Как называется крепость на юге марокко чрезвычайно популярная как место съемки кинофильмов
Пока еще солнце, пока еще лето, пока еще есть горящие путевки, есть, наверное, смысл опять рассказать про остров Крит, потому что это одно из едва ли не лучших мест отдыха на сегодня для нас, россиян, хотя кому-то и Абхазия — рай небесный. Недавно вот встретил мужика, который в 60 лет впервые съездил отдохнуть на море (понятно, что Черное) и был этим горд неимоверно. И знавал женщину, которая восемь (8. ) лет подряд отдыхала в Анапе. Так что о взглядах на отдых мы спорить не будем, а просто отметим, что на Крите хорошо. И даже немного интересно. Почему немного? Об этом в конце, а пока расскажем главное, что Крит выгоден тем, что поперек него, вернее вдоль, но поперек ветров, дующих с севера, лежат горы. Они закрывают от знойного ветра из Африки северную часть, а от холодного северного ветра – его южный берег. Поэтому, кстати, на южной стороне вода теплее, чем на северном побережье. В прошлый раз мы рассказали о наличествующем там замке «людей росы», сегодня речь пойдет об еще одном довольно-таки необычном и интересном объекте – острове Спиналонга.
Добраться туда лучше всего на арендованном автомобиле, хотя серпантин там при пересечении горного хребта еще тот. Но виды – а раньше состоятельные люди специально ездили сюда любоваться видами, это уж потом вошло в моду купаться в море чуть ли не нагишом, – виды просто замечательные. Горы и море! Причем одновременно и если на море смотреть иной раз и надоедает, то на горы – никогда! И оливковое масло здесь самое что ни на есть настоящее и намного дешевле, чем в Никосии. Купил канистру и на год обеспечена вся семья!
Вот так он приближается, вырастая из моря…
И становится все ближе и ближе!
Ну, а добравшись до Спиналонги, ты видишь… что-то похожее на крепость и древние развалины, и вот тут следует хотя бы немного заранее узнать о том, а что это такое у тебя перед глазами. Начнем с того, что сообщим несколько интересных фактов из истории этого места. Например, с того, что с 1957 года этот остров носит официальное античное название Калидон, но люди по привычке по-прежнему называют его именно Спиналонгой. Причем рядом с островом расположен еще и полуостров с таким же названием.
А вот так он выглядит с горы, если ты едешь туда на автомобиле.
Последний способ самый лучший. Вот так, кстати, выглядят ворота Ираклиона в окружающей его крепостной стене. Впечатляет, не правда ли?!
Сегодня полуостров отделяет от Крита небольшая бухта. В античное время на этом месте была суша и находился крупный город-порт Олус, оказавшийся под водой после сильного землетрясения, случившегося во II веке нашей эры. Сегодня здесь расположена деревня Элунда. А вот в эпоху средневековья все эти земли были не заселены из-за постоянных пиратских набегов.
Причал и главная башня крепости Спиналонги.
Туристы идут потоком!
Потом в начале XIII века остров Крит, который в то время называли королевство Кандия, прибрали к рукам венецианцы, так что он стал частью Венецианской республики. На полуострове Спиналонга начали добывать соль, и вот с этого-то соляного промысла возрождение региона и началось. Затем в 1526 году венецианцами северная оконечность полуострова Спиналонга была превращена в остров, поскольку здесь было решено возвести неприступную крепость, которая должна была защищать подход к восстановленному порту Олус. Место было выбрано отнюдь неслучайно, так как здесь на вершине скалы все еще сохранялись руины древнего акрополя, которые венецианцы решили использовать в качестве ее фундамента. В итоге крепость ввели в эксплуатацию в 1586 году.
Та же башня и руины крепостных сооружений.
К этому времени соседний остров Кипр, который так же, как и Крит в XVI веке принадлежал венецианцам, захватила Османская империя. И было совершенно ясно, что на этом они не остановятся и следующей их целью станет остров Крит, так что к строительству новой крепости венецианцы отнеслись очень серьезно.
Венецианский шлем. Найден не здесь, а на Кипре. Но лишний раз говорит о том, что венецианцы на Средиземноморье хозяйничали долго и успешно! (Кипр, Музей Моря в Айя Напе)
В итоге у них получилось мощное концентрическое укрепление, состоявшее из двух рубежей обороны: крепостной стены, которая окружала весь остров по его периметру и шла вдоль берега, и цитадели на вершине скалы в самой возвышенной части острова. Вооружалась она 35 орудиями и потому законно считалась одной из наиболее неприступных крепостей венецианцев в бассейне Средиземного моря.
Крепость издали. Можно себе представить, как она выглядела, когда из каждой ее амбразуры торчал ствол орудия, изрыгавшего дым и пламя… Прямо готовое место для съемки кинофильма про адмирала Ушакова – «Корабли штурмуют бастионы».
В 1669 году Крит все-таки османы захватили, но Спиналонга им так и не поддалась и еще более 35 лет, вплоть до 1715 года принадлежала венецианцам. Но потом они все-таки сдали ее туркам, а те построили в кольце ее стен свою деревню. В XIX века там жило более 1100 человек. Когда в 1913 году остров стал принадлежать Греции, большая часть турок отсюда сбежала, оставив после себя лишь пустые дома. Уединенность места и отсутствие каких бы то ни было экономических интересов в этом районе подсказали правительству оригинальное решение всех проблем обезлюдившего острова – сюда с 1903 года начали ссылать прокаженных!
Сторожевая башенка была целиком каменная!
Сейчас эта болезнь хотя еще и встречается, но в странах Европы практически забыта, а когда-то эта страшная и неизлечимая болезнь, называвшаяся лепра, или проказа, была хорошо известна людям, причем с глубокой древности. О ней есть упоминания и в египетских папирусах, и в Библии в Ветхом Завете. В средневековой Европе проказа была распространена очень широко, причем даже в Шотландии и Скандинавии, а единственное средство борьбы с ней представляло собой изоляцию больных в специальных местах – лепрозориях. Попадавшие в них люди уже никогда не возвращались к нормальной жизни, будучи заживо погребенными в этих ужасных местах.
Башня крепости изнутри. Вот сюда бы поставить пушки на лафетах, да пару канониров в исторических костюмах для фотографий, да устроить платную стрельбу из этих пушек для туристов… Но не умеют пока греки выманивать из туристов деньги так, как следовало бы. А еще каждому, кто вступает на остров, следует бесплатно подносить по 25 граммов крепкого местного спиртного. Это поднимает уровень критического восприятия окружающего и, соответственно, на порядок увеличит количество восторженных отзывов в Интернете.
И именно Спиналонга оказалась идеальном местом для изоляции больных и спокойствия всего остального здорового населения Крита. Ведь остров этот располагался не слишком далеко от берега, так что продукты и больных доставлять туда было нетрудно. Кроме того, там осталось множество пустующих домов, брошенных турками, где они могли жить. Но все равно это был остров, так что между «заразой» и остальной частью острова лежала непроходимая полоса воды!
Существует легенда, что после того как Крит получил независимость, турки не захотели покидать Спиналонгу, и лишь когда на остров были отправлены первые прокаженные, бежали с него в ужасе. Как бы там ни было, а к 1913 году больных на острове было уже около 1000 и уже в 1915 году Спиналонга стал одним из крупнейших международных лепрозориев.
Условия жизни на острове в ту пору были просто ужасающими — трущобы, нищета и полное убожество. Не было ни лекарств, ни элементарных удобств, не было абсолютно ничего, что, хотя бы как-то могло бы скрасить жизнь несчастных обитателей этого острова.
Большая часть территории острова это вот такие развалины. Так что особо не обольщайтесь, вы предупреждены!
Правда, больным на Спиналонге выдавалось ежемесячное пособие, но оно было столь мизерным, что его не хватало даже на еду, не говоря о покупке каких-то там лекарств. Сам остров был практически целиком отрезан от цивилизации — все вещи, поступавшие оттуда, тщательно стерилизовались, а вода и продукты питания доставлялись его обитателем только по воде.
Впрочем, довольно скоро вопреки всему жители острова сумели организоваться и создать общину со своими правилами и… ценностями. На острове стали даже заключаться браки, хотя это законом и запрещалось. Правда, если у семейных пар на острове рождались здоровые дети, их немедленно забирали у родителей и отправляли в сиротские приюты на Крите. Кстати, жители Крита всерьез верят, что на острове водятся привидения — неупокоившиеся души усопших. Говорят, что ночами на острове слышатся голоса и даже колокольный звон. Так что не вздумайте опоздать на последний катер на материк!
С течением времени на острове появились магазины и кафе, и была даже выстроена церковь, в которой служил здоровый священник, проживший на острове много лет. У ворот крепости появился традиционный базар, где больным можно было покупать продукты и даже передавать письма родным на большую землю. В 1930 годы на острове начали строить новые дома, а в 1939 году на нем провели окружную дорогу по периметру острова, для чего взорвали часть крепостных стен.
Некоторые стены и бастионы крепости уходят прямо в воду, так что врагам и высадиться-то негде было.
Некоторые улицы и дома все-таки приведены в порядок.
Хоть какая-то зелень…
Хоть какая-то тень…
Одним словом, как это бывает очень часто, всего один человек изменил жизнь очень многих, причем к лучшему. Сам он в своей автобиографии, названной им «Орел без крыльев», написал об этом так: «… 36 лет я провел в тюрьме, не совершив преступления. За эти годы много людей посетило нас. Одни, чтобы сделать фотографии, другие – для литературных целей. Почему иные хотели показать отвращение, а другие – сострадание? Мы не хотим ни ненависти, ни соболезнования. Мы нуждаемся в добром отношении и любви…»
Вид на крепость сверху. Ничего особенно, но панорама вокруг просто захватывает.
Но главное, в чем нуждались жители острова, это было лекарство. И как раз с 1950 года главным средством проказы стал диафенилсульфон (дапсон). К 1957 году лепрозорий на острове закрылся, а тех больных, что были неизлечимы, включая и самого Ремундакиса, перевели в клиники на континент.
После этого маленький остров у южного берега Крита люди забыли на долгие 20 лет. Но в 70-е годы на него зачастили туристы и это место стало понемногу оживать. Появилась туристическая инфраструктура в близлежащих деревушках, а там, где туристы, там появляются и новые рабочие места. Но самый настоящий бум на острове начался после того, как в Англии в 2005 году, а потом и в других странах появился бестселлер Виктории Хислоп «Остров». Он имел большой успех, а затем телеканал MEGA в 2010 году снял по нему одноименный сериал. Так, что, если есть время, прежде чем ехать на Спиналонгу стоит прочитать эту книгу, а еще лучше будет посмотреть снятый по ней телефильм.
Деревушка Плака, куда многие приезжают на авто. Деревушка довольно маленькая, но уютная.
На противоположной стороне от деревни стоит вот эта церковь — церковь Святого Георгия. Забавно выглядит, не правда ли?
Ну, а если ничего не читать, то… поехать туда все-таки стоит, хотя ничего такого особенного там нет. Руины и… все! Впечатляющая крепость, но пушек нет, так что кругом одни только камни. Но очень красивые виды. Просто очень! И, кстати, насчет крепости и пушек… Их людям с развитым воображением совсем нетрудно себе представить, а заодно и подумать, как хорошо именно здесь было бы снять одну из серий нашего, российского, современного, исторического телесериала про адмирала Ушакова. Уж кто-кто, а он это заслужил! Причем, заслужил куда в большей степени, чем уже удостоившийся телесериала адмирал Колчак. Англичане, например, сняли восьми серийный телесериал «Хорнблауэр» (1998 – 2003), про приключения молодого моряка, корабли и сражения на море и сняли отлично. Причем, некоторые его эпизоды снимались у нас в Крыму, в Ливадийском дворце. Так что если они могут, то почему сериал про столь значимого национального героя не можем снять мы? И как раз штурм бастионов острова Корфу прямо-таки просится, чтобы его сняли именно здесь, на острове Спиналонга! Но это так – «размышления у парадного подъезда» и не более. Хотя кто знает, может быть среди посетителей сайта ВО есть люди, имеющие выход на наших российских продюсеров, и эта идея придется им по душе. Кто знает…
А вот это кадр из телесериала «Хорнблауэр». И корабли там, что надо, и пушки при стрельбе откатываются, и униформа точная до мелочей… Кому интересна морская тематика эпохи наполеоновских войн советую посмотреть обязательно.
Как бы там ни было, а посетить остров стоит. Ну, а добраться до Спиналонги можно из Агиос Николаоса или из Элунды на небольшом кораблике, в летние месяцы курсирующим туда-сюда с утра до поздней ночи. Есть еще деревня Плака, расположенная прямо напротив острова, откуда на катере за 10 минут и всего за 8 евро вас отвезут на остров. А вот плыть из Элунды это полчаса времени и билет будет стоить уже 15-16 евро, соответственно. При посещении острова не забывайте воду и обязательно возьмите защитные средства от солнца, так как тени на острове нет. Из города Ираклиона добраться до вышеназванных мест лучше всего на арендованной машине или же на автобусе КТЕЛ, который ходит каждые полчаса, начиная с 6:30 и до 21:45. Билет стоит 7,1 евро, время в пути 1,5 часа. От Агиоса Николаоса до Элунды с 7:00 до 20:00 также ходит местный автобус. Время в пути – примерно 30 минут. Билет стоит 1,70 евро. До Плаки отсюда тоже ходит автобус через каждые 2 часа, начиная с 9:00 и до 17:00. Билет стоит 2,10 евро. Главное, не остаться на острове на ночь, потому что тогда вам придется ночевать на голых камнях. Все, кто там работает, уезжают с острова последним катером!
У ворот в Сахару
Из примерно 70 тысяч жителей города около 3 тысяч непосредственно задействованы в киноиндустрии — они делают декорации, шьют одежду для актеров, находят реквизит, помогают оборудовать площадку и охотно снимаются в эпизодах и массовках.
Если для съемок нужны животные, то марокканцы при помощи сельчан найдут необходимое количество верблюдов, лошадей и ослов. Никаких проблем. Главное — вовремя бросить клич и приготовить деньги.
Некоторые жители Уарзазата уже успели вкусить все прелести и трудности съемочного процесса. То ли в шутку, то ли всерьез здесь говорят, что, как только у юноши начинает расти щетина на лице, он может смело принимать участие в кастинге на хороший голливудский фильм. Небритые и бородатые молодые люди с южной внешностью очень востребованы для массовых сцен.
В Уарзазате хорошо помнят изнурительные съемки масштабной исторической драмы "Царство небесное", в которой главные роли исполнили Орландо Блум и Ева Грин. По сюжету действие происходит в средневековом Иерусалиме в эпоху Крестовых походов. Чтобы погрузить актеров и зрителей в атмосферу ближневосточного города конца XII века, марокканские строители в течение нескольких месяцев возводили на пустыре на западной окраине города дорогостоящие и сложные декорации.
Добротно сделанный из гипсокартона, дерева и железных деталей "квартал средневекового Иерусалима", который зритель видит на протяжении всего фильма "Царство небесное", и сегодня продолжает приносить прибыль. Он используется для съемок сериалов и телевизионных передач.
Фильмы, снятые на марокканском песке
На сегодняшний день довольно трудно найти современный американский фильм о пустыне, который бы не снимался на киностудии Atlas Film Studios. «Гладиатор» (2000 г.) , «Царство небесное» (2005 г.) и «Мумия» (1999 г.) – все это снималось в марокканской пустыне. Из свежих кинолент - «Аладдин» (2019) .
Но не только голливудские студии используют марокканскую студию. Так, «Игра престолов» сделала эту площадку местом Залива Работорговцев , где трио драконов и их королева "освободили" жителей Миэрина.
А неподалеку от студии, в пустынных районах Уарзазата, стоят глиняные многоэтажки, в которых все еще живут люди. Там, кстати, снимался фильм Мартин Скорсезе «Кундун» (1997) .
Вообще, в этих районах марокканской пустыни снимались фильмы еще до постройки голливудской студии, а если конкретно, то отсчет идет с 1960-х годов. Ну а что касается самой киностудии, то вы можете ее посетить .
Друзья, если вам понравилась статья - ставьте "нравится", и не забывайте подписаться на канал
Айт Бейтхадду: древняя крепость в Сахаре, где Голливуд снимает свои блокбастеры (Марокко)
Марокко это страна крепостей и замков. Их тут тысячи и называются они "ксары" и "касбы". Каждый мало-мальский состоятельный берберский клан создавал укрепленные жилища со сторожевыми башнями и высокими стенами. Защищались они как друг от друга, так и от набегов воинственных племен Сахары. Что же касается самого крупного ксара, Айт Бейтхадду, то он был построен ориентировочно в 12 веке как укрепление, охранявшее караванный путь из Тимбукту (ныне в Мали) в Марракеш. Постепенно укрепление разрасталось на поборах и сборах от торговцев, "обрастало" сферой услуг вроде постоялых дворов, большого базара и места для пополнения запасов воды и пищи. Примечательно, что этот и другие ксары выполняли свои охранные функции вплоть до начала 20 века! Вы представьте себе, в Будапеште уже метро пустили, Попов изобрел радио, а эти ребята все еще гоняли верблюжьи караваны через Африку!
Между прочим, такого рода глиняные города-крепости есть не только в Марокко, но и в Тунисе, см. мой прошлогодний отчет "Марсианское царство Татоуин, где снимали Звездные войны".
Слава пришла в эти засушливые края вскоре после того, как место облюбовали режиссеры далекого Голливуда. К тому моменту местечко потеряло всякую значимость и жители его стремительно покидали. Что там делать, на этих пыльных улицах среди глиняных стен? Голливуд принес сюда вторую жизнь. Немногим более 20 лет назад жители покинули древний город-крепость и перебрались в современный поселок на другом берегу речки. Сейчас Айт-Бейтхадду целиком отдан на откуп туристам, в берберы держат там множество сувенирных лавок. В разгар сезона туристические автобусы из Марракеша буквально пачками приезжают в Айт-Бейтхадду, а в прилегающей деревушке понастроили десятка два отелей. Например, мы поселились в этом -
Не бог знает как дешево, точнее не дешево совсем - от 30 евро за двухместный номер. Вдвое дешевле вы найдете ночлег в близлежащем городе Уарзазат (Quarzazate), но просто нам хотелось с раннего утра забраться на крепость и не тратить полчаса на езду из города.
От нового Бейтхадду до старого минут пять ходьбы пешком -
Переходите через речку по камешкам -
Хитрые берберы самостийно собирают денежку за вход, но это чистой воды их инициатива и надежда на вашу доверчивость. Обойдите главный вход и зайдите внутрь через одну из многочисленных дыр в стене -
С высшей точки ксара открывается замечательный и абсолютно неповторимый вид на пустыню -
Вы в курсе, что горы Атласа достигают в высоту более 4 тысяч метров и там множество горнолыжных курортов?
Как уже говорилось, Аёт-Бейтхадду это натуральная сьемочная площадка для множества килофильмов. Неподалеку же местные коммерсанты замутили аж несколько "музеев кино". На самом деле - чистой воды разводка для туристов. Никакие это не музеи, а просто остатки декораций, причем большей частью даже не оригинальные, а корявая имитация декораций. Мы не стали платить за вход 5 евро, достаточно было взглянуть через забор -
И таких "музеев кино" там несколько штук, вот еще один -
Айт-Бейтхадду и другие многочисленные старинные города-крепости прекрасны, это верх экзотики, но на фигню вроде музеев кино не тратьте время и деньги, того не стоит.
Каркассон - город-крепость , основанный во 2-м веке до н.э. и прекрасно сохранивший дух средневековья , находится на юге Франции , в районе Лангедок-Руссильон, в крупнейшей винодельческой области страны Окситании. Здесь много живописных деревенек с потрясающей романтичной атмосферой.
А вот Каркассон выделяется своим суровым видом и основательностью.
Город-крепость Каркассон опоясывает двойной пояс укреплений длиною в три километра, с расстоянием между стенами в полет стрелы, с узкими щелями-бойницами. На этих стенах находятся 52 башни, каждая из которых может самостоятельно выдерживать осаду. Фундамент и кладка стен в некоторых местах, несмотря на длительную реконструкцию, сохранили преклонный возраст в триста - четыреста лет.
Башни Каркассона. Башни Каркассона.Каркассон выглядит в наши дни так, как будто, пройдя через крепостные ворота, ты попадешь в прошлое , где сражаются рыцари, творят чудеса алхимики, колдуют ведьмы, свершается инквизиция.
А как по-настоящему, вживую, выглядит город из известной стратегической игры "Каркассон"?
У входа в крепость. У входа в крепость.Пройдя по небольшому мостику и Нарбоннские ворота, вы окажетесь в мирном городе , на узких улочках которого расположены магазинчики и кафе. На этой старинной территории проживают около ста самых обыкновенных современных горожан.
На улочках Каркассона. На улочках Каркассона.В то же время вы будто бы перенесетесь на столетия назад. При входе в крепость вас встретит Дама Каркас.
Легенда о даме Каркас, которая встречает посетителей замка, такова.
Встречающая туристов у входа в город Дама Каркассон. Встречающая туристов у входа в город Дама Каркассон.Дама Каркас была женой сарацинского царя Балаака. Во время пятилетней осады города армией Карла Великого царь умер и его жена возглавила оборону крепости. Но гарнизон крепости частью погиб, частью умер от голода. И тогда Дама Каркас, применив свою женскую хитрость, сначала расставила у бойниц крепости муляжи солдат, а потом накормила последнюю оставшуюся свинью последним мешком зерна и сбросила ее со стен крепости. Карл Великий, увидев, как разбрасываются защитники провиантом, решил, что в крепости достаточно продовольствия, и увел войско. А Дама Каркас замахала вслед Карлу платком и то ли зазвонила в колокола, то ли приказала играть на трубе. В окружении Карла увидели это и сказали: «Сир, Дама Каркас зовет вас» («Sir, carcass te sonne»). От этих слов и произошло название города-крепости .
Множество исторических имен связано с Каркассоном . Гуляя по улицам, стенам, переходам, лестницам крепости, вы как будто все время ощущаете их присутствие. Два высоких красивых платана , растущих во внутреннем дворе замка, - это память о Наполеоне , посадившем эти деревья.
Что еще интересного могут увидеть в Каркассоне путешественники и туристы:
masterok
А ведь мы уже осматривали с вами похожие глиняные города ? Помните .
Вспомните, кто позабыл, а потом посмотрите на этот древний город.
Под палящим солнцем бескрайней Сахары движется караван. Верблюды неспешно перебирают ногами, вязнущими в раскаленном песке, и терпеливо несут огромные тюки с солью – драгоценную поклажу, которая по прибытии будет обменяна на золото и рабов.
Торговцы и проводники, вымотанные многодневным путешествием, напряженно вглядываются вдаль, в надежде различить наконец в зыбком мареве дрожащего воздуха пламенеющий на склоне холма город – величественный и прекрасный. Город, похожий на сказочное видение. Город, похожий на мираж.
Ксар Айт-Бен-Хадду был возведен в XI веке в долине – той, что южнее горного хребта Высокий Атлас, по левую сторону от реки Варзазат. Целью этого рукотворного укрепленного пункта было охранять проходящие из Марракеша в Тимбукту и обратно караваны, давая выбившимся из сил путникам отдых и ночлег, предоставляя опытных проводников, восполняя опустевшие запасы еды и воды.
Кликабельно 1600 рх
Айт-Бен-Хадду (берберский: Ath Benhadu, араб. آيت بن حدّو) находится на склоне холма на левобережье реки Варзазат. Речная долина проходит через пустыню. Река берет начало у южных склонов Атласа и дальше теряется в песках Сахары. Вдоль нее когда-то пролегал путь караванов из Тимбукту через Загору в Марракеш. Предположительно укрепленный город возник в 11 веке в качестве охраны пути каравана. После того как важность транссахарской торговли значительно уменьшилась город пришел в упадок и население со временем переселилось в новую деревню, находящуюся на правом берегу реки Варзазат. К 1990 году город находился в состоянии руин, на то время в нем проживало около 10 семей.
На протяжении последних лет в городе проводятся реставрационные работы, благодаря которым город превратится в туристический центр с художественными галереями.
Укрепленный город Айт-Бен-Хадду считается одним из самых ярких примеров традиционной глинобитной архитектуры в Марокко, которая распространена в области перед Сахарой, чуть южнее Атласа. Все жилища города построены из глины красно-коричневого цвета. На склоне холма целыми террасами располагаются дома с плоскими крышами, улицы имеют горизонтальное направление и соединены узкими проходами ми арками.
Айт-Бен-Хадду – яркий пример традиционной для тех времен марокканской архитектуры, строительным материалом в которой служила кирпично-красная глина. Подобные ксары в древности повсеместно украшали склоны Атласских гор, и многие сохранились до наших дней, но ни один из них не может сравниться колоритностью и мощью с легендарным Айт-Бен-Хадду.
Кликабельно 4000 рх
Старинный город соткан из десятков касб – глиняных крепостей различной высоты, каждая из которых увенчана зубчатой башней и украшена ажурным орнаментом. Многочисленные круглые арки и узкие проходы соединяют между собой петляющие улочки и создают сложный лабиринт, так напоминающий затейливые росчерки арабской вязи. На самом склоне, образуя многоярусные террасы, приютились жилища с плоскими крышами.
Кликабельно 1600 рх
Чтобы в полной мере насладиться небывалой красотой древнего архитектурного шедевра, на Айт-Бен-Хадду следует глядеть поздним вечером или ранним утром, когда закатные или рассветные лучи заливают террасы и крепости расплавленным золотом, окрашивая их буйно-оранжевым цветом и придавая дивному замку неземной вид.
Уарзазат (Ouarzazate) или Варзазат – город на юге центральной части Марокко, расположенный недалеко от Атласских гор, в 356 км от Агадира. Население - 56 616 человек (2004).
Название города происходит от берберской фразы «без шума» или «без путаницы».
Главная местная достопримечательность - многочисленные ксары (укреплённые берберские деревни), разбросанные по городу и его окрестностям. Уарзазат является узловой точкой для экскурсий по долине Драа и пустыни в этом районе.
Долина реки Уарзазат проходит по пустыне; река начинается на южных склонах Высокого Атласа и в дальнейшем теряется в песках в Сахаре. В древности вдоль неё пролегал караванный путь из Марракеша через Загору в Тимбукту. Ксар возник предположительно в XI веке для охраны караванного пути. После уменьшения важности транссахарской торговли пришёл в упадок, население постепенно переселилось в новую деревню на противоположном берегу реки.
К 1990-м годам ксар находился в руинированном состоянии, в нём жили всего десять семей. В последние годы ведётся реставрация, предполагается превратить ксар в туристический центр и разместить в нём художественные галереи.
Ксар Айт-Бен-Хадду является одним из наиболее типичных примеров традиционной марокканской глинобитной архитектуры, распространённой в предсахарской области, южнее Высокого Атласа. Все жилища ксара построены из красно-коричневой глины. Дома с плоскими крышами располагаются на склоне холма террасами, улицы идут горизонтально и соединяются арками и узкими проходами.
В ксар имеется четыре входа, два бесплатных (крайний слева и крайний справа) и два платных. Бесплатные входы ведут через ворота в стене, в то время как платные проходят через жилища и принадлежат двум семьям; в одном из входов расположен музей.
Красные глинобитные ксабы находятся в окружении малахитово-зеленых пальмовых рощ – ни дать ни взять киношная площадка, тщательно подготовленная маститым режиссером! И в самом деле, кинематографисты не упускают возможности использовать уникальную природную декорацию для съемок: даже если вам не доводилось прежде бывать в Марокко, вид Айт-Бен-Хадду может быть вам знаком по десяткам фильмов.
Ксар был и остаётся чрезвычайно популярен как место съёмки кинофильмов, в той или иной степени использующих восточные сюжеты. Так, здесь были сняты:
Лоуренс Аравийский (1962)
Человек, который хотел стать королём (1975)
Иисус из Назарета (1977)
Бандиты времени (1981)
Жемчужина Нила (1985)
Искры из глаз (1987)
Последнее искушение Христа (1988)
Под покровом небес (1990)
Кундун (1997)
Мумия (1999)
Гладиатор (2000)
Александр (2004)
Принц Персии: Пески времени (фильм) (2010)
В конце минувшего века, когда древнюю крепость решено было возродить и превратить в туристическую Мекку, Айт-Бен-Хадду являл собой почти руины – там проживало не больше десятка семей. Две из них и по сей день остаются на территории города, исправно взимая с путников плату за вход. Впрочем, внутрь можно проникнуть и бесплатно – для тех, кто желает сэкономить, с правой и левой стороны стены предусмотрены ворота.
С 1987 года старинный город-крепость приобрел статус памятника Всемирного наследия и с тех пор находится под защитой ЮНЕСКО. А бывшие его жители перебрались на противоположный берег реки, выстроив там новую деревню и ежедневно наблюдая восхитительные рассветы и закаты над величественным и неправдоподобно красивым Айт-Бен-Хадду.
Кликабельно
Кликабельно
Кликабельно
Кликабельно, панорама
Кликабельно 3000 рх
Теперь отправляемся на виртуальную экскурсию. Нажимаем на картинку и попадаем в Марокко.
Айт-Бен-Хадду
Предмет особой гордости марокканцев — место съемок некоторых сцен исторической эпопеи Ридли Скотта "Гладиатор" с Расселом Кроу в главной роли. Картина получила мировую известность и взяла сразу пять "Оскаров", в том числе в номинации "Лучший фильм", о чем в Уарзазате гостю непременно напомнят. Марокканскую часть приключений римского генерала Максимуса снимали в одном из самых красивых мест королевства — близ мистического глинобитного города-крепости Айт-Бен-Хадду, почти в 30 км к северо-западу от Уарзазата.
Историки полагают, что он был построен в XI веке для охраны караванных путей, ведущих из марокканских центров торговли в города Сахеля, в том числе знаменитый Тимбукту. Беспощадно палящее солнце и сильные порывистые ветра за минувшие столетия не погубили монументальный образец средневековой архитектуры.
Похожий не то на мираж в бескрайней пустыне, не то на громадный сказочный замок, Айт-Бен-Хадду, внесенный в 1987 году в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, в наши дни притягивает кинематографистов и телевизионщиков со всех концов мира своей строгой красотой и величественностью.
Считается, что самый восхитительный вид на крепость открывается перед самым заходом солнца или на рассвете, когда падающие под острым углом солнечные лучи окрашивают массивные фасады башен в сочно-золотистый цвет.
Как киностудия в Марокко стала крупнейшей съемочной площадкой в мире
Atlas Film Studios - крупнейшая киностудия в мире. Названная в честь окружающего ее обширного горного хребта, эта киноплощадка площадью 31 000 квадратных метров стала тем местом, откуда вышло большое количество голливудских хитов.
Atlas Film Studios , также известная как Cinema Studio Atlas или Atlas Corporation Studios , была официально создана в 1983 году Мохамедом Бельгми , марокканским предпринимателем.
Студия получила признание как крупнейшая в мире съемочная площадка на суше. Она настолько большая, что могут возникнуть затруднения с тем, чтобы определить, где заканчиваются декорации и где начинается настоящая пустыня.
По следам сериала Клон
Известно, что съемки многих серий были произведены в Марокко. При этом съемочная группа задействовала сразу несколько городов и объектов на территории страны и туристы, приезжающие в Марокко сегодня, с удивлением узнают, что тут или там работали настоящие актеры.
Песчаный эрг недалеко от Эрфуда Песчаный эрг недалеко от ЭрфудаГоворят, что самым трудным был период съемок в пустыне Сахара. Неподалеку от города Эрфуд находится песчаный эрг, где есть настоящие дюны. Эрг сам по себе небольшой, но для того, чтобы отснять караваны с верблюдами места вполне хватает. Но снимать пришлось при очень высоких температурах и даже бразильскому касту, привычному к жаре, было тяжеловато.
Ксар Айт-Бен-Хадду Ксар Айт-Бен-ХаддуДругое культовое место, где герои сериала встречались тайком - это марроканский ксар Айт-Бен-Хадду , занесенный ЮНЕСКО в список мирового наследия. Ксар - это поселение-крепость с глинобитными домами, башнями, воротами и даже бойницами. В наши дни крепость отреставрировали и стараются поддерживать в порядке. Локации в ксаре весьма аутентичные.
Важные съемки велись в крупном городе Фес, об особенностях быта которого многие зрители узнали именно из сериала. Теперь поклонники "Клона" стремятся хоть одним глазком взглянуть на знаменитые красильни, которые часто показывали в сериале.
Я тоже заглянула в красильни потому что это реальная многовековая история, традиция и культура - шкуры здесь красят испокон и производство остается таким же вредным, как в средневековье. Мне даже удалось договориться с мужиками и проникнуть внутрь красилен => смотрите видео.
В сериале также успел "засветиться" прибрежный город Эль-Джадида, но там было крайне мало съемок, а также некоторые локации имперского города Марракеш. Однако, многие сцены, которые зритель воспринимает, как марроканские, все же были отсняты уже в Бразилии среди декораций телестудии.
Спасибо, что читаете канал. Не забывайте ставить лайк, если вам было интересно)
Уалливуд
"Производство фильмов и прочей видеопродукции обеспечивает Уарзазату и деньги, и выгодный международный имидж. А для местного населения это еще и важнейший источник доходов наряду с туризмом", — начинает свой рассказ об устройстве "африканского Голливуда" эксперт студии CLA Studios Джамаледдин аль-Мутаваккиль. По его словам, интерес к Уарзазату со стороны иностранных кинокомпаний на протяжении последних нескольких десятилетий остается высоким. Помимо природных красот и памятников старины их привлекают умеренные цены и развитая по меркам глубинки инфраструктура. Да и местные власти не устраивают бюрократическую волокиту и довольно быстро дают разрешение на съемку, если собраны все необходимые бумаги.
В нулевые местной киноиндустрии пришлось пережить временные трудности. Резко сократилось число заказов со стороны западных киностудий. Застой был спровоцирован мировым экономическим кризисом 2008 года, появлением студий-конкурентов в странах Восточной Европы и тревожными событиями "арабской весны" в регионе.
К середине нынешнего десятилетия ситуация снова изменилась, на киностудиях вновь закипела работа. Опять стали одна за другой приезжать съемочные группы из США, стран Европы и Азии, готовые проводить в Уарзазате и окрестных районах недели и даже месяцы в поисках превосходного видеоматериала.
"Если на экране нужно воплотить пустынный пейзаж с оазисами и долинами пересохших рек, снять погоню на фоне пальм или кадры для исторического фильма посреди средневековой архитектуры, то западные продюсеры в первую очередь вспоминают про марокканский юг, — объясняет эксперт. — В других странах региона сейчас не очень спокойно, а у нас — безопасность и комфортные условия. Популярность Уарзазата среди именитых кинематографистов и клипмейкеров с годами только растет. Поэтому в Марокко наш город уже давно получил прозвище Уалливуд".
Как наглядное подтверждение этих слов на стендах обеих студий висят красочные афиши и впечатляюще длинные списки кинокартин, полностью или частично отснятых в Уарзазате. Среди них такие ставшие всемирно известными ленты, как "Последнее искушение Христа" режиссера Мартина Скорсезе, "Под покровом небес" Бернардо Бертолуччи, две исторические драмы Ридли Скотта "Гладиатор" и "Царство небесное", "Вавилон" Алехандро Гонсалеса Иньярриту, "Александр" Оливера Стоуна, "Мумия" Стивена Соммерса, "Человек, который хотел стать королем" Джона Хьюстона, "Шпионские игры" Тони Скотта, "Принц Персии: пески времени" Майка Ньюэлла, а также одна из частей бондианы "Искры из глаз" и отдельные сцены одного из сезонов "Игра престолов".
Полный "послужной список" выглядит значительно длиннее и разнообразнее, но марокканцы любят рассказывать прежде всего про самые нашумевшие фильмы, снискавшие популярность и отмеченные престижными наградами.
Как Atlas Film Studios стала такой большой?
Как она стала такой огромной? Тут все просто. Когда заканчиваются съемки одного фильма, декорации обычно оставляют на месте, а для следующих съемок рядом строят новые. В результате студия с каждым годом расширяется. Тем более оставленные декорации можно использовать повторно.
Поэтому Atlas Film Studios так привлекательна для тех, кто испытывает ностальгию по кино. Ведь есть возможность посмотреть на то, что когда-то видели в любимом фильме.
Одна из первых вещей, которая бросится вам в глаза, когда вы войдете на территорию студии - это реактивный самолет F-16 , который оставили после съемок романтической комедии с Майклом Дугласом «Жемчужина Нила» (1985) . Также вы сможете посидеть в гулких амфитеатрах, где когда-то рычали огнедышащие драконы и бились рыцари.
Уарзазат кинематографический: как марокканский город стал "африканским Голливудом"
Небольшой город Уарзазат, расположившийся в живописной местности между горной цепью Высокого Атласа и густо-зелеными оазисами долины реки Драа, был знаком не так давно лишь торговцам, шедшим караванными путями в крупные поселения на побережье Атлантического океана и Средиземного моря.
С берберского языка Уарзазат переводится как "без шума", что в полной мере отражало царивший здесь долгое время тихий и размеренный ритм жизни. Но со второй половины XX века в Уарзазат начинают приезжать режиссеры из разных стран мира, в том числе и признанные мэтры, чтобы снять кино, которое часто потом оказывается в золотой коллекции шедевров мирового кинематографа. И маленький тихий городок получает имя "африканского Голливуда".
За свою долгую творческую жизнь Уарзазат увидел все этапы развития кинематографа — от создания коротких черно-белых историй, снятых первопроходцами на рубеже XIX–XX веков, до цветных полнометражных лент эпохи цифровых технологий.
Началась история в далеком 1897 году, когда один из родоначальников кинематографа Луи Люмьер снимал в Уарзазате своего "Марокканского пастуха". Будучи режиссером и оператором в одном лице, он сумел разглядеть пестрый колорит и притягательную самобытность Марокко, которые в XX веке станут источником вдохновения для художников, дизайнеров и кутюрье из разных стран мира.
Попав в объектив знаменитого мастера, Уарзазат на долгие годы связал себя с кинематографом. Следующей важной вехой стали съемки популярной комедии "Али Баба и 40 разбойников" (1954) с выдающимся французским комиком Фернанделем в главной роли и, конечно же, удостоенной семи "Оскаров" культовой эпопеи "Лоуренс Аравийский" (1962), в которой блистали Питер О’Тул и Омар Шариф. Примерно в этот же период в Уарзазат приезжает мастер триллера Альфред Хичкок, чтобы снять фильм "Человек, который слишком много знал" (1956).
После столь успешного опыта западные киностудии стали присматриваться к югу Марокко более тщательно. Туда потянулись скауты в поисках новых локаций и возможностей. Профессионалы быстро оценили достоинства Уарзазата, поняв, что нашли практически идеальное место для съемок африканской и ближневосточной натуры.
Их взорам предстал полный набор живых декораций — красивая местность, буквально усыпанная живописными оазисами и средневековыми крепостями (касбами), широкие долины рек, нависающие с северо-востока вершины гор Высокого Атласа и расположенные всего в нескольких часах езды пустынные пейзажи дюн Сахары. Город с хорошей исторической родословной и яркой индивидуальностью полностью устраивал западных продюсеров.
В 1983 году открылась одна из двух главных киностудий в городе — Atlas Corporation Studios. Вторая, CLA Studios, появилась позднее — в 2004 году. Именно в павильонах этих двух студий затем снимут большинство иностранных картин.
Читайте также: