети Бекет-ата пролегает через плато Устюрт. Рядом с мечетью находится родник, из него, поговаривают, брал воду сам святой. У родника часто можно увидеть сайгаков, лис, диких коз, косуль. Эти животные здесь считаются священными, паломники стараются к ним не приближаться, сам Бекет-ата, как гласят легенды, запретил охоту в окрестностях.
©Сакен Дилдахмет
Путешественники
Долгое время сюда приезжали только верующие. Сейчас мечеть стала одним из мест туристского маршрута по плато Устюрт. При этом надо знать, что фотографировать или снимать видео внутри мечети запрещено. Комплекс "Бекет-ата" включает еще и так называемый Дом путника, где можно остановиться на ночлег.
Где находится
Мы надеемся на то, что пандемия коронавируса скоро завершится и границы для путешествий будут снова открыты.
Подземная мечеть Бекет-ата
Подземная мечеть в Мангистауской области носит имя религиозного деятеля-суфия и батыра, который почитается современными верующими как святой – Бекета Мырзагул-улы. Каждый год здесь совершается паломничество множества мусульман, утверждающих о чудодейственной энергии, царящей в стенах мечети.
Центральная часть сооружения включает в себя три больших здания и торжественный храм белых тонов, а на возвышении виднеется внушительное надгробие великого сына казахских степей. Подземная мечеть состоит из четырех комнат, что представляют из себя ритуальные помещения, где погребены прах Бекет-ата и его сестры. В третьей комнате хранится посох батыра, а вход в последний зал разрешен только женщинам, которые могут тихо поведать святым о своих переживаниях и просьбах.
Подземная мечеть Бекет-ата таит в себе благодать, где каждый человек может почувствовать душевное равновесие, покой и гармонию с самим собой.
Подземная мечеть Бекет-ата на видео
Полезные советы на 2020-2021 гг.
Как добраться?
Добраться можно самостоятельно на любых автомобилях (если ваша цель – только подземная мечеть, и вы не будете съезжать с дороги к другим удаленным объектам) в сопровождении местного гида, либо через туристическое агентство в составе группы паломников. Обычно в качестве отправной точки выступает город Актау. Расстояние от Актау до Бекет-ата – около 290 км. Весь путь будет проходить по хорошей асфальтированной дороге, построенной недавно. Проезжаем поселок Жетибай, город Жанаозен (Актау-Жанаозен 150 км). Далее еще через 25 километров – поселок Кызылсай, последний населенный пункт на пути к Бекет-ата. С этого момента по дороге будут встречаться знаки указывающие, что вы движетесь в правильном направлении к мечети Бекет-ата. На 218 км от Актау по правой стороне от вас будет находиться еще одна местная святыня – мечеть Шопан-ата. Паломники, верующие делают здесь обязательную остановку для молитвы. От Шопан-ата до Бекет-ата останется еще порядка 70 километров.
Питание и ночлег
При мечети Бекет-ата есть гостевой дом, где за общим дастарханом собираются все гости: и паломники, и просто туристы. В добровольном порядке каждый приносит свои угощения, но даже если вы по какой-то причине зайдете с пустыми руками, вам всегда найдется место. Также есть две большие просторные комнаты для ночлега: одна для мужчин, другая – для женщин. Вы можете переночевать здесь, либо вернуться в город Актау.
Пещерная мечеть Шакпак-ата
Внутреннее пространство мечети Шакпак-ата в Мангистауской области поражает своей чистейшей белизной, потому что ее помещение вырублено в толще меловой скалы. Благодаря этому, заходя сюда, сразу чувствуется особая атмосфера древней святыни. Структура храма состоит из нескольких своеобразных залов, соединенных проходами. Здесь установлена винтовая каменная лестница, ведущая к павильону, расположенному на плоском участке утеса. На стенах изображены живописные рисунки различных эпох, а центральная часть и своды украшены эпиграфикой арабского письма.
Несмотря на столь необычное строение и расположение, мечеть регулярно посещают верующие, паломники и просто путешественники, которые интересуются культурой и историей этой удивительной страны.
Полезные советы на 2020-2021 гг.
Как добраться?
Отправляться в путь лучше всего на хорошо подготовленном внедорожнике – сможете увидеть значительно больше, периодически съезжая с асфальтированной трассы. Так как подземная мечеть Шакпак-ата находится в относительной близости от некрополей Кенты-баба и Султан-епе, обычно маршрут продумывается таким образом, чтобы посетить в один день все три достопримечательности. Ниже мы предлагаем более комфортный и понятный путь, рекомендованный одним из ведущих гидов Мангистау. Но при наличии GPS-навигатора и карт вы можете где-то проехать и по другим маршрутам – в степи дорог много.
Отправной точкой к святыням служит город Актау. От Актау необходимо двигаться в сторону села Таушык Тупкараганского района (расстояние чуть больше 90 км). Проезжаем село Таушык и преодолеваем еще около 30 километров в сторону города Форт-Шевченко. На свертке к Шакпак-ата (справа от трассы) стоит информационный щит. Съезжаем на грунтовую накатанную дорогу и едем еще около восьми километров. Дорога будет идти по борту живописного каньона Капамсай: при спуске вниз, как только закончится каньон, необходимо свернуть вправо (в противоположную сторону от моря). На пути встретится старая метеостанция, где сейчас находится крестьянское подворье, и уже отсюда будет виден гостевой дом при мечети Шакпак-ата.
Кстати, недалеко до спуска с трассы в сторону подземной мечети можно заглянуть на природную смотровую площадку, откуда видна панорама на величественный каньон Шакпакатасай и сделать удивительные снимки белого останца, в народе называемого «Спящий дракон».
Питание и ночлег
Если целью вашего путешествия являются эти три некрополя, то вам хватит одного светового дня, чтобы либо самостоятельно, либо в составе экскурсионной группы посетить святыни и вернуться на ночлег в один из отелей города Актау. Продукты питания необходимо брать с собой. В том же случае, если вы продолжите путешествие по Мангистау, рекомендуем остановиться в одной из гостиниц села Баутино или города Форт-Шевченко. От подземной мечети Шакпак-ата до города – около 80 км.
Читайте также: