Ашрам ошо как поехать
Главный путь, который ведет внутрь, то бишь к просветлению, номинально можно отметить даже на географической карте для средней школы — взяв в руки карандаш, с легкостью провести линию воображаемого (то есть реального) марштрута. Рука остановится на территории Индии. Если быть совсем точным, в сотне миль от Бомбея, недалеко от города Пуна. Именно там находится Медитативный курорт международной общины Ошо. История о том, что представляет собой данное место, как создавалось и кем было задумано — потрясающий сюжет для кассового кино. Нежелание Голливуда (или Болливуда, что совсем рядом) взяться за экранизацию данной истории, можно списать только на скучную непроницательность человека с печатью «западного «мироощущенца».
Курорты разные бывают.
. И люди, посещающие их, и «недуги», от которых на них лечат, естественно, тоже. На курорт Ошо едут не почки подчистить — туда направляются духовно расти и медитировать. В отличие от всех остальных «мест отдыха», это прежде всего своеобразная коммуна, практикующая медитативные техники и учение Багван Шри Раджниша. Под этим известным всему миру именем вышло более 600 книг на более чем 30 языках (Раджниш никогда специально не занимался книгописанием, все, что находится под обложкой — 25-летние записи его бесед с учениками). Ни дать ни взять — «Евангелия от апостолов».
Кратко пройтись по биографии этого человека просто невозможно, поэтому отметим лишь, что за год до своей кончины, в январе 1989 года, он объявил, что отказывается от приставки «Багван Шри» в своем имени. Причина? Да потому что для многих это означает «Бог»… Его ученики — саньясины — решили называть его Ошо, именем, появившимся впервые в Древней Японии. Именно так в Стране Восходящего Солнца обращались ученики к своим духовным учителям. «О» означает «с огромным уважением, любовью и благодарностью», а также — «синхронность и гармонию». «Шо» — это не истерично вопрошающий возглас продавца в гастрономе, а «расширение сознания во многих измерениях» и «существование, изливающееся со всех направлений».
Особый дух общины и ее обитателей — по сути, это и есть воплощение идей Ошо о качественно новом человеке — Зорбо Будде, который «умеет радостно относиться к повседневной жизни, погружаться в безмолвие и медитацию». Большая часть медитаций проводится в современных зданиях со всеми удобствами; программы включают разнообразные индивидуальные сеансы и групповые занятия, которые «цепляют» различные сферы: творчество, холистическую терапию, индивидуальное развитие и лечение, эзотерические науки, «дзэнский» подход к спорту и досугу, проблемы отношений мужчины и женщины. Индивидуальные и групповые занятия проводятся круглогодично. Наряду с полнодневными программами активных медитаций Ошо (буквально с утра до вечера) предусмотрены многочисленные формы отдыха.
После смерти Ошо (1990 г.) община не прекратила свое развитие. Сегодня она занимает более 32 акров так называемого парка Корегаон. Ежегодно сюда приезжает около 200 тысяч гостей, причем более 15 тысяч задерживаются надолго, чтобы медитировать и познавать учение в специальных группах. В 1990 году в программах общины участвовали представители 33 стран мира, а десять лет спустя — уже более чем сотни стран. При этом более 60% — «слушатели», посещающие Пуну впервые.
Море возможностей
Человек, читающий книги Ошо, в определенный момент приходит к тому, что не плохо было бы съездить в организованную им коммуну. Сегодня ей управляют ученики Ошо, которых он сам в свое время назначил. Сказать, что там царит особая атмосфера — ничего не сказать. Кстати, каждый может прикрепить к одежде значок, сообщающий о том, что его «носитель» не желает контактировать с физическими существами. Это означает, что даже самые общительные люди не смогут нарушить ваше внутренне состояние вербально. Можно жить на территориии ашрама, своевременно зарезервировав номер по Интернету. Можно обосноваться в одной из гостиниц, находящихся неподалеку, или снять квартиру по абсолютно доступным расценкам — буквально от $5 в сутки. Приезжающие в ашрам в квартирах только спят, остальное время — медитируют и отдыхают.
В самой крупной пирамиде (Центральная пирамида Ошо) на территории ашрама происходят основные медитации — с раннего утра и до поздней ночи. Все медитации четко расписаны на полгода вперед. Несмотря на то что люди здесь оторваны от цивилизации, все ее блага — к их услугам. От интернет-кафе с ай-пи-телефонией до ежевечерних дискотек. Или бассейн, полностью имитирующий природное озеро. Как в сказке, на вас сверху падают цветы, покуда вы наслаждаететсь водой не искусственного голубого, а совершенно естественного цвета.
На территории ашрама живут представители всех уголков планеты и абсолютно разных социальных уровней. К примеру, среднестатистический украинец может себе это позволить — $100 в месяц вполне достаточно. Можно жить в Ошо, работая — выполняя обычный физический труд, и при этом пользоваться всеми благами коммуны. Рядом с обычными людьми в ашраме обитают как очень бедные так и очень богатые люди — маргиналы. Всех их объединяет одно — желание собственного духовного развития.
Чтобы получить пропуск на территорию коммуны, необходимо пройти всего один тест — на наличие вируса иммунодефицита. После его успешного прохождения — проверка визы и регистрация. На руки выдается «карточка-удостоверение». Вместо денег на территории ашрама ходят различные виды карточек. Карточка пребывания в ашраме на один день стоит $7. Она позволяет пользоваться всеми видами услуг и инфраструктурой и, естественно, посещать все запланированные на этот день медитации. Отдельно существуют карточки, по которым можно покупать одежду и еду. Кстати, об одежде. И мужчины, и женщины ходят в одинаковом одеянии — длинных до пят платьях, так называемых маруновых робах (темно-бордового цвета). Однако и в Ошо не обходится без модниц, которые привозят с собой оригинальные сверхробы из бархата, шелка, батиста. Наряду с ними можно видеть людей, которым абсолютно начхать на свой внешний вид — отрез красной ткани на плечах, не больше.
Каждый житель коммуны, согласно своим предпочтениям и своему образу жизни, составляет личное расписание. День можно начать в пять утра, на медитации «Утренняя динамика », потом — завтрак, после можно пойти на занятия тайчи, борьбы или стрельбы из лука, которые проходят на общем плацу, или погулять в совершенно потрясающем парке. Можно поплавать, единственное условие, опять же — маруновые купальники. То есть можно чередовать медитации по расписанию с плаванием, прогулками и чашечкой кофе. На территории есть большое кафе, где все трапезничают, а недалеко от главной точки общепита, вблизи бассейна, расположена небольшая итальянская харчевня — там и посуда посимпатичнее, и блюда подороже. Абсолютно вся еда — вегетарианская. Насколько разнообразна, настолько и вкусна. Мягко говоря — полный ассортимент.
В коммуне работает автономная станция для очищения и подготовки воды для питья, вся посуда — стерильная. Возле душевых установлены специальные сейфы — для вещей, которые неудобно носить с собой. А вечером в ашраме — «развлекусики». Как говорят, кино-домино, дискотеки… В организации досуга в ашраме, как в пионерском лагере, активно участвуют и сами его жители.
Отдельно от общих медитаций, в которых участвуют до 200 человек одновременно, можно выбрать спецгруппу, в которой занимается не больше 20 человек. С переводчиком не бывает проблем — русскоязычных там хватает. К тому же каждый обитатель коммуны всегда придет на помощь другому ее обитателю.
Выделяется здесь и отдельная категория людей, которых называют «духовными трахателями» — они приезжают для того, чтобы без всяких предварительных ухаживаний, получить то, ради чего, собственно, ты и создан (зачем к этому словосочетанию присовокупляют, пардон, слово «духовные», неизвестно — ред.). Но вряд ли людей, обладающих подобным импульсом, можно назвать медитаторами — конечно, они сконцентрированы на определенных вещах, но это далеко не медитация. Жаль, что на территории ашрама запрещена фотосъемка (как и мобильные телефоны) — иногда можно увидеть совершенно удивительных людей.
Очевидцы невероятного
Алена Мазур:
Я для себя открыла Ашрам Ошо как место где можно не только хорошо отдохнуть с интересными людьми, но и действительно испытать мистический опыт и переживания! Делать медитации в Ошо центре совсем не то, что в Киеве. Сама атмосфера коммуны, энергия места, энергия людей, приехавших со всего Мира и одновременно медитирующих, усиливает состояние во время медитаций. Уединившись — можно лучше почувствовать и понять себя, объединившись- с другими — ощутить и обогатить себя новыми энергиями, переживаниями, эмоциями. Все в Ашраме устроено так, чтобы каждый искал и находил что-то новое для себя, чувствовал себя ЖИВЫМ И РАДОСТНЫМ. С того момента, когда человек вдруг начинает видеть радугу вокруг лампочки, он уже видит ее всегда и вокруг вех источников света… так и в Ашраме — получив новое для себя ощущение, например, счастья — всегда уже можно ЕГО увидеть в себе. По возвращению домой чувствуешь и понимаешь что ты живая и радуешься жизни. это ощущение здорово помогает здесь, в мире суеты и больших скоростей. Ведь в городе мы скорее не живем, а зарабатываем. Но это же не главное. Главное-это понять, ощутить узнать Себя!
Евгений Клюев:
Социальная жизнь продавливает нас стрессом, угнетает психику, поэтому человек должен принимать «противоядие». «Глупо не принимать лекарство». В данном случае медитация Ошо выступает своеобразной таблеткой. Для ума. Если ты стремишься к медитации, любишь то, к чему она тебя ведет — ты едешь в Ошо. Курорт Ошо — это попытка смоделировать среду, в которой ты привык находиться, и при этом дать тебе то, чего в обычной жизни не так-то просто обрести — свободу. Если просто смотреть на ашрам, ты можешь увидеть обычную жизнь: люди работают, учатся, отдыхают. Обычно люди всегда чего-то ищут. Чего? Ответ всегда один — счастья! Его, как правило, пытаются найти в периферийной деятельности и выводах логической части ума. Вот это будет хорошо, а это — плохо, вот тут счастье привалило, а тут им и не пахнет. И все сводится к обладанию — вещами, знаниями, людьми. А в итоге — ничего, кроме зависимости от того, чем мы желаем обладать. И все это — несуществующая тюрьма, проекция и выводы ума. А ведь тюрьмы-то и нет. В ашраме созданы все условия, чтобы эта игра ума проявлялась более рельефно и не исподдтишка, как в круговерти городской жизни. Благодаря этому каждый имеет возможность поставить свой ум себе на службу, а не наоборот. Такая «хирургия» может быть произведена. И в ашраме этот процесс проходит в условиях заботы и любви, которыми окружают ищущего, который идет по этому пути.
Но если смотреть на это глазами, то можно не увидеть самого главного. Необходимо смотреть туда, откуда мы, но глазами этого не увидеть, это можно созерцать лишь внутренним взглядом. Если увидеть то место в себе, в котором находятся мир и покой, можно осознать, «чем на самом деле мы все являемся — фонтаном радости и счастья». Сам Ошо еще при жизни очень тепло отзывался о Харилале Пундже, которому принадлежат эти слова. Ашрам дает каждому выбор: или выйти на солнечную поляну, или оставаться в темной комнате. Во время пребывания в ашраме мой ум (вернее, его аналитическая часть) пытался найти пользу. Буквально — стать более умиротворенным, цельным. Но главное то, что в ашраме вы получаете возможность вернуться к самому себе. Пользы как таковой не существует — ты просто есть. Ты туда едешь, потому что ты «влюблен в то, чего никогда не видел и не касался, влюблен в цветок, аромат которого тебе не ведом». для тебя очень важно — вернуться и быть самим собой, а не набором функций и проекций ума, чтобы открыть в себе этот цветок. Осознать, что он всегда был и есть с тобой и никуда никогда не девался. Побывавшие в ашраме рассказывают о нем разные вещи. Наверное, это правильно. Люди ведь по своим формам разные. Зачем спорить, какая лучше?! В ашраме этот театр форм существует, как и везде, но, пожалуй, это единственное место в мире, где человеческое существо может насладиться наиболее близким к «эталонному» человеческим качеством свободы — вместе со многими, кто идет в этом направлении.
Кстати
«Оранжевых» книг в Украине, видать, напишут еще не один десяток. Но для людей, занимающихся медитацией, главная «Оранжевая книга» уже существует. По сути, это сборник медитационных техник Ошо, а также внушительный объем выдержек и цитат из всех его книг. Некоторые из техник — Випассана, Надабрахма, Кружение — были известны медитирующим многих традиций в течение столетий. Другие — Динамическая, Кундалини, Гуришанкар — отражают как мудрость этих традиций, так и открытия современной психологии.
Кто проводит
Анастасия Елизарьева, Санкт-петербург, Россия
Впервые познакомилась с учением йоги в 2008 году. Регулярная личная практика с 2009. Практика преподавания с 2011. Инструкторский курс проходила под личным руководством Гуруджи Бал Мукунд Сингха ( Morarji Desai National Yoga Institute в Дели (школа Дхирендры Брахмачари)). На том же курсе обучалась основам аюрведического знания, практике йога-нидры у Dr Swami Mangalteertham Saraswati ( Dr. A. K. Ghosh), основателя центра The Swami Satyanand Center and Nutan Sanjeevani Sansthan, Индия. Курс теории Аюрведы, масляного массажа (абхъянга) и марма-теарапии в AyusKama Ayurveda Institute под личным руководством Dr. Vinod Kumar (B.A.M.S, M.D.U (Rothak), Dip. In Panchakarma (Kerala), Ayurveda consultant & Panchakarma specialist). Мастер Рейки I ступень.Ульяна Андреева, Дания, Копенгаген
Впервые познакомилась с учением йоги в 2003 году. Регулярная личная практика с 2004. Практика преподавания с 2009. Инструкторский курс проходила под личным руководством Гуруджи Бал Мукунд Сингха ( Morarji Desai National Yoga Institute в Дели (школа Дхирендры Брахмачари)). На том же курсе обучалась основам аюрведического знания, практике йога-нидры у Dr Swami Mangalteertham Saraswati ( Dr. A. K. Ghosh), основателя центра The Swami Satyanand Center and Nutan Sanjeevani Sansthan, Индия. Мастер Рейки II ступень.Satyadharma, Индия, Пуна
Получил санньяс-инициацию лично от просветленного мастера Ошо в Маунт Абу, Индия в 1972 году и жил рядом с просветленным мастером до 1992, был знаком с Джидду Кришнамурти, проводил духовные практики с Георгием Гурджиевым и Петром Успенским, философами-мистиками русского происхождения. Долгое время работал в качестве декана основного в области сельского хозяйства университета Индии Anand Agricultural University (AAU), имеет степень доктора. Необычайно светлый и добрый человек. На семинаре он станет нашим Гидом в мир медитации.Стоимость
800$, в которые включено питание (вегетарианское завтрак/обед/ужин), трансфер из аэропорта, проживание в 2ух местных комнатах (туалет/душ в номере), занятие йогой и динамические медитации, заявленные экскурсии).
При внесении 100% предоплаты до 1 июля = 700$, до 1 августа = 750$.
Семейным парам, детям младше 12 лет и участникам предыдущих семинаров – скидки!
Для регистрации в семинаре минимальный размер предоплаты 150$.
Контактные данные
Ашрам Шри Ауробиндо в Пондичери: очищение разума
Шри Ауробиндо призывает нас освободить свой разум, оставить ненависть и насилие, жить и просвещаться. В ашраме, который он открыл, созданы для этого все условия. Ашрам и Ауровиль — чудесные места на Земле, где нет политики и войн, а живет одна лишь любовь.
СодержаниеМесто проведения
Ашрам Ошо Ганга Дхам расположен в уютном природном месте рядом со святым Гангом, на севере Индии в 15 минутах от мировой столицы йоги – Ришикеша. Во время семинара проживать мы будем в уютных 2ух местных комнатах с собственным душем и туалетом, при желании можно продлить свое пребывание в ашраме на желаемый срок после окончания семинара за отдельную плату стоимости комнаты.Ашрам ошо как поехать
В эти дни заканчивается 26-летняя эра. Я посетил Пуну чтобы продать свою квартиру. Всё прошло хорошо. Бесконечное число форм, бумажек, контрактов должны быть заполнены и подписаны. Поскольку я получаю прибыль, я должен заплатить налог на прибыль. Для этого мне нужен персональный номер из налогового департамента. Это также отняло много времени: документы, запросы, копии, различные формы, счета за электричество…
Первый раз я посетил Пуну в 1986 году, когда Ошо был ещё в Катманду. Потом я приезжал сюда каждую зиму, пока в 1993 году не перебрался в Пуну на постоянное жительство. Я оставался здесь 7 лет. Летом 2000 года я покинул Пуну и перебрался во Фрайбург.
Причин по которым я покинул пуну было несколько, но основная следующая: прекрасная ошо-коммуна с течением времени драматичным образом изменилась. Из яркого многомерного места встречи друзей со всего мира и большим количеством саньясинов в управлении она превратилась в место, управляемое небольшой кучкой людей. Большинство тех, кого назначил Ошо, либо сами ушли, либо же их вынудили прямо или косвенно уйти.
Одновременно важная часть деятельности – терапевтические группы – были модернизированы таким образом, что большинству свободных душ и индивидуальностей было тяжело соответствовать всем новым правилам, большинство из которых были весьма глупыми. Тем кто пытался противостоять всем этим нововведениям был воспрещен доступ в коммуну. Они внезапно обнаружили, что не просто изменился дух их дома, им больше не позволено его посещать. Они больше не могли встречать своих друзей, с кем годами чувствовали себя как дома, они больше не могли посидеть в ошо-самади, где находится урна с его прахом. При этом руководство даже не считало нужным объяснять свою политику, а оставшимся людям не хватило смелости задавать вопросы. Кому хочется быть выкинутым вон? Для людей это было равносильно тому чтобы стать бездомными. Кто бы ни пытался задать вопрос, выслушивали в ответ убийственный аргумент с обвинением в негативизме и отсутствии должного понимания видения Ошо. Стало понятно и очевидно, что менеджмент всегда будет подчеркивать свою прерогативу в правильной интерпретации духа Ошо путем выкидывания из ашрама людей с отличающейся точкой зрения. Они даже понятия не имеют сколько людей покинуло ашрам с грустью и горькими чувствами – никогда больше в него не вернуться. Теперь это эстетически красивое в сравнении с прочими постройками пуны место – но где люди?
Кроме менеджмента есть те, кто живет в этом месте, ныне называющимся «медитационный курорт». Было бы в высшей степени несправедливо назвать этих людей, кто живет там и боится задавать менеджменту вопросы, беспозвоночными. Но они знают что риск быть выкинутыми очень велик, стоит посметь противостоять, поднимая вопросы или требуя объяснения тем или иным решениям. У меня ощущение что это место, бывшее моим духовным домом, ныне для меня умерло. Оно потеряло свой дух как только было захвачено людьми, претендующими на право исключительного толкования видения ошо и создавшими атмосферу страха.
Ашрам ошо как поехать
Город Гадарвара: Место где Ошо жил с родителями и учился в школе. На сегодняшний день этот городок имеет два действующих Ошо ашрама. Кроме того, саньясины Гадарвары очень приветливы, они сами организуют вам экскурсии по всем историческим «достопримечательностям» связанным с юностью Раджы, а их в Гадарваре больше чем где-либо. Ради остроты ощущений советую там остановиться на ночь в гест-хаусе, который когда-то был домом родителей Раджниша. Впоследствии они его продали и дом превратился в «индийскую гостиницу», там сохраняется для истории комната где Раджа прожил несколько лет, пока не уехал от родителей в г.Джабалпур. Стоимость приватной комнаты в этом гест-хаусе составляет 50 рупий за сутки.
Город Гвалиор может тоже похвалиться тем, что имеет хороший стационарный ашрам в одном из новых районов. Туда мало приезжает туристов, на медитации ходят обычно саньясины живущие в этом районе.
Программа
- Шаткармы — очистительные практики.
- Суставная гимнастика и динамические упражнения с дыханием «сукшма-вьяяма» и «стхула-вьяяма» для активизации и очищения основных энергетических каналов тела и разогрева мышц, связок и сухожилий.
- Сурья Намаскар/Приттхви Намаскар — динамический комплекс приветствия солнцу/земле, способствующий пробуждению тела и сознания.
- Комплекс асан Хатха-йоги — статические положения, динамические виньясы, практика асан by Swami Dhirendra Brahmachari School of Yoga
- Пранаяма — упражнения осознанного управления дыханием и увеличения жизненной силы.
- Йога-нидра — практика осознанного сна.
- Медитативные практики, Медитации ОШО по расписанию ашрама (под руководством Swami SatyaDharma (Пуна, Индия)).
- Что такое йога? Основные аспекты и направления йоги. Асана.
- Основы здорового питания по аюрведе.
- Пранаяма — секреты правильного дыхания.
- Марма терапия, как знание энергетических точек может помочь при лечении различных заболеваний.
- Целительная сила звуков, мантра.
- Изучение священных писаний : Йога-сутры Патанджали с комментариями, Бхагават Гита, Гуру Гита
- Каждый вечер сатсанги ОШО(по расписанию ашрама).
Так же при наличии желающих есть возможность организовать несколько практических занятий по аюрведическому масляному массажу и марма-терапии. Каждый день проживания в ашраме у вас будет возможность совершать омовения в святых водах Ганга, наслаждаться тишиной и спокойствием гор, а также в пешей доступности вокруг ашрама есть несколько водопадов, которые смогут посетить все желающие.
В экскурсионной программе запланирован рафтинг по Ганге, посещение храмов Ришикеша и пещеры мудреца Васиштхи.
Ашрам Ошо Ганга Дхам расположен в уютном природном месте рядом со святым Гангом, на севере Индии в 15 минутах от мировой столицы йоги – Ришикеша. Во время семинара проживать мы будем в уютных 2ух местных комнатах с собственным душем и туалетом, при желании можно продлить свое пребывание в ашраме на желаемый срок после окончания семинара за отдельную плату стоимости комнаты.
Занятия в зависимости от настроения и погодных условий будут проходить в просторном светлом зале, из окон которого открывается вид на стремительный Ганг либо прямо на берегу реки. Владельцы ашрама называют его Дом. И они правы, ведь там, где живет Любовь – там настоящий дом. Уютная и благостная обстановка, вкуснейшая домашняя еда, счастливые улыбки жителей ашрама, уверенность в том, что вас всегда поддержат и помогут во всем не оставит никого равнодушным. Приезжайте и увидьте все своими глазами, а точнее Сердцем!
Контакты
Проживание и оплата
В ашраме действует служба по приему приезжих, где каждому выдадут вещи для жилья и помогут разместиться. Либо же можно остановиться в самом Пондичери, где расположено несколько ашрамовых гостиниц с номерами.
Одна из них — «Park Guest House», которая создана по прообразу гостевого дома. Уникальной особенностью этого отеля являются его двери в номера: на каждой из них есть табличка с положительным качеством.
Считается, что благодаря подсказкам Матери, человеку достается комната именно с тем качеством, которое ему нужно развивать. Окна радуют видом на Индийский океан, а номера — уютом и удобством.
Поблизости от ашрама есть пансионы, которыми владеют последователи Шри Ауробиндо, где каждому посетителю предоставляют комнату для медитации и бесплатную библиотеку.
Комната для медитации
В ашраме есть столовая с очень простым меню: рис, суп, молоко, лепешки и фрукты. А в дни Даршана к ним добавляют еще и вкусную выпечку.
Как попасть в ашрам
Этот вопрос волнует многих, ведь подобные организации – подходящее место для отдыха от житейских проблем. Если в индийских семьях распространена традиция отправлять детей в ашрам на несколько месяцев, то иностранцам не так просто там оказаться.
Ездить за рубеж к гуру у американцев и европейцев стало популярно после 1968 года, когда «Биттлз» посетили Махариши. Чтобы побывать в классической коммуне, не обязательно заранее записываться в очередь – зачастую есть места для каждого. Там разрешают селиться на любое время: несколько недель, месяцев, лет. Естественно, не стоит путать духовные индийские общины и сектантские организации, похожие на ашрам Шамбалы – это разные вещи.
Саптариши Ашрам, Харидвар
С современными крупными заведениями необходимо созваниваться или списываться – у них есть сайты, где указаны номера телефонов. В центрах следует оплачивать занятия йогой, койко-место гостиницы или общежития. Есть пункты без определенных расценок – каждый вносит пожертвования, которые обычно не слишком большие. Таким образом, в зависимости от условий стоимость проживания составляет 2-60 долларов в сутки.
Каждый человек, который становится на путь поиска внутреннего «Я», хотя бы раз в жизни задумывается о посещении лекций какого-нибудь известного гуру. Такую возможность предлагает ашрам. Популярность подобных организаций неукоснительно растет. Сюда съезжаются, чтобы спастись от существующих проблем внешнего мира, получить новые знания, погрузиться в изучение постулатов религии и просто разобраться в себе. И это, определенно, помогает.
Vishalakshi Mantap
Индийские Ашрамы: в чем их суть
В такие общины приходят те, кто устал от мирской суеты или пребывает в непрерывном поиске своего «Я». Здесь основой жизни выступают:
- совершение ритуалов;
- чтение молитв;
- практика медитаций;
- повторение мантр;
- изучение священных писаний;
- следование пути йоги;
- осуществление посильного труда.
Все это делается с целью духовного обновления и всестороннего развития каждого участника. Помимо ознакомления с культурными традициями, приобщения к ведическим текстам и музыке, в программу входят встречи и разговоры с Учителем. Собственно, ради них многие и приезжают в ашрамы Индии. Таким образом, коммуны в первую очередь являются спиритуальными местами, где под надзором лидера или гуру люди практикуют различные методики внутреннего совершенствования.
Обыденный для членов общин уклад удивителен и может показаться непривычным. В каждом из ашрамов распорядок дня имеет свои отличительные особенности, но главной среди них всегда остается строжайшая дисциплина. В основном соблюдаются такие предписания:
- 4 утра – подъем, бхаджаны (религиозные песнопения) и гимн восходящему солнцу;
- после 6 – арати (коллективный огненный ритуал);
- днем – даршаны, медитация, лекции, сатсанги, и проч.;
- вечером – поклонение божеству (пуджи).
Ашрам Каши
Перед тем, как попасть в ашрам, следует позаботиться о приобретении белой робы (сари либо пенджаби), иногда – бордовой. Больше ничего не понадобится, кроме предметов личной гигиены. Также необходимо учесть, что в коммунах наложено табу на мясные продукты, алкогольные напитки, табачные изделия. Коллектив неукоснительно соблюдает ЗОЖ и вегетарианское питание.
Еще в большинстве общин практикуют социально полезный труд. Никто никого ни к чему не принуждает – все происходит добровольно. Такая деятельность называется карма-йога. Данный термин обозначает качественное выполнение обязанностей, которое не нацелено на достижение результатов. Все это касается исключительно дальневосточных организаций. Зарубежные (например, ашрам Шамбалы) устроены совершенно иначе и несут негативный оттенок.
На территории Индии в среднем насчитывается несколько тысяч подобных духовных сосредоточений. Есть и строгие классические места, и вполне демократичные. Если первые полностью посвящены религиозным практикам, то вторые нацелены на привлечение туристов.
К традиционным относятся йога-ашрамы. В их программе проживания упор делается на асанах. Изучение священных текстов находится на втором плане – ему отводится минимум общего времени. Такие коммуны сосредоточены в основном в Ришикеше. Типичные индийские ашрамы располагают аскетичными спартанскими условиями: матрасы прямо на полу, спальни на 5-10 человек. Туристам предлагается совершенно другая обстановка: современные масштабные культурные центры с гостиницами и всеми благами цивилизации.
Например, всемирно известная организация Ошо изначально была классической общиной. Сейчас она считается международным медитационным курортом и вмещает:
- бары с безалкогольными коктейлями;
- холлы для конференций;
- танцевальные клубы;
- университетские помещения;
- интернет-залы;
- доступное книгохранилище.
Ришикеш
Здесь есть и самое главное, что делает все ашрамы Индии духовными пристанищами – просветленный гуру, который несколько раз в сутки общается с паломниками. Так или иначе, даже в подобном, казалось бы, суетливом месте можно отрешиться от цивилизации и всерьез заняться самосовершенствованием и самопознанием.
Sri Aurobindo Ashram
Карма-йога в развитых коммунах бывает очень интересна. Она включает:
- уход за животными;
- работу в оранжерее;
- присмотр за огородом;
- преподавание в школе.
Умение безвозмездно трудиться и помогать другим – путь к духовному развитию. Тем более, на членах общины держится вся ее инфраструктура.
Ашрам Вишва Шанти
Ашрамы
Ашрамы Индии – переводится с санскрита как: «обитель затворников», «уединение», «защита», «труд».
Самый распространенный вариант – «место без боли», где «а» – префикс отрицания, «шрам» – страдание. Изначально данное слово трактовалось как местопребывания древнеиндийских отшельников и мудрецов, которые искали уединения в диких лесах или на горных просторах. Современный индуизм имеет несколько другую номенклатуру. Сейчас упомянутый термин обозначает специальную религиозную коммуну, направленную на спокойствие и избавление от негатива всех ее членов.
Ашрам Вальмики
«Там, где течет Ганг», йога-ретрит
Что есть Рай в индийской мифологии? Он занимает несколько тысяч миль в окружности. Там течет небесный Ганг, в озерах растут чудесные лотосы, а здания сделаны из философского камня… Тропический оазис ярких красок, запахов и вкусов. Шум величественного Ганга, пронзающее спокойствие и Сила Гималаев. Окруженный тропами джунглей, ашрам Ганга Дхам – настоящий Рай на Земле, идеальное место, как для того чтобы побыть наедине с собой, так и для пребывания в душевной компании близких по духу людей. Встречать новый день на рассвете, практикуя на берегу под шум святых вод и вдыхая воздух, несущий из горных глубин манящие и таинственные запахи. Или под переливающиеся мелодии, скинув все оковы, окунуться в мир динамической медитации, познания своего тела и души. Позволить бурлящему потоку унести тебя далеко-далеко, где наконец найдется тихая гавань, которая принесет гармонию Сердцу, Душе и Телу.
Примерный распорядок дня
В этом ашаме нет строгого расписания дня, которому нужно неукоснительно следовать. В день Даршана в шесть часов утра здесь начинается коллективная медитация за закрытыми дверьми внутреннего двора, которая продолжается до 7 утра.
Двери ашрама открыты для посетителей с 4:30 до 23:00
Первое же, что нужно сделать в ашраме — посетить Самадхи и храм для медитации: это святые места и увидеть их должен каждый паломник. Далее можно поехать на экскурсию по Ауровилю и отделениям ашрама, заказав ее в туристическом агентстве в общине.
Здесь же предлагают и недельную программу с экскурсиями, физическим трудом наряду с жителями общины и множеством лекций.
Дополнительная информация
Как добраться
Из Москвы летим до Мумбаи, где там же в аэропорту берем билет на Бангалор и ожидаем своего полуторачасового полета. В Бангалоре садимся на автобус до Пондичери, который семь с половиной часов будет радовать нас жаркой индийской дорогой.
Второй вариант, из Мумбаи лететь в Ченнай (он же Мадрас), откуда на автобусе или автомобильном такси уже за 4 с половиной часа добраться до Пондичери. По приезду можно попросить рикшу подбросить до ашрама, сказав ему только «Ауробиндо ашрам».
В какой индийский ашрам стоит съездить?
Приведенный список не претендует на полноту: ашрамов в Индии великое множество. Субъективно выбраны самые известные и колоритные.
1. Ашрам Аммы (юг Индии, около города Тривандрум). Один из самых популярных у русских йога-туристов индийских ашрамов. Мата Амританандамайя (ее имя можно перевести как «Мать Абсолютного Блаженства») — ныне живая и здравствующая индийская женщина-Гуру. Известна еще как «обнимающая Гуру», т.к. свой даршан (милость) Матушка проявляет в виде сердечных объятий, которые она дарит всем ищущим. Ашрам Аммы (я был там в 2011м году) — идеально чистый, с аскетичным питанием, до него легко добраться. Если вы спешите, и у вас мало времени в ашараме, надо заранее предупредить, и вам устроят аудиенцию с Аммой (объятие) в очень короткий срок. В ашраме действует правило обязательной для всех проживающих «севы», «служения» (очистки территории и т.п.), но оно не очень строго соблюдается. Объятие Шри Аммы — одно из тех впечатлений от Индии, которые долго не меркнут. Еще, Амма говорит каждому несколько сердечных слов на родном языке гостя. Про Шри Амму можно посмотреть полнометражный документальный фильм на Ю-тубе. Добраться в ашрам из Дели можно на самолете или на поезде (последний вариант займет 2-3 дня).
2. Хайдакхан Бабаджи ашрам на Севере Индии — другое популярное направление для россиян. Шри Хайдакхан Вале Баба (Бабаджи) уже при жизни многими считался Махаватаром (полным воплощением) Шивы, легендарного и божественного первого йога. Даже если вам не так близка индийская религия, такой титул дорогого стоит. Зарубежные последователи также иногда величают Хайдакхан-Бабаджи «Христом современной Индии», подчеркивая не только его популярность, но и человечность и смиренность его учения (Бабаджи, кстати, уважал все религии), основанного на идеалах Карма-йоги, приведенных в Бхагават-Гите. Жизнь и йогическая практика этого, как и предыдущих (см. биографию) Бабаджи овеяна столь многими чудесами и легендами, засвидетельствованными многими, в том числе знаменитыми людьми, что даже если небольшая часть из них — правда — этот ашрам точно стоит посетить. Любопытно, что Ашрам Хайдакхан Бабаджи в Индии имеет «побратима» — «наш» ашрам в районе Омска (в Сибири).
3. Сатчитананда Ганапани — один из известнейших святых, Гуру и Аватаров Индии наших дней. Он считается Аватаром (воплощением) Шри Даттатрейи, легендарного индийского йогина и святого, которого в этой стране также причисляют к богам. Шри Сатчитананда Ганапати очень известен в Индии, и мало известен у нас и на Западе, хотя в последнее время его популярность растет. Интересно, что Ганапати Сатчитананда Свамиджи учит простой форме крийя йоги, которая не использует асан, а только двадцать одну пранаяму, для того, чтобы поднимать энергию и очищать нади. Ашрам находится в г. Майсур, добираться туда надо на поезде.
5. Рамана Ашрам (Раманашрам) — один из самых любимых и красиво расположенных ашрамов Индии. Он находится в г. Тируванамалаи, неподалеку от горы Аруначала, которая занимала особое место в подвижничестве основателя ашрама — святого Шри Раманы Махарши (1879-1950). Многими индуистами эта гора считается престолом Господа Шивы, таким образом имеет определенно особое значение для йогов. Суть практики самого Раманы Махарши, и его рекомендации ученикам в основном состояли в необходимости самоисследования — «атма-вичары», т.е. поиска истинного «Я», в том числе с помощью этого простого вопроса, обращенного вовнутрь: «Кто Я?», такой процесс даже без поддержки других техник способен привести к непосредственному переживанию глубочайших медитативных состояний. Таким образом, весь йогический процесс в традиции Р. Махарши происходит в уме ищущего и не требует выполнения физических упражнений (хотя и не противоречит им). Что касается Раманашрама, многие современные индийские йоги отмечают, что, пожалуй, нигде в Индии не чувствуется более явная поддержка в медитации, и даже присутствие . чего-то. Наверное, можно назвать это «атмосферой Чуда» или «добрым духом Йоги», который витает здесь. Некоторые просто называют это «Присутствие». В окрестностях Ашрама, по некоторым данным, до сих пор происходят чудеса, исцеления. Ашрам и близлежащая местность, так же как сама священная для индусов гора Аруначала, считается местом, крайне благоприятным для медитации.
(В феврале 2017 года вы сможете посетить специальный семинар по хатха-йоге, пранаяме и медитации с особыми условиями участия для читателей блога «Хануман». В программе, кроме йоги — посещение Раманашрама и медитативные практики на горе Аруначала, а также праздник ШиваРатри в Гокарне).
- Для многих россиян посещение аутентичного индийского ашрама будет шоком: мало того, что другая культура и религия, архитектура, так еще и другие представления о личном пространстве, комфорте, а иногда и о гигиене. Впрочем, обычно все совсем не так страшно, так что многие отметят, что «ожидали худшего» и не обратят особого внимания на спартанские условия и необходимость вставать в 5 часов утра или даже раньше. Факт остается в том, что именно проживание в ашраме является 100% «индийским» опытом, к тому же, интересным для йогов. Если вы готовы попробовать хотя бы пару дней или недельку «есть, молиться и любить» не по своим,а по древне-йогическим правилам — то ашрамы Индии (открытые для европейцев) это для вас.
- Если вам совсем не интересны колоритные ведические ритуалы (а они обычно проходят на рассвете), то иногда (уточняйте) их можно и не посещать. Зачастую, можно выбрать и посмотреть в ашраме только то, что интересно. Впрочем, иногда полезно и выйти из своей зоны комфорта!
- «Обычных» практик хатха-йоги в нашем понимании в традиционном индийском ашраме, вполне вероятно, не будет.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Актуальная информация об этих и других ашрамах и йога-центрах Индии:
На сайте «Ашрам.ру» (в подготовке статьи частично использованы материалы оттуда);
и в блоге «Хануман» (запись «Где в Индии поучиться на преподавателя?»).
Знаете хороший, интересный ашрам в Индии? Поделитесь своим комментарием с другими читателями блога, это «хорошая карма»!)
Ашрам Шри Ауробиндо
Этот ашрам был основан знаменитой матерью Шакти Шри Ауробиндо: с ее руки в Пондичери появилась религиозная община, а затем недалеко вырос и городок Ауровиль.
Сам же город Пондичери давно прославился как один из центров духовного просвещения, да и отличается он завидным расположением: построен у священной реки Ганги, на западе Бенгальского залива.
Ашрам трудно назвать «еще одним среди» остальных. Он отличается от большинства других ашрамов даже своим внешним видом: обычный большой дом, построенный в европейском стиле, мимо которого легко просто проехать, даже не заметив, что это за место.
Сам Шри Ауробиндо говорил, что создал этот ашрам не для ухода от мирской жизни, а ради познания иного жизненного пути, нового и лучшего, поиска духовного сознания, способа поднять свое сознание на принципиально иной уровень.
Центром ашрама считается «Главный дом ашрама» — несколько зданий, ключевое место среди которых занимает дом Шри Ауробиндо и Матери. Здесь же, под прекрасным деревом, расположили их могилу (самадхи): величественную усыпальницу из светлого резного мрамора.
Если ранее ашрам был обыкновенным небольшим домом, то сейчас он может вместить более 1 тысячи человек. Да и в округе ашрама живут люди, ежедневно помогающие общине ашрама и посещающие святое место, но не живущие с самой общиной.
Здесь есть мусульмане, христиане, иудеи; американцы, европейцы и индусы: все мирно сосуществуют в одном городе и помогают друг другу. Всего ашрамовой общине помогает более тысячи людей, проживающих по всему городу.
Люди же в ашраме всегда открыты и дружелюбны: туристам они обычно помогают найти жилье и сориентироваться в Пондичери.
Индия славится своими ашрамами, познакомьтесь также с ашрамом «Прашанти Нилаям» Саи Бабы.
Еще один ашрам того же Саи Бабы находится в Бриндаване. Это была его летняя резиденция.
Правила поведения
В ашраме действует всего одно правило: не курите, не пейте и не употребляйте наркотики, забудьте про политику и секс.
Для путешествия в Ауровиль нужно заполнить анкету в полиции и получить билет.
Для посещения Матримандира нужно записываться заранее. Перед внутренним залом храма снимают обувь, взамен надевают белые носки. В Матримандире запрещено разговаривать и фотографировать.
Самодисциплина должна стать основой для каждого посетителя святых мест; нужно забыть о вражде и насилии, поддерживать духовную атмосферу своим поведением. Одежда здесь должна быть чистой и скромной, закрывающей все тело вместе с ногами и руками.
Просветить разум, очистить его от мирской суеты — вот к чему призывал Учитель Ауробиндо. Готовы ли вы к этому?
Ауробиндо Гхош: великий учитель
Великий Ауробиндо Гхош, сын индийского врача, учился в кембриджском колледже, а вернувшись в Индию, стал изучать ее культуру, язык и философию. Учитель преподавал литературу в университете, занимал должности в управлении города, а во время великого индийского освободительного движения участвовал в революции и даже дважды был арестован за свою революционную деятельность.
Тогда же Ауробиндо и заинтересовало учение о веданте: в далеком 1907 году он стал практиковать йогу, а ожидая в тюрьме второго суда, пережил мистические озарения.
Две недели тюремного заключения Ауробиндо беседовал с духом Свами Вивекананды, обсуждая пути к постижению сверхразума. Этот случай оказал огромное влияние на Учителя: на суде он не видел ни стражу, ни судью — только дух бога Вишну, пронизывающий каждую клетку, явивший себя в лице каждого человека в судебном зале.
Спустя три года после познания йоги Ауробиндо отказался от активной политической жизни и сосредоточился на духовных работах: изучал сознание и его уровни, лежащие за чертогами обычного разума, продумывал способы сознательной эволюции разума, подходящие каждому из живущих ныне.
После Учитель перебрался в Пондичери, где основал вместе с Матерью ашрам. После долгих лет познания сущего Шри Ауробиндо умер в 1950 году и был похоронен на территории своего дома — ашрама.
Ашрам Ошо, курсы медитации (Osho Meditation Resort)
Ашрам Ошо в Пуне – крупнейший центр приверженцев духовного развития в Индии. Ашрам собирает не только последователей учения Шри Раджниша (Ошо), но и всех, занимающихся йогой и другими восточными практиками. Здесь обучают медитации и техникам достижения осознанности Ошо. Программ имеется множество. Узнать, какая из них нужна именно вам, можно на месте, посетив Информационный центр ашрама, пообщавшись с гуру и учениками, взяв несколько сеансов различных практик. Длительность пребывания в ашраме также определяется самостоятельно, исходя из личных возможностей и целей. Занятия проводятся круглый год, но лучшим временем для посещения центра считается ноябрь - март.
На территории центра необходимо соблюдать местные правила: нельзя пользоваться мобильными телефонами и компьютерами, необходимо соблюдать форму одежды, нужно предоставить отрицательный результат теста на СПИД (можно сдать анализ в местной лаборатории).
Во всем остальном ашрам Ошо похож на обычный курорт: имеются бассейны, сауны, массажные кабинеты, спортивные залы и площадки, рестораны, кафе. Стоимость пребывания: вступительный взнос – 1750 рупий и 850 рупий за каждый день. Центр располагается около Кореган Парка в Пуне. Добраться можно из Мумбаи на такси или на общественном транспорте (автобус, электричка).
Читайте также: