Где выбирали места для строительства театров и стадионов в древней греции
Здание театра, основными элементами которого были театрон, скена и орхестра.
Все греческие театры были вписаны в окружавший их ландшафт, учитывали и использовали его особенности. Так, в качестве основы для зрительских мест чаще всего выбирался естественный склон какой-либо возвышенности, а поскольку греческая трагедия представлялась под открытым небом во время светового дня, своеобразной театральной декорацией для такого представления выступало само городское пространство. Театральное сооружение не только оказывалось частью природной среды, но было также тесно связано и с городом, с его архитектурным и социальным пространством, включено в «гражданский космос».
Театры принадлежали к наиболее распространенным типам сооружений в античности: они были неотъемлемой частью античного города, входили в число обязательных общественных построек. Ученый путешественник эпохи Римской империи Павсаний (II в.) указывает, что наличие театра (наряду с правительственными зданиями, гимнасием, городской площадью, водоемом) является признаком, который делает поселение городом (X, 4, 1). Несомненно, эту характеристику можно приложить к античному городу и в более ранние времена, что подтверждается археологическим изучением городов периода греческой классики и эллинизма.
Первоначально театральные представления могли устраиваться в любом подходящем месте и не требовали специальной стационарной постройки. Нам известно о существовании своеобразной передвижной сценической площадки, создание которой древние связывали с основателем драматических постановок Феспидом, жившим в VI в. до н. э. По выражению Горация, актеров и театральный реквизит он «возил на телегах» (Ars poet., 276).
С возникновением стационарного театра его основными элементами были:
театрон (др.-греч. θέατρον) – места для зрителей, название этой части театра дало название и всему сооружению;
орхестра (ὀρχήστρα) – ровная площадка, на которой размещался хор и, возможно, актеры;
скена (σκηνή)– сначала просто палатка для переодевания актеров, а затем все усложняющаяся конструкция, которая со временем дополняется проскением (προσκήνιον), на котором крепились декорации и выступали актеры.
Все эти четыре элемента римский архитектор Витрувий Поллион (вторая половина I в. до н. э.) в своем знаменитом сочинении «Об архитектуре» называет в качестве основных для театрального сооружения.
Так как театр вмещал достаточно большое количество зрителей (например, театр Диониса в Афинах вмешал, по разным подсчетам, от 14 до 17 тыс. человек), то он мог выступать и местом народного собрания, являясь, как кажется, для этого даже более удобным, чем открытая площадка. Кроме того, публика в театре собиралась и для других зрелищ: публичных чтений философов, представлений фокусников, ученых зверей, а в римское время – гладиаторские игр.
4. Олимпийский стадион в Монреале (Канада, 1976 г.)
Строительство стадиона (Finale Royale Arena) в Монреале было приурочено к проведению Олимпийских игр 1976 года. Новая спортивная арена должна была удивить невероятным дизайном и фантастическим инженерным решением - раздвижной крышей. Если первая задача была выполнена на все 100, то с крышей получился казус – ее не успели сделать.
Тем не менее, его конструкция и дизайн впечатляет даже спустя 40 лет, в особенности башня высотой 175 м, на которой расположена смотровая площадка с панорамным видом на городские пейзажи. Этот элемент конструкции расположен под углом и считается самой большой наклонной башней в мире.
7. «Прямоугольный стадион» Мельбурна (Австралия, 2010 г.)
Необычный в своем роде стадион спроектировало архитектурно-дизайнерское бюро Cox Architects, их прямоугольное детище украшает Мельбурн. Начиная с 2010 г. на его аренах проходят как футбольные матчи, так и регбийные. Главной достопримечательностью «Прямоугольного стадиона» стал геодезический купол, который возвышается над стадионом и накрывает большинство зрительских мест. За разработку столь оригинального проекта компания Cox Architects была отмечена премией World Stadium Awards (2012 г.).
Театральные здания в Древней Греции
Глава «Театры.» подраздела «Архитектура Древней Греции IV в. до н.э. (400—323 гг. до н.э.)» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона. Автор: В.Ф. Маркузон (Москва, Стройиздат, 1973)
Возникновение театральных зданий в древней Греции тесно связано с культом бога виноделия — Диониса. Еще в эпоху архаики в честь его совершались сельские празднества, сопровождавшиеся хороводами, песнопениями и игрищами, посвященными мифу о страстях этого бога, умирающего и вновь воскресающего.
Эти игрища явились тем зерном, из которого выросла греческая драма, потребовавшая потом специальных театральных сооружений.
Вначале эти празднества носили скромный характер. Хоровод жителей поселка, исполняя песнопения, двигался по кругу. Постепенное отделение партии запевалы и обмен репликами между ним и хором приводят к выделению сначала одного, затем двух, трех и более актеров.
Архитектура театрального сооружения развивалась в соответствии с развитием греческой драмы. Основными элементами древнейших театров, примитивное устройство которых сохранялось, по-видимому, без существенных изменений до конца VI в. до н.э., были круглая площадка (орхестра), по которой двигался хор, около нее — палатка (скена) для переодевания актера (вначале единственного), по другую сторону — места для зрителей (театрон), обычно располагавшиеся полукругом по склону холма, около которого размещалась орхестра, чтобы создать лучшую видимость и акустику.
Греческие театры были рассчитаны на то, чтобы в них могла собираться вся гражданская община; ввиду этого размеры их были весьма обширны, во много раз больше современных театров.
Большая величина эллинских театров препятствовала превращению их в закрытые помещения, в чем не было и надобности в условиях греческого климата.
Первые театральные сооружения имели временный характер и строились для каждого праздника заново. Там, где естественный склон был недостаточен, для зрителей возводились деревянные подмостки. Но такое временное устройство было слишком сложно, дорого и ненадежно (так, мы знаем о катастрофе деревянного театрона в Афинах); его стали заменять надежными каменными скамьями, сооружавшимися по склону холма, которому придавались правильные очертания, подобные полуворонке. Такие постоянные театроны появились в Греции уже в V в. до н.э.
Однако форма театрона установилась не сразу. Так, относящийся к концу V в. до н. э. театр в Форике имел вытянутый несимметричный театрон (рис. 1), но сиракузский театр, самый большой в Сицилии, также построенный в конце V в. до н. э., уже имел правильную форму. Диаметр его достигал 138,6 м, число рядов для зрителей 59; из них 11 нижних были облицованы мрамором.
1. Театр в Форике, около 400 г. до н. э. (?). План |
В первых рядах находились постоянные почетные места для особо уважаемых граждан — проэдрии.
Орхестра, служившая (как в трагедиях, так и в комедиях) местом действия хора, отделялась каменным бортом и утрамбовывалась или мостилась каменными плитами; на ней часто воздвигался алтарь, посвященный Дионису.
Сценические постройки в классическую эпоху в большинстве случаев были деревянными, каменные сменили их главным образом уже в III в. до н.э.
Так, дошедшие до нас надписи свидетельствуют о том, что в театре на о. Делосе замена временного, деревянного проскения постоянным каменным произошла только в 269 г. до н.э.
Поэтому об устройстве скены в V—IV вв. до н. э. во многом приходится судить па письменным источникам, по развертыванию действия в греческой классической драме и по изображениям на вазах.
С развитием бытовой комедии ордер проскения получил пропорции небольших колоннад.
Скена представляла собой прямоугольное, обычно двухэтажное сооружение. Два прохода на орхестру (пароды) отделяли скену от аналемм — подпорных стенок, которыми завершался театрон.
По концам скены часто выступали вперед небольшие крылья — параскении, особенно характерные, по-видимому, для театров метрополии и западных колоний. В эпоху эллинизма параскении исчезают.
Во 2-й половине IV в. или в III. до н. э. появляется проскений — невысокая пристройка перед скеной, представлявшая собой ряд столбов, обработанных полуколоннами, иногда же ряд колонн, поставленных на низком стилобате на расстоянии 2—3 м от передней стены скены, соединенных с ней деревянным горизонтальным перекрытием, укладывавшимся по каменным балкам. Высота проскения колебалась между 2,5 и 3,6 м, и его перекрытие, логейон, было на одном уровне с основным этажом- скены. Начиная с середины II в. до н. э. логейон, несомненно, был основным местом действия актеров. Но функции проскения в IV и III вв. до н. э. еще не вполне установлены; существует мнение, что на орхестре выступал не только хор, но и актеры, тогда как проскений являлся для них фоном и что логейон служил сценой лишь & исключительных случаях.
Действующими лицами в греческой драме были актеры (обычно не более трех) и хор (в трагедии 12—15, в комедии 24 человека). Хор во время представления находился в орхестре, что же касается местопребывания актеров, то этот вопрос до сего времени вызывает разногласия исследователей. Одни полагают, что актеры выступали на проскении, другие — в орхестре. Возможно, что местом игры актеров в классическую эпоху была орхестра, а в эллинистический период — проскений (иногда именовавшийся поэтому «логейон», т. е. место, где говорят).
Возможно, что с этими изменениями театральной техники связаны перестройки всех греческих театральных скен в III в. до н.э.
2. Развитие греческого театра (на примере театра в Эретрии): 1 — схематический разрез театра; 2 — первоначальный вид скены и ее вид после перестройки (реконструкция); справа — план театра
Первоначальное устройство конца IV в. до н.э.: а — скена; б — параскении; в — орхестра; г — уровень орхестры и уклон театрона.
Перестройка III в. до н.э.: а' — расширенная скена; б' — пароды; в' — заглубленная орхестра; г' — уровень орхестры и уклон театрона после перестройки; д — проскений; е — логейон; ж — подземные ходы
Характерным примером последовательных изменений театрального строения является театр в Эретрии (конец IV в. до н. э. и позже). Из приводимых иллюстраций (рис. 2) видно, как деревянная скена заменяется каменной, затем уширяется и приобретает более монументальные формы, как орхестра заглубляется и отодвигается к театрону, как благодаря этому образуется проскений (развитие проскения см. на рис. 3).
3. Планы скен некоторых греческих театров. Развитие проскения (схема В. Е. Быкова): 1 — Эретрия; 2 — Сегеста; 3 — Афины, театр Диониса; 4 — Эпидавр; 5 — Ороп; 6 — Мантинея; 7 — Делос; 8 — Приена; 9 — Ассос; 10 — Милет; 11 — Магнесия на Меандре; 12 — Сикион; 13 — Эфес |
Театральное оборудование у греков было несложным. Представление совершалось днем, поэтому световых эффектов не было. Занавес, вероятно, отсутствовал. Машины были довольно примитивными. Главные из них — «подъемная машина», позволявшая появляться в воздухе богам, и эккиклема, деревянная площадка на колесах, выдвигавшаяся через дверь, чтобы показать зрителю происходящее «за сценой», например внутри дома.
Перед скеной театра в Эретрии обнаружены мраморные рельсы, по-видимому, предназначавшиеся для эккиклемы. Устраивалась также при надобности и вышка, откуда могли говорить боги.
Декорации выполнялись на съемных щитах, которыми закрывались проемы в стене скены и между полуколоннами проскения. По бокам скены располагались периакты — треугольные вращающиеся призмы, на каждой из сторон которых изображалась особая декорация (пинаки).
Возможно, что в греческих театрах имелись также и приспособления для улучшения акустики, о которых упоминает Витрувий. Но в исследованных до настоящего времени греческих театрах пока не удалось обнаружить следов каких-либо резонаторов, помещавшихся, согласно описанию Витрувия, под скамьями для зрителей (* Витрувий, V, 7, 5.).
Таким образом, уже в V в. до н.э. сложилась форма театрального представления и определились основные элементы греческого театрального здания.
Выдающиеся театральные сооружения IV в. — театр в Эпидавре и театр Диониса в Афинах — описаны ниже.
Общественные сооружения в городах Греции и возникновение ордерной системы в период архаики
В период архаики в Греции появляются новые типы храмов из-за изменений в общественной жизни. Обычно территория полиса (города) или небольшой территории считалась освященной покровительством одного из божеств. Греки устраивали торжества в честь бога-покровителя, строили ему храм, где ставили статую. Храм также нёс функцию хранилища казны. Он был и главной святыней, и главной гордостью города. Поэтому и строили храмы как главное общественное сооружение.
Были места, которые посвящались конкретным богам. Например, театры являлись святилищем Диониса, а дороги — святилищем Гермеса.
Одновременно с храмом появились и такие сооружения как стои — длинные портики. Стои строились на агоре — центральной площади, где служили для деловых встреч и общений. Также стои строились в святилищах, где они предназначались для отдыха паломников и для хранения вотивных приношений.
В полисах строили булевтерии — это дома для собрания совета рабовладельческой общины.
Реконструкция булевтерия в Милете
Пританей — это дом, близкий к жилому, предназначенный для официальных приёмов. В нём был священный очаг общины.
Пританей в Афинах
Дома симпосиев — в них проводились общественные трапезы.
Сцена симпосия. Фрагмент фрески на саркофаге из «Гробницы ныряльщика», V в. до н.э.
Палестры — сооружения для физической тренировки молодёжи. Сначала это были просто огороженные участки для занятий борьбой, легкой атлетикой и прочее. Позже эти участки стали окружать стоями. И уже в классическую эпоху эти сооружения превратились в гимнасии. И начали включать в себя помещения для проведения санитарно-гигиенических нужд, а также помещения для занятий музыкой и литературой. Это всё входило в систему древнегреческого образования.
Палестра в Помпеях
Гимнасий в Милете
В VIII в. до н.э. появляются стадионы, для проведения соревнований по лёгкой атлетике. В них для размещения зрителей использовались естественные склоны холмов, которые лишь выравнивали.
Строились водопроводы в городах. Им придавалось первостепенное значение, поэтому они представляли из себя серьёзнейшие инженерные сооружения, которые заканчивались резервуарами и водоёмами. А местные источники получали удобную и архитектурно-выразительную обработку.
Зарождение ордерной системы
Классическая ордерная система начала формироваться в эпоху архаики и является одной из величайших достижений эллинского зодчества. Это стало одним из важнейших вкладов в мировое развитие архитектуры.
Ордер — (от лат. «Порядок, строй») художественное оформление стоечно-балочной конструкции. Выполнялось в нескольких вариантах и закреплялась традицией. В этих конструкциях был установлен состав, форма и взаимное расположение элементов.
Выделяют три основных ордера: дорический, ионический и коринфский.
В первой половине VI в. до н.э. встречаются дорический и ионический ордер в сооружениях из камня.
Дорический лаконичный, мужественный и сильный, а ионический более стройный и изящный. Ионический ордер включает в себя малоазийский и аттический.
Коринфский ордер появился позже, во второй половине V в. до н.э. и отличается от ионического ордера резной «растительной» капителью.
Термины, которые используются в ордерной системе происходят от древнегреческих и римских терминов. Они дошли до нас в трактатах Витрувия.
Главными частями греческого ордера являются:
- Основание, обычно ступенчатое — стереобат. Основание располагается на фундаменте, который выкладывался на земле ровным рядом и приподнимал всё сооружение. Такой фундамент называется евтинтерией.
- Вертикальные опоры — колонны, возвышающиеся на верхней ступени стереобата — стилобата.
- Верхняя часть (перекрытие) — антаблемент, который в свою очередь делится на две или три части:
- Архитрав или эпистиль — главная балка, опирающаяся на колонны и воспринимающая нагрузку от перекрытия.
- Фриз — имевшийся в дорическом и некоторых вариантах ионического ордеров и изображавший само перекрытие, покоящееся на архитраве
- Венчающая часть — карниз
В следующих статьях я подробно опишу всю ордерную систему Греции
О том, какие типы храмов возникли в период архаики можно посмотреть в статье
Всемирная история архитектуры, Том II
Теперь у меня появилась страница на Facebook. Если вам интересна эта тема, можете присоединиться и следить за выходом новых статей. Буду рада вас видеть 🙂
6. Стадион Первого Мая в Пхеньяне (КНДР, 1989 г.)
На данный момент «Стадион Первого Мая», построенный в Пхеньяне, является самым большим стадионом мира, его трибуны могут принять 150 тыс. болельщиков. Столь грандиозное строительство было приурочено к проведению XIII фестиваля молодежи и студентов, проходившем в 1989 г. Главной особенностью конструкции гигантской спортивной арены являются 16 арок, образующих кольцо, благодаря чему она стала похожа на цветок магнолии.
Поскольку Северная Корея является закрытой страной, то стадион «Первого Мая» используется для проведения внутригосударственных спортивных соревнований или матчей, но основное его назначение – организация массового праздника «Ариран».
Интересно: Ежегодный фестиваль «Ариран» внесен в Книгу рекордов Гиннесса как самое грандиозное шоу мира.
Где выбирали места для строительства театров и стадионов в древней греции
Архитектура и градостроительство Античной Греции .
Принципы планировки древних городов.
Рис.1 Древнегреческое зодчество .
На Европейском континенте градостроительные приемы впервые стали разрабатывать в античной Греции . В философии греков много веков распространялось учение о гармонично устроенном государстве и о физически совершенном человеке как мере всех вещей.
Под воздействием этих прогрессивных воззрений формировались и основополагающие принципы пластических искусств, складывались тектонические приемы в зодчестве исходя из требований четкости, уравновешенности частей и соответствия их физическим возможностям человека, сомасштабности ему.
Уважение к порядку, организованности, дисциплине, жизненно необходимое для защиты городов-государств в условиях частых войн и в мореплавании, глубоко проникло в сознание греческих граждан. Неудивительно, что эти нормы поведения, особенно любовь к четкости и ясности, повлияли и на градостроительное мышление зодчих. В конечном счете отсюда зародилась идея четко спланированного города с прямолинейной сеткой улиц даже в условиях гористой местности с большими перепадами ее высот и с постановкой построек на улицах в строгий ряд. Напомним, что это было жизненно важно и для обороны греческих городов.
О принципах «шахматной» планировки древних городов как образцовой говорится в философских трактатах. Так, Аристотель , сопоставлявший в своем сочинении различные теории устройства города, упоминает об античном градостроителе Гиподаме Милетском , по проекту которого в IV в. до н. э. строился город с населением в 10 тыс. человек. Город должен был делиться на три части: священную, общественную и частную.
Гиподам считается автором прямоугольной планировки города . Однако и до того времени были известны города с такой планировкой.
Рис.2 План города Милета (II в. до н. э.):
1 – южная агора ; 2 – северная агора ; 3 – театр ; 4 – стадион ; 5 - порт
Так, прямоугольная планировка была использована при восстановлении города Милета в Малой Азии ( рис. 2 ), разрушенного в V в. до н. э. персами. Гиподам усовершенствовал подобные планы и содействовал распространению их по всей Греции . Простая четкая система планировки позволяла вести застройку по частям, что имело большое преимущество в условиях развивающихся греческих городов и колоний.
Греческая прямоугольная сетка плана города стала позднее основной планировкой римских военных лагерей и вновь закладываемых некоторых средневековых городов . В период Возрождения и особенно классицизма такой план представлял почти единственную планировочную структуру городов. Спор о преимуществах и недостатках этого плана продолжается до сих пор.
В отличие от городов Ближнего Востока, в которых центральное положение занимал дворец правителя, в центре классического греческого города размещалась площадь для собраний (агора), окруженная торговыми лавками. Позже агора , размещенная на перекрестках главных улиц, превратилась в городскую рыночную площадь . В городе Приена в IV в. до н. э. часть прямоугольной сетки улиц была вырублена в скале с образованием горизонтальных западно-восточных улиц и ступенчатых северо-южных. Основным элементом греческого города , как нового, так и сложившегося исторически, почти всегда являлся акрополь (дословно верхний город) , представлявший собой укрепленную часть города, расположенную на возвышенности. Примером может служить акрополь в древних Афинах , господствующий над городом ( рис.3, рис.4 ).
Рис.3 Афинский Акрополь .
Рис.4 Планировка Афинского акрополя .
1 – статуя Афины ; 2 – храм Парфенон ; 3 – Эрехтейон ; 4 – Пропилеи ; 5 – храм Аптерос ; 6 и 7 - театры
После застройки акрополя храмами на склоны горы переносились жилые здания. Сложившийся на горных склонах город имел свой гражданский центр — агору . Позже вблизи греческих портов и на перекрестках дорог появились новые торговые центры. Большую художественную роль в облике города приобрели театры и спортивные сооружения. Особое внимание в архитектуре греческих городов уделялось главным площадям. Жилые дома, преимущественно одноэтажные, размещались на определенном расстоянии от красных линий улиц. Количество населения в античных городах было различным. Так, в городах до VI—IV вв. до н. э. оно обычно не превышало 10 тыс. человек, в период же правления Перикла в Афинах, включая порт Пирей, проживало более 100 тыс. человек.
Наиболее древние памятники греческой архитектуры относятся к началу I тысячелетия до н. э. Древнегреческая архитектура античного периода (VI—IV вв. до н. э.) является одним из важнейших этапов мирового зодчества . В этот период с использованием ордерных систем (от слова «ордо» — строй) были созданы ранее не известные типы зданий и сооружений: театры, стадии, школы, дома общественных собраний и пр. Наиболее простым типом греческих храмов был антовый храм . Он имеет прямоугольную форму в плане, покрыт двускатной крышей, парадный вход подчеркнут с торца. Торцовая часть таких храмов обычно оформлялась фронтоном, опирающимся на выступы продольных стен, называемых, антами, между которыми ставили две колонны ( рис. 5, а ).
Рис.5 Планы древнегреческих храмов .
а – с антами ; б – с двумя портиками (амфипростиль) ; в – с колоннадой по всему периметру (периптер)
Позже был создан более сложный вид храма — простиль , в торце которого размещались четыре колонны, а портик, аналогичный восточному, устраивался и с западной торцовой стороны здания ( рис. 5, б ). В V в. до н. э. колонны иногда устанавливались рядами со всех четырех сторон культового здания, что привело к созданию храма типа периптер. Такой тип греческого храма ( рис. 5, в ) считается более законченным. Яркому расцвету древнегреческой архитектуры в VI—IV вв. до н. э . способствовали установление рабовладельческой демократии в полисах и очень важное в экономическом отношении обретение национальной независимости после изгнания персов из Греции в результате длительных освободительных войн. Ведущее положение среди греческих городов-государств в IV в. до н. э. занимали Афины , стоявшие во главе морского союза полисов.
Основными видами монументальных зданий в VI— IV вв. до н. э. были храмы , воздвигаемые в честь богов — покровителей городов. Прототипами храмов явились крупные жилые дома басилевсов . Важнейшим средством композии, придающим законченность и красоту античной форме здания, построенного по определенному порядку, являлась ордерная система .
Ордер представляет собой совокупность архитектурных форм, придающих определенную стилевую характеристику всему сооружению, благодаря тектоническому единству . Формы основных частей античного ордера были созданы в результате художественного осмысления конструктивно целесообразной стоечно-балочной системы . При этом древние греки исключительно большое внимание уделяли пропорциям частей здания и художественной корректировке их положения в пространстве, вводя оптические поправки в расчете на зрительное восприятие здания издали. К таким относятся незначительный наклон верха колонн внутрь, утолщение их диаметра ниже центра тяжести и др.
Греческие зодчие создали три архитектурных ордера : дорический, ионический и коринфский . Материалом для ордеров в ранний период храмового строительства служило дерево ( рис. 6 ).
Рис.6 Покрытие храма дорического ордера (раннего)
Балочное перекрытие ряда колонн, называемое антаблементом , состоит из трех частей: архитрава, фриза и карниза . Колоннады в античной архитектуре имели двойное назначение. С художественной стороны они придавали сооружению торжественность и величие. Вместе с тем колоннада греческого храма имела большое практическое значение: воспринимала нагрузки от крыши; окружая храм , она защищала стены от дождя. Важную композиционную роль в храмах этого типа играл украшенный скульптурами фронтон — треугольная плоскость между скатами крыши и архитравом .
В раннем дорическом ордере ствол колонны был гладким, вытесанным из каменного блока. Позже стволы колонн стали украшать каннелюрами — продольными выемками (по 20—24), которые выявляют объемность колонны. Сверху она заканчивалась уширением — капителью . Низ дорической капители называют эхином , а основную часть ( рис. 7 ) квадратную в плане,— абакой .
Рис.7 Элементы дорического ордера :
1 – эхин ; 2 – абака ; 3 – архитрав ; 4 – триглиф ; 5 – метопа ; 6 – слезник ; 7 – карнизная плита
Архитрав, или главная нижняя балка , представлял собой гладкий каменный блок; фриз (средняя часть) антаблемента украшен триглифами — каменными дощечками с тройными вырезами , которые имитируют торцы деревянных балок. Между триглифами размещались метопы — плиты из керамики или камня с рельефными украшениями . Простой и строгий дорический ордер художественно отображал суровый образ жизни греков, их выносливость, физическую силу и мужество. Из деталей этого ордера были построены в V в. до н. э. храмы Зевса в Олимпии, Посейдона в Пестуме и Парфенон в Афи нах. В V—IV вв. до н. э. в Греции были сооружены наиболее значительные памятники античного зодчества, в том числе главные сооружения Афинского акрополя — Парфенон, Эрехтейон и Пропилеи .
Рис.8 Эрехтейон
Рис.9 Парфенон. Художник Василий Поленов .
На рис. 9 показан общий вид храма Парфенон сооруженного в 447—437 гг. до н. э. зодчими Иктином и Калликратом под художественным руководством скульптора Фидия — близкого друга правителя Афин Перикла . Архитектура Парфенона является вершиной развития всего греческого зодчества. В его тектоническом строе наиболее полно отражено оптимистическое мировоззрение греков, высоко ценивших гармонический порядок во всем, умеренность, уравновешенность и глубоко осмысленную рациональность. В чистоте же пропорций и линий, округлых форм и словно живых фигурах богов на фронтонах отражен уровень художественного мышления зодчих и скульпторов периода высшего расцвета рабовладельческой демократии в Афинах.
Ионический ордер ( рис. 10, а ) отличается от дорического колоннами меньшей толщины, завершаемыми тонко проработанными капителями, украшенными завитками или волютами .
Рис.10 Греческие ордера
а – ионический; б - коринфский
В стволах колонн вытесывали каннелюры меньшей ширины и глубины, чем на дорических колоннах. Фриз ионического ордера обычно гладкий, карниз внизу имеет зубчики. Примером здания ионического ордера может служить храм Эрехтейон , построенный через 20 лет после Парфенона невдалеке от него. В этом храме привлекает внимание гармония, масштаб частей, вполне сомасштабный человеку, и введение в композицию портика Кор объемной человеческой скульптуры и цвета.
Коринфский ордер ( рис.10, б ), наиболее легкий по пропорциям в сравнении с дорическим , отличается декоративным богатством. Капитель этого ордера имеет формы волют, как бы поддерживаемых двумя рядами акантовых листьев . На поверхности колонны имеются 24 каннелюры , которые в отличие от желобков ионической колонны внизу и вверху заканчиваются закруглениями. Антаблемент ордера, имеющий сходство с ионическим, более развит и расчленен . Фриз коринфского ордера обычно украшен рельефным орнаментом . Декоративные элементы этого ордера применялись для выражения идеи торжества и праздничности. Формы колонн и другие элементы корифского ордера широко применялись в измененном виде в зодчестве Древнего Рима , в XIV—XIX вв. в архитектуре Ренессанса , барокко и классицизма . Здания, построенные с использованием ордера , отличающиеся изяществом форм, создают впечатление торжественности. Однако есть много примеров гипертрофированного использования коринфского ордера.
Памятники гражданской архитектуры.
Помимо культовых сооружений зодчие античной Греции создали много ценных памятников гражданской архитектуры, к которым относятся театры, здания для массовых собраний, стадии, гимнасии и др.
На сценах театров древней Греции кроме драматических представлений совершались культовые обряды ( мистерии ). В состав театра входили места для публики, расположенные полукругом, сцена и орхестра — свободная платформа , предназначенная для хора и служащая отражателем звука ( рис. 11 ).
Рис.11 Театр в Приене (реконструкция)
Театры сооружали преимущественно у склонов гор, на которых располагались уступами места для зрителей ( естественные амфитеатры ).
Стадии для соревнований бегунов представляли собой арены с рядами мест для зрителей. Стадии , увеличенные до больших размеров с целью проведения состязаний на колесницах, были превращены римскими зодчими в цирки .
Гимнасии, служившие местом спортивных состязаний юношей (борьба), представляли собой открытые площадки, окруженные портиками и залами для упражнений. Почти все общественные здания греков имели портики или галереи .
Жилища в Древней Греции
Жилища в Древней Греции с ее мягким климатом строились из камня, притом облегченной конструкции, так как в них люди находились в основном ночью. Значительную часть времени деятельные греческие граждане проводили на открытом воздухе — во дворах, в мастерских или на пристани. В условиях теплого климата не было необходимости создавать особые удобства в жилых помещениях.
Крепостные сооружения в Древней Греции
Крепостные сооружения в Греции строили, как и в Египте, с применением в толще каменных стен деревянных связей. Крепостные стены Афин , представлявшие собой более совершенную систему обороны, были сложены из обожженного кирпича на каменном основании. В некоторых видах своих сооружений греки применяли асимметричные архитектурно-планировочные решения, но при этом всегда добивались гармоничного равновесия масс сооружений. Выбор выгодного места для постройки являлся одной из задач греческого зодчества .
Одним из важнейших достижений греческой архитектуры античного периода является создание ордерных систем , зданий, в которых достигнуто единство функционально-технических сторон и художественной формы каменной стоечно-балочной конструкции . Большие заслуги принадлежат греческим зодчим в создании целесообразных и художественно совершенных тектонических систем целого ряда зданий различного назначения (залы заседаний, гимнасии, театры). В эллинистический период (III в. до н. э.— II в. н. э.) в Греции были созданы такие важные инженерные сооружения, как маяки, пристани и др.
1. Амфитеатр Флавиев или Колизей (72-80 гг. н. э.)
Амфитеатр Флавиев, больше известный как Колизей – одно из самых известных и грандиозных спортивных сооружений Древнего мира, дошедших до наших дней. Его гигантские размеры впечатляют даже современников, а для жителей Древнего Рима начала I тысячелетия они и вовсе были умопомрачительными. Чтобы поместить 50 тыс. любителей зрелищ, пришлось строить грандиозный объект, длина которого достигала 188 м при ширине 86 м, а высота стен с трибунами достигала 50 м. Для того чтобы удержать такую мощную постройку, фундамент нужно было делать глубиной 13 метров.
И самое интересное, зодчие и математики рассчитали настолько грамотно структуру амфитеатра, что даже современные строители ничего нового придумать не смогли, особенно это касается организации входов/выходов и порядка размещения зрительских мест. При создании Колизея было предусмотрено 80 входов/выходов, что позволяло публике до отказа заполнять амфитеатр за 15 минут, а покидать – всего за 5!
Интересно: Изначально Амфитеатр Флавиев имел сложную мачтовую конструкцию, созданную на четвертом этаже, что позволяло выдвигать и снимать большой тент, сделанный из бычьих шкур, который защищал зрителей от палящих солнечных лучей.
2. Стадион Панатинаикос в Афинах (329 г. до н. э., восстановлен в 1896 г.)
История современных Олимпийских игр началась на Панафинейском стадионе, созданном в форме подковы. То спортивное сооружение, которое мы можем видеть сейчас, создано к открытию проведения первых современных Олимпийских игр в 1896 г. Но история его началась еще в 529 г. до н. э., именно тогда стадион принял первые соревнования и выступал в качестве арены для проведения зрелищных мероприятий. До 329 г. до н. э. стадион был оборудован обычными деревянными скамейками, но благодаря стараниям общественного деятеля Ликурга они были заменены на каменные.
Со временем в 139—144 гг Герод Аттик инициировал значительное расширение и полное обновление арены. В этот период стадион приобрел форму удлиненной подковы, а также на нем было установлено 50 тыс. мраморных сидений. Несмотря на почтенный возраст, спортивная арена до сих пор активно используется и не только в качестве достопримечательности. На стадионе проходят грандиозные концерты (здесь отличная акустика), проводятся различного рода соревнования и даже во время прохождения Афинской Олимпиады в 2004 г. он использовался в качестве спортивной арены.
8. «Альянц Арена» в Мюнхене (Германия, 2005 г.)
Альянц Арена (Allianz Arena) в Мюнхене признана самым импозантным стадионом футбольного клуба «Баварии» за все время его существования. Больше всего впечатляет болельщиков и гостей Мюнхена необычный фасад, состоящий из 2,8 тыс. ромбовидных «подушек» (пленочных панелей из ETFE) распределенных на площади 66,5 тыс. м². Эта огромная мембранная оболочка с подсветкой внутри каждой «подушки» признана самой большой конструкцией в мире.
Особенно прекрасна Allianz Arena вечером, когда зажигается тысячи огней и весь стадион сияет разными цветами, от такого зрелища захватывает дух даже у заядлых фанатов, не говоря о гостях города.
Особое внимание заслуживает стадион «Птичье гнездо» в Пекине, который был создан к проведению летних Олимпийских игр 2008.
ТОП-8 сооружений античности: амфитеатры Древнего Рима и суперсовременные спортивные арены
С древних времен стадион был своеобразным местом поклонения для любителей спорта. Из оригинальных сооружений античности они превратились в самые впечатляющие объекты инженерной и дизайнерской мысли, на аренах которых проходят не только спортивные состязания, они становятся главным местом проведения грандиозных концертов и культурных мероприятий.
5. Стадион Уэмбли в Лондоне (1923 г., полная реконструкция 1996-2007 гг.)
Стадион Уэмбли (Wembley Stadium) был построен в Лондоне (Великобритания) еще в 1923 году, но к концу века возникла необходимость в его полной реконструкции. Целых 6 лет создавали проекты пока, в конце концов, не решили его снести и построить на этом месте абсолютно новую спортивную арену. Благодаря этому в 2007 г. мир увидел фантастический стадион, на строительство которого было потрачено более 1,4 млрд. дол.
Главной изюминкой проекта стала решетчатая арка высотой 134 м., длиной 315 м. и диаметром 7 м. Помимо оригинальности декора конструкция выполняет довольно значимую функцию – она поддерживает раздвижную крышу, которая имеет незакрепленную структуру. Кстати сказать, на этом стадионе поле можно трансформировать в атлетическую арену, единственное неудобство такого переоборудования – уменьшение мест на трибунах.
Древнегреческие стадионы
Крупные стадионы в Древней Греции обычно возводились около политических центров наиболее влиятельных греческих государств.
Располагаясь вблизи храмов, в долине, где протекала река, стадионы имели естественный амфитеатр на склонах гор и берегов и водную базу.
Раскопки в Олимпии, Эпидавре, Приенне и Милете покивали, что все древнегреческие стадионы имели обычно форму прямоугольника (если этому не метали природные условия). В Мессине стадион имел форму трапеции, строитель его весьма удачно использовал под трибуны естественную возвышенность, поднимающуюся веером с южной стороны.
Места для зрителей в форме амфитеатра начали строить после завоевания Греции Римом. Сначала трибуны строились только г узкой стороны стадиона, а позже их стали располагать и с длинной стороны, вдоль дорожек для бега. Таким обратим трибуны стали охватывать стадной уже с трех сторон. Четвертая (длинная) сторона оставалась открытой, т. к. там находились места для всех иных видов соревнований, кроме бега (собственно стадион служил только для бега).
Примером старейших прямоугольных стадионов могут служить стадионы в Олимпии и Эпидавре. В Дельфах стадион уже охвачен амфитеатром, идущим вдоль дорожек и барьера для поворота.
Стадионы делились обычно на две части: главное поле и примыкающие спортивные площадка. На главном поле находились беговые дорожки и внешние площадки — между местами для зрителей и беговыми дорожками, иногда такие же 2—4 площадки находились между беговыми дорожками. Размеры этих площадок весьма различны: в Эпидавре размеры площадки 15 X 20 метров, в Олимпии: западная —11 X 30 м., восточная — 10 X 30 м., в Дельфах площадка была в форме полукруга, радиусом в 10 метров.
Эти площадки, по-видимому, служили для подготовки участников состязаний, для судей, а в Дельфах, вероятно, и для театральных выступлений.
В Афродисии полукруглые площадки, диаметром до 30 метров, были расположены в обоих концах стадиона.
Самый большой стадион, судя по данным раскопок, был в Пергаме (северо-запад Малой Азии — культурный и художественный центр Малой Азин), его размеры — 230 X 31 м. Второй по величине стадион был в Афродисии — 227 X 30 м., затем в Олимпии — 213 X 30 м., в Дельфах — 192 X 27,5 метра. Самый маленький стадион был при храме в Дидиме — 172 X 14 м.
Беговые дорожки, насколько можно судить по расположению камней с отверстиями для поворотных столбов, в Дидиме и в Приенне шли двумя группами по три дорожки в каждой, в Милете — двумя группами по четыре, т. е. всего было обычно шесть-восемь дорожек. В Эпидавре, судя по полу-ионийским колоннам, все восемь дорожек шли рядом.
Ширина дорожек колеблется от 1,48 м. (Приенна) до 1,75 (Эпидавр).
Проф. Лесгафт в своем известном труде «Физическое образование детей школьного возрасти» (т. 1) определяет длину дорожек и вместе с тем дистанцию бега в 600 греческих футов, что равняется 192 м. Однако, это неточно; в начале и в конце дорожки обычно необходимо некоторое пространство для старта и для пробега по инерции после финиша, вследствие чего длина дорожки не могла равняться дистанции бега. Категорическое утверждение о длине этой дистанции, равной 192 м, опровергается еще и разной длиной дорожек на разных стадионах.
Предположение, что длина не играла особой роли, т. к. бег шел по окружности (немецкий автор Гардинер), опровергается прямоугольностью площадок (правда, имевших закругленные окончания, но эти закругленные площадки служили совершенно другим целям), а также узостью их — от 34 до 14 м.
Таким образом, при общей длине площадки в 600 греческих футов возможная прямая дорожка между стартом н финишем составляла в основном 172 м, а на некоторых стадионах была еще короче.
Так как соревнования проводились без секундомера, исключительно по зрительному впечатлению, разница в длине дорожки в то время не играла особой роли. На дистанциях, превышавших длину прямой дорожки, бегуны бежали с поворотом, прикоснувшись к поворотному барьеру в 20 м за нанесенной на дорожке чертой (финиш при беге на одну прямую).
Эти барьеры представляли собой горизонтальную балку или шест, укрепленные на вертикальных столбах высотой в один метр. Барьеров обычно было два — по одному против каждого пучка дорожек, а там, где все дорожки шли рядом (Эпидавр), барьер был сплошным.
Барьеры были съемными, укрепляющимися в отверстиях каменного порога или в отверстиях отдельных камней, врытых в землю па линии, разделявшей дорожки.
При двойном беге, когда дистанция составляла две длины дорожки, перед стартом, примерно на расстояния 20 м. чертилась линия финиша двойной дистанции. Это давало возможность бегуну после финиша пробежать некоторое расстояние, не опасаясь удара о порог или стартовые полуколонны.
Для бега на большие дистанции (например 12 раз туда к обратно) поворотные барьеры устанавливались на обоих концах площадки. Это, кроме того, позволяло менять место старта в зависимости от освещения солнца.
Об устройстве грунта на стадионах даст понятие относящаяся к 258 году до нашей эры смета Дельфийского храма на подготовку стадиона к соревнованиям. В смете намечалось перекопать, прокапать, посыпать поле белым песком. Судя по документам гимнасии в Делосе, относящимся к 259 году до нашей эры, на стадионах имелись специальные катки для трамбовки грунта. Мнение, что бегуны состязались по глубокому песку, не соответствует действительности: все рисунки бегунов на вазах показывают легкость и эластичность движений, невозможную при беге по песку. Песок обычно сыпался тонким слоем только для красоты.
3. Плавучий стадион в Сингапуре (2006-2007 гг.)
Самый необычный стадион мира расположен на платформе в заливе Марина-Бэй. Его внушительные (как для плавучего сооружения) размеры впечатляют уже более 10 лет. Длина плавучей платформы из стали достигает 120 м при ширине 83 м и рассчитана она на вес более 1 тыс. тонн. Такие параметры позволяют удерживаться конструкции не только на плаву, но и занимать первое место в рейтинге самых крупных плавучих арен мира. Естественно, на поверхности воды находится только сама спортивная площадка, а вот места для 30 тыс. зрителей расположены на берегу залива.
Этот необычный спортивный объект становится не только полем для соревнований, но и прекрасной сценой для проведения различных концертов, культурных мероприятий города.
Читайте также: