Древняя спарта место нахождения
Спарта была основана как один из дорийских полисов. Законы Ликурга сделали ее уникальным государством. Армия Спарты была лучшей в греческом мире.
Илоты и криптии
Слово «илот» происходил или от греческого «взятый в плен», или от названия ахейского города Гелос, жители которого стали первыми илотами. Илоты были рабами спартанского государства, как единого целого. Это не было уникально для греческого мира. В схожем положении оказалось завоеванное коренное население в других землях — гимнеты в Аргосе, кориннофоры в Сикионе, мноиты на острове Крит. У древних авторов сохранились свидетельства о «договорах рабства», по которым члены одной общины становились рабами другой. Они регулировали отношения между ними и налагали на победителей некоторые ограничения — не продавать рабов за границу.
До завоевания Мессении спартанцы сделали илотами ахейское население Лакедемона. Илоты трудились на земельных участках. Владевшая участков семья граждан получала в бессрочное владение и трудившихся на ней илотов. Сам статус этих жителей Лаконики характеризовали в древности, как «между свободными и рабами». Спартиат не имел права продать или освободить трудившихся на его земле илотов — это было прерогативой государства, а также требовать с них оброка больше установленного законом. У зависимых жителей Лаконики было право на имущество, дом и семейную жизнь. Илоты могли получить убежище в храме Посейдона, расположенном на мысе Тенар. Страшное землетрясение, уничтожившее Спарту в V веке до н. э., было воспринято, как кара за нарушение права убежища этого храма.
Илоты Лаконики и Мессении отличались друг от друга. Первые были ахейцами, вторые — потомками ахейско-дорийского населения Мессении. Внутри лаконских илотов тоже были разные группы. В течение V-IV веков до н. э. спартанское государство не раз давало свободу группам зависимых жителей. Условием была военная служба. Получившие свободу илоты получали статус «неодамонов», новых граждан. В Эллинистическую эпоху, когда Спарта не вела войн, илоты чаще выкупали свободу.
Мрачной стороной жизни спартанского полиса были криптии, убийства илотов. Само слово происходит от глагола «прятаться». Молодые спартиаты получали кинжалы и с этим оружием отправлялись в деревни илотов. Спартанские власти отбирали для участия в криптиях наиболее способных молодых людей в возрасте от 20 до 30 лет. Днем они должны были прятаться, а ночью выходить из укрытия. Юноши убивали встреченных ими на дорогах илотов. Иногда они нападали и на деревни, чтобы убить потенциально опасных илотов.
Участники криптий жили отдельно от сограждан около года. Платон писал, что криптии начинались зимой. Вступая в должность, эфоры объявляли илотам войну и тем самым позволяли спартанцам убивать их.
Исследователи обратили внимание на то, что в ходе криптий спартанец становился противоположностью воина-гоплита, каким он должен был стать, достигнув совершеннолетия. Гоплит сражается в строю с другими воинами, участник криптий — действует в одиночку. Гоплит хорошо вооружен, участник криптий — почти наг и вооружен одним кинжалом. Наконец, гоплит сражался в правильном бою днем, участник криптий — выходил на охоту на людей ночью. Возможно, целью было заставить молодого воина осознать преимущества военной и политической организации и побудить защищать ее.
Спартанские традиции
Ликург установил, что молодые спартиаты должны состязаться не только в атлетических упражнениях, но и в песнях. С Архаической эпохи были известны религиозные музыкальные фестивали Спарты. В первую очередь это Гиацинтии, названные в честь возлюбленного бога Аполлона по имени Гиацинт. Во время Гиацинтий выступали хоры спартанских девушек.
Трудно поверить, но Спарта VII-VI веков до н. э. стала домом для многих поэтов. Среди них Терпандр с Лесбоса, Ксенокрит из Локр, Полимнет из Колофона. Были среди них и уроженец Спарты Кинетон. Другой поэт, Алкман, прославился авторством гимнов для хоров девушек. Он был включен в число 9 величайших лириков. Многие города претендовали на то, чтобы быть его родиной, но прославился как поэт он в Спарте. География поэтов, живших в Спарте, простирается от Италии (Локры) до Малой Азии (Колофон).
Другим крупным фестивалем были Карнеи и Гимнопедии. Во время них праздновали вступление молодых спартиатов во взрослую жизнь. Карнеи включали не только спортивные, но и музыкальные состязания. Авторы песен Гимнопедий были поэты Талет и Алкман. Позже к ним добавили стихи Дионисодота. На Гимнопедиях между собой соревновались три хора — юношей, мужчин призывного возраста и пожилых мужчин.
Вторжение дорийцев: рождение Спарты
Дорийский полис Спарта появился в период Темных веков Греции. В этот период греки-дорийцы переселялись на Пелопоннес и подчиняли себе прежнее ахейское население. По легенде Пелопоннес был разделен между потомками Геракла, возглавившими вторжение. Кресфонт получил Мессению, Темен — Арголиду, а сыновья Аристодема — Лаконику.
В Архаическую эпоху Спарта вела трудные войны с другим дорийским полисом Аргосом. Победы Спарты при Фирее и Сепее подорвали силу Аргоса, и в Классическую эпоху этот полис не решался воевать против исконного врага в одиночку. Тем не менее, Аргос сохранил свою независимость. По словам царя Клеомена I, победителя в битве при Сепее, чтобы у спартанской молодежи было, на ком учиться воевать.
В VI веке до н. э. Спарта вела тяжелые войны с соседней Аркадией. Лаконцам удалось победить, но полисы Аркадии не вошли в состав спартанского полиса, а стали его младшими союзниками. Так была заложена основа Пелопоннесского союза. В этот альянс, возглавляемый Спартой, вошли также Элида, Сикион, Коринф и другие полисы Пелопоннеса. Союзники выставляли отряды в объединенное войско, которое вели в поход цари Спарты.
Общество Спарты состоял из трех социальных групп. Его вершиной были полноправные спартиаты или «равные», потомки завоевателей-дорийцев. Ниже их были периэки, лично свободные, но не имеющие политических прав жители Лаконики и Мессении. Периэки имели право заниматься ремеслом, а также должны были служить в спартанской армии наравне с гомеями. Илоты были рабами спартанской общины.
Создание своей политической системы спартанцы приписывали законодателю Ликургу. Но отделить правду от вымысла в его биографии не могли уже в Античности. Скорее всего, Ликургу приписали комплекс преобразований спартанского общества, который внедрялся на протяжении всей Архаической эпохи к середине VI века до н. э. превратил ее в военизированное государство.
Во главе Спарты стояло два царя из двух правящих одновременно царских династий. Им помогал в управлении совет аристократов, герусия. В него входило 30 членов, и за каждым царем было зарезервировано место. Народное собрание в Спарте имело минимум полномочий — оно только утверждало законопроекты герусии. В VI веке до н. э. к ним добавилась коллегия 5 эфоров, которые контролировали деятельность царей.
Спартанский полис
Название “Спарта” появилось в Древнем Риме и закрепилось в Средневековье. Сами его жители называли себя “лакедемоняне”, а государство - Лакедемон. Отсюда знаменитая “Л” на щитах спартанских воинов. Государство возникло на юге полуострова Пелопоннес в XI веке до нашей эры. Изначально тут проживали ахейцы, а позже их вытеснили дорийцы. Возможно это был союз двух племен, отсюда спартанская практика выбирать двух царей - басилевсов.
В процессе завоевания юга Пелопоннеса дорийцами большая часть населения попала в плен. Так образовалась большая социальная группа - илоты, которые были рабами. Каждый законный гражданин Спарты имел около 10 илотов в своем распоряжении. Кроме того, илоты служили для спартанцев “тренировочным элементом”.
Спартанские воины Спартанские воиныРаз в год Спарта объявляла своим илотам войну на один день. Во-первых, чтобы напомнить им их место и запугать. Во-вторых, чтобы молодежь попрактиковалась в военном деле. Ну и в-третьих, “бей своих, чтобы чужие боялись”. На этом “странности” (читай - особенности) не заканчиваются.
Кроме двух царей, власть в стране принадлежала Совету Старейшин - Герусии. Тут заседало 28 человек старше 60 лет, ну а также 2 царя. Такое вот спартанское Политбюро.
Фернан Сабатте «Спартанец, показывающий пьяного илота своим сыновьям» Фернан Сабатте «Спартанец, показывающий пьяного илота своим сыновьям»«Это Спарта!»: краткая история полиса и быт его населения
Одним из самых ярких государств древней истории является Античная Греция. Однако эллины (как называли себя греки) не имели единого государства. Это был ряд независимых государств-полисов, каждое из которых имело свой политический и экономический уклад. Самый яркий и необычный полис - Спарта.
Этим государством восхищались, его боялись, с ним считались. Сегодня многие знают про Спарту благодаря фильму «300 спартанцев» и знаменитой фразе “This is Sparta!”. Сегодня попробуем разобраться, что это было за государство и в чем его уникальность.
Особенности быта
К VIII веку Спарта постепенно захватила Мессению и установила контроль за большей частью Пелопоннеса. В стране все больше укреплялся “культ войны” и образ храброго воина, как главного героя. Тогда же страной правил Ликург - один из самых известных правителей. Он закрепил главный принцип Спарты как “общества равных”.
Роскошь и деньги были запрещены, поэтому и обычные граждане, и аристократы жили в простых домах, ходили в простой одежде, обходились простой пищей. Они не могли похвастаться ни ценной красивой мебелью, ни драгоценной посудой - все предметы роскоши запрещались законом, как и ввоз в Спарту чужеземных изделий. Местным ремесленникам разрешалось производить только самые необходимые вещи.
Обычные монеты были запрещены, деньгами служили металлические пруты. Чтобы что-то купить, необходимо было брать с собой несколько килограммов прутьев, и это в случае незначительных покупок. Идея в том, что любые крупные сделки невозможно провести так, чтобы это было незамедлительно, а значит, никто не сможет воровать деньги или утаить роскошь.
Мерри-Жозеф Блондель «Ликург Спартанский» Мерри-Жозеф Блондель «Ликург Спартанский»Акрополь древней Спарты
Первый раз мы отправились туда вечером, поскольку хозяйка квартиры, где мы остановились, сказала, что руины доступны всегда и вход туда свободен. Но ворота в парк оказались заперты на замок. Полюбовавшись современной статуей царя Леонида, мы вернулись в наше жилище. Кстати, Леонид изображён в полном вооружении, но одетым в коротенькую юбочку. Как-то даже стало жалко его, ибо в январе в Спарте довольно холодно. Мерз, наверное, храбрый царь…
В 8 утра ворота были уже открыты и мы, оставив машину, отправились осматривать то, что сохранилось от былого величия.
Сначала мы пришли к остаткам Агоры, или торговых рядов. Площадь маленькая, видимо, шопинг не очень интересовал спартанцев.
Потом опять потянулся парк.
Среди парка время от времени попадались остатки строений разных времен. Что-то сохранилось от греков, что-то от римлян, что-то от византийцев.
Заканчивалась тропа на краю обрыва. Мы сами не заметили, как оказались на вершине холма, хотя во время прогулки даже не почувствовали, что поднимаемся вверх (вот в Афинах подъем на холм к Акрополю очень даже ощущается).
В этом месте растут не низкие оливы, а могучие сосны и эвкалипты. (Вот эвкалипты можно было бы и убрать, поскольку в древности этих австралийских деревьев тут точно не было).
Здесь находятся руины храма Афины Халкос
На крутом склоне холма располагался театр античной Спарты. Судя по размерам театра, спартанцы, как и другие эллины, любили насладится представлениями пьес Софокла или Еврипида. Театр был большой, а задником ему служат величественные заснеженные вершины Тайгета. Впечатляющая картина.
Главная площадь древней Спарты велика, а множество лежащих колонн и каменных блоков свидетельствует, что когда-то здесь стояли достойные здания.
Ни о какой «жалкости» руин у меня не возникло и мысли. Наоборот. Они ничем не хуже других греческих развалин. Печально, что до сих пор не нашлось какого-нибудь энтузиаста с деньгами, вроде Шлимана или Эванса, который бы восстановил стены и поставил колонны. И тогда руины Спарты предстали бы совсем в ином виде.
Тут же можно найти обрывы, с которых старейшины могли скидывать слабых детей, а сильных, наоборот, благословлять, поднимая к лучам заходящего солнца.
Кое-где сохранились остатки стен, но возведены они были уже при римлянах.
В общем, вопреки сложившемуся мнению, руины Спарты произвели на меня замечательное впечатление. Общественные здания вполне соответствовали значению этого города. Как, должно быть, славно было жить в маленьких, но благоустроенных домах, посреди оливковой рощи, имея под боком красивые храмы и вместительный театр.
Побывав в Спарте, могу сказать, что мои ожидания были превзойдены на порядок.
Руины оказались значительными и интересными, а само место фантастическим. И, кажется, я проникся духом этого замечательного места.
Из-за нехватки времени мы не побывали в археологическом музее. Так что теперь планируем новую поездку на Пелопоннес, с обязательным посещением Спарты.
Велика слава древней Спарты и посетить её руины любителю истории следует обязательно.
Спарта - история этого легендарного города
Спарта была городом, уникальным для античного мира. Достаточно упомянуть хотя бы тот факт, что спартанцы не возводили стен для защиты своего города, более полагаясь на силу своих воинов и талант полководцев. Стены появились только во II в. до н. э. при тиране Набиде.
Наиболее интенсивно древняя Спарта застраивалась в VI в. до н. э. В то время на спартанском Акрополе были возведены храм Афины Полиухос, или Меднодомной, упоминаемый древнегреческим писателем-географом Павсанием, святилище царя Леонида I — героя греко-персидских войн, трон Аполлона и многие другие памятники архитектуры.
Однако все же Спарта сильно отставала от других греческих полисов в архитектурном плане: это был скорее типично провинциальный город, чем роскошная столица. Причину такой нарочитой скромности следует искать в «законах Ликурга», созданных самим спартанским законодателем или же приписываемых ему и в первую очередь направленных против роскоши.
Застройка города, очевидно, производилась без какого-то определенного плана, для особо значимых сооружений подбирались места повыше, на холмах. Остатки Древней Спарты находятся к северу от современной Спарты, в районе местного стадиона. Сама местность представляет собой огромную оливковую рощу: деревья проросли прямо сквозь руины.
В греко-персидских войнах 499-449 гг. до н. э. Спарта сыграла одну из ключевых ролей. Она еще больше укрепила свои позиции после победы над Афинами в Пелопоннесской войне 431-404 гг. до н.э., став самым влиятельным полисом Греции.
Однако к V-IV вв. до н. э. Спарта начала приходить в упадок: чтобы удержать свое ведущее положение, ей пришлось вести множество войн, знать была развращена роскошью, катастрофически упала рождаемость из-за поздних браков и замкнутости сословия спартиа-тов. Закат Спарты начался с поражения в Битве с Фивами при Левктрах в 371 г. до н.э. Лакедемоняне потеряли свою репутацию непобедимых, авторитет Спарты упал.
Спарта так никогда и не смогла восстановиться и вернуть себе былое влияние, и в 146 г. до н. э., как и вся Греция, легендарный город стал частью Римской империи. В 396 г. город был уничтожен вестготами Алариха. Начиная сXIII в. политическим и культурным центром Лаконии стала соседняя Мистра.
В силу особенностей развития своей истории Лакония не входит в число районов Греции, богатых историческими памятниками. Более всего известны руины одной только древней Спарты. В ходе раскопок Британской школы в Афинах, проводившихся в 1906-1910 и 1924-1929 гг., были обнаружены остатки нескольких зданий, в том числе святилище Артемиды Орфии, храм Афины Меднодомной и театр.
Центральное сооружение — конечно же, Акрополь, который являлся центром как военной, так и культурной жизни местных жителей. Без него считалось невозможным возводить остальные здания. Спартанский Акрополь состоит из агоры (придуманной древними комбинации рыночной площади, биржи, места переговоров и оглашения решения властей), сооруженной уже в эпоху Древнего Рима.
Здесь же стоят храм Афины и прочие сооружения. Храм Артемиды Орфии, Орфосии-Владычицы, как ее называли в Спарте — Лигодесмы, или Обвязанной ивами, — был построен в X в. до н.э. вскоре после возникновения Спарты. Это одна из немногих построек подлинных спартанского периода. В храме сохранилось изображение Артемиды Орфии, причем в вертикальном, не низвергнутом положении. Храм явно был уничтожен наводнением. В наши дни проведена его реставрация.
Был в Спарте и свой театр, сооруженный на самом высоком из спартанских холмов, причем очень большой: он рассчитан на 16 тыс. зрителей. Первоначальное сооружение было построено из дерева, позже были возведены стены из известняка, а сцена — из белого мрамора. К нашему времени от театра сохранились лишь хоры, сцена и еще несколько фрагментов.
Древняя Спарта и её нравы
Спарта была столицей государства Лакедемон, занимавшего область Лаконику, а в лучшие годы подчинявшего весь Пелопоннес и доминировавшего во всей Элладе. Это стало возможным в первую очередь благодаря крайне военизированному обществу спартиатов.
Спартанское общество делилось на полноправных спартиатов, свободных, но лишённых политических прав периэков и бесправных земледельцев илотов.
Спартиаты, которым был запрещён физический труд, руководили и воевали, периэки торговали и занимались ремёслами, а илоты обрабатывали землю и обслуживали спартиатов.
Спартиаты составляли общину равных. За соблюдением равенства государство строго следило, обязывая всех спартиатов участвовать в общих обедах. Каждый спартиат должен был вносить свой натуральный и денежный вклад в приготовление этих обедов. Если же мужчина не мог делать взнос, он считался опустившимся и исключался из общины равных. Еда, кстати, была самой простой и, видимо, невкусной, поскольку считалось, что спартиат должен быть в еде очень умерен и лишь удовлетворять минимальные потребности. Главным блюдом была «чёрная похлёбка». Название говорит само за себя.
Таково было устройство государства Лакедемон, введённое законодателем Ликургом в 9 веке до н. э.
Спартиатов всегда было мало, поэтому, чтобы властвовать над илотами, была введена жёсткая, порой жестокая, система спартанского воспитания. Она начиналась непосредственно после рождения спартанца. Родители приносили новорожденного на специальный совет, который осматривал ребёнка. И если находил, что ребёнок здоров и не имеет физических недостатков, то передавал его на воспитание родителям. В противном случае ребёнка сбрасывали в пропасть. Некоторые учёные утверждают, что это легенда, поскольку в соответствующих местах не были обнаружены залежи детских костей. Но, во-первых, в результате такой селекции количество уродливых детей у спартанцев, очевидно, было минимально, а, во-вторых, то, что детей сбрасывали со скалы, не означает, что родители не хоронили их после этого.
По достижении 7 лет мальчика забирали у родителей и отдавали в специальные отряды, типа интернатов. Там, под руководством уважаемых наставников, мальчики обучались воинским искусствам, занимались физическими упражнениями и учились не обращать внимания на трудности и боль. Должность наставника была так уважаема, что ему был открыт доступ в любые государственные учреждения.
Кроме того, мальчиков учили кратко и точно излагать свои мысли, а так же читать, писать и считать. Занимались с ними музыкой и пением.
Спали они на тростниковых подстилках, кормили их впроголодь, а одежду разрешали носить только с 12 лет.
Девочек-спартанок тоже обучали подобным образом, но уделяли внимания вопросам материнства и семейной жизни. Видимо, поэтому спартанки считались в древней Элладе образцовыми жёнами. Жили девочки дома, а не в интернатах.
По достижении примерно 20 лет юноши должны были поучаствовать в так называемых криптиях, когда эфоры объявляли на несколько дней тайную войну илотам. Мальчики, готовящиеся стать мужчинами, вооружённые только ножами, должны были выследить и убить особо опасных илотов. Практиковалось ли это на самом деле и каждый ли год, точно неизвестно, поскольку в войнах Спарты наряду со спартиатами участвовали и илоты. А это вряд ли было бы возможно, если бы их ежегодно убивали. Вообще рассказы о спартанском воспитании изобилуют примерами дикости и жестокости, но относиться к ним нужно критически, поскольку нам известно о них в основном от врагов Спарты: афинян и других.
Последним испытанием для юношей было хлестание их розгами в храме Артемиды, когда жрецы добивались, чтобы ступени храма были покрыты кровью испытуемых. Если юноша сносил испытание молча, он становился воином. Если нет, то на всю жизнь оставался среди женщин.
Действительная служба у спартанцев длилась до 30 лет. После этого мужчина выходил в запас, становился полноправным спартиатом, должен был жениться и завести детей. В случае войны он мог быть призван. По достижении 60 лет спартиат, если имел детей и не был замечен в порочащих его действиях, становился старейшиной и мог быть избранным в герусию. Поскольку Спарта постоянно вела войны, то, видимо, до 60-ти лет доживали немногие.
Такой строй просуществовал в Спарте несколько сотен лет, пока не разрушился под влиянием времени и соседних народов. Спартанцы так были уверены в силе своего войска, что город даже не имел крепостных стен. Благодаря этому строю Спарта сохранила независимость от Македонской империи. Когда победитель всей Греции Филипп, отец Александра Македонского, подошёл к Спарте, он отправил спартанцам послание, в котором писал: «Если я захвачу ваш город, то уничтожу вас, ваших жен и детей». На что получил лаконичный ответ: «Если». Почесал Филипп свой лоб и ушёл из Лаконии. И сыну своему заказал туда ходить. Некоторые учёные говорят, что македоняне сохранили Спарте независимость из уважения к её прошлому. Сомневаюсь я, что только из уважения, вряд ли македоняне уважали что-то, кроме силы.
Формально независимость Спарты признавали даже римляне.
А 300 спартанцев, как известно, остановили миллионную персидскую армию в Фермопильском проходе. Это вообще беспримерный в истории случай.
Так что не посмотреть на Спарту мы не могли.
Спарта, долина Лакония. На руинах великого города
Мне давно хотелось побывать в Спарте, посмотреть место, где некогда находился великий город античной Эллады.
Конечно, современный город Спарта ни в какое сравнение с Афинами не идёт, сейчас в нем проживает всего 15 тысяч жителей. А когда-то они были на равных.
Зачем? Хотелось понять, в каких природных условиях сформировалось знаменитое спартанское общество, о котором знают почти все. Напомню немного об этом необычном государстве.
Мессенские войны: появление илотов
Мессения была завоевана дорийцами в Темные века. Сведений о ходе завоевания и укладе дорийской Мессении почти не сохранилось. Древние авторы писали, что ахейцы этой области не были порабощены завоевателями-дорийцами, но признали их власть.
Мессения была страной небольших городков и деревень, жители которых осознавали свое культурное единство. Даже победители Олимпийских игр из этого региона обозначались, как выходцы из Мессении, а не какого-то конкретного полиса. Продолжительные войны со Спартой должны были только укрепить единство мессенцев.
Первая война Спарты и Мессении прошла во второй половине VIII века до н. э. Согласно «Описанию Эллады» Павсания она шла 19 лет. Это был просто конфликт между двумя государствами, которых поддерживали другие государства Пелопоннеса. Коринф был на стороне Спарты. Аргос, Аркадия и Сикион — Мессении.
Мессенцы проиграли войну. По условиям мира они должны были поставлять победителям часть своего урожая, а также признавали зависимость от Спарты. Независимость сохранили западные города Мефона и Пилос. Проявлением зависимости от Спарты, например, то, что жители Мессении отправляли своих плакальщиков на похороны царей. После первой войны началась эмиграция мессенцев, преимущественно, аристократии. Они приняли участия в основании полиса Регий. Потомки изгнанников сохраняли свою идентичность, как мессенцев, и после освобождения их родины в IV веке до н. э вернулись туда. Жрецы, служившие в мессенских храмах, бежали в Элевсин.
В первой половине VII века до н. э. жители Мессении восстали. Во главе новой войны был полководец Аристомен. Его деятельность была прославлена потомками, особенно, когда Мессения вновь получила свободу. Поздние авторы подробно описали его деяния и подвиги, в которых уже невозможно отличить правду от вымысла.
Восставших поддержали другие общины Пелопоннеса — Элида, Аркадия и Аргос. У Спарты тоже нашлись союзников среди других полисов региона. К восстанию присоединились и потомки эмигрантов.
Война поначалу была трудной для спартанцев. Но потом они перешли в наступление, а союзники мессенцев их оставили. В решающей битве у Большого Рва ополчение мессенцев было разгромлено. После этого самые стойкие продолжали вести партизанскую войну — они нападали на владения новых хозяев в Мессении и в самой Лаконике. Войну завершила осада укреплений мессенцев на горе Ире. Последним защитникам Мессении разрешили покинуть страну и уйти в союзную Аркадию.
После Второй Мессенской войны государственность этой области была ликвидирована. Мессения была разделена на земельные владения спартиатов, а основную масса населения ждало обращение в илоты или, в редких случаях, периэки. Жители городов западного побережья переселились в Италию и на Сицилию. В свою очередь, на их месте осели жители дружественных Спарте и разрушенных Аргосом городов Асины и Навплий.
Мессенцы сохранили свое самосознание, как единого народа. Их участь вызывала сочувствие у других эллинов. Изгнанники также помнили о связи с этой областью своих предков. В 464 году до н. э. Спарту разрушило мощное землетрясение. Оно стало сигналом к мощному восстанию илотов Мессении, которое вошло в историю как Третья Мессенская война.
Мятежные настроения мессенцев использовали враги Спарты. Например, в ходе Пелопоннесской войны афиняне создали на побережье Мессении форпост, где могли укрыться беглые илоты, желающие продолжить борьбу со Спартой.
В 370 году до н. э. фиванский полководец Эпаминонд освободил Мессению от спартанской власти. Спарта долго не признавала Мессению свободной и безуспешно пыталась вернуть ее под свою власть. Потомки изгнанников вернулись на историческую родину.
Спартанцы-олимпионики
Несмотря на изменения в полисе спартанцы были постоянными участниками Олимпийских игр. До середины VI века до н. э. спартанские атлеты часто оказывались в числе победителей (олимпиоников). Из 85 известных именам победителей в Олимпийских состязаниях за период 776−580 гг. до н. э. 43 — выходцы из Спарты. После этого количество спартанцев-победителей снижается. Вероятно, из-за милитаризации общества Спарты, где занятия атлетикой были излишними. Другой причиной стало развитие атлетики во всем греческом мире и расширение круга участников Олимпийских игр. За следующие три столетия, вплоть до разрушения традиционного спартанского уклада, известно 13 спартанцев-победителей из 293 олимпиоников.
Больший процент победителей-спартанцев в колесничных бегах, где победителем записывали владельца упряжки. Спартанцы были победителями в гонках квадриг в Олимпии с 448 по 388 годы до н. э. С этим соотносится упоминание у писателя Павсания, что после войн с Персией спартиаты активнее других эллинов занимались коневодством. Статуи спартанцев, чьи кони побеждали в гонках на квадригах, несколько веков стояли в Олимпии. Автор статуи спартанца Ликина был великий скульптор Мирон.
Спартанское воспитание
По словам Платона, Ликург изобрел четыре способа превращения юношей в воинов-граждан: совместные трапезы, физические упражнения, охоту и криптии.
Спартанские мальчики начинали свое обучение в возрасте семи лет. Все дети, достигшие этого возраста, объединялись в агелы (стада). Их обучению предстояло продлиться более 10 лет. После его завершения молодые спартиаты получали право носить длинные волосы, а когда достигали тридцати — усы.
Само слово агела упоминается Платоном, но не Ксенофонтом, жившим в Спарте. Каждая группа детей была под присмотром взрослого спартанца или подростка, достигшего 12 лет.
Как пишет Ксенофонт, важной частью жизни молодых спартиатов было воровство. В дополнение к рациону совместных трапез они должны были красть продукты. Попавшихся наказывали плетьми. Отдельной задачей было воровство сыров с жертвенника Артемиды. Так, по мнению Ликурга и Ксенофонта, спартанские юноши учились ловкости.
Юноши, готовящиеся к взрослой жизни, познавали и однополую любовь. Они оказывались вовлечены в эти отношения в возрасте 12−14 лет. Их старший любовник из числа молодых неженатых спартиатов должен был также привить им ценности, которым дорожила спартанская община.
Для сплочения гражданского коллектива общины равных были придуманы совместные обеды, сисситии. Они существовали и в Спарте, и в дорийских критских полисах. Но подход к организации в них отличался. На Крите сисситии организовывали за счет дохода с государственной земли и податей от периэков. В Спарте — за счет взноса каждого гражданина. Формально, это должно было упрочивать равенство спартиатов. На деле же приводило к расслоению, потому что не все спартанцы были в состоянии уплатить взнос. Они теряли право участвовать в общей трапезе и в политической жизни. Предположительно, эту социальную группу называли гипомейонами.
Сведения о взносе в сисситии сохранили два автора — Дикеарх и Плутарх. Они расходятся в точных цифрах, но дают общий состав продуктов для трапез: медимн или полтора муки ячменя, 12 хоев вина, фиги, сыр, а также 10 эгинских оболов для покупки мяса. Доли в совместные обеды, предоставляемые государством от имени царей, передавали в храм Артемиды дважды в месяц — в новолуние и седьмой день. Царские взносы включали зерно, жертвенное животное, четверть вина. С учетом того, что взнос делался дважды в месяц, взнос царей был вдвое выше взноса обычного гражданина. Но и порции пищи во время обедов цари получали вдвое большие.
В Классическую эпоху на совместных обедах подавали хлеб, вино, вареную свинину, похлебку из нее же, маслины, фиги, сыр. Иногда могли подать зайчатину или мясо птицы, добытые на охоте. Состоятельные граждане посылали к общему столу охотничью добычу и пшеничный хлеб. Они могли прислать на трапезу готовое рагу. Жертвователей более дорогих блюд сажали на почетное место. Для участников обедов были фиксированные нормы хлеба и вина. По данным Фукидида, примерно такой же паек спартанские воины получали во время походов. Спартанцы не пускали сосуд с вином по кругу, но пили каждый из своего.
Когда цари обедали со всеми, они получали двойную порцию. Это делалось, чтобы цари могли угостить обедом кого-то из уважаемых ими граждан. Сотрапезниками царей были пифии, должностные лица, отвечавшие за контакты царей с Дельфами. В походе царской сисситией были полемархи и три спартанца, отвечавшие за снабжение. Причиной этого древние называли необходимость того, чтобы царь и военачальники проводили вместе больше времени и совмещали обед с военным советом.
На протяжении истории Спарты усиливалось расслоение «общины равных». К эпохе Клеомена III в сисситиях могло участвовать меньшинство граждан. И Плутарх описывает роскошь этих обедов эпохи заката Спарты.
Место сбора членов сисситии называлось фидитий. Все эти места для совместных трапез располагались около могилы древнего героя Тисамена. В Классическую эпоху Спарта продолжала быть союзом 4 деревень, поэтому общее место для трапез символизировало их единство, как граждан одного полиса. На позднюю трапезу в фидитий следовало идти без факелов. Так спартанцы приучали себя к скрытным ночным маршам.
Несмотря на закрытость и сосредоточенность на военной подготовке спартанцам не была чужда культурная жизнь. В Классическую эпоху продолжались состязания хоров. Кроме того, искусства лаконизма заключалось в умении изречь не просто короткую, но остроумную реплику. Живший в эпоху Римской империи Плутарх собрал коллекцию вошедших в историю изречений спартанцев.
Как добраться до Спарты и где остановиться
Из самой Спарты можно на автобусе за 15 минут добраться до Мистры.
В Спарте мы останавливались в съемной квартире, которую бронировали на сайте Airbnb. Квартира была в самом центре, за ночь мы заплатили 30 евро.
Отель обойдется несколько дороже, но и условия, возможно, будут более комфортные.
Промокод от Травелата
При покупке тура на Travelata
-скидка 300 руб. на туры от 20 000 руб. - по промокоду AF300putevye
-скидка 500 руб. на туры от 40 000 руб. - по промокоду AF500putevye
masterok
Спарта – один из наиболее могущественных городов-государств древней Греции. В определенный исторический этап именно Лакония (область, в которой располагалась Спарта) стала гегемоном на всем эллинском полуострове. Однако затем Спарта буквально исчезла со страниц истории. Вспоминая школьный курс, большинство людей даже не сможет вспомнить каких-либо упоминаний об этом таинственном исчезновении.
Что же случилось с храбрыми спартанцами?
После греко-персидских воин в Греции разразилась Пелопонесская война. В ней лбами столкнулось два мощных военно-политических союза. Первый был сформирован Афинами и носил название Делосский союз. Второй - Спартой и носил название Пелопонесский союз. Оба великих города-государства тянули на себя одеяло в вопросе гегемонии над всей Грецией. Благодаря войне с персами Афины смогли невероятно усилиться. Произошло это на фоне ослабления других городов, а также благодаря тому, что именно Афины, будучи крупнейшим портом Эллады и крупнейшей греческой верфью, стали собирать со всех союзников деньги на поддержание «общегреческого флота». Само собой, очень быстро афинская олигархия стала тратить деньги всей Греции не только на флот.
Спарта также значительно усилилась в ходе войн с персами, собрав благодаря своему «победному авторитету» коалиции из более мелких городов. Усиление и рост богатства Лаконии не нравился Афинам, а потому центр греческой демократии начал плести интриги против Спарты. Постепенно отношения между бывшими союзниками накалялись, после чего между Афинами и Спартой вспыхнула война. Поводом для конфликта стало то, что Афины вмешались в разборку двух более мелких городов, входящих в сферу влияния спартанцев.
Почти 30 лет Греция обливалась кровью в братоубийственной войне. Вчерашние союзники резали друг друга с 431 по 404 год, пока война не закончилась победой Пелопонесского союза и Спарты. Лакония стала единоличным и абсолютным гегемоном во всей Греции. Однако в долгосрочной перспективе победа в войне за господство сыграла с храбрыми спартанцами злую шутку. В бесконечных конфликтах между полисами и в постоянных восстаниях рабов-илотов, спартанцы теряли своих «лучших людей», немногочисленных граждан кои и осуществляли в городе-государстве политическую власть.
Сокращение правящей прослойки, падение спартанской военной мощи и изоляционистская политика Лакедемона в итоге привела к тому, что ее гражданство просто выродилось. Утрата военного господства совпала с ростом олигархии в правящих кругах Спарты. Постепенно новоявленный гегемон стал терять не только военную, но и политическую силу. Коррупция и сепаратизм за считанные годы развалили Пелопонесских союз в результате чего полисы вновь возобновили грызню за ресурсы и влияние на полуострове.
В итоге, к второй половине VI века до нашей эры гордая Спарта уже представляла достаточно жалкое зрелище, граждане которой были готовы продавать свои копья и клинки всякому, кто достаточно заплатит. Тогда же Греция будет захвачена Филиппом II Македонским, отцом будущего создателя первой универсальной империи – Александра Великого. В истории Греции начнется новая страница, где Спарте будет отведена роль даже не на вторых ролях. После смерти Александра Македонского, греки в очередной раз начнут резаться друг с другом. Это приведет к серии конфликтов Ахейского союза, Македонии и независимых полисов.
В 195 году Спарта будет окончательно разгромлена ахейской коалицией, а в 147 году покинет союз и станет на сторону иноземных захватчиков – римлян. Меньше, чем за год сыны Марса полностью покорят Элладу. В знак уважения и памяти о былом величии сенат Рима дарует Спарте и Афинам право на самоуправление. Но если Афины в силу удачного расположения останутся крупнейшим портом Греции и центром культуры, Спарте будет отведена участь деревни со славной историей.
Достопримечательности Спарты
Археологическая зона с остатками акрополя древней Спарты, открыта с 8 до 18.
В самом городе, пожалуй, всё…
Но в 6 км от современной Спарты, на склонах Тайгета сохранились развалины средневекового города Мистра, «византийских Помпей». Это место великолепно и достойно отдельного описания. Цена билета туда 6 евро. Открыт с 8 до 19.30. Объект ЮНЕСКО.
Экскурсии из Афин для небольших компаний
Спартанское воспитание
Главной целью спартанского воспитания было вырастить из каждого мальчика сильного бесстрашного воина, а из каждой девочки - здоровую мать физически крепких детей. История о том, что в Спарте слабых детей скидывали с обрыва - миф. Ее не подтверждают как многочисленные источники, так и археологические раскопки.
Девушек воспитывали дома. Мальчиков, достигших семилетнего возраста, распределяли по особым отрядам, которые назывались «агелах», то есть «стадами». Там они привыкали к совместной жизни со сверстниками, приобщались к военному делу.
Домом им служила общая казарма. В любое время года спартанские мальчики ходили босиком, едва одетыми. Детей специально держали впроголодь, заставляя самостоятельно добывать пищу, быть ловкими и моторными.
Было стыдно не украсть, а попасться на краже. В документах упоминается история, как мальчик украл лису, спрятал под одеждой, но она начала его кусать. Чтобы не узнал воспитатель, он терпел и молчал, пока не умер.
Образованию детей почти не уделялось внимания. Было вполне достаточно, если они овладеют письмом и математикой. Вместе с тем, спартанцев учили говорить кратко и по делу. Позже такую речь назовут “лаконичной”, в честь Лаконики - области, где находилась Спарта.
Лаконская долина и современная Спарта
Современная Спарта находится в том же месте, что и в древности, то есть посреди удивительно ровной Лаконской долины (посмотреть на карте).
Просторная Лаконская равнина имеет южную экспозицию, от северных ветров она закрыта горами Аркадии, с востока её ограничивает мощный хребет Парнон, а с запада – ещё более высокий Тайгет.
Посреди долины протекает полноводный Эврот, река, которая и создала эту долину. Поскольку почвы Лаконии нанесены этой рекой, они очень плодородны.
Таким образом экономической базой могущества Спарты была благодатная долина с плодородными землями, на которых ещё в древности выращивали оливы и разные злаки. Долина Эврота, сейчас, как и прежде, вся засажена оливами, к которым ныне прибавились апельсиновые деревья.
В городе множество магазинов и ресторанов, по вечерам народ гуляет по улицам. Нам даже показалось, что жизнь в нем кипит не хуже, чем в столице. Впрочем, может быть, такое впечатление сложилось, потому что мы попали в Спарту в пятницу вечером.
Читайте также: