Домье в баре место встречи истинных любителей французской скульптуры и баварского пива
В октябре 1858 года в газете «Пэн» появилась большая статья, автором которой был Шарль Бодлер. Статья начиналась так: «Я хочу поговорить о художнике, занимающем одно из ведущих мест не только в области карикатуры, но и вообще в современном искусстве, о художнике, который развлекает парижан, день за днем удовлетворяя их потребности в забаве и непрестанно поставляя им пищу для веселья. И скромный обыватель, и делец, и мальчишка, и женщина — все смеются и — о неблагодарные! — проходят мимо, часто и не взглянув на имя автора. По сей день только настоящие ценители искусства сумели понять значительность его творчества и отнеслись к нему с должной серьезностью. Читатель, конечно, уже догадался, что речь идет о Домье».
Оноре Домье родился на юге Франции, в Марселе, в семье потомственного стекольщика. Отец, Жан Батист, с юных лет увлекался литературой и даже опубликовал поэму «Весеннее утро», принесшую автору несколько похвальных отзывов со стороны членов марсельской Академии.
В 1814 г. Домье-старший вместе с женой и сыном переезжает в Париж. Его поэма «Поэтические мечтания», опубликованная в 1823 г., осталась почти незамеченной, зато у Жана Батиста появилось много знакомых, среди них — Александр Ленуар, крупный археолог, хранитель Лувра, сыгравший определенную роль в художественном воспитании будущего художника. Так, Ленуар одобрил первые рисунки Оноре и стал обучать талантливого мальчика рисунку. Многие часы юный Домье проводил в Лувре, где особенно долго задерживался в залах античной скульптуры, Рембрандта и Рубенса. Уже первые острые карикатуры молодого художника обратили на себя внимание.
Мусорщик. 1842
С февраля 1832 г. Домье стал постоянным сотрудником журнала «Карикатура», где и появились его первые шедевры: «Законодательное чрево», «Свобода печати», «Попался, Лафайет! Получай, старина!», «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года».
Улица Транснонен 15 апреля 1834 года. 1834
Биографы художника рассказывают, что еще в детстве Домье лепил человечков из замазки отца-стекольщика. Уже в Париже Домье начинает создавать раскрашенные глиняные бюсты. Сохранились тридцать шесть бюстов, представляющие сатирические портреты политических деятелей Июльской монархии. Они выполнялись Домье по свежему впечатлению, после возвращения из зала заседаний Палаты депутатов, где он мог присутствовать в ложах для прессы. Как вспоминал один из друзей художника, Домье работал над бюстами в течение нескольких минут, моделируя глину сильными и быстрыми движениями пальцев.
Пигмалион и Галатея. 1842
Эти скульптуры Домье были близки работам французских романтиков Рюда и Бари динамизмом форм, свободой и умением обобщать, выделяя главное. Позднее эти скульптуры стали подспорьем при создании знаменитых литографий мастера.
Законодательное чрево. 1834
Так, литография «Законодательное чрево» (1834) является своеобразным итогом работы над сатирическим портретом. Как отмечает Н. Калитина, автор обстоятельного исследования о Домье (1955), «художник создал групповой портрет представителей финансовой аристократии. Он изобразил депутатов во время заседания палаты. Их лица выражают абсолютное безразличие к тому, что происходит. Депутаты беседуют между собой, спят, читают, дремлют. Они бесконечно далеки от интересов народа. Их тучные фигуры вырисовываются друг за другом на скамьях зала заседаний, лица, заплывшие жиром или напоминающие хищных животных, полны самодовольства и надменности».
Нарцисс. 1842
А вот как один современник описывает литографию Домье «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года»: «На эту литографию страшно смотреть, она поражает так же, как само событие, которое воспроизводит… Этот убитый старик, мертвая женщина, этот покрытый ранами человек, упавший на труп бедного малютки… Это не карикатура, не шарж, это кровавая страница современной истории, страница, созданная живой рукой и продиктованная благородным негодованием. Домье в этом рисунке достиг небывалой высоты. Он сделал картину, которая, будучи лишь черно-белым рисунком на листе бумаги, не стала от этого ни менее значительной, ни менее долговечной. Бойня на улице Транснонен останется несмываемым пятном на ее виновниках. Рисунок, о котором идет речь, — это своевременно высеченная медаль в память о победе, одержанной над дюжиной стариков, женщин и детей…»
В период 1835–1848 гг. художник, вынужденный по цензурным причинам отказаться от политической карикатуры, обращается к социально-бытовой карикатуре и иллюстрации. Появляются одна за другой его замечательные серии: «Современные филантропы», «Парламентские сцены», «День холостяка», «Супружеские нравы», «Пасторали» и многие другие, которые еще современники сравнивали с бальзаковской «Человеческой комедией», — настолько ярко, выпукло и правдиво изображены люди всех профессий тогдашнего французского общества.
К середине 1830-х годов относятся первые живописные произведения Домье. Некоторые исследователи считают, что развитие Домье-живописца шло, несомненно, под значительным влиянием его графики. Первые живописные работы художника напоминают по своему построению литографии. Цвет не играет активной роли в воплощении замысла. Это особенно заметно в его картине «Два адвоката», выполненной параллельно с серией литографий «Служители правосудия».
«Домье обладал изумительной, почти божественной памятью, которая заменяла ему модель», — писал Бодлер.
«Рисование по памяти, возможное благодаря врожденному мастерству, передача характера жестом, подчинение действительности творческой страсти, разделение пластической формы в цвете и тени, журнально-карикатурное происхождение новой живописной формы, постоянные переходы от комического к возвышенному, что соответствовало созданию новых духовных ценностей, душевная крепость человека из народа и непосредственность порывов, вера в моральную ценность человеческого достоинства и свободы — вот грани призмы, которая носит имя Домье», — писал Лионелло Вентури в своей замечательной книге очерков «Художники нового времени», недавно после долгого перерыва вновь изданной у нас.
В мастерской Домье всегда было множество набросков, но это были не этюды, а в большинстве своем варианты, поиски композиции. Как отмечают исследователи, до конца 1850-х гг. Домье любил, сопоставляя освещенные и затененные поверхности, подчеркивать контуры фигур и выделять их силуэты на светлом фоне. В 1860-е гг. его манера письма становится более темпераментной. Светлые и темные извилистые мазки, соединяясь и расходясь, лепят форму, подчеркивают движение, экспрессию. Домье то жидко накладывает краску на холст, то пишет очень пастозно.
Художник любил темную, несколько приглушенную цветовую гамму: глубокие коричневые, черные, темно-серые, красновато-коричневые тона. Часто он добавлял к этим тонам несколько пятен зеленого, синего, красновато-оранжевого. Свободными мазками он наносил контуры фигуры, подчеркивал объемность, а затем уже начинал работать в цвете.
Понимание рисунка как способа передачи цвета и является методом Домье. Это чутко уловил Бодлер, когда говорил, что «в его карандаше живет не только черный тон, пригодный для контуров, он позволяет угадывать краску, так же как и мысль художника… Все художники, обладающие тонким пониманием искусства, почувствовали это в его работах».
Это своеобразный синтез света и тени, идущий от Рембрандта, которого Домье глубоко изучил.
В живописи Домье можно выделить гротесково-сатирическую, лирическую, героическую, эпическую линии. Недаром современные исследователи творчества Домье сравнивают его с Рубенсом, Рембрандтом, Делакруа, Констеблем, Гойей, Йордансом.
Представление. Ок. 1860-х
«Надо быть человеком своего времени», — любил повторять Домье. И он доказывал это своими живописными полотнами. Так, после июньской расправы над участниками революции 1848 года, когда было произведено двадцать пять тысяч арестов, множество людей отправлено в ссылку, когда тысячи рабочих, спасаясь от расправы, бежали из Франции, Домье создал несколько картин, изображающих эмигрантов.
В одной из них представлена толпа быстро движущихся по пустынной местности людей. Диагональное построение композиции, контрастное освещение, насыщенный колорит с резкими вспышками синих, красных, белых пятен вносят в картину ощущение тревоги и драматизма.
Художники перед Нотр-Дам. 1860-е
Видное место в творчестве Домье занимает тема театра. Художника привлекал театр, его интересовали контрасты театрального света, таинственного и поэтического, меняющего и искажающего привычный облик людей и предметов.
Выход из школы. Ок. 1853–1855
В картине «Мелодрама» зрители кажутся массой, слитой в полутьме, их жесты становятся как бы общим жестом толпы, объединенной единым порывом. Великолепно передано пространство зрительного зала. Лаконично изображены герои, застывшие в напряженно-драматической позе.
Собиратели гравюр. Ок. 1878
Художник мастерски пользуется валёрами. Здесь только два цвета: коричневый и белый. Но между ними столько оттенков коричневого разной цветовой силы, что появляется ощущение многоцветности.
Любопытные перед витриной торговца картинами. 1850-е
Большую роль в картинах Домье играют поза и жест человека, позволяющие создать характерный образ. У Домье есть ряд произведений, посвященных художнику-творцу и любителям искусства: «Художник», «Советы начинающему художнику», «Любитель эстампов».
Коллекционер гравюр. Ок. 1860
Он изображает художника в момент творчества и ценителей прекрасного, любующихся произведениями искусства. Контрастное, но гармоничное освещение и сдержанный, спокойный колорит, присущие этим работам, сообщают изображенному ощущение удивительной гармонии. Свет объединяет все в единую среду, световая озаренность становится здесь адекватной духовному озарению, охватившему людей искусства. Мастер пользуется спокойными теплыми тонами, применяет рыжую, коричневую, зеленую эмаль, на фоне которой выступают желтый и голубой тона.
Художник у мольберта. Ок. 1868
Известный французский архитектор и реставратор архитектуры XIX века Э. Виолле-ле-Дюк писал: «Домье — народный художник. Он умел разглядеть в этом мире народа, жизнь которого протекает в полутьме, если не во тьме, все живое, думающее, человечное, а следовательно, и великое для нас, прочих людей. Это не приниженные люди, не сброд, не хвастуны, не пошляки… Это люди — я не нахожу слов, чтобы лучше пояснить мою мысль».
Слова видного архитектора можно отнести к знаменитой картине «Вагон третьего класса» (1863).
Вагон третьего класса. 1862
Все здесь крепко, просто, значительно. Мастер обладал редкой способностью с помощью нескольких фигур создавать впечатление множества людей. Давая формы предельно укрупненно и обобщенно, монументализируя их, метко схватывая типаж, скупо используя цвет, художник создает обобщенный образ народа Франции. Это одно из самых совершенных и значительных произведений французского мастера.
Семья на баррикаде. 1848–1849
Персональная экспозиция Домье на Всемирной выставке 1882 года привлекла к нему всеобщее внимание. Так, именно в это время Ван Гог пишет в одном из писем брату: «Люди, подобные Домье, заслуживают самого глубокого уважения, ибо они — открыватели новых путей».
Сцена из комедии (Мольера?), или Скапен. Ок. 1860-х
А еще раньше, в 1865 году, Шарль Бодлер создает проникновенные стихи «Подпись к портрету Оноре Домье»:
Художник мудрый пред тобой,
Сатир пронзительных создатель.
Он учит каждого, читатель,
Смеяться над самим собой.Его насмешка не проста.
Он с прозорливостью великой
Бичует Зло со всею кликой,
И в этом сердца красота.………………………………..
И смех его лучист, сердечен,
И добр, и весел, и широк.
Биография Оноре Домье
Оноре Домье родился 26 февраля 1808 года в Марселе. Рано начал увлекаться рисованием, не проявляя интереса к семейному стекольному делу. В 1814 году семья переехала в Париж, где начался самый важный этап в жизни художника. Он стал брать уроки рисования, а в возрасте 20 лет решил освоить технику литографии. Это мастерство приносило ему хорошие деньги, жизнь казалась безоблачной. Но все изменилось с началом Июльской революции 1830 года.
Оноре Домье не остался в стороне и открыл для себя жанр политической карикатуры, который и определил его дальнейшее творчество. Он беспощадно обличал власть имущих, судей и чиновников, показывая их в гротескной и саркастической манере. Его карикатуры публиковались в нескольких изданиях, с которыми он сотрудничал («Силуэт», «Карикатюр», «Шаривари»).
За свою смелость художник в итоге поплатился, когда выпустил «Гаргантюа» (1831) — самую известную из ранних литографий. На ней тоже изображен король Луи Филипп, любимая мишень карикатуриста. Но здесь он предстал в образе толстого уродливого героя Рабле с грушеподобной головой. Сидит в кресле, возвышаясь над всеми и поглощая отобранное у народа золото. Рисунок, выставленный в витрине магазина, собрал толпу. За эту работу Оноре Домье не просто выплатил штраф в 500 франков, но и отсидел полгода в тюрьме.
Однако это не сломило мастера — наоборот, общение с заключенными только укрепило его революционный дух. Оноре Домье продолжил свою борьбу против жадности, жестокости и лицемерия политиков. В 1834 году он создал еще одну знаковую работу — «Законодательное чрево». Это коллективный портрет членов парламента, образы которых наполнены леностью, скукой, продажностью и безразличием. Хотя это и литография, художник представил объемный рисунок, чтобы подчеркнуть всю уродливость изображенных персонажей.
В отличие от парламентариев, самого художника до глубины души трогала судьба простого народа. Его поразила жестокая расправа над рабочими после убийства офицера. Военные врывались в дома и убивали всех подряд, «Улица Транснонен 15 апреля 1834 г.» стала самой пронзительной работой того периода. Литография наполнена ужасом и бесчеловечностью. Возле хозяина дома лежат члены его семьи, а под ним — невинное убиенное дитя.
Современный британский мультипликатор Джефф Данбар (Geoff Dunbar) использовал работы Оноре Домье для создания черно-белой анимации. Вместе с Полом Маккартни (Paul McCartney), который записал саундтрек, был снят мультфильм «Закон Домье». В 1992 году фильм вышел в прокат, а через год получил премию BAFTA Британской Академии кино.
С Французской революцией 1848 года также связано несколько работ Оноре Домье не только в графике, но и гротескной скульптуре. Хотя этот период оказался недолгим. Художник все больше времени стал уделять живописи маслом и акварелью, объединяя картины в циклы. В работах конца 40-х годов он по-прежнему отражал революционную тематику.
Но постепенно перешел к более мирным темам, изображая жизнь простых людей в бытовом жанре.
Оноре Домье прошел долгий путь от народного признания до полного забвения и нищеты. К 1873 году почти ослеп, перестал работать и остался без имущества. Его друг пейзажист Камиль Коро (Jean-Baptiste Camille Corot) купил для художника домик в местечке Вальмондуа, где он и умер 10 февраля 1879 года.
Оноре Домье: биография, творчество, лучшие картины художника
Оноре Домье (Honorе Daumier; родился 26 февраля 1808 — умер 10 февраля 1879 гг.) — мастер французской политической карикатуры и гравюры, известный живописец и скульптор XIX века. Будучи свидетелем двух революций во Франции, Оноре Домье встал на сторону простого народа. Его работы — это образец критического реализма. Художник хлестко обличал и высмеивал чиновников и буржуа, выводя на первый план рабочих, ремесленников и прачек. Домье оставил богатое наследие: более 4 тысяч литографий, 900 графических рисунков, около 700 живописных картин и 60 скульптурных композиций.
Художник революции: 7 интересных историй из жизни Оноре Домье
Среди французских мастеров, оставивших след в мировой истории, Оноре Домье занимает почётное место. Его творческий путь всегда был тесно связан с революционной борьбой. Выходец из народа, Домье всегда сохранял с ним тесную связь. Его картины выражали стремления простых французов - любовь к народу и веру в его силу художник пронёс через всю свою жизнь.
Домье родился в Марселе, в семье стекольщика. Едва достигнув сознательного возраста, он уехал в эпицентр революционной борьбы - в Париж, жители которого трижды в течение XIX века поднимались на борьбу со своими правителями. В 1830 году, в результате Июльской революции, французы наконец-то покончили с династией Бурбонов. В феврале 1848 года в Париже вновь вспыхнула революция, когда пролетарии бились с буржуа, а в 1871 году к власти впервые пришёл революционный пролетариат и наступили дни Парижской Коммуны. Работы Домье (а он был не только талантливым живописцем, но и графиком-карикатуристом, и скульптором) - это полотна, запечатлевшие эпоху. Он сам был живым участником борьбы.
"Восстание" (1848)
В искусстве всегда для Домье всегда был важен человек - художник создал целую серию работ, воспевающих человеческий труд. Сострадая простым людям, он разоблачал пресытившееся буржуазно-дворянское общество. Именно поэтому социально-битовая карикатура занимает в творчестве художника ведущее место. Домье всегда стремился быть человеком своего времени, говорить на языке, понятном современникам. Творчество наследие художника включает в себя около 4000 литографий, более 900 гравюр, свыше 700 живописных произведений (масло, акварель) и рисунков, более 60 скульптур.
"Дон-Кихот, отправляющийся на свадьбу" (1851)
Из живописных произведений Домье наиболее известны: "Восстание" (1848), "Мельник, его сын и осёл" (1849), "Дон-Кихот, отправляющийся на свадьбу" (1851) и "Прачка" (1861). Картины он писал до самой смерти. Даже когда совсем ослеп, он продолжал рисовать на ощупь. Его гротескные, утрированные и нарочито грубые образы вызывали восхищение Эдуарда Мане и Эдгара Дега, а многие импрессионисты называли его своим учителем.
"Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию несколько интересных историй из жизни художника.
1. Однажды Домье попросил своего друга, имевшего свой домик в деревне, порисовать его уток. Специально к приезду художника со всего птичьего двора согнали уток. Пока они барахтались в лужицах и бегали по двору, Домье не обращал на них совершенно никакого внимания, курил трубку и разговаривал с другом о чём-то постороннем. Друг был разочарован, однако через несколько дней он зашёл в мастерскую художника и был удивлён одним этюдом. - А, узнали уточек? - спросил художник, - ваши! Очень они были хороши.
2. В одной из мастерских Парижа, которую снимал Домье с друзьями, раньше располагалось бюро по найму работниц. Художники не стали менять вывеску, только немного её раскрасили и подправили. Однажды к ним зашла дама, которая сказала, что работает акушеркой и хочет такую же вывеску, как у них - яркую, приятную и привлекающую клиентов. Так Домье получил один из своих первых живописных заказов, и заработал за"приятную" вывеску пятьдесят франков. По тем временам - неплохие деньги, к тому же, многим художникам и этого не удавалось выручить за свои работы.
3. Привратнику мастерской Домье Анатолю по-человечески нравился художник. Он даже прибирался у него бесплатно. Художнику нравилось с ним болтать, но он хотел отплатить за доброту чем-то еще. Анатоль же, когда убирался, распевал оперные арии, и однажды открыл Домье, что мечтал бы попасть на представление в Комическую оперу, но не хватает денег. Домье обрадовался. - Радуйтесь! - сказал он, - я имею право входа в эту вашу Оперу-комик, но ничто в мире не заставит меня переступить порог этого заведения. Так что вы можете ходить туда сколько угодно, хоть каждый день, просто представившись на кассе мной, меня все равно там не знают. Тогда Анатоль сказал, что у него нет фрака, и Оноре с радостью отдал ему свой. С тех пор привратник часто ходил на представления, но он, к сожалению, кроме пристрастия к музыке, имел пристрастие к алкоголю. Тогда по Парижу и расползлись слухи, что Оноре Домье - алкоголик.
4. После карикатуры на Луи Филиппа, которая называлась "Гаргантюа", Оноре Домье кинули за решетку на полгода. Один из сокамерников, считавший себя великим физиономистом, увидев Домье, решил, что перед ним - закоренелый преступник. Он долго ходил вокруг художника, пытаясь вызнать, за что же того посадили. Однако Домье напускал на себя важный вид и только иногда отвечал, что это великая тайна, что только убеждало воришку в правильности своих выводов. Художника скоро узнали по манере рисования (он делал наброски углем). Однако вор-физиономист отказывался в это верить и всех убеждал, что они сидят вместе с "Важной шишкой".
"Гаргантюа" (1831)
5. Домье не любил многие новшества. Особенно ему не нравилась фотография, которую он не считал за искусство, а тогда многие считали, что фотография заменит живопись. Художник же считал, что фотография изображает всё, но не выражает ничего. В ту пору весь Париж был заставлен трёхногими фотоаппаратами. Фотографы ставили их напротив приглянувшегося объекта, открывали объектив и стояли с часами в руках, порой по несколько минут. Один из приятелей Домье похвалил любителей фотографии за терпение и выдержку. - Терпение - добродетель ослов, - отрезал Домье.
6. У Домье был друг - одноногий художник Диаз, который, несмотря на физический недостаток, отличался буйным нравом. Он был художником-барбизонцем и одно время был очень знаменит. Однажды он вернулся с прогулки в возбуждении, сказав, что встретил юношу в блузе, которые носят художники по фарфору. Он рисовал, а вокруг него крутились какие-то наглецы и издевались над ним. Тогда Диаз схватил поленце и разогнал мерзавцев, а после обратил внимание на то, что юноша неплохо рисует. - И как его зовут?- спросил Домье. - Не помню, кажется, его фамилия Ренуар. У бедняги не хватает денег на краски, и от этого он злоупотребляет жженой костью. Я считаю, нужно ему помочь. А вы? - С радостью, - ответил художник. Так юному и никому неизвестному на тот момент Ренуару достался целое богатство - мешок не совсем засохших красок.
7. Домье хотели наградить орденом Почётного Легиона, одновременно с ним собирались отметить той же наградой Гюстава Курбе. Оба отказались. Курбе написал министру, что не желает принимать знаки отличия от правительства, связанного с монархическим строем. Расчет был верным - письмо опубликовала одна парижская газета, весь о революционере-Курбе разнеслась по Франции, и он стал ещё известнее. Домье же свой отказ никак не пояснил. Вскоре после этого два художника столкнулись на улице. - Ах, как хорошо, - Курбе бросился ему навстречу, - ты отказался от креста, как и я! Но почему ты ничего не сказал? Можно было раздуть целую бурю из этого! - Зачем? - удивился Домье, - я сделал то, что должен был сделать. Зачем еще кому-то об этом знать? После этого Курбе однажды огорченно заметил: - Ничего из Домье не выйдет. Он - мечтатель.
Самые известные картины Оноре Домье
Картинами Оноре Домье восхищались Эжен Делакруа (Eugene Delacroix) и Оноре де Бальзак (Honore de Balzac). А Винсент Ван Гог (Vincent van Gogh) назвал его «открывателем новых путей». Домье прославился своими карикатурами и графикой, но сохранилось и немало известных картин. В них также прослеживаются его ироничный стиль, трагизм и гротеск. Хотя Эдгар Дега (Edgar Degas) и Эдуард Мане (Еdouard Manet) видели в этих работах и черты импрессионизма.
Живописные произведения Оноре Домье разных лет:
- «Семья на баррикадах» (1848). Как и другие работы того периода, картина посвящена теме революции. Изображены члены одной семьи, лица которых олицетворяют революционный пафос и экстаз. Их выделяют резкий свет, контрасты и неровные мазки.
- «Ноша» (1850-1853). Работа из знаменитого цикла «Прачки». Образ матери с ребенком пропитан внутренним напряжением, чувством тревоги и безысходности. Женщина выбивается из последних сил, пытаясь бороться со встречным ветром.
- «На концерте» (1856). Одна из картин, которая стоит особняком среди живописных работ мастера. Здесь нет присущего ему трагизма и злободневных тем. Изображена публика в зрительном зале, спокойно и доброжелательно взирающая на происходящее на сцене.
- «Вагон третьего класса» (1863-1865). Здесь художник также изобразил простых людей: их лица измождены, а образы проникнуты безропотным подчинением трудностям жизни. Общую атмосферу подчеркивают темная палитра и приглушенный свет.
- «Дон Кихот» (1870). Знаковая работа целого цикла про романтичного идальго. Художник лишил своего героя конкретики и даже лица. Но подчеркнул его гордую осанку и устремленное в небо копье. Это образ настоящего рыцаря, наполненный внутренней силой.
Картины Оноре Домье оценили уже после его смерти, как и произведения многих великих мастеров. Гении бедствовали при жизни, а сейчас их работы продаются на крупнейших аукционах. На сайте Very Important Lot представлены произведения современных художников. Сегодня можно недорого купить картину, которая завтра будет цениться намного больше!
Жизнь за бутылку. Хитрые планы, катакомбы и миллионы евро — как живет тайный мир похитителей элитного вина
О похитителях редких вин известно меньше, чем о тех, которые крадут знаменитые картины или уникальные самоцветы. И совершенно зря: это почти такой же ценный товар. За лучшие бутылки коллекционеры платят сотни тысяч евро — и среди них есть люди, которые охотно обращаются к преступникам, если не могут достичь своей цели законным путем. «Лента.ру» разобралась в странном мире винных воров, узнала, кто охотится за дорогостоящим алкоголем и почему некоторые вина стоят дороже золота.
Воры подъехали к охраняемому складу в британском городке Бейзингсток рано утром. Здание охранялось не хуже банковского хранилища: ограда высотой 2,5 метра, многочисленные камеры видеонаблюдения, датчики движения и лазерные лучи, которые нельзя пересечь, не включив сигнализацию. Но злоумышленники были готовы к любым препятствиям.
Маршрут был проложен таким образом, чтобы их передвижения не просматривались камерами. Когда пути в обход не было, они подходили к камерам с тыла, забирались по стремянке и отворачивали их в сторону. Затем воры при помощи электроинструментов прорезали в стене отверстие шириной чуть больше метра и забрались внутрь. «Они выбрали идеальное место, — утверждал источник Daily Mail. — Отверстие располагалось всего на несколько сантиметров ниже лазерного луча».
Злоумышленники аккуратно проползли под датчиками движения, отключили скрытые камеры и наконец добрались до цели. Перед ними громоздились ряды деревянных ящиков с самыми редкими винами, которые предназначались для британской королевской семьи и других покупателей того же калибра. Каждая бутылка стоила тысячи фунтов стерлингов (сотни тысяч рублей).
На складе были тысячи бутылок, но они точно знали, где искать нужные. Ящики лежали на нескольких уровнях от A до F. Они направились прямиком на уровень B, где хранились лучшие вина
источник Daily MailСклад принадлежал лондонской фирме Berry Bros. & Rudd, которая торгует винами больше трех столетий. Когда-то в ее магазин возле Сент-Джеймсского дворца наведывался лорд Байрон — английский поэт начала XIX века, сильно повлиявший на Пушкина и Лермонтова. В число клиентов Berry Bros. & Rudd входили и британские монархи, начиная с Георга III — того самого, который победил Наполеона в битве при Ватерлоо.
Оказавшись у бесценных бутылок, воры тут же открыли несколько и отметили свой успех. Потом выстроились цепочкой и стали передавать ящики к отверстию в стене, а оттуда перетаскивать к своему фургону. Они действовали настолько профессионально, что охрана ничего не заметила. В Berry Bros. & Rudd узнали об исчезновении вина лишь через несколько часов, когда злоумышленников и след простыл. Убытки составили 1,38 миллиона фунтов стерлингов. Хотя после кражи прошло шесть лет, имена преступников по-прежнему не установлены.
Винные воры
У дорогого алкоголя и произведений искусства много общего. В обоих случаях ценность зависит не столько от содержания, сколько от редкости, известности и особенно происхождения — так называемого провенанса. У самых дорогих бутылок, как и у шедевров великих художников, обязательно есть история.
Взять, к примеру, 250-летнее виски Old Ingledew, которое в июле 2021 года ушло с молотка за 137,5 тысячи долларов. В начале XX века эту бутылку вместе с двумя другими купил знаменитый американский финансист, основатель General Electric Джон Морган-старший. Спустя много лет его сын подарил одну из них президенту США Франклину Рузвельту. Другая досталась сенатору Гарри Трумэну, позже тоже ставшему президентом. Третью бутылку, которую спустя много лет продали на аукционе, получил политик Джеймс Бирнс. Очевидно, что без родословной с президентами и миллиардерами она стоила бы куда дешевле.
Неудивительно, что черный рынок дорогого алкоголя похож на тот, где торгуют крадеными картинами. Зачастую воры действуют по заказу состоятельных коллекционеров, которых не смущают незаконные методы пополнения их винных погребов. В других случаях с преступниками сотрудничают респектабельные дилеры, хорошо понимающие, что именно может заставить клиентов раскошелиться. Во многих кражах участвуют инсайдеры или бывшие инсайдеры, которые разбираются и в хороших винах, и в интересующейся ими публике.
Когда у легендарного преступника Вилли Саттона спросили, почему он грабит банки, он ответил: «Потому что там деньги». В винах тоже есть деньги, поэтому не должно удивлять то, что преступники — это неотъемлемая часть винного мира. Аналогом банков для винных инвесторов являются охраняемые хранилища с регулируемой температурой — вроде тех, которые встречаются во многих крупных городах
из книги Майка Везета «Деньги, вкус и вино»Главная трудность при краже картин заключается в том, что чем узнаваемее похищенное полотно, тем труднее его продать. Покупателям не нужна лишняя шумиха, а она в таких случаях неизбежна. У винных воров подобной проблемы нет. В отличие от картин, вина не показывают, а пьют. Это можно делать и не привлекая внимания. К тому же людей, способных с первого взгляда отличить одну редчайшую бутылку от другой, так мало, что их можно не брать в расчет.
Другое преимущество — относительно плохая охрана. Склад королевских вин Berry Bros. & Rudd, оснащенный лазерами и датчиками движения, — это скорее исключение из правила. Часто бесценные бутылки защищает только замок на двери хранилища. «Это довольно наивный, старомодный бизнес, который держится на доверии и слишком медленно приспосабливается к переменам», — признавал в Financial Times британский виноторговец Тагги Мейер.
Тайны катакомб
Два года назад такой подход к делу подвел известного шеф-повара Мишеля Ростана. Его парижский ресторан Maison Rostang, с 1978 года работающий возле Триумфальной арки и заслуживший две мишленовские звезды, славился своим винным погребом. В нем хранилось 50 тысяч бутылок с редкими винами, самые старые — урожая 1893 года. Критики называли коллекцию Ростана одной из самых богатых в Париже, а его вина — шедеврами французского винного искусства.
В июле 2019 года в винохранилище Maison Rostang проникли воры и незаметно унесли по меньшей мере 150 бутылок, причем выбрали лучшие — вековой выдержки. В сумме похищенное стоило около 600 тысяч евро (более 50 миллионов рублей). «Кража нанесла нам огромный ущерб, потому что мы собирали эти вина 40 лет», — сетовал Ростан.
Интереснее всего способ, которым воспользовались злоумышленники. Они добрались до ресторана по парижским катакомбам — сети древних тоннелей, где хранятся останки миллионов человек. Большая часть катакомб закрыта для посетителей, но за соблюдением этого запрета почти не следят. Вероятнее всего, похитители спустились в подземелье через один из потайных входов, найденных энтузиастами-катафилами. На стенах тоннелей указаны названия улиц, проходящих над ними на поверхности, поэтому найти нужное место нетрудно.
Воры выбрали момент, когда в ресторане шел ремонт, прошли по катакомбам к стене винного погреба и проделали в ней отверстие диаметром примерно 50 сантиметров. В полиции до сих пор гадают, почему оно было таким узким. Возможно, один из воров был очень маленьким, и именно он забирался внутрь. Не менее вероятно, что через отверстия только передавали бутылки. В этом случае, у них был сообщник, который ждал их в ресторане по ту сторону стены.
Винные воры не впервые уносят добычу по парижским катакомбам. Похожая кража случилась в 2017 году: тогда из частного винохранилища похитили более 300 бутылок, стоивших 250 тысяч евро (22 миллиона рублей). Прошло четыре года, но похитителей, как и в случае с Ростаном, так и не нашли.
Это не значит, что преступникам всегда удается уйти безнаказанными. В декабре 2020 года французская полиция обезвредила целую банду, промышлявшую кражей дорогих вин из ресторанов. Тогда арестовали сразу 25 воров, в том числе специалистов, умеющих обходить охранные системы, отключать камеры видеонаблюдения и сигнализацию. У них изъяли 900 бутылок, стоивших в общей сложности около шести миллионов долларов (440 миллионов рублей). А главарем оказался 55-летний мужчина, в прошлом работавший в винном бизнесе.
Заманчивость похищения дорогих вин связана с тем, что это очень ценный продукт, который легко сбыть. Если понадобится — по одной бутылке
Бернар Фарж бывший президент Межпрофессионального совета по винам БордоЕще одну крупную банду винных воров накрыли в 2014 году. За девять месяцев они совершили 18 краж и похитили почти четыре тысячи бутылок дорогого вина.
Преступники всегда действовали по одной и той же схеме. Сначала находили владельца спортивного автомобиля. Надевали маски, вламывались к нему в дом, силой отбирали ключи и угоняли машину. На ней воры ехали к винохранилищу и без труда обманывали охрану. Забрав несколько ящиков бесценных вин, они направлялись в укромное место, где обливали автомобиль отбеливателем, чтобы уничтожить все следы, после чего поджигали. В сгоревшей машине не оставалось ни отпечатков пальцев, ни следов ДНК, по которым их можно было найти.
Расследование продолжалось шесть месяцев. «Никогда еще во Франции не было винных воров, которые работают так методично, как эти», — признавался полковник жандармерии Гислен Рети. Полиция выяснила, что иногда банда выполняла заказы на определенные вина, которые скупали рестораны, частные лица и виноторговцы, причем не только во Франции, но и за границей. Не все знали, что имеют дело с ворами, но почти наверняка догадывались: они продавали вина по настолько заниженным ценам, что это не могло не вызвать подозрений.
В феврале 2014 года полиция одновременно арестовала 20 подозреваемых, скрывавшихся в разных частях страны — в Париже, в Бордо, на юго-западе Франции. У членов банды изъяли угнанные автомобили, оружие и сотни ценных бутылок. Пятеро были профессиональными ворами, остальные сбывали краденое. 52-летний главарь до вин специализировался на краже драгоценностей и отсидел за это 15 лет. В этот раз его отправили за решетку на четыре года.
Вместе с ворами на скамью подсудимых попали их клиенты. Это была очень разношерстная публика: среди прочих судили профессора политологии из Парижского университета, руководителя компании из города Биарриц, владельца ресторана в пригороде Бордо и двух преподавателей из департамента Тарн. Ресторатора приговорили к лишению свободы на два года, еще три винолюба получили условные сроки.
Вина двухвековой выдержки из коллекции парижского ресторана Tour d'Argent Фото: Charles Platiau / ReutersВинный король
В июне 2014 года в дверь пожилого коллекционера вин Мишеля-Жака Шассея постучали. «Здравствуйте, месье Шассей, — произнес голос за дверью. — Я принес вам посылку. Распишитесь, пожалуйста».
Коллекционер не удивился: ему часто присылали редкие бутылки из разных стран мира. Он без колебаний открыл дверь и оторопел. Вместо почтальона на пороге стояли шестеро мужчин в масках и с автоматами Калашникова. Они втолкнули его внутрь, вошли в дом и закрыли за собой дверь. Сопротивляться было бесполезно: Шассей жил один, и в 72 года заведомо не справился бы с целой ватагой бандитов, тем более вооруженных.
Грабителей интересовала знаменитая коллекция, которую он собирал всю жизнь. В отличие от многих ценителей вина, Шассей никогда не был богатым человеком. Он родился в семье почтальона и большую часть жизни работал на авиационном заводе. В юности Шассей был страстным филателистом, потом увлекался монетами и минералами, пока наконец не переключился на вина.
В 1960-е и 1970-е он много раз объездил всю Франции на своем потрепанном Renault 4L в поисках редких бутылок, которые в провинции порой продавали по дешевке. Чтобы добыть деньги на свое увлечение, ему приходилось жить в бедности и работать без отпусков.
За минувшие десятилетия его вина заметно подорожали: бутылки Романи-Конти урожая 1945 года, когда-то стоившие меньше тысячи евро, теперь продаются в сотни раз дороже. Шассей пользовался этим, стал продавать излишки и таким образом заработал почти 500 тысяч евро (около 40 миллионов рублей). Все деньги пошли на расширение коллекции и сооружение винохранилища.
Шассей своими руками построил винный погреб в подвале своего сельского дома на западе Франции. За бронированной дверью находится комната, которую он называет алкоголяриум. Она заполнена бутылками с виски, ромом, ликером и другими напитками — редкими, но, на его вкус, не особенно ценными. Здесь же начинается тоннель, ведущий в сердце его хранилища. По дороге туда нужно преодолеть еще несколько дверей и ворот, запертых на ключ, который хранится в банковском сейфе.
По подсчетам Шассея, его коллекция насчитывает больше 40 тысяч бутылок. Это самые дорогие и редкие вина мира: образцы всех урожаев Романи-Конти, начиная с 1904 года; все урожаи Петрюса, начиная с 1914 года; все урожаи Шато д’Икем, начиная с 1900 года. Некоторые бутылки, которые хранятся в погребе Шассея, когда-то принадлежали Наполеону, есть и принадлежавшие Российскому императорскому дому.
Считается, что коллекция Шассея стоит десятки миллионов евро (миллиарды рублей), но точной цифры не знает никто. Китайский миллиардер предлагал за нее 60 миллионов долларов (более четырех миллиардов рублей), но коллекционер отказался — он считает себя патриотом и хочет, чтобы его вина остались во ФранцииИ теперь все это хотели получить грабители! Пожилого коллекционера связали, бросили на пол и пригрозили, что убьют, если он будет шуметь. В поисках ключей от хранилища злоумышленники перерыли весь дом, но ничего не нашли. Тогда один из них принес большой нож и сказал Шассею, что будет отрезать ему пальцы, пока не узнает, как открыть дверь в погреб. «Я ответил, что у меня нет ключа, — вспоминал позднее коллекционер. — Я держу его в банке».
Через два часа грабителям пришлось уйти ни с чем. Они захватили с собой автомобиль Шассея и пятнадцать ящиков второсортного вина, которые нашли в доме. Коллекционер отделался синяками и сломанным пальцем.
Вскоре полиция нашла его BMW: преступники облили угнанную машину бензином и сожгли. Но отпечатки пальцев и следы ДНК остались в доме Шассея. По ним и по данным сотовых операторов бандитов удалось выследить. Одному удалось уйти, остальных поймали и приговорили к лишению свободы на сроки от 18 месяцев до 5 лет.
Как ни странно, Шассей не винит своих мучителей. По его словам, они не имели ничего против него самого и интересовались только редкими винами из его коллекции. А такой интерес ему очень хорошо знаком и близок. Это он может понять.
Бар в Фоли-Бержер
После 20 лет насмешек и травли Эдуар Мане получил в этот год долгожданный Орден Почетного легиона и возможность показывать свои произведения на французском Салоне без одобрения жюри, «вне конкурса». Но даже эти почести не сделали Мане понятным для современников. Художнику оставалось жить всего год, он страдал от мучительных болей, проходил изнуряющие лечебные процедуры и не мог подолгу работать, портреты и натюрморты все чаще рисовал пастелью, забрасывал начатые работы и не в силах был вернуться к ним по несколько месяцев.
В этом состоянии Мане пишет свою самую загадочную картину, новые толкования к которой предлагают арт-критики до сих пор – «Бар в «Фоли-Бержер» . Мане редко требует сюжетной и символической трактовки образов – многие элементы на его картинах появлялись лишь потому, что того требовал живописный закон произведения. Мане часто играл с фактурами и цветами, а не рассказывал истории. Но только не в этой картине.
Пространство, созданное Мане в этой картине, совершенная иллюзия, нереальность которой начинаешь осознавать, только когда вглядываешься в нарочитые несоответствия.
Питерский искусствовед Илья Доронченков предлагает начинать список загадок картины прямо с жанра. Портрет? Похоже, но слишком сложно для портрета, хоть на нем и изображен конкретный человек – барменша Сюзонн, которую завсегдатаи «Фоли-Бержер» хорошо знали. Для бытовой сцены здесь тоже слишком много загадок-отражений: зеркало, отражающее толпу, бутылки, отражающиеся в зеркале в неправильном порядке, отражение мужчины, на месте которого по логике стоим именно мы, зрители. Держитесь крепче, мы стоим в воздухе! В зеркале это видно.
Все эти оптические иллюзии заставляют взгляд зацепиться и идти дальше – искать несоответствия психологические. Привлекательная девушка за барной стойкой – это маркетинговый ход подобных увеселительных заведений. Своим видом она должна остановить проходящего и заставить его купить бокал шампанского, но она смотрит сквозь нас, она отрешена и выключена из происходящего. А вот в отражении она же, но совсем с другими очертаниями фигуры, более плотная и округлая, ведет себя так, как должна бы, или так, как вела себя минуту назад – наклоняется к мужчине.
Мане 20 лет только тем и занимается, что меняет глаза зрителя, растит в них новое восприятие живописи. И в конце жизни художник создает произведение, которое запустит новый процесс в отношениях между творцом и зрителем – совместное творчество и создание смыслов.
Кстати, годом ранее Мане набросал этот бар с другой героиней - в 2015-м эскиз был продан за $ 26,6 млн.
Читайте также: