Индиана джонс и последний крестовый поход места съемок
В 2019 году картина “Индиана Джонс и последний Крестовый поход” (Indiana Jones and The Last Crusade) отметила 30-летие. Для многих поклонников “Крестовый поход” стал лучшей частью серии. Ведь этот фильм представляет собой идеальную смесь искренне смешного юмора, захватывающего экшна и изобретательных приключений. Яркость всех этих элементов выделяет фильм из всей трилогии (хотя два других фильма в целом не менее хороши).
Разумеется, чем меньше мы вспоминаем четвертую часть, “Индиана Джонс и Королевство Хрустального Черепа” (Indiana Jones and the Kingdom of the Crystal Skull) тем лучше. Однако, верите или нет, но “Крестовый поход” был буквально в одном шаге от того, чтобы стать таким же провалом, как “Хрустальный Череп”.
Специалист по аналитике повествования Майк Фитцджеральд сравнил ранние версии сценария “Последнего Крестового похода” с итоговой версией, над которой потрудился известнейший британский драматург и признанный “сценарный доктор” Том Стоппард.
Режиссёр Стивен Спилберг на съёмках фильма “Индиана Джонс и последний Крестовый поход”Но при этом ни в коем случае не стоит умалять заслуги автора оригинального сценария, Джеффри Боума, работы которого включают в себя “Мертвую зону”, “Внутреннее пространство”, вторую и третью части “Смертельного оружия” и многое другое. Просто “Последний Крестовый поход” вышел не лучшей его работой, пока в нее не внес изменения Стоппард.
Полный отчет о сравнении можно прочитать здесь. Мы же выбрали наиболее значительные изменения от Стоппарда для того, чтобы показать, как они спасли фильм от провала.
Сцена с чайкамиВ сцене появилось одно, но запоминающееся изменение. В оригинальной версии сценария Индиана Джонс (Харрисон Форд) и его отец Генри (сэр Шон Коннери) сталкивались с атаковавшим их самолетом. У них оставался всего один патрон, и перспективы были весьма мрачными, но ровно до тех пор, пока Генри не стрелял в стаю чаек. Стая взлетала, сталкивалась с самолётом и сбивала его.
В версии Стоппарда у героев вообще не оставалось патронов, и тогда Генри решал использовать свой зонт, чтобы напугать чаек. Это один из лучших моментов фильма, и трудно поверить, что он появился в последнюю минуту. Просто прекрасный пример визуальной комедии.
Сцена с танком Харрисон Форд в роли Индианы Джонса в фильме “Индиана Джонс и последний Крестовый поход”Едва ли не самая зрелищная сцена фильма в оригинальном сценарии Боума была гораздо короче и проще. А заканчивалась она гэгом, когда с Инди сваливались штаны.
В итоге каждый, натурально каждый запоминающийся момент в этой сцене был добавлен Стоппардом: и камень, который Инди запихивает в боковую пушку танка, и три нацистских солдата, убитых одной пулей, и то, как Инди спасает отца с помощью кнута, и ненастоящая смерть Инди — всё это появилось только в финальной версии сценария. И это просто поразительно.
Сцена с испытаниями Роберт Эдисон и Харрисон Форд в фильме “Индиана Джонс и последний Крестовый поход”В этой сцене появилось, возможно, наиболее впечатляющее изменение во всем сценарии. В оригинальной версии на пути ко встрече с рыцарем Грааля Инди сталкивался только с одним испытанием и преодолевал его достаточно легко. Инструкция перед испытанием в сценарии Боума звучала так: “Сделай три шага от щита святого Георгия. Почувствуй дыхание Господа и иди вперед”. Инди находил мозаику святого Георгия, делал три шага вперед и ждал, пока выдвигающееся лезвие не сбивало с него шляпу.
В версии Стоппарда всё стало значительно сложнее. Он переделал первое испытание. Теперь Инди нужно было отгадать загадку. “Дыхание Господне. Только богобоязный человек сможет пройти”. Инди понимал, что это означало необходимость встать на колени перед Богом, и пригибался, спасая свою жизнь в последний момент.
В фильме герою пришлось использовать сообразительность для решения загадки, а не просто следовать инструкциям. И вместо одного испытания он сталкивался с тремя: добавились “слово Господне” и “путь Господень”.
Они перекликаются не только с темой фильма, но и с общей аркой самого главного героя. А вставки в сцене кадров с Генри, цитирующим текст своего же дневника, способствуют развитию и самого персонажа, и связи между отцом и сыном.
Сцена погони на мотоциклах Сэр Шон Коннери и Харрисон Форд в фильме “Индиана Джонс и последний Крестовый поход”Здесь не обойтись без упоминания заслуг режиссера фильма Стивена Спилберга — он чувствовал, что фильму не хватает экшна, поэтому попросил Стоппарда добавить ещё одну сцену. В оригинальном сценарии Инди и Генри уезжали из замка без каких-либо проблем. Стоппард же увидел здесь возможность добавить эпическую сцену погони на мотоциклах. И только подумайте, что этой запоминающейся сцены в фильме могло и не быть.
Отношения Генри и Инди Харрисон Форд и Сэр Шон Коннери на съёмках фильма “Индиана Джонс и последний Крестовый поход”И вновь малозаметные на первый взгляд коррективы: в оригинале повторяющаяся шутка про “младшего” (потому что Индиану Джонса на самом деле зовут Генри Джонс-младший) не была столь частой и не оправдывала себя, когда в ключевой момент Генри называл своего сына “Индиана”, пытаясь спасти его от падения в бездну — это подчеркивало драматичность финала картины.
Секрет того, почему Индиана не любил, когда его звали “младшим”, и всё открытие “так звали нашу собаку” в сценарии Боума происходили раньше. Стоппард же сдвинул этот момент на кульминацию, в результате чего он получился гораздо легче и приятней, чем несколько странный “клиффхэнгер” в оригинальном сценарии.
Стоппард также добавил больше моментов, когда герои обращались друг к другу “папа” или “сын” — это усиливало их связь и делало персонажей более человечными в экстраординарных ситуациях.
Смерть Эльзы Харрисон Форд в фильме “Индиана Джонс и последний Крестовый поход”В сценарии Боума Эльза пила из неправильного Грааля и умирала. В версии Стоппарда же ее жадность и желание заполучить Грааль привели к тому, что Инди не удалось спасти ее. То есть изъян в её характере прямо вел её к гибели.
Когда перед Инди вставал тот же выбор, он выбирал жизнь, в поддержка отца помогала ему в этом. Это прекрасная иллюстрация различий между героем и злодеем.
Конечно, всё приведенное ранее — это лишь вершина айсберга, если говорить о том, сколько изменений внес Стоппард в сценарий. Лучше увидеть это самому — как то, что добавлено, так и то, что удалено. Но даже сейчас объем проделанной работы впечатляет, не так ли?
Эта статья не создана участником Лиги Авторов. Это адаптированный перевод. О том, как можно отблагодарить переводчика за труды, подробно рассказано в этом материале.
Древняя Петра: вырубленный в скале город, где снимали Индиану Джонса
Я отправляюсь в путешествие через узкий каньон, чтобы увидеть загадочный город Петра, высеченный в скалах. Здесь снимали фильм «Индиана Джонс и последний крестовый поход» . Горы Аравийского полуострова скрывают древнюю цивилизацию набатеев. Процветающее 2000 лет назад государство стало источником дохода современной Иордании и принесло в казну миллионы долларов.
Локации в Венеции. География мест съемки Индиана Джонс
Несмотря на то, что большая часть хронометража сцен, которые подразумеваются зрителем в фильме, как Венеции, была отснята в Великобритании, съемочная группа наметила ряд необходимых для атмосферы реальных локаций в Венеции. Как часто бывает при съемках в известных городах Европы, вроде Рима, Парижа, Праги, Вены, локации не расположены в быстрой доступности и в том порядке, в каком показаны на экране. Что касается Последнего крестового похода, локации фильма в Венеции тяготеют к центральной части города, но разделены приличным расстоянием и водной преградой, известной как Гранд-канал. Например, от паромного причала Salute, где была снята сцена прибытия Инди и Маркуса в Венецию, до церкви San Barbana порядка получаса пешей ходьбы. А направление движения к ней героев расходится с реальной географией между этими двумя локациями. Вместе с этим, место, где высаживали Казима, и гостиница не должны соотносится с начальными локациями.
Прогулка по пяти ключевым локациям фильма Индиана Джонс и последний крестовый поход в Венеции займет у вас порядка двух часов, солидная часть из которых придется на преодоление Гранд-канала посредством городского водного транспорта. Ниже я приготовил для вас карту этих мест, которые сам посетил в Октябре 2018 года.
Инди и Маркус прибывают в Венецию – Причал Salute
После продолжительного перелета на самолете из США в Италию, с тремя пересадками, два друга пользуясь водным транспортом, сходят на берег, а Индиана Джонс восхищенно произносит: “AH, VENICE” . Пока гости города думают, как они узнают этого доктора Шнайдер, их окликает молодая австрийка.
Эта сцена была главным предметом тревог съемочной группы, но перекрытие туристического движения и мастерство оператора помогли создать атмосферу аутентичности, которой и вдохновляется Индиана Джонс. Мы видим надпись SALUTE , что соответствует реальной локации, где сцена была снята. Это паромный причал Salute, часть маршрута городского водного такси вапоретто № 1, следующей остановкой которого является известная площадь San Marco. На заднем фоне, позади прибывающих героев, на другом берегу, мы видим 99 метровую башню кампанилу Собора Святого Марка, выглядывающую из-за зданий, которые, как и почти вся Венеция, не слишком изменились со дня съемок фильма в 1988 году.
Если быть внимательным, современный причал SALUTE не является тем же самым, что показан в фильме. Реальная пристань выполнена из бетона и находится западнее. Деревянный пирс, показанный в фильме расположенным вплотную к Palazzo Grassi, сегодня выглядит иначе и представляет собой лишь стоянку для гондол. Позади доктора Эльзы Шнайдер мы видим тонкую полосу каменной променады, которая носит название Fondamenta Salute . Места здесь немного для съемочной группы. К сожалению, в кадрах, где мы видим Инди и Маркуса, в кадре не попала роскошная базилика Santa Maria della Salute , возле которой и разворачивается вся эта сцена. Если вы приедете на локацию рано утром, то можете стать свидетелями красивейшего рассвета со стороны воды.
Инди, Маркус и Эльза гуляют по Венеции
После короткого обмена приветственными любезностями у причала Salute, мы видим трио историков, прогуливающихся по аутентичной улице вдоль одной из водных артерий в сердце Венеции. Как я уже отметил выше, вторая локация отстоит от причала на расстоянии примерно получаса пешей прогулки.
Улочка, по которой идут герои, носит название Fondamenta Alberti и имеет в длину чуть более двухсот метров. Ничем не примечательная променада, которых в Венеции десятки, приводит Индиану, Маркуса и Эльзу к небольшому мосту под названием Ponte dei Pugni , также вполне типичному для каналов города. Здесь доктор Джонс умело заимствует у уличной торговки цветами небольшой белый бутон для очаровательного доктора Шнайдер. За мостом начинается Fondamenta Gherardini , подводящая троицу к площади CAMPO SAN BARNABA и месту, где в последний раз видели доктора Джонса старшего (Шон Коннери). После приключений в катакомбах и появления из канализационного люка, Эльза и Инди вновь пробегают по Fondamenta Gherardini.
Церковь San Barnaba
Попав на площадь Campo San Barnaba, доктор Джонс отмечает, что библиотека, которую он ожидал увидеть, больше напоминает церковь. Здесь Эльза, с ее слов, в последний раз видела Джонса старшего, который был как никогда близок к осуществлению своей мечты и обнаружению одной из путеводных точек в поисках Грааля
Здание, которое в фильме является библиотекой, размещенной в здании старинной церкви, действительно является церковью с музейным предназначением. Церковь носит название Chiesa di San Barnaba (Церковь святого Барнаба) и славит раннехристианского святого I века, считающегося основателем кипрской христианской церкви. Первая церковь на этом месте появилась еще в IX столетии и после была уничтожена пожаром и восстановлена. Свой сегодняшний вид церковь обрела в 1776 году, но ее башня-колокольня, слева позади основного строения, отсылает нас еще на четыре столетия назад в XIV век и является одной из старейших в Венеции. Также в большом строении сразу слева от фасада церкви два столетия назад действовал игральный дом для знатных особ города. Сегодня в церкви располагается экспозиция научных изобретений Леонардо да Винчи и служит ей музеем.
Для поклонников фильма Индиана Джонс и последний крестовый поход только площадь перед церковью и ее фасад представляют кино- интерес. Дело в том, что еще до приезда съемочной группы в Венеции для натурных съемок 8 августа 1988 года, все внутренние сцены были отсняты на мощностях студии Elstree Studios на севере Лондона. Таким образом, интерьер церкви со знаменитыми витражами, полом с символом Х, усатым сотрудником и печатью, являются студийной декорацией и не имеют ничего общего с церковью San Barnaba.
Помимо воссоздания интерьера церкви-библиотеки на студии, катакомбы под ней также являются работой художников-декораторов и специалистов по декорациям. Под церковью San Barnaba в Венеции нет подземных катакомб, как нет в городе Венеция и канализационной сети, которая показана в фильме. Даже канализационный люк, из которого показывается, к смущению посетителей уличного кафе, голова профессора Джонса, был добавлен съемочной группой на время, а после восстановлено оригинальное покрытие площади. А вот уличное кафе здесь действительно располагается и не одно, а как минимум четыре. В одном из таких я взял чашку утреннего кофе, чтобы отметить исполнение кино- мечты детства.
Причал, где герои высаживают Казима
После зрелищной и опасной погони по водным артериям Венеции, Индиана Джонс и его противник осознают, что они не враги друг другу. Избежав гибели, мужчины заводят небольшой диалог о том, что здесь только что произошло и где находится Генри Джонс старший.
Важно понимать, что сцены погони на лодках, не были сняты в Венеции. Сама погоня была отснята в доках Tilbury Docks, возле одноименного городка Тилберни восточнее Лондона. Сцена, где Казим и Индиана спорят перед крутящимся пропеллером корабля, который может в любой момент поглотить их лодку, была отснята на студии Elstree Studios, в большом резервуаре для воды.
Таким образом, мы видим вновь Венецию, только после смены кадров на лодку, которая быстро мчится по Гранд-каналу. Камера поочередно показывает то Казима, то доктора Джонса и позади них мы видим участок Гранд-Канала между причалами S. Maria del Giglio и Academia . Добраться сюда можно на том же водном такси, которое ранее доставило нас к причалу Salute – это тот же маршрут вапоретто №1. Фактически между местом, где Инди и Маркус сошли на берег и местом, где после высадили Казима, всего порядка полукилометра. В частности, за спиной Инди мы видим галерею Пегги Гуггенхайм .
Гостиница Hotel Daniele
Гостиница Hotel Daniele фигурирует в некоторых источниках как локация, которая предоставила свои интерьеры и прекрасные виды из окон для заключительной сцены из Венеции. Маркус и Индиана анализируют зарисовку из могилы рыцаря, чтобы узнать о городе Александретта – следующей путеводной точки на пути к Граалю. Затем доктор Джонс обнаруживает, что в его комнате кто-то провел обыск и в комнате Эльзы такой же беспорядок. Между ними завязывается традиционный для серии обмен любезностями перед любовной сценой, которая остается за кадром, оставляя нам вид из окна и гондольеров.
Интересно, что, когда я оказался возле гостиницы Danieli и обошел ее со всех доступных сторон, оказалось, что из ее окон открывается панорама отличная от той, что мы видим в фильме из окон Эльзы. Мы видим в далеко колокольню, которая одновременно похожа на де башни в Венеции, а именно на Chiesa di San Pantalone и San Sebastiano . Обе башни расположены довольно далеко от гостиницы. Учитывая тот факт, что съемочная группа провела в Венеции всего один день, а сцены диалогов в отеле вышли продолжительными, вероятно они были воссозданы в студии Elstree Studios. Вид же за окном является комбинацией интерьера студии и макета и картины. Горшки с цветами обеспечивают необходимую глубину фона, который, при внимательным рассмотрении, остается статичным. Далее мы видим панораму канала в Венеции с гондольерами и прогуливающимися людьми. Место хоть и напоминает окрестности гостиницы Hotel Daniele, но все же к ним не относится.
Как снимали Индиану Джонс в Венеции
Съемки третьего фильма о всеми любимом археологе пришлись на период с мая по сентябрь 1988 года . Хотя двадцать минут фильма приходится на Венецию, съемочная группа заглянула в вечный город всего на один день, 8 августа 1988 года. На самом деле, к моменту, когда создатели и актёры Indiana Jones сошли с трапа самолета в аэропорту Марко Поло, большая часть венецианских сцен уже была отснята на мощностях британской студии Elstree. Включая интерьеры библиотеки, катакомбы под ней, а также сцена лодочной погони. Продюсер Роберт Уоттс (Robert Watts) предупреждал Спилберга о туристическом сезоне в это время года и, соответственно, сложностях отснять локации, которые должны походить на 1938 год.
Все же съёмочная группа приехала в город 8 августа, в разгар туристического сезона и должна была отснять ряд натурных планов. Для начальной сцены прибытия героев на причал Венеции и для высадки Казима позже, городские власти пошли на встречу создателям фильма и приостановили движение туристического транспорта на четыре часа. После опыта создания на экране Каира 1930-х годов в первом фильме, продюсеры переживали, что в кадр на общих планах попадут современные атрибуты 1980-х, вроде спутниковых антенн. Но благодаря мастерской работе оператора и выбору нужных углов съемки, была достигнута желаемая аутентичность кадров Венеции.
Индиана Джонс и последний крестовый поход
Досадная ошибка, которую вы рискуете допустить, знакомясь с франшизой Спилберга - Лукаса об Индиане Джонсе - это начать смотреть её не в хронологическом порядке, а с этого фильма. Так, как в своё время сглупил я, о чём в конце концов пожалел. Потому что в сравнении с "Последним крестовым походом" остальные части классической трилогии (1981 - 1989) показались мне уже заметно бледноватыми и не столь масштабными.
А ведь это, безусловно, не так, и каждая из них тоже состоит почти из одних достоинств. Но вот поди-ка ты - уже не хватало мне в них и крутейшего Шона Коннери, и каскада безумных приключений, которыми "Индиана 3" накачан до запредельной взрывоопасной концентрации. И которых явно хватило бы по прежним меркам на целых две картины. Однако на сей раз Спилберг расщедрился настолько, что выдал нам все свои экшен-идеи без остатка, ничего не оставив про запас.
Даже снявшись в Бондиане ("Вид на убийство", 1985), блондинка Элисон Дуди, к сожалению, так и не стала одной из "девушек Бонда". Зато потом побывала девушкой Инди - какое-никакое, но утешение. Даже снявшись в Бондиане ("Вид на убийство", 1985), блондинка Элисон Дуди, к сожалению, так и не стала одной из "девушек Бонда". Зато потом побывала девушкой Инди - какое-никакое, но утешение.Действительно, есть ощущение, как будто на съемках Спилберг устроил у себя в команде нечто вроде флэшмоба "Каждый изобретает свою безумную экшен-сцену, а я вставляю её в фильм". После чего сдержал своё слово, именно так и поступив. Потому что из таких сцен "Индиана 3" на 90% и состоит. Причём в оставшиеся "спокойные" 10% кино вовсе не тушуется и успевает рассказать нам довольно глубокую драму об отце и сыне (Генри Джонсы старший и младший) и их застарелых конфликтах. А также, разумеется, об обретении ими взаимопонимания после всех пережитых невзгод. И всё это - без малейшего уныния и скуки, а с фирменной спилберговской иронией и "боевым" юмором.
Также отрадно, что третью часть полностью "открестили" от второй с её малоинтересной индийской экзотикой, а сделали триквел по образу и подобию оригинала ("В поисках утраченного ковчега"). А это значит, что нас снова ждут а) библейские артефакты, б) старые друзья доктора Джонса-младшего и в) его старые враги в лице ищущих те же артефакты, гитлеровских нацистов (включая на сей раз камео самого Гитлера). Плюс - что тоже замечательно, - Спилберг не поленился снять немалый пролог о приключениях Индианы-подростка. И о том, как он, собственно, обзавёлся своими любимыми шляпой и хлыстом, а также нелюбимой герпетофобией.
Профессор археологии из Коннектикута как всегда аргументированно объясняет своему оппоненту, в чём именно тот заблуждается. Профессор археологии из Коннектикута как всегда аргументированно объясняет своему оппоненту, в чём именно тот заблуждается.Что же до основной истории, то начинается она в стенах университета, где доктор Генри Джонс-младший занимается преподаванием. И где он, само собой, проторчит недолго. Ровно до того момента, как местный миллионер Донован покажет ему слепок с обломка щита крестоносца, знавшего, где сокрыт Святой Грааль. И начертавшего это у себя на щите. После чего Индиана тут же рванёт с другом Маркусом в Венецию, где поисками Грааля должен был уже заниматься его отец. однако Генри-старший, как выяснится, куда-то пропал. Хорошо, что не бесследно. Всё-таки он успел переслать сыну в Штаты свой рабочий дневник, а в Венеции Индиану дожидалась сексапильная отцовская ассистентка Эльза Шнайдер.
Да и не только она. Едва наши "крестоносцы" обнаружили первую зацепку, как у них вмиг объявились смертельные враги. Причем даже ещё не гитлеровцы, а воины древнего ордена, поклявшегося оберегать спрятанный Грааль. Особенно - от чересчур рьяных его искателей. Впрочем, скоро Индиана доберется и до нацистов, ведь это именно они похитили отца и, будто сказочную принцессу, заперли его в швейцарском замке.
Больша-а-ая ошибка! Ну ничему не научились эти мерзавцы со времен первого фильма! Хотя могли бы сообразить, что и один разозленный доктор Джонс для них куда опаснее, чем ковровая бомбардировка, а что же будет, когда оба Джонса наконец-то объединят усилия?
Пешком по узкому каньону
Солнце печет так, будто хочет расплавить все вокруг. Вдоль дороги редкие кустики, а под ногами только острые осколки желтых камней.
Появление расщелины, входа в узкий каньон Сик, стало настоящим спасением от жары. Теперь можно хоть немного укрыться в тени отвесных утесов.
Иду пешком эти 1200 м, отказываясь от услуг извозчиков на верблюдах и лошадях. Скалы вверху подступают вплотную над головой и кажется, что находишься в пещере. И вдруг за последним поворотом неожиданно оказываюсь перед дворцом с колоннами.
Это Эль-Хазна – величественный храм-мавзолей. Поначалу жители Петры поклонялись божествам в виде каменных блоков. Но сюда стекались караваны из Греции, Рима, Египта. И набатейцы переняли часть их культур. В украшении фасада – изображения Зевса, Афродиты, Исиды.
road_movie
Эту сцену снимали в Национальном парке Арки (Arches National Park), расположенном в штате Юта (США).
Индиана сбегает от них на цирковом поезде.
Сцены погони на поезде снимали в Аламосе, штат Колорадо (США). А сцены внутри вагонов поезда снимались в Лос-Анджелесе (США).
Когда Инди прибегает домой, шериф все равно отдает крест археологу. Один из бандитов дарит ему свою шляпу.
Дом, использовавшийся в качестве дома Джонсов, находится неподалёку от парка Арки.
0:11:50 - Португалия. 1938 год. Уже повзрослевший Индиана Джонс опять пытается украсть у того же археолога крест, но его ловят, крест отбирают, Джонса собираются бросить за борт. Но он избивает наемников, забирает крест и сбегает, корабль взрывается.
Сцена на пароходе был снята за три дня в павильонах студии «Элстри» в Англии, в доках на постройке размером 60 футов на 40 на кардановом подвесе. В этой сцене использовалось около дюжины резервуаров — каждая вместимостью около 360 американских галлонов воды весом 3 тысячи фунтов.
0:14:10 - Индиана Джонc ведет урок археологии в университете.
Королевскую Масонскую школу ( Royal Masonic School) в городе Рикмансворт (Англия) использовали в качестве университета, где преподавал Индиана.Адрес: Rickmansworth Park, Rickmansworth, Hertfordshire WD3 4HF, Великобритания
К знаменитому археологу обращается бизнесмен Уолтер Донован. Он нашёл каменную плиту, на которой выгравировано, где искать Святой Грааль - чашу, из которой пил Иисус Христос с своими учениками, и куда позже была собрана кровь Спасителя. Одновременно Джонс получает по почте из Венеции дневник своего отца — профессора Генри Джонса-старшего, всю жизнь посвятившего поискам Грааля. Когда Индиана и его друг и начальник Маркус Броди приезжают в дом профессора, они обнаруживают, что последний исчез, а дом разгромлен.
0:25:15 – Венеция. Археологи отправляются в Венецию, где встречают доктора Эльзу Шнайдер — ассистентку Джонса-старшего.
Встреча с доктором Шнайдер происходит в Венеции на Гранд-канале, остановка Salute рядом с собором Санта-Мария-делла-Салюте.В поисках недостающего краешка плиты Индиана и Эльза спускаются в катакомбы под библиотекой, где должна быть гробница сэра Ричарда — одного из трёх рыцарей, якобы нашедших Грааль.
Пройдя через пещеры и озеро из нефти, исследователи находят гробницу, и узнают, что место, где спрятан Грааль — город Александретта, или Искендерун, на юге Турции.
Церковь Сан-Барнаба использовали для съёмок главного входа в библиотеку. Здесь же, рядом с церковью, Индиана Джонс выпрыгивает из люка и произносит коронное "Ах, Венеция!" На самом деле, в церкви Сан-Барнаба библиотеки нет. Увы, люк тоже был создан лишь для фильма.
Адрес: Calle lunga de San Barnaba, 2736, 30123 Venezia, Италия
Сцены в библиотеке и в катакомбах были сняты в студии «Элстри».
Неожиданно на Индиану с Эльзой нападают неизвестные люди в фесках. После продолжительной погони по каналам Венеции Индиана силой выпытывает у главаря банды Казима, кто они такие. Казим отвечает, что они - тайная и очень древняя секта, веками охраняющая Грааль.
Одна часть сцены погони на лодках была снята в самой Венеции. Вторая же часть была снята в доках Тилбари в Эссексе (Англия) — в сцене использовались спортивные лодки «Hacker Craft». Для сцены, в которой лодки проплывают между кораблями, судна были соединены кабелями и двигались одновременно, а лодки проплывали достаточно близко к ним, чтобы одно задело судно, как того требовал сценарий. Между кораблями была пущена пустая лодка на дрейфующей платформе с куклами вместо актёров, а огонь и дым помогли спрятать платформу. Каскадёрский трюк снимался дважды, так как первый раз лодка приземлилась слишком низко по отношению к камереДрака Инди и Казима в Венеции перед винтом корабля также была отснята в водном резервуаре в павильонах студии «Элстри»
Казим говорит Индиане, где находится отец Индианы.
Сцена, где Казим говорит Индиане о местонахождении отца, происходит на Гранд-канале в Венеции, между мостом Porte dell Accademia и остановкой S.Maria sel Giglio.Все три сцены — встреча Инди и Броди с Эльзой; части сцены погони на лодках; Казим говорит Инди, где его отец — снимались с 7 утра до часу дня, а Роберту Уоттсу дали доступ к съёмкам в Гранд-канал, ограничив доступ туда туристам. Оператор Дуглас Слокомб старался устанавливать камеру таким образом, чтобы в кадр не попали спутниковые тарелки.
0:44:50 - Индиана действительно находит — в замке Брюнвальд на австро-германской границе своего отца, и попутно узнаёт о предательстве Эльзы и об организаторе всех этих злодейств — Доноване. И похоже, что нацисты во главе с Донованом и полковником Вогелем почти нашли Грааль, похитив Маркуса и карту в Искендеруне.
в Гуадисе, провинция Гранада сцена, в которой Броди похищают на железной станции в Искендеруне снималась в Гуадисе, провинция Гранада (Испания). Для достоверности, рядом со станцией была построена мечеть.
Оставив Джонсов связанными в зале, злодеи с дневником едут в Берлин. После комичной сцены побега из горящего зала герои едут в Берлин на мотоцикле.
Съёмки внутренних сцен замка проходили в павильонах студии «Элстри» в Англии в июне 1988 года. Сцену пожара снимали в последнюю очередь.
Когда Спилберг и редактор Майкл Кан просмотрели рабочий вариант картины в конце 1988 года, они поняли, что в ней не хватает действия. Сцены погони на мотоциклах была отснята на стадии постпродакшн в окрестностях Фэйрфакс и Маунт-Тамалпаис недалеко от кино-ранчо «Скайуокер» Джорджа Лукаса.
1:07:45 - Там Джонс забирает у Эльзы дневник и улетает с отцом на дирижабле из Берлинского аэропорта.
В Королевском садоводческом обществе (The Royal Horticultural Society) снимали внутренние сцены в аэропорту.
Дирижабль взлетает, но его разворачивают, и герои улетают на биплане, отбиваясь от самолётов.
Сцену погони на дороге и в туннеле в парке Габо Де Гата-Нихар (Испания). Эпизод на пляже, где стая птиц сбивает самолёт снимали в Энсенада дель Монсуль (Ensenada del Monsul) .
1:23:30 - Далее они с Саллахом спасают Маркуса, сидящего в танке. Танк падает с обрыва, и полковник Вогель, оставшись в нём, погибает.
Сцена погони снималась в пустыне Табернас испанской провинции Альмерия .
1:39:10 - Индиана Джонс, его отец, Саллах и Маркус едут к храму, где находится Грааль.
Эль-Хазне - знаменитый скальный храм-мавзолей, «Сокровищница фараона», как называют её арабы. Точное назначение сооружения до конца не выяснено. Он находится в древнем городе Петра (Иордания).
! Не путать с другим набатейским храмом Ад-Дэйр. Есть масса интернет источников, где размещена фотография Ад-Дэйр среди мест съемок Индианы Джонс и последний крестовый поход. К слову у храма Ад-Дэйр снимали эпизод фильма «Трансформеры: Месть падших» (2009).
1:40:25 - Но враги их опередили и пытаются пройти ловушки. Донован заставляет Индиану пройти их, смертельно ранив отца.Первое испытание заключается в преклонении перед Богом. Дословно: нужно вовремя пригнуться и одновременно выполнить рывок вперёд. Суета окончится смертью. Второе испытание: пройти по плитам, складывающимися в одно из имен Бога Третье испытание — пройти мост. В комнате, где находится Священный Грааль, Индиана сражается с рыцарем, охранявшем много лет чашу. «Заменив» его, они ищут чашу. Неожиданно их находит Донован, и заставляет Эльзу найти Грааль. Однако девушка преподносит ему лже-чашу, и Донован в итоге рассыпается в прах. Наконец они находят чашу — кубок простого плотника. Однако рыцарь говорит, что они не могут покинуть храм, взяв Грааль. Вскоре Эльза и Индиана возвращаются. Инди даёт отцу выпить воды из Грааля и промывает рану. Рана быстро заживает. Эльза говорит, что Грааль — их награда. Джонс говорит ей не наступать на Великую Печать. В итоге храм рушится, Эльза проваливается, пытаясь достать в трещине Грааль. Джонс тоже пытается, но его отец убеждает его оставить чашу.
Декорации храма строились шесть недель с использованием гидравлических систем и 10 кардановых подвесов для съёмок землетрясения. Работы по восстановлению декораций для съёмок сцен до и после обрушения храма занимала около 20 минут между дублями — гидравлическая установка приводилась в прежнее положение, а образовавшиеся трещины замазывались. Первоначально, сцену, в которой Грааль проваливается в первую образовавшуюся трещину хотели снять на декорации в натуральную величину, но поняли, что это будет слишком сложно. Вместо этого была построенная отдельная площадка-пол до разлома, с заполнителем трещины. Понадобилось шесть дублей, чтобы закинуть Грааль на нужный выступ.
1:58:25 - Они уходят из храма. Собираясь ехать домой, отец замечает, что прозвище "Индиана" является кличкой их собаки. Герои уезжают на фоне заката.
Индиана Джонс в Венеции
Заслужив статус иконы приключенческого жанра, серия фильмов об Индиане Джонс три десятилетия воспламеняет наше воображение не только поиском сокровищ и вековыми тайнами, но и путешествиями по миру. В первых двух фильмах судьба уже занесла героя Харрисона Форда сначала в Перу, США, Непал, Египет и на Греческие острова, а затем в Китай и Индию. Как и в случае с другой культовой серией об агенте 007, путешествия стали неотъемлемой составляющей приключений профессора, как его шляпа или, хлыст или колкое чувство юмора.
Следуя тону путешествий, третий фильм Индиана Джонс и последний крестовый поход открывается ретроспективой шестнадцатилетнего Генри Джонса младшего в национальном парке штата Юта, продолжается у берегов Португалии и берет короткую передышку на родине в Соединенных штатах. Здесь нашего искателя приключений ‘’вежливо приглашают’’ на прием к меценату, любителю древностей по имени Джеймс Донован. Спонсор экспедиции по поиску мифического Священного Грааля открывает Индиане Джонсу редкую находку, а также факт исчезновения его отца в Венеции, в разгар поисков ценности. После вскрытия странной посылки оттуда же, профессор заручается поддержкой друга семьи Маркуса Броуди и мужчины отправляются, под знаменитый саундтрек и сменяющиеся кадры полета, в Венецию на поиски Генри Джонса старшего.
Строить начинали сверху
Сооружение посвящено мертвым, что подтверждается:
- вверху - четырьмя орлами, которые уносят души умерших;
- по бокам - изображением танца смерти амазонок;
- внизу - скульптурами римских близнецов Поллукса и Кастора, сопровождающих людей в загробный мир.
От набатейской культуры сохранились углубления в полу и желоба, по которым стекала кровь жертвенных животных. Захоронения были спрятаны внизу под храмом. Там найдены останки 11 человек из семьи правящего царя Аретоса IV. Построили Эль-Хазну за 80 лет до начала нашей эры.
Саособ возведения зданий в скалах уникален. Работы начинаются сверху. Сначала выбирали скалу, потом делали отвесную стену путем постепенного удаления площадок, на которых стоят рабочие. На втором этапе тоже сверху вырезаются колонны, портики, фронтоны и все украшения. Вырезанные блоки сбрасывали вниз и строили из них другие постройки. Например, амфитеатр.
APP - Article Actions
Оригинальная "индиана" с Харрисоном Фордом снималась не только в павильонах, но и в довольно экзотических, даже по меркам современного и немного сумасшедшего мира, местах. Вот 10 наиболее интересных мест съемок, которые все еще можно посетить.
Заказник Hule (Кауаи, Гавайи)
Здесь снимались ставшие классическими сценами из джунглей в "Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега", включая знаменитую сцену катания на вагонетках. Изначально предполагалось, что съемки пройдут в еще более экзотических горах Перу, но снимали в итоге все же на Гавайях.
Каньон Sidi Bouhlel (Таузар, Тунис)
Если вы поверили в то, что охота на змей и нацистов в картине "В поисках утраченного ковчега" проходили в Египте, то… нет, зря вы поверили — эти сцены были сняты в Тунисе. Ровно там же, где, кстати, снимались и "старые" "Звездные войны".
Порт La Pallice в Ла-Рошели (Франция)
Во время второй мировой войны в порту была база немецких подводных лодок, так что, поместив нацистов туда в своем фильме, Стивен Спилберг не погрешил против исторической истины.
Подвесной мост в Канди (Шри-Ланка)
Знаменитая концовка ленты "Индиана Джонс и Храм судьбы" с ее подвесным мостом должна была сниматься на севере Индии, но группе не удалось получить разрешение властей. Пришлось ограничиться Шри-Ланкой, хотя незаметно, чтобы фильму это пошло во вред.
Avenida de Almeida Ribeiro (Макао, КНР)
"Храму судьбы" был нужен Шанхай 1930-х годов, но сам Шанхай с этой ролью в 1980-х годах не справлялся (сегодня недостающее просто бы нарисовали, да и все). Поэтому Стивену Спилбергу пришлось искать города и улицы поаутентичнее. Ближайшая — центральная улица одного из районов Макао — нашлась совсем неподалеку.
Пороги реки Tuolumne (Национальный парк Йосемити, США)
Сцены "рафтинга" в "Храме судьбы" снимались относительно недалеко от Голливуда — в Национальном парке Йосемити. Сегодня там так же красиво, как и 30 лет назад.
Эль-Хазне (Петра, Иордания)
"Индиана Джонс и последний крестовый поход" с его Священным Граалем навеки впечатали в историю мирового кинематографа этот величественный храм, датированный I в. до н.э. Его название Эль-Хазне, кстати, с арабского так и переводится — "сокровищница". Где еще прятать сокровища, как не в ней?
Пляж Monsul (Андалусия, Испания)
Знаменитые сцены "приводнения" Индианы Джонса и его отца (Шон Коннери) в "Последнем крестовом походе" снимались в Испании. Как видим, география фильмов "индианы" воистину охватывает весь мир.
Водопады Игуасу (Бразилия/Аргентина)
В относительно свежий "Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа" Спилберг включил еще одно "чудо света" — водопады Игуасу на границе сразу нескольких стран. Впрочем, что границы стран. находясь в этом месте задумываешься о преодолении совсем других границ.
Ghost Ranch (Нью-Мексико, США)
Ранчо сыграло роль Невады 1950-х годов в "Королевстве хрустального черепа". Оно существует и поныне и, как и семь лет назад, готово образовывать всех своих гостей.
Величественный охранник города
Внутреннее пространство освобождали таким же способом. Внутри Эль-Хазны находится небольшая комната в 12 кв. м при высоте в 13 м. Большее помещение делать было рискованно из-за обрушения скалы.
Читайте также: