Автобус место встречи изменить нельзя марка
Кто не любит фильмы с автомобильными погонями! Кто хоть раз не испытывал ребяческое чувство: вот бы оказаться там, за экраном, в роли виртуозного водителя или ловкого и отважного сыщика, который неизбежно настигнет злоумышленника!
В ряду отечественных кинопогонь одна из наиболее ярких — конечно же в картине Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Пожалуй, нигде больше не было столь необычных и колоритных машин: автобус ЗИС-8 — в фильме он носит прозвище Фердинанд — и американский «Студебекер-US6». Попробуем-ка материализовать мальчишеские мечты.
Время нынче, конечно, совсем другое. Не стало, к сожалению, не только многих актеров легендарного фильма. Место тоже придется немного изменить: Москва не то что с 1945-го, но и с конца 1970-х преобразилась почти до неузнаваемости. Кое-что все же сохранилось: на «Мосфильме» жив тот самый Фердинанд, под управлением спокойного и мудрого Копытина помогавший муровцам бороться с преступностью. Да и «студебекеры» не дефицит. Но главное — есть жгучее желание воплотить юношескую мечту, почувствовать себя участником захватывающих сцен: Копытиным, Жегловым, даже Фоксом, а заодно, хоть немного, и режиссером…
Автобус место встречи изменить нельзя марка
Пьяный пассажир вытолкнул проводницу из вагона
"Какая солидарность? С мерзавцами?": Гарик Мартиросян - о комиках после ситуации с Мирзализаде
МВД: в России увеличилось количество преступлений, совершаемых иностранцами
Население Земли. Человеческие расы
17 раз, когда хвостатые оказались слишком эмоциональными
Зажигательная свадьба чуть не закончилась трагедией
Классификация автомобилей
20 человек с особенностями внешности, которые нельзя не заметить
Как сейчас выглядит компьютерный магазин из фильма "Бумер"
Nobe 500 — крошечный электрический пикап с симпатичным внешним видом 1950-х годов
Что за дрянь вы курите? Тест по фильму "Служебный роман"
Дурацкая шутка омрачила праздник девушки
Восьмидверный «Паккард» с открытым верхом уцелел до наших дней
Украинский хоккеист показал темнокожему сопернику банан, и был удален с площадки до конца матча
Как правильно закаливать организм
Трейлер мультфильма "Семейка Аддамс: Горящий тур" (2021)
Пьяный водитель повредил два автомобиля и получил тумаков от их владельцев
Знакомьтесь: внучка Фрэнка Синатры, которая пошла по стопам знаменитого деда
В Саудовской Аравии показали самый большой в мире болид F1, сделанный из Lego
Вулкан Кумбре-Вьеха: лава приближается к воде
Пес расстроился из-за покупки хозяином телёнка
Что стало с родными Павлика Морозова, убившими пионера-героя
Рация в пачке сигарет из фильма "Бриллиантовая рука"
Татуировки, за каждой из которых стоит история
Приколы на автомобильную тематику
Фанат заказал модель болида Формулы-1 McLaren 1976 года, которую видел в детстве
17 работ российского фотографа, снимающего старые дачи
"Мы падаем!": в Сети появилось видео с моментом попадания молнии в самолет под Краснодаром
Крайне бюджетные автоматические ворота
Какие территории принадлежат России, но находятся за ее пределами?
Причины липкости листьев комнатных растений и профилактические меры для ее предупреждения
В Монако проходит крупнейшая и самая престижная выставка яхт в мире
Мигрант выманил у пенсионерки полмиллиона рублей и разрыдался после задержания
Трейлер фильма "Кошачьи миры Луиса Уэйна" (2021)
Как правильно сделать макияж в домашних условиях — инструкция с пошаговыми фото
Семантически верный вандализм
Итоги выборов в Германии: победили социал - демократы, но выиграли и трансгендеры!
Дэйв Батиста приютил щенка, над которым жестоко издевались
Костюм для митингов: впечатляющая презентанция бронеткани
Безотказный способ нарваться на неприятности
Герой дня: водитель подставил свой автомобиль и не позволил уехать пьяному дальнобойщику
В Японию завезли новую Lada Niva Travel, там за нее просят более двух миллионов рублей
Сначала — хлебовозка
Жизнь этого ГАЗ-АА началась в 1938 году — во времена, когда конструкция хлебного фургона со стальными стеллажами и сменными деревянными лотками считалась прогрессивной. Такие лотки еще несколько десятилетий назад прямо с хлебом, выгружая из фургонов, ставили на стеллажи в булочных, а свободные оттуда отправляли в автомобиль, увозивший тару на хлебозавод.
За вклад в киноискусство
Самое интересное, что поставив машину на ход, после съемок сериала «Место встречи изменить нельзя» честные киношники вернули машину на место — на 23‑й автокомбинат. Поменяли даже переднюю стенку фургона, в которой сделали отверстие для съемок сцены путешествия бандитов на их последнее и провальное дело. Ставший кинозвездой ГАЗ-АА позже вновь мелькнул в кино: в трехсерийном детективе «Петля» 1983 года. Правда, в этом фильме машина уже не спускалась с постамента и просто попала в кадр в короткой сцене на автобазе.
Потом, уже в новые бурные времена, автомобиль спустили с пьедестала и отправили в гараж — верный путь на свалку. Но выходцу из народа и отставному актеру опять повезло! Его выкупили люди, знающие толк в подобных экземплярах.
Сегодня, после тщательной реставрации, автомобиль на ходу и вполне готов к любой деятельности. Хоть на съемочную площадку, хоть в булочную. Тоже ведь — нужная работа.
КАРТОЧКИ НА ПАМЯТЬ
Редакция благодарит Военно-патриотический клуб «Дивизион» за предоставленный автомобиль и помощь в подготовке материала.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
3
Помните захватывающий рейд ЗИСа под управлением Копытина по московским проходным дворам? До сих пор смотрится здорово! А ведь так стремительно маневрировать в столь узких пространствах на этом «звере» не смог бы и самый искусный водитель. Но нас не оставляет мальчишеский азарт: а может, все-таки протиснемся и догоним?
3. «У „студера“ мотор втрое!»
Это, конечно, большое преувеличение. Двигатель «Студебекера» развивал 87 л.с., зисовский — 73 силы. А уж сегодня на узких улочках «Старой Москвы» они и вовсе практически равны. Скорость определяется проворностью водителей в борьбе с тяжеленными педалями, непослушными рычагами переключения передач и огромными баранками, упорно сопротивляющимися действиям шоферов.
4. «Еще немного, и мои баллоны не сдюжат».
Примерно таким видел ЗИС оператор в одном из эпизодов погони. Фокс, отстреливающийся с широкой подножки «Студебекера», — конечно, немного по-другому.
5. «Никуда мы его не потеряем. Куда он денется!»
Запускать «Студебекер» в Яузу, конечно, не стали. Хотя и у нас ЗИС, разумеется, настиг «студер». Съемки закончены, машины мирно отправляются в мосфильмовский гараж. Всё как почти тридцать пять лет назад, когда досняли пятую серию…
Как сейчас выглядят места, где снимали погоню в "Место встречи изменить нельзя" и каким маршрутом мчались герои. Показываю
Пожалуй, самый интересный эпизод 4-й серии культового советского телефильма - погоня "Фердинанда" с Жегловом и Шараповым за "Студебеккером" с Фоксом. Ее снимали в Москве и Одессе.
Итак, Фокс выкидывает официантку Марианну через окно ресторана "Астория". Ресторан находился на углу Тверской улицы и Глинищевского переулка, но сцену на улице снимали на Малой Ордынке. Шарапов бросается вслед за Фоксом, падает, окровавленный, и стреляет вслед уезжающему "Студебеккеру".
Слева в кадре здание антикварного магазина (Малая Ордынка, 35, строение 1).
Здесь и далее все фотографии в статье - мои, если не указано иное. Снимал в 2021 году Здесь и далее все фотографии в статье - мои, если не указано иное. Снимал в 2021 годуШарапов, Жеглов и их товарищи прыгают в Фердинанд, и отправляются в погоню.
Непонятный автобус из фильма "Место встречи изменить нельзя" (1979)
Мне стало интересно, что же это за автобус, так часто мелькавший в фильме Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя", снятый им в 1979 году. И я решил провести маленькое исследование.
"Фердинандом" окрестили автобус из-за сходства с немецкой самоходкой Ferdinand, как это объяснил водитель Копытин. Вот эта самоходка на картинке ниже:
Ну что-же, некоторое сходство есть. Если взять текст оригинала книги "Эра милосердия" братьев Вайнеров, то это был немецкий автобус "Опель Блитц", у которого мотор был "втрое слабее студебекера" Фокса, убегавшего от погони.
В фильме мы видим старенький двухосный автобус зеленого цвета, явно не немецкой сборки. Да и эмблема "Урал" красуется на автобусе.
Потом — памятник
Такие машины работали десятилетиями — ведь пробеги были относительно невелики. А потом обычно оказывались на свалках возле автокомбинатов или в предместьях столицы.
Но этому «газону» удивительно повезло — так везет далеко не каждому грузовику! Вместо свалки его, как участника снабжения хлебом прифронтовой в 1941 году столицы, водрузили на постамент на территории 23‑го автокомбината Мосхлебтранса — в проезде Добролюбова.
Вероятно, уже к тому моменту машина лишилась передних тормозов. Скорее всего, ее сознательно упростили. И я в очередной раз убедился, что полуторка и ее водитель без этой «опции» спокойно обходятся.
А потом — кинозвезда
Дальше в судьбе этого ГАЗ-АА сюжет стал развиваться не просто «как в кино», а очень стремительно, как в истинно приключенческой ленте.
В 1978 году главный художник картины «Место встречи изменить нельзя» (тогда еще с рабочим названием «Эра милосердия», как и роман братьев Вайнеров) Валентин Гидулянов вместе с водителем съемочной группы колесил по Москве в поисках некоего фургона, который виделся Станиславу Говорухину в качестве машины бандитов из «Черной кошки».
И тут (ну опять, как в кино!) мосфильмовский водитель вспомнил, что работая некогда в Мосхлебтрансе и обслуживая 1‑й Московский хлебозавод, видел эту самую, уже стоящую на постаменте полуторку.
Недолгие переговоры художника-постановщика с заместителем директора автобазы особого энтузиазма у последнего не вызвали. Однако и активного неприятия — тоже. Руководитель автобазы не очень понимал: зачем киношникам старенький фургон, уже давно не на ходу, да еще и с заваренными дверями? Но кинематографисты — люди решительные. Поэтому, пока начальство автобазы не передумало, пойманный на улице автокран уже снял фургон с постамента. Вот так и становятся кинозвездами!
Хочешь сниматься в кино?
На основе долгой жизни этой полуторки впору снять отдельный увлекательный фильм про выходца из народа, ставшего кинозвездой. Сюжет, правда, не новый, зато прямо-таки голливудский. Действительно, получить роль, пусть и не главную, но заметную, в легендарном и растасканном на цитаты сериале Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» — не шутка!
Этот ГАЗ-АА — именно тот фургон, на котором в фильме по послевоенной Москве ездила банда «Горбатого». Через много лет автомобиль опознали по характерным деталям и живым воспоминаниям свидетелей и участников головокружительной кинокарьеры простенького «газика».
Но сначала, как и положено показывать в кино про выходца из народных низов, никакого кино не было. А была, как писали тогда, «скромная, но почетная» прозаичная работа: перевозка продукции с Московского хлебозавода № 1 в булочные.
ТРУДЯГА-"СТУДАРЬ". История автомобиля из фильма "Место встречи изменить нельзя"
Грузовой автомобиль «Студебеккер» US-6 – один из самых популярных экспонатов Паркового комплекса истории техники им.К.Г.Сахарова в Тольятти. Кому не хочется взглянуть на машину, принимавшую участие в съёмках «культового» фильма «Место встречи изменить нельзя»? Кстати, случай, произошедший во время съёмок погони Жеглова за Фоксом и по сей день считается одним из самых драматичных в истории отечественного кино.
"Студебеккер" в Парковом комплексе истории техники им.К.Г.Сахарова (Тольятти) "Студебеккер" в Парковом комплексе истории техники им.К.Г.Сахарова (Тольятти)По сценарию, грузовик Фокса-Белявского должен был, сбивая парапет, падать в реку Яузу. Снять эффектную сцену нужно было одним планом, без монтажа, снимали одновременно тремя камерами. В кабину совершенно «убитого» автомобиля посадили каскадёров и стали сталкивать её в воду. Но «Студебеккер», сделав в воздухе кульбит, упал в Яузу вверх колёсами. Съёмочная группа замерла в ожидании – каскадёры всё не появлялись на поверхности. Наконец, вынырнул каскадёр, изображавший «голову» Белявского и заранее «засевший» в воде. От машины шли лишь пузыри. Слава Богу, спустя какое-то время каскадёры всё же вынырнули. Их спасло то, что во время падения один из них успел открыть дверцу. Иначе кабину сплющило бы, и дверь заклинило. Этот трюк позже получил несколько международных призов как лучший каскадёрский кадр. К слову, мчавшегося по дворам «Студебеккера» дублировал другой автомобиль - трёхосный грузовик ЗИЛ-157.
Фрагмент фильма "Место встречи изменить нельзя" (Одесская киностудия, 1979, режиссёр С.Говорухин)
«Студебеккер», что находится сегодня в Парковом комплексе истории техники, какое-то время был реквизитом на военной киностудии в Подмосковье, а потом перекочевал в Тольятти. «Наша» машина – заслуженная. Она принимала участие во Второй мировой – на «Студебеккерах» во время войны монтировали знаменитые «Катюши» ПМ-13, а также другие советские РСЗО, например, 300-миллиметровую БМ-31-12, самую мощную реактивную установку того времени, прозванную на фронте «Андрюшей». После войны «Катюшу» с нашего грузовика сняли, и после списания он попал в Ржев, в домоуправление №2. С «гражданки» «ветерана» вызволила киностудия Министерства обороны РФ. Машина своим ходом приехала в Москву. В Тольятти её и множество других экспонатов передал режиссёр этой киностудии Святослав Дунаев . Кстати снимался наш «Студебеккер» не только в «Месте встречи», но еще и в кинофильме «Вор», а также принимал участие в парадах Победы.
Иллюстрация из коллекции Richard Quinn (США), армии США, The Alaska Highway, The China Lantern Иллюстрация из коллекции Richard Quinn (США), армии США, The Alaska Highway, The China LanternО «Студебеккере» каждый фронтовик, особенно автомобилист, сохранил самые тёплые воспоминания. «Студебеккер» модели US-6 (колёсной формулы 6х6) отличался хорошей скоростью на шоссе и высокой проходимостью в условиях бездорожья. Важными его особенностями были мощный двигатель, удачный подбор передаточных чисел, прочный металлический кузов с откидывающимися сиденьями, что создавало хорошие условия для перевозки грузов и людей. Массивный передний и задний бамперы предохраняли капот и кузов от случайных повреждений и позволяли выталкивать застрявшие машины. На передние колёса «Студебеккеров» при надобности привинчивались дополнительные скаты, а на все шины надевались цепи противоскольжения, благодаря чему на трех ведущих мостах на второй, а зачастую и на первой передаче они шли по вязкому глинистому месиву, благополучно доставляя бойцов до места. При широкомасштабных операциях использовались «студари» с мощными лебёдками, которыми вытаскивали застрявшую тяжелогруженую технику. К интересным конструкторским решениям можно отнести и то, что крылья над передними колесами «Студебеккера» сделаны угловатыми. При ремонте мотора на это плоское крыло можно было положить любой инструмент. Недостатки же «американца» заключались в том, что у него была повышенная чувствительность к качеству горючего и весьма ощутимый его расход, а также частая повреждаемость шин во фронтовых условиях. Но в целом «Студебеккер» заслуживает всяческих похвал.
"Студебеккер" в Парковом комплексе истории техники им.К.Г.Сахарова (Тольятти) "Студебеккер" в Парковом комплексе истории техники им.К.Г.Сахарова (Тольятти)Трудяга-«Студебеккер» по праву заслужил звание «короля фронтовых дорог». Великую Отечественную войну прошли 401 000 машин, поставленных США по ленд-лизу. Часть машин поступала в СССР в разобранном виде, собирали их на ЗИСе в Москве, на Коломенском машиностроительном заводе, а с 1944 года – на Минском автозаводе.
Легендарная хлебовозка из «Места встречи. »: история звезды
За рулем автомобиля ГАЗ-АА в очередной раз понимаешь и даже ощущаешь, отчего слово «шофер» некогда произносили уважительно, а труд этот справедливо считали нелегким, а потому почетным.
Полуторка-фургон с трудом набирает даже 40 км/ч. И процесс этот сопровождается не только ревом далеко не самого могучего мотора и подвыванием шестеренок трансмиссии, но еще и притоком теплого воздуха из моторного отсека в кабину. Ведь панель между ними, мягко говоря, не герметична. А на улице и так за тридцать с плюсом! Зимой проблем было бы не меньше, но сейчас-то лето.
Вместе с тем такие полуторки даже в столице и иных крупных городах работали как минимум до конца 1950‑х, а в провинции — и того дольше. Но машина, на которой мне сегодня довелось поездить — особенная.
И не только потому, что и в наши дни готова перевозить свежие батоны. У нее необычная и редкостно счастливая судьба. Прямо как в кино.«МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ»
Одесская киностудия, 1979 год, пять серий.
Сценарий: Георгий и Аркадий Вайнеры.
Режиссер: Станислав Говорухин.
В ролях: Владимир Высоцкий, Владимир Конкин, Александр Белявский, Армен Джигарханян, Зиновий Гердт, Наталья Данилова, Евгений Евстигнеев, Сергей Юрский, Екатерина Градова, Алексей Миронов и др.
1. «Глеб Егорыч, стреляй!»
Кинематографисты, как известно, часто идут на хитрости. А большинство зрителей и не догадывается, как снимали эпизод, приковывающий взгляд к экрану. Нам еще сложнее, ведь мы всего лишь играем в кино. Потому стекло в автобусе не били — жалко! Наган, конечно, тоже бутафорский, но «актер» старательно давил курок, разочарованно слыша всего лишь приглушенный щелчок. Вот она, волшебная сила искусства!
2. «В кабинете у себя командуй, Глеб Егорыч, а здесь — я!»
Модель какого автобуса снята в известном сериале «Место встречи изменить нельзя» в роли милицейского автобуса ?
Трофейный Опель Блитц наверняка за долгую свою жизнь повидал всякие виды. От старости… просели рессоры и высохли амортизаторы, машина словно припала к земле на хилых, перелатанных баллонах и походила на огромного больного бульдога.
Водитель автобуса Копытин… сказал мне доверительно: «Эх, достать бы два баллона от «Доджа» , на задок «фердинанду» поставить — цены бы ему не было! »
«Какому Фердинанду? » — спросил я серьезно. Копытин засмеялся: «Да вот они, балбесы наши, окрестили так машину. Мол, на самоходку немецкую, «фердинанда» , сильно смахивает» .
Aвтобус Opel Blitz: ведь в фильме его, за неимением сохранившихся в нашей стране экземпляров, заменили отечественным ЗИСом…
И вот, пожалуйста: Blitz стоит в неоплановском музее. Правда, отреставрирован он на славу и на больного бульдога никак не похож. Но факт остается фактом: машина, построенная в 1938 году, сначала принадлежала войскам вермахта, а потом была захвачена «нашими» в качестве трофея и аж до 1970 года работала в ГДР.
Впрочем, Глеб Жеглов и Володя Шарапов, скорее всего, ездили не на такой машине, а на автобусе с более примитивным кузовом фирмы Ludewig (эта фирма была основным поставщиком автобусов для Вермахта) .
Те кузова вначале были дерево-металлическими, потом, когда фронт покатился на запад, обшивались фанерой; а затем их выпуск и вовсе прекратился. Не до автобусов стало.
Остальные ответы На сколько я помню это ЗИС (завод имени иосифа сталина) 60/130/180 модельный индекс зависил от длиныкажется там был именно 130 зис.
ЗиС-8 ("Фердинанд" из кинофильма "Место встречи изменить нельзя")
Производство мастерской Миниклассик .
Единственная (пока) модель в коллекции попадающая в довольно интересную категорию – автомобили-киногерои.
В 1934 году на улицы советских городов въехали ЗИС-8, созданные на базе грузовика ЗИС-5, ставшие первыми массовыми отечественными автобусами.
Они имели 21 место для сидения, увеличенный салон уже позволял провозить также 8–10 стоячих пассажиров. 73-сильный двигатель разгонял автобус до 60 км/час, что было достаточно для городского транспорта.
21-местный автобус ЗИС-8 был построен по традиционной для своего времени рамной схеме. Он имел удлиненную раму грузового автомобиля ЗИС-5. Деревянный каркас кузова автобуса был обшит стальным листом. Двери не оснащались ни электрическим, ни пневматическим приводом. Переднюю дверь открывал водитель со своего места при помощи длинного рычага. О задней же двустворчатой двери приходилось заботиться кондуктору.
На заводе в Москве ЗИС-8 выпускался около двух лет, пока в 1936 году не началась реконструкция предприятия. В дальнейшем производство этого автобуса было организовано на других заводах и ремонтных предприятиях во многих уголках нашей страны.
По чертежам завода ЗИС-8 выпускали в Ленинграде, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Туле, Калуге, Тбилиси и других городах, монтируя кузова на готовые шасси. До конца 30-х годов ЗИС-8 были основой автобусного парка Москвы. Они же стали первыми советскими автобусами, которые выпускались на экспорт: в 1934 году партия из 16 машин ушла в Турцию.
А еще на базе ЗИС-8 выпускали специальные фургоны для работы в городской черте: хлебовозы, рефрижераторы.
С началом Великой Отечественной войны большинство автобусов ЗИС-8 было мобилизовано на военную службу, а оставшиеся были законсервированы в парках. Бахметьевский парк был переоборудован в авторемонтные мастерские для военных машин, а автобусы реквизированы армией и частично переданы во Второй парк, где они использовались для военных нужд. В феврале 1945 г. начались работы по восстановлению автобусного хозяйства – проводился капитальный ремонт возвращённых армией, а также расконсервация остававшихся в городе автобусов. Последние автобусы вернулись в строй в самом конце 1945 г. Помимо Первого (Дружинниковского) , восстановленные автобусы были размещены и во Втором автобусном парке, а также возвращены в Третий. В октябре 1948 г. часть автобусов из Третьего парка были переведены в новый Четвёртый.
Несмотря на то, что к 1946 г. машины исчерпали установленный им срок службы, из-за отсутствия замены списывать их не торопились. Только в 1948 г. началось массовое поступление в парки г. Москвы более современных автобусов. Последние ЗИС-8 были списаны в 1950-51 гг. Всего было произведено 547 единиц.
Многим памятен один из персонажей фильма «Место встречи изменить нельзя» – автобус по прозвищу «Фердинанд» . Несмотря на поразительное сходство с ЗИС-8, к сожалению, этот автобус не более чем отлично сделанная копия легендарной машины, какое-то время после съемок картины находившаяся в подмосковном Калининграде (ныне Королёв) .
К концу 1970-х гг. "живых" ЗИС-8 на территории СССР практически не осталось. По обрывочным сведениям, в 80-х гг. ЗИС-8 видели в Турции, райцентре Фирово Калининской области, в хозяйстве театра им. Волкова в Ярославле. Похоже, до сегодняшнего дня не сохранилась ни одна машина, правда в Москве чудом уцелела рама от ЗИС-8. Однако, учитывая просторы нашей страны, все может быть, и, возможно, мы еще увидим ЗИС-8 не только на картинках.
Почему “Фердинанд” Жеглова и Шарапова это "Опель": на чем должны были ездить герои “Место встречи изменить нельзя
В наши дни пятисерийный шедевр Станислава Говорухина назвали бы мини-сериалом. И наверняка целая армия поклонников в массовом порядке требовала продлить шоу на второй сезон. О чем тут спорить – “Место встречи изменить нельзя” один из лучших телевизионных фильмов Советской эпохи. Если вообще не самый лучший.
Иван Копытин рядом со своим верным другом. Надпись УралЗиС читается отлично
Наряду с прекрасными ролями прекрасных актеров – помимо Высоцкого нельзя не отметить блестящие работы Сергея Юрского, Ивана Бортника и Виктора Павлова – в детективной истории по роману братьев Вайнеров самое активное участие принимает и герой неодушевленный. Речь, конечно же, об автобусе по прозвищу “Фердинанд”, на котором передвигаются сотрудники МУРа, расследуя преступления в послевоенной столице.
Характерный угловатый автобус зеленого цвета появляется в кадре уже в самом начале фильма. Видно, что шофер Иван Копытин очень привязан к машине, следит за ней, хотя и жалуется на вполне естественный в послевоенное время недостаток запчастей: “Мне бы вот два ската на задок и цены бы ''Фердинанду'' не было!”
Иначе как “Фердинандом” муровский автобус в ленте никто не называет. Прозвище же в честь немецкой самоходки Ferdinand (автором этой грозной ПТ САУ был, к слову, сам Фердинанд Порше) объясняется специфическим чувством юмора сотрудников уголовного розыска. “Это вот наши балбесы окрестили машину, мол, похож на самоходку немецкую” – рассказывает Копытин Шарапову.
В книге 'Фердинанд' выкрашен в сине-красную ливрею московской милиции. В фильме он нейтрального зеленого оттенка
При этом у зрителя не возникает сомнений в происхождении автобуса. Контуры кабины ЗиС-5 вообще трудно с чем-то перепутать, кроме того в некоторых сценах видна эмблема на решетке радиатора. Тут-то и начинается самое интересное. В романе “Эра милосердия”, который и лег в сюжетную основу фильма, авторы совершенно четко объясняют почему муровский автобус прозвали “Фердинандом”. Дело в том, что в оригинале он был немецким!
Самоходка Ferdinand, поделившаяся именем с МУРовским автобусом
Вот как братья Вайнеры описывают “Фердинанда” на страницах своей книги. “Во дворе около столовой стоял старый красно-голубой автобус с полуоблезшей надписью "Милиция" на боку. Трофейный "Опель-Блитц" наверняка за долгую свою жизнь повидал виды. От старости и того невыносимо тяжелого груза, что пришлось ему повозить за долгие годы, просели рессоры и высохли амортизаторы, машина будто припала к земле громоздким брюхатым кузовом на хилых перелатанных баллонах и неуклюжей статью своей и плоской придавленной мордой походила на огромного больного бульдога”. Вот еще: “…и верно, в приземистой, кургузой машине было что-то общее с тупым, напористым ликом самоходного орудия”.
Первый Opel Blitz, построенный уже в тесном сотрудничестве с GM в 1930-м, на самом деле сильно напоминает и ГАЗ-АА, и ЗиС-5
Отдадим должное авторам за не просто яркое, но и технически подробное описание – оно действительно помогает разобраться в запутанном происхождении модели. Кажется, что здесь особо выяснять- то? Ведь Вайнеры упоминают даже конкретную модель! Увы, этого факта мало. Дело в том, что линейка “Опель-Блитц” вместила в себя великое множество различных вариантов и выпускалась на протяжении… 45 лет!
А вот это уже Blitz 3,6 второго поколения. Один из самых массовых грузовиков Второй мировой
Автобус на его базе. Согласитесь, в 1945-м такого красавца вряд ли можно было считать устаревшей конструкцией, 'видавшей виды'
По сути Blitz это не конкретная модель, а своеобразный грузовой суббренд фирмы “Опель”. Первое поколение было представлено еще в 1930-м и выпускалось в нескольких базовых вариантах с полезной нагрузкой в одну, две и две с половиной тонны. Гораздо большую известность получило второе поколение Opel Blitz, дебютировавшее в 1937-м. Этот 3-тонный грузовик стал самым массовым автомобилем Вермахта – только на “опелевском” заводе в Бранденбурге их собрали свыше 80 тысяч единиц. Кроме того, здесь же делали шасси с пониженным уровнем пола, предназначенным для установки автобусным кузовов.
Однако, едва ли “Фердинанд” из “Место встречи изменить нельзя” был “Блитцем” второго поколения. Вспомните как подробно Вайнеры описывают преклонный возраст “видавшего виды” автобуса. При этом 3-тонный Blitz образца 1937 года даже в 1945-м оставался одним из самых современных на тот момент грузовых автомобилей мира.
У 'студера' мотор втрое? Значит в погоню за Фоксом МУРовцы бросились на чем-то менее мощном, нежели Opel Blitz 3,6 или даже ЗиС-8…
Есть и другая улика против его кандидатуры. Ведь 3-тонный Blitz оснащался 3,6-литровым шестицилиндровым мотором мощностью 75 л.с. Что идет вразрез со знаменитой фразой Копытина (в книге он, кстати, Копырин) во время погони за Фоксом: “Как же, Глеб Егорыч, ''не отставай''? У ''Студера'' мотор втрое…”
Вот таким, весьма вероятно, братья Вайнеры представляли настоящий 'Фердинанд'. На снимке автобус на базе Opel Blitz первого поколения
Чем это пахнет? Автомобилем!
Если вы тоже считаете, что от автомобиля должно пахнуть автомобилем, то ГАЗ-АА — для вас. Сразу после пуска мотора кажется, что, причудливо превратившись в черный дым, в трубу по правому борту вылетает примерно половина бензина, затекающего из бака перед ветровым стеклом в малюсенький карбюратор прямотоком — без топливного насоса. После прогрева двигателя дым немного редеет и светлеет. Но запах, да и вид автомобиля, будьте покойны, все равно колоритные.
За окнами этой машины, как и сорок лет назад, словно в старом кино, снова проплывают подмосковные пейзажи. Только теперь кино не ускоренное, а напротив — замедленное. Так мы с «газиком» старательно, стараясь по минимуму скрежетать шестернями коробки при переключении, разгоняемся на тихой и, к счастью, довольно свободной дороге. Посадка, максимально прижимающая водителя к рулю, высокие педали и даже переключение передач в коробке без синхронизаторов вовсе — не самая большая проблема для опытного шофера.
Что касается переключений, то рабочий диапазон двигателя мощностью 40 л.с. настолько мал, что «попасть» в нужные обороты, чтобы переключиться без особых усилий и лишнего шума, не так уж сложно. Да и отсутствие передних тормозов (как и задние, они были механическими) вовсе не напрягает. При таких-то скоростях и при таком-то эффекте торможения двигателем! Едва снимаешь ногу с педали газа, как машина стремительно замедляется — тормоза особо и не нужны.
Самая забавная, но и требующая от шофера повышенного внимания черта ГАЗ-АА — постоянное желание ехать туда, куда хочет он. Причем догадаться о намерениях автомобиля, предугадать их не всегда просто. А значит, надо быть начеку и вовремя подправлять траекторию большой четырехспицевой «баранкой». Но нам с ГАЗом торопиться некуда. К тому же подбадривают встречные и даже попутные водители, а заодно и пешеходы. Да и профессия шофера, как вы помните, кое к чему обязывает.
ПОЛТОРЫ ЖИЗНИ
ГАЗ-АА грузоподъемностью полторы тонны, получивший поэтому прозвище «полуторка», встал на конвейер Горьковского завода (тогда ещё Нижегородского, первое название автомобиля — НАЗ-АА) в январе 1932 года. Но еще в 1930‑м в Москве заработал конвейер завода имени КИМ, где собирали аналогичные грузовики Ford AA. Форды собирали и в Нижнем Новгороде — на заводе Гудок Октября.
На ГАЗ-АА ставили 4‑цилиндровый двигатель объемом 3,3 л и мощностью 40 л.с., четырехступенчатую коробку передач. С 1938 года на часть машин, получивших имя ГАЗ-ММ, монтировали 50‑сильные двигатели. Помимо Горького, «газики» делали в Москве (до 1939 года), в Ростове-на-Дону, после войны до 1949 года — в Ульяновске. В общей сложности изготовили около 1,1 миллиона машин.
Модель какого автобуса снята в известном сериале «Место встречи изменить нельзя» в роли милицейского автобуса ?
Трофейный Опель Блитц наверняка за долгую свою жизнь повидал всякие виды. От старости… просели рессоры и высохли амортизаторы, машина словно припала к земле на хилых, перелатанных баллонах и походила на огромного больного бульдога.
Водитель автобуса Копытин… сказал мне доверительно: «Эх, достать бы два баллона от «Доджа» , на задок «фердинанду» поставить — цены бы ему не было! »
«Какому Фердинанду? » — спросил я серьезно. Копытин засмеялся: «Да вот они, балбесы наши, окрестили так машину. Мол, на самоходку немецкую, «фердинанда» , сильно смахивает» .
Aвтобус Opel Blitz: ведь в фильме его, за неимением сохранившихся в нашей стране экземпляров, заменили отечественным ЗИСом…
И вот, пожалуйста: Blitz стоит в неоплановском музее. Правда, отреставрирован он на славу и на больного бульдога никак не похож. Но факт остается фактом: машина, построенная в 1938 году, сначала принадлежала войскам вермахта, а потом была захвачена «нашими» в качестве трофея и аж до 1970 года работала в ГДР.
Впрочем, Глеб Жеглов и Володя Шарапов, скорее всего, ездили не на такой машине, а на автобусе с более примитивным кузовом фирмы Ludewig (эта фирма была основным поставщиком автобусов для Вермахта) .
Те кузова вначале были дерево-металлическими, потом, когда фронт покатился на запад, обшивались фанерой; а затем их выпуск и вовсе прекратился. Не до автобусов стало.
Остальные ответы На сколько я помню это ЗИС (завод имени иосифа сталина) 60/130/180 модельный индекс зависил от длиныкажется там был именно 130 зис.
ЗиС-8 ("Фердинанд" из кинофильма "Место встречи изменить нельзя")
Производство мастерской Миниклассик .
Единственная (пока) модель в коллекции попадающая в довольно интересную категорию – автомобили-киногерои.
В 1934 году на улицы советских городов въехали ЗИС-8, созданные на базе грузовика ЗИС-5, ставшие первыми массовыми отечественными автобусами.
Они имели 21 место для сидения, увеличенный салон уже позволял провозить также 8–10 стоячих пассажиров. 73-сильный двигатель разгонял автобус до 60 км/час, что было достаточно для городского транспорта.
21-местный автобус ЗИС-8 был построен по традиционной для своего времени рамной схеме. Он имел удлиненную раму грузового автомобиля ЗИС-5. Деревянный каркас кузова автобуса был обшит стальным листом. Двери не оснащались ни электрическим, ни пневматическим приводом. Переднюю дверь открывал водитель со своего места при помощи длинного рычага. О задней же двустворчатой двери приходилось заботиться кондуктору.
На заводе в Москве ЗИС-8 выпускался около двух лет, пока в 1936 году не началась реконструкция предприятия. В дальнейшем производство этого автобуса было организовано на других заводах и ремонтных предприятиях во многих уголках нашей страны.
По чертежам завода ЗИС-8 выпускали в Ленинграде, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Туле, Калуге, Тбилиси и других городах, монтируя кузова на готовые шасси. До конца 30-х годов ЗИС-8 были основой автобусного парка Москвы. Они же стали первыми советскими автобусами, которые выпускались на экспорт: в 1934 году партия из 16 машин ушла в Турцию.
А еще на базе ЗИС-8 выпускали специальные фургоны для работы в городской черте: хлебовозы, рефрижераторы.
С началом Великой Отечественной войны большинство автобусов ЗИС-8 было мобилизовано на военную службу, а оставшиеся были законсервированы в парках. Бахметьевский парк был переоборудован в авторемонтные мастерские для военных машин, а автобусы реквизированы армией и частично переданы во Второй парк, где они использовались для военных нужд. В феврале 1945 г. начались работы по восстановлению автобусного хозяйства – проводился капитальный ремонт возвращённых армией, а также расконсервация остававшихся в городе автобусов. Последние автобусы вернулись в строй в самом конце 1945 г. Помимо Первого (Дружинниковского) , восстановленные автобусы были размещены и во Втором автобусном парке, а также возвращены в Третий. В октябре 1948 г. часть автобусов из Третьего парка были переведены в новый Четвёртый.
Несмотря на то, что к 1946 г. машины исчерпали установленный им срок службы, из-за отсутствия замены списывать их не торопились. Только в 1948 г. началось массовое поступление в парки г. Москвы более современных автобусов. Последние ЗИС-8 были списаны в 1950-51 гг. Всего было произведено 547 единиц.
Многим памятен один из персонажей фильма «Место встречи изменить нельзя» – автобус по прозвищу «Фердинанд» . Несмотря на поразительное сходство с ЗИС-8, к сожалению, этот автобус не более чем отлично сделанная копия легендарной машины, какое-то время после съемок картины находившаяся в подмосковном Калининграде (ныне Королёв) .
К концу 1970-х гг. "живых" ЗИС-8 на территории СССР практически не осталось. По обрывочным сведениям, в 80-х гг. ЗИС-8 видели в Турции, райцентре Фирово Калининской области, в хозяйстве театра им. Волкова в Ярославле. Похоже, до сегодняшнего дня не сохранилась ни одна машина, правда в Москве чудом уцелела рама от ЗИС-8. Однако, учитывая просторы нашей страны, все может быть, и, возможно, мы еще увидим ЗИС-8 не только на картинках.
Читайте также: