Главная архитектурная достопримечательность индии чайтья в карли мавзолей
16. Каково второе название ислама? Как переводятся оба названия этой религии?
17. Как называется главная священная книга мусульман?
18. Сколько раз в день с минарета раздается призыв совершить намаз?
19. Что такое хадж?
20. Священный город мусульман, лицом к которому молятся мусульмане во всём мире
21. В какой стране носят сари?
22. Какая религия запрещает изображать живых существ?
23. Допишите названия исторических памятников:
а) Терракотовая … б) Запретный … в Пекине в) Мавзолей ….. в Агре
г) … Неба в Пекине д) Сад …. в монастыре Рёандзи е) Медресе ….. в Самарканде
24. Составьте пары из 1 и 2 столбиков, сопоставив название страны и шедевра архитектуры:
Джантар-Мантар, архитектура и достопримечательности
Название обсерватории «джантар» происходит от санскритского «янтра», обозначавшего любой прибор или инструмент. Слово «мантар» происходит от «мантра», или «измерение». Рифмованное название родилось предположительно в народе: индийскому фольклору свойственен такой принцип словообразования.
Ансамбль обсерватории поражает в первую очередь невероятными размерами измерительных приборов. У посетителей создается впечатление, что они находятся не в обсерватории, а на гигантском столе, уставленном необычными приборами, среди которых люди ощущают себя лилипутами. Предполагалось, что чем большего размера будут приборы, тем выше будет точность проводимых с их помощью измерений.
Несмотря на отсутствие телескопа, обсерватория предоставляла довольно подробные и относительно точные сведения о небесных телах. По крайней мере, астрологические прогнозы составлялись с опорой на подлинное расположение небесных тел и знание точного времени, и богатые заказчики гороскопов не скупились на благодарности.
Обсерватория и в наши дни используется астрологами. Кроме того, работа с древними приборами входит в программу обучения астрономов и исследователей ведической астрологии.
Всего в обсерватории Джантар-Мантар 14 главных астрономических устройств для измерения времени, прогнозирования затмений, слежения за расположением звезд, вычисления расположения планет. Все приборы построены из мрамора и камня, у них крайне сложная и уникальная конструкция.
Самый большой прибор в обсерватории — Самрат-Янтра, он же — Главный прибор, выдающееся изобретение Савай Джай Сингха: точные и равномерно идущие солнечные часы.
Самрат-Янтра — сложенный из кирпича треугольник высотой более двадцати метров, с гипотенузой, расположенной параллельно земной оси и направленной на северный полюс. С обеих сторон треугольника находятся деления для измерения часов, минут и секунд. Просвещенный Джай Сингх сумел превратить этот простой инструмент в точный прибор для измерения склонения и других координат небесных тел.
Также интересно: "Итальянский Петергоф": Вилла д'Эсте, шедевр РенессансаЕсли Самрат-Янтра — самый большой прибор в обсерватории, то Джай-Пракаш — самый сложный из них. Прибор состоит из выдолбленных полушарий с сетчатой маркировкой на вогнутых поверхностях. Наблюдатель опускался внутрь полушарий и вычислял положение звезды с помощью маркировки.
Янтра Радж – сооружение из камня, включающее два металлических диска, применялось не только как прибор, определяющий время, но и как астролябия, позволяющая определить положение звезд и планет.
Прибор Рам-Янтра использовался для измерения высот и азимутов небесных тел, включая Солнце. Мишра-Янтра служил для определения полдня в различных странах мира. С помощью Шастанса-Янтра проводились измерения зенитного расстояния и наклона Солнца.
В 1948 г. по окончании кропотливой работы по реставрации обсерватория Джантар-Мантар была объявлена национальным памятником Индии. В 2010 г. она внесена в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Достопримечательности Индии
Южная Индия: достопримечательности, фото
Бадами, столица древней династии
Айхоле, колыбель индуистской архитектуры
Лепакши, храм гневного божества
Храм Минакши Амман в Мадурай
Хампи, древний Виджаянагар
Махабалипурам
Храм Венкатешвара в Тирупати
Великие храмы империи Чола
Штат Карнатака — земля разрушенной и вновь возродившейся культуры. Здесь, среди прочих жили великие династии Кдамбасов, Чалукья и Хойсалов, оставившие после себя великие памятники архитектуры, такие, как величественные храмы Паттадакала, Айхоле, Бадами, Белура и Халебида, или архитектурный ансамбль деревни Хампи, расположившейся среди руин древнего Виджаянагара.
Симхачалам, храм яростного бога
Город Майсур (Майсор) на крайнем юге штата славится памятниками мусульманского зодчества. Там же рядом два национальных парка. Первый — Бандипур — бывший охотничий заповедник майсорских махараджей, с тиграми, слонами, пантерами. Второй — Нагархол — расположен на юго-западе и специализируется на гаурах, диких быках.
Шрирангам, священный остров
Канчипурам, сакральный город Индии
Чидамбарам, храм Натараджи
Рамешварам, мост Рамы
Памятники Паттадакала
Пещерные храмы Ундавалли
Непременно стоит заглянуть в священный Шрисайлам, расположенный в штате Андхра Прадеш, где находится храм Шри Малликарджуны, являющийся вместилищам одного из самых мощных Джьйотирлингамов (лингамов света) Шивы. В этом же штате можно увидеть великолепный храм Вирабхадры, расположенный в деревушке Лепакши, а столица штата Хайдарабад широко известен благодаря руинам легендарной крепости Голконда и расположенному к северо-востоку от города Варангалу, древнему городу царства Какатия.
Шрисайлам, священный храм Малликарджуны
Белур и Халебид, сокровища Карнатаки
Мурудешвар и Гокарна, родина Шивы
Майсурский дворец
Голконда, легендарная крепость Хайдарабада
В Кочи (Кочин) интересны древнейшая синагога в странах британского Содружества (1568 г.), Голландский дворец-музей, собор Св. Франциска и близлежащий замок Маттанчери. Тысячи туристов посещают горные курорты Утакамунда (Ути) и Кодайканал, прекрасный морской курортный центр Ковалам, а также Лаккадивские и Аминдивские острова у западного побережья штата.
Древняя Индия. Архитектурные памятники буддизма
Своеобразие традиционного индуистского мировоззрения, развитая и сложная мифологическая система и картина мира, а также пышная и весьма разнообразная окружающая природа (флора и фауна), породили удивительное, самобытное искусство древней и средневековой Индии. Однако при всём разнообразии форм искусства, используемых сюжетов и образов, можно выделить черты, общие для всех исторических этапов развития культуры Индии, позволяющие выявить характерные особенности и тенденции индийского изобразительного искусства. К ним относятся:
1. Неразрывная связь изобразительного искусства с традиционными религиями и мифологией Индии;
2. Доминирование архитектуры в ряду других видов искусства;
3. Синтез (тесная связь, единство) архитектуры, скульптуры и живописи , которые существуют неразрывно в едином художественном ансамбле;
4. Использование особой религиозно-философской символики в часто повторяемых, распространенных образах и сюжетах (например: слон, дерево Бо – символы Будды, колесо – символ бога Сурьи, круга Сансары и колеса Закона, запущенного Буддой и т.д.)
После того, как большая часть Индии объединилась для борьбы с армией Александра Македонского под властью династии Маурьев, начинается пора грандиозного строительства из камня, призванного увековечить новую государственную религию – буддизм .
В этот период активно развивается культовое буддийское зодчество. В эпоху Маурьев появляются все основные формы архитектуры, которые позже станут классическими для индийского искусства: ста́мбхи, ступы, пещерные храмы и монастыри . Что же они собой представляют?
Стамбхи
Стамбхи – это отдельно стоящие колонны, сделанные из камня. Символически они воспринимались, как ось мироздания, связывающая небо и землю. Такие сооружения возводились в Индии с древних времён, и посвящались они различным богам. Эта форма была приспособлена и к нуждам буддизма.
Колонна царя Ашоки. Вайшали. Индия. Колонна царя Ашоки. Вайшали. Индия.Делались они из цельного каменного блока. Их высота могла достигать 15 метров, а вес - 50 тонн. Поверхность буддистских стамбх тщательно полировалась, а затем на неё наносились надписи, содержание которых сводилось либо к государственным законам, либо к заповедям буддизма.
Надписи на таких колоннах считаются древнейшими памятниками индийской письменности. Но поскольку грамотных в Древней Индии было совсем немного, то рядом с каждым таким монументом находился специальный служащий, который пересказывал содержание надписи, всем, кто этим интересовался.
Капители (верхние части) этих колонн часто были скульптурными, их образы символизировали самого Учителя или главные идеи его учения.
Знаменитым памятником является верхняя часть колонны, установленной когда-то в Сарнатхе (близ города Паталипутры) - так называемая «львиная капитель» . Её высота 2,14 метра.
Эту капитель венчают фигуры четырех львов (лев – один из символов Будды, которого называли "львом закона"). Когда то они служили опорой для "колеса закона". Его обломки хранятся в музее Сарнтахи.
Эта величественная четверка львов, спаянных спинами, восседает на круге, обод которого украшен рельефами льва, быка, слона и лошади – животных, символизирующих в данном случае стороны света. Так лев символизирует Север. Считается, что буддизм пришёл в индию именно оттуда. Слон, в сознании верующих был связан с Востоком и являлся одним из воплощений Будды (по легенде, мать будущего Будды, будучи беременной увидела во сне, как в её чрево вошёл белый слон). А родился принц Гаутама под знаком зодиака Быка (Тельца), который является символом Запада. И, наконец, юг ассоциировался в древними жителями Индии с лошадью (именно на коне, принц Гаутама отправился из дворца навстречу своему будущему Прозрению).
Между фигурами этих зверей помещены изображения буддийского «колеса закона». Основанием же всей этой скульптурной группе служит цветок лотоса - символ духовной чистоты, с древнейших времен считающийся священным растением в Индии.
По преданию, стамбха с этой «львиной капителью» была установлена на том месте, где Будда прочитал свою первую проповедь. Сегодня она является главным символом Индии и изображена на государственном гербе страны.
Обсерватория Джантар-Мантар, история
Создавая обсерваторию Джантар-Мантар, магараджа Савай Джай Сингх стремился не только постичь тайны Вселенной, но и прославить свою родину. Действительно, только в Индии с ее древними традициями и причудливым фольклором могла появиться столь сложная, странная и одновременно внушительная коллекция астрономических приборов, сделанных из мрамора и кирпича. Древние инструменты и сегодня вполне пригодны для проведения некоторых вычислений, чем пользуются местные жители, узнавая наиболее благоприятную дату для свадебной церемонии. В документах ЮНЕСКО входящий в список Всемирного наследия Джантар-Мантар описывается, как «выражение познаний в области астрономии и строения окружающего мира», накопленных индийцами к началу XVIII в.
Джантар-Мантар стала одной из пяти обсерваторий, построенных магараджей, стремившимся постичь смысл мира небесных тел и обрести свое место среди них. Ради такой великой цели магараджа не жалел ни сил (нанимая лучших мастеров-каменотесов), ни средств (обложив своих подданных дополнительным налогом). Прочие обсерватории, построенные магараджей Савай Джай Сингхом II, сохранились в Дели, Удджайне и Варанаси. По его указу обсерватория также была возведена в Матхуре, но она не уцелела.
Также интересно: Буддийские святыни: Лумбини, место рождения Будды
Савай Джай Сингх был весьма образованным человеком: он блестяще владел несколькими языками, включая персидский и арабский. А поскольку в те времена это были основные языки науки, магараджа имел возможность изучать математику. Но астрономия влекла его более остальных областей знаний. Когда Савай Джай Сингх занял престол после смерти отца, он был призван ко двору правителя Моголов в Дели, где представил императору план строительства обсерватории.
Эта идея была тем более поразительной по тем временам, что все другие магараджи начинали свое правление со строительства крепостей и храмов. Причин, подвигнувших молодого магараджу на такое необычное свершение, было несколько, и в душе его уживались личная амбициозность и желание развивать индийскую астрономию, которая находилась в застое. Будучи человеком ученым, он понял, что индийские календари и астрономические карты имели большие погрешности, и мечтал составить новые карты, соответствующие действительному положению видимых небесных тел. Также он хотел построить астрономические инструменты, которыми мог бы воспользоваться всякий человек, интересующийся астрономией.
Приступая к строительству Джантар-Мантара, Савай Джай Сингх собрал большую библиотеку с научными трудами из Франции, Англии, Португалии и Германии, призвал ко двору известных ученых и даже отправил в Европу экспедицию за данными по астрономии, поручив еще и привезти инструменты, которые могли бы стать образцами для новой обсерватории.
Так как последние научные данные о гелиоцентрической модели мира и такие приборы, как телескоп, из Европы в Индию тогда не попадали, обсерватория была построена по образцу уже существовавших марагинской обсерватории (Иранский Азербайджан) и обсерватории Улугбека в Самарканде, где впервые именно с научными (не религиозными) целями были построены каменные астрономические приборы значительной величины.
Еще в 1910 г. в обсерватории появилась табличка, гласившая, что Джантар-Мантар была построена в 1710 г. Однако дальнейшие исследования доказали, что строительство велось в 1727-1734 гг.
Также интересно: Хильдесхайм: Христианские реликвии Нижней СаксонииПо сей день студенты, изучающие астрономию и астрологию, используют в своей работе приборы Джантар-Мантар.
Обсерватория Джантар-Мантар: Каменные приборы древних астрологов
Уникальная архитектурная достопримечательность Индии, обсерватория Джантар-Мантар, самая большая и лучшим образом сохранившаяся из подобных староиндийских научных и астрологических центров, — одна из первых построек в индийском городе Джайпуре, основанном магараджей Савай Джай Сингхом II. Стремясь увековечить свое имя для потомков, магараджа повелел перенести столицу из города Амбер, что стоял на 11 км южнее, в прекрасную долину. Здесь 18 ноября 1727 г. он заложил новый город. Название его происходит от санскритского «джай» — «победа». Вскоре после появления города Джайпура в нем началась работа по возведению гигантской обсерватории под открытым небом.
Ступы
Ступы (с санскрита это слово переводится, как "макушка", "узел волос", "куча камней") – сооружения мемориального характера, обычно выполняющие функцию реликва́рия (хранилища предметов, имеющих религиозную ценность и служащих предметом поклонения верующих). Они имеют форму полусферы, широкой частью, опирающейся на землю.
Ступа в Чанети. Ступа в Чанети.Предание гласит, что однажды ученики спросили Будду, какой надгробный памятник он пожелал бы для себя после смерти. Будда в ответ, молча расстелил на земле свой плащ и поставил на него перевёрнутую чашу для подаяний, с которой ходили по дорогам Индии монахи. Так, согласно легенде, появилась эта характерная архитектурная форма.
Ступа Абхайягири в Анурадхапуре, Шри-Ланка. Ступа Абхайягири в Анурадхапуре, Шри-Ланка.Вершину ступы венчал куб (в нём хранились реликвии, связанные с Буддой), сквозь который вверх устремлялся шест, пронизывающий всё сооружение насквозь. Конец этого шеста был украшен дисками - «зонтами». Вокруг ступы сооружалась терраса, для ритуальных обходов памятника. Как правило, ступу окружала ограда - торана с четырьмя воротами, ориентированными по сторонам света.
Северная Индия: достопримечательности, фото
Храм Акшардхам в Дели
Храм Лотоса в Дели
Священный город Вриндаван
Храм Бирла, или Лакшми-Нараян
Башня Кутб-Минар в Дели
Мавзолей Хумаюна, шедевр Великих Моголов
Великолепный Тадж-Махал
Храмы Кхаджурахо
Священный Кушинагар
Красный форт в Агре
Крепость Лал-Кила (Красный Форт Дели)
Форт Гвалиор, жемчужина Индии
Большая Ступа в Санчи
Айодхья, место рождения Рамы
Удджайн, город Властелина Времени
Гималайская святыня Бадринатх
Кедарнатх, обитель Шивы
Штат Раджастан широко известен своей военной историей и множеством старинных крепостей и фортов. Здесь, среди песков пустыни Тар, сформировалось много древних цивилизаций и построены такие колоритные города, как Джайпур, Джайсалмер, Джодхпур и Биканер.
Орчха, город махараджей
Гора Абу, святое место джайнов
Удайпур, город дворцов
Дворцовый комплекс Чандра-Махал расположен в самом центре города среди живописных садов.
Форт Читторгарх
Форт Амбер
Великая стена Индии и форт Кумбалгарх
Бхимбетка, пещеры из древнего эпоса
Форт Мехрангарх
Форт Рантхамбор
Золотой город Джайсалмер
Розовый город Джайпур
Дхарамсала, резиденция Далай-ламы
Фестиваль Дассера
В 15 км от Джайпура, в Гейторе, находится беломраморный мемориал махараджи Джай Сингха II, основателя Джайпура. В районе Галта (20 км от Джайпура) находится храм бога Солнца, дворец Сисодия Рани Ка Багх, а также множество целебных минеральных источников.
Праздник Урс Аджмер
Форт Джунагарх
Проклятый город Бхангар
Сад камней в Чандигархе
Пушкар, город творца Вселенной
Джантар-Мантар, обсерватория древности
Регулярно проводящийся в раджастанском городе Аджмер суфийский праздник Урс Аджмер, посвященный подвигам умерщвления плоти суфийского святого-аскета Мойнуддина Чишти, повергает в ужас европейских туристов и одновременно является источником шокирующих фотографий. А расположенный в 13 километрах от Аджмера священный город Пушкар привлекает туристов непередаваемой атмосферой, древними храмами и уникальной ярмаркой верблюдов.
Фестиваль Дассера, широко отмечаемый на всей территории Индии в конце сентября поражает буйством костюмов и красок, а ежегодный буддийский праздник в монастырях Ладакха, во время которого проводится уникальная зрелищная мистерия Чам, традиционно привлекает в эти края массы туристов со всего мира.
Город ашрамов Ришикеш
Монастырь Табо
Древний форт Пурана-Кила в Дели
Столица одновременно двух штатов, Пенджаба и Харьяны, город Чандигарх известен в том числе благодаря своей весьма необычной достопримечательностей, Саду камней, в одиночку созданному скульптором-самоучкой из гор строительного мусора. А планировка и большинство административных зданий Чандигарха построены по проекту знаменитого архитектора Корбьюзье.
Ладакх, суровая земля Будды
Амаркантак, исток великой Нармады
Мистерия Чам, танец богов
Земля богов: Долина Куллу, часть 1
Земля богов: Долина Куллу, часть 2
Монастырь Фугтал Гомпа
Монастырь Ки Гомпа
Хармандир-Сахиб, Золотой Храм
Наиболее интересны тибетский монастырь Фугтал Гомпа в Занскаре, монастыри Табо, Данкар, Лалюнг, храмы Ханумана в Шимле, Бхимакали, Башешвар-махадео, Биджли-махадео и Рагхунатха, места паломничества Ямунотри и Ганготри, а также самые известные и высокогорные храмы Шивы и Вишну Тунгнатх, Кедарнатх и Бадринатх.
Ямунотри, храм Ямуны
Ганготри, священный исток Ганги
Омкарешвар, город священного символа
Махешвар, очарование индийской глубинки
Форт Кангра, крепость Гималаев
Ранакпур, город джайнистских храмов
Неподалеку от Наггара, в котором долгое время жила семья Рерих, расположен известный горный курорт Манали, в котором проповедовал легендарный предок человечества Ману, и который известен не только своим центром тибетской медицины, но и загадочным лесом Дхунгри.
Прекрасные возможности для отдыха созданы среди хвойных лесов горных курортов Куллу, Шимла, Наинитал и Масури. Для любителей горного туризма предлагается множество интересных треккерных маршрутов, походов на яках, тибетское сафари на джипах, а также посещений множества национальных заповедников.
Архитектура Великих Моголов в Индии
Империя Великих Моголов была основана в Индии в начале 16-го века и процветала в течение почти 3 веков до ее упадка в 1858 году. Самый примечательный период Империи Великих Моголов пришелся на время правления султана Акбара Великого, который правил примерно с середины до конца 16-го века. Великие Моголы оставили ряд интересных памятников, которые являются яркими туристическими достопримечательностями.
Почти все правители династии Великих Моголов уделяли особое внимание строительству и архитектуре, поскольку это символизировало величие их правления. Согласно их убеждениям, сила и слава человека или правителя оценивались по его архитектурным достижениям.
Великие Моголы даже связывали легитимность правителей с архитектурой. Они были убеждены, что правитель империи является наместником бога на земле и примером того, каким прекрасным и великим должен быть человек. Поэтому их архитектурные достижения должны были быть величественными и сохраниться в веках.
Когда Бабур, первый султан Империи Великих Моголов, взял под контроль Дели в 1526 году, у него было несколько архитектурных амбиций. Тем не менее, единственные сохранившиеся памятники, связываемые с основателем династии Великих Моголов, это несколько водяных колодцев, садовый бассейн и три маленькие мечети, которые иногда показывают туристам, путешествующим по Индии.
Цитадель в Дели Цитадель в ДелиПосле смерти Бабура султаном Империи Великих Моголов стал его старший сын Хумаюн. При нем было построено несколько впечатляющих архитектурных сооружений. Однако в большинстве случаев от них остались лишь несколько руин. Тем не менее, среди этих сооружений находится одна мечеть с характерными чертами эпохи Тимуридов с длинным высоким порталом и молитвенной зоной с куполом. Также в 1533 году Хумаюн начал строить цитадель в Дели, которая стала одной из главных архитектурных достопримечательностей времен Империи Великих Моголов со своими характерными особенностями.
Гробница Хумаюна Гробница ХумаюнаСовершенно новая эра началась, когда к власти в 1556 году пришел внук Бабура султан Акбар, самый известный и прославленный правитель Империи Великих Моголов. Его первым архитектурным проектом стало строительство гробницы для своего отца, Хумаюна. Также он построил цитадель в своей новой столице, Агре.
Джахангири Махал Джахангири МахалСамым заметным сооружением, построенным в период правления Акбара, является Джахангири Махал, дворец, предназначенный, по одной из версий, для жен султана. Расположенный внутри форта Агры, дворец несет на себе все особенности архитектуры периода Великих Моголов, включая особенности его внутреннего двора, интерьеров и фасада.
Фатехпур-Сикри Фатехпур-СикриЕще одним примечательным историческим местом, относящимся к периоду правления Акбара Великого, является Фатехпур-Сикри, город, основанный Акбаром в 1572 году. Многие части этого города сохранились до наших дней, что свидетельствует о том, насколько когда-то великим и процветающим был этот город. В настоящее время этими великолепными архитектурными памятниками наслаждаются сотни путешественников, проводящих свой отпуск в Индии.
Пещерные города и храмы – часть IX. Бхаджа и Карла.
Индия — древняя страна, о сказочных богатствах которой веками ходили легенды. Одним из наиболее выдающихся памятников древнеиндийского искусства являются пещерные храмы.
В Западной Индии была распространена традиция высекать монастыри в скалах. На территории индийского штата Махараштра много невысоких гор с выходом скальной породы, которая легко поддается обработке. Монастырский двор здесь представлял собой большую искусственную пещеру, а кельи были небольшими комнатами, вырубленными по сторонам пещеры.
Сохранились десятки монастырских комплексов, где целая череда таких пещер тянется вдоль склона горы. Некоторые из них остались недостроенными, и можно судить о технологии их создания. Каменную породу выбирали сверху вниз, двигаясь от потолка к полу и формируя при этом колонны, скульптуры, ступы…
Внутри, по сторонам зала стоят 37 массивных шестигранных колонн, верхушки которых увенчаны, как ожерельем, изображением слонов.
Рядом с пещерным храмом находится храм богини Парвати, свидетельство того, что в Индии многие религии могут уживаться вместе, не мешая друг-другу, а лишь дополняя и гармонизируя.
Форт Лохагад
Одним из самых удивительных сооружений Бхаджи является декоративный свод потолка, сооруженный из тиковых ребер и прогонов более 2200 лет тому назад и сохранившийся в целости и сохранности до наших дней. В конце пещеры арочный свод заканчивается деревянной конструкцией в виде полукупола, под которым находится каменная ступа.
На территории комплекса Бхаджи находится 14 ступ, 9 из которых расположены в ряд на открытом пространстве. Остальные пять ступ находятся в скальной нише. Главная художественная достопримечательность этого места – это первая в ряду ступа с изысканной хармикой (надстройкой над основным объемом ступы) в виде обратной пирамиды, поверхность которой покрыта филигранной резьбой по камню. В центре полусферы имеется истертая надпись, написанная письмом брахми.
Брахми — одна из древнейших разновидностей индийского слогового письма; пишется слева направо. Хотя брахми является предком практически всех аборигенных письменностей Южной и Юго-Восточной Азии (кроме основанных на китайских иероглифах), уже в Средние века эта письменность была забыта.
Брахми дешифровано в конце XVIII века усилиями нескольких лингвистов, среди которых важнейшую роль сыграл индийский нумизмат Джеймс Принсеп.
Когда я читаю и пишу об Индии, невольно провожу параллели…
Когда в середине XI века киевские монахи начали копать пещеры– лабиринты в песчанике над днепровскими кручами , в Индии уже три столетия существовали пещерные храмы Эллоры — грандиозный храмовый комплекс в штате Махараштра, частью ансамбля которого является скальный монолитный храм «Кайлаш» — «Кайласанатха», посвященный Шиве и названный в честь гималайской вершины, символизирующей в индуизме, буддизме и джайнизме Центр Мироздания.
Пещеры Эллоры
Высеченный, как скульптура, в монолитной скале, храм состоит их трех этажей. Эксперты подсчитали, что для постройки Кайлаша понадобилось извлечь 200 тысяч тонн горной породы, привлечь 7000 рабочих на 150 лет работ! Во всём мире невозможно найти ничего подобного. Гипотетически, если бы подобный храм строили сегодня, то понадобилось бы 10 крупнейших горнопроходческих 10-тонных машин. Причем, если бы они в идеальных условиях выкапывали 1000 тонн скальной породы каждая, то один процесс извлечения горной породы занял бы около 200 дней непрерывной работы. Точность, с которой можно было бы совершать подобную обработку камня, недостижима даже при современных технологиях.
И пока киевские монахи копали пещеры–лабиринты будущей Киево-Печерской лавры, индийские монахи уже три столетия медитировали в пещерах Бхаджа в поисках просветления…
Вот такая она, Индия — необыкновенная, удивительная страна тайн и мистики, история которой исчисляется тысячелетиями — страна мудрецов, святых и отшельников, страна древних храмов.
Восточная Индия: достопримечательности, фото
Национальный парк Казиранга
Священный город Бодх-Гая
Сарнатх, место первой проповеди Будды
Храм Солнца в Конараке
Гхаты Варанаси
Древние храмы Бхубанешвара
Джаганнатх, храм владыки Вселенной
Калькутта: Священный город Кали
С историей становления буддизма в Индии связан один и величайших университетов древности, монастырский комплекс Наланда, руины которого находятся в штате Бихар.
Руины монастыря Наланда
Сикким, гималайское королевство
Форт Рамнагар, крепость махараджи Варанаси
Неплохие морские курорты расположены в Пури и Гопалпура. Все большую популярность приобретают и малообжитые Андаманские и Никобарские острова.
Плавучие острова Пхумди, Локтак
Это отдаленные пограничные земли, где встречаются Индия, юго-восточная Азия и Тибет, ярким образцом культуры которого является находящийся в Аруначал-Прадеше монастырь Таванг, это зона столкновения культур, ландшафтов и народов и одна из последних больших азиатских загадок.
Сказочный дворец-мавзолей Махабат Макбара. Индия
На полуострове Саураштра, рядом с потухшим вулканом Гирнар, важным джайнским и индуистским местом паломничества, находится древнейшее поселение региона с историей, которая насчитывает около 2300 лет – город Джунагадх.
Гирнар
В Джунагадхе сохранились уникальные археологические образцы древнеиндийских культур империй Маурья, Матрака и Гупта, благодаря которым эта достопримечательность Индии является одним из основных мест для паломничества в штате Гуджарат.
Мавзолей Макбара, построенный в XIX веке, представляет собой уникальный экземпляр слияния нескольких направлений мусульманской архитектуры. Его закрученные по спирали минареты не встречаются больше нигде в Индии.
Здание усыпальницы Махабат Хана II, наваба штата Джунагадх с готическими окнами увенчано крышей с мириадами луковичных куполов разных размеров, самый большой — центральный купол. Купола создают впечатление капелек каменного дождя, застывших на крыше.
Мавзолей Бахауддина Макбара был построен на собственные средства визиря. Минареты по бокам от этой усыпальницы также опоясаны лестницей в виде спирали, что придает структуре сказочный вид.
Мавзолеи Махабат Макбара и Бахауддин Макбара имеют резьбу на внутреннем и внешнем фасадах и арки с желтовато-светло-коричневым внешним видом.
У зданий купола в форме луковиц, французские окна, скульптуры, мраморные узоры, мраморные колонны и решетчатые окна, серебряные дверные проемы. Минареты с четырех сторон мавзолеев окружены винтовой лестницей.
Оба мавзолеи известны сочетанием индо-исламского , готического и европейского стилей. Использование трех стилей архитекторы рассматривают в контексте сложной истории города Джунагадха.
А история Джунагадха такова:
Название города Джунагадх в переводе означает «старая крепость». Впечатляющая по размерам крепость Уперкот, расположенная на плато в центре современного города, была изначально построена в 319 г. Чандрагуптой Маурья.
Уперкот
Крепость использовалась до VI в., а затем была заброшена примерно на 300 лет, после чего вновь стала действующей цитаделью. За 800 лет она осаждалась 16 раз. Одна из неудачных попыток ее захватить продолжалась 12 лет.
В 1807 году штат Джунагадх стал британским протекторатом, в 1818 году был передан под контроль Ост-Индской компании.
Область Саураштра избежала прямого господства Британской Индии. Вместо этого, англичане разделили территорию на более чем 100 княжеств, среди которых был и Джунагадх. Княжества просуществовали до 1947 года и Джунагадх был столицей одноимённого княжества.
Нынешний Старый город, построенный в течение XIX и XX веков, находился на губернаторской земле. Именно здесь, в период британской оккупации Индии, был построен комплекс Махабат Макбара.
В 1947 году, когда Индия обрела независимость от британского правления, Мохаммад Махабат Ханджи решил присоединиться к Пакистану, несмотря на то, что Джунагадх не имел общих границ с этой страной. Под давлением индийского правительства он сбежал в Пакистан, где и умер в Карачи в 1959 году. А город Джунагадх воссоединился с Индией через три месяца после провозглашения независимости.
В наши дни Джунагадх является одним из основных мест для паломничества в штате Гуджарат, а мавзолей Макбара, как уникальный экземпляр слияния нескольких направлений мусульманской архитектуры, привлекает множество туристов.
Доступ к мавзолею Махабат Макбара свободный. Мавзолей визира Бахауддин Бхара можно осмотреть только снаружи. Ключи от усыпальницы хранятся в мечети Джама, расположенной рядом.
Комплекс Махабат Макбара построен в уникальном стиле. Это смесь готики и исламского орнамента. Сказочный дворец-мавзолей Махабат Макбара по праву считается одной из наиболее сохранившихся тайн Индии.
Буддийский культ: ступы, чайтья, вихары - История архитектуры
Именно в период правления Ашоки, судя по уцелевшим памятникам, начали воздвигать монументальные сооружения буддийского культа: ступы, чайтья и вихары.
Из многочисленных ступ, сооруженных при Ашоке, уцелели немногие. Крупнейшие из них сохранились в измененном виде на территории Непала (Сваямбунахта и Бодхнатха высотой 40 м в Катманду). Согласно буддийской традиции, их насчитывалось при Ашоке 84 000.
По заказу Ашоки были созданы первые в Индии сооружения, высеченные в скалах гор Барабара в районе древних городов Раджгрихи и Гайи.
Наиболее известные из четырех чайтий — чайтья Ломас Риши и Судама. В это время поддерживались активные связи с Персией и странами Малой Азии, откуда могла быть занесена идея создания сооружений в монолите скалы скульптурным методом. Таким образом, при Ашоке открылась окончившаяся в X в. эра скального строительства в Индии, ставшего специфическим видом каменного зодчества.
Горы Барабара. Ломас Риши. Чайтья, высеченная в скале, III в. до н. э. Общий вид
Бхархут. Ступа, II в. до н. э. рельефные изображения на воротах — торана
Однако монументальное строительство буддийских сооружений развернулось с большим размахом лишь в середине II в. до н. э. при династии Шунги и Андхры, несмотря на то что императоры не всегда покровительствовали буддизму. (В Беснагаре, например, сохранился единственный в своем роде ранний из брахманских храмов, датируемый 140 г. до н. э.).
К этому времени буддийские монастыри выросли в сложные комплексы с величественными чайтьями, обширными залами для собраний монахов. Внутри помещений щедро применялись настенные росписи, пластическое убранство стало покрывать в изобилии наружные и внутренние поверхности стен.
Санчи. Монастырский комплекс, III в. до н. э. — XII в. н. э. План комплекса
Санчи. Ступа № 1, I в. до н. э. — I в. н. э. Фасад
Начали воздвигать колоссальные по размерам ступы и к религиозным церемониям обхода вокруг них привлекать массы людей из мирян. Если ранее большинство ступ сооружалось из сырца, а верхний слой их делался из обожженного кирпича, покрытого штукатуркой, то теперь ступы стали облицовывать ценными породами камня.
Санчи. Ступа № 1, I в. до н. э. — I в. н. э. План
По существующей в Индии традиции принято не разрушать, а обновлять обветшавшие культовые постройки. Часто ступы покрывались несколькими новыми слоями каменной или кирпичной оболочки, постепенно увеличивавшей их первоначальные размеры. Такими до нас дошли наиболее известные ступы в Бхархуте (находящиеся во фрагментах в музее Калькутты в настоящее время), II в. до н. э., и большой ступа № 1 в Санчи (I в. до н. э. — I в. н. э.). Так, например, известный ступа № 1 в Санчи был покрыт во II в. н. э. оболочкой, увеличивавшей его в два раза.
Большой ступа обычно стоял в пределах монастыря и окружался маленькими ступами с прахом прославившихся монахов. Весь комплекс нередко заключался в крепостные стены. Таковым был комплекс буддийских построек в Санчи, развивавшийся с III в. до н. э. до XIII в. н. э.
Ограда и ворота ступ в Бхархуте и Санчи были первоначально деревянные. Их заменили, когда они пришли в ветхость, каменными, повторяющими прежние формы деревянных стоек и перекладин. В разное время создавались ворота в Санчи. Лучшими из них признаются северные ворота, выполненные, по-видимому, под руководством одного мастера, в то время как в других принимали участие несколько ремесленных корпораций (известно, что среди них были резчики по слоновой кости).
Западная Индия: достопримечательности, фото
Колодец Чанд Баори
Колодец Рани-ки-Вав
Храмы и монастыри Гоа
Удивительные пещеры Эллоры и Аджанты
Храм Солнца (Сурьи) в Модхере
Крепость Девагири (форт Даулатабад)
Морской форт Синдхудург
Морской форт Джанджира
В городе множество музеев и галерей, концертных залов и других культурных объектов, но в связи с высокой загазованностью воздуха и высокой температурой, посещение их зачастую не комфортно для иностранца. В пригородах интересны остров Элефанта (10 км. от порта) со скальными храмами V-VIII вв., знаменитые 109 пещер Канхери с барельефами II-IX вв. на территории Национального парка Кришнагири Упаван (Санджей Ганди, 42 км от Мумбаи), где также лежат живописные озера Тулси, Повари и Вихар.
Пещерные храмы острова Элефанта
Сомнатх, восстающий из пепла
Дварка, легендарное царство Кришны
На границе штатов Махараштра и Гоа сохранились такие шедевры древнего фортификационного искусства, как морские форты Синдхудург и Джанджира.
Джунагадх и гора Гирнар
Пещерные храмы Канхери
Шатрунджайя, священная гора джайнов
Пещеры Пандавлени, буддийские скальные храмы Махараштры
Пещерный монастырь Бхаджа
Пещерные чайтьи, интерьер - История архитектуры
Ранние буддийские храмы чайтья, высеченные в скалах в III-II вв. до н.э. в Сити Мархи (Сон-Бхандоре), в Ломас Риши (скалах Барабара, штат Бихар), обнаруживают необычайное сходство с современным жилищем аборигенных племен тода.
Продолговатое в плане жилище тода имеет сводчатое перекрытие, устланное толстым слоем тростниковой соломы. С одного торца подковообразного очертания между каркасными стойками прорезан входной проем. В пещерном храме в Ломас Риши помещение, тоже вытянутое, в плане перекрыто сводом и имеет вход с торца.
Свод в пещерном храме Ломас Риши выполнен из досок, согнутых по длине дугой, сложенных в несколько рядов и подпертых снизу в продольном направлении брусками. Наклоненные внутрь столбы сдерживают внутренний распор свода. Довольно сложные и разнообразные конструктивные системы сводчатых перекрытий встречаются в буддийских монастырях: в Кондейне — I в. до н. э., а также в Бхадже — II в. до н. э.
В чайтье Бхаджи воспроизведена в камне деревянная конструкция соединенных между собой, наклоненных также внутрь, вертикальных опор и изогнутых, поставленных на ребро, досок свода, по которому уложены в продольном направлении рейки и потолок верхнего сводчатого покрытия. Более усовершенствованный вид сводчатого покрытия, поддерживаемого деревянными арочными строительными фермами, разработан в Кондейне.
Невиданными в истории мирового зодчества являются уцелевшие деревянные стропильные фермы двухтысячелетней давности, прикрепленные к сводчатому потолку , высеченной в скале чайтьи в Карли (I в. до н.э.). Здесь каменщики, вероятно, затрудняясь воспроизвести в скале ставшую канонической, сложную деревянную решетчатую систему, были вынуждены для полной иллюзии привычного вида подобного здания подвесить к каменному своду деревянную конструкцию. В крупных по размеру чайтьях с большим пролетом внутри ставились столбы, и центральная часть здания могла быть приподнята, создавая дополнительную возможность освещения при помощи верхних боковых световых проемов.
Карли. Буддийский храм — чайтья, I в. до н. э. Общий вид
Карли. Буддийский храм — чайтья, I в. до н. э. Интерьер
О внешнем облике подобного здания дает представление высеченная из монолита скалы так называемая ратха Бхима в Махабалипураме VII в. (штат Мадрас). Вероятно, в ратхе Бхимы была воспроизведена одна из ранних форм своеобразной индийской базилики, легший в основу типичной буддийской чайтьи. Трехнефный зал был, как правило, завершен в торце апсидой, в которой ставилась ступа. Центральный неф по ширине намного превосходит боковые.
Композиция плана буддийского храма типа чайтьи с течением времени усложнялась и совершенствовалась, превращаясь в целый комплекс, состоящий из молельни со ступой внутри, открытого вестибюля и внутреннего огороженного дворика. Перед входом в такой ансамбль для торжественности нередко ставились одна или две колонны со скульптурным завершением. Стена, отделяющая вестибюль от дворика, и ограда двора в скальных чайтьях сооружались из кирпича и дерева и потому во многих случаях не уцелели (сохранились лишь в чайтье Кришнаджири в Канхери, II в. до н. э.).
Карли. Буддийский храм — чайтья, I в. до н. э. продольный разрез, план
Классическим примером чайтьи развитого типа может служить пещерная чайтья в Карли (I в. до н. э.). Она превосходит все остальные не только размерами (длина 38,4 м, ширина 13,7 м, высота 14 м в то время как чайтьи в Бедсе, Аджанте № 9 и Насике одинаковы по ширине, равной 6,4 м, высоте 7 м и длине от 12 до 14 м), но главным образом совершенством пропорций, общей композиции и пластического убранства. Строительство заняло более 50 лет.
Махабалипурам. Ратха Бхима, VII в. Монолитное сооружение типа чайтьи
О наличии в прошлом внутреннего дворика можно лишь догадываться. Уцелел один отдельно стоящий перед входом массивный столб, завершенный скульптурой, и остатки стены, ограждавшей открытый (без верхнего перекрытия) своеобразный вестибюль. Его боковые плоскости стен вместе с главной фасадной огибают в три этажа рельефные изображения деревянной ограды парапета и ложных дверных и миниатюрных арочных проемов чайтьи. Этот архитектурный мотив с вариацией в каждом отдельном случае пропорций и сочетания тех или иных форм прочно вошел в убранство скальных сооружений древности.
Внизу, в пределах человеческого обозрения, размещены великолепно исполненные в реалистической манере горельефные изображения людей и слонов почти в натуральную величину. Среди них особенно выделяются супружеская пара и танцовщица. В центре фасада под огромной подковой светового отверстия, прорезаны три входных проема. Центральный вход предназначен для священнослужителя, к нему подходит пандус. Подходы к боковым проемам несколько заглублены и наполнялись водой для омовения ног.
Внутри просторного зала, перекрытого сводом, стоят тесным рядом массивные восьмигранные столбы с капителями в форме опрокинутого колокола. Они завершены скульптурной группой слонов со всадниками. Базы столбов похожи на глиняные сосуды, в которые обычно вставлялись деревянные столбы с тем, чтобы предохранить их от белых муравьев. Столбы слегка наклонены внутрь, как это делалось с деревянными столбами, у которых наклон был вызван конструктивными соображениями — противостоять распору и осевому давлению тяжелой сводчатой кровли. В интерьере заметны следы росписей и позолоты, создававших в свое время впечатление роскоши и великолепия, которыми окружали себя в это время монахи.
Читайте также: