Буддийский храм в санкт петербурге как посетить
Настоящий буддийский храм есть на севере Петербурга. Когда-то здесь были загородные дачи, а теперь со всех сторон шумят машины, трамваи, суетятся люди.
Дацан в марте 2021 года Дацан в марте 2021 годаНо буддийский храм по-прежнему остается уникальным местом отдохновения для очень многих людей!
Сегодняшнее название (получил в 1991г.) Дацан Гунзэчойнэй, что является его тибетским именем и обозначет: "дацан" - "монастырская школа и пришло к нам из Тибета; " Гунзэчойнэй" переводится , как " Источник Святого Учения Всестрадающего Владыки-Отшельника"
Яркое, самобытное здание привлекает к себе внимание издалека.
По свидетельству летописцев Санкт-Петербурга, первые буддисты на берегах Невы появились во времена строительства Петропавловской крепости, с которой начиналась новая столица России. Это были волжские калмыки (теперь понятно, почему из Элисты в Питер автобусы идут по три рейса в день))). Благословение на постройку храма в городе на Неве был дан самим Далай-ламой XIII и даже сделан им внушительный финансовый взнос на его постройку. Проект здания в соответствии со всеми канонами тибетской архитектуры был разработан студентом Н. М. Березовским и архитектором Г. В. Барановским — автором проекта Елисеевского магазина на Невском проспекте (удивительно на сколько разными могут быть творения одного автора!).
Дацан в 1925 году Дацан в 1925 годуСтроительство продолжалось с 1909 по 1915 год. В архитектурном плане это один из самых дорогих буддийских храмов, построенных в Европе. В то время как в Бурятии возводились деревянные и кирпичные храмы, дацан в Петербурге построили из колотого гранита. Это монументальное произведение искусства знаменито также витражами, изготовленными известным художником Николаем Рерихом, изобразившим на них восемь благих буддийских символов. Примечательно, что первое буддистское служение состоялось уже 21 февраля 1913 года в честь 300-летия династии Романовых.
Внутренний двор дацана. Март 2021 Внутренний двор дацана. Март 2021Сегодня в храме постоянно проживают монахи, приезжают тибетские учителя, читают лекции по буддийской философии, проводятся экскурсии и отмечаются буддийские праздники.
Для всех любопытных внутри всегда открыт главный алтарь с фигурой Будды, изображениями божеств буддизма; можно написать записочки для божеств и заказать службу. Все удовольствия, в общем.
Фотографировать внутри строжайше запрещено, поэтому, придется поверить мне на слово, что там все очень ярко/нарядно,но при этом скромно и даже как-то не клеится вид внутренний с видом наружним.
История
Буддийский храм Санкт-Петербурга построен на берегу Большой Невки по проекту архитекторов Николая Березовского и Гавриила Барановского в 1909–1915 годах. Первая служба состоялась 21 февраля 1913 года в дни празднования 300-летия Дома Романовых.
В качестве образца здания был взят тибетский соборный храм, так называемый цогчен-дуган, который, был видоизменен в духе северного модерна (слово дуган означает «дом собраний»).
Во время Гражданской войны дацан был разграблен, службы в нем прекратились. В советское время здание использовалось для размещения самых разных организаций — от военной радиостанции до зоологической лаборатории. В 1990 году Буддийский храм передан верующим.
Режим работы
Дацан открыт каждый день, кроме среды, с 10:00 до 19:00. Помимо этого, на сайте дацана находится подробное расписание молебнов. Каждый месяц расписание изменяется. Посмотреть его вы можете по ссылке.
Строение дацана
Для большинства жителей России, привыкших к православным церквям, устройство храма вызывает массу вопросов: что, зачем и почему? Я постараюсь кратко и доступно рассказать вам о самых необычных и интересных составляющих храма.
Сам двор храма уже является одной из самых ярких частей комплекса. Величественное здание окружает каменный забор, в котором есть три входа, при это работают из них всего два. Парадный — тот, что со стороны Приморского проспекта, — не функционирует. Все посетители входят через две калитки с западной стороны храма.
Первая интересность — это множество барабанов с надписями на тибетском языке по периметру забора в южной части двора. Проходить по ним следует по часовой стрелке или, как говорится в буддизме, по ходу движения солнца. Вы можете увидеть, как прихожане крутят эти барабаны, начиная свой круг по двору. Главное, делать это с добрыми мыслями в своей голове, закладывая смысл в каждое свое действие.
Если пойти дальше вокруг храма, то вы увидите столбы с сотнями разноцветных флажков, повязанных тут и там. Эти флажки называются лунг-та и, как и с барабанами, вешать их так же стоит, думая о добром и светлом; в буддизме вообще рекомендуется их вешать в определенные дни по тибетскому календарю. У каждого цвета — свое значение.
Закончите вы свой обход двора у огромных дверей, ведущих внутрь храма. Его охраняют два льва, символизирующих мужское и женское начало. У них можно попросить соответствующее благословение. Так, я, подойдя к львице, покручу шарик в ее пасти и попрошу ее о благополучии в семье, а вот мужчина, выполнив аналогичную процедуру у льва, попросит о стабильности и успехе в работе.
Дальше ваш путь пролегает вперед — в дацан, через двери, открыть которые у меня самой иногда не хватает сил. Над дверьми высечены надписи на тибетском языке, гласящие, что необходимо очистить свою голову от дурных мыслей и настроиться на благо, прежде чем входить внутрь.
Алтарный зал
Иначе его еще называют дуганом. Это тот зал, войдя в который, вы сразу увидите величественного Будду, мирно смотрящего на каждого посетителя. У каждой из стен дугана расположены статуи различных божеств, а на самих стенах висят изображения разных созданий, символизирующих определенные вещи в буддизме. Алтарный зал поразил меня своей гаммой цветов — флажки на столбах чередуются по цвету, над Буддой располагается огромный зонт, защищающий его от бед и невзгод.
В центре зала сидят ламы во время проведения хуралов (молебнов или обрядов). Прихожане начинают свой путь так же, как и вокруг храма - по ходу движения солнца или по часовой стрелке. Отходя от алтаря с Буддой, следует так же двигаться спиной назад — таким образом принято показывать уважение к Будде. По всему дугану расположены разные символы, несущие сакральный смысл для буддистов. При желании, любой посетитель может оставить пожертвования для храма и для лам, опустив деньги в один из нескольких ящиков. Как говорится на одном из стендов в холле дацана, так люди подавляют в себе жадность и развивают щедрость.
Мне нравится сидеть здесь на одной из скамеечек по краям зала, спрятавшись от общего взгляда. В дугане стоит особая атмосфера, дающая возможность уединиться в тишине и покое, думая обо всем и ни о чем одновременно.
Верхние этажи
Второй этаж — это вотчина настоятеля храма, Буды Бальжиевича. Чтобы посетить его, нужно прийти в его рабочее время с 14:00 до 19:00 в любой день, когда работает дацан, и занять очередь. Сколько раз я приходила в храм — к настоятелю всегда была длинная очередь, все скамейки были заняты, люди набивались в маленькую комнатку ожидания. У него можно проконсультироваться по поводу философии буддизма (по которой он читает лекции по субботам в 20:00), лечению каких-либо заболеваний и личным вопросам.
На третьем этаже, с которого открывается вид на дуган сверху, располагаются кабинеты других лам. Двое из них занимаются тибетской медициной и остеопатией, на сеанс к которым можно записаться в киоске. Остальные ламы, которые работают на этом этаже, консультируют по другим вопросам — естественно, по вопросам буддизма, личным и разным другим. Так, когда я впервые пришла в дацан и совершенно в нем не ориентировалась, я обратилась к одному ламе с вопросом своего гороскопа. Полистав несколько книжек, он рассказал мне, что меня ждет в этом месяце.
Практически ко всем ламам на верхних этажах можно попасть без предварительной записи, но, как правило, к ним выстраивается длинная очередь. Так что если захотите посетить кого-то из них, то придется немного потолкаться.
Столовая
Некоторые люди приходят в дацан исключительно ради столовой, в которой можно попробовать настоящую бурятскую кухню. Для меня столовая является неотъемлемой частью храма, так как она дополняет эту восточную, загадочную атмосферу. Чтобы попасть в столовую, при входе в здание вам необходимо повернуть налево и спуститься вниз. Стены небольшого зала расписаны какими-то красочными бурятскими рисунками, описывающими их жизнь в старину. В остальном, комната совсем непримечательная — стулья из пластика, несколько столов, небольшое окошко, в котором выдаются и принимаются заказы.
Если вы хотите тут перекусить, то не рассчитывайте на какой-то уровень обслуживания: вы сами подходите к оконцу, говорите, что хотите, и тут же получаете это. Оплата, конечно, только наличными. Главное блюдо этой столовой — бурятские «хинкали» (это моя личная ассоциация, но так говорить, конечно, не стоит), которые называются буузами. Даже если я прихожу не голодная, я никогда не могу отказать себе в удовольствии скушать 3-4 штучки — настолько они вкусные, да и готовятся вручную девушками-бурятками, работающими в дацане. Помимо бууз, в меню вы найдете несколько вариаций супов, салатов и чай. Средний чек на одного человека — около 150-200 рублей.
Столовая открыта с 12:00 до 19:00 (кроме среды).
Киоск
Это первое, что видит посетитель дацана после того, как откроет величественные двери. Киоск располагается левее входа в дуган (алтарный зал). Основной ассортимент — это различная литература на тему буддизма и его философии, благовония, четки, тибетские флажки и хадаки. Оплата, как и в столовой, только наличными.
Контакты
Адрес буддийского храма «Гунзэчойнэй» в Санкт-Петербурге: проспект Приморский, 91.Справки по тел.:
- Добраться до храма не составит особых усилий, хоть это и не центр города: 10 минут пешком от станции метро «Старая деревня» по Липовой аллее до проспекта.
- Разыскивать здание долго не придется: развевающиеся лоскутки с молитвами на ограде вы заметите сразу.
Буддийский храм в Санкт-Петербурге
Дацан Гунзэчойнэй является местом каким-то потусторонним и уникальным по сравнению со всеми другими зданиями, которыми так известен Петербург. Я прихожу в этот храм для того, чтобы забыть обо всем — здесь я нахожу умиротворение, отвлекаюсь от проблем, оказываюсь на другом конце России — где-то в Бурятии, или как будто бы даже в Тибете. Настолько здесь все пропитано другой культурой, другим мировоззрением и философией, что кажется, будто действительно переносишься сквозь время и пространство. Однажды я сюда пришла тогда, когда несколько лам, скрестив ноги в позе лотоса, делали огромную песочную мандалу прямо в алтарном зале, переговариваясь на бурятском языке. Ну, скажите мне, как не проникнуться интересом к такому месту?
Правила посещения дацана
В первую очередь, хочу сказать, что сюда могут приходить люди абсолютно любых вероисповеданий — двери дацана открыты для всех. При входе в храм нужно обязательно надеть бахилы: стоят они 5 рублей за пару. Небольшой контейнер с бахилами подвешен на одну из стенок киоска, под ним еще одна коробочка, в которую и кладутся деньги. Так что, если в киоске нету продавца, то, получается, здесь все на доверии.
Главное разочарование для туриста — это то, что в храме нельзя фотографировать и вести видеосъемку. При этом злоупотреблять этим правилом и фоткать втихаря не стоит — если это увидит кто-то из прихожан, то вы глубоко оскорбите его чувства своим неуважением. В дугане нельзя разговаривать по телефону и громко болтать. Когда я прихожу сюда с кем-то из знакомых, мы если и переговариваемся, то шепотом и краткими фразами. При входе в зал обязательно снимите головной убор.
Если же вы решили посетить хурал, то, разумеется, нужно соблюдать все вышеперечисленные правила. Из того, что я еще не говорила — во время молебнов можно сидеть на скамьях либо на ковриках в позе лотоса. Нельзя вытягивать и скрещивать ноги во время молебнов.
Из очевидных правил — нельзя находиться в дацане в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Буддийский храм в санкт петербурге как посетить
Чужой компьютер
Просмотр темы 149
Как следует одеваться перед посещением дацана
Подскажите, пожалуйста, что одеть для посещения Дацана? Иду в первый раз) Можно ли одеть брюки? Нужен ли головной убор?
Нравится Показать список оценивших
Насколько я знаю, юбка-брюки-голова не важны и особого значения вариант одежды не имеет.
А вот обувь нужно будет снять.
======================
Послушаю информацию более сведущих людей на эту тему.
Нравится Показать список оценивших
Нравится Показать список оценивших
В помещении необходимо головной убор снять. Возьмите с собой бахилы или купите в киоске дацана. В классическом буддизме женщины всегда носили юбки. В Агинском дацане это требование предъявляется до сих пор (на себе испытала)))) У нас более мягкие требования, разрешается входить в брюках, но если у вас есть возможность одеть юбку - сделайте это.
Где находится и как добраться
Дацан находится относительно далеко от центра города, но доехать сюда не составит никакого труда. Адрес храма — Приморский проспект, 91.
Ближайшая станция метро к дацану — это «Старая Деревня», то почти самый-самый север фиолетовой (пятой) ветки. От этой станции вы можете дойти пешком буквально за 5 минут. При желании, конечно, вы можете сесть на автобус 93 и проехать всего одну остановку, но, по моему опыту, лучше все-таки пройтись. Липовая аллея, то есть улица, по которой едет автобус, почему-то всегда загружена на этом участке, так что вы быстрее дойдете.
Еще вы можете доехать до храма от станции «Черная речка». Рядом с метро останавливаются трамваи под номерами 48 и 21 и автобусы 211 и 32 (а также масса маршруток, к примеру, 425, К206 и другие). Вашей остановкой будет ЦПКИО или Липовая аллея, в пути вы проведете около 15-ти минут, если не будет пробок.
Санкт-Петербургский Дацан Гунзэчойнэй | Буддизм
Дацан Гунзэчойнэй открыт каждый день с 10:00 до 19:00 часов, кроме среды.
Тибетское слово «дацан» означает «монастырская школа», в которой монахи живут по законам винаи (канон монашеской дисциплины) и изучают различные разделы Учения Будды Шакьямуни.
«Гунзэчойнэй» в переводе с тибетского означает «Источник Святого Учения Всесострадающего Владыки-Отшельника».
Дацан Гунзэчойнэй принадлежит к школе Гелугпа, является последователем тибетского буддизма Махаяна.
Освящён в честь божества Калачакра.
Киоск храма работает в следующем режиме:
Будние дни: с 10:00 до 18:00 часов
Выходные дни: с 10:00 до 19:00 часов
Обед: с 12:00 до 13:00 часов
Выходной день: среда
Санкт-Петербургский Дацан Гунзэчойнэй | Буддизм запись закреплена
Расписание хуралов и ритуалов в Дацане Гунзэчойнэй на СЕНТЯБРЬ 2021 года.
в 10:00 - БАЛДАН ЛХАМО
Показать полностью.
(Сахюусан хурал способствует устранению препятствий и обретению благополучия).
в 15:00 - СОГЧЕН
(вместе с хуралом ТАБАН ХАРЮУЛГА, направленым на защиту от негативного влияния и на здоровье, способствует преодолению препятствий на пути к благим целям).
Когда в таблице указаны хуралы, они читаются ВМЕСТО ежедневных
19 сентября в 12:00 — ритуал разбора мандалы и раздача песка прихожанам.
Нравится Показать список оценившихСанкт-Петербургский Дацан Гунзэчойнэй | Буддизм запись закреплена
Расписание хуралов и ритуалов в Дацане Гунзэчойнэй на ОКТЯБРЬ 2021 года.
в 10:00 - БАЛДАН ЛХАМО
Показать полностью.
(Сахюусан хурал способствует устранению препятствий и обретению благополучия).
в 15:00 - СОГЧЕН
(вместе с хуралом ТАБАН ХАРЮУЛГА, направленым на защиту от негативного влияния и на здоровье, способствует преодолению препятствий на пути к благим целям).
Когда в таблице указаны хуралы, они читаются ВМЕСТО ежедневных
Нравится Показать список оценившихСанкт-Петербургский Дацан Гунзэчойнэй | Буддизм запись закреплена
Каждый день в Дацане в 10 часов утра ламы читают хурал Сахюусан. Почему он так важен?
Сахюусан (бурят.), Чой-джон (тиб.), Дхармапала (санскр.) — значит «Защитник Учения». В буддизме так называют класс просветлённых и непросветлённых могучих существ, давших клятву защищать Дхарму и её последователей, пока все существа не достигнут просветления.
Показать полностью.
Молебен Сахюусан посвящен великой буддийской богине Палден Лхамо — божеству-Защитнице в женском облике, хоть и ужасном. Она является покровительницей и хранительницей Дацана Гунзэчойнэй и всех его прихожан.
Палден Лхамо является главной Защитницей в тибетском буддизме. Кроме того, она является особой защитницей столицы Тибета — Лхасы, линии Далай-лам и школы буддизма Гелуг.
Эта грозная богиня изображается в виде устрашающей всадницы верхом на муле. В её подчинении злые духи и демоны, поэтому её имя стараются не упоминать вслух, называют Грозной Богиней или Великой Дэви. Ужасающий облик и атрибуты в символах буддизма означают что божество обратило беспощадную силу гнева на борьбу с самыми опасными и вредоносными омрачениями.
Тем, кто к ней обращается, она помогает защититься от воздействия злых сил, исцелиться от тяжких болезней. Она владеет тайной жизни и смерти, судьбы и времени.
Искренняя молитва и подношения Палден Лхамо и другим Защитникам помогают устранить преграды к достижению наших благих целей — как духовных, так и мирских,
нейтрализовать вредоносное влияние внутренних и внешних препятствующих сил,
очиститься от неблагих деяний, совершенных телом, речью и умом, способствует осуществлению планов и желаний.
На видео Даши-лама (лама Артур), знаток практик Защитников, рассказывает о ходе и значении хурала Сахюусан.
На видео запечатлена интересная историческая ситуация, когда алтарная статуя Будды Шакьямуни была перенесена в левый предел храма в связи с реставрацией алтарной части. Архив Дацана. 2019 год.
Вводная экскурсия
Каждую субботу в 17:00 приглашаются все желающие посетить бесплатную экскурсию по дацану. На ней Антон-лама в миру и Цультим-лама в духовном мире расскажет вам вкратце историю постройки дацана, значение каждого элемента в храме, почему, что и как делается, как происходят обряды и, разумеется, осветит для вас все вопросы, касающиеся философии буддизма (поверхностно, конечно же —изучение этой науки требует много-много времени). Я была на этой экскурсии — у меня сложилось впечатление, что мне дали такую информацию о дацане, которую я не смогла бы узнать нигде больше.
Расписание богослужений
Присутствие на буддийских молебнах – хуралах – разрешено всем. Есть постоянные службы, а расписание дополнительных можно посмотреть на сайте дацана. Кстати, если сделать пожертвование, в хурале будет упомянуто ваше имя и просьба о вашем благополучии.
- 10:00–12:00 – ежедневный хурал Защитнику Лхамо, покровителю храма.
- 15:00–16:00 – ежедневный хурал в честь Будд прошлого, настоящего и будущего времени.
- 15:00 – воскресное чтение сутры Золотого Света. Считается, с помощью этого хурала происходит очищение сознания и кармы.
Развевающиеся тряпочки, по мнению буддистов, быстрее доносят молитвы ввысь.
Молитвенные флажки
Молитвенные флажки представляют собой кусочки ткани с написанными на них молитвами. Разноцветные флажки необходимы, чтобы благословить данную территорию и защититься от злой магии. Согласно учению, когда флажки раскачивает ветер, молитвы возносятся ввысь.
В Буддийском храме есть два ритуала для накопления молитвенных заслуг:
- Обход святого места, например дацана или ступы, обычно это делают 3, 7 или 21 раз
- Вращение барабана. В дацане Санкт-Петербурга на барабанах начертана мантра Авалокитешвары «Ом Мани Падме Хум» (Авалокитешвара — это божество Сострадания). Если вращать барабан вокруг своей оси с верой в сердце, то прихожанин достигает просветления.
Дацан Гунзэчойнэй
В строительстве нашего города с первых лет принимали участие большей частью христиане разных конфессий (православные, лютеране, католики и др.), поэтому наличие и близкое соседство храмов этих конфессий в центре города никого не смущает и не удивляет. А вот представителям других религий не так легко было получить разрешение властей на строительство храмов, хотя их представители тоже жили в Петербурге с момента его основания и были многочисленными. Например, синагога появилась только во второй половине XIX века, мечеть в начале XX века. Тоже самое было и с приверженцами буддизма.
Северный фасад дацана. Фото автора. Северный фасад дацана. Фото автора.Буддизм был официально признан еще в 1741 году указом императрицы Елизаветы Петровны. И это было правильное решение, ведь для калмыков, тувинцев и бурятов буддизм к тому времени был уже частью их культуры. В самой столице буддистов было мало, поэтому о храме речь не шла. Но к началу XX века в России, особенно среди столичной интеллигенции и высшего света вырос интерес к Востоку.
Община буддистов в Петербурге тоже росла. Николай Рерих и Фёдор Щербатской предлагали перевезти в Петербург буддийский храм из Бомбея (Индия), но это оказалось слишком дорого. В 1908 году Агван Доржиев , представитель Далай-ламы Тринадцатого в России, обратился к властям с прошением от Далай-ламы о строительстве дацана. Прошение было удовлетворено. Доржиев лично выбирал место под строительство и потом стал первым настоятелем храма. А в буддизме это очень сложный ритуал, где принимаются во внимание молитва, астрология, гадание, география. Храм должен быть в тихом месте у воды. Район Старой Деревни, бывшей в то время дачной окраиной Петербурга, практически в места впадения Большой Невки в Финский залив, видимо отвечал всем требованиям. Проект храма выполнил 30-летний студент Института Гражданских инженеров Николай Березовский . Но петербургскому градоначальнику не понравилось, что здание возводят по проекту хоть и знатока Востока, но всё-таки студента, а не профессионального архитектора. К строительству был привлечён архитектор Гавриил Барановский (главный архитектор всех предприятий Елисеевых), который немного переработал проект. Завершение строительства в 1915 году произошло уже под руководством архитектора Ричарда Берзена . Примечательно, что первая буква в фамилиях архитекторов была такой же как в слове «буддизм». В 1915 году храм был освящён и открыт для верующих. Получился уникальный буддийский храм – в форме усечённой пирамиды как у классического тибетского храма, но с портиком вместо балкона (по бурятской традиции), а также облицован гранитом и по архитектурному стилю это модерн, что более свойственно Европе того времени.
Южный, главный фасад дацана. Фото автора. Южный, главный фасад дацана. Фото автора.В переводе с тибетского «Гунзэчойнэй» означает «Источник Святого учения Всесострадающего Владыки-Отшельника». Этот дацан стал самым северным в мире (оставался таким до 2014 года). Священные артефакты доставлялись сюда из мест традиционного распространения буддизма. После Октября 1917 года храм был разграблен. Потом храм снова стал действующим, но в конце 30-х начались аресты и расстрелы буддийской общины, проживавшей здесь. Статуя Будды, подаренная королём Сиама, была разбита при транспортировке и её обломки лежат на дне реки или в одном из прудов Елагина острова. В годы блокады здесь располагалась радиостанция. Затем здание передали Академии наук, потом музею истории религии и атеизма. В конце 80-х годов XX века была восстановлена буддийская община, которой и вернули дацан.
Фрагмент портика. Фото автора. Фрагмент портика. Фото автора.Портик дацана венчает «Колесо Учения» – один из главных символов буддизма. По сторонам от Колеса стоят две золотые лани. По легенде, когда Будда читал свою первую проповедь «Поворот Колеса Учения», из леса вышли две лани и стали слушать его. Когда проповедь закончилась, они скрылись в лесу. С тех пор лани олицетворяют принятие учения. Колесо же символизирует Дхарму, совокупность Вселенских норм и правил, поддерживающих космический порядок.
История храма
Дацану Гунзэчойнэй (что переводится с тибетского как «источник святого учения Всесострадающего») пришлось пройти сквозь лед и пламя, чтобы прийти к тому состоянию, в котором он находится сейчас. Ему не много не мало уже больше 100 лет. Его строили в течение 6 лет с 1909 по 1915 годы при финансировании самого Далай-Ламы и множества верующих с Калмыкии и Бурятии. Правда, немногим после того, как в храме стали проводиться службы, он был покинут монахами. Храм разграбили, множество документов было уничтожено. В итоге по окончании Первой Мировой Войны в дацан стали возвращаться прихожане, но вскоре и это движение начало подавляться под действием правящей партии.
Долгие годы дацан так и переходит из рук в руки одной организации к другой. После того, как Советский Союз распался, храм наконец-таки вернули в управление буддийской общины. С того момента в храме сменилось двое настоятелей, последний из которых — Буда Бальжиевич — также некоторое время боролся за свободу дацана. В конце 90-х годов в храме обосновались сектанты, закрыв вход для всех, кроме своих. Лишь через несколько лет удалось отсудить здание обратно.
Сейчас в храме регулярно проходят лекции, отмечаются различные буддийские праздники, медитативные курсы и просто консультации у лам дацана.
Что посмотреть поблизости
При выходе из храма перед вашими глазами предстанет Елагин остров, на котором находится Центральный Парк Культуры и Отдыха (ЦПКИО). Помимо дворцового ансамбля на острове (скромного и при этом очень красивого), тут вы сможете найти уединение на какой-нибудь скамеечке даже летом, когда все жители округи сбегается в этот парк, чтобы провести здесь отличное время.
Для меня этот парк является из моих самых излюбленных мест с детства — тогда мы сюда приезжали с семьей, чтобы я могла пообщаться с белочками, уточками и прокатиться на катамаране. Затем я стала сюда приходить сама после уроков, чтобы посидеть на набережной, думая о своем или читая книгу. Так что здесь отлично сможет провести время каждый человек, любого возраста! Летом здесь проходят разные фестивали, молодежь в погожие деньки валяется на полянках тут и там, наслаждаясь солнечной погодой. Подробнее о парке вы прочтете здесь.
Познать дзен. Экскурсия в Дацан Гунзэчойнэй в Петербурге
Словно волшебная шкатулка стоит на Приморском проспекте "Дацан Гунзэчойнэй" - буддийский храм, до недавнего времени самый северный в мире.
Он появился на берегу Большой Невки в годы правления Николая II. Установление дипломатических отношений между Тибетом и Российской империей позволило бурятскому ламе Агвану Доржиеву поднять вопрос о постройке в столице молитвенного здания для буддистов.
Первые буддисты появились в Петербурге еще во время правления Петра I. Есть версия, что на постройке валов Петропавловской крепости работали волжские калмыки, проповедовавшие буддизм. Но по-настоящему буддийская община сформировалась в Петербурге в конце XIX века. Правда, за неимением храма богослужения проводили на частных квартирах. В начале XX века буддизм стал модной философией, которой увлекалась петербургская знать.
Получив высочайшее одобрение, в 1909 году Агван Доржиев приобрел участок земли на окраине города, в историческом районе Старая Деревня. Выбор места для постройки храма сопровождался молитвами, медитациями, астрологическими расчетами и изучением ландшафта. Хорошим знаком стала близость к воде, ведь переход на другой берег - образ перехода человека в иную жизнь, кардинального изменения его убеждений и ценностей.
Средства на приобретение участка земли и строительство были пожертвованы Агваном Доржиевым, далай-ламой XIII и простыми верующими из Бурятии и Калмыкии.
В специальный комитет по постройке буддийского храма вошли ученые-востоковеды. Над проектом работали гражданский инженер Николай Матвеевич Березовский, архитекторы Гавриил Васильевич Барановский и Ричард Андреевич Берзен. Оформлением интерьеров руководил художник Николай Константинович Рерих, чьи жизнь и творчество было тесно связано с буддизмом. Он же является автором эскизов, по которым были выполнены великолепные витражи.
Строительство продлилось шесть лет. Первое богослужение в еще недостроенном Дацане было проведено в 1913 году, в день празднования 300-летия Дома Романовых. В 1915 году храм торжественно освятили, дав ему тибетское название "Kun la brtse mdzad thub dbang dam chos ’byung ba’i gnas", которое в переводе на русский язык означает "Источник Святого Учения Всесострадающего Владыки-Отшельника»" (Гунзэчойнэй).
В архитектуре Дацана органично сплелись классические тибетские каноны и элементы северного модерна. Здание в виде сужающейся кверху трапеции из красно-фиолетового колотого гранита за необычную окраску часто называют "аметистовым храмом". Яркий декор его фасадов глубоко символичен.
Четыре колонны у входа означают четыре благородных истины - истину страдания, истину причины, истину прекращения страдания, истину пути. Над каждой дверью размещены буддийские мантры, написанные на старомонгольском, тибетском и санскритском языках.
Как вести себя в буддийском храме
Войти в Буддийский храм могут все, и мужчины, и женщины любой веры, однако, существует несколько правил, которые следует обязательно выполнять:
- Перед входом в закрытое помещение буддийского храма, необходимо снять обувь или одеть бахилы
- Независимо от пола, и женщины, и мужчины снимают головные уборы
- Одежда посетителей — в рамках приличия, она не должна быть открытой и вызывающей, в шортах по монастырям ходить тоже не стоит
- Нельзя дотрагиваться друг до друга и, тем более, до монаха. Ни в коем случае посетители не должны обниматься
- Во многих монастырях имеются возвышения, предназначенные только для монахов и миряне садиться на них ни в коем случае не должны. Если Вы увидите стулья, то они, как и в православной церкви, предназначены только для пожилых людей
- Если Вам захотелось сесть, то ноги надо подвернуть под себя или сесть по-турецки и ни в коем случае не вытягивать из по направлению к алтарному пространству
- Обходить ступу или любую статую желательно по часовой стрелке
- В храме имеются емкости для пожертвований, собранные деньги идут на благоустройство территории и реставрацию здания. Оставить небольшую денежку, вместо платы за «входной билет» не возбраняется
- Фотографировать можно только во дворе дацана, внутри съемка запрещена.
В дацане Санкт-Петербурга имеется столовая, где готовят традиционные бурятские блюда — чай с молоком, буузы (мясо в тесте), суп и салат. Столовая работает ежедневно, кроме среды.
По субботам проводятся лекции по буддизму для начинающих.
Напомним, что мировым центром буддизма считается Тибет, а в России основными представителями буддизма являются буряты, тувинцы и калмыки. В настоящее время в нашей стране насчитывается около 30 дацанов (дацан — это буддийский монастырь). Лама — это религиозный учитель (монах) буддийского храма.
Молитвенные флажки и барабаны
У каждой религии есть свои священные предметы, которые помогают совершать молитвы. У мусульман это четки, у христиан и католиков — крест, а у буддистов, это молитвенные флажки и барабаны. И, конечно, придя в Буддийский храм, Вы сразу увидите эти священные атрибуты.
Буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй» в Санкт-Петербурге
В начале XX века вдали от центра Санкт-Петербурга, в Старой деревне, был возведен Буддийский храм, необычный для восприятия большинства россиян. Здание словно возникло из восточной сказки. Рядом — деревья с флажками-оберегами и стойки с деревянными барабанами.
Каждый посетитель старается покрутить эти молитвенные барабаны и загадать желание. В народе же считается, что вращение барабана приносит удачу, здоровье и благополучие. А чтобы чудо сбылось, главное — не перепутать направление. Вращать нужно по часовой стрелке.
Есть тут и скульптуры львов, напоминающие, что мы все же в Санкт -Петербурге.
Буддийский храм, название которого «Дацан Гунзэчойнэй», можно смело отнести к необычным и интересным достопримечательностям Санкт-Петербурга. Посетив его, Вы можете чуть-чуть окунутся в восточный мир. Службы здесь проходят совсем не так, как в православных храмах.
В Санкт-Петербурге Буддийский храм расположен недалеко от Елагина острова и посетить его удобно до или после прогулки по ЦПКиО им. Кирова.
Посещение. Режим работы
Для посещения храма нет ограничений по половому или религиозному признаку. Открыт он с 10 до 19, исключая среду.
Есть определенные правила, которых стоит придерживаться:
Если очень хочется посетить храм группой, нужно записаться в киоске возле дацана. Если нужна бесплатная экскурсия, по субботам в 17:00 ее лично проводит Цультим лама, объясняя детали буддизма и ритуалы. Кроме того, если вас интересуют астрология, тибетская медицина или даже тибетский язык, это здесь тоже практикуют (правда, медуслуги платные).
Буддийский храм Дацан Гунзэчойнэй — цены, расписание, льготы, адрес, телефон, сайт
История Санкт-Петербургского Дацана больше, чем история архитектурного памятника. Храм сыграл свою роль в становлении буддизма в Северной столице, оказал влияние на развитие российской буддийской Сангхи России, оказался участником культурно-исторических событиий в России ХХ века.
Санкт-Петербургский буддийский храм был построен в 1909—1915 годах по инициативе выдающегося бурятского ламы и учёного Агвана Лобсана Доржиева. Архитектурный проект храма разработан студентом Института гражданских инженеров Березовским Николаем Матвеевичем и архитектором Барановским Гавриилом Васильевичем, по образцу тибетского соборного храма ("цогчен-дуган"), который, однако, был подвергнут существенной европеизации в духе Северного модерна.
Храм был освящен 10 августа 1915 года и получил тибетское название: "Источник Святого Учения Всесострадающего Владыки-Отшельника".
Адрес: Санкт-Петербург, Приморский проспект, 91
Метро: Старая Деревня
Год открытия: 1915
Тип: Храмы, церкви, соборы
Буддийские и индуистские храмы;Места для детей;Храмы, где проводят экскурсии;Места для детей от 0 до 3 лет;Места для детей от 4 до 6 лет;Места для детей от 7 до 10 лет;Места для детей от 11 до 15 лет
Официальный сайт: перейти
Группа в ВК: перейти
Группа в Инстаграм: перейти
Молитвенные барабаны
На цилиндрах молитвенных барабанов нанесены мантры и молитвы. Мантра — это стих, заклинание — священный текст, слово или слог в таких религиях, как индуизм, буддизм и джайнизм. Барабаны нужно вращать по часовой стрелке.
История создания
Конец XIX в. был для Санкт-Петербурга временем новых религиозных и философских веяний. Прибывшим в город приверженцам буддизма из Калмыкии и Бурятии, а также необуддистам не хватало места для духовных практик. Этим и было вызвано ходатайство об основании молельни в 1898 г., которое подал учитель буддизма из Бурятии Агван Доржиев, представлявший XIII Далай-ламу. Несмотря на это желание, собранные ламами и обычными буддистами средства, приобретенный участок для строительства, дацан возвели только в 1915 г.
Строительство длилось 6 лет, использовались долговечные и дорогие материалы (в частности, гранит), были задействованы именитые люди (князья, короли, академики, врачи тибетской медицины и путешественники). Особо стоит упомянуть художника Николая Рериха и архитектора Гавриила Барановского. Здание было исполнено целиком в духе тибетской архитектуры: вход направлен на юг, к Шамбале, а стены наклонены вовнутрь. Первая служба, которую в тибетском буддийском храме в Санкт-Петербурге удалось провести в 1913 г., была памятной не только для поклонников Будды, но и для почитателей царской семьи: Романовым исполнилось 300 лет. Название храму дали длинное и тибетское: «Источник Святого Учения Всесострадающего Владыки-Отшельника».
Помните главное: ни в коем случае не показывайте Будде спину. Навлечете много неприятностей.
По окончании строительства храм недолго использовался по назначению: время было военное, буддистов в Петербурге не осталось, растворились в чужих карманах и богатства дацана. Возобновились молебны только в 1920 г. и то на десятилетие. 1937 г. принес с собой репрессии для служивших при храме монахов. Здание принимало в своих стенах и радиостанцию, и институтскую лабораторию. Религиозность к дацану вернулась только в 1990 г., и только в 2003 г. домой возвратилась потеря – подаренная королем Сиама статуя Будды. С тех пор на территории дацана появляются ступы в память об умерших служителях культа.
Буддийский храм в Санкт-Петербурге: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото
Есть в Петербурге немного неожиданная и дорогая восточная постройка. К тому же, это одно из самых северных культовых зданий в мире, где служат буддийские монахи. Речь идет о «Дацане Гунзэчойнэй», буддийском храме в Санкт-Петербурге.
«Гунзэчойнэй» – сокращенное название храма, которое хоть как-то способен произнести турист, а «дацаном» храм назван потому, что здесь не только совершают службы, но и постигают учения тибетского буддизма. За дыханием настоящего Тибета и освящением души и тела ноги будут сами нести сюда не раз.
Молитвы уже записаны на барабанах, нет нужды в словах, просто вертите барабаны по ходу солнца.
Где рядом можно остановиться
Если очень хочется и договоритесь с главным ламой буддийского храма в Санкт-Петербурге, в 15-й лунный день получите «прибежище». Но дольше нескольких дней никто в дацане не проживает. Зато совсем рядом 5-этажное здание принимает паломников на проживание (кстати, там можете увидеть и разных лам). Здание не потеряете из виду – на нем много мемориальных плит, посвященных служителям местного культа.
Читайте также: