Бодхгая индия место достижения буддой просветления
Во времена Будды Индия переживала глубокие социальные перемены. Меньшие государства и территории поглощались государствами более крупными, проявлявшими имперские притязания. Ведийская религия выродилась в простое исполнение ритуалов. Общество жёстко разделилось на касты, низшие из которых несли двойное бремя: экономической эксплуатации и социального угнетения. Многие умы обратились к поискам той идеологии, которая смогла бы сделать осмысленной жизнь в столь шаткую эпоху.
Многие талантливые, энергичные люди, обратившиеся к поискам новой идеологии, не были удовлетворены философией упанишад. Хотя она значительно отошла от ведийского ритуализма, но всё же путь упанишад был связан с ведийской традицией и с её ценностями. А Будда был человеком, чьи духовные поиски порывали с ведийской традицией.
Поиски пути, ведущего к коренному преодолению страданий, свойственных положению человека в этом мире, стали главной движущей силой в жизни Гаутамы. Он решил отречься от трона и семьи и стать странствующим аскетом. Вначале он последовал по пути йогической медитации вместе с двумя отшельниками-брахманами. Ему удалось достичь высоких уровней медитативного сознания. Но этот путь не удовлетворял его, поскольку не отвечал главной цели его поисков. Затем он прошёл путь строжайшей аскезы. Аскеза Гаутамы была столь суровой, что он был близок к смерти. Но и этот путь не привёл его к цели.
Наконец он сел под деревом бодхи, обратясь лицом на восток, решив не покидать это место до тех пор, пока не обретёт просветления. В ночь полнолуния Гаутама прошёл через четыре ступени медитативного транса (дхьяна, dhyana). Каждая из ступеней транса отличалась концентрацией и точным осознанием происходящего. В последнюю стражу ночи Гаутама обрёл просветление (бодхи, bodhi) и стал Буддой (Buddha), то есть "Просветлённым".
ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ
Будда узрел путь, ведущий к окончанию всех страданий и к освобождению (нирвана , nirvana) . Теперь он раздумывал над тем, готов ли мир к столь глубокому учению; однако, в конце концов он решил проповедовать своё учение. Будда отправился в Сарнатх и прочёл свою первую проповедь в Оленьем Парке. Тогда Будде было тридцать пять лет.
Его первую проповедь называют "Первым поворотом колеса Дхармы". Свой путь Будда назвал Срединным, поскольку отвергал и аскетизм, и гедонизм как односторонние крайности.
Есть две крайности в этом мире, о монахи, которых следует избегать странствующему монаху. Что это за крайности? Стремление к удовлетворению желаний и потакание чувственным удовольствиям, низменное, недостойное, неблагородное и бесполезное; и стремление к лишениям и самоистязанию, болезненное, неблагородное и бесполезное. Есть и Срединный путь, о монахи, открытый Татхагатой (Tathagata) [то есть Буддой], избегающий обеих этих крайностей. Он приносит ясное знание и прозрение, он даёт мудрость и ведёт к душевному миру, пробуждению, просветлению и нирване.
Далее Будда провозглашает свои Четыре Благородные Истины:
"Вот, о монахи, благородная истина о причине страдания: это желание, приводящее к рождению, соединенное с удовольствием от похоти, находящее удовольствие там и тут, само желание удовольствия. "
"Вот, о монахи, благородная истина о прекращении страдания: прекращение желания, отрешённость, отказ, освобождение, непривязанность".
Словно хороший врач, Будда диагностировал болезнь, обнаружил её причину и предписал способ излечения от неё.
За этим диагнозом и рецептом, звучащим довольно незамысловато, лежит глубокое философское открытие. Первую часть этого открытия составляет то, что Будда называл "Тремя характеристиками бытия":
Все составляющие бытия исполнены страдания. По мнению Будды, изменчивый, преходящий поток событий никогда не может быть источником подлинного счастья и душевного мира; напротив, он приносит страдания, потому что человеческая природа, исполненная желаний, никогда не может удовлетвориться непостоянным.
Во второй части своего философского открытия Будда переходит от указания на непостоянство к теории причинности, или к закону взаимозависимого происхождения (пратитья-самутпада, pratitya-samutpada): Когда есть это, появляется и то; при возникновении этого возникает и то. Когда нет этого, не возникает и то; при исчезновении этого исчезает и то.
БЛАГОРОДНЫЙ ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ
Буддийская нравственность основывается на пяти принципах поведения. Правильное поведение требует воздержания от (1) убийства, (2) воровства, (3) распущенности, (4) лжи и (5) горячительных напитков. Верная речь означает воздержание от лжи, перемывания косточек, клеветы и бесед, способных вызвать ненависть, вражду и раздор; от резких, грубых, злобных слов и от пустой болтовни. Верные средства к жизни означают, что не следует добывать средства к существованию ремеслом, причиняющим вред другим живым существам.
Одна из эффективных техник медитации называется смрити (smriti), " памятование", то есть "самонаблюдение". Оно заключается в различительном созерцании (випашьяна, vipasyana) телесных ощущений, эмоций и дхарм (элементов), образующих пять скандх. Например, Будда так объясняет медитационное созерцание эмоций:
Итак, о монахи, монах, переживающий приятное чувство, понимает, что он переживает приятное чувство; переживая же неприятное чувство, он понимает, что переживает неприятное чувство. он живёт, наблюдая природу возникновения чувств, наблюдая природу исчезновения чувств. так он живёт, ни к чему не привязываясь.
Похожие наставления даются относительно "памятования" телесных ощущений, мыслей и дхарм. Целью всего этого является самообладание, ведущее к прекращению привязанностей.
Сторонники Махаяны, напротив, считают, что необусловленное и трансцендентное существует. Только мир повседневного эмпирического опыта обусловлен и непостоянен. Слова Будды о том, что нирвана не поддаётся описаниям, они приводят в доказательство существования необусловленного. Последователи Махаяны утверждают далее, что сам Будда и многие другие святые составляют часть трансцендентального мира. На этой основе и развилась полнокровная народная буддийская религия.
После сорока пяти лет неустанного и активного наставничества Будда скончался в возрасте восьмидесяти лет.
"Всё, что состоит из частей, подвержено разрушению. Прилежно стремитесь к достижению цели!" Это последняя речь Совершенного.
Несколько известных храмов
Вьетнамский храм
Вьетнамский храм — был построен совсем недавно, в 2002 году. Поэтому в его конструкции можно увидеть использование самых современных архитектурных технологий. Храм сделан в форме традиционной пагоды (а эту конструкцию можно в целом очень часто увидеть в Бодхгае), но Пагода вьетнамского храма — одна из самых высоких. Внутри установлена статуя Авалокитешвары. Храм окружён прекрасным ухоженным садом.
Индосана Нипподжи (японский храм)
Храм был завершён в 1973 году. Японский храм в Бодхгае построен по образцу древнего японского деревянного храма и, кажется, представляет естественную красоту без какого-либо искусственного украшения и дизайна. Стены храма изнутри украшены картинами, изображающими различные эпизоды из жизни Будды.
Тайский храм и монастырь
Тайский монастырь, или буддийский храм, в Бодхгае был построен в 1956 году тайским монархом по просьбе премьер-министра Индии Джавахарлала Неру для укрепления отношений между двумя странами. Это уникальный и единственный тайский храм в Индии. Этот храм демонстрирует элегантность тайской архитектуры. Тайский храм украшен наклонной и изогнутой крышей, покрытой золотой черепицей. Внешний вид его очень изыскан.
Конечно же, нет смысла подробно описывать каждый из этих храмов, их множество. Посмотрев на них, можно просто порадоваться тому, сколь широко распространилось учение Будды по всему миру. И полюбоваться на «разные лики» буддизма из разных стран. Нет даже необходимости совершать специальные экскурсии по этим храмам, скорее всего, по дороге из отеля в Парк Махабодхи вы, так или иначе, будет проходить мимо нескольких храмов разных традиций.
Великая статуя Будды
Великая статуя Будды стала самым высоким изображением Будды в Индии (высота статуи около 26 метров). Будда сидит в позе для медитации на цветке лотоса. Его глаза полуприкрыты. Автор статуи — один из самых известных современных скульпторов Ганапати Стхапати. Выполнение статуи в камне взяла на себя компания Тхакур и сыновья. В основании статуи находится твёрдый бетонный пьедестал, а сама она выполнена из розового песчаника.
Внутри статуя полая, и в ней находится спиральная лестница, вдоль которой идут деревянные полки. На них стоят 16300 маленьких статуй Будды, сделанных из бронзы. Они были доставлены из Японии. Статуя постепенно становится одной из важных достопримечательностей современной Бодхгаи.
Будда Шакьямуни. Места Будды
Б удда Шакьямуни (Гаутама) жил с 566 по 485 год до н. э. в центральной части северной Индии. Он родился в богатой аристократической семье из касты воинов в государстве Шакья со столицей в Капилавасту, на границе нынешних Индии и Непала.
В буддийских текстах можно найти описание чудесного зачатия Будды во сне, в котором белый слон с шестью бивнями входит в бок царицы Майядэви, а также предсказание мудреца Аситы о том, что ребёнок станет или великим властителем, или великим мудрецом. Также можно найти описание чудесного рождения Будды. Недалеко от Капилавасту в роще Лумбини он вышел из бока своей матери, сделал семь шагов и сказал: «Я явился». Юность Будды прошла в удовольствиях и наслаждениях. Он женился, и у него родился сын Рахула. Однако в возрасте двадцати девяти лет Будда отрекается от семейной жизни и царского престола и стал странствующим нищенствующим духовным искателем.
Чтобы пресечь страдания, Будда стремился постичь природу рождения, старения, болезни, смерти, перерождения, печали и неведения.
Когда принц впервые отправился на охоту, его потрясло созерцание страданий, переполняющих жизнь. Он увидел перепаханное поле, на котором птицы выклёвывали червей из комьев земли, и поразился, почему одни живые существа могут жить только ценой смерти других? Но самым важным для духовного переворота Сиддхартхи оказались четыре встречи: царевич видит похоронную процессию и понимает, что все люди и он сам смертны, и ни богатство, ни знатность не могут защитить от смерти.
Он обращает внимание на прокажённого и впервые осознает, что болезни подстерегают любого смертного. Принц смотрит на нищего, просящего подаяние, и понимает мимолётность и призрачность богатства и знатности. И вот Сиддхартха оказывается перед мудрецом, погружённым в созерцание. Глядя на него, принц осознал, что путь самоуглубления и самопознания – единственный путь к постижению причин страданий и способа избавления от них. Говорят, что сами боги, также пребывающие в колесе рождений и смертей и жаждущие избавления, послали принцу навстречу увиденных им людей, чтобы вдохновить его вступить на путь познания и освобождения.
Осознав всё это, Будда пришёл к ясному пониманию истины страдания, которое испытывает каждый, и возможности избавления от него.
Данный эпизод, касающийся получения помощи на духовном пути, аналогичен фрагменту из «Бхагавад-Гиты», где описан разговор Арджуны со своим возницей Кришной, который говорит о необходимости следовать своему долгу воина и сражаться в битве против своих родственников. В обеих историях (в буддийской и в индуистской) мы можем увидеть более глубокий смысл, который заключается в выходе за пределы стен нашей комфортной жизни, за пределы того, что нам привычно и близко, чтобы никогда не оставлять свой долг постижения истины. В каждом случае колесница, возможно, олицетворяет собой сознание как средство, ведущее к достижению освобождения, а слова возницы в этом случае будут означать движущую силу, побуждающую наше сознание, а именно истинную природу реальности.
Как странствующий духовный искатель, давший обет безбрачия, Будда обучался у двух учителей методам достижения различных уровней умственной устойчивости и медитативного состояния вне форм. Несмотря на то, что он был способен достичь этих глубоких состояний совершенной концентрации, находясь в которых, он более не испытывал ни страданий в их грубой форме, ни даже обычного мирского счастья, он не был удовлетворён. Эти высокие состояния давали только временное, непостоянное избавление от омрачённых ощущений и, конечно, не устраняли более глубокого всеобщего страдания, которое он стремился преодолеть. Затем вместе с пятью спутниками он практиковал суровый аскетизм, но это также не устранило тех глубоких проблем, которые связаны с подневольным круговоротом перерождений (санскр. samsara; сансара). После чего Будда прервал свой шестилетний пост на берегу реки Найранджана, когда девушка Суджата поднесла ему миску с рисом в молоке.
После отказа от аскетизма Будда в одиночестве медитировал в джунглях, чтобы преодолеть страх. Подсознательный страх – это более сильное проявление эгоизма и цепляния за несуществующее "я", даже более сильное, нежели то, что лежит в основе непреодолимого стремления к поиску удовольствий и развлечений. После продолжительной медитации Будда достиг полного просветления в возрасте тридцати пяти лет. Будда достиг просветления под деревом бодхи в местечке, называемом ныне Бодхгайя, после того, как отразил все атаки Мары. Завистливый бог Мара пытался помешать Будде достичь просветления, являя себя в ужасающих или привлекательных образах с тем, чтобы нарушить покой медитации Будды под деревом бодхи.
В ранних источниках Будда достигает просветления путём обретения трёх видов знания: полного знания всех своих прошлых жизней, полного знания кармы и перерождений всех живых существ и полного знания Четырех благородных истин. Более поздние источники объясняют, что с просветлением он достиг всеведения.
После достижения освобождения и просветления Будда не решался учить других этому пути. Он чувствовал, что никто не сможет его понять. Но индуистские боги Брахма и Индра умоляли его даровать учение. Обращаясь к Будде с просьбой, Брахма сказал, что если Будда откажется давать учение, мир будет страдать бесконечно и что по крайней мере некоторые люди поймут его слова.
Отвечая согласием на просьбу Брахмы и Индры, Будда отправляется в Сарнатх и там, в Оленьем Парке, даёт пяти своим прежним спутникам учение о Четырёх благородных истинах.
Вскоре Будда возвратился в Магадху, царство, в котором находилась Бодхгайя. Он был приглашен в столицу Раджагриху – современный Раджгир – царём Бимбисарой, который стал его покровителем и учеником. Там же к разрастающейся общине Будды присоединились два друга Шарипутра и Маудгальяяна, ставшие его ближайшими учениками.
В наше время никто из нас не способен совершать сверхъестественные поступки. Тем не менее, чтобы одержать победу над своими оппонентами, Будда охотнее использовал сверхъестественные силы, нежели логику, и это означает, что если умы других людей закрыты разумным доводам, лучшим способом доказать обоснованность нашего понимания будет демонстрация нашего уровня постижения на деле. Джатака о посрамлении брахманских учителей.
Несмотря на то, что, достигнув освобождения, Будда вышел за рамки опыта обычной неуправляемой смерти, всё-таки в возрасте восьмидесяти одного года он решил, что будет полезно дать своим последователям учение о непостоянстве и оставить тело. Перед тем, как сделать это, Будда дал своему спутнику Ананде возможность попросить о том, чтобы он, Будда, жил и учил дольше, но Ананда не понял намёк Будды. Это говорит о том, что Будда учит только тогда, когда его об этом попросили, а если никто не просит или никто не интересуется учением, тогда он уходит в другое место, туда, где может принести больше пользы. Наличие учителя и учения зависит от учеников.
Затем в Кушинагаре, в доме Чунды, Будда смертельно заболел после принятия пищи, которую этот покровитель преподнёс Будде и группе его монахов. Будучи при смерти, Будда сказал своим монахам, что если у них остались какие-либо сомнения или неразрешённые вопросы, им следует полагаться на учение о Дхарме, которое он преподал, и собственную внутреннюю дисциплину. Теперь это будет для них учителем. Таким образом Будда указывал на то, что каждый человек сам для себя должен постигать сущность учения. Не было абсолютного авторитета, способного ответить на все вопросы. Затем Будда покинул этот мир.
Чунда совершенно обезумел, думая, что это он отравил Будду. Однако Ананда утешил домохозяина, сказав, что на самом деле он создал огромную позитивную силу, или «заслугу», поскольку поднёс Будде последнюю перед его уходом еду.
Будда был кремирован, а его останки были помещены в ступы – сооружения, в которых хранятся мощи святых – в особенные места, которые стали главными буддийскими центрами паломничества:
Лумбини, где Будда родился,
Бодхгайя, где Будда достиг просветления,
Сарнатх, где он впервые преподал учение о Дхарме,
Кушинагар, где он ушёл из этого мира.
Также довольно важным местом считается Раджгир, а именно гора Гридхракута.
«Среди чистых земель Будд, расположенных на нашей земле и которые пробуждённому сознанию представляются как райские миры, прежде всего, следует назвать гору Гридхракута, или гору Грифов, близ Раджагрихи. Действие «Сутры Лотоса» происходит именно там. И поэтому последователи Махаяны считают эту гору своего рода представительством Шакьямуни в мире Саха, а также местом, находясь в котором, легче всего увидеть наш мир как чистое и полностью свободное от омрачений пространство безграничного сострадания и радостей. Многие из паломников, посетивших эту гору, удивлялись, как могло на столь ограниченном пространстве произойти описанное в «Сутре Лотоса» собрание, на котором присутствовали двенадцать тысяч архатов, восемьдесят тысяч Бодхисаттв и многие тысячи прочих последователей Будды. Но, в конечном счёте, каждый из них находил объяснение этому факту, ведь для пробуждённого существа пространство, так же как и время, является полностью покорной его воле субстанцией, и если уж для него возможно поместить бесчисленные миры на кончик волоска, то тем более возможно поместить на вершину средней величины скалы несколько сотен тысяч существ.
Парк для медитаций
На территории Махабодхи обычно шумно, что иногда мешает начинающим практикам сосредоточиться. Парк медитаций создан недалеко от храма Махабодхи. Он предназначен специально для практики, чтобы посетители храма могли в тишине получить опыт в медитации.
Бодхгая — центр буддийского мира
Д ля буддистов со всего мира Бодхгая — это своеобразный пуп земли, центр, вокруг которого вращается их мироздание, место, сконцентрировавшее вокруг себя память о Будде Шакьямуни. Место, хранящее память о событиях прошлого… Память о том моменте, когда Сиддхартха Гаутама, наследный принц рода Шакьев, смог осознать себя как Будду — полностью просветлённое существо.
И память эта заключена в храмах, зданиях, деревьях, улицах… Мы можем говорить об истории… Это то, что запечатлено на бумаге, записано в манускриптах. Да, конечно, это составляющая важна. И о памяти — это другое, это то, что витает в воздухе, это атмосфера и тишина места, это то, чем мы дышим…
Даже тогда, когда сам храм Махабодхи был в запустении (потому что Индия находилась под властью мусульман), эта память не исчезала. О дереве Бодхи, о его связи с центральным событием в жизни Будды помнил весь мир. Это видно из писаний, многочисленных буддийских текстов, художественной литературы. Даже тогда эта память не прервалась, об этом месте думали тысячи и тысячи буддистов, наполняя его своей энергией. Чтобы прикоснуться к чистой и светлой энергии этого места, чтобы погрузиться в неё, сюда и приезжают паломники со всего мира.
Бодхгая – это небольшой городок. Само это название появилось не так давно, всего лишь в XVIII веке. Прежде всего для того, чтобы отличить священное место около дерева Бодхи, под которым Сиддхартха достиг просветления, от достаточно крупного города Гая, расположенного недалеко.
До этого место просветления Будды Шакьямуни имело разные обозначения. Чаще всего в сутрах мы встретим упоминания, что Будда отправился в Урувеллу, что он достиг просветления в роще Урувелла. К примеру: «Однажды Благословенный жил в Урувелле на берегу реки».
Так называлась деревушка, расположенная неподалёку. Согласно комментатору V века Дхармапале, это название было дано из-за большого количества песка (vela), накопленного в этой области. Другие источники говорят, что деревня (и одноимённая роща) получила название из-за близлежащего дерева вилва.
Ко II тысячелетию до н. э. это название было забыто, и появились другие, звучащие, как музыка:
Бодхимандал — место, где достигается просветление.
Самбодхи — проницательность, мудрость, необходимая для достижения высших степеней архатства.
Ваджрасана — алмазный трон.
Махабодхи — великое просветление.
Но ни одно из этих мелодичных названий не закрепилось как наименование для городка, и нам он известен как Бодхгая.
Первоначально это место было малоизвестным, но паломники, на протяжении веков посещавшие дерево Бодхи, превратили его в живой центр буддийской культуры. Нет указаний на то, что Будда когда-либо возвращался сюда после просветления. Но его учение распространялось и привлекало всё больше последователей. Многие из них хотели увидеть то место, где их учитель достиг просветления. Понимая, что это может вызвать веру или ещё больше подпитывать веру, уже пробуждённую, Будда поощрял такие посещения. Так началась буддийская традиция паломничества. Конечно же, в первую очередь в Бодхгае паломники направляются к дереву Бодхи, сейчас окружённому храмовым комплексом Махабодхи.
Дерево Бодхи
Для многих буддистов именно Дерево Бодхи, место где Будда достиг просветления, является центром мира. Оно имеет и священное, и символическое значение.
В раннем Буддийском искусстве дерево Бодхи было одним из образов, используемых для представления Будды.
На протяжении веков паломники развозят семена и отростки дерева Бодхи в свои дома и монастыри. Так потомки священного дерева распространились и по всей Индии, и по окрестным странам. В надписи XIII века, сделанной в Бирме приверженцем местных верований, упоминаются паломники, возвращающиеся из Бодхгаи с такими семенами. Сегодня принято сажать дерево Бодхи в каждом буддийском монастыре, чтобы символизировать присутствие дхармы (буддийского учения).
В Бодхгайе Дерево Бодхи является излюбленным местом для практики медитации. Многие также оставляют здесь ритуальные пожертвования. Особенным благословением считается, если на практика падает сорванный ветром лист с кроны дерева. Это знак того, что человеку суждено достигнуть просветления. Многие привозят такие листья домой, как лучшую память о Бодхгае.
Дерево Бодхи, существующее сегодня, не является именно тем, которое помогало в медитации Будде Шакьямуни, но это прямой потомок того дерева.
Махабодхи
Бесспорно, культурным, духовным, да и вообще, смыслообразующим центром города является храмовый комплекс, выстроенный на том самом месте, где Будда Шакьямуни достиг просветления. Здесь же постигали собственную природу и Будды предыдущих эпох: Дипанкара, Канакамуни и другие, сюда же через многие тысячи лет придёт и Будда Майтрея.
Согласно буддийским представлениям, это место содержит в себе столько духовной энергии и столь значимо, что оно будет последним разрушено в конце времён и первое возродится в новом мире. По другим версиям, оно переходит неразрушаемым из кальпы в кальпу.
Нынешний комплекс храма Махабодхи в Бодхгае включает в себя величественный храм-ступу высотой 50 м, Ваджрасану (алмазный трон), священное дерево Бодхи, множество маленьких ступ и памятных мест, расположенных на этой территории.
Об известных паломниках
Есть записи о паломниках, прибывающих в Бодхгаю со всей Индии и почти с каждой земли и региона, где распространился буддизм.
Первым свидетельством о визите паломника из-за пределов Индии является надпись монаха по имени Бодхиракшита, написанная в I веке до н. э. Согласно Расавахини, монах по имени Кулла Тисса и группа паломников проделали свой путь в Бодхгаю примерно в 100 году до нашей эры. Король Силакала из Шри-Ланки (518–531) провёл свою юность в качестве новичка в одном из монастырей Бодхгаи. Это мы перечислили всего лишь нескольких паломников из Шри-Ланки.
Фа-сянь — один из самых известных китайских путешественников, посетивших землю Будды, был здесь в 399—414 гг. н. э. Отправившись в путь из Чанга, древней китайской столицы, он прошёл через Такшашилу, Шравасти, Вайшали, Паталипутру и достиг Бодхгаи — основной цели своего путешествия. Фа-сянь хотел привести в Китай тексты, фиксирующие монашеские правила, а также другую каноническую буддийскую литературу. Именно благодаря его записям исследователи смогли идентифицировать множество мест, связанных с жизнью Будды. Его «Записки о буддийских странах» были первым письменным рассказом очевидца о буддизме, написанным на китайском языке.
В 402 году два вьетнамских монаха Хуй Сун и Минь Вин, достигнув на корабле западного побережья Индии, отправились оттуда пешком к святой земле…
Таких свидетельств множество, а ещё больше тех безымянных паломников, о которых мы никогда не узнаем. Но именно благодаря им Бодхгая стала важным центром Буддизма (хотя традиция паломничества и прерывалась на некоторое время из-за мусульманского нашествия).
Ваджрасана
Ваджрасана (Алмазный трон) — это плиты из отполированного песчаника, примыкающие к храму. Они были установлены императором Ашокой, чтобы отметить то место, где сидел и медитировал Будда. Балюстрада из песчаника когда-то окружала этот участок под деревом Бодхи, но лишь некоторые из оригинальных столбов балюстрады всё ещё находятся на месте; они содержат скульптурную резьбу: изображения человеческих лиц, животных, декоративные детали.
Место, где Будда достиг просветления
Буддийская реликвия – храм Махабодхи построен в традиционном для Индии стиле и заслуженно относится к древнейшим кирпичным постройкам, сохранившимся до нашего времени. Считается, что именно на этом месте Гаутама Сиддхартха достиг просветления и стал Буддой.
Храм Махабодхи имеет долгую историю, во время которой он был почти полностью разрушен и забыт, но затем, благодаря усилиям британских археологов и индийского правительства, восстановлен. Сегодня святыня является воплощением торжества Просветления Будды, запечатлённого в камне. Буддисты не перестают приходить к храму Будды , чтобы выразить своё почтение.
Храм представляет собой мандалу-дворец высотой около 50 м. Здание построено в форме многоярусной пирамиды. Её основание занимает площадь 15 кв. м. На последнем ярусе храма возвышается крытая балюстрада с позолоченной ступой. На внешней стороне здания – множество балкончиков и ниш, в которых помещены буддистские статуи. Храм имеет четыре входа, главным считается тот, который смотрит на восток. Святыня окружена каменным рвом, символизирующим несокрушимую ограду. Возле основной башни построены четыре небольшие пирамиды в том же стиле. Внутри храма находится величественная статуя Будды Шакьямуни.
Где расположен храм
Дворец Махабодхи построен в северо-восточной части Индии в городке Бодх-Гая (Бодхгая), который относится к штату Бихар. Он возведён в сакральном месте. Здесь в 500 г. до н. э. принц Сиддхартха Гаутама, расположившись в тени дерева Бодхи, во время длительной медитации смог достичь полного просветления, выдержав все испытания, которые посылал ему Мара.
При каких обстоятельствах была построена святыня буддизма
Храм Будды был возведён в III в. до н. э., через 250 лет после просветления Гаутамы. В то время Бодх-Гаю посетил царь Ашока, который решил соорудить дворец в честь Будды. Во времена Кушанского царства храм был перестроен. Во время завоевания Индии мусульманами и образования на её территории Делийского султаната в XIII веке храм был забыт. Он постепенно превращался в руины и был почти погребён под слоем мусора и земли.
Возрождение храма
В XIX столетии раскопками храма занялся полковник колониальных войск и глава археологического комитета Британской Индии сэр Александр Каннингем. Вместе с правительством Бирмы британские военные занялись реставрацией дворца. Благодаря найденной во время раскопок уменьшенной копии храма Будды , здание удалось воспроизвести в мельчайших деталях.
Восстановление храма завершилось в 1880-е годы. В результате блестяще проведённых реставрационных работ под руководством А. Каннингема и Дж. Беглара, храм обрёл новую жизнь. Правительство Индии взяло дворец под свою опеку. Был назначен специальный ревизор, который следил за состоянием храма и составлял ежемесячные отчёты. С 2002 года святыня находится под защитой ЮНЕСКО.
На сегодняшний день Бодхгая остаётся крупнейшим религиозным центром, насчитывающим более 150 культовых построек. Практически все буддийские школы имеют здесь своё представительство. Ежегодно около 400 тыс. паломников и туристов приезжают в этот город, чтобы посетить храм Махабодхи.
Понравилась статья? Поставьте, пожалуйста, лайк!
И не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые интересные статьи!
Бодхгайя. Место Просветления Будды.
Бодхгая — небольшое поселение в штате Бихар Индии недалеко от города Гайя, в 96 километрах от города Патны.
Для буддистов всех традиций Бодхгая — наиболее важное из четырёх центров паломничества, связанных с жизнью Будды, к которым относятся также Кушинагар, Лумбини и Сарнатх. В 2002 храм Махабодхи получил статус охраняемых объектов Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Считается,что храм с огромной ступой в традиционном индийском стиле основал царь Ашока через 250 лет после Просветления Будды.
История Бодхгая содержится во многих документах и надписях, в частности в рассказах китайских паломников Фасяня (5 век) и Сюань- цзана 7 век. Здесь был центр буддийской цивилизации вплоть до исламского вторжения тюркской армии в 13 веке. В период мусульманского завоевания это место было заброшено, и не смотря на то, что разрушению подвергались многие буддистские святыни, оно уцелело и сохранилось до сегодняшнего дня.
Когда буддизм в Индии пришёл в упадок, храм был покинут и забыт, погребённый под толстым слоем почвы и песка, но был восстановлен англичанами в 19 веке. Махабодхи ступа только сравнительно недавно вновь стала местом паломничества буддистов. Еще в 19-м веке это место принадлежал индуистам-шиваитам, но в результате деятельности ряда представителей буддисткого Возрождения 19-го века, Бодхгайя снова стала буддистским оазисом в Индии.
Позади ступы находится дерево, генетический потомок дерева , под которым Будда Шакьямуни достиг Просветления. Согласно текстам вокруг него Ашока построил святилище, окружавшее ствол дерева, но открытое сверху. Оно изображено на рельефе ступы Бхархута. В период Шунгов дерево было обнесено каменной оградой, состоящей из столбов с тремя горизонтальными брусьями и балкой перекрытия. На ограде всюду расположены медальоны, иногда с головками людей в центре. У древа Бодхи лежит каменная плита времени царя Ашоки. На ней вырезана надпись, возвещающая, что на этом месте Сиддхартха Гаутама достиг просветления и стал Буддой. К востоку от Древа Ашока построил маленькую ступу. На этом месте теперь стоит ступа Махабодхи.
Её строительство археологи датируют V-VII вв., часть ограды вокруг относится ко II в. до н.э., на ней до сих пор видны дарственные надписи. Вокруг храма возведено множество ступ, очевидно построенные богатыми людьми того времени.
Верхняя часть и зонт ступы Махабодхи
Вокруг ступы Махабодхи так же распологаются монастыри различных традиций буддизма, на территироии которых можно найти разные ступы:
Особая, 9-ая форма тибетской ступы - ступа Калачакры. Она относится не к сутре, а тантре. Формы и пропорции таких ступ также четко регламентированы. В настоящее время известно о существовании примерно десяти ступ Калачакры в мире, некоторые из них находятся на Западе. Ступа находится на территории монастыря Беру Кьенце Ринпоче.
Ступа Кадампа. Основатель тибетской школы Кадампа - Атиша - великий буддийский учитель XI века (982–1054). Он был настоятелем университета Викрамашила, одного из крупнейших буддийских центров в Индии после Наланды. После многочисленных приглашений от тибетских послов в 1040 году он приехал в Тибет учил тибетцев Дхарме и в течение оставшихся лет.
Лучшее время для посещения Бодхгаи
В южном Бихаре жара начинается с середины марта и держится в течение двух-трёх месяцев. В начале индийского лета жара не такая сильная, и в марте поездка может быть вполне комфортной, но далее — температура поднимается до 40 градусов. Ехать в Индию в этом период можно тем, кто не боится жары. В эти жаркие месяцы держится сухой субтропический климат, волны тепла приходят сюда от пустыни Раджастан. В это время обычно здесь немного буддийских паломников. С середины июня наступает период муссонных дождей, сильные грозы, короткие ливни. За исключением случайных посетителей из близлежащей Гаи, в этот период туристов и паломников здесь почти нет. Муссонные дожди начинают ослабевать в начале сентября. Самое лучше время для посещения святыни: октябрь — март.
Как Будда достиг Просветления?
Когда мы произносим слово «просветление», то представляем образ мудрой, любящей и активно добродетельной личности, которая неустанно трудится на благо этого мира и ради возможного счастья и благополучия других существ. Хотя этот образ может показаться кому-то нереальным и даже мифическим, однако на практике он не раз проявлялся на исторической арене, вдохновляя своей жизнью, действиями и мировоззрением других людей.
Что препятствует нам проявляться подобным образом в своей собственной жизни? Нашими самими коварными врагами являются эгоизм, страх и гнев. Под эгоизмом подразумевается чрезмерная сосредоточенность на своих желаниях, которые зачастую не носят возвышенной и добродетельной природы, а гнев уменьшает способность нашего разума отличать хорошее от плохого. Гнев же порождается многочисленными страхами, которые сковывают наше естественное стремление преобразовывать мир внутри и снаружи. И все эти препятствия кроются в неведении относительно истинной природы вещей.
Путь к Просветлению включает в себя некоторые практики, которые осуществляются для преодоления ошибочных представлений о том, как устроена Вселенная, как существуют в ней живые существа, все вещи и явления. Просветление – это реальное и достижимое состояние, когда ум и тело полностью готовы приносить пользу всем живым существам.
Во многих буддийских школах полагают, что Будда Шакьямуни достиг просветления задолго до описываемых событий, произошедших в VI веке до н.э. в Индии, а своей земной жизнью в ту эпоху лишь показал этот путь, вдохновляя людей на последующую духовную практику в собственной жизни.
История жизни Будды дает нам представление о трех стадиях этой практики, которые требуют непрерывного выполнения в течение всей жизни:
1 этап – увидев и осознав страдания мира, в возрасте 29 лет он отказался от своего привилегированного положения и обратился к поиску истины, начав путь с соблюдения монашеской нравственности и этического поведения.
2 этап – далее до 35 лет его жизнь проходила в строгих аскезах и медитациях, когда однажды, сидя под деревом Бодхи в Бодхгае, он достиг просветления.
3 этап – в течение последующих 45 лет он давал учения и умер в возрасте 81 года в окружении своих учеников.
Сиддхартха Гаутама (Будда Шакьямуни) Сиддхартха Гаутама (Будда Шакьямуни)Таким образом, путь Просветления содержит в себе три этапа (нравственности, медитации и мудрости) и начинается с заложения крепкого фундамента нравственного поведения через достижение «непоколебимого спокойствия» ума и до обретения мудрости, или «абсолютного проникновения в суть вещей». Именно в таком порядке тибетские школы буддизма предлагают вставать на путь Просветления. Рассматривая нравственность, медитацию и мудрость как ступени духовного пути, мы видим, что каждая из них является основанием для последующей. Такой порядок практик виден и в истории жизни Будды.
Рассмотрим каждый элемент этого непрерывного пути подробнее.
Практика нравственности подразумевает постоянную внимательность и осознанность по отношению к собственным мыслям, словам и поступкам, которые не должны приводить к страданиям других существ. Это фундаментальный принцип ненасилия, в основе которого лежит забота о других. Такое поведение способствует созданию условий, необходимых для достижения счастья и просветления.
Схема пути Просветления согласно тибетским школам буддизма Схема пути Просветления согласно тибетским школам буддизмаСовершенство нравственности проявляется в развитии практикующим некоторых качеств:
- щедрость: жертвование материальных ценностей, проявление любви, передача знаний другим об учении и духовных практиках, посильное облегчение страданий всех существ (даже муравью, попавшему в лужу, требуется помощь);
- нравственность – альтруистический настрой;
- терпение – проявление спокойствия ума в трудных ситуациях или при выполнении сложных задач, требующих долговременных усилий;
- усердие – энтузиазм в совершении добрых дел;
- сосредоточение – обеспечение устойчивости ума;
- мудрость – понимание сути мироустройства.
Нравственное поведение способствует умиротворению и стабильности ума, что приводит к дальнейшему духовному развитию.
Сущность медитации , второго этапа пути Просветления, заключается в длительном и упорном размышлении над каким-либо объектом, явлением или проблемой. Цель такой практики – взрастить и укрепить в своем уме новое отношение к миру, новый взгляд на вещи, что является подготовкой к обретению мудрости и позволяет справляться с внутренними проблемами в самом их корне. Такая практика помогает нам стать более бдительными и проницательными в повседневной жизни, неуклонно придерживаясь ее этической стороны.
Завершающим этапом пути Просветления является восхождение на вершину мудрости . Мудрость основана на понимании взаимосвязанности и взаимообусловленности всех явлений, которые возникают и существуют обусловлено, в силу причин и условий. Так, например, для нас более-менее очевиден факт постоянного изменения физических и психических процессов, которые мы в силу своего неведения принимаем за свое истинное «Я», однако на более глубинном уровне постижения реальности, не придерживаясь буддийской терминологии, даже душа не существует отдельно от своей первопричины – Бога. Это прозрение, особенное состояние непосредственного видения природы вещей и есть мудрость. Нестоящая мудрость заключается в понимании и глубоком осознании единства всего сущего.
Таким образом, длительная практика развития осознанности, спокойствия и ясности ума, сочетаемая с ежедневным соблюдением нравственности – воздержанием от причинения вреда, развитием сострадания и принесением благ другим существам в своей жизни, постепенно приводит к обретению подлинной мудрости и счастья от познания истины, что составляет сущность пути Будды.
Бодхгая индия место достижения буддой просветления
Войти
Нет аккаунта? ЗарегистрироватьсяАвторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Нет аккаунта? Зарегистрироваться Буддийская ступа - символ мира и процветанияФестивали
Больше всего паломников собирается в Бодхгае во время традиционных фестивалей. Самые известные из них — это Будда Пурнима и Монлам Ченмо.
Будда Пурнима
Это праздник, посвящённый одновременно рождению Будды Шакьямуни и его переходу в паринирвану. Он приходится на полнолуние индийского месяца Вайшах (апрель-май) Мероприятия включают молитвенные собрания, проповеди и религиозные диспуты, чтение буддийских писаний, групповую медитацию, шествия и поклонение статуе Будды. В это время храм Махабодхи украшают красочными флагами и гирляндами из цветов.
Монлам Ченмо
Бодхгая считается одним из самых благоприятных мест для проведения фестиваля Монлам. Этот Великий Молебен проводится один раз в году в течение нескольких дней. Согласно словам Нагарджуны, благие пожелания, высказанные вместе, становятся более мощными. Они способны даже предотвращать войны, катастрофы или эпидемии. Позитивный настрой каждого из участников умножается на число присутствующих. Традиционно на этом фестивале читают различные буддийские тексты, содержащие пожелание блага всем живым существам.
Традиция проводить этот фестиваль пришла из Тибета, поэтому и проводится он по тибетскому календарю (4–11 числа первого месяца). По календарю европейскому это время обычно выпадает приблизительно на февраль.
Современный облик Бодхгаи
Именно это паломничество и определяет современный облик Бодхгаи. Здесь издревле собираются люди разных культур, каждая из которых несёт своё представление о Буддизме, немного отличающееся от остальных. Пройдясь по улицам Бодхгаи, можно увидеть храмы абсолютно разных традиций. Каждая культура чуть иначе представляет, как выглядел Будда (и это можно понять по статуям в храмах), чуть иначе интерпретирует его слова.
В тени храма Махабодхи выросло множество монастырей, храмов. Они поддерживают центральную святыню и способствуют распространению учения. Ещё знаменитый китайский паломник Сюань-цзан описывает пребывание в огромном монастыре, основанном королём Мегаванной из Шри-Ланки в IV веке, который, как полагают, существовал в Бодхгае более девятисот лет.
В целом можно сказать, что храмы и монастыри стали появляться вокруг Бодхгаи преимущественно во времена Ашоки. Но эти древние храмы не сохранились до наших дней. Те, что мы имеем возможность наблюдать сейчас, построены в основном в ХХ веке.
Сейчас в Бодхгае насчитывается более сорока буддийских храмов, многие из которых представляют собой уникальные архитектурные и художественные сооружения в стилях разных стран. Многие из них — великолепные достопримечательности, на которые действительно стоит посмотреть. К тому же все буддийские комплексы на территории Индии отличаются чистотой и ухоженностью.
Храм Махабодхи
Великий пятидисятиметровый храм Махабодхи — это один из самых ранних буддийских храмов, полностью построенных в кирпиче, всё ещё стоящих, начиная с позднего периода эпохи Гуптов. Выполненный в традиционном для этой эпохи стиле, храм оштукатурен и богато украшен орнаментом, содержащим рельефные изображения буддийских и некоторых индуистских сцен, и символов буддизма. Цветок лотоса — символ чистоты и просветления можно найти в этом комплексе повсюду. Храм окружён специальным дорожками для совершения ритуальных обходов. Интересно, что весь комплекс распложен на 5 метров ниже уровня земли вокруг.
За оградой храма действительно открывается немного иная, отличная от нашей реальность. Те, кто пробовал практиковать на территории храма, говорят о том, что практика здесь проходит действительно по-другому. Не так сильно чувствуется дискомфорт в ногах, а уровень концентрации становится намного выше. Действительно, какая-то неведомая сила помогает здесь тем, кто старается развиваться, как когда-то она помогла и Будде Шакьямуни. Именно здесь у многих получается погрузиться в свой внутренний мир, услышать голос собственной души, понять собственные желания и стремления. Очень многие чувствуют, что с территории комплекса не хочется уходить, настолько тихая и благостная энергия царит здесь.
Читайте также: