Интересные места в ордынке
Улица Малая Ордынка расположена в Центральном округе района «Замоскворечье» города Москвы. Начинается от примыкания к Климентовскому переулку, проходит параллельно Большой Ордынке и выходит на улицу Пятницкую, перед этим изгибаясь практически под прямым углом. На нее выходят Малый Ордынский, Иверский и Большой Ордынский переулки.
Протяженность - чуть более 1 километра.
Ближайшие станции метрополитена - Третьяковская и Павелецкая.
Министерство среднего машиностроения
Следующим, безусловно интересным зданием на этой стороне улицы является 12-ти этажный корпус Министерства среднего машиностроения (ныне РОСАТОМА) . Это здание, занимающее целый квартал, построено в 1957 году (архитекторы П. П. Зиновьев и Л. З. Чериковер ). В нем располагалось руководство и управление огромной отрасли, называемой в период СССР почему-то Средним машиностроением. О нем, без всякого преувеличения, можно сказать, здесь создавался ядерный щит Родины . В сквере перед зданием недавно установлен памятник легендарному министру Ефиму Павловичу Славскому.
Моя Москва: улица Большая Ордынка
Большая Ордынка начинается сразу за Малым Москворецким мостом и ведет строго на юг до Добрынинской площади . Само название улицы Ордынка напоминает нам о том, что здесь проходила дорога в Золотую Орду , вдоль улицы селились ордынцы - ханские послы. Справа Ордынка начинается Кадашевской слободой . Слобода существовала уже в 15 веке, в то время здесь жили " кадаши ", мастера делавшие кадки и бочки для великокняжеского двора. В 17-18 веках жители стали производить "хамовные" , т.е. полотняные изделия для нужд Кремля . Был построен Хамовный двор - одна из первых крупных мануфактур России . Здесь сохранился заповедный кусочек допетровской Москвы с храмом Воскресения Христова .
Кадашевская слобода в 18 веке. Храм Воскресения Христова. Кадашевская слобода в 18 веке. Храм Воскресения Христова.Начиная с 18 века тихую и уютную Ордынку охотно выбирали как место для своих усадеб служивое дворянство и богатые купцы. В 1899 году Ордынку обсадили липами. В сочетании с зелеными садами в усадьбах и отсутствием оживленного движения транспорта улица стала удобной и комфортной для проживания, земля здесь подорожала так, что селились только богатые люди, ценящие удобство, покой и комфорт.
История Большой Ордынки
Первыми поселенцами Большой Ордынки были так называемые «тяглые люди», задачей которых было перевозить собранную со всех русских княжеств дань в Орду, и толмачи (переводчики с татарского).
После отмены слободского уклада в этом районе начали селиться мелкие купцы, среднее духовенство, различные ремесленники и служивое дворянство.
В центре Москвы цена на землю была высокой и практически недосягаемой для этих групп людей, а вот за Москвой-рекой купить земельный участок было по цене вполне доступно. Много домов тех времён постройки сохранилось и до сих пор.
В конце XIX века, на улице были построены большие доходные дома, действовавшие до самой революции.
В послереволюционные годы Большая Ордынка стала местом постоянного обитания замоскворецкой шпаны и была довольно криминальным районом столицы.
Несмотря на то, что во времена Советского Союза Москва довольно сильно изменила свой облик, Большая Ордынка поменялась относительно мало.
На местах разрушенных во время бомбёжек в период Великой Отечественной войны домов строились новые, но старые не трогали.
И в наше время Большую Ордынку не перестраивают, а полностью реставрируют, сохраняют историю заповедного уголка столицы.
После проведения реставрации планируется создать здесь заповедный квартал Москвы допетровской эпохи - своеобразный музей под открытым небом.
Автор статьи: Инна Евгеньевна
Прогулка по Большой Ордынке
Предлагаю прогуляться по центральной и древнейшей улице Замоскворечья. Фасады всех домов здесь отреставрированы, организованы удобные тротуары. Общая протяженность моего маршрута составила около 2 километров и заняла примерно 1 час.
IMG_0936.JPG
Храм Святителя Николая Чудотворца в Толмачах, 1697 год. В богослужебное время храм открыт для верующих, а в остальное время (ежедневно, кроме понедельника, с 12 до 16 часов) является одним из залов Третьяковской галереи. Помимо Владимирской иконы, здесь находятся «Святитель Николай», «Сошествие Святого Духа на апостолов». Кстати, Третьяковы в 1856г. вкладывали свои средства на обновление храма.
IMG_0939.JPG
Бывшая городская усадьба А.П. Демидова. Постройка главного дома датируется 1772 годом, существующий декор здания — послепожарный, 1814 года, стиль ранний классицизм, архитектор неизвестен. В 1849—59 годах усадьбой владела графиня М.Ф. Соллогуб. Здесь устроивались известные на всю Москву светские салоны, на которых бывали Гоголь, Тургенев. Сейчас в здании расположена научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского.
IMG_0942.JPG
Храм святителя Николая Мирликийского в Пыжах, 1670г. Храм выстроен в стиле «русское узорочье».
IMG_0945.JPG
В 1922 году власти изъяли свыше 15 пудов золотых и серебряных церковных украшений и утвари. Храм был закрыт примерно в 1934 году. Икона «Спас Вседержитель» (1674, школа Оружейной палаты) поступила в 1934 в Третьяковскую галерею.
IMG_0946.JPG
Бывшее подворье Малоярославецкого Никольского монастыря. Здание в русском стиле построено в 1899 году (архитектор П. Ушаков). Надстроено двумя этажами в 1930-х годах.
IMG_0951.JPG
Лазарет с церковью Марфы и Марии - первая церковь на территории Марфо-Мариинского монастыря.
IMG_0950.JPG
"Обитель труда и милосердия" стала беспримерным явлением в истории православной Москвы. Сестры совмещали молитву и рукоделие с помощью мирянам, а неимущие люди могли найти себе здесь и утешение, и реальную помощь, прежде всего квалифицированную лечебную. Хорошие московские врачи работали в местной бесплатной больнице, и на специальных курсах при обители, обучали сестер основам медицины. Особо они готовились ухаживать за смертельно больными, не утешая их надеждой на мнимое выздоровление, а помогая приготовить душу к переходу в Вечность.
IMG_0952.JPG
IMG_0968.JPG
IMG_0971.JPG
Жилой дом постройки 1851 г.
IMG_0972.JPG
Жилой дом постройки 1851 г.
IMG_0973.JPG
Храм Иверской иконы Божьей Матери на Всполье, 1802г. Слово "Всполье" обозначает окраину, край. То есть в начале 19 века, здесь была почти граница города :)
IMG_0977.JPG
В храме есть придел иконы Неупиваемая чаша, к которой обращаются жаждущие избавить родственников от пьянства.
IMG_0978.JPG
Главный дом бывшей городской усадьбы А.Т. Карповой (сестры фабриканта Саввы Морозова), 1821г.
IMG_0980.JPG
Бывший дом А. Арсеньевой, 1834г. Двухэтажный деревянный ампирный домик с мезонином на каменном цокольном этаже. Одна из немногих сохранившихся построек такого типа.
IMG_0981.JPG
Бывшее Александро-Мариинское замоскворецкое училище. Здание построено в 70е годы 19в. на деньги потомственного почётного гражданина, купца первой гильдии Михаила Леонтьевича Королёва. Это было училище с бесплатным обучением, завтраками и лечением для беднейших мальчиков и девочек всех сословий от семи с половиной лет. В учреждении училища приняло участие и Московское Купеческое общество. Училище стало очень популярным. После его окончания дети могли продолжать обучение в гимназиях, коммерческих и реальных училищах. Вот были же предприниматели раньше - какие полезные дела для города делали! А еще в этом здании выступал с докладом об основах политического воспитания детей известнейший советский педагог А.С. Макаренко.
Храм Вознесения Господня в Кадашах
Храм построен на месте деревянной церкви, сгоревшей в одном из пожаров. Перестройку выполнил С. Турчанинов. Здесь сложно определить какой-то один архитектурный стиль.
История московских улиц: Большая Ордынка
Нет никаких сомнений, что топоним «Ордынка» связан с Золотой Ордой и периодом татаро-монгольского владычества на Руси. Однако есть разные версии, касающиеся нюансов происхождения этого названия: одни исследователи утверждают, что здесь проживали так называемые «ордынцы» — люди, на которых была возложена обязанность перевозить собранную на Руси дань в Орду, другие же полагают, что на Ордынке останавливались приезжавшие в Москву ханские послы. Согласно основной версии, улица получила своё название по дороге, проходившей здесь и ведущей в Орду.
Ответвляющиеся от Большой Ордынки переулки также сохранили память о событиях, связанных с татаро-монгольским игом. Так, Черниговский переулок по сей день напоминает нам о князе Михаиле Черниговском, принявшим мученическую смерть в Орде в XIII веке и ставшим впоследствии одним из самых почитаемых средневековых русских святых.
Ученики и педагоги Александро-Мариинского Замоскворецкого училища в актовом зале. Фото 1907 год. Ученики и педагоги Александро-Мариинского Замоскворецкого училища в актовом зале. Фото 1907 год.После поражения Руси в противоборстве со степняками и установления ига русские князья были вынуждены совершать поездки в Орду за ярлыками на княжение, которые выдавали им ханы. Князь Михаил Всеволодович Черниговский был вызван в Орду Батыем, и вместе со своим верным соратником боярином Фёдором прибыл в резиденцию хана, в то время располагавшуюся в городе Сарай-Бату. Прежде чем князь был допущен в ханский шатёр, он по требованию жрецов должен был совершить языческий ритуал — пройти через священный огонь и поклониться идолам. Однако Михаил, будучи убеждённым христианином, решительно отказался это делать.
Летописная традиция вкладывает в уста князя слова, в которых он исповедует свою веру: «Я могу поклониться царю вашему, ибо небо вручило ему судьбу государств земных; но христианин не служит ни огню, ни глухим идолам». По приказу Батыя князя Михаила незамедлительно предали смерти, вместе с ним за веру пострадал его приближённый боярин Фёдор. Оба позже были причислены к лику святых. В XVII веке в переулках между Большой Ордынкой и Пятницкой в честь Михаила и Фёдора Черниговских воздвигли пятиглавую церковь в стиле русского узорочья, которую по сей день можно видеть по адресу: Черниговский переулок, дом 3.
Первоначальное население улицы было непосредственно связано со взаимоотношениями Руси и Золотой Орды — в её окрестностях проживали сборщики дани, военные и чиновники, присланные ханом для контроля за сбором и отправкой дани, а также слуги великого князя, возившие грамоты от него в Орду. Кроме того, именно в Замоскворечье в средние века проходила бойкая торговля татарскими лошадьми, куда их пригоняли большими табунами. Со всей Руси в Москву стягивались желающие приобрести быстроногих степных коней, славящихся своей выносливостью и силой. Для удобства коммуникаций рядом с торгом располагалась слобода переводчиков-толмачей. Долгое время татары и русские не понимали языка друг друга, и без помощи толмачей бывало непросто договориться о сделке. Память о них по сей день сохраняет Толмачёвский переулок, выходящий на Большую Ордынку.
Церковь Великомученицы Екатерины на Большой Ордынке. Фото 1910 год. Церковь Великомученицы Екатерины на Большой Ордынке. Фото 1910 год.Есть мнение, что известный фразеологизм, увековеченный одноименным фильмом, «Москва слезам не верит» возник здесь же, на Ордынке. В период татаро-монгольского ига сюда со всей Руси прибывали челобитчики, жаловавшиеся на слишком большую дань и слезно просящие послаблений. Часто вместо милости от великого князя они, напротив, получали наказание. Интересно, что при повсеместной известности первой части фразы, мало кто знает её продолжение — в полном виде она звучит так «Москва слезам не верит, ей дело подавай!». Также с Большой Ордынкой связывают средневековую поговорку, не теряющую актуальность по сей день: «Москва бьёт с носка».
Во время набега крымских татар в 1571 году русские войска встретили неприятеля со стороны Ордынки. Здесь происходило сражение, а окрестным жителям пришлось оставить свои дома, имущество и спасаться бегством. В Смутное время в 1612 году на Большой Ордынке рядом с церковью святого Климента находился хорошо укреплённый Климентьевский острог, оборона которого стала одним из важнейших событий битвы за Москву. Поражение гетмана Ходкевича в Замоскворечье предопределило скорое падение польско-литовского гарнизона, запершегося в Кремле.
В XVII веке в начале улицы располагалась Кадашевская слобода, жители которой занимались изготовлением скатертей и полотен для царского двора. О них по сей день напоминают ответвляющиеся от Большой Ордынки Кадашевские переулки, а также Кадашевская набережная. Кроме того, на территории бывшей слободы сохранился памятник русского зодчества — церковь Воскресения в Кадашах.
Чуть дальше от центра в окрестностях Ордынки в XVII веке размещался стрелецкий полк Пыжова, о чём нам напоминает Пыжовский переулок и церковь Николы в Пыжах. Историки полагают, что деревянный храм на этом месте возник в начале XVII столетия, примерно в то же время, когда была учреждена стрелецкая слобода. К середине века стрельцы перестроили свой храм в камне. В 1668 году во главе полка стал Богдан Пыжов, от которого пошло прозвание местности, переулка и храма.
Замоскворецкая конка на выезде с Большой Ордынки на Серпуховскую площадь. Фото 1899 год. Замоскворецкая конка на выезде с Большой Ордынки на Серпуховскую площадь. Фото 1899 год.Изначально церковь была известна по названию своего основного предела — Благовещения Пресвятой Богородицы, однако, после пристройки к ней в 1691 году двух приделов в честь Антония и Феодосия Печерских, а также в честь Николая Чудотворца она получила в народе прозвание «Никола в Пыжах». В период оккупации Москвы армией Наполеона церковь была разорена и частично разрушена. Позже её восстановили на свои средства меценаты, купцы Лямины, жившие на Ордынке и являвшиеся её прихожанами в нескольких поколениях. После революции Николу в Пыжах постигла судьба большинства храмов — в 1922 году из него были изъяты все ценности, а в 1930 году закрыли для прихожан, после чего иконостас был разобран и направлен в Третьяковскую галерею.
Интересна судьба колокола, снятого с колокольни храма: его передали в Большой театр, где он использовался во время исполнения оперы «Борис Годунов» — в него звонили во время торжественной сцены венчания Бориса на царство. В советское время в здании церкви размещался научно-исследовательский институт, а также различные мастерские. В 1990 году Никола в Пыжах был возвращён в ведение РПЦ. В наши дни этот памятник церковной архитектуры можно увидеть по адресу: Большая Ордынка, дом 27/6.
Большая Ордынка. Пешеходы рядом со Скорбященской церковью. Фото 1972 год. Большая Ордынка. Пешеходы рядом со Скорбященской церковью. Фото 1972 год.После отмены слободского уклада на Большой Ордынке и в её окрестностях стали селиться различные ремесленники, мелкие купцы и духовенство. Это было связано с высокой стоимостью земли в центре города со стороны Кремля, в то время как в Замоскворечье можно было приобрести земельный участок по более приемлемой цене.
К XVIII веку Большую Ордынку облюбовали состоятельные представители купеческого сословия. В тот период купцы демонстрировали свои вкусы, предпочтения и семейный достаток прежде всего не в своих домах, большей частью деревянных и одноэтажных, а в строительстве церквей.
Одним из ярких примеров «купеческих церквей» на Большой Ордынке является храм иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость», построенный прославленными русскими архитекторами Василием Баженовым и Осипом Бове. Монументальное жёлто-белое здание мы по сей день можем видеть по адресу: Большая Ордынка, дом 20. Первая деревянная церковь возникла на этом месте ещё в XVI веке и была освящена в честь Варлаама Хутынского, а к 1685 году её перестроили в камне. В начале XVIII века в храме появился новый придел, освящённый в честь чудотворного образа Богоматери «Всех скорбящих радость», после чего в народе его стали называть Скорбященский.
С 1783 по 1791 годы шла перестройка церкви на средства купца Афанасия Долгова, усадьба которого располагалась рядом, на другой стороне улицы. Работами руководил родственник купца, архитектор Василий Баженов. Храм сильно пострадал во время Отечественной войны 1812 года, в 1832–1836 годах был реконструирован и достроен архитектором Осипом Бове, после чего принял свой современный вид — ротонды с полусферическим куполом. Средства на строительство выделили купцы Куманины и сыновья Афанасия Долгова.
Угол Большой Ордынки и Климентовского переулка. Фото 1976 год. Угол Большой Ордынки и Климентовского переулка. Фото 1976 год.В 1933 году Скорбященский храм закрыл свои двери для прихожан, однако ему повезло, поскольку церковное здание перешло в ведение Третьяковской галереи. Благодаря этому удалось сохранить дореволюционный интерьер, который мы можем видеть до сих пор. В 1948 году церковь была вновь открыта и с тех пор не закрывалась. С 2010 года в Скорбященской церкви возродили Синодальный хор, после чего богослужения стала обрамлять самая разнообразная, в том числе редко исполняемая духовная музыка.
В XIX веке улица приобретает более солидный вид, одноэтажная деревянная застройка сменяется каменными особняками высотой в два, иногда три этажа.
До революции Большая Ордынка считалась тихой купеческой улицей, на которой практически не было магазинов и лавок. В конце XIX века её замостили булыжником и обсадили вдоль тротуара с двух сторон голландскими липами, образовавшими вскоре тенистые аллеи. В тот же период на Ордынке появилось уличное освещение — по всей её протяжённости были установлены газовые фонари.
К началу XX века на улице выросли большие доходные дома, принадлежавшие купцам и другим состоятельным горожанам, которые использовались в этом качестве до революции, а позже были национализированы и отданы под коммунальное жилье.
Также в начале XX века Большая Ордынка была украшена одной из основных своих жемчужин — Марфо-Мариинской обителью милосердия. Её история берет начало с того момента, когда после убийства генерал-губернатора Москвы в 1905 году его супруга великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова продала свои драгоценности и на вырученные деньги приобрела большую купеческую усадьбу на Ордынке.
Обитель была открыта в 1909 году, на тот момент в ней насчитывалось всего шесть сестёр, однако со временем число насельниц увеличилось до тридцати человек. Устав учреждения напоминал монастырский, но имел ряд отличий, основным из которых была возможность при желании покинуть её и вернуться в мирскую жизнь — сёстры Марфо-Мариинской обители не принимали монашество. Сама Елизавета Фёдоровна также поселилась в созданной ею обители, принимая участие в послушаниях и показывая пример добродетельной жизни. Основным направлением деятельности была благотворительность, сёстры посещали самые бедные и неблагополучные уголки Москвы, оказывая медицинскую и духовную помощь всем нуждающимся.
Демонстрация на Большой Ордынке. Фото 1998 год. Демонстрация на Большой Ордынке. Фото 1998 год.На территории обители находилась больница, амбулатория и аптека, кельи сестёр, школа для воспитанниц приюта, а также несколько храмов, главным из которых являлся Покровский собор. Он был построен в 1908–1912 годах по проекту Алексея Щусева в неорусском стиле. Архитектор ориентировался на новгородские и псковские церкви XII–XIV веков: собор с большой луковичной главой на высоком барабане, белыми стенами и узкими окнами отсылает нас к древнерусской архитектуре, но при этом является самобытным и оригинальным образцом церковного зодчества начала XX века.
После убийства Елизаветы Фёдоровны в 1918 году обитель просуществовала всего несколько лет — уже в 1920-е годы в ней разместились дом санитарного просвещения и реставрационные мастерские. В 1990 году на её территории состоялось открытие памятника основательнице обители, автором которого выступил скульптор Вячеслав Клыков. Постепенно комплекс перешёл в распоряжение новой церковной общины, богослужения в храмах и благотворительная деятельность возобновились. Марфо-Мариинская обитель возрождена, в настоящее время она следует курсу, заданному ещё при жизни Елизаветы Фёдоровны.
После революции репутация Большой Ордынки как тихой и спокойной улицы ушла в прошлое. Уже в первые годы советского периода за ней закрепилась слава криминального места, поскольку именно здесь проводила свой досуг замоскворецкая шпана. Центральной улицей Замоскворечья Большая Ордынка стала после того, как в 1938 году на неё стал выходить новый Москворецкий мост-проспект.
Большая Ордынка после дождя. Фото 1993 год. Большая Ордынка после дождя. Фото 1993 год.В советское время над улицей нависла угроза полного переустройства и сноса исторической застройки. Согласно генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года Большая Ордынка должна была измениться до неузнаваемости. Старинную улицу собирались расширить до 65 метров и сделать частью магистрали, прорезающей Москву с севера на Юг, от Останкино до Котлов. Однако план не был претворён в жизнь. Напоминанием о грандиозном проекте и о том, как могла бы выглядеть Ордынка после реализации Генплана 1935 года, служит монументальное здание, построенное в 1957 году для Министерства атомной промышленности СССР по проекту советских архитекторов Аркадия Лангмана, Лазаря Чериковера и Павла Зиновьева. В наши дни его можно видеть по адресу: Большая Ордынка, дом 24, в нём размещается офис корпорации «Росатом».
В 2015 году Большая Ордынка стала частью масштабного проекта городского благоустройства «Моя улица». В результате преобразований тротуары были выложены гранитной плиткой и расширены до пяти метров, а число полос проезжей части сократилось с четырёх до двух. Воздушные провода убрали из зоны видимости и проложили в подземных коллекторах. Также были демонтированы все размещённые на улице рекламные растяжки. Появились новые фонари, стилизованные под образцы XIX века, и урны. Нуждавшиеся в реставрации фасады домов были обновлены, на улице появились выделенные велодорожки и парковки для велосипедов.
Ю.М. Лужков около входа в филиал Малого театра на Большой Ордынке. Фото 1995 год. Ю.М. Лужков около входа в филиал Малого театра на Большой Ордынке. Фото 1995 год.В наши дни Большая Ордынка является частью туристического маршрута по центру города. Несмотря на некоторые преобразования, в целом улице удалось сохранить свой уютный облик — она по сей день напоминает нам о дореволюционной купеческой Москве.
Достопримечательности Большой Ордынки и дома:
- Доходный дом купца Дурилина
- Бывшая усадьба Куманиных
- Городская усадьба Шамшуриных
- Городская усадьба Долгова-Жемочкина
- Городская усадьба Сысалина-Голофтеевых
- Особняк Кириевских-Морозовой-Карпова
- Александро-Мариинское училище
- Дом Мальцевой-Романова
- Филиал Малого театра
- Дом начала XIX столетия
- Дом Хлудова и Епархиальное училище
- Дом с обсерваторией Аршиновых
- Усадьба Немирова-Колодкина
Мало кому известно, что само “название города происходит от татарского слова “мыскау” (буква “ы” в данном слове произносится как звук, близкий к русским “а” и “о”). Одно из значений слова “мыскау” в переводе с татарского: «взвешивание» или «взвешивать», «отмерять».
В разговорном татарском языке сохранилось слово “мыскау” также и в значении «петля, сеть, сачок» (38, с. 289). В древнем татарском дастане “О роде Чынгыз-хана” упоминается “Московская Орда” (Маскау Урдасы), где “также правят представители рода Чынгыз-хана” (35, 22) – об этом в далее в этой книге еще многое сказано.
И еще уточним: буква «ы» в татарском языке читается (произносится) примерно как русское «ы» в слове «опыт» или как второе «о» в слове «город» [55, с. 15]” (38, с. 8).
Известно, что русский князь Юрий Долгорукий писал своему брату: “. приезжай ко мне в Москов. ”(XII в.). Но мало кому известно, и даже многим «профессиональным историкам» неведомо, что также дошли до нас сведения о том, то союзниками Юрия Долгорукого – объединителя Руси вокруг Москвы - были татары (не просто “половцы”, “кыпчаки”, “булгары”, или “ тюрки”, которыми часто подменяют татар в истории “профессиональые историки”, а именно татары, которые проживали в Востоной Европе и Западной Сибири задолго до “монголо-татарского нашествия” ). Более обстоятельно об этом написано в книге “По следам черной легенды” (38). ”
Из книги “Наследие татар” (авторы Г. Еникеев и Ш. Китабчы) - Москва, издательство "Алгоритм", 2012 г.
Улица Большая Ордынка в Москве
Улица Большая Ордынка расположена в Центральном административном округе Москвы. Находится она на отрезке между Серпуховской площадью и Малым Москворецким мостом.
Это центральная улица Замоскворечья, которое ранее было типичным купеческим районом.
Особенность улицы Большая Ордынка заключается в том, что она, если не учитывать некоторые искривления, направлена строго на юг.
Большая Ордынка
Плывет в тоске необъяснимой пчелиный хор сомнамбул, пьяниц. В ночной столице фотоснимок печально сделал иностранец, и выезжает на Ордынку такси с больными седоками и мертвецы стоят в обнимку с особняками.
Иосиф Бродский, «Рождественский романс»
Существует несколько версия происхождения названия улицы Большая Ордынка. По одной из них, улица вела в Орду. По другой, на Ордынке останавливались ханские послы. Но истинной признается версия, утверждающая, что на этой улице жили ордынцы — люди, главной обязанностью которых была перевозка и отправка собранной с русских княжеств дани в Орду. В сентябре 1612г. во время Московской битвы на Большой Ордынке у церкви святого Климента стоял Климентьевский острог, оборона которого стала одним из главных событий битвы.
Во время возвышения Московского княжества с других городов взималась большая дань. Города направляли в Москву челобитчиков с жалобами на несправедливость. А царь нередко сурово наказывал жалобщиков для устрашения других. Отсюда и произошло выражение «Москва слезам не верит».
На Большой Ордынке в XVIII - XX веках было много торговых зданий. Они соседствовали с особняками. церквями и доходными домами. Например, в доме №17 (бывшем Куманинском подворье) в 1939-1966 гг. жила А.А.Ахматова. Памятник Ахматовой по рисунку Модильяни был установлен во дворе. Полагают, что в центральной части дома у своей тетки бывал юный Федор Михайлович Достоевский. Именно сюда он поселил Парфена Рогожина из романа «Идиот». А в дом №25 разместилась первая автоматическая типовая телефонная станция советской Москвы. Здание было построено в 1927г. по проекту В.В.Патека.
Дом №74 был построен к 1822 году для Марка Никитича Гусева. В 1857 году он перешел к купцу Алексею Ивановичу Зайцеву. Вместе с женой они открыли здесь чайный магазин, винный погреб и водочный завод. А в 1880 году усадьбу у них купил провизор Карл Августович Феррейн и открыл в ней аптеку. Он перестроил здание, украсил фасад своим гербом. Но усадьба дошла до нас в измененном виде. Но аптека работает в этом здании и сегодня.
Большая Ордынка - происхождение названия
Название улицы возникло в XVIII веке и связано, о чём несложно догадаться, с Ордой - именно по этой улице когда-то в XIV веке проходила дорога в Золотую Орду.
Также на этом месте располагалась чёрная Ордынская слобода (по названию местности Ордынцы).
Варламовская улица - это ещё одно (неофициальное) название, которым называли раньше Большую Ордынку (по приделу Варлаама Хутынского при храме во имя Преображения Господня).
Большая Ордынка. Прогулка №1.
Большая Ордынка – одна из главных улиц Замоскворечья в XIVв. Существует несколько версий происхождения названия улицы, одно из которых утверждает, что раньше эта дорога вела в Золотую Орду. Здесь селили выкупленных русских, которых называли ордынцами. Так и возникло название улицы. И бОльшая часть историков придерживается именно этого мнения.
Большая Ордынка сохранила редкие памятники архитектуры, некоторые из которых мы и посетили.
Церковь Всех скорбящих Радость.
Адрес: ул. Б. Ордынка, 20 (м. «Третьяковская»).
Свой путь мы начали с церкви Всех скорбящих Радость. Впервые деревянный храм (тогда прп.Варлаама Хутонского) упоминается в конце XVIв. В 1685г. его сменил каменный храм Спаса Преображения.
Церковь Всех Скорбящих Радость в Москве на Большой Ордынке.
В 1688г. происходит исцеление сестры московского патриарха Иоакима Евфимии, в течение долгого времени страдавшей от раны в боку. Она обратилась с молитвами к Богородице об исцелении, и получила его от иконы Богородицы «Всех Скорбящих Радость». После этого икона явила множество других исцелений, и к ней устремились страждущие.
На иконе изображена Пресвятая Богородица в сиянии мандорлы, окруженная страждущими; а над ними святые: Сергий Радонежский. Григорий Декаполит, Варлаам Хутынский, Феодор Сикеот.
В 1783г. купец Долгов пожертвовал деньги на перестройку храма и заказал работу В.Баженову. Дореволюционная фотография церкви Всех скорбящих Радость:
В 1950-е гг. регент Н. В. Матвеев создал при храме знаменитый церковный хор. Послушать его приходила вся Москва, что дало храму возможность отмечать годовщины памяти великих людей, прославленных в истории русской духовной музыки.
Росатом и первая АТС.
Далее мы направляемся к храму св.Николая в Пыжах. По пути нам попадаются красивые ларьки рядом со ст.м. Третьяковская.
Росатом в Москве.
После его смерти в 1894г. вдова Елизавета Лямина продолжила заниматься благотворительностью: строила бараки, больницы, окормляла приюты. Но в 1917г. им пришлось уехать за границу. Через пару лет их дом был разрушен. В 1957г. на месте особняка Ляминых было сооружено тридцатиэтажное здание в стиле сталинского классицизма, которое стоит и по сей день.
Здание Росатома в Москве.
Первая АТС Москвы стоит напротив Росатома. Она была открыта в 1927г.
На всем фасаде здания вставлены мозаики, их всего 12. Они изображают разрушенные храмы.
Храм св.Николая в Пыжах.
Наконец мы добрались до храма Николы в Пыжах (около 1670г.).
Храм святителя Николы в Пыжах в Москве на Большой Ордынке.
Храм построен на деньги стрельцов Богдана Пыжова. Полковник Пыжов был отличным военачальником, он руководил полком в походах против гетмана Брюховского и Степана Разина. В 1934г. его закрыли подвергли перестройке.
Колокол отдали в Большой театр, где он звонил в опере «Борис Годунов». В 1990г храм вернули РПЦ, в 1922г. возобновили богослужения.
Архитектурный тип Никольской церкви – «корабль» (храм, трапезная, колокольня расположены в одну линию). Подойдем к самой церкви. У входа располагается ларек с пирожками, напитками и другими продуктами. На улице было 22 градуса, хотелось пить, купили бутылку воды в лавке. И что удивило – цена 70 рублей за 0,5.
Нас встречала икона Николая Чудотворца.
Мы зашли в церковь. Слева находится мироточивый образ царя Николая II, рядом с ним – икона царской семьи с мощевиком, в котором зубик маленького Алексея.
История Малой Ордынки
В период с XIV по XVI столетия на территории Замоскворечья главные дороги шли не в южном направлении, как сейчас, а отклонялись больше к юго-востоку, вплоть до строительства в этом районе ворот Земляного города.
Таким образом, Большая Ордынка начиналась от нынешней улицы Балчуг и продолжалась трактом Коломенской дороги, которая со временем была переустроена в Дубининскую улицу.
Современная планировка улиц сложилась в начале XVII века, когда и было выполнено спрямление строго на юг. Сама Малая Ордынка после преобразований стала второстепенным проездом рядом расположенной Большой Ордынки.
История этого района была связана с жизнью, как говорилось выше, Александра Николаевича Островского. Здесь некогда работала знаменитая кондитерская фабрика братьев Ивановых, больше известная нам, как «Рот-Фронт».
На Малой Ордынке деревянные постройки в одном или двух уровнях сохранились лишь отчасти и представляют собой примеры застройки старого Замоскворечья. Стоят здесь дома и другого формата, которые проектировали архитекторы Владимир Владимирович Шервуд, Николай Николаевич Благовещенский, Иван Иванович Кондаков, Николай Дмитриевич Струков, Александр Алексеевич Никифоров и Степан Давыдович Езерский.
Улица Большая Ордынка, 63. Дом Мальцевой-Романова
Городская усадьба на месте нынешних владений по адресу Большая Ордынка, 63 была известна еще с XVIII столетия.
Здание вдоль красной линии улицы построили в 1820 году вместо выгоревших в пожар 1812 года строений. Заказчицей стала некая Н.Н. Мальцева.
В 1879 году особняк перестроили по проекту московского архитектора Николая Сергеевича Зубатова.
Современный вид дом получил уже при купце М.С. Романове в начале двадцатого века. Интересно, что Митрофану Самойловичу принадлежало и помпезное здание доходного дома на углу Малой Бронной и Тверского бульвара, прозванное в народе «Романовкой».
На фронтальной части здания устроено восемь оконных проемов. Их четное количество было нехарактерным для строений, построенных в стиле классицизма. Сам фасад, боковые части которого украшают так называемые рустованные лопатки, обильно декорирован лепными деталями, что придает особняку некоторую ажурность.
Пилястры дома, которые прерываются в середине фасада небольшой маской головы льва, завершаются оригинально смотрящимися ионическими капителями с декором из гирлянд. Карниз здания украшен волютами и, опять-таки, неизменными гирляндами, которые являются, наверное, основным декоративным элементом оформления строения по Большой Ордынке, 63.
Отдельного внимания заслуживает обрамление окон - их фронтоны. Архитектор совместил сразу три самых распространенных вида их устройства в Москве в конце XIX - начале XX столетий.
Так, по центру над двумя окнами устроены лучковые фронтоны, далее их сменяют треугольные над следующими проемами справа и слева, и, наконец, по бокам две оставшиеся пары венчают сандрики, с устроенными полукруглыми нишами с львиными масками по центру и разбегающимися от них гирляндами.
К сожалению, до настоящего времени не сохранился небольшого размера полукруглый аттик с располагавшимся посередине картушем. Этот элемент хорошо вписывался в архитектурный облик и придавал зданию большую грациозность.
Последним известным владельцем дома по улице Большая Ордынка, 63 был Василий Васильевич Петров, который проживал здесь с 1910 по 1917 годы. В настоящее время здесь располагается один из многочисленных московских бизнес-центров.
Церковь Всех Скорбящих Радость
Скорбященская церковь - главное украшение Ордынки Скорбященская церковь - главное украшение ОрдынкиДалее по улице тянется цепочка двух-трехэтажных особнячков, ничем особенным не выделяющихся. А вот за ними - главное украшение Большой Ордынки , памятник зодчества, достойный внимания Церковь Всех Скорбящих Радость . Это творение двух гениальных зодчих : В.И. Баженова и О.И. Бове . Баженов воздвиг трапезную и колокольню (1792 г.), а Бове пристроил великолепную алтарную ротонду с высоким барабаном и куполом(1834-36г.г.) Здание Скорбященской церкви является одним из лучших образцов русского классицизма.
Малая Ордынка - происхождение название
Нынешний топоним связан с жителями - выходцами из древней Золотой Орды. Соответственно, проживали здесь в момент основания в основном представители татарского народа.
В период с 1948 по 1992 годы улица носила имя драматурга Александра Николаевича Островского, который родился в небольшом особнячке под номером 9.
Читайте также: