Асса места съемок в ялте
В этом разделе предлагается размещать названия кинофильмов, ещё не представленных на сайте. Указывайте таковые в комментариях. Подробности и места съёмок приветствуются. По мере добавления фильмов на сайт, комментарии будут удаляться.
Просьба отнестись снисходительно к тому, что некоторые фильмы могут подолгу не появляться в базе. Просто учитывайте тот факт, что написание очередной рецензии на сайте - это не 5 минут. Я просматриваю весь фильм целиком. Иногда некоторые моменты по несколько раз. Нарезаю скриншоты. На поиски некоторых мест порой уходит по несколько дней. Ну и т.д.
Более того, я стараюсь по возможности посещать те места, в которых проходил съёмочный процесс. И наоборот: смотрю те фильмы, где побывал накануне.
Хочу подметить еще несколько фильмов более современных, но снимавшихся в Крыму.
"Целуют всегда не тех" — 2005 год. Снимался в Ялте. Что касается этого фильма, я думаю его можно даже не в эпизоды отправлять.
"Мастер и Маргарита" — сериал. Ялта присутствует точно в эпизоде с Панкратов-Черным.
(чудом макдональдс не попал в кадр)) ).
Я вспомню еще - вышлю списком на почту :) Спасибо, интересный сайт.
по поводу "мастер и маргарита"
сцена одного из разговоров пилата с афранием снята на лестнице, ведущей к армянской церкви в ялте. она там единственная найти не сложно.
Мастер и Маргарита-сцена распятия Иешуа три креста на Сахарной головке в Судаке иГенуеская крепость там же!
Сериал Сваты-4, сьёмки в Гурзуфе, Артеке, Ялте, шоссе.
Фильм "До первой крови" (1989) снимался в Ласпи. Включите его в свой каталог
В Батилимане-Ласпи нет речки или ручья, куда мальчишки побросали свое деревянное оружие. А сцена погони по горбатым улочкам, по-видимому, была снята в "ковбойском городке" Симеизе. Хотелось бы услышать мнение знатоков.
Моя мечта - побывать на местах съемок любимых фильмов: 3+2, Кавказская пленница, Спортлото-82, Воры в законе.
Отдыхаем на Таманском полуострове каждый год, но никак не можем пересечь пролив на пароме - отпуск короткий. Почему то я считала, что и Бриллиантовую руку снимали в Крыму.
И еще хочется узнать: был ли Крым в эпизоде фильма Экипаж - где Ненароков (один из нынешних "Сватов") приезжает повидаться к бывшей жене в один из приморских городов под прекрасную музыку Шнитке, но какой? Крым или Кавказ?
Еще были фильмы, снятые в Крыму:
"Дама с собачкой"(1960) по Чехову с Ией Савиной и Алексеем Баталовым.
"Деловые люди"(1963) - фильм Гайдая по трем новеллам О.Генри. Две из них ("Вождь краснокожих" и "Дороги, которые мы выбираем") снимались в Крыму.
"Звезда и смерть Хоакина Мурьеты"(1982) - экранизация рок-оперы Рыбникова.
«Трудно быть богом» (1989) — советско-немецкий фантастический фильм по одноимённой повести братьев Стругацких.
Уважаемый Админ! А почему нет в Вашем каталоге "Небесных ласточек"? Добавьте, пожалуйста!
Пы.Сы. Великолепный сайт, спасибо! )))))))
Два фильма режиссера Клима Шипенко - Непрощенные и Кто я?
Из последних - "Золото Кольджата" (2006) - практически целиком снимался на Белой скале (Ак-кая)
Есть еще такой фильм "Зима в раю" (1989). В главной роли молодая Оксана Фандера, это один из самых первых её фильмов. Съемки проходили в Ялте и Севастополе, хотя теперь многие места трудно опознать.
Здравствуйте! Может кто знает достоверно. в 58 серии "Великолепный век" (в воспоминаниях Валиде) мелькает ханский дворец в Бахчисарае. Так ли это? были ли там съемки?
Сюда следует добавить польский фильм "Приключения канонира Доласа, или Как я развязал Вторую мировую войну" 1970г. Съемки проходили в Ялте и Гурзуфе ( а так же в Сочи, Сухуми, Баку, Лодзи и в Посвентне-на-Пилице)
Следует добавиить научно-фантастический фильм 1990 года "Подземелье ведьм" советско-чехословацкого производства по одноимëнному роману Кира Булычёва. В ролях снимались Сергей Жигунов — Андрей Брюс, Николай Караченцов, Дмитрий Певцов, Владислав Ковальков, Марина Левтова, Игорь Ясулович. В Крыму съёмки проходили: в окрестностях Коктебеля — Тихая бухта, склоны горы Кучук-Янышар, у подножия Белой скалы у Белогорска, в пещерном городе Эски-Кермен.
фильм "Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами" содержит крымские сцены, Чуфут-Кале, вид на Мангуп, церкви возможно.
"Собака на сене" - Дворец в Ливадии. Он же частично в "Благочестивой Марте", и других фильмах. Воронцовский дворец - в фильмах "Путешествия пана Кляксы" и "Тень, или может всё обойдётся". Фильм "Ключи от неба" - начало в Киеве, а потом очень даже в Севастополе :)
Замечательный фильм "Любовь с привилегиями" снимали в т.ч. в санатории "Россия" в Ялте, и классика - "Неуловимые мстители"
фильм "Любовь с привилегиями" снимали в санаторию Южный возле Фороса.
А почему знаменитый фильм "Воры в законе" который много в Ялте снимался не описан.
25 августа российский режиссер Сергей Соловьев отпраздновал свой очередной день рождения. В качестве подарка (правда, весьма двусмысленного) мы публикуем обзор того, что уже построено или готовится к строительству на «соловьевских местах» в Ялте, где снимался в 1987–1988 годах фильм «Асса». «Вторую популярность» среди любителей «неформального» или «контркультурного» туризма эти места приобрели после повторного проката «Ассы» в феврале этого года. Однако планы застройки Ялты таковы, что не все из этих мест сохранятся в прежнем виде. Как, впрочем, и другие «неформальные места» Большой Ялты, где вместо брошенных домов со «вписками» выросла элитная жилая застройка.
«Шоб кабину не качали»
Объект номер один, вне сомнения, — канатная дорога в центре Ялты, на которой в фильме катались Алика с Банананом под гребенщиковский «Город золотой». До фильма особой популярности не имела, теперь же представляет собой популярный объект «романтического туризма» даже среди тех, кто сам фильм не смотрел, а где-то что-то слышал. ООО «Канатные дороги Крыма» оценило посещаемость канатной дороги по достоинству: после введения в Крыму российского рубля билет в одну сторону стоит аж 400 рублей, хотя длина канатной дороги всего лишь 600 метров. Обычно канатная дорога именуется «Ялта — Горка», хотя это нонсенс: верхняя остановка тоже находится на территории Малой Ялты. «Горка», вообще-то , называется на картах «холм Дарсан», Дарсан-тепе, если на крымско-татарском. Вагончики остались относительно похожими на те, которые в фильме, только их застеклили. Судя по всему, решение застеклить появилось после того, как на канатной дороге разбился насмерть подросток. Что касается пейзажа внизу, то он претерпел изменения примерно на 50%. Кое-где остались те самые домики в 2 этажа, характерные для архитектуры «ялыбойских» татар, с плоской кровлей и расположенные террасно, а кое-где их уже нет и строятся коттеджи. Вызывает беспокойство проскочившая в украинских СМИ информация о том, что, возможно, на холме Дарсан будет вырублена растительность для постройки торгово-развлекательного центра.
В настоящий момент планов реконструкции канатной дороги «Ялта — Горка» нет, но есть план постройки второй канатной дороги с холма Дарсан до нового общественного центра. Есть только планы постройки сети канатных дорог, что, естественно, вызовет конкуренцию: парочки влюбленных будут по ошибке садиться не на ту канатную дорогу, на которую надо. Хотя, впрочем, спутать ее с ультрасовременными вагончиками планируемых дорог невозможно. «Канатные дороги Крыма» планируют построить всего 7 канатных дорог на территории Большой Ялты. Из них наиболее реальны проекты канатных дорог «Парковочная зона у поворота с трассы Симферополь — Ялта — гостиница «Ялта-Интурист», «Спуск к новой общественной зоне на месте очистных сооружений», «Спортивный центр — молокозавод на Южнобережном шоссе», «Автовокзал — Центр — Набережная» (вдоль реки Учан-Су; канатная дорога, по сути, будет дублировать существующие троллейбусные маршруты).
Люкс №302
Уронил в грязь честь офицера
Ресторан, в котором происходит знаменитая сцена с избиением и окунанием в фонтан уголовника Бабакина, переодетого в форму майора ВВС, находится в здании гостиницы «Таврида». Это старейшая гостиница Ялты. Соответственно, как и «Ореанда», охраняется государством. Здание пережило несколько реконструкций и реставраций, но с сохранением исходного облика. Сильнейшим бедствием для гостиницы был пожар, после которого ее реконструировали по старым фотографиям. Ресторан выглядит сейчас так же, как и в фильме. Вид на гостиницу открывается из кабины той самой канатной дороги. Правда, сейчас там еще ниже надписи «Таврида» расположена надпись Consol, указывающая на симферопольскую строительную компанию, которая реконструировала гостиницу в 2005 году.
Постройки в Никитском ботаническом саду
Театр лилипутов снимали в Никитском ботаническом саду. Здание, в котором происходили представления, — Летний театр. Долгое время он находился в запущенном состоянии, но недавно его привели в порядок. Попадавшая в кадр беседка осталась в том же виде, за ней ухаживают и красят. В настоящий момент Летний театр используется для одного из наиболее зрелищных и впечатляющих шоу Большой Ялты — «Вечернего сада». Сама сцена театра при этом практически не используется, люди просто сидят на скамейках и смотрят на деревья, на которые проецируются причудливые картины.
Адрес проживания Бананана
По сценарию, квартира Бананана находилась по адресу Морская, д.1. Саму квартиру почему-то снимали в Москве, а вот двор был настоящий ялтинский. Сам дом не подвергся каким-либо капитальным изменениям, однако он уже с давних времен потихоньку перестает быть жилым. Теперь там находятся несколько магазинов и несколько мини-гостиниц. Всего предприятий, находящихся по этому адресу, около сорока. Жилье все-таки осталось, несмотря на прессинг, который в девяностые испытывали жильцы со стороны охочих до квартир бизнесменов. Режиссер Соловьев поселил Бананана в очень фешенебельном месте у самого моря, что, видимо, и дало возможность его матери по сценарию сдавать комнаты отдыхающим. Нетрудно догадаться, что оставшиеся в доме немногочисленные квартиры также сдаются. Со двора дом практически не изменился, капитальному ремонту с тех пор вряд ли подвергался: те же лестницы на второй этаж и обшарпанные стены.
Гостиница «Украина»
Раза два мелькает в эпизодах фильма. Вид у нее сейчас непрезентабельный, в интернете на сайтах бронирования номеров не фигурирует. По всей видимости, эта гостиница находится в числе 11 «советских» средств размещения, которые выставлены на продажу на Южном берегу Крыма.
Санаторий «Родина»
На момент съемок фильма назывался «Украиной». Находится в Гаспре. Там в фильме Крымов принимал сеанс гидромассажа, и там Шар передавал Крымову фотографии Бананана и Алики, сделанные в будке с моментальным фото. Там же за Крымовым следили сотрудники милиции, изображавшие обычных фотографов. Есть, правда, одна неувязочка: по фильму получается, что Крымов принимал водные процедуры в административном корпусе санатория. Какой-либо капитальной перестройке с тех времен не подвергался, сохранился в таком же виде, как и был. Реконструкция ряда корпусов и пляжа была проведена в 2004–2005 годах.
«Сползает по крыше старик Козлодоев»
Теплоход, на котором была исполнена издевательская песня «Аквариума» про старика Козлодоева, называется «Константин Паустовский». Сейчас находится в рабочем состоянии и совершает прогулочные рейсы из Ялты в Симеиз и к Ласточкиному Гнезду.
Автор: Роман Мамчиц
Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Цой, Крым и "АССА"
Съёмочная группа приехала в Ялту в ноябре 1986 года. И пока шли приготовления, началась нетипичная для ЮБК погода — непрекращающийся больше недели снегопад. Это не входило в планы режиссёра, но оператор картины Павел Лебешев, напротив, настоял воспользоваться такой нестандартной фактурой.
Это несколько усложнило процесс съёмок (так, например, для эпизода с заплывом Крымова и Бананана потребовалось с помощью пожарной пены делать бутафорские снежные сугробы), но при этом открыло Ялту большинству зрителей с новой, неожиданной стороны.
фото С. Шутов фото С. ШутовПервые кадры фильма с бушующим зимним морем — это вид на портовый мол и маяк с набережной имени Ленина (Алика стоит метрах в 60 от спуска к нижней набережной напротив ресторана «Пряности и страсти»).
фото из открытого источника фото из открытого источникаМесто, где был междугородний переговорный пункт, у которого Алика знакомится с Банананом и негром Витей, с тех пор перестроено практически до неузнаваемости, но здание, примыкающее к нему справа при желании можно найти в районе современного ресторана «Белый лев».
После знакомства ребята выходят на набережную. Здесь можно заметить, что ставшего уже одним из своеобразных символов Ялты — кафе «Апельсин» в виде греческой галеры ещё не было.
кадр из фильма "Асса" кадр из фильма "Асса"Алика в ожидании попавшего в шторм Крымова снимает комнату на чердаке у Бананана. Это место находится во дворике на улице Морская. С тех пор оно практически не изменилось, а чердак занимают номера отеля «Дворик на Морской».
фото из открытого источника фото из открытого источникаЗатем Бананан приводит Алику в театр лилипутов, где работает ночным сторожем. Это место находится у центральной площади Никитского ботанического сада.
фото из открытого источника фото из открытого источникаУтром Витя везёт Алику в гостиницу «Ореанда» и они проезжают характе́рный дом-утюг на перекрёстке улиц Севастопольская и Заречная.
Интересная деталь: бывший сотрудник премьер-отеля «Ореанда» в разговоре подтвердил, что люксом №310, в котором снимали сцены в гостиничном номере, часто интересуются именно любители фильма.
фото из архива Н. Разлоговой фото из архива Н. РазлоговойРесторан, где Крымов и Алика ужинают с лилипутами (там же впоследствии окунут в фонтан падкого на чужих женщин «майора»), находится в старейшей ялтинской гостинице «Таврида».
кадр из фильма "Асса" кадр из фильма "Асса"Место с пальмами в снегу, у которого Крымов прощается с Аликой и уезжает на такси в Симферополь, находится на пересечении улиц Чехова и Боткинской. За их спинами угадывается гостиница «Украина», ныне пребывающая в плачевном состоянии.
После эпизода с экзекуцией майора в ресторане под нетленку «ВВС» Крымов на фоне заснеженной бамбуковой рощи играет в снежки с лилипутами, там мелькает в кадре беседка уже упоминавшегося выше ботсада.
фото из открытого источника фото из открытого источникаПосле первого сеанса гидромассажа Крымова мы переносимся в посёлок Гаспра. Сцена с групповым фото у фонтана снята напротив великолепного административного здания санатория «Родина» (бывшего санатория «Украина»).
фото из открытого источника фото из открытого источникаТем временем Бананан и Алика фотографируются в фотобудке за колоннами в Приморском парке. Фотобудки там сейчас нет, а вокруг выросли высотки с апартаментами.
фото из открытого источника фото из открытого источникаДалее Крымов организовывает морскую прогулку в честь третьей годовщины знакомства с Аликой. Во время исполнения издевательской песни про старика Козлодоева сквозь туман можно разглядеть что теплоход (кстати, это «Константин Паустовский», он до сих под ходит из Ялты к «Ласточкиному гнезду») проплывает мимо санатория «Парус» в Курпатах и замка «Ласточкино гнездо», а когда пара после отъезда жены Альберта на балконе своего люкса разгадывает кроссворд, камера скользит вдоль пустынного приморского пляжа и шхуны «Испаньола».
Тир, в котором Алика и Бананан стреляют из воздушки, до сих пор работает и находится в приморском парке между столовой «Park» и памятником Чехову.
фото из открытого источника фото из открытого источникаВо время одного из самых романтичных эпизодов картины — прогулки ребят на канатной дороге «Ялта-Горка» под песню «Город золотой» в исполнении Бориса Гребенщикова — кабинка плывёт над милыми старыми двориками улиц Войкова и Леси Украинки, а также в кадре ненадолго появляются купола собора святого Александра Невского.
Место, у которого Крымов замечает «хвост» и выясняет где живёт Бананан, ещё один ялтинский дом-утюг на перекрёстке улиц Кирова и Котельникова.
фото из открытого источника фото из открытого источникаПлавать Крымов Бананана приводит на причал за морвокзалом. Затем они с Аликой гуляют на набережной. Обратите внимание — ещё нет часовни новомучеников и исповедников российских напротив улицы Морская (она построена относительно недавно, в 2009 году на месте уничтоженной при советской власти).
кадр из фильма "Асса" кадр из фильма "Асса"После расправы над шпионом Крымов с Банананом отправляются на ипподром. В фильме показано как они садятся в троллейбус на остановке «улица Партизанская».
фото из открытого источника фото из открытого источникаТут интересны пара моментов: во-первых , в Симферополе нет ипподрома (а съемки с него проводились в Москве), а во-вторых , троллейбусы из Ялты в Симферополь действительно ходят, но только от троллейбусной станции рядом с автовокзалом. Поэтому, по логике, за кадром осталось как наши герои пересели из городского троллейбуса в междугородний.
Текст и фото взяты здесь - здесь. Благодарю за сотрудничество сайт "Ялта на ладони".
Легендарная канатная дорога из фильма Асса
В первые дни нашего приезда в Ялту на зимовку, прогуливаясь по набережной, мы решили прокатиться на канатной дороге.
Мы нашли её без труда. Она находится на набережной Ленина в переулке между домом 11 и 15/1 (странная нумерация домов). Мы завернули в переулок и шли по указателю.
Точную стоимость не помню на том момент, кажется 200 рублей взрослый и 100 детский. Народу совсем не было, так что мы быстро прошли на посадку.
На станции табличка гласила: посадка в кабину левой ногой. По чему именно левой? Так и остался вопрос.
Как сейчас выглядят канатная дорога и гостиница "Ореанда" из фильма "Асса" в Ялте
Думаю, многие помнят знаменитый фильм "Асса" режиссёра Сергея Соловьева. Съемки фильма проходили в зимней Ялте в 1987г.
Станислав Говорухин и Татьяна Друбич на балконе 302 номера в гостинице Ореанда Станислав Говорухин и Татьяна Друбич на балконе 302 номера в гостинице ОреандаКонечно, за 30 с лишним лет, Ялта сильно изменилась. Но гостиница "Ореанда" и канатная дорога , на которой катались Бананан и Алика, остались до сих пор. В этой статье я покажу вам, как сейчас выглядят эти знаковые места фильма.
Гостиница "Ореанда" была построена в 1907г. на живописном берегу черного моря на ялтинской набережной. С самого начала это была престижная гостиница, в чьих стенах выставлялись такие знаменитые художники, как Айвазовский, Верещагин и Шишкин.
Сейчас это 5-ти звёздочная гостиница, с стартовой ценой за одноместный стандартный номер в 15000 р. (в сезон). На третьем этаже гостиницы располагается номер "Асса" , видимо это тот самый 302 номер из фильма. Стоимость этого номера в сезон от 59000 р. за ночь на 2-х человек.
3-х комнатный номер 302 в Ореанде - 59000р. за ночь! Источник: оф. сайт гостиницы 3-х комнатный номер 302 в Ореанде - 59000р. за ночь! Источник: оф. сайт гостиницы Балкон на котором сидели актеры фильма Асса - вид на черное море. Источник: оф. сайт гостиницы 3-х комнатный номер 302 в Ореанде - 59000р. за ночь! Источник: оф. сайт гостиницыКанатная дорога из фильма находится совсем рядом от гостиницы, на той же ялтинской набережной. Самые первые вагончики начали перевозить людей еще в 1967 г. Внешний вид вагончиков почти не изменился, они очень похожи на те, что были в фильме. Форма осталась точно такая же. В один вагончик едва влезают двое стройных людей.
Вагончик N25. Не знаю тот ли это самый вагончик из фильма или нет, никакой памятной таблички рядом не оказалось Современные вагончики очень похожи, но сделаны из более легких материалов с защитными стеклами Поднимаемся по канатной дороге вверх Вагончик N25. Не знаю тот ли это самый вагончик из фильма или нет, никакой памятной таблички рядом не оказалосьДорога вверх приведет вас к террасе с красивым видом на Ялту и черное моря. Там располагается кафе, сувенирные лавки и музей ретро автомобилей. В кафе рекомендую выпить глинтвейн!
Вид на Ялту и горы с вагончика Вид на Ялту и горы с вагончикаСпуститесь немного вниз от верхней станции и перейдите дорогу! Вы увидите большой полукруглый монумент, посвященный героям Второй Мировой Войны в центре которого горит вечный огонь.
Вечный огонь рядом с канатной дорогой в Ялте Вечный огонь рядом с канатной дорогой в ЯлтеСтоимость билета на канатную дорогу (без льгот) - 400р. в оба конца.
Читай также:
Спасибо, что дочитали! Если статья вам понравилась или была полезна - ставьте "лайк" и подписывайтесь на мой канал . До встречи!
1990. Режиссёр: Анатолий Матешко. В ролях: Елена Корикова, Игорь Лях, Владимир Машков, Таурас Чижас, Валентин Букин, Игорь Стариков, Людмила Лобза, Никита Высоцкий, Юрий Потапенко, Юрий Рудченко, Виктор Сарайкин.
События фильма развиваются за пару лет до развала СССР. Маша - молодая, энергичная девушка, решившая совершить в одиночку достаточно авантюрное путешествие по горному Крыму. От станции канатной дороги на плато Ай-Петри ей предстоит добраться аж в Балаклаву. Большую часть пути она проделывает налегке пешком, попутно любуясь замечательной крымской природой.
На шоссе она встречает забавного мужчину в котелке и тельняшке, который кувалдой пытается завести свою старинную машину. Маша решается стать попутчицей загадочного усатого персонажа, так как изрядно устала пешеходничать. Уже в машине девушка придумывает историю, что едет навестить брата, а также, хорохорясь, повествует о том, кто такие Хабиассы. Водитель реагирует на это загадочной фразой "Я люблю детей", и вообще ведёт себя странно. Поэтому при первой же возможности Маша даёт дёру.
Убегая, она знакомится с вольным милиционером Федей и сепаратистом Микасом, которые постоянно сорятся друг с другом, желая завоевать симпатию новой знакомой. Фёдор обещает помочь Маше добраться в Балаклаву, а Микас просто - романтичный дезертир, желающий сбежать на родину.
На первый взгляд картина представляет собой сказку фэнтези, но при более вдумчивом просмотре заметны политическая сатира и даже крамола, что по тем временам было достаточно смело и неожиданно.
Молодая и симпатичная медсестра Алика знакомится со своим пациентом Крымовым. Он "цеховик" и криминальный авторитет. Специфика жизни Андрея Валентиновича такова, что, даже находясь в отпуске в Крыму, он вынужден заниматься своим бизнесом и своей же безопасностью.
Крымов умён, богат и, не смотря на преклонный возраст, находится в неплохой физической форме. Тем самым он и привлекает Алику, которой кажется, что этих качеств вполне достаточно для любви.
Но познакомившись с молодым художником и музыкантом по кличке Бананан, Алика открывает для себя новую яркую сторону жизни людей искусства. Романтичную, интересную, где-то бунтарскую и необычную. И пока Крымов с умным лицом решает свои старые делишки и планирует новые, Алика всё больше времени проводит в компании Бананана и его друзей. Они много гуляют по городу, беседуют и просто веселятся. Что не может не раздражать спокойного, но ревнивого мафиози. Возможен ли компромисс отношений и в каком виде?!
«Ассу» привезли на кинофестиваль в Одессе в самый последний момент, специально задержав для этой цели самолёт из Москвы. Фильм стал целым событием и для фестиваля и для страны в целом, собрав большую аудиторию в кинотеатрах. По сборам «Асса» не уступила таким китам как и , вышедших в то же время.
«Ассе» — 30: что осталось за кадром на съемках в Крыму
25 марта 1988 года с трехнедельного арт-рок-парада в ДК Московского электролампового завода началось шествие по советским экранам фильма Сергея Соловьева «Асса». Картина под занавес перестройки во многом стала знаковой и со временем стала культовой, настоящим открытием: кто-то впервые увидел живого Цоя, кто-то узнал имя историка Натана Эйдельмана, а кто-то услышал голос Бориса Гребенщикова, и все были очарованы настроением зимней Ялты, где разыгрывается курортно-криминальная драма с участием подпольного миллионера Крымова (Станислав Говорухин), юной медсестры Алики (Татьяна Друбич) и местного неформала по прозвищу Бананан (Сергей «Африка» Бугаев). Заснеженные пальмы, обледенелая набережная с портретом Брежнева (имя симферопольского художника мы обязательно установим!), автомат мгновенного фото, канатная дорога.
Хижина Бананана и апартаменты Крымова
После «Ассы» канатная дорога на холм Дарсан заработала с нагрузкой, какой не знали там с момента ее запуска в 1967‑м. Увы, сейчас так, как раньше, с плеером под песню «Город золотой» уже до одури не покатаешься — билет стоит дороже, чем на автобусе до Симферополя доехать… С высоты «романтического полета» уже не видно ржавой крыши гостиницы «Россия» и ее старого фасада с осыпавшейся штукатуркой. Там был снят феерический эпизод в ресторане с участием «летчика-дебошира» Александра Баширова, к лицу которого умело приложился «отдыхающий» каскадер Александр Иншаков.
В «России» появляется и Виктор Цой, но уже к финалу картины. И этого момента всё так же, затаив дыхание, сегодня ждут фанаты группы «Кино». Сначала Цой возле другой ялтинской гостиницы — «Ореанда», наблюдает с негром Витей (его играл бас-гитарист московской группы «Вежливый отказ» Дмитрий Шумилов), как выносят труп Крымова, а потом идет по коридору гостиницы «Таврида» устраиваться музыкантом на работу в ресторан. Ялтинец Владимир Бутырский как раз подрабатывал там же, играя по вечерам на пианино, и был очевидцем съемок.
— Снимали после десяти вечера в правом ресторане — был у нас еще один зал, поменьше, в левом крыле, — вспоминает Владимир Орович. — Ресторанную публику изображала местная массовка — человек тридцать, и платили им по пять рублей за смену. На столах никакой бутафории — все съедобное, и есть-пить не запрещали. Меня тогда удивило качество звучавших фонограмм — чистый, мощный звук из динамиков, а вот когда музыканты в паузах пытались играть вживую, сразу становилось ясно, что это дилетанты — не попадали, как говорится, в шесть нот из семи.
Но это неудивительно, потому что Соловьев подбирал «группу Бананана» не по исполнительскому мастерству, а по фактуре. Так на сцене оказались художники-авангардисты Тимур Новиков и Андрей Крисанов, а из состава «Кино» — лишь барабанщик Георгий Гурьянов. И поначалу ведь даже Цою там места не было, но режиссера уговорил уже утвержденный на главную роль Сергей «Африка» Бугаев: я без корейца сниматься не буду!
К слову, задолго до «Ассы» гостиница «Россия», открытие которой состоялось еще в декабре 1875 года, стала знаменитой. В свое время там останавливались Антон Павлович Чехов (жил в номере 39), композиторы Римский-Корсаков и Сергей Рахманинов, писатели Салтыков-Щедрин и Иван Бунин, поэты Игорь Северянин и Владимир Маяковский, актриса Мария Ермолова, художники Николай Рерих и Михаил Нестеров… Летом 1994‑го заброшенное здание гостиницы загорелось средь бела дня, и только близость моря и расторопность пожарных спасли его от полного уничтожения. Сейчас там новый элитный отель «Таврида».
А в гостинице «Ореанда» начинается и заканчивается ялтинская киноистория криминального авторитета Крымова. Именно там он забронировал два номера: 301‑й — для своей молодой спутницы Алики и 302‑й — для себя. Пришлось соблюсти эти формальные приличия, так как по советским законам не состоящую в браке пару вместе поселить не могли. Впрочем, это не помешало им проснуться в одной постели.
И далее съемки проходили только в 302‑м. По ценам начала 80‑х этот трехкомнатный номер, который с выходом фильма стал легендарным, стоил 67 руб. в сутки (около $100). За четверть века там, конечно же, произошли изменения: на стенах уже нет мрачного декора из черных деревянных панелей, так же, как и мебели черного цвета, из спальни убрали шкаф, а в гостиной на месте барной стойки теперь кресла и «плазма». Яркую картину с цветущей японской айвой (кстати, это работа крымской художницы Валентины Цветковой) из комнаты с письменным столом переместили в холл отеля. А крытого корта, где Крымов играл в теннис, уже не найти — на его месте построили развлекательный комплекс «Матрица».
Непросто было установить адрес «проживания Бананана» в Ялте, притом что интерьеры квартиры, где он приютил в первую ночь Алику, снимали в Москве. А похожих арок и внутренних двориков оказалось много. В итоге по разным приметам в кадре ту самую подворотню, из которой выходят герои фильма, опознали в доме №1 по улице Морской.
Главные герои снова в Ялте
С исполнителями главных ролей — Алики и Бананана — мне посчастливилось встретиться спустя четверть века в Ялте. Они приезжали к морю по разным поводам: Татьяна Друбич снималась в клипе группы «Ундервуд», а Сергей Бугаев устроил на массандровском пляже допремьерный показ фильма «Асса‑2». Пути их на этот раз не пересеклись, но воспоминаниями со мной — каждый в отдельности — они поделились…
— Этот фильм могли снять только в Ялте, — говорит актриса. — И город стал его полноценным персонажем. Многое у меня здесь было впервые: и канатная дорога, и столько времени у моря. А пальмы в снегу — эта картинка в памяти навсегда. Той зимой мне нужно было возвращаться в Москву, а аэропорт Симферополя из-за снегопада закрыли на два дня, и мне пришлось возвращаться на троллейбусе в Ялту, и я помню свою обреченность — ехала и думала: как же я не смогла улететь домой! Сейчас бы не доехать до Москвы и остаться тут — мечта!
Снегопадом в 1986‑м встретил полуостров и «Африку».
— В первый же день моего пребывания в Крыму я в машине застрял на перевале — снег застал крымчан врасплох, и никто дорогу песком не посыпал, — вспоминает Сергей Бугаев. — Как началось все с аномального явления, так и пошло в русле аномалии. А жили мы все в маленькой гостинице «Украина»: состоявшиеся люди — Станислав Говорухин, Сергей Соловьев, Павел Лебешев — и молодежь — группа «Кино» в полном составе, художники Тимур Новиков, Сергей Шутов, скрипач Сергей Рыженко — кстати, он по происхождению крымчанин, из Севастополя, он долго играл в «ДДТ», — потрясающая была атмосфера для общения и обмена мнениями. С Соловьевым я познакомился при участии Бориса Гребенщикова, который сразу предложил меня на роль главного героя, которого режиссер искал в Ленинграде — он чувствовал, что там назревает некий культурный процесс. Ну а я потом, уже в Ялте, в качестве ответного жеста подарил ему название картины — знаю, что Сергей Александрович поддерживает легенду, будто я постучался к нему ночью в номер и предложил закодированный ключ к успеху — «АССА» (автор Соловьев Сергей Александрович) с приложением библейской истории Ноя. На самом же деле так уже называлась мастерская моего друга-художника Тимура Новикова, и об этом мне в Ялте, где мы злоупотребляли портвейнами и мускатами, напоминала этикетка каждой распитой бутылки знаменитого винзавода «Массандра».
По разговору и общему впечатлению в остатке мне показалось, что «Африке» удалось если не укротить время, то хотя бы договориться с ним о какой-то отсрочке. О съемках он рассказывал как о событиях вчерашнего дня, и сам как будто отлучился со съемочной площадки — выпить чашку чая…
— У меня, в принципе, задача была несложная — нужно было играть себя. И потом вокруг меня были профессионалы высшего пилотажа, поэтому все было очень легко и интересно — все помогали друг другу и был диалог с Соловьевым, который мы спустя четверть века попытались нащупать в процессе совместной, но уже гораздо более короткой работы над фильмом «Асса‑2». И вообще, хочу отметить: у Ялты удивительное свойство объединять людей. Для истории важно заметить, что Витя Цой из Крыма уехал с большой любовью, которую он встретил на съемочной площадке, — это была помощница второго режиссера Наташа Разлогова, которую мы видели сначала с «хлопушкой» перед началом съемок каждой сцены, а потом все чаще прогуливающейся с Виктором Цоем по набережной Ялты. Она и Цой в своем длинном пальтишке. Очень романтические, нежные вещи, которые, в общем, сыграли серьезную в его жизни роль. Я ведь тоже на съемках познакомился с девушкой — она снималась у нас, — которая потом стала моей женой и матерью моих двух детей.
Мальчик Бананан давно вырос. Фото: Майкл Львовски
Что случилось с Альбертом из футляра
Наряду с Татьяной Друбич, Сергеем Бугаевым и Станиславом Говорухиным одну из ключевых ролей в фильме Сергея Соловьева «Асса» сыграл Виктор Бешляга. Его Альберт Петрович — «маленький артист» оперетты — стал жертвой безжалостного мафиозо Крымова: за прежние долги он не стал помогать «авторитету» в похищении скрипки Гварнери и покончил с собой — прыгнул с теплохода в пучину Черного моря… После выхода картины на экраны он стал знаменитым на всю страну, и, по идее, его ждало как минимум интересное продолжение карьеры. Но Виктор исчез с радаров: упоминаний в СМИ о нем не было, в кинематографических кругах его тоже потеряли. Свою поисковую операцию я начал с гастролирующих по бывшим просторам Союза цирковых коллективов «маленьких артистов» — общался и с организаторами концертов, и со звездами этого особого мира. Вступал в группы соцсетей, переписывался, потом созванивался и в конце концов нашел Виктора. Поговорили хорошо, теперь дружим. Виктор Бешляга сегодня живет в красивом молдавском селе Маловата-Ноуэ между Кишиневом и Дубоссарами. Ему 66 лет, у него замечательный дом, пасека, виноградник… О зигзагах своей судьбы раньше он никому не рассказывал, потому что никто и не спрашивал…
— Как начинался путь в артисты?
— Ох, давно это было… Еще в 1965 году, в начале лета, к нам в молдавское село впервые приехал коллектив маленьких из Киева. Тогда-то село и узнало, что в мире существуют маленькие люди и как теперь меня обзывать. И так как я рос без отца — мой отец рано умер, — то мой дядя был у нас за старшего. Он-то понимал, что у меня проблема с ростом, и решил подойти и поговорить с руководителем коллектива. Это был Леонид Баткин. Ну и они договорились, что при освобождении вакансии меня возьмут в коллектив. Мы расстались с артистами. Я продолжал учиться — мне же было всего 14 лет. А через 3–4 месяца получил приглашение в коллектив киевской дирекции «Цирка на сцене».
— На чем специализировались?
— В старые добрые времена существовала традиция — хорошая традиция! — слушаться старших. И, получив приглашение в коллектив, я зеленым юнцом, сельским, оторванным от мамкиной сиськи, начал познавать азы искусства артиста «Цирка на сцене». Я был маленьким и слабым, и «старики» в коллективе поставили мне цель — в первую очередь качаться: наращивать мышечную массу. А также обязательно встать в стойку на руках. Вот я на протяжении 15 лет каждое утро начинал с зарядки, отжиманий и подъема гирь и в конце концов стал работать воздушным акробатом. После женитьбы и перехода в другой коллектив — в мини-мюзик-холл Игоря Дольского — я помимо акробатики уже и в танцах участвовал. В 1989 году я бросил работу акробата и стал просто танцором и ассистентом.
— Чем запомнилась Ялта на съемках «Ассы»?
— Для меня Ялта в декабре 1986‑го, когда снимали фильм, была просто кошмаром: низкое давление, сырость почти 100%. Но, конечно же, было приятно чувствовать себя в одной компании с такими людьми! Еще в поезде — по дороге на съемки в Крым — познакомился с Александром Иншаковым. А с Виктором Цоем вместе на вокзале в Симферополе курили под аркой в ожидании автобуса и потом еще несколько раз пересекались с ним — то на вокзале, то в аэропорту. Всегда как-то так — на распутье. Ведь он на съемочную площадку в Ялте редко приходил, а вот музыканты из его группы «Кино» там постоянно присутствовали, и мы много общались. Очень жалею, что не сфотографировался ни с кем в то время.
— С суровым Говорухиным отношения сложились?
— Лично мне со Станиславом Сергеевичем было легко работать, потому что это профессионал с большой буквы. Он меня поддерживал уже только тем, что говорил со мной во время съемок очень ясно и с чуткостью. Я, глядя на него, всегда успокаивался. Честно признаюсь, с момента утверждения меня на роль Альберта я трясся, как лист на ветру: мандраж такой, что ужас! Я ведь всю жизнь не любил, хотя и работал, клоунаду, из-за необходимости говорить много. А тут надо же — всю роль вызубрить! Хорошо, что помощник режиссера, увидев, с каким трудом это мне дается, сказал Сергею Александровичу не вводить новый текст по мере съемок. Ох, и намучился я тогда! Сейчас вспомнил и аж сжался весь.
— Гонорар за эту работу компенсировал переживания?
— Я получил около 600 рублей и еще столько же своих добавил, живя в Ялте. Зарплата же выдавалась постепенно, и, по сути, я не видел эти деньги: переезды и перелеты — тогда еще можно было запросто летать самолетами, я из Архангельска летал на съемки в Москву и Ялту, — а также оплата питания и различных услуг «съедали» все заработанные деньги. Но это не важно, я все равно очень рад, что в моей жизни была эта история с «Ассой».
— Для вас это была дебютная картина?
— Нет, в первый раз я снимался, когда мне еще и 20 лет не было, — на киностудии Довженко, в фильме «Вечер накануне Ивана Купала» (1968). Я ведь свою карьеру начинал в Киеве… А потом был у меня фильм «Торпедоносцы» (1983). Ну а после «Ассы» Сергей Александрович пригласил меня на роль в картине «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» (1989). Но так получилось, что мой персонаж был удален из фильма.
— А что случилось?
— Скажу честно, я был в отпуске — на пляже отдыхал, когда получил телеграмму: приезжайте на один день дополнительных съемок. И подумалось с ленцой: нафиг мне надо на день ехать. Ну и не поехал. Хотя до сих пор страшно жалею об этом. Сам себя из истории выкинул, потому что из-за этого меня перестали приглашать на съемки. А ведь могло сложиться все иначе.
— Но ваша артистическая жизнь продолжалась?
— До кризисного 1998 года. Мы вернулись с гастролей в Нью-Йорке и узнали, что наш коллектив «Мини-мюзик-холл» уже не существует. Нас всех распустили по домам: москвичи пытались прибиться к другим коллективам и обещали делиться новостями, если будут вакансии. Вот тут я и дал маху: мне бы остаться в Москве и пойти на любую другую работу — возможность была. Но опять это «но». Я взял и уехал домой в Молдавию, оформил пенсию и стал жить как простой сельчанин. Сначала рвался куда-то, а потом перестал об этом думать — порвал все связи: как говорится, ушел в себя и заблудился. После смерти моей супруги Лидии Оленичевой — она тоже была артисткой — живем с мамой вдвоем. Я занимаюсь пчелами и виноградарством. Вино — как же без него — и делаем, и продаем, и выпиваем. Сейчас-то особой нужды не испытываем, дела пошли — тьфу-тьфу — неплохо.
Читайте также: