Достопримечательности парижа опера гарнье
Гранд Опера (Grand Opéra) представляет интерес не только для поклонников оперного искусства. Само здание дворца Гарнье – как снаружи, так и внутри – может подарить незабываемые впечатления поклонникам скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства, а также является блистательным образцом эклектичной архитектуры, музеем театральной техники и технологий.
Строительство новой оперы в Париже было задумано после покушения на Наполеона III, совершенного в помещении Оперы находящейся на улице Ле Пелетье, в 1858 году. После этого инцидента император отказался на отрез посещать то злополучное место, был проведен конкурс на наилучший проект, в котором одержал победу архитектор Шарль Гарнье, неизвестный в то время.
Планировка новой Оперы предполагала отдельный вход для императора, что изолировало его от возможных посягательств на его жизнь. Но к сожалению Наполеону III, так и не довелось побывать в своей ложе в новой Опере, т. к. строительство было прервано Франко-прусской войной и возобновилось лишь в 1871 году, а уже 1875 было закончено. Долгие годы театр имел имя Парижской Оперы, и лишь в 1989 году был переименован в честь своего создателя в Оперу Гарнье.
Экскурсия в оперу Гарнье Цена: € 30 Отзывов: 3Рейтинг: 4 из 5 Опера Гарнье. Загадочная и великолепная
Рейтинг: 4.65 из 5 Великолепная Опера Гарнье Цена: € 31 Отзывов: 27
Рейтинг: 5 из 5 Шарм и блеск Парижа
Четыре фасада Оперы Гарнье
Начать знакомство с легендарным зданием стоит с его Южного фасада. Эта самая роскошная часть постройки поражает многообразием и избыточностью художественных приемов и образов.
Южный фасад оперы Гарнье
По идее Шарля Гарнье, над декорированием фасада работали 14 художников и 73 скульптора – поэтому он представляет собой один из самых характерных примеров эклектики, или попросту смешения жанров.
Десять широких ступеней ведут ко входу в театр, который украшает галерея из семи арок. Она оформлена скульптурами и барельефными портретами величайших композиторов.
Также здесь можно увидеть четыре знаменитые скульптурные композиции, символизирующие столпы театрального искусства. Это «Драма» работы Жюля-Жозефа Перро, «Инструментальная музыка» Эжена Гийома, «Поэзия» Франсуа Жуффруа, а также самая известная из всех четырех композиций – «Танец» работы великого Жана-Батиста Карпо, которая пострадала от рук излишне пуритански настроенных вандалов в 70-е годы XIX века.
«Инструментальная музыка» Эжена Гийома «Драма» Жюля-Жозефа Перро «Танец» Жана-Батиста Карпо «Поэзия» Франсуа ЖуффруаСочтя, что «Танец» включает в себя слишком откровенные обнаженные фигуры юных танцовщиц, кто-то из горожан ночью облил скульптурный шедевр чернилами. В настоящее время на фасаде дворца можно видеть копию этой композиции. Оригинал хранится в музее Орсе.
Над галереей расположена лоджия – балкон в обрамлении изящной колоннады, выполненный на стыке стилей итальянского возрождения и французского классицизма. Между колоннами органично вписаны бюсты великих композиторов, среди которых Моцарт, Россини, Бетховен.
Эту скульптурную композицию венчает надпись «Национальная академия музыки».
Несколько громоздкий аттик расположен прямо над лоджией и украшен гирляндой из 53 античных масок, выполненных в бронзе. Сам Гарнье признавал тяжеловесность этой архитектурной детали на фоне общей концепции здания.
Венчает фасад купол со скульптурой Аполлона, держащего над головой золотую лиру. Кроме художественной ценности, у скульптуры есть и утилитарное значение – она выполняет роль громоотвода.
Ниже по левой и правой сторонам расположены две скульптурные композиции – «Гармония» и «Поэзия».
Определяющим элементом Западного фасада здания Гранд Опера, является служебный вход, более известный как «Ротонда Императора». Это отдельный подъезд, который был рассчитан на прием высоких гостей, и в частности, самого Наполеона III.
Двойной пандус, ведущий ко входу в театр, предполагал въезд конных экипажей прямо к дверям. По мнению многих искусствоведов и критиков, этот архитектурный элемент контрастирует с общим ансамблем здания и нарушает его художественную целостность. Так или иначе, служебный вход, в обрамлении двойного пандуса имеет величественный и торжественный вид. По обеим его сторонам расположены мраморные колонны, увенчанные бронзовыми скульптурами орлов, которые являются символом императорской власти.
Внутри Ротонды Императора расположена уникальная библиотека.
Библиотека при опере Гарнье
Она одновременно является старейшим в мире оперным музеем. Основанный в 1866 году, театральный архив вырос в крупное собрание книг, документов, эскизов и макетов декораций, костюмов, а также других экспонатов, иллюстрирующих историю театра. Общее число изданий в библиотеке – 600 000; экспонатов музея – 8 500.
Завершает композицию западного фасада театра памятник Шарлю Гарнье, выполненный из позолоченной бронзы.
Памятник Шарля Гарнье
На его постаменте вырезан архитектурный проект здания Гранд Опера.
В настоящее время здесь расположился ресторан «Фантом». Он сам по себе является уникальным образцом современной архитектуры и дизайна. Перед владельцами ресторана была поставлена сложная задача – оставить в неприкосновенности исторические интерьеры памятника архитектуры.
Поэтому помещение ресторана собрано из стеклянных панелей различной формы, которые подвешены на металлических рельсах – то есть вся конструкция буквально висит в воздухе. Через стеклянные прозрачные стены проступает ничем не нарушенный интерьер исторического здания. А в случае необходимости ресторан можно бесследно демонтировать.
Северный фасад Оперы Гарнье имеет преимущественно рабочие функции. Он включает в себя задний двор, который является дополнительным черным входом для сотрудников здания, а также грузовым подъездом театра.
Cеверный фасад оперы Гарнье
Здесь, с задней стороны здания, происходит разгрузка декораций и подъем крупных деталей наверх, на сценический планшет. Следует отметить, что ширина двора полностью соответствует ширине сцены театра (152 метра).
Интерьеры Оперы Гарнье
Благодаря инженерным инновациям, которые использовал Шарль Гарнье при проектировании здания Парижской Оперы, внутренние пространства избавлены от колонн-подпорок и громоздких несущих стен. Из-за этой особенности, интерьеры театра выглядят более просторными и воздушными.
Поднявшись по ступеням лестницы Южного фасада, зритель попадает в Большой вестибюль, где его встречают четыре статуи великих композиторов в сидячих позах. Это Рамо, Люлли, Глюк и Гендель.
Вестибюль оперы Гарнье
Данный вестибюль был предназначен для непривилегированной публики, которая могла здесь приобрести билеты на спектакли. Окна этого зала, обрамленные пилястрами и колоннами, каждое из которых имеет свой уникальный фронтон, были разработаны лично Шарлем Гарнье. В настоящее время здесь работает магазин, в котором можно приобрести сувениры и тематическую литературу.
Следующее помещение, в котором оказывается посетитель театра – так называемый «вестибюль контроля». Он является буферной зоной между входом и парадной лестницей. Здесь происходит проверка билетов и выписываются входные пропуска.
Зрители, принадлежавшие к высшему обществу проходили в театр через «Ротонду абонентов». Потолок ее расписан арабесками (среди которых, приглядевшись, можно различить автограф главного архитектора здания), а само помещение украшено несколькими скульптурными композициями и кариатидами. Потолок ротонды поддерживает портик из 16 колонн красного мрамора. Ротонда абонентов расположена точно под зрительным залом.
Одна из ротонд, известная под названием «Ротонда Солнца», изначально задумывалась как вестибюль курительной комнаты. Из-за нехватки времени перед открытием театра, Шарль Гарнье не стал детально разрабатывать декор этого зала.
Он привлек к работе двух известных сценографов того времени – Огюста Рубе и Филиппа Шаперона. Им была задана только общая тема – «Огонь». Художники создали интерьер, пронизанный потоками света, отражающимися в четырех зеркалах на золотой основе.
Следующее помещение носит название «Лунное фойе». В нем должна была располагаться сама курительная комната. Для оформления этого зала художникам была предложена тема «Ночь».
Круглый потолок декорирован изображениями сов, летучих мышей и звезд – которые, отражаясь в зеркалах, создают иллюзию бесконечности.
К главному фойе ведет Мозаичная галерея. Шарль Гарнье был первым архитектором во Франции, который использовал этот вид декора для внутреннего помещения. Галерею украшают мозаичные фигуры Авроры, Психеи, Дианы и Эвридики, которые выложены эмалью на золотом фоне.
Отсюда зрители попадают в Большое фойе, которое поражает своими размерами (его длина – 54 м., ширина – 13 м., высота – 18 м.), а также роскошью убранства.
Оформленное в стиле торжественных дворцовых зал, оно богато декорировано зеркалами и хрусталем, что в сочетании с оконными проемами придает помещению особенную воздушность. Потолок расписан художником Полем Бодри, которого Гарнье специально вызвал из Рима, где тот был занят созданием копии Сикстинской Капеллы. Основным художественным образом в интерьере Большого фойе является лира.
Ее изображение встречается повсюду, в форме лиры выполнены даже дверные ручки. В каждом конце фойе можно увидеть богато декорированный камин. Среди скульптурных композиций – копия бюста Шарля Гарнье работы Жана-Батиста Карпо. Этот великолепный зал служит местом для общения публики во время антрактов.
Связующим звеном между различными фойе театра и его зрительным залом служит Парадная лестница – одно из самых знаменитых мест Гранд Опера, его визитная карточка.
Выполненная из белого мрамора, она украшена камнем из разных концов мира. Несколько уровней ее пролетов ведут в разные зрительские помещения. Основание лестницы освещают два массивных торшера, которые представляют собой скульптурные образы женщин, держащих в руках снопы света. Пролеты парадной лестницы образуют световой колодец, который является центром архитектурной композиции. Потолок над лестницей расписан мифологическими сюжетами.
И,наконец, главная достопримечательность театра – его зрительный зал. Он имеет классическую форму подковы, кресла в нем обиты красным бархатом.
Зрительный зал Оперы Гарнье
Из этого же материала выполнен сценический занавес, который декорирован золотыми кистями. Партер, амфитеатр, ложи, бельэтаж, балкон и верхняя галерея вмещают 1900 зрительских мест. Венчает зал великолепная хрустальная люстра, плафон которой изначально был расписан в стиле итальянского возрождения, а в середине XX века его оформил великий Марк Шагал.
Стоит отметить, что легендарное падение люстры в зрительный зал во время спектакля является художественным вымыслом. На самом же деле, упала не двухсоткилограммовая люстра, а ее противовес. Случилось это в 1896 году. В результате инцидента погиб только один зритель, которого придавило балкой на верхней галерее.
Сценическое пространство оснащено высокотехнологичной машинерией, однако здесь сохранились и старинные образцы театральных технологий.
Архитектура здания Гранд Оперы
Для строительства здания камни свозились со всей Европы и колониальных стран Африки. Это можно увидеть по разнообразию их оттенков, которые сохранили цвета до сих пор. По задумке Гарнье строение должны были украшать многочисленные статуи.
Для этого были привлечены такие известные скульпторы, как Гюмери, создавший крылатых богинь гармонии и поэзии; Лексана, ставшего автором пегасов по бокам фронтона; Милле, который высек Аполлона, держащего в поднятой руке лиру. Между колоннами сейчас находятся бюсты великих композиторов, выполненные из бронзы. К ним относятся Бетховен, Бах, Россини, Моцарт, Мейербер и другие.
Внутреннее убранство Гранд Оперы
Внутри театр также прекрасен и величественен. Занимающий площадь в одиннадцать квадратных метров, он способен разместить в своих залах 2200 человек, а на сцене — 450 артистов.
Здание декорировано множественными колоннами и скульптурами богов Древней Греции, нимфами и пухленькими Амурами. Стены и потолки украшены замысловатыми мраморными фризами. Также при создании интерьера использовалось сусальное золото, бархат, лепнина в стиле барокко. Особого внимания заслуживает огромная люстра, вес которой составляет более шести тонн. Вокруг неё потолок ранее был украшен старинными фресками, которые стали со временем осыпаться.
С 1964 года потолок декорирован росписью, принадлежащей кисти Марка Шагала. На стенах также размещены картины известных художников, зеркала в золочёных рамах, барельефы композиторов.
Внутренняя архитектура здания представлена огромной парадной лестницей, роскошным зрительным залом и фойе с фонтаном. Также здесь имеется собственная библиотека и две школы балета. В то время, когда в театре нет представлений, в нём проходят многочисленные экскурсии.
Экскурсии и представления в Гранд Опере
С 1875 года на эту сцену восходили артисты оперы и балета, имена которых известны всему миру. Цена билетов составляет от ста до пятисот евро, при том, что достать их бывает не просто.
Стоимость экскурсий, которые проводятся ежедневно с десяти утра до пяти вечера, составляет от 4 до 9 евро. Услуги гида оплачиваются отдельно и равны в среднем 35 евро.
Здесь же можно приобрести небольшие сувениры в память о посещении этого роскошного дворца.
Гранд-Опера в Париже
Гранд-Опера или Опера Гарнье – главный театр французской столицы и одна из величайших оперных сцен мира. Роскошный дворец, где парижане впервые услышали бессмертные шедевры Прокофьева и Стравинского, легендарный театр, в котором над декорациями корпел сам Пикассо, а в качестве художника по костюмам выступала великая Шанель, был и остается частью мирового культурного наследия.
Театральные подмостки Гранд-Опера в Париже – это своего рода музыкальный олимп, который покоряется лишь избранным. Место, где срывали овации Федор Шаляпин и Галина Вишневская, в котором представляли свои сложнейшие программы Рудольф Нуреев и Вацлав Нижинский, уже давно стало национальным символом Франции и одной из знаковых достопримечательностей ее столицы.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Гранд-Опера
История Оперы Гарнье
История театра берет свое начало в 1669 году, после того как Людовик XIV официально признал оперу отдельным видом искусства. Гранд-Опера стала 13-й концертной площадкой, построенной в Париже в этот период. После Великой французской революции и вплоть до начала XIX века театр только и делал, что менял свои названия, превращаясь то в Театр Искусств, то в Театр Оперы, то вновь возвращаясь к первоначальному титулу Королевской академии музыки и танца.
Своим современным видом Опера Гарнье частично обязана Наполеону III. Обеспокоенный совершенным на него покушением в зале старой оперы, монарх пришел к мысли, что было бы неплохо обзавестись новым театром, в который не смогли бы проникнуть недоброжелатели. Через некоторое время был объявлен конкурс на лучший проект будущего храма искусств, который, вопреки всем ожиданиям, выиграл неизвестный архитектор Шарль Гарнье. Несмотря на постоянные сложности в работе (неудачный выбор места, войны), он блестяще справился с поставленной задачей, потратив на свое детище почти 15 лет жизни.
Торжественное открытие Гранд-Опера состоялось в январе 1875 года. Всего на реализацию «императорской прихоти» было потрачено 36 млн франков, при этом окончательно сооружение так и не было достроено. Кстати, сам монарх до этого торжественного момента не дожил.
Гранд-Опера: внешний вид здания
Южный фасад Оперы Гарнье – это парадная часть здания, призванная удивлять и производить впечатление. Основанием массивного сооружения служит галерея, на которую, в свою очередь, опирается мраморная колоннада лоджии. Все элементы композиции щедро украшены лепниной в виде античных масок и растительного орнамента. Здесь же можно отыскать бронзовые бюсты великих композиторов: Бетховена, Моцарта, Россини и других. Гранд-Опера венчает гигантский купол из зеленой меди, на вершине которого расположена скульптурная группа, изображающая Аполлона и двух муз. По углам театрального фасада застыли в торжественных позах статуи Поэзии и Гармонии. Стоит заметить, что скульптура древнегреческого бога несет не только эстетическую, но и практическую функцию: металлическая лира в его руках играет роль громоотвода.
Если вам интересно, как выглядел создатель всего этого великолепия, добро пожаловать к западной стене Гранд-Опера. Здесь можно отыскать бюст самого Шарля Гарнье, а заодно посмотреть на подъезд, спроектированный специально для Наполеона III. Продуманная система пандусов позволяла императорской карете подъезжать прямо к театральному входу, тем самым помогая обезопасить венценосную персону от возможного покушения. Сегодня в западной части здания расположился ресторан «Фантом». Заведение интересно тем, что оно полностью состоит из стеклянных модулей. Такой способ строительства использовался специально, чтобы не нарушить архитектурный стиль оперного дворца.
Со стороны восточного фасада Гранд-Опера находится вход для парижской элиты и обладателей толстого кошелька, которые арендовали ложи. Северная стена обеспечивает доступ в здание работникам сцены.
Внутренние помещения
Первое, что встречает гостей Оперы Гарнье – это 30-метровая мраморная лестница, имеющая необычную разветвленную конструкцию. Когда-то неспешные прогулки по ее пролетам были исключительно привилегией местного бомонда, а сегодня почувствовать себя парижским аристократом и пройтись по белоснежным ступеням может любой турист. Кстати, взбираясь по лестнице Гранд-Опера, не забудьте взглянуть вверх и оценить великолепную потолочную роспись холла.
Библиотека-музей
В западной части здания, часто называемой Ротондой императора, расположилась библиотека-музей. Здесь все желающие могут познакомиться с любопытными фактами из прошлого театра. Местная экспозиция состоит в основном из фотографий, картин и миниатюрных макетов театральных декораций.
Театральный зал
Все выступления в стенах Гранд-Опера проходят в театральном зале. Помещение размером 32×31 м² имеет форму подковы и оформлено в насыщенных золотисто-красных тонах. Центральную часть потолка занимает восьмитонная хрустальная люстра. Это кажется невероятным, но на своих изысканных бархатных креслах зал способен разместить не менее 1900 зрителей. Кстати, плафон Оперы Гарнье расписывал наш соотечественник – Марк Шагал. Выбор кандидатуры художника-авангардиста вызвал много споров и кривотолков, однако в 1964 году уже немолодой Шагал все-таки представил на суд театрального руководства готовый холст. Полотно, площадью 220 м², было разделено на 5 разноцветных секторов, каждый из которых изображал сюжет из классической оперы или балета. Так, например, на зеленом фрагменте можно было увидеть героев оперы «Тристан и Изольда», а также персонажей балета «Ромео и Джульетта». Красный демонстрировал эпизоды из «Жар-птицы» и «Дафниса и Хлои». Желтый был посвящен «Лебединому озеру» и «Жизели». Синий отсылал зрителя к операм «Борис Годунов» и «Волшебная флейта». А на белом разместились герои «Пеллиаса и Мелизанды». Центральную часть плафона художник украсил мотивами из музыкальных произведений Бизе, Верди, Бетховена и Глюка.
Танцевальное фойе
За театральной сценой, скрытое от любопытных глаз железным и бархатным занавесами, находится одно из самых пикантных мест Оперы Гарнье – Танцевальное фойе. Роскошный холл с позолоченными стенами и зеркальными панелями предназначался для разогрева балетных трупп перед грядущим представлением. Правда, по своему прямому назначению помещение практически не использовалось. Довольно быстро фойе превратилось в салон для местных богатеев, приходивших сюда, чтобы пофлиртовать с хорошенькими балеринами, предложить им свое покровительство и щедрое содержание. Попытки перекрыть парижской знати доступ в зал делались неоднократно, но заканчивались они, как правило, ничем. Лишь в 1935 году вход в закулисье для зрителей был окончательно закрыт. Сегодня главной достопримечательностью Танцевального фойе являются портреты величайших балерин Франции. Здесь можно увидеть изображение таинственной мадемуазель де Ла Фонтен, Франсуазы Прево, Марии-Терезы де Сублиньи и других основоположниц современного балетного искусства.
Гранд-фойе
Во время антракта гости Гранд-Опера обычно прогуливаются по фойе. Вестибюль выполнен в виде замковой галереи и из него открывается прекрасный вид на главную театральную лестницу. Многочисленные окна и позолоченное кружево декора придают помещению необыкновенное изящество и воздушность. Конечная точка холла – зеркальный салон, в который обязательно стоит заглянуть ради уникальной потолочно-настенной росписи кисти Клэрэна.
Легенды Оперы Гарнье
Слухи, легенды и суеверия уже давно стали неотъемлемой частью Гранд-Опера. Своей главной «страшилкой» театр обязан Гастону Леру – автору легендарного романа «Призрак Оперы». Произведение, действие которого разворачивается на театральных подмостках и в подвалах дворца, повлекло за собой череду странных событий…
Например, ходит слух, что руководство театра никогда не сдает 5 ложу в первом ярусе. Якобы абонемент в нее пожизненно закреплен за Эриком (тем самым Призраком Оперы), и нарушение правила приведет к самым непредсказуемым последствиям. Легенда, конечно, не имеет под собой обоснования, но поскольку однажды в театре уже произошла трагедия (во время представления сорвало противовес хрустальной люстры, и она упала в зрительные ряды), руководство Оперы Гарнье предпочитает не рисковать.
Сочиняются невероятные легенды и о личности самого Призрака. Так, например, можно услышать душещипательную историю уродливого молодого человека, помогавшего Гарнье разрабатывать проект здания. Эрик (так звали героя) влюбился в одну из актрис театра, но романтическое увлечение закончилось для изувеченного зодчего трагически… Впрочем, не исключено, что этот сюжет придуман специально для привлечения туристов, чего не скажешь об истории, связанной с озером. Если вам доводилось читать знаменитое произведение Леру, то вы вспомните, что в нем писатель рассказывал об удивительном водоеме в подвалах здания. Безусловно, без художественного вымысла тут не обошлось, но огромный резервуар с водой в нижних этажах театра имеется.
Интересные факты
В бассейне, созданном в подвальном помещении Гранд-Опера на случай пожара, водятся настоящие карпы, которых подкармливают сотрудники театра.
Подвалы Оперы Гарнье сообщаются с сетью парижских катакомб.
На крыше театра, как и на крышах многих других парижских зданий, установлен пчелиный улей.
В 1907 году директором французской компании «Граммофон» в стенах Гранд-Опера были спрятаны 24 диска с лирическими песнями. Записи предназначались для будущих поколений. Привет из прошлого обнаружили в 1988 году во время реставрационных работ в здании Оперы Гарнье. Записи были открыты спустя 100 лет и перевыпущены звукозаписывающей компанией EMI на 3 компакт-дисках.
Информация для туристов
Те, кого в большей степени интересует уникальная атмосфера оперного дворца, могут ограничиться экскурсией. За 11 евро вы получаете возможность пройтись по основным залам театра, посетить расположенный внутри магазинчик, торгующий сувенирами и книгами на оперно-балетную тематику. Обычно входной билет предоставляет право на осмотр следующих помещений:
- парадной лестницы;
- библиотеки-музея;
- ротонды восточного фасада;
- вестибюля;
- Танцевального фойе;
- Императорской ротонды;
- Салона луны и Салона солнца.
К сведению: осмотр зрительного зала обычно не входит в экскурсионную программу.
Парижская опера принимает туристов ежедневно с 10:00 до 17:00 (и до 13:00, если в программе запланировано утреннее представление).
Как добраться
Адрес Оперы Гарнье: 8 Rue Scribe, Paris, 75009.
Самый удобный способ добраться до Гранд-Опера – это 3, 7 и 8 ветки парижского метрополитена. Станция метро находится как раз напротив театрального здания. Второй вариант – автобусы. До Оперы Гарнье ходят маршруты № 20, 21, 22, 27, 29, 42, 52, 53, 66, 68, 81 и 95.
История Гранд Оперы
История этого здания неразрывно связана с именем Наполеона III. Именно его суеверность послужили поводом к началу строительства Парижской оперы.
Произошло это в 1858 году, когда император находился неподалёку от театра Ле Пелетье, где на него было совершено неудачное покушение, в результате которого погибло несколько человек из его окружения. После этого данный театр заслужил дурную славу в глазах Наполеона, и он приказал возвести новый оперный театр, так как слыл тонким знаком этого вида искусства.
Перфект Парижа Жорж-Эжен Осман, являющийся фаворитом императора и желая ему угодить, с энтузиазмом ухватился за эту идею. Он объявил конкурс на лучший проект здания Оперы, в котором приняло участие более ста пятидесяти архитекторов. Внимательно изучив каждый из них, Осман выбрал эскиз тогда ещё практически неизвестного Шарля Гарнье, поразившего его своим размахом и роскошью. Причём архитектор проявил не только свой профессиональный дар, но и талант мудрого политика, заручившись поддержкой супруги императора.
Гарнье охарактеризовал своё творение, как здание, построенное в стиле Наполеона Третьего. Против такого «весомого» аргумента женщина не могла устоять.
Началом закладки фундамента стал 1860 год. Но заболоченность местности и наличие большого количества грунтовых вод отсрочило его на восемь месяцев, в течение которых проходило осушение. Но всё же основа была заложена и укреплена слоем битума, защищающего подвал от проникновения влаги. Этот фундамент и по сей день удерживает толстые стены и тяжёлые перекрытия здания, не давая усадки и сохраняя его целостность.
Гений архитектора заключался в том, что он использовал имеющийся водоём, который расположен под Гранд Опера, для укрепления фундамента. Вода забивала песком и илом мелкие трещины, препятствуя в последующем проникновению в них влаги. А в случае возникновения пожара данный резервуар мог бы использоваться в качестве источника воды для тушения.
Строительству этого грандиозного сооружения не способна была помешать даже нестабильная политическая обстановка. Она, конечно, увеличила сроки его возведения, но в 1875 году парижане увидели прекрасное творение великого мастера, успевшее к тому времени послужить тюрьмой и местом казней во время падения Парижской Коммуны.
Здание театра
Опера Гарнье — роскошный изысканный дворец, сочетающий разные стили и элементы барокко, готики, архитектуры эпохи Возрождения. Для строительства использовались 24 сорта мрамора, бронза, оникс, сусальное золото.
Украшают фасад несколько скульптурных композиций: Драма, Музыка, Танец, Поэзия. На куполе — скульптура Апполона, держащего в руках золотую лиру. Эффектно смотрятся бронзовые изваяния греческих богов. Между мраморными колоннами расположены бюсты знаменитых музыкантов.
Парадная лестница
Лестница, состоящая из двух пролетов, — связующее звено между театральными вестибюлями, фойе, зрительным залом. Это удивительное по красоте сооружение находится в центральной части здания. Ступени выполнены из полированного белоснежного мрамора. В отделке балясин использован красный и зеленый камень.
Балюстрада из оникса имеет сложный восточный орнамент. Внизу стоят высокие торшеры в виде скульптурных композиций с женскими фигурами, держащими букеты световых пучков, освещающих лестницу. Плафон расписан узорами в античном стиле.
Библиотека-музей
Датой основания считается 1866 год. Это самый старый музей подобного типа в мире. Начало ему положил архив, собираемый для нужд театра, который постепенно перерос в библиотеку-музей. Она занимает круглый зал бывшей Императорской Ротонды, находящейся в западной части здания и насчитывает 5 экспозиционных залов. Действует постоянная выставка уникальных фотографий. Кроме того функционируют многочисленные тематические временные выставки.
В библиотеке-музее собраны материалы, повествующие не только об Опера Гарнье, но и в целом об истории оперы и балета Франции, начавшей свое существование в 1671 году. Всего в музее более 600 000 документов и 8500 экспонатов. Это собрание костюмов знаменитых артистов, декорации, книги, эскизы, программки, афиши и многое другое.
Театральные фойе
Проект интерьера позволил Гарнье обойтись без тяжелых внутренних конструкций. Поэтому внутри здание выглядит просторным, светлым. Из множества вестибюлей и фойе, особое место занимает Большое или Главное Фойе. Оно предназначено для прогулок, общения публики во время антрактов.
Свое название Фойе получило не только благодаря огромным размерам (56 м * 13 м и 18 м высотой), но также за богатство и роскошь оформления. Большие окна, игра света от многочисленных зеркал и хрусталя люстр придают воздушность, еще больше увеличивая ощущение пространства.
Куполообразный потолок расписан на музыкальные темы художником Полем Бодри аллегорическими фигурами Комедии и Трагедии, выложен мозаикой, украшен фресками с изображением детей, играющих на музыкальных инструментах, танцоров и музыкантов. Объединяющим элементом выбрана лира. Она часто встречается в художественных композициях и интерьере помещения, даже дверные ручки сделаны в форме лиры. В центре помещен бюст Шарля Гарнье.
Интересно по своему решению небольшое Лунное Фойе. Темой, взятой для оформления, послужила ночь: вверху на черном небосводе — желтое пятно луны, разливающее лучи света. Вокруг него — яркие сверкающие вкрапления звезд, летучих мышей, сов. Позади сцены находится Танцевальное Фойе, отделенное от нее занавесом. Оно служит для репетиций актеров и, при необходимости, для углубления сцены. Стены украшены портретами знаменитых танцовщиц 17-19 веков в сценических костюмах.
Театральный зал
Театральный зал — главная достопримечательность театра. Он расположен полукругом, имеет пять ярусов, вмещает 2156 зрителей. Кресла обиты красным бархатом. Из того же материала сделан занавес на сцене, украшенный золотыми вставками, кистями, ламбрекеном. Сусальное золото, мрамор, лепнина присутствуют в оформлении колонн, балконов, лож бельэтажа и верхней галереи. К внешнему великолепию прилагается превосходная акустика и высокотехнологичное оснащение сценического пространства.
Над залом установлена хрустальная люстра на 340 огней. Плафон, прикрепленный на 20-метровой высоте, первоначально имел вид фрески эпохи Возрождения, но со временем потребовал замены. В 1964 году заказ на роспись получил известный художник Марк Шагал.
Его произведение состоит из 5 цветовых сегментов: белого, желтого, красного, зеленого и синего. Каждому сегменту соответствует своя тема. В качестве сюжетов Шагал выбрал фрагменты опер, балетов, архитектурные шедевры Парижа (Эйфелева Башня, Триумфальная арка). Художник — великий колорист эпохи — так подобрал цвета, что они эффектно подчеркивают великолепие зала и гармонично сочетаются с ним.
Опера Гарнье в Париже
Опера Гарнье, была построена в Париже в 1875 году по проекту архитектора Шарля Гарнье. Другие названия оперного театра, известного во всем мире: Гранд-опера́ (Grand Opéra), дворец Гарнье (Palais Garnier), Парижская Опера (Paris Opéra).
Гранд Опера в Париже
Страшные тайны
Здание окружено ореолом роковых совпадений и тайн. Одна из них послужила основанием для романа Г.Леру «Призрак Оперы», про обитателя подземелья – Эрика.
Это реальный персонаж, существовавший в период строительства здания. Его трагедия заключалась в том, что внешне отталкивающий и безобразный, он был необыкновенно талантливым, тонко чувствующим человеком. Эрик долгое время путешествовал с бродячим цирком по разным странам, одновременно изучая архитектуру и зодчество.
Когда Гарнье услышал его идеи, он был восхищен и решил нелегально оставить этого бродягу при себе в качестве помощника. Так Эрик оказался жителем подвалов Гранд Опера. Однажды он влюбился в певичку хора. С его умом ничего не стоило мистифицировать ее, правда уродство он спрятал под маской и плащом. Девушка даже согласилась жить с ним, но счастье продолжалось недолго. Когда она покинула его, Эрик решил уйти из этого мира, замуровав себя в одном из помещений подвала.
Мистически настроенные люди утверждают, что его дух, не знающий покоя, бродит по залам. Но не только это возбуждает толки. Якобы, подземное озеро — не что иное, как вход в царство мертвых, а в годы революции в здании пытали, казнили людей и их души являются смотрителям в виде призраков.
Загадочности добавил случай, произошедший в мае 1896 года. Говорили, что во время оперы «Гелла» здание задрожало, послышался гром, появились клубы дыма и яркого света, упала люстра, убив одну женщину и искалечив несколько других, началась паника. На самом деле: порвался трос, держащий 700-килограмовый противовес к люстре. Большой кусок металла полетел в дымоход, замкнуло электропроводку, отвалилась часть кладки, что и послужило причиной шумовых, световых эффектов и трагедии нескольких людей.
Экскурсия в Оперу Гарнье с Гастоном Леру и его историей Призрака
Позволю себе не согласиться с афоризмом К. С. Станиславского — «Театр начинается с вешалки»: мое знакомство со знаменитым театром OPERA GARNIER происходило со встречи с этой троицей, расположившейся неподалеку от «Национальной академии музыки и танца» — такое современное название Оперы Гарнье.
10«Мадам, же не манж па си жур!» — вспоминается знаменитая фраза из Ильфа и Петрова.
Можно было, конечно, обойтись и без показа этой фотографии, но уж очень они мне нравятся — эти упитанные животные. Я их вижу ежедневно, так как «спят» эти «ребята — попрошайки» у меня на рабочем столе компьютера, поэтому не могла обойти их вниманием. Морально-этическую сторону вопроса, связанного с использованием животных в корыстных целях, не рассматриваю.
Вернемся к основной теме повествования — Парижской Опере (Opera de Paris) — несомненной достопримечательности Парижа, с мистической славой, порожденной известным романом Гастона Леру «Призрак Оперы».
8Каждый, кто готовился к встрече с Парижем, наверное, обратил внимание, на то, что расстояния до всех известных достопримечательностей этого города, а также многих отелей определяются от Оперы.
Думаю, что это не случайно: Андре Моруа назвал площадь Оперы «третьим сердцем Парижа», помимо Нотр — Дам и Конкорд.
7Разумеется, я не буду вас загружать историческими подробностями, связанными с историей этого здания, но некоторые интересные факты просто невозможно обойти. Например, такие: победу в конкурсе на строительство Нового театра после покушения на жизнь Наполеона III в. здании прежнего театра одержал архитектор Шарль Гарнье.
Его детище — пышно оформленное здание со смешением разнообразных приемов и стилей, смотрится весьма гармонично. У этого эстетического хаоса есть название — стиль «Второй Империи»!
Пышное здание с широкой наружной лестницей в несколько ступеней выглядит очень помпезно, гармонично, шикарно. Здесь всегда многолюдно, любят туристы это знаковое место Парижа.
13А это создатель сего великолепия — архитектор Гарнье.
10 Шарль Гарнье не раз подвергался критике за эклектичное сочетание архитектурных приемов, использованных при возведении этого здания.Обычно в этой связи упоминается случай: когда у архитектора с издевкой спросили: «Какой это стиль — не греческий, ни Людовика XV, ни Людовика XVI?» На что Гарнье ответил: «Это же Наполеон III, и вам не нравится?». Так родился стиль — Наполеон III. Здание построено по невероятно сложному проекту, с применением различных новшеств, длина чертежей, необходимых для его возведения, составляет 33 км.
Следующий интересный факт: при строительстве здания в вырытом котловане под фундамент скапливались грунтовые воды, образующие озеро (так много раз упоминаемое в романе Леру и многократно усиливающее интригу повествования). Пришлось строить огромный резервуар для воды. Именно над резервуаром находится сцена театра.
20 мая 1896 года один из 700 — килограммовых противовесов люстры падает во время представления оперы «Фауст» и убивает зрителя, сидящего в кресле № 13.
Опера Гарнье — тринадцатый оперный зал Парижа.
Неосторожная балерина нашла смерть на 13 ступеньке лестницы.
Ряд таких совпадений способствовал возникновению некого мистического ореола возле здания Оперы. Мистическая слава ее была окончательно закреплена в романе Гастона Леру «Призрак Оперы».
А ведь в 1897 году Леру и Шарль Гарнье встречались. О чем они говорили, не знает никто.
Но мелодрама с элементами мистики, происходящая почти исключительно в этих стенах, очень удачно и рельефно описывает суть этого здания, передает его дух и атмосферу. Театр — Дверь в Зазеркалье! Тот, кто есть символ самого театра, обитает в глубине его подвалов, не уловим, вездесущ, всемогущ! Он носит маску и имя его — Эрик!
Для меня история Кристины Доэ и Эрика из «Призрака» ожила в невероятно привлекательных декорациях театра и добавила ярких, эмоционально-насыщенных красок в воспоминания о Париже.
Фронтон здания Оперы изобилует украшениями.
5Но, согласитесь, как красиво смотрятся блестящие от позолоты скульптуры Милле «Пегасы» и «Аполлон с лирой»- самая верхняя точка здания (отсюда Эрик слушает разговоры Кристины и Рауля).
3Яркая достопримечательность здания — известная скульптурная группа «Танец»: юноша с бубном в руке окруженный обнаженными девушками, кружащимися в танце.
5В 19 веке, прославившемся свободой нравов в том числе, пуритански настроенные жители Парижа облили скульптуру чернилами, поскольку не допускали таких откровений и открытой чувственности.
В наши дни скульптура Жана — Батиста Карпо хранится в музее Орсе. Ее мы тоже видели.
На фасаде Оперы — копия, выполненная скульптором П. Бельмондо, отцом известного киноактера
Перейдем к внутреннему убранству. Я пробегаюсь по нижнему фойе. От того, что в этот час здесь никого нет — я почти одна — создается стойкое ощущение, что мне может встретиться кто-то из персонажей «Призрака».
2Это магическое чувство почему-то не покидает меня все время.
2 Зная, что Большая лестница Оперы — красива необыкновенно, устремляюсь туда. 7Парадная лестница высотой 30 метров, ведущая к театральному залу и театральному фойе, выполнена из мрамора различных цветов.
6 9Зеленый мрамор для ее отделки завезен из Генуи, красный порфир — из Финляндии, фиолетовый аметист — из недр Монблана, черный порфир — из Бельгии, гранит — из Шотландии
История строительства
Своим возникновением она обязана императору Наполеону III. На его жизнь было совершено покушение в 1858 году. Это произошло в Театре Музыки на улице Ле Пелетье. Император потребовал строительства нового здания, соответствующего всем правилам безопасности: с отдельным въездным пандусом и тайным входом, из которого он сразу бы попадал в свою ложу.
В объявленном конкурсе выиграл молодой архитектор Шарль Гарнье. Первый камень был заложен в 1861 году. При возведении фундамента возникли трудности. Оказалось, что в месте, утвержденном для постройки, почва слишком рыхлая, болотистая, из-за скопления грунтовых вод. Кроме того, в ходе работ обнаружили большое подземное озеро, препятствующее строительству.
Для осушения и укрепления почвы понадобилось 8 месяцев. Все это наложило отпечаток на инженерные особенности фундамента: внизу под зданием находятся настоящие катакомбы с толстыми двойными стенами, состоящие из лабиринтов и отсеков.
Коррективы в план строительства внесла Франко–Прусская война (1870-1871 г.г.), а также революционные события (1871 г.). Бюджет урезали настолько, что продолжать работы стало невозможно. Когда политическая ситуация стабилизировалась, строительство возобновили. Открытие состоялось в 1875 году.
Где находится и как добраться
Опера Гарнье расположена в конце проспекта Оперы (avenue de l’Opéra), в IX парижском округе около одноименной станции метро «Opera».
Парижская опера Гарнье. Зайдём, посмотрим?
Я люблю бывать в театрах. Путешествуя по разным городам, я всегда стараюсь совместить город и поход в местный театр.
Например, экскурсия по закулисью Большого театра - здесь , здесь и здесь
Город мечты Париж - не исключение, но посетить театральное представление не удалось - летом актёры в отпуске. Однако - удалось войти и посмотреть красоту здания Оперы.
Приглашаю вас осмотреть Оперу Гарнье вместе со мной.
Здание строилось по заказу Наполеона III после покушения на него в старой опере. Был объявлен конкурс проектов, и победил никому не известный архитектор Шарль Гарнье. Строительство велось 15 лет - с 1860 по 1875г. Площадь здания - более 11 тыс. кв м. Специально для безопастности был спроектирован отдельный въезд для Наполеона.
Посещение: взрослый билет 10€, учащимся по ISIC - 6€ .
Внутри потрясающая красота - мне хотелось сфотографировать там всё, каждую завитушку на колонне, каждую люстру и мозаику.
Лучше всего красоту передают фото, сделанные "рыбьим глазом", они охватывают максимум красоты.
Гранд-Опера в цифрах
- Заявок на конкурс было подано 171
- Общая площадь — 21 625 м²
- Общие размеры — 173 м, * 125 м
- Высота, включая глубину подвала, — 73,60 м
- Размеры зрительного зала — 32 м *31 м, высота 21 м
- Люстра весит 8 тонн
- Размеры сцены — 27 м * 48,5 м, высота 15 м
- Сцена вмещает 450 актеров
- Ежегодное посещение — примерно 710 тыс. чел.
- Дается в год — 300 спектаклей
Памятник Дягилеву
Перед входом в здание в 2009 году было решено установить памятник талантливому русскому импресарио С.Дягилеву. Этой чести он удостоился по праву. Организованные им в начале XX века знаменитые балетные сезоны, в которых выступала труппа «Русский балет», почти 20 лет покоряли не только Париж, но и всю Францию, Великобританию, Монако.
В труппу входили выдающиеся хореографы и танцовщики: В.Нежинский, А. Павлова, М. Кшесинская, Т.Карсавина, Дж. Баланчин, С.Лифарь, М.Фокин. Музыку для них создавали И. Стравинский, М. Равель, Р.Штраус, С.Прокофьев, К.Дебюсси. Авторами декораций и костюмов выступали Л.Бакст, А.Бенуа, П.Пикассо, А.Матисс и К.Шанель.
Представления настолько потрясли искушенную французскую публику, что даже установилась мода на все русское, включая костюмы и имена. Спустя почти столетие парижане решили отдать дань уважения великому театральному деятелю. Международный конкурс на лучший макет памятника выиграл скульптор В.Митрошин: Дягилев стоит на постаменте, на голове — цилиндр, в руках — трость. Сейчас памятник в стадии работы.
Читайте также: