Где в индии воздвигли историческую колонну на месте первой проповеди будды
В соответствии с Палийским каноном (Типитакой), традиция паломничества к священным буддийским местам была заложена самим Буддой Гаутамой в беседе с его сводным братом и любимым учеником Анандой, состоявшейся после того, как он объявил Ананде о своей скорой смерти и уходе в паринирвану («окончательную нирвану»).
На вопрос Ананды о том, как смогут монахи и миряне продолжать традицию встреч с Гаутамой, которая бы увеличивала их заслуги и улучшала карму, будущий Будда назвал четыре места, посещение которых будет вести к накоплению благих заслуг: место его рождения, место просветления (или, правильнее, пробуждения), место первой проповеди и место ухода в паринирвану.
«В былые дни, Господин, проведя дождливое время в разных местностях, монахи имели обычай посещать Татхагату. И те почтенные монахи обретали благие заслуги от посещения Благословенного. И теперь после ухода Благословенного, мы уже не сможем, Господин, обретать подобные благие заслуги.
Есть четыре места, Ананда, которые верующий человек может посещать с чувством почитания и благоговения. Каковы же те четыре места?
И кто, Ананда, в будущие времена совершит паломничество к тем местам, после смерти, когда разрушится его тело, возродится он в небесных обителях счастья!».
Таким образом в буддистской традиции появились «Четыре главных места почитания Будды Гаутамы» :
Капилавасту, Девадаха и ряд мест вблизи них (в т.ч. места рождения Будды Какусанды (Kakusandha) и Будды Канакамуни (Kanakamuni)) достаточно изучены, раскопаны и так же являются объектами паломничества.
Лумбини расположено рядом с индийской границей в непальских терраях в зоне Проекта Лумбини, примерно в 20 км к западу от Бхайравы (Сиддхартхапура).
Бодх Гая находится в 12 км к югу от города и железнодорожной Гая (Gaya) в штате Бихар.
В соответствии с Палийским каноном Будда Гаутама умер, ушел в паринирвану и был кремирован рядом с Кусинарой (нынешний Кушинагар), придя туда из Павы (современная Падрауна), где он принял участие в роковой трапезе у кузнеца Чунды.
Немногим позже, когда описание жизни и деяний Будды Гаутамы было развернуто и дополнено комментаторской литературой, к «Четырем Главным местам» добавилось четыре места, связанные с демонстрацией Буддой своих сверхъестественных способностей.
В результате сформировался список «Восьми Великих мест почитания Будды Гаутамы» , который является общепризнанным во всех буддистских традициях.
Руины древней столицы, монастыря и ступ расположены в 150 км к северо-востоку от столицы штата Уттар Прадеш Лакхнау (Lucknow) и 20 км к западу от города и ж.д. станции Балрампур (Balrampur).
Это место широко известно под названием Сахет-Махет (Saheth-Maheth), под ним же оно фигурирует и в описаниях ASI (Археологической службы Индии).
Сахет и Махет являются местными названиями двух обособленных групп исторических руин.
Название Сахет носит начинающаяся в 250 м к северу от автострады N26 отдельная группа буддистских объектов, главным из которых является монастырь Джетавана.
Санкасия во временна Будды была городом, рядом с которым он спустился с небесной обители 33-х богов (Tavatimsa). Во времена Ашоки здесь было построено святилище и установлена традиционная колонна с львиной капителью.
Сейчас на месте нисхождения Будды Гаутамы находится холм с кирпичными руинами буддисткой вихары и мощеной площадкой наверху, у подножья которого расположен небольшой павильон с львиной капителью от ашокинской колонны.
Расстояние от Агры до Санкисы по дороге составляет около 170 км.
С Раджагрихой связано предание об укрощении Буддой Гаутамой опьяненного слона Налагири (Taming of the elephant Nalagiri), которое является одним из эпизодов истории о череде покушений на Будду Гаутаму, организованных его двоюродным братом Дэвадаттой (пытавшимся захватить контроль над сангхой).
Чтобы лишить Гаутаму жизни Дэвадатта нанимал для его убийства лучников, сбрасывал на него огромный камень с горы и наконец подговорил смотрителей огромного королевского слона дать ему хмельной напиток, разозлить и выпустить на узкую улицу, по которой шел Будда. Во всех случаях Дэвадата потерпел неудачу (лучники раскаялись, камень застрял в расщелине, а слон смиренно преклонил перед Гаутамой колено) и в результате попал в самый нижний буддистский ад Авичи, где за несколько миллиардов лет раскаялся, очистился и достиг состояния архата.
Город и ж.д. станция Раджгир расположен в штате Бихар, примерно в 90 км к юго-востоку от столицы штата города Патны и километрах в 70 от северо-востоку от Бодх Гаи.
Вокруг Раджгира находится множество исторических и буддистских достопримечательностей: руины древней Раджагрихи; Пещера Саттапанни, где по преданию проходил Первый буддистский собор; гора Коршунов (пик Грифов); руины монастыря Наланды (около 15 км на север) и т.п.
Вайшали (Vaishali, Vesali) была древней столицей государства Личчхавов, расположенного к северу от Магадхи, и ее не раз посещал Будда Гаутама, останавливаясь здесь для отдыха во время сезона дождей.
В соответствии с преданием во время одного из его визитов одна из обезьян, выражая почтение Будде Гаутаме, взяла его патту (чашу для подаяний), забралась на дерево и, наполнив ее диким медом, преподнесла Будде. От того, что Будда принял у нее мед, обезьяна впала в бурное ликование, начала прыгать по веткам деревьев, сорвалась и ударившись об пень умерла. Преисполненный сострадания Будда немедленно возродил ее на небесах 33 богов (Tavatimsa).
Примерно в 3.5 километрах к северу от археологической зона (километрах в полутора к югу от деревни) расположена ступа и колонна Ашоки, воздвигнутые во время его паломничества в Вайшали.
Как я уже написала выше, Сарнатх находится всего в 10 км от Варанаси, поэтому наиболее удобной точкой отправления для посещения Сарнатха является именно Варанаси.
На автобусе
Автобусы на Сарнатх можно поймать у железнодорожной станции Варанаси здесь. Но будьте готовы, что придётся долго и усиленно спрашивать у местных идёт ли конкретно этот автобус в Сарнатх или нет и не менее усиленно отбиваться от прилипчивых таксистов и туктукеров.
На поезде
На поезде это несколько громко сказано, скорее на электричке. Со станции Varanasi Junction ежедневно отправляется несколько поездов в Сарнатх в 6:50, 11:10, 12:15, 16:00, 17:15 и 18:35. Из Сарнтаха в Варанаси поезда отправляются в 8:43, 9:47, 11:31, 11:58, 14:48, 18:53, 21:13. Но помните, что расписание может меняться.
Время в пути около 20 минут, если, конечно, поезд не задержится и прибудет вовремя. Заранее купить билеты на эти поезда через Cleartrip у нас не получилось, так что если выберете поездку на поезде придётся действовать по обстоятельствам.
На такси или тук-туке (моторикше)
Предложение подобных услуг в Варанаси просто зашкаливает. Это, безусловно, самый удобный и самый дорогой способ доехать до Сарнатха. Если решите ехать в Сарнатх на такси или моторикше всегда очень четко оговаривайте условия: что входит в цену, цена за двоих или одного, сколько будут ждать и т.п.
Мы сторговались с туктукером за 600 рупий в обе стороны и с безграничным ожиданием, по факту он нас ждал чуть больше 4-х часов.
Как добраться до Люмбини (Лумбини)
Люмбини одно из мест паломничества буддистов со всего мира, а так же весьма популярное туристическое направление в Непале. Доехать до Лумбини из Покхары или Катманду проблем не составит, оттуда ходят множество туристических автобусов, Локал-басов, а так же продаются организованные экскурсии.
Мы же решили поехать в Люмбини непосредственно от границы, а уже оттуда поехать в Покхару, благо он располагается, можно сказать, по пути.
На автобусе
Прямого автобуса от непальской границы до Лумбини нет. Сначала нужно доехать до города Бхайарава (Bhairahawa), а уже там на автовокзале Bhairahawa Bus Park пересесть на автобус до Люмбини. Автобусы ходят не очень часто, так что будьте готовы потратить прилично времени на дорогу, но по деньгам, конечно, это будет весьма и весьма бюджетно.
На такси
Где поесть в Люмбини
Мы были в Люмбини в самом начале туристического сезона в Непале, город ещё только раскачивался, возможно поэтому не мог похвастаться какими-то интересными и запоминающимися заведениями.
Наиболее приличными нам показались GG Cafe и Three Vision Restaurant. Находятся они буквально через дорогу друг от друга.
Но не рекомендуем пытаться заказывать там блюда каких-нибудь других стран мира кроме Индии и Непала, ну и, возможно, Китая. Даже если на вывеске написано, что «ресторан специализируется на тайской кухне», поверьте, тайскую кухню они видели только на картинках из гугла ☺.
По ценам, GG Cafe чуть дороже, но вкуснее. Для примера, непальский сет (так они называют непальский Дал Бат) стоит там 250 непальских рупий, в Three Vision Restaurant он же обойдется вам всего в 160. Момошки при этом стоят одинаково.
Достопримечательности Люмбини
Сад Лумбини представляет собой огромный прямоугольник. Парк разделен на две части, восточную и западную. В восточной части расположены монастыри ранней буддистской школы Тхеравада, а в западной монастыри, относящиеся к школам Махаяна и Ваджраяна. В северной же части парка расположены основные исторические объекты.
Для того чтобы попасть внутрь есть несколько ворот, наиболее удобными нам показались ворота №5. У этих ворот есть стоянка туктукеров и, если нет желания гулять самим или ограничены по времени, можно воспользоваться их услугами. По ценам сказать ничего не могу, так как времени у нас было много, а ходить пешком мы очень даже любим.
Храм Майя Деви (Maya Devi Temple)
Точка на карте: Maya Devi Temple
Стоимость посещения: 200 непальских рупий для иностранцев.
Не доходя до главных ворот храма придётся оставить свою обувь. За обувь никто не отвечает, но с другой стороны, как-то глупо предполагать, что кто-то захочет портить себе карму воровством в таком священном месте.
Можно увидеть, что храм несколько раз перестраивался за время своего существования. Современная постройка возведена над развалинами древнего храма и открыта для посещения с 16 мая 2003 года на 2547 годовщину рождения Будды.
Внутри храма фотографировать строго запрещено, ведь там расположены ряд древних реликвий, особо почитаемые среди них отметка на камне, обозначающая точное место рождения Будды, и скульптура, изображающая его рождение:
Отметка, указывающая место рождения Будды (The Marker Stone)
Это каменное изваяние, размером 70х40х10 см, оно указывает на точное место рождения Будды. Оно было обнаружено в процессе раскопок старого храма Майя Деви в 1996 году.
Все параметры его расположения точно совпадают с теми, что были указаны в записях Хуин Цанга.
Скульптура, изображающая рождение Будды (The Nativity Sculpture)
Изображение Майя Деви, так же известное как скульптура, изображающая рождение Будды, относится к IV веку нашей эры. И весьма точно отображает описанную выше легенду рождения Будды в садах Люмбини: Майя Деви правой рукой опирается на ствол дерева в момент рождения Будды, так же её поддерживает её младшая сестра.
А рядом, на постаменте из лотоса, стоит только что рождённый принц Сиддхартха (Siddhartha), которому в дальнейшем предстоит обрести просветление и стать Буддой Шакьямуни.
Вокруг храма расположены руины, относящиеся к постройкам периода раннего буддизма, дерево Бодхи, священное у буддистов, так как именно под деревом Бодхи в Бодхгаей Буда обрёл просветление, и священный водоём Пушкарни.
Священный водоём Пушкарни (The Puskarni)
Священный водоём Пушкарни, это то место, где, по легенде, Май Деви купалась непосредственно перед тем как родила принца Сиддхартха и где он принял своё первое омовение.
Рядом со священным прудом находится колонна Ашока:
Колонна Ашока (The Asokan Pillar)
Колонна царя Ашока была установлена по его приказу в 249 г. до н.э. На ней была высечена надпись, подтверждающая, что именно Люмбини является местом рождения Будды. Это фактически «свидетельство о рождении» Будды. Более того, именно благодаря сохранившимся на этой колонне записям, в дальнейшем при проведении раскопок, можно было идентифицировать Лумбини как место рождения Будды.
Текст на колонне написан на языках Брахми и Пали. На русский он может быть переведён примерно следующим образом: На двадцатом году царствования здесь был хранимый богами великий царь Ашока, дабы поклониться месту, где был рождён Будда Шакьямуни и воздвигнуть колонну. Здесь был рождён Бог, и поэтому налоги в Лумбини сокращены на восемь частей.
Буддийские храмы в Люмбини
Выше описаны лишь основные исторические достопримечательности Лумбини, но комплекс состоит из десятка буддийских монастырей, храмов, ступ разных конфессий, других памятников и центров медитации. Каждая страна, в которой есть буддисты, может построить на территории Лумбини храм. Здесь есть храмы огромного количества стран, но России опять нет.
Дорога к храмом идёт вдоль симпатичного канала, по которому можно проплыть с одного конца парка до другого.
Тайский королевский монастырь
Он чём-то похож на Белый храм в Чианграе, но, конечно, размаха и экспрессии ему не хватает.
Золотой монастырь Мьянмы
Снова навеял мысли о том, что очень хочется посетить Мьянму ☺.
Великая ступа лотоса, Германия
Пожалуй, самое впечатляющее строение из всех современных объектов.
Корейский монастырь
Позабавила вывеска перед входом на территорию корейского монастыря «Собакам вход воспрещён» ☺.
Китайский монастырь
Расположен прямо напротив корейского монастыря. Довольно богато украшен, большая и ухоженная территория с интересными скульптурами.
Также на территории парка Лумбини разбросаны весьма оригинальные постройки, чем-то напоминающие соты. Как нам удалось выяснить, часть этих «ульев» относится к Международному исследовательскому институту Люмбини.
Часть к музею Люмбини, который во время нашего посещения не функционировал.
Ступа Мира (World Peace Pagoda)
Точка на карте: World Peace Pagoda
Стоимость посещения: вход свободный.
Площадь парка Лумбини около 8 км². Обойти его весь за один день вряд ли получится, или это будет бег «галопом по европам». Кроме того во многих храмах проводятся медитации, которые при желании тоже можно посетить. Если времени совсем мало, то лучше посетить только историческую часть и пару-тройку современных построек, тем более что о самых интересных мы уже написали.
История города Сарнатх
По легенде, Будда не был очень тепло встречен своими прежними товарищами, они отвернулись от него так как, по их мнению, он отвернулся от их учения и свернул с пути аскезы, и поэтому не достоин их любви и уважения. Когда они напомнили ему об его прежних обетах, Будда ответил, что аскеза только смущает ум, в состоянии физического истощения и умственной тупости, к которому она ведёт не возможно понять обычные жизненные вещи и он отринул крайности и аскезы и излишеств и обнаружил Срединный Путь. Таким образом, Будда провёл свою первую проповедь для своих первых учеников в городе Сарнатх, в Оленьем парке.
Будда не сразу покинул Сарнатх, он провел здесь сезон дождей, за время которого число его учеников увеличилось до 60-ти человек. А в период его наибольшего рассвета в Сарнатхе обучалось и проживало более 1500 монахов. Сарнатх был религиозным центром буддийского мира более 1000 лет. Его упадок пришёлся на конец XVI века, когда Сарнатх и Варанаси были захвачены и значительно разрушены во время мусульманского вторжения. Возрождение Сарнатха как буддистской святыни началось лишь в конце XIX века.
Где остановиться в Люмбини
Мы останавливались в Lumbini Garden Lodge . Весьма приятное место с отзывчив персоналом, простыми, но чистыми комнатами. В отеле можно забронировать билеты на автобус, поменять деньги по весьма приличному курсу и т.п.
Достопримечательности Сарнатха
К сожалению, большинство из достопримечательностей Сарнатха было довольно сильно разрушено во времена мусульманского правления, но то что осталось и то что удалось восстановить довольно сильно впечатляет.
Мульгандхакути Вихара
Руины Мулагандхакути Вихары ознаменуют место, где Будда провёл свой первый сезон дождей. Современная Мулагандхакути Вихара, монастырь, построенный в 1931 году обществом Махабодхи.
Сам храм довольно пустой внутри, но с интересными настенными росписями:
Справа от храма находится дерево Бодхи. Его отросток был привезён в Сарнатх в 1931 году со Шри-Ланки и считается, что это потомок того самого дерева, под которым Будда обрёл просветление в Бодхгае.
Ступа Дхамек и руины монастыря
Точка на карте: Dhamekh Stupa
Стоимость посещения: для иностранцев 200 рупий + ещё 25 рупий за разрешение на фотографию. Билетная касса расположена здесь
Режим работы: с рассвета до заката
От изначальной постройки мало, что осталось. То что мы видим сейчас в основном датируется началом VI века нашей эры.
Так же на территории можно увидеть руины монастыря, где учились и жили буддийские монахи вплоть до 16-го века, до момента нападения мусульман, и другие архитектурные постройки.
Например, колонну Ашока, точнее её основание.
На колонне, возведённой царем Ашокой, был высечен кодекс буддийского государства, поэтому ее так же иногда называют Дхарма Чакра (Колесо Закона).
Изначально высота колонны была 10 метров, а ее вершина была украшена капителью со львами, которая в последствии стала национальным символом на флаге Индии. Сегодня капитель с колонны Ашока находится в археологическом музее Сарнатха.
В XVIII веке её буквально по кирпичикам разобрали и вывезли как строительный материал в Варанаси, а многие хранившиеся внутри реликвии по просту были выброшены в Ганг.
По территории монастырских руин можно бродить довольно долго, благо здесь весьма спокойно, умиротворенно и приятно. Но это далеко не единственное место, которое стоит посетить в Сарнатхе.
Археологический музей
Точка на карте: Sarnath Museum
Стоимость посещения: для всех туристов 5 рупий
Режим работы: с 9:00 до 16:45, по пятницам музей закрыт!
В музее сохраняются бесценные находки, сделанные во время многолетних раскопок в Сарнатхе — скульптуры, надписи, выполненные на камне, керамика. Например, капитель с колонны Ашока, о которой я уже говорила.
Тайский храм и гигантская статуя Будды
Точка на карте: Wat Thai Sarnath Temple
Стоимость посещения: вход свободный
Режим работы: с рассвета до заката
Удивительный уголок Таиланда в Индии. Все здесь очень похоже на тайские храмы, где-нибудь в Чиангмае, например.
Здесь очень уютно, спокойно. В храме можно посидеть, отдохнуть от окружающей суеты, помедитировать.
Статую Будды, конечно, сложно назвать гигантской, видели и повыше, например в Лишане, но тем не менее.
Ступа Чаукханди
Точка на карте: Chaukhandi Stupa
Стоимость посещения: вход свободный
Режим работы: с рассвета до заката
Это большая разрушенная ступа, датируемая V веком, и построенная на том месте, где Будда встретил своих первых последователей.
На вершине Ступы находится монгольская башня, построенная в XVI веке в память о посещении этого места императором Хумаюном.
Довольно приятное и спокойное место.
Идёшь куда-то, идёшь, а тропинка хоп и закончилась, и тебе придётся либо повернуть, либо лезть через кусты ☺.
Сад духовной мудрости
Точка на карте: Garden of Spiritual Wisdom
Стоимость посещения: вход свободный, но придётся записать себя в специальную тетрадку
Режим работы: с рассвета до заката
Большой сад, с разбросанными по нему скамеечками, табличками с мудрыми высказываниями, красивыми растениями.
Отсюда открывается волшебный вид на ступу Чаукханди.
И вообще, честно говоря, не совсем понятно почему сад со ступой разделён забором. На мой взгляд, сад был бы логичным продолжением прогулки вокруг ступы. Возможно, тогда бы у ступы не пришлось обрывать дорожки. Но настроить где-нибудь заборов, это общенациональная индийская, да и не только индийская, забава ☺.
Единственное но, в саду очень жарко и от солнышка спрятаться практически некуда.
Буддийские храмы стран мира в Сарнатхе
Так же в Сарнатхе расположено огромное количество буддийских храмов и монастырей разных стран мира. Правда, почему-то российского представительства нам обнаружить не удалось, неужели у нас буддистов мало?! Наиболее приятными и интересными нам показались следующие храмы:
Тибетский храм
Японский храм
Китайский храм
Неспешная прогулка по Сарнатху с посещением всех его достопримечательностей заняла у нас чуть больше 4-х часов. Ниже мы приведём карту, где нанесём все объекты, которые стоит посетить в Сарнатхе. Начинать лучше или со Ступы Дхамека с развалинами монастыря или с Мульгандхакути Вихары и двигаться против часовой стрелки.
И если обычно я не очень люблю возвращаться в какие-то туристические города, то с Сарнатхом несколько другая история, хотя и туристическим его можно назвать только с большой натяжкой. Скорее всего я бы провела здесь пару дней, а возможно, даже прошла бы курс медитации, что то мне подсказывает, что здесь он бы дался намного легче, чем в других местах.
Ступы
Ступы (с санскрита это слово переводится, как "макушка", "узел волос", "куча камней") – сооружения мемориального характера, обычно выполняющие функцию реликва́рия (хранилища предметов, имеющих религиозную ценность и служащих предметом поклонения верующих). Они имеют форму полусферы, широкой частью, опирающейся на землю.
Ступа в Чанети. Ступа в Чанети.Предание гласит, что однажды ученики спросили Будду, какой надгробный памятник он пожелал бы для себя после смерти. Будда в ответ, молча расстелил на земле свой плащ и поставил на него перевёрнутую чашу для подаяний, с которой ходили по дорогам Индии монахи. Так, согласно легенде, появилась эта характерная архитектурная форма.
Ступа Абхайягири в Анурадхапуре, Шри-Ланка. Ступа Абхайягири в Анурадхапуре, Шри-Ланка.Вершину ступы венчал куб (в нём хранились реликвии, связанные с Буддой), сквозь который вверх устремлялся шест, пронизывающий всё сооружение насквозь. Конец этого шеста был украшен дисками - «зонтами». Вокруг ступы сооружалась терраса, для ритуальных обходов памятника. Как правило, ступу окружала ограда - торана с четырьмя воротами, ориентированными по сторонам света.
Мулагандхакути Вихара является буддистским храмом, построенным Обществом Махабодхи, и расположена она на территории Оленьего Парка в полутора сотне метров к востоку от Археологической зоны (отсюда и название).
Главный вход, ведущий на территорию Мулагандхакути Вихары, находится как и вход в Археологическую зону на Дхармапал Роуд (Dharmapal Rd.), но ближе к юго-восточному углу Оленьего Парка. Есть боковой вход с территории Археологической зоны рядом со ступой Дхамек (даже установлен указатель), но во время нашего посещения он был закрыт.
Храм был возведен усилиями великого борца за возрождение буддизма в Индии Анагарики Дхармапалы (Anagarika Dharmapala). Строительство было начато в 1904 году и закончено в ноябре 1931 года.
От входа на территорию Оленьего Парка к Мулагандхакути Вихаре ведет аллея длиной около 60 метров, рядом с которой справа, не доходя метров пятнадцати до площадки перед храмом, установлен памятник Анагарике Дхармапале, который в год открытия Мулагандхакути Вихары принял монашество под именем Девамита Дхармапала, а через два года, в 1933 году ушел из жизни.
Само здание Мулагандхакути Вихары построено в смешанном стиле и выглядит вполне себе по-индийски, но с буддистским уклоном.
В отделенной от зала собраний двумя резными колоннами буддхагрихе, расположенной под башней-шикхарой, на мраморном пьедестале находится образ Будды Гаутамы, руки которого сложены в дхармачакра-мудру (жест проповеди).
Это изображение является приблизительной копией найденной при раскопках знаменитой статуи Будды 5 в. н.э., которая наряду с львиной капителью является одной из главных достопримечательностей музея Сарнатха (все скопировано довольно точно, кроме почему-то фигуры самого Будды) .
Надпись на пьедестале под статуей гласит: MULA GANDHAKUTI VIHARA. MAHA BODHI SOCIETY OF INDIA. SARNATH THE BIRTH PLACE OF BUDDHISM.
В подземном помещении находящемся под буддхагрихой хранятся две комплекта священных реликвий, которые, как считается, включают костные фрагменты кремационных останков Будды Гаутамы. Первый комплект реликвий был найден Дж. Маршалом во время раскопок в Таксиле в 1913 г. и передан Обществу Махабодхи в день открытия Мулагандхакути Вихары, а второй извлечен из Главной ступы (Maha-Chaitya) в Нагарджунаконде (близ Амаравати) и также передан Обшеству Махабодхи индийскими властями. Ежегодно эти реликвии извлекаются из хранилища для церемонии во время праздника Катхина (примерно в ноябре).
Стены зала собраний украшены удивительно красивыми рисунками японского художника Козецу Носи (Kosetsu Nosu), который с 1918 года несколько раз посещал Аджанту, где изучал и копировал тамошние знаменитые настенные росписи, а затем в течении пяти лет (с 1932 по 1936 годы) расписывал стены Мулагандхакути Вихары.
Справа от здания Мулагандхакути Вихары находится площадка, посередине которой высится огромный пипал (дерево бодхи, ficus religiosa).
Это дерево выросло из отростка знаменитого Дерева Бодхи из Анурадхапуры, который Анагарика Дхармапала сам привез со Шри Ланки и посадил рядом с Мулагандхакути Вихарой в день ее открытия 12 ноября 1931.
В 1989 году на пожертвования бирманских верующих вокруг дерева была построена ограда, а с южной стороны установлена скульптурная группа, изображающая Первую проповедь (Будда Гаутама и внимающие ему пять аскетов).
Бирманский буддистский монастырь (Migadawon Myanmar Temple)
Следует отметить, что деятельность бирманцев не ограничивалась только духовными делами и административной борьбой за статус священных мест. Помимо этого на пожертвования бирманских верующих и усилиями настоятелей монастырей проводились раскопки, осуществлялась защита и реставрация священных объектов и выполнялось обустройство территорий вокруг них.
Сразу за входными воротами на территорию монашеской обители на противоположной стороне дворика находится стела, установленная в честь столетия монастыря, на которой на нескольких языках высечена его история.
Над стелой возвышается скульптурное изображение У Чандрамуни, который в 1908 г. учредил этот монастырь, а затем передав его на попечение своему племяннику, вернулся обратно в Кушинагар, чтобы продолжить работу по восстановлению и легализации места ухода Будды Гаутамы в паринирвану.
Бирманец (а вернее араканец) сэядо У Чандрамани без сомнения был самым авторитетным буддистским монахом Индии первой половины 20-го века.
Его деятельность является одной из самых ярких страниц в истории буддизма перовй половины 20-го века. В конце 19-го века будучи совсем молодым монахом он стал одним из ближайших соратников Анагарики Дхармапалы и еще при его жизни выдвинулся в лидеры движения за возрождение буддизма в Индии.
Благодаря его усилиям в Сарнатхе (место Первой проповеди) был учрежден бирманский монастырь, а Кушинагар (место Махапаринирваны) был приведен в надлежащий порядок на пожертвования верующих (в основном бирманцев) и легализован как буддистская святыня Кроме этого усилиями У Чандрамани были созданы юридически правомочные буддистские организации для надзора и управления этими объектами (для этого ему даже пришлось принять индийское гражданство).
Умер Сэядо У Чандрамани Махатера (Sayadaw U Chandramani Mahathera) в мае 1972 года в возрасте 97-ми лет, 80 их которых он прожил в статусе монаха и саманеры.
Судя по всему монастырь недавно был основательно отремонтирован и выглядит очень симпатично.
Ступа Чаукханди (Chaukhandi)
Ступа Чаукханди расположена на последнем участке пути из Варанаси к Оленьему парку, метрах в семистах не доезжая до входа в Археологическую зону. Она представляет собой руины древней буддистской ступы, сооруженной на трех квадратных террасах общей высотой около 11 м, на остатках которой в 1588 император Акбар году воздвиг восьмиугольную башню в честь визита в Сарнатх его отца Хумаюна.
В соответствии с буддистской традицией считается, что Ступа Чаукханди воздвигнута на месте встречи Будды Гаутамы с пятью аскетами, с которыми он затем дошел до Оленьего парка и прочитал им Первую проповедь.
Ученые не располагают точными данными о времени сооружения и предназначении ступы. Полагают, что она была воздвигнута в 5-6 в. н.э. и относится, как и Дхамек, к типу мемориальных ступ, т.к. когда сэр А. Каниннгем в 1835 г. пробил шурф от пола восьмиугольной башни до основания ступы, он не обнаружил традиционного реликвария, а тольку каменную пластину с надписью: «Три драгоценности» (название буддистского «символа веры»: Будда, Дхарма, Сангха).
Общая высота ступы вместе с башней в нынешнем состоянии составляет около 26 м, при том что высота исходной ступы (вместе с хармикой и зонтом) была вероятно больше 50 м.
Место первой проповеди Будды - Сарнатх (Индия)
В 10 км от древнего Варанаси - сердца индуизма, находится город Сарнатх – место, где в свое время Будда Шакьямуни прочел свою первую проповедь. Теперь это место - одно из самых почитаемых у буддистов мест.
Сарнатх. Индия Сарнатх. ИндияВсего существует 4 самых важных города для буддистов:
Люмбини (Непал) – место рождения Будды
Сарнатх (Индия) - место первой проповеди
Бодх-Гая (Индия) - место, где Будда достиг просветления
Кушинагар (Индия) - место ухода в паринирвану
Если будете в Варанаси, очень советую к посещению Сарнатх. Здесь совсем другая атмосфера: тихо, чисто и спокойно. Идеально, чтобы отдохнуть после шумного Варанаси.
Сарнатх – это сокращение от Саранганатх и означает «Повелитель Оленей». Существует легенда, по которой во время охоты на оленей, один олень (самец) пожертвовал своей жизнью ради спасения своей любимой (самки). Повелитель был очень тронут этим поступком и прекратил охоту на оленей. Позже он создал заповедник "Олений парк", который существует в городе по сей день (правда, сейчас он совсем небольшой).
Есть у города и другое название: Ришипаттана, что в переводе с санскрита означает "место, куда упал святой человек". С этим названием связаны 2 легенды:
1. Сразу после рождения Сиддхартха Гаутамы, будущего Будды, на землю спустились боги и поведали о случившемся пятиста святым, после чего эти святые вместе с богами воспарили в небо, а на землю упали лишь их останки (реликвии).
Что здесь посмотреть
К сожалению, большинство из достопримечательностей Сарнатха были разрушены во времена нашествия мусульман, но то что осталось и то что удалось восстановить очень интересно.
Ступа Дхамек и руины монастыря
Ступа Дхамек – один из древнейших памятников буддийской архитектуры, она была построена по приказу царя Ашока в 249 году до н.э, на том самом месте, где, по легенде, Будда прочёл свою первую лекцию, тем самым передав своё учение последователям.
Стамбхи
Стамбхи – это отдельно стоящие колонны, сделанные из камня. Символически они воспринимались, как ось мироздания, связывающая небо и землю. Такие сооружения возводились в Индии с древних времён, и посвящались они различным богам. Эта форма была приспособлена и к нуждам буддизма.
Колонна царя Ашоки. Вайшали. Индия. Колонна царя Ашоки. Вайшали. Индия.Делались они из цельного каменного блока. Их высота могла достигать 15 метров, а вес - 50 тонн. Поверхность буддистских стамбх тщательно полировалась, а затем на неё наносились надписи, содержание которых сводилось либо к государственным законам, либо к заповедям буддизма.
Надписи на таких колоннах считаются древнейшими памятниками индийской письменности. Но поскольку грамотных в Древней Индии было совсем немного, то рядом с каждым таким монументом находился специальный служащий, который пересказывал содержание надписи, всем, кто этим интересовался.
Капители (верхние части) этих колонн часто были скульптурными, их образы символизировали самого Учителя или главные идеи его учения.
Знаменитым памятником является верхняя часть колонны, установленной когда-то в Сарнатхе (близ города Паталипутры) - так называемая «львиная капитель» . Её высота 2,14 метра.
Эту капитель венчают фигуры четырех львов (лев – один из символов Будды, которого называли "львом закона"). Когда то они служили опорой для "колеса закона". Его обломки хранятся в музее Сарнтахи.
Эта величественная четверка львов, спаянных спинами, восседает на круге, обод которого украшен рельефами льва, быка, слона и лошади – животных, символизирующих в данном случае стороны света. Так лев символизирует Север. Считается, что буддизм пришёл в индию именно оттуда. Слон, в сознании верующих был связан с Востоком и являлся одним из воплощений Будды (по легенде, мать будущего Будды, будучи беременной увидела во сне, как в её чрево вошёл белый слон). А родился принц Гаутама под знаком зодиака Быка (Тельца), который является символом Запада. И, наконец, юг ассоциировался в древними жителями Индии с лошадью (именно на коне, принц Гаутама отправился из дворца навстречу своему будущему Прозрению).
Между фигурами этих зверей помещены изображения буддийского «колеса закона». Основанием же всей этой скульптурной группе служит цветок лотоса - символ духовной чистоты, с древнейших времен считающийся священным растением в Индии.
По преданию, стамбха с этой «львиной капителью» была установлена на том месте, где Будда прочитал свою первую проповедь. Сегодня она является главным символом Индии и изображена на государственном гербе страны.
История города Люмбини
Лумбини на санскрите लुम्बिनी означает «любимый». Как уже было сказано выше, Люмбини считается местом рождения основателя буддизма Будды Гаутамы. Но на момент его рождения, Лумбини относился к Индии, непальским он стал лишь в 1856 году.
Примерно в 16 км от Лумбини находятся руины города Капилавасту, в котором Будда жил и воспитывался до 29 лет. По легенде, мать Будды, царица Майя Деви (Майдэви) приехала из Капилавасту в Сад Люмбини. Там она омылась в пруду, а когда выходила из воды, с лицом обращённым на восток, оперлась правой рукой о дерево. И в этот момент из её правого бока совершенно безболезненно родился Бодхисаттва. Он сразу сделал семь шагов, а на том месте, где ступала его нога, начинали распускаться лотосы. Сами боги спустились поприветствовать и омыть его, а вода в пруду стала чистой и священной. Монахи и путешественники на протяжении многих веков брали оттуда воду для питья. После этого юного принца обернули в драгоценные ткани и отвезли в дворец в Капилавасту.
Следующая известная веха в истории Лумбини произошла спустя примерно два века, около 249 г. до н.э., когда индийский царь Ашока посетил его. От своего советника Упагата он узнал о том, что в Саду Люмбини родился Будда Гаутама. Дабы воздать дань этому событию, Ашока совершил в Лумбини множественные подношения, построил ступу и воздвиг колонну увенчанную капителью в виде лошади.
Повсеместно вокруг Сада Лумбини воздвигались буддистские храмы и монастыри. Но уже через 1000 лет они начали приходить в запустение и их постепенно «пожирали» джунгли. Лишь в 1896 году немецкий археолог при раскопках обнаружил колонну, которую, благодаря сохранившимся записям китайского паломника Хуин Цанга (Hiuen Tsang), можно было идентифицировать как ту самую колонну Ашоки, которую он воздвиг на месте рождения Будды в Лумбини.
После этой находки в Лумбини начались вести масштабные археологические раскопки. И только с 1970 года началось восстановление этого древнего священного места. В 2011 году Люмбини был признан «особой зоной развития», в которую китайский Фонд Азиатско-Тихоокеанского обмена и сотрудничества (ФАТОС) при поддержке со стороны правительства КНР планирует инвестировать 3 млрд долларов. Также ожидается поддержка этого проекта частными инвесторами из Непала, Индии и других стран мира.
Не знаю сколько вложено денег на сегодняшний момент, но видно, что работы идут. Правда есть одно но: новые объекты строятся, но вот как-то совсем незаметно, что поддерживаются уже построенные, за исключением основных достопримечательностей. Во всем парке присутствует некий дух запустениях, но, возможно, это лишь следствие низкого туристического сезона.
Древняя Индия. Архитектурные памятники буддизма
Своеобразие традиционного индуистского мировоззрения, развитая и сложная мифологическая система и картина мира, а также пышная и весьма разнообразная окружающая природа (флора и фауна), породили удивительное, самобытное искусство древней и средневековой Индии. Однако при всём разнообразии форм искусства, используемых сюжетов и образов, можно выделить черты, общие для всех исторических этапов развития культуры Индии, позволяющие выявить характерные особенности и тенденции индийского изобразительного искусства. К ним относятся:
1. Неразрывная связь изобразительного искусства с традиционными религиями и мифологией Индии;
2. Доминирование архитектуры в ряду других видов искусства;
3. Синтез (тесная связь, единство) архитектуры, скульптуры и живописи , которые существуют неразрывно в едином художественном ансамбле;
4. Использование особой религиозно-философской символики в часто повторяемых, распространенных образах и сюжетах (например: слон, дерево Бо – символы Будды, колесо – символ бога Сурьи, круга Сансары и колеса Закона, запущенного Буддой и т.д.)
После того, как большая часть Индии объединилась для борьбы с армией Александра Македонского под властью династии Маурьев, начинается пора грандиозного строительства из камня, призванного увековечить новую государственную религию – буддизм .
В этот период активно развивается культовое буддийское зодчество. В эпоху Маурьев появляются все основные формы архитектуры, которые позже станут классическими для индийского искусства: ста́мбхи, ступы, пещерные храмы и монастыри . Что же они собой представляют?
Где остановиться в Сарнатхе
Читайте также: