Интересные места на солянке
Не знаю, на что нынче ловят девчонок, говорят, на подарки, на рассказы о собственном устойчивом социальном положении, на просто «бабки»… Не знаю, в свое время, я ловил на большой подал. Правда, было это очень давно.
Я узнал о его существовании лет тридцать назад, даже больше. То ли сам на него случайно набрел, то ли кто-то мне его показал – не помню, но действовал он безотказно. Я тогда был студентом, мне не было и двадцати, я приглашал девочку прогуляться по Москве, а потом как бы случайно мы набредали на это место. Я говорил: «О, вот оно.» А потом: «Как?! Ты не знаешь?! Это же те самые знаменитые подвалы, где жили обитатели Хитровки! Читала Гиляровского? Вот именно про них он и рассказывал в своей книге. Пошли покажу.» И мы спускались в широкий туннель, ведущий в разветвленную систему подземных ходов со сводчатыми потолками из старинного кирпича. При чем здесь был Гиляровский и его книга, какие такие «подвалы, где жили обитатели Хитровки» – ах, да какое это тогда имело тогда значение! Девочка ловилась на 100%. Подвал работал безотказно. Гуляли мы там обычно не долго – чаще не более пяти минут, девочке быстро становилось не по себе и мы поднимались назад на Солянку.
Да, да, я говорю именно о тех самых хорошо известных Соляных подвалах. Тогда, в конце вход в них был, практически, совершенно свободный, и располагался он на стыке Солянки и Подколокольного переулка, в доме номер 3. Это был даже не вход, а широкий въезд, потому что в то время там размещались гаражи.
Немного истории. Аж в XVI веке на территории между Хитровкой и Ивановским монастырем было построено крупнейшее каменное сооружение Москвы – здание Соляного рыбного двора. По его имени была названа и улица Солянка. Двор имел колоссальную по своим размерам трехуровневую разветвленную систему подвалов, отдельные помещения которых находились на глубине свыше десяти метров. Говорят, там солили рыбу, которая в то время шла непрерывным потоком по прямой и кратчайшей дороге от Яузских Ворот в Соляной двор. В самом начале 20 века обветшавшие постройки Соляного двора были разобраны, а на их месте был построен многоэтажный доходный дом в стиле неоклассицизма, существующий и поныне. Это дом 1/2 на углу нынешней Солянки и улицы Забелина. Дом и доставшиеся ему по наследству от Соляного рыбного двора огромные трехэтажные подвалы окутаны множеством легенд. Интересно, что в 1913 году во время строительства будущего дома там был найден клад «в глиняном горшке (13 фунтов 81 золотник – приблизительно это составляет 9 тысяч экземпляров копеек времени Ивана IV, Фёдора Ивановича, Бориса Фёдоровича). Клад был осмотрен Археологической комиссией и возвращён находчику.»
Последний раз я заходил в Соляные подвалы в конце гулял там с девушкой. Нынче подвалы прочно заперты, и просто так туда не войдешь. Закрыты даже дворы над подвалами: всякие там «тэсэжэ» и прочие «кондом-минимумы». Но вчера я все же там прогулялся. Нет, в подвалы я спускаться не стал: зачем, я ведь был один, прошелся по дворам – тем самым дворам, в которых наши киношники так любят снимать «Питер Я никуда не пролезал незаконно, просто когда я проходил мимо, одни из ворот оказались почему-то открытыми.
История домов
В начале XX столетия все постройки двора демонтировали, а участок выкупило Московское купеческое общество. При проектировании доходных домов использовали и старые подвалы для хранения соли, которые частью были углублены, а на их месте появились уже двухуровневые подземные помещения.
Предназначались они для устройства опять же складов, к которым были проведены широкие подземные проезды, способные вместить не только гужевой транспорт, но и появившиеся уже тогда автомобили.
В подвалах оборудовали вентиляционную систему, а для экономии электричества на освещение использовали установленные вдоль фасадов зданий световые окна, сложенные из стеклянных блоков.
Первую очередь комплекса сдали в 1912-м году, а полностью завершили строительство в 1915-м. Меж домами появились удобные проезды, а в зданиях вдоль Солянки спроектировали еще и дворы-колодцы (стр.1 и стр.2).
Фасады оформили в неоклассической стилистике, применив и классические ордерные архитектурные формы.
На аттике стоящего в глубине квартала здания (стр.10) разместили декоративную лепнину в виде летящих навстречу друг другу образов Слав с веночками в руках. Это и дало неформальное название комплексу – «дом под ангелами». Правда, москвичи называли его и «Серым домом на Солянке» и просто «Соляным домом».
На первом уровне изначально были предусмотрены магазины с огромными, во всю стену, витринными окнами. На остальных этажах размещались доходные квартиры.
После прихода к власти большевиков дома оставались жилыми.
Интересно было узнать, что во время строительства, в 1913-м году, в одном из дворов откопали настоящий клад времен Иоанна Грозного, царя Федора Иоанновича и Бориса Годунова (конец XVI – начало XVII веков). В глиняном горшочке находились серебряные монеты общим весом 13 фунтов 81 золотник (5,66 кг.), что составляло примерно 9000 копеек в ту давнюю эпоху (при Грозном за 100 копеек можно было купить лошадь или корову, за 7 – топор, пуд ржи – за 5). Клад осмотрела и описала Археологическая комиссия Москвы, после чего его вернули хозяевам участка. О его дальнейшей судьбе не известно.
Виды «Серого дома на Солянке» можно увидеть в нескольких художественных кинолентах. Здесь снимали сцену с пулеметом в картине «Брат», а подвалы стали декорацией к фильму «Через тернии к звёздам».
Сегодня бывшие доходные дома №1/2 на Солянке являются «объектами культурного наследия».
Соляные дома в Москве на Солянке. Как выглядят их знаменитые подвалы, сколько стоят квартиры, и почему там плохо жить
Если вы думаете, что старые здания и памятники архитектуры сносят только в современной Москве, то глубоко ошибаетесь. К сожалению, в отличие от Санкт-Петербурга, над облик нашей столицы постоянно менялся. В частности, в XVI - XVII веках на углу улиц Солянка и Иконного переулка (сейчас улица Забелина) выстроили Соляной рыбный двор. Это было одно из крупнейших каменных зданий Москвы. Кроме соли, там хранили соленую рыбу и поташ (вид соли). Во внутреннем дворе были лавки, где торговали всеми этими важными и нужными продуктами. К сожалению, я не нашел в сети ни одного фото этого ценнейшего строения. В 1912 году его сломали.
Соляной дом на солянке Соляной дом на солянкеНа месте уничтоженного памятника архитектуры по заказу Московского купеческого общества было выстроено два доходных дома. Архитекторами были И.А. Герман, А.Е. Сергеев и В.В. Шервуд. Доходными дома были недолго. После революции строения передали Наркомпути. А еще там жили сотрудники НКВД, врачи, и люди творчества. Тем не менее, до войны все квартиры были коммунальными, правда, некоторые семьи занимали по несколько комнат. Потом уже, конечно, нет. Кто-то погиб, кто-то уехал, дом перестал быть министерским, появились отдельные квартиры.
В советское время в доме были кондитерская, кулинария, молочный, хлебный, мясной магазин и даже книжный. Наступила перестройка. В здании началась реконструкция, и некоторых жильцов отправили в другие районы Москвы, в том числе, Ховрино и Химки. Впрочем, кому-то повезло: им дали отдельные квартиры. Для этого, правда, пришлось обойти множество инстанций.
Вот что рассказывают жители дома: " Глаз и душа радовались всему, маленькая столовая с окнами примыкала к кухне, на самой кухне была комната/холодильник. Лестница для слуг (черный ход) вела во двор и на крышу. Квартиры в то время оборудовались двумя санузлами. Высоченные потолки, и красивые по форме окна - круглые, арочные, высокие узкие, широкие. А лестница! Поднимаешься по ней и чувствуешь себя принцессой ".
С другой стороны, не факт, что жить в домах на Солянке так уж прекрасно. Дело в том, что еще под старым соляным домом находились соляные подвалы . Одновременно со строительством новых домов их переоборудовали под товарные склады. В советское время они использовались, как гараж МВД, во время войны - как бомбоубежище, а после развала СССР часть помещений сдавали в аренду. Говорят, что сейчас доступ в подвалы закрыт. Во всяком случае, я не пытался туда пробраться. Поэтому, выложу фотографию из интернета. Кстати говоря, рекомендую вам посмотреть репортаж автора (ссылка на его сайт под снимком), там множество других любопытнейших фото этих таинственных подвалов.
Так вот. Рассказывают, что подвалы полузатоплены, там очень сыро, обильно плодятся комары и крысы, которые проникают в квартиры и не дают покоя жителям. В домах на Солянке действительно плохо жить : жителей, по их словам, одолевают крысы, комаров из подвала не берет фумитокс, трубы прогнили. Сантехники предупреждают жильцов, чтобы не пользовались тиретом: разъест трубы. Как видите, кто-то считает, что дома прекрасные. А кто-то - что опасные. Некоторые жалуются, что на пешеходной улице Забелина вечером собираются пьяные люди и ведут себя громко и развязано.
Итак, я не ходил в подвалы, так как не очень люблю комаров и крыс. Мне было бы намного интереснее пройти во внутренний двор-колодец и сфотографировать места, где снимали знаменитую сцену из "Брата-2", когда Данила с братом расстреливают из пулемета гнавшихся за ними бандитов. Еще в 2000-е вход во двор был свободным, но увы. мне не удалось попасть внутрь, хотя я дежурил у обоих ворот. А ведь я всего лишь тихо сделал бы пару снимков легендарного двора, и ушел.
1, 2 и 4 фото в статье - мои 1, 2 и 4 фото в статье - моиКадр из фильма Брат-2.
Как бы там ни было, дома элитные и квартиры в них стоят дорого. Самая дешевая квартирка продается за 39 миллионов (трешка 98 метров). Но это, скорее, исключение. Четырехкомнатная квартира 136 квадратных метров стоит 140 миллионов. Это, конечно, бывшая коммуналка. Ниже фотография из открытых источников (с сайта ЦИАН). Первое, что бросается в глаза - высоченные потолки. Заявлено 3,6 метра, думаю, так и есть. Квартира 183 метра стоит уже 79 миллионов рублей.
Помимо того, что дома исторические, я бы еще добавил к "плюсам" этих вариантов закрытый двор, относительно тихое место в центре (улица Забелина пешеходная), совсем близко метро "Китай-Город". Также, в доме есть заведение общественного питания "Грабли", и рядом несколько продуктовых магазинов, правда, недешевых.
Ну что же, я описал как плюсы, так и минусы этих домов на Солянке, а уж покупать там квартиру или нет, это каждый должен сам для себя решить. Во всяком случае, если нет денег на квартиру, можно хотя бы прогуляться и полюбоваться на них.
Спасибо, что дочитали до конца! Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал . Буду благодарен за репост в социальной сети!
Залы галереи
Экспозиционное пространство галереи делится на три больших зала. Первый зал называется «Шоколад», он состоит из трех сегментов, расположенных на третьем этаже здания. Это пространство считается ключевым в галерее «На Солянке», именно здесь проходят самые популярные выставки, театральные постановки, творческие встречи.
На втором этаже находится зал «Перец». Это относительно небольшое помещение с абсолютно черными стенами. В зале «Перец» проводятся кинопоказы с последующим обсуждением увиденных фильмов. Кроме того, пространство используется под проведение перформансов и видео-инсталляций.
Зал «Соль» считается одной из самых мистических выставочных площадок Москвы. Пространство расположено в подземелье, в котором во времена Ивана Грозного хранили соль. Невысокие арочные своды, старинная кирпичная кладка, торчащие из стен трубы создают готическую и таинственную атмосферу. В зале «Соль» проходят выставки лучших авангардистов Москвы, необычные перформансы и театрализованные представления.
Школа перформанса
В 2012 г. открылось образовательное подразделение галереи «На Солянке» - Школа перформанса. Студенты учатся перформансу, видео-арту, изучают современное искусство. Занятия проводят ведущие художники, историки искусства, известные критики. Студенты и педагоги участвуют в организации фестиваля PYRFYR, выступают на самых разных площадках столицы.
В Школе перформанса в разное время выступали звезды современного арта М. Адамович, Ф. Алюс, Л. Морозова, Н. Васшелари и многие другие.
Занятия проходят в здании галереи. Студентам предоставляются большие возможности для использования полученных знаний и умений на практике: в Школе царит полная свобода самовыражения.
В программу обучения входят занятия с мастером курса, лекции приглашенных профессоров, практические занятия по перформансу, физическая подготовка, теоретические занятия по истории и философии современного искусства. По завершении учебы выпускники получают специальные сертификаты.
Интересные факты о деятельности Опекунского совета
Опекунский совет, как таковой, выполнял функции административного управления Императорского Воспитательного дома, а также его кредитных учреждений и многих благотворительных заведений, среди которых были сиротские приюты, лазареты, средне-специальные учебные школы, больницы и богадельни.
Для пополнения бюджета Совету было позволено заниматься различными ссудно-залоговыми операциями, заниматься продажей товаров фарфорового, фаянсового, стекольного, кожевенного производства и даже печатать для реализации игральные карты.
Стоит отметить, что после отмены в России крепостного права, которое случилось в 1861 году, именно сюда приходили разорившиеся дворяне и закладывали свои бывшие имения.
Был здесь даже Александр Сергеевич Пушкин, который для поддержания благосостояния своей семьи был вынужден заложить имение в Нижегородской губернии.
В период с 1842 по 1894 годы в здании Опекунского совета работала «Первая Московская сберегательная касса».
Учреждение упразднили в августе 1917 году, еще до прихода к власти большевиков. Все функции передали в ведение Министерства государственного призрения.
Начиная с 1944 года и до настоящего времени здание по адресу Солянка, 14 А принадлежит Академии медицинских наук.
moscow_walks
Хоть сегодня с погодой и не повезло, холодно, мелкий, промозглый дождь, ветер, но все равно с удовольствием прогулялись от м. "Китай город" по Солянке и Хитровке. Спасибо Алексею Дедушкину a_dedushkin за проведенную экскурсию по старым дворикам Солянки и Хитровки. На экскурсии был с детьми из класса дочери, многие слушали не особо внимательно, но в памяти, надеюсь, что нибудь отложится. Про Хитровку и окресности написано уже много, поэтому даю только фотоотчет с экскурсии с короткими пояснениями.
Церковь Всех Святых на Кулишках — православный храм Покровского благочиния Московской епархии. Подворье Александрийской Православной Церкви. Строительство - 1687—1689 годы.
Соляной рыбный двор — древнее торговое сооружение Белого города Москвы (Ивановской горки). Одно из крупнейших каменных зданий Москвы XVI—XVII веков. Соляной рыбный двор был разобран в связи со строительством ныне существующего доходного дома, занявшего всю его обширную территорию.
«В память о жертвах трагедии в Беслане» Автор :( Зураб Церетели. 2010 год.
Сохранившиеся с 19 века зимние холодильники на окнах.
Доходный дом на Хитровской площади.
Если найдется хозяин, то очки висят на воротах огороженного котлована.
Хитровский дворик. Два окна принадлежали семье актера, заслуженного артиста РСФСР (1974) Савелия Викторовича Крамарова.
Вскрытая реставраторами кирпичная кладка.
Интересная сетка на форточке.
Вскрытая реставраторами кирпичная кладка.
Вскрытая реставраторами кирпичная кладка.
Городская усадьба 19 века. Хорошо сохранился один из флигелей. Господский дом подготовлен к реставрации.
Уже отреставрированная усадьба. Теперь, увы, за забором. Частная собственность.
Дом 4 по Хитровскому переулку 1957 года постройки. В рамках кампании по борьбе с архитектурными излишествами здание достроено в более дешёвом исполнении. Помпезные первые этажи заканчиваются банальной, советской кирпичной кладкой.
Двор в Хитровском переулке. Во дворе располагалась пожарная часть (в доме справа) и полицейский участок (в доме слева).
Подворотня "дома пожарных".
Еще раз огромное спасибо Алексею Дедушкину a_dedushkin за проведенную экскурсию
История Солянки
Своё необычное название Солянка получила в 18 веке по Соляному рыбному двору, который находился в начале улицы (на месте доходных домов Московского купеческого общества) в 16-20 веках. Соляной рыбный двор служил для хранения и торговли солью, а также солёной рыбой. Он представлял собой ряды амбаров, построенных вокруг внутреннего двора; во двор вели въездные ворота с башней.
Рязанская дорога (по ней также можно было попасть в расположенную по пути Коломну) была известна ещё с 14 века, но её окрестности в то время ещё не были толком освоены. В 15-16 веках местность к югу от дороги стала называться Васильевским лугом (по принадлежности Василию III, отцу Ивана Грозного), к северу - Ивановской горкой (по Иоанно-Предтечеснкому монастырю). Горку и луг прорезала речка Рачка: местность была довольно живописной, поэтому в 15 веке на Ивановской горке появился летний княжеский дворец с княжескими садами на склонах. Позже московские правители перестали пользоваться этой резиденцией, а в 18 веке по проекту архитектора Дмитрия Ухтомского Рачку убрали в трубу, и окрестности стали застраиваться активнее. Солянка стала популярна у высшей знати: здесь появились городские усадьбы Нарышкиных, Волконских, Бутурлиных и других знатных фамилий.
В 1712 году на Васильевский луг переехал Гранатный двор - мастерская артиллерийских снарядов, ранее находившаяся в Гранатном переулке, а в 1760-х он стал площадкой для строительства Воспитательного дома - благотворительного учебно-воспитательного учреждения для сирот, подкидышей и беспризорников. Проект был невероятно масштабным для той поры: первая очередь Воспитательного дома (два корпуса) была построена в 1765-1772 годах по проекту архитектора Карла Бланка, в 19 веке его неоднократно расширяли по проектам архитекторов Джованни и Доменико Жилярди, Афанасия Григорьева и Михаила Быковского, а достроили и вовсе в советские годы. Вдоль Солянки вытянулось здание Опекунского совета Воспитательного дома.
До второй половины 18 века Солянка упиралась в каменные Яузские ворота Белого города, после которых её продолжала Яузская улица; в своих современных границах они устоялись к концу 19 века.
На рубеже 19-20 веков Соляной двор потерял свою актуальность, и в 1913 году обветшавшие амбары разобрали, а на их месте был построен квартал доходных домов Московского купеческого общества - эти здания остались крупнейшими на улице вплоть до наших дней.
Советский период практически не принёс Солянке архитектурных потерь: доходные дома переделали под коммунальные квартиры, и она стала заселяться простыми советскими гражданами, хотя в целом район оставался довольно престижным. В 1980-х годах на ней было построено административное здание, но оно разместилось чуть глубже красной линии и не испортило облик улицы.
Современная Солянка - одна из популярнейших улочек в центре Москвы, где часто можно увидеть туристов и экскурсии, художников и фотографов. Располагает она и к обычной прогулке - несмотря на довольно оживлённый автомобильный трафик, гулять по ней интересно и приятно.
Улица Солянка находится в Таганском и Басманном районах Москвы. Добраться до неё можно пешком от станции метро "Китай-город" Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.
Солянка
Солянка - одна из самых известных и красивых исторических улочек Москвы, образовавшаяся на маршруте древней дороги на Рязань. Длина улицы составляет 534 метра, она проходит от Солянского проезда и улицы Забелина до площади Яузские Ворота.
Архитектурный ансамбль Солянки может похвастаться качественной исторической застройкой преимущественно 19 века, практически без более поздних вкраплений. Архитектурными доминантами улицы являются доходные дома Московского купеческого общества и храм Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках (что на Стрелке); кроме них внимание привлекают доходный дом Расторгуевых ("Дом с атлантами"), городская усадьба Боковых, а также здание Опекунского совета. Застройка улицы имеет большую историческую значимость: некоторые кварталы по её нечётной стороны включены в состав достопримечательного места "Ивановская горка - Кулишки - Хитровка".
Помимо архитектурной и исторической ценности, Солянка привлекает качественным благоустройством: её широкие тротуары вымощены крупной гранитной плиткой и располагают к прогулкам, а вдоль них установлены высокие фонари в ретро-стиле. На стрелке Солянки и Подколокольного переулка можно обнаружить памятник в память о жертвах трагедии в Беслане работы Зураба Церетели.
Улица Солянка
Формировалась улица Солянка в начале древней дороги, которая вела из Кремля в Рязань. Долгое время улица носила название Яузской, так как по ней можно было пройти к мосту через речку Яузу. И только в XVIII столетии она стала именоваться Солянкой в честь соляного двора, помещения которого располагались там, где потом было возведено несколько доходных домов, а сейчас стоит первый дом этой улицы. В петровские времена самые богатые аристократы, такие как Нарышкины и Волконские, возводили там настоящие замки.
В средние века, вплоть до 1733 года, солью могло торговать только государство, она была большой ценностью. Из-за ее недостатка даже случались соляные бунты. Производители соли по закону были обязаны везти ее в амбары для соли и сдавать по существующим расценкам. Там соль выдавалась торговцам, которые были обязаны торговать ею по фиксированным властями ценам. Площади были довольно большие, в них могли легко проехать друг мимо друга две груженые подводы. Соляные амбары продолжали работать до 1733 года, когда рынок соли перестал быть государственной монополией.
В 1756 году архитектор Ухтомский подготовил проект перестройки Соляного двора, но была ли она проведена в то время – доподлинно неизвестно. В 1826 году архитекторы Григорьев и Жилярди возвели на Солянке здание Опекунского совета с богато оформленным фасадом. Это сооружение стало украшением всей улицы и охраняемым памятником архитектуры. В наши дни в нем работает Академия медицинских наук.
В самом конце XVIII столетия были снесены Яузские ворота, на которые выходила улица Солянка, соединившаяся таким образом с Яузской улицей. В XIX столетии Соляной двор был ликвидирован, а его территорию стали использовать для своих нужд купечество Москвы.
С 1912 года купеческая компания столицы купила строение, которое имело тогда вид четырехугольника с узкой пристройкой. Был объявлен конкурс оптимальный проект, который выиграли Герман, Сергеев и Шервуд. Они воплотили в своей работе все требования, которые выдвигали застройщики. Их строение получилось замысловатой формы, развернутое как вглубь, так и вверх.
Декор реконструированного дома был довольно богат: с лепниной, дворами-колодцами, роскошными апартаментами, лестницами с установленными там ультрасовременными, по тем временам, ватерклозетами.
Около ста лет назад эти строения перешли к Варваринскому товариществу домовладельцев, развернувшим строительство жилых домов, которые стоят на улице Солянке до сих пор.
Улица Солянка - происхождение названия
Свое необычное и довольно странное название улица получила от располагавшегося здесь Соляного двора.
Дело в том, что вплоть до конца 18 века соль была товаром стратегическим (вспомните печально известные соляные бунты, возникавшие из-за ее нехватки). Поэтому торговля солью была государственной монополией.
Добытчики свозили всю полученную соль на Соляной двор, откуда торговцы получали ее по строго регламентированным государством ценам.
Улица Солянка в Москве
В самом центре столицы расположена одна из древнейших и известнейших старомосковских улиц с необычным названием Солянка.
Улица берет свое начало от Солянского проезда в районе Китай-города неподалеку от Кремля и тянется до площади Яузских ворот.
Государственная галерея на Солянке
Стоимость: обычный — 200 руб. льготный — 100 руб., студенты художественных вузов — бесплатно.
Адрес:Галерея на Солянке - Москва, ул. Солянка 1/2, стр. 2
Станция метро:Галерея «На Солянке» в Москве – культурно-выставочное пространство с ориентиром на современное искусство, видеоарт, кино, анимацию, авангардную скульптуру и живопись, перформансы и андеграунд. Галерея не ставит перед художниками определенных задач: авторы получают полную творческую свободу в оформлении своих экспозиций. В галерее «На Солянке» регулярно выставляются работы знаменитых художников С. Ландау, В. Муниса, Ю. Норштейна, Б. Плимптона и многих других.
Как понятно из названия, галерея расположена на улице Солянке в самом центре столицы. До Московского Кремля от галереи – пять минут пешком. Улица Солянка – уголок старой Москвы, чудом избежавший разрушительного воздействия 20-го столетия. Сам топоним тянется корнями в глубокую древность: при Иване Грозном здесь располагался Соляной двор, снабжавший солью центр Москвы. Посещающие галерею вдоволь насладятся удивительной красотой и атмосферой средневековой улочки, на которой сохранилось несколько древних храмов.
Галерея «На Солянке» находится в здании начала XX в. Архитектору В. Шервуду пришлось решать сложную задачу: участок под застройку имел необычную форму. Шервуд вышел из положения, создав в центральной части строения небольшое дворовое пространство. Здание в стиле неоклассицизм признано памятником архитектуры.
В 1980-е гг. дом на Солянке облюбовали любители современного искусства. Например, в одном из помещений располагалась мастерская известного художника-авангардиста Г. Виноградова. В 1989 г. было принято решение о создании Государственной галереи. «На Солянке» проходили выставки апологетов наивного искусства, ведущих художников-примитивистов позднего СССР.
Новый этап в жизни галереи начался в 2002 г., когда учреждение возглавил Б. Павлов – искусствовед, специализирующийся на истории кино. Павлов призвал крупнейших отечественных аниматоров выставляться «На Солянке». Крупными событиями в культурной жизни столицы стали выставки, посвященные мультфильмам «Ну, погоди!» и «Винни-Пух».
Анимация была не единственным направлением, активно развиваемым галереей. В галерее «На Солянке» проходили выставки фотографии, эротической графики, живописи. Галерея принимала участие во всех фестивалях Московского дома фотографии, возглавляемого О. Свибловой.
Галерее за относительно короткий срок удалось стать авторитетным в Европе выставочным пространством, сориентированным на авангард.
Борис Павлов скончался в 2009 г., оставив значительный след в истории отечественной и мировой культуры. Новым руководителем галереи стал сын Павлова, художник Ф. Павлов-Андреевич. «На Солянке» стали проходить перформансы, кинопоказы, выставки кинетической скульптуры, видео-инсталляции. Павлов-Андреевич привлек к сотрудничеству с галереей крупнейших российских и мировых художников.
Галерея «На Солянке» - единственный в Москве музей, работающий до полуночи. Учреждение проводит фестиваль PYRFYR, ставший ориентиром для художников, увлекающихся перформансом.
Здание Опекунского совета на Солянке, 14 А
Здание Опекунского совета расположено по улице Солянка, 14 А. Построили его в период с 1823 по 1826 годы по проекту архитекторов Доменико Жилярди и Афанасия Григорьевича Григорьева на территории, принадлежавшей Воспитательному дому.
Архитектурный ансамбль, возведенный в стиле ампир, изначально включал в себя главный корпус с устроенной в центральной части ионической колоннадой, два боковых флигеля и дворовые хозяйственные постройки, в том числе и каретный двор.
Фото 1. Здание Опекунского совета на старинном рисунке
Центральный корпус, отведенный под размещение контор и приемных, представляет собой кубический объем, верх которого завершает установленный на внушительных размеров барабан купол. По периметру барабана вырезаны полукруглые оконные проемы.
Восьмиколонный портик с треугольным фронтоном увенчан фризом, выполненным скульптором Иваном Петровичем Витали. Колоннада приподнята на довольно высокий подиум, который будто прорезают входные арки. В центральную часть здания можно попасть по широкой лестнице.
Фото 2. Так выглядит сегодня здание по улице Солянка, 14 А в Москве
Строение было реконструировано в 1847 году архитектором Михаилом Дормидонтовичем Быковским. Изменения коснулись, по большей части, декора и планировки внутренних помещений, а вот центральная часть здания на Солянки, 14 А и центральные же залы остались прежними. Также была проведена работа по объединению в единое целое всех зданий комплекса.
Отделка внутренних помещений отражала основную направленность деятельности Опекунского совета - попечение о незаконнорожденных малых детях и сиротах. Скульптурные композиции выполнили всё тот же И.П. Витали и Сантин Петрович Кампиони, а настенная роспись, включая и покрытый гризайлью высокий свод торжественного парадного зала, исполнил художник П. Руджио.
Боковые флигели, стоявшие отдельно от главного здания и соединенные с ним каменной оградой, предназначались для проживания сотрудников этого учреждения.
Два пилона въездных ворот, которые возвели в 1812 году, украшают две аллегорические скульптурные композиции «Милосердие» и «Воспитание», выполненные из белого камня. Проходящая здесь дорога вела к главному зданию Воспитательного дома и была обсажена липами.
История Солянки
Свою историю улица Солянка начала как дорога, ведущая на Владимир, Суздаль и Рязань.
В 17 веке улица начала постепенно застраиваться жилыми домами.
В 18 веке, во время правления Екатерины, на территории Солянки был возведен Воспитательный дом для сирот и детей, оставленных родителями на паперти церквей.
Со временем Солянка превратилась в своеобразный благотворительный центр столицы.
Именно здесь был построен знаменитый Опекунский совет, ведавший не только делами Воспитательного дома, но и приютами, больницами, различными учебными заведениями. Имел он право производить и залоговые операции.
В Опекунском совете великий Александр Сергеевич Пушкин заложил свое имение, чтобы получить деньги для женитьбы. Здесь же собирался заложить мертвые души гоголевский Чичиков.
С 18 века на Солянке начинает селиться высшая московская знать, строятся особняки родов Нарышкиных, Волконских и Бутурлиных.
После 1917 года обширные владения стали густо заселяться представителями среднего класса тех времен. Для этих целей строения были переоборудованы под коммунальные квартиры.
Однако, этот район Москвы продолжал оставаться очень престижным для проживания, и поэтому здесь квартировали семьи государственных служащих, юристов и литераторов.
В 1944 году на улице Солянка, в здании бывшего Опекунского совета, была размещена Академия медицинских наук.
Солянка, 1/2с1 – Доходные дома московского Купеческого общества
Комплекс доходных домов по улице Солянка, 1/2 (стр. 1, 2 и 10) был построен в два этапа и был полностью сдан в 1915 году. Заказчиком выступило Купеческое общество города Москвы. Архитектурный проект создала группа российских зодчих, в которую входили Владимир Владимирович Шервуд, Иван Андреевич Герман и Алексей Ефремович Сергеев.
Здания возвели на территории бывшего Соляного двора, который был устроен на этом месте еще в XVII столетии.
Строения двора были собраны в замкнутое каре, а по периметру территории возвышалась ограда из камня. Попасть сюда можно было только через парадные въездные врата со створами в виде башен. Соль хранилась в огромных подвальных помещениях, которые располагались под всем Соляным двором.
Читайте также: