Грузия святые места удел богородицы
Вторым уделом Пресвятой Богородицы стал Афон. Когда в 48 году Божия Матерь отправилась на остров Кипр навестить святого Лазаря, воскрешенного Господом, поднялся сильный ветер. Бурей корабль был отнесен к берегу Афонской горы, населенной язычниками. Пресвятая Дева, видя в этом указание воли Божией на данный Ей Жребий на земле, вышла на берег и возвестила язычникам евангельское учение. Впоследствии здесь была основана Иверская обитель.
Пресвятая Богородица, восхищенная красотой этого места обратилась к Сыну Своему, чтобы Он даровал Ей всю Гору Афонскую. Тогда прозвучал глас с небес: «Пусть это место станет Твоим уделом, и садом, и раем, а еще — убежищем для тех, кто жаждет спасения». Проповедь Матери Божией просветила местных жителей, и они приняли святое крещение. Сама Царица Небесная дивным образом приводила на Афон подвижников. Первым из них стал преподобный Петр, которому Божия Матерь сказала: «Для служения Богу нет лучшего места, чем гора Афонская, которую Я приняла от Сына Моего и Бога в наследство Себе, чтобы те, которые хотят отойти от мирских хлопот и соблазнов, приходили сюда и служили Богу. Велика любовь Моя к этому месту, и придет время, когда оно из конца в конец, на север и на юг наполнится многими иноками. И если они от всей души будут служить Богу и хранить заповеди Его, то еще здесь, на земле, получат они Мою помощь; Я стану облегчать болезни и труды их, дам возможность иметь все необходимое, ослаблю вражеские брани против них и плод их прославлю во всей поднебесной».
Нравится Показать список оценившихПриими смиренныя моления наша и принеси яко Все щедрому Богу нашему, да спасет души наша Своею благодатию.
Воззри на ны милосердным Твоим оком и соверши Сама о Господе наше спасение, понеже без милости Спаса нашего и Твоего святаго о нас ходатайства, мы, окаянные, не возможем совершити свое спасение, яко окаляхом житие наше в суетах мирских, ибо время приближается жатвы Христовой в день Страшнаго Суда приспе.
Мы же, окаянныя, погибаем в бездне греховной, нерадения ради нашего, по реченному от святых отцев, первоначальников ангельскаго по плоти жития: яко последний монаси нерадением жития своего уподобятся мирским людем, еже и сбыстся днесь, ибо иночество наше плавает житием своим на море житейстем среди великия бури и непогоды: ибо наши святыя обители в прахе пребывают грехов ради наших, Всеправедный Господь наш Иисус Христос, тако благоволи, мы же, недостойнии, не имеем где главы подклонити.
Нравится Показать список оценивших Нравится Показать список оценившихАдминистративно — особая единица Греческой Республики, самоуправляемое сообщество 20-ти православных монастырей в непосредственной церковной юрисдикции Константинопольского Патриарха (с 1313 года).
Суверенитет Греции над полуостровом закреплён Лозаннским договором 1923 года; режим самоуправления исходно базируется на положениях Хрисовулла, изданного Императором Иоанном Цимисхием в 972. В отличие от остальной части Константинопольского Патриархата, на Афоне используется исключительно юлианский календарь, в том числе в административных документах.
Для православных всего мира — одно из главных святых мест, земной Удел Божьей Матери. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Флаг ЮНЕСКО Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект
англ. • фр.
ид на полуостров с верхней точки горы Афон
Почти весь полуостров, за исключением южного пика и прилегающих к нему скал, покрыт богатой субтропической растительностью: здесь произрастают различные деревья, отчасти фруктовые, лимоны, апельсины, груши; целые поля усажены виноградом.
Конституционно-правовое положение и администрация
Герб Палеологов на флаге Вселенской Патриархии, используемом на Афоне
В 676 году император Константин Погонат передал весь полуостров в вечную собственность населяющим его монахам.
Действующая конституция Святой Горы — Уставная Хартия Святой Горы Афонской 1924 года, ратифицированная 10 сентября 1926 года и имеющая силу государственного закона Греции. Особый статус Святой Горы закреплён в статье 105 действующей конституции Греции.
Устав, согласно своей последней статье (ст. 188), «проистекает из императорских золотых булл и типиков, патриарших сигиллий, султанских фирманов, имеющих силу всеобщих постановлений и древнейших монашеских положений»[1].
Нравится Показать список оценившихГреческое государство на Афоне представляет губернатор, находящийся в подчинении Министерства иностранных дел Греции. При нём есть небольшой штат административных сотрудников и полицейских. Его основная обязанность — наблюдать за соблюдением гражданского законодательства.
В Карее находится древнейший, по преданию основанный в 335 году Константином Великим, храм Успения Пресвятой Богородицы, неоднократно сильно страдавший от разрушений. В нём сохранились фрески XIV века. Святыня храма — чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть».
Статья 186-я Статута гласит: «В соответствии с древним обычаем, запрещается для любого женского существа ступать на полуостров Святой Горы»[2]
Нравится Показать список оценивших«Правящие» монастыри в порядке официальной святогорской иерархии:
Помимо монастырей по всей Святой Горе разбросаны 12 скитов (зачастую крупные поселения, ничем, кроме формального статуса, от монастырей не отличающиеся), а также: кельи (в русской литературе обычно именовались «келейные обители» — обширные монашеские поселения с возделываемым участком земли), каливы (поселение без земли), кафисмы (одиночные поселения, обычно близ материнского монастыря), исихастерии (в них подвизаются те, кто стремятся к полному уединению, иногда в пещере). Последних много на юге полуострова и в местности Карулья.
Принципиальное отличие от монастыря всех прочих поселений — отсутствие у них прав на земельную собственность, что ставит их в прямую зависимость от монастыря, которому принадлежит их земля.
До начала 1990-х монастыри на Афоне были как общежительными (в которых монахи живут на общем монастырском довольствии), так и штатными (особножительными). После перевода в 1992 году Пантократора на общежитие все монастыри стали общежительными. Однако многие скиты по-прежнему остаются особножительными.
Нравится Показать список оценившихИстория
Монастырь Симонопетра на Афоне
История Афона, как и всего полуострова Халкидики, свидетельствует о том, что человек поселился там в глубокой древности. Красота афонской природы, мягкий климат полуострова Халкидики и удивительный рельеф его местности способствовали ведению здесь уединенной жизни. Первыми жителями полуострова были фракийцы. В 5 веке до н.э. к ним присоединились греки из Халкидики, благодаря которым произошла эллинизация местных жителей. Основным родом деятельности их являлось сельское хозяйство, животноводство и рыболовство.
Превращение Афона в исключительно монашеское обиталище произошло после Трулльского Собора, постановившего в частности (Правила 18 и 42) в отношении скитающихся «пустынников»: «Аще восхотят, <. > то определяти их в монастырь, и причисляти к братиям. Аще же не пожелают сего, то совсем изгоняти их из градов, и жити им в пустынях, от коих и именование себе составили.» Многие из таких скитальцев, которых было много по причине нашествия магометан особенно в Константинополе, устремились на Афон.
Расцвет монашества на Афоне произошел во время царствования Василия Македонянина, восшедшего на престол в 867 году. Им было подтверждено исключительное право монахов на обитание на полуосторове, дарованное ещё Константином Погонатом.
После захвата Салоник турками в 1430 году монахи Афона немедленно принесли заверения повиновения султану Мураду II; после падения Константинополя в 1453 году Афон продолжал долгое время пользоваться прежними правами и привилегиями, но в 1566 году султан Селим II своим указом отобрал у афонских монастырей все имения.
В XVII—XVIII веках Афон стал местом греческого просвещения, учёности и книгоиздательства: при Ватопеде в средине XVIII века была основана Афонская академия (Афониада), при Лавре была устроена типография.
XVIII век был временем общего упадка афонского монашества.
После восстания 1821 года последовала турецкая военная оккупация Афона и репрессии; уцелевшие монахи рассеялись по островам архипелага. Андрианопольский мирный договор между Россией и Портой в сентябре 1829 года обеспечил прекращение турецкой оккупации и возвращение монастырских имений.
2 (15) ноября 1912 года полуостров был с моря занят войсками Греческого Королевства. Русское правительство потребовало вывода греческих войск, которые и были выведены с территории Пантелеимонова монастыря; русские монахи в гражданском отношении продолжали подчиняться русскому посольству в Константинополе. На Лондонской конференции в декабре 1912 — январе 1913 года Россия предложила придать Афону статус «автономной монашеской республики» под протекторатом шести православных держав: России, Греции, Румынии, Болгарии, Сербии, Черногории. Против такого проекта выступило греческое монашество Афона, требовавшее присоединения к Греческому Королевству.
Принятая в мае 1924 года Священным Кинотом «Уставная Хартия Святой Горы Афонской» («Новый канонизм»), законодательно признанная Грецией в 1926 году, не была подписана представителем Пантелеимонова монатсыря, хотя в 1940 году Пантелеимонов монастырь согласился исполнять её предписания как действующего государственного законоположения[3].
Закон Греции 124/1969 (в 1969 году) отнимал у монастырей права самоуправления и давал полномочия губернатору, что вызвало сильные протесты как на Афоне, так у руководства поместных Церквей.
На Афоне на протяжении его истории подвизались монахи (святогорцы) различного происхождения. Монастыри знали периоды расцвета (конец XIX века) и упадка (сокращение численности братии на протяжении большей части XX века). Минимальное число насельников Святой Горы было зафиксировано в 1971 году (1145 человек), после чего наблюдается неуклонный рост.
С последней четверти XX века, после демократизации Греции и включения Афона в список всемирног
Нравится Показать список оценившихС последней четверти XX века, после демократизации Греции и включения Афона в список всемирного наследия ЮНЕСКО, наблюдается новый подъём как чисто туристического, так и религиозного интереса к Афону.
Древнейший из 20 монастырей, расположенных на полуострове, Лавра, был основан в 963, а позднейший, Ставроникита, — в 1542 году.
Присутствие русских иноков на Афоне достоверно относят к XI веку, ко времени царствования императора Алексея Комнина, — в обители «Ксилургу».
Согласно 2-й Кассиановской редакции Киево-Печерского Патерика, преподобный Антоний Печерский отправился на Афон ещё в княжение святого Владимира, то есть до 1015 года, и принял там пострижение.
15 августа 1169 года русским была передана «обитель Фессалоникийца» («Руссик»). С конца XV века московские князья и цари начали оказывать щедрую помощь русской обители и иным на Афоне, который попадает под московское покровительство. В XVII веке Руссик занимал 5-е место в афонском диптихе.
Существуют документальные свидетельства о том, что Руссик стоял в запустении в конце XVI века и в 1693 году[4]. По рассказам, слышанным русским путешественником Василием Григоровичем-Барским, подобное запустение могло быть следствием того, что греки «больше числом сущи и не терпевши срамоти и обличения, сице наущением демонским возъяришася на них [российских иноков], и сицеву брань велию сотворивши междуусобию, яко нечаянно на них нападши, всех заклаша до едина…»[5]
В XVIII веке прозошёл резкий упадок как всего монашества на Афоне, так и русского в частности; к концу века Руссик, обременённый значительными долгами, практически прекратил существование.
В начале XIX века Руссик был заново отстроен на новом месте, на берегу моря; после греческого восстания 1821 года вновь пришёл в упадок.
В 1840-е начал заселяться паломниками из России Ильинский скит (на восточном берегу), основанный в 1757 году Паисием Величковским и до 1841 года пребывавший в полном упадке. Купцы Василий Толмачёв (в монашестве — Виссарион) и Василий Вавилов (Варсонофий) приобрели у Ватопедского монастыря келлию преподобного Антония Великого, которая в 1850 году сделалась русским Андреевским скитом с 300 исключительно русских иноков. Скит был назван в честь небесного покровителя Андрея Н. Муравьёва, немало содействовавшего устроению скита.
С половины XIX века начался массовый приток русского монашества на Афон, что было в значительной степени вызвано тем, что многие из российских паломников оставались на Афоне, чему Оттоманское правительство не чинило препятствий. Причём, с точки зрения российского правительства, такие насельники оставались подданными России. Под русский контроль перешёл Андреевский и Ильинский скиты.
Андреевский скит в начале 1910-х был очагом имяславия и в 1913 году его насельники были с помощью русских войск выдворены в Одессу.
Нравится Показать список оценившихС переходом Афона в гражданскую юрисдикцию Греческого Королевства в ноябре 1912 года бесконтрольному потоку русских на Афон был навсегда положен конец, что было не в последнюю очередь связано с планами российского правительства аннексировать полуостров (наряду с Константинополем) в ходе Первой мировой войны. Характерно, что в 1914—1915 годах 90 иноков Пантелеимонова монастыря были мобилизованы в армию, что породило подозрения среди греков, что русское правительство засылает на Афон под видом монахов солдат и шпионов.
После окончания гражданской войны в России приезд русских был практически запрещён как для лиц из СССР, так и из русской эмиграции вплоть до 1955 года. Замечательными исключением в данный период были Софроний (Сахаров) и В.А. Кривошеин (впоследствии архиепископ Московского Патриархата Василий). Последний проживал на Афоне с декабря 1925 года до сентября 1947 года, когда он был выдворен со Святой Горы гражданскими властями. Овладев греческим языком, Кривошеин сумел получить доступ к древним греческим манускриптам для их исследования.
В 1931 году Архиерейский Синод РПЦЗ создал Комитет помощи русским афонским инокам, в котором активно работал епископ Серафим (Соболев).
От 5.300 русских насельников из общего числа 12.000 в 1913 году[6] к декабрю 1965 года осталось 62 русских монаха (все весьма преклонного возраста) из общего числа 1.491[7]. В Андреевском скиту последний русский насельник (старец Сампсон) умер в 1972 году, после чего скит отшёл к Ватопедскому монастырю; в 1992 году там появились первые греческие монахи.
В 1960-х Московской Патриархии, благодаря усилиям председателя ОВЦС митрополита Никодима (Ротова), который, ещё будучи архимандритом, неофициально посетил Афон в феврале 1959 году[8], удалось добиться ограниченной отправки русских монахов в Пантелеимонов монастырь: в 1966 году прибыло 4 человека из Псково-Печерского монастыря, в 1969 году — 2 из Троице-Сергиевой Лавры.
В ноябре 1959 года Афон посетила группа участников церковных торжеств в Салониках в связи с 600-летием со дня преставления Григория Паламы (14 ноября) в составе: епископ Волоколамский Василий (Кривошеин), ректор МДА прот. К.И. Ружицкий и профессор ЛДА Н.Д. Успенский[9]. Первая официальная делегация Московского Патриархата в составе архиепископа Никодима, архимандрита Питирима (Нечаева) и референта ОВЦС В.С. Алексеева прибыла на Афон в конце июня 1962 года[10]. Игумен Пантелеимонова монастыря Илиан (Сорокин; † 1971) в письме от 19 сентября 1962 года архиепископу Василию (Кривошеину), чрез которого Никодим Ротов поддерживал сношения и получал информацию от русской братии на Афоне, писал: «После посещения Высокопреосвященнейшего владыки Никодима греки, то есть греческое правительство, очень озлобились на нас. Все письма наши читают. Отец Давид [Цубер; эконом] совсем испугался, сидит и молчит, боится, что его могут арестовать.»[11]
В 1970-е русское присутствие на Афоне начало медленно восстанавливаться; значительная часть отправляемых на Афон кандидатов возвращалась в СССР по причинам нездоровья и неспособности переносить тяготы жизни в Пантелеимоновом монастыре.
Нравится Показать список оценившихСвятая Гора Афон является самоуправляемой частью греческого государства, которая расположена в восточной части префектуры Халкидики и включает в себя монашеские учреждения, которые подразделяются на шесть категорий: монастыри, скиты, кельи, хижины, сидения и отшельнические пристанища на «катушках» – речь идет о наиболее жестком образе монашеского бытия в пещерах на откосной горной части Афона, где связь с морем осуществляется посредством катушки и веревки. Подход с суши почти не возможен.
Управление монашеской Республикой осуществляется 20 представителями монастырей (по одному от каждого), которые и составляют «Священную Общину» – Кинот. Срок их полномочий один год. Они осуществляют адмимистративную, законодательную и судебную власть. Место нахождения Священного Кинота – Карея, расположенная в центре полуострова.
Из 20 монастырей Афона 17 являются греческими, один русский (Свято-Пантелеимонов), один болгарский (Зограф) и один сербский (Хиландар). Согласно последней переписи на Афоне проживает около 1000 монахов. Все без исключения монастыри Святой Горы в богослужебной практике держатся старого Юлианского календаря.
Нравится Показать список оценившихО СВЯТОЙ АФОНСКОЙ ГОРЕ
Афон (Греция)
Вторым уделом Пресвятой Богородицы стал Афон. Когда в 48 году Божия Матерь отправилась на остров Кипр навестить святого Лазаря, воскрешенного Господом, поднялся сильный ветер. Бурей корабль был отнесен к берегу Афонской горы, населенной язычниками. Пресвятая Дева, видя в этом указание воли Божией на данный Ей Жребий на земле, вышла на берег и возвестила язычникам евангельское учение. Впоследствии здесь была основана Иверская обитель.
Пресвятая Богородица, восхищенная красотой этого места обратилась к Сыну Своему, чтобы Он даровал Ей всю Гору Афонскую. Тогда прозвучал глас с небес:
«Пусть это место станет Твоим уделом, и садом, и раем, а еще — убежищем для тех, кто жаждет спасения».
Проповедь Матери Божией просветила местных жителей, и они приняли святое крещение. Сама Царица Небесная дивным образом приводила на Афон подвижников. Первым из них стал преподобный Петр, которому Божия Матерь сказала:
«Для служения Богу нет лучшего места, чем гора Афонская, которую Я приняла от Сына Моего и Бога в наследство Себе, чтобы те, которые хотят отойти от мирских хлопот и соблазнов, приходили сюда и служили Богу. Велика любовь Моя к этому месту, и придет время, когда оно из конца в конец, на север и на юг наполнится многими иноками. И если они от всей души будут служить Богу и хранить заповеди Его, то еще здесь, на земле, получат они Мою помощь; Я стану облегчать болезни и труды их, дам возможность иметь все необходимое, ослаблю вражеские брани против них и плод их прославлю во всей поднебесной».
Божия Матерь Афонская
Перед отплытием с Афона Богородица благословила народ и сказала:
«Се в жребий Мне бысть Сына и Бога Моего! Божия благодать на место сие и на пребывающих в нем с верою и со страхом и с заповедями Сына Моего; с малым попечением изобильно будет им вся на земле, и жизнь небесную получат, и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века, и аз буду тепла заступница к Сыну Моему о месте сем и о пребывающих в нем»
Почему верующие называют Абхазию Уделом Богородицы
Храм св. Симона Кананита Храм св. Симона КананитаТе, кто хоть раз был в Абхазии, прекрасно знают, что в этой прекрасной стране можно не только "валяться" на пляже и осматривать природные достопримечательности, но и очистить свою душу, "приблизиться" к Господу. Паломнический туризм тут развит очень хорошо.
Всем известны такие святые места как: Илор, Моква, Каман, Новый Афон. Последний город особенно привлекает верующих, так как тут можно посетить сразу несколько "сильных" христианских мест - Новоафонский мужской монастырь, Анакопийская крепость на Иверской горе, келью-грот и храм Симона Кананита. И это далеко не весь список.
Уделом Богородицы Абхазию стали называть во многом благодаря апостолу Христа - Симону Кананиту, который жил и проповедовал христианство в этих местах.
А теперь поподробней. Когда пришло время ученикам Христа расходиться по свету, чтобы нести свет христианства людям, было решено бросить жребий, в котором будет определено кто в какую страну отправится. В этом жребии решила принять участие и мать Иисуса.
Но так как Мария была уже не молода, а странствие по свету предполагает различного рода лишения, трудности и опасности, то апостолы хотели отговорить ее от этого. Но мать Христа настаивала на своем. Результатом спора стал компромисс - Мария на равне со всеми бросит жребий, но доверит выполнение миссии одному из апостолов.
Внутри кельи Симона Кананита Внутри кельи Симона КананитаЖребий был брошен, а выполнять его был выбран Симон Кананит - пасынок Марии (сын ее мужа Иосифа от первого брака). А отправился он в Абазгию, где обращал в христианскую веру местных жителей.
Жизнь его закончилась трагически - он принял страшную смерть от рук римских легионеров (был распилен заживо). С тех пор Симон Кананит особо почитается в Абхазии как святой. На месте его предполагаемой смерти установлен крест. Толпы паломников со всего света ежегодно прибывают в Абхазию, чтобы помолиться и почтить его память.
Первая грузинская святая
Мцхетского раввина Элиоза, тот самый первосвященник Анна, в 30-м г. I в. упрашивал в письме прибыть в Иерусалим для участия в суде над Иисусом Христом. Мать Элиоза, происходившая из рода первосвященника Илии, умоляла сына не принимать участия «в крови Христа». Согласно преданию, эта верующая иудейка услышала стук молотка, когда забивали гвозди в руки Спасителя мира, и в тот самый миг умерла со словами: «Прощай отныне, царство еврейское, убившее пришедшего во плоти Спасителя и сделавшееся врагом Бога-Создателя».
По просьбе своей сестры также, как и мать верующей во Спаса, Сидонии Элиоз выкупил Хитон Господень у воина, которому по брошенному у Креста жребию он достался (см. пророчество Пс. 21:19), и привез в Мцхету. Услышав рассказ о смерти Христовой, и взяв святыню, Сидония прижала ее к себе и предала Господу душу. Хитон так и не смогли забрать из рук этой первой грузинской святой, и она была погребена вместе с ним. На месте упокоения святой Сидонии вырос чудотворный кедр. До времени прихода в Иверию главной проповедницы святой равноапостольной Нины это место оставалось тайным.
Открывая древнюю Иверию: Удел Богородицы
Дорогие друзья! В майские праздники состоялась наша долгожданная поездка в Грузию. С помощью этих записок, надеемся, участники путешествия вновь переживут его незабываемые мгновения, ну, а тем, кто с нами не был, предлагаем открыть для себя святыни древней Иверии.
Текст: Анастасия Коренькова
Фото: Анастасия Коренькова, Николай Медин, Евгений Горин, Андрей Сафонов
Открывая древнюю Иверию: Удел Богородицы
Грузия стала для нас настоящим открытием. Говорю не только про себя, но и про поколение наших родителей – а к нему принадлежало большинство моих спутников. Поездка в эту страну для большинства из нас стала первой. Какое представление о бывшей союзной республике формировалось у россиян последние 23 года, прошедшие с момента распада СССР? Сначала мы читали в газетах о военных конфликтах, потом глядели по телевизору на Саакашвили и других представителей политической элиты, которые враждебно смотрели в сторону Москвы и с интересом – на Запад. О «неэлите» мы чаще судили по криминальным хроникам…
А жизнь, как всегда, оказалась шире наших представлений о ней. И, приглядевшись, мы увидели очень близкую нам по духу страну, которая более чем на 600 лет раньше Руси крестилась и на протяжении нескольких веков отстаивала свое право исповедовать Христа в мусульманском окружении. Наши южные соседи гораздо лучше сберегли свои древние храмы в разрушительном 20-м веке (не последнюю роль тут, конечно, сыграло и происхождение «вождя народов») и свою веру.
Церковь Троицы в Гергети. Находится у подножия Казбека на высоте более двух тысяч метров
Факт: грузины гораздо более религиозны и не стесняются этого. Мы видели молодых мужчин, которые, выйдя утром из дома, крестятся, заприметив храм. Мы видели множество молодежи в церквах. Дни памяти великомученика Георгия Победоносца и апостола Андрея Первозванного, на которые пришлась наша поездка, – государственные праздники. И это не просто лишний выходной, как было бы у нас – люди пришли на службу и молились. 12 мая, а это был понедельник, в день памяти апостола Андрея Первозванного, мы зашли в один из храмов в центре Тбилиси и удивились большому количеству прихожан на Божественной Литургии. А потом наш знакомый, местный житель, объяснил: этот день объявлен в Грузии официальным выходным. В школах отменены занятия, предприятия не работают.
Они обожают своего католикоса-патриарха Илию II. «Он святой!» – так и говорят. И не представляют, как будут жить дальше, когда он уйдет. Ну, а пока предстоятель Грузинской Православной Церкви лично крестит каждого третьего ребенка и становится ему крестным отцом – в целях повышения рождаемости. И это работает.
А как нас принимали! Иногда мне было даже неловко – чем заслужили? Пропускали вперед на Причастие, на помазание на полиелее: «Вы гости». Улыбались, обнимали и расспрашивали, как там, в России, куда их последние годы (после событий 2008 года) не впускают. Мы дарили им привезенные из Петербурга иконки, какие-то другие мелочи, а в ответ получали… ну хотя бы пару яблок, когда больше и дать-то было нечего.
Встреча в аэропорту Тбилиси: сирень и вино. По-другому здесь никак
Было невыносимо больно видеть просящих милостыню стариков (и это на Кавказе-то!). Но, с другой стороны, нам есть чему поучиться у грузин – например, нашим властям не лишне поинтересоваться у коллег, как они победили коррупцию в судах и в полиции. На грузинских дорогах не берут взяток. А сами дороги, между прочим, неплохие.
Нуждающийся в ремонте, но невероятно изящный Тбилиси! Я еще долго буду его вспоминать и петь вместе с Нани Брегвадзе:
Расцветай под солнцем,
Грузия моя,
Ты судьбу свою вновь обрела.
Не найти в других краях твоих красот,
Без тебя и жизнь мне не мила.
Тбилиси («теплые воды») впервые упоминается в 4-м веке. Река Кура делит город на левосторонний и правосторонний
Одна из доминант города – кафедральный собор Цминда Самеба («Пресвятая Троица»)
Метехская скала. Успенская церковь и памятник основателю города, царю Иверии Вахтангу Горгасали
Знаменитая крепость Нарикала и улочки старого города
Удел Пресвятой Богородицы
Пожалуй, самой главной причиной выбора Грузии как цели очередной паломнической поездки было то, что эта страна в православном мире считается одним из четырех Уделов Пресвятой Богородицы. Прихожане нашего Свято-Троицкого Измайловского собора уже бывали и в Дивеево, и в Киево-Печерской лавре, и на Афоне не раз… Оставалась только Грузия. И Царица Небесная не раз явила нам в этой поездке свою милость, позволив прикоснуться к таким святыням, о которых мы и мечтать не могли.
Взяв с собой икону Божией Матери, апостол Андрей сначала отправился в Грузию один, а потом к нему присоединились еще несколько учеников Христа, и среди них – Симон Кананит и избранный вместо Иуды Искариота Матфий. Придя в языческие земли Кавказа, апостолы низвергали идолов, проповедовали Евангелие, рукополагали во иерея и даже строили храмы. Они прошли по территории современных Аджарии, Абхазии, Осетии, поднялись в горы Сванетии и Мингрелии (запад и юг Грузии). Симон Кананит был убит недалеко от теперешнего Сухуми, и там же его похоронили. Апостол Андрей же, как мы помним, прошел через нынешний Крым и, по преданию, дошел до Днепра, предсказав появление великого христианского города на его берегах. Андрея Первозванного распяли на кресте в 55 году в греческих Патрах.
… Как я уже сказала, в Уделе Своем Матерь Божия обласкала нас. Специально для нашей группы был открыт доступ к уникальной святыне – нетленной Ризе (еще ее называют Плащаницей) Богородицы. Что это за реликвия? Риза представляет собой кусок ткани размером 150х180 см. Краски на ней уже выцвели, поэтому сейчас эта материя однородного, коричневатого цвета. Как говорят специалисты, Богородица не надевала ее, а укрывалась ею.
Риза хранится под стеклом
С Ризой связано такое предание. Перед своим Успением Пресвятая Богородица передала этот покров благочестивой вдове, завещав хранить его. Что та и исполнила, передав перед смертью реликвию некой деве. Так христианки и хранили ризу в своих домах, передавая друг другу, – до 5-го века, когда ее увидели два путешествующих по Палестине византийских сановника, приближенные императора Льва Великого. Узнав о существовании вещи, принадлежавшей Самой Богородице, и увидев, как почитают Ее одежду благочестивые еврейки, византийцы решили завладеть святыней. Но решили действовать не силой, а хитростью: изготовили ларец, похожий на тот, где лежала Риза, и подменили его. Ковчег привезли в Константинополь, где к нему приложились Лев и патриарх, святой Геннадий. Для Ризы был выстроен Влахернский храм, куда 2 июля 458 года и положили ее. С тех пор в этот день (15 июля по новому стилю) Православная Церковь отмечает такой праздник – Положение Честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне.
В таком ковчеге раньше находилась святыня
Святыня эта не раз уберегала от беды Константинополь. Однажды, между прочим, она спасла столицу Византии от славянского князя Аскольда, который пришел с внушительными силами к Царьграду и мог стереть его с лица земли. Горячие молитвы и крестный ход с Ризой спасли город, а сам Аскольд вскоре крестился. Так что реликвия имеет непосредственное отношение и к истории Руси тоже.
А вот так выглядит Риза в развернутом виде (копия, представленная в музее)
Краеведческий музей Зугдиди. Раньше дворец принадлежал княжескому дому Дадиани – правителям здешних мест
А это и есть собор Влахернской иконы Божией Матери, куда раз в год выносят Ризу
И еще одна радость. В те дни, которые мы провели в Тбилиси, в город привезли мироточивую Гавайскую Иверскую икону Божией Матери – одну из самых главных святынь русского зарубежья. Она практически непрерывно мироточит с октября 2007 года. Образ впервые покинул Северную Америку и был доставлен в Грузию по приглашению патриарха Илии.
Конечно, пребывание этой иконы (кстати, о ней можно много прочитать в Интернете) вызвало большой резонанс. Тысячи жителей Тбилиси поспешили приложиться к святому образу. Когда в один из воскресных дней мы после Божественной Литургии приехали в кафедральный Троицкий собор в Тбилиси, то увидели настоящее столпотворение и кордон, организованный военными. Казалось, что шансов приблизиться к иконе нет никаких – ее должны были через несколько минут перенести в другой храм, а очередь до нас просто не дошла бы. Военные без вопросов пропустили только нашего протодиакона отца Сергия вместе с одной из прихожанок, оказавшейся наиболее шустрой . Что делать? Через день мы уже уезжали домой, «ловить» икону в разных храмах было проблематично. Тогда наша М.И., набравшись смелости, подошла к парням из оцепления: «Ребята, мы из Питера! Послезавтра уезжаем домой. Пропустите хотя бы девчонок!» «Из Питера? А у меня там брат», – просто сказал один из военных и разомкнул цепь. Наши старшие товарищи пропустили нас, «детей», самых молодых участниц этой поездки.
Конечно, все происходило настолько стремительно, что мы едва успели прикоснуться к образу и приложить свои крестики. Осмысление и чувство благодарности – все пришло уже потом. Но то, что я не забуду никогда, – это невероятно сильный запах мира, обильно источаемого иконой!
Вот что происходило в кафедральным соборе в момент принесения мироточащей Гавайской Иверской иконы Божией Матери
Если увеличить это фото, то можно заметить: богослужение в кафедральном соборе возглавляет сам католикос-патриарх Илия II
На следующий день в одном из церковных магазинов в центре Тбилиси мы встретили батюшку из Вашингтона – протоиерея Виктора Потапова, приехавшего на международный симпозиум о почитании Пресвятой Богородицы в Православной Церкви (к этому мероприятию и было приурочено пребывание Гавайской иконы в Грузии). Он еще раз помазал нас маслом с благоухающим миром от чудотворной иконы – в том числе и саму М.И., которая смиренно пропустила нас к образу в Троицком соборе, уступив свое место молодежи. Вот такое утешение послала Царица Небесная!
Продолжение следует…
Узнаете аксакала?
В православном предании Удел (Жребий) Богородицы это святая земля, которая находится под Ее особенным покровительством. На Земле известны 4 места: Иверия (Грузия), Святая Гора Афон (Греция), Киево-Печерская Лавра (Украина) и Серафимо-Дивеевский монастырь (Россия).
Святая Нина — покровительница Иверии
Повсеместным христианство в Иверии становится с IV века, когда сюда прибыла юная уроженка Каппадокии Нина. Ее родители полностью посвятили себя служению Церкви, а девочка воспитывалась благочестивой старицей Ниофорой. Еще с детства наслышав о Хитоне Господнем, хранящемся в Мцхете, маленькая хриcтианка горела желанием поклониться святыне. Прежде чем она здесь оказалась, во сне ей явилась Божия Матерь и, вручив крест из виноградной лозы, благословила на проповедь в Своем уделе — в Иверии. Проснувшись, Нина перевязала крест прядью своих волос, что символизировало согласие и посвящение своей жизни на вверенное служение. «Крест святой Нино», отличающийся несколько опущенными вниз сторонами перекладины, стал символом Грузинской православной церкви. Божия Матерь хранила девушку-апостола. По пути в Иверию Нина избежала множества опасностей. Ее спутницы были жестоко замучены слугами римского императора-изверга Диоклетиана.
Прибыв в Грузию, Нина поселилась у северной границы города Мцхеты, устроив себе в ежевичнике шалашик. Сейчас здесь расположен женский монастырь Самтавро, а рядом с, до сих пор растущим ежевичным кустом, выстроена маленькая церковь святой Нины. Здесь она исцеляла и проповедовала.
Однажды к ней пришла сама царица Нана, и равноапостольная ее исцелила от тяжелого недуга. Та обо всем рассказала мужу, а царь поначалу даже вознамерился было убить целительницу, посмевшую обращать его народ к другой вере, но тут же ослеп, стал тщетно молиться своим языческим божкам, а потом воззвал к «Богу Нино», обещая в случае спасения принять христианство, и в тот же момент прозрел. Это прославленный в лике святых, как и его уверовавшая супруга, царь Мириан. Он в присутствии святой Нины исповедал Христа и отправил письмо о желании принять Крещение святой царице Елене и ее сыну святому императору Константину Великому.
Так, в Иверию были делегированы епископ Иоанн, священник Иаков и диакон, чье имя история не сохранила. Сначала были крещены царь и его двор, а затем у слияния рек Арагви и Кура был окрещен весь народ. Произошло это в 326 г. Доныне 1 октября Грузинская православная церковь отмечает Светицховлоба — ежегодно в этот день Святейший и Блаженнейший Илия II совершает в водах Арагви и Куры массовое Крещение.
Память равноапостольной Нины празднуется в Иверии дважды в год 27 января и 1 июня — эти дни почитаются как великие праздники. По ее благословению на горах, где раньше стояли языческие идолы, были воздвигнуты кресты: в Мцхете, где позже на этом месте был выстроен храм Джвари, а также на горе Тхоти, это место обращения царя Мириана, и в городе Уджарма.
Полюбили грузины и двоюродного брата равноапостольной Нины — святаго Георгия Победоносца. На всех европейских языках Грузия именуется Георгией. Предание говорит, что раньше на всех холмах Иверии стояла ему церковь или часовенька. А сколько в Грузии этих освященных возвышенностей, с которых открываются захватывающие дух и преисполняющие сердце славословием Творца виды, Вы узнаете уже на месте, посетив эту святую страну… Паломнический центр «Древняя Иверия» с радостью поможет в организации вашего путешествия!
Древняя Иверия
Древняя Иверия, нынешняя Грузия, — первый удел Божией Матери на Земле. После Вознесения Господа Иисуса Христа апостолы собрались в Сионской Горнице, где было установлено таинство Причащения, и бросали жребий: в какую страну каждый из них пойдет. Пресвятая Богородица пожелала принять участие в Евангельской проповеди, Ее жребием стала Иверия…
Второй Удел Пресвятой Богородицы — Святая Гора Афон (Греция)
В православном предании Удел (Жребий) Богородицы это святая земля, которая находится под Ее особенным покровительством. На Земле известны 4 места: Иверия (Грузия), Святая Гора Афон (Греция), Киево-Печерская Лавра (Украина) и Серафимо-Дивеевский монастырь (Россия).
Распространение Христианства в Иверии
В городе Ацкури, близ современного города Ахалцихе, апостол воскресил умершего накануне его прихода сына вдовы. Став свидетелями этого чуда, жители той местности приняли Крещение. Именно здесь апостол Андрей оставил нерукотворную икону Пресвятой Богородицы, которую по названию этих мест с тех пор именуют Ацкурской, ее память и ныне совершается 28 августа по н. ст.
Известно, что в Иверии благовествовали и святые апостолы Матфий, который погребен здесь в Апсаре — ныне Гонио близ Батуми, и Симон Кананит, упокоенный в Никопсии. Также древнейшие источники упоминают о проповеди в Восточной Грузии святых апостолов Варфоломея и Фаддея. Но о Воплотившемся Мессии на этой благословенной земле узнали даже раньше апостольской проповеди. Первоглашатаями благой вести в Иверии были мцхетские иудеи, пришедшие сюда еще в ветхозаветные времена после взятия Навуходоносором II Иерусалима (597 г. до Р. Х.) и поселившиеся в Мцхете, где они уже в начале новой эры говорили о Рождестве Богомладенца.
Мученики грузинской земли
О том, что в Древней Иверии еще в I–III веках после Рождества Христова существовали христианские общины, свидетельствуют данные археологии и топонимики. Уже во II веке н.э. в летописях среди христианских народов упоминаются иверы — грузины. Хотя в это время христиане здесь подвергались гонениям: в начале II века мученическую кончину принял святой Сухий и 16 его воинов-сподвижников из знатных грузинских семей. Их память празднуется 28 апреля. Все они в свое время были вельможами, но узнав о Христе и приняв Крещение, оставили полную услаждений жизнь при дворе и, уединившись для молитвы в горах, стали аскетами. А царь-язычник не потерпел такого посрамления своего образа жизни, и все подвижники были зверски убиты.
Мученичество вообще красной нитью проходит через всю грузинскую историю. Причем для иверов исповедание Христа испокон веков отождествлялось с борьбой за самобытность народа, а позже и за его государственность.
Когда в 1226 г. хорезм-шах Джалал-ед-дин захватил столицу Грузии Тбилиси, он повелел снять купол на Сионском соборе Успения Божией Матери и поставил туда свой трон. На мост положили иконы Спаса и Пресвятой Богородицы. Тбилисцам было приказано пройти по ним, оскверняя образы плевками. Тем, кто отказывался, тут же отрубали голову и сталкивали в реку. В тот день 100000 христиан Тбилиси навечно украсили себя мученическими венцами. Их память совершается 13 ноября.
В 1386 году Тамерлан, захватив Квабтахевский монастырь, желая надругаться и унизить невест Христовых, заставлял их петь и плясать. За отказ мученицы вместе с другими жителями разорённой завоевателем Грузии были заживо сожжены в соборном храме Пресвятой Богородицы. Память квабтахевских мучеников отмечается 23 апреля.
В 1616 году во время нашествия шаха Аббаса приняли мученическую смерть только что отпраздновавшие Воскресение Христово, испросив у палачей завершить пасхальное Богослужение, 6000 монахов Давид-Гареджийского монастыря. Их память, как и квабтахевских мучеников, празднуется 23 апреля. Двое из них поначалу спрятались, но увидев, какой благодатью Господь покрывает мученический подвиг, сами выскочили из своих укрытий навстречу торжеству мученической кончины за Христа. Разве не говорили они друг другу и палачам перед отшествием ко Господу: Христос Воскресе!
Считается, что русскому народу, не знавшему на протяжении всей своей христианской истории сильных гонений, была попущена Голгофа в XX век. Оттого-то в Грузии репрессии в советские годы хоть и были, но не столь лютые. Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, возглавляющий Грузинскую православную церковь с 1977 г., даже назвал как-то тбилисский храм святаго благоверного князя Александра Невского «филиалом Глинской пустыни» — именно здесь подвизались после неоднократного закрытия в богоборческие годы этой прославленной обители ее старцы.
В Тбилиси многие из них и упокоены — это и прославленные ныне в лике преподобных: митрополит Зиновий (Мажуга), в схиме Серафим, схиархимандрит Андроник (Лукаш), схиархимандрит Серафим (Романцов), а также тот, чьего прославления ждет весь православный народ, — схиархимандрит Виталий (Сидоренко). Горячо любим русским, как и грузинским, народом и собственно грузинский юродивый архимандрит наших времен — преподобный Гавриил (Ургебадзе).
Паломничество в места подвигов и на могилы этих любимейших православными святых наших дней — особое благословение тем, кто сам хотел бы унаследовать хоть частичку их подвижнического духа, также, как они унаследовали его у своих предшественников. Эта облагодатствованная обетованиями Божиими и покровительством Самой Пресвятой Девы Марии страна и не могла в своей ответной любви к Богу явить меньшие плоды подвига и самоотречения: на протяжении веков и вплоть до наших дней.
Иверия (Грузия)
«Страна, выпавшая Тебе, просветится впоследствии, и Твое владычество утвердится там; по прошествии некоторого времени Тебе предстоит труд благовестия в земле, в какую направит Тебя Бог».
Господь же возвестил Ей волю Свою:
«О Матерь Моя, не отвергну жребия Твоего и не оставлю народа Твоего без участия в небесных благах ходатайством Твоим. Но пошли вместо Себя первозванного Андрея в удел Твой».
После этого явления Пресвятая Богородица призвала к Себе апостола Андрея и сказала ему:
«Я буду хранительницей жизни людей Иверской страны и, воздевая о них руки к Сыну Моему, буду испрашивать им от Него помощи во всем».
Вскоре после этого святой Андрей отправился на проповедь слова Божия, и вера, проповедуемая им, стала укореняться в Иверии. Окончательное же утверждение христианства и объявление ее господствующей религией в Иверии совершилось в начале IV века равноапостольной Ниной, которой Пресвятая Богородица повелела:
«Иди в Иверскую страну, в Мой жребий, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь у Него благодать, и Я буду тебе покровительницей».
Св. равноапостольная Нина (Нонна), память которой совершается 14 января, была родом из Каппадокии. Она принадлежала к числу тех посвященных Богу девственниц, которые во дни гонения Диоклетианова, спасая свою веру и девство, удалились из пределов Римской империи в Армению, где многие из них были замучены Тиридатом. В это время с одною из спутниц своих Нина, избежавшая смерти, поспешила укрыться в соседней Грузии. И здесь, будучи взята жителями в плен, своим необыкновенным постничеством, непрестанными молитвами и сохранением чистоты девственной невольно привлекла к себе общее внимание и уважение, что в дальнейшем послужило началом важнейшего переворота в судьбе Грузинского народа, принятие Христианства. Это случилось в 318 г.
Крест святой Нины
Читайте также: