Интересные места в екатерининском парке
Екатерининский парк — один из прекраснейших парков Санкт-Петербурга. Он был засажен в Царском селе в XVIII веке.
Мне довелось бывать там далеко не один раз. Подозреваю, что как и многие петербуржцы, я практически каждое лето встречаю и провожу импровизированные экскурсии для своих друзей по центру Питера и его пригородам. Территория Царского села просто огромна, чтобы все посмотреть нужно потратить весь день, а то и более. Но оно стоит того!
Обычно мы с друзьями берем в наше маленькое путешествие кофе в термосе, бутерброды и другие вкусности и отправляемся в путь. Я люблю прокатиться до парка на маршрутке как в студенческие годы. Это быстро, и можно по пути любоваться природой. После осмотра Екатерининского дворца и Царскосельского лицея (обязательно побывайте в нем!) мы находим уютное место в парке или на берегу озера и устраиваем пикник. Нам интересно обсудить что мы видели, еще раз восхититься видом Екатерининского дворца со стороны. Затем мы отправляемся далее в глубь парка, а я продолжаю рассказывать своим гостям о памятниках и сооружениях, делюсь с ними тем, что помню из истории, а они со мной.
Как известно, Царское Село было любимой загородной резиденцией российских императоров. Каждый из них внес в ландшафт что-то новое, что-то свое, любимое. Все они относились к нему как к дорогому ларцу, который хранит жемчужину — дворец. Я представляю его себе тканым узором, в который каждый следующий правитель вплетал что-то свое, что было важно именно для него или было модным в годы его правления.
Архитекторы и садовые мастера постарались донести и сохранить для нас все, что было возведено многие столетия назад.
Мраморный (Палладиев) мост
От Турецкой бани открывается красивый вид на Мраморный (Палладиев) мост, называемый также Сибирской мраморной галереей. Он был возведен в 1773 году по проекту А.Ринальди. Мост перекинут над протокой, соединяющей Большой пруд с Лебединым прудом, где в 1769-1770 годах был создан архипелаг из 7 Лебяжьих островов. Здесь в специальных домиках жили лебеди.
Мост покоится на гранитном основании, колонны высечены из мрамора уральскими камнерезами на Екатеринбургской гранильной фабрике.
Мраморный (Палладев) мост Мраморный (Палладиев) мост Лебединый пруд
Боскеты
На второй террасе были устроены зеленые боскеты из стриженных деревьев и кустарников:
Старый сад Старый сад
Пирамида
Пирамида расположена на берегу Лебединого пруда. Первая пирамида на этом месте была возведена в 1770-1772 годах по проекту В.И.Неелова. Однако в 1774 году ее разобрали. Ныне существующая пирамида была построена в 1782-1783 годах Ч.Камероном. Она сделана из кирпича и облицована тесаным гранитом. В прошлом по ее углам стояли четыре колонны из серого мрамора. Внутри пирамиды находятся ниши для урн, свет проникает через отверстие в куполе.
С противоположной от входа стороны, у подножия пирамиды, похоронены любимые собачки Екатерины II: Том Андерсон, Земира и Дюшес. Белые доски с эпитафиями до наших дней не сохранились.
Лебяжьи пруды и Пирамида Внутри Пирамиды
История и достопримечательности Екатерининского парка в Царском Селе
Наш сегодняшний разговор пойдет о Екатерининском парке в Царском Селе (г.Пушкин, Санкт-Петербург). Свое название парк получил по Екатерининскому дворцу, а его история уходит в начало XVIII века.
Екатерининский дворец в Царском Селе
Каскадный канал
От города Старый сад (и Екатерининский парк в целом) отделен Каскадным каналом. Первоначально он был прорыт для осушения территории. В 1775-1777 годах были сооружены 12 каскадов из пудостского известняка и гранитная набережная с литой оградой. В строительстве принимали участие архитекторы В.И.Неелов, Ю.М.Фельтен и инженер И.К.Герард. Свое начало Каскадный канал берет из клюва лебедя-фонтана около Екатерининского дворца.
Каскадный канал в Екатерининском парке Царского Села Каскадный канал в Екатерининском парке Царского Села
Чесменская колонна
Рядом с островом на Большом пруду возвышается 25-метровая Чесменская колонна, возведенная в 1771-1778 годах А.Ринальди в честь русских побед над Турцией в 1770 году. Колонна стоит на гранитном стилобате в виде усеченной пирамиды. На гранитном пьедестале высечены три барельефа со сценами морских сражений. Сама колонна украшена рострами, венчает ее скульптура орла, ломающего лапами полумесяц – символ Турции. В годы Великой отечественной войны немцы пытались уничтожить Чесменскую колонну, однако она устояла, получив лишь повреждения.
Чесменская колонна перекликается со стоящей на берегу Турецкой баней, образуя гармоничный ансамбль.
Турецкая баня, Чесменская колонна и гондола на Большом пруду Турецкая баня и Чесменская колонна Чесменская колонна и Адмиралтейство Большой пруд, Грот и Чесменская колонна
Красный каскад
Красный, или Турецкий, каскад расположен на протоке, соединяющей Верхние пруды с Большим прудом. Он является частью гидротехнической системы, созданной инженером И.Герардом.
Верхние пруды
Эрмитаж
Павильон Эрмитаж
Пройдя вдоль Рыбного канала, на берегу Большого пруда мы увидим изящное бело-голубое здание в стиле барокко – Грот. Его строительство продолжалось три десятилетия – с 1749 по 1779 года. Архитектор Ф.-Б.Растрелли, внутренняя отделка выполнена А.Ринальди. Грот – первое сооружение на берегах Большого пруда. При Екатерине II здесь было место уединения и отдыха. В XIX веке перед ним был насыпан берег и устроена пристань, которую украсили две бронзовые статуи – «Умирающий галл» и «Гладиатор». Внутри Грота установлена статуя Екатерины Великой в образе Минервы, отлитая в 1789 году. Грот отличается прекрасной акустикой.
От пристани у Грота открывается великолепная панорама Большого пруда:
Большой пруд
Завершают сооружения Старого сада ворота «Любезным моим сослуживцам», выполненные в стиле ампир. Они расположены в юго-восточной части Екатерининского парка и поставлены в честь победы над Наполеоном. Чугунные ворота были созданы по проекту архитектора В.П.Стасова в 1817 году. Колонны длиной 5,7 м были отлиты на чугунолитейном заводе Петрозаводска и привезены в Петербург. Общий вес ворот составляет 100,6 тонн. В 1828 году к воротам была добавлена решетка. Надпись «Любезным моим сослуживцам» принадлежит императору Александру I.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале "Срединный Путь"
Замечательная прогулка! Особенно сейчас, когда хочется лета, чтобы погулять по такому красивому парку в одних шортах и майке, лопая мороженое и любуясь видами 🙂
Да, точно! Хочется лета! У нас сейчас вообще -20, на улицу как-то не хочется высовываться 🙂
Маша, спасибо огромное! Как я люблю твои фотографии, они светлые и словно объемные, такое впечатление, что я нахожусь там. Очень интересный рассказ, потрясающие фото!
Пейзажный (Английский) парк Екатерининского парка Царского Села, часть 1
Большой пруд, Грот и Чесменская колонна
Эрмитажная кухня
На берегу канала мы увидим интересное сооружение в готическом стиле – Эрмитажную кухню, архитектор В.И.Неелов. Она была построена в 1775-1776 годах и использовалась по прямому назначению. Другое ее название – Придворная булочная. Эрмитажная кухня также была въездом на территорию Екатерининского парка, поэтому ее также называли Красными воротами.
Эрмитажная кухня Эрмитажная кухня
Нижняя Ванна
Старый сад и Нижняя ванна Старый сад и Нижняя ванна
История парка
Екатерининский парк обязан своему появлению русскому царю Петру Великому. Именно он в 1710 году подарил своей жене Марте Самуиловне Скавронской (в православии Екатерине Алексеевне Михайловой, в будущем императрице Екатерине I) Сарскую и Славянскую мызы с прилегающими деревнями. В 1717 году началось строительство летней резиденции для императрицы. Это был небольшой, скромный каменный дворец. Императрица сама участвовала в организации постройки.
В 1720 году голландские мастера Я. Розен и И. Фохт приступили к устройству парка. В это время появился Старый сад (современный регулярный парк). Он располагался на трех уступах непосредственно перед дворцом. Архитектура парка была выдержана в модном в то время французском стиле, который подразумевает укрощение природы и покорение ее человеку. Отличительная черта стиля — четкое планирование территории, формирование прямых аллей, придание искусственных форм кустарникам и деревьям. По задумке парк должен был дополнить и подчеркнуть роскошь дворца.
После вступления на престол Елизаветы Петровны Царское Село стало официальной императорской резиденцией. Здесь встречали самых важных гостей и проводили самые пышные приемы. Наверно, ни один русский император больше так не ассоциируется с балами, маскарадами и бурными эффектными празднествами как она. Царское Село ее времен как нельзя лучше характеризовало любовь к роскоши и праздному образу жизни своей хозяйки. При ней дворец перестраивали, парк расширяли и облагораживали. Я где-то читала, что однажды, когда императрица возвращалась в Царское Село, уже на подъезде к дворцу она увидела из своей кареты зарево и очень испугалась, что дворец горит! Он действительно горел, но не огнем, а золотым свечением – отражением заходящего солнца. Хотелось бы такое хоть раз увидеть!
Итак, в 1750-е годы небольшой двухэтажный дворец начали перестраивать. Придворный архитектор Ф.Б. Рассрелли занимался оформлением Екатерининского дворца. Он же работал над оформлением парка. Неудивительно, что регулярный парк получился таким же помпезным. Густые зеленые лабиринты, переходящие в маленькие залы под открытым небом, изящные скульптуры итальянских мастеров, множество самых различных цветов кустарников — все это должно было в очередной раз подчеркнуть роскошь и великолепие Екатерининского дворца.
Императрица Елизавета Петровна очень любила свою загородную резиденцию и проводила много времени здесь. Роскошные балы, обеды проводились регулярно. После трапезы императрица приглашала своих гостей на прогулку по парку на санях или каретах. В парке были обустроены качели, карусели, горки. Вечером взлетали в небо фейерверки.
Одним из любимых мест гостей была Катальная гора. Архитектор Ф.Б. Расстрелли придумал необычное и интересное инженерное решение. Гора представляла собой павильон, от которого в стороны выходили скаты. Они были надстроены поверх холма, повторяя естественный ландшафт участка. Гости использовали для спуска одноместные и двухместные коляски, которые двигались по металлическим рельсам. Поднимали наверх эти коляски с помощью специальных механизмов, приводимых в движение с помощью лошадей. Если представить, с каким размахом все в парке возводилось, то ощущения от спуска с горы, вероятно, были не хуже чем на горках в современных парках развлечений!
По приказу императрицы Ф.Б. Расстрелли также проектирует здания Эрмитажа и Грота.
Здание Эрмитажа — это небольшое и интересное двухэтажное здание в глубине парка. Внешняя отделка здания полностью повторяла отделку Екатерининского дворца. Дворец и Эрмитаж соединяла аллея, по которой прогуливались гости. Эрмитаж был предназначен для небольших балов, встреч и обедов, особенно в теплое время года.
Императрица любила приглашать сюда гостей, чтобы удивить их диковинным инженерным изобретением — подъемным канапе (диванчик). Обеденный и залы для совещаний находились на втором этаже, но по лестница никто не ходил, гостей и еду также поднимали с помощью специальных устройств. Это было необычно и чрезвычайно забавно. Еще одним необычным решением императрицы было устроить оркестр на улице, а не внутри здания. Приглушенная музыка лилась в окна здания, делая празднество действительно волшебным.
Грот был построен на берегу Большого озера в 1755-1756 годах. Императрица Елизавета Петровна непременно хотела иметь место, где можно было было насладиться видом Большого озера и при желании спуститься с пристани к лодке.
Екатерина II уделяла много внимания обустройству Царского села. По ее приказу был разбит модный в то время английский парк (современный пейзажный парк). Отличительной чертой этого стиля является не укрощение природы, а подчинение ей. Английским паркам свойственны извилистые водные каналы, которые ведут к широким цветочным полянам. Это, своего рода, дикие парки. Минимум вмешательства, чтобы лишь подчеркнуть красоту природы.
При возведении английского парка претерпел частичные изменения старый парк. Появились Полулунные пруды. Водная система, состоящая из каналов и прудов, была важной составляющей в украшении парка. Здесь все было продумано для отдыха и развлечения царских особ и их гостей. Везде их ждали небольшие лодки, на которых они могли плавать, наслаждаясь видами с воды. Наверно, было здорово прокатиться вот так на лодке в жаркий летний день, а может даже и поплавать!
Екатерина II старалась внести в архитектурное оформление самые новые и модные западные тенденции. В парке было установлено множество памятников, прославляющих заслуги императрицы и победу в русско-турецкой войне во второй половине XVIII. При императрице также были возведены павильон «Холодная баня» с Агатовыми комнатами и Концертный зал.
Камеронова галерея была построена на переходе из регулярного парка в пейзажный. Императрица хотела иметь место для прогулок, приватных бесед и размышлений наедине.
Все сооружения в английском парке были выдержанны в классическом стиле с минимальным украшением фасадов. Строгость и простота в каждой детали.
Все это время в парк завозили многолетние деревья и кустарники, присланные из садов Санкт-Петербурга и из заграницы. Здесь еще, возможно, даже сохранились дубы, которые высаживал Петр I.
В более поздний период масштабные перепланировки уже не производились. В советское время дворцово-парковый комплекс стал музеем. В 1918 году Екатерининский дворец принял первых своих посетителей.
В годы Великой Отечественной войны город Пушкин был захвачен фашистскими войсками. Царское Село тяжело перенесло вторжение. Многие произведения искусства были утеряны, также серьезно пострадали и сами здания.Часть из них немецкие захватчики использовали под свои хозяйственные нужды, не щадя ни интерьеры, ни мебель. Множество картин и предметов искусства, в том числе и Янтарная комната, были вывезены и утрачены навсегда. В парке уничтожено значительное количество деревьев. После освобождения Пушкина от Екатерининского дворца и многих других помещений остались лишь руины.
Еще до окончания войны начались работы по восстановлению музейного комплекса. В 1983 году дворцово-парковый ансамбль "Царское Село" получил официальный статус заповедника. Сегодня его полное наименование — Государственный музей-заповедник "Царское Село". Большая часть работ по восстановлению была закончена в 2010 году, в преддверии 300-летнего юбилея Пушкина. Но многие реставрационные работы как в зданиях, так и в парке продолжаются до сих пор.
История Старого Сада
Голландский (Старый) сад является старейшей частью Екатерининского парка. Он был разбит в 1720-х годах на месте фруктового сада Саарской мызы. Руководили работами голландские садовники Я.Роозен и И.Фохт. В 1743 году, в царствование императрицы Елизаветы Петровны, началась широкомасштабная реконструкция парка, территория Старого сада была расширена. В работах принимали участие архитекторы, занятые на строительстве Екатерининского дворца: А.В.Квасов, С.И.Чевакинский, Ф.-Б.Растрелли.
Старый, или как его еще называют, Голландский сад выполнен в регулярном стиле, популярном в первой половине XVIII века. Его главной осью является Эрмитажная аллея, соединяющая Екатерининский дворец с Эрмитажем. Все в саду подчиняется принципу строгой симметрии. Деревья и кустарники искусно подстрижены, играя роль своеобразного строительного материала: из них сооружались залы, кабинеты, зеленые галереи. Также здесь были построены павильоны, поставлены скульптуры. Со временем структура Старого сада была нарушена. После войны, в ходе реставрационных работ он был восстановлен по сохранившимся чертежам и рисункам.
Старый сад подразделяется на три участка:
- Верхний сад, куда входят три террасы,
- Нижний сад – от последней террасы до Рыбного канала
- Эрмитажный участок – от Рыбного канала до Каскадных прудов.
Верхний и Нижний сады объединены в Придворцовый участок, или собственно Голландский сад.
Зеркальные пруды и Верхняя Ванна
На третьей террасе в 1720-1722 году вырыли два симметричных пруда, названных Зеркальными. В 1777-1779 годах на берегу одного из них по проекту архитектора И.В.Неелова была построена Верхняя Ванна, в стиле раннего классицизма. Другое ее название – «Мыльня их Высочеств». Долгое время она использовалась по назначению, а с 1911 года здесь устроили музей в память 200-летия Царского Села. В годы войны Верхняя Ванна была разрушена, восстановлена в ходе реставрации 1952-1953 годов.
Верхняя ванна и Зеркальный пруд Верхняя ванна и Зеркальный пруд
Башня-руина
Башня-руина является памятником русско-турецким войнам, символом падения блистательной Порты. Она была построена в 1771 году по проекту архитектора Ю.М.Фельтена и является первой русской парковой постройкой в готическом стиле. Башня расположена на насыпной горе, искусственно состарена и напоминает руины крепостного сооружения. Со смотровой площадки, с высоты 21 м открывается красивый вид на окрестности – территорию Екатерининского парка и жилые кварталы города Пушкин.
Башня-руина Башня-руина Башня-руина Башня-руина Смотровая площадка на Башне-руине Проход внутри Башни-руины Башня-руина Внутри Башни-руины Башня-руина Башня-руина
Когда посетить
Парк для посетителей открыт круглый год, но стоит иметь ввиду, что не все музеи работают круглый год. Поэтому, если вы решили непременно посетить все места парка, лучше выбрать летнее время.
Екатерининский парк: история и фотографии достопримечательностей
До 1710 года здесь располагалось финское селение Саари Мойс, оккупированное шведами, которые называли его на свой лад – Сарис Гоф. Русские называли его Саарская мыза, а затем – Саарское Село, превратившееся со временем в Царское Село. В те времена на возвышенности стоял небольшой деревянный усадебный дом, к которому примыкал парк с двумя перпендикулярными аллеями. По легенде, здесь жила старая голландка Сарра, к которой русский царь заезжал за молоком.
24 июня 1710 года владелицей Саарского Села стала Марта Скавронская (1684-1727), российская императрица (с 1721 г.), супруга Петра I. В 1717 году здесь началось строительство дворца, названного в честь Екатерины Екатерининским – летняя резиденция. В 1720 году рядом с дворцом был заложен парк. По преданию, Петр Великий собственноручно проложил некоторые его аллеи и посадил дубы и платаны.
Екатерининский парк разделен на две части:
Голландский сад был заложен в 1720-х годах голландскими садовниками Я.Роозеном и И.Фохтом. Естественный спуск был разделен на три уступа. Чуть ниже, на реке Вангазе были устроены Верхний (Большой) и Мельничный пруд, позднее включенный в систему Каскадных (Нижних) прудов.
Гондола на Большом пруду
При императрице Елизавете Петровне (1709-1761) Екатерининский парк был расширен, его украсили мраморными скульптурами, преимущественно венецианских мастеров начала XVIII века, которые были куплены по указанию Петра Великого для украшения садов. В центре партера были установлены статуи «Мир» и «Великолепие». По проекту Ф.-Б.Растрелли были построены Эрмитаж, Грот и Катальная горка. Большому пруду, по моде того времени придали шестиугольную форму, на острове был построен Увеселительный павильон (Люстгауз).
Эрмитажная аллея и Эрмитаж в Екатерининском парке Павильон Грот
В 1770-е годы по проекту архитекторов В.И. и И.В.Нееловых (отца и сына) были построены Адмиралтейство, Эрмитажная кухня, Верхняя и Нижняя ванны.
Адмиралтейство в Екатерининском парке Эрмитажная кухня Верхняя Ванна и Зеркальный пруд Нижняя Ванна
Вдоль границы парка со стороны города был прорыт Продольный (Каскадный) канал, на котором было устроено 12 плотин.
Каскадный канал
Вокруг Большого пруда был разбит пейзажный Английский парк. Очертания Большого пруда были смягчены. В это же время на третьей террасе Голландского сада были устроены Полулунные пруды, просуществовавшие до реконструкции 1960-х годов.
Пейзажный парк
В честь побед в русско-турецких войнах 1770-х годов были установлены памятные сооружения: Башня-руина, Чесменская, Морейская и Крымская колонны, Кагульский обелиск, Турецкий киоск и Турецкий каскад.
Башня-руина в Екатерининском парке Чесменская колонна
Также были построены Холодная Баня и Агатовые комнаты, Камеронова галерея, Концертный зал, Готические ворота.
Камеронова галерея Концертный зал
Скрипучая беседка
В начале XIX века на границе парка были установлены ворота «Любезным моим сослуживцам» в честь победы над Наполеоном.
В середине XIX века на берегу Большого пруда была построена Турецкая баня.
Турецкая баня
В 1865 году перед Зубовским флигелем был разбит Собственный садик с Мраморным фонтаном и перголой в итальянском стиле.
Собственный садик Зубовский флигель и Собственный садик
В годы Великой Отечественной войны Екатерининский парк серьезно пострадал. Работы по его восстановлению продолжались в течение нескольких десятилетий и были завершены к празднованию 300-летия Царского Села.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале "Срединный Путь"
Екатерининский парк
Наряду с дворцовым комплексом неотъемлемой частью Царскосельской императорской резиденции являются парки, прежде всего главные из них — Екатерининский и Александровский, получившие эти названия по находящимся в них дворцам.
Екатерининский парк состоит из двух частей: регулярного Старого сада и пейзажного Английского парка. Старый (Голландский) сад основал, по преданию, сам Петр I. Эту легенду приводит в своем сочинении «Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей» (1817) П. П. Свиньин: «Петр I, заезжая иногда сюда прохлаждаться молоком к старой голландке Сарре, пленился местом сим…» и собственноручно насадил платановые и дубовые аллеи.
Так или иначе, но именно голландские мастера садово-паркового дела Я. Роозен и И. Фохт распланировали в 1720-х годах Старый сад на трех уступах перед царицыным дворцом. В это же время на третьем уступе были устроены Зеркальные пруды, а на речке Вангазе, стекавшей с холма, — еще два пруда: Верхний (Большой) и Мельничный, позже вошедший в систему Каскадных, или Нижних, прудов.
В середине XVIII века сад был расширен, перепланирован и украшен скульптурой. Ф. Растрелли спроектировал павильоны «Эрмитаж» и «Грот», а также Катальную гору; Большой пруд с расположенным на острове люстгаузом (увеселительным павильоном) приобрел форму шестиугольника и был обведен аллеями. Наконец, в 1770-х годах архитекторы В. И. и И. В. Нееловы построили в саду комплекс Адмиралтейства, Эрмитажную кухню, Верхнюю и Нижнюю ванны. Вдоль границы сада до самых Нижних прудов протянулся Продольный (Каскадный) канал с двенадцатью плотинами.
Тогда же на территории к югу от дворца и вокруг Большого пруда, был разбит пейзажный «английский сад», начатый под руководством В. И. Неелова и завершенный садовым мастером И. Бушем. Оказавшийся частью нового парка, Большой пруд подвергся перепланировке и был превращен в озеро; прямоугольные очертания Нижних прудов также были смягчены. В Старом саду на третьей террасе появились Полулунные пруды, сохранявшиеся вплоть до реконструкции этой части парка в 1960-х годах. Именно в это время водные поверхности, занимающие пятую часть территории Екатерининского парка, стали важной составляющей его образа. Естественный склон местности к северо-востоку позволил связать все водоемы в единую самотечную систему и устроить на ней небольшие, но бурные водопады. И. Ф. Яковкин, автор «Истории Села Царского», сообщал: «Для гулянья по большому пруду содержались всегда разные двувесельные мелкие суда; а в августе 1777 года привезены и спущены на большой пруд сделанные по Высочайшему повелению на партикулярной верфи два четыревесельных трешкоута, обошедшиеся построением в 507 рублей 71 коп. с позолотою резьбы в приличных местах и окрашением, один зеленаго, а другой краснаго цвета, краскою, на коих Ея Величество, по благоразсуждению, изволила иногда по большому пруду забавляться плаванием. Суда сии в торжественные праздники и доныне украшаемы бывают множеством разноцветных флагов, всегда для сего сохраняющихся в шлюбочном сарае, а при происходивших в садах Села Царского иллюминациях самым прелестным образом освещаемы бывали множеством разноцветных фонарей, по всем снастям и бортам, отсветом своим к поверхности водной производивших вид безподобный. Летом, по 1825 год, посреди большого пруда стояли на якоре двенадцатипушечная яхта и большой бот, а у пристани большого каскада всегда стоит готовых, в значительном числе двувесельных малых яликов, для желающих кататься по большому пруду, прикрепляемых к пристани железной цепью с замком, дабы никто из гуляющих по саду не мог их брать самовольно».
Екатерина II спешила явить просвещенной Европе сад, не только разбитый в новейшем вкусе, но и украшенный памятниками, прославляющими величие ее царствования. Так, в честь российских побед в русско-турецких войнах были воздвигнуты в 1770–1780-х годах Башня-руина, Чесменская, Морейская, Крымская колонны, Кагульский обелиск, Турецкий киоск и Турецкий каскад.
О чуткости императрицы — просветительницы и законодательницы — к новейшим веяниям в искусстве свидетельствовали павильон «Холодная баня» с Агатовыми комнатами и Камеронова галерея, Концертный зал и другие классицистические постройки. Сооружение литых чугунных Готических ворот и множества металлических мостиков демонстрировало высокий уровень развития русской промышленности. В свою очередь, разнообразные по художественному решению парковые павильоны и беседки напоминали о том, что сад создан для удовольствий и отдыха.
В начале XIX века к числу памятников русской славы прибавились ворота «Любезным моим сослуживцам», посвященные победе над Наполеоном, а в середине столетия ансамбль Екатерининского парка был завершен павильоном «Турецкая баня». Наконец, в 1865 году на лугу перед южным фасадом Зубовского флигеля был устроен Собственный императорский садик с большим мраморным фонтаном и Перголой — верандой в итальянском стиле.
Турецкая баня
Турецкая баня на берегу Большого пруда Турецкая баня отражается в водах Большого пруда
Что посмотреть
Конечно, главная жемчужина парка — Екатерининский дворец. О нем я более подробно рассказывала в одном из своих обзоров. Но есть множество интересных мест, которые также стоит увидеть.
Эрмитаж является своеобразным отголоском роскоши Екатерининского дворца, своего рода проекцией в миниатюре. Как я уже говорила, их соединяет прямая аллея, по которой некогда прогуливались гости императрицы. Это небольшое строение оформлено в стиле барокко, в той же цветовой гамме что и дворец. В Эрмитаже сохранилась отделка XVIII века практически без изменений.
Обратите внимание на Эрмитажную кухню – необычная архитектура здания выполнена в модном в то время готическом стиле. Здесь, кстати, находится еще один вход в парк.
Грот — небольшое строение в морском стиле, стоит на берегу Большого озера.
Павильон «Холодная баня» находится между Зубовским корпусом Екатерининского дворца и Камероновой галереей. Предназначался для купания и отдыха императорской семьи. Здание было возведено в 1787 году архитектором Ч. Камероном. Его еще называют термами Камерона.
На первом этаже расположены сами термы. На втором — шесть комнат для отдыха. Благодаря богатому интерьеру они получили название Агатовые комнаты.
Главный фасад здания выходит на террасу, где находится Висячий сад.
Камеронова галерея — располагается на пересечении регулярной и пейзажной части парка. Сооружение находится на возвышении, и с него открывается прекрасный вид на парк и Большое озеро.
Павильон «Верхняя ванна» предназначалась для водных процедур императорской семьи.
Павильон «Нижняя ванна» предназначалась для водных процедур придворных.
Морейская (или Малая Ростральная) колонна расположена между Первым и Вторым Нижними прудами. Была воздвигнута в честь победы русского флота у полуострова Морея во время русско-турецкой войны.
Ворота «Любезным моим сослуживцам» —оригинальный чугунный монумент. Располагается на юго-востоке парка.
Чесменская колонна находится на середине Большого озера. Она была установлена в честь победы в Чесменском сражении (1770 год) русского флота над турецким.
Адмиралтейство — несколько павильонов на берегу Большого озера в южной стороне парка. Построены в честь присоединения к России Таврического ханства (Крым).
Мраморный (Палладиев) мост установлен над протокой, которая соединяет Большой пруд с Лебединным прудом.
Павильон «Турецкая баня» — последнее строение, возведенное в Екатерининском парке. Павильон является памятником побед в русско-турецкой войне. По задумке архитектора И. А. Монигетти здание имеет вид турецкой мечети.
Башня-руина — еще один памятник, посвященный победам русских войск в русско-турецкой войне. Башня необычна тем, что она похожа на дорическую колонну, соединенную с павильоном. Она будто уходит в землю. Внешнее оформление стен тоже необычно. Поверхность их искусственно "состарена" с помощью нарисованных трещин.
Гатчинские (Орловские) ворота вели на дорогу в строну Гатчины, где располагалось имение графа Г. Г. Орлова. Екатерина II высоко ценила вклад графа в спасение Москвы от чумы. Ворота стали своеобразной благодарностью императрицы. Внешне ворота похожи на триумфальную арку.
Павильон «Зал на острову» находится в сердце Большого озера на маленьком островке. Он был предназначен для проведения концертов и обедов для гостей, плавающих по Большому озеру. В данный момент здесь находится концертный зал, в котором проходят торжественные мероприятия музея.
Гранитная терраса («терраса Руска») была построена в 1810 году на месте Катальной горы.
Фонтан «Девушка с кувшином» исполнен известным скульптором П. П. Соколовым специально для Царскосельского парка. Изваяние девушки располагается на скале как на своеобразном пьедестале. В ногах у девушки разбитый кувшин, из которого льется струя воды.
Концертный зал в юго-западной части парка сооружен в 1782—1788 годах по проекту архитектора Д. Кваренги.
Кухня-руина сооружена по проекту Дж. Кваренги в 1785—1786 годах для приготовления обедов гостям Концертного зала.
Китайская беседка была построена на границе между Екатерининским парком и Новым садом Александровского парка. Её ещё называют Скрипучей из-за флюгера, который при ветре издает скрип.
Кагульский (Румянцевский) обелиск. Архитектором проекта является А. Ринальди.
Он был установлен в 1772 году в честь победы русских войск над турецкими на реке Кагул.
Адмиралтейство
На берегу Большого пруда расположен комплекс из трех зданий в готическом стиле – Адмиралтейство. Оно было построено в 1773 году по проекту архитектора В.И.Неелова на месте деревянного шлюпочного сарая. Адмиралтейство состоит из центрального корпуса и двух боковых флигелей – Птичников.
В центральном корпусе хранились лодки для катания на Большом пруду. Со временем была собрана уникальная коллекция судов XVIII-XIX веков, привезенных из разных стран мира. Она погибла в годы Великой отечественной войны. На втором этаже находится зал. Когда императрица Екатерина II плавала по Большому пруду, здесь играл оркестр. В Птичниках жили различные птицы: утки, лебеди, фазаны, павлины и др. В 1780-х годах рядом был построен Матросский домик, в котором проживали матросы-гребцы.
Сейчас в корпусах Адмиралтейства проводятся временные выставки, в одном из Птичников расположен ресторан «Адмиралтейство». Рядом вы можете увидеть скульптурные композиции из серии «Живопись в 3D-версии».
Адмиралтейство Адмиралтейство Панорама Адмиралтейства с противоположного берега Большого пруда
Большой пруд
Значительную часть пейзажного парка занимает Большой пруд, созданный на реке Вангазе. В его центре расположен остров. Во времена Екатерины II по пруду плавали лодки. Сейчас посетители парка могут прокатиться на настоящей венецианской гондоле – дар Венеции к 300-летию Царского Села.
Гондола на Большом пруду
Екатерининский парк
Новинка сезона: пешеходная экскурсия по парку с посещением Камероновой галереи (вход туда теперь открыт только для организованных групп). В мае экскурсии проводятся по выходным в 15.00. Билеты можно купить онлайн, а невыкупленные – в Екатерининском парке в кассе «Экскурсии по парку» (рядом с главным входом, напротив Лицея). Там же формируются группы от 10 до 20 человек.
стоимость билетов:
Взрослые – 150 руб.
Пенсионеры РФ и стран ЕАЭС* – 50 руб.
Курсанты, военнослужащие срочной службы – 80 руб.
Члены союзов художников, архитекторов, дизайнеров РФ и стран ЕАЭС* – 80 руб.
Сотрудники государственных музеев России и государств-членов ЕАЭС* – 80 руб.
Учащиеся (с 16 лет), студенты – 80 руб.
Лица младше 16 лет – бесплатно
Сотрудники государственных музеев СПБ, члены Творческого союза СПБ и ЛО, члены ICOM – бесплатно
Абонементы на посещение Екатерининского парка:
Абонемент на 30 посещений – 1 500 руб.
Абонемент на 50 посещений – 2 500 руб.
Абонемент на 100 посещений – 5 000 руб.
Приобрести абонементы можно в кассах Екатерининского парка до 1 сентября 2021 года
* Государства-члены Евразийского экономического союза: Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения, Кыргызская Республика.
Готические ворота
Готические ворота расположены в начале подъема на искусственную гору к Башне-руине. Они были отлиты в Екатеринбурге в 1777-1778 годах, по проекту Ю.М.Фельтена, на основе альбома «Gothic Decorative Architecture», известного и в России. Работы по установке ворот продолжались в 1779-1780 годах. На них можно увидеть следы от осколков и пуль времен Великой отечественной войны.
Готические ворота Готические ворота
Эрмитажная аллея
Вдоль Эрмитажной аллеи установлены скульптуры, которые по распоряжению Петра Первого были куплены в Италии для украшения садов Санкт-Петербурга. Здесь мы увидим героев античной мифологии и аллегории: Персея, Андромеду, Галатею, Геракла и др.
Эрмитажная аллея в Екатерининском парке Царского Села Эрмитажная аллея
Зал на острову
Прогулка по Старому Саду Екатерининского парка в Царском Селе
После того, как мы с вами познакомились с историей Екатерининского парка Царского Села, давайте пройдем по его дорожкам и полюбуемся его достопримечательностями. И сегодняшняя наша прогулка будет посвящена Старому саду.
Старый сад в Екатерининском парке Царского Села
Рыбный канал
Придворцовый и Эрмитажный участки Старого сада разделяет Рыбный канал. Он был прорыт в начале 1720-х годов и является старейшим каналом на территории парка. Рыбный канал соединяет Большой пруд с Каскадным каналом. Некогда в нем разводили и ловили рыбу для царского стола. По преданию, Петр Первый собственноручно посадил вдоль него еловую аллею. В годы войны она погибла и была возобновлена в послевоенные годы. Через канал были переброшены мосты, первоначально деревянные. В 1774-1775 годах по проекту В.И.Неелова были сооружены два гранитных и два металлических моста. Еще один мост, при впадении Рыбного канала в Каскадный, был спроектирован В.П.Стасовым в 1855 году.
Эрмитажный мост через Рыбный канал
Орловские (Гатчинские) ворота
Недалеко от Башни-руины расположены триумфальные Орловские ворота, построенные в 1777-1782 годах, архитектор А.Ринальди при участии И.В.Неелова. Они поставлены в честь победы графа Григория Орлова над чумой в Москве в 1771 году, о чем гласит надпись на фризе со стороны города: «Орловым от беды избавлена Москва» (из стихотворения В.Майкова). На другой стороне дано более подробное описание тех событий. Здесь начиналась дорога из Царского Села в Гатчину, в то время имение графа Г.Г.Орлова, поэтому ворота называются также Гатчинскими.
Железная решетка на воротах была создана в 1787 году на Сестрорецких оружейных заводах (архитектор Д.Кваренги), железную ограду по сторонам поставили в 1784-1786 годах.
Орловские (Гатчинские) ворота Мост
На этом прогулка по пейзажной части Екатерининского парка не закончена, продолжение следует. В следующий раз мы с вами посмотрим другие, не менее интересные постройки Английского парка:
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале "Срединный Путь"
Парк очень красивый. В один пост не уместились все достопримечательности пейзажной части, так что будет продолжение.
История пейзажного (английского) парка
Площадь Английского парка составляет 70 га. С севера-востока он примыкает к Старому Саду, Подкапризовая дорога на северо-западе отделяет его от Александровского парка. На юго-западе и юго-востоке парк граничит с жилыми кварталами города Пушкин.
Работы по обустройству пейзажной части Екатерининского парка начались в 1760-х годах, в царствование императрицы Екатерины Великой. Пик работ пришелся на 1770-1780-е годы. Первоначальный план был составлен архитектором В.И.Нееловым, который специально ездил в Англию, чтобы познакомиться с идеями английского садово-паркового искусства. Кроме того, в работах принимали участие сыновья Неелова И.В. и П.В.Нееловы, а также садовый мастер Т.Ильин.
Окончательный план был разработан И.Бушем. Также в работах по обустройству парка и созданию построек принимали участие Ч.Камерон, Д.Кваренги, А.Ринальди, Ю.М.Фельтен и др. К концу XVIII столетия парк в целом был завершен, в XIX веке было построено лишь несколько павильонов и проведены работы по реконструкции старых зданий.
Как добраться
Государственный музей-заповедник "Царское Село" находится по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Садовая, д. 7.
Партер
На первой террасе Верхнего сада И.Фохт создал два симметричных партера с прихотливым барочным узором из угля, кирпича, битого стекла и цветного песка. В полной красе они раскрываются, если смотреть на них из парадных залов Екатерининского дворца. В центре установлены мраморные скульптуры «Мир» и «Великолепие».
Партер в Старом саду Партер в Старом саду
Читайте также: