История архангельского одного из красивейших мест ближайшего
Впервые усадьба Архангельское упоминается в исторических источниках во времена Ивана Грозного, но наибольшую славу она обрела при своих последних владельцах, князьях Юсуповых. В начале XIX века стараниями князя Николая Борисовича Юсупова, дипломата, сенатора и большого знатока изящных искусств, был создан дворцово-парковый ансамбль в стиле ампир. В годы государственной службы князь с блеском выполнял дипломатические поручения императрицы Екатерины II в Италии, был почетным членом Российской академии художеств, управлял дирекцией Императорских театров, был директором Эрмитажа. По поручению императорского двора князь покупал картины и скульптуры, не забывая при этом пополнять свое собственное художественное собрание, так что Архангельское при нем стало не только одним из огромнейших, но и красивейших подмосковных имений. В 1810 году князь отошел от государственных дел и занялся устроением только что купленного Архангельского, задуманного как «расходная деревня, для веселья, а не для прибыли», как он писал своему управляющему.
Дворец, построенный в конце XVIII века по проекту французского архитектора Шарля де Герна и перестроенный позднее при участии отечественных зодчих, с огромными окнами и застекленными дверями, многочисленными балконами и белыми колоннадами, сразу переносил гостей князей Юсуповых куда-нибудь в южную Италию, а не в ближнюю «подмосковную». На первом этаже с высокими потолками и окнами расположились парадные залы для приемов, а на втором — жилые комнаты хозяев и библиотека. В парке появились беседки, фонтаны, модные тогда руины в античном вкусе (так называемые «Римские ворота»).
Собственно, парков в Архангельском было устроено два. Прямо под окнами дворца — «регулярный» французский, по моде середины XVIII века, с непременными каменными львами и мраморными скульптурами-аллегориями на террасах перед дворцом, со стрижеными в самых причудливых формах деревьями и кустами, широкими ровными дорожками и лужайками, со множеством увеселительных «затей», как, например, арочные коридоры — «берсо», увитые зеленью, где так приятно прогуляться в жаркий день. За дворцом располагается «пейзажный», английский парк, который ничем не отличается от леса, рука садовника никогда не касалась этих деревьев. Как и полагается, в усадьбе был свой домовый храм Михаила Архангела и театр, устроенный князем Николаем Борисовичем по случаю юбилейных торжеств в честь победы над Наполеоном. Здание спроектировал итальянский художник Пьетро ди Гонзага, он же создал занавес и декорации.
При наследниках Николая Борисовича Юсупова — Борисе Николаевиче, Николае Борисовиче-младшем и Зинаиде Николаевне Юсуповых — усадебное пространство обогатилось еще несколькими шедеврами. Среди них — храм-усыпальница «Колоннада», памятные колонны в парке в честь посещения усадьбы российскими императорами, Пушкинская аллея с бюстом поэта, несколько раз приезжавшего сюда в гости. И это лишь небольшая часть того, что можно видеть в огромной усадьбе.
Но как преподнести детям разнообразное богатство этого места, чтобы они не заскучали от обилия информации и им было действительно интересно?
История создания
В 1623 году территории современной усадьбы были переданы князю Никите Черкасскому, чей род владел ими около 150 лет. Его внук сумел добиться разрешения на строительство церкви из камня во имя митрополита Алексия. Дальнейшее возведение зданий происходило в ускоренном порядке, благодаря чему в начале XVIII века в Середниково уже стояли добротная церковь, главный дом, скотный и конный дворы, а также здание для приказчиков.
Киногород «Piligrim Porto»
Усадьба Середниково в Подмосковье часто используется режиссерами и продюсерами фильмов в качестве площадки для съемок. Число фильмов и сериалов, снятых на землях архитектурного комплекса и ландшафтного парка, уже около десяти.
По завершению съемок декорации не разрушаются: на их основе создан целый киногород, открытый для посещения всех желающих.
Современное состояние
Кроме того, у желающих есть возможность взять в аренду архитектурный комплекс для проведения праздников, свадеб и других мероприятий. Многие приезжают на приусадебный участок, чтобы просто погулять, проникнувшись духом старинного дома, и почтить память великого русского поэта.
Усадьба Архангельское
В усадьбе «Архангельское» все сооружения, хотя и созданы в нескольких архитектурных стилях, имеют в целом классицистическую основу. Здания находятся в окружении сразу трех великолепных парков, оформленных в разных стилях. Первый – итальянский, отличающийся скульптурными группами и многочисленными террасами. Второй – французский, где располагаются великолепные галереи с ухоженными растениями. Третий – строгий английский, в котором его создатели постарались показать неповторимую красоту окружающей природы.
«Архангельское» разделено на две неравные части. Одна, меньшая, открыта для всех желающих. Другая находится под охраной, свободное посещение ее запрещено, а вход в эту зону платный.
С «Самокатом» по Архангельскому.
Сейчас есть немало литературы по разным уголкам России, которую разные издательства выпускают с расчетом на прогулки с детьми. Вот и в свое самое первое путешествие мы взяли с собой замечательную игру-квест «Загородное ралли № 1», специально созданную для путешествий с детьми издательством «Самокат» несколько лет назад. Ко времени нашего первого путешествия в Архангельске мы уже прошли маршрутами «Московского ралли № 1» от «Самоката», и теперь дети предвкушали новое яркое событие. Архангельское — один из девяти маршрутов по самым известным подмосковным усадьбам (от Кусково в черте Москвы до Поленово и Ясной Поляны, куда нужно добираться по несколько часов). Их объединяет стремление авторов не просто показать детям усадьбу как особый тип дворянского жилища XVIII–XIX веков, но и помочь «встретиться» с их великими владельцами. Маршрут не перегружен обилием исторических фактов, снабжен картой с неожиданными вопросами и заданиями, трудясь над которыми, ребенок прокладывает свой маршрут в пространстве от одного объекта к другому и передвижение получается не случайным, а осмысленным. Все усадебные постройки легко узнаваемы в крупных, подробных рисунках, стилизованных под детские, дана ориентация карты по сторонам света. Словом, здесь есть все, что действительно нужно для интересной прогулки.
Многие вопросы по карте построены с учетом активного внимания ребенка к необычному. Вот, например, ель, растущая недалеко от храма-усыпальницы. Один ее внешний вид (неровность, будто вывернутость ствола) обязательно привлекает детей, поэтому автор маршрута предлагает им остановиться здесь, понаблюдать и подумать: «Заберись под крону и посмотри вверх. Почему ель наклонена?» Как я люблю вот такие задания, по-настоящему детские! «Заберись под крону. » Это гораздо привлекательнее и понятнее для ребенка, чем если бы экскурсовод просто сказал: «А теперь посмотрите, пожалуйста, на эту ель, обратите внимание на ее необычную форму. Дело в том, что. » Ведь ребенок довольно долго, лет до десяти, всегда старается так или иначе задействовать собственное тело в освоении нового пространства. Сколько раз я видела, как мои дети буквально ползают на коленках или лежат на земле, чтобы прикоснуться к этому конкретному месту и сохранить память о нем на уровне телесных ощущений.
Еще одно замечательное свидетельство настоящей, безошибочной «детскости» вопросов этого квеста — использование при ориентации в пространстве подробной инструкции с опорой на стороны света и количество шагов. Если ребенок еще не знает, что метр — это примерно широкий шаг взрослого человека, то можно просто сказать ему об этом, и абстрактные «метры» тут же обретут легко представимую, осязаемую «телесность»:
«В одиннадцати метрах на восток от задней стены усыпальницы стоит невысокая колонна. Что это?
— Памятная колонна о победе России в войне 1812 года.
— Мемориальный обелиск на могиле князя Юсупова.
— Воздуховод».
Отдельное спасибо автору за вопросы по дворцовому парку. Чтобы ответить на них, парк тоже надо было «прожить» на глаз и на ощупь, ныряя в зеленую арку-«берсо», сделанную из стриженой липы, удивляясь, как дерево может так изогнуться под человеческими руками и как это можно постричь липу то шаром, то прямоугольной стенкой, то конусом («Сколько разных “стрижек” лип ты насчитал?») И теперь Аня и Макар совершенно безошибочно отличают «стриженый» французский регулярный парк от «лесного» английского пейзажного парка (а я впервые узнала об этом на втором курсе университета на лекциях по истории искусства).
Всю необходимую информацию об усадьбе можно найти в небольшой брошюре, вложенной в картонный бокс с картами. Брошюра поделена на две части: «Читать ДО прогулки. Готовимся к путешествию» и «Читать ПОСЛЕ прогулки. Ответы и не только». В брошюре для детей оказалось вполне достаточно ярких, запоминающихся деталей истории и местной географии, так что ничего дополнительного читать и пересказывать мне не пришлось.
История музея
Начало музею в усадьбе было положено князем Н.Б. Юсуповым.
Коллекции живописи, скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства, многотомная библиотека бережно сохранялись его потомками. Завещание последней владелицы усадьбы княгини З.Н. Юсуповой сыграло важную роль в сохранении коллекций. В годы революции бывшие служащие имения по собственной инициативе взяли усадьбу под опеку, добились предоставления охранной грамоты от Военно-Революционного Комитета г. Москвы на дворец и его коллекции. 23 октября 1918 г. вышел декрет «О национализации имений Архангельское, Останкино и Кусково», и 1 мая 1919 г. музей в усадьбе был открыт для посетителей. Первой его заведующей была назначена Вера Авенировна Фревиль (с 1919 по 1927 гг.).
Главной задачей сотрудников «Архангельского» стало сохранение художественных коллекций. К 1929 г. удалось воссоздать облик парадных залов дворца, максимально приблизив их ко времени расцвета усадьбы. Был восстановлен зал Тьеполо и частично реконструирована обстановка Парадной спальни.
Благодаря усилиям директора музея Алексея Александровича Найдышева (с 1927 по 1936 гг.) в Архангельское были возвращены многие уникальные произведения живописи юсупосвкого собрания, вывезенные ещё владельцами в Петербург.
В 1920-е годы на первый план в деятельности музея было выдвинуто изучение творчества крепостных: экспозицию дополнил раздел о живописной мастерской и фарфорово-фаянсовом заводе в Архангельском. Один из флигелей дворца служил «для нужд детской колонии», флигель лавровой оранжереи – для постановки спектаклей, в здании Храма-усыпальницы обосновался клуб арханельской ячейки РКСМ. В 1928 г. все арендаторы были вытеснены из усадьбы домом отдыха Мосздравотдела, а в 1933 г. Архангельское было передано Наркомату военно-морских дел. На месте разобранных оранжерей и жилых флигелей над Москвой-рекой в 1934 г. по проекту архитектора полковника В.П. Апышкова начали стоить корпуса санатория. Не дожидаясь окончания их строительства (1937 г.), решено было как можно скорее принять отдыхающих. Для них в капитально переоборудованных придворцовых флигелях были устроены спальни: в усадьбе открылся дом отдыха РККА.
Дорога к храму Архангела МихаилаАрхангельское не обошли своим вниманием известные люди советской страны: здесь бывали Л.Д. Троцкий, М.Н. Тухачевский, В.К. Блюхер, К.Е. Ворошилов, а с организацией на территории усадьбы военного санатория в 1934 г. – болгарский коммунист Георгий Димитров, известнейшая в свое время представительница международного революционного движения Клара Цеткин и другие деятели эпохи. Усадьбу посещали также крупнейшие мастера культуры – П. Корин, В. Мейерхольд, А. Щусев, В. Гиляровский, И. Стравинский, Л. Леонов и многие другие.
Проведенные в 1939 г. к западу от храма Архангела Михаила раскопки выявили на этой территории поселение, относящееся к Дьяковской культуре.
Большой партер в регулярном садуНесмотря на все перипетии истории музея, в Архангельском сохранились главные архтектурные сооружения, большая часть интерьеров дворца, основная часть парка. Более 60 лет (с 1934 по 1996 годы) музей функционировал под началом военного ведомства, получая методическую помощь от отдела музеев Наркомата просвещения, а позднее Министерства культуры РСФСР. Во время Великой Отечественной войны директор музея (с 1936 по 1954 гг.) Иван Михайлович Починовский приложил значительные усилия для эвакуации коллекций на Урал. Зимой 1943 г. они вернулись в усадьбу из Верхнего Невьянска. Сотрудники музея откапывали и устанавливали на свои места парковую скульптуру, к концу 1945 г. частично восстановили экспозицию первого этажа дворца, и первые посетители смогли войти в его залы.
Десять послевоенных лет – время больших реставрационных работ в Архангельском. С каждым годом росла посещаемость музея: в 1960 году в усадьбе побывало боле 130 тысяч человек. В это время коллектив возглавлял Виктор Владимирович Познанский (с 1954 по 1966 гг.). В конце 1960-х гг. состоялось открытие экспозиций и выставок в Колоннаде и храме Ахангела Михаила, завершилась реставрация театра, 150-летие которого в 1968 г. было отмечено концертным исполнением оперы Е. Фомина «Орфей».
Под руководством директора музея Валерия Леонидовича Рапопорта (с 1967 по 1983 гг.) сложился творческий коллектив научных сотрудников, систематизировались и изучались коллекции, создавались выставки, проводились научные конференции. К началу 1970-х гг. поток экскурсантов превысил 400 тысяч человек в год. В 1980 г. музей «Архангельское» был включен в культурную программу летних Олимпийских игр в Москве: в Овальном зале дворца состоялись концерты Святослава Рихтера и Андрея Гаврилова, ставшие знаменательным событием в истории усадьбы.
С 1981 г. по проекту профессора В.А. Агальцовой в Архангельском начались работы по восстановлению исторического облика парка. Это был первый опыт в нашей стране по восстановлению исторических объектов садово-паркового искусства.
Реставрация Большого партераВ ноябре 1985 г. музей-усадьба Архангельское был закрыт на реставрацию, завершение которой планировалось в 1995 г. В то время во главе коллектива стояла Светлана Ивановна Фильцева (с 1986 по 1996 гг.). Но из-за отсутствия должного финансирования реставрационные работы не завершены до сих пор. В январе 1997 г. музей был передан из подчинения Министерства обороны в ведение Министерства культуры и приобрел статус памятника федерального значения. Коллектив во главе с Владимиром Владимировичем Длугачем (с 1997 по 2013 гг.) разработал новую Концепцию развития музея-усадьбы. В число особо ценных объектов, находящихся под охраной Всемирного фонда памятников, вошел Театр Гонзага. Для посетителей вновь открылся парк. Удалось возобновить и реставрационные работы во дворце, театре, храме-усыпальнице, Конторском флигеле, который на время реставрации стал местом размещения экспозиции музея. В здании Храма-усыпальницы экспонируются полотна знаменитых Дж.Б. Тьеполо и Ю. Робера, звучит классическая музыка. С мая по сентябрь Парадный двор Большого дома превращается в концертный зал.
Придворцовая колоннадаВ ходе реставрации в 2003 г. при расчистке фундамента восточного фасада Большого дома произошло уникальное событие - была найдена медная закладная доска, украшенная гербом рода Голицыных, которая на русском и латинском языках указывает точную дату начала строительства дворца:
Въ 1784 году заложен фундамент Двора Ея императорскаго величества действительнаго камергера князя Николая Алексеевича Голицына от рождения его в 33-е лето, господина нижеписанных вотчин:
Архангельскаго
Познянова
Никольскаго
Воронков
Богородицкаго…
и протчих сел и
деревень…
В 2009 г.исполнилось 225 лет со дня закладки дворца. Были и другие знаменательные даты: в 2008 г. – 190-летие создания театра в усадьбе и организации фарфорового завода, в 2010 г. – 200-летие со дня приобретения имения князем Н.Б. Юсуповым. Музей неуклонно движется к своему 100-летию, которое будет отмечаться в 2019 году.
Хозяйственные постройки
Достойна внимания и оранжерея, стоящая поодаль, в которой купцы Фирсановы круглогодично культивировали всевозможные экзотические фрукты. Эти плоды затем успешно продавались в столице.
История усадьбы Архангельское
Усадьба Архангельское впервые упомянута в документах XVI столетия в качестве имения Алексея Ивановича Уполоцкого, располагавшегося в селении Уполозы. Здесь была сооружена собственная деревянная церковь Архангела Михаила. Несколько позже деревянное строение снесли, и возвели каменное с тем же самым названием. Имя церкви «Архангельская» вскоре перекочевало в название деревни и боярского имения. Сама же земля перешла во владение князей Одоевских.
Спустя несколько десятилетий, в 1703 году, имение Архангельское приобрело семейство Голицыных. Строительство великолепного архитектурного ансамбля началось при князе Николае Алексеевиче Голицыне в 1784 году, который задумал создать в Архангельском парадную резиденцию. Им был заказан проект Большого дома у французского архитектора Ш. Герна, строили его московские архитекторы, был разбит парк.
Колоннада дворца
В усадьбу дважды приезжал Пушкин А.С. в честь которого был установлен памятник в 1903 году и создана Пушкинская аллея.
. и другие идеи
С тех пор мы зачастили в Архангельское. И дальше уже сами придумывали для себя познавательные задачки на местности. Как это можно сделать в домашних условиях?
Вариантов может быть несколько. Например, накануне путешествия можно зайти на сайт музея-усадьбы и совершить виртуальную экскурсию вместе с детьми, чтобы потом они с радостью узнавали знакомые здания и скульптуры. А заодно узнать часы работы, стоимость входных билетов и платной парковки. Чтобы было еще веселее, можно изготовить картонные таблички с названиями нескольких, самых крупных сооружений и бегать потом по парку, «подписывая» их.
Следующий шаг — узнать у самих детей (не забыв записать их предложения на отдельный лист), что им самим хотелось бы рассмотреть там подробно и чем заняться. Можно устроить в «берсо» бег наперегонки (у моих детей эта идея неизменно популярна), можно срисовывать или фотографировать все возможные варианты «стрижек» деревьев в регулярном парке, можно искать на отмостке вокруг дворца камни самой причудливой формы, считать и срисовывать окна дворца или узнать, сколько львов охраняют усадьбу. Или пройти всю Пушкинскую аллею, читая по памяти пушкинские строки — сколько их здесь уместится? Можно и прихватить томик Пушкина с собой, будет еще интереснее. Для рисующих детей здесь просто раздолье — можно копировать на пленэре вазы, античные головы или колонны. Для тех, кто уже всерьез увлечен стариной, можно предложить найти самые необычные старинные вещи в комнатах дворца и попытаться определить их назначение. И это всего лишь несколько интересных затей, которые мы с детьми придумывали в последующие выезды в Архангельское, полюбившееся им.
Такие самостоятельные путешествия мы очень любим, поскольку они позволяют нашей семье выстроить маршрут по-своему, исходя из потребностей и особенностей детей. Не надо ни за кем торопиться, напряженно вслушиваться, чтобы запомнить. Где захотели — остановились, рассмотрели, зарисовали, сфотографировали — не на бегу, а с множеством дублей, если надо. Взрослым остается роль второго плана — заинтересованного попутчика и кормильца на привале с обязательной раздачей яблок, бутербродов и минералки. Впрочем, многие родители с радостью и сами погрузятся в такое приключение.
История архангельского одного из красивейших мест ближайшего
Продажа билетов временно недоступна.
Просим извинить за доставленные неудобства.
Проклятие рода Юсуповых
Существует легенда, что над семьей Юсуповых довлел злой рок, известный как проклятие рода Юсуповых. А началась эта история еще во времена Ивана Грозного. Царь Иван Васильевич в те годы активно укреплял границы своего государства, попутно расширяя их. Таким образом, под его юрисдикцию попали земли Ногайской Орды. Ее лидер, хан Юсуф-Мурза, устав от бесконечных войн, пошел на мировое соглашение с русским правителем, и как гарантию искренности своих намерений отослал в Москву двух своих сыновей.
Сейчас существует несколько версий, как на потомков уважаемого рода наложили проклятие. Было ли это после примирения с Московским царем, или после того, как наследники Юсуфа-Мурзы приняли православие, неизвестно. Но факт остается фактом: из всех родившихся у Юсуповых наследников мужского пола в каждом поколении выживал только один. Для остальных пределом жизни был возраст в 26 лет. Последним из погибших в России членов семьи стал Николай Юсупов, застреленный на дуэли в возрасте 25 лет.
Второй сын Юсуповых Феликс, женатый на племяннице Николая II Ирине, прославился участием в убийстве Григория Распутина. Вместе со своей семьей он сумел эмигрировать за границу после революции и дожил до 80 лет. Феликс был последним князем в роду Юсуповых.
Театр Гонзаги
По воспоминаниям очевидцев Александру I спектакль не понравился. Сам театр существует и сейчас, отметив в 2018 году свой 200-летний юбилей. Это один из немногих театров в мире, сохранившийся в первоначальном виде и единственный с декорациями Гонзаги.
Церковь Михаила Архангела
Достопримечательности усадьбы Архангельское
Интересные факты об усадьбе Середниково
Музей-усадьба Архангельское и его история
История Архангельского, одного из красивейших мест ближайшего Подмосковья, берет начало в шестнадцатом столетии. Именно в то время здесь появилось селение Упалозы с маленькой церквушкой. Позже, уже в семнадцатом веке, на месте прежнего культового сооружения возвели каменный храм во имя архангела Михаила. По аналогии с его названием село переименовали в Архангельское.
В XIX веке поселение отошло в собственность Николая Алексеевича Голицына. При новом хозяине и началось строительство новой усадьбы.
В 1810 году новым собственником становится Николай Борисович Юсупов, сделавший это приобретение для размещения здесь своей уникальной коллекции образцов скульптуры и живописи.
Усадьба Середниково в Подмосковье
Советские годы
В советские годы усадебный комплекс вместе с прилегающими территориями был национализирован. Сначала здесь отдыхал Владимир Ленин, затем тут открыли санаторий. Во время Великой Отечественной войны в помещениях располагался полевой госпиталь, а прямо у ворот поместья был подбит вражеский танк, при этом внутрь здания немецким войскам попасть так и не удалось.
Храм Святителя Алексия
Впервые каменная церковь появилась на этой территории в конце XVII века, однако уже в начале XIX века ее перестроили в стиле русского классицизма. Самым поздним зданием храма считается колокольня из трех ярусов, возведенная в 60-х годах XIX века. А главное изюминкой в убранстве церкви считаются реликтовые иконы.
Кладовая над оврагом
Сегодня в этом здании организовываются всевозможные общественные мероприятия, а задумывалось оно как обычная кладовая. Сооружение возвели в конце XVIII столетия, а в 1816 году его реконструировали, добавив деревянную башню.
Лермонтов
Спустя половину столетия усадьба Середниково в Подмосковье была продана генерал-майору Дмитрию Столыпину, двоюродному дедушке Михаила Юрьевича Лермонтова. Сам поэт бывал здесь летом в 1829-1832 годах вместе со своей родной бабушкой, в возрасте 14-17 лет, во время учебы в Москве.
Известно, что юный Миша именно здесь впервые испытал любовные чувства, которые повлияли на все его будущее творчество. Также тут он писал свои первые стихотворные строки, много читал и занимался переводами.
Кабинет (комната Столыпина)
В 1855 году усадьба перешла в руки Аркадия Столыпина, отца будущего видного российского политика и реформатора. Его сын, Петр Аркадьевич Столыпин, в 1860-х годах провел тут свои детские годы.
Усадьба Середниково в Подмосковье: история и достопримечательности
Усадьба смогла пережить революцию и Великую Отечественную войну. Подлинные интерьеры дома не сохранились, они были восстановлены по чертежам и рисункам.
СодержаниеКак добраться до усадьбы Архангельское
Добраться до музея-усадьбы Архангельское можно от станции метро Тушинская, воспользовавшись автобусами №№ 541 и 549, а также на маршрутном такси №151. От города Красногорска автобусом №№ 520 и 824.
В Московской области близ Красногорска есть крайне интересное место, в котором удачно сочетаются красота окружающей природы и уникальная старинная атмосфера. Это музейная усадьба «Архангельское», представляющая собой дворцово-парковый ансамбль.
Стараниями бывших владельцев поместья здесь, в окружении замечательных парков с чудесными лужайками и ухоженными аллеями, появились красивые сооружения. В едином архитектурном ансамбле соединились строения XVIII-XIX веков, прекрасно гармонирующие друг с другом.
Беседка «Розовый фонтан»
Розовый фонтан появился в середине XIX столетия. Розовым его назвали из-за соответствующего цвета мрамора, использованного при его строительстве. Весь фонтан прикрыт причудливо оформленным куполом, покоящимся на четырех колоннах. В центре установлена скульптурная группа «Амур с лебедем», созданная во 2-й половине XVIII века неизвестным мастером.
Храм-памятник Екатерине II
Это сооружение, расположенное в западной части парковой зоны, создали в 1919 году архитектор Евграф Тюрин и скульптор Жан-Доминик Рашетта. Российская императрица представлена ими в виде величественной древнеримской богини правосудия Фемиды.
Достопримечательности усадьбы Середниково
Весь участок усадебного комплекса занимает 99 гектаров в северном Подмосковье. Он включает в себя несколько частей: Главный дом и четыре флигеля, соединенные между собой галерей с колоннами, образуя единый комплекс. На крыше Главного дома и каждого флигеля находится бельведер (башенка). Его окна выходят на все стороны света, чтобы любоваться окрестностями.
На территории усадьбы так же находятся старинная церковь Святителя Алексия, внушительный пейзажный парк с тремя искусственными прудами, каменные мостики, а еще прочие хозяйственные постройки, в числе которых оранжерея, конный двор, каретный сарай, манеж и скотный двор.
Ландшафтный парк
Внушительный по размерам ландшафтный парк берет свое начало сразу у тыльного выхода из парадного дома усадебного комплекса. Для спуска к старинным каскадным прудам имеется широкая белокаменная лестница. Там же можно увидеть знаменитые три прочных моста из камня. По преданию, на трехпролетном “Чертовом” мосту, который стоит на эллипсоидных арках, можно загадать желание.
Еще в ландшафтном парке есть возможность погулять в тени раскидистых деревьев и спуститься к берегу местной реки Горетовки.
Террасы и Большой партер
К Нижней террасе ведет лестница, с которой в свою очередь можно спуститься по двухмаршевой лестнице в Большой партер.
Вид на Большой партер
Музей-усадьба «Архангельское»
Музей-усадьба «Архангельское» – один из самых красивых архитектурно-парковых ансамблей Подмосковья. Здесь собрано всё лучшее, что было в усадебном искусстве XIII-XIX веков, негласное название Архангельского – «подмосковный Версаль». В 2019 году музей официально отметил столетний юбилей, однако первые упоминания об Архангельском встречаются ещё в документах Ивана Грозного…
От Уполозы до Архангельского
В далёком XVI веке усадьбу величали Уполозы. Название было образовано от фамилии одного из владельцев – Алексея Ивановича Уполоцкого, а возможно, и от многочисленных оползней с берега Москвы-реки. Ничего примечательного в Уполозах не было – разве что небольшая деревянная церквушка, позже перестроенная в величественный храм Архангела Михаила. Так вотчина обрела новое имя – Архангельское. В XVII веке усадьба стала принадлежать князьям Одоевским, а с 1703 года – роду Голицыных. Дело в том, что Дмитрий Иванович Голицын пытался слегка ограничить самодержавную власть императрицы Анны Иоанновны, и не удачно, вследствие чего вплоть до ареста поменял блистательный Санкт-Петербург на Подмосковье. Конфискованное имущество после смерти старшего Голицына перешло его сыну, а затем и внуку – Николаю Алексеевичу. Он и продолжил строительство усадьбы.
Расцвет Архангельского
Проводивший много времени в поездках по Европе, Николай привнёс множество интересных идей в ансамбль будущего парка. Например, невиданную в тех широтах диковинку – фонтаны. Появились террасы с мраморными балюстрадами, библиотека и манеж с необычными интерьерами. В тени деревьев застыли статуи философов и античных богов. Изюминкой стал шикарный Большой дворец с поражающими роскошью интерьерами. Архангельское расцвело, но во владении Голицыных быть больше не могло: Николай Алексеевич разорился и был вынужден выставить имение на продажу.
«Лучше, нежели в других»
В 1810 году имение приобрёл князь Николай Борисович Юсупов. Как страстный коллекционер, он нуждался в достойном помещении для своих собраний. К сожалению, война с Наполеоном нарушила его планы, и бесценные скульптуры спешно эвакуировали в Астрахань. Об усадьбе временно забыли, а в 1820 году она сильно пострадала от пожара. Юсуповы хотели иметь «деревню для веселья», поэтому архитекторам было дано указание сделать так, «чтобы всё было лучше, нежели у других».
Считается, что род Юсуповых восходит к самому пророку Мухаммеду. Во всяком случае в подобном уверял их достопочтенный предок хан Юсуф. Его правнук Абдулла-мурза, «русский в душе, хотя и мусульманин», в крещении был наречён Димитрием. По легенде, в ночь перед принятием христианства ему во сне явился сам пророк и предупредил, что за вероотступничество его ждёт наказание. С тех пор в каждом новом поколении до 26 лет мог дожить лишь один мальчик, остальные наследники погибали. Таким образом всё нажитое переходило по наследству единственному сыну, Юсуповы могли позволить себе пригласить оформить сад статуями самого Антонио Кановы, великого итальянского скульптора. В Архангельском появился пруд с дорогими дрессированными золотыми рыбками, первый в России зоопарк с фламинго, верблюдами и пингвинами. Гости усадьбы пребывали в восторге! Был открыт театр Гонзаги, сохранившийся до наших дней практически в первозданном виде и отметивший в 2018 году 200-летний юбилей.
Пушкин и Архангельское
Особенно впечатлялся Архангельским будущий великий поэт. Здесь были написаны известные строки стихотворения «К Вельможе», посвящённого князю Юсупову: «Ступив за твой порог, Я вдруг переношусь во дни Екатерины, Книгохранилище, кумиры и картины, И стройные сады свидетельствуют мне, Что благосклонствуешь ты музам в тишине»… Эти строки навечно связаны с Архангельским. Они же высечены на постаменте бюста поэта, стоящего и по сей день в глубине Пушкинской аллеи.
Интересно, что для музея-усадьбы «Архангельское» мистическим числом стало 107 – Голицыны здесь были хозяевами с 1703 по 1810 годы, а Юсуповы – с 1810 по 1917 годы. Получается, каждая династия правила здесь ровно по 107 лет! Верившая в проклятие пророка Мухаммеда княгиня Зинаида Николаевна Юсупова заранее составила завещание, по которому все ценности рода, включая роскошную усадьбу, переходят во владение государства. Новая власть по-своему поняла её пожелание, и имение было «приватизировано» рабоче-крестьянскими силами, а все ценности покинули это место. В 1919 году здесь появился историко-художественный музей, а позже – санаторий.
Сейчас музей-усадьба «Архангельское» – любимое место для прогулок москвичей и жителей Подмосковья. Можно бесцельно бродить по дорожкам аллей, любуясь статуями и упиваясь густым ароматным воздухом, в летнее время в усадьбе проводятся музыкальные вечера и фестивали.
Понравилась статья? Поставьте, пожалуйста, лайк!
И не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые интересные статьи!
Большой дворец
Овальный зал
Красивое симметрично оформленное строение, украшенное величественными колоннами и имеющее множество красивых залов, относится к стилю зрелого классицизма. Южной стороной оно обращено к парку.
Как добраться из Москвы
На автобусе из Зеленограда: на автобусе №7 от Зеленограда до станции Фирсановка, затем на автобусе №40 до санатория Мцыри.
На автомобиле: по Ленинградскому шоссе, затем свернуть у населенного пункта «Черная грязь» в сторону Фирсановки.
Строения и ландшафт в музее-усадьбе Архангельское
Главный усадебный дворец Архангельского возвели в бытность князя Голицына, в 1784 году. Сегодня на его первом уровне размещен макет усадьбы, воспроизведенный по описаниям юсуповской эпохи.
В Овальном зале дворца, относительно небольшом по размерам, в давние времена давали светские приемы и проводили бальные вечера. Сегодня здесь устраивают концерты классической музыки. Потолок украшает подлинная огромная люстра с имитацией под бронзу, т.к. из-за дороговизны натурального металла в ту пору, ее изготовление было бы очень дорогим удовольствием.
На втором этаже дворца Юсупова в музее-усадьбе ранее были устроены жилые комнаты, а также библиотека, включавшая в себя почти 20 тысяч экземпляров книг, что причисляло ее в первые десятилетия девятнадцатого столетия к числу лучших российских частных книжных собраний.
Сразу за дворцом размещается удивительный по красоте парк Архангельского, напоминающий собой парковый комплекс в Кусково из-за обоюдной принадлежности к французским регулярным паркам, но, вместе с тем, он больше и роскошней последнего.
Главная идея таких парков – восприятие людьми природы как архитектурной составляющей. Таким образом, при его разбивке, в первую очередь, создают чертеж, располагая на нем растения строго по математическим законам, с учетом симметричности их расположения относительно некоей оси и соразмерными по форме. Основными деревьями в этом парке музея-усадьбы Архангельское являются липы, посаженные 25 лет тому назад, во время реконструкции, на месте старых. Поверхность земли засажена подстриженным газоном, называемым здесь «Большим партером».
Фото 1. Панорама музея-заповедника Архангельское в Подмосковье
В музее-заповеднике разбито 3 парка, включая и вышеописанный. Следующий из них – итальянский террасный – расположен с южной стороны от дворца и представляет собой ландшафт, составленный из двух террас (маленьких балкончиков, обрамленных балюстрадами). Подобные сооружения были типичны для далекой Италии, но крайне редко встречались в России.
Местный террасный парк создали еще при Николае Голицыне и уже при князе Юсупове его облагородили: высадили лиственницы, разместили мраморные скульптуры в парке и мраморные же бюсты со статуями на имеющейся балюстраде. Эти произведения искусства относились к ценной княжеской коллекции и, по идее, требуют особого к себе отношения, в частности, к их сохранности от атмосферного влияния. Скульптуры, по большей части, являются произведениями русских и итальянских мастеровых XVII и XIX столетий.
Последний – третий парк в музее-усадьбе Архангельское – английский пейзажный, больше похож на лесную чащу. Здесь произрастают высоченные деревья и загущенные кустарники. Таким образом, его главное отличие от французского заключается в приближенности к дикой природе. Мода на такие парки сформировалась в Российской империи в XVIII столетии. Именно в то время прежний хозяин – князь Николай Голицын – и повелел разбить его с двух сторон от итальянских террас.
Разделяют территории французского и английского ландшафтных парков небольшая по размерам арочная конструкция – «Руинная арка», являющаяся одной из главных составляющих английских парков. Точно такая же размещена и в восточном пространстве парковой зоны.
За «Большим партером» просматриваются два санаторных корпуса, возведенных здесь после Октябрьской революции, когда территория усадьбы Архангельское была передана наркомату обороны. Ранее, при князе Юсупове, здесь размещались усадебные оранжереи с экзотическими растениями из южных регионов всего мира.
Кроме всего прочего, в усадьбе, в дореволюционное время, размещался и свой зверинец с редкими животными и птицами.
История музея-усадьбы Архангельское связана с гостившими здесь пятью российскими императорами: Николая I, Александра I, Александра II, Александра III и Николая II . В каждом случае приезд высочайшей особы отмечался установкой в парке колонны с завершением из двуглавого орла и надписями с посвящением на французском языке. К сожалению, колонны 2 последних императоров из вышеприведенного списка не сохранились.
Самым почитаемым местом Николая Юсупова в своей усадьбе был храм, возведенный в честь Екатерины II. Ее образ представлен по аналогии с образом Фемиды – мифологической богини правосудия. Важным в художественном образе самодержицы является отсутствие повязки на глазах, которую мастер просто-напросто не посмел изваять у царствующей особы.
Стоит отметить, что Екатерина II так ни разу и не посетила Архангельское, но Юсупов просто боготворил ее, с чем и связано строительство храма и монумента в ее честь.
Рядом с французским парком расположено небольшое по размером здание в два этажа, являющееся малым дворцом или по-иному – «капризом». Такое название оно получило от князя Голицына, так как действительно стало обычным капризом хозяина, пожелавшего, по моде того времени, наряду с большим дворцовым зданием построить и малое. Первоначально оно имело лишь один этаж и было надстроено дополнительным уровнем уже при князе Юсупове.
Помимо императоров, усадьбу Архангельское посещали многие известные личности той поры. Среди них был и великий Александр Сергеевич Пушкин, побывавший здесь, как минимум, дважды. Поэт увековечил память о хозяине и его поместье в своем произведении «Послание к вельможе». Потомки Юсупова знали об этом и со временем, при Зинаиде Юсуповой, установили на территории памятник русскому поэту на аллей, названной после этого в его честь.
Неподалеку от памятника Пушкину установлена скульптурная композиция «Скорбящий гений», посвященная сыну все той же Зинаиды Юсуповой, погибшего на дуэли. С этим же фактом связано и строительство усыпальницы Юсуповых, которую должны были сделать родовой после переноса сюда праха молодого человека. Строительство было начато в 1909 году и завершилось в 1916-м. В скором времени произошла Октябрьская революция, что помешало освящению усыпальницы, в которой так никто и не был захоронен.
Главный дом
Особняк с бельведером является роскошным образцом русского классицизма. Он огорожен, и попасть внутрь можно только с экскурсиями, которые проходят несколько раз в день. Двухэтажный дом отличается плавными и строгими линиями, сдержанным архитектурным декором. С двух сторон дома находятся флигели, соединенные между собой колоннами. Верхушка особняка увенчана фигуркой утки, символизирующей домашний очаг.
Особенность основного дома в том, что в нем нет жилых комнат, он использовался только для приема гостей. На ночь хозяева и посетители усадьбы останавливались во флигелях. Вера Фирсанова стала единственной хозякой, поменявший данную традицию, она жила в самом Главном Парадном доме.
Вестибюль
Кроме того, на экскурсии по дому гостям усадьбы Середниково рассказывают о пребывании Михаила Юрьевича Лермонтова в этом имении, а также о первой любви поэта и развитии его таланта, а после этого экскурсанты могут проследовать к обелиску Лермонтова, который расположен в саду.
Малый дворец «Каприз»
Это сооружение поначалу было просто одноэтажным павильоном. Но в конце XVIII века к нему пристроили еще один этаж. При князьях Юсуповых здесь устроили картинную галерею, а вдоль дорожек перед «Капризом» установили большое количество скульптур, мраморных бюстов и ваз, созданных итальянским зодчим Антонио Кановой. В середине 1800-х годов все эти украшения были демонтированы и перенесены на верхнюю террасу.
Фирсанова
В 1869 году поместье вновь передается в новые руки. На этот раз его выкупил московский купец Иван Фирсанов, который вырубил расположенный рядом с усадьбой лес и продал старинную обстановку усадьбы, заработав на этом 120 тысяч рублей.
Плафон «Демон и Ангел, уносящий душу Тамары»
Вера Фирсанова, используя свое влияние, сумела добиться, чтобы поезд Николаевской железной дороги делал остановку рядом с ее имением, был открыт полустанок, названный Фирсановка. Здание вокзала было построено на деньги Фирсановой. Она так же построила неподалеку от усадьбы больницу, школу и мост через реку. В Середниково к Фирсановой приезжали художники Константин Юон и Валентин Серов, композиторы Юлиус Конюс и Сергей Рахманинов, певец Федор Шаляпин.
После революции Фирсановой выделили коммунальную комнату в квартире на Арбате, раньше принадлежащей ей. Благодаря Шаляпину ей удалось в 1928 году выехать за границу в Париж, где она и скончалась в 1934 году.
Храм-усыпальница Колоннада
Когда началась чехарда революционных событий, Юсуповы навсегда уехали за границу. Храм-усыпальница новыми хозяевами была приспособлена под проведение культурных мероприятий. Сначала здесь экспонировались произведения искусства, а в настоящее время проходят концерты классической музыки.
Читайте также: