Как посетить донской монастырь в москве
Донской мужской монастырь — московский монастырь, расположенный на юго-западе столицы, основанный в 1591 году царём Фёдором Иоанновичем в благодарность за чудесное избавление Москвы от захватчиков — войск крымского хана Казы-Гирея. Место основания монастыря совпадает с тем местом, где был лагерь московских войск, изготовившихся к битве с татарскими агрессорами.
Обитель посвящена Донской иконе Божией Матери, написанной Феофаном Греком, в честь которой монастырь и был назван. Как гласит предание, именно этой чудотворной иконой Сергий Радонежский благословил русское войско на Куликовскую битву, а позднее заступничество Богоматери помогло защитить город от нашествия крымских татар, которые больше никогда не подступали к московским стенам. Это было расценено как божественное чудо.
С 17-го века Донской монастырь становится местом упокоения многих известных людей, среди которых — грузинский царь Давид, философ Чаадаев, писатель Одоевский, архитектор Бове и другие. В наше время эта традиция была возобновлена, в частности в 2008 году в Донском.
Тяжела была участь Донского монастыря в Смутное время — обитель была разорена поляками, во главе которых стоял гетман Ходкевич.
Большую историческую роль сыграл Донской монастырь во время Чумного бунта, случившегося в 1777 году. Обезумевшая толпа растерзала скрывавшегося в обители архиепископа Амвросия за то, что он приказал для прекращения дальнейшего распространения чумы закрыть доступ к чудодейственной иконе, к которой прикладывались как уже заболевшие люди, так и здоровые.
В начале позапрошлого века роль Донского монастыря ещё более возросла — он занял место одной из самых богатых и привилегированных обителей страны. В частности, несколько десятилетий, на территории обители размещался Духовно-цензурный комитет, затем духовное училище и школа обучения послушников.
Во время Отечественной войны 1812 года обитель подверглась разграблению французами.
После революции 1917 года обитель разделила печальную судьбу многих других монастырей: в ней проводились антирелигиозные выставки, работал Антирелигиозный музей искусств, в к конце 20-х годов монастырь был официально закрыт.
В Донском ставропригиальном мужской монастыре хранится множество святынь и церковных реликвий, среди которых святые мощи, иконы, различные предметы из коллекции древностей. Главной среди святынь и самой почитаемой является написанная в 16-м веке Донская икона Божией Матери.
Сегодня эта икона постоянно хранится в Третьяковской галерее, но ежегодно 1 сентября её доставляют в Донской монастырь, где святыню могут увидеть верующие, а Патриарх совершает перед ней божественную литургию.
Также стоит отметить чудесно обретённые мощи Святителя Тихона — Патриарха Всероссийского, которые сегодня можно наблюдать в золочённой раке, находящейся в Большом соборе монастыря. Эти мощи были обнаружены случайно в 1992 году, во время проведения восстановительных работ после поджога обители.
В Малом соборе монастыря паломники имеют возможность увидеть чтимые иконы Божией Матери "Феодоровская" и "Знамение", а также список Донского образа Пресвятой Богородицы.
Желающие посетить обитель, могут воспользоваться услугами паломнической гостиницы при монастыре, находящейся рядом со станциями метро "Шаболовская" и "Ленинский проспект". Донской монастырь обладает удобным местоположением — множество православных святынь и обителей Москвы находятся в шаговой доступности от него. Среди них: Даниловское кладбище — место погребения Матроны Московской, знаменитые Даниловский монастырь и Новоспасский ставропригиальный монастырь.
Донской монастырь является одним из главных монастырей города Москвы и считается, что он расположен на дороге ведущий из Москвы в Крым. Хотя расстояние до Крыма 1300 км.
Этот монастырь создавался не просто как монашеская святая обитель, а как крепость, которая должна была с юга защищать Московский Кремль, а потому в монастыре видим массивные стены и башни.
Монастырь основан в 1591 году . Создавался монастырь в память о освобождении Москвы от нашествия хана Казы-Герея.
Ранее на этом месте стоял походный лагерь русских войск с переносной полевой церковью Св. Сергия Радонежского. После Куликовой битвы в этой полевой церкви некоторое время находилась Донская икона Богородицы, перед которой молились русские воины, а потому и монастырь создавался в честь иконы по молитвам к которой русские воины смогли изгнать от Москвы хана Герея.
Когда монастырь был основан, то в него прибыл сам царь Борис Годунов и собственноручно заложил первый камень собора в честь Донской иконы Богородицы. Это был вначале однокупольный храм, но в 1670е годы к храму пристраивалась трапезная, увеличилось число купалов. Таким он дошёл до нас. В том храме старинный иконостас 1662 года. но этот иконостас изготавливался не для донского монастыря, а попал в монастырь после того как большевиками была снесена одна из старинных церквей Москвы. С 1930 по 1946 год храм был закрыт. Именно в этом храме и был погребён Святой Патриарх Тихон.
Этот собор был главным собором Донского монастыря на протяжении 100 лет. Хотя даже внешне под собор он не подходил, а напоминал приходскую церковь. Сегодня этот собор известен, что раз в 4 года Патриарх в этом соборе варит миро..
Изначально Донской монастырь был очень бедный, в нём жили несколько монахов. И уже в 1612 году не понадобилось и полного дня чтобы польско-литовский полководец Ходкевич занял этот монастырь.
В 1618 году под стенами монастыря произошёл бой, где русские стрельцы победили украинских казаков Петра Конашевича.
В середине 17 века Донской монастырь так обнищал, что уже не мог содержать себя и был объеденён с Андреевским монастырём. Но в 1678 году Донской монастырь вновь получил независимость, стал самостоятельным, а в монастырь потекли очень богатые пожертвования крупнейшей московской знати.
В 1683 году монастырём уже правит не игумен, а архимандрит, что говорит о повышении статуса монастыря. Монастырь уже содержит полностью себя сам и получает 20 десятин окрестных пастбищ. За 2-3 года у Донского монастыря появляются аж 4 вспомогательных подсобных монастыря (подворья). один из них известный Железноборовский.
В 1694 году монастырь стал строить новый собор, который так же был освещён в честь Донской Богородицы.
Этот собор был построен благодаря царевны Софьи Алексеевны Романовой (сестры Петра Первого), которая взяла на себя такой обет . Однако из-за известных исторических событий в царском доме, она не смогла достроить собор и достраивали его на частные пожертвования.
Строители собора были украинцы, к тому же ещё и массоны. И это объясняет некоторые необычные особенности этого собора.
Во первых собор был пятикупольный. такие храмы в России ни кто не строил и это была тогда чисто Украинская традиция ставить купол в центре и 4 купала по 4 сторонам света, русским это было чуждо. Старообрядцы при виде этого собора считали себя оскорблёнными, за то, что в Москве появился "Алтарь Антихриста", иначе они этот собор и не называли.
Иконастас (восьмиярусный) собора делают Кремлёвские мастера. Работа над ним продолжалась 10 лет. Главная икона в иконостасе конечно Донской Богородицы, вторая справа от царских врат. Список середины 16 века с оригинала в то время находящегося в Благовещенском соборе Кремля.
Фрески собора, а так же архитектуру стен монастыря выполняют итальянские мастера.
После работы зарубежных мастеров, стены преобретают красно-белый цвет и сам монастырь стенами и башнями очень стал походить на Новодевичей монастырь.
Было поставлено 8 квадратных и 4 круглые башни, но это уже было не оборонительное сооружение, а чисто духовное, именно монастырь создавался. Оборонительное значение было утрачено.
Были возведены колокольня и надвратная церковь Тихвинской иконы Богородицы.
В 1711 году у этих стен был убит московский архиепископ Амвросий. Он приказал снять с ворот Тихвинскую икону. В то время была чума и у ворот собирались больные люди разносящие эпидемию. Когда епископ принял решение снять икону к которой приходят больные, фанатические настроенная толпа растерзала владыку на смерть у стен монастыря. Ныне он погребён в малом соборе монастыря.
В то же время в усыпальнице под большим собором монастыря хоронили представителей царской грузинской династии царей Багратионов.
В 1724 году был закрыт Андреевский монастырь и всё имущество и сами монахи были переданы Донскому монастырю. А потому уже к 1739 году монастырь в своей собственности имел 880 усадьб, 6716 крестьян, 14 мельниц и рыбные производства..
В 1747 году власти хотели передать монастырю на содержание Славяно-греческо-латинскую Академию, но монастырь согласился содержать и выплачивать заработную плату только профессорско-преподовательскому составу.
В 1812 году монастырь разграбили войска Наполеона, однако главные ценности ещё до их прихода удалось вывести в Вологду.
В год революции, в 1917 году в монастыре жило 48 монахов и 2 послушника.
После революции монастырь был закрыт. С 1922 по 1925 год в монастыре под домашним арестом содержался Святейший Патриарх Тихон. После освобождения он изволил остаться жить в этом монастыре, тем самым монастырь сделался как бы главной Патриаршей резиденцией Московского Патриарха.
В 1989 Св.Тихон был канонизирован в лике святителя-исповедника.
В 1924 году некоторые строения на территории монастыря были переданы для создании колонии для несовершеннолетних.
В 1934 году территория монастыря отдаётся под музей архитектуры. Благодаря чему в Донской монастырь свозятся останки многих разрушенных монастырей и соборов.
В 1982 году Советское правительство заговорило не только о передачи монастыря Церкви, но решался вопрос, чтобы Донской монастырь был официальной резиденцией Московского Патриарха и тем самым монастырь стал бы главным монастырём России. Но что-то не сложилось и резиденцией Патриарха стал Данилов монастырь.
Особое внимание уделяется монастырскому некрополю. В Донском монастыре похоронена высшая знать старой Москвы. При этом, некоторые семьи на территории монастыря строили храмы которые служили им фамильными склепами для захоронения рода. Так церковь Александра Свирского ( фото вверху ) в монастыре была построена между 1796 и 1798, как родовой склеп Зубовых .
Князья Голицыны были похоронены в церкви Архангела (1714-1809) ( фото вверху ),
в то время как Церковь Святого Иоанна Златоуста ( 1881 - 1891 ) является родовым склепом для семьи Петрушиных ( вверху на фото ). Это действующие храмы на территории монастыря, память о великих людях и их семьях, которую они о себе оставили в монастыре.
Старое кладбище в юго - восточной части монастыря примечательно своими украшениями могил, выполненных некоторыми лучшими российскими скульпторами. Здесь покоятся поэты Херасков и Сумароков , философы Петр Чаадаев и Иван Александрович Ильин , историки Михаил Щербатов и Василий Ключевский , критик Владимир Федорович Oдоевский , архитектор Бове , художник Василий Григорьевич Перов , придворный Александр Дмитриев-Мамонов , актриса Фаина Раневская , генерал Антон Деникин , авиатор Николай Егорович Жуковский . Тут же покоится бабушка А.С.Пушкина и родственники Булгакова. Последним человеком похороненым здесь был писатель Солженицин.
В военные 40е годы много советских солдат было убито во время битвы под Москвой , а также людей , расстреливали в НКВД . Все они были похоронены тайно у стен Донского монастыря, за монастырской территорией. Так появилось новое Донское кладбище, на котором в 20 веке тоже стали хоронить знаменитостей Москвы.
Когда-то была церковь преподобного Серафима Саровского, расположенная на этом кладбище, но позже в ней сделали первый крематорий в Москве в 1927 году. В этом крематории по иронии судьбы сожгли прах самого Лаврентия Берии. Сейчас это помещение крематория вновь вернули под храм и там совершаются заупокойные службы.
Подать требу
Многие хотят посетить Донской монастырь и заказать требы, но, в силу разных причин, не имеют такую возможность. На помощь приходит сайт волонтерской организации. Волонтеры передают записки в храм для их прочтения во время церковных служб. Заявка формируется автоматически, быстро, с учетом количества имен просящих и цен на требы в Донском монастыре.
- Сорокоуст
- Поминовение на длительный срок.
- Молебен.
- Поставить свечу.
- Панихида.
Монастырский комплекс расположился рядом со старой Калужской дорогой на юго-западе современной столицы. Он был основан в 1591-м. Его название связано с Донской иконой Богородицы, являющейся основной святыней. Икона уберегла Москву от войска хана Казы-Гирея. По преданию, Сергий Радонежский, держа образ Богородицы в руках, благословил войско князя Дмитрия перед битвой на Куликовском поле. Обитель втиснулась между Даниловым монастырем и Новодевичьим храмом. Она превратилась в монашескую крепость и вошла в состав оборонительных строений Москвы.
Сайт очень нуждается в финансовой поддержке. Вы можете внести свою лепту!
В нашем распоряжении оказались несколько десятков редких православных книг и фильмов. Мы хотим сделать их доступными для всех в библиотеке нашего сайта. Пожалуйста, помогите нам собрать средства для оплаты работ по сканированию книг и оцифровке видеоматериалов.
Кроме того, ваша помощь позволяет оплачивать работу редактора, художника, дизайнера и других работников нашего сайта, которые каждый день трудятся над нашими проектами.
А не пойти ли нам. в монастырь? Чрезвычайно спорное предложение для человека, привыкшего к светским выходным. А между тем древние обители - не просто места паломничества, но еще и памятники с богатейшей историей и тайнами. Туристический портал "Узнай Москву" составил маршрут по святым местам столицы.
Дух Романовых
Туристическая прогулка (смотрите нашу инфографику) займет чуть больше двух часов. "За это время предстоит посетить 15 монастырских комплексов и храмов, где в последние годы проводилась реставрация", - рассказал глава департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов. Одна из главных достопримечательностей городских храмов - некрополи, где покоятся представители самых знатных родов Москвы.
Онлайн-гид советует начинать путешествие с Новоспасского монастыря около метро "Пролетарская". Его начали строить еще в XV веке, но особый шарм архитектурный ансамбль обрел уже при Романовых. Обитель пережила невероятное: и эпоху расцвета и богатства в XVII столетии, и последующий упадок, и нашествие Наполеона. Есть сведения, что французы попытались разграбить обитель, но иерей Петр Веньяминов отказался выдать сокровища обители. За что и был убит. Впоследствии, когда чужаков изгнали, на месте захоронения иерея установили надгробие с эпитафией "Здесь скромно погребен служитель алтаря, герой, вкусивший смерть - за веру, за царя". Где-то рядом с ним, по одной из версий, была похоронена княжна Тараканова - одна из самых противоречивых и загадочных фигур в русской истории дворцовых тайн.
К огромному сожалению, в 20-30-е годы некрополь постепенно разграбили: часть материала пустили на металлолом, каменные надгробия тоже продавались как стройматериал. Но в 90-е началось новое возрождение монастыря. И благодаря этому здесь снова жив дух Романовых - покровителей обители. Именно в Новоспасском монастыре захоронен Сергей Александрович Романов, который в свое время был Московским генерал-губернатором и членом Государственного совета. Он погиб при взрыве "адской машины", подброшенной эсером Иваном Каляевым. Многое из того, что связано с этой трагедией, можно найти в монастырском музее. Впечатляет, что сохранились вещи великого князя, которые были на нем во время покушения. Вот они: расколотый Георгиевский крест (награда за подвиги во время Русско-турецкой войны), сапоги, разорванный аксельбант. А еще под храмом есть погребения князей Лобановых-Ростовских, Черкасских, Сицких и Урусовых.
Вечный вяз
Выходим на Новоспасский проезд, далее - на улицу Большие Каменщики, переходим Садовое кольцо. И вот перед нами - Гончарная. Еще немного пошагаем - и вот уже перед нами церковь Никиты за Яузой. Это одна из самых загадочных обителей во всей Москве, а может, и в России. Ранняя история церкви до сих пор овеяна ореолом тайны. Есть даже легенда, будто бы именно на том месте, где она стоит, была основана Москва. Но все-таки это, скорее, миф. А реальность - закладная плита, которая сохранилась. На ней дата - 1595 год. Сейчас чудесный белокаменный ансамбль полностью восстановлен после массовых разрушений в советские годы. Интересно, что службы здесь проводятся по афонскому уставу. Нередко - ночью.
Дальше по Яузской улице и улице Солянка выходим к Старой площади и движемся на Новую площадь. Здесь нас ждет обитель, пожалуй, с самым необычным названием - церковь Иоанна Богослова под вязом. Почему под вязом? Именно под этим величественным деревом еще в конце XV века заложили церковь. И вяз стоял здесь до 1775 года. Как и несколько веков назад это ампирное здание - архитектурная доминанта района. Абсолютно все детали храма, утраченные после революции, были восстановлены во время исторической реставрации. Вот так: вяза, от которого церковь взяла название, уже давно нет, а облик все тот же, что был в начале прошлого столетия.
Донские красоты
Дальнейший маршрут прогулки по центру смотрите в нашей инфографике. Мы же посоветовали бы вам проехать подальше, если останется энергия. На наш взгляд, самостоятельная экскурсия по обителям была бы неполной без визита в Донской монастырь, что на юго-западе нашего города. Он хранит память о разных временах Москвы. Основанный в конце XVI века при Федоре Иоанновиче монастырь стал не просто одним из символов веры, но и крепостью. Неприступные стены защищали Москву от неприятелей с юга. Сегодня архитектурный ансамбль реставрируют, но уже сейчас сделано довольно много. Первое, что мы здесь увидим, - величественный пятиглавый собор в честь Донской иконы Богородицы. На него можно смотреть, казалось бы, вечно, как и на весь остальной архитектурный ансамбль монастыря.
Еще обратите внимание на некрополь. Мимо него в этом древнем роскошном ансамбле не пройдешь. Кладбище на территории обители считается самым аристократическим. Как так получилось? В XVIII веке после эпидемий чумы власти разрешали хоронить людей только за пределами города. А в Донском монастыре к тому моменту уже были многие фамильные усыпальницы знатных родов. Здесь даже сохранилось надгробие Дарьи Николаевны Салтыковой (печально известной душегубицы Салтычихи), которая представляла одну из знатнейших в Москве фамилий.
Около 2 гектаров занимает впечатляющий некрополь Донского монастыря. Здесь нашли покой князья Волконские, Голицыны, Долгоруковы, графы Толстые, Зубовы, дворяне Нарышкины. Здесь поистине можно учить историю. А заодно впечатлиться аристократической аурой древнего некрополя с его ангелами, ротондами, беседками, скульптурными фигурками плакальщиц.
В отличие от современных кладбищ монастырские некрополи словно дают понять: жизнь продолжается. Поэтому два часа на монастырскую прогулку стоит потратить даже тем, кто привык к исключительно светской жизни.
Пушкин и революция
Обязательно посетите во время экскурсии знаменитую церковь Большое Вознесение на Большой Никитской, 36. Редкая обитель видела столько исторических событий! Например, в одном из ее приделов 18 февраля 1831 года венчались Александр Пушкин и Наталья Гончарова.
А в 1917 году храм стал свидетелем боев между революционерами и юнкерами. Ужасно, но факт: в обитель тогда принесли 180 гробов с телами молодых парней.
Поздние годы советской власти принесли храму упадок, здесь даже была химическая лаборатория. Только в 1990-м службы возобновились, а год назад провели масштабную реставрацию, которая позволила сохранить величественные живописные произведения.
Читайте также: