Иерусалим это святое место
Столица Израиля Иерусалим – один из древнейших городов мира: первые поселения появились здесь в IV тыс. до н. э. Он считается святыней трех конфессий: иудаизма, христианства и мусульманства. Борьба за его священные артефакты привела к многочисленным военным противостояниям, включая крестовые походы. Иерусалим многократно был разрушен, но каждый раз восстанавливался.
Главное, чем город привлекает туристов, – богатое духовное наследие, связанное в первую очередь с именем Иисуса Христа. Именно здесь, согласно библейскому преданию, он принял мученическую смерть, а затем воскрес. Но посетить эти места будет интересно не только паломникам. Богатая и древняя архитектура, храмы и мечети, прекрасная природа, сады, парки, музеи – это главные достопримечательности Иерусалима, и самые значимые из них рассмотрены ниже.
Стена Плача (Западная стена)
Стена Плача в Иерусалиме Стена Плача в ИерусалимеОдна из главных святынь иудеев расположена на Храмовой Горе и включает остатки бывших укреплений. Многих интересует, почему Стена Плача так называется. На самом деле, евреи поклонялись не самой стене, а Храму, в состав которого она входила. Однако святыня была разрушена римлянами. После этого иудеи приходили сюда оплакивать гибель Храма.
В 1560-м султан Сулейман Великолепный впервые официально признал право иудеев приходить сюда для молитвы. Сегодня здесь, конечно, не плачут. Однако сооружение постоянно посещают паломники, чтобы помолиться, обратиться мыслями к Богу. Туристы тоже могут приходить сюда, соблюдая правила посещения.
Стена составляет 19 м в высоту, ее суммарная длина – 488 м, однако большая часть скрыта постройками. Сложено сооружение из крупных известняковых блоков. Существует традиция: написав на листочке бумаги сокровенное желание, поместить его между камнями стены, чтобы оно сбылось.
Виа Долороса
Участок Виа Долороса Участок Виа ДолоросаЕще одно место, связанное с историей Христа, – Путь Скорби, или Виа Долороса (также Виа Долороза). Это сердце Иерусалима, и здесь расположены важные достопримечательности города. Согласно христианской традиции, этим маршрутом шел Спаситель в день своего распятия, когда его вели на Голгофу. Здесь расположены 9 из 14 стояний, или станций, Крестного пути. Они включают:
- медресе Аль-Амария;
- церкви Бичевания и Осуждения;
- монастыри Эссе Хомо и Претория;
- несколько часовен;
- Александровское подворье.
Заканчивается маршрут храмом Гроба Господня. Каждый день множество паломников проделывают этот путь, желая приобщиться к страданиям Христа.
Гора Сион
Гора расположена в юго-западной части Иерусалима и составляет 765 м в высоту. Это священное место для представителей разных конфессий. По преданию, именно здесь прошла Тайная вечеря – последний ужин Христа со своими апостолами. Одна из достопримечательностей горы – Сионская горница, где могло проходить это событие. Позже здесь, согласно Библии, прошел допрос Христа и схождение Святого Духа.
В том же здании, где находится горница, расположена гробница библейского царя Давида. Правда, ее подлинность не доказана. На горе есть также несколько храмов, включая Успенский храм и армянский Монастырь Спасителя.
Храмовая гора
Храмовая гора и мечеть Купол Скалы Храмовая гора и мечеть Купол СкалыХрамовая гора представляет собой обнесенное стенами прямоугольное пространство в восточной части Старого города. Когда-то здесь располагались Первый и Второй Храмы. Это место считается священным для иудеев и мусульман.
На Храмовой горе находится мечеть Аль-Акса. По значимости эта святыня занимает третье место среди мусульман, уступая мечетям в Мекке и Медине. Фасады сложены из известняка, в отделке использовано золото и белый мрамор, есть мозаичный декор. Мечеть вмещает 5 тыс. верующих.
Еще одно мусульманское святилище на Храмовой горе – мечеть Купол Скалы, основанная в конце VII в. Это один из ранних памятников исламского зодчества. Мечеть отличается прекрасными пропорциями, внутри декорирована мозаикой. Венчает здание позолоченный купол диаметром 20,5 м.
Храм Гроба Господня
Храм Гроба Господня Храм Гроба ГосподняФинальная точка на Пути Скорби находится в Христианском квартале. Согласно преданию, здесь Христос был распят, погребен, а позже воскрес. Сейчас это действующий храм. Он поделен между шестью церквями: православной, католической, а также коптской, сирийской, эфиопской и армянской.
Главная реликвия храма – Гроб Господень, почитаемый как главная христианская святыня. Это типичная скальная гробница, где Христос после казни был положен на каменное ложе. К сожалению, Ложе сильно повреждено: многие туристы откалывают кусочки святыни и увозят с собой.
Также в храме расположена Голгофа. Она представляет собой небольшую скалу, где был распят Иисус.
На Святой Земле. Иерусалим
В Иерусалим мы въехали буднично. Увлекшись в автобусе разгадыванием кроссворда по истории России, который составил наш студент Ваня, мы и не заметили, как оказались в «Городе Золотом». Почему-то запомнился этот момент. Ломаю голову над очередным вопросом: «Сражение Крымской войны, принесшее славу Нахимову». Никак не могу сообразить. Бросаю взгляд в окно, а там… И вот так, продираясь через нескончаемую череду самых прозаических ощущений (холодно/жарко; хочется есть/спать /полежать) я, наверное, только и делала, что пыталась осознать в течение этих трех дней, где нахожусь. И… не могла. Неужели прикасаюсь рукой к той самой Голгофе? Неужели с этого каменного ложа в третий день восстал Сам Христос? Нет. Я не могла вместить этого в себя. То, что представлялось в воображении столько раз, и то, что находилось на расстоянии вытянутой руки, не соотносилось в голове друг с другом.
В дневнике паломника, который я брала с собой и где по возможности делала записи, честно призналась самой себе после Литургии в Храме Гроба Господня: «Даже больше не молишься, а просто пытаешься осознать, в каком месте ты находишься».
И, вот, кажется – верни меня Господь сейчас туда, все было бы совсем по-другому: горячая молитва от сердца, глубокое раскаяние, ни тени усталости, бодрость духа и удвоенная энергия. Но… не хочу обманываться. Пожалуй, нужно просто смириться с тем, какой ты есть на самом деле. Как сказал по возвращении священник на исповеди: «Не расстраивайтесь, если что-то оказалось не так, как вы ожидали. Господь, возможно, просто испытывает таким образом. И не пытайтесь сразу анализировать, делать какие-то выводы. Все постепенно встанет на свои места». Эти слова очень успокоили, а потом и в самом деле постепенно все впечатления улеглись, были «разложены по полочкам». Через несколько недель пришло, наконец, осознание того, что произошло. Пришла большая радость. И эта радость – не эйфория, нет! – очень помогает жить, не унывая, даже когда вокруг то ли война, то ли мир.
… Миллионы паломников ежегодно, ежедневно, ежечасно идут по знаменитой улице Via Dolorosa («Путь скорби») в Старом городе, вспоминая Крестный путь Спасителя. Но ведь для Христа этот путь начался в Гефсиманском саду на Масличной, или Елеонской, горе. Его молитва до кровавого пота – это уже начало Его Голгофы. Мы оказались здесь вечером. Открывался прекрасный вид на самый загадочный, самый трагичный и притягательный город на Земле, который еще в глубокой древности был выбран Господом для совершения самого главного события в истории человечества. Вспоминались, конечно, слова Господа: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Вот, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: «Благословен Грядущий во имя Господне!»
Видеоролик, снятый в Иерусалиме участниками второй паломнической группы собора
Да, Иерусалим не узнал час посещения Мессии и был жестоко наказан. Как мы помним, уже буквально через 40 лет после распятия Христа римляне камня на камне здесь не оставили, основав новый город – Элия Капитолина, а евреям запретили жить ближе чем в 100 км от него. Но, без сомнения, Господь хранит любимый город Свой. Он жив, несмотря на множество трагических событий, происходивших здесь. И по-прежнему сюда стремятся попасть люди и верующие, и неверующие. Иерусалим еще ждут грандиозные события. Ведь здесь, а не где-нибудь еще, пролегает Кедронский поток, место Страшного суда.
Мы любовались небом Иерусалима. Его заволокло тучами, но солнечный луч прорывался сквозь облака и освещал купол Храма Гроба Господня.
Слева от золотого купола мечети Омара – два купола Храма Гроба Господня. Один – над Кувуклией, второй – над Голгофой
А потом мы бродили по Гефсиманском саду, среди этих седых и могучих олив, которым, как говорят, по две тысячи лет. Получается, они еще помнят молитву Христа перед арестом.
Кстати, похвастаюсь: нам посчастливилось получить по веточке оливы из Гефсиманского сада. А произошло это так: на территории русского монастыря Марии Магдалины мы встретили послушника, который обрезал старые ветки. То, что готовилось к сжиганию в печке, с радостью разобрали паломники . Более того, нам достался целый сук! Его бережно отпилили, довезли до России и хранят у себя дома наши прихожане, музейные работники. Посоветовавшись с экспертами, они выяснили: дерево должно полежать год, высохнуть, а потом его можно будет «разделать», чтобы вручить частицу каждому участнику поездки. Так что ждем еще 10 месяцев!
Буквально в первые же минуты нашего пребывания в Иерусалиме выяснилось: сегодня ночью отправляемся на Литургию в Храм Гроба Господня. Это было связано с тем, что православное духовенство служит не каждый день, и в другое время нам попасть на ночную службу было бы затруднительно. Пришлось корректировать планы – изначально мы хотели провести вечер в отдыхе. Даже возникли сомнения: хватит ли сил на ночную Литургию после и без того насыщенного дня? Но, понятно, что вопрос можно было считать решенным. Каждый из нас отдавал себе отчет в том, что, во-первых, ради этой ночи и ехал на Святую Землю. А, во-вторых… Да не было никакого «во-вторых»! Поэтому, заселившись в гостиницу, быстро и постно поужинав, мы отправились отдыхать, чтобы к полуночи встать со свежими силами.
И, что удивительно, этих 3-4 часов сна хватило! Лично я встала очень легко, а когда спустилась вниз, то увидела, что практически вся наша паломническая группа была уже в сборе. Нам очень повезло с гостиницей: мы жили у Яффских ворот, а это, кто знает, буквально две минуты ходьбы до Храма Гроба Господня. И вот, в двенадцатом часу идем по абсолютно пустым улицам Старого города, по этим отполированным миллионами ног камням… Запоминаю уличные указатели, ведь этот путь придется повторить еще не раз: St. Mark, St.Helena, Christian Quarter…
Заходим в храм… Сколько я не смотрела фотографий и видео, никак не могла представить, как он выглядит. Вот умащенный благовониями Камень помазания, вот огромное распятие над Голгофой, ставшей престолом, на котором служится Литургия. Протяни руку – и почувствуешь гладкость этого камня…
Сразу у входа в Храм – Камень помазания, куда положили тело Спасителя, снятое с Креста
А, поднявшись по лестнице на второй этаж, мы оказались у Голгофы, над которой ныне соорудили престол. Здесь совершается Литургия. Пожалуй, это единственный престол, к которому могут прикасаться миряне
Но с особым трепетом, конечно, шли к Кувуклии, где и совершалась Литургия в эту ночь. Служил Патриарх Иерусалимский Феофил III, которому сослужили: митрополии Херсонский и Таврический Иоанн, священники из Румынии, а также батюшка откуда-то из юго-восточной Азии (возможно, из Кореи). Служба совершалась на четырех языках: греческом, арабском, церковно-славянском и румынском.
Это единственные кадры той ночной Литургии, которые сделала наша спутница. Остальные участники поездки не брали с собой в ту ночь фотоаппараты, поэтому снимков больше нет
Как передать ощущения от той Литургии? Лично мне казалось, что я на ночной пасхальной службе. То ли время полуночное, то ли ощущение праздника свою роль сыграло. Ну а самое главное, конечно, место. Было отчетливое понимание, что эту ночь я запомню на всю жизнь.
Гроб Господень в данный момент является алтарем, где совершается Божественная Литургия. Как и Голгофа, этот алтарь уникален тем, что сюда могут войти и женщины
Ну а когда в Храме Воскресения Христова началось Причастие, и в очередь к Чаше встали наши паломники, мне и вовсе стало казаться, что я в родном Свято-Троицком Измайловском соборе! Все свои.
Большим плюсом было то, что мы поехали в самый «непопулярный» сезон в году. Никакого столпотворения и давки, как показывают в телесюжетах, не было. После окончания Литургии практически все еще успели зайти в Кувуклию и приложиться к самой великой нашей святыне – Гробу Господню. Забегая вперед, скажу, что приложиться ко Гробу мы смогли за эту поездку по три-четыре раза. Тем, кто не ленился и заходил в Храм рано утром, до завтрака, удавалось по несколько минут в одиночестве помолиться в Кувуклии.
Глубокой ночью, в абсолютной тишине, выходим из Храма и возвращаемся в гостиницу
А по дороге становимся свидетелями коммунальной аварии: прорвало трубу с кипятком. Знакомое зрелище для петербургского жителя!
Кстати, это ощущение Пасхи удалось пережить еще раз, когда мы вернулись в Храм уже вместе с отцом Романом, на экскурсию. Мы стояли в очереди в Кувуклию, читали Евангелие, а потом, к изумлению присутствовавших тут же экскурсионных групп, дружно кричали «Воистину Воскресе. » на громкий возглас нашего диакона «Христос Воскресе. » Мне кажется, окружающие нам немного завидовали .
На следующий день снова спешим приложиться ко Гробу Господню
В Храме всегда темно
Кувуклия. От нее не хочется отходить
Удивительное, конечно, место
В общем, получилось так, что Храм Гроба Господня, который, казалось бы, должен был стать кульминацией иерусалимских впечатлений, открыл их. Задал тон всему пребыванию в городе. И, не знаю, кому как, но для меня вот эта радость Воскресения Христа затмевала Его страдания. После встречи с воскресшим Господом было уже намного легче пройти по Via Dolorosa, спуститься в темницы Претории.
Такие кресты оставляли в Храме Гроба Господня крестоносцы
А чем мы хуже? Так подумали петербуржцы и нацарапали свой крест
В центре - крест Свято-Троицкого Измайловского собора. Отныне все наши прихожане, достигшие Святой Земли, могут найти его и внести свою лепту, «дорисовать»
Конечно, поражал резкий контраст дневного и ночного Иерусалима. Восток есть Восток! Днем улицы Старого города – невероятный арабский базар, где продают футболки «Мне не нужен Goolge – моя жена знает все», «Don’t worry be Jewish», а рядом – шахматы и нарды. Паломникам, которые хотят пройти Крестным путем в сосредоточенной молитве, вряд ли удастся это сделать. Придется постоянно толкаться, пробираться сквозь толпу, а еще следить за кошельком. А ночью, когда лавчонки закрываются и улицы пустеют, здесь, наконец, появляется простор и возможность пройтись спокойно.
Вид на Храм днем
Наша прогулка по Старому городу. Сверяемся с картой: не потерялись ли?
Кое-где в центре Иерусалима остались древние каменные плиты
В Претории ныне греческий храм
Темница, где могли содержать Христа
На иконе показано, каким образом приковали Спасителя тюремщики
Церковь в Претории
Не буду в подробностях описывать все три дня нашего пребывания в Иерусалиме. Мы посетили в основном те места, куда попадают все паломники: монастырь Марии Магдалины, место, где находилась Сионская горница – место Тайной вечери и сошествия Святого Духа на апостолов. Побывали у гробницы Давида и подошли к Стене плача. А вот в мечеть Омара (ту самую, с золотым куполом) нас не пустила охрана. Из тех мест, куда путешественники заходят нечасто, отмечу лишь музей истории Иерусалима в башне Давида – там действительно очень интересно и познавательно. Мы за какой-то час там получили целый экскурс истории Израиля. А еще Австрийское подворье с хорошей обзорной площадкой на Старый город, католическим храмом и ароматным штруделем (что тоже бывает нелишним в паломнической поездке ).
Наш «кусочек Голгофы» - Александровское подворье Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Во времена Христа здесь были городские ворота. Здесь начинается та самая гора, где Иисуса казнили. У Русской Православной Церкви нет своего придела в Храме Гроба Господня, зато есть Александровское подворье, которое находится в непосредственной близости от Храма
Порог Судных врат. По тогдашним законам, казнь Христа можно было отменить, если бы на Его защиту встал бы кто-то до того, как Он минует городские ворота. Но за Него не заступился никто. Икона находится в церкви Александровского подворья
… И вот пришло время расставаться с Иерусалимом. А потом и со Святой Землей. Сказать, что все мы грустили – ничего не сказать. В аэропорту Бен-Гурион встретили нашу смену – вторую группу прихожан Свято-Троицкого Измайловского собора. Как им завидовали! Ведь им только предстояло пережить все то, что пережили мы.
Аэробус с надписью «Россия» забирает нас домой
Конечно, очень хотелось бы вернуться в Израиль вновь. Но даже если этого не произойдет, то я все равно счастливый человек. Назарет, Вифлеем, Яффа, Иерихон, Кана Галилейская – мое богатство, которое не отнимет никто. Аванс, данный Господом, в такой «валюте», курс которой никогда не упадет. За что? Вернее сказать, зачем? Мне кажется, каждый должен ответить на этот вопрос лично для себя. Тем более, что ответ, скорее всего, лежит на поверхности. Изменить себя, изменить свое отношение к ближнему… и действовать! Мне кажется, именно активного – деятельного – проявления веры ждет от нас Христос.
Акелдама
Акелдама в Иерусалиме Акелдама в ИерусалимеЭто место имеет и другие названия: Земля Крови, Земля Горшечника. Как известно, Иуда за свое предательство получил в награду 30 сребреников. Однако этими деньгами он не воспользовался. После его смерти на них и был приобретен этот участок земли. Он предназначался для погребения паломников, скончавшихся на Святой земле.
В IV в. здесь жил раннехристианский греческий святой по имени Онуфрий. Он был отшельником, проводил дни в молитве и покаянии. Сейчас в Акелдаме можно посетить православный монастырь, освященный в его честь. Здесь также расположена пещера отшельника и Пещера апостолов, где они находились в момент распятия Христа.
Золотые ворота
Золотые ворота Иерусалима Золотые ворота ИерусалимаВ Иерусалиме сохранилось несколько древних ворот, но наибольший интерес вызывают Золотые. Также их именуют Прекрасными или Милосердными. Они находятся с восточной стороны города, между Львиными воротами и Вратами Хульды.
Ворота сейчас запечатаны: заложить их приказал султан Сулейман I. Для иудеев они имеют особое значение. Согласно пророку Екклезиасту, именно через них Мессия пройдет во время Второго Пришествия и взойдет на Масличную гору, а камни, запечатывающие врата, рухнут. А согласно христианским текстам, Иисус уже проходил сквозь них, когда приехал в Иерусалим на Пальмовое (Вербное) воскресенье.
Спасибо за внимание! Можно не подписываться и не лайкать, но если сделаете это, автор поймет, что старается не зря :)
Гефсимания
Гефсимания и церковь Всех Наций Гефсимания и церковь Всех НацийМестность лежит в Кедронской долине у подножия Масличной горы, с западной стороны. Здесь же находится знаменитый Гефсиманский сад, где, согласно преданию, молился Иисус в ночь перед арестом. Ранее он часто приходил сюда с учениками, что и позволило Иуде правильно указать это место римским стражникам, намеревавшимся арестовать Христа. Когда-то сад занимал обширную территорию, но сегодня его площадь – 47 × 50 м. Несмотря на множество паломников, здесь царит умиротворяющая атмосфера.
В Гефсимании есть несколько значимых объектов:
- католическая Церковь Всех Наций, построенная в XX в.;
- церковь Успения Богородицы с гробницей Девы Марии;
- церковь Марии Магдалины.
В Гефсиманском саду растет восемь оливковых деревьев. Радиоуглеродный анализ позволил установить их возраст: им около 1 тыс. лет. Это, пожалуй, старейшие оливы в мире.
Достопримечательности Иерусалима: навстречу святым местам
Непросто создать перечень интересных мест древнейшего города Израиля . Перед поездкой следует помнить, что основные достопримечательности Иерусалима в основном религиозные, поэтому многое будет зависеть от вашего вероисповедания и целей путешествия. В этой статье мы перечислим самые популярные среди туристов памятники мировой архитектуры и музеи.
Старый город
Старейшую часть Иерусалима с удовольствием посещают даже атеисты. Главные святыни авраамических религий находятся именно здесь. Во времена царя Давида Старый город включал в себя только Храмовую гору и её окрестности, однако со временем его территория увеличилась. Красочные мусульманский, христианский, еврейский и армянский кварталы обладают своим неповторимым колоритом и списком туристических достопримечательностей.
На территории Старого города к вам будут подбегать люди, предлагать оставить записки и повязать красную нить на запястье – разумеется, за деньги. Не ведитесь – это предприимчивые торговцы.
Как добраться: обычно в Старый город заходят через Яффские ворота. За ними расположен туристический центр, где можно взять карту.
Храм Гроба Господня
Храм Христова Воскресения, он же Храм Гроба Господня, возведён на месте предполагаемого погребения Иисуса. Гробница является важнейшим местом поклонения всех христиан. У святыни непростая история: его разрушали, восстанавливали и снова разрушали. Большая из сохранившейся части постройки датируется XI-XII веками, а реставрация была в XIX веке. В храме всегда многолюдно, присутствуют представители различных христианских конфессий, причём помолиться они могут только в строго определённое время. Среди верующих периодически вспыхивают конфликты, но, к счастью, охрана бдительна.
Чтобы попасть к основным святыням, иной раз приходится отстоять многочасовую очередь. Чтобы попасть в пещеру Кувуклию, где лежало тело Христа, можно подойти в коптский придел с обратной стороны от входа и попросить монаха пропустить вас.
«Виа Долороса»
К Храму Гроба Господня ведёт Дорога скорби под красивым названием «Виа Долороса». Считается, что именно этим путём прошёл Иисус Христос к месту своей казни. Сейчас паломники идут этой же дорогой, делая остановки, связанные с событиями Крестного Пути. Найти самим эти точки не так-то просто, поэтому лучше идти с экскурсоводом. Как правило, на стояниях читаются отрывки из Библии и определённые молитвы. Атмосфера отнюдь не благоговейная: многочисленные торговцы активно зазывают туристов что-нибудь приобрести. На прилавках преимущественно представлены религиозные сувениры.
Стена Плача
Достопримечательности Иерусалима – важнейшие святыни как христианства, так и иудаизма. Именно эта Стена является уцелевшей частью Второго Иерусалимского Храма, разрушенного римлянами в 70 году н. э. Стену Плача может увидеть каждый желающий – не стоит лишь забывать об уважении к другой культуре. Между камней принято вкладывать записки с личными просьбами Всевышнему. Не существует каких-то определённых канонов или образцов, главное, чтобы просьба шла от сердца. Ежедневно на Стене появляются тысячи записок, поэтому подготовьте бумажку небольшого размера, чтобы проще было найти ей свободное место. Раз в полгода их собирают и сжигают на Масличной горе.
За внешним видом женщин строго следят представители хасидской общины: с оголёнными плечами и в шортах вас не пустят. Мужчинам на входе обязательно выдают головной убор – кипу. Территория поделена на две части: мужскую и женскую, причём если на последней можно только возносить молитвы, то на мужской поют и танцуют во время иудейских праздников. Поворачиваться к Стене спиной нежелательно: традиционно его покидают, пятясь несколько метров. В субботу и во время праздников также запрещено фотографировать и снимать на видеокамеру святое место.
Город Давида
Город Давида в Иерусалиме Город Давида в ИерусалимеЭто старейший населенный район города. Считается, что именно здесь царь Давид основал Иерусалим и возвел для себя дворец. Вероятно, он выбрал это место благодаря его плодородным землям и удачному расположению.
Город Давида – место археологических раскопок, начавшихся еще в XIX столетии. Здесь было сделано множество ценных открытий и находок, поведавших о прошлом Иерусалима и его жителей. В древних жилищах были обнаружены личные вещи горожан и предметы быта. Помимо наземной, существует и подземная часть города, где тоже проводятся экскурсии. Например, здесь проходит туннель, ведущий к Гихонскому ключу, в древности снабжавшему водой город.
На Святой Земле. Часть 1
Благо ли, что сейчас путь к Святой Земле является столь быстрым и легким? Очевидно, что умножилось число путешественников. Человек нашего столетия вполне доволен, но я уверен, что благочестивый христианин прошлых веков был бы сильно разочарован. Он бы не согласился лишиться подвига. Не только моление у великих святынь, но само путешествие, трудное и опасное, рассматривались в древности как дело спасительное. Было немало людей, которые преодолевали это расстояние пешком. Некоторые не возвращались на родину, погибая от рук разбойников, о которых немало говорится в Библии. Другие умирали от болезней.
|
Пешие паломники из России. Фотография начала XX века |
Самолет наш приземлился, когда уже день клонился к вечеру. Сев в автобусы, мы поехали в Иерусалим. По пути остановились у источника в Эммаусе, где воскресший Господь явился апостолам Луке и Клеопе. Умывшись там, направились на St. George Street (ул. святого Георгия). Прежде чем приблизиться к дорогим нам святыням, мы поднялись на гору Скопус (евр. Гар а’Цофим – гора Наблюдателей), которая расположена на высоте 826 метров над уровнем моря. Название это греческое, от глагола скопео – «смотреть». В древности здесь был наблюдательный пункт римских легионов. Именно здесь, в семи стадиях (одна стадия – 200 м) от Иерусалима, Тит устроил первый лагерь, готовясь к осаде города: «На следующий день Тит, после того как ночью присоединился к нему легион из Эммауса, снялся с лагеря и двинулся вперед до места, называемого Скопом. Отсюда открывается вид на город и исполинское здание храма, вследствие чего это примыкающее к северу от города плоскогорье весьма кстати названо Скопом» (Иосиф Флавий. Иудейская война. 5. 2: 3).
Но не только поражает разительное отличие плодородных земель и каменистой пустыни. География Палестины уникальна и в другом отношении. Иерусалим, стоящий на высоком горном плато, является одной из самых высоких столиц мира. Удалившись от Иерусалима на несколько километров на восток, путник оказывается в самом низком месте земного шара: Иорданская долина на 798 м ниже уровня моря.
С горы Скопус хорошо виден современный город, в котором сейчас проживает более 600 тысяч человек. В этой обширной панораме взор легко находит Старый город, которому около 4000 лет. Древняя часть ясно просматривается благодаря 12-метровой зубчатой каменной стене, возведенной турецким султаном Сулейманом (1520–1566) по контуру прежних стен, которые неоднократно разрушались. Лишь самая старая часть Иерусалима – град Давидов, с которого и началась его слава, был оставлен строителями стены за границами Старого города. Есть что-то символическое и знаменательное, что Сион, который является прообразом новозаветной Церкви, не отделен от современного города никакой границей. Вечное и временное…
Ворота Сиона – у горы Сион. Поскольку здесь находится гробница царя Давида, арабы называют их Баб Наби Дауд (ворота пророка Давида).
В северо-восточной стене находятся Стефановы ворота.Они напоминают о подвиге первомученика апостола Стефана. Он мужественно исповедал Иисуса как провозвещенного пророками Христа перед членами синедриона. «Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями» (Деян. 7: 57–58). На месте мученичества архидиакона Стефана в его честь стоит греческий православный храм. Ворота Стефана называются также Львиными. Название произошло от находящихся на каждой стороне ворот геральдических эмблем султана мамелюков, правившего в XIII веке.
Через Мусорные ворота вывозили отходы на загородную свалку. Они упоминаются в книге Неемии как Навозные: «И проехал я ночью через ворота Долины перед источником Драконовым к воротам Навозным, и осмотрел я стены Иерусалима разрушенные и его ворота, сожженные огнем» (Неем. 2: 13). У арабов название другое: Баб-эль-Магарбех (ворота мавров). Связано это с появлением в городе переселенцев, прибывших из Северной Африки в XVI веке.
Через Дамасские ворота шла дорога в древний город Дамаск, который упоминается уже в первой библейской книге (см.: Быт. 14: 15). В результате раскопок под нынешними воротами были найдены ворота II века по Р.Х. Сооружение представляет собой наилучший пример оттоманской архитектуры в Израиле. Вокруг были произведены раскопки для того, чтобы изучить ранее существовавшие на этом месте ворота. Мы часто проходили этими воротами, посещая Старый город.
Имеются еще Новые ворота, которые были сделаны в 1887 году, чтобы сократить путь между христианским кварталом и учреждениями Церкви за пределами города.
Ворота устраивались достаточно широкими и высокими в расчете на колесницу или на верблюда с погонщиком. Они были не единственной возможностью для жителя Иерусалима войти в город. В древности были еще так называемые «иглиные уши» – небольшие отверстия в стене, через которые запоздалый пастух мог войти со своей заблудившейся овечкой или козочкой. Нашим паломникам довелось проходить через такое отверстие. В нижней части русского храма святого Александра Невского находится часть древней стены римской эпохи, в которой было такое «иглиное ухо». Обнаружено оно было при раскопках, проводившихся под руководством архимандрита Антонина (Капустина). Спаситель наш использовал эту реалию для духовного назидания (см.: Мк. 10: 25; Лк. 18: 25). Верблюду невозможно пройти через такое отверстие.
Святися, святися, Иерусалиме. |
С глубоких патриархальных времен здесь жил иевусеи – народ, начало которому дал правнук патриарха Ноя Иевусей, сын Ханаана (см.: Быт. 10: 15–16). Их главный город Иевус впервые упоминается в книге Иисуса Навина (см.: Нав. 15: 8). При разделе земель он достался колену Вениамина, но находился на самой границе с коленом Иуды. Почти пять веков после вступления евреев в Землю Обетованную они жили совместно с иевусеями. После семи лет и шести месяцев царствования Давид завоевал гору Сион, и город стал принадлежать иудеям. Давид перенес сюда столицу из Хеврона (см.: 2 Цар. 5: 5).
Храм Соломонов. Фрагмент древней карты Иерусалима |
Господь вразумлял нечестивых царей и жителей Иерусалима через Своих пророков и предупреждал об ожидающих город наказаниях: «Смой злое с сердца твоего, Иерусалим, чтобы спастись тебе: доколе будут гнездиться в тебе злочестивые мысли? Ибо уже несется голос от Дана и гибельная весть с горы Ефремовой: объявите народам, известите Иерусалим, что идут из дальней страны осаждающие и криками своими оглашают города Иудеи» (Иер. 4: 14–16). Слепота последних четырех царей, правивших после праведного Иосии, привели город и страну к катастрофе. В начале 588 года Навуходоносор осадил столицу иудейского царства. Халдейский царь не сразу решился на этот шаг. В это время было несколько восстаний среди покоренных народов. Навуходоносор готов был идти на столицу аммонитян Равву. Находясь в затруднении, царь прибег к жребию. И жребий пал на Иерусалим. Обреченные жители сопротивлялись 1 год 5 месяцев и 27 дней, ожидая помощи от египетского фараона. Первый пролом был сделан в северной стене у «средних ворот» (Иер. 39: 3), которые исследователи отождествляют с Ефремовыми воротами. Произошло это 9 таммуза (соответствует нашему июлю) 586 года. Узнав об этом, царь Седекия с войском бежал по восточной дороге через «ворота между двумя стенами, что подле царского сада» (4 Цар. 25: 4). Поскольку царские сады находились на юго-восточной стороне за стенами города у Силоамского источника, то исследователи отождествляют ворота, через которые вышел царь и сопровождавшие его, с воротами источника, о которых пишет Неемия (см.: Неем. 2: 14). Седекия был схвачен на Иерихонской дороге и доставлен в ставку Навуходоносора – Ривлу. Город был взят 17 таммуза, разрушен и опустошен, а 9 ава сгорел великолепный Храм. О размерах бедствия свидетельствует пророк Иеремия: «Как одиноко сидит город, некогда многолюдный! он стал, как вдова; великий между народами, князь над областями сделался данником. Горько плачет он ночью, и слезы его на ланитах его. Нет у него утешителя из всех, любивших его; все друзья его изменили ему, сделались врагами ему» (Плач. 1: 1–2).
Разрушение Иерусалима в 70 году не было последним потрясением в его истории. Едва восстановленный, он через 65 лет вновь пережил потрясение. Восстание евреев против римлян 132–135 годов получило название Второй иудейской войны. Вождь его Шимон (Симон), взявший прозвище Бар-Кохбы (евр. сын звезды), смог овладеть Иерусалимом. Он был провозглашен царем. Повстанцы начали даже чеканить монету. Положение было настолько серьезным, что из Британии был вызван полководец Юлий Север. После того как Иерусалим был взят, император Адриан приказал символически распахать город. Он стал называться Элия Капитолина – в честь императора, полное имя которого было Публий Элий Траян Адриан. Евреям в Палестине было запрещено отправление культа. Заслуживает внимания факт: третье разрушение Иерусалима произошло, как и два первых, 9 ава.
Победа святого Константина Великого и установление христианской государственности положили начало новой эпохе древнего города. Благодаря усилиям равноапостольной Елены устраняются языческие мерзости на месте христианских святынь. В самых памятных местах священной новозаветной истории возводятся храмы. Быстро идет христианизация Палестины. Самое великое событие – обретение Креста Господня и построение храма Воскресения Христова.
Гонитель христиан император Юлиан Отступник (361–363) решил содействовать иудеям в восстановлении Храма. Он не только разрешил им строительство, но даже выделил средства. Во время работ на храмовой горе из земли вышел огонь и попалил строителей. Об этом свидетельствует современник – святитель Григорий Богослов. Он говорит, что в это время на небе стоял блистающий крест, и одежды зрителей запечатлены были крестами. Подтверждает факт и языческий историк Аммиан Марцеллин: «Страшные клубы пламени, часто исторгавшиеся из основания, делали это место неприступным, сожигая неоднократно работавших; таким образом, сие предприятие остановлено стихиею, отгонявшею упорно рабочих» (Деяния. Кн. 23. Гл. 1).
В VII веке Иерусалим, населенный преимущественно христианами, подвергся еще одному завоеванию: полководец халифа Омара осадил его в 636 году. Жители защищали город два года. Когда силы истощились, святитель Софроний пришел в стан завоевателей. Иерусалимский патриарх сказал, что Иерусалим сдается. Но при одном условии: самому Омару. Халифу он сказал: «Се, мерзость запустения на месте святе!».
Город после этого неоднократно завоевывался. Казалось бы, при таких потрясениях и исторических невзгодах ничего не могло уцелеть от древности. Но паломник, впервые приехавший на Святую Землю, с радостью и изумлением находит множество святынь. Часть еще находится под землей. Слой порой достигает 10–12 метров. Чтобы увидеть, например, воды знаменитой Вифезды, где Спаситель исцелил расслабленного, надо спуститься глубоко под землю.
У паломника вызывает самые благоговейные переживания все то, что напоминает в Иерусалиме об искупительном подвиге нашего Спасителя и Божией Матери
Елеонская (Масличная) гора
Масличная гора Масличная гораНазвание возвышенности объясняется тем, что в древности здесь в изобилии росли маслины. Высота Елеонской горы – 826 м в самой высокой части. Среди стройных кипарисов прячутся иудейские и христианские достопримечательности. Предание гласит, что в Судный день именно сюда поднимется Мессия и начнется воскрешение из мертвых.
На горе расположен православный Вознесенский монастырь и католическая церковь Патер Ностер. Еще одно важное место – древнее еврейское кладбище, насчитывающее 3 тыс. лет. Быть похороненным в этом месте – большая честь, выпадающая немногим. А с вершины Масличной горы открывается прекрасный вид на Старый город и реку Кедрон.
Читайте также: