Интересные места на канале грибоедова
Набережная канала Грибоедова ведет свою историю с начала XVIII столетия, когда участки по берегам реки Кривуши стали выдавать служащим морского ведомства. Застраивая эти участки, владельцы должны были отделывать деревом и берега. В 1739 исток Кривуши соединили с Мойкой, потом соорудили набережные из гранита. Набережную от Мойки до Фонтанки разделили на шесть участков. К концу XVIII столетия набережную называли Казанской по правому берегу и Екатерининской – по левому. Затем «Екатерининская» вытеснила название «Казанская».
С 1923 года набережная получила имя «писателя Грибоедова», а с 1929 – просто Грибоедова. Бытует легенда, что якобы канал получил новое имя в честь инженера Константина Грибоедова, занимавшегося его благоустройством. Но топонимика эту легенду отметает, ведь писатель Александр Сергеевич Грибоедов жил в доме №104 на этой набережной.
Казанский собор, храм Спаса на Крови, Дом музыки, Филармония – все на набережной. А еще, несмотря на множество достопримечательностей, это одно из тихих мест в центре Петербурга.
Улица эта была крайне популярна у русских писателей. Именно на набережной канала Грибоедова произошло самое известное литературное убийство – старухи-процентщицы Раскольниковым. Здесь же, на набережной обитала дочь спившегося титулярного советника Соня Мармеладова. А в доме №9 жили 56 писательских семей – именно столько квартир в надстроенном в 1935 году доме передали Ленинградскому отделению Всероссийского союза писателей. Всеволод Рождественский, Анна Ахматова, Михаил Зощенко, Даниил Хармс, Юрий Герман и другие писатели и поэты въехали в девятый дом на набережной. Теперь в нем живут их потомки.
Канал Грибоедова
Исторически, канал Грибоедова берет свое начало с ранее протекавшей здесь речки, названной за свою извилистость Кривушей. Она брала свое начало из болота в районе современной площади Искусств.
Первая переправа была построена во второй половине 1710-х годов, когда в створе Большой першпективы (Невского проспекта) возводились мосты через все водные преграды.
С 1737 года служащим морского ведомства стали выдавать участки. Это положило начало застройки территории вдоль Кривуши. Застройку начинали с правого берега, обязав хозяев обустраивать берега и отделывать их деревом.
В том же году, комиссией о Санкт-Петербургском строении было принято решение о соединении Кривуши и Мойки.
Одни из первых, на правом берегу, были построены дома №№ 3, 5, 7 и 9. Эти дома принадлежали конюшенному ведомству. Первые этажи зданий занимали каретные сараи, вторые и третьи – квартиры для служащих. В те же годы, напротив участка купцов Денисовых, был построен Малый Саарский мост.
Во время правления императрицы Елизаветы, Кутузовым был предложен проект «О проведении канала для предотвращения жителей столицы гибельных последствий наводнений». Согласно этому проекту была предусмотрена расчистка, увеличение ширины и глубины русла Кривуши, т.е. создание сквозного канала от Мойки до устья Фонтанки. Реку должны были «выпрямить», а берега «заковать» в гранит. Однако этот проект Елизаветой Петровной был отклонен.
Вторая попытка «выровнять» канал была предпринята при правлении Екатерины ІІ. Генерал-фельдцейхмейстер А.Н. Вильбоа подал доклад «Об очищении Глухой речки на пользу и украшение столицы».
Указом от 24 марта 1765 года Екатерина ІІ утвердила руководителями строительства генерал-фельдцейхмейстра А.Н. Вильбоа и князя Г.Г. Орлова.
3 июня 1766 года река Кривуша получила официальное название – Екатерининский канал. Его русло было поделено на пять участков, работа над устройством которых проходила целых 25 лет.
В 1778 году в створе Гороховой улицы был построен Каменный мост. А с 1783 по 1785 года были возведены мосты Мало-Калинкин, Пикалов и Аларчин.
К 1790 году берега канала облицевали тесаным камнем и установили чугунные заграждения. В некоторых местах были сделаны специальные открывающиеся части для обслуживания барж и сброса снега зимой. В этом же году, напротив Кокушкина переулка, был построен Кокушкин мост.
Благодаря широкому каналу, заболоченные земли постепенно осушались и заселелялись. Район перестали одолевать наводнения. Сам канал использовался как источник чистой воды и пожарный водоем.
Со временем, в канал стали направлять стоки канализационных вод, что привело к его загрязнению.
Символы канала, Львиный и Банковский мосты, были построены в 1820-х годах. В те же года, на месте слияния Мойки и Екатерининского канала был возведен Театральный, а позднее Ново-Никольский мосты.
И все же Екатерининский канал страдал от наводнений. Так же его воды постоянно загрязнялись стоками. В следствии чего канал не однократно хотели засыпать, а на его месте обустроить проспект с двумя железно-конными путями и бульваром для прогулки горожан.
Предложенный проект засыпки канала в целом был одобрен императором Александром ІІ, но отправлен на рассмотрение компетентной комиссии. После длительного анализа, а это почти три года, комиссия отклонила проект.
На набережной канала, 1 марта 1881 года, было совершено покушение на Александра ІІ. Первая бомба цели не достигла, была лишь повреждена карета. Но вторая бомба унесла жизнь императора.
На этом месте, в 1883-1907 годах был выстроен собор Воскресения Христова (Спаса-на-крови).
В 1896 году был построен Итальянский мост. Он расположился на месте лодочной переправы в створе Итальянской улицы.
Повторно ликвидировать Екатерининский канал хотели в 1904 году, однако городская Дума ответила однозначным отказом.
В 1906-1907 годах были построены Коломенский и Ново-Конюшенный мосты.
Общее количество мостов, перекинувшихся через канал – 21, каждый из которых имеет свою уникальную историю создания.
В октябре 1923 года Екатерининский канал был переименован в канал Грибоедова. В точности не известно в честь кого именно был назван канал: в честь инженера, который принимал участие в его строительстве или революционера. Большинство историков сходятся на том, что канал был назван в честь известного писателя Александра Сергеевича Грибоедова.
Рестораны и кафе
После прогулки вам наверняка захочется перекусить. На набережной Грибоедова найдутся разнообразные заведения. В популярном ресторане «ЧаЧа» (д. № 8 недалеко от Невского) вам предложат блюда грузинской кухни. В современном ресторане «Ревень» (на пересечении с Мучным переулком) можно не только поужинать, но и заказать банкет. «Евразия» (д. № 22) — приятное сетевое заведение, где подают японские блюда. «Чарли» (метро «Садовая») — ресторан со стильным интерьером арт-деко. «Италика» (метро «Невский проспект») для ценителей средиземноморской кухни.
Выпить кофе с чудесной выпечкой или десертом можно в кафе, кондитерских и пекарнях. Например, популярны у туристов и местных жителей «Буше» (д. № 18), «Пироговый дворик» (д. № 22), круглосуточная «Шоколадница» (д. № 18). Плотно и довольно бюджетно пообедать предложит «Столовая № 1» (д. № 14) или кафе «Пышечка» (д. № 56).
Мосты канала Грибоедова
Отдельная туристическая история — мосты через канал Грибоедова. Все они разные, все имеют свои архитектурные особенности и исторический подтекст. Наиболее интересные из них:
- Ново-Конюшенный мост связан с мистической городской легендой: в марте здесь якобы можно увидеть призрак Софьи Перовской, женщины, которую казнили за участие в покушении на императора Александра II.
- Итальянский — изящный пешеходный мостик, с которого открывается наиболее полный вид на Храм Спаса-на-Крови. Но строили мост вовсе не для пешеходов, а чтобы замаскировать электрические провода и трубы, перекинутые с одного берега канала на другой. Здесь часто играют уличные музыканты.
- Казанский находится у Невского проспекта, позволяет подойти к Казанскому собору. Это второй по ширине мост Питера, был полностью перестроен в начале XIX в. построили в 1826 г. Название мост получил благодаря Государственному ассигнационному банку, который находился на нечетной стороне набережной. Главное украшение моста и место притяжения туристов — 4 льва с золотыми крыльями.
-
— построен еще в XVIII в. взамен старого деревянного сооружения. Был одним из первых мостов, выполненных полностью из камня. Так и получил свое название.
- Демидов назван по одноименному переулку, предназначен для автомобилей.
- Сенной соединяет Казанский и Спасский острова. Металлическая конструкция реконструирована в 2019 г.
- Кокушкин назван по фамилии купца, дом которого располагался как раз напротив. Мост широкий, с двумя полосами для автотранспорта и аллеей для пешеходов.
- Вознесенский — прославил Ф. М. Достоевский, важные события его романов происходят именно на этом мосту.
- Подьяческий украшен старинными фонарями, представляющими историческую ценность. — цепной мост длиной 27 м с деревянным пешеходным настилом. Украшен белыми скульптурами львов и чугунной решеткой сложного литья. Многие путеводители и гиды отмечают это место как обязательное для посещения туристами. Здесь проводят ритуалы на удачу, а женщины даже гадают на пол будущего ребенка.
- Пикаловский — интересное место, где соединяются канал Грибоедова и Крюкова, называемое «семимостье». Оглядитесь вокруг и вы сможете насчитать сразу 7 мостов.
- Коломенский — построен относительно недавно, в середине XX в. Интересно, что это первый и единственный на территории России цельносварной мост из алюминия.
Дом ордена иезуитов
Напротив писательского дома находится трехэтажное желтое здание с ионической колоннадой (№8). Сейчас оно воспринимается как какое-то административное здание на площади Искусств. Принадлежало оно ордену иезуитов, а строил его в начале XIX столетия по заказу католической церкви архитектор Луиджи Руска – зодчий швейцарского происхождения, проживший в России 35 лет, автор интерьеров Аничкова, Таврического и Зимнего дворцов.
В доме ордена иезуитов размещался благородный пансион, известный как иезуитский коллегиум, где учились Голицыны и Вяземские, Одоевские и Шуваловы, промышленники Строгановы, а также декабристы Александр Барятинский, Владимир Мусин-Пушкин, Петр Свистунов, Иосиф Поджио…
В 1815 году иезуитов изгнали из Петербурга, пансион закрыли, и здание стало Военно-сиротским домом. В середине XIX столетия его занимала Императорская канцелярия. Капитально дом отремонтировали в 1968 году. Сейчас это жилой дом, самая известная жительница которого актриса Анастасия Мельникова. Стать ее соседом можно, купив трехкомнатную квартиру на втором этаже.
Площадь этого жилья – 86,5 кв. м. Высота потолков – 4,8 м, что позволило собственнику обустроить второй ярус; все перепланировки в помещении узаконены. Окна выходят на Итальянскую улицу и на набережную. В квартире остается кухонная мебель, шкафы. За отдельную плату можно стать владельцем уникального рояля. Без музыкального инструмента обойдется эта недвижимость в 35,9 млн рублей.
Дом с буквой «М»: удачно вписан
В ряд доходных домов XIX столетия на набережной Грибоедова затесалась сталинка – дом №57 (Гражданская, 2-4). Построенная в 1952, она удачно вписалась в окружающую старую застройку. На фасаде и решетках подъезда красуется буква «М», как логотип метро – все потому, что на первом этаже дома размещался детский сад Метростроя.
Трехкомнатная квартира размером 83,2 кв. м на третьем этаже этой парадной сталинки обойдется в 22,8 млн рублей. Собственник гордится и указывает в объявлении, что в его жилище имеется балкон, что для домов на Грибоедова редкость. «Чистая парадная с цветами на подоконниках и картинами на стенах. Спокойные и культурные соседи», – отмечает владелец. Из окон открываются виды на канал и Демидов мост, часть окон смотрит во двор. Квартира с качественным ремонтом, мебелью и техникой.
Величественный Санкт-Петербург. Прогулка по набережной канала Грибоедова
В этом рассказе хотелось показать канал Грибоедова, так как прогулка проходила по четной стороне канала, то почти все виды будут показывать нечетную сторону.
Канал Грибоедова (до 1923 г.-Екатерининский) был проложен в конце 1730-х гг. по руслу речки Кривуша. Он начинается из реки Мойка от Театрального моста в районе Марсова поля и имеет длину 5 км. и ширину до 32 м. Через канал перекинут 21 мост.
Вот примерно в этом месте начинается канал Грибоедова. На фото Ново-конюшенный мост и храм «Спаса на крови»
3Храм Воскресения Христова или «Cпаса на крови» был построен на месте убийства Александра второго, и является памятником царя-освободителю. Собор выстроен по типу древних церквей, в московском стиле 17 века, и стилизован под храм Василия Блаженного в Москве. Высота храма 81 м. Собор строился 24 года, он был освящен в 1907 году.
2Вот «открыточный» вид: храм «Спаса на крови» на фоне Итальянского моста. На переднем фоне(справа) особняк Горчакова-Здание товарищества нефтяного производства «Братья Нобель»,1909 года постройки
2Чуть ближе к храму расположен корпус Русского музея (Бенуа), 1919 года постройки
1 1Итальянский мост и вид в сторону Невского проспекта
3Вид нечетной стороны канала Грибоедова от Невского проспекта до Итальянского моста. В центре здание песочного цвета-Дом Первого Общества взаимного кредита,1890 года. Рядом (красноватое здание) дом Имзена-дом Томашевской 1875 года постройки.
2Ну, а на пересечении Невского и канала Грибоедова находится одно из самых красивых зданий города-дом книги-здание было построено по проекту архитектора П.Сюзора в 1904 году для компании «Зингер»
2А впереди уже виднеется Казанский собор и Казанский мост, мост был полностью перестроен в 1806 году, и является вторым по ширине мостом в городе(95 м.)
1Вообще канал Грибоедова от Невского всегда очень многолюден, особенно по четной стороне, наверно еще из-за станции метро «Невский проспект».Здесь часто устраивают концерты уличные музыканты, а народу всегда столько, что пешеходы не помещаются на тротуаре, и им приходится зачастую идти по проезжей части, мешая таким образом автотранспорту.
Казанский собор строился с 1801 г. по 1811 г. Он напоминает храм святого Петра в Риме. Главный его фасад обращен к Невскому проспекту и представляет собой грандиозную полукрулую колоннаду с 96 колоннами в коринфском стиле. Казанский собор стал своеобразным памятником Отечественной войны 1812 года. Через год здесь был похоронен М. И. Кутузов. В храме находились ключи от захваченных городов, трофейные французские знамена и штандарты. А в 1837 г. у Казанского собора были торжественно открыты памятники полководцам 1812 г.-фельдмаршалам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли
2Пересекаем Невский проспект, и продолжаем прогулку: через 300 метров можно увидеть Банковский мост с грифонами, на дальнем фоне Казанский собор и храм «cпаса на крови» откуда и начиналась прогулка
1Цепной пешеходный Банковский мост построен в 1826 г. Мост эффектно выделяется на изгибе канала благодаря фантастическим фигурам грифонов с позолоченными крыльями и фонарями над головой, сидящих на массивных педьесталах. Они держат в пасти концы металлических цепей, несущих изящный по рисунку однопролетный пешеходный мост
3Здания от Банковского моста до Казанского собора: жилой дом 1820(1878)года постройки(в центре), доходный дом Риглера-Русское общество «Шубберта и К» год постройки 1837,перестройка 1894.Далее доходный дом Лесниковых,1830
2Вид в противоположную сторону от Банковского моста
2Пройдя метров 150 от грифонов оглянемся назад: дом Русского ощества торговли аптекарскими товарами,1879 год(светло-коричневое здание), следом дом Казанского благотворительного общества,1898 год и дом Владимирского тоже 1898 года постройки
Каменный мост был сооружен в 1776 г. До этого времени мосты строились как правило, деревянными, поэтому этот мост, в отличие от них и был назван каменным. В 1880 году народовольцы заложили под мост динамит, чтобы произвести взрыв при проезде императора Александра Второго. К счастью, это покушение не имело успеха, но от взрыва в каменной кладке моста осталась выбоина. За мостом располагается угловое здание-дом Черткова,1840 года постройки
1Чуть далее от Каменного моста: доходные дома 19 века
1Демидов мост, напротив него жилой дом работников метростроя. Здание можно сказать современное, построено в 1952 году
1Створ ул. Казначейской доходный дом Астафьевой 1847 года(красное здание), напротив доходный дом 1844 года постройки
1В районе Сенного и Кокушкина моста канал делает два виража практически в 90 градусов. Вид от Сенного моста по четной стороне набережной. Здесь слева направо: дом Фалеевых,1833(желтое здание), торговый дом Спехина,1914.Дом Семенова-доходный дом Раменского,1820 года. Далее доходный дом Гарфункель 1844 года постройки и доходный дом 1852 года
2И еще один вид Сенного моста в противоположную сторону, здесь дом Безобразовой, построен в 1850 г. и перестроен в 1905 г.
1Красивое здание-дом Ратькова-Рожнова 1888 года постройки, на дальнем плане Кокушкин мост
1 1Вознесенский мост, на фоне доходного дома 1872 года, левее створ ул. Гражданской
1Чуть дальше от Вознесенского моста. В центре дом Мюссара-доходный дом Китнера 1855 года постройки
2Следом Подьяческий мост, на фоне доходного дома Лихачева 1912 года
2В районе Львиного пешеходного моста канал делает очередной полукруглый вираж. Вообще канал Грибоедова напоминает на карте трассу формулы 1.Такие же длинные прямые линии и многочисленные повороты. Львиный цепной пешеходный мост, с четырьмя чугунными львами построен в 1826 г.
1Львы, установленные попарно, держат в пастях стальные тросы, поддерживающие висячий мост
2Здание училища торгового мореплавания,1830-х гг.
Чуть далее доходный дом Варгина 1877 года(справа) и дом Поульсен-доходный дом Харламова,1904 г.
1Харламов мост и дом Фохтса-дом Богомольцев,1861 г.
1Через примерно 500 метров через еще пару виражей, справа, по нечетной стороне располагается Николо-Богоявленский морской собор, построен в 1762 г. и Никольская площадь
2Перекресток каналов: Вдаль уходит Крюков канал. Канал был прорыт в 1719—1720 гг. от Невы до Мойки. В 1782 г. канал был продолжен до реки Фонтанка. Общая длина канала около 1 км. Через канал перекинуто 6 мостов. Справа Красногвардейский мост, по центру колокольня Николо-Богоявленского собора и сам собор
1Трехпролетный Пикалов мост проложен через канал Грибоедова, на правом берегу Крюкова канала, построен в 1785 и не раз реконструировался
Вид с Пикалова моста: на дальнем фоне Свято-Исидоровская церковь, освящена в 1908 г.и Могилевский мост. Справа казармы Морского Гвардейского экипажа,1875 г.
На этом прогулка заканчивается, а канал Грибоедова еще тянется на 1 км, и соединяется с р. Фонтанкой. Гранитные набережные канала с его многочисленными поворотами, живописными берегами, окружающими зданиями, мостами с ажурными решетками, являются одним из красивейших мест Петербурга…
Как добраться
Поскольку протяженность набережной Грибоедова 5 км, то наиболее удобный вид транспорта придется выбирать в зависимости от того, куда именно вы хотите добраться.
Метро
Станция метро «Невский проспект» находится на пересечении Набережной Грибоедова и центральной улицы города. Станция «Садовая» и «Сенная» — ближе к Сенной площади.
Панорама Набережной канала Грибоедова на Google-карте
Наземный транспорт
По центральной улице города ходят автобусы и троллейбусы. Ближайшая к набережной Грибоедова остановка называется «Станция метро Невский проспект». Сюда приходят автобусы № 3, 7, 22, 24, 27, 191 и троллейбусы № 1, 5, 7, 10, 11, 22.
Если вы едете по ул. Садовой, выходите на остановке «Сенная площадь». Сюда ходят маршрутки К-195 и К-7. По проспекту Римского-Корсакова идет маршрутка К-350 до остановки «Набережная канала Грибоедова».
Узнайте больше из нашей статьи Транспорт Санкт-ПетербургаЕсли общественный транспорт вам не подходит, всегда можно заказать такси, например, через приложения «Яндекс. Такси» или «Uber». Однако учитывайте транспортную загруженность Санкт-Петербурга, чтобы избежать пробок.
Дом кредиторов: выкупили за 65 тысяч
Дом под №33 тоже строил архитектор, имя которого мы уже не узнаем. Перестраивал же в 1897 году Иван Емельянов. Здание в ту пору выкупило Общество вспомоществования бедным прихода Казанского собора за 65 тыс. рублей – сумму по тем временам огромную. В доме жили настоятели и старосты собора. Там же разместилось Первое общество взаимного кредита. В 1920 его переименовали в Ленинградское благотворительное общество по оказанию помощи неимущим.
Четырехкомнатная квартира без ремонта на втором этаже этого дома обойдется в 16 млн рублей. Ее площадь составляет 110 кв. м, все окна выходят в закрытый двор.
История набережной
Река Кривуша (или Глухая) брала начало между современными площадями Искусств и Конюшенной. В 1737 г. участки земли вдоль русла раздали служащим морского ведомства. Так на правом берегу речки появились первые постройки.
Для строительства частично вырубался лес, а часть деревьев, особенно дубы, клены и липы, царским указом нужно было сохранять или пересаживать в сады. Владельцы участков также обязаны были облагородить берег у своего дома, отделать его древесиной.
В 1739 г. исток Кривуши соединили с Мойкой. За следующие пару десятков лет, уже при Екатерине II, канал углубили, укрепили берега и соорудили набережную из гранита. Долгое время канал носил название Екатерининского, в честь императрицы. В XIX в. городские власти неоднократно обсуждали необходимость засыпать канал, чтобы построить на его месте дорогу, но планы так и остались нереализованными.
После Октябрьской революции, в 1923 г. название сменилось. Канал и его набережная получили название в честь дипломата и классика русской литературы А. С. Грибоедова. Видный деятель некогда жил в доме № 104/25 на набережной и даже написал здесь первые сцены «Горе от ума». Есть и альтернативная версия происхождения названия: в честь инженера К. Д. Грибоедова, который в свое время занимался обустройством этого района города.
Набережная канала Грибоедова
Канал Грибоедова в Санкт-Петербурге берет свое начало из реки Мойки у Марсова поля, тянется на юго-запад, пересекая Невский проспект, и заканчивается местом впадения речки в Фонтанку. Роскошная с точки зрения архитектуры и насыщенная историческими знаками набережная — интереснейшая локация для познавательных прогулок.
Длина канала Грибоедова и набережной — 5 км.Ширина канала всего 32 м, прогуливаться можно и по правому, и по левому его берегу. Глубина 3,5 м. На набережной можно насчитать 8 пристаней, куда приходят речные трамвайчики. Это не только удобный способ передвижения без пробок, но и приятная возможность осмотреть набережную и ее достопримечательности с воды. Кроме того, можно заказать экскурсию на катере по каналам города.
Стартовой достопримечательностью «Грибонала» (так в шутку называет набережную канала Грибоедова питерская молодежь) становится Троемостье, где соединяются Мало-Конюшенный мост через Мойку и Театральный мост, перекинутый через Грибоедовский. Всего на канале возведен 21 мост, каждый из которых достоин отдельного внимания путешественника.
Дома на набережной Грибоедова
Почти каждое здание набережной канала Грибоедова — историческое достояние. Многие строения связаны с именами классиков русской литературы, деятелями искусств. Сейчас здесь есть и консульства, и гостиницы, и учебные заведения, и магазины.
Жилые и нежилые дома
По нечетной стороне дом № 1 — Придворное конюшенное ведомство, по четной дом № 2 — Высшая школа народных искусств. Удивительное восьмиугольное здание № 2а, напоминающее шатер, — это часовня-ризница иконы Божьей матери. Здесь располагается Музей камня, хранящий драгоценные экспонаты. Вдоль набережной от Театрального моста до Корпуса Бенуа (Русский музей) раскинулся Михайловский сад. Один из самых благоустроенных парков города является памятником ландшафтной архитектуры XVIII—XIX вв.
Дом № 9 тесно связан с Союзом писателей. С 1935 г. здесь жили более 60 писательских семей. Ценители роскошной архитектуры не смогут пройти мимо № 13 с пышным орнаментом и фигурами атлантов на фасаде. Здесь располагалось финансовое учреждение. Дом Энгельгардта № 16 в XIX в. был центром светской жизни. Здесь давали концерты великие музыканты (И. Штраус, Ф. Лист, М. Глинка и Г. Берлиоз), проходили балы и маскарады. Сегодня здесь находится малый зал филармонии Шостаковича.
Знаменит своей архитектурой и № 21 — «Дом компании Зингер», который стоит на углу Невского и Грибоедова. Построенное в 1906 г. здание в стиле модерн было оснащено диковинными в те времена панорамными окнами и высокой башней с глобусом наверху.
За Казанским мостом набережная застраивалась доходными домами (около 30 зданий), где жили ремесленники и рабочие, снимали комнаты клерки и студенты. Тем не менее все постройки создают единый архитектурный ансамбль и строгую линию набережной. Малый Гостиный двор — это № 26, а № 30, в котором сегодня расположился Университет экономики и финансов, раньше принадлежал Государственному банку.
Классик русской литературы Н. В. Гоголь жил и работал в доме № 69, здесь он создал свои ранние произведения. Дом № 71 — интересное треугольное строение, занимающее целый квартал. А до него на этом месте был трактир, который любили посещать деятели культуры, например, Ф. М. Достоевский и И. С. Тургенев. Общественное собрание занимало здание со шпилем по адресу Грибоедовский, 88.
Дом № 104 не обходят стороной литературные экскурсии. Здесь жил и работал А. С. Грибоедов, а писатель Ф. М. Достоевский именно в этот дом поселил свою старуху-процентщицу, убитую студентом Раскольниковым во всем известном романе. А в доме № 109 в 1820-е проходили собрания литературного кружка «Зеленая миля», где кроме прочих бывал А. С. Пушкин.
Художник И. Репин владел мастерской в мансарде дома № 135. А в № 140 находились миквы (еврейские бассейны для ритуальных омовений), а также столовая. Дом № 174 один из самых старых в центре города. Его построили еще в 1730-х г. Известно, что молодой Пушкин, окончив лицей, жил здесь с 1816 по 1818 гг. Сегодня в здании находится мини-отель.
Храмы
Храм Воскресения Христова, известный также как Спас-на-Крови, — это действующий девятиглавый собор-музей. Заложен на месте, где в 1881 г. был смертельно ранен император Александр II. Уникальная архитектура сочетает так называемые московский и ярославский стили зодчества, характерные для церквей XVI—XVII вв. Во многом своим видом напоминает Храм Василия Блаженного в Москве.
Казанский собор — крупнейший в городе. Представляет собой строение с грандиозной колоннадой (96 колонн) в греко-римском стиле. Обращен к Невскому проспекту. Храм был построен по указу императора Павла I как место для хранения чудотворной иконы Казанской Божьей матери. Освящен в 1812 г., как раз накануне войны. Здесь похоронен величайший полководец М. И. Кутузов.
Еще один храм на набережной Грибоедова — Исидоровская церковь. Построена в начале прошлого века, во времена СССР была закрыта. С 90-х здесь ведутся службы, работает библиотека и воскресная школа.
Николо-Богоявленский морской собор распорядилась построить дочь Петра I — императрица Елизавета Петровна. Все знаковые события в истории российского флота по задумке должны были отмечаться в этом храме. Двухэтажное здание с пятью башнями привлекает внимание небесной голубизной стен и золотом куполов. Морской собор — кафедральный, он продолжал функционировать даже во времена советской власти.
Музеи
На набережной Грибоедова, конечно же, много музеев. Посетите один из них во время прогулки вдоль канала:
-
и Музей советских игровых автоматов. Экспозиции будут интересны и старшему, и младшему поколению.
- Для ценителей русской литературы: Музей-квартира Михаила Зощенко или Иосифа Бродского.
- Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков или просто Музей современного искусства.
- Библиотека-музей «Старая Коломна».
Дом Лесниковых: рядом с Казанским собором
Пятиэтажный дом №23 строил неизвестный архитектор, а перестраивали в 1830 архитекторы Императорской академии художеств Дмитрий Филиппов и Александр Мельников. На первом этаже этого доходного дома Лесниковых размещались два интересных заведения – ресторан Общества поощрения женского профессионального образования и редакция журнала «Наша пища» о питании и домоводстве, редактором которого был почему-то магистр ветеринарных наук.
Капитальный ремонт здания провели 50 лет назад, отремонтировали кровлю и заменили перекрытия на железобетонные. Дом стоит рядом с Казанским собором.
Видовая четырехкомнатная квартира размером 126 кв. м продается сейчас на третьем этаже этого исторического дома. Из окон открываются виды на Казанский собор, канал Грибоедова, Невский проспект, башню базилики и башню городской Думы – с одной стороны, на Воронихинский сквер и Казанскую улицу – с другой. В квартире два входа – с Казанской площади и переулка Сергея Тюленина. Стоимость такого объекта – 26,9 млн рублей.
Как мы познакомились с Санкт-Петербургом. Часть вторая — Русский музей, канал Грибоедова
На второй день пребывания в городе в наших планах было посетить Русский музей — крупнейший музей русского искусства в мире.
Позавтракав в хостеле (на кухне мы обнаружили множество иностранцев, все они были заняты приготовлением завтрака), мы забрали свои вещи, чтобы переселиться в отель «Гаррах» на Гороховой улице. Номера отеля расположены в обычном жилом доме на втором этаже; пройдя через решётчатую дверь в арку, мы попали в закрытый дворик, со всех сторон огороженный домами. Заселившись в номер, мы отправились изучать русское искусство.
Данный музей был первым в России государственным музеем именно русского искусства, а решение о его открытии было принято императором Александром III. «Русский музей императора Александра Третьяго» был торжественно открыт 7 марта 1898 г. В коллекции музея насчитывается около 400 000 экспонатов, а экспозиция охватывает все исторические периоды русского искусства с Х по ХХI век, а также всевозможные виды: древнерусское искусство, живопись, скульптура, рисунок, гравюра, нумизматика, декоративно-прикладное искусство, народное искусство, фотография, и искусство новейших течений. Мы посетили Михайловский дворец и корпус Бенуа, на осмотр экспозиции у нас ушёл практически целый день, и уходить не хотелось:)
Одним из первых экспонатов, который мы увидели, поднявшись по лестнице от главного входа, была копия памятника Н. М. Карамзину скульптора С. И. Гальберга. Нам было особенно приятно её увидеть, потому что в нашем городе Ульяновске стоит оригинал этого памятника, и мы часто гуляем возле него в Карамзинском сквере.
Интерьеры Михайловского Дворца очень красивы, античные статуи, скульптуры и картины гармонично смотрятся на фоне стен, окрашенных в приятные светлые цвета.
В Михайловском Дворце представлены коллекции живописи 18–19 веков, здесь много значительных произведений, знакомых нам ещё со школьных учебников — Васнецов, Суриков, Репин, Перов, Брюллов, Айвазовский… Мы были рады увидеть эти выдающиеся картины вживую.
Рассматривая картины И.Айвазовского, я засмотрелась на картину «Русская эскадра на Севастопольском рейде», вспоминая трагическую историю корабля «Двенадцать апостолов», затопленного на входе в Севастопольскую бухту в 1854 г. (во время Крымской войны 1853—1856 гг.), чтобы корабли турецкого флота не могли заплыть в бухту. У соседней картины стояла экскурсионная группа, слушая рассказ гида. В какой-то момент мне показалось, что уровень воды в море на картине немного ниже, чем мы видели в Севастополе (мы как раз незадолго до этого были в Крыму). Я шёпотом спросила у мужа — «тебе не кажется, что здесь мало воды?», в тот момент рассказ гида у соседней картины как раз прервался, и благодаря музейной акустике она услышала мою фразу, посмотрела удивлёнными глазами и сказала: «в первый раз слышу, что на картинах Айвазовского мало воды!» :)
Очень впечатлила меня своим масштабом картина Ильи Репина «Заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения». Это самая большая картина одного из моих любимых художников. И.Репин работал над ней в течение трёх лет, из-за болезни правой руки художника вместе с ним трудились два его ученика — И.Куликов и Б.Кустодиев, причём Кустодиев писал правую часть картины, Куликов — левую, а Репин писал центральную. Кустодиев в письмах своей невесте Ю.Прошинской писал: «Холст такой громадный, что чувствуешь себя перед ним совсем маленьким. Репин по обыкновению заставил переделывать почти все снова, что было уже нарисовано, и будет ли доволен теперь — не знаю». Репин писал портреты государственных деятелей с натуры, при этом просил их позировать для картины на своём обычном рабочем месте, либо там, куда Репин сам помещал чиновника согласно композиции картины. Всего на картине изображен восемьдесят один член Государственного Совета. Отдельные портреты и этюды также являются частью экспозиции в этом зале музея.
Также интересным показался пейзаж «Лунная ночь на Днепре» А.Куинджи. Картина написана с использованием всего двух цветов — чёрного и фосфорического зелёного. Художник представил эту картину на суд широкой публики в 1880 году в полутёмном зале здания Общества поощрения художников, при этом окна зала были закрыты тёмными шторами, а сама картина освещалась от лампы, специально направленным на неё лучом. Всё это приводило к появлению особого светящегося блеска луны и лунной дорожки на воде. Зрители в зал допускались только по несколько человек, и перед зданием образовалась большая очередь. Некоторые посетители осматривали картину со всех сторон и заглядывали за неё в поисках дополнительного источника света; высказывались гипотезы о необычных красках. Дмитрий Менделеев, увидев эту картину, дал ей интересную характеристику — перед «Днепровской ночью» «забудется мечтатель, у художника невольно явится своя новая мысль об искусстве, поэт заговорит стихами, в мыслителе же родятся новые понятия — всякому она даст своё» . По прошествии времени краски на картине немного поблёкли, но всё равно она смотрится очень оригинально.
Очень понравилась мне чудесная картина И.Репина «Садко», слегка приглушённые цвета создают полную иллюзию погружения в подводный мир. Художник тщательно готовился к написанию данной картины, посещал Берлинский океанариум, зарисовывал морских обитателей в Нормандии, читал «Атлас морских и микроскопических форм жизни».
Далее мы осмотрели экспозицию народного искусства — крупнейшее в России собрание, около 50 тысяч экспонатов. Здесь представлены работы как крестьянского ремесла, так и различных центров художественных промыслов: гжель, холмогорская резьба по кости, вологодское кружево, глиняные и деревянные игрушки и многие другие экспонаты.
Коллекция глиняных и деревянных игрушек:
Интересная вышивка, рассказывающая о событиях минувших лет. Если сегодня мы можем сфотографировать какое-либо событие, то раньше приходилось его вышивать:)
Дальше мы зашли в Корпус Бенуа, где представлено искусство ХХ века, от авангарда и конструктивизма до нон-конформизма. Увидели как работы Малевича и Родченко, так и картины Кустодиева, Петрова-Водкина, Дейнеки, Пластова (А.Пластов — наш земляк, у нас в городе есть художественный музей его имени, а также в Ульяновской области в деревне Прислониха, где родился этот художник, есть музей «Усадьба народного художника СССР А. А. Пластова»).
Отдельного упоминания заслуживает экспозиция «Декоративно-прикладное искусство XX века», которую составляют экспонаты из фарфора, стекла, майолики, а также мебель и текстиль этого периода. В коллекции есть «агитационные» предметы с символикой советского периода — посуда и текстиль. Мне обобенно запомнилась тарелочка с надписью «кто работает, тот и ест» :)
На этом мы закончили осмотр Русского музея. Нам очень понравилась экспозиция, отдельно хочется упомянуть хороший позитивный настрой, который остался после посещения музея. Могу сказать, что это место мне понравилось больше других не только из-за собрания замечательных произведений искусства, но и благодаря своей атмосфере. Если мы приедем в Петербург ещё раз, то обязательно сюда вернёмся.
Выйдя из музея, мы прогулялись до Дома Зингера — шестиэтажного здания в стиле модерн с элементами барокко. Оно было построено для «Акционерной компании Зингер в России», специализирующейся на швейной индустрии. Во времена постройки этого здания в Санкт-Петербурге действовало ограничение по высоте строящихся объектов — 11 саженей (примерно 23,5 метра), которое равнялось высоте Зимнего Дворца. Но архитектор смог элегантно обойти это ограничение: поскольку запрет распространялся только на фасады зданий, над уровнем в 11 саженей были возведены мансарда и купол здания. При строительстве здания были применены некоторые технические новшества: к примеру, здание было оснащено лифтами; существовала специальная паровая система для автоматической очистки крыш от снега; внутри стен были проложены трубы парового отопления. Также это здание было первым в России, при строительстве которого использовался стальной каркас. В настоящее время два нижних этажа Дома Зингера занимает «Дом книги», а на верхних этажах располагаются офисы компании «ВКонтакте». На крыше здания оборудована смотровая площадка. Подниматься на крышу мы не стали, а в книжном магазине с удовольствием побродили:)
Вечер этого же дня мы решили посвятить прогулке на кораблике по рекам и каналам Петербурга. Выйдя из музея, мы сразу отправились к берегам канала Грибоедова, где купили экскурсию продолжительностью в 1 час. Стоимость эксурсии на одного взрослого составила 600 руб., маршрут следующий: канал Грибоедова — Мойка — Фонтанка — Крюков канал — возвращение в канал Грибоедова. Перед отплытием всех пассажиров по очереди сфотографировали, а по возвращении предложили купить стилизованные магнитики со своим фото.
Канал Грибоедова проложен по руслу реки под названием Кривуша, он очень извилистый и узкий, на его берегах находится много памятников архитектуры и истории. Мосты над каналом Грибоедова (общее число мостов — 21) известны своими низкими сводами, здесь расположен Казанский мост, самый низкий в Петербурге. Пассажиров кораблика заранее предупреждают, чтобы не выпрямлялись во весь рост. Мы проплыли мимо домов, в которых в своё время побывали Пушкин, Грибоедов, Достоевский, Гоголь, Чайковский.
Давайте совершим эту интересную прогулку и полюбуемся красивыми видами на Петербург с воды.
Гостиницы
Если вы хотите остановиться в центре Санкт-Петербурга, то на набережной Грибоедова найдется немало вариантов жилья. Среди любителей комфорта популярностью пользуются отели «Кортъярд Марриотт» (д. № 166), «Грибоедов Хаус» (д. № 61/1), «Гоголь» (д. № 69), «Итальянские комнаты Пио» (д. № 35) и многие другие.
Но и бюджетные путешественники найдут для себя варианты. На Грибоедова много хостелов. Отличные отзывы, например, собирают «Друзья на Сенной», «У Русского Музея», «Гостевые комнаты на Казанской».
Дом Соколова и Вагенгейма: повторяя изгибы канала
Один из самых старых жилых домов (№105) на набережной построил для себя в 1790 году зодчий Егор Соколов. Знаменит Соколов проектом Публичной библиотеки на углу Невского проспекта и Садовой улицы. Через 62 года архитектор Август Пуаро здание расширил. Теперь это патриархальный дом с треугольным фронтоном и пилястрами. Форма дома как бы следует за изгибами канала. Окна же интересны тем, что все разные. А еще в доме есть красивая винтовая лестница со световым окном.
В этом здании 14 лет прожил и там же умер поэт и прозаик Константин Вагенгейм (Вагинов), состоявший, по его словам, почти во всех поэтических объединениях Ленинграда.
Двухсотметровая квартира с качественным ремонтом на третьем этаже этого дома продается за 38,1 млн рублей. В ней пять комнат и четыре санузла, кухня объединена с гостиной. Кроме того, новый собственник станет владельцем холодной кладовой с окном площадью около 2 «квадратов» с отдельным входом с лестницы.
Двухсотметровая квартира на набережной продается за 38 млн. Фото: Мир Квартир
Читайте также: