Египет в спб достопримечательности
Это потому, что нигде в мире кроме Санкт-Петербурга вы не найдете, такое большое количество египетских элементов в архитектуре города. По "официальной истории" это все объясняется просто - это была волна египтомании, которая захлестнула высшее общество во всей Европе. Лично у меня складывается ощущение, что либо богатые представители "Египетской расы" проживали в Санкт-Петербурге и им было разрешено устанавливать сфинксов, обелиски, пирамиды. Либо Санкт-Петербург был колонией Египетских фараонов. Наверное скорее все-таки Санкт-Петербург был колонией, так как повторяю более нигде в Европе нет египетских атрибутов в городах, ну кроме как в музеях.
Египетские ворота в Пушкине Египетские ворота в ПушкинеИ загадочная история строительства как пирамид в Египте, так и строительства Санкт-Петербурга тоже примерно одинакова.
"Официальная история" конечно же снова все просто объясняет. Простые рабы, обтесывая, перетаскивая и устанавливая многотонные блоки, строили и пирамиды и храмы и обелиски. А в Санкт-Петербурге простые крепостные (рабы) также в ручную обрабатывали многотонные мраморные блоки, строя набережную, дворцы, колонны. Вы задумывались сколько мрамора использовалось для строительства Санкт-Петербурга - это сотни тысяч кубометров. Из мрамора были сделаны даже простые казармы для солдат в Кронштадте. "Официальная история" утверждает что все было сделано вручную простыми мужиками, раньше же не было электроинструмента. Т.е. ранее из мрамора как из пластилина могли вылепить все что угодно, но потом технология по всей видимости была утрачена!
Пирамида в Царском селе Пирамида в Царском селеТ.е сходство истории строительства архитектурных памятников Египта и Санкт-Петербурга на лицо - простые мужики вручную строили мегасооружения. Есть конечно и немного различий - в Санкт-Петербург для строительства приглашали итальянских архитекторов, в Египте как-то сами справились 😂
Фонтан-ведьм на Пулковском шоссе Фонтан-ведьм на Пулковском шоссеМожно не ездить в Египет, а изучить Египетскую древнюю культуру просто находясь в Санкт-Петербурге:
- египетские ворота в Пушкине,
- египетский мост со сфинксами через реку Фонтанку,
- сфинксы на Университетской набережной,
- сфинксы на Свердловской набережной,
- сфинксы у парадного входа в Строгановский дворец,
- сфинксы на пристани перед загородной дачей А. А. Безбородко,
- сфинксы во дворе ленинградского Горного института,
- фонтан-ведьм со сфинксами на Пулковском шоссе,
- сфинкс на шлеме богини мудрости Минервы на здании Российской национальной библиотеки,
- египетский дом со статуями бога солнца Ра на улице Захарьевской,
- пирамида в Екатерининском парке в Царском селе,
- звонница Троицкой церкви в форме пирамиды недалеко от м. "Пролетарская",
- склеп-пирамида на Волковском кладбище,
- памятник-пирамида на Смоленском кладбище,
- многочисленные изображения пирамиды (масонский символ) на фасадах храмов, соборов, памятниках, могилах,
- ну и конечно зал древнего Египта в Эрмитаже.
Историю писали сотни лет назад, а значит и технологии изучения истории были неточные, ошибочные. А что если в музеях экспонаты не привезенные издалека, а просто собранные с улиц, забранные у новых жителей артефакты после освоения этого древнего города?
Ведь называют же Санкт-Петербург "Северной Пальмирой", "Северные Фивы", "Северный Мемфис" и даже "Потерянной Атлантидой".
Просто представьте себе эту картину города, когда все статуи из Эрмитажа были расставлены по городу, есть же пустующие ниши в зданиях, где ранее точно стояли какие-то статуи. Представьте в этом городе жили и римляне, и греки, и египтяне. Многие уже не верят в" бабушкины сказки", что Петр I построил Санкт-Петербург. Скорее при Петре I пошло заселение пустующего города, реставрация зданий. Скорее всего ранее город был затоплен. Потом вода ушла и появилась возможность зайти в город. Этим и воспользовался Петр I. Скорее всего первые жители Санкт-Петербурга увидели город как на картинах руинистов.
Руины, возможно Санкт-Петербурга! Руины, возможно Санкт-Петербурга!А что если действительно наша история совсем другая?!
А пока на сегодня все, но вы можете ознакомиться с интересной информацией в моих предыдущих постах:
Использование устаревшего браузера
повышает риск взлома вашего компьютера.
Обновите свой браузер!
Название «Северные Фивы», или «Северный Мемфис», подходит Петербургу не меньше, чем «Северная Венеция». Стилизованные под египетский стиль элементы активно использовались в оформлении зданий, мостов, интерьеров дворцов, набережных начиная с рубежа XVIII–XIX веков. В нашем материале рассказываем, где в городе искать частички египетского тепла.
Сфинксы на Университетской набережной давно стали одним из основных символов Петербурга наравне с Петропавловской крепостью и Исаакиевским собором, а Египетский зал в Эрмитаже является заветной тайной комнатой для многих детей, да и взрослых.
Мода на египетскую тематику, возникшая в Европе после похода Наполеона в Египет в начале XIX века, нашла своё отражение и в петербургских памятниках. Многие египетские детали в облике города — элементы декора классических домов, обелиски, стелы и, конечно, сфинксы — настолько привычны глазу, что воспринимаются как естественная часть среды. А между тем они, чего только не повидавшие на своём веку, хранят много тайн. Египетскую мистику Санкт-Петербурга усиливает ещё и то обстоятельство, что город расположен практически на меридиане Великой пирамиды. В нашем подробном гиде собрали самые яркие, самые древние и самые загадочные «египетские» места в Петербурге.
Сфинксы на Университетской набережной
Среди разнообразной монументально-декоративной скульптуры Санкт-Петербурга есть разные сфинксы; из них наибольшую художественную и историческую ценность представляют два гранитных изваяния из древних Фив. Они были обнаружены в 20-х годах XIX века французскими археологами и с 1834 года украшают пристань на Неве перед зданием Академии художеств. Почти 35 веков назад они стерегли гробницу фараона Аменхотепа III, царя Верхнего и Нижнего Египта. Мудрые, как люди, сильные, как львы, они призваны покровительствовать и защищать фараона. Обе статуи испещрены иероглифами — на картушах и на груди сфинксов, на боковых гранях гранитных оснований. Каждый из сфинксов имеет по две надписи, представляющие собой варианты титулов Аменхотепа III.
Сфинксы Михаила Шемякина (памятник жертвам политических репрессий)
Самые молодые сфинксы Петербурга находятся на набережной Робеспьера. Их установили в 1995 году как памятник жертвам политического террора и репрессий. Место выбрали неслучайно: напротив, на другом берегу Невы, находится знаменитая тюрьма «Кресты», где томились осуждённые. Облик сфинксов несколько пугающ: одна половина лица представляет собой традиционный женский лик, который обращён к домам на набережной, а другая половина, смотрящая на тюрьму, испещрена ранами до оголённых костей черепа. На постаментах памятников — следы от пуль и строки Бродского и Ахматовой, Гумилёва, Солженицына и других авторов XX века, соприкасавшихся с темой политических репрессий. Кое-кто утверждает, что сфинксы якобы помогают несправедливо попавшим за решётку сидельцам вернуться домой.
Египетский мост
В 1905 году Египетский мост обрушился при переходе через него нога в ногу отряда кавалерии — как в самом классическом примере резонанса в школьном учебнике физики. Он был восстановлен в изменённом виде лишь спустя полвека, в 1955 году. Однако стилизованный облик новых сфинксов с высоким золочёным гребнем головного убора и гибким сильным телом стал скорее напоминать греческие скульптуры, чем египетское искусство.
Сфинксы во дворе Строгановского дворца
Строгановский дворец — замечательное произведение выдающегося зодчего середины XVIII века Ф. Б. Растрелли и один из лучших архитектурных памятников периода расцвета русского барокко. У дверей бывшего парадного входа (ныне — со стороны внутреннего двора) на невысоких постаментах лежат два сфинкса из серого гранита величиной более метра. Они были перевезены сюда в 1908 году с пристани у дачи графа А. С. Строганова и были, по сути, первыми сфинксами, появившимися на набережных Петербурга.
Египетский дом на Захарьевской. Его история, легенды, интересные факты и адрес. Поцелуй вечной любви
С какими только извращенными просьбами не обращались заказчики к архитекторам того времени. Хочу грифона на крыше. Хлоп! Строят дом с грифоном. Хочу на закате лицезреть на мускулистых атлантов с маленькими писюнами. Бах! И вот уже они стоят подпирают балкон, робко заглядывая в княжеское окно. Или я такая романтичная натура, что хочу чтоб ангелочки со стрелами над балюстрадой стреляли в проходящих мимо людей из лука. Шлеп! И вот уже эти купидоны рассеивают флюиды любви на каждого встречного. Так, наверное, и супруга известного адвоката Нежинского - Лариса Ивановна обратилась к архитектору, со словами героини клипа Ленинград - Сумка: "Я хочу чтоб все было мистически, романтически. Эм, шикарно, изысканно". Не знаю как у вас, но лично у меня, когда я вижу перед собой архитектурный шедевр Сонгайло, который в народе с любовью называют "Египетский дом", перед глазами всплывает именно этот клип.
Египетский дом
Нет, дом не ужасен, наоборот. Он прекрасен! Это один из самых оригинальных и необычных домов во всем модерне Петербурга. К нему можно водить экскурсии, рассказывать придуманные вчера на кухне в пьяном угаре тайны, а фотографы-хипстеры смогут выловить сюжет для фоточки в инстаграм, которая соберет тысячи лайков и пару восторженных комментариев выраженных профилями средства от прыщей. Все из-за того, что у архитектора был вкус и он, как и другие творческие деятели тех времен, был помешен на мистике и загадках.
2.
Так как госпожа Нежинская требовала нечто "оригинальное", то архитектор Сонгайло искал редко встречающиеся в городе мотивы. Страсть к мистике, оккультизму и другим загадкам, тайными тропами привела его к Египту. "Да будет вечным священный Ра!", - вскрикнул он и построил что-то необычное в центре нашего города.
3.
Ну а так как, в те времена почти каждый горожанин был повернут на заговорах и масонских знаках, происхождение которых в то время приписывали и египетскому Богу мудрости - Тоту, то архитектор со знанием дела черпал знания из этого мистичного египетского колодца, царапая странные символы на фасад.
4.
Публика приняла дом в овации! Стояла часами разглядывая все детали да и просто фланерствуя мимо него пыталась разыскать несуществующие загадки.
5.
6.
Не забыл архитектор и про дочку Бога Солнца, про египетскую красавицу Хатхор. Дабы жителям хорошо спалось она следит за городским небом, а так же несет ответственность за женственность, красоту, плодородие, веселье и танцы проживающих в доме.
7.
В блокадном Ленинграде пришлось прибегать и к дополнительным средствам защиты, на немецких фашистов не действовала магия древнеегипетской богини. Поэтому, на крыше дома соорудили огневую башенку, с которой из пулемета угощали немецких бомбардировщиков свинцовыми гостинцами, передавая теплый привет от Хатхор.
8.
Поцелуй вечной любви
По легендам, которые мне рассказывали местные, в арке этого дома необходимо поцеловать свою возлюбленную, ведь только тогда ваш союз утвердят в небесной канцелярии Ра, его секретарь поставит нужные штампы в ваше дело и после этого сам Бог солнца поцелует вас в темечко, соединив влюбленные сердца навечно. Такой способ надежнее чем выстрел стрелой купидона в филейное место.
9.
Как итог, этот архитектурный шедевр начала 1910-х годов настолько полюбился жителям, что не остался незамеченным творческими деятелями. Вот и Осип Мандельштам, подключив фантазию, по изображенным на фасаде мотивам, сотворил своего "Египтянина":
Я выстроил себе благополучья дом,
Он весь из дерева, и ни куска гранита,
И царская его осматривала свита,
В нем виноградники, цветник и водоем.
10.
Чтоб воздух проникал в удобное жилье,
Я вынул три стены в преддверьи легкой клети,
И безошибочно я выбрал пальмы эти
Краеугольными – прямые, как копье.
Кто может описать сановника доход!
Бессмертны высокопоставленные лица!
(Где управляющий? Готова ли гробница?)
В хозяйстве письменный я слушаю отчет.
Тяжелым жерновом мучнистое зерно
Приказано смолоть служанке низкорослой,
Священникам налог исправно будет послан,
Составлен протокол на хлеб и полотно.
В столовой на полу пес, растянувшись, лег,
И кресло прочное стоит на львиных лапах.
Я жареных гусей вдыхаю сладкий запах -
Загробных радостей вещественный залог.
(с) 1913 год, Мандельштам.
11.
[ Где это? ]
Египетский дом
Адрес: Захарьевская улица, 23.
Время работы: Круглосуточно
Стоимость: Бесплатно
12.
Нажимаем на кнопочки ниже и делимся с друзьями. Вам не сложно, мне приятно. Можно просто оставить комментарий.
Сфинксы в Санкт-Петербурге
Туристы, гуляющие по Санкт-Петербургу, одному из самых красивых и загадочных городов мира, обязательно встречаются с такой мистической достопримечательностью города, как сфинксы. Этих мифических существ с Невскими берегами связывает давняя и интересная история. Но сначала, разберёмся в том, кто они такие.
Сколько сфинксов в Санкт-Петербурге?
В городе на Неве – 10 главных мест с самыми известными сфинксами. Древнеегипетские изваяния не обошли стороной всегда передовой, мудрый и всем интересующийся Санкт-Петербург. При его основании Пётр Великий заложил эту харизму в город. Поэтому жители с берегов Невы всегда свежи, любознательны, изобретательны и сильны по жизни.
Где находятся египетские сфинксы в Петербурге?
Древнейшие и главные сфинксы расположены на Университетской набережной – они заслуженно считаются одними из грандиозных символов города на Неве.
Сфинксы на Университетской набережной и легенда
Пристань с этими древнейшими сфинксами была любимым местом Владимира Высоцкого. Согласно городской легенде, каждый раз, приезжая в Ленинград, знаменитый поэт и бард совершал здесь своеобразный "ритуал омовения". Поклонники певца в связи с этим проводят у древнеегипетских сфинксов на Университетской набережной вечера памяти Высоцкого, а также неоднократно пытались установить памятный знак.
Все сфинксы в Санкт-Петербурге на карте
- Древнеегипетские сфинксы на Университетской набережной
- Сфинксы во дворе Строгановского дворца, Невский просп., 17
- Сфинксы у дачи Кушелева-Безбородко, Свердловская наб., 40
- Фонтан-грот — поилка «Четыре сфинкса» на Пулковском шоссе
- Сфинксы у Египетского моста, Коломна, Адмиралтейский район
- Сфинксы у Каменноостровского моста, наб. Малой Невки, 11
- Сфинксы во дворе Горного института, наб. Лейтенанта Шмидта, 49
- Сфинксы напротив тюрьмы «Кресты», Воскресенская наб., 12-14
- Скрипки-сфинксы в сквере композитора Андрея Петрова
- Сфинксы на шлемах Минерв из Академии художеств и Публичной библиотеки
Главные Петербургские сфинксы
В Северной столице на Университетской набережной можно увидеть самых настоящих сфинксов из Древнего Египта. Первая отечественная работа, посвящённая сфинксам и их истории, была опубликована Василием Васильевичем Струве – петербуржцем-ленинградцем, крупнейшим советским востоковедом, египтологом и ассириологом.
Брошюра "Петербургские сфинксы", опубликованная, как сказано на титульном листе, "по постановлению Русского археологического общества 12 августа 1912 года", с тех пор ни разу не переиздавалась. В ней учёный пишет:
По мастерству исполнения, - фигуры вырезаны из крепчайшего египетского красно-коричнево-серого гранита, - обилию надписей и хорошей сохранности, Невским сфинксам нет равных в мире. Даже египетские музеи и Лувр не имеют таких экспонатов.
Василий Васильевич Струве в 1912 году перевёл надписи на сфинксах, кроме тех, которые расположены со стороны Невы. Позже их изучали сначала известный советский египтолог Юрий Яковлевич Перепёлкин, а затем российский египтолог Виктор Викторович Солкин. Надписи представляют полную титулатуру из 5-ти имён и эпитетов фараона Аменхотепа III.
Сколько лет сфинксам на Университетской набережной?
Сфинксам, которые украшают Университетскую набережную в Санкт-Петербурге и расположены напротив Академии художеств, - около 3500 лет. Они были найдены при раскопках в Египте. В городе на Неве они появились в разгар египтомании в Европе.
Сфинксы Аменхотепа III
Этот период был отмечен расцветом древнеегипетского искусства, и сфинксы являются значительным памятником той эпохи. Скульптуры из розового асуанского гранита отличаются высоким качеством работы художника.
Санкт-Петербургские сфинксы на Васильевском острове – колоссальных размеров: каждый из них весит 23 тонны, имеет длину 5,24 метра и высоту 4,50 метра. Видна мягкая моделировка лиц сфинксов, их глаза и губы проработаны. Лица сфинксов молоды, глаза миндалевидные, а губы сложены в загадочную, едва заметную улыбку.
На головах сфинксов – царские платки-клафты, на лбу к ним крепятся уреи — вертикальное стилизованное изображение богини-кобры Уаджит — покровительницы Нижнего Египта, сверху их венчают двойные короны па-схемти. На подбородках – остатки ритуальной бороды, которая "крепится" к ушам искусно вырезанными ленточками. Накладные бороды у сфинксов были отбиты ещё в древности, после смерти фараона.
На груди и плечах сфинкса находится широкое ожерелье усех — древнеегипетское широкое ожерелье-воротник, внешний край которого отделан бусинами. На лопатках спина и передняя поверхность груди, плечи и предплечия покрыты имитационной попоной из плиссированной ткани. Изгибы тела льва элегантны и изящны. Массивный хвост обвит вокруг правого бедра.
На груди, между передними лапами сфинксов и по периметру постаментов памятников высечены иероглифические надписи с краткой титулатурой Аменхотепа III, большинство из которых хорошо сохранились.
Исследователи считают Санкт-Петербургских сфинксов одним из лучших портретов Аменхотепа III. Они предположительно были созданы тем же мастером, что и колоссальная голова из розового гранита, найденная в Ком-эль-Хеттан в 1957 году и хранящаяся в музее Луксора (Египет).
Сфинксов Северной столицы сравнивают с другими сфинксами Аменхотепа III: фаянсовой крылатой статуэткой из музея в Каире, голубой статуэткой из Метрополитен-музея, головой из Археологического музея в Загребе, сфинксом из глазурованного стеатита из Музея Виктории и Альберта, сфинксами из Египетского музея в Турине и дворца Диоклетиана.
Как попали сфинксы в Санкт-Петербург?
Сфинксов создали для оформления Поминального храма Аменхотепа III, построенного ещё при жизни фараона в Фивах, на западном берегу Нила. После египетского похода Наполеона – Европа была охвачена египтоманией. Начались многочисленные археологические раскопки.
В 1820-х годах древний район Фив стал местом раскопок греческого авантюриста и антиквара Яниса Атанази, который работал на британского консула Генри Солта. В 1825 году рядом с так называемыми Колоссами Мемнона он обнаружил 2 скульптуры сфинксов из розового гранита.
Во время своей экспедиции эти статуи исследовал Жан-Франсуа Шампольон. В 1829 году в письме к брату он описал одного из сфинксов, отметив его отличную сохранность и высокие художественные качества. В более позднем письме он также упомянул 2 скульптуры, описав их как "восхитительные", "самые совершенные работы" сфинксов, а также идентифицировав их как портреты Аменхотепа III. Шампольон хотел купить сфинксов, но не смог найти достаточно средств.
Хотя скульптуры были высокого художественного качества, процесс их продажи затянулся. Чтобы ускорить процесс, одного из сфинксов отправили в Александрию. Процесс транспортировки скульптуры был зарисован художником в экспедиции Шампольона Нестором Л'Отом.
Статуя произвела на него такое сильное впечатление, что он немедленно написал российскому послу Александру Рибопьеру в Константинополь (Египет тогда входил в состав Османской империи) с предложением купить сфинксов за 100 тысяч франков. Он приложил к посланию рисунки скульптур.
Последний переслал письмо вице-канцлеру графу Карлу Нессельроде, чтобы тот испросил у императора разрешения на столь дорогую покупку. Николай I в то время находился с визитом в Пруссии, поэтому переписка сильно затянулась. Но в конце концов император прочитал письмо и направил запрос в Академию художеств о целесообразности приобретения.
Под влиянием Европы египтомания в то время уже активно распространялась в России. В 1826 году в Санкт-Петербурге открыли – Египетский мост, а в Кунсткамере – "Египетский музей", в 1829 году в Царском Селе построили Египетские ворота. Президент Академии художеств Алексей Оленин также интересовался египтологией и ответил на вопрос императора утвердительно. Его ответ Николаю I был отправлен обратно в Пруссию, где соглашение, наконец, было достигнуто.
К тому времени, когда бюрократические трудности в России были разрешены, скульптуры сфинксов уже продали Франции, однако их Июльская революция сорвала сделку. В результате Россия смогла приобрести сфинксов на сумму 64 тысячи рублей. Перевозка скульптур из Александрии в Санкт-Петербург обошлась казне еще в 18 или 28 тысяч рублей.
Во время погрузки на борт судна "Буэна Сперанца" одна из скульптур рухнула, был повреждён головной платок. Короны сфинксов, которые не являются частью монолита, были размещены отдельно на палубе. В мае 1832 года скульптуры прибыли в Санкт-Петербург.
Обустройство пристани для сфинксов
Сегодня древнейших и красивейших Петербургских сфинксов можно увидеть на Васильевском острове, на Университетской набережной. Для того, чтобы они сейчас там стояли, в 1830 году был разработан проект создания гранитной набережной на Васильевском острове, к западу от Исаакиевского наплавного моста.
В 1831 году архитектор Константин Тон спроектировал пристань в классическом "греческом" стиле перед зданием Академии художеств. По замыслу автора, на пирсе должны были стоять скульптуры укротителей коней работы Клодта. Однако стоимость изготовления статуй в 425 тысяч рублей была непомерной для Академии художеств. В результате решили украсить пристань египетскими сфинксами. Для этого Константин Тон переработал проект, изменив пропорции спуска к воде.
Пристань начали строить незадолго до прибытия сфинксов в Санкт-Петербург. Но строительство затянулось на несколько лет. Прибывшие в столицу сфинксы провели первые 2 года во дворе Академии художеств. Только в апреле 1834 года они заняли своё место на набережной. Вероятно, в то же время были установлены и короны на головах сфинксов.
Поначалу вид древних чудовищ пугал горожан. Но вскоре набережная со сфинксами стала одним из их самых любимых мест прогулок и отдыха. Одновременно с ними зарождались новые городские легенды и шедевры художников.
Египетские сфинксы с набережной на холстах
Расположенные напротив Академии изящных искусств, они воодушевляли художников на создание шедевров. В 1835 году художник Максим Воробьёв написал две картины: «Набережная Невы у Академии художеств. Вид пристани с египетскими сфинксами днем» и «Осенняя ночь в Петербурге. Пристань с египетскими сфинксами на Неве ночью».
Эту набережную со скульптурами сфинксов также изображали Василий Садовников, Степан Галактионов, Фердинанд-Виктор Перро, Иосиф Шарлемань, Пётр Верещагин, Лев Лагорио, Михаил Сажин, Карл Гефтлер, Пётр Львов, Мстислав Добужинский, Григорий Калмыков, Гафур Мендагалиев, Владимир Румянцев и многие другие.
Помимо главных сфинксов на Университетской набережной в Санкт-Петербурге есть и другие существа подобного рода. Причём, древнеегипетские сфинксы на Васильевском острове появились не самыми первыми в городе.
Египетский Санкт-Петербург, все египетские достопримечательности города, адреса и фотографии
1. Пирамида в Екатерининском парке
Начнем наше странствие по иноземным достопримечательностям с окраины Петербурга, а точнее с его пригорода, а если еще точнее, то с Царского Села. Главным символом Египта несомненно являются пирамиды, их происхождение до сих пор приписывают различным цивилизациям, кто-то даже упоминает инопланетян, а сценарные рабы телеканала Рен-ТВ вообще выдают по две новых версии их повления в неделю.
2.
Но с нашими пирамидами все намного проще, точно известно, что ее построили в царском парке как дань европейской моде, потому что издревле они символизировали вечность. Ну а действующая тогда императрица Екатерина II решила добавить еще и щепотку юмора построенной по ее заказу архитектурной форме. Египтяне хранили в пирамидах фараонов, а она закопала там придворных псов: Тома Андерсона, Земиру и Дюшеса.
3.
Правда удивительный вопрос - зачем ее разрушили спустя пару лет после постройки в 1780 и заново собрали через восемь, мы оставим без ответа. В любом случае для аперитива нашего небольшого путешествия по египетским местам пирамида подходит идеально. Не нужно ехать в далекий и пыльный Каир, езжай в дождливый Питер.
2. Египетские ворота в Пушкине
Кстати, мода на Египет не спадала и спустя почти пятьдесят лет после постройки вышеупомянутой пирамиды, а у каждого императора были свои слабые места. Если Екатерина строила павильоны, то ахиллесовой пятой Николая I были различного типа ворота. Именно по его приказу построили Нарвские, Московские и эти - Египетские. Они выполняли простую, но благородную функцию - украшали парадный въезда в город, но в довесок ко всему имели и караульные башни пригодные даже для жилья.
4.
"До 1985 года в Воротах проживал Валерий Валерьевич Игнатов, он работал сторожем в сельхоз институте (который расположен недалеко от ворот), и жил один в правой башне Ворот, причём на вполне законных основаниях, и прописка у него была смешная — город Пушкин дер.Большое Кузьмино, Египетские Ворота. Внутри Ворот вполне комфортно — на первом этаже прихожая и туалет, на втором крохотная кухня и комнатушка — метров 7-8, на третьем хорошая комната около 10-12 метров — для одного жильца более чем достаточно, отопление печное, правда, нет водопровода, и воду приходилось носить с колонки через дорогу, метров 150. В 1985 году Валерий Валерьевич помер, и Ворота с тех пор — необитаемые." (с) Воспоминания одного старожила.
3. Египетский мост
Продолжим колесить по улочкам Петербурга в поисках египетских следов. Долгое время этот мост был совершенно другим по своей форме и инженерной мысли, но в 1905 году во время шествия конно-кавалерийского полка мост обвалился. Злые языки поговаривают, что из-за некой Марии Ильиничны Ратнер проживавшей рядом с ним. Ей порядком надоели постоянно шастающие мимо ее окон кавалеристы, и она в сердцах гаркнула в окно: «Чтоб Вам провалиться!», ну вот ее желание немедленно исполнилось.
5.
Новый же мост, который вы видите на своих экранах, построен в 1950-х годах, заметно отличается от оригинального, но зато мы его теперь можем включить в маршрут нашей прогулки. Ну и еще один любопытный факт, в 1989 проезжающий мимо грузовик не справился с управлением, ударился о постамент и сбил Сфинкса прямо в Фонтанку, достали этого египетского бедолагу со дна реки намного позже. А получил ли водитель от него свои проклятья или нет, мы уже не узнаем.
6.
4. Сфинксы на Университетской набережной
Загадочные и далекие от суровых северных реалий, теплолюбивые сфинксы из самого Египта занимают одно из лучших мест на Университетской набережной. Недаром возле их каменных тел тоннами селфятся китайцы, ведь эти скульптуры являются отражением своеобразного мистического духа, окутывающего дымчатой вуалью весь Петербург.
7.
Из под пыли времен эти проклятые народом имения откопали только в начале XIX века, и тогда же по счастливой случайности в Александрии пребывал с визитом наш дипломат по фамилии Муравьев. Он настолько проникся духом и внешним видом этих скульптур, что накатал жалобное письмо с просьбой купить красавцев в фонд Академии Художеств, а эти строки душевного излияния попали в руки к самому Николаю I. Уронив скупую мужскую слезу, тот дал добро на выделение 64.000 рубликов из царской казны на покупку древних статуй, ведь по тем временам это была мелочь (например, в 8 раз дороже были кони на Аничковом мосту).
8.
Так что знайте - фигуры самые что ни есть настоящие, из того самого Египта. А тот, кто не читал описанные в этом журнале ранее народные легенды и мифы, может наверстать упущенное здесь.
9.
5. Зал Древнего Египта в Эрмитаже
Вспоминая про страну с африканского континента сложно обойти одноименный зал Зимнего Дворца. В Эрмитаже хранятся не только имперские стулья, картины и часы с заводным павлином, есть и объекты другой ценности. Там вы можете посмотреть на скульптуры все того же Аменемхета III и Семхета.
Будете бродить по залу обращайтесь аккуратнее с львиноголовой дочерью бога Ра. Ведь она покровительствовала врачам, считавшимся ее жрецами, почиталась египтянами как хранительница мира и защитница людей. К ней обращались в минуты опасности. Считалось, что ее гнев приносил мор и эпидемии, и, когда в Египет пришла "черная смерть", фараон Аменхотеп III (уже знакомый вам по лицу на сфинксах выше) приказал изготовить семьсот статуй этой богини, чтобы умилостивить ее гнев.
6. Египетский дом
С какими только извращенными просьбами не обращались заказчики к архитекторам в свое время. Хочу грифона на крыше. Хлоп! Строят дом с грифоном. Хочу на закате лицезреть на мускулистых атлантов с маленькими писюнами. Бах! И вот уже они стоят, подпирают балкон, робко заглядывая в княжеское окно. Или я такая романтичная натура, что хочу чтоб ангелочки со стрелами над балюстрадой стреляли в проходящих мимо людей из лука. Шлеп! И вот уже эти купидоны рассеивают флюиды любви на каждого встречного. Так, наверное, и супруга известного адвоката Нежинского - Лариса Ивановна обратилась к архитектору со словами героини клипа Ленинград - Сумка: "Я хочу чтоб все было мистически, романтически. Эм, шикарно, изысканно". Не знаю как у вас, но лично у меня, когда я вижу перед собой архитектурный шедевр Сонгайло, который в народе с любовью называют "Египетский дом", перед глазами всплывает именно этот клип.
11.
12.
По легендам, которые мне рассказывали местные, в арке этого дома необходимо поцеловать свою возлюбленную, ведь только тогда ваш союз утвердят в небесной канцелярии Ра, его секретарь поставит нужные штампы в ваше дело, и после этого сам Бог солнца поцелует вас в темечко, соединив влюбленные сердца навечно. Такой способ надежнее чем выстрел стрелой купидона в филейное место. Более подробно про все это богатство тут.
13.
7. Памятник жертвам политических репрессий
Напротив всемирно известных "Крестов" грустит не только памятник Ахматовой, но еще и скульпутра посвященная жертвам политических репрессий. Каменный парапет в виде тюремного окошка это только напоминание, главная же часть архитектурного памятника - египетские сфинксы. Самые молодые жители с берегов Нила в нашем городе, но ими можно пугать детей! Разделенные на живую половину и оскалившийся череп, по замыслу художника должны вселять ужас. Ну и место выбрано довольно удачно, так что жуткие, но нужные.
14.
8. Пристань со сфинксами на Свердловской набережной
Вообще сфинксы — фигуры мистические по умолчанию, а эти каменные изваяния на Свердловской набережной еще и поставили у источника с целебной водой, волшебные свойства которой успел оценить и Петр I. Одна пара химер охраняла грот, а другая сберегала от напастей у самого спуска к Неве. Сфинксы бесследно пропали в XIX веке, но их воссоздали во время последней реставрации дачи Кушелева-Безбородко, но не той, что затеяли сейчас.
15.
9. Сфинксы на Каменном острове
Я уже писал выше про Египетский мост и этих диковинных мифологических зверушек с женским лицом на нем. Для украшения переправы отлили четырех сфинксов, кураторы проекта работу принимали очень качественно, не так как сейчас "Зенит-Арену", и нашли различные дефекты. Брак, что делать? За такую работу ведь и шкуру спустить могут. Естественно решили пойти самым надежным путем, отлить еще четыре фигуры, а старые в утиль. Представляете, идете вы по улице, а тут в мусорке сфинксы лежат. Ну вот кто-то из жителей дома на Можайской улице этого не выдержал и установил их у себя.
16.
В 70-е годы прошлого столетия все же решили, что слишком жирно украшать вход в парадную одного дома таким образом, и решили их сделать всеобщим достоянием, увезли на Каменный остров и установили на постамент на потеху гуляющей публике, так что и по сей день вы можете встретить их там.
Египет страна далекая от нас, но его самобытная культура, очаровательные легенды, мифы и божества с древних картинок спустились на земли Святого Петербурга. Здесь они пришлись к месту, и без них город потеряет часть миловидного облика, так манящего сюда туристов со всей планеты. Осталось теперь построить пятизвездочный оазис с анимацией, шоу-программой, "все включено" и на белоснежных пляжах Финского залива.
[ Для желающих полностью повторить маршрут ] 10. Для желающих полностью повторить маршрут
1. Павильон Пирамида. Подкапризовая дорога, Пушкин, Санкт-Петербург.
2. Египетские ворота. Пушкин, Санкт-Петербург.
17.
3. Египетский мост. река Фонтанка, Санкт-Петербург.
4. Сфинксы у Академии художеств. Университетская наб., 17, Санкт-Петербург.
5. Египетский зал Эрмитажа. Дворцовая пл., 2, Санкт-Петербург.
6. Египетский дом. Захарьевская ул., 23, Санкт-Петербург.
7. Памятник жертвам политических репрессий. Воскресенская наб., Санкт-Петербург.
8. Пристань со сфинксами. Свердловская наб., Санкт-Петербург.
9. Сфинксы на Каменном. Реки Малой Невки наб., Санкт-Петербург.
18.
Нажимаем на кнопочки ниже и делимся с друзьями. Вам не сложно, мне приятно. Можно просто оставить комментарий.
Египетская сила! Или сколько в Петербурге египетских мест?
После военной экспедиции Наполеона в Египет в 1798 году, в начале XIX века Европу накрыла настоящая волна египтомании. Петербург, во всем стремившийся походить на Европейские столицы не остался в стороне и наполнился египетскими артефактами или околоегипетскими постройками.
В Петербурге XXI века можно составить настоящий "египетский маршрут" и попытаться проникнуться историей древнего мира. Попробуем?
✅ Самые известные египетские изваяния находятся на Университетской набережной. Сфинксы из древнеегипетских Фив были куплены Андреем Муравьевым (с позволения Николая I) в Александрии и прибыли в Петербург в 1832 году. Свои постаменты у Академии Художеств сфинксы заняли только через два года в 1834 году. А ведь до этого с 14 века до н. э. они охраняли святилище фараона Аменхотепа III в Фивах! Простно невероятно!
Сфинксы на Университетской набережной. Сфинксы на Университетской набережной.✅ Еще одно место подлинных египетских артефактов - зал Эрмитажа. Коллекция главного музея Петербурга из страны мумий в основном состоит из собрания Кунсткамеры, приобретенного в 1825 году и насчитывает более 7500 экспонатов!
Зал Египта в Эрмитаже Зал Египта в ЭрмитажеВ трех залах первого этажа выставлены предметы быта, скульптуры, саркофаги и, конечно, мумия жреца Па-ди-иста (его возраст около 3000 лет).
Кто такие сфинксы?
Древние египтяне сфинкса изображали с телом льва, головой человека, либо, что было не часто, с головой сокола или барана.
У древних греков – это странное симбиозное существо с человеческой головой, львиными лапами и телом, орлиными крыльями и бычьим хвостом. Хотя набор частей тела зверей может быть разным.
К примеру, в их искусстве, сфинкс – персонаж легенды об Эдипе. Так у этой сущности – женская голова и грудь, тело быка (может быть собаки), львиные лапы, хвост дракона, птичьи крылья. Этот образ объясняется специалистами как слияние главных стихий и женского начала.
Но древние греки, скорее всего, заимствовали древнеегипетский мотив сфинкса.
Когда появились сфинксы?
Самые древние изображения человека-льва датируются 10-м тысячелетием до нашей эры. Рисунки были обнаружены во время раскопок в Гебекли-Тепе – это храмовый комплекс, расположенный в регионе Юго-Восточная Анатолия (Турция).
Изваяния сфинксов стали атрибутом древнеегипетского искусства ещё во времена Древнего царства. Самые ранние статуи изображают, вероятно, царицу Хетепхерес II.
Одной из самых больших монолитных скульптур в мире является памятник Сфинкса или "Большой Сфинкс", который охраняет пирамиды фараонов в Гизе (город на левом берегу Нила, юго-западный пригород Каира).
Что означает древнеегипетский сфинкс?
"Большой Сфинкс" на западном берегу Нила в Гизе - самая древняя из сохранившихся монументальных скульптур на Земле.
Памятник высечен из монолитной известняковой скалы в виде колоссального сфинкса-льва, лежащего на песке, чьё лицо, как издавна считалось, имеет портретное сходство с фараоном Хефреном (ок. 2575-2465 до н. э.), чья погребальная пирамида расположена неподалёку.
Статуя – 73 метра в длину и 20 метров в высоту, с небольшим святилищем между передними лапами. Сфинкс обращён лицом к Нилу и восходящему Солнцу – почти все древние восточные цивилизации рассматривали льва как символ солнечного божества. Фараонов обычно изображали в виде львов. В свете этих данных допустимо рассматривать сфинкса как хранителя вечного покоя фараонов, погребённых вокруг него.
Обстоятельства и точное время постройки "Большого Сфинкса" остаются загадкой. Что касается автора памятника, в современной литературе бытует суждение античных авторов о том, что его строителем был Хефрен (Хафра) — фараон Древнего Египта (правивший ок. 2547 — 2521 гг. до н. э.) из IV династии.
Оно основано на том факте, что при возведении храма со статуей сфинкса использовались каменные блоки того же размера, что и при строительстве соседней пирамиды. Кроме того, недалеко от Сфинкса археологи обнаружили в песке диоритовое изображение Хафры, строителя 2-й пирамиды среди великих пирамид Гизы.
Древнеегипетский вариант названия статуи не известен. «Сфинкс» – это греческое слово. Увиденные в египетских храмах необычные скульптуры в виде человека-льва произвели огромное впечатление на древних греков.
Чем отличается древнегреческий сфинкс?
Впоследствии греки сделали этих существ героями своих мифов и легенд. В них сфинксы – ужасные чудовища, а значение слова "сфинкс" буквально переводится как "душитель". Бескрылый египетский сфинкс в древнегреческой мифологии принимает женский пол и крылья грифона.
Египетский сфинкс, в отличие от греческого, изображался с мужской головой и телом льва. Таким образом, проводилась параллель с мужским началом. Каждое сочетание частей тела человека и животных в мифах имело значение. Сфинкс - хранитель тайны и страж.
Если у древних египтян сфинкс – с головой мужчины и телом льва, то у греков это существо было крылатым с женской головой и грудью, с телом льва или собаки. Нередко в ликах египетских сфинксов прослеживаются портретные черты фараонов. Суть в том, что сфинкс – это символ силы, власти и могущества. Он наделён последними для охраны царственных особ или святого места.
Сфинксы распространились повсюду
Образ «человеко-льва» распространился далеко на восток Азии, он появился в Южной Азии повсюду, вплоть до Филиппин и Цейлона, затем попал в Европу, о нём узнали во всём мире. У каждого народа сложилось своё представление о сфинксе.
Со временем мотив сфинкса у некоторых народов всё больше отходил от прототипов. Но, что важно, где бы ни находились сфинксы, они никогда не теряли своего царственного человеческого лица, поэтому и попали в город великих людей, живущих на берегах Невы.
Читайте также: